С начала года портфель ресурсов среднего и малого бизнеса Хабаровского края в ВТБ увеличился на 20%. С января по июль объем составил 44,3 млрд рублей. Треть предпринимателей рассчитывают на дальнейший рост выручки.
Отмечается, что на фоне устойчивого внутреннего спроса и улучшения ситуации со сбытом у МСП растут продажи. При этом активность бизнеса в сфере кредитования частично снизилась. Некоторые предприниматели скорректировали свои планы развития и инвестпланы по срокам. В текущей ситуации они предпочитают «зарабатывать» на временно свободных денежных средствах. Так прокомментировал ситуацию единый бизнес-лидер банков ВТБ и Открытие в Хабаровском крае – вице-президент Евгений Орлов.
«При этом мы видим, что сегмент среднего и малого предпринимательства уверенно ориентирован на рост: многие расширяют штат, набирают новых сотрудников. Лучше всего себя чувствует производство, реальный сектор – за счет освоения новых ниш, импортозамещения, а также роста внутреннего потребления», – добавил спикер.
Вице-президент подчеркнул, что небанковские сервисы вносят важный вклад в развитие бизнеса. Они помогают предпринимателям быстрее проводить рутинные операции, сократить издержки на привлечение специалистов и даже получить поддержку от экспертов. В ВТБ доступны среднему и малому бизнесу юридическая помощь, проверка контрагентов, страховые продукты, ДМС для сотрудников.
По данным банка, в текущем 2024 году возрос интерес к страховым сервисам и продуктам, обеспечивающим лояльность сотрудников. Спрос на сервисы по подготовке бизнес-планов и маркетинговых исследований среди компаний среднего и малого бизнеса вырос на треть (+27% к первому полугодию 2023 года), средний чек превысил 136 тыс. рублей.
Китайский рынок огромен и открыт для других стран. Сейчас все больше представителей российского малого и среднего предпринимательства (МСП) экспортируют товары, услуги или комплектующие в Китай. Однако покорять такой большой рынок сложно. О нюансах работы малого и среднего предпринимательства РФ на рынке КНР размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
- У МСП России и Дальнего Востока, в частности, есть шансы на выход рынка Китая, но есть свои нюансы. Чего в основном не хватает нашему бизнесу? Прежде всего – личного знания, как это делать, например, как выходить на рынок КНР, какие ниши занимать. Даже чтобы вынести свой товар на электронную платформу, нужны деньги на продвижение, а в одиночку это сделать очень сложно. Помогают в этом как раз ассоциации, которые входят, например, в «Опору России» или Российский экспортный центр. Они во многом берут на себя часть этой нагрузки.
Еще один ключевой момент – нам кажется, что китайский рынок очень большой и может купить все, что угодно. Но это не так. Вкусы китайских потребителей резко меняются, особенно в последние годы. В этом смысле аналитика рынка является очень важной. Но опять-таки, в одиночку малое предприятие вряд ли будет проводить углубленную аналитику, ведь это дорого и долго. А через ассоциации это делать легче и правильнее.
Сейчас наши МСП могут занять нишу производства продукции агропромышленной области, причем в самых широких масштабах – от сырой продукции в виде зерна, до готовых изделий, например, сладостей. Также довольно интересная, на мой взгляд, перспектива – совместная разработка софта и взаимодействие в области конкретных услуг, например, медицинских – разработка и внедрение искусственных суставов, решения, связанные с оптикой линз.
Но самое главное – не надо ожидать, что товар можно быстро продать на китайском рынке. Окупать все придется долго, надо рассчитывать на два-три года, пока рынок продавится. И в этом вопросе тоже в одиночку не справиться. Лучше работать через крупные ассоциации или, по крайней мере, в комьюнити. Нужно понимать, что в Китае вы находитесь в огромном конкурентном поле и без знания, как оно работает, вы ничего не сделаете. Поэтому нужно готовить своих людей, свою команду. Опыт, который имеет наше МСП при работе с западными странами, практически неприменим для Китая. Здесь надо все начинать заново. Для работы в Китае нужно обрасти связями, знакомствами, тогда вас будут воспринимать как своего человека. Чтобы пройти через все этапы установления гармоничных отношений, нужен как минимум год, а малый бизнес столько ждать не может – у него нет подушки безопасности.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- В послании Федеральному Собранию РФ 29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин отметил, что «большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии». Такие семьи воспитывают детей в духе патриотизма, любви к труду и своей Родине. Однако для этого у них должна быть прочная финансовая основа, обеспечивающая их независимость и самостоятельность, что может быть достигнуто лишь через поддержку и развитие семейного предпринимательства. Именно общее семейное дело является той самой уникальной семейной ценностью, которая сплачивает всех членов семьи в устойчивый и развивающийся коллектив единомышленников всех возрастов.
Торгово-промышленная палата РФ с 2018 года ведет системную работу по развитию семейного предпринимательства, реализуя ряд специальных проектов и инициатив в этой сфере, включая подготовку будущих наследников семейного дела.
