1,5 млрд рублей в ближайшие три года потратит «Газпром» на ремонт дорог в Приамурье. Соответствующее соглашение подписали правительство Амурской области и «Газпром инвест «Томск». Деньги пойдут на ремонт тех дорог, по которым передвигается тяжелая техника газовиков.
Как рассказали EastRussia в региональном правительстве, финансирование разбито на три этапа: 632 млн рублей поступят в областной бюджет до конца текущего года, еще 607 миллионов — в следующем. В первую очередь, на эти средства отремонтируют те дороги, по которым «Газпром» с помощью тяжелой техники возит грузы для строительства газопровода.
С учетом дополнительных доходов, были внесены изменения в бюджет Амурской области, поправки утверждены депутатами регионального заксобрания.
Напомним, в Забайкальском крае прокуратура оспаривает принятие регионального бюджета из-за того, что в нем не заложены выплаты районного коэффициента медицинским работникам.
Амбициозные планы Сахалинской области стать первым в России регионом, где начали производить экологически чистое топливо — водород — могут быть скорректированы. «Зеленая энергетика» перестала входить в приоритеты иностранных инвесторов, а чиновники урезают прогнозные цифры и пытаются найти альтернативные рынки. Насколько необходим России и Сахалину запуск водородного производства, разбиралась редакция EastRussia.
Фундамент ВЭФ
Осенью 2021 года на полях Восточного экономического форума власти Сахалинской области подписали с мировыми корпорациями Mitsubishi Corporation и Air Liquid соглашения о сотрудничестве, которые в перспективе должны были сэкономить островному региону до 700 млн рублей ежегодно. Иностранные бренды собирались развивать на островах производство водорода и технологии утилизации углеродного следа. Так, «Эр Ликид» совместно с «Росатомом» планировали построить завод по крупнотоннажному выпуску гидрогениума и даже подготовили предварительное технико-экономическое обоснование по предприятию, а к концу 2022 года собирались представить его полноценную разработку.
Важную роль в проекте предполагалось отдать «Митсубиси Корпорейшн» — этот гигант всерьез интересовался участием в программе и даже предлагал разработать технологии утилизации и переработки CO2 в рамках водородного кластера. Ресурсоснабжение мощного проекта должен был обеспечить «Газпром» с добычей метана на шельфовых проектах островного региона. Так три компании фактически обеспечивали на Сахалине полный цикл производства экологически чистого водородного топлива. А нейтрализация углеродного следа в области ранее анонсировалась в качестве эксперимента: острова выбрали пилотной в России территорией для реализации требований Парижского соглашения.
Однако события конца февраля — начала марта 2022 года между Россией и Украиной переиграли все планы сотрудничества с крупными иностранными инвесторами. Начало военной операции привело к тому, что компании с громкими именами постепенно отказались от сотрудничества с РФ. Не стала исключением и Сахалинская область: отказ от долей в шельфовых проектах по добыче нефти и газа анонсировали ExxonMobil и Shell. А именно за счет этих производств планировалось обеспечение будущего водородного кластера исходным ресурсом — метаном. Теперь же будущее амбициозных проектов туманно. Или же нет?
Кремлевский прогноз — риск или падение?
Российское министерство энергетики к началу июня анонсировало не самый оптимистичный прогноз по экспорту водорода на ближайшие 8 лет — до 2030 года, по мнению экспертов, стоит ожидать снижение объемов производимого на продажу гидрогениума до 1,4 млн тонн в год. Отметим: первоначальная заявка колебалась в пределах 2,2 млн тонн. Причиной сокращения аналитики Минэнерго РФ называют обнуление почти всех планируемых рынков сбыта — из-за событий на Украине Россия сможет без проблем продавать водород разве что в Китай. Предполагаемые импортеры Германия, Япония и Южная Корея с большой вероятностью откажутся от своих намерений, а это в два раза сократит примерный ориентир экспортного потенциала России — с 9,5 до 4,5 млн тонн водорода.
С другой стороны, отмечают в ведомстве, Сахалин оказывается в довольно выгодном положении даже в текущей ситуации. Энергокластер, за создание и развитие которого отвечает «Росатом» (корпорация, в которой до выборов на пост губернатора Сахалинской области работал Валерий Лимаренко. — Прим. ред.), должен выпускать так называемый «голубой» водород, основой для которого станет природный газ. А его основным импортером, как ожидается, станет именно КНР. К слову, в самом «Росатоме» изданию «Коммерсант» заявили, что планы на работу в Сахалинской области в этом направлении остаются прежними, а направления экспорта пересматривают. Тем не менее, на фоне вероятного отказа большинства потенциальных покупателей водорода налаженного рынка сбыта в Китае все же маловато для того, чтобы считать российскую заявку в этой гонке обреченной на успех. Без иностранных вложений тут не обойтись, уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
«Сейчас лишние деньги вкладывать в такие проекты никто не будет: нет явных перспектив торговли водородом, под вопросом содействие якорных инвесторов. Раньше Сахалин был регионом, где присутствовали многие иностранные компании Запада. На «Сахалине-1» был ExxonMobil, на «Сахалине-2» — Shell. Сейчас и та, и другая заявили о выходе из проектов, но на замену им придут азиатские компании. Возникает вопрос: нужно ли им развивать тему климатических проектов, заботиться о сокращении выбросов парникового газа и так далее. Тем не менее, как раз-таки азиатский потребитель, который сейчас не отказывается ни от нефти, ни от газа Сахалина, будет участвовать в Парижском соглашении. И в целом страны АТР заинтересованы в том, чтобы получать низкоуглеродные энергоресурсы. Россия сокращает углеродный след нефти и СПГ, которые производят на Сахалине, и поставляет их на азиатские рынки, а там, в свою очередь, смогут сказать: «Мы используем низкоуглеродные носители для того, чтобы производить какие-то товары. И эти товары, которые производят на азиатском рынке, при экспорте в Европу и США будут позиционировать как товары с низким углеродным следом», — рассказал EastRussia Игорь Юшков.
