Экс-министр ЖКХ Сахалинской области Наталия Куприна стала мэром Корсаковского округа. Ее кандидатуру поддержали 19 из 19 депутатов. Решение стало итогом конкурсного отбора, в котором участвовали четыре кандидата.
Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко поздравил Наталию Куприну с победой на выборах.
«Уверен, ее навыки руководства и опыт в жилищно-коммунальном хозяйстве пригодятся району и его жителям. Исполняющим обязанности министра ЖКХ Сахалинской области назначен Дмитрий Аристархов», – написал Лимаренко в Telegram.
Ранее сообщалось, что в январе этого года Мэр Корсаковского района Александр Ивашов досрочно покинул свой пост по собственному желанию. Причина в начавшейся проверке правоохранительных органов.
– Олег Борисович, начнем, пожалуй, с самого глобального проекта в Хабаровске в области жилищного строительства – микрорайона Ореховая сопка, где буквально в чистом после высотки растут, как грибы после дождя.
– Да, действительно, это большой проект комплексной застройки – 1,3 млн кв. метров жилья, эдакая «точка роста» всего жилого строительства в нашем городе. Я подчеркну – комплексной, наряду с жилыми домами здесь построят три школы, семь детских садов, две поликлиники. Причем, одна из школ – инновационная, «Школа будущего», на 2,1 тыс. учеников, будет самой большой школой на всём Дальнем Востоке.
– Кстати, а почему в микрорайоне «Строитель» к строительству школы и поликлиники приступили только сейчас?
– Это связано с банкротством застройщика микрорайона – «Дальспецстроя», они попросту не успели завершить все объекты. Не только, кстати, школу и поликлинику. По остальным стройплощадкам в городе применяется комплексная за\стройка, которая предусматривает всю необходимую инфраструктуру.
– Раз уже затронули тему недостроев. Много их в Хабаровске осталось?
– За последнее время дело сдвинулось, тут все постарались – и мэрия, и правительство Хабаровского края, и федеральные власти вместе с надзорными органами. В 2020 году общими усилиями удалось решить вопрос по 11 проблемным домам, в 2021 – еще по семи, в прошлом – девять недостроев сдали. В основном, достраиваем за счет инвесторов. К примеру, «Талан-Регион» возьмется за проблемные дома на Воронежской, где ранее работал наследник «Дальспецстроя» - ГВСУ № 6. Федеральный застройщик из Казани «Юникей» достроит дома на Бондаря.
– Думаю, все заметили, что в Хабаровске появились новые застройщики, как правило, федерального уровня. Чем привлекает их наш город?
– Думаю, прежде всего, отношением городских властей. Мэр Хабаровска поставил задачу: «Создать все условия для застройщиков – максимально быстро обеспечивать подключения стройплощадок к сетям, разрабатывать дорожную схему с учетом будущей застройки». Собственно, все это и есть часть того самого метода комплексного развития территории. Мы же с вами понимаем, что появление новых крупных игроков на рынке приводит если не к снижению стоимости квадратного метра, то как минимум к улучшению качества и объемов предлагаемого жилья. В принципе, это уже видно по тем новым домам и жилым комплексам, что появились в Хабаровске за последнее время.
– Как технически выстраивается работа с потенциальным застройщиком?
– Для начала определяется участок под застройку. Тут инициатором может выступить мэрия, правительство края, АО «ДОМ.РФ» или же сам застройщик. Затем мы смотрим существующие ограничения по данным территориям, если их нет, то начинаем решать – какая инфраструктура необходима, какие коммуникации, подключения и – самое главное – источники финансирования. Не секрет, что город сам «не потянет» коммуникации, это очень затратная статья расходов. Выручают меры поддержки от федерального центра. Так, в 2021 году Хабаровскому краю одобрили инфраструктурный бюджетный кредит в размере 3,7 млрд. руб. на развитие микрорайона Ореховая сопка. На эти деньги построили тепломагистраль от ТЭЦ-3, дорогу по улице Героев Пассаров, детский сад на 320 мест.
В прошлом году получили еще 1,13 млрд рублей на строительство подстанции и линии электроснабжения, эта электроэнергия, кстати, пойдет не только на жилые микрорайоны, но и на будущий кампус ТОГУ.
Кстати, со всеми застройщиками у нас выстроены отношения таким образом, что они обязуются передать часть квартир в новостройках муниципалитету по фиксированный цене, мы же потом используем эти квартиры для расселения аварийного фонда, предоставления квартир учителям, врачам, для других социальных нужд.
Иногда застройщик берет на себя обязательства по реконструкции общественных пространств. Например, компания «Пик», заходя на рынок», первым делом обновила площадь Блюхера в Хабаровске.
