В Амурской области более чем на 90% готов комплекс сжижения природного газа (КСПГ). На площадку строящегося в Свободненском районе комплекса обеспечена подача природного газа.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства области, смонтирован комплекс основного технологического оборудования, инженерной и газораспределительной инфраструктуры. Начались пусконаладочные работы.
По словам главы Приамурья Василия Орлова, КСПГ открывает хорошие перспективы для газификации отдаленных от газопровода городов и поселков области.
«Первой на отопление голубым топливом с КСПГ перейдет котельная микрорайона “Амурсельмаш» Белогорска. Будем модернизировать и строить такие и в других городах и поселках области», — добавил губернатор.
Одновременно с комплексом СПГ ведется строительство системы приема, хранения и регазификации (СПХР) в Белогорске. На СПХР сжиженный природный газ будут доставлять в специальных криогенных цистернах и готовить для использования на котельной. На первой газовой котельной Белогорска также идут работы – бетонирование и гидроизоляция фундамента под здание, изготовление арматурных каркасов.
Договор о купле-продаже природного газа, поступающего в Хабаровский край с шельфового проекта «Сахалин-1», истекает в сентябре 2025 года, и на сегодня нет четкого понимания, кем и каким образом будут налажены дальше его поставки. При этом региональные власти настаивают на необходимости госрегулирования оптовой стоимости энергоносителя, до сих пор привязанной к валютному курсу и биржевым котировкам.
В настоящее время Хабаровский край газифицирован на 62% (среднероссийский показатель – 73%). Природный газ подается в 39 населенных пунктов, расположенных в 10 муниципальных образованиях региона. Его потребителями являются 95 промышленных объектов, в том числе 11 ТЭЦ, 81 котельная, около 110 тыс. домовладений.
Основными покупателями энергоносителя выступают АО «Дальневосточная генерирующая компания» и АО «Газпром газораспределение Дальний Восток». В 2022 году регион использовал 2,72 млрд куб. м газа.
Хабаровский край является единственным субъектом, которому цена газа регулярно рассчитывается по ценовой формуле в зависимости от котировок нефти на Токийской бирже, а также от курса доллара. Соглашение о поставках энергоносителя на срок 20 лет было подписано в 2005 году с оператором международного проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas («дочка» американской ExxonMobil). Когда оно заключалось, условия контракта казались выгодными – доллар стоил 28 руб. Впоследствии снижение валютного курса рубля приводило к дополнительным нагрузкам на региональный бюджет и поиску необходимых субсидий.
В 2022 году ExxonMobil объявила о выходе из сахалинского проекта. Новым оператором стало ООО «Сахалин-1» (его управляющей компанией была назначена дочерняя структура «Роснефти» АО «Сахалинморнефтегаз-шельф»). Вместе с тем оптовая цена на газ для Хабаровского края по-прежнему не подлежит госрегулированию. В итоге сформированная АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» стоимость 1 тыс. куб. м для региона в сентябре 2023 года составила 9,4 тыс. руб. Тогда как регулируемая ФАС оптовая цена для Сахалинской области – 3,7 тыс. руб., для Приморья – 5,7 тыс., сообщила зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева.
Другая проблема связана с неопределенностью дальнейшей подачи газа. Как отметила Ирина Горбачева, в крае реализуются крупные инвестиционные проекты, например создание новой ТЭЦ-4 в Хабаровске и горно-обогатительного комбината на Малмыжском месторождении. В 2025 году возможно увеличить потребление до 5,2 млрд куб. м, однако договорные объемы поставок с «Сахалина-1» ограничены 2,9 млрд куб. м. Более того оператор проекта проинформировал главных покупателей об отсутствии планов по продлению срока действия о купле-продаже природного газа после 2025 года.
Вопрос неоднократно подымался краевым правительством, были соответствующие поручения на федеральном уровне, но ситуация не получила развития. В минувший понедельник проблема была озвучена на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
«Отсутствие поставщика природного газа для Хабаровского края после сентября 2025 года и отсутствие понимания, за счет каких источников будет покрываться дефицит газа, в том числе препятствует привлечению в регион инвесторов, создает угрозы энергетической безопасности», – заявила зампред правительства.
Помимо поиска нового поставщика, по ее словам, необходимо установить государственное регулирование оптовой цены газа, поставляемого в регион, которая не будет зависеть от волатильного валютного курса.
«В Хабаровском крае у инвесторов нет понимания, что будет после 2025 года. Вопрос даже не в цене [на газ], не в каких-то вещах, которые регулируются в рамках договоренностей, вопрос в понимании того, сколько будет и насколько это будет долго и стабильно», – подчеркнул сенатор от краевого правительства Андрей Базилевский.
В Минэнерго РФ дают понять, что именно сам Хабаровский край в свое время заключил контракт с непростыми договорными условиями. Тем не менее есть посыл, чтобы ценообразование на энергоноситель здесь осуществлялось в соответствие с общероссийской практикой. Основным источником для обеспечения будущей потребности региона в газе видится шельфовый проект «Сахалин-3», разрабатываемый «Газпромом». Но в последней не исключают, что поставки с «Сахалина-1» могут быть продолжены за рамками нынешнего договора.
При этом монополия в ближайшие годы должна произвести переключение потребителей с магистрального газопровода Оха – Комсомольск-на-Амуре, который будет выведен из эксплуатации (рассматривается также возможность продления срока службы трубы), на трубопроводную систему Сахалин – Хабаровск – Владивосток.
У «Газпрома» есть и альтернативное решение вопроса относительно того, какой ресурс возможно задействовать при подаче газа в Хабаровский край, сказал первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин, но деталей не привел.
«Коллеги из Хабаровского края предлагают переложить их потребности на всю страну в виде перекрестки (перекрестного субсидирования – прим. ред.) Тогда надо честно об этом говорить, либо использовать другие инструменты», – считает замминистра энергетики.
Ирина Горбачева опровергла такую информацию. По ее словам, краевые власти, согласно поступившему предложению из Минэнерго, готовы рассмотреть возможность присоединения к магистральной сети «Сила Сибири». Однако по имеющимся у края сведениям ее соединение с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток в лучшем случае произойдет в 2026 году.
Одновременно «Газпром» продолжает развивать инфраструктуру последней мили. По плану этого года в Хабаровском крае заканчивается строительство 10 ответвлений газораспределительной системы общей протяженностью 86 км и проектирование по всем остальным объектам программы догазификации до 2026 года. К тому времени будет дополнительно газифицировано 20 населенных пунктов, 20 тыс. домовладений, 23 котельных и промышленных предприятий. Уровень газификации возрастет на 4,4%.
«Потенциально 30 тыс. жителей Хабаровского края в свои дома могут получить природный газ за счет инвестиций «Газпрома» по программе догазификации», – проинформировал генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.
В то же время он указал на проблему с дочерней компанией «Газэнергосеть Хабаровск», которая в регионе является единственным поставщиком сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытового потребления. Расценки на газ в данном случае устанавливаются комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. Регион, по данным на сентябрь 2023 года, не произвел дотации вследствие выпадающих доходов в размере 408 млн руб. Если не возместить компании эту сумму, она обанкротится и прекратит поставки СУГ в 17 муниципальных образований региона, заявил Сергей Густов (в краевом правительстве уже сообщили о намерениях изыскать средства по недостающим субсидиям).
По словам председателя комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова, предложения, касающиеся определения поставщика газа в Хабаровском крае, должны предусматривать долгосрочный характер отношений. «Даже десять лет достаточно маленький срок с точки зрения перспектив в нашей экономике. Мы должны говорить о более длительном периоде, чтобы к этому не возвращаться», – считает он.
В ближайшее время ситуацию планируется обсудить с участием вице-премьера РФ Александра Новака, курирующего ТЭК.
Павел Усов
В селе Жемкон Вилюйского улуса Якутии торжественно запустили газ. Глава республики Айсен Николаев принял участие в церемонии зажжения газового факела, отметив, что руководство муниципалитета первыми в регионе выделили софинансирование для строительства газопровода. По его словам, до конца 2025 года власти планируют подключить к «голубому топливу» пять тысяч домовладений. Опыт социальной газификации в регионе по просьбе Ленского клуба оценил старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина, к.э.н. Александр Биев.
