«Плати частями» - так называется новый сервис оплаты, который запускает Сбер еаптека, он заключается в том. Что клиенты теперь могут платить за лекарства частями, что удобно при приобретении дорогостоящих препаратов.
Услуга доступна на сайте Сбер еаптека при заказе от двух до 20 тысяч рублей. При этом рассрочка предоставляется без процентов или дополнительных комиссий и доступна во всех регионах присутствия Сбер еаптеки.
Схема оплаты следующая: клиент вносит 25% стоимости заказа непосредственно в аптеке, где забирает необходимое лекарство, а оставшиеся три части вносит каждые две недели.
«Плати частями» применима ко всем категориям товаров для здоровья и красоты, кроме рецептурных и спиртосодержащих препаратов. При оформлении рассрочки понадобится авторизация по номеру телефона, ФИО клиента и реквизиты кредитной или дебетовой карты.
По словам генерального директор Сбер еаптека Валерия Перелетова, при внедрении данного сервиса разработчики опирались, прежде всего, на потребности пользователей - рассрочка позволяет им приобрести товары для здоровья и красоты на максимально выгодных условиях, а также гибко управлять своим бюджетом и не откладывать необходимые покупки.
Медики утверждали, что в её составе находятся следы асбестового волокна, которое за годы использования могло привести к тяжелым заболеваниям у потребителей. Эти публикации стали частью огромной кампании против фармацевтического гиганта, вылившейся в 38 000 исков общим объемом почти в 8,9 млрд долларов. Сегодня дочерняя компания J&J LTL Management потребовала от ученых внести изменения в свои работы или вовсе отозвать их, настаивая на отсутствии связи между следами асбеста в тальке и возможностью возникновения онкологии. Об этом пишет Reuters.
История борьбы американского общества против Johnson&Johnson началась в 2016 году. Суд в штате Миссури обязал компанию выплатить штраф в размере 72 млн долларов тяжело больной женщине, связывавшей свое пошатнувшееся здоровье с использованием детской присыпки Baby Powder. В 2018 году в суд обратились уже 20 женщин со схожими исками, а к 2021 году количество судебных заявлений превысило 38 000. J&J осадили со всех сторон — помимо судебного преследования её атаковало множество общественных организаций, СМИ и ряд американских чиновников. В 2022 году J&J прекратила продажу продукции на основе талька в США и Западной Европе, сославшись на «дезинформацию» в отношении продукта.
В 2023 году с новым судебным иском начинается ответное наступление компании на оппонентов. Доводы противников J&J строятся вокруг наличия в присыпке талька со следами асбестового волокна, природного минерала, широко использующегося в промышленности. По мнению оппонентов, этого было достаточно для возникновения риска развития тяжелых заболеваний у активных пользователей продукта за десятилетия его использования.
В логике оппонентов J&J есть существенный изъян. Дело в том, что в обвинительных публикациях говорится об асбесте, но почти нигде не уточняется его вид. Между тем, это критически важная информация, поскольку в мире существует два вида асбеста, диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека — амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо. Он обладает устойчивостью к кислотам и не выводится из респираторной системы человека. Клетки-уборщики наших легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить, и амфиболовое волокно остается в организме годами, травмируя ткани. Сегодня амфиболы запрещены во всем мире. А вот хризотил добывают и активно используют до сих пор. Почему? Хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния, который обладает устойчивостью к щелочам, но не к кислотам. Он выводится из организма человека за короткое время, не нанося ему вред. Об этом, в частности, пишет в своей работе «Биоперсистенция канадского хризотила» токсиколог Дэвид Бернштейн, наглядно показывая механику воздействия хризотилового волокна на живые организмы. В 2007 году решением Генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения был принят принцип дифференцированного подхода к асбесту, требующий учитывать вид минерала при проведении исследований и промышленном использовании.
Между тем в материалах, посвященных проблеме J&J чаще всего фигурирует именно «асбест». Хирург из Балтимора Вадим Гущин так прокомментировал эту ситуацию: «Я так понимаю, что в добыче талька, что является основой этого baby powder, нашлись примеси в некоторых его видах. Нашли асбест, и неизвестно какой тип асбеста. Но поскольку название «асбест» сразу ассоциируется с опухолями, мезотелиомой, раком легкого, яичников, то все засуетились, почему бы не урвать у компании Johnson & Johnson хорошее вознаграждение за эту ужасную болезнь». Де-факто это означает, что в случае, даже если в тальке содержалась незначительная примесь хризотиловых волокон, они все равно не могли оказать негативное влияние на здоровье людей.
