Еврейская автономная область признана самым импортонезависимым регионом на Дальнем Востоке. Впрочем, вряд ли это можно назвать достижением - среди причин специалисты называют слабую вовлеченность в международное разделение труда и ориентированность экономик на локальные рынки.
Как пишет «Коммерсант», рейтинг составлен институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. При его составлении учитывались данные ЦБ о доле импорта из объявивших санкции стран в общей стоимости конечной продукции отраслей. Также были использованы собственные оценки института доли занятых в региональных отраслях специализации.
В частности, за основу была взята статистика, что чаще всего пользоваться импортными товарами при производстве вынуждены в автомобилестроение, где доля импорта составляет около четверти, при производстве резиновых и пластмассовых изделий - доля импорта 18%, при выпуске машин и оборудования - 15%, и в фармацевтике - 15%.
В итоге самыми зависимыми от импорта были названы Калужская, Ульяновская и Самарская области. Компанию же ЕАО составили Чечня, Ингушетия, Алтай и Тува.
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности Хабаровский край занимает 40-ю строчку, среди дальневосточных территорий регион 8-й из 11-ти. При этом набрал почти семь баллов – лучший результат по динамике среди соседей по ДФО. Противоречивую ситуацию с инвестиционной привлекательностью в Хабаровском крае обсудили на заседании проектного офиса. Корреспондент EastRussia выяснил, за счет чего случился рост, чем недовольны бизнесмены региона, где местные власти не дорабатывают и что грозит чиновникам, которые провалят работу по улучшению инвестиционного климата.
Составитель Национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ - «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» действует с каждым годом всё дотошнее. Параметры, по которым оцениваются регионы, видоизменяются, дополняются, уточняются. В 2021-м учитывались 67 показателей, вместо привычных 44-х. Прибавило в объёме и весе направление «Регуляторная среда», куда вошли все показатели по разрешениям на строительство, вводу в эксплуатацию, подключение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и прочим сетям. Новые оценки появились и в других блоках – «Институты для бизнеса», «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры» и «эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства».
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
Улучшить свою позицию Хабаровский край смог главным образом за счет непосредственной работы с инвесторами, малым и средним бизнесом. Видоизменённый инвестпортал, центр «Мой бизнес», поддержка экспортёров, аренда земли без торгов – всё это предприниматели разного калибра оценили по достоинству. По 33 показателям из 67 регион находится в «топовых группах» - «А» и «B», по ещё 17-ти – в группе «С» и целых 26 показателей, т.е. 40% - находятся в «красной зоне» - группах «D» и «Е».
изображение - фрагмент презентации правительства Хабаровского края
— Это то, над чем нужно работать, - сказала Мария Авилова, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края — это наш потенциал для дальнейшего наращивания позиций по инвестиционному климату.
Первую позицию по приложению сил в этом направлении предложила руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова. Она указала на непомерный объем проверок, проводимый ведомствами регионального уровня, при том, что в 2020-м и 2021-м годах проверки были запрещены.
Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Мы видим, что больше всего проверяет региональный уровень надзора, - сказала она. – Надо посмотреть и проанализировать эти проверки. Может они были связаны с пандемией. Во многих регионах, однако, в эти ковидные годы было много проверок муниципальных, во время которых контролировались требования эпидемиологического характера. Но в Хабаровском крае муниципальных как раз меньше всех. Если говорить по ведомствам, традиционно большое для региона количество проверок проводит ФНС, и высокие показатели по проверкам МВД и прокуратуры. Здесь тоже нужно проанализировать все проверки, практически каждый предприниматель отмечал, что сталкивался с давлением со стороны правоохранительных органов. По Дальнему Востоку у нас два таких региона, и один из них – Хабаровский край.
Но если бы только проверки. Практически все опрошенные АСИ предприниматели сообщили о случаях коррупции, как со стороны органов власти разного уровня и ведомственного подчинения, так и со стороны естественных монополий.
фрагмент презентации АСИ
фото: EastRussia
Как приговор прозвучали данные из направления «Регуляторная среда». В этом году были добавлены показатели по водоотведению, водоснабжению, подключению к газу и теплу, то есть все те шаги, которые составляют «клиентский путь инвестора». Получение разрешение на строительство в Хабаровском крае приходится ждать 120 дней, следует из данных АСИ, при этом надой пройти 12 процедур. Подключение к электросетям – 104 дня, к газу – 162 дня, к сетям водоснабжения – 139 дней, водоотведения – 122 дня.
– Эффективность по водоснабжению, водоотведению, газопроводу, получению земельных участков, как с торгами, так и без них – показатели по этим критериям очень низкие, - отметила Ольга Курилова. – Хабаровский край по ним в самом конце списка регионов ДФО. Занимает предпоследнюю строчку.
При этом регион демонстрирует один из лучших результатов в стране по эффективности процедур ввода объектов в эксплуатацию, отметила Курилова. То есть по некоторым направлениям местным чиновникам удаётся выстроить работу.
В ответном слове губернатор края Михаил Дегтярёв отметил, что на дно инвестрейтинга тянут показатели, за которые отвечают крупные муниципалитеты, где дислоцируются ключевые стройки – Хабаровск, Хабаровский район, Комсомольск-на-Амуре. Руководителям этих образований он посулил организовать контроль за показателями эффективности.
Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Установим KPI, коллеги. Когда будете идти на второй, третий, четвёртый срок, будем это дело учитывать при согласовании кандидатур глав городов и районов, - подвёл черту Михаил Дегтярёв. – По правоохранительному блоку тоже надо разобраться. Почему у нас выросли в таком объёме претензии к правоохранителям.
Какие оргвыводы последуют в отношении естественных монополий, глава региона не уточнил. Однако поставил задачу – вывести край в двадцатку регионов лидеров до 2026 года. Попутно заметив, что высокая позиция в национальном рейтинге – не самоцель, самое главное – создать максимально комфортные условия для инвесторов. Если учесть динамику движения региона по рейтингу за последние три года придется потрудиться.
