Китай поставил рекорд по импорту энергетического угля из РФ. В мае показатель вырос до 4,58 млн тонн – таких цифр не было с начала 2024 года.
Как пишет «Коммерсант», причин для роста поставок несколько: во-первых, это засушливая весна. В апреле и мае — ГЭС Китая «Три ущелья» работала с загрузкой на 30% ниже прошлого года. Уголь закупали на электростанции.
Кроме того, увеличению импорта способствует сокращение собственной добычи энергетического угля. Так, она упала на 2% год к году в апреле и продолжила снижаться в мае из-за убытков – цены не растут.
И, наконец, третья возможная причина – это начало тренда на снижение портовых запасов. Однако, по мнению экспертов, в дальнейшем импорт угля в Китай из России может снизится, так как правительство КНР заинтересовано в поддержке внутреннего производителя. Однако, говорят специалисты, альтернативным рынком может стать Южная Корея.
Напомним, East Russia регулярно публикует обзор на угольную промышленность в моменте. Пульс угля — 9 июня 2025 можно почитать тут.
На европейском рынке угля продолжился рост котировок выше 109 долл./т. Поддержку ценам оказали температуры выше нормы и значительное сокращение запасов на складах ARA. Кроме того, энергетическая компания EDF предупредила, что высокая температура и падение уровня воды в реке Рона (Франция) приведут к снижению атомной генерации. Тем не менее, на закрытии торгов в пятницу (4 июля) индексы утратили свои позиции и вернулись к значениям прошлой недели на уровне 104–105 долл./т.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 404.81 долл./1000 м3 (-18.92 долл./1000 м3 к 25.06.2025 г.) на фоне стабильных поставок из Норвегии и рекордных закупок СПГ за весь период наблюдений за июнь. В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 60%. По состоянию на 02.07.2025 г. запасы на складах ARA достигли 3-летнего минимума и составили 2.87 млн т. (-0.30 млн т. к 25.06.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 в течение недели двигался вверх вслед за европейским рынком, превысив отметку в 99 долл./т. Но также опустился на уровень прошлой недели в 94-95 долл./т. Поддержку ценам оказывал сход вагонов, произошедший 30 июня, в результате которого обе ветки, ведущие к угольному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT), оказались закрыты. В связи с инцидентом поставщики могут не успеть пополнить складские запасы в порту до начала техобслуживание ж/д сети, которое пройдет с 15 по 26 июля.
Запасы на терминале RBCT также находятся на низком уровне и составляют 3.6 млн т. Данная ситуация вызывает опасения у участников рынка, поскольку в преддверии техобслуживания нормой считается 5 млн т.
Ставки на автоперевозки угля в июне подросли, что стало результатом ухода 300-400 единиц техники из-за неблагоприятной конъюнктуры на угольном рынке. Транспортировка от месторождения Witbank до RBCT подорожала с 26.53 долл./т. до 27.92-30.72 долл./т. Ожидается, что транспортные тарифы продолжат увеличиваться на фоне укрепления угольных котировок.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao немного укрепились, составив 86 долл./т. на фоне сокращения запасов в портах. Компания Shenhua повысила закупочные цены, и поставщики сохраняют оптимизм. Однако при текущих ценах угольные компании по-прежнему терпят убытки в размере 2.8-4.2 долл./т. Поставщики ожидают, что генерирующие компании будут вновь активно пополнять запасы в преддверии пика потребления, который приходится на конец июля.
Запасы в 9 крупнейших портах упали до 27.60 млн т. (-0.97 млн т. к 25.06.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 14.33 млн т. (+0.43 млн т.), потребление увеличилось до 845 тыс... т./день (+41 тыс... т./день к 25.06.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 71.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR незначительно укрепилась до 39.5 долл./т.
Индонезийские котировки двигались разнонаправлено, несмотря на ограниченный спрос со стороны Индии и неблагоприятные погодные условия. Ввиду низкого спроса власти Индонезии понизили на первую половину июля индекс цен HBA на средне- и низкокалорийный уголь, повысив при этом индекс на высококалорийный материал.
Некоторые поставщики объявили форс-мажор по отгрузкам из-за обрушившегося 29 июня моста в районе Lahat на Суматре. В результате инцидента перевозки угля автотранспортом по мосту Muara Lawai были приостановлены. Данная ситуация может привести к задержкам в отгрузках в адрес таких стран, как Китай, Вьетнам, Таиланд и Южная Корея.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался ниже 110 долл./т. после роста неделей ранее. Австралийские власти обнародовали прогноз, согласно которому ожидают падения объемов экспорта и доходов от экспорта энергетического угля. Власти пересмотрели прогноз по экспорту в сторону понижения на финансовый 2025 г. до 207 млн т. (-7 млн т.), а также до 204 млн т. на 2026 г. (-3 млн т.) и до 200 млн т. на 2027 г. (-2 млн т.). При этом бенчмарк на поставки высококалорийного угля в Японию прогнозируется на уровне 119 долл./т. FOB Newcastle в 2026 г. и 120 долл./т. FOB в 2027 г. Средняя цена на уголь 6322 ккал/кг GAR прогнозируется на уровне 107 долл./т. FOB в 2025 г. и 109-111 долл./т. в 2026-2027 гг.
Индекс австралийского металлургического угля HCC вырос почти на 10 долл./т. до 182 долл./т., что обусловлено ограниченным предложением на спотовом рынке со стороны Австралии. Также поддержку котировкам оказал рост внутренних цен на коксующийся уголь в Китае в связи с сокращением добычи и запасов на складах.
Власти Австралии также понизили прогноз по экспорту металлургического угля в финансовом 2025 г. до 147 млн т. (-8 млн т.), в 2026 г. до 160 млн т. (-3 млн т.) и в 2027 г. до 169 млн т. (-4 млн т.). Снижение прогноза на 2025 г. обусловлено неблагоприятными погодными условиями, которые негативно отразились на добыче в штате Квинсленд и отгрузках в портах. Спрос со стороны иностранных покупателей до конца 2025 г. ожидается на значительном уровне благодаря росту производственной активности в Индии, включая строительный и автомобильный сектора.
Согласно показателям финансового состояния предприятий угольной отрасли России, сальдированный убыток российских угольных компаний в 2025 г. может составить 300-400 млрд руб., если ситуация с курсом рубля и процентными ставками не изменится. С учетом внесения изменений по некоторым компаниям, некорректно подавшим статистику по прибыли/убыткам, цифра может превысить 400 млрд руб.