С другой стороны, по словам аналитика, важно учитывать контекст текущей политической обстановки. Он повлияет на то, будут ли вообще на международной арене признавать подсчеты регулирования углеродных выбросов, которые Россия будет вести на фоне производства водородного топлива.
«Рискуем оказаться в такой ситуации, например: вложим деньги в сокращение парникового эффекта у сахалинского СПГ, а никто фактически эту низкую углеродность не признает. Позиция иностранных рынков будет такой: «Мы же не знаем, что там за расчеты у России, но на всякий случай ничего не засчитаем». Здесь, конечно, большая неопределенность. Не исключено, что инициативы сохранят, по крайней мере, на уровне проектов регулирования СО2. Со стороны государства будет разработана методика: как подсчитывать углеродный след, как торговать квотами. Вопрос в том, насколько масштабными будут сами проекты по производству водорода и улавливанию СО2, сколько денег вложат в модернизацию предприятий с целью понизить их углеродный след. Я думаю, по государственной линии работа сохранится: чиновники очень заинтересованы в этом, как минимум из-за того, что федеральный центр готов выделять деньги под пилотный проект. Это решение принято и его никто не отменял. А вот компании будут стараться, скорее всего, поставить все на паузу. Потому что сейчас слишком большая неопределенность в политической и экономической картине, чтобы делать какие-либо крупные инвестиции, тем более в такие проекты», — считает Игорь Юшков.
Для собственных нужд
Издание «Ведомости» цитирует партнера практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ Максима Малкова, который считает, что сейчас России нужно сосредоточиться не на поиске зарубежных покупателей водорода, а на внутреннем рынке потребления. Нужно создавать и развивать производства, которые обеспечат стабильный собственный спрос на экологически чистое топливо. Это особенно актуально на фоне анонсов о запуске производства «зеленого» водорода, который получают посредством водного электролиза с использованием альтернативных (возобновляемых) энергетических источников. Если на «голубой» гидрогениум, вполне возможно, найдется спрос в странах АТР (как говорилось выше, в том же Китае), то с «зеленым» будет сложнее.
Водородный рынок в России можно сформировать благодаря развитию транспортных сетей (например, поездов на водородном топливе), проектов локальной энергетики, химической промышленности и металлургии. Но и к 2030 году при условии наращивания таких производств запрос на внутреннее производство водорода вряд ли превысит 200 тысяч тонн в год, по оценкам Минэнерго РФ. Один только Сахалин способен был бы обеспечить до 50% этого объема (до 100 тысяч тонн в год. — Прим. ред.) при условии реализации совместного проекта «Росатома» и Air Liquid. Но островной регион будет работать в условиях конкуренции с Ямалом («Новатэк»), Якутией (Северо-Восточный альянс) и Иркутской областью, куда собиралась инвестировать En+.
Сахалинский эксперт в экономической сфере Юрий Им также обращает внимание на реальности потребительского рынка. На Западе — в частности, в европейских странах, куда Россия так стремилась экспортировать водород, — потребление этого экологичного энергоносителя только развивается. Там чаще используют альтернативные источники. Запуск таких инвестпроектов с точки зрения исключительно экономической составляющей выглядит спорным: страны не выстраиваются в очередь. А доставка водорода в Европу с острова Сахалин и вовсе выглядит странно: тянуть логистический маршрут через всю Россию чересчур затратно.
Логичным было бы, как уже говорилось выше, рассматривать Японию, Китай и Корею как потенциальные рынки сбыта. Но и в этом случае становится актуальным вопрос транспортировки. Скорее всего, его неотъемлемой частью станет сжижение, для чего требуются дополнительные мощности. Водород способен оставаться в таком агрегатном состоянии в крайне узком диапазоне температур — от -252,7 до -259,2 градуса по шкале Цельсия. Соответственно, для доставки энергоносителя импортеру нужны (в теории) рефрижераторные установки, работающие на сохранение этого критического параметра.
«Технологии перевозки сжиженного водорода в промышленных масштабах на сегодняшний день просто не существует. И с точки зрения поставки такого топлива на промышленное производство это скорее утопический проект. В то же время японцы перевозят водород не в чистом виде, а в виде химического соединения, которое нам хорошо известно. Это аммиак, не что иное как одна из форм переработки природного газа, при этом его температура конденсации вполне приемлема: около 20 градусов Цельсия. То есть его довольно легко перевести в жидкое состояние, залить в цистерну и транспортировать. На мой взгляд, было бы логично производить на Сахалине аммиак и перегонять его в Японию, где есть рабочая технология выделения водорода. Кроме того, аммиак, как мы помним, используется при производстве азотных удобрений, а в мире они сейчас в большом дефиците. У России есть все шансы этот рынок завоевать: Сахалин, являясь одним из ключевых производителей природного газа, мог бы стать и хабом выпуска удобрений, а заодно и наладить цепочку производства аммиака с экспортом его в Японию как водородного носителя», — высказался в беседе с EastRussia Юрий Им.
По мнению собеседника редакции, технология производства водорода в Сахалинской области нуждается в пересмотре и в разрезе все той же нейтрализации углеродного следа. Сама схема, по которой на островах предлагают выпускать гидрогениум, подразумевает и выход СО2 как побочного продукта. Соответственно, потребуется определенный объем затрат на его устранение. Но можно обратиться к технологии, которая не подразумевает выделения углекислого газа.
«Если рассматривать технологию производства водорода на Сахалине — из природного газа, мы помним, что это тепловая обработка метана перегретым паром. В результате реакции выделяется чистый водород и углекислый газ. Соответственно, есть необходимость улавливания СО2 и его утилизации — это ведь тоже часть процесса нейтрализации углеродного следа. В то же время эксперты-технологи, с которыми я общался на эту тему, планируют собранный СО2 закачивать обратно, в те же полости, откуда добывают метан. На мой взгляд, это существенно более дорогостоящая и более сложная технология, чем пиролиз, т.е. сжигание природного газа в бескислородной среде, где образование углекислого газа при реакции разложения не происходит и при этом выделяется практически вдвое больше водорода. Да, при пиролизе метана помимо водорода образуется сажа, как побочный продукт, но сажа как минимум гораздо менее затратна при улавливании и применяется как компонента в других производствах, например, автомобильных шин. Т.е. в лучшем случае сажа даже не потребует утилизации. Мне кажется, это более грамотная технология в разрезе вопроса нейтрализации углеродного следа: углекислый газ просто не производится как побочный продукт. В ракурсе пиролиза я бы обратил внимание еще и на то, что с точки зрения экономической целесообразности все страны, так или иначе импортирующие российский газ, не мудрствуя лукаво, могли бы посредством пиролиза наладить производство водорода у себя. Так сократилось бы множество издержек, связанных с доставкой, перевалкой и хранением весьма капризного и, пожалуй, самого дорогого энергетического ресурса», — рассказал EastRussia сахалинский эксперт в экономической сфере Юрий Им.
