Генеральное консульство КНР в Хабаровске открыло «зеленый коридор» студентам для оформления учебных виз в Китай. Расширенный режим работы дипмиссии будет работать до конца сентября.
Как пишет Biang.ru, теперь студенты, прописанные в Хабаровском крае, Амурской области, Якутии и ЕАО, могут сами подать все необходимые документы в визовый отдел. Генконсульство готово принять их в порядке живой очереди каждый понедельник, вторник и среду с 9.30 до 12.30 часов. Также на 30 минут продлена работа Генконсульства КНР во Владивостоке.
Напомним, ограничения из-за COVID-19 для студентов были сняты 8 января, но не все российские студенты смогли вернуться на учебу, так как наблюдались сложности с оформлением китайских виз.
Санкционное давление не помешает развитию сотрудничества Китая и Дальнего Востока России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания Российско-Китайского Делового совета «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества». Глобальные игроки китайского рынка и представители российского бизнеса собрались во Владивостоке, чтобы обсудить совместные планы.
Исторический рекорд
С 27 июля по 5 августа в Приморском крае проходит деловой визит китайской делегации. Представители 15 крупных компаний из КНР посетили регион для участия в диалоге с местным бизнес-сообществом и органами власти. Среди них такие гиганты, как «КитайСтрой», China Railway Construction Company, «Хуасюнь Групп Ру», НЗС, «Джили Моторс», «Гэчжоуба Русс» и другие.
Бизнес-миссия организована на основе договоренностей председателя «Российско-Китайского Делового Совета» Геннадия Тимченко и губернатора Приморского края Олегом Кожемяко при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэя, администрации президента РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и Фонда Росконгресс.
В Приморье делегация встретилась с региональным руководством, представителями институтов развития, посетила ведущие предприятия края и провела переговоры с потенциальными партнёрами.
Самым масштабным мероприятием в рамках визита стало пленарное заседание «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества», объединившее сотни российских и китайских предпринимателей, в том числе по видеоконференцсвязи. Российско-Китайский Деловой Совет представлял исполнительный директор РКДС Евгений Маркин. Модератором диалога выступил директор Агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков.
Как отметила в своём приветственном слове генеральный консул Китая во Владивостоке Пяо Янфань, российско-китайские отношения «наращивают обороты», качество делового сотрудничества улучшается по всем направлениям. За прошлый год товарооборот двух стран преодолел отметку 140 млрд долларов, побив исторический рекорд. В первом полугодии текущего года объёмы двусторонней торговли достигли 80 млрд 675 млн долларов, прирост составил 27,2%.
Товарооборот Дальневосточного федерального округа и Китая в прошлом году вышел на уровень 13 млрд 891 млн долларов, увеличившись на 28%. При этом 40% объёма денежных потоков приходится на Приморский край.
Небывалый энтузиазм
Г-жа Пяо Янфань подчеркнула, что китайская экономика «выделяется своей стойкостью, потенциалом и большим полем маневрирования». В 2021 году ВВП Китая превысил 114 трн юаней, что приблизительно составляет 18 триллионов долларов. Несмотря на вспышки коронавируса и непростую международную обстановку, вызвавшие рост инфляции, в текущем году Китай увеличил ВВП на 2,5%.
«В условиях сложной международной ситуации значимость Дальнего Востока для всей России усиливается, - отметила Пяо Янфань. – Планируется совершенствование пограничной инфраструктуры, рассматриваются возможности создания трансграничной территории опережающего развития, формируется более благоприятная бизнес-среда. Все это вливает новую струю жизненных сил в китайско-российское сотрудничество. Отрадно, что обе стороны проявляют небывалый энтузиазм и усиливают взаимодействие на центральном и региональном уровне, как между ведомствами, так и отдельными предприятиями. Стороны полны решимости, выявляя взаимодополняющие преимущества и устраняя узкие места, наращивать сотрудничество в областях торговли, инвестиций, производства, логистики, инфраструктуры, инноваций, туризма и других отраслях».
Генконсул также сообщила о возможности возобновить авиасообщение между Владивостоком и Китаем в скором будущем. Приморские власти подали ходатайство об открытии рейса Владивосток-Пекин. «Мы уже видим свет в конце туннеля», - отметила г-жа Пяо Янфань, добавив, что на сегодняшний день выполняются 8 коммерческих рейсов из Москвы в китайские города.
Первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина обозначила стратегическую важность российско-китайского партнёрства в условиях санкций. Доля Китая во внешней торговле Приморского края ежегодно составляет около 50%. В прошлом году торговый оборот Приморья и КНР превысил 5 млрд долларов. Китайский капитал участвует в 43 проектах, реализуемых на территории края, с объемом инвестиций 7 млрд рублей или 46% от всех иностранных инвестиций. Более 20 лет региональное руководство ведет совместную работу с китайскими коллегами в области развития торговли, инвестиций, туризма, сельского хозяйства, рыбной отрасли, образования, научно-исследовательской деятельности.