Геополитические изменения последних двух лет и уход с большей части западноевропейского газового рынка, как ни парадоксально, открыли новое окно возможностей для реализации социально значимых инфраструктурных проектов в России. Отказ ЕС от российского газа и образовавшийся избыток добычных мощностей ведущих российских нефтегазовых компаний закономерно привел к сокращению добычи в нашей стране. По данным Минэнерго РФ этот показатель снизился в 2022 году на 20%, по прогнозу Международного энергетического агентства, в 2023-м ожидается сокращение еще на 7%. В этой ситуации предельно обострились задачи перенаправления освободившихся объемов энергоресурсов на альтернативные рынки, а также на новые, в том числе внутренние, локальные рыночные ниши. В связи с этим актуализированы планы догазификации или социальной газификации регионов, на территориях которых уже пролегают трассы магистральных газопроводов. Их возможно реализовать с меньшими затратами относительно тех, где газификация будет начинаться практически «с нуля».
Главным среди вопросов о перспективности и оперативности исполнения этих планов остается вопрос наращивания уровня территориального производства, часть которого возможно направить на удовлетворение внутренних энергетических нужд. Актуально это и для добывающих регионов, таких, как Якутия. Мы видим, что при поддержке региональной власти объем добычи природного газа там активно растет, по итогам 2022 года увеличившись на 24,5% – до 17,3 миллиардов кубометров. По этому показателю республика заняла второе место в ДФО.
У власти есть рабочий инструмент для роста внутреннего потребления – это государственные программы социальной газификации и финансовая поддержка домохозяйств на подключение и на закупку газового оборудования. Его могут обеспечить как дотации из федерального и регионального бюджетов, так и социальные инвестиции нефтегазовых компаний, ресурсоснабжающих организаций, участвующих в Программе газификации. Важен размер материальной помощи – именно он в основном определяет степень заинтересованности людей. Практика Якутии в этой связи выглядит выигрышно: власти республики увеличили установленный в России минимальный размер материальной помощи на газификацию для семей с невысоким доходом в полтора раза, до 150 тысяч рублей. По итогам 2022 года Правительством республики выплачено таких дотаций на сумму 225 миллионов рублей, их получили более 1600 семей.
Значительную роль играют решения властей Якутии по расширению категорий участников этой социальной программы. В республике в их число включили, кроме малоимущих, многодетные семьи и семьи участников СВО – вне зависимости от их материального положения. Особое значение приобретает организационная работа по минимизации бюрократических формальностей, сокращению времени проверки заявок на выплаты и перечисление денежных средств на банковские реквизиты поставщиков оборудования, организаций, занимающихся его установкой.
Считаю правильным, что социальную газификацию в регионе проводит единый оператор – компания «Сахатранснефтегаз». Это большое надежное предприятие, обладающее всеми необходимыми компетенциями. При этом основной формой инвестиционного взаимодействия при строительстве объектов газоснабжения и тепловой энергетики в арктических субъектах РФ стали концессионные соглашения. Участие в реализации Программы развития газоснабжения и газификации Якутии на период 2021-2025 годов крупнейшего поставшика на российском рынке – ПАО «Газпром», – с руководством которого главой Якутии Айсеном Николаевым подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве, способно изменить сложившиеся подходы к локальному теплоснабжению, обеспечить заметное снижение себестоимости выработки тепловой энергии. Мероприятия программы включают в себя подготовку к приему газа 58 котельных и предприятий.
Результат особого внимания властей Якутии к вопросам газификации наглядно представлен в цифрах. В прошлом году республика построила 336 километров сетей – в 24 раза больше, чем по итогам 2021-го. Работа идет с перевыполнением планов: вместо 2041 домовладения в регионе подключили 2877. По этому показателю республика вышла на первое место по Дальнему Востоку и на пятое по стране. Благодаря газификации экономика республики получает следующие импульсы: повышение инвестиционной привлекательности коммерческих проектов, реализуемых на газифицированной территории; рост экономической активности и числа новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений в местные и региональный бюджеты, связанных с расширением производственной деятельности ресурсоснабжающих компаний.
Кроме того, газ, по сравнению с твердыми видами топлива, хорошо поддается учету и автоматизации, что означает наличие большего потенциала систем управления энергетическими объектами. Это даст более точную детализированную статистику, прогнозирование и составление планов развития, формирования территориального топливно-энергетического баланса.
Если говорить об эффекте для населения, то перевод на газ снижает риски нарушения энергоснабжения, позволяет снизить энергетические издержки домохозяйств и, соответственно, финансовую нагрузку на них, то есть растет качество жизни населения, его социальное самочувствие. Опосредованный, но очень важный эффект данной работы – сокращение миграционного оттока с этих территорий. Люди остаются жить там, где им хорошо и комфортно.
Положительно оцениваю построенную в Якутии систему информирования жителей о возможностях газификации. Используются различные каналы: разработан сайт, проводятся выездные консультации специалистов «Сахатранснефтегаза» при Штабе общественной поддержки «Единой России». Важно при ознакомлении различных социальных групп населения с требованиями и условиями участия в Программе газификации использовать не только Интернет, доступность которого в удаленных населенных пунктах может быть ограничена, но и мероприятия личного, индивидуального консультирования, кураторства, особенно в отношении маломобильных граждан пожилого возраста, пенсионеров и инвалидов.
Арендное жильё
Наиболее высоким уровнем безработицы в ДФО традиционно отличаются Бурятия и Забайкальский край (Таблица 1). В апреле президентом РФ было поручено принять решение о финансировании до 2030 г. реализации программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессионального обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки по наиболее востребованным профессиям в данных двух субъектах – не менее чем для 10 500 человек в Забайкалье и не менее чем для 15 800 человек в Бурятии.
Следует отметить, что в мае правительство распорядилось выделить в текущем году 87 млрд рублей на реализацию программы льготной аренды жилья в дальневосточных регионах. Данный проект также предназначен для создания дополнительных привлекательных условий на дальневосточном рынке труда. На выделенные средства должны быть приобретены акции корпорации «ДОМ.РФ», которая сможет выкупать у застройщиков квартиры с готовой отделкой и мебелью, а затем передавать их в аренду региональным операторам программы.
Аренда квартир будет субсидироваться из федерального и регионального бюджетов. В рамках программы планируется построить не менее 10 тыс. арендных квартир. Арендное жилье на льготных условиях будет предоставляться молодым специалистам, представителям востребованных в ДФО профессий, а также студентам. Такое жилье предполагается строить во всех дальневосточных регионах.
Нерешенным до конца пока остается вопрос газификации дальневосточных регионов. В марте во рабочего время визита вице-премьера, полпреда президента в ДФО Ю.Трутнева в Бурятию обсуждались перспективы газификации республики, а также соседнего Забайкальского края. Председатель правления ПАО «Газпром» А.Миллер заявил о готовности компании провести магистральный газ в данные регионы в 2029-30 гг., но при условии принятия в текущем году инвестиционного решения о строительстве газопровода «Сила Сибири - 2».
Напомним, что газопровод «Сила Сибири - 2» предполагает поставки газа в КНР через территорию Монголии в объеме до 50 млрд куб. м в год. В качестве ресурсной базы могут выступить месторождения Ямала, Ковыктинское месторождение в Иркутской области и месторождения Красноярского края. Однако проект все еще находится под вопросом, в том числе он не был согласован в ходе визита в КНР главы правительства М.Мишустина в мае. В настоящее время отсутствуют заключенные контракты, не определены сроки предполагаемого строительства. В «Газпроме» ранее сообщали только о продолжающейся разработке сметной документации по проекту. В то же время неоднократно подчеркивалось, что для китайской стороны предпочтительными были поставки по «Силе Сибири - 3» – газопроводу с Сахалина, не требующему инвестиций в трубопроводную инфраструктуру. В мае стало известно, что правительство КНР в качестве альтернативы «Силы Сибири - 2» рассматривает проект газопровода через Центральную Азию из Туркменистана «Линия D».
Потребность Бурятии и Забайкалья в газе оценивается в 3,5 млрд куб. м в год. Газовую трубу предполагается проложить от поселка Наушки на границе с Монголией (Кяхтинский район Бурятии) на 250 км в северо-восточном направлении до Улан-Удэ, и далее еще на 450 км до Читы.
