Компании, инвестирующие в развитие бизнеса на Курильских островах, на 20 лет освобождается от уплаты налогов. Такие преференции предоставляются в рамках режима КОРФ - Курильские острова РФ. Он начал действовать в регионе в 2022 году, за это время его участниками стали 13 резидентов.
Как рассказали EastRussia в КРДВ, КОРФ - оптимальный режим как для старта бизнеса, так и для его развития. Инвесторы освобождаются от уплаты налога на прибыль и имущество организации, земельного и транспортного налогов, пользуются пониженными страховыми взносами и административными преференциями, резидентам стали доступны предоставление земли и применение процедуры свободной таможенной зоны Также введен уведомительный характер получения статуса резидента, процесс максимально прост и занимает минимум времени.
Среди 13 инвесторов, зарегистрированных на КОРФ, компании по производству продуктов питания, торговле морепродуктами, а также туристические компании. Общий объем заявленных инвестиций превышает 958 млн рублей, запуск проектов позволит трудоустроить около 130 жителей островов.
Один из инвесторов - компания «Серф Тур», которая организовала школу серфинга на побережье острова Кунашир, а также предлагает сап-туры по Охотскому морю. В прошлом году серф-кэмп посетили 30 человек из разных российских городов. В предстоящем сезоне на Кунашире ждут значительно больше туристов.
Всего за полгода с момента создания особого преференциального режима на острова Курильской гряды зашли 9 инвесторов. Большинство из них запустили проекты в сфере туризма. По мнению директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николая Запрягаева, на сегодня - это лучший налоговый режим для реализации новых проектов. Синергия бизнеса и государства, комплекс различных государственных инструментов, в том числе ФЦП «Курилы» и механизмы концессионных соглашений, позволят «расшить» наиболее сложные ограничения и барьеры, в числе которых сложная логистика и острая потребность в новой причальной инфраструктуре.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
«Мы ставим перед собой довольно серьезные цели: 15 новых проектов должно до конца года там реализовываться, 35 - до конца 2023 года. Это обязательства, которые перед нами стоят. Работы много, нам предстоит найти тех «авантюристов», которые будут вкладывать туда силы и деньги. За полгода существования нового налогового режима на Курилах, у нас уже есть 9 инвесторов, которые туда пришли. В основном, это проекты в сфере туризма, - отметил Николай Запрягаев на специальной секции «Уникальные Курилы: инвестиционные возможности», прошедшей на полях Восточного экономического форума - 2022. - Но просто создать преференциальный режим недостаточно, вторая важнейшая задача - это информационная политика. Нужно, чтобы все узнали об этих уникальных местах и условиях».
В числе тех, кого пригласили к беседе о Курилах оказались не только чиновники, госинституты развития и инвесторы. Акцент в сессии сделали на блоггерах, уникальных видеопроектах и даже серфинге. Инициатор создания первой серф-школы на Северных Курилах Ирина Рудыка говорит, что несмотря на относительно прохладную воду и недавний старт проекта, этим видом активности там уже увлеклись более 30 жителей, а число тех, кто желает приехать серфить в качестве туриста растет в геометрической прогрессии.
Неподдельный интерес россиян к Курилам подтверждают и инвесторы. В числе первых резидентов особого преференциального режима там зарегистрировался Александр Тертычный, директор компании «Грин Флоу», которая ранее уже построила гостиницу в Красной поляне, завершает строительство на Байкале в Бурятии, заходит на проекты на Камчатке и в Южно-Сахалинске. Бизнесмен говорит, что побывал на островах в мае и влюбился с первого взгляда: уникальные природные достопримечательности - вулканы, горячие источники, океанический пляж с черным песком здесь расположены очень компактно. В ближайшие годы инвестор рассчитывает создать целую сеть отелей в уникальных местах России и один из них - на острове Итуруп.
фото: администрация Курильска
«Я считаю, это очень перспективный регион, - говорит Александр Тертычный. - Мы сейчас рассматриваем отель на 120 номеров, площадью 5 тыс. кв.м. с геотермальным комплексом на 1,2 тыс. кв.м., которым смогут пользоваться, как гости живущие в отеле, так и все туристы, которые будут приезжать на Курилы».
Одна из главных задач освоения остров Курильской гряды и других уникальных российских территорий - это разумный баланс интересов экономики и бизнеса и сохранения окружающей среды.
«Курилы - это уникальная экокультурная среда, уникальный микроклимат, который хочется сохранять, - отмечает замглавы Ростуризма Елена Лысенкова. - Мы должны развивать здесь устойчивый туризм, устойчивый со всех сторон: со стороны бережного отношения к окружающей среде, сбалансированного экономического управления развития территорией с учетом разумного ограничения пропускной способности, снижения антропогенной нагрузки».
фото: администрация Курильска
Она напомнила, что справится с этой задачей позволит в том числе мастер-планирование территорий. Разработку мастер-плана развития туризма на Дальнем Востоке Ростуризм совместно с ВЭБ.РФ рассчитывают завершить до конца 2022 года. Документ, помимо прочего, предусматривает моделирование будущих турпотоков с учетом возможной антропогенной нагрузки, а также развитие обеспечивающей инфраструктуры. По мнению Ростуризма, одна из важных задач для дальневосточных территорий - развитие круизного судоходства, строительство и покупка флота и развитие береговой причальной инфраструктуры.
Именно круизный туризм лежит в основе проектов «Архипелаг Онекотан» и «Итуруп Резорт» известного российского бизнесмена Сергея Бачина. Власти Сахалинской области считают, что сейчас это направление нуждается в особом внимании.