«Ситуация, которая сложилась в текущем году, в очередной раз демонстрирует конструктивный и устойчивый характер российско-китайских отношений. Из-за санкционного давления западных стран на Россию наблюдается перестроение транспортно-логистических цепочек на Восток. Приморский край активно участвует в формировании транзитных грузопотоков, в том числе по актуальному сейчас направлению перевозок из Китая в западную часть России и Республику Беларусь», - сообщила Вера Щербина.
Новое направление грузоперевозок представляет транспортная группа FESCO. В июне текущего года компания запустила регулярный контейнерный поезд FESCO Minsk Shuttle по маршруту Владивосток – Минск. Основу грузопотока сервиса составляют товары народного потребления, химические грузы, продукты питания и другое. В обратном направлении грузы будут отправляться как в Россию, так и в страны Азии. Также в июле FESCO отправила первый публичный контейнерный поезд из Шанхая в Москву.
Что касается экспорта, Щербина отметила огромный потенциал в части расширения торгово-экономического сотрудничества с Китаем: «Мы можем предложить нашим китайским партнерам на экспорт экологически чистую продукцию сельского хозяйства, свинину, сою, мед, морепродукты, а также продукцию лесопереработки, включая шпон и щепу. Готовы поставлять в Китай грузовые и пассажирские вертолеты Ка-62 от завода «Прогресс»».
Кроме того, власти Приморья предлагают китайской стороне рассмотреть возможность реализации инвестпроектов в рамках особых налоговых режимов – ТОРов и свободного порта Владивосток. Это могут быть новые предприятия по производству спецтехники, комплектующих, электроники и бытовой техники, современных автомобилей.
«Отношения между Россией и Китаем вступили в самый лучший период в нашей истории», - заключила Вера Щербина.
Глобальные проекты
Следующая часть пленарного заседания была посвящена презентациям китайских компаний. Так, участники смогли ближе познакомиться с возможностями ООО «КитайСтрой» - российской дочки CSCEC, одного из глобальных игроков в области коммерческого и промышленного строительства Китая с оборотами в триллионы юаней. На российском рынке «КитайСтрой» занимается строительством зданий и сооружений, ремонтно-отделочными работами, реконструкцией исторических памятников.
В Приморье компания рассматривает проекты инфраструктурного строительства (скоростные развязки, объездные дороги, мосты), а также коммерческой и жилой недвижимости. В ходе бизнес-миссии «Китайстрой» провел переговоры о возможном участии в строительстве рекреационной зоны на Мысе Черепахи в бухте Муравьиная Приморского края. Кроме того, ожидается, что дочка CSCEC примет участие в реализации проекта ООО «СЗ «Зелёный бульвар» по строительству микрорайона «Зелёный угол» во Владивостоке.
Новые перспективы сотрудничества открываются и в области автопрома. Эксклюзивный дистрибьютор бренда Geely в России ООО «Джили Моторс» расширяет дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству партнеров. «Джили Моторс» - дочка Geely International Corporation, которая представляет на международном рынке одного из десяти крупнейших автопроизводителей Китая Geely Holding Group. В структуру холдинга входят Geely Auto, Volvo Car Corporation, Drivetrain Systems International (DSI) - один из крупнейших мировых производителей трансмиссий. На Дальнем Востоке компания планирует открыть дилерские центры в Благовещенске и Южно-Сахалинске.
Сегодня российский рынок практически свободен от конкуренции для китайского автопроизводителя. Европейское направление закрыто в связи с санкциями. Власти США запретили экспорт автомобилей и мотоциклов в Россию. Япония ввела эмбарго на экспорт дорогих стоимостью от 6 млн иен, и спрос на китайский автопром растет рекордными темпами. По некоторой информации, рассматривается возможность открытия дилерских центров Geely во Владивостоке и Хабаровске.
После пленарного заседания состоялись встречи делегации с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой Владивостока Владимиром Шестаковым. Обсуждались перспективы расширения сотрудничества и необходимость увеличения грузопотока. «Мы рассчитываем на помощь и содействие Российско-Китайского Делового Совета во взаимодействии с китайскими коллегами, направленном на увеличение товарооборота и развитие приграничных связей. Надеюсь, что данный визит послужил площадкой для установления крепких партнёрских связей», – заявил глава Приморья.
Следующая масштабная встреча российской и китайской сторон состоится на Седьмом Восточном экономическом форуме, который пройдёт во Владивостоке с 5 по 8 сентября.
Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.
Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.Развитие въездного туризма – одно из стратегических направлений государственной политики РФ. К 2030 году на Дальнем Востоке планируют принимать вдвое больше иностранных туристов – до восьми млн человек. В макрорегионе, утратившем около 80% турпотока во время пандемии, делается большая ставка на привлечение иностранных туристов. В фокусе – близлежащие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников считает, что коронавирус, хоть и создал много проблем, но развернул взгляд на сферу туризма внутри страны, заставив переосмыслить собственные возможности и начать их актуализировать. Строятся новые средства размещения разного формата, создаются уникальные точки притяжения для туристов, включая сложные горнолыжные и пляжные курорты.
