На Камчатке при восхождении на один из «домашних» вулканов – Авачинский – погиб турист из Санкт-Петербурга. Его тело обнаружили спасатели.
Как рассказали EastRussia в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю, сигнал о пропаже мужчины поступил от девушки, которая совершала восхождение вместе с ним, вечером 27 августа. Она сообщила, что разделилась с молодым человеком на время и после этого его не видела. Спасатели сказали ей дожидаться попутчика у подножия вулкана, но он не вернулся. Утром 28 августа в район выдвинулась мобильная группа с двумя кинологическими расчетами и беспилотниками.
Через сутки тело молодого человека было обнаружено на высоте 2,4 тыс. метров в расщелине. Сейчас решается вопрос о применении авиации для транспортировки тела.
Об этом в беседе с корреспондентом EastRussia рассказал директор Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИВиС ДВО РАН), член-корреспондент РАН Алексей Озеров.
Алексей Озеров, директор Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИВиС ДВО РАН), член-корреспондент РАН
фото: пресс-служба правительства Камчатского края
Он добавил, что ход извержения вулкана Шивелуч 11 апреля был одним из наиболее благоприятных для населения района. В других вариантах могли серьезно пострадать люди дороги, мосты и прочие объекты. Кроме того, в районе прошли снегопады, которые перекрыли слой пепла и какое-то время не дадут ему разлетаться. Вулканолог уточнил, что причиной такого мощного пеплопада в поселках Ключи, Козыревск и Майское стал комплекс факторов, включая слабую ветровую нагрузку и образование завихрений, в результате чего пепел практически «висел» на одном месте около четырех часов. Что касается населения, то для восстановления жизни поселков, пострадавших от пеплопада, необходима срочная уборка пепла. Также пристальное внимание нужно уделить обследованию людей на предмет обострения болезней органов дыхания, ведь частицы пепла чрезвычайно мелкие и острые.
После пеплопада в селе Ключи
фото: Екатерина Матвеева специально для EastRussia
Есть еще одна важная научно-прикладная проблема – это определение различных сценариев, по которым будет развиваться ситуация во время последующих извержений самых активных и опасных вулканов Камчатки: Шивелуч, Ключевской, Безымянный, Мутновский, Горелый.
Но самым главным, первоочередным объектом исследований, по мнению Алексея Озерова, является Авачинско-Корякская группа вулканов, которая находится всего лишь в 25 км от двух крупнейших городов региона – Петропавловска-Камчатского и Елизово.
Мощное извержение Авачинского вулкана в 1945 году по своим параметрам было аналогично произошедшему 11 апреля на Шивелуче. Благоприятным фактором, обеспечившим безопасность
населения, тогда стал восточный ветер, который снес пепловое облако в сторону Тихого океана. Продуктами извержения были засыпаны вулкан Козельский и район Радыгино. Вместе с тем, одним из будущих вероятных сценариев извержения «домашнего» исполина может стать образование грязекаменных потоков, которые могут пройти по территории аэропорта в Елизово. И к этому еще есть время подготовиться. Жители Петропавловска-Камчатского называют вулканы Авачинский и Корякский «домашними», но все знают, не всегда и не все домашние – добрые.
«Первостепенная задача – создать на этих вулканах научно- исследовательский полигон, где мы сможем изучать историю деятельности вулканов, и на основании этих работ делать выводы о возможных сценариях развития ситуации. Для оперативного и надежного прогноза необходимо установить современную, высокотехнологичную приборную сеть мониторинга – сейсмического, акустического, газового, теплового и т.д. Надо создавать специальные экспериментальные лаборатории, чтобы обрабатывать данные, выявлять механизмы и закономерности процессов и моделировать сценарии», - считает Озеров. «Кроме этого, нужно укреплять борта рек, которые выходят в сторону аэропорта Елизово, устанавливать защитные сооружения. Ведь аэропорт построен на отложениях продуктов деятельности вулканов Авачинский и Корякский. Это место плоское именно за счет того, что оно было выровнено грязевыми потоками от этих вулканов. И следующие потоки пойдут туда же. Необходимо заблаговременно проводить соответствующие работы», - указал ученый.
Аэропорт Петропавловска-Камчатского необходимо обезопасить, считает Алексей Озеров
фото: EastRussia
Говоря о внутренних особенностях, связанных с работой вулканологов, директор ИВиС ДВО РАН рассказал, что здесь также существует множество трудностей.
