Эксперты ФАНУ «Востокгосплан», проанализировав потребление рыбной продукции в регионах России, назвали избыточным для дальневосточников объемы вылова водно-биологических ресурсов. По их подсчетам, на 8,1 млн жителей макрорегиона приходится 3686 тыс. тонн ВБР, что в 13 раз больше, чем в среднем по стране.
Эксперты подсчитали, что в прошлом году на одного дальневосточника пришлось 454,6 кг рыбы и морепродуктов, в то время как на одного жителя России лишь 34,6 кг улова ВБР. При этом рыбы и морепродуктов больше всего потребляют в Центральном федеральном округе, меньше всего – в Северо-Западном.
Что касается Дальнего Востока, то из-за неразвитости транспортно-логистической системы и наличия проблем с экспортом продукции, макрорегион оказался перенасыщен ресурсами: в прошлом году на экспорт отправлено 1513 тыс. тонн непереработанной рыбы, что составляет 30% всей добычи ВБР страны. Из них, 1108 тыс. тонн или 73% общероссийского значения - вывезено за границу с территории Дальнего Востока.
Руководитель Востокгосплана Михаил Кузнецов рассказал EastRussia, как совместная работа с учёными поможет увеличить объемы транспортировки грузов по СМП и повысить привлекательность этого маршрута для участников рынка.
– Михаил Евгеньевич, Вы подписали соглашение с МГУ. О чём оно? Почему именно МГУ?
– Мы работаем с МГУ уже давно и по разным самым направлениям. У нас такая политика – мы находим умные головы по всей стране и считаем, что каждая умная голова хотя бы часть дня должна думать о нашем Дальнем Востоке. Мы активно привлекаем экспертов в свои приоритетные задачи и с учёными МГУ мы тесно работаем по изменению климата в вечной мерзлоте, и в том числе по экологической тематике.
В каких-то ситуациях мы сами готовим исследования и отдаём на экспертизу, в других – наоборот заказываем разработку того или иного аспекта знающим людям. При этом у нас есть правило – не заключать соглашений ради соглашений. Мы подписываем договорённости, только если есть содержательная совместная деятельность, когда мы усиливаем друг друга.
Центр морских исследований МГУ в том числе занимается очень близкой и очень важной для нас тематикой: экологическими рисками вдоль трассы Северного морского пути. Как их мониторить, как ими управлять, каким образом выстраивать систему межведомственного взаимодействия, чтобы выявлять угрозы экологической безопасности, предупреждать и их устранять, если подобная ситуация всё же произошла. На основе исследований мы будем давать предложения по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды. Одним словом фронт работ весьма обширный.
Они много лет проводят различные исследования по экологической тематике в Арктической зоне. Мы на это смотрим с точки зрения экономики: сколько стоит система мониторинга, как её разворачивать, какие ведомства вовлечь, и мы в этой конкретно ситуации друг друга дополняем в диалоге.
– Вы ещё чего-то не знаете про Северный морской путь? У вас же есть система «СМП-прогноз», которая может много чего: моделировать сценарии, анализировать потенциал развития проектов в Арктике, выявлять «узкие места» инфраструктуры…
– Всё так, но в основе любой информационной технологии все равно лежат экспертные оценки и чем качественнее эти экспертные оценки, тем лучше. Вот пример - какими темпами будет изменяться состояние вечной мерзлоты до 2050 года? Сейчас пока даже адекватных данных по этому вопросу нет. Есть предположения, ограниченные по территориям наблюдения, но чтобы превратить эту информацию в управленческий сценарий необходимо подключить к решению вопроса умных людей. И вот этим соглашением, которое мы сегодня подписали с Центром морских исследований МГУ мы это и делаем.
– Кстати про изменение вечной мерзлоты – существующая модель «СМП-прогноза» учитывает усиливающийся эффект глобального потепления? Может скоро ледоколы и вовсе не понадобятся и не нужны будут те титанические усилия по развитию СМП, которые сейчас выглядят жизненно необходимыми?
– Наука говорит, что тренд на потепление действительно есть, льды отступаю, но ситуация эта цикличная. За циклом уменьшения ледового покрытия, снова наступает период, когда льда становится больше. Конечно, тут тоже нужны наблюдения и исследования, но пока эксперты не ждут чистой воды на СМП до 2050 года точно. Так что все наши программы, связанные со строительством ледокольного флота нужны, полезны и необходимы.
Кроме того, пусть льды отступают, но все равно есть сезон, когда без ледокола там не пройти сейчас. Плюс есть дрейфующие льды, довольно большие ледовые поля, айсберги и так далее. Поэтому безопасное движение по трассе СМП всё равно требует наличия ледокольной группировки.
Наша модель, само собой, учитывает разные сценарии, в том числе без ледокольной проводки. Это все обсчитывается, оценивается, чтобы быть готовыми к любому варианту развития событий.
– А что насчёт структуры перевозимых грузов? Сейчас по СМП доставляют главным образом углеводороды – СПГ, нефть, но в мире растёт спрос на контейнерные перевозки, а вот их на СМП совсем немного. Что нужно сделать, что должно произойти, чтобы СМП стал интересным для транспортировки контейнеров, если не в таких, же масштабах, как сейчас дело обстоит с углеводородами, но хотя бы сопоставимыми?
- Да, ожидается,что контейнерные перевозки в мире до 2030 года вырастут в шесть раз. Это как минимум. Понятно, что углеводороды на СМП востребованы и они будут доминировать, но их надо дополнить это перевозками контейнеров. Это хорошая стратегия, и она предусмотрена в планах развития СМП. Там сказано, что действительно отечественная контейнерная линия должна появиться и Востокгосплан делал расчёты по этой контейнерной линии: есть предполагаемые объёмы перевозок, они могут доходить до нескольких десятков миллионов тонн к 2035 году.
Мы видим, что последние годы объём транзитных перевозок нарастает, и чем проще будет процедура прохождения СМП, чем ниже будет стоимость страховки, чем развитее инфраструктура – в том числе и спасательная, тем больше будет желающих. Основная идея заключается в том, чтобы как раз обеспечить сервис должного уровня для этого транзита. Мы вместе с Росатомом делали такие расчёты и да, это проект, который существует.
Скажем так, потребителя интересует не Севморпуть сам по себе, а некий сервис быстрой мультимодальной перевозки, правильно? То есть ему надо из точки «А» в точку «Б» доставить свой груз по минимальной цене. Поэтому здесь нужно исходить из того, чтобы СМП был конкурентоспособен и в этой связи. Если мы ничего не будем делать, конечно, будут суда там ходить по чистой или относительно чистой воде, или с зарубежными ледоколами мимо нас и мы с этим мало что сможем сделать.
Но мы собираемся предложить удобный конкурентоспособный сервис. Например, японцы грузятся у себя на наше судно ледового класса, оно идёт до Мурманска, там всё перегружается на обычный лихтеровоз, и груз идёт дальше в Европу – отличный сценарий! Или они вообще дотягиваются сами до Авачинской бухты, там происходит перегрузка на судно ледового класса и дальше по тому же сценарию. Есть, конечно, разные варианты – смотря какие грузы, какое им нужно сопровождение, какая будет себестоимостью этой перевозки. Это все мы считаем и учитываем. То есть мы подготовились даже до того, как эти проекты активно стартуют. У нас есть расчёты, есть примерное понимание и класса судов и подходов к этому с учётом имеющейся инфраструктуры и той, которая появится в ближайшие годы. Мы во всеоружии!
Северный завоз – сложная система многоступенчатого снабжения арктических и других северных территорий. От своевременных и качественных поставок топлива, продовольствия, стройматериалов зависят почти 3 млн жителей из 25 субъектов России. В минувшем году общий объем грузов, доставленных в рамках северного завоза, превысил 3,8 млн тонн. Чтобы сделать снабжение сбалансированным и устойчивым, эксперты Востокгосплана приняли участие в разработке законопроекта о северном завозе и его научно-экономическом обосновании.
