Правительство выделит дополнительно более 1,3 млрд рублей на реализацию планов социального развития центров экономического роста дальневосточных регионов.
Соответствующее распоряжение подписал глава кабмина Михаил Мишустин. Финансирование предназначено для Камчатки, Бурятии, Якутии, Забайкалья, Приморья, ЕАО, Чукотки и Хабаровского края.
Правительство поддерживает реализацию планов социального развития центров экономического роста регионов Дальнего Востока регулярно с 2018 года. За последние шесть лет в регионах ДФО были построены и отремонтированы сотни объектов социальной, инженерной, городской, транспортной инфраструктуры.
В июне сообщалось, что дальневосточные регионы получат на развитие инфраструктуры около 1,9 млрд рублей. Средства распределят между Бурятией и Забайкальем, Сахалином, Приамурьем и Чукоткой.
75% земельных участков, которые ДОМ.РФ получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству. Это тормозит развитие территорий, а в условиях дорогих кредитов, ставит под вопрос целесообразность и снижает эффективность проектов.
Построить 100 млн кв. метров жилья
Сессия «Комплексное развитие территорий: новые горизонты жилищного строительства» объединила представителей власти, институтов развития и предпринимательского сообщества.
Модератором выступил директор по развитию городской среды, АО ДОМ.РФ Антон Финогенов.
Открывая обсуждение, генеральный директор АО ДОМ.РФ Виталий Мутко напомнил, что в рамках закона №161-ФЗ ДОМ.РФ работает с комплексным развитием территорий и помогает вовлекать в градостроительный оборот земельные участки – всего в России под перспективную застройку были выделены 46 тысяч гектаров с градостроительным потенциалом 70 млн кв. метров. В том числе на участках, переданных ДОМ.РФ регионам Дальнего Востока, введено в эксплуатацию 680 тысяч кв. метров недвижимости.
«До 2030 года на земле, которая будет вовлечена в оборот, мы должны построить 100 млн. кв. метров жилья. На сегодняшний день построено 25 млн. кв. метров», — рассказал Виталий Мутко.
При этом есть объективные причины, которые тормозят комплексное развитие территорий. Так, 75% земли, которую «ДОМ.РФ» получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству, их градостроительный потенциал не ясен, и регионы должны провести большую работу, прежде чем выставить участок на торги.
Это в том числе влияет на сроки строительства. Сегодня одна из самых обсуждаемых тем в Минстрое — сокращение сроков выхода на строительные работы, рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин.
«С момента покупки земли за бридж-кредит до выхода на стройку должно проходить минимальное количество времени, тем более что сегодня с такой ключевой ставкой кредитование обходится особенно дорого. Важно оптимизировать сроки и сократить затраты застройщикам. Это, в первую очередь, задача органов региональной и муниципальной власти во взаимодействии с бизнесом», — обозначил Никита Стасишин.
По его словам, необходимо выделять стартовую площадку внутри КРТ, где инвестор сможет максимально быстро согласовать всю документацию и начать привлекать средства покупателей, наполняя счета эскроу. Сейчас этот вопрос прорабатывается федеральным центром.
Расселить ветхий фонд помогут инвесторы
Что касается механизмов поддержки, их большое количество — инфраструктурные кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и другие. Однако задачи в рамках поручения президента стоят амбициозные – к 2030 году средний ввод жилья на душу населения должен составить не менее 33 кв. метров на человека, нужно обновить жилой фонд на 20%. Чтобы достичь установленных показателей, требуется расширить меры поддержки. И такая работа сейчас ведётся.
В том числе планируется расширить механизм инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ. Недавно его распространили на энергетическую инфраструктуру, а в планах – масштабировать облигации и на расселение ветхого и аварийного жилого фонда в рамках проектов КРТ.
Расселение собственников — одна из главных проблем комплексного развития территорий сегодня. Для застройщиков это очень затратная статья расходов, которая может достигать 30 процентов от общего бюджета проекта. Механизм инфраструктурных облигаций позволит привлекать средства инвесторов на подготовку площадки для КРТ со всей необходимой инфраструктурой, и в том числе использовать их для расселения ветхого и аварийного жилья.
Ещё одна проблема связана с большим количеством неэффективно используемых земель. Её обозначил заместитель руководителя Росимущества Алексей Павлов. «Мы проводим инвентаризацию по всей стране и выявили уже порядка 12 тысяч таких объектов», — отметил он.
Земельные участки десятилетиями стоят заброшенные, собственники никак их не эксплуатируют. Такие «ржавые пояса» могут вставать на пути социально значимых проектов, акцентировал руководитель группы компаний «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков.
В качестве решения он выдвинул предложение — увеличить земельный налог для собственников в десятки раз.
«Мы видим, что в регионах есть много земель, которые стоят «ржавыми поясами» — и в спальных микрорайонах, и центре города. Эти территории никак не развиваются — собственники уехали за границу. Одна из идей — совместно с муниципалитетами провести инвентаризацию этих земельных участков и поднять на них налоги раз в 50-100. Это пополнит бюджет и облегчит доступ застройщикам к земельному банку», — предложил Александр Гайдуков.
Блестящие проекты
В то же время участники отметили «совершенно блестящие проекты» КРТ на Дальнем Востоке. Один из них реализует в Хабаровске федеральный девелопер ПИК. Компания получила участок общей площадью 66,9 га в составе проекта «Северный парк». Общий градостроительный потенциал этой площадки составляет 624,5 тыс. кв. м жилья. И в ДОМ.РФ, и в Минстрое высоко оценивают работу хабаровских властей в рамках механизма КРТ.
Но есть и другие пример, когда этот инструмент не так эффективен. На проблему указал управляющий партнёр по сегменту «Регионы» ГК «ФСК» Алексей Алмазов.
«Мы реализуем проекты КРТ, мастер-планы, чтобы развивать городскую среду и улучшать качество жизни граждан. И мне кажется правильным изменить критерии предоставления земельных участков или аукционов по договорам КРТ, в том числе на федеральном уровне, и во главу угла поставить качество продукта и качество развития территорий, исходить из того, как конкретный проект поспособствует развитию города. Сегодня такого тщательного анализа мы не видим. Территории КРТ не имеют под собой детализации и проработки. В итоге выигрывает застройщик, который больше всего платит за земельный участок, и опять центр города превращается в спальный район. Я думаю, что нужно утвердить соответствующие критерии, тогда мы продвинемся дальше», — предложил Алексей Алмазов.
Как подчеркнул Никита Стасишин, финансирование комплексного развития территорий увеличится.
«Порядка 120 млрд рублей до 2030 года будут выделены на стимулирование механизма КРТ. Будут предусмотрены деньги по инфраструктурным бюджетным кредитам, расселению аварийного жилья, создание комфортной городской среды», — перечислил он.
Отметим, что механизм комплексного развития территорий появился в 2021 году. До этого у регионов не было полномочий по расселению ветхого и аварийного жилья. Закон о КРТ упростил процедуру и открыл новые возможности для комплексной застройки. Сегодня механизм КРТ работает в 48 регионах России.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Ленский клуб обсудил с академиком отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ)Дмитрием Михайловичем Наринским, почему для республики важно развитие именно малых городов, в чем сложности процесса для региона, а также как благоустройство территорий влияет на уровень жизни.
