Житель Хабаровска организовал незаконную поставку лесоматериалов в КНР. На таможне он использовал подложные документы о происхождении товара.
На Дальнем Востоке будут судить предпринимателя за контрабанду лесоматериалов на общую сумму более 17 млн рублей. Нарушения выявила таможня, дальше к делу подключились транспортные прокуроры следователи, поскольку речь о контрабанде. В отношении 46-летнего хабаровчанина возбудили уголовное дело за незаконное перемещение через границу стратегически важных ресурсов в крупном размере (ч. 1 ст. 226.1 УК РФ). Об этом сообщает пресс-служба Дальневосточной транспортной прокуратуры.
Уголовное дело возбудили в отношении 46-летнего местного жителя. Он обвиняется по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ (незаконное перемещение через границу стратегически важных ресурсов в крупном размере).
По версии следствия, за два месяца (с февраля по март 2023 года) руководитель фирмы переправил в КНР лесоматериалов объемом более 1,7 тыс. куб. м. Фигурант на границе использовал подложные документы о происхождении товара.
Дальневосточная транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение. Уголовное дело направлено по месту декларирования контрабандного товара – в Артемовский городской суд Приморского края.
В лесопромышленной отрасли крупные инвестиции среди восточных регионов приходятся только на Иркутскую область, где завершилось строительство целлюлозно-картонного комбината. Основным импортером древесины остается Китай, но экспортные поставки на китайский рынок не увеличиваются. В большинстве регионов сохраняется проблема ухудшения показателей по количеству и площади лесных пожаров.
По итогам 2023 г. в России в целом было зафиксировано снижение экспорта необработанной древесины и пиломатериалов на 7% относительно 2022 г., до 25 млн куб. м. (по сравнению с 2021 г. падение составило 38,5%). При этом более половины объема экспорта приходится на Китай – около 14 млн куб. м в 2023 г., что соответствует уровню 2022 г. В том числе экспорт в КНР пиломатериалов за 2023 г. увеличился на 3%, тогда как поставки необработанной древесины сократились на четверть.
Тем не менее спрос на древесину в КНР имеет ограничения на фоне стагнации на китайском рынке недвижимости. При этом на 25,4% выросли поставки в КНР целлюлозно-бумажной продукции (до 3,6 млн тонн). Среди основных импортеров лесной продукции, помимо Китая, второе место занимает Узбекистан (более 2 млн куб. м, рост на 5%), а на третьем – Казахстан (более 1,1 млн куб. м, рост на 21%).
По объему заготовки ценной древесины в 2023 г. лидерами в РФ стали два дальневосточных региона – Приморский и Хабаровский края. В Приморье объем рубки дуба, бука, ясеня и каменной березы за прошлый год составил 341,7 тыс. куб. м. В Хабаровском крае заготовлено 93,6 тыс. куб. м ценной древесины. С марта 2022 г. в стране действует запрет на экспорт ценных пород дерева (продукция поставляется главным образом на производство мебели и отделочных материалов). При этом, несмотря на снижение экспорта древесины в Приморье в натуральном выражении с 1,5 млн тонн в 2022 г. до 1,4 млн тонн в 2023 г., выручка приморских предприятий за экспорт древесины растет – в прошлом году она составила 26,5 млрд рублей (в 2022 г. – 24,5 млрд рублей).
В рамках ТОР готовятся к запуску новые деревообрабатывающие производства, но с небольшим объемом. Так, в ТОР «Амурская» в Амурской области компания ООО «Аметис-Фарм» ведет строительство деревообрабатывающего комплекса, продукцию которого предполагается поставлять на фармацевтический рынок. В рамках проекта предполагается осуществлять глубокую переработку древесины лиственницы даурской для извлечения природных субстанций - дигидрокверцетина и арабиногалактана, обладающих свойствами антиоксиданта. Производство планируется ввести запустить в 2025 г. Объем инвестиций оценивается в 150,7 млн рублей.
Что касается проектов в сфере лесовосстановления, то в Еврейской АО резидент ТОР «Амуро-Хинганская», ООО «Дальневосточная лесовосстановительная компания», намерен создать питомник по выращиванию посадочного материала для лесовосстановления в Дальневосточном ФО (лиственница даурская, кедр, ель) на территории в 5 га (индустриальный парк «Шалом» в Биробиджане). Объем инвестиций в проект оценивается в 167 млн рублей. Запуск первой теплицы запланирован на 2025 г., а на 2027 г. – полный ввод питомника в эксплуатацию.
Между тем в макрорегионе складывается сложная ситуация с лесными пожарами. С начала текущего года (к 16 апреля) их количество в регионах ДФО достигло 800, что почти в два раза превышает количество зарегистрированных пожаров за аналогичный период 2023 г. (450 пожаров). Наибольшее количество возгораний зарегистрировано в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях, Еврейской АО. По итогам 2023 г. площадь лесных пожаров превысила установленные федеральным правительством допустимые показатели – более чем в 4,5 раза в Хабаровском крае и Магаданской области, в 2,8 раза – в Еврейской АО, в 1,6 раза – в Амурской области.
В управлении Генпрокуратуры РФ по ДФО (руководитель – заместитель Генпрокурора РФ Д.Демешин) полагают, что такая ситуация складывается из-за ненадлежащего осуществления властями регионов полномочий по охране лесов, дефицита работников лесопожарных формирований, поскольку порядка 90% пожаров произошли из-за нарушений правил пожарной безопасности в лесах, ненадлежащего исполнения законодательства об организации и проведении профилактических контролируемых противопожарных выжиганий в лесах. Д.Демешин на минувшей неделе поручил прокурорам дальневосточных регионов обеспечить достаточность резервов для предупреждения и борьбы с лесными пожарами, должное техническое состояние и содержание специализированной лесопожарной техники.
