фото: Чои Кисун
Международный аэропорт Владивосток заключил договор о благотворительной помощи с национальным парком «Земля леопарда». Теперь воздушная гавань будет не только распространять информацию о важности сохранения и восстановления популяции леопардов на территории Дальнего Востока, но и окажет материальную поддержку.
Аэропорт Владивосток будет оказывать ежемесячную материальную поддержку национальному парку «Земля леопарда». Средства направят на содержание нацпарка и сохранение леопарда. Стороны заключили договор о благотворительной помощи. Об этом сообщает пресс-служба Международного аэропорта Владивосток.
Более 10 лет Международный аэропорт Владивосток сотрудничает с «Землей леопарда» и является хранителем этого хищного зверя. За это время авиапредприятие не раз поддерживало проведение природоохранных акций и вносило важный вклад в дело сохранения редких видов животных. Были организованы тематические фотовыставки, принималось участие в социальных мероприятиях данного направления.
«В этом году в рамках программы корпоративной социальной ответственности (благотворительности) у нашей компании появилась цель - уделить больше внимания программам в области экологии и защиты животных. Дальневосточный леопард – самая редкая в мире крупная кошка. Уверены, что благотворительная помощь укрепит наше сотрудничество с «Землей леопарда» и позволит реализовать новые интересные проекты», – говорит руководитель пресс-службы Международного аэропорта Владивосток Ирина Присяжнюк.
В июле 2014 года по результатам внутрикорпоративного голосования, у аэропорта появился свой символ - дальневосточный леопард по имени Хорс. Спустя 5 лет бронзовый символ компании был установлен на привокзальной площади воздушной гавани, напоминая жителям и гостям края о значимости сохранения леопарда.
«Международный аэропорт Владивосток – наш надежный и верный партнер, и мы очень благодарны его руководству за поддержку. Важно, что сотрудники аэропорта во многих случаях сами выступают инициаторами различных проектов, связанных с сохранением дальневосточного леопарда. Так, благодаря этому на территории аэропорта была установлена первая во Владивостоке скульптура этой редкой кошки, проводятся природоохранные акции для коллектива. Благодаря новой системной поддержке от аэропорта «Земля леопарда» сможет реализовать ряд экопросветительских проектов, о которых мы скоро с радостью расскажем дополнительно», – отметила заместитель директора по экопросвещению и международному сотрудничеству ФГБУ «Земля леопарда» Мария Окулова.
Земля родилась из камня, который уронил в воду летящий гусь. Над этой землей взошли три солнца, и жгли они землю нещадно, так, что всему живому негде было укрыться. Тогда первый человек — охотник Хадо — стал стрелять по ним из лука. Два солнца упали вниз. Вода кипела — горой стала, гора кипела — рекой стала, и осталось на небе одно солнце, с тех пор всё на Земле начало расти и цвести.
Так рассказывает о сотворении мира древняя нанайская легенда. Ну а мы — отправляемся туда, где по-прежнему светят три солнца, но не обжигают, а согревают своим теплом — на берега бескрайнего Нанайского моря.
Нанайским морем местные жители называют озеро Болонь в Амурском районе Хабаровского края. Считается, что здешний народ обитает в кратере давно потухшего вулкана. Уже на въезде привлекают внимание характерные пористые камни вулканического происхождения. На этих берегах, вдали от городов, лежит ожерелье национальных поселков — колыбель древней культуры. Люди здесь жили даже не сотни — больше десяти тысяч лет назад! Как слои лавы — пласты времени застывали на склонах сопок, сохранив свой отпечаток до наших дней. В начале этого пути мы не могли предположить, что поездка на открытие нового Дома культуры станет настоящей этнографической экспедицией.
И вот из-за мыса выглядывает Ачан — национальное нанайское село. Эта скала — как врата в поселок. Здесь рыбаки проводят обряды перед лососевой путиной — и мы, чужаки, учтиво поприветствуем каменного стража.
Белая и пушистая рыба
Древние камни помнят зарю жизни, когда человек стал творцом. Помнят это и руки мастеров.