В дореволюционной России семейными династиями предпринимателей активно развивалась экономика и социальная сфера регионов – строились больницы, школы, музеи, театры, дома престарелых и т.д.
В настоящее время, по экспертной оценке, вклад семейного бизнеса в экономику России значителен:
- 99% фермерской продукции выращено семейными сельхозкомпаниями;
- 95% частных школ в России основаны семейными предпринимателями;
- 90% антивирусных продуктов в IT созданы семейными компаниями;
- 80% частных гостиниц и 60% предприятий общественного питания – это семейный бизнес;
- 75% российской косметики создано на производствах, которыми руководят родственники;
- 50% всего хлеба в России выпекают семейные пекарни.
Заинтересованность государства в поддержке и развитии семейного предпринимательства заключается в том, что это наиболее устойчивый сегмент национальной экономики, участвующий в реализации множества социально-экономических задач – от демографии до экономики, от социальной сферы до подготовки кадров. Вот только несколько самых привлекательных характеристик семейного бизнеса: стремление к самореализации, общие цели и планы, любовь к своему делу, вовлеченность членов семьи из разных поколений, нацеленность на долгосрочную работу, готовность к инвестициям, поддержка сотрудников, благоприятная внутренняя культура, социальное развитие, ориентация на качество и соответствие запросам конкретного сообщества.
У семейных компаний есть возможность решить многие проблемы многодетности: финансовая независимость от государства, материальное стимулирование, гибкий график работы, возможность решать домашние дела в удобное время, возможность привлекать детей к труду с самого раннего возраста; крепкая связь поколений и естественное наставничество. Дети из семейных компаний, получив высшее образование, возвращаются к себе на родину, чтобы продолжать семейное дело и создавать свои многодетные семьи, формируя, таким образом, настоящие бизнес-династии. Семейные компании открываются на десятилетия, они нацелены на долгосрочное развитие. Создавая фамильные бренды, семейные компании продвигают не только себя, но и свои регионы, и страну в целом.
Также привлекательность семейного бизнеса для экономики объясняется тем, что такие компании менее готовы к рискам, поскольку работают на себя и свою семью. Меньший риск компаний – больше стабильности экономике и персоналу, больше уверенности в работе и, соответственно, желания расти и развиваться. Помимо этого, семейный бизнес больше заботится о среде, в которой он работает, что соответствует современным тенденциям устойчивого развития.
Преимуществ у семейного бизнеса много, но для долгосрочного развития и полноценной реализации имеющегося потенциала этого сектора экономики необходима благоприятная деловая среда, инструменты и меры поддержки. А для этого нужно закрепить на законодательном уровне РФ понятие «семейное предпринимательство». Законодательство по семейному предпринимательству постепенно формируется, уже в 9 субъектах РФ приняты местные законы, определяющие статус семейных компаний, в их числе и два региона ДФО – это Республика Саха (Якутия) и Камчатский край, где приняты поправки в региональные Законы «О развитии малого и среднего предпринимательства». Принятие на законодательном уровне понятия «семейное предпринимательство» позволит решить многие вопросы, остро стоящие на повестке Дальнего Востока. Это закрепление молодого трудоспособного населения в местах проживания, это повышение рождаемости, развитие наставничества и семейных династий, развитие и расширение производств на местах, а это пополнение бюджетов различных уровней.
Цифровизацию процессов и развитие онлайн-площадок сотрудничества обсудили во Владивостоке в ходе круглого стола «Проект "Развитие": Кооперация малого и среднего бизнеса Приморья с крупными промышленными предприятиями края», организованного центром «Мой бизнес».
Проект «Развитие» позволяет предприятиям МСП воспользоваться производственными площадками и оборудованием крупных предприятий для организации или расширения собственного производства. Он пилотно запущен в Новосибирской области в феврале 2021 года. Изначально он предполагал загрузку предприятия оборонно-промышленного комплекса, сейчас идет масштабирование на другие отрасли. Подключились к проекту Приморский край и Челябинская область.
«Ошибочно думать, что невозможно наладить сотрудничество с крупными промышленными предприятиями, если у Вас небольшой бизнес. Проект помогает выстроить простые схемы взаимодействия, на взаимовыгодных и гибких условиях. Оборудование оборонно-промышленных предприятий сложное и дорогостоящее, оно позволяет создавать конкурентоспособную продукцию в условиях импортозамещения, и при профиците избыточных мощностей предлагать свои услуги малому и среднему бизнесу», – отмечает основатель и руководитель проекта «Развитие» Евгения Чавкина.
Высокотехнологичные производства Приморского края привлекательны для инвестирования. Такие предприятия региона, как машиностроительный завод «Аскольд», Судостроительный комплекс «Звезда», Находкинский судоремонтный завод, фабрика «Приморский кондитер», «Восточная верфь», «ДНС – Лес» известны не только за пределами Дальнего Востока и России.
Специалисты отмечают индустриальный характер региональной экономики. В Приморье развиты добыча и переработка полиметаллических и оловянных руд, угля, машиностроение и металлообработка, авиационная, радиоэлектронная, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, сельское хозяйство, вылов и переработка рыбы и морепродуктов.
