I международный буддийский форум «Традиционный буддизм и вызовы современности» стартовал сегодня в Бурятии. Для участия в нем прибыли 13 делегаций из разных стран, самые многочисленные - из Индии, Китая, Монголии, Шри-Ланки, Непала.
Цель форума - всестороннее обсуждение вопросов развития буддизма, буддийской культуры, философии и практики, а также создание новой площадки международного диалога.
Первы день проходит в физкультурно-спортивном комплексе Улан-Удэ. Завтра участники отправятся в Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ», там пройдет традиционная конференция «Феномен Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Этигэлова». Также гости совершат поклонение нетленному телу XII Пандито Хамбо Ламе Даши Доржи Этигэлову.
Перед стартом форума, его участникам направил приветствие Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Ольга Степченко привела в пример ставшую международной волонтерскую акцию «Сад памяти», которую поддерживают Сбер, РЖД, Росатом, Норникель и другие крупные компании, со стороны правительства РФ проект поддерживают Минпросвещения и Минприроды. Это возможность сделать личный вклад в экологию – каждый может посадить дерево, которое является главным поглотителем углеродного следа человека.
«Каждую весну высаживаем более 27 млн деревьев в честь героев Великой Отечественной войны, в честь героев настоящего времени и в целом сады памяти – это такой символизм, который пронизывает историю всего мира. Акция расширила сильно свой смысл: деревья сажают в честь ученых, актеров, музыкантов – тех, кто помог сделать нашу страну великой. Помимо того, что мы даем возможность каждому снизить свой углеродный след и озеленить свой город, мы даем возможность еще и возвести живой памятник-дерево и посвятить его важному для себя человеку», – отметила Ольга Степченко.
Она добавила, что у каждого есть также возможность присоединиться к акции «Сохраним лес». Ее цель – высадить пять млрд деревьев к 2030 году. Все регионы России в ней участвуют. И без помощи волонтеров здесь не обходится.
По данным ВЦИОМ, в 2022 году акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» стали самыми популярными экопроектами в России.
Стать волонтером очень просто – не нужно писать заявлений, достаточно просто прийти и начать действовать. Аудитория гражданских активистов, которые предлагают свое видение решения экопроблем государству, постоянно растет и особенно среди молодежи.
Тренд последних двух лет показывает, что при выборе работы молодежь отдает предпочтение социально ответственным и более экологичным компаниям. А сейчас большинство бизнесов стремятся стать «зелеными». Одним из первых такой подход в России стал развивать Сбер. Здесь есть собственный сервис для вовлечения волонтеров в ESG-повестку – «Сберегаем вместе». Существует и проект по созданию совместного мерча с АНО «Сад памяти» – из переработанных материалов создаются вещи, одежда, обувь.
Представители экологического направления ГК Росатом напомнили, что нельзя говорить об экологической безопасности, пока не разобрались с коммунальными и промышленными отходами, которые генерирует человек. Росатом активно использует отработанное ядерное топливо как сырье, в ход идет и вторсырье, получаемое из отходов 1 и 2 класса. Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной ответственности ГК Росатом Анна Жигульская отметила, что госкорпорация имеет четкую цель по развитию экологичности собственных производств и инфраструктуры в рамках своей ответственности.
«Мы развиваем экокультуру в наших 28 городах – там, где Росатом является градообразующим предприятием. Мы хотим, что они стали самыми зелеными, самыми экологичными. У нас есть компетенция по ликвидации последствий накопленного вреда. И нам нужны профессионалы в сфере экологии – до 2030 года мы хотим нанять три тысячи профессионалов в сфере экологии. Нужно соединить наши возможности и ваше движение “Экосистема“. Компания поддерживает экологичные стартапы – мы готовы к вашим предложениям», – добавила она.
В ОАО «РЖД», штат которой насчитывает более миллиона сотрудников тоже активно работает волонтерское движение – в нем задействованы более 135 тыс. работников магистрали. Важнейшими направлениями корпоративного волонтерства в компании называют «Экозащиту» и «Помощь окружающей среде».
Кроме того в России с 2014 года активно развивается детский экологический проект «Эколята – молодые защитники природы». Сейчас он охватывает все регионы страны. Экологическое мышление у детей начинают развивать вместе с речью – уже с детского сада. Причем, воспитанники детсадов и школ участвуют в составе волонтерских движений в практических действиях по сохранению природы.
Молодые экоактивисты – участники форума смогут получить реальные деньги на развитие своих проектов по экологии. Росмолодежь распределит четыре млн рублей в качестве грантов.
