Аналитический центр Рыбного союза спрогнозировал изменение стоимости на горбушу. По мере увеличения объемов добычи рыбы будет идти снижение отпускных цен и рост поставок рыбы на внутренний рынок.
Сейчас отпускная цена на потрошеную горбушу без головы в ДФО составляет 350 рублей за кг. Неразделанная и потрошеная с головой стоит 285 рублей за кг. При этом спрос на рыбную продукцию невысокий: оптовики считают ценник завышенным. Плюс есть альтернатива в центральных регионах страны, где есть большие запасы неразделанной и потрошеной горбуши без головы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на аналитический центр Рыбного союза.
Стоимость пойдет вниз соразмерно росту объемов добычи горбуши, считают аналитики. Прогнозируется и увеличение данной продукции в розничной торговле. Тем временем, промысел данной рыбы активизировался. Промысловики уже добыли 33 тыс. тоны. Это больше, чем за аналогичный показатель 2022 года. Отмечается, что сравнивать в 2023 годом некорректно, так как тогда были рекордные цифры.
На Дальнем Востоке сохраняется рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 1). В мае текущего года рост превысил 3% в Чукотском АО и Якутии (при среднероссийском показателе роста 2,4%). Более высоким, чем в среднем по стране оказался рост цен в Камчатском крае, Забайкальском крае и Амурской области. Менее всего цены в отчетном месяце выросли в Хабаровском крае и Сахалинской области (на 0,6% и 1,4% соответственно).
Следует отметить, что для северных регионов проблема высоких цен на продукты питания остается одной из актуальных, так как ситуация осложняется транспортными расходами. В Камчатском крае губернатор В.Солодов поручил региональному Минэкономразвития включить все районы региона в программу субсидирования транспортных расходов на доставку продуктов. Эксперимент по организации доставки продуктов питания в отдаленные районы полуострова в рамках северного завоза начался в 2022 г. В нем приняли участие Олюторский, Усть-Большерецкий, Карагинский, Пенжинский районы и городской округ «Поселок Палана». Доставка на данные территории субсидируется из краевого бюджета[1].
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле росла заработная плата работников организаций (в сравнении с апрелем прошлого года, (Таблица 2). Наиболее существенный рост был отмечен в Забайкальском крае (на 15,5%), далее следует Бурятия (на 13,8%). При этом данные же регионы традиционно отличаются в ДФО наиболее существенным уровнем безработицы (Таблица 3). Низкие показатели роста зарплат фиксируются в Магаданской области (рост только на 2,9%). Помимо Бурятии и Забайкалья высокий уровень безработицы сохраняется в Якутии.
Следует отметить, что в части дальневосточных регионов в январе-апреле текущего года был отмечен миграционный прирост населения (Таблица 4). Тем не менее в большинстве случаев прирост являлся небольшим, исключение составляет Хабаровский край, где реализуется значительное количество проектов, предлагающих рабочие места. Так, сальдо миграции в данном регионе в январе-апреле составило 868 человек (13 739 человек прибывших, 12 871 – покинувших регион). Положительным за отчетный период было сальдо миграции в некоторых северных регионах – в Магаданской области (сальдо миграции – 41 человек[2]), Камчатском крае (177 человек), а также на Сахалине (188 человек).
Развитие рынка доступного жилья и социальной инфраструктуры остается одной из основных мер по борьбе с оттоком населения, в первую очередь молодого и трудоспособного. Помимо Приморья, строительство арендного жилья предполагается развивать на Сахалине, с финансовым участием института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» (ДОМ.РФ – оператор).
Соответствующее соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума. Предполагается, что ДОМ.РФ профинансирует строительство шести корпусов 17-этажных домов в жилом комплексе «Уюн-парк» в Южно-Сахалинске. Заселение должно начаться не позднее третьего квартала 2025 г. Аренду квартир предполагается субсидировать из федерального и регионального бюджетов для снижения ежемесячных платежей.
Напомним также, что ДОМ.РФ предоставляет Сахалину инфраструктурные облигации на обустройство инженерных коммуникаций данного микрорайона – 1,5 млрд рублей для строительства теплотрасс и насосных станций, 2,5 млрд рублей и 6,8 млрд рублей – для строительства сетей электроснабжения и дорожной инфраструктуры соответственно.
В целом программа «Доступное арендное жилье» предполагает строительство 13 тыс. арендных квартир в дальневосточных регионах. В этом году ДОМ.РФ как оператор программы планирует заключить договоры долевого участия на строительство 3 тыс. квартир. В Приморье тем временем ожидается, что в конце года будут сданы в аренду в рамках программы первые 42 квартиры в ЖК «Айвазовский» (Владивосток).
Что касается льготной дальневосточной ипотеки, то, по данным КРДВ, этой мерой воспользовались для приобретения и строительства собственного жилья более 71 100 семей. Общая сумма выданных кредитов превысила 300 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных кредитов являются Приморский край (19,9 тыс. кредитов на 89,4 млрд рублей), Якутия (15,1 тыс. кредитов на 70,3 млрд рублей), Хабаровский край (9,5 тыс. кредитов, 41,6 млрд рублей).
При этом на строительство индивидуального жилья было выдано 8,96 тыс. кредитов на общую сумму свыше 45 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по регионам ДФО составляет 5 млн рублей. В данном сегменте программы среди регионов лидирует Якутия, где на строительство собственного дома выдано 4,16 тыс. кредитов.