Минэнерго и «Газпром» тем временем намерены скорректировать Восточную газовую программу[1] в целях ускорения газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 2021 г. уровень газификации Дальнего Востока был оценен в правительстве в 18% при общероссийском показателе – свыше 70%.
Кроме того, согласно поручениям президента РФ В.Путина, данным по итогам совещания о развитии дальневосточных городов, прошедшего 14 марта, правительство должно в рамках программы «Чистый воздух» завершить в 2025 г. перевод частных домовладений в Чите (к 2026 г. – в Читинском районе) с печного (угольного) на газовое отопление, субсидировать в 2024-28 гг. затраты граждан в Улан-Удэ на перевод домов на газовое отопление, а сетевым организациям – субсидировать затраты на модернизацию электросетевого хозяйства. При этом при участии «Газпрома» и властей регионов должны быть разработаны дорожные карты газификации Бурятии и Забайкальского края до 2032 г., города Северобайкальска до 2030 г. (в Бурятии) и города Тынды в Амурской области (до 2027 г.).
В Камчатском крае в рамках реализации мероприятий по социальной газификации частных домовладений планируется подвести газ к границам 2,3 тыс. домовладений на территории Елизовского городского поселения, Николаевского сельского поселения, села Сосновка (Елизовский район). В текущем году предполагается газифицировать 221 домовладение. «Газпром» проводит мероприятия в рамках программы развития газоснабжения и газификации края на 2021-25 гг. Так, для газификации поселка Раздольный (Елизовский район) строится газопровод-отвод с газораспределительной станцией (ГРС), ведется подготовка к газификации котельных в Вилючинском городском округе – планируется строительство межпоселкового газопровода для газификации муниципальных и ведомственных котельных. «Газпром» разрабатывает проектную документацию на газопровод.
Напомним также, что полуостров предполагается газифицировать за счет СПГ. В бухте Бечевинская предполагается создать перегрузочный комплекс СПГ компании «НОВАТЭК», который должен стать частью цепочки поставок СПГ из Арктики на экспорт. На текущий момент по данному проекту разрабатывается проектная документация. Также завершается строительство инфраструктуры – плавучего хранилища газа, подходного канала протяженностью 6 км и причала.
Продолжается работа над повышением эффективности «северного завоза» для отдаленных территорий с помощью разработки законодательной основы данных мероприятий. Госдума в конце марта в первом чтении приняла разработанный Минвостокразвития законопроект «О северном завозе». Он предполагает распределение полномочий по выполнению «северного завоза» между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, закрепление приоритета за грузами жизнеобеспечения, введение трехлетнего цикла планирования завоза грузов и перевод работы в данной сфере на цифровую основу. Планируется, что закон вступит в силу 1 сентября 2023 г.
На законодательном уровне проект предлагает закрепить понятия «территории северного завоза» и «территории с ограниченными сроками завоза грузов». Перечень таких территорий предстоит утвердить правительству на основании предложений глав регионов. Под «северным завозом» подразумевается комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов. География северного завоза охватывает 25 регионов, доставка грузов в которые осложняют слабо развитая транспортная инфраструктура и климатические условия. Ежегодно в данные регионы доставляется более 3,4 млн тонн жизненно важной продукции для 3 млн жителей. На Дальнем Востоке к территориям Крайнего Севера, где осуществляется северный завоз, относятся Якутия, Чукотский АО, Магаданская область, Камчатский край, город Оха, Охинский, Ногликский, Курильский, Северо-Курильский, Южно-Курильский городские округа Сахалинской области, Аяно-Майский и Охотский районы Хабаровского края. Входит в эту группу также Катангский район Иркутской области.
Законопроект предусматривает создание единого морского оператора северного завоза, призванного обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами и перевозку речным транспортом. По согласованию с федеральным координатором, в качестве которого выступит Минвостокразвития, оператор будет утверждать маршрут и график движения судов.
Документ также разделяет грузы северного завоза на три категории, в зависимости от их важности для нормальной жизнедеятельности в регионах. К первой категории предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики регионов. К ним относятся социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать правительство РФ. Ко второй категории относятся грузы для государственных и муниципальных нужд. Третью категорию будут составлять все иные грузы, не включенные в первую и вторую категории.
Кроме того, предполагается создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз») для обеспечения обработки и анализа информации о северном завозе, мониторинга движения грузов и своевременного выявления рисков возникновения сбоев в поставках. На ФГИС предполагается выделить 819,5 млн рублей (176,3 млн рублей в 2024 г., 314,1 млн рублей в 2025 г., 329,1 млн рублей в 2026 г.). После ввода в эксплуатацию обслуживание ФГИС оценивается в 24,7 млн рублей в год.
Законопроект предусматривает субсидии из федерального бюджета на ФГИС «Северный завоз», на возмещение компаниям доходов, недополученных из-за льготных тарифов на перевозки грузов, на содержание инфраструктуры. Так, «РЖД» на возмещение издержек от льготных тарифов на перевозку моторного топлива из федерального бюджета будет выделяться 1,7 млрд рублей в год. Юридические лица за предоставление скидок на перевозку грузов северного завоза между Санкт-Петербургом и Мурманском во Владивосток или порт Восточный и на расходы на судозаход будут получать 560 млн рублей в год. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях оценивается в 2,2 млрд рублей в год.
Правительство также должно определить перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Их финансирование планируется осуществлять с 2026 г. в полном объеме. Расходы федерального бюджета на содержание (ремонт и капитальный ремонт) данных объектов в 2026 г. оцениваются предварительно в 7,4 млрд рублей (на год). В дальнейшем ожидается, что подготовка объектов инфраструктуры будет обходиться примерно в 8 млрд рублей в год. Такие объекты включают внутренние водные пути, автомобильные дороги, аэродромы, находящиеся в федеральной собственности.
В апреле магаданский парламент выдвинул поправки к проекту федерального закона о северном завозе. Так, текущая версия законопроекта содержит критерий определения территорий с ограниченными сроками завоза грузов – отсутствие автодорог. Но в Магаданской области к таким территориям относятся только Северо-Эвенский муниципальный округ и часть Ольского муниципального округа (села Ямск и Тахтоямск). Спикер магаданской областной думы С.Абрамов («Единая Россия») указал на то, что под действие законопроекта должны попадать не отдельные районы, а целые субъекты – в которых отсутствует железнодорожное сообщение. К таким регионам, помимо Магаданской области, относятся Чукотский АО и Камчатский край.
Также в магаданской областной думе предлагают ввести в законопроект норму, предусматривающую финансовую поддержку северного завоза в некоторые регионы Дальнего Востока – компенсацию затрат на перевозку грузов первой категории, к которым относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики[2].
Дополнительная федеральная поддержка направляется для реализации образовательных проектов, в том числе создания крупных университетских кампусов на Дальнем Востоке. В апреле Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту строительства студенческого кампуса «СахалинTech» Сахалинского государственного университета в Южно-Сахалинске, который планируется возвести в рамках национального проекта «Наука и университеты». Проектно-сметная документация предусматривает возведение кампуса на территории квартала между улицами Антона Буюклы, Комсомольской и Музейной, Коммунистическим проспектом.
Кампус будет состоять из учебного и учебно-лабораторного корпусов, в его составе предусмотрены библиотека, актовый зал, спортивные и конференц-залы, музей естественно-научного профиля и оранжерея. Застройщиком выступит Корпорация развития Сахалинской области (принадлежит областному Минимущества). Кампус предполагается построить на месте бывшего Дома офицеров, а студенческий городок (общежития) – на проспекте Победы. Строительство объектов должно начаться в текущем году, завершить работы планируется в 2025 г.
В Бурятии в 2024-27 гг., согласно поручению президента, должно быть обеспечено строительство университетского кампуса за счет средств федерального бюджета. В начале текущего года также сообщалось о планах создания университетского кампуса Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) в Чите. Спикер краевого Заксобрания Ю.Кон сообщал о наличии предварительных договоренностей с федеральным центром о финансировании в размере порядка 17 млрд рублей. Новый кампус может быть построен в 2028-29 гг. Пока не определена территория для его размещения.