– Комплексное развитие территории невозможно без дорог…
– Совершенно верно. Это, кстати, видно по микрорайону «Строитель», где выезд с улицы Вахова на Павла Морозова – «узкое горлышко». Чтобы впредь такого не повторялось, мэрией прорабатывается вопрос строительства автомобильной дороги по Панфиловцев от Малиновского до путепровода на проспекте 60-летия Октября, уже подготовлена проектная документация. Новая улица соединит Выборгскую и Промышленную. В этом году завершится ремонт Тихоокеанской, после чего увеличится ее пропускная способность.
– А какие площадки сейчас активно застраиваются в Хабаровске?
– Например, те, где идет или планируется дорожное строительство, которые я сейчас назвал. Если говорить в целом, то застройщик проявляет интерес к свободным территориям, где можно подойти комплексно: построить жилые лома, социальные объекты, оборудовать общественные пространства. В этом плане у нас хорошо подходит северная часть города, район Воронежской и объездной. Только «Талан-Регион-24» построит там 57 тыс. кв. метров жилья, это 1255 квартир, пять монолитных домов переменной этажностью до 21 этажа. Рядом застройщик из Татарстана - «Ю-Девелопмент» - четыре дома строит на 474 квартиры общей площадью 24 тыс. кв. метров. И еще с десяток площадок, в том числе «Дальневосточный квартал» в микрорайоне Хабаровск-II.
В Брянском переулке 400 тысяч кв. метров жилья построят, а также три детских сада, школы, объектов здравоохранения, закрытые паркинги, сделают благоустройство территории, разобьют скверы, сделают зеленые зоны отдыха.
Причем, речь идет не просто про отдельные площадки, которые будут застраивать комплексно, можно говорить в целом, что Хабаровск развивается по единому мастер-плану, который готовит КБ «Стрелка». Его главная концепция состоит в развитии самобытных районов – эдаких центров городской жизни, где будут сконцентрированы магазины, досуговые учреждения, парки, спортивные учреждения, офисные помещения и многое другое. Всего в Хабаровске их будет девять. По сути, это своего рода «мини-города» со своей архитектурной концепцией, которая должна полностью обеспечивать потребности жителей района.
– А хабаровчане как-то могут повлиять на решения – где и что будет или не будет строиться?
– Да, конечно. Вся градостроительная документация до утверждения проходит через общественные обсуждения, в ходе которых горожане могу внести свои пожелания и замечания. К тому же хорошо себя зарекомендовал проект «Формирование современной городской среды», в рамках которого жители сами выбирают общественные территории, которые будут благоустроены.
Только представьте, на планете есть уникальное место – вулкан, из которого вырастает еще один вулкан, при этом он окружен красивейшим озером. Добраться туда – еще то приключение, наполненное риском и неожиданностями. Все это о Пике Креницына – действующем вулкане на Курилах. Это место приняло вулканолога Илью Большакова и показало ему свои красоты, а он поделился ими со всеми в своем фильме и завоевал Гран-при конкурса «Дальний Восток – земля приключений». В интервью EastRussia победитель рассказал о своей экспедиции, творчестве и волшебных местах, в которых он мечтает побывать.
Справка:
Илья Большаков – геолог/вулканолог. Окончил геологический факультет МГУ, где сейчас и работает. Также по совместительству трудится в Институте вулканологии и сейсмологии на Камчатке.
– Илья, вы геолог, несколько лет работаете в экспедициях на Камчатке и Курилах. Почему вас так манил именно Пик Креницына?
– Меня манят все вулканы на свете. Как известно, самый лучший вулкан — тот, который извергается. Я думаю, что у любого человека, который видел хорошую фотографию Пика Креницына, с озером, с кальдерой подобный вопрос должен исчезнуть. Потому что, если вы видели фотографию этого места, оно должно начать вас манить тоже. Помимо туристического и эстетического восторга, Пик Креницына – объект совершенно фантастический с научной точки зрения. Очень много интересного можно про него наговорить, просто это обычно требует огромного количества хитрых терминов, которые здесь, наверное, излишни. Но могу точно заверить, что объект очень интересный. Объект труднодоступный, с одной стороны – к сожалению, потому что хотелось много чего там сделать, с другой стороны – к счастью, потому что, хоть мы и ратуем за туризм, но хочется, чтобы оставались какие-то места, как задача со звездочкой – добраться и тогда сразу упоение достижением кратно увеличивается. Пик Креницына – совершенно волшебное место, всем нужно посмотреть, как он выглядит.
Справка:
Пик Креницына – действующий вулкан на острове Онекотан Большой Курильской гряды. Это настоящий вулкан в вулкане. Его высота – 1 324 метра. Входит в список «Ста чудес России». Назван в честь мореплавателя и исследователя дальневосточных земель капитана Петра Креницына. Вулкан считается действующим, но просыпается редко.
