Два приморских проекта стали победителями конкурса творческих инициатив общенационального значения в области культуры и искусства. Они получат гранты президента РФ в размере 1 млн рублей.
Как сообщили EastRussia в правительстве Приморья, победители – Приморская картинная галерея Алены Даценко и музейно-выставочный центр Находки Марины Нургалиевой.
Алена Даценко представила на конкурс проект «Древнерусская живопись. Хранение и реставрация». На полученный за победу грант в 1 миллион рублей с 20 по 26 ноября этого года будет организован межрегиональный семинар-практикум по хранению, консервации и реставрации произведений древнерусского искусства для сотрудников музеев ДФО.
Проект Марины Нургалиевой – «Дальневосточная одиссея капитана Болтина: от «Паллады» до «Америки». Будет проведено исследование и организована выставка, посвященная судьбе одного из ярких представителей офицеров – первооткрывателей дальневосточных берегов в XIX веке – капитана Александра Болтина.
Конкурс грантов президента РФ проводится для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Он направлен на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование единого культурного пространства, создание культурных ценностей, сохранение культурного наследия и распространение достижений российской культуры и искусства. Также конкурс поддерживает проекты, направленные на противодействие идеологии терроризма и экстремизма.
Суть всего проекта «Я так вижу! Два взгляда на другого человека» – показать, что первое, часто поверхностное впечатление часто бывает ошибочным. Напитавшись фоновой информацией, люди выстраивают стереотипы, которыми руководствуются, когда формируют своё мнение о человеке. «Диагноз» рождается уже только после того, как мы слышим «нерусское» имя или фамилию, или узнаём о преклонном возрасте человека. Об этом были первые две части «Я так вижу». (см материалы EastRussia «”Я так вижу!»”Национальный вопрос в историях и фотографиях» и «Старости бояться – на пенсию не ходить»). Финал проекта ломает стереотипы о детдомовцах.
Триггером для первого «Я так вижу» для организатора проекта Аллы Джан-Ша стала личная ситуация, когда её сыну Ильясу отказались сдавать квартиру в Санкт-Петербурге, мотивируя решение «неславянскостью» молодого человека. Тогда и родилась фотосерия с участием успешных хабаровчан, которым пришлось не раз сталкиваться с предубеждениями на национальной почве.
Героев для второй части проекта организаторы искали, устроив опрос в интернете. В одном из предложений прозвучал эйджизм – дискриминация по возрасту. В подтверждение, и (как бы странно это ни звучало) опровержение этого явления пожилые и очень активные хабаровчане рассказали свои истории, которые отразились в их портретах.
В этом же опросе многие отдали голоса за то, чтобы героями проекта сделать выпускников детских домов.
– По привычке всё проверять, я принялась читать прессу, – рассказывает Алла Джан-Ша, организатор и идейный вдохновитель проекта. – Там сплошь и рядом про то, что выпускники детских домов ничего не ценят, привыкли всё получать «даром», разрушают жильё, которое им выдаёт государство, не умеют создавать семьи, бросают своих детей, сдают их в детские дома, сами попадают в криминальные истории и, в итоге, в тюрьму. И я практически не нашла статей, о тех, кто вышел из стен детдома и добился успеха в жизни.
И когда мы стали подыскивать героев для этой фотосерии, случилась такая история: мне сказали, что человек, которого я хорошо знаю, с которым мы много разных проектов делали, актёр хабаровского ТЮЗа Виталий Альбеков, как раз бы подошёл, потому что он детдомовский. И у меня вырвалось: «Да ну нет!». И сразу же сама себя поймала на мысли, что я тоже в ловушке стереотипов и предубеждений. Мол, Виталий слишком хорош, слишком успешен, слишком… вобщем, он слишком крут для детдомовца, так что ли?!
В нынешней фотовыставке, которая объединила все три части проекта портреты и история Виталия Альбекова – первые, с которыми знакомится посетитель. Под опекой государства он пробыл почти с рождения, с коротким перерывом на пребывание в приемной семье, из которой его, впрочем, вернули. Вспоминает, что в детдоме много читал, был активным, и его даже отправили во всероссийский лагерь «Океан». Стал там популярен среди сверстников, но чуть позже узнали, что Виталий – детдомовский, и перестали общаться.
– Наверное, думали, что я буду драться или что-нибудь украду, – говорит Виталий. Сейчас он служит в театре, ведёт мероприятия, работает ди-джеем, счастливо женат.
– Моя история может и нетипичная, но она – не исключение из правил, – продолжает Виталий. – Мы держим связь друг с другом – я про своих «однокашников» говорю, с которыми вырос. Не у всех получилось добиться чего-то выдающегося, но я очень рад за наших выпускниц. В основном девочки вполне удачно устроились в жизни. Многие работают в салонах красоты, занимаются ногтями, вот этим всем… (улыбается), кто-то домохозяйки, мамы – одна из них уже четверых родила, представляете?! Есть и печальные истории, кто-то попал в тюрьму, но… нет, я не считаю свою историю исключением.
