В Приморье зафиксированы первые случаи незаконной рубки хвойных деревьев, которые злоумышленники планировали продавать к Новому году. Под топор попали елки и пихты в Лазовском районе. Злоумышленники установлены, материалы переданы в правоохранительные органы.
Как рассказали EastRussia в министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, установлено, что преступники незаконно срубили 83 пихты и девять елей в объеме 50 куб. метров, тем самым нанеся ущерб в 630 тысяч рублей. При этом «черные» лесорубы спилили деревья диаметром 14-44 сантиметра, то есть взрослые деревья. Судя по всему, стволы они планировали использовать как деловую древесину, а верхушки и ветки в качестве новогодних елок.
Для выявления подобных случае в Приморье организовано патрулирования лесных массивов для противодействия «новогодним» «черным лесорубам».
Если ваш ребёнок начал вдруг здороваться с деревьями, кустами и лианами, значит он прочитал книгу «Здравствуйте, дерево» – историю городского подростка, который оказался один на один с незнакомой и потому тревожной тайгой, и на помощь которому пришла Девочка-Кабарга. Корреспондент Eastrussia расспросил коллектив авторов, как им такое пришло в голову.
– Илька обычный городской пацан. Природу не любит, любит свой телефон, лазить в интернете, рубиться в игры. И есть у Ильки дедушка, который вытаскивает своего внука на рыбалку, – рассказывает завязку приключений хабаровская художница Яна Джан-Ша, автор проекта и иллюстратор книги «Здравствуйте, дерево». – Вот приплыли они на место, вышли на берег рыбачить, а лодка, которую неумёха Илька плохо привязал к коряге, отвязалась и уплыла. Интернета нет, связи нет, дедушка уходит искать помощь, а Илька поднимается на сопку, надеясь, что наверху, может быть, поймает сигнал. Сигнал не поймал, но встретил девочку-кабаргу, которая помогает Ильке с помощью растений выбраться из леса. Растения их кормят, дают советы, делятся энергией… Вот такая история.
Написать «Здравствуйте, дерево» Яна Джан-Ша придумала после того, как её предыдущий проект – набор открыток с персонифицированными рисунками дальневосточных дикоросов «Суперрастения Хабаровского края» (см. материал EastRussia «Траву надо знать в лицо») – пустил корни, стал ветвиться… словом, превращаться в отдельную вселенную. По условию гранта наборы открыток направлялись в школы Хабаровского края, оттуда писали-звонили учителя и помимо восторженных отзывов про сами открытки спрашивали: «А нет ли возможности визуализировать их, как-то оживить? Поставить, например, спектакль, сценку, в общем, чтобы сделать из плоской картинки объёмное действо?».
Такие вопросы художница, конечно, же задавала сама себе, ещё рисуя открытки. Была мысль сделать мультипликационный фильм, но после консультаций с погруженными в анимационную сферу профессионалами стало ясно – это план на будущее. Очень не просто его реализовать. А вот книга просто напрашивалась. Тем более, что и открытки имели не только визуальный посыл: на обратной стороне напечатана информация о растении.
– Сначала думала сделать такой иллюстрированный справочник-атлас со схемами, инфографикой – говорит Яна. – Но потом поняла, что не готова, что это совсем другой объем работы, сроки, экспертная работа. Поэтому мы решили сфокусироваться на истории, которую можно трансформировать в сценарий мультфильма или спектакля.
Написать книгу – та ещё задача. Издать её не менее проблематично. Если только ты не именитый автор, за спиной которого нетерпеливо переминается представитель издательства, или если у тебя есть в запасе чемодан денег – в таких случаях можно творить без оглядки «бытовые мелочи». С просветительской литературой, а «Здравствуйте, дерево» именно этот жанр, сложнее: коммерческий спрос невелик, хотя потребность в таких книгах безусловно существует. Поэтому и было решено подать заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив.
– Во-первых, у нас нет опыта работы с издательствами, а напечатать сами книгу в типографии – это дорого, – рассказывает Алла Джан-Ша участница проекта, автор текста книги «Здравствуйте, дерево». – Во-вторых, и это важно – книга будет бесплатно распространяться по школьным библиотекам, досуговым и туристическим центрам. Это условие гранта, и это наш посыл тоже – проект некоммерческий, он не про «заработать». Мы пишем книгу, которая, как нам кажется полезна, которая решает разные задачи, и государственные в том числе.