Кризис в российской угольной отрасли набирает обороты. За январь-апрель 2025 г. убыток уже составил более 112 млрд руб., что эквивалентно показателю за весь 2024 г. на уровне 112.6 млрд руб.
Одна из ключевых проблем угольной промышленности является высокая закредитованность. В текущее время объем выданных кредитов составляет 1.2 трлн руб. и к концу 2025 г. может вырасти до 1.4-1.5 трлн руб.
Кроме того, из-за оптимизации расходов компаний и ограничения доступного финансирования, инвестиции в отрасль продолжают падать. Угольные предприятия вынуждены сокращать свои инвестиционные планы не только в части развития, но и в поддержание текущего уровня добычи и проекты по промышленной безопасности.
Количество убыточных предприятий за январь-апрель 2025 г. составило 81 из 123, или 66%. 18 угольных предприятий уже приостановили добычу.
Компания Мечел прогнозирует, что по итогам 2025 г. ее отгрузки угля упадут на 25% по сравнению с 2024 г., что обусловлено кризисом на угольном рынке. Кроме того, из-за серьезных финансовых трудностей на фоне увеличения долга до 200 млрд руб. рассматривается возможность продажи активов, включая Кузбассэнергосбыт, Южно-Кузбасский ГРЭС, Южно-Уральский никелевый комбинат и Москокс. Также компания сменила генерального директора.
Южный Кузбасс, входящий в Мечел, сократил объем добычи марок угля, которые нерентабельны на сегодняшний день. В компании Якутуголь падение объемов производства ожидается на уровне 10-15%.
На показателях также негативно отразился пожар на угольном складе обогатительной фабрики. В текущее время добыча полностью приостановлена на шахте Ольжерасская-Новая в Кузбассе.
В 2024 г. чистый убыток Мечела составил 37 млрд против прибыли в 2023 г. в размере 22.3 млрд рублей.
Добыча компании по итогам 1 полугодия 2025 г. упала до 3.7 млн т. (-1.4 млн т. к 1 полугодию 2024 г.).
Шахта Спиридоновская в Кузбассе прекратила добычу угля в июне из-за отсутствия финансирования. Задолженность по заработной плате, которая не выплачивается с мая, перед 900 сотрудниками достигла 90 млн руб. В связи с этим 760 работников получили уведомление о сокращении. Кроме того, власти региона считают целесообразным законсервировать шахту.
Шахта Спиридоновская, созданная на мощностях ранее обанкротившегося шахтоуправления Карагайлинское, приступила к добыче коксующегося угля в 2023 г. Однако в 2023 г. предприятие получило убыток в размере 0.4 млрд руб., который по итогам 2024 г. увеличился в 4.5 раза до 1.8 млрд руб.
С начала 2025 г. доля убыточных угледобывающих компаний в России увеличилась до 63%.
В январе-июне 2025 г. Спиридоновская добыла 242 тыс... т. (-120 тыс... т. или -50% к январю-маю 2024 г.). Совокупная добыча на шахте в 2024 г. составила 560 тыс... т.
Производство угля в Кузбассе, где ведется добыча высококачественного угля, по итогам января-июня 2025 г. составила 96.9 млн т. (-6.1 млн т. или -5.9% к январю-июню 2024 г.).
На Дальнем Востоке наблюдается рост добычи каменного угля в регионах, где также развиваются логистические проекты, направленные на вывоз угля в экспортном направлении. При этом в сфере добычи углеводородного сырья, в отсутствие видимого роста показателей добычи, планируется расширение сырьевой базы в Якутии. Кроме того, в макрорегионе планируется реализовать ряд проектов в сфере производства СПГ, в том числе при участии китайского капитала.
Часть дальневосточных регионов демонстрирует позитивную динамику в угледобыче – рост наблюдается в Якутии и Амурской области, на Чукотке. В Якутии за пять месяцев текущего года было произведено 22 млн тонн угля, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Основной объем обеспечили компании «Эльгауголь» («Эльга» А.Авдоляна и А.Исаева), «Колмар» и «Якутуголь» («Мечел»), хотя об итогах добычи на каждом из предприятий не сообщалось.
Напомним, что для Эльгинского проекта был построен аэропорт «Эльга» (открыт в апреле 2024 г.), рассчитанный для перелетов из других регионов работников предприятия. Весной 2025 г. аэропорт расширил географию полетов – запущены рейсы в Новосибирск, Красноярск, Читу, Новокузнецк. В первом квартале текущего года пассажиропоток аэропорта составил порядка 20 тыс. человек. В июне было запланировано открытие перелетов в Благовещенск.
Также компания «Эльга» в апреле текущего года приступила к строительству второго пути на Тихоокеанской железной дороге (ТЖД), соединяющей Эльгинское месторождение с портом Эльга на мысе Манорский в Хабаровском крае, – ведется отсыпка земляного полотна и укрепление откосов насыпи на участке протяженностью 531 км. Благодаря созданию второго пути предполагается увеличить пропускную способность магистрали с 30 млн до 50 млн тонн угля в год. Общая длина дороги с учетом разъездов составляет 626 км.
Объем добычи угля в Амурской области за январь-май 2025 г. достиг 1,93 млн тонн, увеличившись на 27% относительно января-мая прошлого года. Добычу ведут АО «Амурский уголь» и ООО «Огоджинская угольная компания» («Эльга» А.Авдоляна и А.Исаева). По итогам пяти месяцев года «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) и Северо-Восточном разрезе (Райчихинск) отчитался о росте добычи бурого угля на 30%, а в «Огоджинской угольной компании» сообщили о росте производственных показателей на 22,5%.
Следует отметить, что в июне «Огоджинская угольная компания» завершила строительство первой очереди железной дороги «Огоджа – Февральск» в Амурской области, ее протяженность составила 72 км. После завершения строительства длина железнодорожных путей от Огоджинского месторождения до станции Февральск на Байкало-Амурской магистрали должна составить 140 км (в рамках второго этапа предстоит проложить еще 68 км). Начало эксплуатации дороги намечено на сентябрь 2025 г.
Ожидается, что после запуска железной дороги ежегодный объем перевозок с Огоджинского месторождения составит 7 млн тонн угля, но это только начало проекта. На месторождении к 2028 г. планируется запустить обогатительный комплекс, состоящий из семи фабрик общей производительностью 32 млн тонн угля в год. В апреле прошлого года началось строительство первой обогатительной фабрики производительностью 2 млн тонн угля в год. На текущий год намечен ее ввод в эксплуатацию.
