В Приморье у фигуранта уголовного дела по неуплате налогов следователи арестовали имущество на сумму свыше миллиарда рублей. При этом женщина задолжала государству 677 млн рублей, но с учетом пени и штрафов эта сумма перевалила за миллиард.
Как рассказали EastRussia в региональном следкоме, сумма «набежала» в период с 2016 года по 2019 год, когда женщина - генеральный директор и учредитель компании, которая занимается поставками кормов для сельского хозяйства, уклонилась от уплаты налогов на 677 млн рублей. По данному факту было возбуждено уголовное дело п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.
За время расследования сумма, которую подозреваемая должна вернуть государству, с учетом штрафов и пени, составила 1 млрд 5 млн рублей. Для обеспечения суд наложил арест на имущество подозреваемой и доли принадлежащих ей предприятий на общую сумму свыше миллиарда рублей.
Законодатели Забайкальского и Хабаровской краев на рубеже 2022—2023 годов решили пересмотреть налоговые режимы для недропользователей. В Забайкалье депутаты решили повысить с 2023 года налоговые ставки для добывающих компаний, которые станут резидентами ТОР или являются участниками РИП, а в Хабаровском крае – наоборот, понизить их для шести золотодобывающих компаний, инвестирующих в разработку месторождений на территории региона. Со вторым вариантом согласились не все.
Режим или нажим?
Тут нужны некоторые пояснения. ТОР – территория опережающего развития в особо оговоренных границах, резиденты ТОР реализуют на ней инвестиционные проекты, заключая специальных контракты (соглашения) с КРДВ (Корпорация развития Дальнего Востока). РИП – региональный инвестиционный проект. Как правило, региональные власти ведут реестры РИПов, а получить статус участника (инвестора) РИПа могут предприятия и организации из приоритетных с точки зрения региона отраслей.
На Дальнем Востоке для большинства регионов именно недропользование (добыча полезных ископаемых –олова и вольфрама, золота и меди, графита и платные, угля и нефти) является таким приоритетом. Специальные инвестиционные контракты (СИК) власти заключают с инвесторами, в них прописываются обязательства тех и других.
Для инвесторов это не только деньги (финансирование), но и создание рабочих места, сроки строительства объектов на тех или иных участках недрах и их запуска. С точки зрения налогов все режимы (ТОР, РИП, СИК) преференциальные, льготные для инвестора, но размеры и значения налоговых льгот могут колебаться в зависимости от параметров проекта, федеральной и региональной доли в том или ином налоге (налоги на прибыль, на имущество, страховых взносы и т.п.).
В Забайкальском крае в конце прошлого года решили, что пришло время изменить ставки налога на имущество и на прибыль для добывающих предприятий-участников ТОР и РИП. Правительство региона за счет этой меры планирует получить 10 млрд рублей поступлений в бюджет (только от повышения налогов для Быстринского проекта «Норникеля»).
Романсы и финансы
Министр финансов Забайкальского края Вера Антропова на заседании комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Забайкальского края рассказала, что изменения налоговых ставок затронут только добычу полезных ископаемых, а не перерабатывающие производства. Законопроектом предусматривается рост налоговой нагрузки для новых участников как ТОР, так РИП.
До этого года для новых резидентов РИП в Забайкалье в первые пять лет работы действовала ставка налога на прибыль в 0%, теперь она повышается до 5%. Ставку налога на прибыль во второй половине первого десятилетия работы подымают с 10% до 13%.
Ставки налога на прибыть для резидентов ТОР тоже выросли с 2% до 5% и с 10% до 12% в первую и вторую половину первого десятилетия работы над проектом. Налоги на прибыль не повышаются для уже зарегистрированных участников ТОР и РИП.
Исключение в регионе сделали только для Быстринского проекта «Норкникеля», в этом случае повышение ставок заранее согласовали с руководителями предприятия. Для него ставка вырастет с 0% до 3% и с 10% до 12% соответственно.
«С 2023 года вместо нулевой ставки ГОК будет платить налог по ставке 3% - и это принесет в краевую казну дополнительный доход в размере 1,9 миллиардов рублей. В последующие пять лет с 10% ставка будет увеличена до 12% - объем ожидаемых доходов составляет 8 миллиардов рублей, -- рассказала Вера Антропова в парламенте.
Нагрузка увеличивается и в части налогов на имущества, также для новых участников ТОР и РИП. «С января 2023 года для добывающих компаний—участников РИР в первые пять лет ставка не изменится, она остается на уровне 1,1%. Корректируем последующие пять лет — с 1,1 до 1,5%», -- рассказала Антропова парламентариям.Она добавила, что для новых резидентов ТОРов ставки налога для имущества подымутся с 0,3% до 0,5% и с 1,3 и 1,5% соответственно.
«Основная задача правительства края – стимулировать развитие перерабатывающей промышленности. Поэтому для переработки оставляем льготы, по добыче полезных ископаемых ставки несколько увеличиваем, но они тоже остаются льготными. Бюджету очень нужны доходы», -- сказала глава Минфина Забайкальского края.
Драйверы роста
Между тем Минэкономразвития Забайкальского края рассчитывает в 2023 году увеличить промышленное производство в регионе на 3,5% к уровню 2022 года. Там подсчитали, что основной рост обеспечит производство концентратов из полезных ископаемых, добываемых на территории региона.
«Считаем, что основное влияние на увеличение промышленного производства окажет добыча полезных ископаемых, занимающая наибольшую долю в структуре промышленного производства — 75,5%. Рост объемов будет обусловлен увеличением производства золотосодержащих, медных, железорудных, свинцовых и цинковых концентратов», -- рассказала первый заместитель министра экономического развития региона Жаргалма Бадмажапова.
По ее словам, в 2023 году в крае планируется открытие и расширение производств, поддержанных региональными властями в три предыдущие года. В Минэкономразвития Забайкалья отметили, что рост объема промышленного производства в 2022 году составил 102,5% к уровню 2021 года.
Забайкальский край присоединился к Дальневосточному федеральному округу в 2018 году. За это время в крае были созданы две ТОР -- «Краснокаменск» и «Забайкалье». В них вошли более 50 резидентов. Предполагаемые инвестиций – свыше 200 миллиардов рублей без учета второй очереди Удоканского месторождения. Уже инвестированы в проекты развития более 100 миллиардов рублей. Планируется создание 10 600 рабочих мест, создали – около 5000.
Крупнейшие проекты, реализуемые на территории Забайкалья, связаны с добычей полезных ископаемых. Это строительство разреза по добыче каменного угля на Зашуланском месторождении в Красночикойском районе; освоение Удоканского месторождения меди и Уконикского месторождения золота; вывод на проектную мощность золотодобывающего предприятия на месторождении «Наседкино» в Могочинском районе; строительство горно-обогатительного комбината по производству золоторудной продукции и железной руды на месторождении «Железный кряж» в Калганском районе; освоение Аргунского и Жерлового месторождений и строительство рудника №6 на Приаргунском производственном горно-химическом объединении.
По словам министра экономического развития региона Александра Бардалеева, среди участников РИПов -- ГРК «Быстринское», «Рудник Александровский», «Горнорудная компания Дархан», «Байкалруд», «Удоканская медь». «Рост объемов производства отмечен по добыче полезных ископаемых – 3,4 % в связи с увеличением добычи металлических руд на 3,7 %. Прочих полезных ископаемых - на 2,3 %, предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых возросло на 7,7 %, добыча угля увеличилась на 1,9%», -- сообщал глава Минэкономразвития по итогам 11 месяцев 2022 года.