На форум «Экосистема. Заповедный край» приехали 450 молодых людей от 14 до 35 лет со всей России, которым важно сохранение окружающей среды. Впервые мероприятие провели на Камчатке в 2022 году. По поручению президента РФ Владимира Путина форум будет проходить на полуострове ежегодно.
Информация о преимуществах территориального общественного самоуправления не проистекает разве что из утюга, однако ещё далеко не все хабаровчане смогли их «пощупать». Для тех, кто лишь смутно представляет, что стоит за тремя буквами, а также для тех, кто уже вовсю пользуется открывшимися возможностями, в пятницу 30 сентября на форуме Гражданском форуме запланирована площадка «А что, так можно?».
Примеры успешных ТОС продемонстрируют, следуя принципу «от общего к частному»: федеральный опыт, краевой, городской ― пока не доберутся до конкретных хабаровских дворов.
― Мы пригласили спикера из Москвы, ― говорит Елена Примаченко, заведующая сектором управления по связям с общественностью и работе с молодежью администрации Хабаровска. ― На нашей площадке выступит Александр Точенов, ответственный секретарь совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Общественного совета Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, президент НКО «Центр прикладных исследований и программ». Он расскажет о деятельности ТОСов на федеральном уровне, о практике, которая существует в других регионах. Об особенностях ТОСов в зависимости от района края ― Ольга Приходько, начальник отдела развития ТОС комитета по внутренней политике Хабаровского края. Модератор площадки ― заместитель мэра Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов разъяснит, какие меры поддержки ТОСов использует мэрия: семинары, совещания, помощь гражданам с оформлением документации.
И жителям, и коммунальщикам будет интересно и полезно узнать о возможности получить гранты на благоустройство территории как многоквартирных домов, так и частного сектора. А уж раздел «Миллион для депутата» точно никого не оставит равнодушным. Спойлер ― на самом деле городские парламентарии миллионерами не станут. По крайней мере не в рамках этой программы. Такую сумму каждому думцу выделил мэр, чтобы слуги народа могли оперативно и качественно решать проблемы и удовлетворять чаяния своих избирателей. Надо, скажем, дорожку во дворе подлатать или свет провести ― добро пожаловать к депутату. На площадке форума объяснят механизм, как горожане могут претендовать на депутатский миллион.
― Не надо пугаться, что потребуется заполнять бумаги для ТОС, а проявлять инициативу и объединяться с соседями, чтобы улучшить свой двор, сделать его комфортным и безопасным, ― уверяет Елена Примаченко. ― Ждем новичков и опытных участников ТОС, чтобы могли поделиться своими историями с другими, на площадке № 3 в конференц-зале Городского дворца культуры 30 сентября в 11.00. Зарегистрироваться можно заранее на сайте форума (12+) либо сразу в ГДК.
Почему администрация заинтересована в создании ТОС и готова помочь активным горожанам, объяснить легко. В первую очередь тем, что это перемены, которые точно будут соответствовать желаниям жителей.
― Замечательно, что неравнодушные хабаровчане принимают решения об улучшении своего двора, придомовой территории, ― подчеркнул мэр Хабаровска Сергей Кравчук во время объезда территории города. ― Они точно знают, что им надо сделать в первую очередь и в каком направлении идти дальше. И для реализации их идей сегодня есть много возможностей, в том числе программа по развитию территориального общественного самоуправления.
Активное развитие ТОСов в Хабаровске началось с конца 2019 года. За 2,5 года город по количеству ТОСов с последнего места вышел на третье.
Сегодня в Хабаровске процедуру оформления проходят десять новых ТОСов и уже действуют двести. Они претендуют на гранты для воплощения задуманного в краевых и городских конкурсах.
Кстати, решением губернатора Михаила Дегтярева финансирование краевых грантов в этом году увеличено до 250 млн руб. В Хабаровске на реализацию 93 проектов из краевого и городского бюджета, а также из собственных средств граждан уже привлечено около 80 млн руб. Средства вложены в строительство детских площадок, благоустройство придомовых территорий, установку спортивных объектов, видеонаблюдения и другие работы с личным участием жителей.
Шельфовые проекты по добыче углеводородов, которые реализуют дочерние компании «Газпрома» на территории Сахалинской области, останутся ключевыми в долгосрочной стратегии развития нефтегазовой отрасли России. Более того, островной регион может стать опорой в переориентации энергетического рынка на страны АТР, что происходит прямо сейчас, в условиях сложившейся внешнеполитической обстановки. Существующие возможности и перспективы обсудили в рамках форума «Нефть и газ Сахалина 2022». Eastrussia.ru публикует основные тезисы дискуссии.