Во Владивостоке в конце мая было окончено строительство образовательного комплекса на острове Русский, его общая площадь составила 90 тыс. кв. м. Комплекс включает девять зданий – филиалы Московской государственной академии хореографии и Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, общеобразовательную школу с бассейнами, два интерната для учеников, общежитие для студентов филиала Российского государственного института сценических искусств, три многоквартирных дома для преподавателей и артистов. До сентября будет реализовываться этап подготовки учреждений к новому учебному году. Следует напомнить, что образовательный комплекс является частью культурного кластера во Владивостоке[3]. Культурный кластер состоит из образовательного комплекса на острове Русском и музейно-театрального блока на сопке Орлиное Гнездо, где планируется разместить филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока, школу креативных индустрий и сцену Мариинского театра. Кроме того, территория на острове Русский была недавно включена в ТОР для реализации на ней проекта создания международного детского спортивного центра ЮРАН (ООО «Международный детский спортивный центр – ЮРАН»).
Также в текущем году 15 дальневосточных вузов получат 2,5 млрд рублей в рамках программы «Приоритет-2030». В зависимости от рейтинга, вузы были распределены на группы (от этого также зависит размер гранта). Наиболее крупный грант в 316 246 тыс. рублей (для каждого) предназначен Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова (Улан-Удэ), Морскому государственному университету имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток) и Тихоокеанскому государственному медицинскому университету (Владивосток).
Грант в 210 830 тыс. рублей (для каждого) получат Благовещенский государственный педагогический университет (Благовещенск) и Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский).
Наконец, грант в 158 123 тыс. рублей для каждого университета будет направлен Арктическому государственному институту культуры и искусств (Якутск), Дальневосточному государственному аграрному университету (Биробиджан), Дальневосточной государственной академии физической культуры (Хабаровск), Дальневосточному государственному университету путей сообщения (Хабаровск), Забайкальскому государственному университету (Чита), Приамурскому государственному университету имени Шолом-Алейхема (Биробиджан) и Сахалинскому государственному университету (Южно-Сахалинск).
Правительство выделяет дополнительные средства для поддержки наиболее социально уязвимых групп населения – многодетных семей, пожилых людей, инвалидов. В марте глава правительства М.Мишустин подписал постановление об утверждении правил предоставления межбюджетного трансферта Приморскому краю на финансовую помощь многодетным семьям, выплачивающим ипотеку. Семьи, в которых после 1 января текущего года родится третий ребенок или последующие дети, могут получить на погашение кредита 1 млн рублей. Напомним, что решение об увеличении утвержденной на федеральном уровне выплаты для погашения ипотеки приморским многодетным семьям с 450 тыс. до 1 млн рублей в период до 31 декабря 2025 г. было принято в рамках реализации стратегических инициатив правительства по преодолению негативных тенденций и обеспечению роста численности населения Дальнего Востока. Приморский край был выбран в качестве пилотного региона для введения таких выплат.
Также в текущем году ряд дальневосточных регионов получит средства на строительство домов-интернатов для инвалидов и пожилых людей. Распоряжение правительства было подписано в середине апреля. Наибольший объем средств будет направлен Магаданской области (около 713 млн рублей) и Якутии (более 469 млн рублей). Бурятия получит на данные цели свыше 186 млн рублей, Иркутская область – более 123,8 млн рублей, а Еврейская АО – свыше 109 млн рублей. В целях решения проблем с организацией помощи мобилизованным гражданам в городах-региональных центрах по инициативе федерального центра с 1 июня были открыты отделения фонда помощи ветеранам боевых действий «Защитники отечества». Их работа направлена на оказание помощи по таким направлениям как юридическое сопровождение, получение мер социальной поддержки, социальная адаптация, трудоустройство, обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями и средствами реабилитации, содействие в получении услуг по медицинской реабилитации, психологическая помощь.
Таблица 1. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,4 |
75 517,4 |
Сибирский федеральный округ |
3,6 |
8 189,1 |
Иркутская область |
3,9 |
1 133,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,9 |
4 112,1 |
Республика Бурятия |
6,9 |
407,3 |
Забайкальский край |
6,8 |
484,6 |
Республика Саха (Якутия) |
5,8 |
512,4 |
Еврейская авт. область |
3,9 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,0 |
Сахалинская область |
3,0 |
272,4 |
Амурская область |
3,0 |
407,9 |
Приморский край |
2,6 |
967,9 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,7 |
Камчатский край |
2,2 |
165,1 |
Хабаровский край |
2,0 |
710,5 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, утверждена в 2007 г., работу по реализации курирует «Газпром».
[2] Социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Их перечень будет утверждать правительство.
[3] Генеральным подрядчиком строительства выступает компания «Стройтрансгаз», подконтрольная Г.Тимченко.
Сегмент малотоннажного производства СПГ в России, который сегодня испытывает серьезную недозагрузку мощностей, может расширить рынок сбыта за счет потребностей коммунальных объектов энергетики. EastRussia разбиралась, насколько развитие автономной газификации населенных пунктов будет интересным как для властей, так и потенциальных инвесторов.
Мало-помалу
В 2022 году в России насчитывалось 16 малотоннажных комплексов по сжижению природного газа суммарной мощностью 29 т/час или около 260 тыс. т ежегодно. Кроме того, в стадии строительства – мини-заводы на 0,5 млн т, а с учетом планирующихся проектов – более чем на 2 млн т.
Как сообщил на состоявшемся 15-16 марта форуме «СПГ Конгресс Россия» первый заместитель генерального директора АО «Газпром промгаз» Николай Варламов, сегодня к созданию рассматривается более 40 подобных производств. Согласно целевой программе, к 2025 году общая производительность мини-заводов в России должна достигнуть 83,3 т/час или около 730 тыс. т ежегодно.
Как заверил Николай Варламов, санкционные ограничения не должны повлиять на ход реализации малых СПГ-проектов. В качестве примера, он привел ввод в 2018 году в районе села Дальнее на Сахалине малотоннажного завода (производительность – 1,5 т/час или 12,7 тыс. т/год с возможным расширением мощности). Проект был реализован на базе отечественных технических решений. Комплекс направлен на газификацию муниципальных котельных в Невельске, Макарове, Тымовске, а также на нужды газомоторного транспорта.
Однако, говоря о планах, стоит не забывать о том, что загрузка действующих производств на сегодня не велика. Если брать выпуск в целом – это примерно половина от действующих мощностей. В 2022 году малотоннажные комплексы произвели лишь 135 тыс. т СПГ, хотя и улучшили показатель предыдущего года на 4,5%.
Недостаточная загрузка предприятий отчасти связана со сложностями в расширении экспорта, в то же время постепенно растут потребности внутри страны. В прошлом году впервые объемы продукции малотоннажных СПГ-предприятий на внешний и внутренний рынок сравнялись, уточнил советник постпредства Якутии при президенте РФ Александр Климентьев. До этого отгрузка сжиженного газа превалировала в экспортном направлении.
В «Газпром промгазе» предлагают не сбрасывать со счетов потенциал экспорта, особенно для тех проектов, которые могут быть реализованы в приграничных регионах, например, в Амурской области, Хабаровском крае и Приморье.
Как заинтересовать инвестора
В настоящее время основная часть проектов в области малотоннажного СПГ ориентирована на потребности автомобильного и железнодорожного транспорта. Только небольшое число перспективных производств может быть увязано с автономной газификацией населенных пунктов.
Тем не менее в свете развития распределенной энергетики такое решение наиболее подходит к районам Дальнего Востока и Арктики, особенно там, где появляются объекты промышленности, новые точки экономического роста, отмечает директор по работе с ключевыми партнерами Института нефтегазовых технологических инициатив Алексей Фадеев.
В некоторых регионах видят в данном подходе и социальный эффект. В частности, в Якутии прорабатывается вариант использования СПГ в качестве альтернативы централизованному газоснабжению для отопления жилых домов и социальных объектов там, где вести трубу и строить газораспределительные сети не слишком экономично. Под такую возможность подпадают порядка 30 населенных пунктов республики.
Вместе с тем государству следует стимулировать инвестиционную активность в рамках автономной газификации населения, поскольку эта деятельность подпадает под тарифное регулирование, рассуждает Николай Варламов. К тому же встает вопрос загрузки предприятия в межотопительный сезон, который, впрочем, возможно решать за счет того же газомоторного транспорта.
Ключевой аспект – достижение экономически разумной цены для конечного потребителя, отмечает первый замглавы «Газпром промгаза», с учетом издержек поставщика топлива по всей цепочке, включая хранение, доставку, регазификацию СПГ. «Важный момент, если сравниваем автономную и сетевую газификацию – минимизация затрат должна идти с определенной мерой господдержки», – считает менеджер.