Участие в Петербургском международном экономическом форуме принесло Сахалинской области выгодные соглашения о сотрудничестве, возможность запустить массу важных проектов и новые деловые связи. Представители островного региона заключили договоры с федеральными корпорациями, заручились поддержкой крупнейших бизнес-сообществ и готовы опережать всю материковую Россию по развитию экономики. О самых важных достижениях и ключевых планах Сахалина и Курил по итогам ПМЭФ губернатор Валерий Лимаренко рассказал EastRussia.
— Валерий Игоревич, расскажите, пожалуйста, о феномене 8-го места Сахалинской области в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов АСИ: как удалось этого достичь и что пришлось для этого сделать?
— Сейчас в Сахалинской области работают больше 500 инвестиционных проектов, которые суммарно оцениваются на 800 млрд рублей. В прошлом году мы занимали только 30 место в рейтинге и занять 8-е – это действительно очень мощный рывок. Добиться такого показателя и попасть в топ-10 по России удалось благодаря усердной работе. Правительство региона работает со всеми бизнес-объединениями, на каждом этапе мы контролируем намеченный план, чтобы предотвратить возможные сбои. Кроме того, мы по крупицам собираем передовой опыт других регионов и осваиваем его, ориентируясь на особенности сахалинской экономики. Пандемия внесла свои корректировки: мы лишились 44 млрд рублей из нефтяных проектов. Но, с другой стороны, на Сахалин пришли представители несырьевого бизнеса и мы получили инвестиций на 22 млрд рублей — это хороший результат, который показывает, что мы идем в правильном направлении.
Я сам каждый день задаю себе вопрос: почему так происходит, что мы делаем для этого? И думаю, что главное, что нам удалось сделать, — создать атмосферу открытости и доверия. А это крайне важно, потому что это дает бизнесу заинтересованность, гарантию будущего и стабильность. Так инвестиции приходят к нам. У нас работают постоянные инвестсоветы, профильные рабочие группы — любой инвестор может обратиться с конкретными вопросами, которые не может решить сам, и мы оперативно помогаем. Буквально в режиме реального времени ликвидируем проблему на любой стадии. У нас работает система «единого окна» для инвесторов. На каждом этапе реализации проекта – от подачи заявки до фактических работ, мы сопровождаем бизнесмена. Если случается сбой, мы вмешиваемся и устраняем его. Также у нас создана так называемая «школа заказчика»: мы обучаем инвесторов проектному управлению и бережливой экономике, даем им информацию об инвестиционных рисках. У нас есть система менеджмента специально для этих данных: я ежедневно посвящаю час времени анализу этой информации, отслеживаю, предлагаю внести правки. Суммарно все, что я озвучил, формирует в Сахалинской области действительно привлекательные условия для инвесторов — и рейтинг АСИ показывает, что это действительно работает.
— Вслед за рейтингом инвестпривлекательности АСИ готовит рейтинг качества жизни в РФ. Какую планку вы себе ставите, в какой части рейтинга готовитесь увидеть Сахалин?
— Разумеется, среди первых. У нас амбициозные цели, мы не хотим от них отказываться и делаем все, чтобы Сахалинская область стала регионом с лучшим качеством жизни в России. У нас есть для этого все: специалисты, опыт, средства и, главное, понимание того, как работать и каким направлениям уделять особое внимание. У нас минимальная безработица. Мы заинтересованы в трудоустройстве наших выпускников, молодых специалистов, опытных профессионалов, предоставляем рабочие места гостям из других регионов страны.
Одним из важнейших критериев в оценке качества жизни для правительства Сахалинской области были и остаются расходы на социальные обязательства. Это финансирование образования, здравоохранения, спорта, строительства жилья, коммунальной инфраструктуры и, разумеется, культуры. Мы очень много денег из областного бюджета вкладываем в эти направления, участвуем в максимуме федеральных программ, заключаем договоры государственно-частного партнерства. Все, что мы делаем сегодня, улучшает качество жизни сахалинцев и курильчан завтра. И я уверен, что в новом рейтинге АСИ мы будем в лидерах. Не удивлюсь, если будем первыми — для этого мы очень много работаем.
— Расскажите, пожалуйста, о деталях Вашей встречи с Алексеем Миллером. Станет ли «Газпром» одним из первых концессионеров на Дальнем Востоке? О каких конкретно проектах идет речь?
— Мы с Алексеем Борисовичем уже не в первый раз встречаемся в рамках наших совместных с «Газпромом» рабочих проектов, и диалог на форуме не стал исключением. В этот раз переговоры касались газопровода «Восточный» — мы вводим в эксплуатацию вторую очередь этого объекта. Подача голубого топлива по газопроводу обеспечит экологически чистым, энергоемким и дешевым топливом жителей Южно-Сахалинска в южной части города, включая частный сектор. Параллельно мы будем завершать строительные и монтажные работы по газораспределительной сети в Корсакове. Все это — важные шаги в газификации всей Сахалинской области, которую мы планируем к 2025 году полностью завершить.
Я твердо убежден, что этот проект нужно завершить как можно быстрее. Сахалинцы и курильчане должны дышать чистым, свежим воздухом, а не копотью от мазута и угля, которую выбрасывают котельные. Наряду с экологией хочу обратить внимание на экономическую составляющую: газификация позволит потребителям заметно сократить расходы на энергопотребление. Возвращаясь к обсуждению нашей инвестиционной политики, хочу добавить: развитая газовая инфраструктура также позволит привлечь инвесторов на острова, что даст дополнительный стимул развитию экономики, созданию новых рабочих мест, а значит, и повышению благосостояния сахалинцев и курильчан. 2025 год — наша отметка на календаре, но будем стараться завершить газификацию островов быстрее.
