Бурятия на выставке «Улица Дальнего Востока» представит экспозицию «Байкал. Бурятия. Место силы». IX Восточный экономический форум пройдет с 3 по 6 сентября на площадке кампуса ДВФУ во Владивостоке. В эти дни выставка «Улица Дальнего Востока» будет работать для участников форума, а 7 и 8 сентября она откроется для всех желающих.
Как сообщили в пресс-службе организатора ВЭФ – Фонде Росконгресс, крыша основного павильона республики сделана в стиле буддийского дугана. На вершине павильона установят буддийскую Ступу Просветления. Подобная установлена на острове Огой в центре Байкала, и поскольку на нем никогда не жили люди, то он считается энергетически чистым.
В экспозиции внимание будет уделено трехсотлетнему юбилею Кяхты – столицы Великого чайного пути в России, расположенной на границе с Монголией. Будет создана отдельная инсталляция торговых кяхтинских рядов – памятника федерального значения.
Общий акцент экспозиции Бурятии будет сосредоточен на экологическом туризме и развитии заповедных территорий. В рамках экспозиции планируется оформление фотозоны, добавление интерактивных игр и трансляция мультимедийного контента.
Галерея ремесленников Бурятии продемонстрирует разнообразие изделий народных художественных промыслов, а также фабрик и заводов, выпускающих продукцию в этническом стиле на тему озера Байкал из местных природных материалов. Зона дегустации будет модернизирована и оснащена новым оборудованием, благодаря чему посетители смогут оценить разнообразные вкусы местной продукции. Предприниматели республики презентуют свои инвестпроекты. Для гостей павильона будет работать выставка достижений предприятий – обладателей товарного знака «Сделано в Бурятии».
Экспозиция региона будет включать мастер-классы, выступления творческих коллективов и дегустации. В рамках экспозиции установят традиционную юрту бурят, где представят традиционные байкальские игры. В юрте гости смогут принять участие в презентации атрибутики для традиционных видов спорта и игр народов Бурятии, попробовать свои силы в стрельбе из лука, изучить снаряжение борца «бухэ барилдаан» и поиграть в национальные шахматы — шатар и шагай наадан.
Как отметил полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, Байкал – визитная карточка Бурятии и мировая сокровищница. Республика славится своей уникальной культурой и традициями.
«Однако не менее важно и экономическое развитие Бурятии, развитие существующих и старт новых инвестиционных проектов. В регионе появляются новые инвесторы. Развиваются туристические проекты. Об этом и другом, чем славится Бурятия, смогут узнать участники и гости Восточного экономического форума», – добавил он.
Глава Бурятии Алексей Цыденов рассказал, что трижды павильон республики признавался лучшим за шесть лет участия в выставке «Улица Дальнего Востока».
«В этом году мы снова готовы вас удивлять. Вы увидите вертолет Улан-Удэнского авиазавода, медицинские разработки Приборостроительного объединения, биотехнологическую кожу от „Шэнэскин“, коллекцию украшений из белого нефрита Oriental Way, продукцию в этно-стиле от ремесленников республики», – сказал он, отметив, что также будут представлены богатства природы, культуры и традиций региона.
В Улан-Удэ прошло открытое совещание «Наша Бурятия». В первом его блоке руководители министерств и других государственных ведомств подвели итоги и обсудили актуальные вопросы развития республики. Во второй части представители власти вместе с экспертами, отраслевиками и бизнес-сообществом представили свои идеи и проекты, которые в будущем могут послужить улучшению качества жизни населения и дадут новый импульс экономике региона.
Ранее подобное масштабное мероприятие проходило единожды – в феврале 2020 года, участие в нем приняли около двух тысяч человек. Тогда по итогам открытого совещания было сформировано и обозначено почти 1100 идей по 12 направлениям стратегических сессий: «Общественные инициативы», «Образование - новые возможности», «Здоровая Бурятия», «Мой бизнес - ресурсы для развития», «АПК: новые решения», «Индустрия туризма», «Повышение рождаемости и поддержка семей с детьми», «Молодость. Спорт». «Бурятия - культурный центр российского Востока», «Экология», «Развитие инфраструктуры для комфортной жизни» и «Цифровая экономика».
За четыре года реализовано полностью, частично реализовано и находятся на стадии воплощения 803 проектные идеи (624 – реализовано, 179 – на стадии реализации). «Когда в прошлый раз, 5 лет назад, мы такое же мероприятие делали, мы тоже, когда собрали все предложения, даже представить не могли, сколько мы сможем в итоге сделать. Нас пугали масштабы, пугали объемы необходимого финансирования, пугала трудность задач, но большую часть этих вопросов мы решили. Поэтому и сейчас, имея этот опыт, мы уверены, что также большую часть того, что люди предлагают, мы за этот период решим», — отметил глава Бурятии Алексей Цыденов
В этот раз на втором открытом совещании разбирались следующие темы: подведение итогов реализации национальных проектов, представление новых инициатив, обсуждение стратегических направлений развития Бурятии.
По словам зампреда правительства – министра экономики Бурятии Екатерины Кочетовой, за шесть лет объем собственных доходов Бурятии вырос на 66%.
— Инструменты, применяемые правительством Бурятии, не только способствовали притоку инвестиций — за шесть лет их объем вырос в два раза, но и позволили нарастить доходы бюджета, — отметила министр.
Как сообщает пресс-служба правительства Бурятии, действующий специальный режим территорий опережающего развития дает инвесторам широкий ряд льгот и преференций: пониженные ставки по налогу на прибыль или полностью нулевая ставка, освобождение от налога на имущество. В цифрах – это более 4 млрд рублей налоговых льгот, из которых 732 млн уже фактически предоставлены.
В 11 районах республики и Улан-Удэ созданы специальные зоны с налоговыми льготами и поддержкой для бизнеса — территории опережающего развития «Бурятия». На этих площадках работают 22 резидента, готовые вложить в новые предприятия более 52 млрд рублей и трудоустроить 2 400 человек. Сегодня уже создано 642 рабочих места и вложено почти 7 млрд инвестиций. На ближайшие три года планируется 14 новых проектов с инвестициями свыше 35 млрд рублей. Это позволит создать еще пять тысяч рабочих мест, подмечает Екатерина Кочетова.
За 2024 год доходы консолидированного бюджета составили 123,5 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2019 года. Об этом в рамках совещания сообщил зампред правительства Бурятии Всеволод Мухин. По его словам, значительно возросла и финансовая поддержка из федерального бюджета, благодаря реализации нацпроектов и вхождению республики в состав Дальневосточного федерального округа. Объем инвестиций возрос с 43 млрд в 2019 году до 61,8 млрд рублей в 2024 году.
В сфере агропромышленного комплекса поддержка со стороны государства растет ежегодно. Как сообщил министр сельского хозяйства Бурятии Амгалан Дармаев, за шесть лет на развитие фермерства в республике направлено 5,5 млрд рублей. С 2024 года поддержка увеличилась на 42,8% и составила 1 млрд 23 млн рублей.
«Столько в ключевую отрасль Бурятии не вкладывалось никогда» — отметил Амгалан Дармаев.
