Владельцем крупной камчатской рыбодобывающей компании «Витязь-Авто» стал краснодарский предприниматель Евгений Свистула – в мае принадлежащее ему ООО «Восточный актив» (Краснодар) получило 99% «Витязь-Авто», а еще 1% принадлежит ему напрямую, говорится в актуальном выпуске бюллетеня EastRussia.
«Витязь-Авто» принадлежат завод по переработке лососевых мощностью 120 тонн готовой продукции в сутки (поселок Озерновский Усть-Большерецкого района, на реке Озерная) и рыболовный участок по добыче нерки (второй по маржинальности ресурс после крабов). На 2023 г. за компанией закреплены квоты на добычу 8,7 тыс. тонн минтая, свыше 2,5 тыс. тонн камбалы, 2,9 тыс. тонн наваги и 1,3 тонн палтуса. В 2018 г. компания «Витязь-Авто» построила в рамках программы инвестиционных квот завод по производству филе и фарша из минтая мощностью порядка 100 тонн в сутки. Стоимость активов компании в феврале оценивалась в 160 млн долларов.
До 17 мая владельцем компании являлся ее основатель – бывший депутат Заксобрания Камчатского края И.Редькин (50% уставного капитала), а еще по 25% принадлежали его деловым партнерам, совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку и Е.Пономаревой (супруга сенатора от Камчатки В.Пономарева). Е.Свистула прежде не занимался проектами в рыбопромышленной отрасли, но работал в сфере сельского хозяйства. Весной 2022 г. учрежденная им компания ООО «Земельный резерв» выкупила аграрные российские активы у чешской компании PPF Group – воронежский агрохолдинг «РАВ Агро». По предварительным данным, «Земельный резерв» мог действовать в интересах бывшего главы Минсельхоза РФ и экс-губернатора Краснодарского края А.Ткачева и подконтрольного его семье «Агрокомплекса им. Н.И. Ткачева». Зимой текущего года сообщалось о наличии интереса А.Ткачева к рыбному бизнесу на Камчатке.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Лососевая путина 2024 года на Дальнем Востоке завершилась с худшим за 20 лет результатом. Это сказалось на ценах не только на рыбу, но и на красную икру. Одно из главных блюд новогоднего стола многим россиянам оказалось не по карману. Почему так произошло и чего ждать дальше, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Вылов лососей в 2024 году стал самым низким за последние 20 лет. Низкие уловы совпали со скачком издержек лососевых предприятий. Все это поставило производителей в очень сложную ситуацию – просто повысить цены на продукцию для них сейчас не выход.
«В стабильной экономической ситуации снижение объема предложения для производителя компенсируется увеличением цены. И его экономические показатели, его выручка, прибыльность драматически не меняются. Но за четыре последних года в производственные затраты в лососевом сегменте выросли в полтора раза. Главным образом роль сыграл рост затрат на оплату труда, потому что колоссальную роль в добыче играет ручной малоквалифицированный труд. Из-за значительного роста производственных затрат произошло стремительное увеличение кредиторской задолженности: за семь лет задолженность добытчиков лососей перед банками выросла с пяти млрд рублей до 110 млрд. Это очень огромный рост, и это означает, что ежегодно во втором квартале предприятия берут большие кредиты, чтобы подготовиться к путине», — сообщил на пресс-конференции в ТАСС Герман Зверев.
Похожая ситуация складывается у добытчиков лосося на Аляске. Там экономический доход, который лососевые предприятия получили в этом году – самый низкий с 1975 года. Глава ВАРПЭ отмечает, что плохие подходы лососей – это такая глобальная тенденция, которая заставляет задуматься о выработке единых подходов к управлению рыболовством.
Существенное снижение вылова в этом году случилось и у добытчиков трески. За 10 лет объем добычи трески в мире сократился более чем в два раза. В 2014 году мировой вылов этого вида рыбы составлял 1 840 000 тонн, а в этом году – чуть больше 800 000. Свою негативную лепту вносят сложности с поставками рыбы в Европу, трудности с расчетами и экспортная пошлина.
«Также на экономику наших предприятий негативно повлияли не совсем выверенные формулировки законодательства, которые регулируют работу береговых заводов по производству трески. Поэтому мы в текущем году, к сожалению, не смогли получить адекватную нашей доле вылова ценовую премию», – рассказал Зверев.
Низкий улов лососевых повлиял и на продажи красной икры. В ноябре розничные цены на нее составляли семь-восемь тыс. рублей за килограмм, сейчас ценник еще выше. Однако, по словам президента ВАРПЭ, такие цифры вполне адекватные и нужно привыкать к новым ценникам.
«Есть такие расхожие оксюмороны: горячий снег, живой труп, правдивый лжец. Выражение «дешевая икра» – из этого же разряда. Лососевая икра даже в Советское время была качественной, но весьма дорогой: 140-граммовая баночка в начале 80-х годов стоила 4 рубля 20 копеек, а килограмм икры – 30 рублей, и это при среднемесячной зарплате 100-110 рублей. Получается, что килограмм обходился в треть месячной зарплаты, и при этом ее было не достать», — объяснил Герман Зверев.
По его словам, сейчас даже с учетом скачка цен, произошедшего из-за самой плохой за 20 лет лососевые путины, розничная стоимость красной икры для потребителя колеблется от 8,5 тыс. до 9,5 тыс. рублей за килограмм – 11% от средней зарплаты.
Герман Зверев отмечает, что три-пять лет назад в России существовало искаженное ценообразование на лососевую икру, из-за чего стоимость деликатеса представлялась доступной. Связано это с теневой добычей. Не менее 10% на рынке представляла браконьерская икра – 1000-1500 тонн.
«Эта икра, которую воровали у будущих поколений, безжалостно уничтожая рыбу, оставляя могильники на берегах камчатских рек. Эта икра поступала в торговлю и снижала уровень цены. Значительная часть икры реализовывалась фирмами-однодневками. Это еще не менее 10-15%. Еще один поток – это некачественная икра, которую реализовывали сомнительные производители. В этом году начался процесс маркировки икры. В ходе этого проекта уже зарегистрировались не менее 70 производителей икры, которых раньше не было вообще, их не существовало», — сообщил глава ВАРПЭ.
По его словам, сейчас рынок красной икры стал приходить в норму, но ситуацию в этом году усугубила плохая путина, из-за чего цены оказались значительно выше прошлогодних. По прогнозу ВАРПЭ, в 2025 году ситуация выровняется, дальнейшего повышения цен не произойдет.
При покупке красной икры Герман Зверев посоветовал выбирать розничные магазины с хорошей репутацией. Если же потребитель решил приобрести деликатес через Интернет-сервисы, то лучше доверять тем, кто давно работает на рынке и не заманивает суперскидками.
Стабильным остается крабовый промысел. Однако экономическое состояние в этом секторе не самое радужное – оно показывает, что ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность этого бизнеса. В 2024 году цены на крабы на экспортных рынках снижались, доходность существенно уменьшалась. Герман Зверев отметил, что если экспортная пошлина сохранится в 2025 году, то состояние этого сегмента будет особенно тяжелым.
«Крабовые добытчики – самые закредитованные добытчики в нашей стране. Свыше 600 млрд рублей они должны банкам, причем значительную часть этой суммы они должны будут выплатить в следующем году. Плюс на горбу у них висят обязательства по строительству краболов – это тоже серьезные издержки», – подчеркнул президент ВАРПЭ.
По прогнозам на 2025 год, есть неплохие природные основания по вылову. Рыбодобытчики рассчитывают, что объем добычи лососевых будет больше, чем в нынешнем году. По их оптимистичным оценкам, он составит 250-320 тыс. тонн.