Между тем в Чукотском АО с начала года наблюдалось снижение добычи на основном угольном проекте региона, ориентированном на экспорт. Так, компания «Берингпромуголь» в январе-апреле 2025 г. добыла 473 тыс. тонн каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле, сократив показатель на 15,7% относительно аналогичного периода 2024 г. Однако по итогам января-мая объем добычи «Берингпромуголь» достиг 624,5 тыс. тонн, увеличившись на 11,3% относительно аналогичного периода годом ранее. Тем самым можно говорить о новом росте добычи с мая.
При этом на Чукотке возобновился и рост добычи бурого угля – по итогам января-мая было добыто 23,6 тыс. тонн силами ОАО «Шахта «Угольная» на Анадырском месторождении, что на 31% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Объем добычи бурого угля в регионе формируется исходя из контрактов на поставку угля местным заказчикам (АО «Чукоткоммунхоз», АО «Чукотэнерго»).
В Сахалинской области ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает строительство магистрального конвейера в Углегорском районе, соединяющего Солнцевский угольный разрез с морским портом Шахтёрск (западное побережье Сахалина, Углегорский городской округ). Завершение работ намечено на третий квартал 2025 г. Данный угольный конвейер должен стать наиболее крупным в стране – его протяженность составит 23 км.
При этом ранее ввод объекта неоднократно переносился. Завершить строительство и начать эксплуатацию конвейера ВГК рассчитывала в 2023 г., затем сроки были перенесены на 2024 г. Летом 2023 г. в компании объяснили изменение сроков завершения строительства объекта проблемами при поставках необходимого оборудования. Монтаж конвейера начался еще в декабре 2020 г.
Стоимость реализации проекта в 2019 г. оценивалась в более чем 7 млрд рублей, однако в дальнейшем сумма увеличилась до более чем 22 млрд рублей. ВГК рассчитывает, что благодаря конвейеру будут увеличены объемы транспортировки угля в порт Шахтёрск с 9,1 млн тонн (по итогам 2019 г.) до 20 млн тонн в год. На сегодняшний день уголь в порт поставляется автотранспортом. В 2024 г. ВГК планировала довести добычу угля на Сахалине до 15,2 млн тонн, однако об итогах производства и отгрузки в порту не сообщалось. Результат добычи в 2023 г. составил 13,2 млн тонн угля, увеличившись на 16,8% относительно 2022 г., тогда же через порт Шахтёрск ВГК было отгружено более 13,1 млн тонн твердого топлива.
В сфере добычи углеводородных ресурсов в Сахалинской отрасли сохраняется отрицательная динамика по шельфовым проектам, что отражается на динамике добычи полезных ископаемых в регионе (в январе-апреле 2025 г. индекс сократился до 95,7%). В Якутии зафиксированный по итогам января-апреля текущего года небольшой рост в добывающей промышленности (+5,3% относительно аналогичного периода прошлого года) обеспечен прежде всего угледобычей, где наблюдался рост на 10,4%, добычей металлических руд (рост на 10%). Таким образом можно предположить, что в республике также продолжалось снижение добычи углеводородов.
Тем не менее в Якутии планируется осуществлять разведку газовых месторождений. Компании «АЛРОСА» и «Сахатранснефтегаз» намерены вести геологоразведку Улугурского и Эргеджейского месторождений – через совместное предприятие «Улугурнефтегаз». На каждом из участков месторождений уже проведены полевые сейсморазведочные работы на 300 погонных километрах. К августу текущего года планируется подготовить отчеты, по которым будет приниматься решение о начале поисково-оценочного бурения. Полный цикл геологоразведки и постановку запасов на госбаланс предполагается осуществить до конца 2027 г.
Реализация проекта началась осенью 2024 г. Общая площадь Улугурского лицензионного участка (Ленский и Сунтарский районы) составляет 4,2 тыс. кв. км, его прогнозируемые ресурсы оцениваются в 7,3 млн тонн нефти и 217,3 млрд куб. м газа. Эргеджейский лицензионный участок (Олёкминский и Сунтарский районы) расположен на территории в 3,1 тыс. кв. км. Его прогнозируемые запасы составляют 15 млн тонн нефти и 78,3 млрд куб. м газа.
Между тем «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) по результатам 2024 г. увеличила ресурсную базу – объем совокупных ресурсов природного газа по итогам прошлого года вырос до 1 370 млрд куб. м (против 1 340 млрд куб. м в 2023 г.). Годовой объем добычи компании в 2024 г., тем не менее, сократился и составил 1,83 млрд куб. м против 1,96 млрд куб. м газа в 2023 г.
Тем временем нефтегазовый проект «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа) в мае, согласно решению совета ЕС, был в очередной раз освобожден от соблюдения потолка цен на нефть (60 долларов за баррель) – до 28 июня 2026 г. Частичное смягчение санкционных ограничений для проекта связано с организацией поставок нефти в Японию.
Напомним, что японские компании Mitsui и Mitsubishi, наряду с ПАО «Газпром», являются совладельцами оператора проекта ООО «Сахалинская энергия». В Японии проект «Сахалин-2» рассматривается как значимый для обеспечения энергетической безопасности страны. Проект был впервые освобожден от ограничений по соблюдению потолка цен в декабре 2022 г., в дальнейшем действие исключений регулярно продлевалось. Производство СПГ в рамках «Сахалин-2» в 2024 г. составило 10,2 млн тонн, сократившись на 2% относительно 2023 г. Следует также отметить, что по итогам первого квартала 2025 г. было зафиксировано снижение экспорта российского СПГ в Китай (значительная часть которого поступает с проекта «Сахалин-2») – на 18,8% относительно аналогичного периода 2024 г., до 1,328 млн тонн[1].
При этом в ДФО планируется реализовать ряд небольших проектов по производству СПГ, ориентированных в том числе на экспорт. Правительство Хабаровского края и ООО «Дальневосточная корпорация Синьсин – Хабаровский СПГ» (структура китайской «Корпорации энергетической промышленности Чжуню Синьсин») в мае подписали соглашение о строительстве в регионе завода СПГ мощностью 80 тыс. тонн в год. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 3,2 млрд рублей. В настоящее время инвестор ведет поиск площадки на территории Хабаровского района. В качестве сырья для завода планируется использовать газ трубопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Предполагается, что продукция завода будет экспортироваться в Китай (47 тыс. тонн), а также поступать на внутренний рынок РФ (33 тыс. тонн). Стоит отметить, что ранее (в сентябре 2021 г.) инвестор уже сообщал о планах по созданию такого производства в Хабаровске. Тогда сроки реализации проекта были намечены на 2025 г. Тем не менее новые сроки определены заново в рамках 2028-29 гг.