Вливание федеральных денег внушительно повлияло на увеличение посевных площадей — на 12,3 тысяч гектаров. Для их обслуживания приобретено почти 1400 единиц техники и оборудования, треть суммы затрат на которое возместило государство. Впрочем, не только средства и техника, но и благоприятные погодные условия дали свои плоды. Так, достигнуты рекордные урожаи по зерновым культурам, картофелю и овощам.
Объем отгруженной продукции полезных ископаемых увеличился в 2,6 раза, а налоговые поступления выросли в два раза, достигнув 7,2 млрд рублей за последние шесть лет, сообщил в своем докладе зампред правительства Бурятии Иван Альхеев.
— Это позволило не только модернизировать существующие производства, но и запустить новые проекты. Благодаря грамотной инвестиционной политике и поддержке государства добывающая отрасль продолжит оставаться локомотивом экономического роста, создавая новые рабочие места и улучшая качество жизни в регионе, — подчеркнул зампред.
Об успехах социальной сферы за последние шесть лет в республике отчиталась зампред правительства — министр здравоохранения Бурятии Евгения Лудупова. Так, с 2019 по 2024 годы на демографическое развитие направлено 80 млрд рублей, из них на выплаты семьям при рождении детей направлено 14,7 млрд.
— Более 8 тысяч человек смогли повысить доход, благодаря программе социального контракта. Мы — одни из лидеров в Дальневосточном федеральном округе по количеству многодетных семей. В соответствии с указом главы Бурятии реализуются такие меры поддержки как организация бесплатного питания в школах, бесплатный проезд и обеспечение лекарствами, — сообщила Евгения Лудупова.
К слову, глава Бурятии Алексей Цыденов свою программную речь посвятил улучшению демографической ситуации в республике. Исходя из его слов, для правительства Бурятии данное направление стало приоритетным:
«Сегодня стоит вопрос сохранения нас как народа. Еще несколько лет назад коэффициент рождаемости был выше 2,3, каждая женщина рожала двух и более детей. Минимальный уровень для сохранения народа — это 2,3. Сейчас в Бурятии коэффициент рождаемости 1,6. С каждым следующим годом нас становится меньше, а нас должно быть много. Бабушки, дедушки тоже не должны отходить в сторону, как и наши бабушки, дедушки растить своих внуков, помогать своим молодым, быть одной большой семьей. Мы как народ должны быть! Экономика, стройки, больницы, все что угодно — это все для того, чтобы нас было больше»
По словам Евгении Лудуповой, на территории республики построено 37 новых современных школ и 46 детских садов; капитально отремонтировано 150 школ и 18 детсадов. Построено 239 спортивных объектов. Отремонтировано и создано 178 учреждений культуры, среди которых 93 сельских дома культуры, 14 детских школ искусств.
Кроме того, построено 8 поликлиник, 61 ФАП, 21 врачебная амбулатория. Также приобретено 448 машин скорой помощи и санитарного транспорта, которые отправились во все районы Бурятии.
За последние шесть лет общее количество преступлений в Бурятии снизилось на 13%. На 38 % уменьшилась преступность среди несовершеннолетних, на 23 % сократилась рецидивная преступность, заявил зампред правительства Бурятии Вячеслав Сухоруков.
Наиболее эффективной мерой по снижению различных видов преступлений, чиновник отметил внедрение АПК «Безопасный город».
«Сегодня более 900 камер видеонаблюдения объединены в единую систему, доступную правоохранительным органам. Постоянно увеличивается число устройств, оснащенных элементами искусственного интеллекта, способными распознавать и идентифицировать лица. Система успешно предотвращает правонарушения и помогает оперативно раскрывать преступления»
По словам Сухорукова, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 2020 года снизилось почти на 40 %. С марта 2024 года введены ограничения на продажу алкоголя в жилых домах, что затронуло более 440 магазинов (около 17 %). Большинство предпринимателей своевременно выполнили требования закона.
Новый антиалкогольный закон в Бурятии начал действовать с 1 марта. На территории республики теперь запрещена розничная продажа алкоголя в нежилых помещениях многоквартирных домов. Уставной капитал розничных магазинов для получения лицензии на алкогольную продукцию повысился с 60 000 рублей до 300 000 рублей. Также поменялось время продажи спиртного: запрет действовал с 21:00 до 09:00, а сейчас - с 20:00 до 11:00. Нарушение закона карается существенными административными штрафами. В связи с этим многие алкогольные маркеты прикрыли свою деятельность, сдавая свои помещения в аренду.
При этом в республике нарастает проблема с IT-преступлениями. В 2024 году зарегистрировано свыше шести тысяч случаев телефонного мошенничества, когда в 2020 году показатель был вдвое меньше.
«Сумма похищенных средств за прошлый год вызывает тревогу – это 673,24 млн рублей. Менее четверти этих преступлений совершается на территории России. Большинство мошенников действуют дистанционно, преимущественно с территории Украины и других государств, что делает проведение следственно-оперативной работы практически невозможным», — подчеркнул Вячеслав Сухоруков
Региональные правоохранительные органы ведут постоянную работу по противодействию телефонному мошенничеству. За январь-февраль прошлого года мошенники похитили у жителей республики 95 млн рублей, а за аналогичный период этого года – 55 млн рублей. Снижение составило более 40 %.
Итоги развития строительной, дорожной и транспортной отрасли республики за последние шесть лет привел зампред правительства Евгений Луковников. За отведенный период сдано более 200 соцобъектов: школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта. Все это было возведено благодаря нацпроектам «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Культура».
Введено в эксплуатацию свыше 2000 квадратных метров жилья, из них более 567 тысяч квадратных метров сдано в многоквартирных домах. Новое жилье построено не только в Улан-Удэ, но и в районах республики.
По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Бурятии отремонтировали и построили более 2,1 тысяч км дорог и 117 мостов. На обновление дорожной сети направили 90,6 млрд рублей.
Несмотря на все рекорды, насущные проблемы все же есть. В их числе многострадальное строительство третьего моста через реку Уда в Улан-Удэ. Его начали строить весной 2020 года. По изначальному плану работы должны были завершить в 2024-м. Однако сроки не раз переносили. Стоит отметить, что транспортный переход через реку Уда включает в себя не только мост, но и надземный пешеходный переход, тоннель под железной дорогой и две развязки. Общая протяженность моста — более четырех километров. Стоимость объекта составила – 7,5 млрд рублей.
Евгений Луковников пообещал, что долгожданный объект будет готов в 2027 году.
«С 2019 года по настоящее время нам ежегодно бросали вызовы. Сегодняшняя ситуация не позволила полностью профинансировать данный объект в установленные сроки. Поэтому лимиты основного финансирования сдвинуты до 2027 года. Мы планируем закончить работы в 2027 году. Мост будет построен – это наша обязанность и показатель, который мы должны достичь»
В открытом совещании «Наша Бурятия» приняло участие около 2400 человек, сформировано свыше 1000 идей на стратегических сессиях по 15 направлениям. Все они были связаны со строительством дорог, мостов, развития опорных населенных пунктов, ЖКХ, туризм, образования и т.д. В ближайшее время правительство Бурятии начнет работу с поступившими предложениями.
Глава Бурятии Алексей Цыденов в программной речи рассказал о дальнейших планах развития республики. Главная задача правительства — реализация мастер-плана по реновации исторической центральной части Улан-Удэ.