С экономической точки зрения у ВАРПЭ есть два сценария: инерционный, основанный на том, что вылов будет таким, как его прогнозируют, при этом не произойдет резкой эскалации ключевой ставки, новых шоковых запретов или санкций, не будет продлена экспортная пошлина; и шоковый вариант, основанный на том, что все эти факторы произойдут.
«Возникнут новые дополнительные ограничения на экспорт, останется экспортная пошлина, ключевая ставка будет расти, и в этом случае шоковый вариант приведет к резкому снижению выручки и к торможению прибыли. В инерционном варианте в секторе рыбодобычи мы прогнозируем размер выручки порядка 750 млрд рублей, а в секторе рыбопереработки – порядка 450 млрд рублей. В случае шокового варианта мы считаем, что выручка останется примерно на уровне текущего года», – подытожил Герман Зверев.
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.
К концу мая текущего года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне было выловлено более 1,55 млн тонн рыбы, что на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По результатам охотоморской путины на Дальнем Востоке вылов минтая вырос на 16% по отношению к прошлому году, вылов сельди – на 5%, вылов трески – на 7%. Вылов минтая составил 1,06 млн тонн, его основной объем был освоен в Охотском море. Объем вылова тихоокеанской сельди достиг 233,8 тыс. тонн, трески было добыто 62,6 тыс. тонн, камбалы – 30,5 тыс. тонн. Следует напомнить, что в минувшем году уже был достигнут значительный объем улова минтая – 1,9 млн тонн. В настоящее время береговые производственные мощности на Дальнем Востоке способны переработать до 1 млн тонн минтая.
Тем временем рыбопромышленники обеспокоены с ситуаций по добыче кальмара в ДФО. Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП, президент – Г.Мартынов) в апреле попросила Росрыболовство[1] сохранить квоты на вылов командорского кальмара в Северо-Курильской зоне предприятиям, которые не освоили их в 2020-22 гг., но все же выставляли для промысла флот. В течение последних лет общий допустимый улов на данный объект промысла составляет порядка 85 тыс. тонн, объемы запасов за весь период наблюдений колеблются от 190 тыс. тонн до 415 тыс. тонн. Такие данные свидетельствуют об изменчивости численности кальмара и промысловой обстановки. При этом, согласно федеральному закону «О рыболовстве», недоосвоение квот может послужить основанием для расторжения договора о закреплении за пользователями долей квот.
Основными районами промысла командорского кальмара в Северо-Курильской зоне являются воды, прилегающие к островам Симушир, Кетой, Парамушир и Онекотан. Стоит отметить, что за период промысла кальмара в Северо-Курильской зоне отмечалось несколько периодов крупного спада. В частности, в 2015 г. вылов данного ресурса достиг минимального уровня в 43,4 тыс. тонн. Аналогичные проблемы возникали также в 2021-22 гг.
Помимо квот, существующих в рамках второго этапа программы инвестквот, власти Магаданской области в конце мая предложили установить региональные квоты для вылова водных биоресурсов в целях обеспечения населения прибрежных районов доступной рыбной продукцией. Глава департамента рыбного хозяйства Магаданской области А.Таболин высказал такое предложение в Совете Федерации на совещании о совершенствовании законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
В рамках инициативы предлагается наделить субъекты малого и среднего предпринимательства правом на осуществление прибрежного рыболовства по региональным квотам. На данный момент регион никак не регулирует прибрежное рыболовство. Магаданскую инициативу также поддержали в агентстве по рыболовству Приморского края (глава – В.Корко).
В июне началась лососевая путина. Прогнозируемый вылов тихоокеанского лосося в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в текущем году составляет 512 тыс. тонн, из них более 380 тыс. предполагается добыть в районе Камчатского края. Напомним, что в 2021 г. (вылов лосося сравнивается по четным и нечетным годам) объем вылова лосося на Дальнем Востоке составил 539 тыс. тонн, из которых 440 тыс. тонн пришлось на Камчатку.
При этом правительство Камчатки и Всероссийская ассоциация рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) настаивают на необходимости принятия мер по повышению природоохранного статуса нерестовых рек Камчатки. Минсельхоз РФ весной подготовил приказ об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны «Река Опала» (Усть-Большерецкий район Камчатского края). Такая зона представляет собой водный объект с прилегающей территорией, где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства. В частности, на таких территориях должны быть запрещены разведка и добыча полезных ископаемых, судоходство, транспортировка углеводородов трубопроводным транспортом, сплав древесины, сброс сточных вод, строительство гидроэлектростанций, рубка лесных насаждений, распашка земель, хранение и распыление пестицидов и агрохимикатов, выпас сельскохозяйственных животных, строительство автозаправочных станций и станций технического обслуживания, складов ГСМ, строительство промышленных объектов, размещение кладбищ и объектов размещения различных отходов.
Документ может оказаться прецедентным, поскольку камчатская река станет первой в РФ, которую признают рыбохозяйственной заповедной зоной. Биологическое обоснование необходимости создать рыбохозяйственную заповедную зону на этой реке ранее подготовил Камчатский филиал ФГБНУ ВНИРО, по информации которого в Опале нерестится до 13 видов рыб, значительная часть из них является ценными промысловыми объектами.
Следует отметить, что на этом фоне сменился владелец крупного камчатского рыбодобывающего предприятия. Владельцем компании «Витязь-Авто» стал краснодарский предприниматель Е.Свистула – в мае формально принадлежащее ему ООО «Восточный актив» (Краснодар) получило 99% «Витязь-Авто», а еще 1% стало принадлежать ему напрямую.
Активы «Витязь-Авто» включают завод по переработке лососевых мощностью 120 тонн готовой продукции в сутки в поселке Озерновский Усть-Большерецкого района (на реке Озерная) и рыболовный участок по добыче нерки (нерка – второй по маржинальности водный биоресурс после крабов). На 2023 г. за компанией закреплены квоты на добычу 8,7 тыс. тонн минтая, свыше 2,5 тыс. тонн камбалы, 2,9 тыс. тонн наваги и 1,3 тонн палтуса. В 2018 г. компания «Витязь-Авто» построила в рамках программы инвестиционных квот завод по производству филе и фарша из минтая мощностью порядка 100 тонн в сутки (в селе Устьевое Соболевского района). Стоимость активов компании в феврале была оценена в 160 млн долларов.
До 17 мая владельцем «Витязь-Авто» являлся ее основатель – бывший депутат Заксобрания Камчатского края И.Редькин (ему принадлежало 50% уставного капитала), еще по 25% принадлежали его деловым партнерам – совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку и Е.Пономаревой (супруга сенатора от Камчатского края В.Пономарева).
Новый владелец Е.Свистула прежде не был связан с проектами в рыбопромышленной отрасли, он работал преимущественно в сфере сельского хозяйства[2], предположительно в интересах бывшего главы Минсельхоза РФ и экс-губернатора Краснодарского края А.Ткачева. При этом зимой 2023 г. сообщалось о наличии у А.Ткачева интереса к развитию рыбного бизнеса на Камчатке.
Что касается развития рыбоводства, то ВТБ весной предоставил среднесрочное льготное финансирование по программе Минсельхоза ООО «Янтарное»[3] в размере 80 млн рублей. Средства будут направлены на строительство завода для разведения лососевых в устье нерестовой реки Баклановка в Долинском районе Сахалина. Плановая мощность завода составляет 5 млн мальков кеты в первый год, а далее – до 20 млн штук ежегодно. Запуск предприятия намечен на сентябрь текущего года.
Производственный процесс предусматривает осеннюю закладку икринок лосося в инкубатор, спустя шесть месяцев мальки должны быть выпущены в акваторию моря. Через 2,5 года взрослые особи вернутся в устье нерестовой реки.