Стоит отметить, что в 2023 г. лидером среди всех российских регионов по объему инвестиций в лесную отрасль стала Иркутская область. В лесную отрасль региона в прошлом году было привлечено 60,6 млрд рублей (более 36% от общероссийского объема ). Основным инвестором в области является группа «Илим», завершившая строительство целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске мощностью 600 тыс. тонн картона в год (объем инвестиций в проект составил 41 млрд рублей). Строительство велось с 2018 г. Тем не менее с завершением проекта новых крупных инвестиционных вложений в отрасль в регионе не ожидается. «Илиму» в Иркутской области принадлежат целлюлозно-бумажные комбинаты в Братске (мощность более 740 тыс. тонн продукции в год) и Усть-Илимске (мощность – 750 тыс. тонн продукции в год).
ЦКК в Усть-Илимске должен быть запущен в ближайшие месяцы (в начале года в «Илиме» сообщали о планах запуска в первом квартале года, но они не сбылись). Срок запуска ранее уже сдвигался, в частности он намечался на конец 2023 г. В состав комбината входят деревоперерабатывающее производство, выпарная станция, цех регенерации извести. Проектом также предусмотрено строительство известерегенерационной печи, картоноделательной машины, запуск линий хвойной и лиственной варки, установка содорегенерационного котла и корьевых котлов, строительство склада.
В апреле японские компании Mitsui, Tajima Lumber и Tajima Kosan продали доли в крупном иркутском предприятии по производству пиломатериалов ООО «ТМ-Байкал». Его приобрело ООО «Судоходная компания «Якутск», входящее в ГК «Старвей» Ф.Любашевского . В состав ГК «Старвей» входят активы в Иркутской области и Якутии – ООО «Речсервис» (Якутия, логистический оператор в Якутии и Иркутской области), АО «Осетровский речной порт» (расположен на реке Лена в Усть-Куте, является стратегическим для северного завоза Иркутской области и Якутии).
По итогам 2023 г. выручка «ТМ-Байкал» составила 1,7 млрд рублей. Предприятие производит и осуществляет оптовую торговлю пиломатериалами, затем экспортируемыми в Азию и страны СНГ. Объем производства пиломатериалов составляет 115 тыс. куб. м в год (один из ведущих показателей в регионе). Деревообрабатывающее предприятие «ТМ-Байкал» находится в городе Свирск .
Два проекта модернизации лесоперерабатывающих производств в Иркутской области были включены Минпромторгом РФ в список приоритетных. Так, проект в Нижнеудинском районе (ИП Заречный) направлен на заготовку и переработку древесины. Проект действует с 2000 г. и является наиболее крупным лесозаготовительным и деревообрабатывающим предприятием в Нижнеудинском районе. В его развитие предполагается инвестировать до конца 2030 г. более 2 млрд рублей, после чего в год планируется выпускать до 60 тыс. куб. м пиломатериалов, 10 тыс. куб. м клееных и строганых изделий, до 17 тыс. куб. м фанеры и 16 тыс. куб. м древесных пеллет.
Тем временем компания ООО «Резерв» рассчитывает реализовывать проект по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в деревне Галки (Иркутский район). Объем инвестиций в данный проект также должен превысить 2 млрд рублей. Компания планирует до конца 2029 г. увеличить производство до 90 тыс. куб. м пиломатериалов и до 50 тыс. куб. м плит ДСП в год.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Цифровизация леса
С 2014 года в России используется система ЛесЕГАИС, которая позволяет проследить судьбу дерева от момента, когда оно начало расти до того, как стало изделием из дерева. Подобные системы уже используются при обороте алкогольной продукции, мяса и «молочки» - всегда можно узнать, где взяли и куда отправили.
Теперь, когда проявились все плюсы и минусы прежней системы, в России внедряется новая – ФГИС ЛК: федеральная государственная система лесного комплекса. Помимо информации об использовании, охране, защите, состоянии, воспроизводстве лесов, она необходима также для того, чтобы в любой момент можно было посмотреть специфику того или иного лесного участка, чтобы отдать его в пользование арендатору: леса-то много, но вот процент его использования крайне низок.
Сегодня 50% земель лесного фонда страны находится на территории Дальневосточного федерального округа, треть запасов древесины – также в ДФО, но при этом на Дальний Восток приходится всего лишь 8% заготовки древесины. Для того, чтобы улучшить показатели, необходимо «оцифровать» лес. Первые шаги в этом направлении, к примеру, уже помогли снизить число «черных лесорубов».
В целом по стране объемы незаконных заготовок сократились в 1,6 раза, - привел статистику заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Вячеслав Спиренков,
В подтверждение его слов, министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Константин Степанов, приводит статистику региональную.
– За два года у «черных лесорубов» изъято свыше 130 единиц лесозаготовительной техники, объемы незаконных заготовок леса упали в четыре раза, – отчитывается Степанов.
По его словам, Приморье, утратило статус самого криминализированного региона в лесной отрасли Одновременно, правда, произошла и общая рецессия в ЛПК: так налоговые поступления в 2023-м уменьшились на 200 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 700 человек сократилось число занятых в отрасли, экспорт на спаде.
– Снижение экспорта связано с тем, что ранее древесина из России в Китае «дорабатывалась» и реэкспортировалась в США и страны Евросоюза. Сейчас из-за санкций это невозможно, - отметил Степанов.
И это при том, что в Приморье 80% лесосеки находится в аренде. Вот только те самые арендаторы не спешат осваивать деляны и в целом вкладываться в отрасль: не до конца понятны правила игры, всегда есть риски, что лес не получится продать и так далее.
Директор проектов ПАО Сбербанк Алла Сбитнева отметила хроническую недоинвестированность росссийского ЛПК.
– За полгода отрасль заработала 1,4 трлн рублей, это на 15% меньше, чем было ранее. При этом всего 74 млрд из заработка было направлено на инвестиции, здесь также отмечается снижение на 22%, – привела цифры Сбитнева.
А ведь при этом у дальневосточных лесорубов под боком огромный рынок сбыта – Китай.
ПИП 2.0
Впрочем, близость Китая с его огромным рынком – лишь кажущаяся близость, считает замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. Весь Дальний Восток с его 8% освоения лесосеки не сможет покрыть потребности КНР, к тому же по конкурентной цене.