— Вот это у нас кета. А это — щука, — мастерица Раиса Ходжер протягивает нам лоскутки выделанной рыбьей кожи. — Чувствуете? Разные — и по толщине, и на ощупь. Но мягонькие и ворсистые, как замша, светлый-светлый пушок. Я помню, как мама моя из рыбьей кожи шила отцу рукавички-верхонки. По сей день лучше материала для этого нету!
Раиса в Ачане преподает декоративно-прикладное искусство. Девушки учились вышивать с детства, вместе с мамой создавали свой главный — свадебный халат.
— А вот видите? Халат сшит из лоскуточков. Мама собирала для своей дочки у богатых семей кусочки дорогих тканей. И сшивала, чтобы дочка жила богато. А узоры дочка вышивала, мама учила ее.
— Получается, пока не научишься шить и вышивать — замуж не выйдешь? — спрашиваю я. Раиса смеется.
— Выходит, так! Вот эти узоры, вышитые на спине — это знаки защиты. От дурного глаза, от болезней. А вот на подоле видите дерево? Птички на нем — это души будущих детей. Говорят, по сей день такой наряд питает хозяйку энергией. Силой нашей родной земли Ачанской.
Связь времен — главная задача нового Дома культуры. Дома, с большой буквы, где живет искусство предков.
Есть в коллекции местных мастериц и сшитый из рыбьей кожи халат, которому без малого сто лет. Здесь реликвии, доставшиеся от предков, наконец, обрели свой дом — их расположили в музее, которому есть, чем удивить гостей.
— Ценность этого халата не только в вышивке, но и в рисунках. Все краски делались из природных ингредиентов. Чтобы, например, получить красный цвет — мастерица брала красные цветы и икру кеты. Черный — это уголь из очага, — рассказывает председатель организации малочисленных народов Севера Амурского района Полина Павловна Ходжер.
Есть в музее и настоящий костюм шамана села. Пояс и часть аксессуаров он расписывал сам. После его смерти обрядовые вещи передала музею его жена. Но до сих пор не все их можно размещать для показа.
— Только шаман может снять табу и заклинания, которые могут быть на этих вещах. Просто взять и вывесить их мы не можем, а наш нынешний шаман говорит, что еще не время! — рассказывает Полина Павловна.
От этих слов мурашки пробегают по коже. Здесь по-прежнему сильны верования предков, и местные жители — у которых, кстати, есть смартфоны и прочие атрибуты современности — воспринимают их так же естественно, как солнце или воду.
Три Солнца Ачана
В самом начале мы, наверно, смутили вас, сказав, что Ачан согревают три солнца. Но это так. Нигде прежде нам не встречалось, чтобы в крошечном селе, где наберется от силы пятьсот жителей, этнокультурные объединения жили десятилетиями, передавая свой опыт из поколения в поколение, охватывая буквально каждую семью.
Это песенно-танцевальный коллектив «Сиун», что в переводе с нанайского — «Солнце». образовался в 1958 году в соседнем селе Болонь. Собирали друзей и ездили с концертами по рыбацким станам.
…В зале гаснет свет. За кулисами — волнение. Ребята и девчата кладут свои руки на ладонь балетмейстера Веры Киле. «Ни пуха ни пера!» — примерно так можно перевести с нанайского фразу, которую они произносят хором и устремляются на сцену. Под мелодичный перелив старинной нанайской песни, плавный, как перекаты волн, расправляют белоснежные пернатые крылья аисты, летящие над Амуром. Магия костюмов и движений будто погружает во времена, когда человек не отделял себя от природы, жил в ней, как ее дитя, и рядом с ним жили звери, птицы и мистические существа из старинных легенд…
— Все эти движения — старинные, — рассказывает Вера за кулисами. — Мы брали их у бабушек, дедушек. Детей чарует это, как нас когда-то. Им даже было не важно, где и как: наш прежний клуб сгорел еще в девяностые, с тех пор целые поколения занимались во временном помещении, летом — на улице. Теперь у них — свой танцкласс, сцена, они это заслужили и гордятся этим, наверно, за все поколения своей семьи! Они наследуют свою культуру, язык. Нанайский у нас преподают в школе до девятого класса. Но самое интересное – что с возрастом нам самим хочется разговаривать по-нанайски. Я не знаю, откуда у меня эти слова берутся — из ветра, из воздуха, из земли предков? И вот у нас у всех здесь так!