На Сахалине все спокойно
Власти Сахалинской области уверены, что переживать за водородные проекты островов пока не стоит. Об этом редакции EastRussia сообщил министр энергетики региона Михаил Гузенко. Именно его ведомство курирует развитие пилотных для России проектов нейтрализации углеродного следа и выпуска принципиально новых видов топлива на Сахалине. Но и чиновник отмечает: приоритет все же отдан технологии производства водорода с выходом углекислого газа. Ей, судя по словам Гузенко, доверяют больше.
«Санкции не окажут существенного влияния на появление водородного производства. Водород на Сахалине будет производиться методом паровой конверсии метана, технология не новая и достаточно изученная. В России есть соответствующие технологии и оборудование, для организации производства на территории Сахалина», — подчеркнул глава сахалинского минэнергетики Михаил Гузенко.
Министр напомнил, что в области уже реализуют проекты «зеленой» энергетики. Это, в частности, 27-километровый электрический конвейер транспортировки угля и ветропарк в Углегорском районе. Оба проекта курирует «Восточная горнорудная компания». Строительство конвейера завершится осенью 2022 года. Проект ветропарка находится на стадии ветромониторинга. С помощью него определят наилучшие площадки для размещения. На острове Итуруп запустили первую в Сахалинской области солнечную электростанцию. К слову, на Курилах хотят создать и тестовый полигон для апробации и внедрения технологий распределенной энергетики на основе новых видов топлива — в частности, водорода. Возможно, именно этот проект станет плацдармом для практического применения новых способов синтеза экологически чистого энергоносителя.
Отсутствие пробок, ровный асфальт, широкие полосы, качественная разметка, оборудованные тротуары, «умное» освещение: качество дорог определяет их безопасность. Жители Хабаровска становятся свидетелями перемен в дорожной отрасли: в городе создается современная, комфортная и надежная транспортная инфраструктура. Корреспондент EastRussia разбирался, как влияет участие в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» на безопасность и качество дорог крупнейшего города Дальнего Востока.
«Дороги в целом ничего, но есть над чем работать», - так чаще всего отзываются приезжие из благополучных в дорожном отношении городов нашей страны, комментируя хабаровский асфальт. Большая часть жителей Дальнего Востока обычно рассыпается в комплиментах в адрес качества дорожного покрытия основных магистралей, пронзающих город и соединяющих его районы в единую транспортную сеть. И даже внутриквартальные дороги нет-нет, а удивят полным отсутствием ям и ухабов.
Ещё в 2017 году Хабаровск стал участником федерального проекта, который после переформатирования называется национальным проектом «Безопасные качественные дороги». За это время на местные трассы просыпался денежный ливень в объеме 6,5 млрд рублей. И это тот случай, когда осадки пошли дорогам только на пользу. При этом федеральный финансовый поток составил порядка трех млрд рублей, краевой – 2,6 млрд рублей, местный бюджет вложил 800 млн рублей.
Только в 2021 году в Хабаровске всем нормативам стали соответстввать более 78,5 км дорог, в том числе, 58,8 км – за счет реализации нацпроекта «БКД», почти 20 км – за счет ремонта дорог частного сектора, оплаченного городским бюджетом. К нормативам привели даже гравийные дороги. В целом на начало 2022 года краевой центр имел почти 64% дорог, имеющих знак качества.
«За шесть лет участия в проекте в краевом центре было отремонтировано и приведено в нормативное состояние более 330 км дорог, – рассказывает мэр Хабаровска Сергей Кравчук. – По результатам текущего года в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” на территории Хабаровска появятся 50 отремонтированных объектов улично-дорожной сети общей протяженностью более 33 км. Из бюджета Хабаровска на эти цели выделено 138,2 млн рублей, краевой бюджет направил 1,24 млрд рублей. В рамках муниципальных контрактов на содержание улично-дорожной сети города выполнены работы по ямочному ремонту более 35 тыс. кв. метров проезжей части во всех районах города. На данные работы из муниципального бюджета города Хабаровска выделено 40 млн рублей».
Ремонт улицы Быстринской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Сергей Кравчук уточнил, что в этом году завершен ремонт дорожного объекта, перешедшего с 2021 года – это проспект 60-летия Октября – здесь были выполнены работы по замене основания, асфальтового покрытия, установке бортовых камней. Также модернизированы светофоры, восстановлен водоотвод, нанесена разметка.
Пришел «праздник» и к жителям северной части Хабаровска. Они ждали его долго, упорно, сцепив зубы на ухабах, подавляя зевоту в пробках –начались работы по ремонту улицы Тихоокеанской, которые завершатся в 2023 году.
Начальник управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Александр Лютов:
«На текущий момент в рамках реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги” подрядная организация МУП города Хабаровска “Дорремстрой” производит работы по устройству бортовых камней, разработке грунта и устройству дорожной одежды на участке в районе автобусной остановки “Трехгорная”, ремонту и переустройству пешеходных связей, устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Сложности выполнения дорожных работ в городских условиях состоят в интенсивном движении автомобильного транспорта и большом количестве подземных инженерных коммуникаций, включая частные. Тем не менее, работы проводятся в соответствии с утвержденным графиком. Срок выполнения работ – не позднее 30 ноября 2023 года».