В текущем году в Улан-Удэ по мастер-плану начнут строить жилой комплекс из 15 корпусов высотой от 5 до 16 этажей. Новые жилые дома появятся на месте ветхих зданий. После реализации проекта жилая площадь увеличится почти до 200 тысяч квадратных метров. При этом объекты культурного наследия сносить не будут.
Всего в мастер-план Улан-Удэ предусмотрено 42 мероприятия. Помимо масштабной застройки в центре города возведут театр песни и танца «Байкал», национальный музей, школу на 760 обучающихся, межвузовский кампус. В изменения также включат общее благоустройство территории, развитие транспорта, переход на электроотопление и глобальная замена коммунальных сетей.
«В рамках мастер-плана, утвержденного президентом России, мы сделаем наш город, нашу республику лучше. Президент не просто утвердил, а приехал сюда к нам и утвердил то, каким наш город будет в ближайшие шесть лет. Наши задачи — развитие общественного транспорта, решение транспортных вопросов. Мы строим путепроводы, увеличили количество автобусов, трамваев. Делаем город красивым. Сносим старое жилье и строим новое современное. Строим национальный музей и театр «Байкал». Делаем кампус мирового уровня для нашей молодежи, чтобы они жили здесь, чтобы они видели свое будущее здесь. Чтобы они были счастливыми здесь, у себя дома, и чтобы они здесь рожали детей, и чтобы нас становилось больше».
В 2016 году улан-удэнка Арюна Цыбикова открыла первый бурятский этно-маркет «ZAM». И это не просто магазин, а площадка, в которой лучшие мастера Бурятии могут поделиться своими творениями. На сегодняшний день, это самый популярный магазин по продаже национальной одежды и атрибутики с множеством эксклюзивных картин и скульптур. Ассортимент товаров разнообразен, есть фирменные футболки, национальные костюмы, шопперы, худи и много чего ещё. Всего магазин представляет 17 наименований групп товаров.
Арюна запустила свой бизнес в 30 лет, восемь лет назад. Финансовую помощь оказали родители, у которых также есть собственное дело. Этно-маркет расположен прямо в центре города – в нескольких метрах от центральной площади в Улан-Удэ. Бизнес-идея пришла предпринимателю, когда она жила и работала в Москве. За это время девушка успела закончить Финансовый университет при Правительстве РФ, получить учёную степень и поработать в Администрации Президента РФ.
— Я ходила по коридорам власти, наблюдала за людьми, которые работают там десятилетиями и спрашивала себя: «Хочу ли я быть похожей на них?» и решила, что такая профессия мне не очень близка. Хотелось создать свою систему, в которой всё сделаю по-своему. Несмотря на то, что я стала кандидатом экономических наук, поступила на журфак в МГУ, и там во мне открылась творческая жилка. Начала сочинять стихи, фотографировала, писала статьи и уже не могла остановиться.
После ухода с госслужбы Арюна отправилась путешествовать за границу. Спустя два месяца, собравшись с мыслями, будущий предприниматель вернулась в Москву, где организовывала встречи с творческими людьми и проводила мастер-классы. Однако такой формат её не устраивал, поскольку каждую встречу приходилось создавать с нуля.
— За границей меня все спрашивали: «Ты китаянка?», тогда меня это очень задевало, и я им на пальцах объясняла, кто мы такие. Я хотела, чтобы у меня была футболка на которой будет надпись «Я из Бурятии», ну или что-то в этом роде. Полученный опыт в Москве помог мне осознать, что мне нравится общаться с творческими людьми, нравятся вещи ручной работы. Мне хотелось, чтобы атмосфера праздника была ежедневной. Тогда я начала думать о таком помещении, где мастера могли бы презентовать свои товары. Прописала в блокноте все бизнес-процессы, которые могла предугадать в тот момент. Приехав в Бурятию, уже знала, к кому обратиться, чтобы запустить собственное дело.
На открытие бизнеса Арюне потребовалось около полугода. Немало усилий было приложено к названию будущего бренда, ведь как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Хотелось, чтобы оно было короткое, громкое и легко запоминалось. Перебрав множество вариантов, выбор пал на ZAM, что в переводе с бурятского языка означает — «Путь».
— Мы совместно с преподавателями языковой кафедры и учёными составили список из бурятских слов. Очень долго мучились, исписали четыре А4 листа с двух сторон. Потом, когда уже надо заказывать вывеску, спросила себя, какие магазины я вообще знаю? Ну «ГУМ» и «ЦУМ». Вот, должно быть такое же и увидела в словаре «Зам». Смысл проекта – помогать мастерам на их творческом пути, предоставить им место, куда они могут приносить свои работы, а также подчёркивать ценность их труда. Для меня это очень важно, потому что каждый человек проходит свой жизненный путь.
А вот с подбором персонала вышло чуть попроще. В этно-маркет приходили волонтёры, которым нравилась идея магазина и помогали Арюне справляться с поставленными задачами. Вскоре эти люди стали первыми сотрудниками уникального проекта. Прибыль магазину приносит комиссия, взымаемая с мастеров, за проданные товары и реализация собственного ассортимента.
— Спустя время в Улан-Удэ после нас открылись и другие этно-маркеты, а это именно то, чего мы хотели. Каждый день появляются новые мастера — они уходят с нелюбимой работы и зарабатывают на своём хобби. Это значит, что у нас получилось запустить ту самую «волну», которая с подвигла мастеров и модельеров получать со своего любимого дела доход. Это большое благо для меня.
2020-й год стал для этно-маркета настоящей проверкой на прочность. Из-за пандемии коронавируса магазин пришлось закрыть. ZAM перестал приносить доход, а соответственно платить зарплату сотрудникам было нечем. Однако коллеги не стали увольняться, а наоборот всячески поддерживали идейного вдохновителя. Так, им пришла идея развозить персональные заказы по адресам. Также магазин вошёл в список пострадавших от ковида и получил возможность платить налоги по льготной ставке.
— Помню эту планёрку. Мы сели на подоконниках, я говорю своей команде: «Ребят, доходов нет, но зарплату вам я платить должна. У нас остались запасы, но потом их не станет. Если вы уволитесь, я всё пойму и не стану вас удерживать». Моя команда сказала, что останутся со мной и продолжат работать. Ребята ездили и доставляли интернет-заказы. Меня тогда это очень тронуло.
Арюна признается, что в силу своего характера, управление бизнесом долгое время давалось ей тяжело. Будучи руководителем, она чувствовала неуверенность в себе, стеснялась уточнять непонятные моменты у подчинённых, «терялась» в бюрократическом поле. Однако со временем ей удалось подавить психологическую нагрузку.
— Я не чувствовала себя хозяйкой бизнеса. Как будто я отвечала только за внешнюю сторону: пошуметь, раскрутить проект, привлечь клиентов, создать пиар в информационном поле. А внутренняя сторона бизнеса лежала на плечах менеджеров и бухгалтеров. Долгое время у меня было такое состояние, что я не имею прав на ZAM, поскольку деньги на развитие бизнеса дали мои родители, а я ничего не сделала. Сейчас я чувствую, что это мой бизнес и могу на него влиять.