Инвестиции в будущее региона
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов по итогам ВЭФ-2022 в интервью «Интерфаксу» рассказал о соглашении на 60 млрд рублей инвестиций об освоении Култуминского полиметаллического месторождения (687 400 тонн меди, 132,7 тонны золота, 1100 тонн серебра, 35,3 млн тонн железа, прогнозные ресурсы – 487 100 тонн меди, 134,6 тонны золота, 1300 тонн серебра и 6 млн тонн железа и Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, которое долгие годы не разрабатывалось. Это проект принадлежит компании «Восток ГеоСервис» Владислава Свиблова.
На базе Култуминского золото-железо-медного месторождения (север края) планируется создание предприятия по производству медного золотосодержащего концентрата, а также сплава Доре. Разработка месторождения будет вестись открытым способом, а производительность ГОКа составит до 10 млн тонн руды в год. Первую руду планируют получить в 2024 году. Компания «Восток ГеоСервис» получила лицензию на Култуминское весной 2022 года по итогам аукциона. Цена превысила 2,6 млрд рублей.
С золотодобывающей компанией Nordgold власти Забайкалья подписали соглашение о разработке месторождения Бахтарнак, прогнозные ресурсы которого по Р1+Р2+Р3 оцениваются в 74 тонны рудного золота. Быстринское месторождение (юго-восток края) разрабатывается открытым способом. Отработка ведется на двух карьерах - Верхне-Ильдиканском и Быстринском-2, еще два карьера Медный чайник и Южно-Родственный будут введены в 2030 году.
На Удоканском медном месторождении в первую очередь было вложено 100 млрд рублей, вторая потребует в два раза больше вложений. Удокан – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире неразработанных месторождений меди. Мощность первой очереди ГМК на Удокане составит до 15 млн тонн руды с выпуском до 135 тыс. тонн меди в год. С учетом второй очереди объем переработки возрастет до 40 млн тонн руды в год. Стоимость I очереди освоения Удокана оценивалась в $2,9 млрд, II очереди - в $4 млрд.
Чинейское месторождение – одно из крупнейших в мире по запасам и прогнозным ресурсам железных и медных руд. Месторождение состоит из Магнитного участка (титаномагнетитовое месторождение, доказанные запасы 1 млрд тонн) и Рудного участка (медь и металлы платиновой группы, прогнозные ресурсы 80-114 млн тонн руды). «Забайкалстальинвест» затратил в 2004-2020 годах на геологоразведку месторождения 865 млн рублей. Планируется разработка Голевского месторождения свинцово-цинковых руд в Каларском районе, сообщил тогда губернатор Осипов.
На Забайкалье приходится более 10% полезных неуглеводородных ископаемых страны, уточнил глава края, добавив, что уровень изученности запасов - очень низкий. «Месторождений много: золоторудные, урановые, цветных металлов, 3 млрд тонн угля», -- сказал Осипов. В качестве примера освоения недр он привел золоторудное месторождение Наседкино, строительство ГОКа и инфраструктуры на котором заняло чуть больше года.
По словам губернатора, строительство второй очереди Удоканского проекта может начаться в 2024 году. По его оценке, в горнодобывающей отрасли «ничего критического не наблюдается». Осипов назвал горную добычу скелетом экономики региона наряду с транспортно-логистической отраслью. Обе демонстрируют бурный рост, отметил он.
Глава краевого Минэкономразвития оценивал инвестиции по проектам, которые обсуждались с заинтересованными сторона на ВЭФ-2022, в 150 млрд рублей. «Добыча полезных ископаемых является локомотивом в части рабочих мест и средней зарплаты на предприятии, которая порой приближается к 100 000 рублей. Плюс реализация проектов дает работу рядом с этими проектами – это порядка 30-40% от численности персонала, занятого на самих предприятиях», -- отмечал после ВЭФ Александр Бардалеев.
Хабаровский вариант: льготы золотодобытчикам в обмен на инвестиции
Законодательная дума Хабаровского края в конце января проголосовала за распространение льгот при реализации инвестиционных проектов на флагманские золотодобывающие компании. В перечень таких компаний попали шесть золотодобытчиков, работающих на территории региона.
Золотодобытчикам предложили налоговые льготы в виде снижения ставки по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Инициатива исходила от краевого правительства. Претендовать на облеченную налоговую загрузку смогут не все проекты, а только те, что соответствуют одновременно нескольким условиям.
Это должен быть РИП в сфере добычи руды или производства драгметаллов и объемом инвестиций не менее 2 млрд рублей за пять лет. Заявления на включение в краевой реестр РИПов нужно подать до июля 2023 года, а запустить производство не позже, чем через 6 лет после включения в реестр. Льгота по налогу на прибыль будет работать, согласно закону, до 1 января 2029 года. Льготы по налогам власти предоставят по инвестиционному соглашению, где будут оговорены обязательства инвестора.
Первый заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Андрей Ковальчук, выступая в краевом парламенте объяснил необходимость предоставления льгот снижением цен на золото и прибыли у золотодобывающих компаний, ростом затрат на производство, ужесточением условий привлечения банковского финансирования, сложностью и высокой стоимостью разработки новых месторождений на отдаленных территориях. В частности, в Ульчском, Верхнебуреинском, Аяно-Майском, имени Лазо и Полины Осипенко районах.
Потери краевого бюджета от льгот оцениваются в 7,8 млрд рублей, а предполагаемые доходы после завершения льготного периода в 18,5 млрд рублей. Заместитель председателя краевого правительства, министр экономического развития края Виктор Калашников настаивал в парламенте на том, что в условиях высокой неопределенности в экономике золотодобывающую отрасль нужно стимулировать. По его оценке, среди месторождений есть экономически нерентабельные, но если компании остаются и продолжают работать в регионе, то и край будет в плюсе.
«Край принимает на себя долгосрочные налоговые расходы. Это щедро. В то же время есть ожидания: создание в ответ производственной базы, которая будет генерировать и финансовые результаты, и занятость, и социальную поддержку территорий, на которых действует данное предприятие», -- сказала по поводу закона, внесенного правительством региона спикер краевой думы Ирина Зикунова.
Депутат Максим Кукушкин счел потери бюджета неоправданными и высказался против законопроекта. В своем Telegram-канале он объяснил неприятие льгот для золодобытчиков: «Опять видим поддержку крупных компаний, которые усиленно вычерпывают ресурсы, в частности, золото с нашего региона». По мнению оппозиционного депутата, шесть золотодобывающих компаний могут порадоваться: «при росте цены на золото они получат ещё более солидные доходы». Кукушкин отметил, что поддержка в этом случае пойдет не наукоемким, не импортозамещающим, а ресурсодобывающим предприятиям.
Санкционное давление называют одной из главных причин, по которым российский бизнес распробовал «офшоры» на островах Русский и Октябрьский. За один только непростой 2022-й год дальневосточный САР (специальный административный район) получил больше резидентов, чем за всё время своего существования с 2018 года. По оценкам экспертов, в новых санкционных реалиях популярность САРов продолжит расти.
Взрывной рост
«В текущих условиях зарубежные компании российских структур вынуждены искать способы защиты своих активов и продолжения деятельности. Будучи управляющей компанией САР на о. Русский, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики стремится создать максимально комфортные условия как в процессе редомициляции, так и в рамках текущей деятельности компаний. Сегодня можно с уверенностью говорить, что САР стал востребованным инструментом у бизнеса. В текущем году произошел взрывной рост интереса к САРу со стороны иностранных компаний с российским участием», - сообщил EastRussia директор департамента сопровождения САР КРДВ Павел Шейка.