В Приморском крае, в городе Спасске-Дальнем планируется запустить малотоннажное производство СПГ, который в том числе будет поставляться через экспортный терминал на границе с КНР. Инвестором проекта выступит компания «Аврора СПГ»[2]. Объем вложений оценивается в 3,3 млрд рублей. Предполагается, что комплекс будет состоять из двух производственных линий, его мощность по сжижению природного газа составит 32 тыс. тонн в год.
Планы «Авроры СПГ» также включают создание заправочной инфраструктуры на трассе «Уссури» - компания строит в регионе КриоАЗС (сеть станций для заправки транспортных средств, использующих СПГ). В 2024 г. «Аврора СПГ» запустила комплекс «Аврора СПГ Владивосток» в рамках ТОР «Приморье» мощностью 20 тыс. тонн продукции в год.
Кроме того, компания «ПСК Трансгаз» (группа «Трансгаз» ПАО «Газпром») в рамках СПВ в Приморье намерена запустить производство автономных систем газо- и теплоснабжения на сжиженном углеводородном газе (СУГ). Производство мощностью 210 установок в год (включая шесть модульных котельных) предполагается разместить в селе Вольно-Надеждинское (Надеждинский район). Следует отметить, что группа «Трансгаз» уже располагает в Приморье комплексом по приемке, хранению и переработке СУГ (в рамках СПВ).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По итогам 2024 г. Россия увеличивала объем поставок СПГ в Китай на 3,29%, до 8,3 млн тонн.
[2] Принадлежит бывшему топ-менеджеру «Газпрома» А.Дмитриеву.
Котировки энергетического угля на европейском рынке скорректировались вниз до 104 долл./т. после заявлений Дональда Трампа о соглашении о прекращении огня между Ираном и Израилем.
При этом цены на энергоносители на мировых рынках достигали максимума в понедельник после воскресного удара США по ядерным объектам Ирана. Цены на газ на хабе TTF приближались к
500 долл./1000 м3, европейский индекс угля по итогам дня превышал 108 долл./т, а объем торгов бумажными контрактами на уголь на бирже ICE составил более 4.2 млн т., что стало максимальным значением с начала года.
Запасы угля на терминалах ARA остаются на минимальных уровнях с марта 2022 г.: 3.17 млн т. (-0.01 млн т. за неделю).
Газовые котировки на хабе TTF оставили 430 долл./1000 м3 (-42 долл./1000 м3 к 18.06.2025 г.). ПХГ Европы заполнены почти на 56,9% против 54,1% неделей ранее.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 95 долл./т. Уголь 5500 ккал/кг подешевел до 66.00 долл./т.
Южноафриканский оператор Transnet за пять месяцев 2025 г. перевез около 23 млн т. угля в адрес терминала Richards Bay. Если динамика перевозок сохраниться, то по итогам года следует ожидать результата в 55.5 млн т. (+7% к результатам 2024 г. в 51.9 млн т.). Улучшение показателей стало результатом снижения числа краж электрического кабеля на ж/д путях, а также вводом дополнительных локомотивов. При этом ранее сообщалось, что Transnet поставила цель по перевозке 63 млн т. угля по итогам 2025 г., для чего, в частности, был сокращен период ежегодных ремонтных работ.
Спрос на южноафриканский материал в Индии остается под давлением: сезон муссонов сдерживает промышленную активность в стране. Также ряд производителей губчатого железа сократил загрузку производственных мощностей из-за падения цен на свою продукцию. На фоне роста цен на железную руду это может привести к вытеснению южноафриканского угля из этого сегмента индийского рынка. Ранее сообщалось, что металлургические заводы для поддержания рентабельности вынуждены переходить на более дешевый местный уголь.
Управление по инвестициям Зимбабве (Zida) одобрило предложение китайской компании Yuanlin Energy Investments о строительстве угольной ТЭС мощностью 600 МВт в провинции Северный Матабелеленд. Средняя стоимость проекта электростанции Kalungwizi составит 2 млрд долл. США. Электростанция будет работать на местном угле.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 85-87 долл./т.
На внутреннем рынке Китая наблюдается улучшение настроений. Жаркая погода распространилась на многие провинции, что привело к росту спроса на кондиционирование. Кроме того, поддержку ценам оказала недавняя кампания по проверке безопасности на шахтах (в результате 36 предприятий мощностью 96 млн т./год приостановили работу). Так, в основных регионах добычи был зафиксирован ряд повышений цен на 10-20 RMB/т (1.40-2.80 долл./т.) после того, как конечные потребители в нескольких неэнергетических секторах и ряд трейдеров перешли к увеличению закупок в ожидании дальнейшего роста цен в ближайшие пару недель.
Кроме того, прогнозы указывают на ограниченную вероятность дальнейшего снижения цен как в регионах добычи, так и в портах погрузки, поскольку многие шахты работают на уровне безубыточности или являются убыточными (согласно данным Shaanxi Coal, примерно 33% угольных шахт Китая работают в убыток). Трейдеры в портах погрузки также терпят убытки при текущих ценах.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 28.63 млн т. (-0.03 млн т. за неделю), что, тем не менее, на 1.37 млн т. больше аналогичных показателей прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал ниже 73 долл./т, оставаясь под давлением на фоне низкого спроса со стороны Китая и Индии.
Индекс NEWC австралийского материала 6000 ккал/кг консолидировался в районе 110 долл./т.
Австралийский NEWC вел себя аналогично европейскому API2 и южноафриканскому API4: максимум в районе 113 долл./т был достигнут в понедельник, после чего началась коррекция.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 174 долл./т. На рынке металлургического угля продолжается нисходящий тренд. Индийские потребители остаются в ожидании обновленной информации от правительства о квотах на импорт металлургического кокса.
Кроме того, производственная активность в стране снижена из-за муссона. На рынке же имеется достаточное количество премиального материала, что дополнительно давит на цены. При этом, на внутреннем рынке Китая наблюдался слабый рост цен на коксующийся уголь (в частности, форвардных контрактов на Dalian Commodity Exchange) на фоне ужесточения проверок безопасности на добывающих предприятиях и активизации потребителей, пополняющих запасы материала.
Австралийский производитель Foxleigh и японская Nippon Steel согласовали бенчмарк на уголь PCI на второй квартал 2025 г. в размере 146.00 долл./т FOB Australia. В первом квартале бенчмарк составил 154.50 долл./т FOB.