Капитальный ремонт улицы Тихоокеанской
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Александр Лютов добавил, что, несмотря на все сложности, первые результаты работы автомобилисты и пешеходы Хабаровска смогут прочувствовать еще до Нового года. Будет заменено основание и выполнено устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия на участке от улицы Шелеста до улицы Даниловского. Участок будет расширен до четырех полноценных полос, там же появятся новые остановочные павильоны. Верхний слой дорожного покрытия сделают из щебеночно-мастичного асфальтобетона, который более износостоек по сравнению с обычным асфальтом. Это покрытие выдерживает интенсивный трафик, в том числе большегрузных автомобилей, и неблагоприятные климатические воздействия.
В следующем году в рамках национального проекта «БКД» в Хабаровске отремонтировуют 41 участок дорог общей протяженностью 28,5 км. На это уже выделено 1,2 млрд рублей.
P.S.
Этот материал прочитают посетители нашего портала со всей необъятной России и даже из-за рубежа, но специально для жителей Хабаровска EastRussia публикует полный список улиц, которые в ближайшее время обновят дорожное покрытие. Найти в нём свой адрес для кого-то несомненно станет приятным сюрпризом. Не исключено, что перечень послужит поводом для разжигания белой зависти у «нехабаровчан» и возбудит желание потеребить администрацию/мэрию своего города или посёлка вопросом: «Когда же и у нас будет как в Хабаровске?»
Итак, работы пройдут на участках:
– пер. Батарейный от ул. Лермонтова до ул. Ленинградская;
– ул. Гастелло от ул. Айвазовского до ул. Сунгарийской;
– ул. Монтажная от дома №41 до ул. Строительной;
– пер. Стадионный от ул. Ульяновской до ул. Мельничной;
– ул. Мельничная от береговой полосы Амурской протоки до ул. Ульяновской;
– ул. Истомина от ул. Яшина до ул. Советской;
– пер. Сормовский от ул. Тихоокеанской до ул. Пролетарской;
– ул. Доватора от территории НПЗ до ул. Тихоокеанской;
– ул. Ханкайская от ул. Некрасова до пер. Полоцкого;
– ул. Индустриальная от д. 4 по ул. Индустриальная до ул. Балтийской;
– ул. Менделеева от д. 1а/1 до ул. Строительной;
– пер. Анадырский от оврага до ул. Мате Залки;
– пер. Полоцкий от ул. Советской до ул. Ханкайской;
– ул. Маяковского от ул. Каменногорской до д. 40г по ул. Маяковского;
– ул. Каменногорская от ул. Верхнебазовая до ул. Таймырской;
– ул. Революции от ул. Каменногорской до д. 40 по ул. Революции;
– ул. Выстовочная от ул. П. Морозова до ул. Краснореченской;
– пер. Казарменный от улицы Слободской до территории Дальневосточного юридического института;
– ул. Партизанская от ул. Победы до д. 110 по ул. Партизанская;
– пер. Краснодарский от д. 5/4 по пер. Краснодарскому до ул. Дубовой;
– ул. Заветная от Воронежского шоссе до ул. Осенней;
– ул. Осенняя от ул. Ясной до ул. Маяковского;
– ул. Фруктовая от Федоровского шоссе до ул. Камышовой;
– ул. Ударная от ул. Майской до ул. Немировича-Данченко;
– ул. Дубовая от пер. Краснодарского до д. 31б по ул. Краснодарской;
– ул. Верхнебазовая от ул. Победы до д. 119 по ул. Верхнебазовая;
– пер. Хорышева от ул. Ясной до ул. Таймырской;
– ул. Чайковского от ул. Каменногорской до д. 37 по ул. Чайковского;
– ул. Знаменщикова от ул. Серышева до ул. Советская;
– ул. Некрасова от ул. Ким Ю Чена до ул. Панькова;
– ул. Восточный семафор от ул. Лазо до д. 28 по ул. Восточный семафор;
– пер. Пилотов от ул. Кочнева до д. 8 по пер. Пилотов;
– ул. Западный семафор от пустыря до ул. Сибирская;
– ул. Алеутская от ул. Образцовая до пер. Образцовый;
– ул. Войсковая от ул. Ворошилова до ул. Активистов;
– пер. Образцовый от ул. Алеутской до ул. Образцовой;
– ул. Образцовая от ул. Тверской до д. 83б по ул. Образцовой;
– ул. Тверская от ул. П. Морозова до ул. Образцовой;
– ул. Таймырская от ул. Верхнебазовой до ул. Хлопунова;
– пер. Алданский от ул. Краснореченской до ул. Световой.
В нашумевшей истории со случившемся ровно год назад провалом на одной из основных транспортных артерий Хабаровска – улице Павла Морозова – наметился счастливый конец. Напомним, в августе 2021-го поднявшиеся из-за вышедшего из берегов Амура грунтовые воды подмыли старый коллектор. Он располагался аккурат под проезжей частью. Перекрытую наполовину дорогу чинили всю осень, зиму. Худо-бедно движение по трассе открыли ближе к лету. На этой неделе стартовал финишный этап ликвидации прошлогодней аварии. Ростовская компания «СоюзДонСтрой» начала прокладку микротоннеля под новый коллектор методом горизонтального бурения.
На премьеру – а прокладка микротоннеля такого масштаба в Хабаровске осуществляется впервые - городской водоканал пригласил практически все местные СМИ. Эксперимент призван избавить город от необходимости рытья огромных траншей, без которых не обходится ни одна подготовка к отопительному сезону.
Ожидавшие динамичного и зрелищного действа журналисты были несколько обескуражены - проходка микротоннеля оказалась делом небыстрым в прямом и переносном смыслах. Одетые по всем правилам безопасности в яркие жилеты и каски журналисты после отмашки прораба наблюдали, как гигантский пресс на дне огромного стартового котлована буквально по миллиметрам вдавливает в грунт очередную бетонную трубу. За неделю одиннадцатую по счёту.
- Сейчас скорость 100 миллиметров в минуту, - объясняет оператор проходческого щита, который словно капитан в рубке наблюдает за процессом под землей на мониторах с множеством датчиков.