И когда я слышу, что детдомовцы такие, сякие, халявщики и тому подобное, я говорю – детдомовцы – это люди. Им сложнее в жизни, они, может, чаще ошибаются, но они люди.
Похожих историй в третей финальной части проекта «Я так вижу» – семь. Здесь и пожарный, и повар, и музыкант, и предприниматель. Отдельная история про работу над проектом. Неискушённому зрителю подумается, что мол, чего тут такого пришли – сфотографировали человека – нарядного, и «депрессивного», распечатали фотографии и вся недолга. Но в реальности всё куда сложнее. Первая задача, которую пришлось решать хабаровскому фотографу, мастеру портрета Уралу Гарееву – как сделать так, чтобы человек открылся.
– Тебе, как фотографу, необходимо в какой-то момент стать намного ближе человеку, чем обычные люди, – рассказывает Урал. – Тебе надо всмотреться, а редко кто спокойно переносит пристальное внимание. У человек меняется выражение лица, он чувствует, что ты пересекаешь границу, ему становится не по себе.
Второй момент – передать два разных состояния: «до и после». А герои ведь, это цельные люди, поэтому приходилось придумывать, искать художественные решения, чтобы визуально передать настроение.
Даже найти натуру для съёмок было не всегда просто. Изначально, да и по предыдущему опыту было понятно, что на одном энтузиазме проект не вытянуть. Чтобы его воплотить очень кстати пришлась поддержка Президентского фонда культурных инициатив, эксперты которого – уже в третий раз! – оценили замысел организаторов. И даже по окончанию фотосессии было много вопросов, главный из которых – где разместить выставку? Да, есть интернет, и у проекта давно есть сайт, на котором можно увидеть всех героев, узнать их истории, но впечатление от реальных фотопортретов совсем другое. В результате недолгих поисков приютом для экспозиции стал Хабаровский международный аэропорт.
– Меня все спрашивают: «Сколько это стоит?», «Как вы договорились?!». А я просто позвонила по телефону, сказала – я такая-то, такая-то у меня есть такой проект. Мне сказали: «Прикольно. А где можно посмотреть». Я прислала ссылку, пришлось немного подождать, но это понятно – это же аэропорт, тут высокие требования к безопасности, но в итоге мы получили приглашение – не по знакомству и бесплатно, потому что аэропорт позиционирует себя как городское пространство, и откликается на инициативы.
Успеть увидеть «живую» выставку можно до 26 декабря 2023 года на третьем этаже терминала внутренних авиалиний.
Хабаровский край должен выйти на полное самообеспечение овощами к 2026 году. Но пока потребность в картофеле в регионе закрыта примерно на 70%, в свёкле, морковке, огурцах и томатах – примерно на 45%. При этом порядка 80% овощной продукции, которая регулярно попадает на стол жителей региона, выращена на полях местных личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. Крупные компании отчего-то не стремятся занять эту нишу. Поэтому в краевом министерстве сельского хозяйства делают ставку на мелкие и средние сельхозпредприятия. Привлекают к делу и начинающих аграриев – они могут получить от трех до пяти миллионов рублей в рамках гранта «Агростартап».
Крестьянско-фермерское хозяйство Татьяны Огай знают в Хабаровске многие. Больше 20 лет семейное предприятие выращивает на продажу овощную и цветочную рассаду, огурцы, перцы, баклажаны и томаты. Свежие овощи продают на ярмарке выходного дня. Петунью и тагетис у растениеводов заказывают предприятия для украшения клумб перед офисами или магазинами. Работа в теплицах практически ни на миг не прекращается. К новому сезону фермеры начинают готовится еще не полностью расторговавшись тем, что вырастили.
— У меня в семье 6 детей, — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Татьяна Огай. — И все приучены к труду с малолетства. Недавно младший сын звонил, говорит – мама, а не нужно ли чем помочь? Вроде, пора уже, сезон начинается. Приехать на выходных? Внучка маленькая, ещё в школу не ходит, тоже с нами. Раньше всё в телефоне сидела и расстраивалась, когда батарейка садилась – баба, у меня там Тик-ток, ты не понимаешь! А теперь летом – баба, я пойду, погуляю? Семья растёт, каждый при деле. Марина, дочка приёмная, в 2021 году взяла грант «Агростартап». У неё своё КФХ, но мы всё делаем вместе.
Татьяна Огай
В селе Ильинка у КФХ Огай три теплицы. Каждый год Татьяна Львовна вместе с мужем Евгением Жатовым высаживают в них около миллиона семян. За всходами присматривают, как за малыми детьми: дважды в день поливают, защищают от сорняков, которые могут легко заглушить нежные ростки. Подросшую и окрепшую рассаду переселяют в открытый грунт. Но Хабаровский край – всё-таки зона рискованного земледелия. И напрасно рисковать фермеры не хотят. Потому на средства, полученные приёмной дочерью Мариной Андреевой в 2021 году, поставили ещё 4 теплицы – уже в селе Некрасовка. Здесь будут под крышей на грядках доращивать рассаду, а после – собирать урожай. Первый выход огурцов сорта «Миг» в этом году планируют снять уже в конце апреля.