Следует отметить, что крупные девелоперские компании также планируется привлекать к реализации социальных проектов. В июне ВЭБ.РФ и ПИК заключили соглашение о стратегическом партнерстве по созданию проектов социальной инфраструктуры в дальневосточных городах. Соглашение предполагает строительство объектов образования по концессии в Южно-Сахалинске, Благовещенске, Хабаровске и Улан-Удэ. С помощью проекта предполагается создать более 7 тыс. мест в школах и детских садах параллельно с вводом нового жилья. Стоимость объектов, включая строительство и оснащение, оценивается в сумму около 15 млрд рублей. Концессионером выступит компания «ПроШкола» (группа компаний ВЭБ.РФ).
Тем временем заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин вновь поднял вопрос о необходимости усиления контроля за решением проблемы обманутых участников долевого строительства на Дальнем Востоке. В макрорегионе на сегодняшний день недостроенными остаются 28 таких домов. В числе требуемых мер Д.Демешин назвал предбанкротный мониторинг застройщиков и анализ их финансовой устойчивости, а также личное инспектирование главами регионов объектов долевого строительства для изучения ситуации.
Заместитель генпрокурора указал на необходимость усилить контроль за работой профильных министерств и ведомств относительно исполнения дорожных карт по достройке домов. Так, в Приморском крае завершение строительства многоквартирного дома в Уссурийске за последний год переносилось дважды. В Хабаровском крае все еще остается нерешенным вопрос в отношении восьми проблемных домов для 599 человек, требующих дополнительного финансирования в 2,3 млрд рублей.
Объекты незавершенного строительства находятся в пяти регионах ДФО. В том числе в Хабаровском крае их насчитывается 14, в Приморском крае – 6, Бурятии – 4, по два – в Якутии и в Амурской области. По десяти из них способы восстановления прав дольщиков пока не выбраны. Из 20 застройщиков, возводящих объекты, в отношении 15 открыты конкурсные производства.
Кроме того, Д.Демешин подверг критике власти Бурятии, Приморского и Хабаровского краев – за неиспользование возможности достройки проблемных объектов за счет привлечения средств «Фонда развития территорий». Критике при этом была подвергнута также работа Фонда, поскольку им все еще не были рассмотрены ходатайства правительства Хабаровского края, направленные в ноябре 2021 г. и июле 2022 г., о привлечении средств Фонда для восстановления прав участников долевого строительства незавершенных объектов местных компаний «Лидер», «Аметист» и «Томари-ОРО».
На региональном уровне власти принимают дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости и закрепление молодых семей в регионах. Власти Иркутской области с января 2024 г. намерены предоставлять региональный материнский капитал на второго ребенка. Соответствующие изменения были внесены в областное законодательство. Согласно изменениям, получить сертификат на региональный маткапитал смогут женщины в случае рождения, усыновления или удочерения второго ребенка начиная с 1 января 2024 г. С апреля текущего года размер регионального маткапитала составляет 130 тыс. 438,24 рубля. Он ежегодно индексируется.
Следует отметить, что иркутский губернатор И.Кобзев поручил областному правительству не позднее ноября текущего года разработать Социальный кодекс региона, включающий все действующие льготы, выплаты и меры поддержки, предоставляемые за счет областного бюджета, исключив дублирующие и утратившие актуальность меры поддержки.
В свою очередь в Якутии дополнительную поддержку предполагается направлять молодым семьям. Так, жители республики, впервые вступившие в брак до 25 лет, с 1 января 2024 г. смогут получать единовременную денежную выплату. Соответствующий проект закона должен быть внесен в четвертом квартале 2023 г. на рассмотрение Госсобрания республики. По оценкам республиканских властей, на реализацию новой меры поддержки в следующем году потребуется 76,5 млн рублей. Однако точный размер выплаты на семью не уточняется.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, май 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,4 |
Сибирский федеральный округ |
102,0 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,0 |
Чукотский авт. Округ |
103,3 |
Республика Саха (Якутия) |
103,3 |
Камчатский край |
103,0 |
Забайкальский край |
102,8 |
Амурская область |
102,5 |
Республика Бурятия |
102,1 |
Еврейская авт. область |
102,0 |
Приморский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,4 |
Хабаровский край |
100,6 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, апрель 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
109,2 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
109,5 |
|
Забайкальский край |
115,5 |
|
Республика Бурятия |
113,8 |
|
Еврейская авт. область |
111,0 |
|
Сахалинская область |
110,3 |
|
Камчатский край |
110,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
110,0 |
|
Хабаровский край |
109,8 |
|
Чукотский авт. округ |
108,5 |
|
Приморский край |
106,9 |
|
Амурская область |
106,1 |
|
Магаданская область |
102,9 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, март-май 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,3 |
75 640,3 |
Сибирский федеральный округ |
3,5 |
8 232,7 |
Иркутская область |
3,6 |
1 135,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,8 |
4 118,8 |
Республика Бурятия |
6,7 |
415,2 |
Забайкальский край |
6,7 |
481,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,7 |
515,3 |
Еврейская авт. область |
3,8 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,1 |
Сахалинская область |
2,9 |
271,8 |
Амурская область |
2,8 |
405,9 |
Приморский край |
2,5 |
974,7 |
Чукотский авт. округ |
2,2 |
30,1 |
Камчатский край |
2,0 |
166,2 |
Хабаровский край |
1,9 |
704,0 |
Таблица 4. Миграционный приток населения, январь-апрель 2023 г. (на основе доступной информации).