– Глубоководные порты Китая, специализирующиеся на лесе, находятся на юго-востоке КНР, а наш лес, потенциально идущий на экспорт – на северо-западе России. Смотрим логистику, а ее нет! – такую мысль высказал Олег Бочаров.
Вообще, по словам Бочарова, все предыдущие финансовые модели – так называемые ПИПы: перспективные инвестиционные проекты – развития ЛПК в нашей стране были ориентированы на другие условия: цены, логистику, экспорт. Сейчас эти схемы не работают.
– Нам надо сделать кластерную оценку, которая позволит четко определить удаленность от рынка, способность его достичь, соответствие качеству.
Сегодня разрабатывается новая программа приоритетных инвестиционных проектов – ПИП 2.0. Вот только для развития ЛПК необходимо ответить на главный вопрос – в чем задача: продать как можно больше леса или как можно больше его сохранить? Только после этого можно будет создавать государственное задание по ЛПК.
При этом чиновник от минпрома все же подчеркнул, что главный партнер и клиент в лесной отрасли для России – Китай.
Китайских контрагентов лишь грубообработанная древесина, продукцию глубокой переработки они сделают сами, уверен руководитель приморского предприятия «Эко Тойс» Евгений Корж. Его предложение: запретить экспорт древесины минимального передела в перспективе ближайших двух-четырех лет, как это было сделано в свое время с «кругляком». Тогда всем придется делать глубокую переработку, отсюда вырастет и маржинальность с одного куба, и число рабочих мест, и отчисления в бюджет.
Вот тут-то и сыграет свою главную роль обязательная к использованию с 2025 года ФГИС ЛК – система позволит отслеживать, контролировать движение древесины в любом ее виде – будь то дерево или карандаш. Все это в конченом итоге позволит и лучше осваивать лесосеки, и больше зарабатывать – и предпринимателям, и государству.
В наибольшей степени кризисные явления в ЛПК угрожают небольшим предприятиям ДФО, не располагающим широкими возможностями в развитии перерабатывающих производств. При этом крупные игроки отрасли рассчитывают увеличивать инвестиции в данном направлении.
Представители лесной отрасли сталкиваются с убытками на фоне снижения производства, падения цен на лесоматериалы (к июлю текущего года на 25% по отношению к аналогичному периоду 2022 г.) и сокращения заготовки древесины. Дальневосточные лесопромышленники обеспокоены невозможностью экспортировать необработанный лес в условиях дефицита в макрорегионе крупных перерабатывающих мощностей. В частности, депутаты парламента Хабаровского края в июле направили обращение к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу с просьбой поддержать отрасль путем введения моратория на запрет экспорта круглого леса.
Напомним, что данный запрет был введен в 2022 г. Основным потребителем продукции из необработанной древесины является Китай. В первом квартале 2023 г. экспортные поставки круглых лесоматериалов из РФ снизились в 2,7 раза, до 586 тыс. куб. м (почти 90% направлены в КНР).
При этом в Хабаровском крае на региональном уровне введены некоторые дополнительные меры поддержки лесопромышленного комплекса и стабилизации его работы. В частности, предусмотрена рассрочка платежей по договорам аренды лесных участков. Лесопромышленные предприятия Хабаровского края в январе-апреле 2023 г. снизили производство пиломатериалов на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года, производство шпона сократилось на 46,7%, производство пеллет – на 12,6%. Что касается экспорта, то в первом квартале регион экспортировал 1 млн куб. м лесопродукции, сократив показатель по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 15%.
Наибольшая доля в экспорте хабаровского леса в январе-июне пришлась на пиломатериалы (68,5%), деловую древесину (25,9%), а также пеллеты, шпон и опилки (9,6%). При этом доля пиломатериалов в экспорте увеличилась на 0,2 п.п., деловой древесины - уменьшилась на 3 п.п., а прочих лесоматериалов (пеллеты, шпон, опилки) - снизилась на 4 п.п. В основном экспорт осуществлялся в КНР, а также в Японию и Республику Корея. В поисках новых рынков сбыта один из крупных хабаровских экспортеров лесной продукции, ООО «Лесное дело» отгрузило 100 куб. м в качестве пробной партии пиломатериалов из лиственницы в Узбекистан.
Кроме того, хабаровские депутаты предлагают приостановить взимание вывозной таможенной пошлины (10%) на пиломатериалы влажностью свыше 22%[1]. Подобную просьбу ранее уже озвучивали в общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». В апреле соответствующее обращение было направлено вице-премьеру В.Абрамченко. В организации предлагали ввести минимально возможный уровень пошлины в размере 1% на три года. По прошествии трех лет пошлину вновь предлагалось поступательно повысить до заградительного уровня. Необходимость такой меры объясняется дефицитом сушильных мощностей на Дальнем Востоке, где ограничение экспорта наносит урон малым и средним предприятиям, не имеющим сушильных мощностей. В то же время доля пиломатериалов с естественной влажностью во всем российском экспорте пиломатериалов оценивается не более чем в 20-30%. В основном он приходится на страны СНГ и на КНР.
Стоит отметить, что экспортные барьеры для непросушенных пиломатериалов ужесточались с июля 2021 г. Для хвойных пород и дуба ставка пошлины составила 10%, но не менее 13 и 15 евро за один куб. м соответственно. Ранее пошлина по данным категориям не взималась. Размер экспортных пошлин на бук и ясень составил 10%, но не менее 50 евро за один куб. м. До этого пошлины на данные виды пиломатериалов составляли 10%, но не менее 10 и 12 евро за один куб. м соответственно. Предполагалось, что введение пошлины позволит ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов и поощрить выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Действие пошлин было продлено до конца 2022 г., а затем – до конца 2025 г.
При этом в целом по итогам 2022 г. объем экспорта пиломатериалов из РФ упал на 22%, до 23,4 млн куб. м. Выпуск пиломатериалов в стране за прошлый год снизился на 10,3%, до 29 млн куб. м. В первом квартале 2023 г. сокращение экспорта пиломатериалов в России составило 20,9% - до 4,5 млн куб. м. Основу экспорта составляют доски и брус из сосны, ели и лиственницы.