Финансирование якутских инициатив говорит об основательном подходе к развитию малых поселений на федеральном уровне. Долгое время благоустройству не уделялось внимание, и сейчас требуются значительные вложения, чтобы выйти на достойный уровень. Якутии выделяют столько средств, сколько необходимо для реализации презентованных инициатив. Нет смысла благоустраивать территорию наполовину. Только полностью законченный проект даст реальный эффект, иначе он быстро придет в негодность и будет вызывать раздражение. Поддержка региона говорит о том, что есть понимание важности начатой работе, которая должна иметь реальное финансирование.
Залогом успешной реализации проектов по развитию городской инфраструктуры в субъектах является федеральная поддержка. У всех регионов, а тем более муниципальных образований, недостаточно собственных средств для создания полноценной городской среды – слабые источники финансирования, и недостаточно правовых оснований для выделения необходимых бюджетов. Поэтому участие в конкурсных процедурах открывает дополнительные возможности для привлечения федерального финансирования. Но не менее важно, что сразу же определяются и целевые показатели - то есть деньги привязаны к реализации конкретного проекта.
Осложняют реализацию городских проектов в Якутии два основных фактора. Суровые климатические условия накладывают дополнительные требования и сложности для благоустройства. Второй фактор – это структура расселения, которая существует в Якутии. Большая доля населения живет непосредственно в малых городах, а расстояния между ними большие. Например, жители Московской области могут получить доступ к качественной инфраструктуре в Москве. А в Якутии, учитывая ее расстояния, роль малых городов важнее.
Ранее Глава Якутии Айсен Николаев отмечал, что «создание запаса прочности, надежного задела для улучшения условий жизни якутян – это задача, решение которой получило новое дыхание благодаря национальным проектам». По двум проектам — «Формирование комфортной городской среды» и «1000 дворов на Дальнем Востоке» в Якутии в прошлом году благоустроено более 170 дворовых и общественных территорий в 60 муниципалитетах.
Якутии удалось показать реальный результат, что способствует дальнейшему выделению федеральных средств регионы. Было охвачено большое количество муниципальных образований, проект обеспечил значительное покрытие территории республики. В этом широком охвате заложена сама по себе идея данной программы, чтобы жители значительной части территории страны почувствовали улучшение условий жизни и качества городской среды. Всегда перед собой можно ставить амбициозные цели, и по охватам достигнуты хорошие показатели.
При этом, сам по себе процесс развития городской среды призван решить проблему сокращения населения в малых городах. Городская среда потому и называется комфортной, в ней человеку приятно находится. Если ему комфортно находится в своем городе, то вероятность переезда в другое место снижается. Это касается не только Якутии и ДФО, но и всех регионов страны. У нас сложилась такая ситуация, что крупные мегаполисы, которые можно пересчитать пальцами одной руки, стягивают на себя население почти полстраны. Эту тенденцию надо переломить.
На Дальнем Востоке планируется реализовать проекты по созданию крупных всесезонных курортов. Тем не менее еще предстоит поиск инвесторов для строительства в рамках курортов новых объектов и развития необходимой инфраструктуры. Важным остается вопрос обеспечения безопасности туристов в условиях ожидаемого увеличения туристического потока. Средства господдержки из федерального бюджета направляются на создание новых объектов размещения.
В нескольких дальневосточных регионах должны быть построены крупные круглогодичные курортные зоны в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», входящего в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Курорты разместятся в Приморском крае, Бурятии и Иркутской области.
Курорт «Приморье» планируется разместить в Хасанском муниципальном округе[1] – в бухте Алеут (в 200 км к юго-западу от Владивостока). Территория в том числе будет охватывать Дальневосточный морской биосферный заповедник в заливе Петра Великого (единственный в России заповедник, площадь которого на 98% занимает акватория)[2], архипелаг Римского-Корсакова[3], остров Фуругельма (самый южный остров РФ, принадлежит Дальневосточному морскому заповеднику, остров является местом отдыха перелетных птиц, занесенных в Красную книгу России, также на нем гнездятся крупные колонии некоторых видов морских птиц[4]) и озеро Хасан.
На территории приморского курорта планируется построить аквапарк, банный и термальный комплексы, медицинский центр, парк развлечений, школу водных видов спорта, семь гостиниц и апартаменты (всего 3 800 номеров). Площадь курорта составит около 150 га, включая 1,5 км пляжной зоны. Ожидается, что курорт будут посещать порядка 500 тыс. туристов в год. Общий объем частных инвестиций оценивается в сумму порядка 37 млрд рублей. Затраты на электроснабжение (порядка 6 млрд рублей) планируется обеспечить за счет федерального бюджета. Краевой бюджет намерен взять на себя расходы на водоснабжение и дорожную инфраструктуру.
Возведение курорта поделено на три этапа. Первый этап намечен на 2024-27 гг., объем инвестиций составит около 7,7 млрд рублей, по его завершении должно быть сдано 750 номеров. На втором этапе, в 2026-29 гг. планируется сдать 1460 номеров и привлечь 11,7 млрд рублей инвестиций. Третий этап должен быть реализован в 2028-31 гг., объем инвестиций в него оценивается в 10,5 млрд рублей, должно быть построено 1590 номеров. Первых туристов курорт должен принять летом 2028 г. На текущем этапе ведутся работы по передаче земли под курорт, разрабатывается его мастер-план, градостроительная документация и финансовая модель.
Курорт «Волшебный Байкал» будет расположен на обоих берегах озера Байкал. В Иркутской области в него войдут город Байкальск (Слюдянский район) с ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и туристический кластер под Иркутском «Байкальская слобода» вблизи архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (на территории одноименного поселка в Иркутском районе). Общая площадь курортной зоны в Прибайкалье составит около 1,2 тыс. га с протяженностью береговой линии 7 км. Сумма бюджетных вложений оценивается в 25 млрд рублей, а частных инвестиций – в 54 млрд рублей. В целом на территории курорта планируется создать 5,4 тыс. номеров.
В том числе в Байкальске предполагается создать благоустроенную набережную, новые парки. В районе «Тальцов» запланировано открытие курорта на 3,5 тыс. номеров, всесезонного аквапарка, спа и термального комплекса, создание рыбацкой и ремесленной деревень, яхтенной марины полного цикла, лыжной трассы, велотрассы, экотропы, обустройство пляжной зоны и возведение конгресс-центра. В порту Байкал предстоит создать зимнюю стоянку для крупных судов и реконструировать причальные сооружения. Кроме того, предстоит реконструировать ведущие к Байкалу автотрассы – «Иркутск – Листвянка» и часть федеральной дороги Р-258 (от Иркутска до Байкальска). Объекты предполагается вводить в эксплуатацию поэтапно с 2027 г. по 2035 г. Стоит отметить, что пока власти не называли потенциальных инвесторов в реализацию проектов в рамках всесезонных курортов.
В целях улучшения условий для развития туризма губернатор Иркутской области И.Кобзев поручил областному правительству разработать комплексный план придорожного сервиса на востребованных у туристов территориях – с выделением санитарных зон и площадок для сбора мусора. Глава региона в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) также подписал соглашение о развитии в регионе автомобильного туризма с президентом общенациональной Ассоциации автомототуризма С.Лобаревым. Представители ассоциации намерены провести автоэкспедицию по Иркутской области для создания первого пилотного проекта «Национального автомобильного маршрута». Маршрут планируется сделать всесезонным.