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
13 739 |
12 871 |
868 |
Магаданская область[3] |
1 438 |
1 397 |
41 |
Чукотский АО |
1 464 |
1 509 |
-45 |
Сахалинская область |
5 974 |
5 786 |
188 |
Камчатский край |
3 705 |
3 528 |
177 |
[1] Всего перечень субсидируемых продуктов питания включает восемь наименований – свинина, мясо куриное, масло подсолнечное, сахар-песок, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая, мука пшеничная.
[2] Данные за январь-март текущего года.
[3] Данные за январь-март 2023 г.
Три года назад, сплавляясь на «резинке» от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, мы оказались в Богородском, в краеведческом музее Ульчского района. Помню, как с удивлением рассматривали экспонаты – рыбные консервы, которые выпускались в «низовке» в советские времена и даже в 90-е. Теперь это уже история.
А ведь почти до конца ХХ века по берегам Амура вниз от Хабаровска было несколько рыбоконсервных заводов (РКЗ), которые работали исключительно на амурской рыбе. Один из самых ближних к Хабаровску таких заводов-колхозов располагался в селе Елабуга и назывался «Красный Маяк». Его история во многом похожа на историю множества других рыбколхозов по всему Амуру: в Тыре, Сусанино, Богородском…
Рыба вместо хлеба
На въезде в «старую» Елабугу до сих пор стоит стела «Рыболовецкий колхоз «Красный Маяк» 1930 – 2003»: получается, в XXI век шагнул колхоз. И возник он, кстати, не в 30-м, а несколько раньше – уже в начале 20-х годов появился рыбкооп, в который вошли жители девяти близлежащих сел. Селяне объединились в рыболовецкие бригады, ловили рыбу и сдавали ее на завод, который был открыт в Елабуге. То есть рыбаки не были работниками этого самого завода, но работали с ним в тесной связке.
Примечательно, что бригады эти были, можно сказать, интернациональными. Дело в том, что Елабугу, Вятское и соседние села основали переселенцы из западных регионов Российской империи. Собственно, это и по названиям сел видно. Приехав на новое место, люди занялись тем, к чему привыкли – начали сеять пшеницу. Через несколько лет стало ясно: дело это хлопотное, бесперспективное. Что делать? Конечно же, ловить рыбу в Амуре!
Премудростям рыбной ловли на Амуре переселенцев учили нанайцы. Как бы сейчас сказали – устраивали мастер-классы: как связать сеть из конопли, как специальные венички из багульника сделать. Вскоре новоприбывшие азы рыболовства освоили, а основой их меню стали кета и картошка. Кету также выменивали в городе на товары первой необходимости. Потом и вовсе на промышленный лов перешли.
В 1930 году создается рыболовецкий колхоз «Красный Маяк». С названием долго не думали – в те годы все было «красное», к примеру, сельскохозяйственная коммуна в Елабуге называлась «Красный Октябрь». Ну, а то, что «маяк» - тоже объяснимо: Елабуга, впрочем, как и многие другие села ниже Хабаровска, стоят на правом – высоком – берегу Амура и в ночи действительно светятся, как маяки. Недалеко от Елабуги, кстати, есть село под названием Маяк.
Рыбное дело пошло: ассортимент и улов богатые. Рыбы было так много, что ее хватало не только, чтобы закрыть перерабатывающие потребности завода, поставляли и на рынки Хабаровска.
Довольно быстро завод перерос в многопрофильное хозяйство, которое не только рыбой занималось, но и лесозаготовками. У «Красного Маяка» была своя пилорама, молочно-товарная ферма, пасеки, свиноферма.
Но основным профилем, была, конечно же, рыба. К середине 60-х годов рыбколхоз стал миллионером, а заодно и градообразующим предприятием. Началось масштабное строительство: дома, школа, детский сад, больница, протянули даже водопровод - о нем теперь напоминает заброшенное и полуразрушенное здание водозабора на берегу Амура.
Вкладывались и в производство. В 70-х годах у «Красного Маяка» было два сейнера, которые ловили рыбу в море. Кстати, именно этим отчасти и объясняется успешная экономическая модель советских рыбколхозов.
«Советская система рыбколхозов была экстерриториальной: то есть колхозы, расположенные в Елабуге, Тыре, Тахте, ловили не только у себя, но имели и межколхозные участки на нижнем Амуре, в Николаевском районе. И все добытое там, распределялось между колхозами, исходя из той социальной нагрузки, которую они несли. К примеру, колхоз памяти им. Ленина в Тыре имел морской флот и ловил в Охотском море», - рассказывает председатель Ассоциации участников развития Хабаровского края Максим Бергеля.
В Елабуге построили холодильник, склад, коптильный цех. Судя по фотографии, коптили лососевых: кету, сига.
Ловили рыбу круглый год. Летом и осенью традиционно «шла» кета. Главная рыбалка – осенняя путина – кормила весь год: засолка икры и рыбы давали план и прибыль. Это сегодня кета еле-еле поднимается до Хабаровска, раньше уверенно шла и дальше.
Впрочем, одними лососевыми не ограничивались. А зачем, когда в реке около 140 видов рыбы? Между путиной, и в особенности зимой, ловили частиковых: сазан, карась, Амур, красноперка, желтощек – и это не весь список.
Кстати, если присмотреться к фотографии, то видно, что у проруби, рассматривая улов, стоит майор. Скорее всего, это представитель командования военной части, которая располагалась в соседнем селе Вятское (сейчас там располагается учебный центр инженерных войск) или Сарапульском (там находится полигон некогда существовавшей Краснознаменной Амурской флотилии).
В бригаде служил капитан Красной Армии Ким Ир Сен, здесь же родился Ким Чен Ир. Правда, официальная историография в КНДР гласит, что родился он на священной горе Пэктусан, а в это время на небе появилась двойная радуга и яркая звезда.