Таким образом, становится видно, как именно «подогревается» общественное мнение в ходе противостояния против J&J. Обвинители используют страх общества перед асбестом, при этом не конкретизируя что именно и в каком объеме было найдено в присыпке. Само слово «асбест», как мы уже выяснили, объединяет диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека волокна. Оно является не более чем поводом для манипуляции общественным мнением. Речь идет, конечно же, не о судьбах несчастных больных женщин, а о многомиллиардных вознаграждениях для юристов, адвокатов, чиновников и других охотников за наживой. Для США это обычное дело, особенно если оно связано с асбестом. На протяжении десятков лет там формировалась индустрия исков против компаний, связанных с асбестом, сформировалась целая отрасль фондов, имеющих целью судиться с производителями такой продукции. Очень часто владельцы таких организаций оказываются в центре скандалов, где фигурируют ложные диагнозы, вознаграждения до 100% суммы иска и т.д. Антиасбестовая кампания имеет своей целью разграбить имущество производств, но никак не защиту интересов людей. Об этом, кстати, еще в 90-е годы говорил Дональд Трамп, в открытую называя антиасбестовую пропаганду «мошенничеством», а тех, кто её воспроизводит «мафией».
Во многих языках «страхование» происходит от латинского слова «беззаботность» (securus, sine cura – беззаботный), смысл которого со временем трансформировался в «уверенность» - insurance (in sure - уверенный – англ.) или Versicherung (sicher – уверенный, надежный, безопасный – нем.). В болгарском и русском языках страхование – производное от слова «страх». Причина ли это тому, что россияне традиционно пассивны в вопросах «подстелить себе соломки» или нет – вопрос дискуссионный. Но почему скептикам необходимо менять свое отношение к страхованию, почему не надо жалеть потраченные на собственное спокойствие средства и какие сейчас существуют способы застраховать себя, здоровье, имущество, работу – EastRussia рассказали эксперты Сбера Александр Соколов, директор Управления продаж продуктов благосостояния Дальневосточного Сбербанка и Вера Шулепова, менеджер по развитию продаж Управления продаж продуктов благосостояния.
- По привитой еще в советское время привычке полагаться на государство и коллектив, многие россияне до сих пор считают, что «случись что» - государство же и поможет, в беде не оставит. И на основании этого убеждения придерживаются мнения, что страхование – это выброшенные на ветер «кровно заработанные». Ведь жалко, если ничего не случится, а такие «деньжищи» потрачены, и вообще – «страхование выгодно только страховщику». Вы в своей работе с этим сталкиваетесь?
- Мы постоянно сталкиваемся с тем, что страховаться идут люди уже получившие негативный опыт, - берет слово Александр Соколов, - после того, как, например, в аварию попали, квартиру затопило. Мы часто наблюдаем ситуации, когда надежда на «авось» не оправдалась и люди задают себе вопрос – «Ну почему я не оформил страховку?». И да – мы видим, что те, кого беда не коснулась, не спешат позаботиться о себе, о своих близких.
Александр Соколов, директор Управления продаж продуктов благосостояния Дальневосточного Сбербанка
Фото: пресс-служба Дальневосточного Сбербанка
Причины у всех разные, но знаете, есть выражение такое: «Есть статуя Свободы, но нигде нет статуи Ответственности». Нет, я не собираюсь никого упрекать в безответственности – наши сограждане много работают, обеспечивая свои семьи, и уже несут большую ответственность. Но есть непредвиденные события. Они касаются всего – нашего имущества, нашей жизни, нашей работы. Кого сейчас не волнует вопрос – что будет завтра? Будет ли работа? Будет ли зарплата, доход, прибыль от дела? Особенно сейчас – в эпоху коронавируса. Но до сих пор нет понимания у многих, что страховка – это помощь, что она помогает облегчить ношу и бремя ответственности, при этом сама по себе являясь составной частью этой ответственности. Никто не застрахован от потери работы в эпоху пандемии. Человек может быть замечательным работником, но вот локдаун или того хуже – предприятие закрылось. Чем кормить семью, за квартиру платить, кредиты? А ведь есть страховые продукты, которые обеспечат привычный доход на протяжении нескольких месяцев, за которые человек с головой и руками обязательно найдет другую работу!