В Бурятии курорт будет расположен на участках особой экономической зоны «Байкальская гавань» (Турка и Горячинск в Прибайкальском районе). Планируемые объекты включают термальные комплексы, клинику восточной медицины, бальнеологические и спа-центры.
На сегодняшний день ОЭЗ «Байкальская гавань» включает площадки «Турка», «Пески», «Горячинск», «Бухта Безымянная» и «Гора Бычья». На площадке «Бухта Безымянная» резидент «Космос Отель Байкал» (АФК «Система») намеревается построить пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс, включающий гостиницу, геотермальный спа, конгресс-холл, глэмпинг и банный комплекс. На участке «Пески» компания «Амар»[5] рассчитывает построить арт-парк с гостиницей, Центром эндемиков и юрточным городком, а компания «Молодость Байкал» - гостиничный и оздоровительный комплексы. Наконец, на участке «Турка» компания «Байкал Эрмитаж»[6] подготовила проект строительства пятизвездочного отеля с выставочным залом, медико-оздоровительным центром и яхт-клубом, а проект компании «Грин Флоу Байкал»[7] включает строительство отеля, оздоровительного комплекса и парковой зоны. Кроме того, компания «Путник Сибирь»[8] намерена возвести на участке отель с яхт-клубом и школой водных видов спорта.
В Приморском крае также предполагается увеличение номерного фонда отелей. Весной льготное кредитование на федеральном уровне было одобрено для четырех гостиничных проектов в Приморье – для реконструкции отеля «Арбат-Владивосток», строительства четырехзвездочного гостиничного комплекса в Некрасовском переулке, строительства гостиничного комплекса «Владивосток», а также строительства 28-этажного многофункционального комплекса с пятизвездочной гостиницей и офисно-деловым центром.
Между тем возведение первого этапа экспоцентра в Уссурийске (село Новоникольск) оценивается в 10 млрд рублей. Первый этап включает строительство выставочного комплекса, гостиницы на 300 номеров, физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 10 тыс. кв. м, международного научно-образовательного центра и бизнес-центра. При этом пока не уточняются инвесторы в проект.
Также продолжается создание инфраструктуры в рамках интегрированного развлекательного курорта «Приморье». АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в 2025 г. намерено закончить строительство газопровода от газовой распределительной станции (ГРС) «Артём» к курорту для обеспечения резидентов игорной зоны природным газом. Начало подачи газа намечено на 2026 г.
При этом в ИРК отменены планы по созданию гольф-клуба. Корпорации развития Приморского края (КРПК) в мае были возвращены пять земельных участков в бухте Муравьиная, где прежде компания «Владивосток Гольф и Резорт»[9] рассчитывала построить гольф-клуб. Договор субаренды инвестор заключил с КРПК в 2021 г. (до 2023 г.). За временное пользование землями компания недоплатила корпорации 8,4 млн рублей, также была начислена неустойка в размере 1,9 млн рублей. В указанный срок арендатор не подготовил проектно-сметную документацию, не получил разрешение на строительство и не приступил к возведению объекта.
Еще одним новым планируемым туристическим проектом Приморского края является создание сафари-парка с амурскими тиграми на острове Русский (на берегу бухты Новик). Под его территорию на острове отводится 13 га, на которых предполагается создать условия для наблюдения за хищниками в близкой к природной среде обитания. Ожидается, что сафари-парк «Амурский тигр» сможет принимать до 800 человек в день в летний период, а в зимний период – до 600 человек в день. Реализация первого этапа проекта оценивается в 400 млн рублей. На территории сафари-парка также предполагается построить ресторан и образовательный центр с лекторием и кинозалом. Управлять сафари-парком будет ООО «Уссурийский тигр» – дочерняя организация центра «Амурский тигр» (создан Русским географическим обществом), занимающегося изучением, сохранением и восстановлением популяции тигров в России.
Что касается реализации туристических проектов и создания необходимой инфраструктуры в северных регионах, то в Магадане запланировано строительство морского туристического центра на западном побережье бухты Нагаева в рамках инвестиционного проекта «Морской фасад бухты Нагаева» (застройщик – ООО «Порт Марина»[10]). В июне Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на документацию о его строительстве. Новое рекреационное пространство должно включать набережную, парковые зоны, туристическую инфраструктуру. В том числе проект предусматривает строительство причала для круизных судов, реконструкцию набережной. Ожидается, что пассажиропоток причала для круизных судов составит 11 680 человек в год.
В рамках дальневосточной субсидии Магаданская область получит финансирование для строительства подстанции и линии электропередачи, которая присоединит поселок Талая (Хасынский район, на склоне Колымского хребта), где расположен одноименный бальнеологический курорт, к централизованной системе энергоснабжения. В настоящее время проводятся работы по реновации курорта, после чего он должен принимать до 7 тыс. посетителей в год. Ранее работа санатория обеспечивалось при помощи дизель-генераторов.
В Якутии разрабатывается проект обустройства круглогодичной автодороги до туристической базы «Ленские столбы» (парк «Ленские столбы» является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО) - региональной автодороги «Умнас» в направлении «Тит-Ары – Тумул – Батамай» на территории Хангаласского района. В настоящее время до турбазы можно добраться только по автозимнику. Работы планируется завершить в 2027 г.
Тем временем в конце текущего года в Якутске планируется открыть Арктический центр эпоса и искусств на берегу озера Сайсары[11]. Площадь комплекса составит 33 тыс. кв. м. В нем разместятся Государственная филармония, Театр Олонхо и Академический театр Саха. Общая вместимость залов должна превысить 1,5 тыс. мест. В том числе на территории комплекса будут расположены выставочная зона, большой и малый репетиционные залы, студия звукозаписи, кафе и ресторан. Строительство ведет федеральная группа «ВИС» И.Снегурова, также занимающаяся проектом Ленского моста.
В Камчатском крае планируется обустроить Кеткинское месторождение в целях поставки термальной воды для бальнеологических нужд рекреационного комплекса «Зеленовские озерки» (Елизовский район). Работы будет вести компания «Тепло земли» (принадлежит Минимущества Камчатского края). В настоящее время власти Камчатки и инвестор ведут работу по подготовке договора. Кроме того, новый резидент ТОР «Камчатка» компания «Перекресток» намерена построить на территории комплекса «Зеленовские озерки» базу отдыха. Объем инвестиций в проект оценивается в 1 млрд рублей. Сдача объекта намечена на 2028 г. На территории в 12 га предполагается построить 59 гостевых домов с мини-бассейнами с термальной водой и четырехзвездочную гостиницу на 50 номеров, а также ресторан, аква-зону, детскую и спортивную площадки, парковую зону.
Осуществляется реконструкция исторических объектов, которые планируется включать в региональные туристические маршруты. Так, на Сахалине весной начались работы по восстановлению маяка Анива с сохранением первоначального облика (маяк не эксплуатируется с 2006 г.). Маяк выстой 31 м был построен в 1939 г., после чего ни разу не ремонтировался. Маяк должен стать туристическим объектом с экспозициями, расположенными во внутренних помещениях. Работы планируется завершить к концу текущего года. Ранее маяк был передан в региональную собственность Министерством обороны РФ.