РЖД прогнозируют отставание от плановых показателей по экспортным поставкам угля из Кузбасса в восточном направлении, которое по итогам 2 квартала 2025 года может составить 0.8 млн т. За первые 5 месяцев 2025 года план оказался не выполнен примерно на 0.6 млн т.
Кузбасские предприятия сокращают добычу и экспорт на фоне низких цен, высоких логистических расходов и западных санкций. Для снижения рисков недозагрузки мощностей РЖД предлагают перейти на принцип "вези или плати" в договорах с угольными компаниями.
Совокупный экспорт из Кузбасса сократился по итогам января-мая до 43.6 млн т. (-1 млн т. или -2.6% к январю-маю 2024 г.). Из них на Восточный полигон пришлось 21.5 млн т. (-0.6 млн т. или -2.8% к январю-маю 2024 г.).
В Новосибирской области произошел сход с рельсов трех вагонов с углем и тепловоза. Инцидент случился во время маневровых работ при подаче составов с подъездных путей разреза Богатырь.
Для ликвидации последствий привлечена специализированная железнодорожная техника. Прокуратура устанавливает причины происшествия.
Разрез Богатырь получил в 2021 году лицензию на разработку недр и добычу угля в Новосибирской области. Добыча на разрезе началась во второй половине 2024 г. По итогам января-мая 2025 г. экспорт предприятия составил 0.5 млн т. антрацита.
В настоящее время проводятся строительно-монтажные работы на объектах железнодорожной инфраструктуры разреза и объектах энергоснабжения, также ведутся вскрышные работы.
Котировки энергетического угля на европейском рынке укрепились выше 105 долл./т. вслед за ценами на все энергоносители на фоне эскалации геополитической напряженности на Ближнем Востоке.
Поддержку также оказало сокращение запасов угля на терминалах ARA ниже 3.2 млн. т., что стало минимальным значением с марта 2022 г. Информация о качестве хранящегося угля неясна. По мнению участников рынка, менее 1 млн. т. составляют материалы с высоким содержанием серы или золы. Согласно оценкам, текущие запасы могут обеспечить потребление в течение трех месяцев максимум. Однако, это не вызывает беспокойства у участников рынка, из-за высокой доли ВИЭ в электрогенерации. Так, в Германии доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии за последнюю неделю выросла до 80% с 77% за предыдущие семь дней. На долю ископаемого топлива пришлось 20% производства энергии на прошлой неделе, при этом доля каменного угля составила 2% по сравнению с менее 3% на предыдущей неделе.
Европейский газовый рынок рос на новостях с Ближнего Востока. Газовые котировки на хабе TTF поднялись до 472 долл./1000 м3 (+52.35 долл./1000 м3 к 11.06.2025 г.). В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 54.1%.
Южноафриканский оператор Transnet сократил на три дня срок ежегодного планового ремонта ж/д линии, соединяющей угольные месторождения в провинциях Mpumalanga, Limpopo и KwaZulu Natal с портом Richards Bay.
Согласно новому графику, линия будет закрыта с 15 по 26 июля. Transnet пояснила, что изменение было сделано с целью снижения операционных рисков, в частности, усталости работников, а также из-за «риска невыполнения заявленных объемов». Transnet поставила цель по перевозке 63 млн. т. угля по итогам 2025 г.
Спрос на уголь в Индии был ослаблен ранним муссоном, который сдерживает промышленную активность и спрос на электроэнергию в стране. Цены на губчатое железо, производители которого являются основным потребителем южноафриканского угля 5500 ккал/кг NAR, имеют тенденцию к снижению. В результате металлургические заводы для поддержания рентабельности вынуждены переходить на более дешевый местный уголь. Производители цемента также переключаются на внутренний продукт.
По данным участников рынка, часть трейдеров держит на складах непроданные партии южноафриканского материала, которые они стремятся реализовать, что продолжает оказывать давление на цены.
Индекс южноафриканского угля 6000 превысил 95 долл./т. Котировки угля 5500 консолидировались в районе 67 долл./т.
Увеличение объемов потребления угля в прибрежных регионах Китая и ожидающееся распространение жаркой погоды на центральные регионы страны оказывают поддержку внутреннему рынку энергетического материала. При этом участники рынка сохраняют осторожность в прогнозах, приведет ли это к значительному росту цен FOB. Ожидается, что спрос на кондиционирование для жилых помещений будет расти и достигнет пика в следующем месяце (в настоящее время спрос в ряде провинций по-прежнему сдерживается дождливой погодой).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остаются относительно стабильными на уровнях 85-87 долл./т.
Национальная ассоциация угольной промышленности Китая подтвердила свой прогноз, согласно которому в этом году внутреннее производство может вырасти на 5%, превысив ожидаемый рост спроса на 1.5-2.0%. В секторах энергетики и химической промышленности прогнозируется небольшой рост спроса, тогда как в сталелитейной и строительной промышленности ожидается снижение.
По мнению представителей энергетических компаний, высказанному на конференции Coaltrans в Пекине, несмотря на текущую слабую динамику спроса, потребление энергетического угля в Китае для нужд электроэнергетики достигнет пика в 2025–2026 гг. Прогноз соответствует национальной стратегии, изложенной Госсоветом Китая в июле 2024 г., которая предписывает строгий контроль над ростом потребления угля до 2025 г., с последующим постепенным сокращением в течение следующих пяти лет.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 28.66 млн. т. (-0.28 млн. т. к 11.06.2025 г.), что, тем не менее, на 1.96 млн. т. больше аналогичных показателей прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 73 долл./т. Индонезийский материал остается под давлением на фоне низкого спроса со стороны Китая и Индии. В настоящее время предложения на уголь 3800 ккал/кг NAR составляют около 39-40 долл./т. FOB. Между тем, производители и трейдеры начинают сопротивляться дальнейшему снижению цен, чтобы минимизировать потенциальные потери на быстро падающем рынке. По мнению ряда участников, рынок может достичь дна в ближайшее время.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подорожал до 109 долл./т. на фоне продолжающихся логистических проблем из-за наводнений в Hunter Valley.
Напряженность на Ближнем Востоке стала дополнительным фактором поддержки для цен на высококалорийный австралийский материал.
Среднее время ожидания погрузки материала на судно в порту Newcastle увеличилось до трех недель. В начале недели в очереди в порту Newcastle было зарегистрировано почти 90 судов. Некоторые покупатели энергетического угля стали рассматривать порт Kembla в качестве альтернативного пункта отгрузки. Kembla расположен в 275 км к югу от Newcastle и доступен по ж/д, однако составы с углем должны будут объезжать пригородную сеть Сиднея по удлиненному маршруту. Кроме того, Kembla имеет меньшую пропускную способность, также она нуждается в регулярных работах по техническому обслуживанию, ближайшие из которых запланированы на 16-21 июня.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 180 долл./т. в рамках продолжающегося нисходящего тренда. На внутреннем рынке Китая цены на коксующийся уголь остаются под давлением из-за достаточного предложения вследствие больших запасов, а также ожиданий дальнейшего снижения цен на кокс.