В том, что в текущих экономических условиях и при росте санкционного давления на компании с российскими бенефициарами интерес к специальным административным районам усилится, уверен и директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«Правительство все больше адаптирует САРы к новым санкциям: так, с марта 2022 года был упрощен переезд компаний, расширен список для личных фондов россиян и иностранцев, а также компаний, созданных до 1 марта 2022 года. В том числе приток новых резидентов будет происходить в условиях невозможности компаниям из России регистрировать в странах-членах Европейского Союза новые юрлица», - комментирует эксперт.
По его словам, дополнительный рост числа резидентов САРов также увеличится в связи с тем, что с 1 января 2023 года российские компании, у которых более 25% капитала принадлежит владельцам из офшоров, не смогут получить государственные субсидии и бюджетные инвестиции.
«В текущих условиях – это критический фактор для перевода компании в САР из иностранных юрисдикций», - отмечает Кабаков.
Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов также соглашается, что роль САР в текущих условиях существенно возрастает.
«Заложенная преференционная законодательная база должна выступить не только драйвером регионального развития, но в значительной степени обеспечить развитие импортозамещающих производств, востребованных всей российской экономикой, - акцентирует он. - Важно отметить, что Минфин России не планирует сокращения налоговых льгот и преференций, предоставленных резидентам САР, что выступит благоприятным фактором в реализации долгосрочных инвестиционных проектов».
Защита активов
Напомним, изначально цели создания САР были направлены на деофшоризацию российской экономики и привлечение капиталов и инвестиций в РФ. Резиденты режимов «особого благоприятствования» получают льготы: отсутствие валютного контроля, снижение ставки налога на прибыль, возможность скрывать данные об учредителе и директоре в ЕГРЮЛ, режим «одного окна» для инвестора и другие.
«Регистрация в САР и получение статуса международной холдинговой компании позволяет компаниям иметь статус валютного нерезидента Российской Федерации, использовать льготы по налогу на прибыль (в частности, в разрезе доходов от продажи акций, дивидендов, процентов, роялти) и в целом иметь условия не хуже, чем в иностранных оффшорных юрисдикциях», - пояснили агентству в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
По данным КРДВ, сегодня у иностранных компаний, планирующих переезд в Россию, возникают ряд сложностей, связанных с ограниченной логистикой, санкционным давлением, отказом местных провайдеров/ регистраторов/ консультантов от сотрудничества.
«Введённые в текущем году правительством России временные меры по упрощению процедур редомициляции стали важным аспектом, поскольку без таких мер некоторые компании просто не смогли бы осуществить переезд в САР по формальной причине», - рассказали в Корпорации.
С 2018 года на территории Российской Федерации действуют два САРа. Это острова Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область), где зарегистрированы 108 компаний.
При этом с января 2022 года количество сменивших прописку «офшоров» превысило данные 2021 года (34 компании). Только за 4 месяца 2022 года САРы принесли в российский бюджет РФ более 4 млрд рублей налоговых поступлений.
«Офшор» на о. Русском развивается пока не так активно, как на о. Октябрьском. Начиная с 2018 года, когда заработал особый налоговый режим, туда зашли 11 компаний, ранее находившиеся под иностранной юрисдикцией. Ещё одна находится в процессе регистрации. Интерес к регистрации в САР проявляют и российские холдинговые структуры, но пока ни одна российская компания не переехала, отметили в КРДВ.
В числе первых резидентов - международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный», и «Доналинк» Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
В 2021 году на Русский переехала «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД» .
10 декабря 2021 года Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики сообщила, что группа «Интеррос» завершила редомициляцию своей кипрской компании «Интеррос Капитал», которая контролирует 31,5% акций ГМК «Норильский никель».
А в непростом 2022-м году САР на о. Русском приобрёл больше резидентов, чем за всё время своего существования с 2018 года. Сразу 6 компаний пополнили реестр его участников.
В марте островную «прописку» получила «Уорлд Боат Сервис лтд», специализирующаяся на перевозке грузов морскими судами заграничного плавания. Затем АО «Вандл Холдингс Лимитед», через которую Саид Керимов владел 76,34% одной из крупнейших золотодобывающих компаний в России «Полюс», передислоцировалось с Кипра во Владивосток (позже попавший под санкции бизнесмен продал 29,99% «Полюса» «Группе Акрополь», а потом и вовсе пожертвовал 100% МКАО «Вандл Холдингс Лимитед» Фонду поддержки исламских организаций).
В июле резидентами приморского САР стали ООО «Хорвик», специализирующееся на деятельности холдинговых компаний и консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления, а также ООО «Руссоль лимитед» - крупнейший частный производитель соли в России.
В августе реестр резидентов пополнило ООО «Алтрасо Венчурз» - основной владелец «Восточной горнорудной компании».
В сентябре ООО редомициляцию завершило ООО «Рашмор», владеющее сетью школ английского языка Ufirst.
По состоянию на 1 полугодие 2022 года участники САР на о. Русский создали 27 рабочих мест, осуществили инвестиции на сумму 388 млн рублей и уплатили более 2,2 млрд рублей в бюджеты различных уровней, из них более 1,3 млрд рублей в бюджет Приморского края.
Дискурс поменялся
Нельзя не отметить, что о преференции специальных административных районов было сломано немало копий.
Некоторые эксперты открыто называли САР «вредоносным» режимом, критикуя их за возможность конфиденциального владения и управления компаниями. «Когда российские юрлица, которые ведут бизнес в России, находятся за пределами российского налогообложения и российской юрисдикции, это обкрадывание российского бюджета», - утверждали оппоненты. Звучали и мнения о том, что режим САР может нарушить межправительственное соглашение и грозит России исключением из системы международных расчётов, порождая совершенно неконтролируемые риски в плане противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Долгое время риск попасть под санкции называли главным сдерживающим фактором развития САР.
Однако после 24 февраля 2022-го года дискурс изменился. Самые «страшные» санкции уже случились. Положение России, как субъекта международного финансового рынка, изменилось коренным образом.
Директор приморской компании «Центр независимых налоговых экспертиз» Галина Ткаченко отмечает, что сегодня бизнесмены начинают убеждаться в том, насколько небезопасно держать свои капиталы за границей.
«И имущество, и денежные средства российских компаний подвергаются необоснованным взысканиям и арестам. Выиграл тот, кто вовремя перешёл под российскую юрисдикцию и сосредоточил свои активы на территории РФ, - комментирует собеседница. – С другой стороны, большинство стран закрыли возможность вывода капиталов из иностранных банков, и сейчас главный вопрос состоит в том, насколько реально вернуть денежные средства из недружественных государств. Тем более что крупные иностранные банки начинают объявлять банкротства».
Кандидат экономических наук, директор департамента финансов Школы экономики и менеджмента ДВФУ Елена Бережнова отмечает, что в условиях неопределённости сложно делать прогнозы: «В текущих реалиях многие хозяйствующие субъекты приостановили свою деятельность. Компании, которые взаимодействовали с зарубежными партнёрами, поставили на паузу поставки и пока не заключают договоры. Все ждут, когда можно будет просчитать возможные риски, а значит, заложить их в условия контракта, минимизировать или нивелировать. Я бы воздержалась от прогнозов, пока сохраняется неопределённость влияния внешних факторов на все экономические процессы».
При этом эксперты соглашаются, что 2022-й год показал – безопаснее всего хранить капиталы в родной гавани. Этот принцип ляжет в основу построения новой экономической модели.
Отметим, как сообщает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, ещё 15 компаний рассматривают возможность редомициляции в Приморский край. Пока информация о них не разглашается.