— И продолжаем тему газификации. Одна из масштабных задач по достижению углеродной активности к 2025 году на Сахалине надо перевести на газ все котельные, которые сейчас на угле или на дизеле. Но вот скажите, пожалуйста: КАК вы их так быстро переведете?
— Вы верно отметили: задача очень масштабная. Это огромные деньги и объем работы предполагается колоссальный. Но, поскольку у нас есть жесткий срок — к 2025 году полностью перевести все котельные Сахалинской области на голубое топливо, мы искали механизм, который позволил бы сбалансировать сроки строительства и траты из бюджета. Потому что начинать строить новые энергоузлы нужно уже сейчас, а планируем бюджет мы заранее. И мы нашли такой механизм: это концессионные соглашения.
Суть такого формата работы очень проста. Мы заключаем соглашение с подрядной организацией. Она выполняет все необходимые строительно-монтажные работы и сдает объекты в эксплуатацию по графику, в запланированные сроки. А мы, правительство Сахалинской области, в течение нескольких лет расплачиваемся за работу, которую приняли. Этот механизм давно и успешно используется в регионах России. Более того, мы уже взяли его на вооружение в других отраслях экономики. И так же мы планируем работать, решая задачу по переводу всех теплоцентралей на газовое топливо. В начале месяца этот проект мы представили на ярмарке концессий в Москве. Он вошел в большой перечень стратегических планов Сахалинской области по запуску проектов государственно-частного партнерства. Предварительные договоренности уже есть, сейчас обсуждаем детали. Я не вижу ни одной причины не успеть завершить перевод котельных на газ за 4 года: у нас есть для этого все инструменты.
— Из каких источников будут финансироваться мероприятия по переводу котельных и общественного транспорта на альтернативные виды топлива?
— Поскольку это очень дорогой проект — предварительно, по нашим подсчетам, только на стопроцентную газификацию котельных необходимо выделить 10 млрд рублей — мы привлекаем часть средств из федерального бюджета. Некоторую часть, разумеется, оплатит бюджет Сахалинской области. При этом большую часть нужной суммы — почти 7 млрд рублей — мы планируем привлечь в качестве инвестиций: наработки по этому направлению уже есть, есть и бизнес, который изъявил желание участвовать в этом.
Что касается экологической модернизации общественного транспорта, тут нам поможет государственная корпорация развития ВЭБ.РФ — мы уже подписали соглашение о сотрудничестве с заместителем председателя Олегом Говоруном. Компания поможет Сахалину перевести общественный транспорт на природный газ и частично на электричество. Кроме того, мы совместно сделаем новую инфраструктуру, оптимизируем маршрутную сеть и перестроим режим работы на одного оператора. Сегодня одна из ключевых задач правительства Сахалинской области — сделать населенные пункты комфортными, и модернизация общественного транспорта играет ключевую роль в этой работе. Нам важно, чтобы люди не теряли много времени на остановках, чтобы в воздухе стало меньше выхлопных газов. Для нас важен опыт успешной работы в этом направлении, накопленный ВЭБ.РФ — нам есть что перенять у них.
Еще одно соглашение по этому же направлению заключено с «Росатомом». Корпорация поможет Сахалинской области перевести муниципальный автопарк на использование экологически чистых двигателей, в том числе электрических. Зарядная инфраструктура, новые остановочные павильоны, центр безопасности дорожного движения, — все это станет важными составляющими развития транспортного направления на Сахалине.
— На какой стадии находится создание водородного кластера на Сахалине? Обсуждались ли детали его появления во время ПМЭФ? Каковы его сроки и стадии?
— Разумеется, об этом тоже шла речь. Более того, я от лица правительства Сахалинской области принял участие в подписании трехстороннего соглашения о сотрудничестве с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и корпорацией «Росатом». Это соглашение касается как раз создания и развития водородного кластера на островах — этот проект для нас имеет стратегическое значение. Производство водорода — это база для развития инновационных технологий, модернизации промышленности, транспорта и инфраструктуры Сахалинской области. Это повысит наш экспортный потенциал и заложит основу для развития экономического партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В кластере будут созданы все условия для реализации прорывных проектов в разных секторах, а его резидентам будут оказаны всевозможные меры поддержки.
В рамках соглашения в ближайшие несколько лет мы будем сотрудничать по нескольким направлениям. В первую очередь это строительство водородно-производственного комплекса, поставка водорода на внешние рынки и местным потребителям, создание водородного парка с предприятиями, реализующими проекты в этой области. Также запланировано создание центра компетенций в сфере водородной и другой «зеленой» энергетики на базе Сахалинского государственного университета. Этот центр будет необходим для подготовки кадров, обмена опытом и трансфера технологий. Через три года мы хотим запустить на Сахалине первые поезда на водородных топливных элементах. В проекте заинтересованы участвовать РЖД и Трансмашхолдинг — сроки сжатые, работы предстоит очень много, поэтому наша задача — дать старт строительству водородного кластера как можно скорее. Важно, что нам не придется сдерживать рост экономики. Напротив, внедрение современных, безопасных для природы технологий, повышает привлекательность региона в глазах инвесторов, а также создает дополнительные возможности для масштабных проектов, появления новых рабочих мест, способствует развитию социальной сферы.
— Правительство Сахалинской области и ДОМ.РФ в рамках Петербургского международного экономического форума заключили меморандум о намерениях, который должен увеличить объем ввода арендного жилья на 50 тысяч квадратных метров в год? Каким именно образом это должно произойти? Будет ли это арендное жилье доступно всем, или только отдельным категориям жителей региона?
— Первое, на что я хочу обратить внимание: этот меморандум позволит нам дополнительно снизить цены на арендное жилье для сахалинцев и курильчан. Квартиры, построенные благодаря сотрудничеству правительства Сахалинской области и ДОМ.РФ — это удобные, просторные, комфортные жилплощади, арендная плата за которые будет заметно ниже коммерческой. И это, отмечу, реальный выход из жилищной проблемы для островитян, которые по каким-либо причинам пока не могут себе позволить ипотеку, но нуждаются в комфортном жилье.