«Например, во время пеплопада на вулкане Безымянный, под который группа ученых попала 7 апреля 2023 года, из строя вышли двигатели снегоходов - их цилиндры просто стерлись от пепла. Есть очень серьезная проблема поддержания связи с экспедиционными группами. Например, сегодня в одном полевом отряде, работающем на извержении, есть спутниковый телефон, а в другом – нет. А этот отряд находится в районе извергающегося вулкана. Не хватает оборудования и аппаратуры. Надо увеличивать полевую и материальную базу, оснащение стационаров и мобильных отрядов. Реально нужен целый комплекс мероприятий. Вулканологи знают, что вулканы никогда не спят, они все время готовятся к извержению. Безымянный и Шивелуч еще раз показали, что Камчатка – не самое ласковое место для жизни, поэтому вулканологи тоже всегда должны быть полностью готовы к извержениям!», - поделился собеседник.
Вулкан Шивелуч - самый северный действующий исполин на Камчатке и один из тех, чьи извержения у вулканологов принято называть взрывными. Гигант готовился к мощному выбросу достаточно давно - активно наращивал молодой лавовый купол, спускал раскаленные лавины и изредка баловал пепловыми выбросами на высоту до 6-10 км над уровнем моря.
«Рыболовно-охотничья база, которая принадлежит нашей компании, находится как раз в районе действия вулкана Шивелуч. Мы привыкли уже к такому соседству, нет-нет и посыпет пепел в любое время. Было такое в 2019 году. Тогда из брандспойтов отмывали статуи, деревья на территории базы», - рассказала EastRussia ведущий менеджер туристической компании «Камчатка трофейная» Ирина Каминская. «Хорошо, что такое событие произошло до начала туристического сезона, потому что оно очень мощное, насколько мы видели сегодня», - добавила собеседница, отметив, что компания в предстоящем турсезоне пока не планирует прекращать организацию рыболовных туров в том районе.
последствия пеплопада в пос. Ключи
фото: Екатерина Матвеева специально для EastRussia
При организации поездок к действующим вулканам должны соблюдаться максимальные меры безопасности. Во-первых, необходимо постоянно сверяться с официальными источниками, дающими рекомендации по тому или иному району. Во-вторых, гиды, оказывающие услуги по сопровождению туристов, должны иметь соответствующую подготовку, ведь на маршруте опасным может быть не только извержение на вулкане, но и вулканический рельеф, например, каньоны, горные реки и сыпучие склоны. В-третьих, прежде чем предлагать гостям полуострова тот или иной маршрут, он должен пройти апробацию гидами.
«В предстоящем турсезоне мы планируем реализовать маршрут с наблюдением за вулканом Шивелуч. Но вначале нам нужно убедиться в безопасности этого мероприятия для туристов. Как только станет возможно, закончатся пеплопады и активная фаза извержения, и специалисты, в том числе вулканологи скажут, что уже безопасно, мы поедем в район поселка Ключи, чтобы посмотреть на последствия извержения Шивелуча. Будем делать это с максимально безопасного расстояния. Подъезжать близко не планируем», - рассказал один из руководителей компании «Горы по колено» Андрей Остроухов.
Шивелуч коварен взрывным типом извержений и возможными пирокластическими потоками, от которых невозможно убежать. Вместе с тем, окрестности исполина очень живописное и уникальное место - там гигантские пепловые поля в окружении лиственниц, такого на Камчатке, а может быть и в России, больше нет. «Поэтому его надо показывать гостям, но только при соблюдении всех мер предосторожности», - сказал собеседник.
Министерство туризма Камчатского края подготовило обращение к самодеятельным путешественникам и туристическим компаниям с предостережением от поездок в район Шивелуча в ближайшее время.
«Я хочу обратиться ко всем, кто хочет осуществить поездку к извергающемуся вулкану, и напомнить, что туризм создан для отдыха людей и наполнения положительными впечатлениями. Ни ваше здоровье, ни ваша жизнь не стоят того, чтобы посещать зону чрезвычайного происшествия и рисковать своей жизнью, жизнью близких или клиентов», - рассказал East Russia министр по туризму Камчатского края Владимир Русанов.
При этом чиновник отметил, что легальные туроператоры осведомлены об опасности приближения к вулканам Шивелуч и Безымянный, которые находятся в стадии извержения. Он надеется на благоразумие самодеятельных туристов и компаний, оказывающих свои услуги в «серой зоне». К сожалению, в 2022 году, когда с Шивелуча начали сходить раскаленные лавины, именно такие нелегальные организаторы собирали тургруппы по рекламе в соцсетях, везли туристов и старались подъехать к лавовому потоку максимально близко.
«Отдельные недобросовестные гиды и “серые” туристические организации в 2022 году пользовались нездоровым ажиотажем туристов-экстремалов вокруг извержения вулкана и организовывали поездки в опасные зоны. Каждый, кто соглашается на такие небезопасные поездки, должен отдавать себе отчет, что идет на огромный риск. Жажда наживы у “серых” фирм превалирует над здравым рассудком и умением просчитывать риски», сказал Владимир Русанов.