Проект «Развитие» даст МСП возможность перейти на качественно иной уровень производства и позволит увеличить загрузку мощностей крупным предприятиям. Всё это благоприятно скажется на экономике региона в целом.
Сейчас в рамках проекта представители малого и среднего бизнеса посещают предприятия Приморья и знакомятся с их возможностями, договариваются о сотрудничестве. Выход в онлайн значительно упросит процесс кооперации. Онлайн-площадки ускоряют практически все процессы взаимодействия контрагентов, «стирая» географические расстояния.
Директор ООО «Интеллект-сервис» Виктор Пахмутов рассказал более подробно, как будет работать площадка для кооперации крупных производственников и небольших предприятий. Каждый может зарегистрироваться, создать личный кабинет и размещать там информацию компании и товарах. Информация модерируется, контроль осуществляет Минпромторг.
«Платформа информационная и коммуникационная. Главная страница похожа на каталог предприятий и их продукции. У нас представлены контактные данные предприятия, есть отдельный блок по товарам, прайс-листы. Можно отправить сообщения на платформу, есть связь между производителями и потребителями. Зарегистрированным пользователям внутри платформы доступны заказы и предложения. Крупные организации могут размещать заказы для мелких и соответственно мелкие организации – для больших. На заказ может ответить несколько подрядчиков, они будут видеть друг друга, а заказчик сможет работать с ними параллельно. Пока это демо-версия, остается отработать механизмы и придать смысл».
Платформа предусматривает работу по всей России, но у каждого региона будет своя страница. В пилотном регионе предприятиям оборонно-промышленного комплекса удалось повысить загрузку своих станков на 35% в 2021 году, а в 2022 году уже свыше 70%. Немаловажно, что онлайн-площадка проекта «Развитие» будет бесплатной.
Помочь внедрить новую площадку для взаимодействия бизнеса поможет и развивающаяся с 2021 года платформа «КиберЦифровоеАтелье» — виртуальная фабрика. Сейчас ее тестируют и параллельно готовят новую версию. Платформа объединяет мощности и компетенции владельцев швейных производств и дизайнеров одежды, а покупатели получают возможность заказывать одежду по собственным запросам из любой точки страны. Выигрывают все три стороны.
«Цифровые платформы, выводят на новый уровень взаимодействие между всеми участниками процесса. Цель платформы «КиберЦифровоеАтелье» – связать между собой потребителей модной одежды, дизайнеров и производителей. С помощью похожей механики можно связать и представителей МСП с крупными промышленными предприятиями», – отметил директор OOO «Виртуальнопромышленная корпорация» Олег Пономарев (его команда занимается созданием платформу «КиберЦифровоеАтелье»).
Олег Пономарев отмечает, что сервис позволяет максимально быстро и эффективно организовывать взаимодействие между всеми участниками производственных операций. Интернет-экономика, развитие технологии виртуальной и дополненной реальности выводит мировое производство на новый технологический уровень, что позволяет создать цифровую производственную платформу. Организационные моменты по взаимодействию у собственников бизнеса отнимают много времени сил, а система позволяет быстро оформить и разместить заказ, заключить договор.
«В рамках платформы у нас имеется собственный платежный слой, банковские лицензии, которые позволяют нам работать в этой среде. Система заключает контракт в течение двух минут вместо нескольких месяцев. Это позволяет привлекать совершенно новый класс потребителей со всего мира, которых невозможно встретить оффлайн. Это позволит масштабировать бизнес и привлекать клиентов и потребителей из разных стран», подчеркнул Олег Пономарёв.
Сопредседатель межрегионального отделения общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель комитета по внешнеэкономической деятельности, председатель подкомитета по таможенной логистике, член Генерального совета «Деловой России» Эльвира Кускова рассказала в интервью EastRussia о текущих тенденциях и перспективах для дальневосточников участников ВЭД.
— Эльвира Юрьевна, Китай, самый емкий, самый большой рынок в мире и традиционно дальневосточные предприниматели стараются туда попасть. Какие сейчас в этом направлении есть перспективы, сложности? Какие тренды вы видите в целом для участников ВЭД на Дальнем Востоке?
— Может прозвучит парадоксально, но сейчас для многих предприятий рынок Китая и вообще рынок любого экспорта с точки зрения внешнеэкономической деятельности часто на втором плане. Поясню: в силу санкционного давления и ухода некоторых зарубежных компаний, на которые опирался внутренний потребительский рынок нашей страны, российские компании забирают эти объемы и перестраивают свою деятельность с прицелом на внутрироссийский рынок. Не то чтобы им не хотелось выходить на внешние рынки, но все, что касается ВЭДа, это определенная специфика, требующая особых компетенций и сходу, легко и просто, как взаимодействие внутри своей страны, наладить взаимодействие с зарубежными партнерами, естественно, не получается.