Вообще-то, изначально было объявлено, что первый хабаровский микротоннель должен быть построен к концу апреля 2022 года. Так было указано в паспорте объекта. Уже в мае заказчик обозначил новый час Ч – 15 августа. Летом появилась новая формулировка: срок окончания работ 2022 год.
- Мы люди суеверные. Остерегаемся называть какие-то конкретные даты. Мало ли как себя поведут грунты, может какая-то поломка случиться. Пока всё по мелочи. Быстро устраняем, работа идёт успешно, - сказал начальник участка компании-подрядчика «СоюзДонСтрой» Тихон Сердюков. – Вообще-то у нас большой опыт прокладки микротоннелей в Севастополе, Нижнекамске, Омске, Минске, Владивостоке. География очень большая. Под рекой Леной в Якутии две ветки по полтора километра каждая для газопровода «Сила Сибири».
Задержку объясняют совпавшей с началом активных работ СВО – специальной военной операцией по освобождению Донбасса. Особые трубы для первого хабаровского микротоннеля заказали в Санкт-Петербурге. Хоть конструкция и обозначена словом «микро» - не такие уж они и маленькие – примерно два метра в диаметре. В полувагоне помещается не больше двух – трёх. А железная дорога в это время оказалась перегружена другими более важными грузами. Вот и пришлось со стройкой микротоннеля подождать, пока доставят все 193 трубы.
- Это были не проволочки, задержки объясняются объективными причинами. Связаны они с проведением специальной военной операции. У нас есть официальное заключение Торговой палаты, что действительно нашему подрядчику не представлялось возможным предоставить достаточное количество подвижного состава для перевозки труб в Хабаровск, - объяснил заместитель директора МУП г. Хабаровска «Водоканал» Николай Лысенко. – Сейчас все трубы будущего микротоннеля в Хабаровске. Это позволило начать его проходку. Процесс этот прерывать нельзя, поэтому пока не был доставлен весь комплект, его и не начинали.
Полностью работы на аварийном участке должны быть завершены в мае следующего года. Это значит, что к тому времени с поверхности земли в готовый микротоннель уберут временный трубопровод, по которому сейчас текут стоки с самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска.
Каким бы долгим не казалось возведение первого в краевой столице микротоннеля, но опыт этот местные коммунальщики планируют использовать как можно шире.
- Согласитесь, работы ведутся под землёй. Это не создаёт той массы проблем для жителей города, как если бы мы строили новый коллектор привычным траншейным способом. Здесь всё бы пришлось разрыть на 8-метровую глубину. Движение по Павла Морозова пришлось бы перекрывать. Плюс этому нужно было бы переносить все коммуникации на пути стройки, восстанавливать их и благоустройство, когда траншею зароют, - привёл аргументы в пользу подземной проходки начальник отдела капитального строительства МУП г. Хабаровска «Водоканал» Евгений Шилко.
- По окончательной стоимости начавшегося микротоннелирования еще уточняются некоторые моменты. Но оно обойдётся в сумму примерно до одного миллиарда рублей. При традиционном способе с рытьём траншеи, переносом и восстановлением коммуникаций, благоустройства заплатить пришлось бы почти в два раза больше, - добавил он.
Полученный опыт микротоннелирования коммунальные службы Хабаровска уже высоко оценили. Его они намерены применять при строительстве аналогичных коллекторов к будущим микрорайонам новостроек, а также при расширении пропускной способности уже действующих коммуникаций.
В Благовещенске проживает более 500 человек с ментальными отклонениями в возрасте от 18 до 30 лет. Большинство из них совершенно неприспособленны к самостоятельной жизни – у них отсутствуют социально-бытовые навыки, они не могут оставаться дома одни, не способны занять себя. Всему этому их надо долго и упорно учить.
Когда в октябре 2019 года власти Амурской области выделили в распоряжение Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта» квартиру площадью в 220 кв. м, многим это новшество показалось странным. Центр адаптации инвалидов – в обычной квартире в жилом доме? Однако проект стал успешным: в квартире сделали ремонт, обеспечили доступную среду для людей с ограниченными возможностями и открыли «школу самостоятельности» , в которой молодым инвалидам помогают жить более независимо, учат самообслуживанию, обустройству быта, организации досуга, а главное – учат налаживать общение с окружающими. Теперь это не просто квартира, а отделение социально-трудовой адаптации инвалидов центра «Доброта».
За два года квартира стала школой жизни для 28 юношей и девушек с ментальными отклонениями. Теперь некоторые из них живут полностью самостоятельно, а трое подопечных стали волонтёрами и помогают другим, хотя ещё недавно сами были абсолютно беспомощны, неприспособленны к бытовой жизни, боялись плиты и утюга, не могли самостоятельно помыться и воспользоваться туалетом, а некоторые даже ложку держали с трудом.
28-летнюю Наталью в центр «Доброта» привело… желание выйти замуж. Девушка нашла себе парня, пара уже строила планы на свадьбу, но из-за ментальных нарушений и отсутствия опыта самостоятельной жизни Наталья была совершенно не готова к жизни семейной. С рождения её опекала мама, девушка умела ни приготовить обед, ни убраться в квартире. Найти работу также не получалось – не брали даже разносчицей листовок. После шестимесячного адаптационного курса Наталья стала полностью самостоятельной, научилась отлично готовить, вышла замуж и теперь балует супруга блинчиками и борщом.
День бракосочетания Натальи
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
С работой тоже сложилось – Наталья устроилась в местный конноспортивный клуб, где ухаживает за животными. Причём если поначалу девушке доверяли лишь кроликов в контактном зоопарке, то спустя несколько недель, убедившись в её ответственности и профессионализме, перевели на работу с лошадьми, о которой она мечтала. Так, благодаря любви и «доброй квартире» Наталья стала семейной женщиной с любящим супругом и любимой работой.
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
В «доброй квартире» инвалидов не просто учат стирать, гладить и готовить. Здесь применяется научный подход – технология «Смогу жить самостоятельно», разработанная специалистами благовещенского центра «Доброта». Программа включает в себя множество практических знаний – от социально-бытовой адаптации до духовно-нравственного развития. Практика показывает, что большинство прошедших «курсы самостоятельности» преодолевают барьер социальной изоляции и начинают жить более полной и независимой жизнью. Недавно технологию представили на популярной интернет-платформе обмена опытом «Смартека» и начали внедрять в других центрах социального обслуживания населения, в том числе за пределами Амурской области. Так, при координационном содействии благовещенской «Доброты» программу уже начинают применять в Тымовском психоневрологическом интернате на Сахалине.
