Дальневосточные субъекты оказались в «подвале» рейтинга регионов по научно-технологическому развитию по результатам 2021 года. Наилучший результат - 30-е место из 89 – досталось Хабаровскому краю, у которого рейтинговый балл равняется 40,92. При этом в 2020 году регион занимал 27 место.
Как пишет РИА Новости, соседнее Приморье на 39-ом месте с оценкой 34,69, регион также «скатился» на две позиции. Сахалин, Забайкалье и Камчатка смогли сохранить свои позиции, а Магаданская область и Чукотки даже поднялись на несколько строчек. Наихудший результат среди дальневосточных территорий у Еврейской автономии – 82 место и общий балл 12,82.
В лидерах рейтинга традиционно Москва, Санкт-Петербург и Татарстан – у них 79,61, 76,78 и 68,06 баллов, соответственно.
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности Хабаровский край занимает 40-ю строчку, среди дальневосточных территорий регион 8-й из 11-ти. При этом набрал почти семь баллов – лучший результат по динамике среди соседей по ДФО. Противоречивую ситуацию с инвестиционной привлекательностью в Хабаровском крае обсудили на заседании проектного офиса. Корреспондент EastRussia выяснил, за счет чего случился рост, чем недовольны бизнесмены региона, где местные власти не дорабатывают и что грозит чиновникам, которые провалят работу по улучшению инвестиционного климата.
Составитель Национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ - «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» действует с каждым годом всё дотошнее. Параметры, по которым оцениваются регионы, видоизменяются, дополняются, уточняются. В 2021-м учитывались 67 показателей, вместо привычных 44-х. Прибавило в объёме и весе направление «Регуляторная среда», куда вошли все показатели по разрешениям на строительство, вводу в эксплуатацию, подключение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и прочим сетям. Новые оценки появились и в других блоках – «Институты для бизнеса», «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры» и «эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства».
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
Улучшить свою позицию Хабаровский край смог главным образом за счет непосредственной работы с инвесторами, малым и средним бизнесом. Видоизменённый инвестпортал, центр «Мой бизнес», поддержка экспортёров, аренда земли без торгов – всё это предприниматели разного калибра оценили по достоинству. По 33 показателям из 67 регион находится в «топовых группах» - «А» и «B», по ещё 17-ти – в группе «С» и целых 26 показателей, т.е. 40% - находятся в «красной зоне» - группах «D» и «Е».
изображение - фрагмент презентации правительства Хабаровского края
— Это то, над чем нужно работать, - сказала Мария Авилова, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края — это наш потенциал для дальнейшего наращивания позиций по инвестиционному климату.
Первую позицию по приложению сил в этом направлении предложила руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова. Она указала на непомерный объем проверок, проводимый ведомствами регионального уровня, при том, что в 2020-м и 2021-м годах проверки были запрещены.
Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Мы видим, что больше всего проверяет региональный уровень надзора, - сказала она. – Надо посмотреть и проанализировать эти проверки. Может они были связаны с пандемией. Во многих регионах, однако, в эти ковидные годы было много проверок муниципальных, во время которых контролировались требования эпидемиологического характера. Но в Хабаровском крае муниципальных как раз меньше всех. Если говорить по ведомствам, традиционно большое для региона количество проверок проводит ФНС, и высокие показатели по проверкам МВД и прокуратуры. Здесь тоже нужно проанализировать все проверки, практически каждый предприниматель отмечал, что сталкивался с давлением со стороны правоохранительных органов. По Дальнему Востоку у нас два таких региона, и один из них – Хабаровский край.
Но если бы только проверки. Практически все опрошенные АСИ предприниматели сообщили о случаях коррупции, как со стороны органов власти разного уровня и ведомственного подчинения, так и со стороны естественных монополий.
фрагмент презентации АСИ
фото: EastRussia
Как приговор прозвучали данные из направления «Регуляторная среда». В этом году были добавлены показатели по водоотведению, водоснабжению, подключению к газу и теплу, то есть все те шаги, которые составляют «клиентский путь инвестора». Получение разрешение на строительство в Хабаровском крае приходится ждать 120 дней, следует из данных АСИ, при этом надой пройти 12 процедур. Подключение к электросетям – 104 дня, к газу – 162 дня, к сетям водоснабжения – 139 дней, водоотведения – 122 дня.
– Эффективность по водоснабжению, водоотведению, газопроводу, получению земельных участков, как с торгами, так и без них – показатели по этим критериям очень низкие, - отметила Ольга Курилова. – Хабаровский край по ним в самом конце списка регионов ДФО. Занимает предпоследнюю строчку.