Мы за то, чтобы молодое поколение лучше знало и любило свою малую и такую большую родину – Дальний Восток. В этом заинтересовано и государство. Мы своей заявкой говорим: «Смотрите, мы хотим написать вот такую книгу, у нас есть для этого компетенции, есть команда. Не хотите ли вы профинансировать её создание?». В итоге эксперты Президентского фонда культурных инициатив посчитали наши доводы убедительными и дали нам финансирование. Кстати, две трети выделенных средств уйдут как раз на издание книги. Зарплата участников символическая.
Имея богатый опыт в составлении заявок на гранты – Алла Джан-Ша известный в Хабаровске и за его пределами общественный деятель, один из инициаторов проведение фестиваля любительского кино «Точка возврата», проекта «Бери ресурс» и др. – мама Яны взялась помочь со сбором необходимого пакета документов, но в ходе обсуждений идеи книги, её формата вдруг оказалась её создателем в части литературной основы.
– Саму историю для книги обсуждали и создавали вообще-то втроём – подключили ещё Рому Овсейчука: он дока в плане построения сюжетных линий, драматургии, – продолжает рассказ Алла Джан-Ша. – Сидели, пытались создать правдоподобную историю, как мальчик попал в лес, чем ему помогают растения. Мы же хотели, чтобы интересно получилось. Интересовались: что нравится сейчас детям, подросткам. Вспомнили, что сейчас популярны вселенные, персонажи, которые обладают сверхспособностями. Думали – с кем может себя ассоциировать читающий ребёнок? Когда всё обсудили и придумали, осталось только изложить всё литературным языком, и оказалось, что из нашей троицы это у меня к этому больше способностей. Так вот нежданно-негаданно я стала детским писателем.
В художественное повествование вплетена информация от десяти экспертов, которые рассказывают о свойствах растений, о важности ценить природу пока она ещё есть, чтобы не горевать по утраченным представителям флоры и фауны.
Книга должна увидеть свет до конца 2023-го года, но некоторые её герои уже вышли в свет. Они поселились на стенах Хабаровского краевого музея имени Гродекова. По приглашению проекта «Метацентры» из Владивостока Яна Джан-Ша и её друзья-художники Ника Платоника и Сергей Маузер создали мурал с персонажами вселенной «Кабарга.Дикоросы».
– Это пять картин с ботаническими героями, – рассказывает Яна. – А так как я чуть-чуть китаец, то позволила себе взять традицию символизма и пожеланий. Например, кедр с лимонником желают долголетия, лотос с ивой – счастья, сопки, укрытые тайгой — пожелание успехов в карьере, чтобы дела шли в гору. Фрукты с дальневосточных плодовых деревьев и ягоды символизируют изобилие, а морская ламинария и другие водоросли дарят радость.
Кстати, кроме бумажной книги, есть ещё и сайт, который поможет ближе познакомиться со вселенной «Кабарги-травника».
– И вот ещё какой момент: по сюжету книги история Девочки-Кабарги непонятна, – говорит Яна Джан-Ша. – я буду просить читателей предположить, что у неё за судьба, кто она, откуда. И, возможно, появится новый рассказ, новая история.
В интервью EastRussia художница рассказала, как связаны растения с региональной идентичностью и почему травы – супергерои.
– Как бы ты себя описала? Кто ты?
– Я стараюсь уйти от ярлыков и определений, но если всё же попробовать описать себя, то я человек, интересующийся природой, исследователь. При этом я только начинаю погружаться в эту сферу. Когда-то мне казалось, что я что-то знаю, но сейчас понимаю, что это очень мало и поверхностно. Вообще у меня диплом специалиста по связям с общественностью в области политики, я немного поработала по специальности, но потом стала заниматься творчеством – цифровой фотографией, графическим дизайном, выставляюсь как художница, есть и другие творческие проекты самые разные… Можно сказать, что я человек, который изучает Дальний Восток через его природу, через растения и хочет заинтересовать этим других, в первую очередь молодое поколение. Я заметила, что ребятам-школьникам это не очень интересно и даже молодых специалистов в области ботаники, фитотерапии у нас в Хабаровском крае очень мало. Многие уехали в Приморье – в местное подразделение академии наук, мне повезло – я нашла специалиста-дендролога, у которого консультировалась, когда делала карточки, собирала информацию – Анатолия Андреевича Нечаева, он в нашем дендрарии работает и ему уже хорошо за 70.
– И поэтому у тебя родилась идея…
– У меня родилась идея сделать что-то осязаемое, что-то красивое… такое, чтобы у школьников, особенно младших классов пробудился интерес к нашей природе дальневосточной, к нашим местам. Чтобы это было развлечение и изучение. Поэтому я придумала сделать такие карточки на стыке ботаники, творчества и региональной идентичности.
