Приморское УФАС России возбудило дело против МКУ «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» и ООО ГК «Альянс». Ведомство усмотрело нарушения антимонопольного законодательства, в частности претензией стал электронный аукцион на строительство четырех домов в районе ул. Русская.
Как рассказали в региональном УФАС, начальная цена контракта составляла 1 млрд 282 млн рублей, но в 2021 году стоимость строительства увеличилась до 2 млрд 41 млн рублей, в 2022 году – до 2 млрд 170 млн рублей, что в итоге привело к невозможности выполнения предполагаемых работ по цене, установленной в изначальной аукционной документации. По мнению антимонопольщиков, объединение строительства четырех домов в один лот позволило ограничить число участников аукциона и обеспечить победу ООО ГК «Альянс».
В отношении МКУ «ДСО ВГО» и ООО ГК «Альянс» возбуждено дело по п. 1. ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».
На кадрах видеорегистратора, случайно снявшего момент взрыва, видно, как детонация выносит фрагменты стен, стёкла из квартиры дома по улице Боровой 6. Спустя несколько минут сюда прибыли спасатели. По предварительной информации, после ударной волны ничего не загорелось, но обрушились межэтажные перекрытия между пятым этажом и крышей, а также между четвёртым и пятым этажами. Из дома в общей сложности пришлось эвакуировать 117 человек.
Больше шести часов спасатели с угрозой собственным жизням разбирали завалы на пятом этаже первого подъезда и сумели спасти 12 человек, трое из которых - дети. Семилетний мальчик, получивший множественные травмы, находится в тяжёлом состоянии. Сила взрыва была такой, что окна выбило в соседних домах по Боровой, 4 и Боровой, 8.
Справка: Антипиха - посёлок на восточной окраине Читы, где раньше был военный городок, который относится к Ингодинскому району города. Здесь постоянно живут 3,2 тысячи человек, большая часть из которых - гражданское население.
Чтобы достать из завалов всех пострадавших, несколько раз объявлялись минуты тишины. Спасатели слушали, а потом шли на доносившиеся из-под обломков голоса разгребать бетон и обломки кирпичей, доставали людей, несли их по перекинутой с пятого этажа лестнице и отдавали врачам скорых.
Сразу после сообщения о взрыве на место выехали губернатор Забайкальского края Александр Осипов, министр ЖКХ края Алексей Головинкин, замгубернатора Александр Костенко и зампред краевого правительства Алексей Сергейкин. К тому моменту завалы разгребали с помощью автокрана, трёх самосвалов и другой техники, у дома в первый час после ЧП дежурили шесть автомобилей скорой помощи.
Первый час после трагедии
Вокруг дома по Боровой, 6, - десятки спасателей и врачей, развёрнут оперативный штаб, толпы замерших жителей, которые пересказывают друг другу всё, что известно от знакомых, случайно услышанных разговоров сотрудников оперативных служб. Кто-то стоит в оцепенении, всматриваясь в обломки бетонных стен: сколько сейчас там людей?
Наконец появляется информация про двух первых спасённых. Медики зафиксировали у них лёгкие травмы.
В 15:30 в пресс-службе следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю сообщили, что на место взрыва выехали следователи. Спустя чуть более часа после начала доследственной проверки сотрудники СКР возбудили уголовное дело по статьям «Оказание услуг ненадлежащего качества» и «Халатность». Расследование уголовного дела на контроль взял председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Второй час
К четырём часам дня минздрав региона сообщил о трёх пострадавших, в том числе семилетнем ребёнке, которых увезли в городскую больницу № 1 и краевую детскую клиническую больницу. Мальчика сумели вытащить из-под бетонных плит, зафиксировали на жёстких носилках и спустили вниз по автолестнице.
«Маму возьмите!» – слышно на видео сквозь рыдания женщины, стоящей около скорой в толпе людей.
Позже выяснилось, что у пострадавшего ребёнка травмирован шейный отдел позвоночника, тяжелый ушиб головного мозга, закрытая травма живота и грудной клетки, ушиб лёгких и сердца, 30-40% ожогов и переохлаждение.
«При взрыве бытового газа в посёлке Антипиха пострадало 11 человек, из них четверо детей. Один ребёнок находится в тяжёлом состоянии, трое других - в удовлетворительном. Медицинская помощь оказывается семерым взрослым. Из них одна женщина на в тяжелом состоянии, двое - в средней степени тяжести, остальные удовлетворительные», - сообщил директор Забайкальского территориального центра медицины катастроф Руслан Долгов.