Вулкан Шивелуч в ночь на 11 апреля выбросил столб пепла на высоту до 20 км над уровнем моря. Пеплопад в поселке Ключи, находящемся в 45 км от исполина, стал самым сильным с 1964 года. За четыре часа там выпало 8,5 см пепла.
фото: Екатерина Матвеева специально для EastRussia
Триггером, к извержениям вулкана Безымянный 7 апреля и вулкана Шивелуч сегодня, могло стать сильное землетрясение магнитудой 6,9, произошедшее в Авачинском заливе 3 апреля, сообщил директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, член-корреспондент РАН Алексей Озеров.
«Сейсмические волны, проходя через магматическую колонну, передали в нее дополнительные резкие энергетические импульсы. Вследствие этого произошло расширение огромного количества пузырьков газа в магме, что привело к критическому увеличению объема расплавленного вещества в колонне и реализовалось на поверхности в виде мощнейших извержений», - сказал Алексей Озеров.
По последним данным, пепел от Шивелуча сегодня зафиксировали в районе вулкана Жупановский в 70 км от Петропавловска-Камчатского. Однако до краевой столицы облако не дошло, сместившись в Тихий океан. Ученые продолжают непрерывное аппаратное и спутниковое наблюдение за исполином. Наблюдать за событиями в реальном времени по видеокамерам, установленным в поселке Ключи, пока не позволяет погода - вулкан затянут облачностью.
Масштабный туристический проект только начинает развиваться, однако речь сейчас не о нем: недоступной оказалась популярнейшая зона отдыха с возможностью кататься на лыжах, купаться в термальных источниках, созерцать водопады и спускаться в пещеры в окружении Мутновского, Горелого и Вилючинского вулканов – территория общедоступная, где у многих есть дачные участки, где располагаются отели. Начавшиеся работы по строительству дороги к «Трем вулканам» вызвали возмущение местных жителей и туристического сообщества полуострова - в начале ноября на подъезде к дороге внезапно появился шлагбаум.
Как объяснили местные власти, исполнитель дорожного строительства - компания «Устой-М» – откроет проезд зимой, когда высота снежного покрова не позволит вести работы - грунтовая дорога сейчас считается стройплощадкой.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов в ходе прямой линии на этой неделе заявил, что главные неудобства, связанные с созданием инфраструктуры туристического объекта стоимостью около 40 млрд рублей, затронут жителей и гостей Камчатки летом 2023 года.
«Разрабатывается регламент, который позволит организованным группам туристов, операторам отелей, которые находятся в этой зоне, обеспечить проезд через стройплощадку с машиной сопровождения для обеспечения безопасности. Возможно, будут “окна” и для индивидуальных посетителей в выходные дни. Регламент будет утвержден и все смогут заблаговременно с ним ознакомиться. Строительство инфраструктуры всегда связано с временными неудобствами. На первом месте стоит вопрос безопасности – там сотни единиц тяжелой техники и не может в такой ситуации идти постоянный поток автотранспорта. Решение вынужденное», – добавляет глава региона.
Также Солодов рассказал, что следующим летом обустроят альтернативную временную дорогу к трем вулканам, которая будет доступна опять же только для высокопроходимой техники – проложено будет около 20 км.
Конкурс по определению подрядчика строительства основной дороги состоялся только с третьего раза (дважды их признавали не состоявшимися). Относительно подрядчика «Устой-М» Владимир Солодов выражает уверенность – именно эта компания построила мильковскую трассу и отремонтировала 22 км федеральной дороги Морпорт-Аэропорт в прошлом году. Губернатор убежден, что дорога к туристическому парку будет построена в срок.
Летом стало известно, что в этом году Камчатский край получит 2,7 млрд рублей на строительство инфраструктуры к туристическому кластеру в районе вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый. Деньги пойдут на строительство дорог, систем водоснабжения и линий электросвязи. В следующем году Камчатский край дополучит на эти цели 672,8 млн рублей, в 2024 году — 2,1 млрд рублей.
В региональном министерстве туризма отмечают, что только четыре субъекта страны смогли пройти отбор по предоставлению субсидий на развитие туристических кластеров. Причем, Камчатка получила самую большую субсидию, которая будет направлена на строительство автодороги от поселка Термальный к Вилючинскому перевалу.
«Эта автодорога очень значима и востребована в первую очередь жителями нашего региона, а также туристами. Кроме того, когда будет построена качественная дорога, все объекты вдоль неё, инвестиционные проекты и средства размещения станут гораздо доступнее, а впечатления от путешествия по Камчатке будет формироваться не только благодаря красотам этого направления, но и комфорта при перемещении», — сказала замминистра туризма региона Светлана Пегова.