– Когда ты говоришь «региональная идентичность», ты говоришь про Хабаровский край или весь Дальний Восток?
– Сложный вопрос! Буквально сегодня я сверялась, уточняла, как правильно указывать ареал произрастания. И, конечно же, географический, ботанический Дальний Восток не совпадает с административным его представлением. Флористические зоны совсем другие! И в этом смысле, например Якутия не входит в Дальний Восток!
Для меня Дальний Восток – это Хабаровский край, Приморский, Камчатка, Приамурье, Сахалин. Но это мой Дальний Восток – он тоже не совпадает с административным делением.
– А если точнее описать – для кого ты делаешь эти карточки? Получается, что для школьников?
– Не только. Это, конечно может и эгоистично, но в первую очередь для себя. Я сделала это, потому что мне это интересно, это во мне отзывается, помогает мне развиваться. Это важный пласт всех моих проектов.
Если говорить про аудиторию, вот конкретно эти карточки – они для детей, родителей, педагогов, которые хотят знать нашу природу, или хотят про неё рассказать, это и для тех, кто ищет сувенир из Хабаровска, и вообще для всех, кто любит природу.
– И что же внутри этой обложки?
– Карточки! Я взяла за основу советские наборы карточек, которые мне часто дарили знакомые, когда узнавали, что я изучаю растения. В 70-е много таких наборов печатали. И глядя на эти наборы я подумала, что было бы здорово сделать что-то похожее сейчас. Но я не хотела, чтобы был сплошной текст, поэтому сделала сегментами, с инфографикой, пиктограммами. Но в первую очередь – это открытка, это то, что можно подарить другу с пожеланием от растения.
Всего в наборе 10 карточек с изображениями и одна пустая. Это специально так, это такое предложение человеку, купившему набор, изобразить там своё растение.
Вообще я начала рисовать растения в разных образах, в ответ на недоумение людей, с которым столкнулась, когда продавала травяные чаи собственного сбора. Часто слышала от тех, кто подходил: «Зачем я буду это пить, я же не больной/не больная!». И вот родились такие персонажи: женьшень – мастер восточных единоборств, папоротник – сильный и смелый сноубордист, рогульник (водяной орех) – пугающий чёртик, корейская сосна (которую у нас называют часто кедром) – такой мудрый боевой даос, рододендрон даурский (багульник) – субтильный, романтичный, но эпатажный, маньчжурский орех – маньчжурский воин. У меня много где прослеживается тема воинов, потому что растения, они как супергерои сражаются с недугами, делают человека сильнее, бодрее, в общем, приносят огромную пользу! А вот амурский бархат – это престарелый хиппи, аралия умеет оторваться и поорать на сцене, актинидия-коломикта – милая, умеющая удивить и поддержать.
– И что дальше? Ты будешь продавать эти наборы, отдашь на реализацию?
– Нет, конкретно этот тираж – 150 наборов – изготовлен на средства гранта правительства Хабаровского края, и продавать их нельзя. Я передам бОльшую часть наборов нашему министерству образования. Их потом распределят по школам. Мне очень хотелось бы потом получить обратную связь от педагогов – как «зашли» эти карточки, есть ли эффективность от них. Другую часть я раздариваю, например меня зовут на конкурсы и викторины по краеведению – и карточки будут призом. Помимо карточек я ещё сделала сайт, на котором много информации, которая просто не уместилась бы на карточках, есть там и видео про травы, их свойства и ещё много-много всего.
Надо сказать, что отзывы уже есть. Например, мой знакомый, у него сын, говорит, что очень хотел бы такой набор сыну подарить. «Я помню, - рассказывает он, - как этот рогульник мне впивался в ногу, когда я сам пацаном гулял, как маньчжурскими орехами из рогатки стрелял. Хочу, чтобы и сын знал это всё, увидел как наши дары природы выглядят вживую». Видимо, сын у него мало гуляет, и получается, что карточки имеют ещё и такой эффект, что сближают детей и родителей, подталкивают к совместному времяпрепровождению.
После того как я презентовала карточки в эфире местного телеканала мне позвонила директор центра, который работает по системе Монтессори. Рассказала, что у них есть занятия «Зелёные ванны» и они ищут педагога, который бы с ребятами гулял и знакомил с природой. Есть такой интересный метод – сначала ребёнку дают с закрытыми глазами потрогать ствол дерева, а потом надо найти это дерево уже без повязки.
– Но какое-то развитие будет у проекта, у наборов? Понятно, что в школах карточки обретут свою жизнь, но будешь ли ты развивать эту тему как туристическую на свои средства?