Индийские потребители остаются в ожидании обновленной информации от правительства о квотах на импорт металлургического кокса, срок действия которых истекает 30 июня. Большинство считает, что квоты на импорт будут продлены на следующие шесть месяцев, поскольку антидемпинговое расследование в отношении импорта металлургического кокса продолжается.
Российское правительство готово выделить 6 млрд рублей на компенсацию скидки 12,8% для железнодорожных перевозок угля в порты Северо-Запада и Юга. Однако эта сумма покрывает лишь треть от необходимых 17 млрд рублей для вывода экспорта в зону нулевой рентабельности (12 млрд руб для северо-западного направления и 5 млрд руб – для южного).
При этом участники рынка сомневаются в эффективности меры, поскольку на юге грузопоток ограничен инфраструктурными мощностями, а экспорт через порты Северо-Запада нецелесообразен из-за высоких фрахтовых ставок в направлении стран АТР, в которые были перенаправлены поставки российских угольных компаний.
При этом компании Хакасии получат приоритет, но каждое предприятие будет рассматриваться индивидуально и объем поддержки будет определяться в зависимости от финансового состояния. Для получения государственной помощи предприятия должны будут подтвердить свою убыточность, размер долговой нагрузки и показатель EBITDA.
Министр энергетики России заявил, что предприятия угольной отрасли, получившие государственную помощь, должны будут подтвердить свою эффективность и возместить бюджетные расходы.
Ведомство изучает ситуацию каждой компании, анализирует причины сложившегося положения и возможные пути решения. Хотя спектр мер поддержки широк, государство выдвинет обязательное условие: угольщики должны показать свою эффективность и в дальнейшем компенсировать выделенные на их поддержку средства.
Таким образом, субсидии и льготы не станут безвозмездной помощью — угольные компании должны будут вернуть государству потраченные ресурсы.
По итогам 1 квартала 2025 г. сальдированный убыток российских угольных компаний составил 79.9 млрд руб. против прибыли 4.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний выросла до 61.8% против 50.0% за аналогичный период прошлого года.
Суд приостановил добычу угля на 90 суток на шахте Полосухинская (Русугольхолдинг), где допущено смертельное травмирование работника.
Кроме того, на прошедшей неделе Ростехнадзор ограничил работу еще 3 шахт в Кузбассе. Из-за превышения предельной концентрации метана и других нарушений под ограничения попали следующие предприятия: Осинниковская (Распадская), им. С.М. Кирова (СУЭК), шахтоучасток Октябрьский (Сила Сибири).
В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, добыча в январе-мае 2025 г. упала до 81.9 млн. т. (-5.3 млн. т. или -6.1% к январю-маю 2024 г.).
Акт, разрешающий эксплуатацию 600-метровой железнодорожной ветки, ведущей от путей необщего пользования терминала Дальтрансуголь к сети РЖД, ставит знаковую запятую в развитии одного из самых масштабных и быстрорастущих проектов по перевалке угля на Дальнем Востоке и во всей России. Уже сейчас Дальтрансуголь может принимать и отправлять на экспорт 32,8 млн тонн угля — с вводом в строй нового присоединения мощность порта выросла почти в полтора раза.
Справка
Дальтрансуголь — специализированный угольный терминал, расположенный в поселке Ванино, Хабаровского края. Перерабатывающая мощность — 32,8 млн тонн угля в год. Двусторонний пирс оборудован двумя судопогрузочными машинами поворотного типа. Глубина — 21,7 м и 18,5 м осадка. Мощность склада — 1,2 млн тонн угля. Основные направления экспорта — страны юго-восточной Азии. Является резидентом свободного порта Владивосток. Входит в группу компаний АО «Портовый альянс».
«Выход вагона, выход вагона, выход вагона…» — механический женский голос предупреждает о том, что два вагоноопрокидывателя тандемного типа вернули на рельсы полувагоны, еще минуту назад заполненные углем, и они вот-вот тронутся с места, чтобы примкнуть к порожнему составу. Более 700 раз в сутки звучит эта фраза, но будет звучать чаще. Ведь теперь терминал в состоянии принимать больше полувагонов, чем когда-либо. Кстати, установленный и подтвержденный РЖД рекорд суточной выгрузки Дальтрансугля — 1 466 полувагонов.
Казалось бы, 600 метров — не такое уж большое расстояние, но когда на выходе мощность предприятия увеличивается с 23,2 млн тонн до 32,8 млн, это как тот самый «небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества». Построили и оборудовали ж/д путь всего за полгода: начали в октябре, и вот в начале июня уже получен акт, разрешающий временную эксплуатацию. Остались формальности, которые через месяц-другой завершатся.
Строительство велось по техусловиям РЖД и отвечает всем стандартам: те самые 600 метров складываются из 75 метров стрелочных переводов, предохранительных путей протяженностью 150 метров и, собственно, соединительных путей в 375 метров. Вся дистанция оборудована необходимой автоматикой, системой сигнализации и блокировки, которая обеспечивает безопасную эксплуатацию. У Дальтрансугля в этом отношении внушительный опыт и серьезные мощности: длина собственных ж/д путей необщего пользования — 56 км, имеется 8 собственных маневровых тепловозов.
«Сегодняшнее событие дает нам возможность увеличить объем грузооборота. В этом году мы набрали хороший темп, надеемся улучшить показатели прошлого года. До максимального результата, который мы достигали, пока далеко. Но мы стремимся, и обязательно его превзойдем. Выполнение инвестиционной программы нам в этом поможет», — отметил исполнительный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Долгополов.
Максимальный результат, о котором говорит Владимир Долгополов, терминал показал в 2020 году — перевалка тогда составила 23,2 млн тонн угля. График показывает поступательный рост, начиная с первого года работы. Дальнейшее снижение большей частью вызвано геополитическими вызовами, с которыми столкнулась Россия.
Мощности Дальтрансугля оказались недозагруженными, предприятию пришлось оперативно реагировать на сложившуюся обстановку. Не упростило ситуацию и увеличение общего грузопотока в восточном направлении, когда углю пришлось конкурировать на железной дороге с прочими экспортными потоками.