«После пандемии в мире сложилась такая обстановка: идет значительное высвобождение пассажирских, круизных и грузопассажирских судов, - говорит министр инвестиционной политики Сахалинской области Василий Грудев. - Существующие преференциальные режимы: режим свободного порта, особый преференциальный режим на Курилах, ТОР - позволяют использовать технику, упрощая порядок ее ввоза, позволяют использовать, кстати сказать, иностранную рабочую силу».
Главный кратер вулкана Тятя
фото: заповедник «Курильский»
Сейчас Правительство Сахалинской области вместе с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики прорабатывают возможность проведения серии зарубежных роуд-шоу в Индии, Индонезии, Арабских эмиратах, там представят ключевые инвестиционные проекты региона.
Напомним, с инициативой ввести особый налоговый режим для Курил Владимир Путин выступил на ВЭФ-2021. Новый преференциальный налоговый режим на островах заработал с 9 марта 2022 года. Он освобождает резидента от уплаты налога на прибыль и имущество на 20 лет, транспортный и земельный налоги обнулены, а страховые взносы установлены на уровне 7,6%. При этом, получать специальный статус инвесторам не нужно – достаточно просто направить в налоговый орган соответствующее уведомление. В числе мер поддержки - свободная таможенная зона, которая освобождает резидентов от уплаты таможенных пошлин и НДС за ввозимые товары, а также упрощенное предоставление земельных участков.
Обсуждению туристической области было уделено особое внимание в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), где, в частности, при участии президента В.Путина состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам туризма.
Рост интереса к туристическим дальневосточным направлениям предполагается увеличивать с помощью дополнительной финансовой поддержки. С 1 октября на Дальнем Востоке начинает действовать повышенный размер кэшбэка (20%, возврат до 40 тыс. рублей). Осенний этап продаж таких туров продлится до 25 декабря. При этом рассматриваются возможности для дальнейшего расширения данного механизма. Губернатор Приморского края О.Кожемяко, курирующий сферу туризма в рамках Госсовета, предложил вводить повышенный кэшбэк для поддержки отдельных направлений туризма (круизный, экологический, детский). В частности, покупателям турпутевок предлагается возвращать 50% стоимости летнего отдыха в детском лагере. Отмечается рост количества туристических проектов в рамках преференциальных экономических режимов. За последние пять лет их число достигло 210 (рост в пять раз). Совокупный объем инвестиций в данные проекты составляет 90 млрд рублей (из них 20 млрд рублей уже вложено).
В ряде дальневосточных регионов рассчитывают на рост туристического потока в текущем году. Рост турпотока по итогам восьми месяцев текущего года отмечается в Иркутской области – на 10% относительно аналогичного периода 2021 г., до 1,1 млн человек. Основной поток приходится на Иркутск и прилегающие к Байкалу территории – Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы.
На данных территориях предполагается и далее развивать инфраструктуру для туристов. Губернатор региона И.Кобзев предложил генеральному директору ОАО «РЖД» О.Белозерову организовать новый туристический маршрут с включением Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). В «РЖД» выразили готовность поддержать идею.
Также планируется развивать туристическо-рекреационный кластер в поселке Большое Голоустное на берегу Байкала[1], где в настоящее время, тем не менее, отмечается дефицит инфраструктуры. В текущем году была подготовлена дорожная карта проекта (до 2026 г.). Пока в поселке действует 35 средств размещения (включая сезонные). Дорожная карта предусматривает асфальтирование всех дорог общего пользования местного значения, завершение капитального ремонта автодороги в Иркутск, строительство парковки на въезде в поселок и парковочных зон в пади Семеновка, благоустройство зон общего пользования в центре Большого Голоустного, реновацию фасадов на улицах Байкальской и Кирова, увеличение зоны покрытия мобильной связи. Также в проработке находятся вопросы строительства взлетно-посадочной полосы малой авиации и создание музея.
В Слюдянском районе между тем запланированы строительство пешеходного моста через впадающую в Байкал реку Снежная (пользуется популярностью для организации водных маршрутов) и капитальный ремонт подъезда к рекреационной зоне в поселке Новоснежная. В Байкальске резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» ООО «Талисман Соболиная» рассчитывает построить гостиничный комплекс на 93 номера. Строительство должно начаться в 2023 г., объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Также в городе предполагается построить глэмпинг-отель на берегу Байкала (инвестор – ООО «Под небом Байкала»), вложив 118 млн рублей.
В Бурятии основная часть туристических проектов также связана с Байкалом. В июне были расширены границы ТОР для развития туристического кластера в Выдринском районе – в рамках него планируется построить отель на 200 номеров, ресторан, бассейн, яхтенный порт, маяк со смотровой площадкой и благоустроенный пляж. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Кроме того, регион выиграл грант в размере 337 млн рублей от Ростуризма, которые должны быть направлены на обустройство пляжных зон на Байкале, развитие национальных туристических маршрутов, оборудование кемпингов и автокемпингов.
Следует отметить, что на полях ВЭФ было подписано соглашение по реализации комплексного туристического проекта компании «ТОР Мыс Капитанов» в рамках межрегионального культурно-экологического парка «Озера на Снежной» на границе Бурятии и Иркутской области (соглашение заключено между компанией, КРДВ и правительством Бурятии). Инвестор имеет в собственности земельные участки в рамках ТОР «Бурятия». В проект планируется вложить порядка 400 млн собственных средств.