Следует отметить, что актуальными остаются вопросы обеспечения безопасности туристов, в первую очередь, тех, кто приобретает туры с посещением природных достопримечательностей в отдаленных районах, экстремальные туры. В частности, в конце марта на Камчатке погибли двое туристов, находившихся в составе группы из 11 человек, которую накрыла лавина в районе Красноармейского перевала. У туристов отсутствовало при себе специализированное лавинное оборудование, облегчающее поиск. Губернатор Камчатского края В.Солодов предложил вводить меры финансовой ответственности для туристов, не предпринимающих необходимые меры предосторожности.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Граничит с КНР и КНДР.
[2] Место обитания более 5 тыс. видов растений и животных.
[3] Состоит из шести крупных островов и десятка мелких островков и скал. На архипелаге расположено самое крупное в заливе Петра Великого лежбище дальневосточных нерп.
[4] На острове расположены наиболее крупные из известных в мире колоний японского баклана и чернохвостой чайки.
[5] Учредители – ООО ИК «Верхняя Ангара» Н.Буйнова и сам бизнесмен Н.Буйнов.
[6] Учредитель – И.Бабаева.
[7] Владелец – А.Тертычный.
[8] Учредитель – К.Серебренников.
[9] 75% в компании принадлежит южнокорейскому предпринимателю Джонг Иль Су.
[10] Учредители – Корпорация развития Магаданской области и ООО «Маг-Си Интернешнл» известного магаданского бизнесмена М.Котова.
[11] Озеро расположено в южной части Якутска, считается сакральным местом народа саха.
Продолжаются работы по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба на фоне конкуренции грузоотправителей за провозные мощности в восточном направлении. В макрорегионе предполагается реализовать ряд крупных портовых проектов, в том числе связанных с развитием движения по Северному морскому пути. Модернизация аэропортовой инфраструктуры остается одной из основных задач в отрасли. Кроме того, предстоит обновление инфраструктуры пограничных переходов.
Пути железной дороги
Увеличение пропускной способности железных дорог в восточном направлении является одним из основных логистических проектов в условиях дефицита провозных мощностей. Правительство в апреле утвердило запуск третьего этапа инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Стоимость строительства оценивается в более чем 3,7 трлн рублей. График работ разработан на период до 2035 г. Он предполагает расширение провозной способности магистралей до 270 млн тонн в несколько этапов: до 180 млн тонн к концу 2024 г., до 210 млн тонн до 2030 г. и до 270 млн тонн к концу 2032 г. Напомним, что по итогам 2023 г. провозная способность достигла 173 млн тонн.
Строительство будет осуществляться на 24 участках в пределах Транссиба (12 участков) и БАМа (10 участков). Магистрали должны быть соединены двумя железнодорожными линиями («Комсомольск-Сортировочный (Хабаровский край) – Волочаевка» (Еврейская АО) и «Тында – Бамовская» (Амурская область)). Проект предусматривает строительство тоннелей-дублеров – Северомуйского (Бурятия), Кодарского (Забайкальский край), Кузнецовского (Хабаровский край), а также возведение моста через Амур в Хабаровском крае (Комсомольск-на-Амуре) и строительство сплошных вторых путей на БАМе, в том числе новых путей вокруг крупных узлов – Новая Чара (Забайкальский край), Таксимо (Бурятия), Лена (Иркутская область)[1]. Предварительная стоимость проектирования и строительства тоннелей и мостов оценивается в 498,8 млрд рублей, работы будет вести ГК «Бамтоннельстрой-Мост» Р.Байсарова.
В начале апреля ОАО «РЖД» подписало договоры генподряда с компанией «Бамтоннельстрой-Мост» на строительство трех тоннелей и моста через Амур. Завершение строительства Кодарского тоннеля намечено на конец 2030 г., строительство вторых Северомуйского и Кузнецовского тоннелей, моста через Амур предполагается завершить до конца 2032 г. Финансирование проекта будет осуществляться на основе EPCF-контракта. Его условия предполагают, что «РЖД» рассчитаются с подрядчиком в течение десяти лет после сдачи объектов в эксплуатацию.
Вторые Северомуйский и Кодарский тоннели должны быть возведены на БАМе на участке от Тайшета (Иркутская область) до Тынды (Амурская область). Общая стоимость объектов на данном участке оценивается в 1,1 трлн рублей. Кузнецовский тоннель и мост через Амур будут построены на участке от Тынды до Ванино (Хабаровский край). Строительство на нем в целом оценивается в 1,58 трлн рублей. На Транссиб в утвержденном паспорте третьего этапа расширения Восточного полигона приходится 613 млрд рублей. В том числе предусмотрены мероприятия, на которых ранее настаивали грузоотправители – строительство обхода Хабаровска, развитие Находкинского узла («Восточный – Находка»), строительство обхода участка «Смоляниново – Находка» в Приморском крае, расширение мощности участка «Комсомольск – Волочаевка» со строительством 288,4 км второго пути.
Стоит отметить, что в феврале «Бамтоннельстрой-Мост» на БАМе завершил проходку нового Дуссе-Алиньского тоннеля протяженностью 1 824 м (Верхнебуреинский район Хабаровского края, участок «Ургал – Комсомольск-Сортировочный», пересекает хребет Дуссе-Алинь). Новый Дуссе-Алиньский тоннель строится параллельно действующему (построен в 1982 г.). Строительство направлено на увеличение пропускной способности данного отрезка пути до 25 пар поездов в сутки (с 16-17 пар при старом тоннеле).
Ограниченная провозная способность Восточного полигона влияет на поставки угля в восточном направлении. В феврале текущего года президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области (регионы, обладающие квотами на вывоз угля в приоритетном порядке) в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в данных соглашениях, провозятся на восток по железной дороге прежде большинства других грузов.
Квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн на Хакасию – 6,1 млн тонн, на Туву – 0,4 млн тонн. При этом вывоз по квотам с Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В 2024 г. из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
При этом известно, что из-за загруженности железной дороги в направлении Ванинско-Совгаванского узла[2] угледобывающая компания «Колмар» в середине марта (с 12 марта) приостановила работу двух обогатительных фабрик в Якутии и снизила загрузку третьей фабрики до 50% в связи с переизбытком угля на складах (около 1 млн тонн угля). В апреле компания планировала вывезти 573 тыс. тонн твердого топлива, но ОАО «РЖД» согласовало отгрузку только 428 тыс. тонн.
В то время как введение импортной пошлины на уголь в Китае привело к сокращению перевалки твердого топлива в дальневосточных портах[3], рост поставок в первом квартале года все еще фиксировался на дальневосточных железнодорожных пограничных переходах. Так, по итогам января-марта объем перевозки угля через пограничные переходы на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) составил 2 715 тыс. тонн. В том числе, через пограничный переход «Гродеково – Суйфэньхэ» в Приморском крае экспортировано 894 тыс. тонн угля, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Через пограничный переход «Камышовая – Хуньчунь» в Амурской области на экспорт направлено 957 тыс. тонн, что почти в 1,7 раза превысило показатель первого квартала прошлого года. Через мостовой железнодорожный пограничный переход «Нижнеленинское – Тунцзян» в Еврейской АО поставки выросли в 2,5 раза, до 862 тыс. тонн угля.