Обеспечить инвесторам условия для реализации проекта, приемлемые сроки окупаемости, действительно важно, соглашается Максим Губанов, руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Причем СПГ-проекты вполне могут внести свою лепту в модернизацию локальной генерации с привлечением современных технологий, добавил он.
СПГ как ВИЭ
Примеров преференциальной поддержки малотоннажных производств СПГ в целях автономной газификации на Дальнем Востоке пока нет, признал представитель КРДВ. По его мнению, в реализации таких проектов целесообразно задействовать льготные механизмы, которые уже привлекались при создании генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.
Это, например, строительство ветростанции в Анадыре. Проект реализован по концессионному соглашению, инвестор получил льготы ТОР «Чукотка» и содействие со стороны региональных властей. Возврат инвестиций осуществляется за счет достигнутой экономии прежнего вида топлива (угля).
Похожий принцип заложен в работе гибридной электростанции в якутском селе Улахан-Кюель (Табалах). Построенный в 2021 году объект сочетает генерацию с помощью солнечных модулей с промышленными аккумуляторами (мощностью 404 кВт) и современными дизельными генераторами (600 кВт). Проекту помог преференциальный режим арктической зоны РФ. Инвестор заключил с ПАО «РусГидро» (энергокомплекс эксплуатируется АО «Сахаэнерго») энергосервисный контракт: отдача вложений происходит за счет сохранения экономии расходов на топливо в тарифе в течение 10 лет, после чего энергокомплексы перейдут в собственность «Сахаэнерго».
Еще один проект в малой энергетике, хотя и не связан с ВИЭ, достоен особого внимания. В забайкальском поселке Первомайский идет строительство котельной мощностью 70 МВт. Она заменит угольную ТЭЦ, возведенную более 60 лет назад, главный корпус которой пришел в аварийное состояние. Проект реализуется с применением механизма дальневосточной концессии сроком на 20 лет. Одновременно предусмотрена помощь от Фонда содействия реформированию ЖКХ, как объекту теплоснабжения, уточнил Максим Губанов.
По его словам, в КРДВ хотят, чтобы меры поддержки по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ, включая льготное кредитование, распространялись на объекты локальной энергетики. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны, например, подготовлен план модернизации (фактически замены) неэффективных дизельных электростанций.
«Сам механизм поддержки таких инвесторов длительное время проходил обсуждение в экспертных кругах. В настоящее время он кристаллизуется. Даже есть поручение президента РФ на эту тему, что даст старт развитию инвестиционных проектов», - рассказал представитель КРДВ.
Говоря о газификации на основе сжиженного природного газа, Максим Губанов отметил, что она может составить конкуренцию другим технологиям локального энергоснабжения, в том числе ВИЭ. Собственно, государство должно отобрать такие проекты, которые покажут наилучшую эффективность на горизонте 15-20 лет с учетом особенностей топливно-энергетического баланса региона, другой местной специфики, и оказать им свою поддержку.
Стоит сказать, и власти на местах вряд ли захотят получить при переводе котельных и электростанций на новый вид топлива очередной дотационный объект. Традиционно на Дальнем Востоке высокие субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства, и одна из преследуемых целей развития распределенной энергетики – снижение таких дотаций. Отсюда прямая заинтересованность, если за счет применения прогрессивных технологий производства, оптимизации логистики и т.п. цена нового энергоносителя окажется более привлекательной по стоимости.
Во всех дальневосточных регионах в первом месяце текущего года росли потребительские цены на товары и услуги (Таблица 1), хотя за отчетный месяц рост не превысил 1%. На Камчатке был зафиксирован наибольший рост (+1%). Менее всего выросли цены в Хабаровском крае (+0,1%) и Магаданской области (+0,2%). Вместе с тем в конце прошлого года (декабрь) все регионы ДФО и Иркутская область демонстрировали рост среднемесячной зарплаты (Таблица 2). Так, рост более чем на 30% был зафиксирован в Бурятии. Далее следуют Забайкальский край (+16,5%) и Амурская область (+13,9%).
В ноябре 2022 г. - январе 2023 г. высокий уровень безработицы (превышающий средний по стране – 3,7%) сохранялся в Забайкалье, Бурятии, Якутии и Еврейской АО (Таблица 3). Самый низкий уровень безработицы вновь демонстрирует Чукотский АО (1,7%).
Создание новой социальной инфраструктуры предусмотрено мастер-планами и планами социально-экономического развития дальневосточных городов. В утвержденном в январе плане комплексного социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского, рассчитанном до 2030 г., содержится ряд проектов в сфере здравоохранения и образования. На 2023-25 гг. запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. К 2028 г. на территории городского округа должен быть создан кампус для студентов вузов и колледжей. В 2025 г. планируется запустить детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». В 2024 г. предполагается завершить строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов, а также рекультивировать городские полигоны.
Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает строительство автодороги от Петропавловского шоссе до жилого района «Северо-Восток», создание трассы от входящего в городской округ поселка Заозерный до Халактырского пляжа на побережье Тихого океана. Выполнение всех мероприятий плана оценивается в 149,5 млрд рублей, в том числе 94,9 млрд рублей из федерального бюджета, 6,8 млрд рублей – за счет бюджета Камчатского края и 47,8 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Мастер-план Хабаровской агломерации включает модернизацию общественного транспорта. Государственная корпорация ВЭБ.РФ должна оказать финансовую поддержку реформы общественного транспорта и замены подвижного состава. В том числе в городе предполагается создать Дальневосточный автобусный промышленный кластер (Bakulin Motors Group А.Бакулина) по выпуску автобусов для регионов Дальнего Востока. Мощность предприятия должна составить 1 тыс. единиц в год.
К 2026 г. в Хабаровске планируется создать межвузовский кампус на базе Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) и Хабаровского государственного университета экономики и права, где к 2030 г. будут обучаться более 32 тыс. студентов. Строительство предполагается начать летом 2023 г. Площадь кампуса составит 151 тыс. кв. м (новые учебные корпуса, лаборатории, конгресс-центр, общежития). Якорным объектом межвузовского кампуса станет технопарк «Амур», основным направлением деятельности которого видятся информационные технологии и разработка программного обеспечения, высокотехнологичное обрабатывающее производство. Участок земли, определенный под строительство, имеет площадь 3,5 га и расположен рядом с вузами кампуса.
В Бурятии планируется реализовать свой проект строительства международного межвузовского кампуса «Байкал» на 2 500 мест. Республиканское министерство образования и науки направляло заявку на создание кампуса для участия в конкурсе Минобрнауки РФ (второй этап отбора, первые восемь проектов были отобраны в 2021 г.). К настоящему моменту определен участок земли в Улан-Удэ для строительства. Глава Минобрнауки В.Фальков при этом отмечал наличие проблемы кадров для такого крупного проекта. Он предложил правительству республики сформулировать потребности в специалистах для будущего кампуса в целях формирования мер поддержки на федеральном уровне. Разработка проектно-сметной документации объекта должна начаться в текущем году.
Следует отметить, что для реализации мероприятий мастер-планов дальневосточных городов предполагается применять механизм «Единой субсидии», предоставляемой дальневосточным регионам на модернизацию социальной инфраструктуры. В частности, на 2023-24 гг. на строительство и ремонт свыше 300 объектов уже распределено 27,7 млрд рублей.
В городах ДФО предполагается расширять строительство арендного жилья в целях повышения его доступности. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в феврале поручил Минвостокразвития совместно с Минфином, Минстроем, АО «ДОМ.РФ» и властями дальневосточных регионов разработать и представить на утверждение в правительство план строительства на Дальнем Востоке арендного жилья (с мебелью и отделкой). Потребность в арендных квартирах в ДФО оценивается в 10,6 тыс. квартир до 2027 г. Аренда квартир будет субсидироваться из регионального и федерального бюджетов, в целях снижения ежемесячных платежей. В частности, плата за аренду двухкомнатной квартиры должна снизиться с 42 тыс. до 10,5 тыс. рублей.