Ближе в вечеру запустили телефон доверия МЧС России, по номеру которого родственники могли узнать о судьбе своих близких, проживающих в этом доме, а также получить психологическую помощь.
Помощь пострадавшим
Для эвакуированных жителей в Ингодинском районе города развернули пункты временного размещения. По двум не пострадавшим подъездам вопрос поначалу не был решён окончательно, однако после в администрации Читы сообщили, что их тоже закроют, потому что дом обесточен.
По словам зампреда краевого правительства Алексея Сергейкина, в пункты временного размещения точно заберут жителей двух подъездов с обрушившимися перекрытиями, в остальных квартирах находиться безопасно. После того, как висящие обломки обрушат, начнутся широкомасштабные разборы завалов.
Начальник третьего пожарно-спасательного отряда МЧС России Юрий Малюков, рассказал, что от взрыва пострадали шесть квартир на 4-м и 5 этажах, площадь завалов составила 1800 кубических метров.
В 9 часов вечера из завалов вытащили всех людей, аварийно-спасательные работы были закончены.
Управляющие компании двух соседних пострадавших домов по Боровой, 4 и 8 начали экстренно вставлять новые окна вместо разбитых, а жители - самостоятельно затягивать плёнкой треснувшие стёкла.
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов вечером на заседании краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям сообщил, что ущерб от взрыва, скорее всего, превысит 12 миллионов рублей. Он заявил о введении режима ЧС и о том, что дом будут восстанавливать.
По словам исполняющего обязанности министра строительства региона Алдара Бальжирова, строительные компании «Сфера», РУС и «Энергожилстрой» оценят ущерб, насколько это возможно. После этого власти края примут решение о том, что делать с владельцами разрушенных квартир, а пока им выплатят компенсации.
С его слов, материальную помощь по 10 тысяч рублей получат 176 эвакуированных из квартир. Выплаты начнутся на следующей неделе после того, как 10, 11 и 12 марта власти составят списки тех, кто их получит. Минсоцзащиты края поможет людям восстановить утраченные документы.
Там же на заседании КЧС Александр Осипов попросил министра здравоохранения региона Оксану Немакину подключить лучших медиков страны, чтобы помочь раненому мальчику.
Министр ответила, что 10 марта специально для этого медики Забайкалья в режиме телемедицинской консультации будут работать с врачами Российской детской клинической больницы из Москвы.
По данным на 23:00 9 марта из дома, где взорвался газ, оставались госпитализированными двое взрослых, чьё состояние оценивалось как средней степени тяжести, семилетний мальчик в тяжёлом состоянии и ребёнок, чьё состояние оценивалось как удовлетворительное.
Первые версии о причинах взрыва
Их губернатор Александр Осипов озвучил после заседания краевой комиссии по ЧС уже вечером.
«В этот день проводились работы газовой организацией по этому дому. Что конкретно произошло и почему, будет устанавливаться, но, по-видимому, какие-то нарушения либо со стороны пользователей газа, либо со стороны этой газовой организации были допущены, потому что такие последствия - абсолютно нестандартная ситуация при проведении работ», – заявил глава региона.
В минувшую пятницу, 17 февраля, на юге Сахалина разбился вертолет Robinson R44, совершавший туристический рейс. В аварии погибли пилот и пассажирка геликоптера, приехавшая из Хабаровска вместе с семьей. Её чудом выживший супруг находится под наблюдением врачей. Спасатели МЧС уже несколько дней работают на месте происшествия вместе со следователями, EastRussia выяснило, что известно о крушении вертолета на текущий момент.
Гора Красная — часть известного горнолыжного комплекса «Горный воздух» на территории Южно-Сахалинска. Эта вершина находится на удалении от основной инфраструктуры спортивного учреждения — туда ведут только канатные дороги, перевозящие посетителей, и технический проезд к трассам для персонала. Часть горного хребта, к которому относится Красная, отличается сложным рельефом: именно поэтому пролегающие там зоны для катания на лыжах и сноуборде относятся к повышенному уровню сложности. В то же время гора остается популярным местом для пеших туристов — для них зимой и летом работают прогулочные маршруты. И именно в этом районе, к северо-востоку от Красной, рухнул вертолет Robinson R44.