Резиденты российских спецадминрайонов (САР) островов Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде смогут получить новые льготы в обмен на инвестиции при условии, что компании откроют на территории САР реальный офис со штатом от 15 человек и вложат не менее 300 млн рублей в инфраструктуру острова. Также ожидается, что российские холдинговые группы смогут воспользоваться преференциями САР наряду с иностранными. Как сообщили агентству в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, инициатива, ранее озвученная Минфином, вылилась в законопроект, который сейчас дорабатывает Федеральная налоговая служба. Этот документ стал ответом на требования Еврокомиссии, неоднократно заявлявшей о своей категоричной позиции по отношению к так называемым российским «офшорам». Какую пользу принесут экономике Приморья изменения законодательства, и почему Европе невыгодно развитие российского режима САРа, выясняло EastRussia.
Реальные конкуренты
Ранее сообщалось, что Минфин ищет компромисс с Еврокомиссией в отношении специальных административных районов во Владивостоке и Калининграде. После июньского доклада Европейской группы по применению Кодекса налогообложения предпринимательской деятельности возникли риски признания российских САР «вредоносным» налоговым режимом, и правительство приняло меры, чтобы снять претензии ЕС, донастроив законодательство.
«Ведомости» цитировали статс-секретаря – замминистра финансов Алексея Сазанова - по информации источника, в кулуарах расширенного заседания Евразийского межправсовета в Ереване Сазонов сказал: «Мы ведем переговоры о том, что нам нужно донастроить режим САР таким образом, чтобы он соответствовал критериям так называемых справедливых налоговых практик. У нас очень конструктивный диалог и к I кварталу 2022 г., думаю, выйдем на какие-то решения, которые устроят и нас, и представителей ЕС».
Сегодня в разработке находится законопроект, который должен снять основные претензии Еврокомиссии. Об этом агентству сообщил директор департамента рассмотрения и анализа проектов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Павел Шейка.
- На сегодняшний день законопроект дорабатывается, и скоро мы сможем ознакомить вас с его последней версией, - рассказал собеседник.
Среди основных требований ЕС выдвинуло соблюдение двух критериев. Резидентам необходимо иметь в САР реальные офисы. Также российские группы должны получить право на преференции наряду с иностранными.
Профессор, соруководитель магистерской программы «Аналитические, социальные и экономические сети» Института математики и компьютерных технологий ДВФУ Александр Абрамов считает, что в существующем состоянии российские САР на островах Русский и Октябрьский являются реальными конкурентами аналогичных европейских САР. Поэтому угрозы ЕС о внесении компаний, зарегистрированных в российской юрисдикции, в черные списки (со всеми вытекающими последствиями: лишение льготного кредитования, страхования и т.д.) являются элементами, в том числе, конкурентной борьбы.
«Развитие российского режима САРа в направлении введения критериев об экономическом присутствии холдинговой компании на островах Русский, Октябрьский и распространение этого налогового режима на российские холдинги должны были снять претензии ЕС к российским офшорам, так как в этом случае САР практически будет повторять холдинговые режимы, распространенные в странах ЕС, и по критериям, и по льготам. Это логичный шаг в конкурентной борьбе с ЕС, так как в этом случае российские САР не будут формально соответствовать ключевому критерию вредоносной налоговой конкуренции (с точки зрения ЕС)», - комментирует Александр Абрамов.
Однако, по оценке эксперта, если подходить с формальной точки зрения, есть и другие способы продолжить конкурентную борьбу с российскими САРами, которые ЕС по-прежнему может считать вредоносным режимом.
«САРы создавались для иностранных компаний, которые попали под действие зарубежных санкций, а также тех, кто в силу объективных обстоятельств лишился возможности обслуживать свои структуры за рубежом, в частности, потерял доступ к зарубежному финансированию, то есть был подвергнут санкциям. Поэтому претензии ЕС можно рассматривать и как продолжение этих санкций», - говорит Александр Абрамов.
Что получает Приморье
С окончательной редакцией законопроекта еще предстоит ознакомиться. Ожидается, что новые поправки благотворно повлияют на экономику регионов. Резиденты смогут рассчитывать на такие льготы, как ставка налога на вывод капитала 10% и 0% налога на прибыль в виде дивидендов. Взамен они должны будут вложить в инфраструктуру островов не менее 300 млн рублей за два года, а также арендовать или выкупить офис площадью от 100 кв. метров и нанять штат не менее 15 человек.
Как подчеркивает Павел Шейка, и в условиях действующего налогового режима спецадминрайоны принесли значительную пользу российской экономике
Сейчас на территории Российской Федерации действуют два САРа - острова Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград), где всего зарегистрированы 65 компаний.
При этом только за 11 месяцев текущего года 60 резидентов калининградского «офшора» привлекли в экономику области почти миллиард рублей.
«Общий объем налогов и сборов, перечисленных участниками самого западного САР России в январе-ноябре 2021 года, составил 2,4 млрд рублей. Из них 819,7 млн рублей поступило в федеральный бюджет и 952,1 млн – в консолидированный бюджет региона. Сумма страховых взносов калининградского САР за этот период превысила 647 млн рублей», - сообщает правительство Калининградской области.
Приморский САР развивается пока не так активно. Начиная с 2018 года, когда заработал особый налоговый режим, на остров Русский зашли всего пять компаний, ранее находившиеся под кипрской юрисдикцией. В числе первых резидентов - международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный», и «Доналинк» Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
В 2021 году на Русский переехали «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД» и Colmati Trading Limited («Колмати») «Роснефти».
Также 10 декабря Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики сообщила, что группа «Интеррос» завершила редомициляцию своей кипрской компании «Интеррос Капитал», которая контролирует 31,5% акций ГМК «Норильский никель». «Интеррос Капитал» стала пятым участником спецадминрайона во Владивостоке.
«Участники САР вкладывают инвестиции в экономику всей России. Резиденты САР на острове Русский по состоянию на 1 декабря 2021 года осуществили инвестиции в размере 268 млн рублей, из них 158 млн рублей - почти 60% - в форме капитальных вложений на территории края. Этот показатель, на наш взгляд, более интересен, чем просто общий объем инвестиций», - рассказал Павел Шейка.
Собеседник отметил, что участники САР планируют реализацию проектов на территории края и ДФО. Так, МК «Финвижн Холдингс" реализует проект по созданию ИТ-парка на острове Русский с объемом инвестиций 1 млрд рублей. «Интеррос Капитал» намерена запустить крупные инвестпроекты на Дальнем Востоке, в частности, строительство нового курорта «Парк Три Вулкана» и создание венчурного фонда «Восток».
«Сегодня у нас пять участников САР на острове Русский. В самое ближайшее время, до конца первого квартала 2022 года, планируется редомициляция еще двух компаний в Приморский край. Так как информация конфиденциальная, пока не разглашается, какие именно компании это будут», - рассказал собеседник.
Рыночные реалии
Профессор ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Исаев поддерживает государственную политику относительно претензий ЕС: «На международной арене неспокойно, и правительство принимает абсолютно правильные шаги, чтобы минимизировать риски. Лично я, в принципе, расцениваю режим САР как перспективный и считаю, что он может эффективно работать на территории Приморского края».
Эксперт считает, что на поверхности лежит идея крытых недорогих аквацентров с морской водой. Наподобие тех, что есть в Турции и Черногории. «Правда, с учетом приморского климата», - уточняет Исаев.
Пока об аквапарках, построенных резидентами САР, речи не идет. Но вполне реальные перспективы обретает проект компании «Финвижн Холдингс» по созданию на острове Русский парка IT-технологий с апарт-отелем, коворкинг-зоной, конференц-залами, общественно-торговой зоной и офисными помещениями. Как сообщили агентству информированные источники, уже выбран земельный участок, готовятся документы для присвоения проекту статуса масштабного. Прежде всего, это означает, что «Финвижн Холдингс» сможет получить землю в упрощенном режиме.