Перспективы участия Сахалинской области в переформатировании работы отраслей энергетики и добычи нефти и газа стали основным вопросом первой сессии на Дальневосточном международном энергетическом форуме «Нефть и газ Сахалина 2022». Диалог эксперты посвятили развитию углеводородного рынка в сложившихся новых условиях — как антироссийские санкции и внешнеполитическое давление, так и мировой энергетический кризис диктуют крупнейшим российским корпорациям необходимость пересматривать направления сотрудничества, искать новые рынки сбыта и перестраивать главные схемы работы в отрасли. Об этом, в частности, заявил один из спикеров, и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев. В своем докладе он отметил: перемены уже начались и требуют оперативной реакции бизнеса.
Сергей Лихачев, и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф»
фото: Олег Леккер
«Внешнеэкономическая среда на сегодняшний день сформировала достаточно требовательный фоновый контекст к реализации нефтегазовых проектов. Мы все ощущаем возможные геополитические риски нестабильности и, соответственно, эскалацию санкционных ограничений. У правительства России есть определенный спектр задач по поддержанию стабильности функционирования — шельф в этом смысле является точкой будущего роста, который нацелен в первую очередь на долгосрочное развитие, а не на решение оперативных проблем в текущей ситуации. И, что важно отметить, помимо нестабильности энергетических и финансовых рынков, которая в конечном итоге влияет на работу добывающих компаний, мы видим важный тренд. Раньше нефтяники добывали углеводороды и не особенно задумывались, куда их поставлять — рынок был гибкий, спрос позволять поставлять нефть всем. А сейчас, в современных условиях, ключевым является вопрос маркирования продукции. Отрасль для нас существенно изменилась. Второй важный тренд в геополитике — разворот на восток. Это уже происходит, прямо сейчас. Эти факторы влияют и на нашу деятельность в целом, и на деятельность по добыче нефти и газа на востоке России», — отметил и.о. директора по перспективному развитию и управлению портфелем «Газпром нефть шельф» Сергей Лихачев.
По мнению эксперта, одним из наиболее перспективных проектов для долгосрочного развития добычи углеводородов является геологическая разведка и организация работы на Аяшском месторождении. Это шельфовый участок на Сахалине и, как отметил представитель «Газпром нефть шельф», с точки зрения вложений на длительную перспективу он является приоритетным. Во многом это связано с географическим положением островного региона — Сахалинская область является промежуточной точкой на наиболее безопасном и коротком маршруте возможной транспортировки углеводородов.
«С учетом геополитического влияния на организацию логистики, мы видим три потенциальных маршрута транспортировки углеводородов, которые добываем на шельфе. Напомню: традиционный европейский рынок был очень удобен в связи с тем, что находится вблизи точки перевалки нефти в Мурманске. Таким образом, транспортное плечо к нашим импортерам составляло максимум 5-7 дней до сложившегося ранее рынка сбыта. Сейчас ситуация иная, мы говорим уже о каналах поставки в Азию. И таких потенциально приемлемых маршрута мы видим три. Один из них — через Суэцкий канал, второй — через Африку. Третий, потенциально наименее рискованный — через Сахалин», — подчеркнул Сергей Лихачев.
Одна из главных гаваней Сахалина — морской торговый порт Корсаков — уже сейчас готовится к масштабному расширению. На базе объекта планируют создать крупный логистический хаб Северного морского транспортного коридора. Корсаков станет одной из дальних восточных точек Северного морского пути, и уже в конце 2024 года здесь ожидается прибытие первых партий контейнерных грузов. Что касается общего объема перевалки, к 2030 году он должен вырасти до 30 млн тонн. В сентябре 2021 года проект масштабной модернизации Корсаковского порта одобрил президент РФ Владимир Путин. Потенциал объекта отмечал и вице-премьер Юрий Трутнев, говоря о том, что Корсаков за счет своего географического положения находится в статусе одного из наиболее вероятных кандидатов на расширение до опорной точки Севморпути. Общий номинал инвестиций должен составить порядка 90 млрд рублей.