Протяженность дороги составит 32 км, она будет доходить до Вилючинского перевала. Проезд будет бесплатным. Плату за въезд на территорию туристического кластера, предположительно, инвестор предусмотрит для туристов из других регионов и стран.
Парк «Три вулкана» — это туристский проект, на территории которого есть потенциал для развития бальнеологического, горнолыжного, горного и круизного направлений. Реализованный проект создаст 864 новых рабочих места. Предполагается, что проект позволит увеличить туристический поток на Камчатку до 650 тыс. визитов в год к 2027 году.
Полуостров с населением 311,7 тыс. человек сумел принять в этом году 300 тыс. туристов – примерно на 50 тыс. больше, чем в прошлом году. А к 2030 году в крае нацелены на прием гостей в количестве один млн человек.
Ранее заместитель руководителя Ассоциации туриндустрии Камчатки Елена Лассаль рассказала об основных направлениях, которые посещают туристы на Камчатке: 80% высказались за Южную группу вулканов – Мутновский, Вилючинский, Горелый. На втором месте – морские прогулки к острову Старичков и в бухту Русская, на третьем – Авачинский перевал с посещением горы Верблюд. Примерно треть респондентов заявили о посещении Долины гейзеров.
Полуостров с населением 311,7 тыс. человек сумел принять за 2022 год поток туристов в 300 тыс. человек. А к 2030 году в крае нацелены на прием гостей в количестве 1 млн человек. Такие данные представили в министерстве туризма Камчатского края в преддверии февральского форума «Дальний Восток – зима открытий». Эксперты считают прогнозы оптимистичными, но небезосновательными.
Ожидаемый турпоток по итогам года превысит результат предыдущего на 50 тыс. человек, считает глава Минтуризма региона Владимир Русанов.
«Мы превзошли доковидные показатели 2019 года. Несмотря на то, что рост номерного фонда незначительный за последние два года – большой рост мы ждем в ближайшие два-три года – мы все-равно видим значительный прирост туристического потока, направления все перегружены», – добавил министр.
Камчатский выставочный туристический центр представил свое видение магнитов, притянувших гостей из разных регионов страны на Камчатку. Глава центра Александр Журавлев назвал три основных достижения туриндустрии региона в 2022 году:
– начало строительства дороги к горнолыжному курорту-парку «Три вулкана» (туристский проект, объединяющий различные достопримечательности Камчатки и позволяющий развивать бальнеологический, горнолыжный, горный и круизный туризм; включает в себя сопку Горячая, вулканы Вилючинский и Мутновский, бухту Вилючинская);
– развитие зимнего фестиваля «Берингия», который вырос в серию мероприятий для всех муниципальных районов полуострова (помимо традиционной знаменитой гонки на собачьих упряжках теперь включает фестиваль по ловле корюшки, детскую гонку «Дюлин», пятидневную гонку вокруг домашних вулканов Avacha Race, деловой форум, выставку «Сказочная Камчатка» и не только);
– грантовая поддержка турбизнеса для обустройства десяти пляжей, 16 кемпингов (что особенно актуально в условиях недостатка коллективных средств размещения в регионе), для приобретения спортивного туристического оборудования (сапы, каяки, сноуборды и пр.) для 26 организаций, а также на создание двух модульных отелей.
Камчатский край в этом году получил грант от Ростуризма (ныне упраздненного) 286 млн рублей. На эти средства регион смог привлечь около 300 млн рублей частных инвестиций. Минтуризма Камчатки рассчитывает, что неосвоенные в этом году средства поддержки перейдут на следующий год, так как по объективным причинам бизнес не успел подготовить необходимые документы.
Не забывают на Камчатке и о местных жителях – в крае более 12 лет реализуется программа социальных туров. Региональные турфирмы получают субсидии на организацию поездок по точкам притяжения для туристов с камчатской пропиской. Так, устраиваются бесплатные экскурсии для победителей олимпиад и творческих конкурсов, детей-сирот, многодетных семей, инвалидов, ветеранов ВОВ, выпускников школ, а в 2020 году программу расширили для медицинских работников, работающих с коронавирусными больными. В социальных турах приняло участие уже более десяти тыс. человек, в 2022 году – более 600.
Заместитель руководителя Ассоциации туриндустрии Камчатки Елена Лассаль отметила, что фактические данные ассоциация представит в феврале 2023 года на форуме, а пока есть результаты опроса: более 60% респондентов отметили, что туристов в этом году на Камчатке стало больше, причем турист помолодел – тут гостят люди от 35 до 50 лет. В основном, приезжали из Москвы – около 70%. Большинство опрошенных считают, что отдохнуть на полуострове можно за сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, чуть больше трети считает, что все-таки – до 200 тыс. рублей, а примерно каждый десятый уверен, что людям хватает на отдых меньше 50 тыс. рублей.