— К этому добавляются трудности с расчетами…
— Трудности с расчетами, к сожалению, есть, и это очень деликатная тема, которая не может быть публичной. Потому что, если мы находим какие-то решения в отношении переводов за границу, они, во-первых, должны коррелироваться с действующим законодательством, это первично, а второе — это некий потенциальный риск санкций на наши поставки. При этом импорт идет, государство действительно прикладывает максимальное количество усилий, чтобы процесс не останавливался, чтобы нивелировать потенциально отсроченные риски для предпринимателей в отношении последствий санкций, по платежам, но это не публичная информация, так как мы должны сохранять некую информационную безопасность для того, чтобы быть на шаг впереди наших иностранных оппонентов.
— Если говорить про количество участников ВЭД на Дальнем Востоке, их становится больше, меньше или оно держится на каком-то одном уровне?
— Хочу подчеркнуть такой момент — хотя у нас, дальневосточников, есть, казалось бы, преимущество территориальной близости с Китаем, тем не менее с позиции налаживания бизнес-процессов это абсолютно не быстрая история, в которой очень много факторов и нюансов. Начиная с банальных вещей: ментальности, культурной интеграции. Хотя мы дружественные страны, Китай стратегический партнер, но там, впрочем, точно так же, как и здесь, все очень серьезно относятся к выбору партнеров, проверяют репутационные, иные риски, смотрят насколько бизнес «белый», насколько он работает в правовом поле.
Второй момент: почти всегда все начинается с небольших сделок: у нас очень много кейсов, когда мы выбираем партнера и вынуждены начинать с небольших объемов, очень маленьких сумм, нивелируя таким образом финансовые риски.
И здесь существует серьезное затруднение: Китай уже стал неким промышленным гигантом с точки зрения производительности, объемов потребления любых номенклатурных групп, и там есть определенная специфика: если ты хочешь взаимодействовать с производителем, ты должен закупать, условно говоря, от миллиона единиц какой-то позиции, а наш внутренний рынок на такие объемы не готов. Поэтому появляется необходимость в межгосударственных, отраслевых соглашениях, когда наше государство договаривается об особых условиях для наших производителей и поставщиков.
Кроме того, сейчас устойчивый тренд на объединение между странами: БРИКС — это прекрасный показатель того, что Россия задала вектор в отношении международной интгеграции с дружественными странами. Это дает возможность нам уже быть интересными в экономическом плане, нашим союзникам, условно некому сообществу, которое уже взаимодействует в условиях новой экономической реальности, объединены одной проблематикой с точки зрения вот этих вот новых вызовов и так называемой новой экономики.
Если говорить про Дальний Восток, то я неоднократно подчеркивала коллегам, что для Китая регион, который находится за его границей, по большому счету не имеет какого-то приоритетного значения. Для них мы едины — что Приморский край, что Хабаровский, Амурская область, ЕАО или Москва, Калужская область или Краснодарский край. Там работают обычные экономические принципы: где быстрее, у кого есть требуемые объемы и дешевле цена.
Что же до количества участников ВЭД, то их число растет, увеличиваются объемы поставок, динамика роста положительная.
— Насколько сложно сейчас стать субъектом ВЭД?
— Субъектом ВЭД непросто стать, и сложно быть. Буквально в декабре прошлого года, на заседании экспортного совета при губернаторе Хабаровского края Дмитрии Демешине, в котором я приняла участие как член Генсовета «Деловая Россия (ДР)» и председатель комитета по внешней экономической деятельности и подкомитета по таможенной логистике, я озвучила актуальную проблематику ВЭД и высказала наши предложения от ДР, направленные на поддержку предпринимателей, которые планируют заняться экспортно-импортной деятельностью. Я приводила элементарные примеры, как бизнесмен с 20-летним опытом внутри страны пытается заняться внешнеэкономической деятельностью, совершает ошибки, получает штрафы и… для некоторых видов бизнеса это, как говорится, начали и на этом закончили. Я озвучила коллегам, и представителям таможни, прокуратуры, налоговой службы, тезис про то, что в самом начале пути в сфере ВЭД очень многие бизнесмены, причем неважно сколько им лет, какой опыт — с вероятностью 99% они допустят первые ошибки, недополученная прибыль будет 100%, возможно, последуют какие-то начисления, штрафы и все прочее. Поэтому крайне необходимо, чтобы контрольно-надзорные органы проводили как можно более частую разъяснительную работу с предпринимателями, которые начинают в отраслевом смысле новое направление — ВЭД.
Чтобы не было ситуации, когда человеку «бьют по рукам» из-за того, что он оказался недостаточно сведущ в каком-то вопросе. Предприниматели и так загружены операционной деятельностью, а контрольный орган в превентивном порядке может дать эффективную оценку, заранее проинформировать по тем или иным потенциально возможным действиям. И этот должно происходить максимально оперативно
— Но ведь и у прокурорских работников, налоговиков тоже огромный фронт работы. Как они будут оперативно еще и просвещать?