Как считают в «Газпром нефть шельф», даже с учетом особенностей природы и климата и связанных с этим сложностей Сахалин имеет реальные шансы на включение в новый маршрут доставки углеводородов на рынки АТР. Благодаря активному развитию уже существующих шельфовых проектов в островном регионе развита нефтегазовая инфраструктура — ее не нужно строить с нуля, опорные мощности уже есть. Представитель «Газпрома» рассчитывает, что у инвестиционного проекта появятся и другие бенефициары, которые заинтересованы в долгосрочной выгоде.
Также Лихачев назвал расположение участков добычи углеводородов на Сахалине конкурентным преимуществом в случае прокладки нового логистического маршрута. Параллельно с развитием транспортной схемы, уверен эксперт, будет продолжаться комплекс геологоразведочных работ на Аяшском месторождении. А в связи с тем, что оно является перспективным участком работы для ресурсодобывающей корпорации, в дальнейшем Сахалин может стать еще одной полноценной базой для перевалки добытой нефти и газового конденсата.
Расширение рынка добычи углеводородов перспективно и в части развития производства топлива в Сахалинской области. Ранее в рамках ВЭФ-2022 представители ПАО «Газпром» подписали с правительством островного региона соглашение о разработке инвестиционного обоснования проекта топливного завода. Предполагается, что современный комплекс переработки появится в Поронайском районе или на территории Ноглик — из нефти и газового конденсата, добытых на шельфовых проектах Сахалина, там будут производить бензин, дизельное топливо и авиационный керосин.
К слову, вторая локация более предпочтительна в условиях дальнейшей разработки Аяшского инвестиционного участка — эта площадка находится недалеко от Ногликского района, у северо-восточного побережья острова Сахалин. И, если «Газпром нефть шельф» начнет, как изначально планировалось, добывать углеводороды на этом месторождении в 2025-2026 годах, это событие может совпасть с запуском производства топлива. При этом, если сроки реализации инвестиционных соглашений будут соблюдать и участники проекта модернизации порта Корсакова, к освоению Аяшского плато новый логистический хаб будет запущен. А это значит, что у амбициозной цели — развернуть энергетическую отрасль России на восток — появится реальное опорное плечо в Сахалинской области.
Президент России Владимир Путин поддержал проект создания экологического мородежного кампуса «Эцо Цех» на территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Соответствующая инициатива была представлена на форуме «Сильные идеи для нового времени», который завершился в Москве 20 июля.
Молодежный зеленый кампус, по задумке авторов, станет ресурсным и образовательным центром, в котором смогут регулярно проходить тематические мероприятия. Планируется, что участники будут совместно генерировать идеи и реализовывать «зеленые проекты», которые можно масштабировать в разных регионах.
Как рассказала на презентации проекта Маргарита Цыганова, министр по молодежной политике Иркутской области, «Эко Цех» станет отправной точкой перерождения промышленной площадки Байкальского ЦБК, а также полигоном по проработке и тиражированию идей Национальной экологической инициативы. Она также предложила включить проект создания «Эко Цеха» в нацпроект «Образование». Владимир Путин поддержал это предложение.
Сбор инициатив для форума «Сильные идеи для нового времени», организаторами которого выступают Агентство стратегических инициатив (АСИ) и «Росконгресс», шел на протяжении двух месяцев. За это время на суд жюри были направлены практически 20 тыс. заявок, каждая из которых получила профессиональную оценку. Наиболее перспективные из них на протяжении нескольких этапов выявляло экспертное сообщество — сначала был составлен Топ из 1000 идей, а потом утвержден список финалистов — 104 инициативы. Именно они попали на заключительную, очную часть форума в Москве, которая шла на протяжении двух дней, 19 и 20 июля.
Авторами идей выступили граждане со всех регионов России. Кто-то из них выступил единоличным автором инициативы, а кого-то поддерживали партнерские организации и региональные органы власти. В рамках очной части в столице проходил питчинг идей и панельные сессии по семи направлениям. В их числе — социальные и технологические инициативы, кадровый потенциал, экология, предпринимательство, развитие регионов и другие.
Среди идей, вошедших в перечень финалистов, были и другие предложения от жителей Дальнего Востока. О наиболее востребованных из них в рамках заседания «Клуба губернаторов» рассказали главы нескольких областей макрорегиона, сообщает корреспондент East Russia.
Лидером по числу заявок среди дальневосточных регионов стал Хабаровский край — всего от жителей этого субъекта поступили 158 идей, три из которых прошли в финал. Как заявил в рамках форума губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, по его поручению все три инициативы возьмут на контроль в части исполнения и сопровождения соответствующие ведомства. В их числе — упрощенный механизм аренды государственной недвижимости, госфраншиза с гарантированным сбытом, а также цифровая платформа управления системой образования.