В 2016 году ZAM запустили отдельный проект «Лекторий ZAM». Он представлял собой отдельный зал в котором проводились лекции по буддийской философии, семинары и мастер-классы. Каждый мог прийти туда со своей творческой идеей и поделиться ей с окружающими. Некоторые мероприятия проводились на платной основе. Спустя четыре года проект прекратил своё существование из-за низкой рентабельности.
— Творческое пространство «ZAM» было продолжением моих московских фестивалей. В основном там проводились лекции и мастер-классы. Это было хорошее наивное время, но спустя несколько лет, проект приносил только минусы, нескончаемый поток мороки. Поэтому его решили закрыть.
Ежедневно этно-маркет ZAM посещают от 100 до 300 человек в день. Средний возраст посетителей от 30 лет и выше. Однако средний возраст, заказывающих товары через социальные сети, варьируется в районе 18-35 лет. Доставка осуществляется в любую точку мира.
В планах у ZAM систематизировать работу этно-маркета и создать собственный интернет-магазин.
Прошлогодние испытания многоцелевого легкого самолета «Байкал», призванного заменить легендарный Ан-2, вывили у машины конструкционные недоработки. К настоящему времени завершена первая часть опытно-конструкторских работ по совершенствованию модели с импортным двигателем, дальше предстоит тестировать образцы с отечественным агрегатом. Однако уже сейчас высказываются опасения, что из-за высокой стоимости ЛМС-901 «Байкал» и ограниченных возможностей авиастроителей выпускать технику в нужном количестве, он не сможет закрыть потребностей малой авиации в объеме, предусмотренном госпрограммой развития отрасли до 2030 года.
Разбор полетов
В сентябре 2024 года после проведения предварительных полетов разработчикам воздушного судна поступил ряд замечаний от летчиков-испытателей. Претензии, в частности, высказывались к продольному каналу управления и системе стабилизации самолета. По итогам испытаний подготовлена программа доработки машины. Кроме того, несколько месяцев назад был заменен главный конструктор проекта.
Напомним, поставки первых машин в адрес дальневосточных перевозчиков первоначально намечались на 2023 год.
«Всю осень и зиму велись устранения. В феврале были повторно проведены полеты на второй опытной машине. Летчики-испытатели подтвердили то, что фактически все замечания устранены, машина сейчас сбалансирована, стабильная и можно приступать к дальнейшим сертификационным испытаниям», — сообщил на встрече с сенаторами замглавы Минпромторга РФ Геннадий Абраменков.
В настоящий момент, уточнил он, проводится конкурс на определение организации, которая будет выполнять следующий этап опытных-конструкторский работ. «Планируется изготовление еще двух летных опытных образцов, доведение машины и установка на нее импортозамещенного [турбовинтового] двигателя ВК-800», - рассказал чиновник. Напомним, первые образцы самолета оснащены силовой установкой General Electric H80-100 и винтами Hartzell Propeller.
По словам Геннадия Абраменкова, в данном сегменте двигателей у отечественного авиапрома с 1961 года не было собственных разработок. Наиболее близкий к ним агрегат ТВД-10 начинали конструировать в Омске в 1965-м, в 1980-1990-х его модификация ТВД-10Б серийно изготавливалась в Польше для самолетов Ан-28.
«Это очень важно, что мы в этой нише сделали экономичный двигатель для однодвигательных и двухдвигательных самолетов этого класса. В 2025 году данный двигатель должны сертифицировать вместе с воздушным винтом, в 2026 году закончить сертификацию самой машины с этим двигателем и винтом и [тогда же] начать серийные поставки», — проинформировал замминистра.
Судя по всему, проект ЛМС-901 подвергается корректировкам. Как проинформировал председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов, сегодня в параметрах самолета значится 1,5 т полезной нагрузки (раньше заявлялось 2 т), а дальность полета составит 800 км, тогда как прежде анонсировалось 1,5 тыс. км.
Производство ЛМС-901 возложено на Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Выпуск самолета в Комсомольске-на-Амуре планирует взять на себя его дочерняя компания «СпецАвиаТехника». Подготовить производственную площадку в городе Юности предполагается к концу 2025 года.
На Дальнем Востоке, где много труднодоступных территорий, очень ждут «Байкал». В частности, потребность Амурской области составляет 14 воздушных судов, сообщил сенатор Иван Абрамов. Но по стоимости воздушного судна до сих пор нет ясности. Как известно, начиналась цена со 125 млн руб. Позже называлась сумма, превышающая 400 млн руб. «Нам нужно финансовую модель определять и источники финансирования», — пояснил необходимость понимания стоимости представитель региона.
Цифра в 400 млн руб. и более не устраивает Минпромторг, подчеркнул Геннадий Абраменков. После переговоров УЗГА гарантировала поставку самолета не дороже 280 млн руб., уточнил он.
В то же время ситуация на Уральском заводе не столь радужная, заявил представитель Совфеда Андрей Шохин, недавно побывавший на предприятии. Он высказал опасения по поводу возможности в сравнительно небольшой срок закрыть потребности страны по замене «Байкалом» самолетов Ан-2. Согласно комплексной программе развития авиаотрасли, к 2030 году планировалось произвести 139 машин ЛМС-901.
В этой связи рассматриваются альтернативные решения по поддержке флота малой авиации. Последнее время много говорится о ремоторизации Ан-2 с продлением срока службы. В мире насчитывается порядка 1 тыс. таких самолетов, часть из которых модернизируют, продлевая эксплуатацию. «Когда есть возможность купить Ан-2 в неограниченном количестве и этот парк огромный летает, встает вопрос, будет ли «Байкал» соответствовать бизнес-модели любого авиаперевозчика, если он остается при цене 280 млн руб., потому что Ан-2 прекрасный самолет из советского времени, эксплуатируется до сих пор», — рассуждает Алексей Синицын.
Между тем ситуация с Ан-2 в стране не проста. Так, министерством транспорта и дорожного хозяйства Якутии внесена бюджетная заявка на приобретение, ремонт и перегон восьми воздушных судов этого типа для полетов в арктической зоне, однако она не одобрена, отмечают в ведомстве.
Ан-2 в классическом виде далек от современных требований безопасности, и чтобы модернизировать самолет, нужен сертификат типа, которого нет, говорит Геннадий Абраменков. Росавиация и Авиарегистр РФ совместно с СибНИА им. Чаплыгина работают над формированием нужной документации. Существуют проблемы с авиадвигателем АШ-62, которыми оснащены старые Ан-2, поскольку срок его эксплуатации ограничен.
«Чтобы ремоторизировать самолет на что-то, ждем сертификат типа и современный тип двигателя. Возможно, [замена будет] на ВК-800», — не исключил Геннадий Абраменков.
Еще одно предложение связано с расширением линейки судов для малой авиации. Речь, например, о самолете Т-101 «Грач» (позже назывался «Виконт V-100») c двигателем ТВД-10Б. Однако перспективы здесь выглядят туманно.
«Он серийно не выпускается, его сертификацию не завершили, потому что были проблемы с центровкой. 18 частей самолета есть, но для доводки этого самолета надо приложить не меньше усилий, чем довести «Байкал». При этом двигателей на этот самолет сейчас нет», — предупредил замглавы Минпромторга.