— Объясню: вот наши уважаемые юристы работают с точки зрения правоприменительной практики. Появился новый, нормативно-правовой акт, и мы все ждем разъяснения как себя вести в той или иной ситуации. И поэтому я коллегам и предложила такой формат разъяснительной работы, когда публикуются конкретные примеры из бизнеса, без фамилий, без имен, без названий компаний: предприниматель обратился, получил такой-то ответ, такую-то реакцию на основании таких-то документов.
Предприниматель прекрасно понимает с какими контролирующими органами будет взаимодействовать в момент старта бизнеса в ВЭД, или работы с зарубежными партнерами. Он заходит на сайт соответствующих структур и изучает этот вопрос. При этом, он в самом начале этого пути оценивает свои риски, и это будет прекрасная возможность для того, чтобы он мог обучиться актуальному опыту и существующей сегодня практике до начала своих бизнес-процессов.
А сейчас как — предприниматель начинает пользоваться сарафанным радио, искать советов у коллег, которые, скажем, делали что-то год назад, а сейчас уже все по-другому.
— Что бы вы порекомендовали дальневосточным предпринимателям, которые планируют начать внешнеэкономическую деятельность, организовать экспорт своей продукции, например?
— Я бы рекомендовала всем российским бизнесменам, а не только дальневосточникам, с точки зрения роста в ВЭДе, в том числе и в экспорте, обращать внимание не только на рынки Китая, не идти по «якобы простому» пути, только потому что Китай ближе и казалось бы понятнее. Есть прекрасно растущие рынки: Индия, Африка, Иран, Объединенные Арабские Эмираты.
Они кажутся, вроде бы как, далекими, но, если ты разберешься, они абсолютно открыты к взаимодействию с точки зрения отработки запросов экспорта-импорта, в отношении поставок уже готовой продукции.
Если Китай — это мощная история в отношении промышленности, и они открыто говорят, извините, наша экономика диктует, в первую очередь, получение от вас сырья, то у коллег из других стран, в том числе и озвученных мною, ненасыщенный рынок потребления, на котором наши производственные номенклатурные группы будут очень востребованы. Те же страны Африки, Индия — это огромная доля рынка, причем не с таким уж серьезно развитым производством. Да, они тоже молодцы, тоже активно развиваются во внешнеэкономической деятельности, но при этом у них сохраняется устойчивый спрос на готовую продукцию. У российских товаропроизводителей, которые рассматривают продвижение своей продукции на экспорт, надо искать способы коммуникации через деловые объединения, через торговые представительства РФ для выхода на рынки этих стран. Торгпреды РФ прекрасно отрабатывают с точки зрения запросов российских предпринимателей, анализа рынков и дают обратную связь: либо да — ваша номенклатурная группа нужна местному рынку, либо нет.
Внешнеэкономическая предпринимательская деятельность в нашей стране предоставляет сейчас поистине огромные возможности. На наших глазах формируется новая экономическая реальность, формируются новые рынки и устанавливаются экономические связи с новыми странами. Но в тоже время ВЭД требует от российских предпринимателей полного погружения в его специфику, понимания культурно-ментальных особенностей местного бизнеса, знания законодательной, правоприменительной и регламентирующей практики РФ и государств-партнеров.
В Хабаровском крае с середины 2024 года работает новый инструмент, призванный стимулировать развитие отечественной промышленности и производства, — хартия технологического суверенитета и импортозамещения. Она предполагает в первую очередь создание кооперации местных предприятий, которые будут гарантированными поставщиками друг для друга. Как работает этот механизм и как приняли его предприниматели-производственники — в материале EastRussia.
Большую часть товаров можно и нужно производить в России, а не везти их из-за границы. Этот тезис стал отправной точкой создания хартии технологического суверенитета и импортозамещения Хабаровского края. Нужны стройматериалы, IT-решения, рынок сбыта? Искомое может оказаться ближе, чем предполагалось. Не нашлось в регионе? Спрашиваем соседей. Нет у них — горизонт расширяется в дружественное зарубежье. К такому алгоритму поиска партнеров подключились 250 из порядка 800 предприятий региона.
Неочевидные хлопоты? Возможно. Но тем, кто в хартии, правительство Хабаровского края обещает поддержку в реализации проектов в сфере импортозамещения и технологических инноваций. По словам губернатора региона Дмитрия Демешина, такие бизнесы могут рассчитывать на льготные условия и дополнительные преференции в рамках региональных инвестиционных программ, а также на подспорье в расширении научных инноваций, цифровой трансформации промышленности и развитии кадрового потенциала.
— Обязать исполнять хартию мы впрямую не можем, но приоритетов по оказанию государственной поддержки мы точно давать не будем тем, кто у нас не выполняет принципов хартии, и тем, кто не поддерживает местных производителей, — отметил Дмитрий Демешин во время общения с журналистами.
Директор компании по производству джемов, варенья, соусов и кондиментов «Густо Фэмели» Дарья Лиманова в отрасли третий год. Цех в пригороде Хабаровска выпускает около 2 тонн джемов в месяц, примерно 5% продукции отправляется на экспорт в Казахстан. Для небольшой компании весома любая поддержка, поэтому хартию «Густо Фэмели» подписала одними из первых.