По словам губернатора Забайкальского края Александра Осипова, конкурсный механизм поиска предложений позволяет преображать жизнь к лучшему — идеи, которые представляют на конкурс россияне, заполняют нишу, которую могут не видеть федеральные или региональные власти. Он отдельно отметил социальный проект для людей с ограниченными возможностями — ресурсный центр спортивных адаптивных игр, идею, которую, призвал Осипов, можно перенять и реализовать в других городах и регионах. Такой центр сделает спорт доступным для лиц с ограниченными возможностями, составляющими почти 10% населения края.
Проходивший в конце октября 2021 года 16-й Восточноазиатский Саммит широкой российской аудитории известен, прежде всего, по выступлению Президента России, В. В. Путина. Естественно, что повестка саммита не определяется выступлением главы одного государства, а значимость подобного мероприятия выходит за пределы выступления лидеров стран-участниц. И риторика конкретных участников, и совместные заявления говорят о том, что международное сообщество старается нащупать максимально эффективные пути развития в постковидном мире.
Саммит государств Восточной Азии был впервые созван в 2005 г. под эгидой Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), когда стало ясно, что региональные проблемы и пути их решения не определяются только в пределах Юго-Восточной зоны Тихого океана. Поэтому среди участников есть и Австралия, и Индия и страны Северо-Восточной Азии, а в 2011 г. официально присоединились Россия и Соединенные Штаты. В общей сложности 18 участников – это 54% населения планеты и 62% мирового валового продукта. Как правило, встречи лидеров стран-участниц завершаются итоговым заявлением, которое касается наиболее проблемных и острых вопросов в международных отношениях. В текущем году как на уровне послов и министров, так и руководителей государства обсуждались вопросы окружающей среды и энергетики, образование, финансы, здравоохранение в глобальном контексте, взаимодействие в рамках АСЕАН, экономическое сотрудничество и торговля, продовольственная безопасность и судоходство.
По завершении программы 2021 года страны сделали три совместных заявления. Во-первых, это необходимость восстановления туристической сферы для обеспечения экономического роста. Действительно, бюджет многих государств региона туристическая отрасль наполняет на 10%, а то и все 20-30%. Однако, речь идет не только и не столько о туризме в «чистом виде», сколько в целом о переформировании системы перемещения больших людских потоков, которые являются одним из механизмов глобализации и открытого мира, который пытаются сохранить многие участники. Если называть все своими именами, то уместно говорить о попытке вернуться на «доковидные» темпы экономического роста, но не о прорыве в сфере внешнеэкономической деятельности.
Во-вторых, было заявлено о сотрудничестве в области сохранения психического здоровья граждан. И в этом случае уместно утверждать, что речь идет о проблеме более широкого свойства, чем профилактика душевных болезней. Не следует забывать, что пандемии коронавируса предшествовал длительный экономический спад, начавшийся с кризисных явлений в американской экономике в 2007-2008 гг. Сокращение доходов населения, «сжимание» среднего класса, неустойчивость финансовых институтов – все это, как и иные проблемы экономического характера, уже негативно повлияло на социальную структуру большинства государств. Указанные явления происходят на фоне ускоряющихся перемен в областях трансформации общества и развития технологий. Мировая вспышка COVID-19 усугубила и без того шаткое положение мировой экономике и нанесла болезненный удар по человечеству и, прежде всего, по наименее обеспеченным и защищенным слоям населения. Таким образом, удручающее состояние в социально-экономической сфере очевидным образом влияет и на конкретных граждан и их семьи. Причем все описанное предполагает нарастание масштабных проблем и с учетом сворачивание многих социально-ориентированных проектов.
В-третьих, озвучена необходимость к принятию мер по устойчивому восстановлению. Фактически подобное заявление – это не столько призыв «за все хорошее против всего плохого». Отнюдь! Речь идет о необходимости принимать взвешенные решения всем государствам участникам. Это и в глобальном масштабе, и на уровне Восточной Азии в условиях «идеального шторма» достаточно проблематично. Соответственно, тематика третьего заявления насколько очевидна и злободневна, настолько же и трудновыполнима с точки зрения реальной политики.
Фактически предшествующие выступления каждого лидера, представляющего свое государство, – это попытка очертить то самое устойчивое развитие в реальном поле интересов того или иного участника.