- Но ситуация меняется, - вступает в разговор Вера Шулепова, - могу из собственного опыта привести пример того, как раньше люди реагировали, когда им предлагали застраховаться и как реагируют сейчас. Еще пять лет назад только при упоминании возможных негативных последствий клиенты «закрывались» - «это не про меня все, со мной такого не случится». Особенно это касалось рисков ухода из жизни или диагностирования опасных заболеваний. Такое ощущение, что люди суеверно опасались «накликать беду». И это были очень сложные консультации. Но сейчас – может потому, что «вода камень точит», может потому, что в СМИ, в интернете много историй, когда собирают деньги на лечение, люди начинают адекватнее реагировать, потому что видят – на лечение иногда никаких собственных отложенных средств не хватит, и страховка реально помогает.
Есть ведь и другая сторона медали – посмотрите на зарубежные страны, где у каждого по две-три страховки – не только от несчастных случаев, но и накопительные в том числе. Там люди намного свободнее себя чувствуют, особенно пожилые – и путешествуют, и ведут активный образ жизни, получают максимум удовольствия – потому что там есть традиция заботиться о себе таким образом, используя пенсионные инвестиции и накопительное страхование жизни. Но ситуация меняется и у нас – примерно 60% населения готово воспринимать необходимость страхования и тот факт, что наличие страховки - это не прихоть, а реальная палочка-выручалочка.
- А если говорить про возрастные группы? Кто больше прислушивается? Что говорит статистика?
- В первую очередь поколение 40+, - отвечает Александр, - это люди, пережившие все кризисы нашего времени. Они понимают, что случиться может всякое, а страховка поможет семье даже при самом неблагоприятном исходе. К тому же они понимают, что с возрастом страховки становятся дороже – в среднем на 3% за год. Это связано с повышающимися с каждым годом рисками заболеть.
Что касается статистики, то каждый пятый (20%) держатель полиса накопительного страхования жизни от СберСтрахование жизни в Дальневосточном Сбербанке моложе 35 лет. Треть договоров (30%) приходится на клиентов в возрасте 36-45 лет. Каждый четвёртый (26%) полис оформили представители возрастной группы от 46 до 55 лет. 17% от общего числа договоров НСЖ оформили клиенты в возрасте 56-64 года.
- Может быть наивный вопрос – но почему не сделать все страхование накопительным? Зная, что в итоге деньги вернутся, многие страховались бы с большей охотой.
- Это вопрос цены, - отвечает Александр. - Накопительные виды страхования – они всегда дороже, иногда значительно. Мы даем свободу выбора – каждый определяет сам, что ему удобнее, интереснее - платить больше и копить – в этом случае ты страхуешь себя, а твои деньги при этом работают.
Другой вариант – просто уберечь себя, имущество от последствий неблагоприятного события. Например, купил человек квартиру в ипотеку, ремонт сделал, мебель приобрел, технику – и тут его затопили соседи. Каждый вспомнит такую историю – наверняка, если не про себя, то с кем-то из окружения она случалась. И что делать? Да, с виновника можно истребовать ущерб через суд, но кто-нибудь проходил этот путь? На что делать ремонт и восстанавливать все? Откуда взять деньги человеку, имеющему ипотеку, когда каждый рубль расписан? За доступную цену, которая зависит от конкретного региона, можно купить страховку. Она в случае потопа и других неурядиц предусматривает достойную выплату.
- Сбер предлагает разные виды страхования жилья – есть так называемое «коробочное» страхование, - дополняет Вера, - это значит, что сумма покрытия предусматривает выплаты и по ущербу стенам и перекрытиям, и мебели, и технике, и прочим вещам, а также затраты на ремонт, электрику, сантехнику, трубы, окна, двери и даже ответственность перед соседями сюда входит. И все это в случае возникновения пожара, потопа, противоправных действий третьих лиц, удара молнии и т.д. Надо оговориться – речь в данном случае идет об усредненной квартире. «Коробочные» варианты позволяют увеличить размер выплат, но надо понимать, что и стоимость страховки тоже при этом увеличится.
Если же мы говорим об элитной недвижимости, о чрезвычайно дорогих предметах интерьера – то это все решается в индивидуальном порядке. Кстати «коробочный» вариант можно подарить! Часто ведь мы идем на новоселье и ломаем голову – что же придется новоселам особенно кстати? Страховка жилья будет лучшим вариантом!