«Основные направления, которые посещают туристы на Камчатке: 80% высказались за Южную группу вулканов – Мутновский, Вилючинский, Горелый. На втором месте – морские прогулки к острову Старичков и в бухту Русская, на третьем – Авачинский перевал с посещением горы Верблюд. Примерно треть респондентов заявили о посещении Долины гейзеров», – отметила она.
Елена Лассаль добавила, что среди главных проблем, обозначенных приезжающими туристами, – дефицит номерного фонда, нехватка мест на вертолетные экскурсии, отсутствие инфраструктуры на турмаршрутах, лицензированного маломерного флота и недостаток квалифицированных кадров – экскурсоводов и инструкторов-проводников.
Существующие проблемы, озвученные турсообществом, несколько объемнее – однако опять же, первым номером – слабая инфраструктура на турмаршрутах, где нет туалетов, раздевалок, мусорных баков, а также монополия на лицензии по добычи ВБР, трудности с подъездом к базам отдыха из-за работы дорожной техники и разработки карьеров вблизи туробъектов (неприятное новшество 2022 года). Кроме того, в поселке Паратунка отсутствует развлекательная составляющая – нет приличного общепита, мест отдыха, музеев. Также профессионалы жалуются на закрытие дороги к Вилючинской группе вулканов и Авачинскому перевалу (самым популярным направлениям, согласно исследованию).
По данным правительства Камчатского края, на Дальнем Востоке в 2021 году побывало 3,2 млн туристов, а в первом полугодии 2022 года приехало 1,9 млн человек. На первом месте по приему гостей – Приморский край (20%). На втором месте – Хабаровский край (17%), на третьем – Республика Бурятия (13%). Большинство туристов, приезжающих на Дальний Восток, предпочитают культурно-познавательный туризм, лечебно-оздоровительный отдых, тройку предпочтений закрывает круизный туризм. С 2016 по 2021 годы оборот общественного питания Дальнем Востоке вырос на 47% (на 3% больше, чем по России в целом). В 2021 году на Дальнем Востоке работало 2 283 гостиницы, хостела и прочих коллективных средств размещения – это 8% от их числа в России. В целом, увеличение туристического потока на Дальнем Востоке на конец сентября этого года составило 38%. За последние три года значительно вырос турпоток на Камчатку, Байкал и в Приморский край.
В «допандемийные» времена попасть в соседний Китай жителям юга Дальнего Востока было проще простого: достаточно было прийти на речной вокзал в Хабаровске или Благовещенске, или на автовокзал в Уссурийске, взять билет и через пару часов, а то и быстрее уже вкушать утку по-пекински или гобаожоу в какой-нибудь «Сковородке» или «У Тани». Для хождения «за речку» (так дальневосточники называют поездки в близлежащие города Китая) достаточно было только загранпаспорта – благодаря межправительственному соглашению о безвизовом обмене поездки в Китай не сильно отличались от путешествия в соседний райцентр. COVID-19 внес свои коррективы: границы закрылись, межправсоглашение было приостановлено и дальневосточники лишились привилегии в виде «ближнего дальнего зарубежья». Как оказалось, запустить договор между двумя странами снова – дело весьма хлопотное.
1 августа в 11:54 по московскому времени на официальном сайте Минэкономразвития РФ была опубликована долгожданная новость о запуске групповых туристических поездок в рамках реализации соглашения о безвизовых туристических обменах с Китаем. Так как на Дальнем Востоке это был уже конец рабочего дня, то событие «переваривали» на следующий день – в Приморье власти поспешили обрадовать жителей о возвращении упрощенного въезда, в Хабаровском крае министр по развитию туризма анонсировала первый речной рейс в Фуюань «по спискам» уже до конца недели, но, как оказалось, не все так просто и быстро.
Визовые хлопоты
После открытия границ попасть в Китай можно двумя способами: если у вас на руках есть действующая виза, что доступно далеко не всем (надо обращаться в консульство, бронировать гостиницу, иметь приглашение и т.п.), либо оформлять так называемую «визу по прибытию». Второй вариант проще, но дороже в отличии от поездок «по спискам» на 180 юаней (примерно 2400 руб.) – именно столько необходимо заплатить китайской стороне после пересечения границы. При этом вы также должны быть в составе группы (в роли группы, к примеру, может выступить ваша семья) и направляться в КНР прямым рейсом.
«Благодаря этому, мы получили значительный приток туристов из западных регионов нашей страны: люди прилетают в Хабаровск из Иркутска, Санкт-Петербурга, других городов, чтобы из Хабаровска прямым авиарейсом вылететь в Харбин или Пекин как раз при помощи визы, которая оформляется на границе», –рассказала EastRussia Валентина Асеева, представитель Российского союза туриндустрии в Хабаровске.