На въезде в Вятское, прямо посреди тайги, предприимчивые китайцы построили огромный мемориальный комплекс в память о погибших бойцах 88-й бригады. Правда, его из политических соображений тоже решили пока закрыть, спрятав монументы под «рисовкой».
А вот еще одно интересное фото – улов миноги (кстати, это вовсе и не рыба, а отдельный вид животных – минога). Сегодня она вновь стала появляться на рынках, но долгое время была забыта, как кулинарное блюдо. В советские же годы ловили ее в промышленных масштабах.
А еще был амурский деликатес – ауха (китайский окунь). Ее, кстати, только недавно вывели из Красной книги и разрешили ловить.
Вообще, конечно, жизнь на Амуре в 60-80-е годы «кипела». Было даже такое явление, как агитпароходы, которые подходили к селам или судам, находящимся на промысле, и где можно было отовариться, подстричься, а заодно прослушать лекцию. Я, кстати, застал такой пароход в конце 80-х, когда моя бабушка, работавшая в Амурском речном пароходстве на РТ-403 (речной толкач), брала меня на пол-лета с собой. Правда, назывался он не «агитпароход», а что-то вроде «передвижной магазин», а вместо лекций о политической обстановке в мире мы смотрели «видик» («Том и Джерри», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и фильм для взрослых на нижней палубе).
Величие и благополучие закончились в конце 90-х: перестройка, дефолт, экономический спад. Сократились квоты на вылов, уменьшились запасы рыбы в Амуре. К тому же, банально не все предприятия смогли перестроиться.
«Когда советская система развалилась, все эти колхозы стали самостоятельными юридическими лицами, им "нарезали" рыбопромысловые участки и если там была рыба, то колхоз мог выживать. Если нет, то нет. Объемы частиковых рыб оказались в одних руках, а места их промысла – в других. Вполне стандартная ситуация на Амуре, когда есть предприятия, у которого есть разрешенные к вылову объемы, но нет участков, где эти объемы можно осваивать. И наоборот. Таким образом, была подорвана необходимая производственная цепочка «ловим-перерабатываем-продаем», – объясняет Максим Бергеля.
Первыми это почувствовали аборигены и создали в 1999 году территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов Севера «Мангбо», что в переводе означает «Амур». Все так же ловили рыбу, но уже для себя, как это и было в 20-х годах прошлого века. Правда, получилось недолго – пресловутый закон о получении рыбопромысловых участков через аукцион оставил нанайцев без участка и долгое время они могли ловить только частиковые породы рыб.
«Отсутствие ресурсной базы, необходимы финансовых и управленческих ресурсов привело к тому, что многие колхозы на Амуре прекратили свое существование», – подытожил Максим Бергеля.
В 2003 году закончилась и история рыбколхоза «Красный Маяк». Теперь так называется большая база отдыха, куда, кстати, любят приезжать рыбаки – места-то здесь сазаньи!
На прошедшей неделе угольные котировки на европейском рынке упали до 114 долл./т. Только 4 сентября европейский индекс потерял более 6.5 долл./т., что стало самой значительной однодневной коррекцией с января 2024 г.
Участники рынка разошлись во мнениях о причинах столь резкого падения. Указывались, как более агрессивные цены предложения (объем в 50 тыс. т. с поставкой в октябре предлагался чуть выше 114 долл./т., тогда как накануне предложения с аналогичными условиями были в диапазоне 119-128 долл./т.), снижение цен на форвардном рынке, а также рынке газа (за неделю контракт с поставкой «на день вперед» на хабе TTF потерял за неделю 30 долл./1000 м3), так и опасения по поводу замедления темпов роста экономики США и отсутствие подъема в экономике Китая (резкое падение спроса и цен на нефть). Запасы угля на терминалах ARA на 02.09.2024 г. составили 4.75 млн т. (+0.20 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 снизился до 110 долл./т., но его падение было чуть менее резким. Запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT) увеличились на 5% за прошедшую неделю до 3.37 млн т. Росту запасов способствовал слабый спрос со стороны индийских потребителей (которые обычно забирают до половины экспортного объема), а также рост поставок материала по ж/д после окончания планового техобслуживания.
Индийские потребители снизили закупки южноафриканского материала из-за достаточного объема угля на складах в портах. Поток сравнительно дешевой стали из Вьетнама и Китая оказывает давление на цены металлургической продукции на внутреннем рынке страны, тем самым ограничивая ее производство и, как следствие, спрос на уголь. Индийские производители губчатого железа высказывают пожелания о снижении цен высококалорийного южноафриканского материала на 10-15 долл./т.
Чтобы компенсировать снижение спроса со стороны Индии ЮАР вынуждена искать альтернативные рынки. За последние три недели суда типа Panamax были отправлены в Шри-Ланку, Бангладеш, Японию и Кению.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практический без изменений и составили 118.4 долл./т. На внутреннем рынке Китая сохраняется неопределенность. В регионах добычи наблюдается разнонаправленное движение цен: часть производителей повышают цены, ожидая улучшения спроса со стороны промышленности до наступления национальных праздников (1-7 октября), другие – снижают на 10-20 RMB/т. для ускорения продаж, не ожидая улучшения спроса до наступления похолодания. Сделки на спотовом рынке затруднены из-за большого разрыва между ценами предложения и спроса.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.45 млн т. (+0.79 млн т. к 29.08.2024 г.).