Мы рассчитываем, что старт строительству дадим в этом году. И на первом этапе свои жилищные условия смогут улучшить около 800 жителей Сахалинской области. На 50 тысяч квадратных метров мы можем поселить врачей, педагогов, молодых специалистов, которые востребованы прямо сейчас. Также увеличение объемов строительства поможет нам еще быстрее закончить программу расселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Таким образом, партнерство с ДОМ.РФ дает нам ключ для решения сразу трех проблем. Мы ускоряем расселение аварийных домов, привлекаем молодых специалистов на готовое жилье с невысокой арендной платой и предлагаем квартиры молодым семьям.
— Сколько на Сахалине сейчас строится жилья? Каковы перспективы строительства нового жилья на Курилах?
— На данный момент у нас определено 370 площадок под жилищное строительство на Сахалине и Курилах. Наш регион — лидер в России по объемам строительства на душу населения. Мы возводим 0,8 квадратного метра на человека: это показатель, который правительство установило эталонным для регионов России к 2030 году, а мы его выполняем уже сейчас, опережая всех соседей на 20 лет. В текущем году мы строим 500 тысяч квадратных метров жилья — это уже 1 квадратный метр на человека.
Что касается Курильских островов, там строительство жилья ведется в первую очередь в рамках программы расселения из ветхого и аварийного фонда, средства мы получаем по федеральной целевой программе социально-экономического развития. До 2023 года мы планируем переселить всех собственников в новые, благоустроенные квартиры. В прошлом году ввели в эксплуатацию 11 многоквартирных домов, темпы сбавлять не собираемся. Параллельно с жильем мы активно застраиваем социальную структуру — школы, дороги, коммунальные и медицинские объекты. У нас работает инвестиционная программа, которая привлекла уже восемь крупных проектов с объемом финансирования более 10 млрд рублей, и строительство жилья на Курилах дает нам возможность, помимо прочего, привлекать специалистов на новые рабочие места, которые открываются в рамках нового бизнеса.
— На Сахалин приходят крупные (работающие в разных регионах страны) строительные компании. Каковы объемы планируемого строительства и будет ли развиваться на острове отрасль производства строительных материалов?
— Я уже назвал показатель, к которому мы стремимся в этом году: построить 500 тысяч квадратных метров жилья. Разумеется, мы планируем строительство не только многоквартирных домов, но и малоэтажных зданий, в том числе крупнопанельных. Совсем скоро на юге Сахалина начнет работать высокотехнологичный домостроительный комбинат. Он будет производить детали для крупнопанельной стройки, арматурные каркасы, готовые железобетонные изделия. Завод открывает группа компаний «Лиго-Дизайн», и уже летом мы надеемся увидеть первую продукцию на стройплощадке нового жилого комплекса в Южно-Сахалинске.
Еще один важный проект — это цементный завод в Смирныховском районе, который будет строиться с привлечением корейских инвестиций. Он будет выпускать до 700 тысяч тонн продукции ежегодно, даст нашей области 500 рабочих мест и позволит нам серьезно снизить зависимость от поставок с материка. Таким образом мы еще снизим стоимость квадратного метра жилья и будем строить больше квартир. Это производство для нашего региона, можно сказать, жизненно важное, и мы обязательно его поддержим.
— Каким образом будет трансформироваться «Единая карта сахалинца»? Что она «может» уже сейчас, что даст в будущем?
— Мы подписали соглашение о совместной работе с фондом «Стратегия будущего», чтобы развивать и совершенствовать наш проект «Единая карта сахалинца». Уже сейчас она объединяет в себе сразу три карты — банковскую, социальную и транспортную. Это доступ к государственным и муниципальным услугам, мерам социальной поддержки, она позволяет получать скидки в магазинах, аптеках. Оформить ее могут все жители региона — от школьников до пенсионеров. И сейчас мы готовы поделиться нашими разработками и помочь развивать подобные проекты в других регионах, а в этом нам поможет фонд «Стратегия будущего», который распространит наш опыт на весь Дальний Восток. Вместе мы займемся освоением новых технологий национальной программы «Цифровая экономика России». После трансформации проекта мы сможем оперативно получать обратную связь от населения, анализировать отзывы и улучшать механизм оказания социальных услуг, модернизируя «Единую карту сахалинца» под реальные запросы и нужды населения. Ну а что касается тиражирования проекта, это поможет каждому региону Дальнего Востока наладить качество помощи населению в электронном виде.
Гонконг остается одним из ведущих финансовых центров в АТР, а в последние годы – и флагманом инновационных разработок. Как правило, здесь зарождаются и тестируются идеи, которые затем масштабируются не только на остальной территории Поднебесной, но и на таких рынках, как Индия, Сингапур, Таиланд. EastRussia разбиралось, чем сегодня этот специальный административный район КНР может быть полезен российскому бизнесу и чем он отличается от материкового Китая в деловой сфере.
С выходом из пандемии Гонконг активизировал международные контакты. С января здесь отменены карантинные ограничения, а чуть позже – и масочный режим. При этом, если при въезде в континентальную часть Китая от иностранца до сих пор могут потребовать результаты ПЦР-теста, то для этого административного района КНР данное условие не обязательно.
Как показатель оживления деловой активности – растущее количество авиарейсов из местного международного аэропорта. На сегодня их число выросло до 700 в день. В Гонконг летают около 120 авиакомпаний примерно в 220 направлениях. «Видим, аэропорт наращивает объемы, как и то, что он остается крупнейшим в мире по объемам карго перевозок», – рассказал руководитель представительства Совета по развитию торговли Гонконга (HKTDC) в ЕАЭС, Грузии, Азербайджане и Молдове Леонид Орлов.