— Мы ожидаем, что будет перспектива здорового лоббирования интересов наших местных производителей, — говорит Дарья Лиманова. — Поддержка маленьких производств, которые только выходят на рынок, конечно, важна. Становится проще решить какие-то вопросы, сесть за стол переговоров и решить что-то, не обивая пороги кабинетов. Хартия — хороший инструмент, чтобы прийти в органы власти со своими предложениями и высказать свою инициативу, например, по организации взаимодействия с определенными структурами.
Наладить взаимодействие с помощью хартии с крупными естественными монополиями и государственными муниципальными структурами рассчитывает другой хабаровский производитель — компания «Инновационные технологии». Ее директор Андрей Батурин говорит, что консолидация предпринимателей Дальнего Востока была лишь вопросом времени.
— Мы работаем в отрасли энергетики, ЖКХ, строительства, производим то, что делает нашу жизнь комфортной: внутренние инженерные системы, системы водоснабжения, водоотведения, тепловые пункты. Есть проблема с кадрами, хартия это пока не затрагивает, но сообща для региона мы сможем вырабатывать те решения, которые помогут закрыть вопрос кадрового голода. Министру промышленности мы озвучили просьбу: чтобы естественные монополии, крупные монополисты присоединились к хартии. Соответственно, тогда предприниматели Дальнего Востока получат доступ на рынки, на те крупные инфраструктурные проекты, которые сейчас реализуются и будут реализовываться в регионе в будущем.
Еще один участник хартии промышленного суверенитета — компания по производству бытовой химии «Нимфа». Ее руководителя Ольгу Луценко волнует проблема сбыта, и после подписания документа она ждет помощи от правительства региона в налаживании диалога с торговыми сетями.
— Мы в день производим порядка 3 тонн продукции, — говорит Ольга Луценко. — Это и жидкое мыло, и средство для мытья посуды, ничем, кстати, не уступающее раскрученному импортному бренду, но наше в несколько раз дешевле. Тоже могу сказать и о нашем жидком средстве для стирки. Сегодня мы работаем с сегментом малого предпринимательства: кафе, рестораны, гостиницы. Торговые сети пока нам двери не открыли. Говорят, что их сдерживают контракты с центральной частью России. Но это странно, что на полках наших магазинов стоят импортные гели и порошки, а местный производитель, увы, не у дел.
Но хартию мы подписали еще и потому, что в результате этого сможем сотрудничать с научными институтами, а институты дадут возможность создавать более наукоемкие продукты. Также для участников есть определенные преференции и льготы при приобретении оборудования в лизинг, например, посредством фонда развития промышленности, что для нас из-за небольшого объема было недоступно.
Для стимулирования небольших технологических предприятий в регионе запустили специальные меры поддержки. Так, в августе 2024 года в портфеле краевого фонда МСП появился микрозайм «Технопром». Он позволяет получить микрофинансирование — до 5 млн рублей по ставке не выше 6% годовых. Кредит одобрят, даже если компания только-только зарегистрировалась, но при этом подходит под отраслевые параметры поддержки. От стажа работы предприятия зависит лишь сумма займа. Что касается регионального Фонда развития промышленности, который работает с более крупными производителями, необходима докапитализация за счет средств резервного фонда правительства РФ.
В канун Нового года Дмитрий Демешин анонсировал еще одну меру поддержки малого и среднего бизнеса, направленную на продвижение местной продукции: кредит локальным производителям до 3 млн рублей по ставке не выше 7,5%. А зампреду Марии Авиловой губернатор поручил продумать комплексную программу продвижения местных технологических компаний на отечественном рынке.
— Мы ускоряем встречу власти и бизнеса и снимаем ограничение коммуникации, — говорит и. о. министра промышленности и торговли края Дмитрий Астафьев. — И те люди, которые когда-то предполагали, что в тот или иной кабинет они попасть не могут, сейчас видят, что в рамках конкретной задачи это не составляет труда.
И когда они садятся за стол переговоров, многие надуманные сложности решаются в рамках одного диалога. В рамках хартии никаких проблем для нас не представляет организовать встречу предпринимателей с людьми, которые принимают те или иные решения. И с каждым днем доверие местных производителей к нам растет. Объединяясь — они выигрывают. Но нужна коммуникация внутренняя — например, наша удаленность ключевым образом сказывается на себестоимости продукции. Но есть программа ДВЖД, где по определенным категориям мы можем получать скидку на тариф. При небольшом объеме эту скидку применить сложно, а когда предприятия объединяются, например, в рамках хартии, они везут объем, подходящий под эту скидку, то есть получают ощутимый экономический эффект.
Также для участников хартии сейчас прорабатывается еще одна мера поддержки: Хабаровский край сегодня стоит в условном графике на строительство двух индустриальных парков. Ожидается, что спрос на резидентство в них будет гораздо выше, чем предложение.