Руководитель Дальневосточного филиала компании EY (Эрнст энд Янг) Алексей Ерохин отмечает, что САР могут развиваться только исходя из рыночных реалий.
«Директивный порядок здесь не работает. Я сам живу в Приморье и 9 лет и работаю в компании, которая открыла офис во Владивостоке, чтобы обслуживать клиентов, то есть мы пришли сюда вслед за клиентами. Соответственно, нужно смотреть, насколько компаниям выгодно инвестировать в экономику острова Русского и в принципе открывать там офис, нанимать персонал, платить аренду и зарплаты. Пока мы видим, что желающих не много. И если на Дальнем Востоке уже больше 500 резидентов ТОРов, то резидентов САР пока только 5. Значит, есть над чем работать, нужно создавать условия», - говорит Алексей Ерохин.
Примером собеседник приводит остров Чеджудо в Южной Корее, где, по его словам, создан «великолепный» разноплановый кластер для развития в том числе туризма, ИТ-технологий и медицинских услуг. Компании получили налоговые преференции, земельные участки на льготных условиях для строительства жилья, и в рамках кластера льготы «выстрелили», Чеджудо стал центром притяжения для иностранных инвесторов. Социальная инфраструктура острова развивалась вместе со спецрежимами.
Такую инфраструктуру предстоит создать на Русском. Кроме того, стоит учитывать общую концепцию развития острова, где заявлено создание научно-технического и рекреационного кластера.
Сложности деофшоризации
Вместе с тем, если в части реального присутствия резидентов на островах эксперты позитивно расценивают изменения законодательства, то по вопросу регистрации в САР российских холдинговых компаний мнения неоднозначные. Так, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) ранее просила правительство не допустить перерегистрации российских компаний в специальные административные районы (САР) во Владивостоке и Калининграде.
Переезд в САРы публичных обществ, зарегистрированных в других регионах России, может «подорвать доверие инвесторов» и сказаться на стоимости компаний, отмечалось в письме.
«Изначально САРы предназначались для возврата капитала подконтрольных россиянам иностранных компаний, - цитировали источник «Ведомости». - Поэтому резидентам предоставлена свобода в корпоративных вопросах – чтобы компаниям было удобнее переехать из-за рубежа в Россию. Компания может как сохранить привычное зарубежное право, так и установить какие угодно правила корпоративного управления. В том числе с полным отказом от норм защиты прав инвесторов».
Отметим, многие эксперты дают положительную оценку режиму САР. Так, директор Ассоциации налоговых консультантов, Советник государственной гражданской службы 1 класса Владимир Саськов отмечает, что предлагаемые государством меры налогового стимулирования в значительной мере будут способствовать процессу деофшоризаци. Ведь большая часть традиционных международных «налоговых гаваней» практически прекратила свое существование вследствие глобальной консолидированной позиции фискальных органов ведущих экономик мира. Крупнейшие отечественные компании заинтересовались механизмом САР («Газпром», «Газпром нефть», «Сбербанк», ВТБ, «Сибур», «Роснефть», «Северсталь», «Алроса») и рассматривают возможность редомициляции.
Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков полагает, что основной аспект, который может заинтересовать потенциальных резидентов – это снижение ставки налога на прибыль, а также освобождение от налога на прибыль курсовых разниц и исключение из налоговой базы доходов и расходов компаний в рамках соглашений о разделе продукции иностранных добывающих проектов.
За 8 месяцев товарооборот РФ и Китая увеличился почти на треть и составил $155 млрд. При этом китайский экспорт вырос на 63%, достигнув $72 млрд, а российский – на 13%, до $83 млрд. У торговли соседних стран серьезные перспективы, в то же время деловому партнерству мешают административные барьеры, что отмечалось на прошедшем во Владивостоке VIII Восточном экономическом форуме. Один из них – доступ к системе правосудия. Межправительственный договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, принятый 30 лет назад, сегодня не отражает реалии российско-китайского сотрудничества.
Торговля по-соседски
Страны АТР, в первую очередь КНР, играют ключевую роль во внешней торговле РФ: доля этих государств составляет более 40%, а в контейнерном обороте – 80%, сообщил президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виталий Евдокименко.
Вместе с тем меняется не только объем, но и структура товарооборота с Поднебесной. Если раньше из Китая шли в основном товары народного потребления, то сейчас оттуда импортируется много техники, сервисных решений. Причем во взаиморасчетах все чаще используется юань: две трети торговли России с КНР осуществляется в национальных валютах, говорит первый зампред правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин.
Уход западных компаний стал хорошей возможностью для Китая, свидетельствует председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь. В последнее время значительно вырос экспорт автомобильной продукции и автозапчастей из КНР в Россию, тогда как из РФ растут поставки сельскохозяйственной продукции, уточнил он.
«Если вспомнить, в 1950-х Советский Союз построил в Китае 156 крупных промышленных объектов. Фактически это стало основой того экономического чуда, который мы сегодня наблюдаем в КНР. И нужно отдать должное китайским товарищам: китайцы готовы воздать историческую справедливость и уже строить столь же масштабно в России значимые промышленные, инфраструктурные объекты», – считает президент АНО «Центр исследований и прогнозов развития АТР» Сергей Санакоев.
Среди перспективных направлений, по которым налаживается сотрудничество соседей, на полях ВЭФ-2023 назывались сельское хозяйство, инфраструктура, автомобилестроение, трансграничная электронная торговля (например, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти AliExpress Россия Сергей Лебедев высказал надежду по поводу организации на Дальнем Востоке полноценной бондовой зоны, отметив, что пока в РФ они работают в усеченном режиме).
Путь к упрощению
На российских территориях ведут бизнес более 8 тыс. китайских фирм, и значительно меньше представлено отечественных компаний в Китае. Такое положение дел директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов предлагает рассматривать в качестве возможности для дальнейшего развития отношений.
Между тем Россия намерена запустить новый механизм инвестиционного сотрудничества с Китаем. Нынешней осенью в Госдуму будет внесен законопроект о создании международных территорий опережающего развития. Новые ТОР призваны внести оживление в партнерство с китайскими инвесторами, в первую очередь в сфере логистики. В частности, они должны появиться на Большом Уссурийском острове, в районе мостового перехода Благовещенск – Хэйхэ и в Забайкалье.
«Планируется, что эта ТОР будет многоплощадочная, – рассказал губернатор Забайкальского края Александр Осипов. – Одна площадка будет на перекрестке всех дорог и путей. Это Чита – город с самым большим грузооборотом по железнодорожному транспорту. И будут площадки непосредственно у пунктов пропуска. Причем мы хотим, чтобы они были не только на территории России, но и заходили на китайскую территорию. Чтобы это были совместные территории, где все максимально упрощено».
«Китай для нас сейчас больше, чем стратегический партнер. 96% почтового импорта приходится на наши взаимоотношения с Китаем, и это определяет необходимость более быстрых, более эффективных логистических решений», – объясняет необходимость улучшений логистики гендиректор АО «Почта России» Михаил Волков.
Развитие транспортных связей в свою очередь будет способствовать активной реализации проектов сельском хозяйстве, фармацевтике, высоких технологиях. По словам губернатора Осипова, в создании новых производств и инфраструктуры в рамках международной ТОР в Забайкалье может быть вложено около 200 млрд руб. в ближайшие четыре-пять лет.