Компания ООО «Янтарное» ведет добычу лососевых пород рыбы в Долинском районе на восточном побережье Сахалинской области, а также круглогодично добывает красноперку, мойву, навагу, сельдь, корюшку и морскую капусту. На собственной базе предприятие производит мороженую рыбу, соленую лососевую икру, рыбные консервы, салат из морской капусты.
В Приморье продолжается ввод новых мощностей по хранению рыбной продукции. В текущем году запланировано завершение первого этапа строительства регионального оптово-распределительного центра (ОРЦ) «Приморский» в рамках ТОР «Надеждинская». После его ввода общие мощности для хранения рыбы в крае увеличатся на 37 тыс. тонн. Полностью центр должен быть завершен до 2026 г. Напомним, что в прошлом году в Приморье были сданы новые холодильные комплексы мощностью единовременного хранения 7 тыс. тонн во Владивостокском морском рыбном порту и 15 тыс. тонн в Большом Камне (ГК «Доброфлот»).
Во Владивостоке также планируется создать новые мощности по перевалке рыбы. Связанная с ГК «Антей» компания «Евразийский рыбный центр» (ЕРЦ, принадлежит[4] А.Пинчевскому[5] – деловому партнеру основного владельца «Антея» И.Михнова) рассчитывает построить во Владивостоке портовый комплекс для обслуживания грузов рыбной отрасли. Участок территории на полуострове Назимова был приобретен компанией на аукционе за 3,46 млрд рублей (при стартовой цене в 1,26 млрд рублей).
Приобретенная площадка уже располагает частью инфраструктуры – ЕРЦ приобрел вместе с территорией причал, три железнодорожные ветки и 35 объектов движимого имущества, прежде находившиеся в федеральной собственности[6]. По условиям торгов, инвестор должен построить холодильный склад мощностью не менее 10 тыс. тонн хранения рыбы и продуктов питания, а грузооборот комплекса после окончания работ составит 360 тыс. тонн в год. ЕРЦ намерен инвестировать в проект 9 млрд рублей и завершить работы в 2026 г.
Решение «Антея» по развитию нового актива частично связано с планами по участию во втором этапе распределения инвестиционных квот на краба, а кроме того, и с наличием на сегодняшний день сложностей с реализацией краба в Северном рыбохозяйственном бассейне (после запрета США на поставки российской продукции) и обусловленной этим заинтересованностью в расширении активности в Тихоокеанском бассейне.
Следует отметить, что в 2022 г. был зафиксирован рост поставок крабовой продукции из РФ на рынок АТР – на 36% по сравнению с 2021 г., до 56,4 тыс. тонн. В том числе в КНР было поставлено за прошлый год 23,4 тыс. тонн крабов (рост на 41%), в Республику Корея – 18,7 тыс. тонн (рост на 39%), в Японию – 14,3 тыс. тонн (рост на 24%). Стоимость импортированной российской крабовой продукции в долларовом выражении в Китае составила 770 млн долларов США, в Южной Корее – 464 млн долларов, в Японии – 350 млн долларов. В США поставки прежде осуществлялась преимущественно через третьи страны (главным образом, через Нидерланды), но во втором полугодии 2022 г. они также прекратились.
Проблемным остается вопрос субсидирования поставок рыбной продукции на внутренний рынок – в западную часть страны. Ассоциация добытчиков минтая (АДМ, президент А.Буглак) в начале июня обратилась к вице-премьеру В.Абрамченко с просьбой увеличить финансирование программы субсидирования железнодорожных тарифов на перевозку минтая с Дальнего Востока в центральные регионы РФ.
Напомним, что программа субсидирования железнодорожных перевозок мороженого минтая и филе была запущена в 2021 г. во время введения ограничений экспорта в КНР в период пандемии. На сегодняшний день стоимость перевозки минтая с Дальнего Востока составляет порядка 20 рублей за 1 кг (20-25% отпускной цены на мороженый минтай). Субсидирование составляет 6 рублей за 1 кг. Но Минсельхоз приостановил согласование заявок на перевозку в связи с исчерпанием лимитов. По итогам первого квартала года на внутренний рынок было поставлено 71 тыс. тонн минтая, тогда как потенциал на весь год оценивается в 200 тыс. тонн. В АДМ высказывают опасения по поводу повышения тарифов на перевозки рефрижераторными контейнерами в июле после начала лососевой путины (на 15-30%). В свою очередь, увеличение стоимости перевозок ведет к росту конечной стоимости рыбы и последующему падению спроса, а следовательно, и привлекательности внутреннего рынка для поставщиков.
В текущем году лимит на перевозку рыбы по субсидии (51 тыс. тонн) был исчерпан уже к середине апреля. В ВАРПЭ необходимый объем субсидирования перевозки минтая в настоящее время оценивают в сумму не менее чем 500 млн рублей. В ассоциации ожидают, что мера позволит доставить около 70 тыс. тонн продукции из ДФО в центральные регионы. Напомним, что с конца 2021 г. на субсидию было направлено более 1 млрд рублей (частично средства поступили от аукционов по продаже долей квот). Пока наблюдается рост объемов перевозки рыбы с Дальнего Востока (по железной дороге, в первую очередь в направлении Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) – в январе-апреле было перевезено 250,6 тыс. тонн, что на 11,5% превысило результат за аналогичный период прошлого года.
В то же время у рыбоперерабатывающих производств возникают финансовые затруднения. В Камчатском крае банкротство грозит рыбоперерабатывающему заводу «Сокра» (г. Елизово). Сбербанк в мае подал иск к заводу о признании его банкротом. Данному предприятию принадлежат квоты на вылов в текущем году порядка 3,9 тыс. тонн камбалы, 6 тыс. тонн минтая и 1 тыс. тонн трески. В год завод выпускает более 15 тыс. тонн продукции, он также располагает флотом из девяти судов. Сбербанк располагает долей в предприятии. 51% в компании принадлежит камчатскому предпринимателю А.Обедину[7], 44% – С.Андрееву, 5% – у компании «Сбербанк инвестиции».
Хотя сумма долга предприятия Сбербанку не раскрывается, в 2021 г. сообщалось, что банк выдаст РПЗ «Сокра» кредит на 3,8 млрд рублей на строительство трех рыбодобывающих судов и рыбоперерабатывающего завода в рамках программы инвестиционных квот. Участие в программе предполагает, что компания принимает финансовые обязательства, но получить права на добычу она может только после сдачи объектов. При этом сроки сдачи проектов в условиях санкций откладываются. Траулеры для «Сокры» строятся на «Верфи братьев Нобель» в Ярославской области (г. Рыбинск). По предварительным данным, финансирование строительства было приостановлено компанией в начале текущего года, и из трех запланированных судов были заложены только два. Ни одно из судов не спущено на воду.
Помимо строительства крупных заводов в ДФО также вводятся небольшие мощности по переработке. Резидент ТОР «Чукотка» ООО «Саргас»[8] построило в районе косы Николая (Иультинский район) модульный мини-завод по первичной переработке рыбы мощностью 10 тонн лосося и икры в сутки, инвестировав 15 млн рублей. Розничные поставки, помимо Чукотского АО, предполагается осуществлять во Владивосток и Хабаровск. На предприятии выпускается потрошенная рыба и соленая красная икра. В дальнейшем инвестор намерен наладить выпуск копченой и вяленой рыбы.
В Иркутской области и Бурятии важным является вопрос о возобновлении промысла омуля на Байкале. На озере планируется наладить искусственное воспроизводство омуля. Соответствующее поручение дала вице-премьер В.Абрамченко в апреле по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам охраны Байкала. Для возобновления промышленного рыболовства предполагается довести объемы промыслового запаса данного вида ресурса до 10 тыс. тонн.