Но все эти годы терминал развивал свою инфраструктуру с учетом реалий и с прицелом на будущее. Дальтрансуголь сейчас — это впервые примененная в России круговая схема движения полувагонов по терминалу для исключения их простоя и ускорения процесса выгрузки, это двухсторонний пирс общей длиной более 720 метров. Здесь одновременно могут стать на погрузку два судна дедвейтом до 204 тыс. тонн. В летописи порта есть эпизод, когда за 43 часа на судно типа Capesize было загружено 165 тыс. тонн угля (суда класса Capesize настолько велики, что не могут пройти через Панамский канал и вынуждены огибать мыс Доброй Надежды и мыс Горн — прим. ред.). Возможности терминала уже сейчас позволяют принимать более 310 судов в год.
Четыре стакера-реклаймера обеспечивают как выгрузку подготовленного в здании вагоноопрокидывателя угля на склад, так и погрузку угля со склада по транспортерной ленте через пересыпные станции на судопогрузочные машины, которые уже распределяют его в трюмы балкеров.
С первого дня работы все процессы на терминале спроектированы в соответствии со строжайшими регламентами охраны окружающей среды. Здесь даже пыль, которая неизбежно поднимается в ходе разгрузки вагонов, улавливается аспирационной установкой, отправляется по закрытым магистралям в накопители, осаждается, и из нее в итоге формируются угольные брикеты, по своим качествам равные исходному топливу. И само собой, по периметру склада стоят пыле- и ветрозащитные экраны.
Во время транспортировки на конвейерных лентах уголь смачивают и обрабатывают пеной, а в любой момент, когда в силу естественных причин может начаться пыление, штабеля орошают как стационарными, так и мобильными установками.
«По уровню производственной эффективности "Дальтрансуголь" входит в число трех лучших специализированных терминалов страны, в том числе благодаря мерам государственной поддержки. Резидент продолжит увеличивать мощности терминала, укрепляя логистическую, а вместе с тем и экономическую сферы Дальнего Востока и страны в целом. КРДВ, в свою очередь, обеспечит комплексную поддержку на каждом этапе реализации инвестпроекта», — подчеркнул заместитель директора по работе с резидентами КРДВ Хабаровск Иван Середин во время рабочего совещания после осмотра новой железнодорожной инфраструктуры терминала.
По оценке аналитиков Дальтрансугля, сейчас используется 68% возможностей терминала, но дальнейшее развитие его мощности под вопрос не ставится.
«Сегодня мы говорим о выполнении инвестиционной программы, но вместе с этим должны делать все необходимое для увеличения объемов грузооборота, ведь инвестиции должны давать отдачу уже сегодня, построенная инфраструктура не должна простаивать без дела, — указал Владимир Долгополов. — Наша комплексная инвестиционная программа рассчитана на 40 млн тонн, работы по ней идут полным ходом. Мы на этапе строительства фундамента здесь, на терминале, и проектирования, заказа и изготовления основного технологического оборудования. Согласно графику, ввод в эксплуатацию 40 млн тонн намечен на конец 2027 года.
Сегодня мы хотели бы официально зафиксировать выполнение этапа в 32,8 млн тонн. Это необходимо для увеличения объемов отгрузки. Мы работаем по долгосрочным контрактам с нашими грузоотправителями, поэтому им необходимо четкое понимание наших возможностей на длительную перспективу».
Одним из перспективных направлений по загрузке мощностей терминала может стать увеличение доли угольного бассейна Хабаровского края. На это указал губернатор региона Дмитрий Демешин.
«Короткое транспортное плечо позволит сократить издержки и увеличит конкурентные преимущества отечественного экспорта на наиболее перспективные рынки АТР, — подчеркнул губернатор. — При этом мы не перегружаем Восточный полигон, что позволяет эффективно реализовывать программу его модернизации, которую мы полностью ждем к 2032 году».
Работы по реализации второго инвестиционного этапа уже начались. Для достижения плановой отметки по перевалке 40 млн тонн угля на терминале построят новые конвейерные эстакады, две пересыпные станции, комплекс вагоноопрокидывателя на три вагона, возведут еще один вагоноразмораживающий комплекс и здание очистки угля от механических примесей, проложат дополнительные железнодорожные пути необщего пользования и проведут их электрификацию. И если на выполнение условий первого этапа вложено более 9 млрд рублей, то общий объем инвестиций оценивается в 26 млрд.
«Известно, что сегодня угольная отрасль переживает сложные времена. Президент и правительство Российской Федерации принимают меры государственной поддержки. В этой ситуации самая эффективная мера, которую от нас ждет государство — это увеличение экспорта. При поддержке государства мы сможем выиграть конкурентную борьбу за мировые рынки. Сложности сегодня у всех стран-экспортеров, но у нас есть огромные преимущества: именно здесь, в Хабаровском крае, мы можем наращивать объемы и увеличивать валютные поступления в государственный бюджет, налоги — в региональный бюджет и за счет повышения зарплаты сотрудникам поддерживать их жизненный уровень. Все это работает на привлекательность и репутацию Хабаровского края и Дальнего Востока», — резюмировал Владимир Долгополов.
На европейском рынке угля наблюдалось укрепление котировок выше 100 долл./т., связанное, в основном, с закрытием майского контракта и переходом на более высокие июньские цены.
После нисходящего тренда на прошлой неделе и падения ниже 400 долл./1000 м3 из-за длительных выходных в Европе, газовые котировки на хабе TTF с понедельника вновь перешли к росту. В результате, по состоянию на 06.06.2025 г. цены составили 427.65 долл./1000 м3 (+18.47 долл./1000 м3 к 30.05.2025 г.). В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 49.6% (46.9% неделей ранее). Запасы газа в хранилищах составляют 54 млрд куб. м, что на 30% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Вероятность забастовки сотрудников южноафриканской компании Transnet, которая парализовала бы экспорт угля из ЮАР, уменьшилась после того, как подразделение терминала RBCT, входящее в профсоюз UNTU, проголосовало за принятие предложения руководства о заработной плате и гарантиях занятости. UNTU, который уже получил мандат на забастовку, продолжает проводить голосование среди своих членов по всей стране по вопросу о принятии предложения. Остается непонятным, как долго Transnet сможет выплачивать предлагаемое повышение заработной платы. Рейтинговое агентство Moody's предупредило, что, независимо от забастовки, по состоянию на май Transnet рискует остаться без денежных средств через три месяца.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 90 долл./т., следуя за ростом европейского рынка. При этом спад на рынках губчатого железа и стали в сочетании со стабильным предложением угля на внутреннем рынке снижает интерес индийских покупателей к импортному материалу и нефтяному коксу. Так при цене предложения в районе 70-71 долл./т. на южноафриканский материал 5500 ккал/кг, цена спроса составляет 67-68 долл./т. Со стороны производителей цемента также наблюдается уменьшение деловой активности.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao удерживаются на уровне 86 долл./т. Продолжительные дожди в восточных, южных и центральных регионах Китая ухудшили настроения участников угольного рынка после недавней относительной стабильности. Ожидается, что дождливая погода сохранится до середины июля, что приведет к снижению спроса на тепловую энергию и одновременно к росту гидроэнергетики.