В Якутии в текущем году власти ожидают восстановления допандемийного уровня туристического потока – до 200 тыс. человек. За первый квартал года туристические маршруты в республике посетили 40,4 тыс. человек (за аналогичный период прошлого года – 28,2 тыс. человек). В Хабаровском крае также рассчитывают на рост турпотока на 9% к концу года по сравнению с 2021 г.
В целом, по данным Росстата, коллективные средства размещения в ДФО за первое полугодие 2022 г. приняли 1,25 млн человек, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2021 г. Так, в Камчатском крае число постояльцев в отелях выросло в три раза – до 177,7 тыс. человек, в Бурятии рост составил 76% - до 176 тыс. человек, в Хабаровском крае количество посетителей в отелях выросло на 8,5%, до 204,6 тыс. человек. В то же время на популярных направлениях отмечался и рост стоимости размещения в отелях – на Камчатке рост в июле составил 15-30%, рост также наблюдался на Сахалине. Ситуация в том числе связана с ограниченным предложением комфортабельных средств размещения в данных регионах (общая вместимость гостиниц Сахалина – 5 тыс. мест, Камчатки – 7 тыс. мест, треть из них приходится на комфортабельный сегмент).
Новые проекты в регионах предполагают в связи с этим создание новых мест размещения. В рамках проекта по созданию рекреационного кластера на Курильских островах компанией «Архипелаг Онекотан»[2] (резидент ТОР «Курилы») предполагается в первую очередь построить туристическую деревню в бухте Шелехова (остров Парамушир) с домами, пунктами проката инвентаря и оборудования, кафе, пешими маршрутами и смотровыми площадками.В целом в создание туристических объектов на островах Парамушир, Онекотан, Шумшу, Шикотан, Атласова, Харимкотан, Расшуа и Ушишир инвестор намерен инвестировать 900 млн рублей. Так, на острове Онекотан развитие туристической инфраструктуры должно начаться с обустройства береговой линии для причаливания катеров, также предполагается проложить до 30 км экскурсионных маршрутов и экологических троп. На островах планируется создание глэмпингов и ферм с открытыми вольерами. Объекты предстоит обеспечить собственной инженерной инфраструктурой. С помощью реализации проекта власти региона рассчитывают увеличить турпоток на 40 тыс. ежегодно (в 2021 г. он составил 211,5 тыс. человек).
Кроме того, на Итурупе планируется построить отель на 120 номеров площадью более 1 200 кв. м компании «Антерра» (проекты под брендом «Грин Флоу»). Также гостинично-термальный комплекс на 154 номера инвестор намерен построить в Камчатском крае. Соответствующие соглашения были подписаны на полях ВЭФ. В реализацию каждого проекта предполагается вложить 2 млрд рублей.
Между тем в рамках сахалинской ТОР «Горный воздух» в октябре запланировано начало строительства отеля «Большевик» площадью 14,2 тыс. кв. м на 230 посетителей с ресторанами, кафе, конференц-залами, сауной и бассейном (объем инвестиций - 1,5 млрд рублей) и гольф-клуба (объем инвестиций - 17 млрд рублей). Строительство гольф-клуба (крытый гольф-клуб, бассейн, площадка для тенниса) должно завершиться к 2026 г.
Новый отель «Легенда Аэро Сахалин» на 175 номеров предполагается построить на территории аэропорта Южно-Сахалинска (в рамках ТОР «Горный воздух»). Инвестором выступит ООО «Парк-отель Бурдугуз» (входит в группу En+). Для реализации проекта была создана компания «Отели Сахалина». Аналогичный проект инвестор намерен реализовать в аэропорту Владивостока («Легенда Аэро Владивосток»). Проекты планируется завершить к 2026 г.
В Якутии планируется развивать туристическо-рекреационный кластер «Ленские столбы» - на полях ВЭФ было подписано соглашение между правительством республики, КРДВ и компанией «Аарыма Турс». В 2021 г. в рамках первого этапа проекта была проведена реконструкция основного гостевого дома с видами на Ленские столбы и реку Лена. Туристическая база стала первым крупным современным объектом туристической инфраструктуры в данной местности. Было начато возведение глэмпингов. В рамках второго этапа также запланировано создание банного комплекса и проведение благоустройства территории.
В Минвостокразвития допускают возможность создания на Дальнем Востоке единого туристического вертолетного оператора. Тем не менее для этого требуется восстановление малых посадочных площадок. Между тем в мае, столкнувшись с проблемой поставки самолетов, прекратила деятельность «Авиакомпания «Камчатка» (подконтрольна С.Бачину[3]), которая намеревалась работать в сфере туристических перевозок. Решение было принято в связи с отказом от поставок самолетов Cessna Grand Caravan EX модели 208B[4] их производителем – американской компанией Cessna Aircraft Company[5]. Летом 2021 г. «Камчатка» получила сертификат эксплуатанта, дающий право выполнять коммерческие перевозки.
Следует отметить, что с ростом популярности природных туров количество происшествий с туристами, преимущественно на маршрутах, предполагающих экстремальный туризм, также увеличивается, что становится проблемой. В частности, в сентябре при восхождении на вулкан Ключевская сопка, организованном новосибирской компанией[6], погибли туристы. Шестеро туристов из группы погибли, сорвавшись с высоты более 4 тыс. м, после чего был подан сигнал о помощи (3 сентября). До прибытия спасателей погибли еще двое туристов из группы[7]. Спасательному вертолету Ми-8 МЧС удалось совершить посадку на склон вулкана только 5 сентября с четвертой попытки (из-за погодных условий – сильного ветра и облачности) и эвакуировать четверых выживших (двух туристов и двух гидов). По направлению к туристической группе также была направлена группа спасателей со скалолазным снаряжением, но в горах Камчатки исход поисково-спасательных операций в значительной степени зависит от погодных условий, наличия пепловых облаков на склонах, таяния ледников, схода селевых потоков и камнепадов.