В связи с этим по поручению вице-премьера Росрыболовство совместно с Минприроды, ФГБНУ «ВНИРО» и Сибирским отделением РАН должны дополнительно проработать вопросы автоматизированного учета численности байкальского омуля и определения целевого результата (10 тыс. тонн) с оценкой вклада каждого вида популяций омуля в восстановление его запаса и оценкой необходимости воспроизводства всех популяций омуля, а также достаточности личинок и молоди омуля с учетом реконструкции Большереченского рыбоводного завода в Бурятии (Кабанский район, ФГБУ «Главрыбвод»), который на сегодняшний день является единственным предприятием по воспроизводству популяции посольского глубоководного омуля. Ожидается, что после реконструкции, завершение которой намечено на лето 2024 г., объем выпуска достигнет 1,25 млрд личинок байкальского омуля и 2,5 млн молоди. В 2023 г. предприятие предполагает выпустить в озеро 820 млн личинок омуля.
Контроль за ходом реконструкции организует проектный офис федерального проекта «Сохранение озера Байкал» (нацпроект «Экология») совместно с Росрыболовством и правительством Бурятии (с ежемесячными докладами правительству). Должен быть также проработан вопрос определения дополнительных районов для возможного осуществления любительского лова байкальского омуля и вопрос развития искусственного воспроизводства и пастбищного рыбоводства байкальского омуля в крупных водоемах Бурятии и Иркутской области (кроме Байкала).
Наконец, согласно поручению, Росрыболовство совместно с Минтрудом, Минобрнауки и правительствами регионов до 15 июня проработает вопрос подготовки кадров для рыбоводных заводов, их трудоустройства и осуществления мер поддержки со стороны регионов (включая обеспечение жильем).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Заявление было сделано на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета во Владивостоке.
[2] В частности, весной 2022 г. учрежденная им компания ООО «Земельный резерв» выкупила у чешской компании PPF Group воронежский агрохолдинг «РАВ Агро».
[3] Владельцы – Л.Усатова, М.Ильина.
[4] 1% непосредственно у А.Пинчевского, 99% у подконтрольного ему ООО «Портовые проекты».
[5] Бывший вице-губернатор Сахалинской области, бывший заместитель гендиректора ОАО «Оборонстрой» (структура подконтрольного Минобороны «Оборонсервиса» (с 2014 г. «Оборонсервис» переименован в АО «Гарнизон»)). Также был заместителем директора ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (входит в АО «ННК» Э.Худайнатова) и председателем совета директоров ОАО «Московский завод Кристалл» (производство алкогольной продукции).
[6] Было закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» Управления делами президента РФ.
[7] А.Обедин ранее подвергся уголовному преследованию в связи с ситуацией вокруг другого камчатского предприятия – Петропавловской судоверфи (в 2018 г. была выкуплена на торгах камчатским рыбопромышленником Н.Куйбидой). На судоверфи А.Обедин являлся генеральным директором. В 2021 г. ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями при заключении заведомо невыгодных договоров займа для предприятия с ООО «ДВ-Рыбка», из-за которых верфь лишилось ликвидного недвижимого имущества[7] (уголовное дело против А.Обедина было возбуждено по заявлению Н.Куйбиды, обвинившего делового партнера в рейдерском захвате предприятия).
[8] Принадлежит магаданским предпринимателям Д.Макарову и С.Садикову (совладельцы магаданского ООО «Восточный транзит»).
Представители рыбной отрасли обеспокоены снижением финансовых показателей и растущими расходами предприятий. Компании, отраслевые организации и депутаты предлагают правительству предпринять ряд мер, направленных на сокращение нагрузки на отрасль и сохранение деловой активности, в том числе некрупных предприятий.
Прибыль и убытки рыбодобытчиков и данные по вылову
По итогам 2024 г. в финансовых показателях российской рыбопромышленной отрасли зафиксирована отрицательная динамика. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) оценили финансовый результат в 64,9 млрд рублей, что на 30,9% ниже, чем в 2023 г. Росстат оценивает сальдированный финансовый результат как прибыль минус убыток до налогообложения. По его данным, за 2024 г. прибыль организаций, занятых в сфере рыболовства и рыбоводства в РФ, составила 103,6 млрд рублей, снизившись на 22,4% к 2023 г.
Убыток отрасли в 2024 г. оценен в 38,7 млрд рублей (снижение на 2% относительно 2023 г.). Кроме того, в минувшем году в рыбной промышленности выросла доля убыточных организаций – на 7,5%, тогда как доля прибыльных организаций уменьшилась (61,3% в 2024 г. и 68,8% в 2023 г.). Среди причин ухудшения показателей называют санкционные ограничения по экспортным поставкам рыбы и импорту оборудования для судостроения, рост ключевой ставки и расходов на оплату труда.
В начале текущего года фиксируется снижение общих объемов вылова. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), общероссийский вылов водных биоресурсов к 24 февраля 2025 г. достиг 787,5 тыс. тонн, что на 6,1% меньше, чем было добыто на эту дату в 2024 г. Почти 89% вылова приходится на Дальний Восток.
Так, в текущем году промысел минтая (основной объект промысла[1]) в Охотском море затрудняет неблагоприятная метеорологическая обстановка (частые штормы) – добыто 482,1 тыс. тонн минтая (сокращение на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Рост суточных выловов по минтаю ожидается в марте, вылов по итогу сезона «А» минтаевой путины (с 1 января по 9 апреля) прогнозируется на уровне 850 тыс. тонн (общий допустимый улов минтая в Охотском море на 2025 г. установлен в объеме 1,05 млн тонн).
Также в январе-феврале 2025 г. в РФ наблюдалось сокращение добычи трески (на 3,9%, до 54,4 тыс. тонн), пикши (на 41,7%, до 6 тыс. тонн), хамсы (на 1,3%, до 7,6 тыс. тонн)[2]. Рост зафиксирован в промысле тихоокеанской сельди (на 13,2%, до 129,8 тыс. тонн), для которой сложилась благоприятная промысловая обстановка (часть рыболовного флота передислоцировалась и сосредоточилась на вылове сельди, а не минтая), шпрот (на 42,6%, до 9,7 тыс. тонн), кильки (на 9%, до 12,1 тыс. тонн)[3].
Снижение уловов лососевых в 2024 г. повлекло за собой рост стоимости рыбной продукции. По состоянию на середину февраля 2025 г. оптовые цены на основные виды лососевых в Дальневосточном ФО выросли – горбуша подорожала на 105,8% относительно аналогичного периода 2024 г. (до 350 рублей за кг), кета – на 35,2% (до 460 рублей за кг), нерка – на 35,8% (до 770 рублей за кг).
Пессимизм по поводу переоформления рыболовных участков
В рыбодобывающих регионах обеспокоены растущей финансовой нагрузкой на отрасль. В частности, противоречия сохраняются вокруг планов переоформления договоров на рыболовные участки. Соответствующий законопроект Росрыболовства «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был принят Госдумой в первом чтении 25 февраля. Согласно нему, рыбопромышленные компании могут до 30 декабря 2025 г. перезаключить договоры на пользование рыболовными участками без проведения аукциона, на 20 лет[4]. По мнению Росрыболовства, такие требования обеспечивают добросовестным компаниям долгосрочный горизонт планирования (на 20 и более лет), повышают ответственность бизнеса и пополняют государственный бюджет (около 180 млрд рублей единовременно при выплатах в 2025 г.) для реализации мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов и развитию прибрежных территорий. Предприятиям, которые не захотят или не смогут заплатить за пользование участками, предоставляется право добывать рыбу на участках до конца действия текущего соглашения, после чего участки будут выставлены на торги.