В конце мая компании Shenhua и Weiqiao Power снизили закупочные цены на 0.7-1.4 долл./т., что также оказало давление на котировки внутреннего рынка. К середине месяца ожидается повышение среднесуточных температур, что может дать поддержку ценам. Но до этого времени внутренний рынок может протестировать уровень 83.5 долл./т., а дальнейшее снижение уже может привести к интервенции со стороны властей.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.69 млн. т. (-1.67 млн. т. к 28.05.2025 г.), что, тем не менее, на 4.62 млн. т. больше аналогичных показателей прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 76 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR упала до 44 долл./т. По предварительным данным Главного управления по минералам и углю (DGMC), объем добычи угля в Индонезии за 4 месяца 2025 г. составил 223.2 млн т., что на 45.7 млн т. или -17% меньше аналогичного периода прошлого года (268.9 млн т.). При сохранении темпов добычи, в годовом исчислении это составит около 670 млн т., что на 164 млн т. или почти 20% ниже показателя 2024 г. (834 млн т.). Впрочем, ситуация с добычей может измениться во второй половине года, и в зависимости от спроса на рынке производство может составить 750-790 млн т.
Причинами падения добычи стали непредвиденно сильные дожди, идущие с начала января и усилившиеся в апреле, а также быстрое ослабление мирового спроса. Кроме того, возросшая неопределенность в отношении форвардных цен (из-за политики ценообразования на торговых площадках, введенной властями в марте) усугубила ослабление аппетита зарубежных покупателей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался вниз до 103 долл./т. при этом цены удерживаются выше 100 долл./т., что связано с последствиями наводнений в Hunter Valley. Ряд производителей не возобновил поставки. Цены на среднекалорийный материал остаются под давлением из-за низкого спроса со стороны китайских потребителей. Спред между углем 5500 и 6000 ккал/кг NAR вырос до 36 долл./т. И хотя, этот разрыв не такой значительный по сравнению со спредами, превышавшими 100 долл./т. во время предыдущего энергетического кризиса, вызванного началом российско-украинского конфликта, он может подтолкнуть производителей к обогащению высокозольного сырья для продажи его по более высокой цене.
Южная Корея с 1 июля намерена отказаться от давних налоговых скидок на потребление энергетического угля, что сделает импорт низкокалорийного материала невыгодным. Единый налог (ICT), также известный как углеродный налог, в размере 46000 KRW/т (33.53 долл./т.) будет применяться ко всему энергетическому углю независимо от качества.
Ранее применялась трехуровневая система: 49000 KRW /т (35.72 долл./т.) на уголь калорийностью 5500 ккал NAR и выше, 46000 KRW/т (33.53 долл./т.) на уголь 5000-5499 ккал NAR и 41000 KRW/т (29.89 долл./т.) на материал менее 5000 ккал NAR. Все эти три тарифа были снижены на 15% за последние два года.
Таким образом, традиционные поставщики высококалорийного материала, Австралия и Россия, могут частично заместить долю низкокалорийного индонезийского угля на рынке Кореи.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Падение цен на премиальный австралийский материал обусловлено снижением спроса со стороны индийских потребителей (страна вступила в сезон муссонов, а следовательно строительная активность и спрос на сталь падают), а также ростом объема предложения со стороны поставщиков.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе-марте 2025 г. составил 79.9 млрд руб. против прибыли 4.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний выросла до 61.8% против 50.0% за аналогичный период прошлого года.
Российская угольная отрасль с 2022 г. потеряла почти 2.1 трлн руб. в результате санкционного давления, а также тарифных и фискальных мер внутри страны. Основная часть потерь (1.26 трлн руб.) связана с введенными против российских компаний ограничениями, еще 826 млрд руб. были изъяты из отрасли за счет роста тарифной и фискальной нагрузки.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2025 г. упала до 81.9 млн. т. (-5.3 млн. т. или -6.1% к январю-маю 2024 г.).
Дальтрансуголь (ДТУ), угольный терминал в бухте Мучке порта Ванино, завершил реализацию проекта по расширению перевалочных мощностей до 33 млн. т. угля в год, а также строительство подъездного ж/д пути. Пропускная способность ДТУ увеличилась на 9 млн. т. или 37.5% с 24 млн. т. Запуск объектов в промышленную эксплуатацию состоится в июле-августе 2025 г.
Строительство ж/д ветки общего пользования протяженностью 600 м позволило соединить сети РЖД и пути необщего пользования протяженностью 11 км.
В 2020 г. Дальтрансуголь получил статус резидента Свободного порта Владивосток для реализации проекта по увеличению мощности терминала с 24 млн. т. до 40 млн. т. в год за счет строительства 3-й очереди. Тем не менее, рост перевалки на терминале ограничен пропускной способностью сети РЖД. В 2024 г. объем перевалки угля составил всего 14.5 млн. т. (-1.3 млн. т. или -8.2% к 2023 г.). При этом максимальная перевалка ДТУ пришлась на 2020 г., составив 23.2 млн. т.
Из-за ограниченных возможностей БАМа и Транссибирской магистрали РЖД не в состоянии обеспечить провоз грузов в требуемом объеме, как следствие портовые мощности на Дальнем Востоке остаются недозагруженными, что является препятствием для наращивания экспорта угля в страны АТР.
В качестве примера можно привести АО Восточный Порт, который запустил 3-ю очередь терминала в 2019 г. и при мощности угольной перевалки в 58 млн т. отгрузил на экспорт в 2024 г. всего 26 млн т. угля, т.е. в два раза меньше своей пропускной способности. Иными словами, частные компании проинвестировавшие значительные средства в расширение мощностей вынуждены терпеть серьезные убытки. При этом на Дальнем Востоке за последние 5 лет были запущены такие новые специализированные угольные терминалы, как Ванинотрансуголь, порт Вера и порт Суходол. Таким образом, в настоящее время развитие перевалочных мощностей дальневосточных портов значительно опережает развитие пропускной способности железных дорог.