При этом регион демонстрирует один из лучших результатов в стране по эффективности процедур ввода объектов в эксплуатацию, отметила Курилова. То есть по некоторым направлениям местным чиновникам удаётся выстроить работу.
В ответном слове губернатор края Михаил Дегтярёв отметил, что на дно инвестрейтинга тянут показатели, за которые отвечают крупные муниципалитеты, где дислоцируются ключевые стройки – Хабаровск, Хабаровский район, Комсомольск-на-Амуре. Руководителям этих образований он посулил организовать контроль за показателями эффективности.
Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Установим KPI, коллеги. Когда будете идти на второй, третий, четвёртый срок, будем это дело учитывать при согласовании кандидатур глав городов и районов, - подвёл черту Михаил Дегтярёв. – По правоохранительному блоку тоже надо разобраться. Почему у нас выросли в таком объёме претензии к правоохранителям.
Какие оргвыводы последуют в отношении естественных монополий, глава региона не уточнил. Однако поставил задачу – вывести край в двадцатку регионов лидеров до 2026 года. Попутно заметив, что высокая позиция в национальном рейтинге – не самоцель, самое главное – создать максимально комфортные условия для инвесторов. Если учесть динамику движения региона по рейтингу за последние три года придется потрудиться.
Для повышения доступности авиаперевозок в ДФО необходим пересмотр регламента местных аэропортов, большинство из которых сегодня не работает в темное время суток, дальнейшая поддержка перевозчиков в виде государственных субсидий, а также обновление воздушного флота. При этом последняя проблема приобретает особое звучание в связи с международными санкциями.
Ночной полет
Многие дальневосточные аэропорты, в том числе входящие в состав федеральных казенных предприятий, в условиях дефицита бюджетного финансирования были вынуждены сокращать режим своей работы за исключением неотложных аварийно-спасательных, поисково-спасательных операций и санитарных заданий. Поэтому обслуживание авиапарка перевозчиков, как правило, ограничено светлым периодом суток, а кое-где и будними днями.
О необходимости изменения режима работы малых аэропортов в конце прошлого года заявлял губернатор Камчатки Владимир Солодов. Эта же проблема была поднята на состоявшемся в конце февраля в Петропавловске-Камчатском форуме «Дальний Восток – зима открытий».
Как отметил на тематической панельной сессии «Авиационный рынок Дальнего Востока – ключевой инструмент развития туризма» директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков, то что большинство воздушных гаваней в ДФО не работают круглосуточно, - системная проблема. Ее решение позволит изменить ситуацию с доступностью перевозок на Дальнем Востоке. Кроме того, дополнительный приток трансферных пассажиров получили бы авиахабы Екатеринбург и Новосибирск, а в перспективе Иркутск.
С ограничениями по времени работают в ДФО не только малые аэропорты, но и узловые, например Улан-Удэ, Чита, Благовещенск. «Эти аэродромы являются трассовыми, запасными. По факту, чтобы долететь нам из Новосибирска в Петропавловск-Камчатский, нужно, чтобы эти аэропорты работали. В случае какой-то сбойной ситуации нам некуда будет деваться, так что когда эти аэропорты не работают, мы не сможем совершать полеты», – подчеркнул начальник отдела стратегического планирования S7 Airlines Константин Пьянков.
Ситуация ведет к сверхнормативной стоянке воздушных судов и другим дополнительным издержкам авиаперевозчиков. «Все, наверное, слышали, что «Победа» ставит рекорды, очень много летая, – по 14 часов в сутки на самолет. И это возможно сделать на Дальнем Востоке. Но надо, чтобы аэропорты работали круглосуточно. Иначе, когда самолет не может совершить вылет в течение 12 часов, его предельный полет будет ниже 12-ти, – рассказал менеджер. – Это сказывается и на себестоимости перевозки: пока самолет стоит, авиакомпания продолжает за него платить».
S7 Airlines планирует организовать рейс Благовещенск – Петропавловск-Камчатский. При этом предполагается задействовать самолет, базирующийся во Владивостоке. Однако у всех трех аэропортов имеются ограничения в работе, говорит менеджер. «И мы не можем найти временной промежуток, когда бы могли вылететь из одного аэропорта, чтобы все остальные работали. Либо слотов нет, либо аэропорты закрываются. Есть наше желание, есть желание федеральных властей, которые готовы субсидировать этот маршрут, но получается, что инфраструктура не готова нас в этом смысле поддержать. Надеюсь, что вопрос все же решится», – сказал Константин Пьянков.