Между тем Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС, объединяет железнодорожных перевозчиков скоропортящейся продукции) сообщает о сложностях транспортировки рефрижераторных контейнеров с продуктами в дальневосточном направлении. Большую часть (95%) перевозимых членами Ассоциации грузов составляют базовые продукты питания (в том числе мясо, рыба, фрукты и овощи). Динамика цен на данную продукцию отслеживается властями. Согласно правилам временной очередности перевозок грузов на сети «РЖД» такие товары должны относиться к грузам с высоким приоритетом.
В АСОПРС признают, что ОАО «РЖД» согласовывает заявки на перевозку продуктов питания почти в полном объеме, но при этом фактическая отправка рефконтейнеров и рефвагонов в значительной степени затруднена. Затраты на поддержание температурного режима ложатся на грузоотправителя. В АСОРПС отмечают, что при перевозке рефконтейнеров контейнерными поездами требуется наряд-заказ, который не описывает содержимое, в результате чего скоропортящиеся продукты все же объединяют с генеральными грузами, не давая им положенного приоритета. В АСОРПС просят правительство нормализовать ситуацию с выдачей наряд-заказов и повагонными отправками.
Медленный подсыл груженых контейнеров на Дальний Восток становится причиной дефицита рефконтейнеров и рефвагонов для вывоза рыбы из дальневосточных регионов, что в свою очередь ведет к росту стоимости рыбной продукции для потребителя. В апреле АСОРПС предлагала включить все рефрижераторные грузы в категорию приоритета 6.2 (перевозки социально значимых грузов по согласованному правительством перечню) без разбивки на коды, а также давать приоритет поездам из рефконтейнеров относительно обычных контейнерных поездов.
По данным «РЖД», за январь-апрель 2024 г. было перевезено 36,5 тыс. TEU рефконтейнеров, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2023 г. При этом фиксируется рост перевозок на Восточный полигон – на 10%, до 12,8 тыс. TEU рефконтейнеров. В «РЖД» заявляют, что принимают к перевозке в восточном направлении максимально возможные объемы скоропортящихся грузов в контейнерах, при этом такие перевозки находятся на особом контроле.
Портовое хоязяйство
На Дальнем Востоке планируется реализация новых портовых проектов – направленных на перевалку угольных грузов, грузов, перевозимых по Северному морскому пути. Председатель совета директоров группы компаний «Дело» С.Шишкарев намеревается приобрести порт Корсаков в Сахалинской области (через принадлежащее ему ООО «Логин Дело»). В дальнейшем актив может быть передан ГК «Дело». При этом партнер ГК «Дело», «Росатом», по словам С.Шишкарева, предпочитает избегать рисков, связанных с обязательствами по развитию порта Корсаков. По этой причине планируется, что порт может быть приобретен компанией, полностью принадлежащей С.Шишкареву. ООО «Логин Дело», по словам С.Шишкарева, было создано для развития проектов, попадающих под санкционные риски, и проектов, сложных для согласования в рамках ГК «Дело», из-за вопросов окупаемости. Напомним, что Корсаков является базовым портом для «Сахалинского морского пароходства» (SASCO), которое в 2022 г. стало частью ГК «Дело»[4].
Корсаков принимает до 80% грузов региона. На сегодняшний день грузооборот порта составляет 2 млн тонн в год, но к 2030 г. его планируется увеличить до 4 млн тонн в год. С.Шишкарев рассчитывает также на создание транспортного логистического центра Северного морского пути на Сахалине, вместо варианта создания его в рамках Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) группы FESCO.
Работы по модернизации порта Корсаков[5] должны начаться в текущем году, они предусматривают обновление гидротехнических сооружений терминала для рыбопромыслового флота, углубление подходного канала для возможности захода крупнотоннажных судов, строительство рыбопромышленных объектов по переработке, хранению и отгрузке рыбной продукции.
Осенью прошлого года Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на первую очередь реконструкции объектов портовой инфраструктуры Корсакова в рамках создания логистического технопарка Сахалинской области. Первая очередь предполагает реконструкцию четырех причалов Южного погрузочного района[6] (их суммарная протяженность составляет 521 м), строительство волнозащитного мола длиной 411 м для защиты причальной линии. На данные цели из федерального бюджета в 2024-27 гг. будет выделено 32,6 млрд рублей[7]. Первый этап реконструкции порта Корсаков должен завершиться в 2025 г., второй этап – в 2027 г.
Тем временем компания «Гидрострой» А.Верховского намерена в текущем году приступить к строительству в порту завода по глубокой переработке рыбы мощностью до 100 тыс. тонн готовой продукции в год. Кроме того, в текущем году в Корсакове предполагается начать строительство верфи композитного судостроения[8] (инициатор проекта – композитный дивизион госкорпорации «Росатом», «Юматекс»). Объем инвестиций в проект оценивается в 7 млрд рублей. Предприятие должно начать выпуск продукции в 2025 г., выйдя на проектную мощность в 2028 г. (выпуск до 50 судов в год).
Важным для дальнейшего развития гавани является включение Корсакова в число портов, субсидируемых для судозаходов в рамках каботажных рейсов по Северному морскому пути. Прежде из дальневосточных портов в число таких гаваней входили Петропавловск-Камчатский, Магадан, Восточный, Находка и Владивосток. Механизм субсидирования предусматривает компенсацию компаниям-перевозчикам недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты. Механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по СМП был введен постановлением правительства[9] в марте 2022 г. Ежегодно на данные цели из федерального бюджета выделяется по 560 млн рублей. Пилотный рейс по СМП из Архангельска на Дальний Восток[10] запланирован на июль – август текущего года. Заход в Корсаков ожидается 10 августа.
Проект развития угольного терминала «Морской порт «Суходол»[11] в Приморском крае (территория порта Владивосток, Шкотовский район), предполагающий перевалку 12 млн тонн угля (234 судозахода в год) с возможным увеличением до 20 млн тонн в перспективе, получит федеральные средства в рамках инфраструктурной субсидии. К 2025 г. в бухте Суходол планируется построить глубоководный контейнерный терминал мощностью 3 млн TEU (второй этап проекта), а к 2027 г. – терминал зерновых грузов (третий этап проекта). Общий грузооборот порта должен превысить 70 млн тонн. В настоящее время «Суходол» работает в режиме угольного терминала – первая отгрузка угля в режиме пуско-наладочных работ произведена в ноябре прошлого года, круглосуточный грузопассажирский терминал работает с апреля текущего года.
Следует отметить, что по итогам первого квартала 2024 г. грузооборот морских портов Дальнего Востока сократился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 54,3 млн тонн. За январь-март объем перевалки сухих грузов в дальневосточных портах составил 33,7 млн тонн, снизившись на 9%, в то время как перевалка наливных грузов достигла 20,6 млн тонн, увеличившись на 2,8%. Грузооборот порта Восточный в январе-марте сократился на 4,5%, до 21,8 млн тонн. В Ванино грузооборот снизился на 29,1%, до 6,4 млн тонн. Рост грузооборота продемонстрировали порты Владивосток (на 9,9%, до 8,9 млн тонн), Находка (на 0,7%, до 7,1 млн тонн) и Пригородное (на 1,6%, до 3,7 млн тонн).
В январе-апреле 2024 г. грузооборот портов Дальневосточного бассейна вновь демонстрировал спад - на 3,2% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 75,1 млн тонн. В том числе объем перевалки сухих грузов снизился на 5,8%, составив 47,7 млн тонн, а перевалка наливных грузов выросла на 1,6%, до 27,4 млн тонн. На 2,5% сократился грузооборот порта Восточный (до 29,3 млн тонн), на 24,4% - порта Ванино (до 9,2 млн тонн), на 1,2% - порта Пригородное (до 4,8 млн тонн). Рост перевалки продемонстрировали порты Владивосток (на 11,8%, до 12,3 млн тонн), Находка (на 1,3%, до 9,6 млн тонн).