О возвращении «старого доброго безвиза», Валентина Асеева, как и многие, узнала вечером 1 августа из сообщений информагентств – никаких разъяснений от курирующих структур не было ни во вторник, ни в среду (если не считать преждевременных радостных постов в Telegram-каналах).«Это не такой уж быстрый процесс, – говорит Валентина Асеева, – Необходимо определить порядок действий, список аккредитованных туркомпаний, которые могут возить группы «по спискам», согласовать свой действия с пограничной службой».
Бумажный тигр
«Для введения безвизового туристического обмена была проделана большая работа разных ведомств обоих государств. Недавно завершились все процедуры, и уже сегодня мы ждем первых гостей из Китая по безвизу. Такой механизм позволит привлечь еще больше иностранных гостей в регион», – такую цитату руководителя агентства по туризму Арсения Крепского опубликовали 1 августа на официальном сайте правительства Приморского края.
На самом деле – нет. Поспешили в Приморье. По прогнозам специалистов, «безвиз» на практике начнет действовать к середине августа. Правда, позже появились сообщения федеральных новостных агентств о том, что самый реальный срок – середина сентября, когда межправсоглашением сможет воспользоваться и китайская сторона.
Дело в том, что безвизовый обмен начал (хоть и на бумаге) действовать пока только в одну сторону – для россиян. Китайцы же в Россию едут исключительно по визам, причем, оформленным заранее, в российских консульских центрах в КНР. Кстати, именно этим объясняется, что 80% пассажиров теплоходов «Лунке-202», которые работают на международной речной линии «Хабаровск – Фуюань» – россияне.
В Приморье насчитывается 40 аккредитованных туроператоров, которые могут принимать туристов. Из них – лишь 13 компаний, имеющие право отправлять россиян в Китай. В Хабаровском крае аккредитованных туроператоров 22.
«В группе должно быть не менее пяти и не более 50 человек. Срок поездки – от одних суток до 15. Туристы должны следовать строго по маршруту и проживать в указанной гостинице», – рассказала заместитель начальника отдела развития туризма приморского краевого агентства Юлия Корсак.
О том, что «безвиз» заработал пока только «на бумаге», подтвердили и в турфирмах. В «Золотом драконе» (Владивосток) предлагают поездки на автобусе в Суйфэньхэ через пункт пропуска «Пограничный». Цена на путевки с одной ночевкой стартует от 7,7 тыс. рублей. Поездка осуществляется с оформлением визы на границе, стоимость включена в общий ценник. Все туры как минимум до конца августа расписаны именно по такой схеме. Кстати, с 7 августа стоимость путевки увеличивается на 500 рублей из-за растущего курса юаня.
С оформлением визы «по прибытии» отправляют туристов и в Фуюань из Хабаровска. К примеру, в туркомпании «Талисман» с вас попросят от 10 тысяч рублей за поездку с двумя ночевками и дополнительно 180 юаней для оплаты визы.
До введения «виз на границе» проще всего было попасть в Китай из Благовещенска. Летом в соседний Хэйхэ – ходит на пароход, зимой – автобус, в период ледостава или ледохода – судно на воздушной подушке. Билеты приобретались индивидуально в кассах речного флота и даже никакие списки были не нужны. Сейчас в благовещенские турфирмы поездки «за речку» предлагают лишь по выходным в составе организованной группы с обязательным оформлением визы на границе. Стоимость тура на выходные – около 16 тыс. рублей.
Дался вам этот «безвиз!»
Почему дальневосточники так ждут безвизового режима? С одной стороны – по инерции. Ведь ездили же раньше без всяких формальностей – пограничный контроль и таможенный досмотр не в счёт. Вот и сейчас хочется «как раньше», хотя оформление визы по прибытии не бог весть какой длительный процесс – это совсем не то же самое, что поход в консульство, сбор документов, заполнение анкет, стояние в очереди…
Основной мотив вернуть «безвиз» всё же материальный: поездка в Китай по списку будет дешевле на те самые 180 юаней (2 403 рубля по нынешнему курсу), которые сейчас приходится платить при оформлении визы на границе. Вопрос цены тем более актуален, что из-за слабого рубля цена поездки «за речку» подскочила – в Суйфэньхэ минимальная путевка с одной ночевкой из Уссурийска обойдется в шесть тысяч рублей, в Фуюань из Хабаровска – от 10. А ведь были времена, когда туркомпании платили туристу за поездку в обмен на провоз беспошлинных 50 килограммов, так называемых «баулов» (синие полосатые сумки огромного размера).