Наверное, потому, что связь времен здесь по-прежнему сильна. Все наряды ансамбля вышиты вручную, каждый узор выверяют в соответствии с канонами, ребята знают их значение и могут буквально читать их, как книгу!
Почти полвека руководила ансамблем Нина Павловна Гейкер, ею был создан детский ансамбль-спутник «Тасима» («Лепешечка») — третье солнце Ачана. Со старинными песнями и танцами они объездили полмира: от Таиланда до Франции, лауреаты международных конкурсов и премий. Черно-белый портрет Нины Гейкер теперь встречает гостей на входе в клуб. Она застала начало его строительства — это была ее мечта, но в день открытия рядом с участниками ее нет.
Душа России
Для меня Нина Гейкер стала проводником в нанайскую культуру. Лауреат правительственной премии «Душа России», знаток национальной культуры, она воплощала на сцене обрядовые вещи, никогда не переходя ведомую лишь местным тонкую грань, за которой «табу»… А я запомнила ее такой: на своей кухне, она строгала талу из свежего карася – свою любимую. И напевала. Голос «дочери Амура» не раз звучал на гастролях за океаном, но нигде его не услышишь вот так — сердцем — как в Ачане.
— Карась зимой очень вкусный, он сладенький! – говорила она. — Из сазана, из карася нашего амурского — такая вот тала, свеженькая, живая — самая лучшая!
Как многие на родной земле, она знала секреты блюд, в которых рыба — главный кормилец народов Амура — используется практически полностью. Это дань уважения. Простые, при этом такие особенные и глубоко местные, эти рецепты из глубины веков передаются от матери к дочери. Впрочем, рассказывала она, весточки из прошлого здесь получают нередко, просто вскапывая огород.
— Попадались украшения. Женские, помню. Стрелы, куски кувшина — 12 века до нашей эры. У нас Окладников в 70-х годах проводил раскопки. Я помню, мы в школе учились, нас возили прям к археологам, и мы были у них на раскопках.
Впервые Ачан упоминается в документах более чем трехсотлетней давности. По одной из версий, именно здесь в 50-е годы 17 века остановились на зимовку русские казаки и основали тот самый Ачанский острог, который упоминается в сообщениях первых русских землепроходцев. И возможно именно в этих местах, где находимся мы сейчас, стоял и смотрел в бескрайние дали этого озера Ерофей Хабаров. Ученые спорят до сих пор, но, как бы то ни было, местные жители все еще находят в прибрежной линии следы той самой эпохи — колечки кольчуг, наконечники стрел и обломки лат.
Именно Алексей Окладников в одном из национальных сел Приамурья обнаружил скульптурку — крошечное изображение женщины. В историю мирового искусства она вошла под именем Кондонская Венера. Еще две, найденные чуть позже, хранятся в музее Комсомольска-на-Амуре.
Как смотрит на нас из тьмы веков скульптурка Венеры, так и сегодня, взглядом с бровями вразлет, — поколение нынешних детей Амура.
Конечно же, они знают: то, что сохранили сквозь столетия, для их современников — экзотика, но охотно делятся ею. Попросите любого ребенка в Ачане спеть что-то «из местного» — споёт обязательно!
Ну а я до сих пор, путешествуя по Амуру и глядя на его бескрайнюю искрящуюся гладь, слышу голос Нины Гейкер. Откуда-то из глубины не то волн, не то неба, не то веков доносится ее «Колыбельная». Послушайте, и вы поймете, о чем я! Так может петь только Душа России.
Связующая нить
…Те, кто прервался и послушал — поймут, как остро хочется это сохранить, и как это необходимо для небольшого нанайского народа. Чтобы уникальная культура не затерялась в потоке быстротечного времени. Все меняется: раньше ребятишки слушали и взахлеб пересказывали сказителей, теперь — смотрят ролики в интернете. Народ жил промыслами и ремеслами — теперь, чтобы жить хорошо, нужна работа.