В то же время растет экспорт пиломатериалов в Китай. За первое полугодие 2023 г. он вырос на 5% относительно аналогичного периода прошлого года, превысив 6 млн куб. м. Доля Китая в экспорте превысила 60% (в 2021 г. – 44%, в 2022 г. – 49%).
Также «Опора России» предлагает поддержать экспорт путем сокращения транспортных расходов – с помощью распространения субсидирования транспортных расходов при экспорте лесной продукции на все пункты отправления (в том числе в ДФО), не ограничиваясь портами Северо-Западного ФО (где расположены наиболее крупные лесоперерабатывающие предприятия).
Тем временем холдинг Segezha Group заявил о наличии проблем на активах в Иркутской области, связанных с логистикой. В холдинге отметили, что доставка продукции в КНР является более выгодной из далекой от Иркутской области и Китая Онеги в Архангельской области (железнодорожная станция в регионе), чем из самого Приангарья. В Segezha Group отмечают необходимость увеличения транспортной субсидии для экспорта.
При этом Segezha Group намерена принять участие в проекте по переработке накопленных отходов лесопиления в Иркутской области. Отходы предполагается перерабатывать в органоминеральное удобрение (технология, разработанная Иркутским институтом химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, апробирована в 2021 г. в Усть-Куте национальной ассоциацией лесопромышленников «Русский лес»[2]). В текущем году предполагается переработать таким способом в регионе 1,5 тыс. куб. м отходов лесопиления.
Попытки инвестировать в развитие переработки предпринимают и крупные дальневосточные предприятия. Приморская группа «Тернейлес»[3] инвестировала 4,5 млрд рублей в создание новых производственных комплексов. Так, ОАО «Тернейлес» (базовая компания группы) в феврале прошлого года ввело в эксплуатацию завод по переработке тонкомерной хвойной древесины в поселке Пластун (Тернейский район). Строительство предприятия велось с весны 2019 г. Мощность производства составила 150 тыс. куб. м в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 2,4 млрд рублей. Еще 2 млрд рублей было инвестировано в строительство сушильного комплекса в Пластуне мощностью 345 тыс. куб. м сушильного материала в год. Строительство началось в апреле 2021 г. В октябре 2022 г. были введены в эксплуатацию сушильные камеры, в марте 2023 г. начали работу автоматические линии сортировки и упаковки сухого пиломатериала производства австрийской компании Springer Maschinenfabrik AG.
Еще одно предприятие группы – ОАО «Рощинский КЛПХ» (село Рощино, Красноармейский район) направило 280 млн рублей на модернизацию действующего завода по переработке твердолиственных пород и запуск новой линии по переработке хвойной древесины.
В прошлом году «Тернейлес» экспортировал 772,7 тыс. куб. м продукции на сумму 7 млрд рублей, сократив результат к 2021 г. на 12,7%. В наибольшей степени сократились поставки в Японию – было экспортировано 66,9 тыс. куб. м, тогда как в 2021 г. экспорт в Японию составил 370 тыс. куб. м (сокращение на 81%). В Японию прекратились поставки шпона и щепы технологической, в связи с чем холдинг был вынужден сокращать объемы производства шпона и приостанавливать лесозаготовки в сентябре-октябре 2022 г.
Таким образом, лесная отрасль на Дальнем Востоке в текущих условиях испытывает ряд проблем. Лесная промышленность остается экспортоориентированной, поскольку потенциал внутреннего потребления оценивается как ограниченный. Кризисные явления в меньшей степени проявляются в лесной отрасли ДФО за счет традиционной ориентированности на рынки сбыта АТР, но и в данном макрорегионе лесопромышленники вынуждены сокращать экспорт на ряде традиционных направлений, таких как Япония и Южная Корея. Также препятствием для поставок на внешние рынки служат логистические ограничения. По этой причине лесопромышленники рассчитывают на дополнительную поддержку со стороны государства. Проблемой дальневосточного ЛПК остается и более низкий уровень развития лесопереработки. В регионе, несмотря на отдельные проекты, пока сохраняется дефицит крупных перерабатывающих производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Естественная влажность древесины – показатель, отражающий процент влаги, содержащийся в ней на момент заготовки. В зависимости от региона, породы дерева и сезона влажность пиломатериалов находится в пределах 30-100%. К сухой (обработанной) древесине относят древесину с процентом влажности 22% и ниже.
[2] Отраслевая ассоциация, объединяет предприятия ЛПК в стране (более 30).
[3] 45% принадлежит японской компании Sumitomo Corp., 30% - гендиректору В.Щербакову.
Власти Приморского края отмечали, что в условиях ограничений на экспорт, связанных с санкциями и запретами поставлять древесину в Японию и Южную Корею, региональные предприятия вынуждены работать в убыток. Приморские экспортеры лесопромышленной продукции полностью переориентировались на рынок КНР, где с июля 2022 г. цены на основные группы лесоматериалов снизились более чем на 30%. Такая ситуация привела к сокращению рублевой выручки предприятий почти на 50%.
В итоге, в ноябре в соответствии с приказом Минприроды РФ был упрощен экспорт лесной продукции из Приморья - дуба и ясеня маньчжурского. Ранее для получения разрешения на экспорт данной продукции приходилось ожидать в течение двух-трех месяцев для оформления разрешений Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЭС). Разрешение СИТЭС необходимо получать компаниям, занимающимся международной торговлей животными и растениями, которые находятся под угрозой исчезновения. Представители отрасли указывали на то, что необходимая информация уже содержится в Единой государственной автоматизированной системе учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), они рассматривают упрощение оформления документов для экспорта в качестве антикризисной меры, заявляя об отсутствии рисков для окружающей среды.
Кроме того, с 30 августа был вновь разрешен экспорт шпона[1] из Приморского края (через пропускные пункты Владивосток, Находка и Ольга)[2]. Решение было также принято после обращения представителей отрасли, отмечающих сужение рынка сбыта. При этом после существенного ограничения на вывоз круглого леса, предприятия предпочитали переходить на экспорт востребованных на внешних рынках древесных полуфабрикатов, в первую очередь, шпона.