— Мы раньше для доращивания рассады, для того, чтобы посадить картошку, арендовали землю, — продолжает Татьяна Огай. — Участки брали каждый год у разных собственников, что, согласитесь, неудобно, ведь там нельзя обосноваться, есть сложности по хозяйственной части. У чужих людей не распланируешь участок так, как тебе надо, на длительный срок. А в 2021 году мы выиграли тендер в региональном министерстве сельского хозяйства, по которому получили землю – около 9 гектаров в долгосрочную аренду в Некрасовке. Марине, как начинающему фермеру, дали грант - 3 миллиона рублей на установку теплиц. Плюс наше софинансирование – порядка 400 тысяч – и мы закупили материалы, наняли людей для установки. Честно скажу – едва успели до этого бешенного повышения цен на стройматериалы. Тем, кто не подсуетился сразу, тяжело пришлось: смета была рассчитана по одним прайсам, а расходники на 30-40% подскочили, а где-то и в несколько раз! Мы в прошлом году уже успели новые теплицы испытать. Сделали их по корейской технологии, они всесезонные, в каждой со временем поставим печку, чтобы и зимой можно было работать. Каркас обтянули очень крепкой плёнкой российского изготовления, производитель говорит, что её хватит на 10 лет, но я очень сомневаюсь. Кстати, с некоторыми отечественными компаниями работать ещё хуже, чем с китайскими. Те всегда норовят обхитрить, надуть – не докладывают в заказ чего-то, но, если их уличить – всё восполняют. А вот российский производитель плёнки заявляет, что её в рулоне 100 метров, а по факту там 95. И на вопрос – как же так – заявляет – она при нагреве растянется.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края
В теплице + 5, кое-где встречаются прошлогодние вездесущие одуванчики и пожухлая ботва. Мы идём с Татьяной Львовной по уже оттаявшей земле. На улице морозно, а здесь уже пахнет весной. На грядках много снега. Фермер объясняет: так проще напоить землю. Она в парнике должна быть влажной, проливать – долго и дорого, а растаявший снег хорошо подготовит почву к рыхлению.
Новые теплицы перезимовали неплохо, говорит фермер. Выдержали и сильные ветра, и снеговую нагрузку. Сейчас их нужно уберечь от мартовских снегопадов – липкий тяжёлый снег, если его не счищать вовремя, может повалить конструкцию.
— Круглые теплицы, если они большой площади, вот как у нас – 50 на 80 метров – могут и не выдержать, — говорит Евгений Жатов. — У нас в селе Ильинка один парник пострадал в зиму. Хорошо, что здесь мы сделали скатную крышу. Ну, не совсем домиком, но всё же под углом, и снег с неё легко сходит. Ну и мы ещё помогаем – смастерили вот такую «швабру», ею и убираем то, что выпало.
В прошлом году, по словам аграриев, они собрали неплохой урожай – 12 тонн огурцов и порядка 3 тонн томатов. В этом рассчитывают получить не меньше.
— Огурцы сеяли и ранние, и поздние – мы успели за них цену хорошую взять, — делится Татьяна Огай. — А потому что теплицы – это стабильный урожай. В открытом грунте или дождями зальёт, или ветер сильный – может поломать побеги, и заморозки среди лета могут случиться – а что вы хотите – Хабаровский край. А в теплице мы можем печку затопить, если холодно и проветрить, если жарко. В общем, знаем, что всё под контролем, мы свой урожай возьмём. У меня ещё двое детей тоже в этом году хотят податься на «Агростартап», у них зарегистрированы свои КФХ. Если оба пройдут по конкурсу – поставим ещё 8 теплиц. И у хабаровчан будет возможность покупать не китайские, а местные, свежие натуральные овощи. Скоро мы уже начнём пахать в новых теплицах, в марте температура если на улице будет минус 5 градусов, то в теплице уже будет плюс 20-25 – самое то для пахоты. Огурцы ранних сортов растут всего 40 дней. Поэтому в апреле уже будем хрустеть своими зелёненькими.
Традиционная краевая поддержка начинающих сельхозпроизводителей «Агростартап» предоставляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Средства можно потратить на покупку земельных участков, сельскохозяйственных животных, техники, семян, необходимого для аграриев оборудования. Можно получить грант и построить или модернизировать помещения для хранения и переработки сельхозпродукции. Неопытным фермерам выдают от 3 миллионов рублей – на развитие растениеводства, и до 5 миллионов – если человек решил разводить коз или крупный рогатый скот. Для семейных ферм, которые давно работают «на земле», предусмотрены другие суммы – один грант может составлять порядка 30 миллионов рублей.
— За 3 последних года поддержка на «Агростартап» выделялась в размере 30 миллионов ежегодно, — говорит Андрей Романченко, заместитель министра сельского хозяйства Хабаровского края, начальник управления развития сельских территорий, малых форм хозяйствования и кооперации. — Её получили 30 человек. Одни, как Марина Андреева, поставили теплицы, другие купили трактора и другую технику, третьи завели коров. Создано 14 постоянных рабочих мест.