В этом контексте интересны точки зрения руководителей отдельных государств на те, или иные перспективы и проблемы международного развития. Так президент США Джо Байден выразил «глубокую обеспокоенность действиям Китая в Тайваньском проливе». Его поддержал и премьер-министр Японии. И естественно, что такая попытка сфокусировать международную проблематику в Тихоокеанском регионе на якобы агрессивных действиях КНР, вызвала недовольство и жесткую отповедь со стороны Пекина.
Подобную риторику выдержала и Канберра, когда австралийских премьер Скотт Моррисон начал с «поддержки процветания и стабильности в регионе с АСЕАН в своей основе», и закончил апологией новорожденного милитаристского блока AUKUS (Австралия, Великобритания и Соединенные Штаты).
Естественно, что из 18 участников нашлись и те, кто прямо оппонировал подобным заявлениям. Президент Филиппин, Родриго Дутерте в свойственной ему манере прямолинейно заявил по этому поводу: «Предложения должны дополнять, а не усложнять наши методы работы для сотрудничества».
В свою очередь ведущий игрок региона – Индия декларировала желаемое будущее развития Восточной Азии, не пытаясь обострить ситуацию. Несмотря на серьезные противоречия с Китайской народной республикой Нью-Дели мудро ограничилось фиксацией проблемных зон, сигнализируя о готовности мирно решать возникающие проблемы, включая и проблемы судоходства.
На этом фоне достаточно весомо выглядело выступление Президента России В. В. Путина, который затронув значимость экономического сотрудничества с государствами-участниками, смог объединить и глобальную, и локальную повестку.
Отметив рост угроз в регионе, Владимир Путин подчеркнул, что коронавирусная инфекция стала триггером для многих негативных процессов. В этой связи российский лидер заявил о необходимости общих усилий по борьбе с пандемией COVID-19. Значимым в этом контексте становится и взаимное признание вакцин, что в перспективе будет способствовать восстановлению мировой торговли и инвестиционных потоков. Уже с большей локальной направленностью прозвучала идея об обучении эпидемиологов из стран АСЕАН на базе владивостокского Центра по изучению проблем биологической безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Другой важной составляющей, стал вопрос о прекращении действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в регионе. Владимир Путин напомнил о том, что Россия вела односторонний мораторий на размещение ракет средней и меньшей дальности в АТР.
Таким образом, Восточноазиатский саммит-2021 г., несмотря на определенные разногласия среди участников в отношении региональной повестки, стал одним из инструментов по созданию контуров нового мироустройства. В какой-то степени можно сказать, что на Саммите государств Восточной Азии страны-участницы обсуждали дилемму формирования или жестко очерченных структур, в основе которых лежит регуляция с помощью военных механизмов, или более лабильной системы региональных отношений, построенных на основе экономического сотрудничества с учетом гуманитарной составляющей. Остается надеяться, что второй вариант имеет больше шансов на развитие.
Доставка своего товара заграницу имеет для экспортера высочайший приоритет. Крупные компании, которые реализуют свой продукт «пароходами и жд составами», или выстраивают собственные логистические цепочки, или пользуются услугами посредников. Какие возможности есть на Дальнем Востоке у малого и среднего бизнеса? Об этом говорили на круглом столе «Транспортно-логистический вектор Востока России» Дальневосточного экспортного форума. Центральной темой стали не столько вопросы выбора способа доставки, сколько ситуация с пунктами пропуска на участке госграницы с Китаем в Хабаровском крае.
Поиск оптимального по времени и затратам маршрута для экспортера это непрекращающийся процесс. Сейчас, когда пандемия привела к логистическому кризису планетарного масштаба, сложность задачи повышается кратно. Казалось бы – где весь мир, и где Хабаровский край? Однако в поисках если не магистрального пути, то хотя бы тропинки, перевозчики грузов используют даже самые неочевидные транспортные «ручейки».
Всего в ведении Хабаровского филиала Росгранстроя – 23 пункта пропуска, из них девять – в Хабаровском крае. Основной экспортный поток идет через порты Ванино, Советской Гавани, Де-Кастри, это, главным образом, уголь и нефтепродукты. Востребованность переправки контейнеров через границу оказалась настолько велика, что в сентябре 21-го - после десятилетней паузы! - Ванинский морской торговый порт возобновил их прием и обработку.
Одним из примеров «ПЕРЕгрузки» стал Хабаровский речной порт – в этом году здесь началась перевалка контейнеров из Китая. Их доставляют баржами по Амуру и перегружают на железную дорогу. Однако к аппетиту китайских грузоотправителей в Хабаровске оказались не готовы.