На спад перевалки сухих грузов повлияло в значительной мере сокращение перевалки угля. В январе-феврале наблюдалась задержка поставок дальневосточного угля в страны Азии – она достигала одного месяца из-за проблем с доставкой угольных грузов в порты по железной дороге после введения импортной пошлины на уголь в Китае. Импортная пошлина увеличила дисконт на российский уголь, а также сделала нерентабельными его поставки по более протяженным маршрутам (через порты Юга и Северо-Запада).
В крупных городах макрорегиона осуществляется работа по модернизации аэропортовой инфраструктуры. Готовность нового терминала международных воздушных линий в аэропорту Хабаровска в марте текущего года достигла 65%. Ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г., все строительные работы должны завершиться в декабре текущего года (генеральный подрядчик – московское ООО «Ди Би Си Консультантс»[12]).
Пропускная способность нового терминала должна составить 600 пассажиров в час и около 1 млн пассажиров в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 6,1 млрд рублей (в том числе 3 млрд рублей составляет финансовая поддержка ВЭБ.РФ, 2,2 млрд рублей – средства АО «Хабаровский аэропорт», 800 млн рублей – средства федерального бюджета). Работы ведутся с осени 2021 г. Изначально завершение было намечено на второй квартал 2023 г., перенос сроков подрядчик объяснял пандемией и удорожанием из-за введения санкций (изначально объект оценивался в 5,2 млрд рублей). В 2023 г. пассажиропоток хабаровского аэропорта составил 2,3 млн человек, увеличившись на 17% относительно 2022 г.
Помимо того, власти региона в апреле также просили перенести на более ранние сроки финансирование реконструкции двух аэродромов – Херпучи (район им. Полины Осипенко) и Аян (Аяно-Майский район). В федеральной программе предусмотрено финансирование в 2028-30 гг. в размере около 3 млрд рублей.
Проект развития международного аэропорта Благовещенск (Игнатьево) в апреле был одобрен для финансирования за счет средств госкорпорации ВЭБ.РФ (ООО «АБС Благовещенск» - СП УК «Аэропорты регионов» и холдинга «Новапорт»). Общая площадь нового аэровокзального комплекса в Благовещенске должна превысить 25 тыс. кв. м, пропускная способность - не менее 600 пассажиров в час на внутренних воздушных линиях и 400 пассажиров в час – на международных. Объем финансирования ВЭБ.РФ составит 12,1 млрд рублей. По итогам 2023 г. международный аэропорт Благовещенск увеличил пассажиропоток на 8,5% по сравнению с 2022 г., до 914 тыс. человек.
В Улан-Удэ ведется строительство (с 2022 г.) нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий[13] международного аэропорта «Байкал»[14]. Общая площадь нового терминала должна составить 6,6 тыс. кв. м, планируемая пропускная способность внутренних рейсов аэровокзала – 1 млн пассажиров в год (600 пассажиров в час). Завершение строительства терминала намечено на сентябрь текущего года. Подрядчиком является московское ООО «Спектрум-Холдинг» (ГК «Спектрум»[15]). В прошлом году в аэропорту пассажиропоток составил более 715 тыс. человек, увеличившись на 13,8% относительно 2022 г.
Завершается строительство нового пассажирского терминала аэропорта Петропавловск-Камчатский площадью более 50 тыс. кв. м. Его пропускная способность должна составить 1 145 пассажиров в час. В конце апреля общая строительная готовность объекта составила 75%. Ввод терминала в эксплуатацию намечен на конец текущего года. В 2023 г. аэропорт обслужил более 900 тыс. пассажиров (рост на 8% относительно 2022 г.).
Также более чем на 80% завершено строительство[16] взлетно-посадочной полосы протяженностью 3,4 км в международном аэропорту Южно-Сахалинск. Новая полоса позволит принимать все типы воздушных судов, она на 15 м шире существующей (ширина составит 60 м). В мае на ВПП было завершено оснащение радиолокационным оборудованием. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2025 г. По итогам 2023 г. аэропорт Южно-Сахалинска обслужил свыше 1,4 млн человек, что на 12% больше, чем годом ранее.
Автодорожная карта
В сфере дорожного строительства вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в апреле поручил Минфину и Минэкономразвития разработать критерии конкурентного отбора для частных инвесторов, готовых на условиях концессии участвовать в строительстве автодороги «Владивосток – Находка – порт Восточный» в Приморском крае. Автомобильная дорога протяженностью 146 км является частью международного транспортного коридора «Приморье-1»[17]. Напомним, что первый участок дороги протяженностью 18 км (обход Артёма) был открыт в августе 2016 г. В настоящее время продолжаются работы на участке от 18-го до 43-го км (до города Большой Камень).
Конкурсы на строительство первого и второго участков автодороги в 2013 г. и в 2016 г. выиграло ООО «Трансстроймеханизация» (дочерняя компания ОАО «Мостотрест», подконтрольного А.Ротенбергу)[18]. В соответствии с условиями контракта, строительные работы по второму участку должны были завершиться в декабре 2020 г., но сроки затянулись. Кроме того, в 2019 г. стоимость проекта выросла с 20,67 млрд рублей до 34,87 млрд рублей.
Дальнейший этап строительства дороги (около 100 км) предполагает еще шесть участков дороги (средней протяженностью 20 км), в том числе строительство участков в обход Большого Камня, в обход Фокино, подъезда к Находке и к порту Восточный, а также реконструкцию участков существующей дороги. Счетная палата РФ ранее (в 2022 г.) выражала сомнения в целесообразности продолжения строительства дороги с 43 км по 146 км, указывая на сложности рельефа (угроза оползней, необходимость возведения мостов через 112 рек, ручьев и протоков) и высокой стоимости. В СП тогда подсчитали, что средняя стоимость строительства 1 км участка дороги может обойтись в сумму около 3 млрд рублей. В качестве альтернативы в СП предлагали реконструировать действующую трассу «Артём – Находка – порт Восточный» (А-188).
Также предполагается продолжать реконструкцию пограничной инфраструктуры на российско-китайской границе. В текущем году планируется завершить реконструкцию автомобильного пункта пропуска «Марково – Хулинь» на границе РФ и КНР в Приморском крае (Лесозаводский городской округ, закрыт на реконструкцию в 2020 г.). Эксплуатация пограничного перехода должна начаться в 2025 г. В феврале строительная готовность перехода достигла 34%. После завершения работ его пропускная способность должна составить 150 транспортных средств в сутки (130 грузовых и 20 пассажирских автомобилей), что в шесть раз превысит показатель до реконструкции.
В частности, количество полос движения на переходе увеличится с четырех до восьми, из которых четыре полосы будут предназначены для грузового транспорта, две – для автобусов, также будут действовать две резервные полосы. После запуска обновленный переход будет работать ежедневно (ранее работал пять дней в неделю).
До 2026 г. планируется реконструировать автомобильный погранпереход «Турий Рог – Мишань» в Ханкайском муниципальном округе Приморского края. Проект его реконструкции готов, но работы не начинались. В настоящее время пункт пропуска продолжает действовать.