«Все это должно быть поддержано соответствующей транспортной инфраструктурой. Наша цель – сделать страну комфортной, в первую очередь, для граждан России, но мы всегда рады гостям. Побывав один раз в России, иностранные туристы должны приезжать вновь. Надо устранять проблемы с безналичными платежами – международные платежные системы Visa, Master-card у нас не работают, но можно пользоваться Union pay, китайскими системами, можно открыть счет в российском банке – будет эмитирована виртуальная карта, которой можно пользоваться по приезду как в физическом, так и виртуальном формате», – рассказал Решетников.
Одна из давних проблем в части привлечения иностранных гостей – за границей мало знают о наших достопримечательностях и туристических возможностях. Недостаток продвижения страны на внешних рынках тормозит массовый поток туристов из-за рубежа. В Минэке эту проблему осознали и поставили себе в повестку на 2024 год.
Есть и проблемы со въездом, но они решаются. С 1 августа заработала электронная виза – за август въехало уже 30 тыс. иностранцев (большинство из Китая). Заработали соглашения групповых безвизовых поездок с Ираном и КНР, идет работа по таким же соглашениям с Индией.
«Полную отмену виз уже предложили Кувейту, Бахрейну, Оману, Саудовской Аравии, Малайзии – там, где возможен, в том числе, прирост туристов премиум-класса», – добавил глава Минэкономразвития.
По данным Российского союза туриндустрии, в среднем доход от одного иностранного туриста в России составлял в доковидном 2019 году 318 долларов, что сильно отстает от среднемировых значений (1 270 долларов). В 2019 году наша страна получила от экспорта туруслуг 11 млрд долларов, однако в целом отрасль демонстрирует отрицательный платежный баланс. Россияне потратили на свои поездки в другие страны 264 млрд долларов.
По словам президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, россияне по тратам в магазинах беспошлинной торговли занимают третье место в мире после США и Китая – и это объясняет, почему наши туристы востребованы во всех странах мира.
«Мы сталкиваемся со значительным отрицательным торговым сальдо по статье “путешествия”. Отрицательное сальдо в туризме является результатом проигранной конкуренции – причем как за иностранного, так и за внутреннего туриста. Мы должны понимать, что мы конкурируем со всем миром. Нам очень нужен платежеспособный турист и для этого надо создавать конкурентноспособный на международном рынке турпродукт. И если он станет привлекательным для международного рынка – мы сразу выиграем конкуренцию и на внутреннем, и удержим значительную часть денег внутри страны и сократим объем импорта», – рассказал Уманский.
Эксперт предупредил, что с волной развития внутреннего туризма есть риск получить ограничение платежеспособного спроса – в будущем российских путешественников получится привлекать только бюджетным предложением, которое не обеспечит конкуренции на выезде и не удержит желающих отправиться за рубеж.
В настоящее врем я активно работает программа модульного отелестроения, а дорогих высококонкурентных отелей в стране всего 500. Количество номерного фонда в РФ сейчас находится на уровне – мы в пятерке ведущих стран. Но о качестве приходится сожалеть, отмечает Уманский.
По словам эксперта, невозможно обеспечить высококлассный отдых и развлечения для россиян в России, если опираться только на внутренний спрос, который очень мал.
«Мы должны ориентироваться на внешний рынок, а это запустит паровозом и внутренний», – резюмирует Илья Уманский.
Крупной дальневосточной дестинацией является Приморский край. По итогам 2022 года регион посетило более трех млн туристов, в этом году ожидается более 3,5 млн гостей. Количество иностранных туристов составило в этом году уже больше 50 тыс. – это китайские граждане.
Пассажирские и грузовые рейсы в Россию выполняются из 31 государства, Россия летает в 24. В начале сентября восстановлено отсутствовавшее 30 лет авиасообщение с Мьянмой, которая стала 38-й страной, с которой Россия возобновила прямые авиарейсы. В октябре будут возобновлены из Новосибирска и Владивостока в Лаос. Идет работа над возобновлением прямого сообщения с Индонезией. В январе 2024 года планируется открыть прямой рейс из Владивостока в Сибу (Филиппины).
Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский поделился готовым кейсом для привлечения зарубежных туристов на примере работы с Республикой Корея.
Сначала в регионе определили самую мобильную и платежеспособную аудиторию в Корее – это молодые люди в возрасте 19-25 лет.
«Мы решили идти через лидеров общественного мнения для данной аудитории – прежде всего, мы начали съемки музыкальных видеоклипов, привлекая в популярные места Приморья популярных в Корее исполнителей – все эти локации стали сразу же мелькать в соцсетях корейских туристов. Второе – корейские телешоу очень популярны, и ТИЦ Приморья привозил съемочные группы, беря на себя часть транспортных расходов, таким образом, представители региона оказывались на экране многомиллионной аудитории – поток туристов шел по следам. Также мы для блогеров устраивали фан-туры – их подписчики шли за ними. Когда аудитория там нас узнала, мы перешли к работе напрямую с авиакомпаниями – привезли туркомпании, показали все наши туристические ресурсы и в 2019 году в пик летнего сезона количество рейсов во Владивосток из аэропортов Кореи доходил до десятка в сутки. Также мы использовали круизный туризм как средство продвижения на зарубежных рынках», – рассказал Арсений Крепский.