– Михаил Евгеньевич, на минувшей неделе Президент подписал закон «О северном завозе». Важность северного завоза неоспорима, но давайте всё же ещё раз пройдёмся по причинам появления отдельного закона? Жили же без него сколько лет!
– Основная причина проста – северный завоз критически важен для уровня жизни людей на Севере, снабжать грузами по этой программе приходится 25 территорий. Отдельные регионы и раньше принимали своё законодательство – например, Якутия. У кого-то этот завоз осуществляется частным образом, где-то государство чуть большую играет роль, где-то чуть меньшую – единого подхода не было. Возникли диспропорции в поддержке, в организации. К тому же, например, стоимость топлива на севере в последние годы росла с опережением инфляции, а это тревожный знак. Поэтому при задумке закона основная идея была в том, чтобы создать общую правовую основу для поддержки северного завоза.
Во всех странах, которые сталкиваются с необходимостью обеспечения своих северных труднодоступных территорий, подобный завоз всегда существует при поддержке государства.Есть субсидирование, финансирование необходимой опорной логистической инфраструктуры – прежде всего складской, портовой. Без продуманной поддержки федерального центра сбалансировать такой механизм сложно. И чтобы создать юридическую основу для государственной поддержки, правовую основу был принят закон «О северном завозе».
– И вот теперь все механизмы формализованы?
– Да, но основная задача закона – не только прописать понятия и определения: хотя ранее даже сам термин «северный завоз» законодательно не был оформлен. Задача закона описать механизмы поддержки, чтобы унифицировать региональные и закрепить федеральные механизмы, обозначить роль и ответственность всех участников процесса. Каждый год северный завоз становится немножко войсковой операцией с большим количеством участников, у каждого из которых есть своя роль определённая. Вот, и поэтому была потребность как раз прописать эти роли более чётко, и мне кажется, эта задача была выполнена.
Представьте, когда мы говорим «cеверный завоз» это означает: 1016 уникальных потребителей (населенные пункты, конечные получатели грузов завоза), 1392 объекта хранения грузов, 15 видов транспортных средств, включая беспилотные летательные аппараты и малую авиацию, которые передвигаются по более чем 10 000 маршрутам.
Накладки, ошибки в планировании неизбежны. Осенью суда «Инженер Трубин» и «Ямал Ирбис» застряли в Карском море, ориентируясь на ошибочный прогноз ледообразования, они решили сэкономить на ледокольной проводке. На их борту было 19 тыс. тонн грузов, необходимых для капитального ремонта ВПП аэропорта «Певек», материалы и оборудование для строительства ЛЭП «Певек-Билибино», вахтового городка АО «Эльконский ГМК», возведения мостовых переходов в рамках строительства дороги «Омсукчан – Омолон – Магадан», оборудование для ПАТЭС и многих других клиентов региона. Видите цену ошибки? Перевозчики надеялись «проскочить». И это не единичный пример.
Роль регионов с вступлением закона в силу не меняется – каждый будет обеспечивать поставки в свои территории. Некоторые вещи за много лет хорошо отлажены, здесь как раз проблем нет. Но в некоторых аспектах существует возможность серьёзной оптимизации. Например – Чукотка, Камчатка, Магаданская область – там, где возможна единая морская поставка, там есть смысл укрупнять эти поставки за счёт этого, снижая стоимость. Особенно это касается топлива – будь то уголь или нефтепродукты. И одно дело если каждый регион сам закупает его себе, и совсем другое если мы укрупняем эту закупку, делаем оптовую скидку и максимально оптимизируем логистику поставок. Снижаем стоимость и груза, и поставки, а за счёт этого, собственно, решаем конечную цель – повышение качества жизни жителей труднодоступных северных регионов за счет удешевления товаров и услуг.
– Не позднее 1 января 2026 должен появится единый морской оператор, который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Не кроется ли в создании очередного единого механизма, опасности появления монополии? Не начнёт ли этот оператор диктовать какие-то свои правила игры регионам или участникам процессов, которые захотят войти в эти поставки и снабженческие схемы.
– Никакой монополии не будет. Подчеркну, речь идёт только о поставках энергоносителей. Прежде всего там, где это целесообразно и оправдано.
– Кто тогда будет контролировать этого оператора, и в целом осуществлять контроль за размером торговых надбавок, наценок?
– Я бы, честно говоря, не драматизировал и не демонизировал этого оператора, потому что его появление не самая основная идея в законе. Да, действительно, появится морской оператор, который будет организовывать поставки, и он будет делать это дешевле для конечных потребителей, чем прежде. Но конкурентные процедуры будут осуществляться точно также. Поставки будут на конкурсной основе, а координирующая роль за деятельностью единого оператора будет за Минвостокразвития.
– Предполагается также создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза – ФГИС «Северный завоз». Она будет создаваться на базе созданного Востокгоспланом «Цифрового двойника северного завоза»?
– Наш цифровой двойник – это mvp-продукт. Это такой мини образ ГИС, её мониторинговой части, то есть там, где собирается и аккумулируется статистика. Необходим ещё целый ряд модулей, которые отвечают за мониторинг поставок, за оптимизацию и так далее. Но создание федеральных информационных систем все-таки не в сфере ответственности Востокгосплана.
Изначально, информация, накопленная в цифровом двойнике, стала обоснованием для оценки эффективности существующей логистики северного завоза, для разработки мер поддержки, и в итоге эта информация стала обоснованием для создания закона. Будет ли цифровой двойник использоваться в дальнейшем зависит от масштабов системы, которая будет разработана.
– Госдума приняла закон о Северном завозе во втором и третьем чтениях. Что дальше?
– Сейчас основная работа будет связана с подзаконными актами, которые будут описывать вопросы нормирования, сроков планирования, системы мониторинга, категоризацию. В законе уже дана укрупнённая категоризация, которая расставляет приоритеты государства с точки зрения поддержки и это именно грузы социального назначения: тоже самое топливо, часть продуктов питания, хотя, конечно не все: понятно, что какой-нибудь рахат-лукум или паштет из гусиной печени будет завозиться по коммерческой линии, но вот базовые продукты туда войдут и у каждого региона будет возможность работать с этим списком.
Вообще, говоря про работу над законом, я, наверное, отмечу процесс его создания. Закон о Северном завозе затрагивает интересы всех северян, и в его создании, в его критике, дополнениях участвовали очень активно и депутаты Госдумы, и члены Совета федерации, и представители общественности и первую скрипку играли люди, которые там живут и понимают, что такое снабжение северных территорий. Важно, что все, кто работал над законом, побывали в удаленных поселках, посмотрели на эти ценники с морковкой по 700 рублей и так далее. Поговорили с людьми, изучили всю цепочку поставок. Это важно и должно стать залогом эффективной работы принятого закона. Но сейчас наступает не менее важная часть – непосредственная работа на земле, в регионах, чтобы регионы эту поддержку ощутили и увидели федеральную поддержку и координацию этой работы.
– Если говорить про конкретных жителей этих территорий северного завоза: в какой срок они смогут лично оценить плоды этого работа этого закона, когда они реально увидят снижение цен?
– Если бы я был политиком, я бы ответил:«В скорейшем времени! Не далее, чем в марте или в феврале!». Но поскольку я экономист, то так скажу: снижение инфляции по продуктам на северных территориях ниже среднероссийской – важная задача. Цены на продовольствие должны, как минимум либо остаться на прежнем уровне, либо снизиться с учетом роста реальных доходов населения. Но я не взялся бы называть конкретные цифры и обещать, что снижение составит, например, 20%. Эти процессы связаны уже не с законодательной работой, это работа по закону. Это более сложная работа, связанная с логистикой, с эффективностью мер поддержки. У нас иногда бывает так – меры поддержки выдали, и кто-то умыкнул их себе в прибыль, в карман положил, а цены как были, так и остались. Вот этого не должно происходить. Но через год-полтора полтора эффект от работы всем мы должны увидеть.