Причины и обстоятельства гибели туристов, сорвавшихся при восхождении на вулкан, предполагается устанавливать в рамках расследования уголовных дел о причинении смерти по неосторожности и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью. В августе в регионе также погибли один турист при спуске с Мутновского вулкана и гид, сопровождавший группу туристов в пешем и водном маршруте в Усть-Большерецком районе.
Представители туристической отрасли в Камчатском крае уже высказывали опасения по поводу появления на рынке большого количества компаний (в том числе из других регионов), не знакомых с местной спецификой и не обладающих необходимыми навыками. Кроме того, возникают вопросы относительно подготовленности туристов к отдельным сложным маршрутам. После происшествия на Ключевской сопке вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев предложил запретить туристическим группам выходить на сложные маршруты без разрешения квалификационной комиссии. Он заявил о намерении обсудить данный вопрос с МЧС и Ростуризмом. В настоящая время квалификацию для работы на маршрутах должны проходить только гиды (работающие в компаниях официально). Также предполагается в два раза увеличить финансирование из федерального бюджета санитарной авиации в Камчатском крае.
Другой проблемой является возможная угроза флоре и фауне природных территорий в связи с планами по увеличению количества туров. Ранее в пользу введения жестких правил поведения туристов на особо охраняемых природных территориях высказывался спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Иванов. Вице-премьер В.Абрамченко в июле поручила Ростуризму совместно с регионами разработать дорожную карту по системному развитию экологического туризма на Байкале с учетом прогнозируемого роста турпотока и минимизации антропогенной нагрузки. В настоящее время на побережье озера отмечается дефицит инфраструктуры для комфортного размещения, часть проектов только находится в разработке.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2007 г. поселок планировалось сделать центром ОЭЗ «Ворота Байкала».
[2] Учредитель – ООО «Евроспортфинанс».
[3] Партнер В.Потанина, является генеральным директором компании «Васта Дискавери», руководителем девелоперских проектов компании «Интеррос».
[4] Легкий одномоторный самолет на девять пассажирских мест.
[5] Договоры на поставку самолетов в лизинг на срок в 12 лет были заключены в конце 2021 г., лизингодателем выступило подконтрольное Минтрансу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Стороны также намеревались оформить опцион еще на девять таких самолетов с поставкой в 2023-27 гг. Парк авиакомпании насчитывал один самолет Grand Caravan EX 208.
[6] Директор компании «Экстрим Тайм» А.Степанов был задержан в Новосибирске. Он не признает вину.
[7] Группа в составе десяти туристов и двух гидов начала восхождение на вулкан 30 августа. В составе тургруппы были жители Алтайского, Приморского, Камчатского краев, Москвы, Новосибирской и Владимирской областей.
Эти три судна жители Сахалинской области теперь называют «тремя китами» - теплоходы, стали гарантией транспортной доступности Курильских островов. Они обеспечили стабильность пассажирским перевозкам между Сахалином, Шикотаном, Кунаширом и Итурупом. В воскресенье, 3 октября третье судно — «Павел Леонов» — вернулось из первого рейса из порта Корсаков в Курильск и обратно. Что значит выход на линию этого теплохода для Сахалинской области, — в материале EastRussia.
Родной брат уже нашумевшего этим летом «Адмирала Невельского», «Павел Леонов» сошел со стапелей верфи Невского судостроительно-судоремонтного завода. Грузопассажирское судно строили специально по заказу правительства Сахалинской области — теплоходу уже определили важный маршрут. Из Шлиссельбурга новенький корабль сначала попал в Санкт-Петербург, а затем отправился по Северному морскому пути на Сахалин.
Фото: Невский судостроительный завод
Для прохода «Леонова» по Неве разводили Ладожский мост и открывали морские ворота Мурманска, сахалинцы отслеживали его движение по навигационным сервисам и прогнозировали прибытие в островной регион. И, наконец, свершилось: 16 сентября «Павел Леонов» встретили в порту Корсакова.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Еще не успев выйти на службу, теплоход поставил первый рекорд: домой он прибыл на неделю раньше срока. «Леонов» в Корсаков вела команда из 18 человек — капитан и его помощники, машинисты, пассажирская служба и команда поваров – у всей бригады уже был опыт путешествия между Сахалином и Курильскими островами. Капитан Роман Ковляков помогал вести в область судно «Адмирал Невельской» двумя месяцами ранее, а профессиональные кулинары успели поработать на ветеране морских грузопассажирских перевозок — теплоходе «Игорь Фархутдинов».