Китайские потребители продолжают закупки низкокалорийного индонезийского материала, цены на который на прошлой неделе достигли 40-месячного минимума. Укрепление китайского юаня по отношению к доллару США также способствовало совершению сделок.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживаются в районе 92 долл./т. Цены на низкокалорийный индонезийский уголь остаются стабильными, находясь на 40-месячных минимумах.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подешевел до 144 долл./т. Торговая активность в контрактах на австралийский материал (поставки в октябре — ноябре) снизилась в преддверии конференции Coaltrans Asia 2024, которая пройдет в Индонезии с 8 по 10 сентября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Цены на австралийский металлургический материал продолжают падать ввиду слабого спроса со стороны Китая и Индии. В Индии продолжается сезон дождей, китайские потребители занимают выжидательную позицию на фоне продолжающегося снижения форвардных контрактов на металлургический уголь на биржах Dalian Commodity Exchange и Singapore Exchange, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали.
Угольные компании РФ получили убыток более 7 млрд руб. в 1 полугодии 2024 г.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июня 2024 г. подскочили в 3.4 раза до 93.7 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 86.6 млрд рублей (-71.9% к январю-июню 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в январе-июне 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. в размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают около 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).
En+ столкнулась с трудностями в оплате по проекту Зашуланского месторождения
Генеральный директор En+ Владимир Колмогоров заявил о задержках платежей со стороны китайского партнера China Energy.
На Восточном экономическом форуме Владимир Колмогоров сообщил, что компания испытывает сложности с платежами в юанях и рублях в рамках крупного российско-китайского угольного проекта по развитию Зашуланского месторождения, реализуемого совместно с China Energy.
Проект по освоению месторождения стартовал в 2023 году. En+ Group и китайская China Energy Investment Corporation совместно реализуют проект по освоению Зашуланского угольного месторождения в Забайкальском крае с выходом на добычу 5 млн т. энергетического угля в год к концу 2027 года.
Объем инвестиций в развитие Зашуланского месторождения до 2027 года составит около 50 млрд рублей. Средства пойдут на строительство угольного разреза, создание необходимой инфраструктуры, автодороги и железнодорожной станции, а также на закупку техники и оборудования. В апреле сообщалось, что проектные работы идут в соответствии с графиком.
Отмену правил недискриминационного доступа к ж/д продлили до конца 2024 г.
Правительство продлило срок приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре до конца 2024 г. В результате данной инициативы правила вступят в силу с начала 2025 года, вместо 1 сентября.
2024 г. Таким образом, негативная динамика в отгрузках угля сохранится, поскольку ПНД давали углю приоритет для транспортировки перед другими грузами.
Действовавшие ранее ПНД (до 6 марта 2022 г.) были временно приостановлены в связи с разворотом логистических потоков и необходимостью вывоза в восточном направлении экспортных грузов, от которых в результате западных санкций отказались европейские страны.
В каком объеме сохранятся в рамках новой редакции ПНД перевозки третьей категории, куда входит уголь, пока неизвестно. При этом об отмене угольной квоты пока речь не идет.
При этом в связи с резким расширением перечня грузов в третьей категории существует опасение, что даже грузы этой категории не будут вывезены в полном объеме, что приведет к невыполнению поручений президента.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
На прошедшей неделе цены в Европе укрепились выше 122 долл./т. Поддержку котировкам оказал рост на газовом рынке в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке и неопределенность с транзитом российского газа в ЕС через Украину.
Несмотря на высокие запасы в хранилищах ЕС, газовые котировки на хабе TTF подросли до 439.13 долл./1000 м3 (+11.58 долл./1000 м3 к 21.08.2024 г.), что связано с техническим обслуживанием норвежской инфраструктуры и угрозой прекращения транзита российского газа. Кроме того, предполагается, что доступного количества газа может оказаться недостаточно, например, в случае резкого похолодания. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 4.7 млн т. (-0.1 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 112-114 долл./т. на фоне роста цен в Европе и сокращения складских запасов в Индии, где проливные дожди негативно отразились на ж/д погрузках индийского угля.
Участники рынка отмечают улучшение провозной способности ж/д в ЮАР благодаря постепенному решению проблем с локомотивами, нуждающимся в ремонте и обслуживании. Оператор Transnet в сотрудничестве с компаниями и комитетом NLCC (National Logistics Crisis Committee) закупает необходимые запасные части у сторонних производителей напрямую, поскольку кризис в отношениях с китайской CRRC (China Railway Rolling Stock Corporation) по-прежнему не преодолен. Кроме того, правительство может предоставить доступ к ж/д инфраструктуре частным операторам в течение 6 месяцев.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 0.5 долл./т. до 118.5 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку ценам оказало сокращение предложения на спотовом рынке и увеличение потребления на 2.2% на крупнейших ТЭС по сравнению с прошедшей неделей. Дополнительным благоприятным фактором является увеличение температуры до 35С° градусов в центральном и южном регионах и ожидание роста до 35-42С° градусов. Некоторые трейдеры воздерживаются от продаж в ожидании дальнейшего укрепления цен материала 5500 NAR до 119.5 долл./т. Очередь из судов в основных портах увеличилась за неделю с 79 до 101, что может говорить об улучшении спроса. Кроме того, Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CTDA) заявила, что в июле Китай потребил 420 млн т. угля (+3.1% к июлю 2023 г.), нарастив объем впервые с февраля-июня 2024 г.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 24.24 млн т. (+0.15 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировались до 92.2 долл./т. (-0.30 долл./т. к 21.08.2024 г.) ввиду невысокого спроса в Китае и Индии, где наблюдаются высокие запасы.