– Цифровой рубль — это третья форма рубля. Мы привыкли, что у нас есть две формы: наличные – это те банкноты, монеты, которые мы храним у себя в кошельке, и есть безналичные деньги – это деньги на наших счетах в банках или на картах. В дополнение к ним сейчас появляется третья форма рубля – цифровая.
По своей сути операции с цифровыми рублями очень похожи на безналичные платежи, но при этом они имеют ряд существенных преимуществ. Сейчас у каждого банка установлены свои тарифы на переводы: в среднем это от 1 до 3% от суммы перевода. Кроме этого, многие банки устанавливают суточный лимит на перевод, то есть по факту человек не всегда может перевести сразу столько денег, сколько он хочет. Так вот при расчётах цифровыми рублями таких ограничений не будет. Банк России не будет устанавливать ограничения на сумму перевода и сделает их абсолютно бесплатными для граждан.
– То, о чём вы говорите в плане переводов, это ведь касается больших сумм денег. То есть, когда я оперирую небольшими суммами – тысяча рублей, 10 тысяч и т.п. мне нет смысла пользоваться цифровым рублём: дополнительно переводить безнал в цифру и так далее?
– Люди смогут самостоятельно выбирать ту форму денег, которую они будут использовать: наличную, безналичную, цифровую. Поэтому если человек не хочет пользоваться цифровым рублём, он может просто не открывать цифровой кошелёк. Со своего банковского счета на свой цифровой кошелек человек сможет переводить до 300 тыс. рублей в месяц. При этом можно будет получать переводы цифровых рублей от других людей сверх этой суммы. Тратить цифровые рубли или переводить их можно будет без ограничений.
«То, что у нас падает доля наличных, не могло не привести нас к мысли, что мы должны человеку и бизнесу дать аналог, но уже в новом качестве – это как раз и есть цифровой рубль. С одной стороны ― это замена нала в цифровом коде, с другой стороны ― это новое средство платежа, которое для людей и бизнеса будет работать как наличные».
Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России
Цифровой рубль будет выгоден и для граждан, и для бизнеса. Внедряя цифровой рубль, мы решаем проблему развития системы безналичных платежей. С одной стороны, развиваем платёжную инфраструктуру, а с другой стороны, мы расширяем возможности для граждан и для бизнеса. Таким образом мы способствуем расширению выбора.
Цифровой рубль в перспективе сможет упростить трансграничные расчёты и стать удобным и выгодным средством платежа внутри страны. Для граждан переводы и операции будут абсолютно бесплатными и не будут привязаны к тарифам конкретных банков. Доступ к своему цифровому кошельку человек сможет получать привычным ему способом, то есть через мобильное приложение банка, в котором у него открыт счёт.
– Пока вот я как обыватель, вижу, что это скорее интереснее, может быть бизнесу, нет? Да для юридических лиц будут тарифы, но они будут ниже, и перемещение больших объемов средств станет для них выгоднее. Так?
– У Банка России нет цели получить какой-то коммерческий доход от платежей в цифровых рублях, и поскольку операции с ними будут проходить на платформе Банка России, это действительно даст возможность бизнесу существенно сократить свои расходы на эквайринг. Мы знаем, что сейчас средняя комиссия за транзакцию составляет от 1,5 до 3%, и за прием платежей в цифровых рублях мы установили для бизнеса тариф существенно ниже: всего лишь 0,3% от суммы платежа, а для компаний, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги, и того меньше – 0,2%.
При этом комиссия за переводы между юридическими лицами будет составлять всего 15 ₽ за одну операцию. Важно отметить, что эти тарифы для бизнеса начнут действовать с 1 января 2025 года, а до этого момента установлен льготный период, когда все операции будут бесплатны. И ещё раз обращу внимание, что для населения все операции с цифровым рублём будут бесплатными.
– С момента появления информации о цифровом рубле то и дело в соцсетях, в СМИ появляются опасения, насчёт добровольности использования цифрового рубля. Мол сейчас всё на добровольной основе, но наступят какие-то тяжкие времена и государство обяжет всех использовать только цифровой рубль.
– Нет. Обязательного внедрения цифрового рубля для каждого россиянина не планируется. Граждане смогут самостоятельно выбрать ту форму денег, которая для них более предпочтительна, право выбора остаётся за конкретным человеком.
– Хорошо. А цифровой кошелёк – это опять же некая программа, которая должна работать на каком-то устройстве. Как я могу оформить этот цифровой кошелёк? Где это сделать?