Руководит «доброй квартирой» Ольга Головко, заведующая отделением социально-трудовой адаптации инвалидов центра «Доброта». Её путь в сфере социального обслуживания населения начался в 2014 году. В послужном списке – работа психологом в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Сейчас Ольга получает дополнительную квалификацию по специальности «социальный координатор». Эта сравнительно новая для России профессия, овладеть ей можно пока лишь в одном ВУЗе – Свято-Филаретовском институте в Москве, который реализует программу подготовки соцкоординаторов совместно с благотворительным фондом «Жить вместе». Люди этой профессии призваны сделать отрасль соцработы более современной и эффективной. Социальный координатор – это многопрофильный специалист, который обеспечивает нуждающимся людям комплексную, адресную, профессиональную и «умную» помощь, исходя из конкретных запросов подопечного. Новый формат социальной поддержки применяется и в учебно-тренировочной квартире в Благовещенске.
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
– Каждый человек – уникален, поэтому для каждого нашего подопечного мы разрабатываем индивидуальную программу адаптации. Одному нужны услуги инструктора по лечебной физкультуре, другому – логопед, третьему – дефектолог, четвёртому – сурдопедагог, пятому – зоотерапия. Исходя из запросов, мы составляем комплексную программу. Развивая творческие навыки, мы смотрим, у кого к чему лежит душа – одним нравится рисование, другим – пирография, третьим – флористика, четвёртым – швейное дело. Иногда наши подопечные добиваются значительных успехов в творчестве! Так, прошедшая наш курс адаптации девочка Света стала мастером по алмазной мозаике. Её работы продаются на ярмарках и пользуются спросом, – рассказывает заведующая Ольга Головко.
Адаптационный курс рассчитан на молодых людей от 18 лет и старше, имеющих ментальные отклонения. Программа длится 6 месяцев с возможностью продления или, наоборот, сокращения, в зависимости от каждого конкретного случая. Площадь квартиры позволяет одновременно обучать 6-8 подопечных. У каждого – индивидуальное сопровождение. Они находятся в учебно-тренировочной квартире по будням в рабочие часы, остальное время – дома с родителями. Режим дня составлен специалистами и расписан по минутам. Все постоянно чем-то заняты, у каждого есть как обязанности в рабочее время, так и хобби в свободные часы. Курс адаптации предполагает занятия не только в квартире: ребята выезжают на экскурсии, выставки или просто в хорошую погоду выходят на прогулки. В прошлом году центр организовал 34 выезда, а всего мероприятий, включая квартирные, – было более 100, в них приняло участие в общей сложности 600 человек. Центру помогает множество волонтёров, в частности, сотрудники и студенты Благовещенского государственного педагогического института, а также работники и читатели библиотеки имени Чехова. Они регулярно приезжают в «добрую квартиру» или приглашают подопечных к себе, где показывают фильмы, проводят мастер-классы или просто играют в развивающие игры.
Оля Мясоедова дарит свои картины на день пожилого человека
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
Обязательные разделы обучения – личная гигиена, основы медицинской помощи, безопасное обращение с электроприборами, навыки передвижения на общественном транспорте, приготовление еды и обращение с финансами. Остальное – подбирается индивидуально для каждого. Каждый день студенты получают домашнее задание, позволяющее закрепить полученные навыки. Задания индивидуальные – одним задают испечь оладьи, другим – нарисовать портрет мамы, третьим – просто вынести мусор. Общее требование: работа должна быть выполнена самостоятельно. Родителям запрещено помогать своим чадам.
– Гиперопека – серьёзная проблема. Многие родители детей с ментальными отклонениями стараются всё делать за них. В итоге родители, сами того не осознавая, причиняют детям серьёзный вред, так как человек никогда не адаптируется к самостоятельной жизни, если за него всё будут делать мама и папа, – уверена Ольга Головко.
В процессе обучения преподаватели следят за прогрессом подопечных. Пройдя курс адаптации, выпускники сдают экзамены – всё как в настоящей школе. В конце шестимесячного обучения – выпускной. Все вместе месят тесто, пекут торт, заваривают чай и отмечают выпуск очередного студента в новую, самостоятельную жизнь.
Содержание квартиры и оплату работы специалистов взяли на себя местные власти. Обустройство и покупку оборудования обеспечивают гранты. Сейчас работники центра «Доброта» надеются выиграть президентский грант. Эти средства помогут приспособить квартиру для молодёжи с двигательными нарушениями, купить больше наборов для творчества, а также перейти на круглосуточный режим работы и позволить подопечным оставаться на ночь в их втором доме, чего они давно ждут.
В «доброй квартире» отмечают День Матери
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
Курс адаптации в благовещенском центре – платный, но недорогой. Питание стоит 3000 рублей в месяц, услуги многочисленных специалистов рассчитываются индивидуально, составляя в среднем 7 тысяч рублей в месяц. Семьи, признанные малообеспеченными, имеют право на бесплатный курс адаптации, оплачивая только питание. Подать заявку в центр «Доброта» может каждый инвалид с ментальными нарушениями либо его законный представитель.
Министр экономического развития и внешних связей Амурской области Оксана Кукшенева рассказала, на какие федеральные или региональные меры поддержки могут претендовать бизнесмены в Приамурье.
«Бизнесу доступен широкий круг мер поддержки – и федеральной и региональной – льготные кредиты и займы, налоговая, финансовая и имущественная поддержка. Есть еще и организационные меры помощи. Очень интересно проходит реализация нацпроекта «Производительность труда», в который область вступила в этом году, – непосредственно финансовых средств предприятие не получает, но при этом из АНО “Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда” направляется тренер, обладающий соответствующими компетенциями. Он совместно с командой из предприятия проводит работу по изысканию слабых мест в технологической производственной цепочке и усовершенствует ее. И тут мы понимаем, что сэкономить и увеличить выработку прибыли можно без финансовых затрат, только с точки зрения эффективной организации производственного процесса», – добавила она.