Ачану повезло с «соседями»: на другом берегу его кормильца Амура крупная добывающая компания строит фабрику. Появилась и работа, и те, кто заинтересовался сохранением самобытного наследия коренных народов. Когда по национальному проекту «Культура» в селе начали строить новый клуб, они взяли на себя его оформление и оснащение. Мебель, оборудование, видеостена в концертном зале, которая помогает дополнять выступления национальных ансамблей современными эффектами — это и есть та самая связь времен, сохранить которую стремятся в Ачане. Как из рожденной икринки малёк лосося начинает из этих мест свое путешествие в мировой океан, чтобы спустя четыре года вернуться к истокам и принести потомство, — так со стены на стену перетекает традиционный узор, выверенный до мелочей.
— Это действительно уникальный проект, над которым трудиться было очень интересно: оформление современное, но при этом несущее глубокий исторический смысл, благодаря этому с первых шагов достигается максимальный эмоциональный эффект! — рассказывает заместитель генерального директора по социальной политике ООО «Амур Минералс» Елена Свищ. — Ты понимаешь, что здесь живет душа России, мнгогонациональной, яркой, где связь времен — это сила, которую впитывают будущие поколения.
Укрепить эту силу помогают всесторонне: это спортивный инвентарь для северного многоборья, ежемесячная поддержка в покупке реквизита, уличная сценическая площадка, построенная к 370-летию села, оборудование детского сада. Ведь это здорово, когда в детском саду крохотного поселка, где люди живут вдалеке от большого мира - осознанно, на земле предков, — есть то, чего нет во многих городах.
…Из этого культурно-исторического «гнезда» под названием Ачан вылетел и «Аист над Амуром» —фестиваль народного творчества коренных малочисленных народов Севера. Проводят его с 1996 года в национальных селах Амурского района.
Звуки бубна, как и сотни лет назад, призывают жителей обширного озера Болонь собраться вместе. Это национальные песни, танцы и, конечно же, легенды, которые здесь не утратили значения. Их, вместе с родным языком, всякий, кто рожден на этой земле — как говорят местные — впитывает корнями. Нить времен продолжает виться над бескрайним Нанайским морем.
Помогать другим – процесс естественный, но вызывающий вопросы, когда помощь «обезличена»: помочь тому, кого не знаешь сложнее, чем знакомому. А уж если деньги собирает организация, фонд… вопросов становится ещё больше. По просьбе EastRussia на самые частые из них отвечает Надежда Янкелевич, директор по коммуникациям БФ «Нужна помощь».
Я бы на самом деле не ставила вопрос таким образом. Благотворительность существует не вопреки, а как поддержка государства, даже в самых благополучных и развитых странах мира. И на мой взгляд благотворительность — один из важных институтов гражданского общества. Жертвуя деньги, мы участвуем в решении социальных проблем, которые нас волнуют, ведь ответственность за то, что вокруг нас, лежит прежде всего на нас самих. Да, конечно, мы платим налоги. Но органы государственной власти, которые эти налоги распределяют, — это такая большая и неповоротливая машина, которая не может оперативно реагировать на изменения во всех сферах жизни общества, тем более в такой огромной стране, как наша. И здесь мы, как граждане своей страны, можем делать то, что в наших силах, ведь всё-таки действие лучше бездействия.
Например, чтобы решалась проблема бездомных животных, должны быть и неравнодушные люди, которые забирают животных с улицы, и волонтерские сообщества, которые организуют передержки и оказывают помощь большому количеству животных, и благотворительные организации, которые знают, как помогать правильно. Они проводят исследования, заключают договоры с профильными клиниками, обучают волонтеров, проводят просветительскую работу и вовлекают больше и больше людей, лоббируют появление необходимых законов, над которыми как раз работает государство. Принимая, например, закон об ответственном обращении с животными, запускаются механизмы защиты животных на уровне всей страны, что влияет на соблюдение принципов гуманности.