«Установлено, что 17 февраля 2023 года в 15 часов 05 минут по местному времени вертолет Robinson R44 с двумя пассажирами на борту осуществил вылет с посадочной площадки Оленья Горка, расположенной на территории городского округа Южно-Сахалинск, по направлению к горе пик Чехова. В 15 часов 16 минут воздушное судно осуществило посадку на горе пик Чехова, после чего пилот не подтвердил взлет органу воздушного движения и в 16 часов 02 минуты произошло срабатывание сигнала бедствия воздушного судна по международной спутниковой системе КОСПАС», — уточнили в Восточном межрегиональном СУТ СКР.
По данным диспетчерских служб, геликоптер пропал с радаров в пятницу, 17 февраля, около 16 часов. Вскоре у вертолета сработал аварийный маяк. По его данным специалисты определили приблизительное местонахождение воздушного судна, а затем отправили туда группу спасателей на снегоходах, самолет Ан-26 и еще один Robinson. Прибывшие на место подтвердили: вертолет разбился.
Место крушения вертолета Robinson R44
фото: ГУ МЧС РФ по Сахалинской области
Вскоре стало известно о том, что на борту Robinson R44 находились три человека — пилот и двое туристов. Андрей и Дарья Мартыненко из Хабаровска прибыли на Сахалин в отпуск, и полет над достопримечательностями островной столицы стал одним из пунктов их туристической программы. Вместе с супругами должен был лететь их четырехлетний сын, но именно в этот роковой день родители оставили малыша в отеле с няней. Это спасло ему жизнь.
Глава семьи чудом выжил. С места аварии его оперативно эвакуировали в Сахалинскую областную клиническую больницу. Предварительно врачи заявили о состоянии средней степени тяжести, черепно-мозговой травме и сопутствующей шоковой амнезии, но вскоре выяснилось, что мужчине нужна операция.
«При детальном обследовании выявили травму шеи. Подробности озвучить не могу, но осложнение связано с позвоночником. Подготовили пациента к операции, прооперировали быстро. Состояние после операции стабильно тяжелое», — рассказал заведующий травматологическим отделением СахОКБ Алексей Ким.
супруги Мартыненко
фото из личного архива: источник - соцсети
Отправив выжившего пассажира к медикам, спасатели приступили к разбору завалов. Вскоре они обнаружили тела погибших женщины и пилота. Однако деблокировать их сразу не удалось — сказывались погодные условия, плохая видимость из-за непогоды и нехватка специального оборудования. Работа растянулась на все выходные, к разбору обломков вертолета привлекли поисково-спасательный отряд имени Полякова.
«К поисковым мероприятиям были привлечены 11 человек и 6 единиц техники, в том числе от МЧС России 7 человек и 2 единицы техники (1 снегоход). В готовности к вылету находился вертолет Ми-8 Хабаровского АСЦ МЧС России. Его применение было невозможно по погодным условиям», — уточнили в ГУ МЧС по Сахалинской области.
Тем временем четырехлетний мальчик, оставшийся без мамы, ждет, когда родственники заберут его домой. С ребенком работают психологи. Из отеля малыша перевели в специальное учреждение. Ситуацию курирует уполномоченный по защите прав ребенка в Сахалинской области Любовь Устиновская.
«Учитывая, что малыш остался один, он до решения всех вопросов был помещен в социально-реабилитационный центр. В центре созданы хорошие условия, питание, много игрушек, внимательные воспитатели. Малыш уже со всеми познакомился, адаптировался, чувствует себя хорошо, играет с детьми», — рассказала она.
Одновременно со спасателями к работе приступили криминалисты — в рамках возбужденного уголовного дела. Следователи Восточного межрегионального СУТ СК России организовали ряд проверок. Кроме того, они озвучили две основные версии трагического происшествия.
«Органом предварительного следствия рассматриваются две основные версии происшествия: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования», — сообщили в территориальном следственном управлении на транспорте СК РФ.
По предварительным данным, основанием для уголовного дела стала часть 1 статьи 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах сообщает о возможной ошибке пилотирования. «Вертолет задел скалу, а потом начал аварийно снижаться», - сказал собеседник агентства.
Туристические полеты на этом геликоптере были регулярными, а услуга показа природных красот Сахалина — довольно востребованной. Широко известен и маршрут, который стал роковым для вертолета в ту пятницу: он популярен не только у авиатуристов, но и у тех, кто предпочитает передвигаться на автотранспорте.