Для участия в проекте «Производительность труда» уже подали заявки 17 предприятий Приамурья. С тренерами и экспертами уже работают две крупные амурские компании: маслоэкстракционный завод «Амурский» и ООО «Амурский завод металлических конструкций».
На получение адресной поддержки в специальном порядке в рамках проекта «Производительность труда» могут претендовать все системообразующие компании федерального перечня и предприятия с выручкой более 400 млн рублей, независимо от вида деятельности. Регион должен предоставить гарантии и обосновать необходимость адресной поддержки.
Консультации по всем мерам поддержки амурским МСП могут предоставить в центре «Мой бизнес», в министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области и в администрациях населенных пунктов региона. Более предметно по налоговым льготам предпринимателей могут проконсультировать в областном управлении ФНС. Агентство по привлечению инвестиций поможет бизнесу в подборе конкретного набора механизмов и инструментов, который позволит получить максимальный объем господдержки.
Оксана Кукшенева отметила, что в этом году расширены меры поддержки для бизнеса, занятого производством продуктов питания. Регион получит дополнительно 50 млн рублей к ранее выделенному объему средств по этому направлению. Она добавила, что Фонд развития Амурской области предоставляет льготные займы до 3% годовых с возможностью привлечения средств Фонда развития промышленности РФ.
«Минпромторг довел до Амурской области лимит на возмещение субсидирования процентной ставки, кредит по которой взят на оборотные средства – это беспрецедентная мера. Главное условие – чтобы кредит был взят после 22 апреля текущего года. Получить эту льготу могут предприятия из списка Минпромторга (машиностроение, металлообработка, стройиндустрия). Пищевые предприятия в него не входят».
Кукшенева добавила, что региональный Центр кредитной поддержки предоставляет займы от 3 до 9,5% годовых. Центр выдает займы до пяти млн рублей под гарантию, которую можно получить в гарантийном фонде под 0,5-1,5%.
Отдельно она остановилась на оформления субсидии для модернизации производства.
«У нас субсидия предоставляется через органы местного самоуправления – на конкурсной основе распределяются по предпринимательскому сообществу. Приобретение оборудования – одна из пяти мер господдержки, куда входят субсидирование лизинга, ремонт или приобретение стройматериалов, субсидирование процентной ставки и грант вновь организованным предпринимателям. Сложностей при получении субсидии нет, но необходимо следить за временем и не пропускать установленные сроки подачи документов. Пакет требований вполне оптимальный – нужны только те документы, которые требуют либо подтверждения понесенных затрат, подтверждения отсутствия банкротства и задолженности, а также наличие бизнес-плана или технико-экономического обоснования».
Министр напомнила, что при получении мер поддержки бизнес обязан отчитываться о достижении результатов. При заключении соглашений на получение финансовых мер поддержки прописывается результативность – это может быть увеличение рабочих мест или их сохранение, развитие производства и прочее – на основании соглашения проверяется достижение результатов. Также не стоит забывать о необходимости строго придерживаться целевых показателей предоставленного кредита – если был представлен бизнес-план на покупку производственного оборудования, то по накладным или платежным документам данное оборудование и должно быть приобретено.
Президент торгово-промышленной палаты Амурской области Сергей Самородников отметил, что в регионе практикуется гибкий, индивидуальный подход к каждому обратившемуся предпринимателю. Региональная ТПП тесно сотрудничает с правительством Приамурья. В условиях санкционного давления не только амурский бизнес понимает важность плотного сотрудничества с Китем и странами ЮВА – в Торгово-промышленную палату Приамурья начали поступать обращения от предпринимательского сообщества из Москвы.
«В связи с разворотом на Восток ТПП подписала соглашение правительством Амурской области. Губернатор Василий Орлов посоветовал усилить работу, в первую очередь, с Китаем. У нас уже есть соглашение в правительство Хэйхэ – много заявок на импортозамещение, на замену оборудования, техники, запчастей. Есть реальные положительные примеры, даже Москва к нам обращается и бизнес из других регионов. Москвичи говорят, что у них нет бизнеса, но есть деньги. Поступают предложения об инвествложениях. ТПП как раз занимается и инвестициями, и ТОРами – мы людей сюда приводим, чтобы увеличивать количество рабочих мест, повышать налоговую базу».
Благие вести с Черной реки - название китайского города Хэйхэ в переводе «черная река» - пришли 10 июня: по трансграничному автомобильному мостовому переходу Благовещенск-Хэйхэ открылось движение. Правда, пока только грузовое - доступен переход сейчас только для российских автомобилей, если точнее – то исключительно для фур с контейнерами. Да и те могут ездить там со множеством ограничений. Мост работает в тестовом режиме, и пока для многих участников ВЭД процесс перевозки не вполне ясен. Заполняли пробелы на встрече предпринимательского сообщества с представителями организаций, отвечающих за функционирования перехода. Она прошла в рамках работы Экспортного совета Амурской области.
Справка:
Общая площадь мостового перехода на территории России и Китая составляет более 160 гектаров, общая протяженность с подъездными дорогами – 20 км, длина основной конструкции – моста через русло Амура – 1 080 метров (ровно по 540 метров с российской и китайской сторон). Мост двухполосный, как и подъездные пути, которые не имеют съездов. Расчетная нагрузка на наиболее загруженную ось грузового авто на подъезде к мосту не должна превышать 11,5 тонн. Допустимые габариты транспортных средств составляют до четырех метров в высоту, 2,5 метров в ширину и 20 метров в длину. Дорога оснащена автоматизированной системой информирования водителей, а также камерами фото- и видеофиксации скоростного режима.
Ежегодная пропускная способность мостового перехода – два млн пассажиров, 315 тыс. транспортных средств, допустимый товарооборот – четыре млн тонн грузов. Временная схема пункта пропуска «Кани-курган» в настоящее время допускает обработку максимум 190 фур в сутки (пока не создадут постоянный пункт пропуска). Сейчас он работает с 8 утра до 24 часов без выходных и праздников. Впоследствии перейдет на круглосуточный режим работы.