— Как в целом выглядит актуальная картина по товарообороту между Россией и КНР?
— Мы всегда берём длинные ряды данных, потому что наша задача не просто поймать конъюнктуру процентов за полгода, а посмотреть тенденции. Если посмотреть с 2010 года, то товарооборот между Россией и КНР вырос в 2,6 раза до 145,7 млрд $ в прошлом году. Темп роста очень высокий – 9,2%.
При этом по объему внешнеторговых операций среди торговых партнёров Китая мы занимаем лишь 12 место. Это 2,0% экспорта, и 2,8% импорта - за счёт поставляемых нами энергоносителей. В течение последних четырех лет у России 10 место в рейтинге основных стран-экспортеров продукции в КНР и 12 место в рейтинге импортеров из КНР.
инфографика - ФАНУ «Востокгосплан»
Если смотреть динамику, то за последние 10 лет экспорт из России вырос в три раза и составил 78,1 млрд $ в 2021 году, а импорт увеличился в 2,3 раза. При этом темп роста экспорта составил 10,6% против 7,8% импорта – то есть мы наращиваем наш экспорт, получая при этом положительный торговый баланс – экспорт превышает импорт на 15,7 процентов. Хотя ситуация может измениться в ближайшее время, потому что Россия сейчас резко наращивает импорт – в особенности критически важного промышленного оборудования, так что баланс, повторюсь может измениться.
— Если смотреть только на цифры, то баланс сейчас положительный, но если говорить про структуру экспорта и импорта РФ и КНР, там есть серьёзный и, увы, традиционный дисбаланс, так?
- Это естественный ход вещей, как я думаю. Не стоит грустить по поводу сырьевой ориентации нашего экспорта. Надо продолжать работать с этой структурой. Мы богаты, чем богаты – нашими углеводородами, металлами, сельхозпродукцией, рыбой. Почему это всё не продавать? Вопрос в переработке и том, как мы на этом делаем добавленную стоимость. Мой любимый пример с кедровым орехом – здесь собирается мешок шишек, который стоит условные 100 рублей, потом китайский предприниматель покупает за эти деньги здесь мешок, вылущил орехи – они уже стоят – опять же условно – 1000 рублей, потом отжал масло из этих орехов – за него он выручит уже 10 тысяч. Поэтому, повторюсь, надо работать в сторону высокого передела, и мы работаем – всё, что будет производить и продавать Амурский газоперерабатывающий завод Газпрома, газохимический комплекс Сибура – это продукция с высокой добавленной стоимостью.
Сейчас, да – 66,6% экспорта за период с 2017 по 2021 годы составили энергоносители, показав при этом двукратный рост. Среди крупнейших импортёров КНР мы занимаем первое место сырой нефти, древесине, рыбе и морепродуктам. По стоимости наши поставки сырой нефти в Китай составляют 15,2% от всего объема и по этому показателю мы опережаем даже Саудовскую Аравию, которая находится на втором месте. Мы также лидируем в поставках древесины в КНР – с долей в 12% и в поставках рыбной продукции – 15,1%. При этом, несмотря на все сложности вызванные пандемией, экспорт по этой статье не обрушился. Наше преимущество в том, что мы поставляем не выращенную, а дикую рыбу, которая по вкусовым качествам гораздо лучше. Это эксклюзивная продукция и наша позиция в этом сегменте очень крепки, главное в этом случае – следить за нашей собственной сырьевой базой.
инфографика - ФАНУ «Востокгосплан»
По углю мы занимаем третье место среди партнёров Китая – после Австралии и Индонезии. Это если говорить про последние пять лет. Россия наращивает в последнее время экспорт металлов – здесь мы занимаем 8-е место.
По природному газу мы всего лишь девятые с долей 3,3%. Картина здесь может поменяться, когда заработают арктические проекты СПГ и с развитием восточного коридора поставок. Не стоит забывать и климатическую повестку, ESG – здесь газу альтернатив серьёзных пока нет, а Китай очень серьёзно смотрит на изменение климата, глобальное потепление, потому что повышение уровня мирового океана угрожает огромному числу населения, городской и промышленной инфраструктуры – тому же Шанхаю. Стоит ждать повышения спроса на газ, потому что он является таким промежуточным звеном энергоперехода. По оценкам экспертов потребление газа КНР в период с 2025 по 2030 годы может удвоиться.
— Каков вклад Дальнего Востока в общероссийский экспорт?
— С 2017 по 2021 экспорт увеличился в 1,7 раза – до 8,7 млрд $. Но доля макрорегиона в общероссийском экспорте при этом снизилась и сейчас составляет 12,7% (в 2010-м – 15,1%). Основные причины – падение цен на нефть, которое произошло в 2015-2016 годах, а также в 2020-м, и ограничения из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Рост экспорта произошёл в основном благодаря энергоносителям – их продажа в Китай увеличилась в 2,2 раза в стоимостном выражении, а также за счет резко увеличившегося – в 7,7 раза – экспорта руды (до 1,91 млрд $ в денежном выражении).
инфографика - ФАНУ «Востокгосплан»
Импорт из Китая в ДФО вырос сопоставимо – в 1,9 раза до 5,2 млрд $. Рост в этом случае вызван увеличением поставок промышленного оборудования – в 2,9 раза. Надо сказать, что экспорт промышленного оборудования – основная категория китайского экспорта вообще. На его долю приходится 43,6% общего экспорта страны. В объеме китайского экспорта в Россию промышленное оборудование также составляет внушительные 42,6%. И эти показатели будут только расти, потому что теперь КНР наш главный контрагент в плане поставок оборудования.
инфографика - ФАНУ «Востокгосплан»
— КНР не упускает случая и пользуется тем, что оставшись без западных потребителей, Россия предлагает энергоносители со значительной скидкой. Чуть ли не диктует цену. Не окажемся ли мы в ситуации полной зависимости от КНР, или мы уже в этой ситуации?
— Определённого роста зависимости, скорее всего, не избежать, но КНР всё-таки не единственная страна в Азии, с которой мы работаем. К тому же целесообразно смотреть на ситуацию и в долгосрочной перспективе. Я думаю, что через не такое уж и продолжительное время произойдёт перестройка всех потоков, возникнет новый баланс, когда Россия увеличит свой портфель контрагентов.
Если же говорить про скидку, предлагаемую нами КНР по энергоносителям, то не нужно забывать, что наши соседи достаточно активно работают со всеми своими партнёрами в этом отношении. Мы специально сравнивали – скажем, Китай берёт нашу нефть по 67,45 $ за баррель, а в Африке – по 67,27, у Омана – ещё дешевле, у Ирака – ещё дешевле. То есть они используют нас как рычаг в переговорах с другими. Такая же ситуация и с каменным углём – Монголия им поставляет дешевле чем мы, Индонезия тоже.
— Едва ли есть кто-то ещё не слышавший про «Разворот на Восток», но стремление нарастить товарооборот между Россией и Китаем вдруг столкнулось с узкими местами – особенно в части логистики. Насколько всё серьёзно и преодолимо?
— Это правда проблема, и основным сдерживающим фактором является пропускная способность железных дорог – сейчас она составляет 127,7 млн тонн в год, в то время как порты дальневосточные уже в состоянии обработать порядка 175 млн тонн. Кроме того мы говорим про ограниченную пропускную способность пунктов пропуска на границе. Текущий дефицит в дополнительных пропускных мощностях оценивается нами в 19,5 млн тонн в год. Плюс необходимо модернизировать порты, создавая специализированные мощности по обработке контейнеров. Сейчас они бОльшей частью специализированы под перевалку угля. Много можно добиться и за счёт правильной диспетчеризации и специализации портов.
