На Дальнем Востоке по программе «Доступное арендное жилье» уже заселены 503 квартиры. Всего в 11 регионах округа будет построено 12 тыс. арендных квартир.
Как сообщили в пресс-службе Минвостокразвития, на строительство арендного жилья из Фонда национального благосостояния выделено 87 млрд рублей. Программа реализуется с 2022 года.
Получить жилье в арендных домах могут специалисты востребованных профессий. Приоритет имеют участники специальной военной операции, молодые специалисты и студенты, а также переезжающие на Дальний Восток из других регионов.
Аренда таких квартир примерно втрое ниже рыночной за счет субсидий из регионального и федерального бюджетов. Регионы Дальнего Востока направили заявки на строительство 13 тыс. арендных квартир в рамках программы «Доступное арендное жилье».
В рамках IX Восточного экономического форума состоялась сессия «“Муравьев-Амурский 2030”: кадры для стратегического развития Дальнего Востока», где глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, представители правительств регионов ДФО и выпускники программы обсудили ее результаты и перспективы.
Время сильных
«Муравьев-Амурский 2030» – программа подготовки управленцев нового поколения, которые готовы посвятить себя госслужбе на Дальнем Востоке. Программа стартовала только в 2022 году, а результаты уже впечатляют: выпускники первых двух потоков работают на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, достигая реальных результатов. Конкурс для поступления на программу стремительно растет с каждым годом.
Цель у программы достаточно амбициозная – к 2030 году подготовить 300 сильных управленцев для улучшения качества жизни на Дальнем Востоке. Чтобы ее реализовать, нужен уникальный подход к обучению. И этот подход был найден: подготовка курсантов сочетает работу над реальными проектами развития регионов с полным погружением в их специфику, наставничество опытных управленцев из высших эшелонов власти, персональное развитие, изучение истории и культуры Дальнего Востока и международное сотрудничество. Выпускников ждет трудоустройство на госслужбу и в институты развития Дальнего Востока, где они должны отработать минимум два года.
Новые горизонты
В ходе пленарной сессии ВЭФ-2024 Владимир Путин отметил важность и востребованность программы.
«С 2022 года в регионе работает программа "Муравьев-Амурский" для подготовки кадров на государственную службу. Ее действие расширено и на Арктику. Программа востребована, конкурс высокий – до 80 человек на место… И мы обязательно продлим программу "Муравьев-Амурский" как минимум до 2030 года», – заявил президент.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в рамках сессии обратил внимание участников, что продление программы и расширение ее действия на Арктику – это не только успех, но и новый вызов. Поэтому важно проанализировать, что получается в процессе подготовки курсантов, а какие моменты требуют доработки.
От первого лица
В ходе сессии представители правительств Приморского и Камчатского края, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, а также выпускники программы, которые уже трудятся в этих регионах, поделились опытом взаимодействия друг с другом , адаптации молодых управленцев на госслужбе и первыми успехами, призвав талантливых квалифицированных молодых людей пробовать свои силы и поступать на программу, а затем приезжать работать на Дальний Восток.
Обращаясь к курсантам и выпускникам программы, Алексей Чекунков подчеркнул, что они выбрали путь служения людям, и крайне важно не забывать об этом.
«Очень не хотелось бы, чтобы хоть кто-то из присутствующих в этой аудитории считал себя элитой. Вообще плохое слово. Быть лидером в любой группе, быть руководителем по-настоящему можно только если вас такими признают люди: коллеги, люди, которым вы служите… Вы выбрали этот путь для того чтобы сделать жизнь людей лучше».
Инициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia чего удалось добиться за год, какой функционал уже доступен пользователям метасреды и что появится в ближайшее время.
– Год – это ощутимый срок для инновационного продукта. Мы намного продвинулись с момента нашей встречи, я бы сказал процентов на 80. Это касается всех аспектов – и количества обращений, и расширения функционала. Увеличилось и количество пользователей, причём надо отметить активность бизнеса – мы приросли бизнес-структурами и количественно, и качественно: среди наших пользователей появились крупные предприятия – Мегафон, Газпромбанк, нефтяная компания «Туймаада нефть», «Полярные авиалинии», сеть канцтоваров «Азбука», сеть сувенирных товаров «Камелек».
Само приложение стало работать стабильнее. Сейчас у нас основной упор ведётся на его возможностях как корпоративного мессенджера. Уникальность состоит в том, что пользователь получает возможность связаться с любым сотрудником организации, подключённой к метасреде «Обращайся». Идентификация людей происходит по месту работы. И это, пожалуй, коренное отличие от других мессенджеров, представленных на рынке. В нашей системе поисковик находит пользователей по должности и организации.