Депутаты Законодательного собрания Камчатского края в феврале подготовили законодательную инициативу о переносе сроков начала процесса переоформления договоров на пользование рыболовными участками на год – до 30 декабря 2026 г.[5] Краевые парламентарии недовольны отсутствием нормативной базы, которая позволяет четко определить границы участков. В Ассоциации добытчиков лососей отмечают, что для перезаключения договоров предприятиям придется брать кредиты, а в дальнейшем они могут столкнуться с рисками отсутствия возможностей для их обслуживания.
Отраслевые организации также подчеркивают, что формула расчета стоимости участков учитывает вылов за последние четыре года, а 2021-23 гг. были наиболее удачными за всю историю промышленного вылова лососевых. По прогнозам научного сообщества, следующие 20 лет станут менее продуктивными для вылова, что приведет к сокращению валовой прибыли предприятий лососевого сектора, снижению количества действующих предприятий (до примерно 60 компаний, на 38%) и росту доли убыточных компаний.
В марте поправки в законопроект, предусматривающий переоформление договоров на пользование рыболовными участками, направили в Госдуму депутаты Магаданской областной думы. Они, как и камчатские депутаты, предлагают перенести срок уплаты платежей рыбодобывающих компаний за пользование участками на 2026 г. О намерении инициировать перенос сроков перезаключения договоров сообщили также в Законодательной думе Хабаровского края. Глава аграрного комитета Госдумы В.Кашин (КПРФ) сообщал, что для второго чтения законопроект все же будет доработан (но сроки рассмотрения законопроекта пока не уточняются).
Правительство Камчатского края также предлагает расширить субсидирование перевозок рыбы по железной дороге с Дальнего Востока в западные регионы страны – для списка субсидируемых видов рассматриваются сельдь, камбала, треска. Инициатива находит поддержку в Минсельхозе, Росрыболовстве, отраслевых ассоциациях (Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота, Рыбный союз). В частности, в камчатском правительстве указывают на высокую долю сельди среди продаваемой в стране рыбы (не менее 15%, около 370 тыс. тонн ежегодно).
Возможность перевозок более дорогих видов рыбы (камбала, треска) вызывает больше сомнений. В частности, в Рыбном союзе полагают, что при стоимости трески 460 рублей за килограмм в ДФО субсидия в размере около 6 рублей в перевозочном тарифе не принесет существенной разницы в цене для покупателей. Пока государственная поддержка при перевозках распространяется на минтай, горбушу и сардину-иваси (программа субсидирования железнодорожных перевозок мороженого минтая и филе запущена в 2021 г., субсидии на горбушу и иваси введены по поручению президента РФ В.Путина весной 2024 г.)
Маркировка продукции и несогласованность с ВИС «Меркурий»
Дополнительные вопросы в отрасли вызывают также новые требования по маркировке продукции. В феврале представители Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП) обратились к сенатору от Приморского края Л.Талабаевой, попросив о необходимости согласовать работу информационной системы «Меркурий» и системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
Ветеринарная информационная система «Меркурий», действующая с 2009 г., предназначена для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы товаров. Данные передаются в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии. С помощью системы осуществляется контроль над используемым при производстве сырьем в целях пресечения фальсификации продукции. Однако, по мнению руководителя АРПП Г.Мартынова, на сегодняшний день системы «Меркурий»[6] и «Честный знак»[7] слабо согласованы – в частности, данные системы «Честный знак» не подтверждают происхождение и соответствие сырья, в то время как «Меркурий» все же позволяет проследить цепочку производства продукции (от вылова до ее реализации).
Процесс обязательной регистрации участников рынка в системе «Честный знак» запущен с 1 сентября 2024 г. Система разработана с целью позволить потребителю и контролирующим органам прослеживать товар на этапах от производства до розницы. С 1 декабря 2024 г. действует обязательная маркировка рыбных консервов, продукции из водных беспозвоночных, водных млекопитающих, а также из водорослей и других водных растений. Производители и импортеры консервов обязаны в то же время оформлять ветеринарно-сопроводительные документы на мясные и рыбные консервы через систему «Меркурий».
Контроль за сырьем осуществляется в ФГИС «ВетИс». При оформлении производственного ветеринарного сертификата, производитель подает сведения об использованном сырье в «Меркурий». Документ подтверждает качество и безопасность сырья, использованного для конкретной партии продукции. При вводе в оборот маркированной продукции, производитель подает номер ветеринарного паспорта в систему «Честный знак» для осуществления проверки на соответствие ветеринарному сертификату. Внедрение обязательной маркировки подразумевает, что участники оборота консервированной продукции животного происхождения должны передавать сведения одновременно и в «Честный знак», и в «Меркурий». В АРПП указывают, что товары, маркированные системой «Честный знак», могут не соответствовать требуемым показателям качества, в них может быть использовано более дешевое сырье. Также сообщалось о частых сбоях оборудования, устанавливаемого в рамках системы, и необходимости донастроек.
В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) недостатком системы «Честный знак» считают отсутствие учета особенностей выпуска консервов в море на арендованном промысловом судне – когда разные юридические лица ведут добычу и производство продукции и владеют судном. Правила маркировки наделяют владельца судна правом вводить товары в оборот, не запрещая ему эмиссию кодов маркировки для продукции, которая производится на арендованном судне. В системе же «Честный знак» такая возможность не предусмотрена, не синхронизированы данные владельца судна и производителя продукции – арендатора судна. Такая ситуация затрудняет выпуск продукции на протяжении всего рейса. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья называют требование по маркировке продукции в рамках системы «Честный знак» одним из основных факторов[8] роста цен на консервную продукцию.
Ненужные крабы
Росрыболовство тем временем по-прежнему не может найти покупателей на две доли квот добычи глубоководных крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. В конце февраля аукцион в третий раз был объявлен несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие. Начальная цена лотов при этом была снижена до 1,3 млрд рублей.
На торги 26 февраля снова выставлялись две доли квот (по 50%) на вылов краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса в подзонах Приморье, Западно-Сахалинская, Восточно-Сахалинская и Северо-Охотоморская. Инвестиционные обязательства предполагают, что покупатели должны построить два среднетоннажных рыбопромысловых судна-краболова длиной более 50 м, обеспеченных оборудованием по производству продукции (не менее 10 тонн в сутки). Ранее аукционы на данные доли квот проводились в ноябре 2024 г. (со стартовой ценой 1,6 млрд рублей) и январе 2025 г. (1,4 млрд рублей). Прежде (летом 2024 г.) Росрыболовство пыталось продать данную квоту, разбитую на более мелкие доли в 16,6% по начальной цене в 456,4 млн рублей каждая.
В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота невостребованность квот связывают с низкой рентабельностью. В частности, стоимость строительства нового краболова составляет около 3,5 млрд рублей. Согласно расчетам, продаваемые квоты позволят окупить затраты на их приобретение и постройку судна в течение 30 лет, при этом добыча необходимого объема не гарантирована. В подзоне Приморье наблюдается снижение поголовья крабов, вводились ограничения на добычу в целях его восстановления (с 1 января по 31 декабря 2023 г., с 1 января по 31 декабря 2024 г.). В АСРФ также указывают, что затраты рыбопромышленников не компенсируются в любом случае.