Если рассматривать торговые связи с РФ, то Россия, с одной стороны, играет небольшую роль в товарообороте Гонконга. Согласно статистике за 2021 год, по экспорту (его объем составил около $5 млрд) РФ занимала 18 место, по импорту ($1,4 млрд) – 27-ое, сообщил председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
В поставках из России превалируют продукты питания животного и растительного происхождения, минеральные продукты, продукция химической промышленности. Больше половины ввозимых из Гонконга в РФ товаров традиционно занимали транспортные средства, главным образом автомобили, и оборудование. С 2022 года растут поставки в рамках параллельного импорта. В первую очередь это относится к бытовой технике и коммуникационной аппаратуре.
Сегодня много российских компаний заинтересованы в сотрудничестве с Гонконгом, продолжает Виталий Манкевич. «Здесь можно разместить денежные средства, акции, облигации. Имеются большие перспективы для компаний, которые выводят свои средства из недружественных стран», – пояснил он.
В настоящее время в Гонконге ежемесячно регистрируется россиянами 10-15 компаний, сообщил советник председателя РАСПП Артем Сароян. Специальный административный район, где по сути действует режим порто-франко, снимает многие ограничения по внешнеторговым операциям, имеет благоприятный режим налогообложения. «Гонконг является мировым финансовым центром, а Гонконгская фондовая биржа – лидером по количеству сделок после Нью-Йоркской и Лондонской. Но преимуществом здесь является отсутствие валютных, таможенных ограничений, которое позволяет торговым компаниям регистрировать свои представительства для осуществления взаиморасчетов со своими контрагентами в регионе», – отметил Артем Сароян.
Фактически это единственный крупный финансовый центр в мире, не являющийся офшором, где отсутствует контроль за движением денежных потоков, подтверждает Леонид Орлов. При этом концентрация банковского капитала здесь вторая после Нью-Йорка.
Из главных минусов Гонконга можно отметить высокую стоимость недвижимости. В частности, стоимость жилья составляет $17-25 тыс. за 1 кв. м, аренда квартиры – от $2 тыс. в месяц.
Гонконг славится своими преференциями для IT-рынка, проектов в области FinTech, рассказывает директор по развитию бизнеса «Ситик Телеком СПС Рус» Румия Рахимова. Это может быть интересно представителям IT-сообщества из России. Примерно 35% отечественных разработчиков программного обеспечения продают свою продукцию в другие страны. Согласно «Стратегии развития российского экспорта услуг до 2025 года», объем зарубежных продаж IТ-услуг должен составить $12,15 млрд.
Для стимулирования разного рода инноваций, например в Гонконге востребована деятельность в области биотехнологий, принята расширенная схема налоговых вычетов и различных субсидий. Например, предусмотрена возможность возместить расходы на НИОКР, компенсировать вложения в научно-технические проекты.
Возвращаясь к рынку информационно-коммуникационных технологий, стоит сказать, что в Гонконге он ежегодно растет в среднем почти на 7% за счет активного перехода пользователей на облачные сервисы, цифровой трансформации предприятий малого и среднего бизнеса, разработок в области Big Data и Интернета вещей, увеличения стартапов. По прогнозу Technavio, к 2026 году его емкость в денежном выражении возрастет на $6,72 млрд.
Благодаря принципу одна страна - две системы Гонконг относительно независим от остальной части КНР, но сохраняет с ней плотные экономические контакты, как и с другими азиатскими странами. Как правило, здесь тестируются идеи, чтобы затем масштабировать их на такие крупные рынки, как Индия, Сингапур, Япония, Таиланд. К сведению, суммарный объем IТ-услуг в АТР по итогам 2022 года оценивался в $1,04 трлн. В 2025 году он может достигнуть $1,21 трлн. Для сравнения, рынок информационно-коммуникационных технологий в России в 2022 году, по данным Высшей школы экономики, составлял около $68 млрд.
«Бизнес-климат в Гонконге по сравнению с материковым Китаем просто сказочный. Материковый Китай достаточно жестко регламентирует всевозможные внедрения на его рынке. Поэтому, если выбирается направление Азия, чтобы протестировать свой проект, то безусловно Гонконг, несмотря на свою дороговизну, какую-то другую сложность, является отличным вариантом стартапа», – убеждена Румия Рахимова.
По ее словам, IT-инфраструктура здесь полностью открыта, тогда как в районах континентального Китая популярные SaaS-ресурсы (Software as a Service – одна из моделей продажи и доставки приложений пользователям, когда поставщик услуги разрабатывает программное обеспечение, разворачивает его на своих вычислительных мощностях, обслуживает и предоставляет клиентам доступ к приложению как к готовому интернет-сервису – прим.ред.) и веб-ресурсы могут быть недоступны, социальные сети частично заблокированы.
Однако примеров запуска российских проектов в Гонконге, связанных с инновациями, немного. «Когда стоит выбор между Гонконгом, материковым Китаем и Сингапуром, выбирают почему-то Сингапур», – свидетельствует Румия Рахимова.
Отечественный бизнес должен понимать, какой эффект от юрисдикции в специальном административном районе КНР может быть достигнут в долгосрочной перспективе, говорит исполнительный директор Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Юлия Капранова. К тому же преференциальные режимы есть в других частях Китая, например, в рамках особой экономической зоны Хайнань. Кроме того, китайская сторона стремится повысить привлекательность в приграничных районах с РФ. В частности, провинция Хэйлунцзян активно предлагает ввести бондовые зоны, режимы беспошлинной торговли и т.п., отмечает Юлия Капранова.
При этом говорить, что в Гонконге совсем отсутствуют проблемы с регуляторикой, не приходится. Хотя движение капитала не ограничено, действует строгое регулирование финансовых услуг, и за последние годы для нерезидентов усложнились такие процедуры, как открытие банковского счета. Распространенной практикой стало использование гонконгской компании, чтобы отрыть на нее счет в континентальном Китае. «Открытие в [банке] Гонконга возможно, но комплаенс процедуры довольно жесткие. Если у вас будет компания, которая работает только с Россией, [гонконгские] банки не так сильно это приветствуют», – предупреждает Артем Сароян.