Обычно заявки на конкурс грантов «Агростартап» принимают в марте-апреле. И деньги фермеры получают в мае-июне. Но в этом году краевой минсельхоз объявил приём заявок с 10 по 28 февраля. Это позволит выдать средства до 1 апреля, чтобы аграрии смогли инвестировать гранты в посевную этого года. Тех, кто хочет начать свой сельхозбизнес, но пока даже не знает, с чего начать, ждут на Ленина, 4 кабинет 803. Здесь будущих сельхозпроизводителей проконсультируют и помогут оформить заявку на грант – совершенно бесплатно.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Сейчас наступает определенный этап возможностей для учреждений культуры, особенно для музеев на территории Дальнего Востока и Арктики. Почему? Потому что в минувшем году Минвостокразвития предприняло несколько действий, показывающих, что развитие музейных институций для него на сегодняшний момент находится в зоне особого внимания. Это и проведение Стратегической сессии в Хабаровске по развитию музеев Дальнего Востока, это и запуск первого грантового конкурса проектных инициатив для музеев ДФО, это и начало строительства новых музейных комплексов в Петропавловске-Камчатском, в Улан-Удэ и в Хабаровске.
Столько прицельных, абсолютно ясных действий со стороны федерального органа исполнительной власти, пожалуй, прежде видеть не приходилось. И тут речь явно идет не о каких-то рандомных действиях, а об определенной стратегии. Потому что для министерства совершенно точно понятно, что музейные институции – это не только учреждения, формирующие поток гостей на территорию города или региона, а уникальный институт работы с идентичностью, что для Дальнего Востока чрезвычайно важно. Также, как и для арктической зоны, где ощущение причастности себя к огромной стране, понимание своей особой роли в этой большой семье народов, населяющих Российскую Федерацию, ценно для живущих там людей.
На Дальнем Востоке и в Арктике постоянное население пока не прибавляется. Работа идет над тем, чтобы хотя бы стабилизировать население, а потом уже его наращивать различными способами. И если мы говорим о тех, кто сегодня размышляет на тему уехать из ДФО или нет, думает о степени привязанности к родной земле, то музей, который является институтом памяти и средоточием опыта предыдущих поколений, позволяет людям отвечать на очень сложные вопросы, в том числе – уехать или остаться.
Если мы говорим о людях, вновь прибывших на Дальний Восток, то важно, как они будут понимать ценность земли, на которую приехали? Почему они должны будут связывать свою жизнь с этой землей? Почему они должны будут относиться к ней не как к территории временного рубля? Кто будет вести с ними этот важный диалог? Эти сложные разговоры с собой человек может вести с подачи, в том числе, музейных институций и, безусловно, при участии всех культурных учреждений в регионе. Потому что они как раз и работают с этой идентичностью и набором жизненных ценностей и правил, которые важны не только для нашей страны, а вообще для человечества, и которые сегодня, к сожалению, очень сильно страдают под влиянием довольно агрессивных международных процессов.
Россия и КНР остаются важными торговыми партнерами в области рыбного хозяйства. При этом каждая страна старается придерживаться своих интересов. Китай хотел бы иметь широкий доступ к сырью, а Россия – перенять передовые технологии по развитию глубокой переработки и аквакультуре. Перспективы двустороннего сотрудничества в этой сфере обсуждались на специализированной сессии, организованной в рамках Петербургского международного экономического форума.
Рыбак видит рыбака
Сегодня на долю Китая приходится свыше 50% российского экспорта рыбопродукции. Россия для КНР – важнейший поставщик водных биоресурсов (ВБР): она занимает второе место по поставкам рыбы в Поднебесную после Эквадора, говорит руководитель проектов Российско-китайской палаты Анастасия Холкина.
Стоит сказать, Китай сам является крупнейшим рыбодобытчиком в открытых водах мирового океана, и его рынок, безусловно, емок. К тому же, располагая серьезными мощностями по переработке сырца, КНР экспортирует продукцию высокого передела в разные страны мира.
Ежегодные поставки морепродуктов из России в Китай оцениваются на уровне 1,2-1,3 млн т, в стоимостном выражении – это порядка $3 млрд. С осложнением экспорта морепродуктов из РФ в Европу, Японию и другие государства значимость КНР повышается, отметил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Так, после закрытия рынка США для российского краба часть потока была перенаправлена в Китай. За январь-май 2024 года из Приморья в КНР экспортировано 14 тыс. тонн крабовой продукции, что более чем на 10% превышает прошлогодний результат. Через Приморский край организованы отправки таких видов дальневосточного краба, как камчатский, синий, равношипый, стригун-опилио, волосатый четырехугольный, краб колючий, стригун-бэрди, стригун-ангулятус.
В натуральном выражении главные позиции в структуре экспортных поставок ВБР в Китай занимают минтай, сельдь, сардины, кальмар и т.п., причем появляются новые, порой экзотичные морепродукты. Речь, к примеру, о дальневосточной медузе, которую ежегодно по несколько тысяч тонн вылавливают российские пользователи для экспорта.