– Я буду в любом случае развивать проект, есть уже планы сделать набор с другими растениями, да и это не единственный будет тираж, надеюсь. Конечно, многое упирается в финансирование, но есть уверенность, что его можно будет найти, привлечь. Есть у меня желание других наших художников зазвать в проект, чтобы они свои серии изображений сделали. Хочется сделать и спектакль – оживить растения-персонажи! Одним словом проект будет жить!
Под трели птиц небольшая группа молодых людей поднимается в гору. Шаг, еще шаг. Подъем становится круче, и вот, кажется, вытяни вперед руки – и без труда дотронешься до склона. Но люди идут туда, где солнце. И вот он – этот момент. Расступаются и тучи, и деревья. Путники изумленно оборачиваются и... замирают. Прямо на них смотрит Шаман. Древний скальный мегалит сейчас совсем рядом. А они в восхищении глядят на него. Тогда-то в душе одного из них и родилась «Планета Тайга» – не как оформленный удачный бизнес-план или кинопроект, конечно же, но как идея, которая должна была непременно воплотиться.
Виктор Решетников никогда не мыслил стать туристом и бродить по тайге все свободное время уж точно не планировал. Тем более, даже подумать не мог, что это в будущем станет и хобби, и работой. Трудился в то время, как многие весьма неплохие инженеры по образованию, в торговой компании.
– Когда меня «заманили» в тайгу знакомые, которые не были ни разу на Амурских столбах, я решил сходить. Отнесся скептически, как и 99% нормальных людей, наверное, – с улыбкой вспоминает Виктор. – После того похода я много раз прокручивал в памяти впечатления. Человек выходит из стланика, бредя до этого полтора дня, может, даже сожалея, что влез в эту авантюру, но когда он видит Шаман-камень, возвышающийся над деревьями на 30-40 метров, на фоне далекого и огромного Амура, он испытывает бесценные эмоции.
Вернувшись в город, Виктор принялся изучать вопрос – где еще в его родном Хабаровском крае, можно побывать. Иными словами, сердце забилось в ритме гор.
Виктор Решетников
фото: «Планета тайга»
– Когда мы вернулись в город, я открыл интернет, и не нашел почти ничего про наш край. Я был разочарован, и в то же время очарован идеей начать, наконец-то, об этом рассказывать. А когда приступили, все нам говорили: мол, кому нужна ваша тайга? Но теперь наоборот – к нам идут. Девять лет нашей работы, с 2013 года, имеют успех, и в первую очередь, потому что нам это нравится, и продолжает нравиться до сих пор!
остров Трехгорбый – самый большой остров на озере Удыль
фото: «Планета тайга»
Виктор Решетников оказался из тех людей, на которых каждая вылазка на природу оставляет неизгладимое впечатление – будь то разведочный выход, или многодневное прохождение маршрута.
– Если на карте Хабаровского края отметить места наших ночевок, стоянок, проезда, – размышляет Виктор, – то можно сказать, что мы были во всех районах края. А сколько впечатлений получили – не пересказать.
горный хребет Сунтар-Хаята
фото: «Планета тайга»
Для Виктора путешествия – даже не экстрим, которого, к слову сказать, в их деле немало, а нечто большее.
– Это экстремально, это будоражит кровь, но не самое главное, – говорит Виктор. – Первое все же для меня – это сам выезд на природу. А если переходить к местам эталонным нашим, то, конечно, это Амурские столбы, самые знаменитые мегалиты. Это озера в истоках реки Горин. Я ни до, ни после нашей поездки, не видел ни одного туристического отчета о посещении этих озер, для людей они словно «белое пятно». Между прочим, озера расположены на высоте полтора километра!
Сегодня «Планета Тайга» – это и уникальный кинопроект о природе и достопримечательностях Хабаровского края, и команда единомышленников, с которыми можно выбраться в лес, в горы, в пещеры, отдохнуть от мобильника, интернета, суеты.
Команда будущего проекта стала складываться, когда Виктор начал публиковать первые отчеты о путешествиях. Никого специально не звал и не искал, шли сами.
– Люди становились, сами того еще не ведая, операторами – к слову, шикарными, экстремальными операторами. С нами работали люди из Москвы, тот же Антон Соболевский, режиссер «Моей Планеты. Вдали от столиц». Они всей командой проекта смотрели, что вытворяют наши операторы, в каких условиях приходится снимать, и были просто в шоке! Это высочайший уровень терпения, в какой-то степени и мучения, и преодоление. Люди, которые встречались нам на пути, конвертировались в операторов, помощников, звукорежиссеров. Режиссер у нас – Дмитрий Матюхин – был радиоведущим. А недавно с Баджала возвращались из поездки, в Березовом останавливались. Человек подходит, обнимает нас и говорит: «А, вы же «Планета Тайга», я ваши фильмы смотрю, и жду не дождусь новых сюжетов. Почему же у вас так мало фильмов выходит?» Конечно, всех наших участников это тоже воодушевляет. Так и получается, что для нас это и работа и любимое дело!