– Вы уже бывали в этих местах или поездка, показанная в фильме, первая?
– На Онекотане, на пике Креницына я был впервые. До этого бывал на Парамушире, острове Атласова, на Шумшу, то есть на других островах Северных Курил. Здесь хочу сделать оговорку, потому что в своем фильме недостаточно осветил историю поездки. Добраться на сам остров нашей экспедиции очень сильно помогло Русское географическое общество, за что я бы хотел выразить благодарность. Потому что, добраться до Онекотана – не всегда самая простая задача. Сахалинская область очень сильно старается, и чудесно, что вертолет до Северо-Курильска стоит практически смешных денег, два корабля ходят за абсолютно вменяемые суммы, но до Онекотана добираться еще почти 100 км.
– Что было самым сложным в этом путешествии?
– Подъем к вулкану, к кальдере и озеру достаточно простой, но переправляться нужно на несколько дней, оставаться там, и это, конечно, требует большого количества продуктов, плюс палатки, снаряжение. Нужно несколько дней заноски и потом выноски всего обратно, ведь мы добросовестные туристы, ученые: никаких банок, мусора оставлять в таком уникальном месте нельзя. Поэтому, самое сложное в этом путешествии – это большое количество ходьбы с тяжелыми грузами, и, конечно переправа через озеро. В фильме она может показаться легкой прогулкой, но на самом деле – это, без шуток, немножко устрашающее мероприятие. Потому что вода невероятно холодная, и если что-то пойдет не так, то могут возникнуть очень серьезные проблемы. От берега до берега нужно переплыть два км, но у нас было почти пять км, потому что мы вдоль берега еще около трех км шли.
Хочу предостеречь тех, кто захочет повторить наш поход: если у вас что-то не так с плавсредством, и если вы находитесь дальше 50 метров от берега, скорее всего, вы останетесь в этом озере навсегда – вода слишком холодная, выплыть невозможно. Поэтому нужно очень ответственно подходить к выбору оборудования, к его тестированию. Не будьте отчаянными туристами и не полагайтесь на авось. Это не тот подход, который требуется в этом месте. В этом месте требуется детальная проверка всего, на что вы рассчитываете.
– Какие еще советы вы дадите тем, кто вдохновится вашим путешествием и тоже захочет отправиться к Пику Креницына?
– У кого-то после просмотра фильма может оказаться искаженное впечатление про погоду. Я пытался проговаривать, что погода там в среднем очень плохая. Такая, как в начале ролика. А там, где на вершине все хорошо – это скорее исключение. Если вы действительно хотите на вершину и хотите красивый вид, то две недели — это базовый срок, может быть, даже стоит чуть побольше заложить. Просто многие думают, что они за день забегут и все посмотрят. Хотя такие прецеденты были. У меня даже есть такой знакомый, который за день действительно это осилил. Но это исключение.
Там нет никакой связи, поэтому обязательно берите с собой спутниковый телефон. Также нужен какой-нибудь человек, который находится в зоне доступа Интернета. Просите, чтобы он вам смотрел прогноз, раз в три дня с ним созваниваетесь и просто спрашивайте прогноз. Это очень сильно помогает. Это базовые правила ответственного туризма, но порой их тоже следует проговаривать.
– А сам фильм снимали для себя или специально для конкурса?
– Я документирую практически все экспедиции, в которые езжу, где-то с большей тщательностью, где-то с меньшей. О том, что есть такой конкурс, я узнал за пару недель до нашего планового научного выезда. Но понял, что это шанс и им надо пользоваться, поэтому документировал все с особым усердием. В принципе, для меня это занятие почти рутинное, потому что уже почти десять лет это все дело записываю, фотографирую. Но вот, наконец, удалось кому-то показать.
– Почему все-таки решили участвовать в конкурсе? Интерес, главный приз в три млн рублей или что-то еще?
– Конечно, невозможно такую сумму мимо глаз пропустить, поэтому главный приз тоже был стимулом, заставил усерднее думать над тем, как все монтировать и подавать. Я, честно говоря, участвую почти во всех конкурсах, которые вижу. Это очень сильно помогает отфильтровать собственное творчество, потому что порой самому кажется, что фотография супер-пупер, а отправляешь ее на конкурс – никто не берет. Понимаешь, что, наверное, ты заблуждаешься, а не все вокруг. Поэтому полезно отправлять собственные работы на оценку жюри.
– Вы геолог, а где научились так снимать, монтировать?