«Мы провели консультации с китайскими партнерами, направляли образцы и продукции и самой медузы. Но оказалась серьезная проблема: Китай готов покупать медузу, но в сыром виде ее транспортировать – это фактически просто выкидывать деньги, потому что у нее обводненность 99%. Квасцы, которыми происходит обработка в Китае, запрещены в нашей стране, что накладывает сложность на переработку у нас. Кроме того, эта медуза немного другая, чем используется китайцами в пище. Соответственно, тут необходимо продолжение исследований в части понимания, возможно ли или нельзя ее поставлять в том числе на экспорт в Китай», – рассказал Василий Соколов.
В целом, добавил он, органы власти соседних стран за последнее время достигли прогресса в деле упрощения системы допуска рыбопродукции к потребителям. «Недавно произошло достаточно прорывное событие, когда китайские партнеры и Россельхознадзор смогли договориться и поставить точку в длительном переговорном процессе о поставках рыбы и рыбной продукции на рынок Китая. Сейчас целый ряд барьеров в этом отношении устранены», – проинформировал замглавы Росрыболовства.
О вкусах либо хорошо – либо ничего
Здоровая рыбная пища из России должна становиться неотъемлемой частью рациона у населения Поднебесной, убежден председатель – исполнительный секретарь Российско-китайской гильдии коммерции Павел Кипарисов. Но российская рыба, как бренд, все же пока малоизвестна в КНР, обратил он внимание.
«По нашему экспертному мнению, продвижение на внешние рынки проходило бы намного лучше, если это был какой-то брендированный продукт. Возможно, это касается не только китайского рынка. Можем сказать в целом за многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона», – уточнил Павел Кипарисов.
При продвижении российского продукта важно решить т.н. проблему куриных лапок, добавил он. Как известно, важной статьей продуктового экспорта из РФ в Китай за последние годы стало мясо птицы (курицы, индейки). Причем весомая доля поставок приходится на такой специфический продукт, как куриные лапы, являющиеся у китайцев деликатесом. Однако не все российские экспортеры смогли угодить вкусу потребителей, предложить продукцию в соответствие с традициями местной кухни.
«Стандарт обработки, приготовления не соответствовал китайскому рынку, и поэтому многие сделки не состоялись по этим причинам, либо же они были существенно скорректированы в процессе дальнейшей реализации», – рассказал Павел Кипарисов.
Что касается морепродуктов, то, по мнению эксперта, следует активно переходить от продаж рыбы-сырца к обработанной продукции, например, для сегмента HoReCa (гостинично-ресторанного направления). «То же филе можно брендированно продавать в китайских торговых сетях. Это может сильно расширить географию экспорта и набор поставляемой продукции», – полагает председатель Российско-китайской гильдии коммерции.
Потребителя из Китая необходимо знакомить, приучать к рыбному разнообразию из России. Для этого целесообразно проводить регулярные промо-кампании, организовывать выезд бизнес-миссий, привлекать торговые представительства в КНР. Успех реален, отмечает Павел Кипарисов, приводя в пример кондитерскую фабрику «Волшебница», которая сейчас активно продвигается на китайском рынке.
Искусственным путем
Российско-китайское сотрудничество в области рыбного хозяйства не исчерпывается одной торговлей. В настоящее время действуют три основных межправительственных соглашения об отраслевом взаимодействии. Одно касается непосредственно аспектов рыболовства, второе – приграничных бассейнов, в первую очередь рек Амур и Уссури, где стороны совместно регулируют запасы рыбы в трансграничных водах и имеют общую волю к сохранению данных экосистем. Третье направление – противодействие незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу, которое набирает темпы. В частности, сегодня проверке на легальность происхождения подлежат все партии и виды краба при экспорте в Китай.
«Мы сейчас вводим электронный сертификаты и надеемся, что в ближайшее время полностью перейдем на цифровой документооборот в части подтверждения законности происхождения рыбной продукции. В дальнейших планах – чтобы к нашим цифровым сертификатам присоединился Россельхознадзор и полностью вся система перешла на цифровой вид. Соответственно, подтверждение законности происхождения и ветеринарная безопасность будут осуществляться прозрачно, с высокой долей прослеживаемости», – сообщил Василий Соколов.
Чего не хватает соседям, так это взаимных инвестиций в отраслевое хозяйство. Во многом это связано с тем, что в России рыболовство является стратегической отраслью и доступ иностранных инвесторов к ВБР жестко регламентирован.
По словам чиновника, 15-20 лет назад китайский бизнес входил в российскую рыбную отрасль не совсем законно, что привело к определенному напряжению во взаимоотношениях. К настоящему времени это удалось преодолеть, и теперь стороны воспринимают друг на друга как равноправных и законных партнеров.
«Российское рыбное хозяйство открыто. Пускай не в части рыболовства, а однозначно в части аквакультуры, судостроения, портовой деятельности. Это те направления, где нам есть, чему поучиться у наших ближайших соседей», – резюмирует Василий Соколов.