Скажем вам нужно решить вопрос, и вы находите нужную организацию – государственное ведомство, орган местной власти или бизнес. Поисковик показывает вам список всех сотрудников и вы обращаетесь напрямую к тому, кто может решить ваш вопрос.
Добавили мы функционал цифровой почты – она отличается от прочих способов электронного взаимодействия тем, что не нужно вводить какой-то электронный адрес, узнавать этот адрес – например email конкретного человека. Нам не нужен адрес – сообщение, файлы можно сразу отправить участнику метасреды.
– Но, чтобы обеспечить такую связь, надо чтобы все организации, которые только существуют, были бы участниками метасреды «Обращайся»?
– Именно так. И мы над этим работаем – над созданием всеобъемлющего пула организаций. Пока в масштабе Республики, но с течением времени, надеюсь, мы эту задачу выполним. Наша главная концепция – создать глобальное сообщество. Сообщество самых разных организаций и людей – от государственных до общественных и бизнеса, включая публичных деятелей – лидеров мнений, общественников, блогеров. Такое сообщество, в котором бы люди, с помощью разнообразных инструментов могли общаться, продвигать свой бизнес, свой контент, инициативы, акции, оповещать своих соседей, односельчан, единомышленников. Чтобы и конкретный человек, и организация могли общаться с другими организациями, заказывать товары, услуги и тому подобное.
Чтобы это организовать мы строим «Обращайся» на основе браузерных цифровых кабинетов. Они имеют разное наполнение в зависимости от нужд и характера пользователя – ведь обычному человеку не нужны многие вещи, крайне необходимые, скажем, муниципальному органу. Например, для организаций есть и возможность ведения архива, и системы отчетности, организованы каналы внутренней коммуникации и каналы связи с другими организациями.
Главная наша гордость это микротендер. Это такое рабочее его название. Это не торговая площадка, которая требует какой-то аккредитации, но это площадка, где можно размещать запросы и коммерческие предложения – такая платформа товаров и услуг. Заказчик может запрашивать различные предложения, выбирать из них и делать заказ. Для поставщика такая система удобна тем, что это короткие прямые заказы, которые он может обслужить и потратить на это минимум усилий и времени. Это не подмена госзакупок. Это решение насущных вопросов, удовлетворение потребностей, не требующих аукциона и соответствующего оформления документов. Например, купить компьютер, картридж, бумагу. Это решение текущих вопросов.
Здесь бизнес может с помощью фото, мультимедиа подробно описать своих товары и услуги, прорекламировать себя подробно. Эта механика сейчас уже начала работать. У нас зарегистрированы 300 муниципальных образований. Они размещают свои вопросы – это может быть изготовление вывесок, баннеров, или вот недавно был запрос на утилизацию автомобилей. Зарегистрированный в системе бизнес видит эти заявки и предлагает свои возможности, назначает цену, клиент – муниципальное образование – сравнивает предложения и делает выбор. Не надо никуда звонить, слать email, искать адрес электронной почты, номер телефона – всё происходить в нашей среде.
Кроме того мы сейчас активно тестируем и уже в ближайшее время запустим видеоконференцсвязь – планируем подключить этот функционал в сентябре. Ещё мы приступили к обучению собственной нейросети – она сможет писать отчеты, статьи, письма заполнять формы справок, то есть станет реальным помощником государственного и муниципального служащего, облегчит жизнь офисным работникам. Плюс мы хотим интегрировать нашу метасреду с популярными мессенджерами и соцсетями с Telegram, Вконтакте, с «Одноклассниками», чтобы можно было продвигать свой контент сразу и там, работать со всей базой клиентов.
– Механизм оплаты услуг и товаров уже интегрирован в «Обращайся»?
– Да, мы встроили платёжную систему ЮKassa – это разработка Сбера, которая имеет механизм «Безопасная сделка», когда деньги покупателя замораживаются и переводятся продавцу, только когда тот предоставляет товар или услугу.
Конечно же участники метасреды «Обращайся» могут между собой договориться о других способах оплаты, включая и выставление счетов, и даже оплату наличными.
– Вы вот только что произнесли слово «безопасность». Какими средствами вы располагаете, чтобы обеспечить безопасность работы внутри вашей метасреды? Ведь её участники делятся весьма чувствительными данными.