Для потребностей региональных перевозчиков важно ускорить разработку и серийное производство других типов воздушных судов взамен устаревающей техники, в первую очередь Ан-24, Ан-26, Як-40.
Один из лайнеров, в приобретении которого заинтересованы авиакомпании Дальнего Востока – турбовинтовой Ил-114-300 (максимальная вместимость – 68 мест). На днях к программе летных испытаний присоединился дополнительное опытное судно с двигателями ТВ7-117СТ-01.
«Присоединение еще одной машины позволит выполнить необходимый объем испытательных работ и сертифицировать самолет в заявленный срок. Поставка серийных самолетов эксплуатантам начнется в следующем году», — заверил управляющий директор ПАО «Ил» Даниил Бренерман.
Сейчас Минпромторг определяется с первым заказчиком, который сможет обеспечить высокую частоту полетов для окончательной доработки лайнера.
В свое время «Полярные авиалинии» были готовы выступить стартовым эксплуатантом Ил-114-300. С внедрением этих самолетов авиапредприятие ожидало улучшить экономику выполняемых рейсов, тем более что поддерживать парк Ан-24 становится сложнее.
Одна из серьезных проблем в части технического поддержания машин – ограниченные возможности единственного завода «ОДК-сервис» по капитальному ремонту двигателей Аи-24 у самолетов Ан-24/Ан-26, проинформировал гендиректор АК «Полярные авиалинии» Семен Винокуров.
Заводское предприятие столкнулось с трудностями в поставках сырья для ремонта данной установки. Кроме того, произошло значительное удорожание двигателей Аи-24 на российском рынке (его стоимость возросла с 10 до 55 млн руб.), возникли затруднения с поставками 240 позиций комплектующих и запчастей. Данная проблема экономически осложняет ситуацию на фоне недостаточного субсидирования социально-значимых авиарейсов.
Еще один многообещающий самолет для региональный авиалиний — 44-местный ТВРС-44 «Ладога». На текущий момент завершена сборка фюзеляжа первого лайнера, к июню планируется изготовить крыло. До конца 2025 года опытный образец «Ладоги» должны собрать. «Дальше будем приступать к летным испытаниям, сначала доводочным, потом сертификационным», — рассказал Геннадий Абраменков.
Напомним, интерес к «Ладоге» проявляли такие компании, как «Аэросервис», «Ангара» и «Алроса». В свою очередь «Хабаровские авиалинии» присматриваются к будущему самолету ЛМС-192 «Освей» на 22 пассажирских кресла. Он должен прийти на смену 19-местному L-410, разработанному чешским Let Kunovice. Чехия, как известно, присоединилась к санкциям против России, из-за чего отечественные эксплуатанты столкнулись с проблемой капремонта самолетов этой серии, которые до того ремонтировались на заводе-изготовителе.
Создание новой машины запланировано совместно с белорусской стороной. В настоящий момент завершается разработка технического проекта самолета. По выражению замминистра промышленности и торговли РФ, работы идут с осознанным отставанием, чтобы на этапе разработки обеспечить выполнение технических требований к лайнеру со стороны перевозчиков.
«Мы действительно с ним затянули, порядка семи месяцев уже отставание идет от графика, но это осознанно, потому что технический проект. На нем определяется облик самолета, и допустить сейчас ошибку будет значительно дороже и дольше по времени, [чем] на этапе разработки конструкторской документации и уже летных испытаний устранять эту ошибку», — сказал Геннадий Абраменков.
Когда будет понятно, что выходят желаемые характеристики и лайнер обретает черты экономически эффективного судна, разработчики машины утвердят ее технический облик и перейдут к разработке конструкторской документации, пояснил он.
Много-много солнца и морозы, которые ударили в ночь перед фестивалем унтов, высоченное голубое небо и смеющиеся покупатели: русские и буряты, которые 16 октября, пришли на площадь Ленина в Чите не просто так. Всё это Забайкалье с его напитанным веками смешением культур, вплетённых друг в друга и в природные ритмы. Всё это пятый юбилейный фестиваль унтов.
— Мы уже на площади! — рапортует мне в трубку одна из коллег-журналисток, которая приехала на площадку почти на час раньше нужного: продажи у длинных рядов, уставленных унтами всех цветов, с огромными толстыми войлочными подошвами для вахтовиков и аккуратными белыми носочками женских моделей должны были начаться в 11 утра, в 12 часов планировалось открытие.
Час разницы на морозе в Забайкалье — это критично. Тем более после резкого похолодания с сухим морозом, которое пришло ночью. Табло на читинских остановках показывало минус 20 градусов. Но напугал ли мороз мастеров, приехавших из разных уголков Забайкальского края и Бурятии соревноваться в своём умении?
Конечно, нет. Уже в половине одиннадцатого утра тут была суета: выставлялись модели — важно было поставить их так, чтобы бисер на голяшках, пришитый затейливыми узорами, блестел ярче, а голенища мужских пар пленяли потенциальных покупателей суровостью и теплотой.
Булату Цыденжапову чуть больше тридцати лет. С раннего детства он любил сидеть рядом с отцом, который шил унты и тем самым дарил людям тепло. Семья жила в славящемся мастерами по производству унтов селе Укурик Хилокского района в Забайкалье.
— Самостоятельно заниматься пошивом я начал в восьмом классе, когда начал обеспечивать себя, — рассказывает Булат.
Он вспоминает, что это ремесло было любимым делом не только у его отца, но и у дедушки. Секреты качественной работы здесь, как и во многих ремесленных династиях, передаются из поколения в поколение. Окончив школу, он выучился на железнодорожника, проработал три года, а потом решил: всё, хватит.
— Не потому что на железной дороге тяжело работать, я работы не боюсь. просто понял, что не моё это, и всё, — чуть улыбается мужчина.
— Все верха делают женщины, мне помогает жена. У бурят рукоделие в крови, я не знаю ни одной семьи, где бы руками что-нибудь не делали. Детям стоит только подсказать, подтолкнуть к делу, и всё. Весь верх: орнамент, подклад, а также сборка на жене, а наколотку, формировку: задники (внутренняя или промежуточная деталь верха обуви, которая располагается в пяточной части над каблуком и поддерживает форму изделия. Придаёт обуви жёсткость и помогает сохранить форму), ранты (полоска кожи, резины или пластика, проходящая по периметру подошвы обуви), войлок, подошву, обточку и подгон делаю я. Цена унтов зависит от стоимости камуса, войлока и всего остального. Всё суммируется, добавляется стоимость работы. Камус везут родственники и друзья, которые занимаются разведением оленей — это, как и пошив унтов, тоже семейное дело.
— Он всё время шьёт, шьёт, работает — трудится круглыми днями. Бывает, и ночью работает, — говорит про мужа Дарима Цыденжапова.
Сейчас семья живёт в городе Улан-Удэ, столице Бурятии, но свои корни, село Укурик, Булат помнит очень хорошо. Как и то, что главное в удобстве будущих унтов зависит от сырья — камуса — и от рук мастера.
При этом и у «женской», и у «мужской» частей пошива есть свои секреты и особенности.