- Все расчеты, оформление – все можно сделать онлайн, и даже возмещение! – говорит Александр, – с помощью приложения «СберСтрахование» можно самостоятельно сделать фотофиксацию поврежденного имущества. Все фотографии и введенные данные автоматически передаются в страховую компанию для рассмотрения. Никаких сложностей.
- Кстати мы заметили сезонность страхования квартир – чаще всего люди заключают такие договоры осенью и зимой. Тут два фактора – осенью начинается подготовка к отопительному сезону, проверяются системы внутридомовые и часто случаются порывы, и, соответственно, затопления. Кроме того, застройщики именно к зиме часто сдают дома, люди заселяются, начинают делать ремонт, покупать мебель, а тут – одно неловкое движение перфоратором – и тоже или потоп, или замыкание проводки. Продукт по добровольному страхования жилья у нас называется «Защита Дома». Он доступен и онлайн, и в мобильном приложении Сбербанк Онлайн, и само собой, по нему проконсультируют и помогут оформить и в офисах Сбера. В приложении этот полис можно оформить по подписке с периодичностью платежа от 1 месяца: это позволит не покупать годовую страховку, если в этом нет нужды.
- Хорошо, с жильем понятно. А что происходит со страхованием «себя любимых» - в первую очередь здоровья? Сейчас, во время пандемии многие страховые компании предлагают страховку от заражения коронавирусом. Сбер тоже?
- Да, многие компании предлагают страхование именно от COVID-19, и стоят такие продукты дорого, просто потому, что вероятность заболеть очень высока, - продолжает Александр. У нас, например, есть страховки разного формата, и накопительные, и «разовые», но все они нацелены на поддержку клиентов и в тех случаях, когда болезнь вызывает тяжелые последствия, и когда она проходит бессимптомно.
- Но зачем такая страховка – человека же будут лечить в любом случае?
- Лечить будут, безусловно, - соглашается Вера, - но, если есть тяжелые последствия, это гарантированная госпитализация, это потеря трудоспособности. В такой ситуации получить деньги, которые можно потратить хоть на лекарства, хоть на другие насущные нужды – это серьезная помощь. При этом выплаты идут за каждый день госпитализации! СберСтрахование предлагает программу «Сбереги себя», она покрывает риски по многим заболеваниям, в том числе и COVID-19. Есть несколько вариантов программы с разными опциями и стоимость, но все они предусматривают достойное покрытие и выплаты за каждый день госпитализации с диагнозом COVID-19 с самого первого дня попадания в больницу. Есть у них и дополнительная опция, которая гарантирует единовременную выплату в случае постановки диагноза «коронавирусная инфекция». Все подробности можно посмотреть на сайте и сразу оформить.
- Сбер предлагает и другие способы защитить себя если уж не от самих опасных болезней, вызванных ковидом или другими причинами, то от разрушительных финансовых последствий, которые подчас возникают во время лечения, - рассказывает Александр. – Здесь критическую важность имеет предусмотрительность человека, который хочет застраховаться. Получить страшный диагноз можно в любой день, а задним числом оформить ничего не получится. Важно помнить, что и в случае ухода из жизни семья, близкие родственники получат выплаты, предусмотренные страховкой.
Обезопасить себя можно не только от проблем со здоровьем: даже от потери работы можно застраховаться! Сейчас в пандемию сплошь и рядом истории – фирма закрылась тут, закрылась там. У СберСтрахования есть такой продукт «Зеленые каникулы» - это страхование от недобровольной потери работы, который пригодится всем, у кого есть ипотека. При страховом случае компания поможет с выплатами ипотеки на срок до полугода.
Но что хотелось бы подчеркнуть – страховых продуктов много, как и жизненных ситуаций – и мы предлагаем всем, кто задумался о страховании, проконсультироваться с нашими специалистами, чтобы грамотно спланировать, расставить приоритеты, не распылять средства, а использовать их максимально эффективно.
- А сами деньги – средства клиента – Сбер страхует?