Следует отметить, что в январе-июле текущего года экспорт круглого леса с Дальнего Востока (к поставкам разрешен пиловочник березы, липы, осины) сократился более чем в полтора раза – до 0,9 млн куб. м. На сокращение в том числе повлиял начавший действовать с 1 января текущего года запрет на экспорт необработанной древесины сосны обыкновенной, ели аянской, пихты белокорой, лиственницы даурской. Рост был зафиксирован по остальным экспортным позициям – на 7% для пиломатериалов (до 2 млн куб. м), на 7% - шпона (до 272 тыс. куб м), на 26% - для пеллет (до 163 тыс. куб м), на 41% - для бумаги и картона (до 35 тыс. тонн).
Тем временем в сентябре Минпромторг предлагал повысить арендную плату за находящиеся в федеральной собственности лесные участки – в 2024 г. в 3,06 раза, в 2025 г. – в 3,18 раз, в 2026 г. - в 3,3 раза[3]. Лесопромышленные компании продолжают настаивать на сохранении арендных ставок на нынешнем уровне, поскольку увеличение может привести к росту количества убыточных предприятий (в первую очередь, среди малых и средних) и снижению инвестиционной привлекательности лесного комплекса на фоне роста стоимости логистики и снижения цены на продукцию лесопильных предприятий.
В сентябре вице-премьер В.Абрамченко поручила Минпромторгу, Минприроды и Рослесхозу проработать демпферный механизм в отношении арендных платежей. При сокращении стоимости продукции лесопромышленного комплекса предлагается равномерно снижать арендную плату, а при повышении стоимости и росте доходов предприятий леспрома предполагается повышение платы. Минпромторг также предлагал обеспечить возможность покрывать 100% затрат предприятий на логистику с помощью экспортной логистической субсидии (в настоящее время - 80%), увеличив ее максимальный размер до 1 млрд рублей (с 300 млн рублей) для наиболее пострадавших предприятий.
Объем лесозаготовки на Дальнем Востоке в первом полугодии текущего года снизился на 1,6% по отношению к первому полугодию 2021 г. – до 8,7 млн куб. м. Лидером по объемам заготовки в ДФО стало Приморье с 1,9 млн куб. м. Иркутская область продемонстрировала наибольший объем заготовки среди регионов СФО – 14,2 млн куб. м.
В регионах планируется продвигать новые проекты в сфере лесопереработки, в том числе с использованием преференциальных режимов, хотя создаваемые производства не являются масштабными. Также предполагается развивать лесовосстановление. В октябре Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и компания ООО «Рустранс ДВ»[4] подписали соглашение о сотрудничестве в целях модернизации крупного производства пеллет в Хабаровском крае – объем производства предполагается увеличить до 15 тыс. тонн в год. Инвестор намерен вложить в проект 0,5 млрд рублей. «Рустранс ДВ» направляет продукцию на экспорт в Южную Корею.
Запустить производство сухих пиломатериалов планируется в Ванинском районе Хабаровского края. Проектные мощности компании «Таунга-лес»[5] составляют порядка 60 тыс. куб м пиломатериалов в год. В дальнейшем компания намерена участвовать в проекте «Дома дальневосточника», предполагающего строительство жилья и производство строительных материалов.
В рамках ТОР «Амуро-Хинганская» в Еврейской АО ООО «ВТК Инвест»[6] намерено инвестировать 430 млн рублей в создание лесопитомника с селекционной лабораторией в поселке Биракан (Облученский район). В Иркутской области статус масштабного инвестиционного проекта от правительства региона получил проект компании ООО «ДеКом»[7] по созданию деревообрабатывающего производства к 2024 г. в Братске, где у компании действует лесопильное предприятие. Объем инвестиций оценивается в 2,4 млрд рублей. На предприятии планируется выпускать погонажные изделия и клееную продукцию, топливные пеллеты и брикеты, а кроме того, выращивать саженцы. Статус масштабного инвестпроекта позволяет получать земельные участки в аренду без проведения торгов.
Правительство Иркутской области в сентябре попросило федеральное правительство о софинансировании проекта по строительству нового лесопитомника по выращиванию посадочного материала – Мегетского лесосеменного центра на территории Усольского лесничества. Его стоимость предварительно оценивается в сумму порядка 1,1 млрд рублей. При этом регион готов выделить из областного бюджета 25% от стоимости проекта.
В целях устранения возможного дефицита посадочного материала в области в ближайшие два года планируется создать тепличные комплексы по выращиванию сеянцев с закрытой корневой системой. Ожидается, что комплекс на территории Мегетского лесопитомника повысит производственную мощность до 10 млн сеянцев в год. По комплексу к настоящему времени подготовлена проектная документация.
Следует отметить, что Иркутская область на сегодняшний день лидирует в РФ по выполнению объемов лесовосстановления - ежегодно его объем составляет 10% от всех площадей восстановленного в стране леса. В рамках проекта «Сохранение лесов» в 2019-21 гг. лесовосстановительные мероприятия в Иркутской области были выполнены на площади 442,3 тыс. га. Отношение площади лесовосстановления к площади вырубленных и погибших лесных насаждений за данный период составило 95,8%, а в 2024 г. предполагается достичь показателя в 100%. В текущем году в рамках инвестиционных проектов были открыты четыре новых тепличных комплекса по выращиванию сеянцев в Ангарске, Братском и Казачинско-Ленском районах с общей производственной мощностью в 8,7 млн сеянцев в год. К настоящему времени в области действует 67 лесных питомников.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Тонкий лист древесины, применяемый при изготовлении фанеры, спичек, мебели.
[2] Запрет на экспорт шпона был введен в марте текущего года, с марта по сентябрь не осуществлялись поставки шпона в Японию и Южную Корею.
[3] К текущему уровню.
[4] Учредители – Е.Федорченко, О.Сон.
[5] Владельцы – ООО «СЛП», Л.Москалюк.
[6] Владелец – В.Кажаев.
[7] Учредители – А.Падерин, В.Ковыляев.