– Цифровой кошелёк будет работать через мобильное приложение банка, установленное в устройстве пользователя, или онлайн-банк. Например, вы захотите перевести свои деньги, лежащие на счете, в цифровые рубли. Вам нужно будет зайти в мобильное приложение вашего банка и обменять безналичные рубли на цифровые.
Если же вы хотите перевести в цифру наличные, здесь процедура будет немножко дольше. Нужно будет сначала наличные деньги положить на свой безналичный счёт – через банкомат либо кассу банка, а потом уже через мобильное приложение вашего банка обменять их на цифровые деньги через свой кошелёк.
Чтобы перевести цифровые рубли другому физическому лицу, через мобильное приложение своего банка или онлайн-банк нужно будет зайти в свой цифровой кошелек, выбрать из списка своих контактов человека, которому вы хотите сделать перевод, либо ввести его номер телефона вручную, указать сумму платежа и подтвердить перевод.
– Встречал информацию о том, что цифровыми рублями можно будет расплачиваться, передавать их другим людям так же как и наличными, без подключения к интернету. Я правильно всё понял?
– В перспективе, да. Мы планируем, что именно так это и будет работать. То есть, воспользоваться своими цифровыми рублями можно будет и без интернета. Правда, технологию офлайна нам ещё предстоит разработать, потому что в мире пока готовых решений не существует, но мы уверены, что в ближайшем будущем Банк России сможет справиться с этой задачей.
– Можно ли сделать вклад или как-то иначе заработать с помощью цифрового рубля?
– Основная цель разработки цифрового рубля – использование его как средства проведения платежей и переводов, а не в качестве средства сбережения или кредитования, поэтому открыть вклад с начисляемыми процентами в цифровых рублях не получится. Заработать на какой-то курсовой разнице тоже не получится, потому что один цифровой рубль будет равен одному наличному либо 1 безналичному рублю. Если мы говорим про рубль и его курс относительно других валют, то он будет ровно таким же, как курсы привычных нам рублей.
Цифровой рубль – это только и исключительно средство платежа.
– Как будет обеспечиваться безопасность цифрового кошелька? Могут ли злоумышленники украсть цифровой рубль?
– Цифровые рубли будут храниться в цифровых кошельках граждан или компаний на платформе Банка России. Уровень защиты этой платформы от взлома, либо какого-то другого несанкционированного доступа на сегодняшний день беспрецедентно высокий. С появлением новых решений он, конечно, будет и дальше совершенствоваться. Таким образом, только вы сами сможете распоряжаться вашим цифровым кошельком и средствами на нём.
«Канал между банками и ЦБ зашифрован по самым высоким стандартам. Это касается и самих мобильных приложений – мы обязали банки встроить специальный программно-аппаратный комплекс в мобильное приложение каждого банка, кто с нами делает этот проект. Это наше жесткое требование, которое как раз повышает уровень безопасности даже по сравнению с теми обычными операциями, которые у нас происходят».
Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России
Тем не менее, обязательно необходимо соблюдать правила кибергигиены. Если говорить о защищённости банковских счетов, то на сегодняшний день в большинстве случаев преступники похищают с них деньги не в результате каких-то хакерских атак на банк, а с помощью методов социальной инженерии. То есть, им удаётся обманывать людей, и те по неведению сами переводят деньги мошенникам либо открывают доступ к своим счетам. Тут уже неважно, о чем идёт речь – о банковском счёте, либо о цифровом кошельке. Нужно помнить, что в любом случае нельзя другим людям раскрывать конфиденциальные данные: пароли, ПИН-коды, номера счетов и кошельков. Если люди будут соблюдать эти элементарные правила безопасности, то сохранность их цифрового рубля гарантирована.
– И что, я и все желающие могут уже сейчас пойти и оформить себе цифровой кошелёк?
– Пока нет. 15 августа стартовал пилотный проект, участие в котором примут 13 банков и ограниченный круг клиентов этих банков. Участники пилота на первоначальном этапе протестируют базовые операции: открытие, закрытие цифровых кошельков, проведение платежей между гражданами в цифровых рублях, оплату покупок и услуг по QR-кодам. К моменту полномасштабного внедрения цифрового рубля все технологии должны быть отработаны, его использование мы хотим сделать максимально удобным и понятным для граждан и для всех участников этого процесса.
Решение о масштабировании цифрового рубля будет приниматься уже с учётом результатов пилота. В перспективе мы ожидаем, что все клиенты банков смогут свободно пользоваться цифровыми рублями, а это в свою очередь значит, что и банки к этому моменту тоже будут полностью погружены во все процессы. Постепенно круг участников пилота будет расширяться.
– То есть сроки его завершения нигде не прописаны?
– Мы ожидаем, что полномасштабное внедрение цифрового рубля начнётся с учётом результатов пилота. Нам важно за это время отточить все операции, чтобы все работало безупречно, поэтому срок окончания пилота будет зависеть от его промежуточных результатов, чёткой границы этого срока нет.