В аэропорту Владивосток уточнили EastRussia, что в зимнем и летнем сезоне 2022 года продолжают работу в круглосуточном режиме. Единственное, для поддержания покрытий аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности проводятся работы на взлетно-посадочной полосе в периоды отсутствия нагрузок по взлетно-посадочным операциям. «Данные ограничения учтены при планировании сезонного расписания, согласованы с авиаперевозчиками и внесены в аэронавигационные ограничения по аэродрому Владивосток (Кневичи)», – проинформировали в пресс-службе аэропорта.
Субсидии на вырост
Изменение регламента аэропортов не может обойтись без участия государства. Тем более что сам по себе переход на круглосуточный режим работы, говорит Евгений Красиков, может повлечь рост тарифов на аэропортовые услуги, что вряд ли понравится перевозчикам. «Наверное, если говорим, что государство субсидирует и вкладывается в развитие системной отрасли, возможно предусмотреть инструменты для этого», - считает директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов».
В 2022 году на увеличение авиаперевозок по ДФО запланированы дотации в размере 16,6 млрд руб. В том числе 6,5 млрд руб. - на субсидируемую программу, которая предусматривает для дальневосточников доступные полеты в европейскую часть России, включая Москву и Санкт-Петербург. По ней в нынешнюю кампанию планируется перевезти более 600 тыс. пассажиров. Кроме того, продолжает действовать программа, когда недорогие билеты могут приобрести льготные категории граждан (молодежь до 23 лет, многодетные, пенсионеры, инвалиды, в том числе не проживающие в ДФО). С 2022 года здесь внедрен механизм автоматического субсидирования. Также дотируются перевозки между регионами внутри Дальневосточного федерального округа. На эти цели в 2022 году выделяется 5,9 млрд руб. Согласно прогнозам, по 36 маршрутам будет перевезено более 250 тыс. пассажиров.
В то же время федеральным центром пока не принято решение о дотациях внутрирегиональных перевозок, они по-прежнему ложатся только на субъект РФ, бюджетные возможности которого ограничены. «Чтобы добраться из Петропавловска-Камчатского в Никольское, Пахачи или Манилы необходимо заплатить за один билет 30-40 тыс. руб. Этот тариф недоступен для большинства», - констатирует управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока Иван Печорин. По его словам, сейчас совместно с регионами ДФО определяется перечень безальтернативных авиамаршрутов, необходимая интенсивность полетов и возможный объем федеральных субсидий.
У перевозчиков так же есть дополнительные предложения. Это касается индексации уже субсидируемых государством полетов. Как сообщил Константин Пьянков, в рамках распоряжения правительства РФ №1095 от 29.12.2009, которым дотируются рейсы с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно (в дальнейшем - №215 от 2.03.2018), размер субсидий тарифа индексировался всего один раз. В рамках реализации правительственного постановления №1242 (от 25.12.2013), на основании которого предусмотрена господдержка региональных маршрутов, индексации не было вовсе.
Другой момент связан с действием программы субсидирования туристических авиаперевозок по льготным тарифам. В ней акцента на Дальний Восток нет, но в данную маршрутную сеть входят города ДФО. Прошлогодние постановления правительством РФ №7999 и №1176 поддержали и сферу гостеприимства и авиаперевозчиков, уточнил Константин Пьянков. Первое распоряжение предусматривало субсидирование туристических чартеров. Второе давало возможность семьям с детьми приобрести авиабилеты в ряд российских городов по специальным сниженным тарифам. При этом на реализацию постановления №1176, вышедшего в июле 2021 года, федеральный бюджет предусматривал 1,35 млрд руб. Все средства не получилось освоить, сообщил менеджер, поскольку часть времени у авиакомпаний ушла на то, чтобы полностью отработать систему продаж льготных билетов пассажиров с детьми. Программа по сути заработала с конца августа и действовала до декабря, при этом пик перевозок пришелся на ноябрь. Тем не менее было видно, что программа стимулировала людей с детьми летать больше. С ее завершением значительно снизился пассажиропоток.
«Нас расстроило, что программу субсидирования семейных перевозок не продлили, а программу чартеров продлили на 2022 год. Не знаю, как комментировать, сложный для нас момент», - отметил представитель S7 Airlines.