Лесопромышленная отрасль РФ оказалась в жестком кризисе, в первую очередь из-за ограничений, которые ввели западные страны на импорт российской продукции. Сотни крупных и средних заводов оказались на грани рентабельности, а более мелкие предприятия вынуждено простаивают или закрываются в отсутствии объемов продаж. Дальневосточные лесопромышленники оказались в более выгодном положении из-за близости к рынкам АТР, но и в этом регионе развивать бизнес сейчас не просто: главный потребитель лесоматериалов Китай замедляет темпы экономического роста, что влияет на спрос на продукцию деревообработки, да и логистическая проблема становится все острее.
Запреты здесь и там
Согласно данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за 8 месяцев Россия экспортировала через свои основные порты и сухопутные погранпереходы 10,1 млн т лесной продукции, тогда как годом ранее - на 37,7% больше. Серьезный спад произошел в Северо-Западном федеральном округе. Там экспорт сократился на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, до 1,6 млн т. Из ДФО за границу отправлено 7,5 млн т лесных грузов – на четверть меньше прошлогоднего результата.
Причины падения разные. Как рассказал руководитель направления лесного и лесопромышленного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) Андрей Федоров, если на экспорт из СЗФО повлияли санкции - с 10 июля 2022 года вступил в силу пятый санкционный пакет Евросоюза, который фактически запретил ввоз лесопродукции из России, а США, Великобритания и Канада ввели высокие пошлины, то по ДФО сказался запрет на вывоз с 1 января необработанной древесины ряда пород (под заградительные меры, к примеру, попали сосна обыкновенная, ель аянская, пихта белокорая, лиственница даурская, занимающие большие площади). В январе-июле экспорт круглого леса с Дальнего Востока (к поставкам за рубеж, в частности, разрешен пиловочник березы, липы, осины) сократился более чем в полтора раза, до 0,9 млн куб. м. По остальным экспортным позициям в КРДВ фиксируют рост: пиломатериалов на внешние рынки поставлено 2 млн куб. м (+7% к прошлогоднему уровню), шпона – 272 тыс. куб. м (+7%), пеллет – 163 тыс. т (+26%), бумаги и картона – 35 тыс. т (+41%). При этом у шпона есть возможность для дальнейшего увеличения: недавно постановлением правительства разрешены его поставки в Японию, приостановленные из-за того, что Страну восходящего солнца причислили к недружественным государствам.
Впрочем, отмечает замруководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник, отрицательная динамика видна по экспорту через железнодорожные пункты пропуска Забайкальск, Наушки и морские терминалы Хабаровского края. По сухопутным погранпереходам и портам Приморья пока сохраняется положительный тренд, но за счет того, что был сделан хороший задел в начале года. В последние месяцы в регионе наблюдается отрицательная динамика.
Для России Европа была ключевым рынком сбыта продуктов пиления, фанеры, пеллет. Как прогнозирует руководитель аналитического отдела Lesprom Analytics Филипп Чебышев, по итогам 2022 года РФ может недопоставить в Евросоюз 2 млн куб. м хвойных пиломатериалов. И Китай, как еще один крупный торговый партнер, после закрытия европейских рынков приобретает все большее значение. Однако экономика КНР, уточнил генеральный директор Lesprom Network Алексей Богатырев, переживает сейчас не лучшие времена, в том числе из-за пандемии (во втором квартале ВВП этой страны увеличился всего на 0,4%, а к примеру, сектор недвижимости сократился на 7%). Это создает сложности в перенаправлении поставок российского леса, потенциально предназначенного для Европы, в КНР.
Одновременно происходит давление на рыночную стоимость лесной продукции. В августе на еловый пиломатериал цена составляла $250–270 за 1 куб. м на условиях поставки FCA в порту Шанхай. Негативный тренд продолжился в сентябре, стоимость опускается до $230–250. «Есть ожидания, что цена может упасть до $200. Спрос вялый на китайском рынке, порты забиты. Согласно данным наших коллег, сейчас складские запасы в Шанхае оцениваются в 1,3 млн куб. м. Это достаточно большой объем, и он пока не снижается», – рассказал консультант агентства WhatWood Игорь Новоселов. По его словам, восстановление рынка ожидается в первом квартале 2023 года.
Как добраться до Азии
Компенсировать потери отечественным лесопромышленникам помогло бы наращивание поставок в страны Ближнего Востока и в Индию. «Но существуют такие проблемы, как высокая стоимость логистики и заградительные [ввозные] пошлины, которые иногда доходят до 30%. Соответственно эти вопросы нужно как-то решать совместно с правительством», – убежден Филипп Чебышев.
Азиатские рынки, не считая Китая, также представляют интерес для лесоэкспортеров. В первую очередь это Вьетнам, говорит Андрей Федоров. Страна уже импортировала 1,2 млн куб. м пиломатериалов, почти 300 тыс. т фанеры, 150 тыс. т шпона. Причем почти треть российской лесопродукции Вьетнам закупает через Китай. Отсюда необходимо проработать прямые логистические схемы поставок, подчеркивает представитель КРДВ. Стоит сказать, на регулярную контейнерную линию Владивосток – Хошимин, заработавшую в этом году, будет поставлено дополнительное судно.
Растет спрос на древесное топливо со стороны южнокорейской энергетики. «В Корее есть 20 компаний, которые выпускают такую продукцию, но их мощности крайне малы, они не покрывают и 5% от общей потребности внутреннего рынка. Согласно таможенной статистике, импорт за 2021 год составил 3,3 млн т пеллет, что весьма существенно. А за первое полугодие этого – более 2 млн т, – сообщил специалист-эксперт Торгового представительства РФ в Республике Корея Константин Уминский. – Доля России здесь сравнительно небольшая, тем не менее значительная для многих наших производителей. Это 5% в 2021 году (поставили 166 тыс. т пеллет в стоимостном выражении примерно на $22 млн), хотя еще в 2019-м было всего 3,5%».
Между тем географическая близость к АТР дальневосточных и сибирских лесоэкспортеров ставит их в более выигрышную позицию по сравнению с западными коллегами. В настоящее время логистические расходы на отправку лесной продукции в восточном направлении для предприятий Северо-Запада обходятся 50–55% от исходной цены продукта, проинформировал директор по продажам и логистике круглых лесоматериалов ГК «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков.