Приведу еще пример. В прошлом году в нашем издательстве «Есть смысл» вышла книга «Все мои ребята», автобиография ВИЧ-активистки Рут Кокер Беркс, запустившей первую в США программу добровольной помощи ВИЧ-инфицированным. Беркс вовлекалась в судьбу больных людей, затем стала правозащитницей и сделала очень многое для популяризации знаний о ВИЧ и дестигматизации этой болезни. Что привело к тому, что ВИЧ-повестка стала одним из пунктов в предвыборной кампании Клинтона и впоследствии привела к тому к тому, что проблему ВИЧ начали решать на государственном уровне.
И вот благодаря работе благотворительных организаций, локальных активистов и волонтеров появляется общественный диалог, и государственная система начинает эффективнее работать над решением социальных проблем, эффективнее распределяются наши с вами налоги.
Ну и, наверно, важно отметить, что есть функции, которые закреплены сугубо за государством, и благотворительные организации эти функции на себя не берут.
Вообще, благотворительный фонд — это лишь один из видов некоммерческой организации (НКО).
У НКО есть несколько организационно-правовых форм, все они прописаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Самые распространенные: ассоциация, общественная организация, автономная некоммерческая организация, или АНО, и благотворительный фонд.
Если мы говорим именно о фонде, то у него обязательно должна быть благотворительная программа. Это такой документ, в котором подробно описаны цели и задачи фонда: кому и как он помогает, на какой территории, кто и на каких условиях может обратиться за помощью.
У фонда должен быть Совет (высший коллегиальный орган управления) и это важное условие долгосрочного устойчивого развития организации. К его компетенциям относятся важнейшие вопросы управления, такие как определение стратегии, бюджетное планирование, утверждение благотворительных программ. От состава совета фонда зависит качество его работы, а значит, и работы всего фонда.
Попечительский совет — еще один орган. Он следит за работой организации: контролирует распределение денег и решения других органов, смотрит, чтобы фонд соблюдал законы. Члены попечительского совета имеют доступ к финансовой отчетности фонда и могут запрашивать у директора любые документы, связанные с деятельностью организации. То есть они могут гарантировать своей репутацией, что деятельность фонда эффективна, прозрачна и соответствует закону.
И, конечно, у фонда есть и директор. Он назначается советом и несет ответственность за выполнение принятой стратегии.
В любом фонде работают люди. Состав команды зависит от направления деятельности организации, но хорошо бы чтобы были юрист и бухгалтер, чтобы с документами всегда все было впорядке, фандрайзер и пиар-менеджер, чтобы привлекать доноров и вовлекать больше людей в решение той социальной проблемы, которой занимается организация.
У любого фонда есть бюджет на год, который состоит из разных статей доходов и расходов. Здесь все индивидуально и зависит от организации. Отмечу только, что чем больше разных источников доходов (это разовые и регулярные пожертвования физических лиц, пожертвования юридических лиц, гранты, коммерческая деятельность и пр), тем устойчивее организация.
Пожертвования, которые собирают благотворительные фонды, они тратят на свою деятельность. И это помощь непосредственно подопечным и административные расходы. Чтобы решить, например, проблему бездомности людей, недостаточно просто построить какие-то хостелы или обеспечить едой каждого бездомного человека, нужно помогать людям уйти с улицы — оформлять документы, помочь найти работу, социализироваться. Важно, чтобы люди в принципе не оказывались на улице, а значит надо рассказывать своей аудитории о том, как становятся бездомными, привлекать внимание к этой проблеме, бороться со стигмой в отношении бездомных людей, они не «сами виноваты», рассказывать, как помогать правильно и не навредить и тд.
Пожертвования фонды собирают на расчетный счет. К форме пожертвования на сайте обязательно должна быть прикреплена оферта, с которой донор должен согласиться.
Ну и конечно, все фонды регулярно отчитываются о своей работе: это и ежегодные отчеты в Минюст, ежемесячные финансовые и содержательные отчеты, размещенные на сайте, отчеты, которые фонды отправляют своим донорам, где рассказывают о том, что же им удалось сделать благодаря их поддержке.