Фото: Heilongjiang Shipping Group Co Ltd
«Баржам приходится подолгу стоять на рейде, никто их принять не может, - рассказал Павел Шашков, директор Хабаровского филиала ФГКУ «Росгранстрой», - порт перегружен. Возникали в силу разных причин трудности с пересечением грузов китайско-российской границы, груз накопился, и сейчас перевозчики пишут письма китайским партнерам, сообщают им, что больше не смогут обрабатывать грузы в этом году, а должны на данный момент прийти еще пять барж. При этом простаивает практически пункт пропуска Нижнеленинское – Тунцзян, но вот всем почему-то приглянулся Хабаровск».
В то же время, что Хабаровский речной порт «захлебывается», парадоксальная ситуация сложилась в грузопассажирском пункте пропуска Покровка - Жаохэ, который находится в 250 километрах от Хабаровска. С марта 2020 года грузы через него не проходят, потому что там нет хозяйствующего субъекта и некому грузы обрабатывать.
Фото: пресс-служба Правительства Хабаровского края
«Таможня, погранконтроль – все находятся на рабочих местах и готовы осуществлять свою деятельность, - сообщил Павел Шашков, - однако нет заинтересованных организаций, которые бы взялись за перевалку груза. Ситуация такая, что даже если сейчас придет водой груз – его некому снять с баржи попросту. Кроме того там отсутствует элементарная площадка для хранения».
Круглый стол «Транспортно-логистический вектор Востока России» Дальневосточного экспортного форума
Ответственность за сложившуюся ситуацию во многом несут региональные власти, считает Никита Михалев - руководитель компании, экспортирующей картон, в прошлом возглавлявший Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей. «Мы («Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей» – прим. Ред.) еще в 2018 году прогнозировали взрывной рост экспорта. Сработало много факторов – и многочисленные программы по поддержке экспортеров, заработавшие после поручения Президента, и девальвация рубля, и снижение спроса на внутреннем рынке – все это подтолкнуло предпринимателей к тому, чтобы выйти на внешние рынки, - рассказал Никита Михалев EastRussia, - и мы предупреждали, что имеющейся на Дальнем Востоке инфраструктуры и портовой, и пограничных переходов – ее не хватит, чтобы обеспечить потребности бизнеса. С чем мы, собственно и столкнулись. И сейчас наблюдая все это, особенно, когда слышишь от представителей краевых властей, от глобальных перевозчиков, что они не ожидали этого, то просто испытываешь шок. Как вы не ожидали, когда, как минимум пять лет подталкивали бизнес к тому, чтобы наращивать экспорт?»
Во время выступлений на круглом столе, и в кулуарных беседах неизменно подчеркивалось, что пандемия оказала сложно предсказуемое и масштабное воздействие на всю экспортную логистику. Это коснулось и глобального транспортного рынка, и локальных перевозок. Жесткий санитарный контроль – особенно на границе с Китаем – то и дело приводил к остановке или резкому замедлению работы автомобильных пунктов пропуска. Вот и сейчас – по состоянию на 1 ноября 2021 года на погранпереходах с КНР проезда ожидают порядка 1500 фур. Большая часть в Забайкалье – почти тысяча большегрузов стоит в пробке на въезде в самый крупный международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) с КНР Забайкальск – Маньчжурия.
Фото: пресс-служба Упрдор «Забайкалье»
В Приморье в районе перехода «Пограничный» скопилось примерно 300 грузовиков. Визит именно на этот пункт пропуска в июне этого года вызвал крайне негативную реакцию полпреда Президента в ДФО Юрия Трутнева. Он узнал, что строительство перехода началось в 2013-м, однако из-за недобросовестности подрядчиков работы на объекте были приостановлены на 10-ти процентной степени готовности. Возобновятся работы после корректировки проектно-сметной документации в следующем году. Сдать погранпереход в эксплуатацию планируется в 2023 году. Выступая на совещании по вопросу функционирования и развития международных пунктов пропуска через государственную границу РФ на территории Приморского края, Юрий Трутнев тогда отметил: «На пунктах пропуска стоит многокилометровая очередь. Такого происходить не должно. Все это показывает отношение ответственных лиц к людям. И чиновники, которые такое допускают, должны за это ответить».
осмотр инфраструктуры погранперехода «Пограничный», 1 июня 2021 г.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Мы говорим о конкурентности страны на мировом рынке, о развитии Дальнего Востока. В дальневосточные регионы мы привлекаем бизнес, создаем новые инвестиционные проекты для того, чтобы люди потом могли продать свою продукцию, в том числе за рубеж. А грузы простаивают, поставки срываются» – подчеркнул полпред.