— Больше всего я люблю собирать камус, совмещать по цветам. Вот, например, этот. Он со своей «родинкой», особенный, — Дарима Цыденжапова берёт в руки удивительной красоты унт, в окрасе которого снежно-белый цвет плавно, как будто кто-то аккуратно мешает молочную пену кисточкой, переходит в кофейный. — Самое главное, чтобы сборка была ровной, чтобы нигде ничего не торчало, чтобы переходы между цветами были плавными, а передняя часть — гладкой. Вот, например, эти. Точь-в-точь таких вторых вы не найдёте. Как придумывается рисунок? Сначала мы делаем трафареты. потом из кожвинила всё это вырезаем, клеим и прошиваем на машинке. А вышивку орнамента мы делаем на машинке с помощью компьютера.
Орнамент — единственное, что в производстве унтов в Забайкалье и Бурятии может делаться автоматизированно, всё остальное: набивка, просушка, работа по размеру будущих унтов и многое другое — исключительно ручная работа.
— Можно ли унты подбирать по сезону: осенью носить одни, а с наступлением холодов —- те, что теплее? — спрашиваю Булата.
Он внимательно смотрит на меня, как будто удивляясь вопросу.
— Нет, они одеваются только в морозы от минус двадцати до минус семидесяти градусов. Это очень тёплая обувь. У меня сколько друзей на вахту ездит, и все говорят, что без унтов на вахте делать нечего, они просто спасаются унтами.
Даши-Цырен Балбыров шьёт унты 40 лет, начал это делать ещё в школе в 7 классе. Он тоже из села Укурик.
— До пятидесяти градусов, — кивает он на мужские унты с толстенной подошвой, — спокойно выдержат.
На одну пару унтов у мастера уходит от одной недели работы. Высокие мужские стоят в Забайкалье от 35-40 тысяч рублей, женские унты — от 30 тысяч, цены на аккуратные полуботинки из камуса начинаются от 25 тысяч.
Сыновья в этом деле занимаются выкройками и вырезанием подошв.
— Если ребёнок не захочет что-то делать, насильно же не заставишь. Моим 15 и 16 лет, они помогают. Стараемся их стимулировать: чем больше и лучше поработал, тем больше «стимула» получил. И нас также в детстве «стимулировали», - посмеивается он на морозе.
Даши-Цырен рассказывает, что раньше в Читинской области, которая стала частью Забайкальского края, Укурик был одним из редких сёл со столькими мастерами по унтам. Шили в основном массивные лётные унты, которые очень быстро разбирались военными, чабанами и всеми теми мужчинами, кто работал на холоде, а таких в области было большинство.
— Верх у них был из натуральной овчины, а внизу они были кожаные. Это были в основном мужские унты. Только после, через какое-то время, у нас стали шить из камуса и появились женские, Даши-Цырен говорит мастер, который до сих пор живёт в родном селе и уезжать оттуда не планирует.
Соелма Цибикжапова вспоминает, что, когда была маленькой, унты шила её бабушка. Они тогда были в основном собачьи.
— Мы занимаемся этим из поколения в поколение. Унты шили наши бабушки, наши родители: мои и мужа. Мы все с одной деревни, из Укурика, а сейчас живём в Бурятии. Если считать наш род по мастерам, то я Даши-Цырен это четвёртое поколение тех, кто унты шьёт. Моим родителям сейчас по 67-68 лет, и они тоже занимаются этим с детства. Мы им говорим, что сейчас уже нужно отдыхать, а они всё равно работают, делают уже для себя, — говорит мастер.
Она вспоминает, что помогать старшим начала с десяти лет: детям сначала доверяли распарывать полушубки из овчины, из которых шили подклад для унтов, потом разрешили вырезать его, затем научили набивать изделие на лекала, крючковать и «садить» украшения.
— Чем мы были старше, тем больше нам доверяли родители. Мне очень нравится Все свои изделия я привезти не смогла, много работ ушло в Монголию, с которой мы сотрудничаем. Создавать и придумывать модели я очень люблю. Из камуса северного оленя мы стараемся создавать именно новое, делать модели унтов и ботинок, очень любимых сейчас молодёжью. Я и две моих помощницы называем себя дизайнерами. Помощниц я набирала сама, и у нас производством занимается целая команда из 15 человек. В месяц мы производим около 500 пар, каждую из которых в мастерской делают 2-3 дня.
Соелма берёт в руку полуботинок с рисунком, которого я не видела нигде на этом фестивале, и я тут же начинаю жалеть, что пришла на фестиваль, выложив банковскую карту и не запомнив пароль для перевода.
Обладателем Гран-при пятого юбилейного фестиваля унтов стал Батор Аюров из Улан-Удэ — ему уже вечером, когда после покупателей ряды товаров изрядно опустели, приз вручали на сцене.
Лучшим мастером женского дизайна унтов стала его землячка Жанна Цыбикова, за лучший дизайн мужских унтов наградили Зинаиду Очирову, а лучшим мастером дизайна детских унтов стала жительница Читы Марина Гундарева.
Не обошли награды и героев этого материала: Даши-Цырен Балбыров стал обладателем награды за лучшую семейную мастерскую, а Соелма Цибикжапова получила специальный приз фестиваля — сертификат на 10 тысяч рублей на проживание в лэнд-арт парке «Тужи».
Но не это главное.
В морозном дыхании поздней забайкальской осени, которая уже так похожа на суровеющую зиму, в этот день так отчётливо чувствовалась сила передаваемого из поколения в поколение мастерства, которым владели люди, жившие на этой земле много лет назад и сумевшие передать это умение своим потомкам. Маленькие дети в домах до сих пор берут в руки иголки, чтобы согреть теплом своей работы сотни лётчиков, чабанов, пасущих на склонах овец, работников горнорудной отрасли, водителей, золотодобытчиков и многих, многих других. И главное в этом фестивале, конечно, то, что эта игра в тонких детских пальцах с каждым годом будет держаться всё крепче и увереннее, будет жить, как и традиция этого ремесла.
В рамках реализуемых на сегодняшний день крупных проектов гражданского самолетостроения проблемой являются частые переносы сроков и увеличение стоимости строительства, на которое влияют замена комплектующих и ограниченные возможности некоторых предприятий. В связи с этим авиакомпании могут пересматривать свои планы по закупке самолетов.
Госкорпорация «Ростех» и Минпромторг РФ в текущем году приняли решение о переносе сроков начала поставки пассажирских самолетов с комплектующими российского производства. Так, сертификация ближнемагистрального SJ-100 (производственный центр ПАО «Яковлев» (ОАК) в Комсомольске-на-Амуре) перенесена с 2023 г. на 2025 г. Первые поставки должны состояться в 2026 г. Предполагается выпустить 142 лайнера. Выпуск первых среднемагистральных МС-21-310 (на Иркутском авиационном заводе, филиал ПАО «Яковлев») перемещен с 2024 г. на 2025 г. (270 единиц).
В связи с изменениями сроков группа консультантов «Сбербанка» и «Газпром нефти» по поручению правительства весной-летом 2024 г. провела внешний аудит на заводах «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК, «Ростех»). Аудиторы пришли к выводу, что заложенные комплексной программой развития авиаотрасли[1] планы по выпуску до 2030 г. около 1 тыс. гражданских авиалайнеров могут быть пересмотрены в сторону сокращения.