По его словам, в случае с организацией чартерных полетов туроператору необходимо заполнить весь самолет туристами, тогда как на регулярном рейсе он может выкупить только часть пассажирских кресел, причем по льготной цене. «Мы со своей стороны не видим панацеи, чтобы туристические рейсы выполнялись только в чартерном формате. Потому что чартер подразумевает гораздо меньше гибкости чем регулярный рейс», - считает Константин Пьянков.
Он предложил продлить действие программы №1176. В прошлом году за 3,5 месяца по ней перевезено 125 тыс. пассажиров, тогда как в рамках получивших господдержку чартерных перевозок – 25 тыс. Если субсидии семейных полетов будут действовать хотя бы в течение девяти месяцев, авиакомпании как минимум утроят показатель по перевезенным пассажирам, подсчитали в S7.
Пролетая над вулканом
Еще один немаловажный вопрос, о котором говорилось на сессии «Авиарынок – ключевой инструмент развития туризма», - пополнение флота. Помимо того, что авиация может повысить туристическую привлекательность региона, такого как Камчатский край, она позволит улучшить транспортную подвижность местного населения, связав регулярными маршрутами труднодоступные районы. В этом направлении планирует идти авиакомпания «Камчатка», которая учреждена в связи с реализацией туристического проекта «Парк Три вулкана». Основой ее авиапарка должен стать самолет Cessna Grand Caravan EX вместимостью 9-12 пассажирских кресел.
Как сообщил председатель совета директоров авиакомпании Сергей Колтович, сейчас в аренде у авиапредприятия один лайнер такого класса, и уже три воздушных судна заказаны у производителя через лизинговую компанию. А в течение трех-четырех лет число этих самолетов планируется довести до 12. «Камчатский край должен стать пилотным регионом для возрождения малой авиации», - заявил Сергей Колтович.
Идея широкого использования американского самолета Cessna Grand Caravan EX заимствована из Якутии, рассказал EastRussia председатель республиканской Ассоциации малой авиации Иван Лукин. В свое время данный проект был представлен Владимиру Солодову, который занимал пост председателя правительства Республики Саха. Решение вопроса в Якутии забуксовало, но Солодов, став главой Камчатского края, предложил идею инвесторам проекта «Парк Три вулкана».
«Туристу, если он хочет посмотреть Камчатку, нужно летать, но вертолетом дорого. И дороговизна – одно из препятствий в успешной реализации проекта «Парк Три вулкана». Поэтому необходим был новый перевозчик», - пояснил Сергей Колтович.
Cessna Grand Caravan EX оказался оптимальным самолетом с точки зрения пилотирования, технического обслуживания, экономики и комфорта при перевозке пассажиров, говорит Иван Лукин. При этом рассматривались другие модели воздушных судов.
«На Аляске, которая нам больше подходит по географическим условиям, примерно половина легких воздушных судов компании Cessna, которые эксплуатируются коммерческими авиакомпаниями и частными лицами», - отметил председатель Ассоциации малой авиации Якутии.
Однако в связи с международными санкциями вопрос с поставками Cessna Grand Caravan EX находится под вопросом. На момент публикации материала о реакции производителя самолета на военную операцию России в Украине не было известно. В то же время к санкциям присоединилась Pratt & Whitney, которая изготавливает двигатель PT6А-140 для Cessna Grand Caravan EX.
Что касается перспективного отечественного самолета ЛМС-901 «Байкал», который должен прийти на смену стареющим Ан-2, то запуск его в серию потребует не один год работы с учетом испытаний, сертификации, подопытной эксплуатации и пр. В настоящее время готовится только площадка под его производство. Согласно планам «Авроры», в 2025 году у авиакомпании должно быть десять воздушных судов этого типа, но вероятно, это слишком оптимистичный прогноз.
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Сихотэ-Алинский биосферный заповедник (САБЗ) вместе с Фондом «Терней.Тайга.Тигр» придумали проект «Школа сельского гостеприимства» – чтобы показать возможности гармоничного соседства с особо охраняемой природной территорией, вовлекая местных жителей в экологический туризм. В поселке с населением в три тысячи человек постоянно работают гидами-экскурсоводами десять местных жителей (всего особо охраняемая природная территория обучила более 30), действуют два музея, два хостела, гостиница, строится гостевой дом.
Вырастить партнеров
Терней и САБЗ, как говорится, нашли друг друга. Поселок на берегу Японского моря в 700 километрах от Владивостока соседствует с крупнейшим тигриным заповедником страны. Оба связаны с именами Шарля Лаперуза Владимира Арсеньева, уникальны исторически и географически. Оба полны парадоксов и приятных туристу неожиданностей и готовы дарить добравшимся до них путешественникам эксклюзивные впечатления.