Обычно над фильмами трудится 2-3 человека, сейчас возглавляет проект Дмитрий Матюхин (команда производства и съемок). Операторы – Артем Живов и Юрий Воронко. Наши замечательные дикторы, которые вносят особую атмосферу в фильмы – Владимир Дмитриев и Вадим Солин. Сейчас команда работает над ранее снятыми фильмами – один из них о геологе Анатолии Богданове – легендарном «Иосиче». Его знают, пожалуй, все альпинисты-таежники Хабаровского края.
– Это один из уникальных проводников, которые встретились проекту на его пути, – рассказывает Виктор Решетников. Мы познакомились лет десять назад, консультировались о прохождении одной из местностей в районе Баджальского хребта. Тут стоит отметить, что ни одна из карт не дает исчерпывающей информации о местности. И Иосич начал рассказывать о своих походах 50-летней давности, по памяти объяснял, где круче, как лучше пройти, по долине какого ручья двигаться. Это действительно особенный человек! Будто живая карта, воспитанный в лучших традициях советских времен, со стальной закалкой, для кого тайга – второй дом. Кстати, он будет отмечать в этом году 86 лет!
скалы Надге
фото: «Планета тайга»
На этом наше общение прерывается. Договаривали мы уже по телефону: Виктор снова ехал в лес. Связь пропадала. Хочется, чтобы таких проектов в нашем крае было больше. Важно помнить, что на Дальнем Востоке мир вокруг обжитых и удобных многоэтажек – это не просто дикие таежные места. Это целая планета, открыть которую по-настоящему, возможно, не хватит целой жизни. Но определенно стоит попробовать и почувствовать себя первооткрывателем!
вид на восточный Баджал
фото: «Планета тайга»
В республике Бурятия Новый год по давней традиции отмечают дважды. После встречи традиционного праздника 31 декабря люди с нетерпением ждут Сагаалган, что в переводе с бурятского означает Белый месяц. Конкретной даты у этого праздника нет, он привязан к лунному календарю и первому в году новолунию: как правило, это период с начала января до окончания марта. В этом году бурятский Новый год выпал на 10 февраля, его празднование в республике продлится целый месяц. Предваряет череду праздничных дней ритуал очищения «Дугжууба». Корреспондент EastRussia посетила обряд в улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша».
Накануне Сагаалгана принято подготовиться к празднику: привести в порядок буддийский алтарь, сделать генеральную уборку, выкинуть ненужные вещи и мусор. Нужно купить необходимые продукты для приготовления национальных блюд, а также подарки для близких и родственников. Обязательна на столе в эти дни — любая белая пища как олицетворение чистоты, благополучия и добра.
Но не менее важна в эти дни чистота души и помыслов. Поэтому накануне встречи Белого месяца в Бурятии ежегодно проводится обряд очищения «Дугжууба». В этом году его организовали в 14 дацанах города Улан-Удэ — столицы Бурятии. Накануне посещения самого популярного буддийского обряда у жителей республики принято обтереть все тело влажными салфетками или кусочком теста, «прокатывая» его по всему телу. Некоторые верующие после этого делают из комка теста табалан (фигурку человечка), представляя, как отдают этому существу все свои беды, болезни и страдания уходящего года.
Эти фигурки и свертки приносят в дацан и в течение дня складывают внутрь сооружения, которое вскоре станет ритуальным костром. Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «Соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы вечером в него «вкладывают» подношение буддийскому божеству Чойжал сахюусану, а когда разгорается огонь, принято считать, что в нем сгорают все беды и страдания, заложенные туда верующими. При этом во время ритуала важно, чтобы люди мысленно или вслух просили забрать огонь все плохое, представлять, как сгорают все дурные мысли и жизненные препятствия.
Цырен-лама считает, что обряд может помочь даже людям неверующим и не осуждает, что в Сагаалган в дацан идут не только буддисты, но и православные, мусульмане и люди других религий.
— Самый главный смысл обряда — избавить человека от негатива этого года, чтобы он в новый год входил с подъемом сил. Что касается неверующих или приверженцев других религий, то пусть приходят. Уж лучше пусть так, чем совсем пустота. Мы существа земные, без разницы, кто какой национальности и веры. Каждый старается решать свои проблемы по-своему, — говорит Цырен-лама.