Россия, действительно, заинтересована в сотрудничестве в области товарной аквакультуры. Объемы ее производства небольшие по сравнению с Китаем и выловом дикой рыбы в своих промысловых бассейнах, хотя положительная динамика отмечается на протяжении последних лет (в 2023 году в РФ поставлен исторический рекорд – произведено более 400 тыс. т искусственно выращенной продукции).
Это перспективный сектор рыбного хозяйства для инвестирования, создания совместных проектов, рассуждает президент Ассоциации развития органической аквакультуры Зумруд Исаева. При этом России интересен опыт КНР как мирового лидера в сфере аквакультурной деятельности, включая производство рыбных кормов, селекционно-племенную работу.
Между тем особой активности в данном направлении, пока не видно. Необходимо понять, чего в настоящее время не хватает странам, чтобы подобные проекты входили в практическую плоскость, отметил руководитель центра делового сотрудничества «Москва – Пекин» Максим Захаров. Возможно, что на такого рода совместные производства стоит распространить режим особых экономических зон по аналогии с другим отраслями промышленности, не исключает он.
Вопрос развития аквакультуры, помимо прочего, сопряжен с темой обеспечения продовольственной безопасности. «В силу изъятия биоресурсов океаны и моря истощены, промысел достиг своего потолка», – заявила Зумруд Исаева.
Общественники предлагают запустить туристические маршруты по Иркутско-Якутскому тракту и по ямщицким подворьям. Для этого необходима работа над сохранением уникальной субкультуры, считает Анжелика Тупицына — автор документального фильма о государевых ямщиках, руководитель ставшего победителем Президентского Фонда культурных инициатив проекта «Малые этносы большой страны».
Ямщик — крестьянин, живущий на почтовой станции и отправляющий извоз и почтовую гоньбу. Они были кучерами на государственной службе, выполнявшей ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казенных грузов и прочих государственных нужд.
Как отмечает кандидат исторических наук Екатерина Строгова, сегодня потомки государевых ямщиков являются ярким пятном в многонациональной палитре страны и развивают туристический кластер региона. «Настоящие ямщики сохранились только на берегах Лены. Их будущее в настоящее время связано с сохранением культурного разнообразия, исторической памяти, традиций. И, думаю я, что если они также активно будут продолжать этим заниматься, растить своих детей, внуков в этой сфере их традиционной культуры, их самосознания специфического, то они могут таким образом просуществовать еще долгие-долгие годы», — считает эксперт.
Освоение северо-востока
Со времени присоединения северо-востока России к Российской империи в 1629 году прошло более столетия, пока в регионе установились устойчивые пути сообщения. Замыкающим в системе путей сообщения стал учрежденный в 1738 году Иркутско-Якутский почтовый тракт. В 1743 году здесь стали появляться почтовые станции. В 1772 году между Витимом и Якутском их было уже 35. Для ямской службы из центральных губерний России было прислано 33 крестьянских семьи.
Екатерина Строгова на протяжении многих лет занимается изучением русских старожилов Якутии. «Это были люди, которые происходили из самых разных областей России и несли с собой культурные традиции. Это были люди умные и очень храбрые. Ехать в Якутию, в места, о которых они ничего не знали, ничего не слышали, а если слышали, то только всякие страшилки — это, конечно, надо иметь мужество», — рассказывает историк.
В случае приезда в Якутию они переставали принадлежать своим помещикам. Они становились государственными крестьянами. Государство выкупало у помещиков их семьи: жен, детей, чтобы прислать их сюда. В отличие от крепостных, государственные крестьяне считались лично свободными. «Фактически эти люди своим мужеством, своим умом сделали своих потомков уже людьми не крепостными, а людьми свободными», — говорит историк.
К середине 20-ых годов XVIII века в пределах Иркутской провинции от Иркутска до Витима сложилось круглогодичное сообщение. Летом по Лене, зимой по учрежденным от Иркутска до Витима селам. Так в пределах Иркутской провинции появились реальные предпосылки для быстрого превращения приленских сел в почтовые станки — станции.
Решающее же значение в организации и обустройстве путей сообщения на северо-востоке Сибири имели экспедиции. Военная — казачьего главы Афанасия Федотовича Шестакова, Вторая Камчатская — командора Витуса Беринга. Таким образом, в 1738 году с установлением регулярного сообщения между Витимом и Якутском началось полноценное функционирование не только Иркутско-Якутского почтового тракта, но и установилась сухопутная почтовая связь между Санкт-Петербургом и Охотским портом. Политика правительства была направлена на обеспечение охвата почтовым сообщением самых отдаленных уголков державы.
С 1810-ых годов ямщикам тракта стали выделять пахотные и сенные угодья. Они начали заниматься земледелием. Линия тракта была проложена по левому берегу Лены, от Витима до Якутска, по совершенно незаселенным местам. Там было основано 28 станций. Расстояние между ними составляло 40 верст.
Чтобы привлечь людей для службы на тракте, крестьян освобождали от крепостного права, они бесплатно получали землю и угодья. К концу 18 века трактовые почтовые станции, на которых обычно стояла одинокая изба, постепенно превращались в селения. Туда приезжали новые люди. И если в 1743 году почтовых станций от Витима до Якутска было 28, то к началу 19 века их число дошло до 38.