Тем не менее, крупные компании надеются на пересмотр квот по добыче в сторону увеличения. Однако некоторые поставщики низкокалорийного угля в Суматре дожидаются разрешения властей на пересмотр целевых показателей в сторону снижения, поскольку сталкиваются с трудностями выполнения планов из-за сокращения маржи в результате падения рыночных котировок и высокой себестоимости добычи.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 147 долл./т. из-за ограниченного спроса в странах-импортерах. Кроме того, экспортные отгрузки из терминалов Австралии за прошедшую неделю увеличились на 11% с 6.9 млн т. до 7.7 млн т.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 200 долл./т. Падение цен на австралийский металлургический материал премиального качества продолжилось, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Индийские металлургические предприятия отмечают, что будут готовы вернуться к покупкам после восстановления цен на свою продукцию.
США продолжают усиливать санкции против российской угольной отрасли
Минфин США продолжает расширять блокирующие санкции против российских угольных компаний. В SDN-List в августе 2024 г. добавлены:
• структуры Евраза, включая Южкузбассуголь, а также компанию Распадская, чьи акции торгуются на Московской бирже. С 2022 г. Евраз находится под санкциями Великобритании;
• Мечел-Майнинг и аффилированные с ним угольные компании Южный Кузбасс и Якутуголь. Другие структуры Мечела уже находятся под санкциями США с февраля 2024 г.;
• группа компаний СДС-Уголь и аффилированные с ней структуры;
• группа Стройсервис и аффилированные с ней структуры;
Ранее в санкционный список попали: СУЭК, Мечел (за исключением Мечел-Майнинг), Сибантрацит, Эльга, Коулстар и Угольная компания Разрез Майрыхский.
Блокирующие санкции также включают связанные с компаниями добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Усиление санкций приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г. Новые ограничения охватывают 10% российского угольного экспорта, а с учетом ранее введенных санкций под ними теперь находится около 50% экспортного объема. Из-за опасений попасть под вторичные санкции, а также из-за сложностей с платежами российские поставщики уменьшат поставки угля в страны АТР, в особенности в Южную Корею и Тайвань.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
В 2023 г. экспорт российского угля снизился до 212.2 млн т. (-2.5 млн т. или -1.2% к 2022 г.). В январе-июле 2024 г. объемы экспортных поставок упали до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9% к январю-июлю 2023 г.).
Остановка 9 шахт в Кузбассе усилит дефицит российского угля
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 9 шахтах Кузбасса, где были зафиксированы различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана и эксплуатацию оборудования с нарушением требований промышленной безопасности.
Нарушения были выявлены на следующих шахтах: им. А.Д. Рубана и им. С.М. Кирова (СУЭК), Распадская (Распадская), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), Южная (СДС), Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Юбилейная (ТопПром), Ленина (Южный Кузбасс).
Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить деятельность на 3 месяца, что с учетом их мощностей за этот период может привести к сокращению добычи на 4-6 млн т. угля (2.4% годового объема добычи в Кузбассе). Ввиду ограниченных провозных способностей ж/д инфраструктуры, особенно в восточном направлении, данные объемы будут потеряны для экспортного рынка, что усугубит дефицит российского материала на международном рынке.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в
2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
Экспортные пошлины на российский уголь отложили до декабря 2024 года
Правительство РФ продлило отмену экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит с 1 сентября по 1 декабря 2024 г. с целью поддержки российских угольных компаний и объемов экспорта. При этом по коксующемуся углю, цены на который продолжают снижаться, решения пока не принято.
Однако на фоне растущих логистических издержек, ограниченных провозных мощностей, и падения котировок на международных рынках данная мера представляется недостаточной, поскольку угольные компании продолжают отчитываться об убытках. Дополнительным негативным фактором остается ужесточение санкций.
При этом правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, заложив с января 2025 г. надбавку к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь в размере 10% от превышения пороговых значений. Увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль окажет дополнительное давление и негативно отразится на инвестициях, добыче и экспорте, которые сокращаются с начала года.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).
На прошедшей неделе в Европе цены скорректировались вниз до уровня 120 долл./т. после роста неделей ранее. Нервозность на рынке временно снизилась, поскольку ожидаемая эскалация конфликта на Ближнем Востоке не происходит и транзит российского газа в ЕС через Украину продолжается, несмотря на военные действия вблизи газовой инфраструктуры в Курской области.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 427.55 долл./1000 м3 (-14.71 долл./1000 м3 к 14.08.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA сократились до 4.8 млн т. (-0.3 млн т. к 14.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 115 долл./т. вслед за снижением цен в Европе, а также по причине увеличения предложения и ожидаемого восстановления объемов перевалки на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Представитель добывающей компании Exxaro Resources отметил, что новый минимум котировок Richards Bay 6000 NAR будет в районе 100 долл./т. FOB, что обусловлено ростом себестоимости добычи (на 20% за 1 полугодие 2024 г.) и удорожанием логистики. Таким образом, падение котировок ниже этого уровня будет приносить Exxaro Resources убытки. По оценке Exxaro, в этом году ее экспорт увеличится и составит 5.7-6.3 млн т. против 5.11 млн т. в 2023 г. При этом в
1 полугодии 2024 г. компания уже нарастила поставки на 22% до 3.3 млн т. благодаря использованию альтернативных терминалов (в Maputo и Richards Bay) в дополнение к RBCT. Около 70% придется на материал калорийностью 5850 NAR и выше, поскольку компания стремиться к сокращению доли низкокачественного угля.