После прибытия «Леонов» отправился на техническое обслуживание. А уже 1 октября судно приняло на борт первую партию груза и пассажиров. Свой дебютный рейс теплоход выполнил в усеченной форме, по маршруту Корсаков — Курильск — Корсаков. В этом плавании «Павла Леонова» встретили только жители Итурупа, но на очереди знакомство с Кунаширом и Шикотаном: 146 пассажирских мест не останутся пустыми, учитывая потребность курильчан в регулярном транспортном сообщении с Сахалином.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
«Повышение транспортной доступности Сахалина и Курил остается одной из главных задач региональных властей — это, прежде всего, решение социальных задач. Для Сахалинской области — единственного субъекта страны, расположенного на островах, морское сообщение является основным. В нашем случае без участия морского транспорта нельзя полноценно организовать межмуниципальные перевозки. В сфере морского транспорта существенное влияние на транспортную доступность оказала реализация в текущем году мероприятий по строительству грузопассажирских судов. «Павел Леонов» — второе из двух, построенных специально для островного региона, в рамках программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016 - 2025 годы». С выходом новых грузопассажирских судов мы в разы увеличиваем возможности грузовых и пассажирских перевозок. Жители Курильских островов смогут добраться домой, на службу, в отпуск во время наиболее им подходящее, а также появились дополнительные возможности по перевозке грузов, контейнеров, в связи с чем полагаем сложности по доставке товаров на Курильские острова будут полностью сняты», — рассказал EastRussia губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Поездка на «Павле Леонове», как и на его собратьях-теплоходах, — самый доступный способ для островитян добраться с Курил на Сахалин и обратно. Стоимость путешествия в один конец — 3 255 рублей за место в каюте третьей категории, 4 880 рублей за II класс и 8 127 рублей за каюту класса люкс. Грузопассажирское судно, идущее со скоростью 19 узлов в час, добирается из Корсакова в Курильск за 20 часов, а на Кунашир и Шикотан (в Южно-Курильский район) — еще быстрее. При этом пассажиры путешествуют с комфортом, а повара обеспечивают их свежей и вкусной едой: запас продуктов на «Леонова» закупают с расчетом на две недели при полной загрузке кают.
Фото: Татьяна Еркалиева, ИА «Сахалин и Курилы»
«На судне предусмотрены комфортабельные каюты, в которых есть душевая, телевизор, холодильник. А также предусмотрена двухместная каюта матери и ребенка и каюта для людей с ограниченными возможностями здоровья. Для пассажиров организовано питание на борту судна в судовом кафе», — уточнил Эдуард Ри.
Ожидается, что «Павел Леонов» и «Адмирал Невельской» снимут тот ажиотажный спрос на билеты, который у курильчан до сих пор был связан с выездом на Сахалин. Единственный до этого года теплоход «Игорь Фархутдинов» курсировал между островами доставляя не только пассажиров – на нем перевозили продукты, почту, топливо, стройматериалы, автомобили, а также массу других товаров, необходимых для жизни курильчан. А авиаперевозчик с началом летнего туристического сезона вынужден был вводить дополнительные рейсы: путешественники хлынули на Курилы нескончаемым потоком, порой оставляя без билетов жителей островов. Сейчас же, считает глава Курильского района Вадим Рокотов, ситуация успокоится.
«Когда к нам в порт пришел «Адмирал Невельской», мы очень радовались: встречали его с оркестром, пели и плясали. Затем пришел «Павел Леонов» — и это уже воспринимается как норма, хотя мы очень довольны. Он стал, с одной стороны, чем-то обыденным. Но и радостным, конечно, тоже. За лето мы натерпелись: туристы повалили на Итуруп, существующие пароходы были забиты битком, а ведь к нам так возят еще и грузы. Так что появление третьего судна в любом случае на жизни Итурупа скажется положительно. Безусловно, мы рады. Я как глава муниципалитета хочу отметить, что сейчас наступило полное успокоение, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Можно смело планировать будущее, не боясь перебоев с транспортным сообщением и задержки грузовых поставок. Мощностей морского транспорта нам теперь достаточно, и это главное», — поделился с EastRussia глава администрации Курильского городского округа Вадим Рокотов.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
В первый рейс «Павел Леонов» отправился со свободными каютами: пассажиров, которым нужно было попасть на Итуруп, было немного. Но сахалинцы и курильчане, которым удалось разделить дебют с новым теплоходом, остались очень довольны. Островитянам понравилось все: и еда, и работа команды, и уютные места отдыха.
«Я никогда в своей жизни не выходила в море, не плавала на пароме. И, когда у меня появилась такая возможность — и финансовая, и жизненная, — я подумала: «А почему бы нет?» Тем более, очень хотелось увидеть новый паром изнутри. В целом впечатления положительные. Судно новое, на нем все в идеальном состоянии. Комфортные четырехместные каюты, абсолютная чистота, все удобства, которые нужны человеку в пути. Все располагает к тому, чтобы в пути ты ни о чем не переживал. Питание не самое дешевое, но все очень вкусно: я ощущала себя как в настоящем ресторане, только на воде. Персонал — отдельная история: профессионалы своего дела, крайне компетентные и доброжелательные. Все подскажут, везде проводят, успокоят. Я впервые была в морском путешествии и очень боялась. Старший бортпроводник со мной разговаривал, успокаивал, уговаривал не переживать. Такое доброе отношение просто подкупает и дает понять, что твое путешествие будет прекрасным», — рассказала EastRussia сахалинка Татьяна Еркалиева.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Сейчас «Павел Леонов» вышел на ежедневный график работы, и уже попал в сетку расписания теплоходов до конца 2021 года. Маршрутный лист судна утвердил сахалинский минтранс. По стечению обстоятельств, «Леонов» встретит в пути и Новый год: он выйдет в рейс Курильск — Корсаков в 14:00 31 декабря. Только в полдень 1 января судно вернется на Сахалин. Таким образом, у пассажиров нового теплохода будет возможность поднять бокал с шампанским посреди Охотского моря.