В январе сенатор Л.Талабаева поднимала в Совете Федерации вопрос нерационального использования ресурсов крабов-стригунов красного и ангулятуса. Сообщалось, что предприятия, специализирующиеся на промысле данного ресурса, испытывают дефицит промышленных квот, тогда как значительные объемы квот на глубоководных крабов (около 6,5 тыс. тонн) ежегодно остаются неиспользуемыми. Сенатор предлагала принять меры по исключению крабов-стригунов красного и ангулятуса из числа водных биологических ресурсов, распределяемых в инвестиционных целях. Ранее с такими предложениями выступали в крабодобывающих компаниях.
Судоремонт
При этом для обновления рыбопромыслового флота требуется в том числе расширение существующих мощностей докового ремонта. Большинство российских рыбопромысловых судов на сегодняшний день приписано к портам Дальнего Востока, но в регионе существует дефицит новых доков, в первую очередь для крупнотоннажного рыболовного флота. На пять основных портов приписки рыболовного флота России (Архангельск, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Невельск и Холмск) приходится 675 судов и 113 судоремонтных предприятий, но только 15 доков, а более трети из судоремонтных мощностей находится в Архангельске (42 завода и восемь доков, при восьми приписанных судах). В Петропавловске-Камчатском на 293 приписанных судна приходится 33 завода и один док, в Невельске приписано 172 судна, но отсутствуют судоремонтные мощности. В итоге общий спрос на судоремонтные услуги в дальневосточном макрорегионе существенно превышает работающие мощности.
Для обеспечения планового докового ремонта судов рыбной промышленности (один раз в пять лет) в ДФО требуется наличие как минимум шести плавучих доков с камерой 126 на 30 м и двух доков с камерой более 200 м для обслуживания судов-процессоров, рыбоконсервных судов и рефрижераторов-снабженцев. Пока крупнотоннажный рыболовный флот ремонтируется за границей (в настоящее время преимущественно в КНР), в то время как на протяжении последних лет расходы на импортные услуги растут на фоне санкционных ограничений на поставку комплектующих.
В части создания новых производств в Сахалинской области (село Озерское, Корсаковский городской округ) до 2025 г. планируется построить завод по глубокой переработке рыбы, основным сырьем для которого станет сахалино-хоккайдская сельдь из залива Анива. Ее вылов в 2021 г. возобновился впервые за 60 лет (не осуществлялся в связи со значительным сокращением нерестового ареала и промыслового запаса, в 2021 г. зафиксировано восстановление запасов).
Проект реализует компания ООО «Гавань» (группа «Гидрострой»[9] А.Верховского). Сумма инвестиций оценивается в 5,4 млрд рублей. Мощность переработки нового предприятия должна составить 600 тонн в сутки, продукция будет представлена рыбным филе и рыбной мукой. По завершении строительства «Гидрострой» получит в рамках программы инвестиционных квот разрешения на вылов 27 тыс. тонн минтая и тихоокеанской сельди.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Основные держатели квот минтая – «Русская рыбопромышленная компания», приморские компании «Доброфлот», ПАО «НБАМР» и ПАО «ПБФТ».
[2] Данные на 24 февраля 2025 г.
[3] Объемы добычи в целом по стране.
[4] Если договоры действовали по состоянию на 1 ноября 2024 г.
[5] Также предстоит заплатить в региональный бюджет 20% от объема платы за рыболовный участок.
[6] Входит в ФГИС «ВетИС» - федеральную государственную систему в сфере ветеринарии. Оператором ФГИС «Меркурий» является Россельхознадзор.
[7] Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Центра развития перспективных технологий» (ЦРПТ, совместный проект USM А.Усманова (50%), ГК «Ростех» (25%) и «Элвис-Плюс групп» А.Галицкого (25%)).
[8] Наряду с высокой закредитованностью отрасли, ростом тарифов и стоимости логистики, дефицитом сырья и введением платы за перезаключение договоров на рыболовные участки.
[9] Входит в пятерку компаний – крупнейших держателей рыболовных квот (их объем превышает 400 тыс. тонн).
Дальневосточные рыбопромышленники увеличивают объемы вылова минтая и сардины-иваси, тогда как добыча лососевых и крабов имеет тенденцию к снижению. Обеспокоенность представителей отрасли вызывают аукционы в рамках второго этапа программы распределения инвестиционных квот, экспортные пошлины и необходимость продления договоров на рыболовные участки.
По данным Росрыболовства на конец ноября 2024 г. в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, на который приходится значительная часть общероссийского улова, добыто более 3,4 млн тонн, что более чем на 8% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Это третий показатель по темпам сокращения уловов в стране. Среди других рыбохозяйственных бассейнов России более сильное чем в ДФО сокращение уловов зафиксировано в Азово-Черноморском бассейне и Волжско-Каспийском бассейне. Стоит отметить, что в РФ в целом к концу ноября рыбодобывающие компании сократили объем вылова почти на 9% относительно аналогичного периода 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Основной причиной падения рыбодобычи на Дальнем Востоке стала неудачная лососевая путина. Объем добычи лососевых в текущем году составил 235,4 тыс. тонн, что на 26,4% меньше планового показателя. Относительно 2022 г. добыча снизилась на 15%. Сокращение по сравнению с 2023 г. составляет 62%.
Объем добычи горбуши в текущем году составил 136,2 тыс. тонн (на 29,4% ниже прогнозных), кеты выловлено в размере 54,6 тыс. тонн, нерки – 35,9 тыс. тонн, кижуча – 8,3 тыс. тонн, чавычи – 321 тонны, симы – 41 тонна. Плановый показатель добычи превышен только по нерке – ее вылов на 30,2% больше плана.
Камчатский край по-прежнему является лидером РФ по добыче лососевых. В текущем году в регионе было добыто 130,7 тыс. тонн (71% от прогнозируемого объема). В Сахалинской области уловы составили 53,6 тыс. тонн (на 56,8% ниже плана). Результаты путины в Хабаровском крае составили 39,9 тыс. тонн лососевых. В Магаданской области уловы достигли 9 тыс. тонн, в Приморском крае превысили 1,9 тыс. тонн, результат Чукотского АО – 302,4 тонны.
Во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) прогнозируют сохранение низких объемов добычи анадромных рыб на Дальнем Востоке в ближайшие годы. На снижение запасов рыбы, по мнению ученых, влияет потепление климата, вызывающее изменения гидрологического режима нерестовых рек.
Сокращение объемов вылова лососевых провоцирует рост оптовых цен на рыбу. На Дальнем Востоке при этом цены на лосося превышают среднероссийские. К концу ноября текущего года цена на наиболее распространенную горбушу в ДФО достигла 330 рублей за 1 кг, на кету – 475 рублей за 1 кг, а на нерку – 720 рублей за 1 кг.
При этом губернатор Камчатского края В.Солодов в декабре заявил, что проект «Камчатская рыба» находится в стадии перезагрузки в целях того, чтобы рыба по социальной цене не приобреталась перекупщиками, продающими ее затем дороже или перерабатывающими. Предполагается, что рыба будет продаваться в местной торговой сети по двум видам цен: «социальная» (92 рубля за 1 кг горбуши) и «доступная» (118 рублей за 1 кг кеты). Приобрести такую рыбу смогут льготные категории жителей края по специально выпущенным для них картам, которые можно получить в местных офисах МФЦ. При этом каждый льготник сможет в месяц купить не более 5 кг по «социальной» цене. Схожие программы, направленные на обеспечение низких цен на рыбу, действуют также в Сахалинской области (социальная цена составляет 160 рублей), в Хабаровском крае (180 рублей).
Напротив, добыча минтая на Дальнем Востоке растет. В январе-ноябре 2024 г. объем уловов минтая достиг 1,8 млн тонн, увеличившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Более проблемной для данного вида ресурса является Западно-Беринговоморская зона, где к концу текущего года объем вылова минтая может составить около 480 тыс. тонн, при общем допустимом улове (ОДУ) на 2024 г. в 700 тыс. тонн. Снижение уловов вызвано изменениями в миграционных процессах рыбы. В Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак) полагают необходимым снизить ОДУ в данной зоне из-за риска недоосвоения квот.
