4,4 тонны золота и 82,4 тонны серебра добыли в этом году предприятия Магаданской области. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года это меньше на 430 кг и 22,4 тонны, соответственно.
Как рассказали EastRussia в правительстве Магаданской области, уменьшение связано со снижением плановых показателей на предприятиях, в этому году они составляют 54 тонны по золоту и 650 тонн по серебру.
Что касается текущих показателей, то лидером по добыче россыпного золота стал Тенькинский округ – здесь добыли 2,9 тонны. Лидером по добыче серебра стал Омсукчанский округ, где добыто 75,7 тонн серебра. Также в регионе добыли 501 тонну свинца и почти 736 тонн цинка. Эти цветные металлы производятся АО «Серебро Магадана» на месторождениях Дукат и Перевальное.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе европейские котировки энергетического угля упали ниже 130 долл./т. Давление на цены оказывает совокупность таких факторов, как повышение температуры, высокая ветрогенерация, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии.
В Европе продолжается период мягкой весенней погоды с пониженным уровнем потребления, когда отопительный сезон завершился, а летняя жара, способствующая спросу на кондиционирование, еще не пришла. В связи с этим в некоторых странах ЕС наблюдались новые случаи падения цен на электроэнергию (в контрактах на сутки вперед) до отрицательных значений.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 420.3 долл./1000 м3 (-21.7 долл./1000 м3 к 26.04.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. Текущий уровень запасов газа составляет чуть более 60%. Запасы угля на складах ARA увеличились до 6.9 млн т. (+0.1 млн т. или +1.3% т. к 26.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 обвалились ниже 120 долл./т. на фоне низкой активности со стороны Европы. Спрос также снизился со стороны Индии, где ожидается увеличение внутренней добычи и сокращается потребление в связи с ослаблением жары.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 145 долл./т. в связи с нерабочими днями по случаю общенационального праздника (День труда), с 29 апреля по 3 мая, и приостановкой торговой активности на это время.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 120 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 26.04.2023 г.), укрепившись на увеличении интереса со стороны азиатских стран и сокращения предложения на спотовом рынке в результате проливных дождей, которые привели к замедлению добычи и транспортных операций.
Кроме того, государственная компания Bukit Asam (PTBA) объявила форс-мажор по поставкам угля в результате схода вагонов с рельс из-за селевого потока. PTBA заявила, что не осуществляет ж/д погрузку с 28 апреля в связи с чем по итогам апреля-мая компания недопоставит около 1 млн т. Данный инцидент негативно отразится на планах PTBA по добыче (41.0 млн т.) и ж/д отгрузкам (32.0 млн т.) на 2023 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 180 долл./т., что обусловлено сокращением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей.
Всемирный банк 27.04.2023 г. представил прогноз, согласно которому цены на австралийский уголь составят в среднем 200 долл./т. в 2023 г. и 155 долл./т. – в 2024 г. из-за увеличения потребления СПГ в Европе и роста добычи в Китае и Индии.
Котировки австралийского металлургического угля составили 235 долл./т. Участники рынка занимают выжидательную позицию до окончания праздничных выходных в КНР, где около 30 металлургических заводов запланировали провести технические обслуживание, которое будет длиться до конца мая.
Россия разрабатывает собственные индексы
В 2023 г. ФАС планирует согласовать с правительством методики расчета всех национальных индексов цен, включая цены на уголь, нефть, нефтепродукты, и удобрения.
Необходимость создания собственных индикаторов связана с тем, что участники рынка пользуются иностранными товарными индексами. Из-за усиления антироссийских санкций и закрытия рынков стран Запада для экспорта из России многие зарубежные котировки потеряли актуальность.
После получения заключения ЦБ России и других органов методика будет направлена на рассмотрение в биржевой комитет. Ожидается, что вся процедура займет около 3 месяцев.