Поле для деятельности обширное: это и механическая обработка металла, и высокотехнологичные станки с ЧПУ, производство различных комплектующих. Любой предприниматель, который готов работать в этом направлении, может найти свою нишу. Заявки на рассмотрение федерального Минпрома сформируют в начале февраля.
Некоторые предприятия, подписавшие хартию промышленного суверенитета и импортозамещения, уже нашли направление для кооперации. Так, производитель беспилотных летательных аппаратов для нужд СВО, компания «ХабИнноТех», намерен занять нишу беспилотной доставки грузов по воде, а также производить наземную самоходную технику. Для этого предприятие ведет переговоры с другим участником хартии — местной компанией, которая имеет большой опыт в постройке маломерных судов.
Александр Мелека (справа) показывает губернатору Хабаровского края Дмитрию Демешину продукцию компании «ХабИнноТех». фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
— Разрабатываем проект безэкипажных катеров совместно с фабрикой полимерных изделий, — рассказал директор компании «ХабИнноТех» Александр Мелека. — Планируем с ними работать непосредственно по строительству корпусов и силовых агрегатов: они это умеют, а мы будем дополнять эти устройства системами связи, управления и так далее. Идея хартии нам очень импонирует, ведь это на руку местным компаниям: сначала искать исполнителей среди хабаровских производителей, потом — среди производителей в крае, затем расширять зону поиска на Дальний Восток, еще шире — на всю Россию... И только потом уже обращаться к дружественным зарубежным предприятиям.
Идея хартии импортозамещения и технологического суверенитета получила поддержку у руководства страны. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время прошлогоднего визита в Хабаровский край отметил, что реализация таких проектов привлечет новые инвестиции, создаст новые рабочие места и поможет будущему экономическому росту региона.
Свыше двух с половиной тысяч средних и крупных предприятий страны сегодня проходят цифровую трансформацию при поддержке Сбера. На территории обслуживания Дальневосточного Сбербанка в процессе цифровизации находится более 100 компаний. Они принадлежат к различным отраслям экономики, а общая картина региональной цифровизации в значительной мере отражает хозяйственную специфику субъектов федерации.
На Дальнем Востоке России тренд на цифровую трансформацию крепнет. Верно и традиционно медленно: для культуры федерального округа характерна неспешность принятия изменений, да и новые технологии доходят сюда чуть подольше, чем в центр РФ. Среди восьми регионов, проходящих трансформацию вместе с Дальневосточным Сбербанком (это Хабаровский, Камчатский и Приморский края, Сахалинская, Магаданская и Амурская области, а также Еврейская автономная область и ЧАО), предсказуемо лидирует Приморье. На втором месте – Хабаровский край.
– На территории этих краев приходится порядка 60-65 % проектов. При этом в Приморье их процентов на 30-40 больше, - говорит директор управления по цифровому развитию Дальневосточного Сбербанка Иван Трошин. - Что касается других регионов, в них есть определенная специфика отраслей, с которыми мы работаем.
На Сахалине и Камчатке, где во главе угла стоят рыбодобыча и рыбопереработка, в стадии обсуждения и первичной реализации проекты по операционной эффективности бизнеса и по использованию технологий искусственного интеллекта для прогнозирования вылова. В аграрной Амурской области успешно реализуется процесс цифровизации мониторинга полей. Если наземная техника обследовала поле за три-четыре часа, то дрон может это сделать всего за час. Это дало значительную экономию времени и ресурсов.
В Магаданской области Сбер сотрудничает с компаниями, которые ведут дистрибьюцию специализированной техники и запчастей для горнодобывающей отрасли.
Иначе говоря, Сбер предлагает решения для упрощения и автоматизации рутинных задач, и сопровождает решившихся в бурном, а главное, бескрайнем, море технологий. При всем разнообразии вариантов цифровая трансформация любой компании состоит из пяти шагов. Первый шаг - осознание, шаг номер два – стратегия цифровой трансформации в дополнение к основной стратегии компании, номер три – реинжиниринг процессов и организационной структуры, четвертый – выбор и разработка решения, пятый – адаптация и внедрение. Когда команда Сбера рассказывает предприятиям об этих шагах, то в качестве иллюстрации показывает простой нелинейный график.
– Это не отрезок с началом и концом, это знак бесконечности, на котором и распределены пять этапов, – поясняет Иван Трошин. – Первый цикл цифровой трансформации от первого до пятого шага занимает год или полтора. Но всё очень зависит от зрелости процессов в компании, и может осуществляться как быстрее, так и медленнее. Например, есть отрасли с определенной сезонностью и, когда идет период зарабатывания денег, то там уже не до изменений, нужно быстро выполнять действия, которые дадут операционную прибыль в итоге.
Пять шагов цифровой трансформации не заканчиваются в принципе, они всегда уходят на следующий виток, подчеркивает Трошин.