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Как рассказал заместитель директора филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» Роман Ушаков, общий объем инвестиций в строительство мостового перехода составил 20 млрд рублей, он построен по механизму концессии, поэтому плата за проезд предусмотрена в течение всего срока концессии – 19 лет.
«В течение первых двух месяцев мост будет функционировать в тестовом режиме, который подразумевает комплексную проверку функционирования всех систем. Взимания платы за проезд в этот период не будет. Оплата в дальнейшем на пунктах на российской стороне будет проводится в рублях, на китайской – в юанях. Ее размер зависит от категории машины исходя из высоты и количества осей. Максимальная стоимость проезда с российской стороны составит 9 450 рублей, с китайской для аналогичного авто – 830 юаней. Оплату принимают как наличными средствами, так и банковскими картами», – добавил Роман Ушаков, пояснив, что платить перевозчикам придется за одну машину дважды – на российской стороне и на китайской.
Для предотвращения заторов при прохождении контроля вводится система электронной очереди через сайт amurbooking.com. Сервис заработает ориентировочно в первую неделю июля. Водитель должен будет заранее прибыть в буферную зону ожидания, после чего транспортное средство проследует в пункт взимания платы, откуда выезжает непосредственно в пункт пропуска. Подробную информацию можно найти на сайте компании «Амур (Хэйлунцзян)», а получить оперативную консультацию по телефону 8 (4162) 77-26-17.
Федеральная таможенная служба разработала меры, позволяющие уйти от таможенного транзита при перемещении грузов от пункта пропуска до территории «ТЛТ Каникурган», что должно помочь сократить время совершения операций. Также прорабатывается внедрение концепции «иного места прибытия». Она заключается в прохождении всех таможенных процедур не в пункте пропуска, а на территории ТЛТ.
Ведущий специалист отдела эпиднадзора регионального Роспотребнадзора Светлана Гашинская рассказала о требованиях, предъявляемых ко всем водителям, выезжающим по мосту в Китай, которые будут жестко контролироваться. Так, водитель должен самостоятельно проводить дезинфекцию кабины машины как до выезда из РФ, так и по возвращению, иметь при себе не менее десяти пар перчаток, маски, антисептики, запас бутилированной воды, продовольствие (за исключением скоропортящихся товаров), пакет для отходов. Выходить из кабины авто на территории КНР водителям не разрешается, нельзя даже открывать окна.
«Перевозчикам также необходимо иметь сертификат о вакцинации от коронавируса. При любом проявлении симптомов инфекционного заболевания, водитель будет помещен в изолятор на территории пункта пропуска, где ему смогут оказать помощь, а транспортное средство – на санитарную стоянку. Будет дежурить скорая», – добавила она.
О других ограничениях рассказала начальник отдела международных связей и внешних связей регионального Минэкономразвития Ольга Коровкина. ПЦР-тестирование и термометрия не проводятся, но китайские власти требуют предъявлять «код здоровья» через приложение в WeChat.
«Важно, что на первом этапе работы мостового перехода транспортные средства обязаны возвращаться день в день, без ночевки. Если не успел загрузить контейнер – то в любом случае нужно возвращаться. Международные перевозки осуществляются 20-ти или 40-футовыми контейнерами. Тягачи и прицепы должны быть заблаговременно зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР. Информацию китайской стороне подает агентирующая компания. Оформление водителей осуществляется бесконтактно», – сказала Коровкина.
После проезда по мосту автомобили и контейнеры проходят двухэтапную дезинфекцию, после чего проезжает в зону разгрузки. Привезенные в КНР российские контейнеры будут проходить семидневный карантин. Загрузка импортных товаров происходит в другом, отдельном терминале. Информацию о регистрационном номере машины, основной номенклатуре грузов, а также фотографии водителя, его визы и основной страницы паспорта необходимо за сутки отправлять китайской стороне через агентирующую компанию. В день въезда дополнительно подаются данные о температуре водителя и номер «кода здоровья».
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Относительно номенклатуры ввозимых в КНР грузов, сообщается, что пока под запретом мясо, морепродукты, зерно, соя, фрукты, семена растений, необработанная древесина и животные. Китайские ведомства решают вопрос с расширением номенклатуры разрешенных видов продукции. В региональном Россельхознадзоре пояснили, что сейчас внедряются нормы закона о системе прослеживания зерна и продуктов его переработки –– с 1 июля этого года добровольно можно вносить информацию о партиях зерна при вывозе и ввозе на территорию РФ, с 1 сентября это будет обязательная процедура. Ограничения по вывозу зерновых культур и сои действуют до 30 июня.
«Что касается производителей продуктов питания, желающих поставлять свои изделия на рынок КНР, то в таком случае их предприятия должны быть аттестованы в реестре экспортеров информационной системы “Цербер”. Эти данные в дальнейшем передаются в Главное таможенное управление КНР для аттестации, срок действия такой лицензии составляет пять лет», – рассказала замглавы регионального Управления Россельхознадзора Татьяна Хромченко.
Ространснадзор будет проверять у водителей права, свидетельство о профессиональной компетенции международного автоперевозчика, карту для тахографа, соблюдение режима труда и отдыха, наличие предрейсового медосмотра. Требования к транспортному средству – должен быть в реестре автомобильных перевозчиков, наличие путевого листа, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО, документы на груз, инструкция по эксплуатации тахографа и наличие самого тахографа, предрейсовый контроль технического состояния, соблюдение весогабаритных параметров.
В правительстве Приамурья отметили, что в течение всего тестового периода работы мостового трансграничного перехода принимают все жалобы, замечания и предложения от предпринимателей, чтобы максимально гладко интегрировать новый инфраструктурный объект в жизнь и работу его эксплуатантов. Для тех, кто не готов пока воспользоваться новым автомобильным пунктом пропуска «Кани-Курган», в Амурской области с 11 июня возобновился пропуск грузовых судов через смешанные пункты пропуска Благовещенск — Хэйхэ и Поярково — Cюнькэ.