– Что касается безопасности приложения, могу сказать, что в январе этого года мы зарегистрировали свои наработки в реестре программного обеспечения Российской Федерации. А чтобы туда попасть, надо пройти очень серьёзную проверку – только по времени она заняла полгода. То есть мы – полностью проверенный, полностью отечественный продукт, который выполняет все требования закона по защите данных. Наши сервера находятся только в России. Благодаря тому, что мы получили аккредитацию, мы становимся востребованными со стороны органов местной власти. Потому что по 149 ФЗ органам местного самоуправления, органам государственной власти запрещено использовать иностранные мессенджеры и другие разработки при оказании муниципальных услуг и выполнения государственных заданий.
Конечно же у нас постоянно ведётся мониторинг и учения по отражению сетевых атак, попыток взлома, DDoS-атак. Мы периодически проводим тестирования в поисках узких мест и уязвимостей, постоянно совершенствуя работу нашей системы. Можем смело утверждать, что готовы к любым нагрузкам и испытаниям.
– Сколько у вас сейчас пользователей – физических лиц, организаций?
– Метасредой «Обращайся» сейчас пользуются около 500 организаций и более 12 тысяч физических лиц. Числа может и не поражают воображение, но при этом мы вообще никакой рекламной деятельности не ведём. От слова «совсем»! Информация и сама метасреда распространяется органически – идёт от человека к человеку, от организации к организации. Это наша сознательная позиция, мы хотим убедиться, что наша система действительно полезная вещь, что её полезность продиктована насущными потребностями наших сограждан, организаций, бизнеса без влияния на неё маркетинговых действий, рекламы и пиара.
Мы за естественный рост ещё и потому, что любой проект растёт, нуждается в корректировках, оптимизации. Когда мы делаем это без резких движений, необходимости справляться с бесконтрольным наплывом пользователей, мы можем гарантировать качество, продуманность и глубокую проработку наших решений.
– Но всё же, насколько я помню, у вас вполне серьёзные амбиции есть в части масштабирования проекта: как в плане увеличения количества пользователей, так и в плане расширения их географии.
– Да, мы не собираемся ограничиваться только Якутией. И, собственно, у нас уже есть пользователи из самых разных уголков страны. Один из них, например, – это аккредитованная организация из Санкт-Петербурга, которая разрабатывает навигационные паспорта, паспорта вертолётных площадок. Очень, к слову, важная для нашей Республики работа – вертолётные площадки при наших расстояниях имеют жизненно-важную функцию.
При этом мы завязываем контакты с другими регионами – буквально на днях я по телефону общался с заместителем главы посёлка в Бурятии. Он очень заинтересовался как раз по тому, что модель, которую мы здесь сделали, это оптимальное решение задач муниципалитета. Что в Якутии, что в Бурятии, что в Тверской области у местной власти одинаковые боли – это работа с населением, это одинаковые по сути задачи взаимодействия с другими организациями будь то властные структуры или бизнес. К «Обращайся», кстати, подключилось больше половины всех муниципалитетов Якутии. Запустили пилотно наш продукт во всех управах Якутска, все пригороды Якутска подключились к нашей системе – сейчас проводим обучение, и скоро они начнут работать в полную силу.
Думаем и о масштабировании за пределами России. Недавно были в Казахстане по линии экспортного центра. Получили хорошие отзывы и высокие оценки от коллег из Казахстана. Они особенно отметили ключевое отличие и преимущество нашей системы, которая заключатся в том, что человек может наблюдать за тем «КАК» и «КТО» решает его вопрос, его проблему: будь то обращение в органы власти, или к бизнесу, в любую в общем-то организацию. Человек контролирует своё обращение.
Ведь что мы видим сейчас? Да у госорганов, у многих бизнес-организаций есть формы обратной связи. Человек пишет туда письмо и… оно часто будто проваливается в черную дыру. Человек ждёт положенный по закону срок, и всё это время он в неведении. Он вообще знает занимается ли кто-то его вопросом. А в «Обращайся» он получает уведомление, что его запрос приняли в работу, он видит, что его обращение получили, что оно в обработке, человек может уточнения какие-то сделать, ему могут уточняющие вопросы задать, попросить какие-то документы – всё происходит прозрачно для того, кто обратился.
Но, конечно, в первую очередь мы делаем ставку на развитие внутри России. Подготовили презентацию, поедем на Восточный экономический форум вместе с нашим IT-парком. С этого момента начнём продвижение по Дальневосточному федеральному округу, сейчас готовим информационные, методический материалы, чтобы наши потенциальные будущие пользователи смогли оценить все плюсы «Обращайся».
– Что ж, до встречи на восьмом ВЭФе!