Часто мы чувствуем бессилие, сталкиваясь с какой-то проблемой: близкий человек заболел раком, родился ребенок с особенностями развития, подруга столкнулась с домашним насилием, у вашего дедушки деменция, вы нашли бездомное животное на улице и не знаете, как ему помочь… Мы не знаем, куда нам обратиться? что нам делать? поможет ли нам кто-то? как мы сами можем помочь? как не навредить?
Вот здесь нам как раз и могут помочь благотворительные организации. Они создают инфраструктуру для помощи другим. В них работают профессионалы, которые знают, как помогать правильно. Они следят за последними тенденциями в своей области, проводят исследования, работают, что называется, в полях. И вот такие организации должны быть в каждой области, в каждом городе, каждом районе, чтобы любой человек, с какой бы проблемой он не столкнулся, мог получить помощь и помощь оказать.
Кроме того, чем выше роль благотворительных организаций в решении социальных проблем, чем выше уровень вовлеченности людей, тем больше внимание власти к этим проблемам.
Мне кажется, что самое главное — подходить к вопросу выбора фонда критически. Не расставайтесь со своими деньгами просто так.
Первое, что мы можем сделать, проверить, не собирает ли организация на личные карты. На сайте должны быть размещены банковские реквизиты организации, и не должно быть номеров личных или бизнес-карт.
На сайте должны быть все учредительные документы: устав, описание программ организации, размещены финансовые и содержательные отчеты, аудиторские заключения. Организация регулярно публикует новости или на сайте, или в своих социальных сетях.
Также вы можете проверить, есть ли организация на одной из платформ: «Нужна помощь», «Добро.Mail.ru», «Благо.ру», «Все вместе», «Сбер.Вместе», «Помощь рядом». На этих платформах размещены фонды, которые уже прошли проверку, а значит они точно не мошенники. Также на платформе «Если быть точным» можно посмотреть
сразу все фонды, которые верифицированы вышеупомянутыми платформами, а также те фонды, которые получали гранты.
Существует такой старый и довольно вредный стереотип о том, что в благотворительности должны работать только волонтеры, а все собранные деньги должны идти непосредственно на помощь. Но на мой взгляд, это такая логическая ошибка. Если мы остановимся на минуту и действительно об этом подумаем, то поймем, что привлечение к работе в благотворительных фондов профессионалов, оплата их труда не уменьшает объем средств, которые идут непосредственно на помощь людям, а увеличивает его.
Если фонды будут работать на волонтерских началах, то не смогут никому помочь, ведь волонтеры — это люди, которые занимаются помощью в свободное от основной работы время, тогда как для сотрудников фондов развитие благотворительной сферы и есть основная работа, и она не может быть бесплатной.
А если зарплата будет рыночной, то в благотворительность будут приходить больше людей с хорошим образованием и релевантным опытом работы. Они помогут развивать благотворительность качественнее, и социальные изменения произойдут гораздо быстрее.
И давайте не забывать, что на административные расходы благотворительная организация в принципе может тратить только 20% от полученных пожертвований...
Работа некоммерческих организаций в России строго регулируется. Все фонды обязаны каждый год отправлять отчеты в Минюст, получать аудиторские заключения о своей работе, на сайте должен быть размещен устав организации, описание ее программной деятельности. При нарушении требований закона Минюст может ликвидировать НКО. Организация собирает средства на расчетный счет, а не на личную карту. И если все это вы видите на сайте фонда — вы можете ему доверять.
Второе, когда вы оформляете пожертвование, вы соглашаетесь с офертой. Обязательно читайте текст оферты, там прописано, куда организация потратит ваши деньги. В оферте, например, может быть отдельно прописано, что если денег пришло больше, чем нужно конкретному подопечному, излишки могут направить на помощь кому-то другому. Если организация потратит деньги на иные цели, вся сумма будет обложена налогом, а также у вас появится возможность отменить пожертвование и вернуть деньги обратно.
И ещё. Благотворительные организации, которые вы поддерживаете, часто присылают своим жертвователям отчеты о том, сколько денег им поступило за отчетный период и как они ими распорядились, что сделали благодаря их поддержке.