Вертолет Robinson R44, который выполнял злополучный рейс с туристами на борту, хорошо знаком жителям Южно-Сахалинска — ярко-красный геликоптер не раз летал над жилыми домами и торговыми центрами, вероятно, демонстрируя гостям региона красоты города с высоты. А логотип, которым украшена опора винта, знаком всему острову — пятиконечный цветок крупнейшего на островах торгово-развлекательного центра «Сити Молл». Именно этому учреждению принадлежал геликоптер.
Туристические полеты на вертолете рекламировала компания «Сахтрэвел». На сайте организации и сейчас можно увидеть фото воздушного судна, которое разбилось 17 февраля. Перечислены и преимущества прогулок на геликоптере.
скриншот сайта компании «Сахтрэвел»
«Во время летной прогулки над территорией города Южно-Сахалинск можно оценить величие горнолыжного комплекса «Горный воздух». Восхитительный вид на быстрые горные спуски, которые со всех сторон обрамлены деревьями, подарит непередаваемые эмоции. Если вы хотите удивить любимого человека, то прогулка на вертолете по самым ярким природным объектам Южно-Сахалинска и других поселений острова станет оптимальным вариантом. Поверьте, сердце любимой оттает, когда она увидит бирюзу Карьерных озер, находящихся под строгой охраной скальных исполинов. Путешествие по Южно-Сахалинску <…> позволяет разнообразить досуг, забыть обо всех проблемах и невзгодах. Только в воздухе человек может чувствовать себя свободным», — говорится на сайте туристической фирмы.
Этот же вертолет активно использовали для коммерческой фото- и видеосъемки, продвигая услугу в социальной сети Instagram* (запрещена на территории РФ по решению суда) и на рекламных мониторах. Медиаролики, аккаунты в сети и сайт, рекламирующий полеты на геликоптере к красотам Сахалина, до сих пор доступны — ни в одном источнике не появилось ни официальных заявлений о факте аварии, ни соболезнований близким погибших, ни сообщений о временной приостановке предоставления услуг частных полетов. Продолжает ли сервис работать неизвестно: в парке компании есть еще два «Робинсона», кроме разбившегося.
В ответ на запрос EastRussia об обстоятельствах происшествия, состояния вертолёта и опыта пилота пилота в «Сахтрэвел» ответили, что не обладают необходимой информацией.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
IV форум «Экспортный потенциал Приморья» состоялся во Владивостоке 1 ноября. Действующие и потенциальные экспортёры, представители власти и контрольно-надзорных органов обсудили развитие «нового экспорта» и проблемы перестройки товаропроводящих цепочек.
Начальник Дальневосточного таможенного управления ФТС России Юрий Ладыгин в своём приветственном слове поделился статистикой за 2022 год. Так, в 2022 году товарооборот ДФО с Китаем увеличился на 26% по сравнению с прошлым годом. С Южной Кореей – почти на 14%. С Вьетнамом – в 1,6 раза. С Арабскими Эмиратами – в 3,7 раза. С Японией сократился в 1,8 раза.
В стоимости экспорта почти 48% занимают водно-биологические ресурсы, порядка 10% - древесина и изделия из неё, более 11% - соевые бобы. Доля драгоценных металлов составляет 7%, столько же приходится на нефтепродукты.
При этом экспорт водных биологических ресурсов в стоимостном эквиваленте увеличился на 19%.
Экспорт древесины и изделий из нее в физических объёмах сократился на 21%, а в денежном выражении вырос на 7%.
Поставки сои по физическому объёму выросли почти на 30 процентов и в 2,3 раза по стоимости.
За 9 месяцев 2022 года центрами электронного декларирования выпущено 372 тысячи деклараций. Из них 12% - это экспортные декларации.
Модератор пленарной сессии, президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий подчеркнул, что в условиях санкций важнейшие задачи – расширение географии экспорта и диверсификация номенклатуры грузов.
«Сегодня нам необходимо расширять экспортные рынки, увеличить число внешнеторговых партнеров в том числе за счёт стран, с которыми у нас выстроены конструктивные внешнеполитические отношения. Это страны АСЕАН, Монголия, Вьетнам, Индия, ЮАР и другие», - обозначил модератор пленарной сессии.