Мы – Востогосплан – совместно с Дальневосточным университетом путей сообщения и РАН запустили совместный проект создания цифровой модели Восточного полигона. То есть мы создадим комплексную модель, которая объединит и железные, и автомобильные дороги, и всю прочую инфраструктуру. Имея такой инструмент, можно будет экспериментировать и с точки зрения «быстрых побед» в повышении пропускной способности, и с точки зрения инвестиционных проектов по расширению полигона, специализацией портов. Такой цифровой «двойник» даст возможность увидеть всю картину целиком, определить узкие места, смоделировать необходимые решения, имея в виду широкую перспективу.
— Почему не оставить создание такого двойника самой железной дороге?
— В РЖД есть подобные инструменты, но они ограничены в основном самой железной дорогой. А весь смысл в том, чтобы сделать мультимодальный, межотраслевой, межфункциональный инструмент, с объективной оценкой экономических последствий.
У нас есть опыт создания подобных «двойников» - мы делали цифровые модели по северному завозу, по Северному морскому пути. Как раз наша разработка СМП сыграла ключевую роль в планировании развития инфраструктуры Севморпути с расчётом потребности в судах, в ледокольном сопровождении, сопутствующей инфраструктуре – там наши расчёты активно применяются.
— И каковы прогнозы, быть может, рекомендации на будущее? Что надо делать в первую очередь?
- На мой взгляд, какой бы турбулентной ни была ситуация, Дальний Восток играет все более значимую роль. Это и переориентация транспортных потоков, перестройка их структуры. Имея в виду замещение востребованной продукции, надо заняться локализацией производств с высокой добавленной стоимостью, высоким переделом. Это особенно касается Хабаровска. Местной промышленности необходимо новое дыхание, толчок, потому что она, деликатно выражаясь, в «боковом тренде» находится.
С одной стороны, вряд ли можно дать принципиально новые рекомендации в отношении дальнейшего сотрудничества России и Китая, но нужно тщательнее и интенсивнее работать над ликвидацией уже известных узких мест – строить новые пункты перехода, вовлекать малый и средний бизнес в реализацию совместных инвестпроектов, да и просто учиться работать с китайскими контрагентами – это отдельная наука.
Дальневосточные рыбопромышленники обеспечивают более 80% рыбного улова в стране. В начале текущего года росли показатели вылова, но в то же время зафиксировано сокращение экспорта. При этом в отрасли выступают за отмену экспортных пошлин в целях поддержки промысла. Ряд отраслевых предприятий находятся в процессе судебных разбирательств.
Добыча и экспорт
С января по начало апреля 2024 г. российские рыбопромышленники добыли около 1,5 млн тонн водных биоресурсов, что на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Большая часть улова (83%) приходится на Дальний Восток. Основу улова составляют минтай (963,3 тыс. тонн), объемы добычи которого по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 5%, а также тихоокеанская сельдь (160,9 тыс. тонн), добыча которой увеличилась на 25,2%. Объем добычи трески составил 108,9 тыс. тонн (сокращение на 7,3%).
Следует отметить, что за первый квартал года объем поставок минтая на внутренний рынок вырос на 36% относительно аналогичного периода прошлого года, до более чем 100 тыс. тонн. Напомним, что в 2023 г. вылов минтая в стране превысил 1,9 млн тонн, став самым высоким в стране за последние 25 лет.
Между тем «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) договорилась с федеральной торговой сетью «Перекресток» (входит в X5 Group) о прямых поставках произведенного в море дальневосточного минтая шоковой заморозки в объеме 1,2 тыс. тонн до конца 2026 г. Ранее торговые компании работали при поставках с производителями готовой продукции и дистрибьюторами, но не напрямую с рыбодобытчиками, по этой причине соглашение при сравнительно небольших объемах поставки стало первым на рынке. Соглашение было подписано при участии рыбоперерабатывающей компании «Агама Истра»[1]. Прямые поставки минтая будут осуществляться из Берингова и Охотского морей.
Что касается экспорта, то с начала текущего года (январь-март) из Приморского края и Сахалинской области оформлено на экспорт 225,5 тыс. тонн рыбной продукции, что на 25% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Товар был направлен в 14 стран. Наиболее значительно сократился экспорт в Республику Корея – на 51%, до 73,3 тыс. тонн. В КНР направлено 146 тыс. тонн рыбопродукции, в Японию – 3,9 тыс. тонн. Также небольшие партии поставлены в ОАЭ, ЮАР, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Польшу и Израиль. Наиболее востребованной экспортной продукцией является минтай, треска и живой краб. В частности, ожидается, что экспорт живого краба в КНР в текущем году вырастет на 7-10% относительно 2023 г.[2] За прошлый год экспорт краба и крабовой продукции из Приморья в Китай уже вырос на 69% относительно 2022 г., до 35 тыс. тонн. В январе-феврале 2024 г. из Приморья в КНР было экспортировано 5,5 тыс. тонн дальневосточного краба, что на 52,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Напомним, что по итогам 2023 г. экспорт рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока в страны АТР составил 1,8 млн тонн, на 10% превысив показатель 2022 г. В денежном эквиваленте объем экспорта составил 4 млрд долларов.
В марте в ходе заседания комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Ассоциация добытчиков минтая (президент – А.Буглак) предложила обнулить экспортные курсовые пошлины в отношении всех видов экспортной продукции из минтая (филе, фарш, сурими). По мнению РСПП, этого требует сложившаяся ситуация на рынке. Так, в прошлом году наблюдалось снижение цены на российское филе минтая, в конце года она сократилась по отношению к декабрю 2022 г. на 36%. На рынке ЕС импорт филе минтая российского производства (и филе, произведенного в третьих странах из российского сырья) попадает под импортную пошлину в 13,7%, что несет дополнительные издержки для экспортеров [3].
По расчетам РСПП, потери экспортеров с учетом снижения цены на филе, курсовой пошлины, импортной и экспортной пошлин составляют 2,5 тыс. долларов с одной тонны (не учитывается рост стоимости топлива и фрахта)[4]. Ситуация с поставками на европейский рынок влияет на цену российского мороженого минтая, поставляемого в КНР. В феврале текущего года цена на минтай в Китае снизилась до 900 долларов за тонну, что на 35% меньше, чем в феврале 2023 г.
Позицию РСПП поддержали в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев). Там полагают, что из-под действия курсовых экспортных пошлин следует вывести не только филе минтая, но также филе трески, другие виды переработанной рыбной продукции из тихоокеанских лососей, филе судака, сельди. Напомним, что курсовые экспортные пошлины были введены постановлением правительства №1538 от 21 сентября 2023 г., пошлина составляет от 4% до 7% таможенной стоимости в зависимости от курса национальной валюты (взимается при курсе 80 рублей за 1 доллар США и выше). В марте ставка составила 5,5% против 4,5% в феврале (в октябре и ноябре прошлого года ставка составляла 7%, в декабре – 5,5%).
Юридические распри
В отрасли происходит ряд крупных судебных разбирательств, инициируемых как самими рыбопромышленниками, так и их контрагентами и контрольно-надзорными органами. Арбитражный суд Приморского края в конце марта удовлетворил в полном объеме крупный иск, поданный Генпрокуратурой РФ к сахалинскому рыбопромышленнику О.Кану, членам его семьи и сахалинскому благотворительному фонду «Родные острова», учредителями которого являются подконтрольные родственникам О.Кана компании[5]. По мнению истца, группа лиц вела добычу краба и других водных биоресурсов по квотам, а затем продавала улов в другие страны, выводя прибыль на счета в иностранных банках. Сам О.Кан имеет вид на жительство в Республике Корея. Договоры признаны судом ничтожными, доли в компаниях взысканы в пользу государства. В ходе судебного заседания ответчики сообщили о смерти О.Кана в феврале 2023 г. в Великобритании, однако Генпрокуратура сочла предполагаемую смерть предпринимателя инсценировкой.