В соответствии с КПГА, поставки самолетов должны были начаться уже с 2023 г., при этом объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 г. оценивался в 1,8 тыс. лайнеров. Объем капитальных затрат предполагался на уровне 1 трлн рублей, включая 284 млрд рублей средств ФНБ, 381 млрд рублей банковских кредитов, 123 млрд рублей средств участников инвестпроекта и 215 млрд рублей бюджетных средств. Тем не менее в мае текущего года Минпромторг одновременно с переносом начала поставок скорректировал и планируемое количество самолетов – до 994 штук.
По результатам аудита было заключено, что установленный объем поставок не соответствует коммерческому спросу, поскольку при запланированном производстве от 140 до 270 самолетов в год реальная потребность составляет 50-60 самолетов, а структура спроса смещена в сторону лайнеров МС-21. Планируемые экспортные поставки МС-21 оцениваются в 150-300 самолетов в год (для поставок в страны Азии, СНГ, Иран, Турцию и ОАЭ).
Обновленный ближнемагистральный лайнер SSJ 100 может оставаться востребованным преимущественно на региональных российских авиалиниях, где, в частности, новые самолеты потребуются для замены SSJ 100 (эксплуатируемая в настоящее время версия лайнера с преимущественно импортными комплектующими), для которых не выпускается комплектующих. Минпромторг рассчитывает, что сертификация двигателя ПД-8 для данного самолета начнется в начале 2025 г. и будет завершена до конца года.
Себестоимость первых SJ 100 к 2027 г. оценена аудиторами в 5,4 млрд рублей (63 млн долларов США), себестоимость МС-21 – почти в 9 млрд рублей (103 млн долларов). Для самолетов (SJ 100 и МС-21), которые будут поставлены «Аэрофлоту», правительством также установлена директивная стоимость (за такую стоимость самолет должен быть поставлен покупателю).
Разница между себестоимостью и директивной ценой для покупателя производителю покрывается из федерального бюджета. В начале 2023 г. она составляла до 2,4 млрд рублей для SJ 100 и до 3,2 млрд рублей для МС-21. На сегодня директивная стоимость МС-21 оценивается уже в 3,6 млрд рублей. Причиной роста стоимости стала замена американских двигателей производства Pratt & Whitney (до санкций стоили 800-900 млн рублей) на российские ПД-14, стоимость которых составляет около 1,8 млрд рублей. ПД-14 к настоящему времени уже сертифицирован.
Рост стоимости комплектующих изделий и увеличение расходов на оплату труда создают риски роста стоимости МС-21 на 30%, до 11,5 млрд рублей (разница с директивной стоимостью в таком случае вырастет до 8 млрд рублей). Это потребует из бюджета еще 4 трлн рублей компенсации для покрытия себестоимости проекта. Пока производитель лайнеров не определил условия и примерную стоимость поддержки летной годности самолетов, требуемых для точного расчета компенсации затрат на эксплуатацию.
Дополнительные риски для проекта МС-21 также несет дефицит мощностей у поставщиков комплектующих. По предварительным оценкам, они могут обеспечить поставки лишь для шести МС-21 и шести SJ 100 в год. По этой причине темп производства в количестве 36 МС-21 в год может быть достигнут только после 2029 г.
Из-за сдвига поставок группа «Аэрофлот» рассчитывает изменить параметры контракта[2] на закупку российских самолетов до 2030 г., отказавшись от 89 самолетов SJ 100 (авиакомпания является крупнейшим эксплуатантом данных лайнеров, авиапарк насчитывает 78 машин), а также 40 самолетов Ту-214, закупив при этом 339 единиц МС-21. Помимо «Аэрофлота», в 2027-32 гг. самолеты у ОАК намерена закупить «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Соответствующее соглашение подписано на полях ВЭФ в сентябре 2024 г. В том числе предполагается прибрести 132 самолета SJ 100.
До конца текущего года планируется начать летные сертификационные испытания обновленной версии пассажирского авиалайнера МС-21 с большей частью деталей и комплектующих российского производства. Программа летных испытаний для SJ 100 началась в июне текущего года в подмосковном аэропорту Жуковский. До конца 2025 г. на опытном образце предполагается выполнить свыше 200 испытательных полетов. При этом первый опытный образец выполняет полеты на французско-российских двигателях SaM146.
Производство девятиместного регионального многоцелевого самолета с турбовинтовым двигателем ЛМС-901 «Байкал» все еще отстает от графика. Напомним, что его сборка должна осуществляться в рамках ТОР «Хабаровск» - в начале года сообщалось о строительстве завода для сборки самолетов компанией «Спецавиатехника» (дочернее предприятие «Уральского завода гражданской авиации», УЗГА). Сообщалось, что строительно-монтажные работы по строительству производственного корпуса для сборки самолетов начнутся в июне 2025 г.
В соответствии с обновленной весной текущего года комплексной программой развития авиаотрасли до 2030 г., сроки выпуска на рынок самолетов «Байкал» перенесены с 2024 г. на 2025 г. Программа развития авиатранспортной отрасли предполагает производство 139 машин (прежний план – 154 самолета).
Президент РФ В.Путин потребовал дать разъяснения о ходе реализации проекта и переносе сроков, а также принять меры для запуска серийного производства самолетов в ближайшее время. При этом стоимость воздушного судна должна быть конкурентоспособной, а цена перелета – доступной. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев подверг критике ход реализации проекта и предложил рассмотреть смену подрядчика. Он также отметил высокую стоимость строительства одного самолета. Со своей стороны глава Минпромторга А.Алиханов заявил о нецелесообразности пересмотра договорных отношений с производителем, отметив, что смена подрядчика только увеличит срок создания самолета, в том числе повлечет судебные разбирательства и штрафы. В Минпромторге и Минтрансе заявили, что соблюдение сроков находится на особом контроле ведомств.
Первый вице-премьер Д.Мантуров отметил, что перенос сроков создания самолета «Байкал» связан с необходимостью замены двигателя (на российский ВК-800, производитель – АО «УЗГА»[3]) и винта (сертификация должна завершиться к концу 2025 г.) после возникновения проблем с импортом. Он отметил, что поставки самолетов авиакомпаниям могут таким образом начаться не ранее 2026 г.
Напомним, что на местных авиалиниях «Байкал» должен заменить самолеты Ан-2. Разработчиком является «Байкал Инжиниринг» (дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации»), в 2019 г. выигравший тендер Минпромторга. По условиям конкурса, цена самолета должна быть не выше 120 млн рублей. Тем не менее в октябре 2023 г. его стоимость выросла до 178 млн рублей, а уже в августе текущего года, по предварительным данным, составила 455 млн рублей.
При этом еще одной проблемой проекта является требуемая длина посадочной полосы – «Байкал» рассчитан на посадку на полосе длиной не менее 1 050 м. Ю.Трутнев заявил, что подобных полос на Дальнем Востоке насчитывается немного (в макрорегионе 33 ВПП, длина которых превышает 1 тыс. м).
Напомним, что в прошлом году авиакомпания «Аврора» и «Уральский завод гражданской авиации» подписали соглашение о поставке 95 самолетов «Байкал», которые должны пополнить авиапарк компании в 2026-30 гг. через схему лизинга с участием ГТЛК.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] КПГА, утверждена правительством в 2022 г., разработана Минтрансом при участии Минпромторга.