«Люди часто жалуются, что путевки дорогие, но ведь китайская сторона цены не увеличивала, это юань подрос. В путевку сейчас «зашита» не только стоимость визы на границе, но и, к примеру, сбор за пользование дебаркадером в Хабаровске, а это 1,8 тыс. рублей», – рассказывает представитель туристической компании из Хабаровска.
Поездки из Хабаровска в Фуюань в числе самых популярных направлений: китайский город расположен в 60 километрах от Хабаровска выше по течению Амура, на его правом берегу. Добраться туда можно на теплоходе. Туры туда возобновились 10 июня после трехлетнего перерыва из-за пандемии. За первые два месяца вновь открытой речной линии российско-китайскую границу в этом направлении пересекли 7,5 тысяч граждан РФ и КНР.
При этом росийская сторона не торопится заманивать туристов, а вот мэр Фуюаня пообещал бесплатные экскурсионные маршруты на китайскую часть острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзы-Дао), шесть бутылок пива в подарок, а также компенсацию трат на теплоход – порядка 1700 руб. каждому прибывшему водным транспортом в будние дни: с понедельника по четверг.
В надежде на скорое достижение допандемийных масштабов туризма власти Фуюаня наращивают и перевозные мощности. На днях сюда в дополнение к двум имеющимся пригнали три новых теплохода, которые встанут на международную линию: «Лунхан 001» вместимостью 50 человек, «Лунхан 101», рассчитанный на 99 человек, и «Лункэ 202» - он берет на борт 160 человек. Таким образом в день можно перевозить до 500 туристов, что даже больше, чем в «допандемийные» времена, когда общая вместимость теплоходов составляла 385 человек.
В минувшую пятницу, 17 февраля, на юге Сахалина разбился вертолет Robinson R44, совершавший туристический рейс. В аварии погибли пилот и пассажирка геликоптера, приехавшая из Хабаровска вместе с семьей. Её чудом выживший супруг находится под наблюдением врачей. Спасатели МЧС уже несколько дней работают на месте происшествия вместе со следователями, EastRussia выяснило, что известно о крушении вертолета на текущий момент.
Гора Красная — часть известного горнолыжного комплекса «Горный воздух» на территории Южно-Сахалинска. Эта вершина находится на удалении от основной инфраструктуры спортивного учреждения — туда ведут только канатные дороги, перевозящие посетителей, и технический проезд к трассам для персонала. Часть горного хребта, к которому относится Красная, отличается сложным рельефом: именно поэтому пролегающие там зоны для катания на лыжах и сноуборде относятся к повышенному уровню сложности. В то же время гора остается популярным местом для пеших туристов — для них зимой и летом работают прогулочные маршруты. И именно в этом районе, к северо-востоку от Красной, рухнул вертолет Robinson R44.
«Установлено, что 17 февраля 2023 года в 15 часов 05 минут по местному времени вертолет Robinson R44 с двумя пассажирами на борту осуществил вылет с посадочной площадки Оленья Горка, расположенной на территории городского округа Южно-Сахалинск, по направлению к горе пик Чехова. В 15 часов 16 минут воздушное судно осуществило посадку на горе пик Чехова, после чего пилот не подтвердил взлет органу воздушного движения и в 16 часов 02 минуты произошло срабатывание сигнала бедствия воздушного судна по международной спутниковой системе КОСПАС», — уточнили в Восточном межрегиональном СУТ СКР.
По данным диспетчерских служб, геликоптер пропал с радаров в пятницу, 17 февраля, около 16 часов. Вскоре у вертолета сработал аварийный маяк. По его данным специалисты определили приблизительное местонахождение воздушного судна, а затем отправили туда группу спасателей на снегоходах, самолет Ан-26 и еще один Robinson. Прибывшие на место подтвердили: вертолет разбился.
Место крушения вертолета Robinson R44
фото: ГУ МЧС РФ по Сахалинской области
Вскоре стало известно о том, что на борту Robinson R44 находились три человека — пилот и двое туристов. Андрей и Дарья Мартыненко из Хабаровска прибыли на Сахалин в отпуск, и полет над достопримечательностями островной столицы стал одним из пунктов их туристической программы. Вместе с супругами должен был лететь их четырехлетний сын, но именно в этот роковой день родители оставили малыша в отеле с няней. Это спасло ему жизнь.
Глава семьи чудом выжил. С места аварии его оперативно эвакуировали в Сахалинскую областную клиническую больницу. Предварительно врачи заявили о состоянии средней степени тяжести, черепно-мозговой травме и сопутствующей шоковой амнезии, но вскоре выяснилось, что мужчине нужна операция.
«При детальном обследовании выявили травму шеи. Подробности озвучить не могу, но осложнение связано с позвоночником. Подготовили пациента к операции, прооперировали быстро. Состояние после операции стабильно тяжелое», — рассказал заведующий травматологическим отделением СахОКБ Алексей Ким.