«С началом специальной военной операции звучали прогнозы, что экономика остановится, все встанет – нет, ничего этого не произошло. Напротив, например, оборот крупных и средних организаций города вырос и составляет 533,3 млрд рублей, или 110% к аналогичному периоду прошлого года. Можно сказать, что экономика адаптируется к тем вызовам, которые обозначило нашей стране западное мировое сообщество. Я хочу заверить жителей города – у Хабаровска надежный финансовый, экономический фундамент», – отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук.
Увеличение оборота хабаровских предприятий, по мнению специалистов, стало первым проявлением «разворота на Восток» - переориентации российского бизнеса и промышленников на азиатские рынки и рост товарооборота с соседями из Юго-Восточной Азии. Локальные показатели выросли за счет оптовой и розничной торговли, отраслей транспортировки и хранения, доля которых в общем объеме оборота составляет более 60%. Высокий темп роста оборота показали и обрабатывающие производства – 125,5%, в сельском хозяйстве, в рыболовстве – 126,5%.
Позитивный промежуточный итог 2022 года показывает промышленное производство – плюс 15% к показателям года минувшего. Здесь основными драйверами стало водоснабжение и водоотведение, обработка и утилизация отходов и вторичного сырья – 143%; производство напитков – 130%; нефтепереработка – 123%; производство продовольственных товаров – 120%, а также производств медицинских препаратов – 104%.
Важный индикатор благополучия экономики - объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям также показал рост - на 6,2% по сравнению с 2021 годом и в абсолютном выражении составил 80,2 млрд рублей.
На потребительском рынке в обороте общественного питания есть тенденция к росту, он составил четыре млрд рублей; оборот розничной торговли снизился незначительно и составил 60 млрд рублей.
В общем положительном тренде и муниципальные производственные организации - с января по сентябрь общий объем производства товаров, работ и услуг МУПов составил 7,8 млрд рублей, что на 5,4% больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Во всех отраслях объемы производства работ отличились ростом. Всего получено почти 200 млн рублей чистой прибыли. Исключение составило МУП ГЭТ – тут зафиксировано снижение на 17,6%. С убытками пока также МУП «Южное» и МУП УО МКД, однако в прошлом году убыточными были пять муниципальных предприятий.
За девять месяцев объем платных услуг, оказанных населению, превысил 309 млн рублей – почти на 5% выше аналогичного прошлогоднего периода года.
Малый и средний бизнес
В Хабаровске ежемесячно увеличивается количество самозанятых: в предпринимательском секторе экономики трудятся 21,7 тыс. человек, выбравших эту форму ведения бизнеса– по сравнению с показателями начала года рост составил почти 70%. Подавляющее большинство самозанятых – это физические лица, 20% – индивидуальные предприниматели. Всего на 1 сентября в городе зарегистрировано 31 961 субъект предпринимательства, что на 2,7% ниже, чем в начале года.
В строительной отрасли отмечено увеличение показателей в производстве неметаллической минеральной продукции на 42%. Лидерами по росту объемов стали три организации: в 1,3 раза увеличила выпуск автоклавного газобетона компания «Газобетон ДВ», более чем на треть нарастила выпуск отделочных материалов компания «Террако-Восток», а также компания «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» на 45% увеличила выпуск базальтовой теплоизоляции.
Оборот строительных организаций снизился на 13%, однако к концу кода ситуация по оценке экспертов может выровняться - в настоящее время стабилизируется ситуация с ценами на строительные материалы, в связи с этим декабрю 2022-го прогнозируется рост по объему работ и обороту организаций в строительстве.
За девять месяцев текущего года в Хабаровске ввели в эксплуатацию 18 многоквартирных жилых домов и 327 индивидуальных общей площадью 145 тыс. кв. метров.
Уровень безработицы в Хабаровске снижается и практически вернулся к уровню допандемийного периода, когда уровень безработицы составлял 0,3%. Сейчас этот показатель - 0,33% экономически активного населения. Количество нетрудоустроенных граждан в городе – 1 105 человек. Это на 238 человека меньше, чем с января по сентябрь прошлого года. Причем количество вакансий превышает 12 тыс., из них 4,5 тыс. предусмотрены для иностранных работников. По состоянию на 1 октября на одного безработного приходится 11 вакансий. За месяц количество предлагаемых рабочих мест увеличилось на 469. Потребность в рабочих специальностях закрыта на 35%.
За первое полугодие в Хабаровск приехало 10 574 человека, что на 480 человек меньше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Из российских регионов прибыло 60% или 6 299 человек, остальные 40% обеспечила международная миграция (большинство приехавших – жители стран СНГ).
За полгода уехало из города 12 799 человек – на 19% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В июне зафиксирован резкий скачок миграционного оттока – из города в другие регионы России уехало 1 638 человек, что сопоставимо с июнем прошлого года и связано со студенческой миграцией. Ситуация выровняется после регистрации студентов, которая завершится 1 ноября.
За полгода в Хабаровске родилось 2 775 младенцев. Рождаемость снизилась на 10%. Снизилось и количество умерших за отчетный период – на 184 (4 093 человека).
На 1 октября Хабаровск участвует в реализации пяти национальных проектов – «БКД», «Жилье и городская среда», «Демография», «Образование» и «Культура». Кроме этого, город принимает участие в десяти региональных проектах – «Дорожная сеть», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Формирование комфортной городской среды», «Жилье», «Спорт – норма жизни», «Содействие занятости», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Культурная среда» и «Творческие люди». В настоящее время общий объем финансирования запланирован в размере 1 млрд 637 млн рублей - при этом федеральное софинансирование составляет 1,5 млрд рублей.