В марте возобновилось прерванное в августе 2023 г. пассажирское сообщение через автомобильный пункт пропуска «Полтавка – Дуннин» в Приморском крае (Октябрьский муниципальный округ). Во время летнего паводка в прошлом году пункт получил значительные повреждения, для устранения которых работа пункта была приостановлена. Грузовое сообщение на переходе возобновлено в декабре 2023 г.
В апреле президент РФ В.Путин поручил Минтрансу РФ в 2025 г. обеспечить завершение реконструкции еще двух автомобильных пограничных переходов в Приморском крае – Пограничный и Краскино. Монтажно-строительные работы на переходе Краскино (Хасанский муниципальный округ) продлятся до конца текущего года. По завершении модернизации он должен пропускать до 275 тыс. автомобилей в год, что в 9,5 раз превышает прежние показатели.
Завершение работ на пункте Пограничный (Пограничный муниципальный округ) также намечено на 2024 г. Обновленный переход сможет обеспечить пропуск в сутки до 1,3 тыс. транспортных средств (рост в 9 раз) и до 13,8 тыс. человек (рост в 5,5 раз). Строительная готовность пункта Краскино в апреле оценивалась в 41%, а Пограничного – в 34%. До конца года по поручению президента должны быть переданы в федеральную собственность ведущие к переходам автодороги. Их ремонт оценивается в 26 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Начальник ВСЖД В.Владимиров сообщал в начале текущего года о намерении разместить двухпутные разъезды от станции Лена до станции Таксимо.
[2] Там расположен собственный порт «Колмара» АО «ВаниноТрансУголь».
[3] Перевалка сухих грузов, включая уголь, в первом квартале в дальневосточных портах снизилась на 9%, до 33,7 млн тонн.
[4] 58,5% SASCO находится у «Трансконтейнера» (на 100% принадлежит группе «Дело»). «Росатому» принадлежит 49% группы «Дело».
[5] В рамках данного проекта планируется консолидировать акции АО «Корсаковский морской торговый порт» под управлением Корпорации развития Сахалинской области.
[6] Являются частью производственного комплекса по перевалке генеральных грузов, рыбной продукции и водных биоресурсов.
[7] Застройщиком выступает ФГУП «Росморпорт».
[8] Предприятие должно производить суда с корпусами из композитных материалов – моторные и парусные прогулочные катамараны, скоростные катера, пассажирские и туристические катамараны, рассчитанные на 50-150 человек, рыболовные суда.
[9] Постановление №397 от 18 марта 2022 г.
[10] «Архангельск – Сабетта – Корсаков – Восточный Порт – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск».
[11] Владельцы – акционеры кемеровского холдинга «СДС» В.Гридин и М.Федяев (по 25,1%), «РЖД-Инвестиционные проекты» (25%), «Центр развития портовой инфраструктуры» (24,79%).
[12] Учредители – Д.Абреу, С.Блайт, А.Гулак, Е.Блайт.
[13] Планируется, что после запуска нового терминала существующее здание аэропорта будет принимать международные рейсы.
[14] Аэропортом управляет ООО «Аэропорт Байкал» («Новапорт»).
[15] Постоянный подрядчик УК «Аэропорты регионов».
[16] Подрядчик – московское ООО «Региональная строительная компания».
[17] Трасса должна связать между собой три крупных порта – Владивосток, Находку и Восточный, южные районы Приморского края, обеспечить выход на федеральную автомобильную дорогу А-370 «Уссури» («Хабаровск – Владивосток») на 734-м км в районе поселка Угловое.
[18] С 2020 г. «Трансстроймеханизация» стала частью группы компаний «Нацпроектстрой» А.Ротенберга и ВЭБ.РФ.
На Дальнем Востоке предполагается развивать строительство арендного жилья и расширять действие программы дальневосточной ипотеки, включая в нее новые льготные категории. Между тем власти регионов рассчитывают на федеральную поддержку в возведении крупных социальных объектов. В некоторых из проектов примут участие частные инвесторы. Планируется ускорить процесс газификации регионов.
В Дальневосточном ФО в январе текущего года почти во всех регионах сохранялся рост потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2023 г., Таблица 1). Исключением стала Магаданская область (99,9%). Тем не менее рост цен превысил среднероссийский показатель (+0,9%) только в Бурятии (+1,3%).
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в декабре прошлого года продолжался рост среднемесячной заработной платы (к декабрю 2022 г., Таблица 2). В трех регионах темпы роста опередили среднероссийские (+16,6%) – в Забайкальском крае (+22,3%), Еврейской АО (+18,9%) и Камчатском крае (+18%). В то же время наиболее низкие показатели прироста зафиксированы в Якутии (+11,4%) и Чукотском АО (+11,9%). Наиболее высокий уровень безработицы характерен для Забайкалья, Якутии и Бурятии (Таблица 3). Уровень безработицы менее 2% наблюдается в Камчатском крае и Амурской области.
Обеспечение доступности жилья является одной из основных мер поддержки, направленной на борьбу с оттоком населения и сохранение кадров на местах в макрорегионе. В этой связи продолжается возведение в регионах арендного жилья. Напомним, что Минвостокразвития и Единым институтом развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» был разработан механизм реализации программы «Доступное арендное жилье в ДФО». «ДОМ.РФ» будет приобретать арендные квартиры у застройщиков по договорам долевого участия.
В частности, в Якутске зимой завершилось строительство пятиэтажного дома с арендными квартирами в микрорайоне Марха. Арендная плата за квартиру площадью 51 кв. м составит около 11 тыс. рублей в месяц при среднерыночной ставке в городе 45 тыс. рублей в месяц за ту же площадь. Всего в бюджете республики на 2024-26 гг. предусмотрено около 170 млн рублей на реализацию данной программы. До 2026 г. в республике намерены ввести 850 арендных квартир в Якутске, Нерюнгри, Алдане и Мирном.
В Чукотском АО планируется построить 366 квартир по программе арендного жилья в Анадыре и Угольных Копях. К концу прошлого года к заселению были готовы 40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре. Арендная плата за квартиру площадью 59 кв. м составляет примерно 15 тыс. рублей в месяц (рыночная ставка – около 46 тыс. рублей).
Между тем около 100,5 тыс. семей на Дальнем Востоке и в Арктике приобрели к настоящему времени жилье в рамках программы «Дальневосточная и арктическая ипотека». Чаще ипотечные кредиты с господдержкой в ДФО оформляли в Приморском крае (26,5 тыс. кредитов), Якутии (21,8 тыс. кредитов), Хабаровском крае (13,2 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 62% всех выдаваемых на Дальнем Востоке льготных дальневосточных жилищных кредитов.
В конце 2023 г. правительство изменило правила выдачи льготной ипотеки на Дальнем Востоке и в Арктике. В программе сохранены процентная ставка в 2% годовых и ниже и размер первоначального взноса в 20%. При этом максимальная сумма кредита была увеличена с 6 млн до 9 млн рублей для желающих приобрести жилье в новостройке площадью свыше 60 кв. м, или построить собственный дом. Кроме того, рассматривается возможность очередного расширения списка участников программы. Ее предполагается распространить на учителей частных школ и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с образованием. Соответствующее поручение дал в феврале президент РФ В.Путин. В настоящее время программа распространяется на учителей и преподавателей государственных образовательных учреждений и врачей государственных медицинских учреждений, проработавших в ДФО не менее пяти лет. В феврале В.Путиным было также поручено включить в число получателей льготной ипотеки на Дальнем Востоке военнослужащих-участников СВО (без ограничений по возрасту и семейному положению) и членов их семей (в случае гибели военного).