В дацане «Ринпоче Багша», основанном в 2000 году буддийским ламой из Тибета Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, в предновогодние дни особенно многолюдно. Первые прихожане пришли ранним утром 8 февраля. Возле большой пирамиды из веток то и дело скапливается очередь. Люди достают из карманов и сумок свертки (тесто или салфетки, обкатанные по телу накануне) и вкладывают их внутрь будущего ритуального костра. Несмотря на достаточно холодную погоду попрощаться со своими грехами в дацан пришли сотни людей, многие пришли большими семьями, взяв с собой даже малышей.
Студентки Мэдэгма, Ирина и Арина рассказали, что каждый год совершают этот обряд и верят в то, что он помогает провести следующий год без бед и болезней.
— Еще моя бабушка учила меня, как нужно правильно прокатывать по телу тесто, как молиться. Она за всю жизнь ни разу не пропустила этот обряд и нас научила, что Дугжууба — это серьезно. Несколько раз после этого обряда у нее уходили разные болезни. Я в этом году загадаю на костре, чтобы близкие не болели, чтобы все у нас в семье было благополучно, чтобы моя учеба продвигалась нормально, и я построила хорошую карьеру, — призналась Арина.
— В детстве нам запрещали смотреть на огонь, а теперь вроде бы говорят, можно. Мы дождемся темноты, когда начнут зажигать огромный костер. Это всегда выглядит потрясающе и сразу кажется, что в этот момент все твои молитвы слышны Там, — говорит Ирина.
Цырен-лама подтверждает — случаи исцеления после обряда Дугжууба в его практике бывали не раз.
— В дацанах горит особенный костер. Бывают случаи исцеления. Я слышал, что у одного оператора, журналиста один глаз не видел. После обряда, он прозрел. Это мне рассказывали ваши коллеги-журналисты, — уверяет буддийский священник.
Как считают буддийские ламы, «огонь Дугжуубы исцеляет и дает надежду». Есть свидетельства, когда нежелание жить, апатия и хронические депрессии уходили после обряда, словно сгорев в огне.
Здесь же на территории дацана «Ринпоче Багша» находится буддистский колокол Четырех Печатей. Его вес — 700 килограммов, что делает его самым большим буддистским колоколом в России.
Еще один пункт во время прохождения молитвенного круга — это зажжение лампад для освещения своего жизненного пути.
— Чем больше света, тем чище твоя дорога, — пояснил этот обычай Цырен-лама.
В дни Сагаалгана также традиционно совершают еще один обряд — вывешивают в дацане Хий Морин или «коня ветров». Такие флажки приобретаются и освещаются в дацанах и символизируют физическую и психическую энергию человека. Считается, что конь ветров подарит удачу и всплеск свежих сил в следующем году тому, кто его вывесит.
На территории дацана есть специальное место для вывешивания таких коней удачи. Здесь мы встретили трех женщин, которые вывешивали свои флажки разных цветов. Три сестры Лариса, Ольга и Светлана признались, что уже несколько лет живут за пределами Бурятии, однако на обряд Дугжууба они не могли не приехать.
— Мы местные жители, уроженцы Бурятии. Сейчас живем в Москве, Санкт-Петербурге. Приехали сюда на встречу выпускников ну и, конечно, чтобы помолиться здесь. Тесто мы уже скинули в костер, сюда пришли, чтобы вывесить Хий морины. Хоть мы и православные, но ходим в дацан все равно. Даже если праздника нет, часто посещаем. Мы родились на бурятской земле, а значит здешние духи или боги нам всегда помогали, и там, в другом городе они нам тоже помогают, а мы их сегодня благодарим, — рассказала одна из сестер Светлана.
Тем временем, внутри дацана, где расположена одна из самых больших статуй Будды в нашей стране, идут молитвы. Ламы читают молебны, бьют в барабаны. Многие выложили на столы свои подношения – пищу, которая после молебна будет считаться освещенной и целебной. Другие пишут записки, заказывая ламам прочитать для них тот или иной молебен.
После шести вечера наступает заключительная часть молитв: ламы в красных одеяниях направляются к кострам.
В окружении толпы они снова еще громче читают молитвы и освящают ритуальный огонь. Еще минута и мужчины с факелами поджигают ритуальные костры.
В заключительной части обряда прихожане обходят горящий костер по часовой стрелке, они молятся и мысленно представляют, как в огне сгорает все плохое.