[2] Согласно подписанному на ВЭФ-2023 соглашению, до 2030 г. группа «Аэрофлот» должна была получить в лизинг 210 самолетов МС-21, 89 локализованных SJ 100 и 40 Ту-214. При этом «Аэрофлот» должен был получить первые шесть МС-21 в 2024 г., а начало поставок SJ 100 планировалось с конца 2023 г.
[3] Первоначально разрабатывался АО «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург), в дальнейшем разработка передана АО «УЗГА».
Уроженец Швейцарии 53-летний Лукас Акерманн объездил полмира: искал место, где будет счастлив и где может заняться новым, интересным делом. И именно в далекой и непривычно холодной для иностранца Бурятии он вдруг почувствовал себя дома. За несколько лет жизни в республике он успел построить большой дом, обзавестись новыми друзьями и построить успешный бизнес.
Впервые приехав на Дальний Восток, Лукас изучил Бурятию досконально. Далеко не каждый местный житель знает ее также хорошо, как приезжий из Швейцарим:
— Я начинал изучать республику с немецким путеводителем, исследовал все достопримечательности, побывал в каждом районе. Все туристы предпочитают ездить на Байкал, и я его тоже очень люблю. Но также мне очень нравится бывать в Баргузинской долине. Нравятся Бичурский, Кяхтинский, Джидинский районы. Там много красивых пейзажей и много исторических мест. К примеру, места, где бывал Чингисхан. Есть много интересных зданий.
Я хорошо изучил этот регион. И как-то раз подумал, что хочу здесь жить. А еще мне так понравилась Бурятия, что я бы хотел рассказать о ней всему миру и показать всем. Потому что про эту республику не знают ни в Европе, ни в Москве. Я оформил все документы, организовал турфирму. Теперь занимаюсь экологическим туризмом, являюсь личным гидом-водителем для моих гостей, — рассказывает иностранец.
Параллельно с туризмом Лукас поначалу хотел заняться еще и фермерством. Закупил поросят, чтобы делать для жителей республики вкусные, натуральные мясопродукты. Но вскоре понял, что такую идею осуществить будет сложно. Делать такие продукты очень затратно, а значит и цены нужно сделать высокими. Но потребители платить двойную цену пусть и за хороший продукт не захотели. Дело пришлось свернуть.
А вот с туристическим бизнесом все в порядке. Круглый год Лукас возит туристов по Бурятии, показывает и рассказывает все то, что сам недавно узнал об этом крае. Многие клиенты появляются у него благодаря сарафанному радио. Удивительно, что большая часть его туристов — это сами жители республики, которые только вместе со швейцарским гидом впервые посещают те места малой родины, где ни разу раньше не бывали.
Швейцарцу часто задают вопрос — почему он уехал из благополучной европейской страны в небогатую Бурятию, в то время как многие стремятся покинуть республику в поисках лучшей жизни и зарплаты.
— Я жил в Люцерне, был заместителем управляющего мастерской в известном транспортном предприятии, работал и механиком тоже. Ремонтировал большие грузовики. Получал 6 тысяч долларов в месяц. Но вы зря думаете, что это большая сумма. Большая часть уходит на аренду квартиры, налоги, страховки, еду. В Швейцарии все очень дорого. Да, многие там становятся зацикленными на деньгах, стараются, как можно больше заработать. Для меня богатство и счастье заключается в других вещах. В Бурятии жизнь намного спокойнее, размереннее, мне это нравится. Много свободного пространства, много воздуха, красивая природа, приятные люди. Вот это богатство, — уверен иностранец.
Но есть вещи, к которым привыкнуть иностранцу было сложно. Так, например, в его пригородном поселке Тулунжа часто отключают свет. Для швейцарца поначалу это было шоком, он признался, что не помнит, чтобы в его родном Люцерне электричества не было хотя бы пары минут. Отдельная проблема – ностальгия по настоящему швейцарскому сыру. Вопрос удалось решить с помощью друзей, которые регулярно посылают ему сыр в посылках. Да и на местном рынке он нашел точку, где есть сыр более или менее хорошего качества.
Решилась сама собой и проблема непростых российских дорог. Его компания «Поехали-Тур» даже имеет свой девиз «Мы едем туда, куда другие не смогут». Лукас помогает доставлять туристов в самые дикие, непроходимые места республики. Помогает в этом огромный грузопассажирский КАМАЗ, в котором есть 33 удобных места.
— Я уже привык к дорогам. С КАМАЗом это комфортно. Я еду туда, куда другие не могут. Тем более, что много желающих попасть в дикие, непроходимые места по лесной дороге. Есть много локаций, куда обычные автобусы или «микрики» проехать не смогут. А я могу ездить везде и в любой сезон, — уверяет бизнесмен. — Ночуем мы в отелях или кемпингах, как пожелают туристы.
Давнюю мечту о покупке дома на колесах пришлось оставить в прошлом — покупать такую машину сейчас дорого и невыгодно. После всем известных политических событий иностранцев, желающих приехать к Лукасу, заметно поубавилось. Но даже несмотря на то, что теперь прямых рейсов нет и добираться иностранцам приходится намного дольше и дороже, отдельные смельчаки все-таки есть.
— Недавно на швейцарском телевидении прошел репортаж про меня. Люди стали звонить, интересоваться. В этом году ко мне приедут две группы из Швейцарии — в августе и сентябре. Самая большая проблема сейчас, что больше нет прямых рейсов. У людей уходит больше времени и денег на дорогу. Жаль, конечно. Но зато теперь я стал заниматься внутренним туризмом: возить в туры россиян и самих жителей Бурятии. Мне это нравится, — улыбается Лукас.
По словам иностранца, до сих пор он не перестает удивляться и открывать для себя новые и новые уголки республики, которые его восхищают:
— Каждый год новые открытия. Еще много мест есть здесь, которые я не знаю. Я узнал многие достопримечательности, места силы, это все очень интересно. Мне кажется, здесь находится сильная часть мира. Мои туристы говорят, что тоже чувствуют в местах силы что-то необыкновенное. Недавно у меня был тур в Гусиху, это недалеко от посёлка Усть-Баргузин, мы там ночевали. Там есть горячий источник, это тайное место в тайге, остров. Замечательное место, где не ловит связь, нет суеты. Там очень мирно, тихо и очень красиво.
Зимой собрать в тур желающих намного сложнее, чем летом. Но швейцарец уверяет, что доходов ему на жизнь хватает:
— Мне хватает, нормально. Мне мало надо, я не хочу быть олигархом. Поэтому я доволен тем, что у меня есть.
Судя по отзывам, многие туристы ценят гида-иностранца не только за интересные туры, но и за умение создавать дружескую, теплую атмосферу. Люди признаются, что создается впечатление, что они едут в путешествие с давно знакомым другом. Бизнесмен о жителях Бурятии тоже отзывается тепло:
— Мне кажется, что люди здесь более открытые, теплые, доброжелательные, чем в Швейцарии. Жители республики очень приятные в общении, всегда готовы помочь. Мне это очень нравится. Я уже решил, что никуда отсюда не уеду, Бурятия — это теперь моя вторая родина, — заключает Лукас.