Рассмотрение второго крупного иска Генпрокуратуры[6] – на 17,4 млрд рублей, к рыбопромышленнику Д.Дремлюге, его семье и связанным с ним компаниям суд отложил на 17 апреля[7]. Известно, что Д.Дремлюга имеет гражданство Украины и на данный момент проживает за пределами РФ. В надзорном ведомстве настаивают на том, что Д.Дремлюга и О.Кан, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство, являются иностранными инвесторами, и не могут добывать стратегически важные биоресурсы в отсутствие специального согласования с правительством.
Стоит отметить, что одно из предприятий, входящих в число активов Д.Дремлюги, ООО «Зарубинская база флота» (ЗБФ) в феврале сообщило о невозможности выплаты выходных пособий и зарплаты сотрудникам, а также обязательных платежей в установленный срок. В связи с этим компания намеревается подать иск в Арбитражный суд Приморского края о признании себя банкротом. Предприятие также подавало заявление о банкротстве в январе, но суд его отклонил (истец не приложил документы, подтверждающие наличие задолженности, списка кредиторов, отчет о стоимости имущества). В конце 2023 г. суд во Владивостоке удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ о взыскании с ЗБФ, связанных с ней физических и юридических лиц 4,3 млрд рублей в рамках дела о незаконной добыче водных биоресурсов.
Тем временем ГК «Антей»[8] И.Михнова и А.Пинчевского в марте подала в Арбитражный суд Москвы иск к Росрыболовству о расторжении договора о закреплении доли квоты и взыскании 1,01 млрд рублей неосновательного обогащения. Предварительное судебное заседание по данному иску назначено на 18 апреля. Входящее в группу компаний ООО «Антей» требует расторгнуть договор от августа 2018 г., по которому за компанией было закреплено 15,522% приобретенной на аукционе квоты на камчатского краба в подзоне «Приморье». В 2017 г. компания выиграла торги на лот с долей квоты на камчатского краба в данной локации, предложив 1,2 млрд рублей. На конец 2021 г. остаточная стоимость квоты была оценена компанией в 820,3 млн рублей. Подача иска связана с запретом на вылов камчатского краба в подзоне «Приморье», который был введен Минсельхозом РФ в июне 2021 г. для восстановления популяции ресурса. Затем запрет был продлен до конца 2024 г.
К подаче иска компанию «Антей» мог подтолкнуть рост кредиторской задолженности группы, характерный в настоящее время в целом для добытчиков крабов. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), общие обязательства всех добытчиков крабов в стране могут превышать 600 млрд рублей. В конце 2023 г. в рамках второго этапа крабовых аукционов «Антей» выиграл торги на четыре лота стоимостью более 34 млрд рублей (на вылов в Западно-Беринговоморской, Карагинской, Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской подзонах).
Тем не менее для досрочного расторжения договора через суд необходимо доказать, что введение ограничений на вылов краба нельзя было предвидеть, а также, что истец не может повлиять на отмену запрета, и при продолжении действия договора потерпит убытки, сопоставимые (или превышающие) выгоды от заключения контракта. Изменение законодательства может не быть признано существенным обстоятельством.
Что касается перспектив отмены запрета на вылов, то по данным Тихоокеанского филиала ФГНБУ «ВНИРО»[9] (ТИНРО), по состоянию на конец марта текущего года не наблюдается признаков восстановления запасов синего и камчатского крабов в Приморье в Японском море (южная часть подзоны «Приморье»). Данные виды крабов относятся к долгоживущим, и для восстановления их запасов требуется длительный период.
В Приморье арест по решению краевого Арбитражного суда наложен на движимое и недвижимое имущество ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР, главный актив экс-губернатора Приморского края С.Дарькина[10]) стоимостью в пределах 39,9 млн рублей. Иск к компании подало УФНС Сахалинской области. Налоговая служба обратилась в суд в феврале текущего года, с требованием взыскать с предприятия долг как с поручителя в рамках процедуры банкротства ООО «Песчанское».
ООО «Песчанское» осуществляет переработку и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков на Сахалине (подконтрольно ООО «Рускор» С.Дарькина). После того как летом 2022 г. у компании возникли финансовые проблемы, НБАМР выступила поручителем по долгам «Песчанского». В октябре 2022 г. суд ввел в отношении «Песчанского» процедуру наблюдения.
Кроме того, в феврале стало известно о намерениях производителя рыбной муки из Вологды – АО «Агентство «Сельхозкорма» (АСК), подать заявление о банкротстве НБАМР. Основанием стали два судебных решения о взыскании с НБАМР долга в 22,6 млн рублей. Предприятие должно было поставить сельхозпроизводителю рыбу по договору от декабря 2022 г. НБМАР получила предварительную оплату в размере 95 млн рублей, но обязательства были исполнены только частично, на 34,33 млн рублей. НБАМР решила вернуть часть денег вместо рыбы, остаток долга в АСК оценили в 22,66 млн рублей. Представители АСК обратились в суд для возвращения всех средств, дополнительно истец хотел добиться выплаты процентов, начисленных на сумму предоплаты (в размере 1,23 млн рублей). В итоге Арбитражный суд (а также апелляционная инстанция) встали на сторону АСК и постановили вернуть требуемые истцом средства. В конце февраля АСК уведомило о намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании должника ПАО «Находкинская БАМР» банкротом.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ожидается, что первая партия дикого минтая начнет продаваться в мае 2024 г. под новой собственной торговой маркой торговой сети – «Люди любят» (марка зарегистрирована в 2023 г.).
[2] В 2023 г. импорт живых крабов в Китай увеличился на 26% и составил 1,63 млрд долларов. РФ при этом была крупнейшим поставщиком, на ее долю пришлось 60% объема поставок.
[3] В 2023 г. на рынок ЕС было поставлено порядка 90 тыс. тонн минтая из РФ.
[4] В ноябре 2023 г. стоимость мороженого филе российского минтая на европейском рынке составляла 3,3 тыс. долларов за тонну.
[5] ООО «Приморская рыболовная компания» (Южно-Сахалинск), ООО «Монерон» (Южно-Сахалинск), ООО «Севрыбфлот» (Южно-Сахалинск), ООО «Курильский универсальный комплекс» (Южно-Сахалинск), ООО «Аквамарин» (Южно-Сахалинск), ООО «Прибой-Т» (Невельск).
[6] Общие претензии по двум искам составляют 376 млрд рублей.
[7] Компании «Краб Марин» (Владивосток), «Реал Девелопмент» (Владивосток), «Рыбный остров» (Южно-Сахалинск), «Мерлион» (Красногорск, Московская область), «Прибрежный лов» (Владивосток), «Краб ДМП» (Владивосток).
[8] В целом «Антей» владеет квотами на вылов более 39% крабов в Северном бассейне (Белое и Баренцево моря) и 12,5% на Дальнем Востоке, объем добычи в 2022 г. составил 18,4 тыс. тонн.
[9] Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.
[10] Директором предприятия является его брат О.Дарькин. 86,71% акций ПАО принадлежит АО «Дальинвестгрупп», его контролирует Л.Белоброва – супруга С.Дарькина
Промысловые рекорды
В минувшем году отмечался рост экспорта рыбной продукции с Дальнего Востока. В 2023 г. Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора оформило на экспорт 24 139 партий рыбы и морепродуктов общим весом 1 926 927,2 тонн, что на 72% превышает показатель 2022 г.