В целом промежуточные результаты социально-экономического развития Хабаровска показывают, что городские структуры однозначно выдержали проверку на прочность. Муниципальные и частные предприятия смогли при поддержке различных уровней власти выдержать целый ряд испытаний, ставших следствием геополитических процессов - начиная от повышения ключевой ставки до 20%, заканчивая «логистическим штормом», который обрушился на транспортную отрасль, вызвав задержки в доставке грузов и значительное удорожание многих операций. Потрясения не могли пройти совсем бесследно, но с учетом существующей динамики можно ожидать, что к концу года просевшие показатели выйдут из «красной зоны».
EastRussia рассказывает о том, какие сферы экономики находятся сегодня в центре внимания.
Золоторудная компания «Майское» ведет разработку на территории Чаунского района, где применяются открытый и подземный способы добычи руды с последующей переработкой на обогатительной фабрике: полученный концентрат в навигацию отправляется на Амурский ГМК для получения слитков доре методом автоклавного окисления и цианирования. В приоритетах компании – внедрение в производство «зеленых» технологий и снижение углеродного следа, а также производственная безопасность.
Золоторудная компания «Майское»
В феврале 2022 года начала работу цифровая система ежесменной оценки рисков (ЕОР) с использованием мобильных устройств. Также предприятие продолжает социальное сотрудничество с городским округом Певек. В рамках очередного соглашения о социально-экономическом партнерстве, подписанного с администрацией муниципального образования, в 2022 году на реализацию социальных проектов территории будет направлено 20 млн рублей. Помимо добычи руды на Чукотке активно реализуется проект по освоению месторождения меди «Песчанка», который предполагает комплексную разработку по освоению Баимской рудной зоны. Месторождение является одни из крупнейших в мире неосвоенных медных площадей с потенциалом создания крупномасштабного низкозатратного горно-обогатительного комплекса по производству меди на базе рудника открытого типа в Билибинском муниципальном районе. Общая мощность переработки руды – 70 млн тонн с получением 1,4 млн тонн концентратов металлов – медного, содержащего также золото и серебро, и молибденового. Инвестор – ООО «ГДК Баимская», получившее в апреле 2021 года статус резидента ТОР «Чукотка» (KAZ Minerals PLC, Казахстан), объем инвестиций – 620 млрд рублей.
Реализация новых проектов в сфере недропользования требует развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Так, в 2020 году была сдана в эксплуатацию первая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». А до конца 2031 года на мысе Наглейнын морского порта Певек появятся несколько плавучих атомных энергоблоков мощностью более 400 мВт. Основные цели данного проекта –это обеспечение растущих энергетических потребностей региона, снижение промышленного загрязнения региона и сохранение запасов углеводородного сырья. В результате объемы ежегодно используемого угля уменьшились на 70 тыс. тонн, что позволило снизить выбросы вредных веществ до 3 тыс. тонн в год.
Сегодня чукотские судостроители выходят на новый уровень производства: предприятие ООО «Алеут» (Анадырь) реализует уникальный проект по изготовлению маломерных судов. За четыре года специалисты компании сделали более 150 алюминиевых лодок для населения, морских охотников и рыбаков Крайнего Севера. Специалисты предприятия в текущем году построят и передадут в территориально-соседскую общину «Лорино» Чукотского муниципального района 7,5-метровую аппарельную лодку. Она сможет брать на борт до полутора тонн груза и ходить вдоль всего побережья района. На ней морские охотники планируют доставлять материал для нового завода по переработке морского зверя в селе Лорино, то есть забирать шкуры и жир морзверя из сел на побережье, чтобы использовать на производстве, а затем доставлять готовую продукцию.
Вместе с тем традиционные формы хозяйствования коренных народов Чукотки в регионе представлены тремя отраслями – оленеводством, морзверобойным промыслом и рыболовством, позволяющими коренному населению поддерживать традиционный образ жизни, а также быть включенными в современные экономические процессы. Так, в селе Амгуэма (Эгвекинот) было создано производство по глубокой переработке шкур и камусов домашнего северного оленя с применением исключительно отечественных технологий. На базе завода установлен модуль для создания пошивочной мастерской. Приобретено дополнительное оборудование по мездрению шкур и камуса, расходные материалы, необходимые для заготовки и глубокой переработки шкур.
Последние несколько лет Дальний Восток в приоритете развития в России. Здесь активно создаются ТОРы, работает режим Свободного порта Владивосток, растут промышленные и индустриальные парки. Но куда двигаться дальше и какие проблемы есть у регионов - обсудили сенаторы Совфеда на заседании по формированию инфраструктуры технологического развития ДФО.
Как отметил сенатор Константин Долгов, за последние восемь лет принято 62 федеральных закона, посвященных Дальнему Востоку и содействующих его экономическому развитию. Особенный фокус внимания нацелен сейчас на развитие промышленности и индустриальных парков, которые должны интегрировать бизнес, науку, технологии, наращивать интеллектуальный потенциал ДФО.
- Важно не просто создавать, а наполнять особые территории “живыми” резидентами, чтобы предприниматели пользовались всеми формами поддержки, - отметил Константин Долгов. - Конечно, перед нами стоит много и межотраслевых задач по взаимодействию. Но промпарки должны жить своей, насыщенной жизнью и создавать целые экосистемы.
Чтобы ускорить развитие экономики федерального округа в Совфеде предложили регионам и ведомствам высказаться о том, чего им не хватает и как они видят будущее развития промышленности у себя.