– Всегда есть риск, что банк, в котором я держу свои сбережения, может обанкротиться. Да, у нас есть система защиты вкладов, а с цифровым рублём как?
– С ним ничего не случится. Напомню, цифровые рубли хранятся в цифровых кошельках, которые открываются на платформе Банка России. Поэтому бояться не стоит.
Мы понимаем, что всё новое вызывает опасения, стоит вспомнить периоды широкого внедрения безналичных денег, кредитных и дебетовых карт. Ведь сколько было настороженности, но сейчас уже далеко не у всех в кошельках есть наличные. Постепенно люди привыкнут, оценят удобство и пользу и будут использовать цифровой рубль наравне с остальными формами денег.
В «допандемийные» времена попасть в соседний Китай жителям юга Дальнего Востока было проще простого: достаточно было прийти на речной вокзал в Хабаровске или Благовещенске, или на автовокзал в Уссурийске, взять билет и через пару часов, а то и быстрее уже вкушать утку по-пекински или гобаожоу в какой-нибудь «Сковородке» или «У Тани». Для хождения «за речку» (так дальневосточники называют поездки в близлежащие города Китая) достаточно было только загранпаспорта – благодаря межправительственному соглашению о безвизовом обмене поездки в Китай не сильно отличались от путешествия в соседний райцентр. COVID-19 внес свои коррективы: границы закрылись, межправсоглашение было приостановлено и дальневосточники лишились привилегии в виде «ближнего дальнего зарубежья». Как оказалось, запустить договор между двумя странами снова – дело весьма хлопотное.
1 августа в 11:54 по московскому времени на официальном сайте Минэкономразвития РФ была опубликована долгожданная новость о запуске групповых туристических поездок в рамках реализации соглашения о безвизовых туристических обменах с Китаем. Так как на Дальнем Востоке это был уже конец рабочего дня, то событие «переваривали» на следующий день – в Приморье власти поспешили обрадовать жителей о возвращении упрощенного въезда, в Хабаровском крае министр по развитию туризма анонсировала первый речной рейс в Фуюань «по спискам» уже до конца недели, но, как оказалось, не все так просто и быстро.
Визовые хлопоты
После открытия границ попасть в Китай можно двумя способами: если у вас на руках есть действующая виза, что доступно далеко не всем (надо обращаться в консульство, бронировать гостиницу, иметь приглашение и т.п.), либо оформлять так называемую «визу по прибытию». Второй вариант проще, но дороже в отличии от поездок «по спискам» на 180 юаней (примерно 2400 руб.) – именно столько необходимо заплатить китайской стороне после пересечения границы. При этом вы также должны быть в составе группы (в роли группы, к примеру, может выступить ваша семья) и направляться в КНР прямым рейсом.
«Благодаря этому, мы получили значительный приток туристов из западных регионов нашей страны: люди прилетают в Хабаровск из Иркутска, Санкт-Петербурга, других городов, чтобы из Хабаровска прямым авиарейсом вылететь в Харбин или Пекин как раз при помощи визы, которая оформляется на границе», –рассказала EastRussia Валентина Асеева, представитель Российского союза туриндустрии в Хабаровске.
О возвращении «старого доброго безвиза», Валентина Асеева, как и многие, узнала вечером 1 августа из сообщений информагентств – никаких разъяснений от курирующих структур не было ни во вторник, ни в среду (если не считать преждевременных радостных постов в Telegram-каналах).«Это не такой уж быстрый процесс, – говорит Валентина Асеева, – Необходимо определить порядок действий, список аккредитованных туркомпаний, которые могут возить группы «по спискам», согласовать свой действия с пограничной службой».
Бумажный тигр
«Для введения безвизового туристического обмена была проделана большая работа разных ведомств обоих государств. Недавно завершились все процедуры, и уже сегодня мы ждем первых гостей из Китая по безвизу. Такой механизм позволит привлечь еще больше иностранных гостей в регион», – такую цитату руководителя агентства по туризму Арсения Крепского опубликовали 1 августа на официальном сайте правительства Приморского края.
На самом деле – нет. Поспешили в Приморье. По прогнозам специалистов, «безвиз» на практике начнет действовать к середине августа. Правда, позже появились сообщения федеральных новостных агентств о том, что самый реальный срок – середина сентября, когда межправсоглашением сможет воспользоваться и китайская сторона.
Дело в том, что безвизовый обмен начал (хоть и на бумаге) действовать пока только в одну сторону – для россиян. Китайцы же в Россию едут исключительно по визам, причем, оформленным заранее, в российских консульских центрах в КНР. Кстати, именно этим объясняется, что 80% пассажиров теплоходов «Лунке-202», которые работают на международной речной линии «Хабаровск – Фуюань» – россияне.
В Приморье насчитывается 40 аккредитованных туроператоров, которые могут принимать туристов. Из них – лишь 13 компаний, имеющие право отправлять россиян в Китай. В Хабаровском крае аккредитованных туроператоров 22.