Представители китайских регионов готовы предложить встречные инициативы. Как отметил вице-губернатор правительства провинции Хэйлунцзян Хань Шэнцзян, в специальных районах могут появиться зоны, чтобы стимулировать развитие приграничной торговли. Речь идет, например, о Харбине и Суйфэньхэ.
Как рассудить партнеров
В целом, по оценке Сбербанка, суммарный портфель новых планируемых на территории РФ проектов с китайским капиталом составляет не менее 2 трлн руб. «В эту сумму входят проекты в самых разных отраслях – от нефтегазовой до сельского хозяйства. В основном это крупный бизнес», – пояснил Александр Ведяхин.
Как отметил Алексей Маслов, российскому и китайскому бизнесу нужно наполнять отношения большей конкретикой, повышать свои компетенции и знания в сфере законодательства, регуляторики соседнего государства, а также в области взаимных инвестиций. «Во-вторых, нам нужно укреплять финансово-банковское сотрудничество, максимально облегчать переводы средств между Россией и Китаем, сделать это прозрачным друг для друга и непрозрачным для всех остальных. И третий очень важный момент – это максимальное облегчение общения российских и китайских бизнесменов друг с другом и развитие тех проектов, которые могут стать якорными, то есть значимыми для разных регионов», – убежден директор Института стран Азии и Африки.
Один из основных барьеров сотрудничества – доступ к системе правосудия и эффективная правоприменительная практика, подчеркивает руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group, арбитр Шанхайского международного арбитражного центра Александр Зайнигабдинов.
«Между Россией и Китаем действует договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 1992 года, который на данном этапе не отражает реалии российско-китайского сотрудничества. Договор устроен так, что решения российского арбитражного суда не исполнимы в Китае, а решения китайского народного суда не исполнимы в России. Это подкрепляется статистикой правовых баз», – объяснил арбитр.
Тем не менее у бизнеса растет запрос на третейские разбирательства. Об этом говорят в Торгово-промышленной палате (ТПП), при которой действуют Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия. С 2019 года по странам АТР рассмотрено 183 иска, из них больше половины дел разбиралось с участием китайских истцов либо ответчиков, проинформировал и.о. председателя МКАС Иван Зыкин. В 67% случаев спор касался договоров поставок, еще в 20% – услуг подряда.
Компании из КНР за последние годы стали вторыми после российских по количеству дел, рассматриваемых МКАС. «У нас растет с каждым годом торговый оборот с Китаем и количество участников [ВЭД] увеличивается, – констатирует президент ТПП РФ Сергей Катырин. – В этой части наша задача – создать максимальные комфортные условия для предприятий с тем, чтобы, когда наступают спорные моменты, можно было бы достаточно легко рассмотреть, с невысокими затратами, все спорные вопросы, найти какое-то оптимальное решение с помощью наших арбитров».
В пул третейских судей МКАС входят также иностранные специалисты, кроме того, в прошлом году на взаимной основе состоялось включение авторитетных арбитров из РФ в списки Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии (CIETAC). В этом году для удобства предпринимателей из Поднебесной переведены на китайский язык правила МКАС, запущена в работу китайская версия сайта арбитражной организации.
До недавнего большинство разбирательств проходило в Москве, но с этого года дела стали рассматриваться и на Дальнем Востоке. По словам руководителя филиала ТПП – ответственного секретаря отделения МКАС во Владивостоке Натальи Присекиной, рассмотрены два иска с участием компаний из России, КНР и Гонконга.
«Споры бывают разные, в том числе по стоимости. Первый иск поступил к нам на 50 тыс. руб. Для сторон было важно обращение к арбитру, как к независимому эксперту, они не хотели портить отношения между собой, им нужно было просто выслушать экспертную позицию. Они закончили этот спор мировым соглашением и пошли дальше работать, совместно делать бизнес», – рассказала Наталья Присекина.
Поддержка судостроения предусмотрена в рамках развития Северного морского пути. В соответствии с подписанным главой правительства М.Мишустиным в мае распоряжением, которое дополняет план развития Северного морского пути до 2035 г., предполагается создание российских образцов значимого судового комплектующего оборудования, необходимого при строительстве судов ледокольного флота, грузовых судов ледового класса и аварийно-спасательных судов. Ответственными за реализацию мероприятий по разработке проектов такого оборудования и его запуску в производство являются Минпромторг, «Росатом», Минтранс и МЧС. Минпромторг и Минфин должны были к 1 июня подготовить предложения по объемам и источникам финансирования создания конкурентоспособного российского судового оборудования.
Напомним, что план развития Северного морского пути до 2035 г. был утвержден правительством в августе прошлого года. Он, в частности, предусматривает строительство судов ледокольного флота, включая головной ледокол проекта «Лидер» (на ССК «Звезда» в Большом Камне Приморского края), а также создание аварийно-спасательного флота из 46 судов.
При этом строительство по проекту «Лидер» сталкивается с определенными ограничениями. В конце марта текущего года в правительстве обсуждался пересмотр стоимости и сроков сдачи атомного ледокола «Россия» (головной ледокол проекта «Лидер») на «Звезде». Основная причина задержек заключается в сложностях с поставками оборудования. Паротурбинная установка для судна была заказана у «Силовых машин» А.Мордашова, однако поставщик запросил у верфи перенос сроков и увеличение цены контракта на 67%. Об удорожании ядерной энергоустановки сообщило ОКБМ «Африкантов» («Атомэнергомаш» «Росатома»). «Звезда» испытывает сложности с поставками таких комплектующих, как бортовые кронштейны наружных валов, кронштейны пера руля и ледовые зубья. При этом может потребоваться перепроектирование судна в силу необходимости замены импортного радиолокационного и навигационного оборудования. К марту готовность судна должна была согласно планам составлять 15%, но от общего объема работ к данному времени было выполнено фактически 5%.
Согласно предварительным оценкам, стоимость ледокола может превысить 165,7 млрд рублей, в то время как постановлением правительства изначально сумма была установлена в 127,6 млрд рублей. Срок сдачи ледокола был намечен на 2027 г., но в настоящее время не исключается возможность переноса срока не менее чем на три года. Всего текущим портфелем заказов ССК «Звезда» предусмотрено строительство 26 судов для Севморпути.
При этом в мае глава правительства М.Мишустин подписал распоряжения о выделении в текущем году и в 2024 г. 15 млрд рублей на разработку, серийный выпуск и модернизацию производства судового оборудования для пассажирских, рыбопромысловых судов, танкеров, газовозов (14 млрд в 2023 г., 1 млрд в 2024 г.). Ожидается, что предприятия за счет федеральных средств смогут покрыть затраты на разработку, создание и внедрение оборудования, закупку комплектующих, аренду технологического оборудования.
Кроме того, в соответствии с поручениями, данными М.Мишустиным по итогам стратегической сессии по развитию Северного морского пути в начале июня, Минпромторг до 1 декабря текущего года должен совместно с «Росатомом» представить в правительство предложения по строительству судов ледового класса для Северного морского пути, а до 1 ноября совместно с Минфином и Минэкономразвития должны быть проработаны дополнительные меры государственной поддержки для строительства и приобретения таких судов.
До 30 ноября Минпромторгу вместе с Минфином необходимо завершить работу по проекту постановления правительства о правилах предоставления из федерального бюджета субсидий дальневосточным судостроительным организациям на возмещение части затрат, связанных со строительством гражданских судов.