Он напомнил, что из стран АСЕАН Вьетнам сегодня является крупнейшим торговым партнёром России, в том числе по таким направлениям экспорта, как свинина, лесобумажная продукция, изделия из металла и детское питание. В 2022 году транспортная группа FESCO запустила регулярную морскую линию FESCO VIETNAM DIRECT LINE (FVDL) по маршруту Владивосток — Хайфон (Вьетнам) — Хошимин (Вьетнам) — Нинбо (Китай) — Владивосток. Сегодня она загружена на 100%.
Интенсивно развиваются отношения с Монголией, которая проявляет серьёзный интерес к созданию совместных производств на российской территории и рассматривает порты Приморского края для транзитного сообщения со странами Северо-Восточной Азии.
«В текущем году мы продолжаем сталкиваться с ковидными и, само собой, логистическими и финансовыми ограничениями. Федеральное и региональное правительства совершенствуют механизм поддержки экспортёров и разрабатывает меры по преодолению барьеров», - подчеркнул Ступницкий.
Одной из таких мер является модернизация сухопутных пунктов пропуска – см. материал EastRussia «Форточки в Азию» и трансформации морской логистики, о которых рассказала коммерческий директор ПАО «ВМТП» Елена Казарина.
«Мы на практике видим, как изменяется логистика, и вектор смещается с Запада на Восток, как реализуется взаимовыручка и взаимосотрудничество между государственными органами и экспортёрами», - отметила докладчица.
«ВМТП» - крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке, третий год подряд занимает первую позицию по контейнерообороту в стране. Обрабатывает все номенклатуры грузов и обеспечивает круглогодичную навигацию. В его активах - 14 причалов, почти три километра причальной стенки, 174 средств механизации и 45 единиц кранов. При этом продолжается модернизация морской гавани.
«В прошлом году наш грузооборот составил 750 тысяч TEU. В этом году идём на те же цифры, но важно отметить, что порт мог бы выйти на более 800 тысяч TEU, если бы не ситуация в феврале. Она отразилась на всех, поэтому в мае был определённый спад. Но уже начиная с июля импорт восстанавливается. Экспорт достиг объёмов по итогам прошлого года и даже превышает прошлогодние показатели», - сообщила представитель порта.
В целом за 9 месяцев текущего года рост экспорта по дальневосточным портам составил 21%.
На фоне провала грузооборота в Северо-Западном бассейне и снижения показателей в Азово-Черноморском бассейне Дальневосточный бассейн ощущает прирост как в генеральных грузах, так и в контейнерном обороте.
Фактически «ВМТП» отмечает спад только транзитных грузопотоков, которые следуют через сухопутные переходы. В распоряжении дальневосточных портов в основном остался транзит на Узбекистан и Казахстан.
«Мы принимаем много грузов, которые раньше шли через северо-запад, в том числе опасных. Поэтому очень зависим от железной дороги, от экспедитора и его расторопности по документообороту. Учитывая, что вектор смещается на Восток, дальневосточные порты испытывают повышенную нагрузку, и железная дорога – немного узкое звено. Но скажу, что мы взаимодействуем по этому вопросу со всеми ведомствами вплоть до министерства транспорта и начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило. Ищем способы «разгрузить» ситуацию», - рассказала Елена Казарина.
Несырьевой экспорт – Россию не исключить из глобальной торговли
Продолжила пленарную сессию руководитель представительства АО «РЭЦ» во Владивостоке Елена Демиденко с докладом о новой географии экспортных потоков.
Она напомнила, что объем несырьевого неэнергетического экспорта из РФ за январь-август 2022 года в денежном выражении вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $125 млрд. Такие данные премьер Михаил Мишустин озвучил на недавнем форуме «Сделано в России».
«Я соглашусь с премьером, что намерение исключить Россию из глобальной торговли выглядит абсурдным. Представить мировую промышленность без российских товаров и ресурсов невозможно», - заявила Елена Демиденко, отметив, что в этом году главный экспортный форум страны посетило 78 иностранных делегаций, что в 5 раз больше по отношению к прошлому году. Такая динамика, по её словам, свидетельствует о позитивном восприятии российских товаров на внешних рынках.
«Всеми любимые российские шоколад, спиртное, даже кровельные материалы самые лучшие – они узнаваемы по своим качественным характеристикам, поэтому бренд «Сделано в России» - своеобразный знак качества в мире», - сообщила руководитель представительства «РЭЦ».