В настоящее время в дальневосточных регионах отсутствует необходимый для приобретения объем жилья, соответствующий требованиям Жилищного кодекса к наемным домам. Формирование такого жилищного фонда займет не менее трех лет. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» реализует четыре проекта строительства арендного жилья в ДФО – «Айвазовский» и комплекс для ССК «Звезда» в Приморском крае, дом «Полюс Алдан» в Якутии и комплекс «Уюн парк» в Сахалинской области. Минстрой совместно с Минвостокразвития должны предложить изменения в законодательство для обеспечения доступным жильем молодых специалистов в ДФО.
В рамках программы «Дальневосточная ипотека» по количеству выданных кредитов по-прежнему лидирует Приморский край – 17 тыс. кредитов на 75,3 млрд рублей. Далее следуют Якутия с 13 тыс. кредитов на 59,1 млрд рублей и Хабаровский край с 8,2 тыс. кредитов на 35 млрд рублей. При этом более 7 тыс. семей, участвующих в программе, возводят индивидуальные жилые дома.
Больше всего кредитов под цели ИЖС при этом выдано в Якутии (3 362 кредита), далее следуют Приморский край с 1,03 тыс. кредитов и Забайкальский край (703 кредита). Средний размер кредитов на строительство домов равен 4,96 млн рублей. Общая сумма выданных средств в ДФО на эти цели составляет около 35 млрд рублей. Следует отметить, что в программу были внесены некоторые изменения. Участники смогут оформлять кредиты на жилье, входящее в состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов[1].
В рамках общероссийского тренда в регионах вводятся дополнительные меры поддержки для обеспечения социальной газификации. В Сахалинской области из регионального бюджета до 152 тыс. рублей возмещается на подготовку домовладения к приему газа – на устройство внутридомовой системы газоснабжения, фасадных газопроводов, монтаж оборудования (для всех жителей островного региона). Кроме того, в трех городских округах льготным категориям граждан компенсируется часть затрат на приобретение внутридомового газоиспользующего оборудования – плит, водонагревателей, отопительных котлов, приборов учета потребления газа, безопасности и сигнализации. Сумма компенсации составляет 50 тыс. рублей в Южно-Сахалинске и в Анивском городском округе, 60 тыс. рублей – в Корсаковском городском округе.
В целом уровень газификации Сахалина превысил 57%. В 2023 г. планируется газифицировать свыше 1,6 тыс. домохозяйств. На ближайшие годы намечена газификация Холмского, Томаринского, Долинского, Корсаковского, Смирныховского, Макаровского, Поронайского городских округов. В том числе на текущий год намечены завершение строительства и ввод в эксплуатацию газораспределительных станций «Южная», «Макаров» и «Леонидово», газовой котельной в селе Ясное (Тымовский городской округ). Также в текущем году должно начаться возведение 18 газовых котельных – в Южно-Сахалинске, Анивском, Долинском и Корсаковском городских округах. Общий объем инвестиций в программу газификации Сахалинской области на 2021-25 гг. оценивается в более чем 34,9 млрд рублей[2].
Курильские острова тем временем планируется газифицировать с помощью СПГ. Стоит отметить, что стоимость газификации части Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Парамушир) оценивается в сумму порядка 7 млрд рублей (2021-25 гг.). В том числе 6 млрд рублей должны быть выделены из федерального бюджета, еще 1 млрд – из регионального. Объем ежегодного потребления СПГ на Курилах оценивается в 35 тыс. тонн.
Кроме того, в Южно-Сахалинске предполагается построить малотоннажный СПГ-завод «Газпрома» мощностью более 50 тыс. тонн в год. В сентябре 2022 г. сообщалось о сроках запуска предприятия – в четвертом квартале 2023 г., однако вместе с тем допускалась и возможность того, что запуск будет отложен на 2024 г., поскольку к осени прошлого года все еще не была разработана проектная документация. С помощью поставок СПГ должны быть переведены на газ курильские угольные котельные и дизельные электростанции.
В Хабаровском крае льготные категории граждан могут получить на газификацию выплату в 150 тыс. рублей в рамках программы социальной газификации. Данная сумма покрывает проведение газа к границам земельного участка. Регион в текущем году получит дополнительную федеральную поддержку в виде субсидии в 7,5 млн рублей, что обеспечит возможность добавить еще 100 тыс. рублей на расходы по газификации. Увеличенная выплата позволит частично погасить расходы на приобретение газового оборудования и проведение работ на территории самого участка (ранее их должен был оплачивать собственник).
Уровень газификации Хабаровского края составляет на сегодняшний день 25%, газом обеспечены 39 населенных пунктов региона. В 2023 г. планируется начать строительство распределительных сетей в селе Богородское (административный центр Ульчского района), продолжить газификацию села Ильинка (Хабаровский район), поселка Эльбан (Амурский район), микрорайонов Красная речка и Пятая площадка в Хабаровске.
Вопрос транспортной доступности дальневосточных регионов остается одним из актуальных. В январе правительство продлило программу субсидирования перелетов по социально значимым маршрутам Дальнего Востока (внутри федерального округа) на три года. В 2023 г. на реализацию программы из федерального бюджета должно быть выделено не менее 5,9 млрд рублей. Следует отметить, что в 2022 г. данной программой воспользовались более 350 тыс. человек, а количество маршрутов составило 37. Стоимость перелета в одну сторону колебалась от 1 тыс. до 10,7 тыс. рублей (в зависимости от маршрута). Полеты по социально значимым направлениям осуществляет единая дальневосточная авиакомпания «Аврора».
Кроме того, дальневосточные и арктические регионы запросили финансирование в объеме 14,8 млрд рублей на поддержку региональных авиаперевозок в ближайшие два года – 7,2 млрд рублей в 2023 г. и 7,6 млрд рублей в 2024 г. Исходя из этого, Минтранс предложил дополнить госпрограмму развития транспортной системы правилами софинансирования из федерального бюджета местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне. Следует отметить, что наибольший объем запросила Якутия – 4,5 млрд рублей. Чукотский АО оценивает свою потребность в 2,2 млрд рублей, Камчатский край – в 1,2 млрд рублей, Амурская область – в 670 млн рублей, Забайкальский край – в 236 млн рублей. Приморский край стал единственным регионом, не запросившим средства, поскольку в краевом правительстве заявили о необходимости пересмотра маршрутной сети.
В качестве источника финансирования на данные цели предлагается рассмотреть выделение средств из Резервного фонда правительства на 2023 г., а на 2024 г. – выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В настоящее время местные авиаперевозки субсидируются из региональных бюджетов, а финансовое состояние ряда регионов не позволяет обеспечивать их развитие.
По итогам 2018 г. по маршрутам местных перевозок в целом по стране было перевезено 1,9 млн пассажиров, при этом 97% из них приходятся всего на 14 субъектов. Проект правил софинансирования государством местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне (перевозки внутри регионов) вносился Минтрансом в правительство трижды, начиная с 2020 г., но ни разу не был поддержан. Стоит напомнить, что на сегодняшний день действуют три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок – на перелеты между регионами в обход Москвы, перелеты между дальневосточным регионами, Калининградом, Крымом и европейской частью страны и перелеты внутри Дальневосточного ФО. На вторую и третью программу в бюджете на текущий год заложено 12,3 млрд и 5,9 млрд рублей соответственно.
Что касается мер по улучшению экологии, то в конце февраля стало известно о выделении дополнительного федерального финансирования в размере 10 млрд рублей на продолжение работ по ликвидации накопленного экологического вреда на промышленной площадке бывшего предприятия «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. Работы к настоящему времени уже профинансированы на 2,4 млрд рублей, они были направлены на реализацию неотложных мероприятий.
Единым исполнителем работ по ликвидации отходов является ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), входящий в ГК «Росатом». Реализация проекта оценивается в 48 млрд рублей. На сегодняшний день на площадке разобраны все наземные сооружения и обезврежены наиболее опасные объекты, включая цех ртутного электролиза, удалены отходы, представлявшие наибольшую опасность для людей и для экологии. Была также локализована нефтяная линза и предотвращена возможность попадания нефтепродуктов в Ангару.
До конца 2024 г. на площадке планируется завершить строительство экотехнопарка «Восток», основной специализацией которого должны стать обезвреживание и переработка ртутьсодержащих отходов. Помимо того, на территории предполагается создать Федеральный центр химии – совместный проект Минпромторга, Минобрнауки, «Росатома», Иркутского института химии СО РАН, Российского химико-технологического университета, Российского союза химиков и Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Он будет направлен на развитие химических производств (фармацевтика и лесохимия).