– Я много занимаюсь фотографией, периодически участвую в выставках, сейчас, например, мои работы представлены на выставке «Первозданная Россия» в Москве. Благодаря геологии и вулканологии, благодаря Камчатке и Курилам я сильно увлекся фотографией. Первый фотоаппарат купил, как только вернулся из первого «поля», потому что понял, что это все надо запечатлеть. Потом долго тренировался, на конкурсы отправлял, на все подряд, где-то получалось, где-то нет. Что касается монтажа, то это дело не хитрое, я им занимался для себя, ради баловства. А чувство кадра, наверное, из фотографии пришло.
– Ожидали, что завоюете Гран-при конкурса или победа была неожиданной?
– Не ожидал, но надеялся. В принципе я в своих силах уверен, но работ на конкурс подали больше 600. Тут хочешь, не хочешь, а подумаешь, что ты не один такой, кто умеет видео снимать. Я смотрел ролики всех финалистов, ребята огромные молодцы, но особенно мне запомнились видео победителя в номинации «Лучшее пешее путешествие». Это путешествие по Кунаширу. Вот тут про монтаж и про все остальное я просто снимаю шляпу, автор в этом отношении, мне кажется, на 500 голов выше меня. Может, ей чуть меньше повезло с погодой, ведь тоже важно – удалось ли дойти до вершины. Это часто оказывает влияние на впечатление от просмотра. Но в плане техническом и творческом, девушка-автор лучше меня в десятки раз. Мне чуть-чуть, может, больше повезло с внешними обстоятельствами.
Или взять фильм супружеской пары, которая на катамаране путешествовала по Японскому морю. Там с технической точки зрения фильм, можно сказать, относительно простенький, но вот по впечатлениям и эмоциям мне тоже невероятно понравилось. Пошел гуглить, сколько стоит надувной катамаран (смеется).
– Кстати, как считаете, что важнее в таких роликах — эмоции или картинка, техническая оснащенность?
– Мне кажется, все в комплексе. В век высоких технологий люди избалованные, поэтому картинка важна и звук. Но если хорошую, интересную и затягивающую историю с плохой съемкой можно посмотреть, то ужасную историю с самой лучшей съемкой – нет. Лучше хорошее наполнение с плохим техническим исполнением, чем хорошее техническое исполнение без наполнения.
– Если не секрет, решили, как потратите выигрыш?
– Пока нет. Пока думаю, как перед всеми друзьями проставиться, которые помогли в экспедиции. Многие из тех, с кем я был в путешествии, не очень любят, когда на них направляешь объектив. Я это уважал. Поэтому может создаться ложное впечатление, что я там один покоряю острова и вулканы. Но на самом деле работа титаническая, командная. Один бы я там далеко не ушел. Поэтому огромная благодарность всем людям, которые со мной там были. И я считаю, что выигрыш в этом отношении совместный. Так что пока на условную общую часть придумываю, как отблагодарить всех, а на то, что оставлю себе, пока планов нет. Может, позволю себе еще какое-то путешествие.
– А вот куда бы хотелось отправиться?
– Мест страшное количество, есть очень волшебные места. На Дальнем Востоке у меня есть незакрытый гештальт – остров Янкича, острова Ушишир, вулкан Кудрявый на Итурупе – это все Курилы. На Камчатке тоже места есть, например, волшебный вулкан Хангар. В общем, планов больше, чем времени.
– Илья, что вам, помимо выигрыша, дал этот конкурс?
– На самом деле много всего, и, судя по всему, процесс продолжается. Конкурс дал некоторое понимание моего творчества. Порой я сомневаюсь в собственных способностях, когда на очередной хороший конкурс не берут мою работу. Конечно, страшно приятно, когда тебя оценивают положительно и это дает значительный вклад в то, чтобы продолжать чем-то подобным заниматься. Ну и, конечно, конкурс позволил завести много знакомств и получить положительные эмоции.
– Уже анонсировано, что будет третий сезон конкурса. Какие рекомендации дадите тем, кто решит принять в нем участие?
– Думайте о наполнении своего фильма больше, чем о техническом исполнении. Также важно отправляться в то место, которое именно вам интересно и вам хочется открыть. Не потому, что оно будет лучше смотреться в кадре, а потому что у вас будут искренние эмоции, все будет иначе ощущаться, вы с любовью все это смонтируете. Я видел серию роликов, которые в призы не попали. Видно, что есть авторы, которые снимали специально для конкурса. В этом ничего плохого нет, но мне кажется, что в процессе создания подобного ролика смещаются приоритеты и получается немножко не то.
Отправляйтесь туда, куда вы искренне хотите, и не потому что конкурс, а просто потому что вы хотите. А конкурс будет бонусом. Если вы в своем путешествии будете всегда смотреть в объектив, это дело не самое лучшее. Все природные места нужно воспринимать глазами, объектив вторичен. Как известно, мы все любим концерты на видео снимать, и никто эти видео потом не смотрит. Лучше смотреть глазами. С путешествиями та же история.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.