Компания Afrimat заявила, что может быть вынуждена замедлить темпы добычи антрацита, поскольку склады на шахте Nkomati оказались заполнены ввиду слабого спроса в Европе. Afrimat приступила к экспорту в 2024 г. через порт Maputo в Мозамбике, поскольку это оказалось выгоднее, чем через порт Durban.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 1 долл./т. до 118 долл./т. из-за ухудшения спроса в связи с ослаблением жары. Давление на рынок также оказало понижение цен со стороны Shenhua и других производителей. Некоторые участники рынка ожидают, что уголь продолжит дешеветь, несмотря на сокращение складских запасов в портах.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС уменьшились на 0.36 млн т. до 13.57 млн т., запасы угля в 9 крупнейших портах составили 24.09 млн т. (-0.72 млн т. к 14.08.2024 г.). Сокращение запасов обусловлено уменьшением завоза ввиду ограниченного спроса. В сентябре многие ТЭС будут проходить плановое техобслуживание, что также негативно отразится на спросе.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 92.5 долл./т. на спросе со стороны стран АТР, включая Вьетнам. Китай также увеличил импорт индонезийского угля в июле до 19.24 млн т. (+16% к июню 2024 г.).
Кроме того, после обрушения моста Karang Agung на реке Lalan, которое произошло 12 августа в результате столкновения с баржей, водные пути до сих заблокированы, что идет вразрез с ожиданиями участников рынка, поскольку прогнозировалось, что маршруты будут расчищены до 21 августа. Таким образом, ожидается дефицит предложения со стороны некоторых компаний, ведущих добычу в районе Musi Banyuasin.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 незначительное скорректировался вниз, продолжая удерживаться вблизи уровня 150 долл./т., поддерживаемый сохраняющимся спросом со стороны стран АТР на фоне падающего предложения со стороны России, которая по-прежнему сталкивается с инфраструктурными ограничениями.
Индекс австралийского металлургического угля HCC находились ниже 205 долл./т. Темпы падения цен на австралийский металлургический материал премиального качества замедлились, однако нисходящий тренд продолжился на фоне неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Негативные настроения также подтверждаются стремлением некоторых конечных потребителей отложить поставки по долгосрочным контрактам.
По некоторым оценкам, около 0.7 млн т. австралийского угля HCC с отгрузкой в августе и сентябре остается не проданным (без учета партий, не проданных и не отгруженных ранее). Кроме того, некоторые производители стали останавливают доменные печи с целью сокращения убытков.
Японские компании Nippon Steel и JFE Steel Corporation согласовали покупку 20% и 10% долей стоимостью 1.08 млрд долл. у компании Whitehaven Coal в разрезе Blackwater, где ведется добыча металлургического угля и который является одним из крупнейших в штате Квинсленд.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.8% в январе-июле 2024 года
В январе-июле 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 118.3 млн т. (-7.3 млн т. или -5.8% к январю-июлю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В июле 2024 г. добыча упала до 15.4 млн т. (-1.5 млн т. или -8.9% к июлю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 7 месяцев 2024 г. составила 37.7 млн т. (-1.4 млн т. или -3.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 80.6 млн т. (-5.9 млн т. или -6.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 78.7 млн т. (-5.6 млн т. или -6.6% к январю-июлю 2023 г.), производство подземным способом составило 39.6 млн т. (-1.7 млн т. или -4.1% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 августа 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 20.1 млн т. (-0.5 млн т. или -2.4% к 1 августа 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
На прошедшей неделе в Европе продолжился рост цен на энергетический уголь до 127 долл./т. Поддержку котировкам оказывает сокращение складских запасов и увеличение потребления в Германии. Дополнительным драйвером остается рост энергетических рынков, включая цены на газ и электроэнергию, на фоне геополитической напряженности на Ближнем Востоке и возможного повреждения газоизмерительной станции Суджа в Курской области в результате атаки Украины, что может привести к перебоям украинского транзита газа в ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 442.26 долл./1000 м3 (+5.99 долл./1000 м3 к 07.08.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA сократились до 5.12 млн т. (-0.21 млн т. или -4% к 07.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается на уровне 115-116 долл./т. долл./т. Позитивным фактором остается растущий тренд на рынке Европы и спрос со стороны Индии, где за прошедшую неделю запасы местного угля на складах электростанций сократились на 4% из-за увеличения генерации и снижения отгрузок со стороны Coal India. Тем не менее, ввиду падения цен на сталь покупательская активность производителей губчатого железа снизилась.
В августе ожидается восстановление месячного объема перевалки на терминале RBCT до 4.2 млн т. и 4.0 в сентябре. По итогам января-сентября перевалка прогнозируется на уровне 36.2 млн т. (-0.2 млн т. к январю-сентябрю 2023 г.). Директор Glencore Coal ожидает, что по итогам 2024 г. перевалка на терминале составит 50-52 млн т. В понедельник ж/д оператор Transnet объявил, что благодаря техобслуживанию ограничение скорости (28 км) на ж/д линии до RBCT было снято.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 119 долл./т. на фоне ухудшения спроса в связи с ожидаемым ослаблением жары, поскольку до конца лета осталось две недели. Кроме того, некоторые небольшие производители понизили цены с целью привлечь покупателей, но это не возымело особого эффекта. Опасения у участников рынка также вызывает то, что до конца августа может увеличиться добыча в связи с прогнозируемым минимальным уровнем осадков в северных провинциях, где ведется добыча угля. Однако поддержку ценам может оказать сокращение объемов перевозок угля по ж/д линии Daqin, которые составили 0.95 млн т./день против 1.05 млн т./день неделей ранее.