«В группе должно быть не менее пяти и не более 50 человек. Срок поездки – от одних суток до 15. Туристы должны следовать строго по маршруту и проживать в указанной гостинице», – рассказала заместитель начальника отдела развития туризма приморского краевого агентства Юлия Корсак.
О том, что «безвиз» заработал пока только «на бумаге», подтвердили и в турфирмах. В «Золотом драконе» (Владивосток) предлагают поездки на автобусе в Суйфэньхэ через пункт пропуска «Пограничный». Цена на путевки с одной ночевкой стартует от 7,7 тыс. рублей. Поездка осуществляется с оформлением визы на границе, стоимость включена в общий ценник. Все туры как минимум до конца августа расписаны именно по такой схеме. Кстати, с 7 августа стоимость путевки увеличивается на 500 рублей из-за растущего курса юаня.
С оформлением визы «по прибытии» отправляют туристов и в Фуюань из Хабаровска. К примеру, в туркомпании «Талисман» с вас попросят от 10 тысяч рублей за поездку с двумя ночевками и дополнительно 180 юаней для оплаты визы.
До введения «виз на границе» проще всего было попасть в Китай из Благовещенска. Летом в соседний Хэйхэ – ходит на пароход, зимой – автобус, в период ледостава или ледохода – судно на воздушной подушке. Билеты приобретались индивидуально в кассах речного флота и даже никакие списки были не нужны. Сейчас в благовещенские турфирмы поездки «за речку» предлагают лишь по выходным в составе организованной группы с обязательным оформлением визы на границе. Стоимость тура на выходные – около 16 тыс. рублей.
Дался вам этот «безвиз!»
Почему дальневосточники так ждут безвизового режима? С одной стороны – по инерции. Ведь ездили же раньше без всяких формальностей – пограничный контроль и таможенный досмотр не в счёт. Вот и сейчас хочется «как раньше», хотя оформление визы по прибытии не бог весть какой длительный процесс – это совсем не то же самое, что поход в консульство, сбор документов, заполнение анкет, стояние в очереди…
Основной мотив вернуть «безвиз» всё же материальный: поездка в Китай по списку будет дешевле на те самые 180 юаней (2 403 рубля по нынешнему курсу), которые сейчас приходится платить при оформлении визы на границе. Вопрос цены тем более актуален, что из-за слабого рубля цена поездки «за речку» подскочила – в Суйфэньхэ минимальная путевка с одной ночевкой из Уссурийска обойдется в шесть тысяч рублей, в Фуюань из Хабаровска – от 10. А ведь были времена, когда туркомпании платили туристу за поездку в обмен на провоз беспошлинных 50 килограммов, так называемых «баулов» (синие полосатые сумки огромного размера).
«Люди часто жалуются, что путевки дорогие, но ведь китайская сторона цены не увеличивала, это юань подрос. В путевку сейчас «зашита» не только стоимость визы на границе, но и, к примеру, сбор за пользование дебаркадером в Хабаровске, а это 1,8 тыс. рублей», – рассказывает представитель туристической компании из Хабаровска.
Поездки из Хабаровска в Фуюань в числе самых популярных направлений: китайский город расположен в 60 километрах от Хабаровска выше по течению Амура, на его правом берегу. Добраться туда можно на теплоходе. Туры туда возобновились 10 июня после трехлетнего перерыва из-за пандемии. За первые два месяца вновь открытой речной линии российско-китайскую границу в этом направлении пересекли 7,5 тысяч граждан РФ и КНР.
При этом росийская сторона не торопится заманивать туристов, а вот мэр Фуюаня пообещал бесплатные экскурсионные маршруты на китайскую часть острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзы-Дао), шесть бутылок пива в подарок, а также компенсацию трат на теплоход – порядка 1700 руб. каждому прибывшему водным транспортом в будние дни: с понедельника по четверг.
В надежде на скорое достижение допандемийных масштабов туризма власти Фуюаня наращивают и перевозные мощности. На днях сюда в дополнение к двум имеющимся пригнали три новых теплохода, которые встанут на международную линию: «Лунхан 001» вместимостью 50 человек, «Лунхан 101», рассчитанный на 99 человек, и «Лункэ 202» - он берет на борт 160 человек. Таким образом в день можно перевозить до 500 туристов, что даже больше, чем в «допандемийные» времена, когда общая вместимость теплоходов составляла 385 человек.
Россияне уже привыкли пользоваться различными сервисами, помогающими улучшить качество жизни: узнать, есть ли пробки на дорогах, подать документы в госструктуры онлайн, дистанционно отследить состояние здоровья и прочее. Цифровые технологии проникают во все сферы жизни общества. Хабаровск в числе самых «продвинутых» муниципалитетов в плане внедрения электронных сервисов. Например, здесь созданы ресурсы, позволяющие узнать местонахождение общественного транспорта в реальном времени, а люди с ограниченной возможностью передвижения могут через сайт «Доступная среда» определить для себя доступность объектов городской инфраструктуры и общественного транспорта. Хабаровск первым на Дальнем Востоке разработал и внедрил «Цифровую карту ТОС», где собрана наглядная информация о деятельности территорий общественного самоуправления.