На самом деле каждый рубль действительно важен. Одним из лучших примеров того, что небольшие пожертвования большого количества людей превращаются в огромную помощь для подопечных благотворительных фондов, стала наша акция «Рубль в день». Эта акция стартовала в 2018 году. Ее суть заключается в том, что люди могут оформить ежемесячное пожертвование на очень маленькую сумму — всего 30 рублей в месяц. За последние 2 года благодаря акции мы собрали более 200 миллионов рублей для благотворительных фондов со всей России.
Поэтому не существует каких-то больших или маленьких пожертвований, и любая, даже самая маленькая сумма, это повод для гордости собой, ведь главное в благотворительности — это не деньги, а люди. Мы проводники социальных изменений и каждый из нас делает то, что ему по силам. И чем больше нас будет тем больше помощи мы можем оказать.
Благотворительные акции, которые, например, приурочены к Новому году, это такой отличный способ начать участвовать в благотворительности. Многие российские фонды запускают тематические акции, и согласно исследованию сервиса «Яндекс.Деньги» и фонда «Нужна помощь», число переводов в пользу НКО накануне праздника растет — особенно в пользу детей-сирот, людей с инвалидностью и пожилых людей. Это важная помощь для благотворительных организаций, но все-таки она требуется не только перед Новым годом, или во время других праздников, — пожертвования нужны всегда.
И действительно важны любые пожертвования: и разовые, и регулярные. Однако у регулярных платежей есть большое преимущество — они дают фондам возможность планировать работу на несколько месяцев вперёд, оказывать не разовую, а системную помощь. Именно за счет регулярных платежей организация может открывать новые программы, увеличивать объем оказываемой помощи.
Если вы, например, приняли участие в акции и пожертвовали сто рублей на лечение бездомной собачки, вы помогли одной собачке. Но если вы оформили регулярное пожертвование на 100 рублей в месяц — фонд может потратить ваши деньги на лечение других собачек, которые нуждаются в помощи, а еще, например, заняться просвещением и рассказывать, как заботиться о домашних животных,, чтобы на улице оказывалось меньше собачек и кошечек..
Вообще, регулярные пожертвования — это и просто очень удобно. Они автоматически списываются с карты. При этом нет необходимости, чтобы владелец карты каждый раз подтверждал перевод — ему просто за несколько дней будет приходить напоминание о том, что скоро средства будут списаны. Рекуррентные (регулярные) платежи помогают людям без лишних усилий и временных затрат поддерживать благотворительные организации, которые вам нравятся.
Одна из наших больших задач, как благотворительных организаций, сделать помощь другим доступной каждому. И сегодня существует миллион и один способ участвовать в благотворительности.
Вы можете перечислить свой кэшбек на благотворительность, или баллы и бонусы из разных приложений.
Вы можете стать, например, медиа волонтером и рассказывать своей аудитории о том, что делает ваш любимый фонд. Не стоит недооценивать этот вид помощи, потому что, чем больше людей будет знать про этот фонд, тем больше потенциальных сторонников у него будет.
Вы можете покупать благотворительный мерч, товары, которые созданы руками подопечных благотворительных организаций. У нас на «Есть смысл» мы как раз собираем такие организации. Благотворительный мерч — это еще и способ привлечь внимание людей к социальным проблемам, которые нас волнуют.
Можно еще, например, стать интеллектуальным или pro bono волонтером, и жертвовать свое время, опыт и навыки. Можно зарегистрироваться на таких площадках, как например, Pro Charity, а можно просто написать фондам, которые вам нравятся и предложить свою помощь.
Вообще, вариантов для волонтерства в благотворительности очень много и это зависит от того, что вам интересно, каким количеством времени вы располагаете. Можно, например, быть авто волонтером, можно разбирать вещи на
В таёжном посёлке недалеко от Амурска в Хабаровском крае работает приют для людей, попавших в сложную жизненую ситуацию. Это и центр социальной помощи, и православная школа, и мастерская рукоделия, и, что может быть самое важное - отправная точка для поиска своего места в жизни. Приют стал знаменит за пределами края, номинировался на престижную премию «Жить вместе» и был отмечен как один из лучших проектов региона.