ССК «Звезда» уже строит танкеры-газовозы ледового класса Arc7. Всего их должно быть построено 15, в начале 2022 г. на судоверфи приступили к резке металла для седьмого судна в серии, но сроки сдачи головного судна в прошлом году были сдвинуты на год на фоне проблем с поставками винторулевых колонок[1]. Прежде технологическим партнером по данному проекту выступала южнокорейская Samsung Heavy Industries. Со стороны правительства РФ Минпромторгу и «Росатому» поручено направить в правительство согласованную «дорожную карту» по проектированию газовоза ледового класса с указанием сроков, стоимости и источников финансирования. «Дорожная карта» должна быть сформирована при участии «Звезды», ПАО «НОВАТЭК» и ПАО «Совкомфлот». Также совместно с Минвостокразвития и «Росатомом» должно быть проработано проектирование судов снабжения для северного завоза.
Что касается строительства на «Звезде» танкеров типа «Афрамакс» (портфель «Звезды» включает заказы на 12 таких судов), то в мае предприятие передало заказчику – АО «Роснефтефлот» (дочернее предприятие «Роснефти»), четвертый танкер типа «Афрамакс» усиленного ледового класса («Академик Губкин»). Пятый танкер, «Восточный проспект», был спущен предприятием на воду.
На дальневосточных предприятиях продолжается строительство рыбопромысловых судов в рамках программы инвестиционных квот. В апреле был передан заказчику первый краболов, построенный на Хабаровском судостроительном заводе (ХСЗ, входит в ОСК) в рамках программы инвестиционных квот – судно проекта 03141 «Омолон». Данное судно было заложено в 2020 г. по заказу магаданской компании «Маг-Си Интернешнл» (группа «Морской волк» М.Котова), а покинуло строительный цех в мае 2022 г. В начале августа предприятие приступило к заводским ходовым испытаниям второго краболова для компании («Кедон»). Стоимость контракта на строительство двух краболовов превысила 2,5 млрд рублей.
На Находкинском судоремонтном заводе в Приморье в конце июня состоялась церемония закладки 14 краболовных судов проектов СС5712LS и CCLC600 для ГК «Антей», предназначенных для добычи и перевозки живого краба. На заводе в Находке уже строятся восемь судов для «Антея», три судна были спущены на воду осенью прошлого года. Еще три судна должны быть спущены на воду до конца текущего года. Другое приморское предприятие - «Восточная верфь» (Владивосток) в августе завершило строительство краболова «Шантар» для ООО «Сигма Марин Технолоджи».
При этом на данном предприятии сохраняется конфликтная ситуация. В августе были задержаны И.Лазарев[2] (сын основного акционера АО «Восточная верфь», председателя совета директоров завода Г.Лазарева) и заместитель председателя совета директоров предприятия, бывший прокурор Приморского края В.Василенко, обвиняемые в мошенничестве. При этом В.Василенко подозревается в попытке незаконного завладения акциями «Восточной верфи» и намерении извлекать доход от сдачи в аренду имущества и земельных участков предприятия[3]. Не исключено, что предприятие может быть передано государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), которая в августе была, в свою очередь, передана в доверительное управление банку ВТБ (на пять лет) в целях привлечения внебюджетного финансирования.
Тем не менее строительству рыбопромысловых и краболовных судов на Дальнем Востоке препятствует дефицит бюджетных средств. Изначально предполагалось стимулировать строительство судов на дальневосточных предприятиях с помощью субсидии[4], покрывающей разницу в себестоимости строительства на верфях ДФО и судостроительных предприятиях на западе страны.
ООО «Маг-Си Интернешнл» после получения «Омолона» на ХСЗ обратилась к Минпромторгу с заявлением на получение субсидии, которая должна покрыть 306 млн рублей из 1,5 млрд рублей стоимости судна. Заявка компании не была удовлетворена – в Минпромторге сообщили, что федеральным бюджетом на 2023-25 гг. средства на данную субсидию не предусмотрены. При этом в рамках формирования проекта закона о бюджете на 2024-2026 гг. Минпромторгом запрошены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию данной меры финансовой поддержки. Кроме того, в начале текущего года аппарат вице-премьера, полпреда президента в ДФО Ю.Трутнева анонсировал потенциальное повышение субсидии по предложению Минпромторга – до 28% от стоимости судна (но не более 520 млн рублей).
В настоящее время из 41 краболова, законтрактованного по итогам крабовых аукционов 2019 г., 16 судов строится на дальневосточных верфях. Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) указывают на отсутствие законодательно закрепленных требований по строительству судов на территории промысла, что в отсутствие субсидирования приведет к отказам рыбопромышленников от размещения заказов на дальневосточных предприятиях.
В свою очередь заместитель главы Минпромторга В.Евтухов сообщил, что источником финансирования субсидии на строительство краболовов на дальневосточных верфях должны послужить доходы от аукционов по продаже прав на вылов краба, которые намечены на текущий год. Он также заявил, что правительство не рассматривает сворачивание программы субсидирования.
На этом фоне в июле правительство в рамках подготовки нормативной базы для проведения второго этапа распределения инвестиционных квот утвердило требования к проектам по строительству краболовных судов средней тоннажности, крупных и малых логистических комплексов. Для краболовов установлены требования к длине и валовой вместимости, наличию оборудования для лова, обработки, заморозки крабов и переработки отходов. Логистический комплекс для хранения, содержания и транспортировки живых ВБР должен иметь неразрывную технологическую связь с гидротехническими сооружениями, включать холодильное помещение, комплекс по передержке живых крабов, контейнерную площадку. Срок строительства краболова или логистического комплекса с холодильниками и необходимыми площадками не должен превышать пяти лет, включая получение разрешительных документов.
Наконец, что касается гособоронзаказа, то в июне на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) состоялась закладка нового корвета проекта 20385 «Ретивый» для Тихоокеанского флота ВМФ. Головной корвет данного проекта – «Гремящий» был передан Тихоокеанскому флоту в 2021 г. На АСЗ продолжается строительство остальных проектов серии – «Буйный», «Разумный» и «Быстрый». Также на АСЗ в настоящее время строятся для Тихоокеанского флота четыре малых ракетных корабля проекта 22800 и три корвета проекта 20380.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Первый танкер согласно изначальным планам должен был быть сдан в марте 2023 г. (резка металла для него началась в ноябре 2020 г.), следующие шесть судов планировалось сдать в конце сентября, октября, ноября и декабря 2023 г., в 2024 г. (без конкретизации даты) и в конце сентября 2024 г., по остальным восьми танкерам сроки не озвучивались.
[2] Он обвиняется в том, что в период с марта 2006 г. по апрель 2018 г. во Владивостоке совместно с другими лицами, путем обмана должностных лиц регистрирующих органов обеспечил приобретение своей близкой родственницей права собственности на земельный участок общей площадью 1,7 га, кадастровой стоимостью более 25,5 млн рублей, при этом фактически заплатил за него только 2 млн рублей, что повлекло причинение бюджету края материального ущерба в особо крупном размере.
[3] По делу также задержаны представитель организованной преступной группировки В.Широков и общественный советник директора верфи С.Кралевич, по версии следствия, являвшиеся сообщниками В.Василенко.
[4] Субсидия по постановлению правительства №1138 выплачивается с 2021 г., ее размер составляет 20% от стоимости строительства судна (без учета НДС), но не более 340 млн рублей.
Российские власти ставят перед транспортным машиностроением задачу выйти за короткий срок на высокий уровень технологической независимости при постройке морских и речных судов, оперативно провести импортозамещение по критическим позициям судового комплектующего оборудования. При этом верфи должны сделать существенный прорыв с точки зрения наращивания объема производства флота. EastRussia разбиралась, насколько посильной окажется эта задача.
Время критично, но сроки отодвигаются
За сравнительно небольшой период в России планируется построить большое количество судов различного назначения. Утвержденная правительством РФ программа водного транспорта с использованием средств Фонда национального благосостояния предусматривает строительство 260 единиц флота в ближайшую пятилетку.