При согласовании методик расчета национальных индексов приоритет будет отдаваться индикаторам, формируемым в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, также будут использоваться данные других независимых площадок.
Эльгауголь согласовала увеличение добычи угля до 45 млн т
Главгосэкспертиза одобрила строительство объектов второй очереди комплекса угледобычи на Эльгинском месторождении в Якутии, что позволит довести добычу до 45 млн т. угля в год.
Проектная документация предполагает формирование внешних и внутренних отвалов вскрышных пород, проведение горно-капитальных работ, строительство очистных сооружений, автодороги и других коммуникаций.
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.
Одновременно с этим компания ведет строительство собственного порта с целью перевалки коксующегося угля на экспорт. На первом терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год.
В 2022 г. добыча Эльгауголь выросла до 20.1 млн т. (+5.4 млн т. или +36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн т.
По итогам 1 квартала 2023 г. добыча компании составила 4.6 млн т. (+80 тыс. т. или +1.8% к январю-марту 2022 г.).
В августе 2022 г. угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ).
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд т. по классификации JORC.
Экспорт российского угля в январе-марте 2023 года вырос на 8.9%
В январе-марте 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 51.8 млн т. (4.2 млн т. или +8.9% к январю-марту 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 25.1 млн т. (+2.1 млн т. или +9.1% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 2.8 млн т. (+0.95 млн т. или +51.0% к январю-марту 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 15.7 млн т.(+4.8 млн т. или +43.6% к январю-марту 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.38 млн т. (-3.7 млн т. или -90.5%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 7.9 млн т. (+1.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе европейские котировки энергетического угля скорректировались до уровня 135 долл./т., несмотря на краткосрочное падение температуры ниже сезонной нормы. Устойчивая ветрогенерация, стабильно высокие запасы на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа продолжают оказывать давление на угольные индексы.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 442 долл./1000 м3 (-37.00 долл./1000 м3 к 19.04.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища, которые уже заполнены почти на 60%. На прошедшей неделе страны ЕС запустили платформу по совместным закупкам газа под названием AggregateEU. Новый механизм нацелен на подготовку к зиме и экономию средств, а также исключение России из цепочки поставок. Запасы угля на складах ARA увеличились до 6.8 млн т. (+0.12 млн т. или +2% т. к 19.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 снова опустились ниже 130 долл./т., в то время как цены на материал 5500 поднялись выше 105 долл./т. Разнонаправленное движение южно-африканских котировок обусловлено низкой активностью со стороны европейских потребителей, а также увеличением спроса со стороны Индии и Южной Кореи.
На фоне сокращения покупательского интереса в ЕС южноафриканские экспортеры стремятся нарастить поставки высококалорийного материала в адрес Южной Кореи и Японии. По итогам
1 квартала 2023 г. отгрузки в адрес Южной Кореи составили 2.1 млн т. (+1.2 млн т. к 1 кв. 2022 г.) и в Японию – 0.6 млн т. (+0.3 млн т. к 1 кв. 2022 г.). При этом на традиционный для ЮАР пакистанский рынок поставки упали до 0.3 млн т. (-1.4 млн т. к 1 кв. 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 147 долл./т. на фоне увеличения добычи и нестабильного спроса в преддверии выходных в связи с празднованием Дня труда.
С целью обеспечения энергетической безопасности КНР продолжает наращивать производство угля. На текущий момент китайские мощности по добыче энергетического угля составляют около
3.3 млрд т. в год. (+0.6 млрд т. к 2022 г.), в 2023 г. ожидается увеличение на 0.2 млрд т. до 3.5 млрд т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 119 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 19.04.2023 г.), укрепившись в связи с окончанием Рамадана и увеличением интереса со стороны китайских и индийских потребителей, наращивающих запасы в преддверии сезона дождей. Многие государственные электростанции в КНР (в провинции Fujian и Guangdong) сосредоточились на импортном материале с целью улучшения финансовых показателей в 2023 г. после получения рекордных убытков по итогам прошлого года.