Мастерская радости обосновалась в усадьбе таежного поселка, где сама природа предоставила весь необходимый материал для творческого труда. Местная пасека даёт душистый мёд, воск, из которого отливают церковные свечи; таёжные травы служат материалом для ковриков и корзин; из дерева строят гостевые домики и делают сувениры; из шерсти вяжут теплые вещи; на огороде выращивают овощи. Вся эта работа делается руками тех, кто ещё недавно считались люмпенами и маргиналами – бездомными, безработными, опустившимися людьми, у которых, казалось, не было никаких надежд на будущее. Сегодня они обрели новую надежду и работают рука об руку с православными прихожанами и просто любыми неравнодушными людьми. Вершиной их труда стало строительство часовни в честь Божией Матери.
фото: архив проекта «Мастерская радости»
Руководитель приюта Римма Сологуб говорит: «Труд был заповедан человеку Богом как необходимое условие для жизни. Основа Божественного труда – любовь и радость. К сожалению, очень многие люди потеряли эту радость, их дела делаются без любви, произошла подмена творческого, радостного труда “работой ради денег”. Другая крайность – отсутствие желания трудиться. В приют попадают люди без каких-либо профессиональных навыков и представлений о творческом труде. Возникла необходимость в появлении школы (мастерской), приносящей плоды удовлетворения, радости для себя и других. Поэтому в процессе работы приюта обозначилось главное направление – добровольный, приносящий радость труд человека».
В приюте-мастерской трудятся люди из самых разных сфер жизни: среди них протоиерей Хабаровской епархии, который благословил приют и оказал организационную помощь; местный дачник, сделавший свой личный дачный дом приютом для тех, кому негде жить; хозяин усадьбы, на территории которой располагается приют; педагог по рукоделию, ставшая попечителем приюта, директор воскресной школы православного прихода, работающий здесь бескорыстно и добровольно; бывший бездомный, один из первых подопечных приюта, который смог преодолеть свои жизненные проблемы, обосновался в соседнем посёлке, получил работу, жильё, а теперь в свободное время работает в приюте волонтёром.
В усадьбе часто появляются рыболовы, охотники, дорожные строители, пожарные и другие таёжные служащие. Они интересуются жизнью притют, помогают его обитателеям – привозят продукты, стройматериалы, одежду, одежду. Иногда трудоустраивают подопечных мастерской.
Трудовая основа Мастерской радости – рукоделие. Сделанную собственными руками продукцию продают на ярмарках изделий ручной работы. Этот источник дохода – едва ли не единственный для приюта. Руководство мастерской пыталось подавать заявки на гранты разного уровня, обращалось за помощью к властям, однако всюду получали вежливые отказы. Помогают приюту лишь частные лица, добровольцы и волонтёры – продуктами, одеждой и личным участием.
Людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, сюда направляют, как правило, православные приходы. Со временем в усадьбе сложилась православная община, но воцерковлённость не является обязательным условием для получения помощи. Сейчас в приюте живёт пожилая семейная пара погорельцев из соседнего поселка, которым помогают всем православным миром, хоть эти люди не религиозны и не ходят на богослужения и встречи со священником.
Несмотря на нелёгкую приютскую жизнь, сюда всё чаще приезжают люди, нуждающиеся в помощи. Число готовых помогать единомышленников также растёт, в их числе нередко появляются те, кто сам когда-то нуждался в помощи. Проект уже сейчас выходит за рамки Хабаровской епархии, о приюте знают на всём Дальнем Востоке России и сотрудничают с ним из Комсомольска-на Амуре, Владивостока, Читы. Здесь были даже волонтёры из Беларуси и стран Балтии. Мастерская радости стала тем местом, где милосердие и живое участие в судьбах друг друга приняли формы социального служения. Тот факт, что работа приюта была отмечена благотворительной премией «Жить вместе» – очередное тому подтверждение.
Справка:
«Жить вместе» – премия в поддержку выдающихся социальных, культурных и церковных проектов, направленных на решение общественно значимых задач и формирование сообществ. Учредитель премии – благотворительный фонд «Жить вместе». Основная деятельность фонда – разработка и реализация культурных и просветительских проектов, а также научно-практических конференций в области культуры, социологии, обществознания.