Еще полтора года назад стоимость доставки 1 куб. м пиломатериалов из Вологодской области в Шанхай обходилась в $39, потом поднялась до $50. Сейчас при прямой перевозке в Китай (через сухопутные погранпереходы) она стоит $90, при мультимодальной (сначала по железной дороге до портов Дальнего Востока, затем морем) – $135, рассказал на конференции «Рынок лесосырья и продукции деревообработки 2022», состоявшейся 15-16 сентября в Москве, Анатолий Щербаков.
«Эта логистика, по сути, для нас неэффективна, мы работаем в убыток», – заявил он, добавив, что существующие квоты на отправку грузов в направлении Восточного полигона не дают нарастить объемы поставок. При отправке пиломатериалов в азиатские страны через порты Юга (Новороссийск) возникает аналогичная ситуация: терминалы и подходы к ним перегружены, логистика выходит дорогая. Арктический маршрут так же не устраивает грузоотправителя. «У Архангельска невелики мощности, и по Северному морскому пути перевозка недешевая будет», – констатирует менеджер. Несмотря на то, что выделяются субсидии на отправку контейнеров по Севморпути, спроса на такую перевозку немного, свидетельствует Андрей Федоров.
В нынешней ситуации, когда ЕС введен запрет на ввоз продукции из России и еще только тестируются новые рынки, по сути, единственный путь для лесоэкспортеров – это проехать по лимитирующим участкам Восточного полигона для выхода в страны Азии, говорит директор по логистике ПАО «Сегежа групп» Андрей Юдин. Отсюда компания поддерживает ввод временных правил определения очередности перевозок грузов, заместивших правила недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре (добавим, против отмены ПНД выступали угольщики, тогда как в РЖД заявляли, что новый порядок позволяет дополнительно вывозить на восток товары грузоотправителей, потерявших рынки сбыта). «Потому что эти правила действительно дают нашим пиломатериалам, нашей продукции хоть какой-то шанс выехать на этих направлениях», – пояснил Андрей Юдин.
Но логистика становится проблемой и у дальневосточных лесопромышленников. Многие предприятия готовы гораздо больше произвести продукции, их сдерживают сложности в отгрузке, доставке лесоматериалов до потребителя, подчеркивает гендиректор ООО «Восточная торговая компания» Василий Ганченко.
По словам предпринимателя, необходимо активизировать темпы модернизации действующих и строительства новых погранпереходов. «В мае открыт для экспорта пиломатериалов автомобильный пункт пропуска Пограничный. Напряженность Приморского, Хабаровского края снизилась в невозможности отгрузки пиломатериалов, но этого недостаточно. Нужно смотреть на те пункты пропуска, которые работали в допандемийный период, и на сегодняшний день рассматривать [их возобновление]. Такие, как в ЕАО пункт пропуска Амурзет – Лобэй. Он на сегодня для продукции деревообработки недоступен», – сказал Василий Ганченко.
Бороться и искать
Поскольку лесная промышленность – одна из наиболее пострадавших отраслей экономики после 24 февраля, она может рассчитывать на помощь государства, рассуждает директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель. Чтобы купировать социально-экономические риски (многие комбинаты расположены в моногородах), лесникам следует предоставить приоритет в перевозках на Дальний Восток, поддержать их субсидированием логистических затрат. Также целесообразно не повышать стоимость аренды лесных участков и продлить хотя бы на два года сроки реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, затрудненной из-за текущего кризиса.
В числе других ожидаемых мер поддержки – введение платы за реально вырубленный лес, когда снижаются объемы лесозаготовительных работ. «Значительное число лесозаготовителей вынуждено будет останавливаться. Но проблема заключается в том, вернутся ли они в лес, когда конъюнктура станет лучше, лесопильная, фанерная промышленность станет разворачиваться», – говорит Борис Френкель.
По-прежнему нужны понятные и прозрачные правила игры. Речь идет о стабильности права пользования лесными участками, единообразия подходов госорганов к представителям отрасли вне зависимости от географии присутствия, отмечает директор по взаимодействию с государственными органами власти АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов. «Наши коллеги группа компаний «Илим» работают в Архангельской и Иркутской области. Они признаются, что условия ведения бизнеса здесь и там кардинально отличается в рамках одного действующего лесного законодательства. Причем отличаются не только требования региональных министерств, но и прокуратуры, других надзорных органов», – рассказал Николай Кротов.
Помощь государства может быть в стимулировании развития рынка деревянного домостроения. Директор по аналитике «Сегежа групп» Надежда Рязанцева считает, что в нынешних условиях лесопромышленникам необходимо расширять нишевые сегменты на внутреннем и зарубежных рынках, предлагать новые продукты в сфере индивидуального жилищного строительства, например, SIP-панели, клееные деревянные конструкции.
«Российским игрокам нужно наращивать долю на целевых рынках, не сдаваться, используя свои конкурентные преимущества, инструменты, бороться за эти рынки», - заключила она.
Реализация первого этапа программы квоты под киль, начавшегося в 2017 году, обнажила целый ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные верфи. Это привело к систематическому переносу сдачи флота. Из 105 кораблей (64 рыболовных и 41 краболовных) к настоящему времени сдано 27 (16 рыболовных и 11 краболовных). Период постройки увеличен – с пяти до семи лет – по 57 промысловым судам. Однако увеличение сроков строительства – это лишь одна из необходимых мер. Судостроителям, которые находятся в непростом экономическом положении, сегодня нужна дополнительная господдержка.
Сроки давно горят
Увеличение предельных сроков строительства флота под квоты – логичный шаг, комментирует президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. Задержки в постройке составляют минимум полгода. Ситуацию усугубили санкции, которые в ряде случаев потребовали полного или частичного перепроектирования уже законтрактованных судов, поиска альтернативных поставщиков комплектующих.