Повышением цифровой зрелости может, и должна заниматься каждая компания из любой отрасли, уверены в Сбере. Однако есть сферы, которым он показан в первую очередь: те, где подразумевается взаимодействие с клиентом. Это может быть юридическое лицо, так называемый сегмент B2B («би ту би», business to business), либо обычный покупатель, сегмент B2C («би ту си», business to consumer). Потому что в век цифровых технологий важна оперативность. К слову, в этом как раз и заключается основная задача цифровой трансформации - сжимать время от идеи до получения конечной услуги.
– Приоритетные отрасли? Естественно, это ритейл, фуд-ритейл, дистрибьюция разного рода, девелопмент, когда строят и продают жилищные или нежилые площади, –развивает тему Иван Трошин. – Это может касаться и торгово-производственных компаний, представленных в полном цикле (создание ценности - ее переработка – упаковка – передача на склад – реализация со склада), процесс цифровой трансформации таким предприятиям показан тоже на 100 процентов. Конечно, для различных направлений уже существуют отраслевые решения, но все проекты индивидуальны.
Так, с группой компаний «Восток Цемент» (Приморский край), Дальневосточный Сбербанк работает в части электронной коммерции, тесно сотрудничая с ООО «ЕЦС (единый центр снабжения)-ДВ», который представлен как онлайн-площадка для продажи строительных смесей. Банк участвует в проработке бизнес-процессов, предоставляет свои финансовые технологии для оплаты в сегменте B2B и предлагает варианты улучшения клиентского пути. Вариативно и взаимодействие с застройщиками.
К примеру, проект банка с группой «Восточный луч» (Приморский край) в 2022 году начался с обучения руководящего состава в СберУниверситете по программе Digital Strategy. А с ГК «Восток-Лидер» (Приморский край) сейчас прорабатывается интересная идея по расселению как сервис. Здесь основная задача – предоставить девелоперам возможность работать с таким механизмом, как КРТ (комплексное развитие территории), предусматривающим строительство не только многоквартирных домов, но и инфраструктурных объектов.
Сбер дает компаниям-интеграторам системы. Для тех же застройщиков, к слову, актуально несколько направлений. Первое среди них – система управления клиентским опытом, так называемый сервис Customer relationship management (CRM). К ней подключаются входящие каналы: сайт и чат-бот, через которые потенциальный клиент может прокоммуницировать с компанией, запись телефонных звонков, чтобы руководитель отдела продаж мог послушать, как с клиентом разговаривали.
– Наша команда показывает, как с этих каналов снимать статистику и понимать, есть ли рост и за счет чего, - рассказывает Трошин. – Помимо CRM, мы можем предоставлять системы управления ресурсами предприятия класса ERP (Enterprise Resource Planning), объединяющие все функциональные блоки: это и проектно-сметная документация, и план-график реализации самого проекта, и движение товарно-материальных средств.
Цифровая трансформация для дистрибьюторов тоже системна. Для приморского оптовика «Проект-Инвест» прорабатывается стратегия продвижения собственных торговых марок: от идей, что именно производить, до выбора технологий и марок оборудования. Стратегия для АЮСС ВСТК (Восточно-Сибирская торговая компания) немного иная. У этой группы компании ВСТК есть собственное решение по управлению складом. Это так называемая WMS-система, на которой все складские операции связывают в одну IT- структуру.
– АЮСС ВСТК предлагает свою разработку – с установкой, с сопровождением и с внедрением. И в данном случае мы работаем над тем, чтобы интегрировать наши финансовые технологии, и помогаем нашим партнерам с распространением этой системы, – продолжает Иван Трошин.
Как узнать, что предприятию пора трансформироваться? Есть три верных признака. Первое - время исполнения процессов внутри компании (например, согласования, подписания документов) доставляет сложности. Второе – несовременность либо недостаточная функциональность решений (программное обеспечение десятилетней давности, к примеру). И третье – готовность руководства встроиться в процесс цифровизации. Такой сервис, кстати, предоставляет только Сбер.
– Часто, когда мы (а у нас на Дальнем Востоке своя цифровая команда из 11 человек) приходим в компании на первые встречи, слышим вопрос: «А что, Сбер еще и этим занимается?», – улыбается директор управления по цифровому развитию. – То есть часто воспринимают банк именно как финансовое учреждение. Но сегодня Сбер уже не только финансовый партнер, но и партнер в развитии бизнеса и повышении его операционной эффективности.
А еще считается, что цифровая трансформация – это дорого, долго и сложно.
На самом деле, все зависит от масштабов и задач, говорит Трошин. И он убежден – расходы на цифровую трансформацию сопоставимы с теми результатами, которые можно получить, пройдя полный цикл цифровизации.
Кстати, компании, которые проходят цифровую трансформацию со Сбером, растут на 40 процентов быстрее. Об этом заявил директор Департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Сергей Меламед, выступая на конференции SberPro Tech 2024. Банк начал трансформацию с себя и сейчас активно делится опытом, как собственным, так и опытом своих клиентов разных отраслей. Реализацией проектов цифровой трансформации корпоративных клиентов занимаются более 200 менеджеров по всей стране, а партнерская программа включает уже более 250 IT-компаний с уникальной технологической экспертизой.