Первозданной красотой этих мест Приморье гордится примерно так же, как
У заповедника с 88-летней историии нет конфронтации с местными жителями. Они знают, где проходят границы особо охраняемой природной территории и что из себя представляет природоохранный режим. Уже многие десятилетия тут действует эколого-краеведческий клуб «Урагус», через который прошли большинство тернейских школьников. Так что никому из сельчан не требуется расшифровка латинского названия. Жители Тернея не противостоят природоохранным задачам, но и восприятия САБЗ как партнера у местного сообщества до недавнего времени не было.
Урагус – маленькая нарядная певчая птичка семейства вьюрковых. Орнитологи долго не могли решить, к снегирям или длиннохвостым чечевицам ее отнести, и в конце концов выделили для урагусов отдельный род.
Водится в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе и в Тернейском районе.
– Жители поселка говорили: «Чем вы можете мне помочь?» и считали, что нужно просто привезти в Терней туроператоров, – рассказывает заместитель директора САБЗ по развитию Ульяна Ледок. – Но в 2017 году у нас стартовал проект «Школа экскурсоводов» – бесплатный курс для местных жителей, желающих получить новую профессию. Выпускники получили право проводить экскурсии на территории заповедника Люди начали получать первые доходы от заповедного туризма. В 2022 году проект трансформировался и масштабировался до «Школы сельского гостеприимства», в которой мы не только готовим экскурсоводов, но еще будущих отельеров и запускаем совместные туристические продукты.
От слов к делу
А представителей турбизнеса края в заповедник тоже пригласили. Все вместе во время рабочих встреч и сессий с участием районной администрации и общественности определили, что же сдерживает здесь развитие туризма. Причины, откровенно говоря, лежали на поверхности – слабая транспортная доступность и неразвитая инфраструктура гостеприимства: не хватает гостиниц (САБЗ одновременно может принять 24 туриста, Терней – 40) и кафе, мало интересных активностей для гостей на случай непогоды.
Сельчане определили направления, которые смогут развивать самостоятельно – увеличивать количество мест размещения во время высокого сезона, организовать диспетчерский пункт. И признались – для того, чтобы создать свое дело, многим не хватает компетенции и координации. Тогда возник проект «Школа сельского гостеприимства». На участие в нем местных активистов уговаривать не пришлось. Бизнес-тренеры со всей России онлайн и оффлайн учили тернейцев предпринимательству.
– Обучение нам помогло, подтолкнуло к определенным мыслям, пригодился и чужой опыт, – говорит участница смены «Сельский дом» Наталья Присяжнюк. – Я уволилась с двух работ и занялась строительством своего гостевого дома, я чувствую, что это необходимо. Планируем с мужем сделать настоящую гостевую экоусадьбу: комплекс с баней, хозблоком и крытым бассейном. Хочу бассейн – не могу! И беседки будут, и культурное наполнение хочу сделать, я увлекаюсь краеведением. Но все тайны пока раскрывать не буду.
Семья с предпринимательской жилкой в прошлом году купила два пустующих дома, чтобы открыться в летний сезон-2024. Начали с первого гостевого домика на четыре комнаты с крытой верандой в деревенском стиле, в котором максимально смогут разместиться 12 человек. Делают все своими руками – муж, сын и сама Наталья. И за свой счет – без грантов и кредитов. Хотя на большие доходы на начальном этапе не рассчитывают, стремятся угодить клиентам по максимуму.
«Сельский бизнес – честный бизнес»
Усадьба Натальи – первая ласточка проекта «Школа сельского гостеприимства». Он вообще-то не только про гостевые дома, баню и бассейн, а про новые рабочие места, повышение уровня жизни и охрану природы. Сихотэ-Алинский заповедник реализует его вместе с местным Фондом «Терней.Тайга.Тигр». Его президент сейчас – Анастасия Смирнова, хозяйка пекарни «Хлебное место». Девять лет назад она студенткой-охотоведом приехала в САБЗ писать диплом «по тигру».
Влюбилась в заповедник, защитила диплом и вернулась. Сейчас у них с мужем Николаем двое детей и пекарня. С совершенно неожиданным для сельской местности стильным оформлением, роскошным ассортиментом в 70 позиций, штатом в 12 человек, отличным кофе и экотрубочками для коктейлей из соломы. Бамбуковые дороговаты, а соломенные, что выписывают из Воронежа, вполне подходят. Начинали с франшизы (тоже без кредитов и грантов), потом ушли на самостоятельность: сельская местность не терпит стандартного подхода.