Из-за простоев сроки доставки грузов из Китая автотранспортом выросли в среднем на 30–40 дней, а один день простоя большегруза стоит в среднем от 25 000 до 40 000 руб. из-за дополнительных расходов на оплату труда водителя, его проживание и питание, размещение груза на складе временного хранения (СВХ).
Впрочем, нынешняя ситуация на пунктах перехода – необязательно системная вещь. Пока не вводились антиковидные ограничения, масштабные заторы на границе возникали нечасто. Да и собственно глобальных жалоб экспортеров на трудности с транспортировкой своей продукции за рубеж в Центр поддержки экспорта Хабаровского края не поступали, рассказала его директор Анастасия Молокова. «Показатели экспорта Хабаровского края не снижаются, - сообщила она, - он остается на уровне 2020 года – 1,8 млрд $, все кто ранее экспортировал зарубеж, они и продолжают это делать. Да, сейчас грузы идут медленнее, но в целом экспорт остается на прежнем уровне. Но все больше компаний сейчас смотрит в сторону внешнего рынка, мы ожидаем значительного роста и новые логистические возможности, пограничные переходы будут крайне востребованы».
Мост Благовещенск - Хэйхэ
фото: пресс-служба правительства Амурской области
Движение в этом направлении есть – в ноябре стартует грузовое сообщение по трансграничному мосту через Амур в Благовещенске (Амурская область). Трансграничный грузооборот по мосту, связывающему столицу Приамурья и город Хэйхэ (КНР), позволит сформировать в Приамурье логистический хаб, использование которого сократит транспортировку грузов в европейскую часть России на 1,5 тыс. км. Об этом сообщил заместитель директора департамента развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Кирилл Затравин в ходе парламентских слушаний: «О построении опорной транспортной сети Российской Федерации, интегрированной в международную систему трансграничных перевозок» в Совфеде. «В настоящий момент уже получена нота китайских коллег о том, что они готовы к открытию. Аналогичную ноту готовит Министерство транспорта и МИД и планируется, что открытие грузового сообщения будет произведено уже в ноябре месяце», - сказал он.
Весной следующего года в Еврейской автономии ожидается открытие первого трансграничного железнодорожного моста между Россией и КНР. Соглашение о строительстве мостового перехода «Нижнеленинское - Тунцзян» было подписано в 2013 году, работы начались в 2016-м. А вот появление долгожданного автомобильного пункта пропуска на острове Большой Уссурийский близ Хабаровска опять откладывается по причинам природного характера.
«В 2013-м, 2020-м и в текущем году мы столкнулись с высоким уровнем воды, - доложил Павел Шашков, директор Хабаровского филиала ФГКУ «Росгранстрой», - гидрологическая ситуация на реке поменялась, и те места, которые были определены под строительства пункта пропуска периодически подтапливаются, поэтому необходимо проработать вопрос по гидрозащитным мероприятиям».
Изображение: Хабаровский филиал ФГКУ «Росгранстрой»
Земельный участок для пункта пропуска на острове Большой Уссурийский уже поставлен кадастровый учет, его точные координаты согласованы с КНР и любые изменения выльются в сложно предсказуемые сроки. Поэтому сейчас вносятся изменения в уже готовое технико-экономическое обоснование грузопассажирского пункта пропуска. «Мы – Агентство привлечения инвестиций и развития инвестиций Хабаровского края – являемся руководителем и оператором именно данного этапа, - рассказал EastRussia Андрей Дымченко, директор АПИРИ, – уже третий раз возникает необходимость доработки этого обоснования. Изначально оно готовилось только под грузовой переход, затем под грузо-пассажирский. Изменения гидрологического характера не позволяют идти по ранее намеченному плану, поэтому была оперативно поставлена задача спроектировать новое обоснование до февраля 2022 года».
Проблемы с доставкой своей продукции могут отбить у малого и среднего бизнеса интерес к экспорту в Поднебесную. На фоне дорожающих контейнерных перевозок и высоких жд тарифов новые автомобильные переходы на границе с Китаем не только снизят напряженность и уберут заторы, но и дадут предпринимателям свободу маневра. Сейчас доставить груз в КНР большегрузом можно всего через пять пунктов пропуска, тогда как на границе, скажем, с Финляндией их шесть, при том, что протяженность границы с Финляндией втрое меньше, чем с КНР.