Дополнительную поддержку котировкам оказало сокращение предложения на спотовом рынке в результате проливных дождей в Калимантане и Суматре, которые привели к замедлению добычи и транспортировки материала.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подросли до 186 долл./т. в связи с увеличением спроса со стороны азиатских потребителей, стремящихся пополнить запасы в преддверии летнего сезона.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля подешевели до 230 долл./т., продолжив падение на фоне роста предложения со стороны горнодобывающих компаний и неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали.
Еще одним негативным фактором стало ожидаемое ограничение производства в КНР, которое коснется не только заводов в северной, но и в южной части страны. При этом некоторые сталелитейные предприятия на севере Китая на прошедшей неделе уже приступили к сокращению выпуска стали.
Экспорт российского угля в Китай в марте достиг рекордного уровня в 8.9 млн т
Экспорт российского угля в Китай в марте 2023 г. достиг нового рекордного уровня в 8.9 млн т. (+2.7 млн т. или +43.5% к февралю 2023 г. и +5.8 млн т. или +187% к марту 2022 г.). Таким образом поставки из России в марте 2023 г. увеличились почти в 3 раза по сравнению с 3.1 млн т. в марте 2022 г. Предыдущий месячный рекорд был установлен в августе 2022 г. и составил 8.5 млн т.
В марте 2023 г. Китай импортировал рекордный тоннаж из России и Монголии, при этом Австралии также удалось значительно нарастить отгрузки, после отмены неофициального запрета Китаем на ввоз австралийского угля в страну.
Общий импорт угля Китаем в марте 2023 г. составил 41.2 млн т., что меньше рекордного уровня в 43.6 млн т. в январе 2020 года.
В марте 2023 г. крупнейшими поставщиками угля в Китай стали: Индонезия (22 млн т.), Россия (8.9 млн т.), Монголия (5.8 млн т.) и Австралия (2.2 млн т.).
В 1 квартале 2023 г. общий объем экспорта российского угля в Китай подскочил до 22.2 млн т. (+12.7 млн т. или +133.7% к 1 кварталу 2022 г.)
Распадская приостановила добычу на 3 месяца после пожара
19 апреля 2023 г. на шахте Распадская в Кузбассе, где под землей находились 275 человек, возник пожар. Все горняки были выведены на поверхность.
В отношении управляющей компании был составлен протокол об административном правонарушении. Суд приостановил деятельность по выемке угля на три месяца в связи с тем, что выявленные нарушения представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью работников.
Шахта Распадская находится под управлением ПАО Распадская (входит в холдинг Евраз). В 2010 г. в результате взрыва в шахте погиб 91 человек и 99 пострадали.
Добыча ПАО Распадская за период с января по март 2023 г. составила 4.98 млн т. (+0.21 млн т. или +4% к аналогичному периоду 2022 г.). По итогам 2022 г. объем добычи ПАО Распадская упал до 21.0 млн т. (-2.27 млн т. или -10% к 2021 г.).
Более 140 горняков эвакуировали из кузбасской шахты Юбилейная
На шахте Юбилейная в Кузбассе пришлось эвакуироваться более 140 горнякам. Причиной эвакуации стала загазованность горных выработок. В результате инцидента люди были выведены на поверхность, а работы – приостановлены.
Прокуратура региона проводит проверку. В конце октября 2022 г. на шахте уже происходило задымление из-за неисправности электроподстанции и по решению суда горные работы приостанавливались на 30 суток.
Новое ограничение может привести к снижению производства, при этом добыча за период с января по март 2023 г. уже упала до 45 тыс. т. (-163 тыс. т. или -78% к аналогичному периоду 2022 г.).
По итогам 2022 г. объем добычи сократился до 0.92 млн т. (-1.23 млн т. или -53% к 2021 г.).
Шахта Юбилейная входит в состав холдинга ТопПром.