В свою очередь председатель исполкома Союза пищевой промышленности Игорь Трунов не исключает сложностей в связи с соблюдением Гонконгом западных санкционных мер в отношении РФ из-за угрозы вторичных санкций. «Санкционное давление есть: самолеты с технологическими товарами в Россию из Гонконга не летают в отличие от [материкового] Китая. Что касается электроники, банки Гонконга не пропускают платежи», - утверждает представитель российской компании-производителя. В связи с этим импортер вынужден ориентироваться на вендоров из материкового Китая.
По его словам, раньше Гонконг использовался для поставок в Россию, поскольку не надо было платить пошлину и нести прочие дополнительные расходы. Теперь делать это проблематично. «Если мы покупаем какой-нибудь контроллер производства КНР, он улетает из [континентального] Китая. Понятно, что нужно заплатить вывозную пошлину, но деваться некуда, – говорит менеджер. – Если мы везем какой-то западный компонент, можно провезти его через Шанхайскую зону свободной торговли, не понеся больших затрат. Подобные зоны становятся для России намного более интересными, чем Гонконг».
Тем не менее сбрасывать со счетов возможности специального административного района Китая не стоит, здесь целесообразен дифференцированный подход.
«Если вы хотите инвестировать в то, что связано с [промышленным] производством – вам в Китай. Если хотите инвестировать в сервисы, IT-технологии, облака и прочие вещи, которые не нужно гонять через таможню, то Гонконг вполне себе работает», – заключил предприниматель.
В середине марта на российско-китайской границе случилось событие, тревожное для многих, чья жизнь крутится вокруг торговли: Китай приостановил пропуск через границу большегрузов, из-за скопления машин с российской стороны границы.
Граница на замке
Пробка на переходе образовалась не впервые. Причиной систематических заторов член Национального комитета народного политического консультативного совета Китая, председатель этого комитета в Маньчжурии Лин Юн считает неисполнение российской стороной своих обязанностей: с момента открытия международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Забайкальск» Россия и власти Забайкальского края так и не организовали двустороннее движение через погранпереход, и грузовые машины идут в Китай одним потоком с пассажирскими, тогда как с китайской стороны эти потоки разделены.
К марту этого года по сравнению с мартом 2022-го объёмы импорта из КНР в Россию выросли почти в 4 раза, превысив 250 тысяч тонн товаров.
Пропуск самоходной техники на границе России и Китая после мартовской блокировки возобновили после того, как на границе разобрались с очередью. Которая, впрочем, образовалась снова - по данным министерства по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края, 26 марта на въезде в Китай стояли 246 автомобилей, выезжали из него 97 машин.
Сразу после заявления соседей
По информации, предоставленной правительством Забайкальского края, нынешний затор носит сезонный характер:
«По информации китайской стороны на территории города Маньчжурия 15 марта находится 5 тысяч единиц самоходной техники, 500 гружёных транспортных средств. Большое количество самоходной техники скопилось в преддверии строительного сезона. В целях разрешения сложившейся ситуации Министерством планирования и развития Забайкальского края достигнуты договоренности с Правительством Маньчжурии о временной приостановке ввоза самоходной техники (14-16.03.2023) и приоритетного пропуска гружёных транспортных средств», - говорится в информационной справке региональных властей.
Правительство Забайкальского края направило в Китай предложение перевести пункт пропуска с китайской стороны на круглосуточный режим, чтобы ситуация с громадной очередью не повторилась. Кроме того, было предложено ограничить количество ввозимой техники сотней единиц в сутки.
«Это позволит снять напряжённость на МАПП Забайкальск. С государственными контрольными органами проработан вопрос оптимизации их работы. Читинская таможня осуществляет оформление техники и грузов круглосуточно: в дневной смене работает до 30 сотрудников, в ночной - 5 сотрудников», - говорится в документе.
Здесь же уточняется, что реконструировать МАПП «под ключ» будут по государственной программе «Развитие транспортной системы» ведомственного проекта «Строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации». Контракт на 2,8 млрд рублей заключили с компанией «Телеком-Монтаж-Юг».
По подписанному ещё в 2009 году протоколу по расширению МАПП и реконструкции его грузового направления работы переход с российской стороны должны расширить в 2025-2027 годах. В 2022-2024 годах должны были пройти изыскательские работы, начало строительства планировалось на 2025 год, завершение – в 2027-м
Почему реконструкцию не начали раньше
Возникает резонный вопрос – почему с момента открытия МАПП Забайкальск, а это было в 1998 году – там так и не появилась вторая полоса для движения автотранспорта? Как отметил в беседе с корреспондентом EastRussia исполняющий обязанности заместителя председателя правительства края - министр планирования и развития региона Владимир Петраков, нынешняя ситуация не по нраву ни одной из сторон.
– Ни мы, ни наши китайские коллеги не удовлетворены текущей пропускной способностью МАПП, и мы совместно работаем над кардинальным изменением ситуации, это ежедневная скоординированная работа многих ведомств двух дружественных государств, – сообщил он. – Эта проблематика появилась не вчера. Другое дело, что если раньше были более характерны очереди с российской стороны, то сейчас – с китайской. Проблема роста очереди с китайской стороны во многом вызвана ростом количества самоходной техники в преддверии строительного сезона, в связи с чем китайскими коллегами было принято решение по приоритетному пропуску такой техники – то есть в начале дня пропускалась только самоходная техника, а уже после обеда большегрузы. Это спровоцировало рост количества большегрузов в очереди на китайской стороне.