Вместе с тем есть случаи, когда заказчики уже отказываются от контрактов. Так, на «Верфи братьев Нобель» в Рыбинске (входит в концерн «Калашников») в свое время был размещен заказ на постройку трех среднетоннажных промысловых судов для камчатского ООО «РПЗ "Сокра"». «Сейчас у рыбоперерабатывающей компании поменялся собственник, и, насколько знаю, он эти проекты реализовывать не планирует», – сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский.
Возникли проблемы у «Северной верфи» (входит в ОСК) по строительству четырех морозильных траулеров-процессоров проекта 170701 для группы «Норебо». Эти суда предназначались для лова минтая и сельди в Охотском и Беринговом морях.
В настоящий момент происходит юридическое расторжение договорных обязательств, уточнил директор департамента гражданского судостроения АО «ОСК» Алексей Надыршин. По его словам, в отведенные сроки, оговариваемые контрактом, реализовать данные суда оказалось невозможно, рыбопромышленник решил выйти из этого проекта и рассматривает создание траулеров в рамках второго этапа инвестквот. Впрочем, в Росрыболовстве проинформировали, что официального извещения о расторжении договора к ним еще не поступало.
В то же время имеется прецедент, когда крупный заказчик берет на себя постройку флота. На Камчатке таким путем пошел Рыболовецкий колхоз им. Ленина. Подконтрольное ему ООО «НПЦ “Торсиотест”» в Петропавловске-Камчатском намерено выпустить шесть малых рыболовных сейнеров типа «Нельма» (МРС-150) проекта 04130. Два из них на сегодняшний день рыбаки получили.
«Предприятие планирует сдать суда вовремя, потому что строит само», – пояснил Андрей Здетоветский.
Флот растет в цене
Действительно, прекращение деловых связей с западными поставщиками судового комплектующего стало серьезным вызовом для российских судостроителей.
«Там, где должны были получить из недружественных стран силовое и рыбоперерабатывающее оборудование, происходит замена на альтернативное, в том числе из дружественных государств. Идет [взаимодействие] с нашими машиностроителями по выпуску двигателей, они пытаются подойти к этому снаряду. Мы понимаем, это долго, и они информируют нас, что это долго и нет необходимых мощностей. Пока ставим силовые установки иностранные», – рассказал президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
На ход исполнения заказов влияет также непростое финансово-экономическое положение верфей. Тем более проекты промысловых судов сильно подорожали. «На момент заключения [контрактов по строительству] они были недешевы – 120-150% от мировой цены, – обращает внимание замглавы Росрыболовства Василий Соколов. – То, что не сразу стали строиться, а с большим лагом, привело к тому, что сейчас это другие цены». К сведению, средняя стоимость краболова, по данным ВАРПЭ, составляет 1,5-1,8 млрд руб.
В проблемах с реализацией заказов дальневосточные предприятия не стали исключением. Так, на Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) в высокой степени готовности – свыше 90% – находятся два краболова, хотя работа по их завершению затормозилась (предполагается, что они все же будут переданы рыбакам в третьем квартале этого года).
Ранее в ВАРПЭ сообщали, что была остановлена программа возмещения затрат на строительство краболовных судов на верфях ДФО. Помимо этого, дальневосточные судостроители должны были получить дополнительную господдержку, которая не доведена в полном объеме.
«Вышло постановление, как поднять производство на Дальнем Востоке. На первичном этапе оно было обеспечено средствами, потому что не было большого объема сданных судов. Дальше возникла некая пауза: то есть суда стали сдаваться, а финансирование обеспечено не было», – свидетельствует директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац.
Судостроителям доплатят
К ситуации подключилась прокуратура, у которой возникли вопросы с финансированием и ценообразованием по программе инвестквот. «Еще в прошлом году мы провели комплексную проверку по Объединенной судостроительной корпорации. Непосредственно отметили, что изначально стоимость кораблей была не проработана, принималась абы как, не сработали ни внутризаводские системы контроля за ценообразованием на суда, ни корпоративные: все проекты являлись крупными сделками, проходили через ОСК», – рассказал представитель Генпрокуратуры РФ Артем Синявский, добавив, что по НСРЗ, который не входит в Объединенную судостроительную корпорацию, вопрос будет изучен отдельно.
Под проверку попадут и разработчики судового оборудования, которым государство выделяет деньги по линии НИОКР. «Посмотрим, кто отстает. Нужно обеспечить дисциплину не только судостроителей, но и производителей агрегатов и силовых установок», – заявил Артем Синявский.
Тем временем Центр технологии судостроения и судоремонта провел экспертизу по состоянию дел при строительстве промыслового флота. Определена сумма в 21,5 млрд руб. для дофинансирования верфей, которая должна быть обеспечена по линии Минсельхоза и Минпромторга.
Средства будут выделяться в течение 2024-2027 годов, уточнили в Министерстве промышленности и торговли, причем первые 9,2 млрд руб. – в этом.
«Минпромторг 4,6 млрд руб. уже изыскал, правовой акт подготовил, внес в правительство, сейчас ожидается его выпуск. Ориентировочный срок доведения средств – к октябрю. Оставшиеся 4,6 млрд будут доведены к концу ноября-началу декабря», – сообщил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Микаил Ибрагимов.
Также утвержден размер льгот по дальневосточным предприятиям. У верфей региона определена потребность в 6,4 млрд руб., из которых 3,2 млрд руб. выделено. По оставшейся сумме решение в настоящий момент согласовывается с Минфином. Доведение финансирования до судостроителей ожидается в ближайшие два-три месяца, пообещал Микаил Ибрагимов.
По итогам 2024 года отечественные производители намерены передать рыбакам 19 судов, из которых на сегодняшний момент сдано семь. В Минпромторге заверили, что рисков по сдаче этого флота не видят.
Однако процесс исполнения заказов рыбаков зачастую непрозрачный, указывает Андрей Здетоветский, и перенос сроков постройки влияет на бизнес промысловиков. «Увеличение ключевой ставки и сегодняшняя задержка производства [флота] все более и более сложно отражаются на финансово-экономической стабильности [рыболовецких] предприятий», – подчеркивает министр рыбного хозяйства Камчатки.