Основным импортером рыбы и морепродуктов является КНР – в прошлом году туда было поставлено 1 305 137,3 тонн, что в 3,3 раза больше, чем в 2022 г. Крупными импортерами рыбы и морепродуктов из Приморья и с Сахалина также являются Республика Корея (557 300,6 тонн в 2023 г.), Япония (26 239,3 тонн), Нигерия (15 742,5 тонн) и Таиланд (11 099,8 тонн). Также продукция экспортировалась в ОАЭ, Кипр, Чили, Того, Грузию. Наиболее востребованной продукцией являются минтай, треска, живой краб.
Напомним, что по итогам лососевой путины 2023 г. РФ вышла на первое место в мире по объемам добычи лососевых. Объем добычи составил 609 тыс. тонн. Это второй результат после рекордного 2018 г., когда было добыто 676 тыс. тонн лососевых. Традиционно лидером по объемам добычи является Камчатский край, где в прошлом году было добыто около 491 тыс. тонн лососевых. В Сахалинской области во время путины 2023 г. улов составил 68,7 тыс. тонн. Рыболовы Хабаровского края обеспечили в прошлом году 28,4 тыс. тонн. Результат Магаданской области составил 14,5 тыс. тонн, Приморского края – 1,7 тыс. тонн, Чукотского АО – 1,3 тыс. тонн.
При этом на Камчатке в минувшем году в целом были достигнуты рекордные показатели вылова в объеме 1,8 млн тонн водных биоресурсов. Данный результат стал лучшим за всю историю рыбохозяйственной деятельности в Камчатском крае[1]. Основными драйверами роста стали лососевая путина и высокий уровень освоения сардины иваси (180 тыс. тонн).
В начале текущего года на Дальнем Востоке наблюдается рост вылова минтая. За январь он превысил 248 тыс. тонн, что на 17% больше, чем за аналогичный период в 2023 г. Промысел трески в январе вырос на 25%, до 12,4 тыс. тонн. Вылов сельди в начале года на Дальнем Востоке к середине февраля достиг 107 тыс. тонн, что на 73% превысило показатель за аналогичный период прошлого года. В целом вылов рыбных ресурсов в Дальневосточном бассейне в январе отличался позитивной динамикой – рост составил 28% относительно января 2023 г., до 367 тыс. тонн.
Противоречия среди рыбопромышленников и чиновников сохраняются в вопросе программы распределения квот на добычу водных биоресурсов на аукционах. В частности, небольшие предприятия, ведущие промысел краба, заявляют об утрате квот, закрепленных за ними прежде по историческому принципу, после распределения основного объема крабовых квот (98% от общего допустимого улова краба) на аукционах.[2] О сокращении объемов вылова и нерентабельном ведении промысла заявило ООО «Восточно-промысловая компания»[3]. В январе эта компания направляла обращения президенту РФ В.Путину, в Совет Федерации, Госдуму, Минсельхоз, Росрыболовство с просьбой вмешаться в ситуацию, защитив интересы малого и среднего рыбопромышленного бизнеса.
Изначально при доработке изменений в закон ко второму этапу аукционов было принято решение, в соответствии с которым для защиты интересов малых и средних предприятий предполагалось не выставлять на аукционы 2% крабовых квот, а распределить их между малыми и средними предприятиями, не аффилированными с крупными холдингами, с которыми были заключены договоры о закреплении квоты добычи по историческому принципу.
В «Восточно-промысловой компании» указали, что в ходе подготовки подзаконных актов для принятых в конце 2022 г. изменений в закон «О рыболовстве» органы исполнительной власти не учли, что данные изменения были приняты в первом чтении «при условии исключения из-под действия его положений субъектов малого и среднего предпринимательства». Такая формулировка предполагает сохранение объемов добычи и метода их расчета, существовавших до введения новых инвестиционных квот.
«Восточно-промысловая компания», исходя из изданного в конце декабря 2023 г. приказа Росрыболовства, распределяющего между компаниями объемы квот добычи водных биоресурсов (на 2024 г.), утратила от 54% до 85% объемов добычи (в зависимости от ресурса). За ней закреплена по договору доля квоты на добычу синего краба в Северо-Охотоморской подзоне в размере 2,38%. Общий допустимый улов данного вида краба с промысловыми целями на 2024 г. установлен в размере 603,75 тонн. При расчете до введения инвестквот первого и второго этапов компания в рамках своей квоты могла получить от общего объема допустимого улова 14,39 тонн. В результате принятых изменений в законодательстве на 2024 г. предприятие получило только 6,48 тонн. В компании настаивают на необходимости изменить правила расчета при определении доли квот для мелких и средних предпринимателей и не выставлять на инвестиционные аукционы квоты на добычу крабов в подзоне «Приморье»[4], открыв в ней добычу синего и камчатского крабов.
Проблемы возникали у других предприятий. У ООО «Примрыбфлот»[5] (за компанией по договору закреплено 12,27% доли квоты на вылов краба-стригуна опилио в Западно-Камчатской подзоне) ресурс сократился с 10,9 тонн до 3,5 тонн (на 67%). У компании ООО «Аквариус»[6] (доля квоты в 5,07% на добычу камчатского краба в Северо-Охотоморской подзоне) отмечено снижение ресурса на 76% - с 21,2 тонн до 6,3 тонн.
Опасения представителей МСП разделяют во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), где подтверждают сокращение объема их добычи. По данным ВАРПЭ, за малыми и средними компаниями осталось 446 тонн краба для добычи. При этом самые существенные потери понесли предприятия, добывающие краба-стригуна опилио в Западно-Сахалинской подзоне (с 15,86 тонн до 5,74 тонн, на 64%), краба-стригуна опилио в Западно-Камчатской подзоне (с 10,88 тонн до 3,55 тонн, на 67%), камчатского краба в Северо-Охотоморской подзоне (с 69,96 тонн до 16,73 тонн, на 76%).
По мнению Росрыболовства, к сокращению объемов добычи могло привести снижение общего допустимого улова по некоторым видам краба. Также в ведомстве заявляли, что показатель более всего снижается в подзонах в Приморье в связи с неконтролируемым браконьерским промыслом.
Тем временем в конце прошлого года компания, подконтрольная Н.Кожемяко (сын губернатора Приморского края О.Кожемяко), ООО «Восход», участвовавшая в первых аукционах по продаже квот на вылов крабов в 2019 г., столкнулась с угрозой лишения ранее таким образом приобретенных квот. Росрыболовство сообщило о намерении расторгнуть заключенный в октябре 2019 г. договор, закрепляющий за «Восходом» право на добычу равношипного краба в Северо-Охотоморской подзоне, в связи с тем, что компания в течение двух лет подряд (в 2020-21 гг.) осваивала менее 70% квоты. Росрыболовство обратилось в Арбитражный суд г. Москвы. «Восход» в 2019 г. получил по 5,263% квот на крабов за 3,56 млрд рублей (квоты закреплены на 15 лет).
Действующее законодательство предполагает, что освоение менее 70% квот создает основание для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов. На 2020-21 гг. «Восходу» были предоставлены права на вылов более 93 тонн равношипных крабов, а на 2022-23 гг. – на вылов по 42,4 тонн в год. Средняя стоимость равношипного краба оценивается в 540,26 тыс. рублей за тонну (текущая цена соответствует цене 2019 г.). Данный вид краба относится к одному из дорогих, уступая только синему крабу (1,5 млн рублей за тонну), камчатскому крабу (1,18 млн рублей за тонну) и крабу-стригуну опилио (717,57 тыс. рублей за тонну).
При этом промысел равношипного краба является сложным и высокозатратным, поскольку он относится к глубоководным видам, а его запасы нестабильны, в сутки добывается небольшой объем. Квоты на добычу равношипного краба в Северо-Охотоморской подзоне также принадлежат структурам ГК «Русский краб» и ГК «Антей». «Восход» может сохранить квоты, сумев в судебном порядке доказать наличие объективных препятствующих промыслу обстоятельств, к которым, в частности, относятся резкий спад популяции, поломка судна, штормовая погода в течение сезона промысла и резкое снижение цены на ресурс. В случае изъятия квота компании будет повторно выставлена на продажу, хотя квоты на глубоководных крабов пользуются меньшим спросом в отрасли.