- Конечно. Есть специальная программа «Сбереги финансы» , которая позволяет застраховать средства на всех счетах и картах клиента Сбера. Сюда входят риски мошеннических действий с банковской картой, несанкционированного списания денег, даже если они были списаны с помощью вирусов, в результате кражи данных карт, при использовании незащищенного соединения wi-fi, социальной инженерии. Очень часто под удар попадают пенсионеры – мошенники своими рассказами, манипуляциями запутывают, выманивают деньги. Кроме того, можно активировать в мобильном приложении Сбера услугу на телефоне, и когда поступит звонок с незнакомого номера, программа проверит его и предупредит, если звонят мошенники.
- Однако получается, что если застраховаться от того, от этого, то получится «кругленькая» сумма и далеко не каждый может себе просто позволить такие траты.
- Для этого необходимо правильно сформировать портфель, - отвечает Вера, - нужно, чтобы были ликвидные деньги – карты, вклады, примерно 20% своих средств надо выделять на защитные продукты и еще часть денег должна работать в инвестиционных программах. Эти средства будут приносить доход и дадут возможность безболезненно пользоваться защитными программами. То есть вы получаете доход с инвестиций и этими средствами оплачиваете страхование. Конечно, неправильно будет сказать человеку, который получает 50 000 рублей, чтобы он купил страховок на 20 000. Необходимо проанализировать доходы, расходы – возможно первым делом все же надо застраховать жизнь, как самое важное, и потом, постепенно подключать другие продукты – застраховать квартиру, банковскую карту. Даже если есть накопления – зачем их трогать, пускай в непростых ситуациях работает страховка!
- Какая страховка самая популярная? Рискну предположить, что это ОСАГО…
- Да, но она обязательная по закону. Сбер тоже вышел на этот рынок: мы предлагаем, как собственное ОСАГО от СберСтрахования, так и наш маркетплейс, где на данный момент представлены 12 страховщиков», - говорит Александр. – Мы даем возможность сравнить наш продукт с прочими и сделать выбор. Мы считаем, что обязаны предложить клиенту всю палитру страхования. И в плане ОСАГО Сбер делает упор на то, чтобы все процедуры занимали минимальное время, чтобы большую их часть можно было осуществить дистанционно, с помощью приложения.
Будущее мы видим за технологиями, в том числе и с применением искусственного интеллекта. И да, есть еще наши сограждане, которые не пользуются ОСАГО, но большинство хорошо понимают – на дороге может произойти все, что угодно. Многие водители помнят времена без ОСАГО, и для виновника ДТП ситуация превращалась в экзистенциальный кризис: оставшись без своей машины, чтобы отремонтировать чужую приходилось брать кредит и долго по нему расплачиваться. Сейчас у добросовестных автовладельцев голова на этот счет «не болит».
Подводя итог, хочу отметить – по сути своей страховка это все же не инвестиционный продукт, к ней надо относиться, как коммунальным платежам, как к продукту, который делает нас увереннее, который дает нам свободу. Можно даже сравнить с ОСАГО – мы делаем добровольно-обязательный платеж в пользу собственной безопасности.
Внеочередное повышение ключевой ставки стимулирует банки снова увеличить доходность по вкладам, причем значительно. Наши эксперты считают, что корректировка доходности составит в среднем 70-80% от размера повышения ключевой ставки, наиболее привлекательными будут ставки по долгосрочным депозитам. Это даст возможность зафиксировать максимально выгодные условия на длительный срок.
На этом фоне сберегательные настроения дальневосточников укрепятся: люди будут стремиться защитить средства от инфляции, а рублевый депозит остается надежным и самым популярным инструментом для этой цели в России.
Сегодня сбережения есть почти у половины (44%) российских семей, говорят данные ВЦИОМ. Доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза. Главные мотивы сберегательного поведения — отложить на покупку/ремонт недвижимости, отдых/лечение и на старость. Мужчины более активны в вопросах сбережения, чем женщины (50% vs. 38%), чаще сберегают россияне, имеющие одно высшее образование или два (54-50%). Интересно, что начиная примерно с 2018 года, лидер по доле имеющих сбережения изменился - теперь это молодежь до 30 лет.
Дальневосточники гибко реагируют на конъюнктуру и оперативно корректируют модели управления сбережениями: мы видим это по своим клиентам. Давайте проследим, как менялись предпочтения в выборе сроков размещения средств: в прошлом году по мере расширения горизонта планирования и снижения ставок у жителей округа вырос спрос на вклады до 6 месяцев, а впоследствии – до года. По нашей статистике, сегодня каждый второй дальневосточник открывает вклад на полгода, еще треть – на три месяца, остальную часть занимают вклады от 1 года.