Еще одним видом морского биоресурса, добыча которого растет в Дальневосточном бассейне, является сардина иваси. В 2024 г. обновлен рекордный показатель улова прошлого года – добыча превысила 563,5 тыс. тонн. Стоит отметить, что в 2023 г. было добыто 544 тыс. тонн, что на 90% больше, чем в 2022 г.
Обеспокоенность рыбопромышленников вызывает возобновление рассмотрения в Госдуме в декабре во втором чтении законопроекта, внедряющего новые принципы регулирования перегрузов с судна на судно в морских водах РФ (изначально внесен в 2021 г.). Законопроект предполагает, что осуществлять перегрузку скоропортящихся грузов следует только в специальных районах. Запрет на перегрузку продукции в районе промысла и необходимость направлять суда в морской порт или специальный район для выгрузки товара может привести к сокращению промыслового времени и недоосвоению морских биоресурсов. Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) намерены продолжать настаивать на необходимости прописать в законопроекте исключения для судов рыбопромыслового флота.
Также крупнейшие рыбопромысловые организации осенью выступали против продления экспортной пошлины на рыбу и крабов. Ассоциация владельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), ВАРПЭ, Ассоциация добытчиков минтая и Ассоциация добытчиков краба в ноябре 2024 г. обратились в Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития, аппарат правительства, Госдуму и Совет Федерации с соответствующей просьбой. Пошлины действуют с 1 октября 2023 г., составляют от 4% до 7% в зависимости от курса доллара, установленного Центробанком. В октябре 2024 г. размер пошлины составлял 5,5%, но в ноябре достиг 7%.
Курсовые пошлины действуют до 31 декабря 2024 г. Дополнительная нагрузка для рыбной отрасли от экспортных пошлин оценивается в 30-45 млрд рублей, что при текущей ставке ЦБ, закредитованности отрасли и необходимости выполнения инвестиционных обязательств может рассматривается промышленниками как серьезное препятствие для развития. Тем не менее рабочая группа Росрыболовства в сентябре 2024 г. одобрила исключение из-под действия экспортной таможенной пошлины филе минтая, сардины иваси и фарша сурими как наиболее массовой рыбной продукции.
Помимо того, рыбопромышленники просят правительство продлить срок действия преференций по налогам и взносам для резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). Преференции предполагают сниженный налог на прибыль до 5% и нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет, социальные страховые взносы в фонд оплаты труда в 7,6% в течение десяти лет. ВАРПЭ, АСРФ, ассоциации добытчиков минтая и краба предлагают увеличить льготный период по налогам на прибыль и имущество на 15 лет, а по социальным страховым взносам – на 10 лет. Такая необходимость объясняется отраслевыми организациями увеличением сроков окупаемости проектов по строительству промысловых судов с 10 до примерно 20 лет, а также сокращением прибыли предприятий. Резидентами СПВ на сегодняшний день являются 66 отраслевых проектов – в том числе 61 проект в Приморском крае, по два в Сахалинской области и Камчатском крае, один в Хабаровском крае.
Что касается добычи крабов, то в данной сфере показатели улова в ДФО снижаются. К середине сентября 2024 г. объем добычи крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) в Камчатском крае и Чукотском АО достиг 15,9 тыс. тонн, что на 12,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, на Камчатке в 2025 г. Минсельхоз планирует ограничить промысел краба в Западно-Камчатской подзоне в связи с сокращением его популяции. С 1 января по 15 сентября 2025 г. добычу краба в данной подзоне предполагается допускать исключительно в научно-исследовательских и контрольных целях. Ограничения на вылов крабов вводились в данной подзоне также в 2023 г. (с 1 января по 15 сентября). В текущем году объем вылова крабов в Западно-Камчатской подзоне составил 3,6 тыс. тонн.
На фоне снижения добычи отмечается рост экспортных поставок камчатского краба в Китай. В январе-августе 2024 г. через Приморский край в КНР было направлено 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,53 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В Китай экспортируются стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Республику Корея за восемь месяцев 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн крабов на общую сумму 177 млн долларов. В Японию в январе-октябре 2024 г. было отгружено 13,9 тыс. тонн на 35,8 млрд иен. При этом рост поставок краба в Японию в сентябре стал самым крупным с начала года и составил 48,7% по сравнению с августом текущего года, до 1,93 тыс. тонн на сумму в 5,3 млрд иен.
В настоящее время наиболее проблемными для добычи стали глубоководные виды крабов-стригунов (красный и ангулятус), квоты на которые не востребованы на рынке. Данные квоты в рамках второго этапа программы инвестиционных квот[1] предполагалось продать на аукционах в текущем году, но пока Росрыболовству это не удается.
Осенью Росрыболовство было вынуждено укрупнить доли квот на глубоководных крабов[2] в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах и подзоне Приморье. Были сформированы два лота по 50%. Начальная цена каждого лота составила 1,6 млрд рублей. Покупатель каждой из долей квот обязан построить среднетоннажное судно-краболов длиной более 50 м. Росрыболовство изначально намеревалось продать данную квоту на глубоководных крабов, разделив ее на более мелкие доли в 16,6% (каждый из лотов торговался по цене 456,4 млн рублей). На оба конкурса не было заявлено участников, они были признаны несостоявшимися.
При этом продажа квот на глубоководных крабов в рамках первого этапа программы инвестквот также вызывала трудности и привела к падению добычи данного ресурса. Так, на аукционах в 2020-21 гг. было продано шесть лотов, впоследствии Росрыболовство расторгло договоры с тремя компаниями-покупателями в связи с неисполнением ими инвестиционных обязательств[3]. Вылов глубоководных крабов в 2022 г. составил порядка 6 тыс. тонн, тогда как до проведения аукционов ежегодный объем добычи оценивался в 13,5 тыс. тонн.
На необходимости исключения глубоководных крабов из перечня ресурсов, реализуемых через аукционы с инвестиционными обязательствами, настаивает ВАРПЭ. В декабре в Росрыболовстве сообщили о рассмотрении такой возможности.
Также Минсельхозу и Росрыболовству предлагается отменить распределение на аукционах долей инвестиционных квот на вылов камчатского, синего и волосатого краба в подзоне Приморье. С соответствующим обращением выступило хабаровское ООО «Восточно-промысловая компания»[4]. Аукционы намечены на 2027 г., доли квот должны быть реализованы с обязательствами по строительству краболовного судна стоимостью до 3 млрд рублей. В компании указывают, что в настоящее время в данной подзоне осуществляется промысел только волосатого краба, а промышленный вылов камчатского и синего краба запрещен из-за низкого уровня запасов.
Тем временем Росрыболовство в начале декабря разыграло на торгах квоты на добычу водных биологических ресурсов, которые прежде принадлежали компаниям, связанным с предпринимателем О.Каном (объявлен в международный розыск). Данные квоты предполагают добычу моллюска трубача в Северо-Охотоморской подзоне, вылов креветок в Западно-Сахалинской подзоне и в подзоне Приморье. Квоты закрепляются за победителем аукциона до 31 декабря 2033 г.
Доля квоты в 41,48% на добычу деликатесного моллюска трубача (стартовая стоимость лота составила 349,3 млн рублей) ранее принадлежала сахалинской компании ООО «Севрыбфлот», владельцами которой до апреля текущего года были Е.Юн (племянница О.Кана) и Е.Се (бывший гендиректор компании). Квоты на вылов креветки в размере 7,88% (Сахалин) и 9,26% (Приморье) прежде принадлежали ООО «Аквамарин» (бывший владелец компании – Е.Юн).