— Я загадала, чтобы в следующем году у нас родился ребенок. Пока что никак не получается, но я верю, что вымолю нам сына или дочь. Сегодня мы с мужем вместе об этом молились. Заказали молебен. Я почувствовала, что все теперь точно будет хорошо, я в это верю, — улыбаясь, сказала нам на прощание улан-удэнка Ольга Осипова.
Каток на льду Амура, иллюминация в центре города и Рождественские колядки – как праздновали Новый год и Рождество в дореволюционном Хабаровске?
Кукла Варя и замороженные мандарины
Больше всего, конечно же, Рождества ждали дети: после обязательных святок, посещения церкви наступала самая приятная пора – елка и подарки. В Хабаровске «елок» было несколько: общественная, для гимназисток и кадетов. Как правило, ее посещал генерал-губернатор, который и вручал подарки. Сергей Михайлович Духовский, к примеру, любил приходить с супругой Варварой Федоровной.
Вот, что она писала по этому поводу в своем дневнике, который вела с раннего детства:
«30 декабря в нашем атаманском зале была устроена елка для гимназисток и для кадет; мы обедали по этому случаю в три часа, а в пять стали уже собираться дети с их родителями. Сначала мальчики и девочки попарно прошлись по залу полонезом, а затем я начала раздавать девочкам подарки, разложенные кругом елки, а муж наделял ими кадет».
Примечательно, что у детей заранее узнавали, какие бы подарки они хотели получить. Для этого, к примеру, однажды нарядили дворника гимназии Дедом Морозом, которому девочки передавали специальные билетики, где и был указан желаемый подарок. У девочек, как правило, это были куклы или зеркало.
Опекали Духовские и сирот: заезжали в приют, где также вручали подарки. Варвара Духовская в один из таких визитов отметила в своем дневнике девочку, которая проявила себя, как настоящий дипломат. Когда генерал-губернатор спросил её: «Как куклу назовешь?», ответила: «Варей».
Были в Хабаровске «в чести» и, выражаясь современным языком, корпоративы: их устраивало практически каждое сообщество. К примеру, в кадетском корпусе в новогодние праздники проходил танцевальный вечер с живыми картинами, в 10-м батальоне – солдатский спектакль, а в общественном собрании водружали огромную елку, куда приглашали воспитанников двух городских училищ. В качестве угощения для них приготовили «диковинку» – мандарины. Правда, они были замороженные: по-другому в те годы фрукты, да и многие другие продукты, доставить в Хабаровск было попросту невозможно.
Елки, кстати, устраивали практически все купцы и торговцы средней и мелкой руки. Среди предпринимателей считалось зазорным не потратить деньги на благотворительность.
В последнюю неделю декабря, с наступлением Рождества Хабаровск становился городом ряженых. Они ходили друг к другу в гости, к соседям, поздравляя с наступающими праздниками и получая небольшие подарки. Правда наряжаться разрешалось далеко не всем – нижним чинам, как бы сейчас сказали, «рекомендовалось» оставаться в форме.
Высшие чины и знать на Рождество ходили на божественную литургию в Успенский собор – тот самый, который в 20-е годы ХХ века разрушили и из его кирпичей построили пожарную каланчу (стоит до сих пор).
Новый Год по-взрослому
Для взрослых на Новый год устраивались маскарады и танцевальные вечера. 1901 год, к примеру, встречали в Общественном собрании, а вечером 1 января «избранное общество» приглашалось в дом генерал-губернатора, где устраивался маскарадный бал. Формат настолько понравился горожанам, что маскарады стали проводить чаще – и в честь других праздников, а потом и вовсе в обычные дни. Была даже своего рода конкуренция между Общественным (читай – гражданским) и Военным собранием в части организации мероприятий. Военные выигрывали – у них было собственное здание с просторным залом.
Готовились к праздникам, как и сейчас, загодя: примерно в начале декабря в единственной газете «Приамурские ведомости» (кстати, учрежденной Духовским) появлялись коммерческие объявления, гласящие, что в тот или иной магазин завезли новогодние товары: елочные игрушки, украшения. Парикмахерские и ателье объявляли о приеме заказов на пошив новогодних костюмов. Одним из самых популярных был костюм Амура.
В числе популярных зимне-новогодних забав было и катание на собачьих упряжках. Для этого в город специально приезжали гольды (так называли нанайцев, а заодно иногда и других коренных жителей – орочей, ульчей), которые устраивали гонки на замерзшем льду Амура (гонки эти, кстати, очень любил генерал-губернатор). За плату они катали всех желающих и даже работали в качестве такси.