У дальневосточника каждый рубль на счету и в дело: любые свободные средства он заставит работать. Мы посчитали, размер сбережений в округе не очень большой – средняя сумма одного депозита составляет 475 тысяч рублей. Самый большой размер этого показателя – в Камчатском крае (620 тысяч), наименьший – в Бурятии (350 тысяч).
Мы также наблюдаем, что у жителей округа растет интерес к альтернативным валютам – включение их в сберегательный портфель позволяет получить оптимальную доходность. В первую очередь спросом пользуется, конечно, юань.
По данным исследований НАФИ, открытие сберегательного счета или вклада в банке в настоящее время является самым популярным среди россиян способом сбережения и инвестирования. Наши цифры показывают, что в ДФО чаще всего этот инструмент используют жители Хабаровского края, Приморья и Якутии. В топ-5 регионов округа по количеству открытых депозитов входят также Амурская область и Забайкалье.
В целом россиянам сегодня важнее сохранить, чем преумножить, говорит НАФИ. При выборе способа вложения денег главными критериями являются: возможность забрать деньги в случае необходимости и гарантия сохранности вложений. Только третье место в рейтинге занимает критерий уровня доходности выбранного финансового инструмента.
Сегодня много внимания уделяется программам повышения финансовой грамотности. Вместе с тем, учитывая наш российский «анамнез», этой работы нужно еще больше, особенно среди молодежи и старшего поколения – это позволит снизить необоснованную тревогу за сохранность сбережений и даст дальневосточникам возможность более осознанно, с большей пользой распоряжаться своими деньгами.
– Инна, наш разговор хотелось бы начать с вас. С чего начался ваш Сбер?
– Моя карьера в банковской сфере началась с небольшого регионального коммерческого банка. А в ноябре 2013 как раз на день рождение Сбербанка, пришла в компанию клиентским менеджером малого бизнеса.
После клиентской службы развивалась в области кредитования. Ведь, несмотря на большое количество появляющихся продуктов, кредитование остается основным флагманом взаимоотношений клиента с Банком. Бизнес постоянно развивается, чтобы успевать за растущей конкуренцией, а для этого нужны финансы собственные или заемные.
Я понимала, что важно понять не только условия: сроки, ставки, а важно погрузиться в процесс, в кредитную экспертизу.
Дальше работала в разных направлениях банка. Затем было предложение поехать начальником управления малого бизнеса Камчатского головного отделения Сбербанка. Приняла его. Семья поддержала моё решение.
Очень плотно работали с правительством Камчатского края по реализации государственных программ поддержки предпринимателей. В 2020 была пандемия, Сбер был на передовой в части оказания поддержки бизнесу. Несмотря на определенные ограничения, связанные с карантинными мероприятиями, мы реализовали множество проектов, значимые для развития края и были отмечены благодарностью правительства.
В 2021 поступило предложение вернуться обратно в Хабаровск и в 2022 я возглавила управление продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка.
– Вы хорошо знаете Дальний Восток. Практически побывали во всех регионах территории. На Ваш взгляд, дальневосточный малый бизнес отличается от бизнеса центральной и западно-европейской части России?
– Однозначно отличается. Наши предприниматели более гибкие, быстро адаптируются к изменениям, постоянно анализируют информацию. Здоровый дух авантюризма в дальневосточниках есть. В текущей ситуации, как и в пандемию, наши предприниматели очень быстро приспособились к условиям новой экономической реальности. Нашли новые логистические пути, не боялись идти в омут с головой, даже в сотрудничестве с теми странами, с которыми нам было весьма сложно работать.
Хотя изначально мы опасались, что многие инвестроекты будут заморожены. Но нет. Уже за текущий год мы реализовали множество крупных сделок по строительству торговых центров, спортивных и туристических объектов. Работали над проектом по переоборудованию завода по утилизации ТБО, помогали наладить производства, нацеленные на импортозамещение, логистику.
– Последние несколько лет сложился устойчивый тренд на цифровизацию во всех сферах деятельности человека, в том числе и в бизнесе. В этом плане какой запрос у дальневосточных предпринимателей?