Начальная стоимость данных лотов составила 17,5 млн рублей и 43,2 млн рублей соответственно. В итоге квоты на вылов трубача выкупила структура ГК «Русский краб» - ООО «Беринг Краб» (за 366,8 млн рублей). Две квоты на вылов креветок вновь приобрело сахалинское ООО «Аквамарин»[5] (на сегодняшний день предприятие национализировано). В настоящее время национализированными активами управляет специально созданное для данных целей АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания». Предполагается, что средства, вырученные от проведения аукционов (более 1,3 млрд рублей), поступят в федеральный бюджет.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2023-27 гг. на аукционах должно быть продано 48% квот на крабов. 2% квот сохраняются за малыми и средними предприятиями.
[2] Промысел осуществляется на глубинах до 2 500 м.
[3] Квоты приобрели ЗАО «Тефида» (Владивосток), ООО «Амуррыбпром» (Хабаровск) и ООО «Корвет» (Калининград).
[4] Владелец – Д.Фукалова.
[5] За квоты предприятие заплатило 299,3 млн рублей и 660,7 млн рублей.
Лососевая путина 2024 года на Дальнем Востоке завершилась с худшим за 20 лет результатом. Это сказалось на ценах не только на рыбу, но и на красную икру. Одно из главных блюд новогоднего стола многим россиянам оказалось не по карману. Почему так произошло и чего ждать дальше, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Вылов лососей в 2024 году стал самым низким за последние 20 лет. Низкие уловы совпали со скачком издержек лососевых предприятий. Все это поставило производителей в очень сложную ситуацию – просто повысить цены на продукцию для них сейчас не выход.
«В стабильной экономической ситуации снижение объема предложения для производителя компенсируется увеличением цены. И его экономические показатели, его выручка, прибыльность драматически не меняются. Но за четыре последних года в производственные затраты в лососевом сегменте выросли в полтора раза. Главным образом роль сыграл рост затрат на оплату труда, потому что колоссальную роль в добыче играет ручной малоквалифицированный труд. Из-за значительного роста производственных затрат произошло стремительное увеличение кредиторской задолженности: за семь лет задолженность добытчиков лососей перед банками выросла с пяти млрд рублей до 110 млрд. Это очень огромный рост, и это означает, что ежегодно во втором квартале предприятия берут большие кредиты, чтобы подготовиться к путине», — сообщил на пресс-конференции в ТАСС Герман Зверев.
Похожая ситуация складывается у добытчиков лосося на Аляске. Там экономический доход, который лососевые предприятия получили в этом году – самый низкий с 1975 года. Глава ВАРПЭ отмечает, что плохие подходы лососей – это такая глобальная тенденция, которая заставляет задуматься о выработке единых подходов к управлению рыболовством.
Существенное снижение вылова в этом году случилось и у добытчиков трески. За 10 лет объем добычи трески в мире сократился более чем в два раза. В 2014 году мировой вылов этого вида рыбы составлял 1 840 000 тонн, а в этом году – чуть больше 800 000. Свою негативную лепту вносят сложности с поставками рыбы в Европу, трудности с расчетами и экспортная пошлина.
«Также на экономику наших предприятий негативно повлияли не совсем выверенные формулировки законодательства, которые регулируют работу береговых заводов по производству трески. Поэтому мы в текущем году, к сожалению, не смогли получить адекватную нашей доле вылова ценовую премию», – рассказал Зверев.
Низкий улов лососевых повлиял и на продажи красной икры. В ноябре розничные цены на нее составляли семь-восемь тыс. рублей за килограмм, сейчас ценник еще выше. Однако, по словам президента ВАРПЭ, такие цифры вполне адекватные и нужно привыкать к новым ценникам.
«Есть такие расхожие оксюмороны: горячий снег, живой труп, правдивый лжец. Выражение «дешевая икра» – из этого же разряда. Лососевая икра даже в Советское время была качественной, но весьма дорогой: 140-граммовая баночка в начале 80-х годов стоила 4 рубля 20 копеек, а килограмм икры – 30 рублей, и это при среднемесячной зарплате 100-110 рублей. Получается, что килограмм обходился в треть месячной зарплаты, и при этом ее было не достать», — объяснил Герман Зверев.
По его словам, сейчас даже с учетом скачка цен, произошедшего из-за самой плохой за 20 лет лососевые путины, розничная стоимость красной икры для потребителя колеблется от 8,5 тыс. до 9,5 тыс. рублей за килограмм – 11% от средней зарплаты.
Герман Зверев отмечает, что три-пять лет назад в России существовало искаженное ценообразование на лососевую икру, из-за чего стоимость деликатеса представлялась доступной. Связано это с теневой добычей. Не менее 10% на рынке представляла браконьерская икра – 1000-1500 тонн.
«Эта икра, которую воровали у будущих поколений, безжалостно уничтожая рыбу, оставляя могильники на берегах камчатских рек. Эта икра поступала в торговлю и снижала уровень цены. Значительная часть икры реализовывалась фирмами-однодневками. Это еще не менее 10-15%. Еще один поток – это некачественная икра, которую реализовывали сомнительные производители. В этом году начался процесс маркировки икры. В ходе этого проекта уже зарегистрировались не менее 70 производителей икры, которых раньше не было вообще, их не существовало», — сообщил глава ВАРПЭ.
По его словам, сейчас рынок красной икры стал приходить в норму, но ситуацию в этом году усугубила плохая путина, из-за чего цены оказались значительно выше прошлогодних. По прогнозу ВАРПЭ, в 2025 году ситуация выровняется, дальнейшего повышения цен не произойдет.
При покупке красной икры Герман Зверев посоветовал выбирать розничные магазины с хорошей репутацией. Если же потребитель решил приобрести деликатес через Интернет-сервисы, то лучше доверять тем, кто давно работает на рынке и не заманивает суперскидками.
Стабильным остается крабовый промысел. Однако экономическое состояние в этом секторе не самое радужное – оно показывает, что ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность этого бизнеса. В 2024 году цены на крабы на экспортных рынках снижались, доходность существенно уменьшалась. Герман Зверев отметил, что если экспортная пошлина сохранится в 2025 году, то состояние этого сегмента будет особенно тяжелым.
«Крабовые добытчики – самые закредитованные добытчики в нашей стране. Свыше 600 млрд рублей они должны банкам, причем значительную часть этой суммы они должны будут выплатить в следующем году. Плюс на горбу у них висят обязательства по строительству краболов – это тоже серьезные издержки», – подчеркнул президент ВАРПЭ.
По прогнозам на 2025 год, есть неплохие природные основания по вылову. Рыбодобытчики рассчитывают, что объем добычи лососевых будет больше, чем в нынешнем году. По их оптимистичным оценкам, он составит 250-320 тыс. тонн.
С экономической точки зрения у ВАРПЭ есть два сценария: инерционный, основанный на том, что вылов будет таким, как его прогнозируют, при этом не произойдет резкой эскалации ключевой ставки, новых шоковых запретов или санкций, не будет продлена экспортная пошлина; и шоковый вариант, основанный на том, что все эти факторы произойдут.
«Возникнут новые дополнительные ограничения на экспорт, останется экспортная пошлина, ключевая ставка будет расти, и в этом случае шоковый вариант приведет к резкому снижению выручки и к торможению прибыли. В инерционном варианте в секторе рыбодобычи мы прогнозируем размер выручки порядка 750 млрд рублей, а в секторе рыбопереработки – порядка 450 млрд рублей. В случае шокового варианта мы считаем, что выручка останется примерно на уровне текущего года», – подытожил Герман Зверев.