У отдельных проектов в медицинской сфере в регионах появляются крупные инвесторы. Так, частично подконтрольный «Росатому» медицинский холдинг «Медскан»[1] намерен принять участие в создании медицинского кластера в Южно-Сахалинске. В феврале власти региона подписали соглашение о сотрудничестве в части открытия в Южно-Сахалинске семиэтажного медицинского центра с поликлиникой и стационаром на 40 коек. Ожидается, что он станет частью Тихоокеанского медицинского кластера, в рамках которого областные власти также рассчитывают развивать санаторно-курортное и рекреационное направления. Центр должен начать работу летом. Ранее «Медскан» не работал на Дальнем Востоке. В Иркутске «Русатом Хэлскеа» строит центр ядерной медицины для Восточно-Сибирского онкологического центра.
Между тем власти Якутии в марте обратились к президенту РФ В.Путину с просьбой выделить финансирование из федерального бюджета на строительство республиканской инфекционной клинической больницы. Проектно-сметная документация объекта к настоящему времени разработана и уже прошла федеральную экспертизу. Пока в Якутске отсутствует специализированное здание под инфекционную больницу, а действующее инфекционное отделение региона работает в приспособленном здании в структуре Якутской республиканской клинической больницы.
Что касается финансирования крупных объектов в сфере образования, то Газпромбанк в феврале открыл финансирование строительства кампуса Сахалинского государственного университета (СахГУ) в Южно-Сахалинске – «СахалинTech» (включает научно-образовательный центр и студенческий городок). Концессионером проекта выступает инвестиционно-строительная группа «К1»[2]. Совокупные капитальные затраты по проекту оцениваются в 26,1 млрд рублей, из них 16 млрд рублей выделит Газпромбанк. Ожидается, что кампус будет включать учебно-образовательный и научно-лабораторный блоки, несколько корпусов общежитий, библиотеку, конгресс-холл и общественно-деловые пространства на площади 112 тыс. кв. м. Вместимость студенческого городка составит 1,5 тыс. мест. Строительство ведется в рамках национального проекта «Наука и университеты», завершение стройки намечено на 2026 г.
Федеральное правительство рассчитывает развивать программу социальной газификации. Президент В.Путин в обращении к Федеральному Собранию отметил, что в приоритетные планы по газификации входит обеспечение Якутии, Бурятии, Хабаровского, Приморского, Забайкальского краев, Амурской области, Еврейской АО.
Жителям отдаленных регионов, использующим уголь и дрова для отопления, где невозможно проведение газификации, предполагается выделить субсидию на приобретение современного экологически чистого оборудования российского производства. На данную меру планируется направить дополнительно около 32 млрд рублей. Стоит отметить, что в 2024 г. на подключение домов льготных категорий граждан к газовым сетям из федерального бюджета дополнительно будет направлен 1 млрд рублей.
Тем временем в Приморском крае в марте завершилось строительство газопровода для подключения к природному газу трех новых газовых котельных в Надеждинском районе (Вольно-Надеждинское). Напомним, что в этом районе планируется масштабное жилищное строительство в рамках проекта города-спутника Владивостока. Средства на прокладку газопровода выделены из краевого бюджета. В целом КГУП «Примтеплоэнерго» (принадлежит Приморскому краю) планирует перевести на газ 18 котельных в Находкинском, Владивостокском, Дальнереченском, Артемовском городских округах и Спасске-Дальнем, в результате чего будет выведено из эксплуатации 29 мазутных котельных.
В рамках осуществления северного завоза в отдаленные регионы Минвостокразвития РФ намерено с 2025 г. приступить к оцифровке всех данных о северном завозе. Данные будут объединены в единую информационную систему – федеральную государственную информационную систему мониторинга северного завоза (ФГИС северного завоза), основными функциями которой являются оцифровка и объединение всех задач северного завоза по принципу единого окна.
Ожидается, что единая система позволит построить оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты доставки важных товаров, сделает прозрачным ценообразование для дальнейшего контроля субсидий и обеспечит специальную маркировку грузов северного завоза, а также позволит автоматизировать сбор статистической информации. В ФГИС планируется создать систему предиктивных уведомлений и трекинга (отслеживания) грузов. В марте правительство утвердило постановление о ее создании.
Новый электронный ресурс будет интегрирован с единой информационной системой в сфере закупок, государственной информационной системой электронных перевозочных документов, единой системой мониторинга перевалки грузов в морских портах, системой государственного портового контроля. ФГИС мониторинга северного завоза будет вводиться в эксплуатацию поэтапно в течение 2024-26 гг. Напомним, что в августе 2023 г. был подписан федеральный закон, создающий правовые и организационные основы северного завоза.
Таблица 1. Потребительские цены на товары и услуги, январь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,9 |
Сибирский федеральный округ |
101,0 |
Иркутская область |
100,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
100,6 |
Республика Бурятия |
101,3 |
Камчатский край |
100,8 |
Приморский край |
100,7 |
Еврейская авт. область |
100,7 |
Чукотский авт. округ |
100,7 |
Забайкальский край |
100,6 |
Сахалинская область |
100,6 |
Хабаровский край |
100,5 |
Амурская область |
100,4 |
Республика Саха (Якутия) |
100,4 |
Магаданская область |
99,9 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
116,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,7 |
|
Иркутская область |
114,4 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
114,0 |
|
Забайкальский край |
122,3 |
|
Еврейская авт. область |
118,9 |
|
Камчатский край |
118,0 |
|
Амурская область |
115,2 |
|
Приморский край |
113,8 |
|
Республика Бурятия |
112,8 |
|
Магаданская область |
112,6 |
|
Хабаровский край |
112,0 |
|
Сахалинская область |
112,0 |
|
Чукотский авт. округ |
111,9 |
|
Республика Саха (Якутия) |
111,4 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2023 г. - январь 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,9 |
75 954,0 |
Сибирский федеральный округ |
3,0 |
8 268,4 |
Иркутская область |
3,8 |
1 154,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,7 |
4 116,2 |
Забайкальский край |
6,8 |
487,9 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
517,2 |
Республика Бурятия |
5,4 |
418,8 |
Еврейская авт. область |
4,7 |
70,2 |
Магаданская область |
3,3 |
80,4 |
Сахалинская область |
3,0 |
269,6 |
Приморский край |
2,7 |
980,2 |
Камчатский край |
2,6 |
166,5 |
Хабаровский край |
2,0 |
690,6 |
Амурская область |
1,7 |
404,8 |
Камчатский край |
1,0 |
166,5 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Создан в 2014 г. крупным столичным бизнесменом Е.Туголуковым. В феврале 2022 г. с долей 25,001% в состав акционеров «Медскана» вошел «Русатом Хэлскеа» (дивизион ГК «Росатом», работающий в сфере здравоохранения), который в июле 2023 г. увеличил свою долю в компании до 50%.
[2] Принадлежит Д.Колосову, компанию также связывают с ГК «ВИС» петербургского бизнесмена И.Снегурова, частично аффилированной с А.Ротенбергом.