На прошедших в октябре минувшего года аукционах по распределению крабовых квот (в рамках второго этапа программы) квоты получило также подконтрольное Н.Кожемяко ООО «Восток» (учредители – Н.Кожемяко и компания «Восход»). Суммарно компания приобрела по 11,11% квот на краба опилио в Северо-Охотоморской подзоне, камчатского краба в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах и синего краба в Северо-Охотоморской подзоне, приняв обязательства по постройке двух краболовов. Цена за каждый комплект долей квот превысила 7,9 млрд рублей.
Между тем Генпрокуратура РФ в январе подала два исковых заявления в Арбитражный суд Приморского края. Первый иск о взыскании 358,7 млрд рублей подан к группе ответчиков, в число которых входит О.Кан – крупный сахалинский рыбопромышленник, который покинул РФ, а также члены его семьи, связанный с ним сахалинский региональный фонд «Родные острова» (О.Кан является председателем попечительского совета фонда, его сын А.Кан – президентом фонда), часть учредителей данного фонда (связанные с О.Каном компании – сахалинское ООО «Приморская рыболовная компания», ООО «Монерон», ООО «Севрыбфлот», ООО «Курильский универсальный комплекс», ООО «Аквамарин»), владелец компании «Монерон», деловой партнер О.Кана Д.Пашов (приговорен в 2022 г. к 4,5 годам заключения в колонии строгого режима за контрабанду живых крабов рыночной стоимостью более 2,6 млрд рублей). В число ответчиков по данному иску входят также Росрыболовство, владелец «Дальморепродукта» и «Хасанрыбы» Д.Дремлюга, который в 2010 г. также стал фигурантом уголовных дел и покинул страну, сахалинское ООО «Городское эко такси» и его учредитель С.Довидович, сахалинское ООО «Прибой-Т» и его владелец Т.Батина.
Второй иск, на 17,4 млрд рублей, подан к Росрыболовству, приморским рыбопромышленным компаниям, подконтрольным Д.Дремлюге, – «Реал девелопмент»[7], «Мерлион»[8], «Рыбный остров»[9], «Краб марин»[10] и их владельцам, а также приморскому агентству по управлению недвижимостью «Апелла»[11]. В исках отмечается, что Д.Дремлюга является гражданином Украины, а О.Кан имеет вид на жительство в Республике Корея, не являясь налоговым резидентом РФ.
В Генпрокуратуре указывают на то, что компании на протяжении длительного времени создают ложную видимость осуществления экономической деятельности, на основании фиктивных сделок неправомерно добывают водные биоресурсы, нанося ущерб государству. С высокой вероятностью результатом судебных разбирательств может стать обращение в доход государства квот на вылов, имущества, судов и предприятий структур О.Кана и Д.Дремлюги. Суд пока что отложил рассмотрение первого из двух крупных исков на 12 марта.
Исходя из приказов Росрыболовства на 2023 г., структуры, связанные с Д.Дремлюгой, имели права на вылов около 1 тыс. тонн крабов различных видов, а компании, считающиеся подконтрольными О.Кану, – на вылов более 8 тыс. тонн.
Еще в 2020 г. Хабаровский краевой суд удовлетворил ходатайство следствия о заочном аресте находящегося за границей О.Кана[12]. Также в отношении О.Кана заведено еще одно уголовное дело – он обвиняется в организации преступного сообщества, контрабанде в Японию, Китай и Южную Корею более 3 тыс. тонн живого краба на 2,6 млрд рублей и уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов на сумму свыше 3,69 млрд рублей. Обвинительное заключение утверждено летом 2023 г.
Логистика и переработка
В отрасли продолжается обсуждение субсидирования поставок дальневосточной рыбы в европейскую часть страны. В настоящее время субсидируются перевозки с Дальнего Востока только минтая, относящегося к наиболее массовой рыбе. В январе текущего года сообщалось о планах проработать совместно с Минфином вопрос расширения меры поддержки на лососевые и сардину иваси. При этом предстоит решить проблему ограниченности финансирования. Соответствующее поручение в феврале дал президент РФ В.Путин, доклад правительства должен быть представлен до 15 апреля. На льготную транспортировку рыбы в 2024 г. выделено 6,3 млрд рублей, тем не менее, в Росрыболовстве еще не определились, для какого вида рыбы требуется дополнительное финансирование.
Следует отметить, что в 2023 г. рыбопромышленники достигли рекордных показателей добычи сардины иваси – объем добычи составил 544 тыс. тонн, что на 90% превысило показатель 2022 г. Промысел проходил с января по декабрь в Южно-Курильской и Северо-Курильской рыболовных зонах, а также по квотам в водах Японии (в рамках двусторонних соглашений). Значительное увеличение объема вылова иваси с 2020 г. было вызвано в том числе экспансией данного вида рыбы до акватории Камчатки и южной части Берингова моря.
В сфере рыбопереработки в городе Корсаков Сахалинской области компания «Гавань» (ГК «Гидрострой» А.Верховского) рассчитывает построить рыбоперерабатывающий комплекс мощностью до 500 тонн продукции в сутки в рамках ТОР «Южная». Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 5,2 млрд рублей. Строительно-монтажные работы должны начаться в текущем году. На проектную мощность комплекс может выйти в 2026 г.
В состав комплекса площадью 10 тыс. кв. м войдут автоматизированный комплекс по переработке рыбы, оборудование для выпуска филе и фарша, жиромучная установка, лаборатория, холодильник мощностью 5 тыс. тонн. На предприятии будет производиться продукция из минтая, трески, горбуши, кеты и сельди, включая икру, рыбную муку и рыбий жир.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Предыдущий рекордный улов был достигнут в 2021 г., он составил 1,65 млн тонн.
[2] На первом этапе крабовых аукционов в 2019 г. было реализовано 50% квот. В ходе второго этапа инвестквот должно быть распределено 48% крабовых квот в разных подзонах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Большая часть (квоты на вылов в Дальневосточном бассейне) распределена в октябре 2023 г. Предстоят аукционы на крабовые квоты в Баренцевом море (2024 г.), квоты на краба-стригуна опилио в Восточно-Сахалинской подзоне и Баренцевом море (2026 г.), на крабов подзоны «Приморье» - камчатского, синего, стригуна опилио, волосатого четырехугольного и на краба стригуна бэрди в Петропавловско-Командорской подзоне (2027 г.).
[3] Учредители – Д.Фукалова, М.Ступакова.
[4] Торги на вылов в Приморье запланированы на 2027 г.
[5] г. Владивосток, учредители – А.Цепилов, В.Ободов.
[6] г. Владивосток, учредитель – В.Латынцев.
[7] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[8] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[9] Учредитель – Э.Каптур.
[10] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[11] Учредитель – А.Ковальский.
[12] СКР обвинил его в организации убийства в 2010 г. предпринимателя-рыбопромышленника В.Пхиденко. В декабре 2022 г. в Приморском краевом суде начался заочный процесс по обвинению О.Кана в организации заказного убийства.
Рыба судовой заморозки дойдет до покупателя с Дальнего Востока в максимально короткие сроки. Транспортировка этой ценной продукции без опасности размораживания, а значит, без снижения качества, стала возможной благодаря так называемой НХЦ – непрерывной холодильной цепи. Накануне в Московской области в городе Электроугли ее замкнул ввод в эксплуатацию первой очереди холодильно-складного комплекса. Эксперты признают – продовольственная безопасность государства вышла на новый уровень.