Добыча угля в Китае в июле сократилась до 390.37 млн т. (-15 млн т. к июню 2024 г.). В январе-июле производство уменьшилось до 2.66 млрд т. (-0.8% к январю-июлю 2023 г.).
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.10 млн т. до 13.93 млн т., запасы угля в 9 крупнейших портах составили 24.81 млн т. (-0.42 млн т. к 07.08.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91.3 долл./т. (+0.6 долл./т. к 07.08.2024 г.). Поддержку котировкам оказывает спрос со стороны стран АТР, включая Вьетнам. Кроме того, некоторые производителю из Южной Суматры объявили форс-мажор или планируют это сделать из-за обрушения моста Karang Agung 12 августа, которое произошло в результате столкновения с баржей и привело к блокировке водных путей. Таким образом, под удар попали компании, ведущие отгрузку в районах Tanjung Kampeh и Muara Banyuasin. По предварительным оценкам на рынок может не попасть материал в объеме около
1 млн т.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос до 150 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны стран АТР, включая Южную Корею, где спрос на электроэнергию достиг рекордных значений в результате крайне высоких температур. Ограниченное предложение со стороны России из-за логистических проблем также оказывает поддержку котировкам.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил падать, опустившись ниже 205 долл./т. Темпы падения цен на австралийский металлургический материал премиального качества сохраняются, что обусловлено увеличением предложения, достаточными запасами на складах потребителей и слабым спросом.
Существенное давление оказывает падение котировок металлургического угля в КНР до новых минимумов с начала 2024 г. по причине неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. При этом участники рынка ожидают продолжения негативного тренда, поскольку прогнозируется превышение предложения над спросом ввиду увеличения добычи в провинции Shanxi и новый раунд понижения цен на кокс.
Динамика падения экспорта и добычи российского угля в январе-июле 2024 года
Годовая динамика падения экспорта российского угля за январь-июль 2024 г. в 12.5 раз превысила темпы сокращения добычи.
Общая добыча российского угля за 7 месяцев 2024 г. снизилась до 250.6 млн т. (-1.9 млн т. или -0.8% к 7 мес. 2023 г.). При этом за аналогичный период ж/д перевозки угля на экспорт обвалились до 105.8 млн т. (-11.2 млн т. или -10% к 7 мес. 2023 г.).
С одной стороны, более высокие темпы падения экспорта по сравнению с добычей угля объясняются логистическими проблемами с вывозом угля, и как следствие - высокими складскими запасами в добывающих регионах. С другой стороны, показатели общей добычи угля в России удерживаются от просадки за счет роста производства в Якутии, где такие компании как Эльга и Колмар добывают труднообогатимые угли, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема. Эти цифры не отражаются в статистике добычи угля. Кроме того, добывающие предприятия Якутии находятся значительно ближе к Дальневосточным портам по сравнению с Кузбассом, что упрощает логистику и существенно снижает издержки.
В Якутии за 7 месяцев 2024 г. добыча выросла до 26.8 млн т. (+6.3 млн т. или +30.7% к 7 мес. 2023 г.). При этом экспортные поставки увеличились всего на 0.2 млн т. или на 1.4% с 14.7 млн т. до 14.9 млн т.
В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, добыча за 7 месяцев 2024 г. упала до 118.0 млн т. (-7.4 млн т. или -6% к
7 мес. 2023 г.). Экспорт за указанный период потерял 7.7 млн т. или -11.2%, опустившись с 68.8 млн т. до 61.1 млн т. Значительная часть экспортного угля в Кузбассе также обогащается на ОФ.
Добыча в прочих регионах за 7 месяцев 2024 г. составила 105.8 млн т. (-0.7 млн т. или -0.7%) при падении экспорта на 3.7 млн т. или на 11% с 33.5 млн т. до 29.8 млн т.
Таким образом, во второй половине 2024 г. на мировом рынке ожидается дефицит высококалорийного российского угля на фоне продолжающегося сокращения объемов экспорта, что связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. В связи с ж/д ограничениями на всех экспортных направлениях в настоящее время российские объемы угля распроданы до сентября-октября 2024 г.
Более половины российских производителей терпят убытки с начала года, приводящие к отсутствию средств на инвестиции, следствием чего является дальнейшее сокращение добычи угля, падение экспорта и рост мировых цен.
ФАС возбудила дело из-за высоких тарифов на перевалку угля в Тамани
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки.
Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако предложенная ОТЭКО ставка существенно превышает его.
В первом квартале угольные компании и трейдеры сократили перевалку через ОТЭКО из-за недовольства тарифами на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением ФАС и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились.
Российские поставщики с начала года испытывают серьезные проблемы с экспортом, включающие логистические ограничения, высокую себестоимость, а также международные санкции, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью.
В июле на погрузку угля в порт Тамань было подано заявок на 5 млн т., однако РЖД согласовало лишь заявки на 2.4 млн т., при этом доставлено было 1.3 млн т. В августе 2024 г. объем отгрузок в порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга был согласован РЖД на уровне не более 60% тоннажа от установленной нормы. По портам Юга этот процент не превысил 30%. Для порта Тамань РЖД согласовала 1.2 млн т. при среднемесячном объеме отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г. Общее отставание по согласованным объемам от установленных норм в августе составляет 14.6 млн т. угля, которые не попадут на рынок.
По итогам января-июля 2024 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 6.7 млн т. (-8.7 млн т. или -56.4% к 2023 г.).