Причем, как отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук, разработка таких программ ведется в муниципалитете собственными силами, без привлечения дополнительного финансирования и затрат на реализацию проектов.
«Я благодарен нашим специалистам, которые занимаются этим направлением, и правительству Хабаровского края за то, что поддерживают нас в наших начинаниях. Все появляющиеся вопросы решаются оперативно. В Хабаровске происходит сейчас переломный момент – мы всю экономику, всю систему управления городом переводим в “цифру”. Это тяжелая, интересная и важная работа, а самое главное – мы это делаем для удобства наших жителей. Губернатор края нацеливает нас на создание комфортных условий для проживания жителей в муниципальных образованиях края. Новые мобильные приложения и программы как раз и являются элементом этой комфортности. С их помощью горожане получают необходимые услуги в короткие сроки. При этом им не даже нужно приезжать в ту или иную организацию, чтобы подать заявку», – рассказал Сергей Кравчук на городской коллегии.
Мэр города также отметил, что сейчас необходимо сфокусироваться на работе по цифровизации частного сектора. Он обратил внимание на то, что пока не все жители там имеют доступ к высокоскоростному широкополосному интернету.
«Цифровизация частного сектора для нас – одно из ключевых направлений в развитии городского хозяйства. Люди, проживающие в районах индивидуальной застройки, должны иметь доступ к получению тех же самых услуг, что и жители центра Хабаровска. Даю поручение ускорить проведение широкополосного интернета в частный сектор Хабаровска. Таким образом, мы запускаем проект “Цифровой Хабаровск”», – добавил Сергей Кравчук.
Начальник управления информационных технологий Хабаровска Андрей Ващишин отметил, что Хабаровск взял курс на цифровизацию еще в 2000 годах, а с 2006 года в городе стартовал проект построения единой многофункциональной информационной сети города (ЕМТС). Сеть представляет собой оптические каналы связи протяженностью свыше 1000 км, охватывает все районы города, объединяет более 400 социально значимых объектов, предприятий и организаций жизнеобеспечения. Проект ЕМТС стал результатом сотрудничества администрации города и ведущих операторов связи – мэрия предложила максимально благоприятные условия для развития услуг связи на территории города, а операторы связи предоставляли часть оптических волокон по своим трассам муниципалитету.
«В 2012 году коммуникационная инфраструктура города замкнулась на центре обработки данных (ЦОД). Центр станет ядром инфокоммуникационной структуры администрации города, в котором будут функционировать система обеспечения градостроительной деятельности, программа учета земельных и имущественных отношений, единая городская автоматизирования система инженерных коммуникаций. Мы уже достигли высокого уровня цифровизации муниципального управления, и с 2022 года приоритетным для нас направлением развития обозначена именно отрасль городского хозяйства. Так, в прошлом году разработана система мониторинга и контроля санитарного состояния крыш МКД, дворов, мест накопления ТКО, иными словами, автоматизированная информационная система “Жилищно-коммунальное хозяйство” (АИС “ЖКХ”)», – рассказал Андрей Ващишин, уточнив, что система представляет собой карту города, где можно оценить работы по очистке и благоустройству Хабаровска.
Также в Хабаровске действует автоматизированная информационная система «Единая дежурно-диспетчерская служба», которая служит для организации и контроля работы дежурных служб при ликвидации последствий аварийных ситуаций и плановых восстановительных работ.
«Система обеспечивает возможность подачи заявок на дистанционное подключение к инженерным сетям. Ее разработали в целях улучшения инвестиционной привлекательности города, особенно в текущих непростых экономических условиях. Проект запущен в эксплуатацию. В этом году планируется автоматизировать процесс согласования технологического присоединения. Вскоре по поручению мэра города будет внедрено мобильное приложение, которое включает в себя ряд сервисов – контроль управляющих организаций с возможностью проверки результата их деятельности. Горожане смогут оставлять комментарии о произведенных работах и прикреплять фотоматериалы. Также после разработки новой системы хабаровчане будут получать рассылку электронных уведомлений о прекращении и возобновлении подачи коммунальных ресурсов», – рассказал Ващишин.
Еще об одной важной планируемой разработке сообщил Сергей Кравчук: в Хабаровске будет запущена программа цифровизации центрального кладбища.
«Объемная работа – это не просто указать на карте, где находится то или иное захоронение. С помощью цифровых технологий можно будет в удаленном режиме заказать услугу по наведению порядка, благоустройству, поддержанию санитарного состояния на месте захоронения. Эта задача будет поставлена в ближайшее время», – заверил глава Хабаровска.
Масштабные задачи требуют большого количества ресурсов, в первую очередь, человеческих, особенно, учитывая, что в администрации города опираются только на собственных специалистов. Сергей Кравчук не исключил возможность увеличения штата программистов в управлении, чтобы город и впредь находился на переднем крае глобальной цифровизации.