Технологии холода
Дальневосточные минтай, сельдь, лемонема поступят на столы жителей столичного региона из мультитемпературного холодильного терминала, который возвела в Богородском городском округе «РРК Логистик» (входит в группу компаний «ТИГР»). Комплекс с собственной транспортной инфраструктурой, рассчитанный на 15 тыс. тонн единовременного хранения, стал первым для группы компаний логистическим хабом за пределами ДФО.
«Логистическо-складской комплекс предназначен для приемки, хранения, комплектации и отгрузки замороженных рыбных продуктов. Ожидаемые инвестиции для завершения всего проекта составят приблизительно 1,7 млрд рублей, а количество рабочих мест превысит 100», — подчеркнул заместитель председателя правительства Московской области — министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Владислав Мурашов.
Реализация проекта заняла два года. В производство уже вложено 1,2 млрд рублей. Три морозильные камеры нового комплекса оборудованы системами стеллажного хранения на пять ярусов с инновационной системой загрузки-выгрузки «Шаттл» и поддерживают температуру до -25 градусов. Среднетемпературная камера предназначена для грузов, которым требуется охлаждение до -5 градусов.
Все технические решения направлены на поддержание непрерывной холодильной цепи — терминал создан как часть единого мультимодального сервиса транспортировки грузов с Дальнего Востока. Уровень технологий, как отметил в ходе церемонии открытия комплекса президент ПАО «ТИГР» Сергей Дарькин, «позволяет достаточно успешно конкурировать не только с самыми лучшими холодильными системами нашей страны, но и всего мира».
Новая логистика
О необходимости создать в России замкнутую холодильную цепь доставки рыбопродукции говорилось не одно десятилетие. В 2022 году был даже создан проект Федерального закона об НХЦ. Но задача была непроста: требовалось не только использовать несколько видов транспорта, но и поддерживать нужную температуру груза на всех этапах пути. Решение сумела найти группа компаний «ТИГР».
ГК «ТИГР» дала старт новым логистическим возможностям, новым транспортным схемам, новой географии поставок с Дальнего Востока по всей России
Впервые в стране она в качестве единого оператора объединила все звенья цепи: рефрижераторный флот, портовые мощности, холодильные склады с собственными железнодорожными путями и поездами, а также парк контейнеровозов, обеспечивающих поставки до двери конечного получателя. Для реализации финишного этапа даже разработан отдельный проект под названием «Последняя миля».
При этом поставки рыбы из зон вылова в Охотском и Беринговом морях организованы не только на восток и запад России (Владивосток, Москва, Московская область), но и в порты Китая (Далянь и Циндао) и Африки. Причем в единое логистическое время и по единому тарифу. Он включает в себя все затраты на всем пути груза: и логистику, и хранение, и оформление документов. Так рыба придет на прилавки с минимальной стоимостью.
«Это окончание большой, длинной цепочки, которую мы долгие годы выстраивали для того, чтобы конкурировать не просто в нашей стране, но и на мировых рынках, — заявил Сергей Дарькин. — Очень многие про это говорили, мы впервые это сделали. Мы соединили места добычи рыбы с местами потребления. Это не просто холодильная цепочка, это, в первую очередь, продовольственная безопасность нашей страны. И мне очень приятно, что мы это смогли осуществить».
Восток-запад-восток
Холодильный кластер ГК «ТИГР» обеспечивает единовременное хранение свыше 60 тыс. тонн рыбопродукции: 33 тыс. тонн хранятся во Владморрыбпорте, 12 тыс. — в Находке, свыше 15 тыс. тонн — в Электроуглях. Благодаря возможности применения различных температурных режимов подмосковный комплекс может оказывать услуги холодного хранения любой охлажденной и замороженной продукции.
«К терминалу, где могут храниться не только рыба и морепродукты, проявляют интерес многие компании: производители заморженного хлеба, например, или мороженого, — сообщил директор «РРК Логистик» Ильдус Халиков. – Комплекс наш сейчас самый современный в России, у него усиленные стены с высокой изоляцией, качественное инновационное оборудование энергоэффективные компрессоры. И главное, мы предоставляем полный сервис интермодальных перевозок».
Для того, чтобы удешевить стоимость доставки холодильных грузов с востока на запад, ГК «ТИГР» намерен строить подобные комплексы и в других российских регионах. Следующий проект складского холодного терминала намечен к реализации в Тульской области. Предполагается также и обратная загрузка контейнеров: из центральной части России на Дальний Восток поедет другая продукция.
«Кроме того, мы планируем здесь, в Подмосковье, строить в дальнейшем завод по переработке рыбопродукции и завод по подготовке продуктов поступления в розничные сети, — раскрыл перспективы развития Сергей Дарькин. — Это будет большой проект для центральной части России. Ни в коем случае мы, конечно, не забываем про Дальний Восток — для ДФО также разработано много инновационных проектов, которые связаны с логистикой, в первую очередь с холодильной цепочкой».
Цифры
более 60 тыс. тонн грузов позволяют хранить одновременно холодильные мощности ГК «ТИГР»
более 100 млн долларов вложила ГК «ТИГР» в развитие рыбопромышленной отрасли
Дословно
Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС)
«Уже четыре года мы плотно работаем со СМИ, проводим конференции и круглые столы, выступаем в рабочих группах Торгово-промышленной палаты, Государственной Думы и Совета Федерации. Чтобы понять, как эффективно внедрить НХЦ в РФ, мы изучили опыт других стран в этом направлении. Среди них Великобритания, Индии, Франция и т.д. Итогом этого исследования стало написание проекта Федерального закона о Непрерывной цепи в Российской Федерации. Сейчас продолжается активная работа по внедрению НХЦ, так как создание этой системы будет способствовать сохранению питательных свойств продуктов, улучшению их срока годности и в целом обеспечит нашей стране продовольственную безопасность».
Элементы
Транспортный флот ГК «ТИГР» способен перевозить до 500 тыс. тонн рыбопродукции ежегодно.
Перегрузочные мощности Владивостокского морского рыбного порта – ключевого звена мультимодального сервиса по доставке рыбной продукции — составляют 7,5 млн тонн грузов различных номенклатур в год. Уже на протяжении трех лет группа компаний Владморрыбпорта остается лидером по перевалке рыбопродукции в России. Контейнерный терминал Владморрыбпорта входит в пятерку крупнейших контейнерных терминалов страны, его вместимость — более 12 тыс. ТЭУ (Twenty-foot Equivalent Unit, двадцатифутовых контейнеров). В этом году контейнерооборот достигнет 500 тыс. ТЭУ.
Открытая база бункеровки рыболовного флота в Находке (общая площадь свыше 34 тыс. кубометров) обеспечивает перевалку 160 тыс. тонн рыбной продукции.
В инфраструктуру ГК «ТИГР», помимо причальных сооружений и собственных холодильных складов, входят также три тыловых железнодорожных терминала: «ПИК» и «Фреш терминал» в Артеме, а также «Терминал Хлебная база» недалеко от Уссурийска (Приморский край). Они специализируются на перевалке грузов, требующих сохранения температурного режима. Площадь терминалов — 88,4 тыс. кв. метров. Они ежесуточно отправляют два ускоренных холодных контейнерных поезда со станций примыкания Угольная и Уссурийск. Основными направлениями поставок являются Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.
ПАО «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ГК «Тигр») — группа компаний, реализующая на территории ДФО высокодоходные проекты, которые способствуют привлечению инвестиций в региональную экономику. Рыбопромышленная отрасль — одна из сфер бизнес-интересов ГК «Тигр». В нее входят рыбодобывающие компании, рефрижераторный флот, два собственных порта во Владивостоке и Находке, холодильные мощности во Владивостоке, Находке и Московской области, «холодная» транспортная инфраструктура железнодорожные пути, собственный парк контейнеровозов.