Также правительство на постоянной основе вводит систему комплексной интегрированной оценки уровня антропогенного воздействия на озеро Байкал и прилегающие к нему территории. Соответствующее постановление в феврале было подписано главой правительства М.Мишустиным. Система должна быть основана на данных государственного экологического мониторинга экосистемы озера. Росгидромет будет отвечать за данные о радиационной обстановке, состоянии атмосферного воздуха, почвы и поверхностных вод, Федеральное агентство лесного хозяйства – за сведения о лесных пожарах и пожарной опасности, Минприроды – за информацию о состоянии животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях.
В состав участников мониторинга были также введены исполнительные органы власти трех байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края[3]. В их задачи входит сбор информации о биоразнообразии на своих территориях. Результаты государственного мониторинга будут размещаться на интернет-портале «Экологический мониторинг озера Байкал», где должны быть представлены конкретные результаты наблюдений и прогнозы развития экологической ситуации.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, январь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,8 |
Сибирский федеральный округ |
100,8 |
Иркутская область |
100,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
100,7 |
Камчатский край |
101,0 |
Еврейская авт. область |
100,9 |
Республика Бурятия |
100,9 |
Амурская область |
100,9 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Приморский край |
100,8 |
Забайкальский край |
100,8 |
Чукотский авт. округ |
100,7 |
Сахалинская область |
100,6 |
Магаданская область |
100,2 |
Хабаровский край |
100,1 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
112,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
116,6 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
112,2 |
|
Республика Бурятия |
130,1 |
|
Забайкальский край |
116,5 |
|
Амурская область |
113,9 |
|
Республика Саха (Якутия) |
112,1 |
|
Хабаровский край |
111,1 |
|
Еврейская авт. область |
109,9 |
|
Камчатский край |
109,8 |
|
Приморский край |
108,4 |
|
Сахалинская область |
107,4 |
|
Магаданская область |
107,2 |
|
Чукотский авт. округ |
107,1 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2022 г.-январь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,7 |
75 108,4 |
Сибирский федеральный округ |
4,0 |
8 331,9 |
Иркутская область |
4,4 |
1 156,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,1 |
4 162,5 |
Забайкальский край |
7,5 |
490,0 |
Республика Бурятия |
6,2 |
415,8 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
506,9 |
Еврейская авт. область |
5,3 |
77,3 |
Магаданская область |
3,4 |
81,7 |
Амурская область |
3,3 |
408,1 |
Приморский край |
2,8 |
995,2 |
Сахалинская область |
2,7 |
275,2 |
Хабаровский край |
2,5 |
715,7 |
Камчатский край |
1,8 |
166,7 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
30,1 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Сделки с такой недвижимостью возможны при условии, что пайщики являются первыми собственниками жилых помещений.
[2] Газификация региона осуществляется за счет газа из магистрального газопровода «Сахалин-2», идущего с севера на юг острова, в Корсаковский городской округ, где расположен завод СПГ.
[3] Участниками федерального проекта по сохранению Байкала (нацпроект «Экология») являются регионы, расположенные на Байкальской природной территории – Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область.
О выполнении догазификации в регионах ДФО корреспонденту EastRussia рассказал генеральный директор АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» Георгий Шперлинг
Как работает программа
- Георгий Владимирович, расскажите, пожалуйста, о догазификации. Когда и при каких обстоятельствах она была запущена?
- Задача упрощенного подключения частных домовладений к газу в населённых пунктах, куда газовая инфраструктура уже проложена, давно стояла на повестке дня. Точку поставил Президент России Владимир Путин в своём послании Федеральному Собранию в апреле прошлого года, подчеркнув, что за подводку газа непосредственно до границы земельного участка в населённом пункте люди платить не должны.
Согласно перечню поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года в кратчайшие сроки были разработаны и приняты новые правила технологического присоединения, регулирующие в том числе догазификацию.
- Догазификация сейчас на слуху. Давайте подробнее остановимся на том, что это такое?
- Догазификация — это подведение газа до границ земельного участка в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств граждан. До конца 2024 года в регионах присутствия нашей компании мы рассчитываем завершить догазификацию домовладений в уже газифицированных населенных пунктах. А в целом технически возможная сетевая газификация в России должна завершиться к 2030 году.
- Кто может стать участником программы догазификации и где, по закону, заканчивается бесплатная для пользователя труба?
- Догазификация распространяется на индивидуальные домовладения, принадлежащие на праве собственности физическим лицам, если они намерены использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. При этом домовладения должны быть расположены в тех населенных пунктах, где уже проложены внутрипоселковые сети.
Фото: АО «Газпром Газораспределение Дальний Восток»
Однако хочу обратить внимание, что догазификация осуществляется только до границы участка заявителя. Все, что потребуется сделать на самом участке – дело хозяина домовладения: строительство газопровода в границах земельного участка является платным.
- Но ведь догазификация – не единственная программа, благодаря которой природный газ появляется в домах дальневосточников? Как сосуществуют разные программы по газификации?
- Вполне гармонично. Они дополняют друг друга: если догазификация распространяется на подключение к природному газу домовладений физических лиц в населенных пунктах, в которых полностью или частично уже проложены внутрипоселковые сети, то Программа развития газоснабжения и газификации регионов России, а также различные региональные и муниципальные программы газификации, решают вопрос строительства газовой инфраструктуры там, где ее ранее не было: магистральных, межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов.
Догазификация Дальнего Востока
- Как в программе догазификации задействована компания «Газпром газораспределение Дальний Восток»? Где запланировано проводить работы?
- Наша компания является представителем Единого оператора газификации в Хабаровском, Приморском, Камчатском краях и Сахалинской области.
В Хабаровском крае в рамках догазификации к природному газу могут подключиться жители Хабаровска, Комсомольске-на-Амуре, а также ряда других газифицированных населенных пунктов.
В Сахалинской области в 2022 году к газу планируют подключить порядка 5 тысяч домов в Южно-Сахалинске, Анивском и Тымовском районах, а полностью завершить 100%-ую технически возможную газификацию правительство региона поставило себе целью к 2025 году.
Всего в соответствии с региональными планами-графиками в рамках догазификации планируется обеспечить условия почти для 19 тыс. частных домовладений в 43 населенных пунктах территорий нашей ответственности.
Узнать газифицирован ли населенный пункт можно на сайте Единого оператора газификации.
- А что будет сделано в этом направлении в этом году?
– В соответствии с планами-графиками догазификации в этом году природный газ впервые придет в частный сектор нескольких населенных пунктов: в Хабаровском крае – в села Ильинка и Матвеевка в Хабаровском муниципальном районе, с. Аван и г. Вяземский Вяземского района; в Камчатском крае – в с. Николаевка и г. Елизово Елизовского муниципального района; в Приморском крае – в села Красный кут и Славянка Спасского района. Всего в 2022 году 21 населенный пункт Дальнего Востока будет догазифицирован.
- Что означает участие в программе догазификации для вашей компании?
- Во-первых, это изменение качества жизни дальневосточников. Об этом вам скажет любой хозяин дома, проживший зиму с газовым отоплением после дровяного или угольного. Примеров уже немало, но все отзывы примерно схожи – вести хозяйство в доме стало намного легче, чище и удобнее.
Фото: АО «Газпром Газораспределение Дальний Восток»
Кроме того, догазификация для нашей компании — значит расширение географии присутствия и сети газоснабжения, которую мы эксплуатируем.
Еще один позитивный эффект догазификации лежит в импортозамещении и развитии отечественных производств, изготавливающих материалы, комплектующие и оборудование для создания сетей газораспределения.
– Можете привести примеры?
– Да. Например, для газификации и догазификации населенных пунктов и домов в зоне нашей ответственности мы используем преимущественно полимерные трубы, которые производит один из резидентов ТОСЭР «Хабаровск» - Хабаровский трубный завод. Дальневосточные полиэтиленовые трубы прекрасно зарекомендовали себя в экстремальных природных условиях нашего региона. Это позволило нам оптимально выстроить логистику поставок материалов для выполнения нескольких крупных проектов по газификации Сахалинской, Амурской области, а также Приморского края.