Особая субкультура
Ямщики Приленья представляют собой редкую, имеющую свой колорит субкультуру русского старожильческого населения Якутии. В ходе контактов с якутским населением русские ямщики, адаптируясь к местным суровым условиям, сумели сохранить свои традиции, вынесенные из тех мест, откуда прибыли их предки.
Как отмечают эксперты, роль русского крестьянства в развитии производительных сил Якутии огромна. Приехав на постоянное жительство в Якутию, русские крестьяне стали тем социальным слоем общества, которое впоследствии произвело переворот в экономике края.
Переселенцы быстро освоили якутский язык, распространили в Якутии землепашество и хлеборобство, оказав тем самым большое влияние на уклад жизни коренного населения. Тем не менее, они сохранили свой образ жизни, род занятий, обряды, предания, песни, танцы и игры.
Филолог, фольклорист, исследователь фольклора русских старожилов среднего Приленья Ольга Чарина рассказывает, что ямщики в быту говорили на якутском языке. «Долгое время в быту разговаривали на якутском языке, а песни сохраняли русские», — говорит она.
Руководитель общественной организации, объединяющей потомков ямщиков, Ирина Стрекаловская рассказывает, что уже во втором-третьем поколении ямщики начали говорить на якутском языке для общения с местными жителями. «Это особенность, уникальность вот именно потомков ямщиков. Они считают якутский язык родным языком. Песни и частушки стали сочинять на двух языках», — рассказывает она.
Спустя столетие двуязычие является главной особенностью приленских русских старожилов. Сегодня многие потомки ямщиков одинаково хорошо говорят на двух языках. «На самом деле, когда даже я отсюда уезжаю ненадолго, я очень скучаю по якутскому языку. С мужем хоть и особо не разговариваем, имея в виду на якутском, но всё равно какие-то фразочки всё равно выскакивают. И иногда кажется, что некоторые слова лучше высказываются на якутском языке», — рассказывает жительница Валерия Петрова.
Сохранять традиции
Потомки ямщиков государевых бережно хранят русскую культуру, из поколения в поколение передавая традиции. Они восстанавливают в селах часовни и церкви, бережно хранят православные традиции. «Часто под звон колоколов и с молебна начинаются многие мероприятия потомков ямщиков. Православие – это основа их идентичности, самосознания. Если над вопросом о своей национальной принадлежности многие потомки ямщиков задумаются, то в ответ на вопрос о вероисповедании никаких сомнений нет. Он будет однозначен — мы православные», — отмечает Анжелика Тупицына.
Общественная организация «Потомки государевых ямщиков» занимается возрождением и сохранением историко-культурного наследия предков, проведением этнокультурных экспедиций по ямщицким станциям Иркутско-Якутского почтового тракта. Налажен выпуск печатных и электронных изданий об истории и фольклоре приленских ямщиков. Ежегодно проходит республиканский фестиваль «Играй, гармонь, живи, частушка!». В прошлом году он прошёл в 21 раз. Этот фестиваль стал народным праздником. На него съезжаются жители всех ямщицких деревень.
«Сегодня внутренний туризм востребован как никогда, и Якутия может предложить уникальные маршруты по Иркутско-Якутскому тракту, по ямщицким подворьям. Это не только природа и кухня, но и колорит, такой уникальный русский мир Якутии! Ведь наши потомки ямщиков сохранили фольклор и культуру и на территории России они сохранились только в Приленье. Культура гостеприимства у потомков ямщиков на высоком уровне, но необходима поддержка государства для развития», — резюмирует Анжелика Тупицына.
Дом на Краснофлотской
На торце девятиэтажки на Краснофлотской изображены трое: космонавт (в городе с визитом был Гагарин), сталевар (отсыл к заводу «Амурсталь»), а вот кто третий — остается только гадать: правая половина фасада на всем протяжении сверху вниз уже закрыта теплоизоляцией.
Строители работают быстро, метр за метром зашивая сайдингом торцевую стену дома, на которой в 1982-ом — к 50-летию Комсомольска-на-Амуре — появилось это самое панно.
Жители квартиры № 2 говорят, что зимой мёрзнут постоянно: тянет с балкона, из подвала и через межпанельные швы.
«У нас холодно от балкона в квартире, от входа на балкон прям тянет», — показывает Алексей Широков.
В соседней квартире Катрина Брин от холода спасалась тем, что поставила в то место, откуда «дуло», шкаф, который теперь и берет на себя весь «удар стихии».
К работам по утеплению фасада жильцы дома относятся положительно, хотя и жалеют, что для этого придется закрыть мозаичное панно: все-таки история. Но если уж выбирать между комфортом и культурным слоем, то для них выбор очевиден.
Проблема городского масштаба
Таких «холодных» домов в Комсомольске-на-Амуре десятки: строили «панельки» в советские годы, когда не особо задумывались о теплосбережении. Зато думали о красоте: торцы и фасады жилых домов и промышленных объектов мозаиками и рисунками сюжетами в духе соцреализма украшали художники, которые приезжали вместе со строителями БАМа. У историков есть объяснение этому явлению.