– Особенность ведения бизнеса в Тернее – проблемы с логистикой, – рассуждает Анастасия. – Не всегда можно вовремя достать качественное сырье. Смотрим по погоде, заказываем вперед. По электроснабжению тоже проблематично. Поселок не подключен к ЛЭП, часто планово и внепланово отключают свет, выручает дизельный генератор. «Прожорливое» оборудование включаем по очереди, чтобы уменьшить нагрузку, здесь дизель. По ценам – кое-что из ассортимента убираем. Пекли хлеб с клюквой, а она сильно подорожала: привозная. Меняем на бруснику. Заботимся о качестве, делаем скидки. Сельский бизнес – честный бизнес.
В рамках проекта Смирновы сейчас оборудуют арт-клуб «Трюм» (в том же здании, где пекарня, ребята его выкупили), галерею местного ремесленничества. В народе новинку называют сувенирной лавкой, но это сильное упрощение. На втором этаже в будущем появится хостел – тоже с современным дизайном, с гамаками в корабельном стиле. Настя с Николаем считают, из Тернея никуда не надо уезжать – здесь столько возможностей!
Наталия Водянова и тигрица Северина
В проекте участвуют и местные сборщики трав и дикоросов (для туристов запущен мастер-класс по приготовлению таежного чая), и мастера-прикладники. Александра Пивоварова учит работе с глиной: изготовлению магнитов на холодильник, брошей и фигурок Северины – это молодая тигрица, которая стала символом Сихотэ-Алинского. Она обосновалась на прибрежной территории. Кадры с фотоловушки, на которых Северина гуляет с недавно рожденным тигренком у моря, обошли множество СМИ.
Саша приехала в поселок на время декретного отпуска, но задержалась – живет тут уже четыре года. Основную работу делает онлайн, а лепит из глины как самозанятая. Не рассчитывала, что хобби будет давать ей доход, но броши-«тигринки», которые продаются в сувенирной лавке заповедника, уже за июль-август принесли ей 30 тысяч рублей. Сначала Александра отучилась в школе экскурсоводов, а как только появился новый проект, вошла в него. Такая же история – у Галины Максимовой.
– Я по профессии учитель биологии, проработала в местной школе очень много лет, и параллельно веду клуб «Урагус» с 1979? 81? С 1980 годов примерно, – бросает подсчет Галина Дмитриевна. – Экскурсии веду в основном по заповеднику и окрестностям, а в новом проекте разработала и тур по поселку – авторский, про то, что пережила сама, что близко и интересно мне, что сделали энтузиасты. Пример - наша спортивная площадка: построена на грант от Натальи Водяновой, его выиграли наши активисты. Или наш дендрарий, проект которого разработали поселковые школьники.
«Школу сельского гостеприимства» поддерживает Фонд президентских грантов. Сумма гранта не так велика - 364 тысячи рублей, она идет на организацию семинаров. Федеральные эксперты не только учат как правильно зарабатывать в сфере гостеприимства, но и отслеживают проекты участников, делятся дополнительной информацией, консультируют. Заповедник при этом выступает открытой площадкой для сотрудничества, обмена опытом, получения знаний и даже новой профессии.
Компетентно
Для авантюристов и любителей истории
Валерий Королюк, кандидат исторических наук, действительный член РГО:
– Терней. Многие знают, что это адмиральское имя в XVIII веке отважный Жан Франсуа Лаперуз присвоил (в честь своего учителя Шарля де Тернея) месту немного севернее нынешнего поселка.
Сличая его карты с современными, приморский краевед Евгений Суворов убедительно доказал, что по очертаниям берегов и расположению отмеченных там объектов, место стоянки французских моряков, скорее всего, находилось в теперешней бухте Русской, акватории, прилегающей к Сихотэ-Алинскому заповеднику. Это его сообщение, опубликованное в «Записках Общества изучения Амурского края», стало, по сути, последним настоящим географическим открытием ХХ века – географы ведь теперь уже давно ничего не открывают, а только описывают кем-то открытое.
К сожалению, пока так и не удалось обнаружить там лаперузову «заначку» – в устье одной из трех речек, впадающих в бухту, французы зарыли дубовый бочонок с частью накопленных ими за время экспедиции артефактов, своими записками и письмами (возможно, в нем есть даже золото – кто знает?). Эту задачу еще предстоит решить будущим исследователям, и тогда смелая догадка Суворова получит в том числе и материальное подтверждение.
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.