– В настоящее время даже у представителей микро-бизнеса, который только начинает вставать на ноги, есть понимание, что самое основное в бизнесе - это найти свою целевую аудиторию. Потому что, если ты знаешь, что продавать, но не знаешь кому, то это большая проблема. А для того, чтобы найти свою целевую аудиторию, прежде, чем ты начнешь развиваться и масштабировать свой бизнес, тебе нужна аналитика, какие-то данные, учет, понимание возвращаемости клиентов, средний чек и так далее.
Некоторые предприниматели по привычке ведут учет через администратора, который записывает все отчеты, фиксирует дни рождения клиентов и т.д. Только представьте, какое количество времени тратится на ручную обработку этих данных.
И здесь Сбер предлагает уникальное отраслевое решение, которое отлично подстраивается под текущую потребность наших клиентов. Это не какая-то отдельная программа, все встроено в личный кабинет СберБизнес. Сервис представляет аналитику для управления любой розничной сетью в одном окне, позволяет вовремя узнать о важных событиях в бизнесе, рисках и трендах развития, выручку и средний чек, сравнение с конкурентами, портрет покупателя его возвращение и многое другое. Сервис доступен каждому предпринимателю и предоставляется бесплатно. Та же СRМ-система, те же отчетности, которые они могли бы вести вручную или платно, но зачем, если у нас есть эта статистика и данные в СберБизнес.
Дополнительно мы предлагаем нашим клиентам сервисы, которые помогают исключить риск блокировки в рамках 115 ФЗ, так называемые «Светофоры». Сервис ежедневно анализирует операции по счету. В режиме светофора подсказывает, на какой тип операции нужно обратить внимание и предоставляет рекомендации по ведению безопасного бизнеса.
Для каждой сферы бизнеса у нас есть индивидуальные, не имеющие аналогов отраслевые решения. Сервисы, которые действительно работают и помогают развиваться и вести свой бизнес безопасно.
– В условиях нестабильности очень важно разрабатывать программы поддержки бизнеса. В настоящий момент, какие меры поддержки действуют в Сбере?
– Работает программа Минэкономразвития РФ по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки МСП. По этой программе мы можем выдавать предпринимателям кредиты под льготную ставку. Она зависит от ключевой процентной ставки Центробанка. За 2022 год мы профинансировали дальневосточных предпринимателей на сумму более 8,8 млрд. руб., за 2023 год заключено договоров на 3 млрд. руб.
Согласно Постановления Правительства №1570 также действует программа Промипотека, которая направлена на финансирование инвестиционных проектов юридических лиц для приобретения объектов недвижимого имущества в целях осуществления промышленного производства. Льготная процентная ставка по программе составляет от 3 - 5% годовых.
Сбер активно оказывает меры поддержки бизнесу в рамках государственных программ. На сайте банка размещен конструктор по подбору подходящей программы с указанием первоначальных требований и процентной ставки, с возможностью подать заявку онлайн.
Дополнительно, своим клиентам мы предлагаем быстрые решения в кредитовании, возможность самим управлять кредитной ставкой, снижение до 2% при соблюдении определенных критериев. Все критерии, простые не требующие усилий и выхода из зоны комфорта при ведении бизнеса. Сами клиенты отмечают, что решение удобное и понятное.
Для тех клиентов, кто только планирует кредитование или хочет оценить свои реальные возможности, Сбер предлагает воспользоваться сервисом «Кредитный потенциал для бизнеса», в течение нескольких минут сервис позволяет узнать предварительно возможную сумму кредита.
Клиент сам в режиме онлайн может выбрать программу и направить заявку на одобрение. Сроки рассмотрения заявки в зависимости от вида кредита и текущей потребности занимают от 15 минут. Выдача возможна в режиме онлайн в зависимости от выбранных кредитных условий.
– Ваши рекомендации начинающим предпринимателям и тем, кто уже работают с нами.
– Всем предпринимателям Дальнего Востока рекомендую принимать новую реальность и адаптироваться к текущим условиям. В современном мире происходит большое количество изменений, под которые важно оперативно подстроить свой бизнес для успешного развития.
Начинающим предпринимателям желаю найти свою нишу и целевую аудиторию, верить в себя и свои проекты, верить в свою причастность. Для меня это важно - верить в свой проект, продукт, услугу и максимально делать это лучше всех и превосходить ожидания клиента. Тем, кто с нами уже не первый год, благодарю за доверие, верю в плодотворное сотрудничество. Мы тот банк, который превосходит ожидания.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.