«В это время в архитектуре было не до шедевров, наступала эпоха, которой дал старт Хрущев, когда из архитектуры совсем излишества убирали. И когда эта эпоха закончилась, по всей видимости, возникла необходимость сделать что-то красивое», — рассказывает краевед Иван Лаврентьев.
Эти работы стали своего рода символом и культурным кодом Комсомольска-на-Амуре, за что город даже прозвали «музеем под открытым небом». Любознательные краеведы даже усмотрели в этих панно некую схожесть изображенных на них комсомольцев и первостроителей, объясняя это тем, что заказов на панно было много, в времени мало — не до излишеств и уникальности.
Хотя есть среди комсомольских панно и признанные шедевры. Например, панно на самой первой ТЭЦ города, где из небольших плиток выложены 30 мужчин и женщин различных профессий и национальностей.
Краевед Иван Лаврентьев рассказывает, что на момент создания панно, а это было начало 70-х годов прошлого века, оно стало самым большим мозаичным панно на Дальнем Востоке — его площадь 650 кв. метров.
«Его создавали пять мастеров из Новосибирска, на это у них ушел целый год», — рассказывает Иван Лаврентьев.
Еще одно уникальное панно — на стене Дома молодежи недалеко от берега Амура. Его открывал сам Юрий Гагарин, когда летом 1967 года приезжал на празднование 35-летия Комсомольска-на-Амуре.
«Тогда как раз только начали делать первую городскую набережную. К ней причалил пароход с делегатами съезда передовиков-комсомольцев со всего Советского Союза, вместе с ними приехал первый космонавт мира. Здесь его встречали, здесь проходил праздничный торжественный митинг, а затем он открыл Дом молодежи», — объясняет Иван Лаврентьев.
Панно на фасаде Дома молодежи — самое настоящие культурное достижение, памятник. Над ним трудился целый коллектив, автором является художник Дарбинян. Кстати, сам Дом молодежи был первым такого рода в стране, его внешний облик и функционал придумывали сами комсомольцы.
Реестр как спасение
Панно на фасаде Дома молодежи внесено в реестр охраняемых объектов, так что быть спрятанным под сайдингом ему не грозит. В отличии от жилых домов, где все решается на совете дома.
«Есть формальное юридическое основание: собственниками домов являются его жители, поэтому именно они по закону имеют право принимать решение, что с их домами будет. Можно обратиться к ним, попросить, рекомендовать, но окончательное решение за ними», — говорит Иван Лаврентьев.
Спасти панно и мозаики от теплоизоляции, можно если внести их все в тот самый реестр, который бы их охранял. Но, оказывается, сделать это не так-то просто. Как рассказала EastRussia заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по научной работе Дальневосточного художественного музея Людмила Козлова, любое такое решение может принять художественный совет, состоящий из представителей разных направлений: архитекторов, художников, культурологов, искусствоведов. И каждый должен аргументировать, чем это панно примечательно и представляет какую-то ценность.
«Это сложная и долгая процедура. К примеру, петроглифы Сикачи-Аляна, открытые в 70-х годах, обрели охранный статус лишь к концу 90-х», — отмечает Людмила Козлова.
Что касается панно и мозаик, то такая работа в Хабаровском крае практически не ведется.
«У нас, в основном, входят в реестр памятники и мемориальные доски, есть одно панно, которое находится на Доме молодежи. То, что появилось на многоэтажных домах в конце 70-х – начале 80-х, этой юридической формы не носят», — подтверждает Иван Лаврентьев.
В мэрии говорят, что могут только «проводить с жильцами разъяснительные беседы», но никоим образом не препятствовать работам по утеплению фасадов.
«Нам нравятся эти панно, которые со времен социализма и с 90-х годов установлены на зданиях, и комсомольчане с большим сожалением относятся к тому, что это закрывается. Но в реалии законодательство говорит об одном, что хозяевами этих зданий являются жильцы и что важнее для них: панно снаружи или тепло внутри? Наверное, важнее тепло внутри. Главное для нас — это комфортное проживание жильцов, поэтому ни воспрепятствовать этому, ни что-то еще в этом случае не нужно. Надо делать так, чтобы людям было тепло», — рассказывает председатель общественного совета Комсомольска-на-Амуре Игорь Швецов.
Справедливости ради стоит отметить, что перед тем, как зашивать проблемные фасады сайдингом, в Комсомольске-на-Амуре опробовали и другие методы. К примеру, выдалбливали стыки, утепляли швы, но это оказалось недолговечным.
Сейчас в новых домах, которых в Комсомольске-на-Амуре пока строится не так много, утепленные фасады предусмотрены уже на стадии проекта. И без всяких мозаик. Что же касается уже сделанных произведений, то теперь чиновникам предстоит найти решение, как сохранить архитектурное наследие советских времен. Один из вариантов — выпустить каталог всех панно и мозаик Комсомольска-на-Амуре.