Вообще, увеселительные мероприятия сильно зависели от погоды: мороза и ветра. В частности, именно из-за холодов в новогодние праздники в Хабаровске не проводились военные парады, как это было принято в западных регионах страны, а вот оружейные салюты (вместо нынешних фейерверков) были и были долгожданными. Кстати, именно оружейный выстрел извещал о том, что наступил Новый год (вроде боя курантов на Спасской башне сейчас).
А вот распивать спиртные напитки, несмотря на холод, возбранялось. За этим строго следили полицмейстеры, особенно на мероприятиях для простолюдинов – были и такие, для них устанавливали елку возле народного катка у Алексеевской женской гимназии, куда люди попроще приходили пешком, чтобы поглазеть на наряженное дерево и тех, кто катается на коньках.
Кстати, одно время – в начале ХХ века – каток устраивали прямо на льду Амура: выбирали место, где торосов поменьше, расчищали площадку и за небольшую плату пускали посетителей. Здесь же можно было отведать чая из самовара, с бубликами.
В прорубь!
Впрочем, для всех «выпивох» был вполне себе выход – нырнуть в прорубь. Помните, как генерал в «Сибирском цирюльнике»? Собственно, этим и заканчивались празднества – после недельного загула «холодный душ» в Амуре возвращал к рутинной жизни. До следующего Рождества и Нового года…
Подготовка к Новому году идёт полным ходом, и кто-то успевает не только потратить деньги, но и заработать их. Какие варианты для новогодней подработки сейчас предлагают на Дальнем Востоке, рассказали эксперты платформы Авито Работа.
В ноябре увеличивается число объявлений о найме продавцов пиротехники и праздничной атрибутики, для работы на новогодних ярмарках, в отделах по упаковке подарков. Заведения общепита, готовясь к наплыву гостей, приглашают на подработку официантов и поваров. А к середине декабря повышается востребованность курьеров, работников торгового зала, мерчендайзеров.
Большинство предновогодних вакансий адресовано кандидатам без опыта и специальных навыков. Так, продавца новогодней ярмарки в Хабаровске работодатель обещает научить всему, что потребуется. Магазин торгует ёлочными игрушками и праздничным декором, так что продавец будет занят до 31 декабря включительно, по сменному графику 2/2 или в другое время, которое можно обговорить.
Продавец ёлок в Чите должен быть готов к работе под открытым небом, а преимущество этой вакансии — в ежедневных выплатах. Здесь можно заработать 1500 рублей в день плюс проценты с продаж. Похожие условия предлагают и продавцу фейерверков в Благовещенске. Только он после смены будет получать фиксированную сумму, а премию по итогам работы всех точек ему выплатят в конце декабря.
Труд работника переплётного цеха в Благовещенске будет оплачиваться по почасовой ставке: 130 рублей в час. На предприятие возьмут кандидата без опыта, но аккуратного, внимательного и с навыками шитья. Эта временная вакансия тоже рассчитана до конца месяца. И, конечно, какой Новый год без главного зимнего волшебника. К примеру, в Хабаровске от актёра на роль Деда Мороза ожидают соответствующего опыта и умения общаться с аудиторией. Он будет работать в агентстве по организации праздников, а его заработки за новогодний период могут составить от 40 000 до 90 000 рублей.
Бонус: как выбрать надёжного работодателя
Надёжный работодатель — тот, который вовремя выдаёт зарплату, отчисляет взносы и налоги, оплачивает переработки и т.д. Чтобы оценить, можно ли доверять компании, «пробейте» её по названию на официальных ресурсах, например, на сервисе налоговой службы. А при поиске вакансий на Авито Работе обращайте внимание на значок «Компания проверена». Также обязательно читайте отзывы сотрудников об организации — на Авито Работе такие отклики собираются под отметкой «Есть мнения о работодателе».
Внимательно читайте описание вакансии, где должно быть подробно рассказано об обязанностях сотрудника и условиях работы. Сравнивайте предлагаемые заработки со средними по региону и по отрасли, чтобы получить представление об оптимальном уровне зарплаты. И обязательно соблюдайте общеизвестные правила цифровой безопасности.
Об Авито Работе
Авито Работа — сервис №1 по подбору массового персонала для половины работодателей в России. Компания предоставляет возможности для поиска работы и сотрудников в сегменте «синих» и «серых» воротничков. Ежемесячно более 20,5 млн человек ищут работу на Авито, и это люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей. Инструменты Авито облегчают работу с большим количеством вакансий и откликов кандидатов.
● Количество активных объявлений на платформе достигает 4,6 млн: 2,1 млн резюме и 2,5 млн вакансий.
● На платформе зарегистрировано свыше 1,6 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.