В Минпромторге для начала отметили, что для помощи инвесторам предлагается создать сводный план и перечень потребностей регионов. Чтобы они работали в первую очередь от спроса на какую-то продукцию. Помимо загруженности заказами для внутреннего рынка, это позволило бы диверсифицировать некоторые производства. Например, компании, работающие по гособоронзаказу, часто не могут самостоятельно перестроиться на работу с гражданской продукцией.
Поучаствовать в заседании не смогли представители всех регионов. Но в Хабаровском крае отметили интересную проблему - частный промышленный парк “Авангард” не может получить инфраструктурную поддержку, так как регион не входит в число территорий с низким социально-экономическим развитием. При этом льготами резидента ТОР он пользоваться может, сейчас его площади востребованы на 80%.
- В будущем планируем создать еще один технопарк на площадке Ракитного. Нам нужно наращивать число резидентов с инновационным производством, но не все они готовы размещаться в “чистом поле”, - отметил представитель правительства Хабаровского края. - Поэтому если частный инвестор построит здание, предоставит площади будущим компаниям, то нам это сможет помочь. Предварительно на новой площадке будем развивать креативные индустрии, дизайн, инжиниринг. Но удастся ли ему выйти на получение инфраструктурной поддержки?
Константин Долгов отметил, что этот вопрос необходимо проработать в рабочем порядке. Посмотреть с другими ведомствами, какие еще субсидии или другие меры помощи могут быть доступны создателям индустриальных парков.
На Камчатке также определили приоритеты стратегического развития. Ставку здесь делают на судостроение.
- Судостроение, можно сказать, вся отрасль, в 90-х годах просто разрушилась. Сейчас на наших верфях ремонтируется не более 10% всех судов региона, а большая часть уходит к соседям в АТР. Это при том, что Камчатская рыбная промышленность занимает ведущее место по Дальнему Востоку и в России, - отметила зампред правительства Камчатки Юлия Морозова. - Поэтому мы хотим сначала реализовать якорный проект группы компаний “Норебо”. Инвестор планирует строительство двух крупных доков на первом этапе. Так, надеемся, мы сможет переориентировать наших судовладельцев ремонтировать суда в регионе.
Однако у этого проекта есть проблема - кадры. Сейчас на Камчатке только один вуз сохранил подходящую программу подготовки специалистов. В связи с этим власти региона рассчитывают запросить поддержку в Минобразования, чтобы увеличить бюджетные места в учебных заведениях, открыть программы подготовки специалистов среднего звена и закупить современное оборудование для обучения. Как отметил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков, в этом направлении лучше работать в рамках целевого набора. Чтобы предприятия знали, что у них будут специалисты, а молодежь была уверена в том, что получит хорошую работу. А для дальневосточного судостроения в скором времени могут запустить пилотный проект - обнулить НДС для таких предприятий.
Развитие транспорта в ДФО - также болезненный вопрос. Сергей Дунаев, заместитель директора департамента развития инфраструктуры в Минтрансе России, поделился планами по развитию транспорта на Дальнем Востоке. Сейчас расширяются портовые мощности и пропускная способность Восточного полигона. И если после создания единой дальневосточной авиакомпании появились более 20 новых социально значимых маршрутов, то парка самолетов еще не хватает.
- Уже принято решение о сборке самолетов “Байкал” в Комсомольске-на-Амуре. Но вертолетного парка не хватает, - отметил Сергей Дунаев. - Поэтому будем прорабатывать вопрос по строительству вертолетов для нужд перевозчика. По предварительным договоренностям в план пополнения парка авиакомпании введут 21 вертолет до 2025 года.
В Приморском крае среди основных проблем оказалась как раз диверсификация производства у работающих по гособоронзаказу предприятий. Но в этом Совфед уже обещал помочь. Также здесь делают ставку на развитие Научно-технического центра на острове Русский, в будущем также хотят создать в регионе несколько промпарков и новых кластеров. Например, в Арсеньеве может появиться проект по сборке беспилотников, а в Лесозаводске - кластер по производству мебели. В планах также развитие Севморпути. Для этого в Приморье прорабатывают возможность по созданию железнодорожной ветки от Чугуевки до Дальнегорска.
Правда в Минпромторге отметили, что не все промпарки Дальнего Востока сейчас могут получить поддержку. Сначала необходимо, чтобы проекты и созданные площадки внесли в специальный реестр. Пока в нем только хабаровский промпарк “Авангард” и камчатский “Нагорный”.
Дальний Восток среди всех округов занимает последнее место по индустриальным паркам - на него приходится всего 3% индустриальных парков страны. То же самое и по промышленным технопаркам - их доля в общероссийской статистике 2%, - рассказали в Минпромторге. - При этом федеральные меры поддержки доступны дальневосточным резидентам на более простых условиях: меньше рабочих мест требуется создать, например. Поэтому до 31 декабря всем регионам необходимо подтвердить соответствие своих технопарков нормативам и внести в реестр. Также не все регионы создали свои территориальные фонды поддержки промышленности: из 11 субъектов такие структуры работают в семи.
По итогам 2021 года, отмечает Росстат, лишь некоторые регионы Дальнего Востока смогли нарастить промышленное производство выше среднероссийских показателей. Наибольших успехов добились Приморье, Якутия и Камчатский край: прирост к предыдущму году составил 21%, 16,1% и 10% соответственно. Лидирующими отраслями стали обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых. Хорошие результаты показали также Хабаровский край и Магаданская область. А вот подтянуть промышленные отрасли необходимо на Чукотке, Сахалине и в Еврейской автономной области. Вот кому точно понадобится поддержка со всех сторон.