Власти Забайкалья смогли договориться с Минтрансом о сдвиге срока завершения реконструкции МАПП влево почти на 2 года – на 1 квартал 2026 года. Кроме того здесь инициировали недавно принятый Государственной Думой и подписанный президентом закон, позволяющий регулировать очередь на подъезде к МАПП. Это позволило организовать совместно с Росгранстроем внедрение электронной очереди с российской стороны, которая полноценно заработает с 1 сентября 2023 года, а до этого её запустят здесь в тестовом режиме;
– По нашей инициативе с российской стороны МАПП переведён на круглосуточный режим работы и оптимизирован режим работы сотрудников уже давно, - утверждает Владимир Петраков. – Мы неоднократно обращались к нашим китайским коллегам с просьбой перевести МАПП на круглосуточный режим работы с китайской стороны, последнее такое официальное обращение с нашей стороны было сделано 16 марта в связи с осложнившейся обстановкой. Считаем, что это позволит быстро улучшить ситуацию с очередью с китайской стороны и будем настаивать на этом.
После реконструкции планируемая пропускная способность составит 876 тысяч транспортных средств в год, то есть 2400 в сутки. Из них 500 легковых, 300 пассажирских и 1600 грузовых. При этом сооружения грузового направления будут перестроены так, чтобы можно было ввозить крупногабаритные и негабаритные грузы.
В числе намеченных изменений также: обустройство регулярного пассажирского направления. Для этого на МАПП собираются построить дополнительное здание для оформления пассажиров автобусов, в котором будут установлены отдельные кабины паспортного контроля. Кроме того планируется увеличить количество полос движения на легковом направлении и создать пешеходный коридор: построить и оборудовать специализированное здание для оформления физических лиц, следующих в пешем порядке на въезд и выезд из РФ.
Китай и Турция нам помогут
По данным Федеральной таможенной службы, в 2022 году импорт в Россию сократился на 16%. Основными внешнеторговыми партнёрами РФ стали Китай, Турция, Нидерланды, Германия и Белоруссия. Торговый оборот с Китаем при этом вырос на 28%, с Турцией - на 84%.
Точной статистики параллельного импорта по итогам 2022 года ещё нет в открытых источниках, но в декабре ФТС России сообщало, что прогнозирует показатели свыше 20 млрд долларов в стоимостном эквиваленте. С января по декабрь в страну ввезли 2,4 млн тонн товаров в рамках параллельного импорта. Это автомобили, станки, оборудование, технологические линии, изделия лёгкой промышленности и другая продукция.
Рост импортных поставок в ноябре и декабре способствовал снижению цен на потребительском рынке, сообщают в Центробанке.
«За счёт параллельного импорта и пополнения ассортимента продукцией российских производителей медленнее росли цены на одежду и бельё. Так, в Приморском крае в декабре годовой темп прироста цен на непродовольственные товары уменьшился до 10,8% после 11,1% в ноябре», - прокомментировал главный экономист Экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России Антон Гулевич.
Как это работает
Напомним, что с 28 июня 2022 году вступили в силу поправки к Федеральному закону № 213-ФЗ, легализовавшие параллельный импорт. Список товаров, разрешённых к завозу юридическими лицами без разрешения правообладателя, утверждён приказом Минпромторга и включает более 200 брендов в разных товарных группах от удобрений до автомобилей.
фото: от пользователя от 4045 на Freepik
Поначалу новые условия ввоза иностранной продукции вызывали массу вопросов делового сообщества. Сегодня участники рынка сообщают, что бизнес распробовал параллельный импорт и всё более активно использует эту схему. Появилась масса посредников, готовых доставлять в Россию «запрещённые» товары.
Любой предприниматель может заниматься этой деятельностью при соблюдении ряда условий, поясняют в группе компаний «Пионер Логистик». Товар официально покупают у поставщика или посредника за рубежом, выстраивают логистику через страны без транзитных пошлин и растамаживают его на российской границе с оформлением необходимых документов. Разрешения правообладателя или производителя при этом не требуется. Нормы и требования по безопасности и качеству товаров остаются в силе.
«Мерседес» из пустыни
В Дальневосточном регионе параллельный импорт ожидаемо получил наибольшее распространение на авторынке, сообщают в таможенных органах. Транспортные средства везут из КНР, Кореи и других стран.
Представитель сертификационной лаборатории Денис Максименко рассказывает, что от пробных партий импортёры переходят к полноценным поставкам. На сегодняшний день процедура понятна и активно используется как автосалонами, так и независимыми поставщиками.
«Большое количество машин в рамках параллельного импорта поступает из Китая. На самом деле эта схема может быть выгоднее, чем везти автомобиль на физическое лицо. Для примера: Mercedes-AMG GT, приобретённый на физическое лицо, обошёлся импортёру в 5,7 млн рублей с учётом таможенной пошлины и утилизационного сбора. Тогда как аналогичное авто, привезенное на юрлицо по параллельному импорту, стоило 5,4 млн рублей. Разница 300 тысяч ощутимая. Плюс в зависимости от системы налогообложения компания может рассчитывать на преференции типа возмещения НДС, и таких нюансов довольно много», - комментирует собеседник.
Денис Максименко добавляет, что определённые категории транспортных средств нельзя привезти на физическое лицо. Только юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право ввозить и растамаживать в России грузовики. Эти же ограничения действуют в отношении пассажирского транспорта. Сегодня параллельный импорт помогает пополнять автопарки предприятий.
Но в основном он используется для поставки дорогих товаров. Например, из Объединённых Арабских Эмиратов, известных своими свободными экономическими зонами, в Россию поступает продукция Apple, электроника и машины премиум-класса.