супруги Мартыненко
фото из личного архива: источник - соцсети
Отправив выжившего пассажира к медикам, спасатели приступили к разбору завалов. Вскоре они обнаружили тела погибших женщины и пилота. Однако деблокировать их сразу не удалось — сказывались погодные условия, плохая видимость из-за непогоды и нехватка специального оборудования. Работа растянулась на все выходные, к разбору обломков вертолета привлекли поисково-спасательный отряд имени Полякова.
«К поисковым мероприятиям были привлечены 11 человек и 6 единиц техники, в том числе от МЧС России 7 человек и 2 единицы техники (1 снегоход). В готовности к вылету находился вертолет Ми-8 Хабаровского АСЦ МЧС России. Его применение было невозможно по погодным условиям», — уточнили в ГУ МЧС по Сахалинской области.
Тем временем четырехлетний мальчик, оставшийся без мамы, ждет, когда родственники заберут его домой. С ребенком работают психологи. Из отеля малыша перевели в специальное учреждение. Ситуацию курирует уполномоченный по защите прав ребенка в Сахалинской области Любовь Устиновская.
«Учитывая, что малыш остался один, он до решения всех вопросов был помещен в социально-реабилитационный центр. В центре созданы хорошие условия, питание, много игрушек, внимательные воспитатели. Малыш уже со всеми познакомился, адаптировался, чувствует себя хорошо, играет с детьми», — рассказала она.
Одновременно со спасателями к работе приступили криминалисты — в рамках возбужденного уголовного дела. Следователи Восточного межрегионального СУТ СК России организовали ряд проверок. Кроме того, они озвучили две основные версии трагического происшествия.
«Органом предварительного следствия рассматриваются две основные версии происшествия: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования», — сообщили в территориальном следственном управлении на транспорте СК РФ.
По предварительным данным, основанием для уголовного дела стала часть 1 статьи 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах сообщает о возможной ошибке пилотирования. «Вертолет задел скалу, а потом начал аварийно снижаться», - сказал собеседник агентства.
Туристические полеты на этом геликоптере были регулярными, а услуга показа природных красот Сахалина — довольно востребованной. Широко известен и маршрут, который стал роковым для вертолета в ту пятницу: он популярен не только у авиатуристов, но и у тех, кто предпочитает передвигаться на автотранспорте.
Вертолет Robinson R44, который выполнял злополучный рейс с туристами на борту, хорошо знаком жителям Южно-Сахалинска — ярко-красный геликоптер не раз летал над жилыми домами и торговыми центрами, вероятно, демонстрируя гостям региона красоты города с высоты. А логотип, которым украшена опора винта, знаком всему острову — пятиконечный цветок крупнейшего на островах торгово-развлекательного центра «Сити Молл». Именно этому учреждению принадлежал геликоптер.
Туристические полеты на вертолете рекламировала компания «Сахтрэвел». На сайте организации и сейчас можно увидеть фото воздушного судна, которое разбилось 17 февраля. Перечислены и преимущества прогулок на геликоптере.
скриншот сайта компании «Сахтрэвел»
«Во время летной прогулки над территорией города Южно-Сахалинск можно оценить величие горнолыжного комплекса «Горный воздух». Восхитительный вид на быстрые горные спуски, которые со всех сторон обрамлены деревьями, подарит непередаваемые эмоции. Если вы хотите удивить любимого человека, то прогулка на вертолете по самым ярким природным объектам Южно-Сахалинска и других поселений острова станет оптимальным вариантом. Поверьте, сердце любимой оттает, когда она увидит бирюзу Карьерных озер, находящихся под строгой охраной скальных исполинов. Путешествие по Южно-Сахалинску <…> позволяет разнообразить досуг, забыть обо всех проблемах и невзгодах. Только в воздухе человек может чувствовать себя свободным», — говорится на сайте туристической фирмы.
Этот же вертолет активно использовали для коммерческой фото- и видеосъемки, продвигая услугу в социальной сети Instagram* (запрещена на территории РФ по решению суда) и на рекламных мониторах. Медиаролики, аккаунты в сети и сайт, рекламирующий полеты на геликоптере к красотам Сахалина, до сих пор доступны — ни в одном источнике не появилось ни официальных заявлений о факте аварии, ни соболезнований близким погибших, ни сообщений о временной приостановке предоставления услуг частных полетов. Продолжает ли сервис работать неизвестно: в парке компании есть еще два «Робинсона», кроме разбившегося.
В ответ на запрос EastRussia об обстоятельствах происшествия, состояния вертолёта и опыта пилота пилота в «Сахтрэвел» ответили, что не обладают необходимой информацией.