Как следует из представленного доклада, структурная перестройка товарных потоков открывает новые возможности участникам внешнеэкономической деятельности. Снижается товарооборот с Японией, но растёт с Вьетнамом и Индонезией.
И если ещё 3-4 года назад несырьевым экспортом занимались в основном крупные компании, в эпоху постковида и особенно с введением санкций расстановка сил кардинально меняется. Появились новые ниши торговли, куда стали заходить малые и средние компании, более гибкие, чем крупные холдинги.
«Допустим, есть запрос из Индии на соевое масло. Крупные производители не готовы выходить на новые рынки, им хорошо с постоянными партнёрами из Китая. А вот средние компании и даже объединения КФХ могут обеспечить экспорт на условиях, которые необходимы иностранному покупателю. К примеру, прислать тестовую партию без предоплаты, но при этом застраховать 95% своей поставки и включить страховку в стоимость этих товаров. Цена масла будет конкурентоспособной», - привела пример Елена Демиденко.
«РЭЦ» советует экспортёрам обратить внимание на потенциальных перспективных партнёров. Это рынки бывшего СССР – Республика Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, где у российских товаров уже есть уверенные позиции.
Второе направление – крупные страны Азии и Ближнего Востока – Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Иран и много других.
Заслуживают внимания также страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где российские экспортеры пока представлены слабо, но присутствует значительный потенциал роста. Среди них Таиланд, Бразилия, Арабские Эмираты, Индонезия, Филиппины, ЮАР.
А перед любым стартом стоит изучить рынок, который кажется наиболее интересным. И для этого стоит воспользоваться консультационной поддержкой РЭЦ и региональных подразделений центра «Мой бизнес». В том числе можно через цифровую платформу «Мой экспорт» заказать бесплатную услугу анализа экспортного рынка по стандартным критериям.
Помогут в продвижении российской продукции дегустационно-выставочные павильоны, открытые в Китае, Арабских Эмиратах, Вьетнаме и Египте. В этом году откроются ещё две таких площадки в Турции и Саудовской Аравии. РЭЦ и центр «Мой бизнес» готовы оказывать всестороннюю поддержку экспортёрам.
Полный консенсус с Китаем
С докладом на тему российско-китайских отношений выступил директор по развитию бизнеса Большого Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона департамента инвестиционной деятельности ПАО «Сбербанк» Сюй Тенфэн.
По его оценке, итоги XX Всекитайского правящей Коммунистической партии Китая были положительными для России.
«По предположениям многих аналитиков в Китае, есть полный консенсус о том, что Китай продолжит политику сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе в отношении открытия рынков для российских товаров», - сообщил Сюй Тенфэн.
«Сбербанк» помогает российским экспортёрам усиливать свои позиции и расширять бизнес на китайском рынке. А также готов предоставить финансирование в различных пропорциях компаниям при нехватке собственного капитала.
«Несмотря на санкции китайские банки и компании продолжают сотрудничество со «Сбербанком» в различных форматах, по мере возможностей не нарушая санкционные ограничения. Мы видим полную поддержку в том числе со стороны китайского регулятора, и нас активно приглашают на усиление российско-китайских финансовых расчётов», - подытожил Сюй Тенфэн.
Тема финансовых расчётов продолжилась на круглом столе, посвящённом финансовым рискам и валютным операциям при экспорте.
Сегодня российские банки активно работают с регионами Китая Хэйлунцзян, Цзилинь и Чжэцзян. Экспортёрам рекомендуют взаимодействовать прежде всего с региональными банками КНР, которые проявляют больше интереса к российскому бизнесу, чем крупные кредитные организации. Предприниматели активно перестраивают свои расчётные цепочки через Харбин и Шанхай – крупнейший финансовый центр Китая, где расположены многие региональные банки.
«Сбербанк» также налаживает активное сотрудничество с банками Вьетнама и Индонезии.
«Сейчас финансовая логистика перестраивается, и мы будем свидетелями многих новаций», - полагает Сюй Тенфэн.
Отметим, что в рамках форума участники обсудили большое количество вопросов экспорта, включая международное образование на Дальнем Востоке, потенциал российских диаспор для продвижения российских товаров и экспортные возможности модной индустрии. К 2024 году Приморью предстоит вдвое увеличить объем несырьевого экспорта – с 2 миллиардов до 3,9 миллиарда долларов США.