По оценкам логистической компании Asia Import Group, более 90% товаров из ОАЭ она завозит в рамках параллельного импорта. В компании «Тосэй» среди самых популярных автобрендов из Эмиратов назвали Ford Ranger Wild Track 2023, Lexus RX 350 2023, Toyota Land Cruiser Prado 2023, Lexus lx600 2023, Toyota Hilux 2023, Toyota Camry 2023, Toyota Sequoia 2023, Toyota Tundra. Кстати, Toyota официально разрешила российским дилерам параллельный импорт и продолжает экспортировать в Россию запчасти и детали, необходимые для гарантийного текущего технического обслуживания автомобилей.
На данный момент это одна из главных проблем поставок. Вся ввезённая «параллельно» продукция должна подлежать гарантированному обслуживанию. Но ограничения удорожают логистику и увеличивают сроки ожидания. В итоге автовладелец может получить нужную автозапчасть через три месяца, а стоить она будет в несколько раз дороже, чем до введения санкций. Параллельный импорт автозапчастей также набирает популярность на Дальнем Востоке.
Народное потребление
Что касается лёгкой промышленности, в этом сегменте новая схема помогает возвращать известные бренды на полки, комментирует аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова.
«Розничные продавцы используют механизм параллельного импорта, чтобы дифференцировать своё предложение, привлекая новые бренды. Например, товары категории «Одежда» в перечне Минпромторга указаны без ограничений по брендам, вероятно, таким образом мы увидели появление товаров британского бренда Primark на Ozon», - поясняет эксперт.
Интересны тенденции импортозамещения продуктов питания и бытовой химии. Дальневосточные ритейлеры рассказали агентству, что отечественный производитель заменил большинство выпадающих позиций. Опустевших полок, как это прогнозировали некоторые эксперты, потребители не увидели.
В хабаровской сети «Самбери» сообщают, что российские компании успешно замещают такие бренды, как Henkel и Procter & Gamble.
фото: X5 Group
Директор камчатской розничной сети супермаркетов «Шамса» Андрей Солониченко сообщил, что фактически проблемы возникли только с поставками алкоголя. Например, в России сложно найти элитный виски, сопоставимый по качеству с «запрещёнными» иностранными аналогами.
«Поддерживать ассортимент алкогольной продукции – задача трудная. Однако в ноябре прошлого года Минпромторг разрешил алкоголь к параллельному импорту, и мы возлагаем надежды на эту схему», - рассказал он.
Укрепил позиции отечественный производитель и в сегменте бытовой техники и электроники (БТиЭ). Вырос спрос на стиральные машины и холодильники российского производства.
По словам ритейлеров, наиболее эффективно схема параллельного импорта работает в отношении дорогостоящей продукции Apple, которую можно заказывать небольшими партиями, в том числе авиадоставкой. Бренды более массовых сегментов активно замещают российские аналоги и товары из Китая.
Тяжёлый вопрос
В производственном секторе ситуация с импортозамещением намного более сложная. Руководитель Московского подразделения логистической компании «Азия-Л» Вадим Воложанин акцентирует, что многие компании, работающие на импортном оборудовании, испытывают сложности в снабжении своих производств и складов. По его словам, за минувший год огромное количество производителей приостановили работу либо находятся в процессе вынужденной модернизации, снижая свою эффективность.
фото: EastRussia
«Компании, которые несмотря на ограничения сотрудничают с российской стороной, рискуют попасть под вторичные санкции. Поэтому они очень осторожно подходят к заключению контрактов. На деле это выглядит следующим образом: вы обращаетесь к конкретному производителю и просите продать товар, но получаете отказ. Использовать обходную схему через Турцию и Казахстан производитель тоже отказывается. В итоге вы договариваетесь с посредником в Турции, чтобы он приобрёл необходимую вам продукцию. Тот соглашается, но на заводе его просят показать проект и производственную площадку. Многие западные компании заключают сервисные контракты с покупателями, в рамках которых специалисты поставщика контролируют внедрение оборудования, проводят обучение сотрудников и регулярно приезжают с проверками. У турецкого посредника нет ни проекта, ни производства, так что сделка срывается», - поясняет Вадим Воложанин.
В пример он приводит крупное предприятие по производству бумаги, которое приостановило работу из-за введения санкций, так как немецкий завод отказал ему в обслуживании. Аналогов нужного оборудования доступные бренды предложить не могут. И даже в случае лучшего сценария, если удастся организовать поставки через посредников и третьи страны, логистика, которая раньше занимала 2-3 недели, потребует в разы больше времени, что означает простой производственных мощностей.
Впрочем, есть в деловых кругах и другая точка зрения. Генеральный директор предприятия «Эколос — Дальний Восток» Алексей Бурдюк считает, что можно эффективно обходить санкции.
«Я уверен, что европейский бизнес в шоке от введённых ограничений. Это не предпринимательская инициатива, а навязанные сверху условия, которые несут прямой ущерб обороту предприятий. Поэтому не только российская сторона заинтересована в возобновлении импорта», - говорит он.
Другой крупный производитель, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что знает способы «привезти что угодно откуда угодно» и проблем с поставками не имеет. «Есть рабочие схемы и поставщики, которые решают проблемы», - пояснил он.
Так или иначе, собеседники соглашаются, что параллельный импорт не может удовлетворить массовый спрос. Но, как отмечают в компании «Финам», такой цели он и не преследует. Задача параллельного импорта – поддерживать ассортимент и обеспечивать комфортную трансформацию рынка для потребителя, который может купить телефон, одежду или автомобиль любимого бренда. Усложнившаяся логистика при этом неизбежно означает подорожание товаров, однако основные потребности будут закрывать отечественные аналоги и продукция из дружественных стран.
В части оборудования и технологий вопрос остаётся открытым. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что ведомство разрабатывает меры, способствующие развитию промышленности и локализации производств иностранных компаний на территории Российской Федерации. Импортные образцы оборудования послужат для создания отечественных аналогов.
При этом министерство сообщает, что параллельный импорт – временное решение. Главная его цель – сбалансировать рынок. По мере успехов импортозамещения из списка Минпромторга будут исключать товарные группы, разрешённые к параллельному завозу.