В целом, для нашей компании одним из приоритетных направлений является применение отечественных материалов и оборудования, сертифицированных в системе «ГАЗСЕРТ». В том числе приборов учета газа, систем контроля загазованности, регуляторов давления, кабельной и трубной продукции, газовых смесей, эмалей, инструментов и спецодежды.
- Сколько заявок уже поступило в работу от жителей дальневосточных регионов?
- С 18 октября 2021 года, когда в силу вступили новые правила подключения к сетям газораспределения, учитывающие особенности догазификации (постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 – прим.), специалисты «Газпром газораспределение Дальний Восток» приняли в обработку 15,6 тыс. заявок из Сахалинской области, Хабаровского, Приморского и Камчатского краев.
Такой значительный объем обращений, безусловно, потребовал мобилизации ресурсов нашей компании. Ведь каждая заявка требует индивидуального подхода и персонального ответа заявителю. Работа по заявкам не прекращается и не приостанавливается, мы по-прежнему продолжаем принимать и обрабатывать поступающие обращения.
Механизм догазификации
- Во сколько обойдётся подключить свой частный дом к газу?
- До границы участка в рамках догазификации подведение трубы будет осуществляться бесплатно.
Как я уже ранее упоминал, работы по строительству сетей внутри участка ведутся за счет средств домовладельца. Стоимость газификации самого домовладения складывается из стоимости проектирования и строительства газопровода на участке, а также стоимости внутридомового газоиспользующего оборудования. Цена такого строительства в каждом случае индивидуальна и зависит от желаний и возможностей владельцев участка.
- Не грозит ли гражданам в перспективе резкий рост цен на газ из-за повышения его стоимости на международных рынках?
– Цена на газ для населения регулируется государством и не может быть увеличена в произвольном порядке. В регионах установлены предельные индексы роста платы на коммунальные услуги, что сдерживает рост цен на услугу газоснабжения. Поэтому нашим гражданам не стоит переживать из-за цен на внешних рынках.
– Как гражданин может подать заявку на догазификацию своего дома?
– Этот процесс максимально упрощен. Есть несколько способов оформления заявки на догазификацию, включая современные дистанционные:
− на сайте единого оператора газификации,
− на портале Госуслуг,
− в офисах и на сайте нашей компании.
Отследить статус исполнения заявки можно на сайте Единого оператора газификации connectgas.ru, зарегистрировавшись в личном кабинете или осуществив вход в личный кабинет при помощи «Госуслуг».
Хотел бы еще вот на что обратить внимание: одна из сложностей, с которыми мы столкнулись в обработке поступающих заявок – их дублирование, когда потребители подают одну и ту же информацию по разным каналам. Мы очень просим наших клиентов не дублировать заявки в разных источниках. Если вы однажды подали заявку по одному из перечисленных выше способов – мы точно ее получили и приняли в работу, можете не сомневаться!
Фото: АО «Газпром Газораспределение Дальний Восток»
- А какие документы нужно приложить к заявке? Их много? Сложно собрать полный пакет?
– Этот перечень довольно чётко определён, и документов не так много. Вот короткая памятка заявителю:
· Копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение.
· Копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на земельный участок, на котором расположено домовладение.
· Ситуационный план земельного участка (карта, на которой отображено схематическое расположение земельного участка по отношению к местности. Ситуационные планы выдают местные администрации, его можно также сделать самостоятельно, отметив границы земельного участка на карте - например, распечатанной на листе формата А4 из Яндекс.Карты. Проверьте, чтобы там обязательно были отмечены ближайшие к участку улицы).
· Паспортные данные заявителя.
· Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
· Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
· Контактные данные для обратной связи (номер телефона, адрес электронной почты, почтовый адрес)
· Расчет планируемого максимального часового расхода газа (в случае, если планируемый максимальный часовой расход газа более 7 кубических метров)
Подчеркну, что наличие правоустанавливающих документов и на объект капитального строительства, и на сам земельный участок – обязательное требование для участия в программе догазификации. Отсутствие в заявке какого-либо из этих документов, либо прикрепление одного правоустанавливающего документа (например, на землю) на все пункты – является основанием для приостановки работы по ней.
Заявка на догазификацию должна быть оформлена от имени собственника домовладения (в том числе – по нотариально заверенной доверенности), поскольку в результате ее обработки будет подписываться договор на подключение.
Если у домовладения есть несколько собственников, заявление на догазификацию подает один из них. При этом к заявлению должны быть приложены письменные согласия от остальных собственников.
- Заявку могут отклонить? Почему?
– Отклонить заявку можно только в случае отсутствия сетей газораспределения в населённом пункте или несоответствия критериям догазификации, которые я ранее перечислял.
Однако рассмотрение заявки может быть приостановлено из-за неправильного оформления документов или неполного пакета документов. На то, чтобы донести недостающие бумаги, дается 20 рабочих дней. Если в течение этого срока полный пакет не предоставлен, гражданин получит официальный отказ. Но заявку можно подать повторно, собрав все необходимые документы.
Действующее законодательство предусматривает, что пользоваться правом на догазификацию граждане могут не чаще 1 раза в три года. Таким образом, если собственник владеет сразу несколькими домовладениями, подавать единовременно несколько заявок нет смысла – подключать их к газу по догазификации можно будет только по очереди либо в рамках возмездных договоров на технологическое присоединение.
- Если дом пока что не зарегистрирован, проведут ли газ к участку?
– Критически важное условие догазификации – регистрация права собственности как на участок, так и на домовладение. Для оформления прав собственности на жилое домовладение необходимо обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
- Что нужно сделать, чтобы заключить договор на догазификацию?
- Заключение договора – это один из этапов обработки поданных заявок. Если верификация документов пройдена, специалисты нашей компании оформят договор и пригласят заявителя для подписания, либо направят проект договора по почте.
- Существуют ли какие-то льготы при догазификации?
– Единых федеральных программ субсидирования газификации нет. В каждом регионе органы исполнительной власти самостоятельно разрабатывают систему льгот и компенсаций.
Например, в Сахалинской области жителям региона возмещают до 152 тыс. рублей на подготовку домовладений к приему газа, а льготным категориям граждан дополнительно выделяют – 50 тыс. рублей на приобретение газового оборудования.
В Приморском крае размер социальной выплаты составляет от 77,5 тыс. до 155 тыс. рублей и может покрывать от 50% до 100% расходов на подключение домовладения к газу в границах участка. Максимальный размер компенсации предусмотрен для малоимущих граждан, инвалидов 1 группы и семей, имеющих в своем составе ветеранов Великой Отечественной войны. Многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход не более двукратной величины прожиточного минимума, регион компенсирует 80% стоимости выполненных работ, но не более 124 тыс. рублей. Семьи, имеющие среднедушевой доход выше прожиточного минимума, но не более его двукратной величины, имеют право на возмещение 50% расходов на подключения к газовым сетям, но не более 77,5 тыс. рублей.
В Хабаровском крае по поручению губернатора региональным правительством принято решение оказывать финансовую помощь в газификации домовладений в размере 100 тыс. рублей льготным категориям граждан – инвалидам и их семьям, малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми и неработающим пенсионерам. Проект документа об утверждении порядка выплат готовится профильными ведомствами края. Кроме того, на газификацию домовладения можно также направить средства регионального материнского капитала.
- Что делать жителям населенных пунктов, где еще нет газовых сетей?
– Узнать о планах газификации населенного пункта можно из региональных программ газификации – это открытый и общедоступный документ, который публикуют на официальных ресурсах региональных администраций и на специальной интерактивной карте.
- А могут ли дачники подключить свои дома и участка по догазификации?
– Если домовладение расположено в границах садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ (СНТ), а само СНТ расположено в границах газифицированного населенного пункта, газопровод до границ таких СНТ доведут бесплатно. Но в границах СНТ граждане самостоятельно осуществляют строительство газораспределительной сети (с привлечением газораспределительной или иной строительной организации). Впоследствии подключение домовладений осуществляет только газораспределительная компания, стоимость подключения будет по-прежнему регулироваться государством.
Справочно: Под домовладением в рамках постановления Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 понимается объект индивидуального жилищного строительства или жилой дом блокированной застройки и надворные постройки, примыкающие к ним и/или отдельно стоящие на общем с данным объектом земельном участке. Таким образом, подключение к природному газу многоквартирного жилого дома в рамках догазификации невозможно.