В Минпромторге РФ не считают эту задачу амбициозной. «Лизинговая программа на 260 судов для нашего судостроения – это только начало и это еще слабая цифра, явно не вызов. Мы рассчитывали и рассчитываем на больший объем средств господдержки в лизинговой программе, потому что по многим позициям нужно увеличивать количество судов в сериях», – сообщил статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Сейчас наблюдаются четыре набирающих силу тренда, которые учтены программой обновления флота. Это увеличение тоннажа судов, контейнеризация грузов, форсированное развитие Северного морского пути и повышение спроса на пассажирский водный транспорт, в том числе на электротяге, рассказал генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих.
«Спрос на флот большой, флот нужен здесь и сейчас. Судовладельцы не готовы ждать по 5 лет, пока мы что-то им предложим. На сегодняшний день суда, бывшие в употреблении, с возрастом 15–20 лет, стоят в полтора-два раза дороже чем те, похожих классов, которые контрактуются сегодня», – отметил глава лизинговой компании.
Большая потребность сегодня имеется в новом техническом флоте. По данным замглавы Росморречфлота Бориса Ташимова, по линии ведомства реализуется порядка 20 госконтрактов по созданию 72 судов общей стоимостью около 97 млрд руб. (20 единиц флота уже введены в эксплуатацию). В частности, к концу 2024 года должны быть сданы 16 аварийно-спасательных судов для Севморпути. Однако в силу необходимости замены импортного судового оборудования эти сроки не будут выдержаны, сообщил чиновник.
Отклонение от первоначального задания составит в среднем один-два года, уточнил он.
Чтобы решить проблему на этот период, аварийно-спасательная группировка на СМП будет усилена судами с других бассейнов. «Эти один-два года не скажутся на незащищенности Севморпути», – заверил Борис Ташимов.
Вопросы возникают и по другим позициям. В настоящее время более 40% судов снабжения ледового класса, работающих на Севморпути, старше 30 лет, более 80% – старше 20. Способны ли судостроители преодолеть темпы старения, выводя на арктические маршруты новую технику, задается вопросом директор дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша. «Технологически кто их построит? Мое личное мнение, что никто», – полагает он.
С проблемами могут столкнуться заказчики коммерческого флота. Для перевозок по тому же Севморпути нужно 30-40 газовозов для «Новатэка», 15 танкеров для проекта «Роснефти» «Восток Ойл». Причем такое количество флота также предполагается построить в ближайшие 5 лет, что вызывает сомнения в своевременной сдаче, говорит Вячеслав Рукша.
Трудности, в частности, возникли у ССК «Звезда» в Большом Камне. Для транспортировки углеводородов по Севморпути предприятию необходимо построить 26 танкеров-газовозов. Изначально планировалось, что часть судов будет сделана при участии партнеров из Южной Кореи. Но в 2022 году они приняли решение прекратить сотрудничество с российской стороной.
«Корейцы подписывались на 15 [судов], 5 отдают, они достроятся на «Звезде». 10 остаются. Сейчас договариваемся с коллегами из Китая», – сообщил на ПМЭФ-2023 Виктор Евтухов.
Тем временем затягиваются поставки судов для рыбного промысла. Отчасти причина срыва сроков сдачи объективна, говорит глава Росрыболовства Илья Шестаков. Сначала влияла пандемия, затем санкционные ограничения, из-за чего возникли проблемы с необходимым оборудованием. Вместе с тем при контрактовании судов были допущены ошибки, считает руководитель профильного ведомства.
«Мы, когда начинали I этап инвестиционных квот, больше всего переживали, что верфи будут давить на заказчиков…Но почему-то все получилось наоборот. Они (судостроители – прим. ред.) просчитались с ценой, просчитались с проектами, просчитались со своими рисками. Дальше еще наложились внешние факторы, которые привели к очень затруднительной ситуации», – изложил свой взгляд на проблему Илья Шестаков.
Это планируется учесть в ходе II этапа программы поддержки рыбной отрасли. Из-за определенного недоверия к судостроителям в качестве объектов инвестиционных квот будет не так много флота, в том числе транспортных рефрижераторов. «Рефрижераторы мы давно не строили, необходим поиск компетенций, как было с рыбопромысловыми судами. Плюс достаточно большая загруженность стапельных мест с учетом других задач, которые стоят перед верфями. Поэтому мы не видим большого спроса как на рефрижераторные суда, так и на рыбопромысловые. Единственное, будет спрос на суда-краболовы», – пояснил глава Росрыболовства.
Российские верфи ищут своих
Добиться максимально возможной технологической независимости – достаточно амбициозная задача для судостроения. К примеру, доля иностранного судового комплектующего оборудования (СКО) у популярного сухогруза проекта RSD-59 класса «река-море» – 41%, а у траулера для промысла минтая и сельди проекта ST-192 – 89%.
Под эгидой Минпромторга определены наиболее критические позиции по СКО для гражданского флота. Наибольшие проблемы сегодня связаны с разработкой двухтопливных высокомощных двигателей, редукторов, компонентов силовой преобразовательной техники, типорядов электрических и механических винто-рулевых колонок, электронной компонентной базы для судового приборостроения.
Подрядчики верфей сегодня прорабатывают вопрос замены оборудования, с нехваткой которого столкнулись судостроители, параллельно подыскивают аналоги СКО сами судостроительные предприятия. Например, при строительстве многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 7МВт (его строит калининградский завод «Янтарь») ООО «ЦПС ОСК-Движение» поставляет электрические движительно-рулевые колонки.
Вместе с тем, уточнил Борис Ташимов, есть случаи, когда невозможна замена иностранного оборудования отечественным. Так, ледокол ледового класса Icebreaker-7 мощностью 18 МВт планировалось оснастить винто-рулевыми колонками импортного производства. Сейчас принято решение об их замене на классическую валолинию. «Это испытанное решение, но в то же время оно требует изменений в проект. Здесь требуется изменение кормовой оконечности судна, расположения оборудования», – пояснил замглавы Росморречфлота, добавив, что подобные коррективы в ряде случаев ведут к удорожанию проекта.
Как заявил гендиректор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, сегодня заказчики судов должны принять сложившиеся реалии и перестать сводить сложность проблематики импортозамещения СКО только к цене на конечное изделие. «Многие наши коллеги склонны воспринимать ситуацию в лоб. Они говорят, что в Китае производство судов стоит дешевле, но при этом они забывают, что там меры господдержки ориентированы на тех, кто производит двигатели и суда, а этот размер поддержки никак не меньше 30%. Так что, когда мы предлагаем какие-то технические решения, а нам говорят «но они же дороже, чем в Китае», мы соглашаемся – да, дороже, и вот почему: господдержка, объемы, да и тарифы имеют значение», – подчеркнул глава ОСК.
КНР ежегодно только на прямую поддержку судостроения направляет около $12 млрд, добавил он. В России же до недавнего времени размер косвенной помощи составлял $0,7 млрд. ОСК сделала сравнительный анализ стоимости строительства краболовов в России и в Китае. Если принять во внимание такие факторы, как коэффициент головного судна, его характеристики, таможенные ставки, государственная поддержка, то производство на российских верфях сопоставимо с ценой постройки в КНР, «если очистить от всех вещей, которые относятся к мерам господдержки», утверждает Алексей Рахманов.
Отрасль нуждается в новых экономических условиях выпуска головных судов, на которые могут быть распространены субсидии при поставке пилотных партий, добавил гендиректор ОСК. «Наши коллеги, строящие двигатели, лебедки, все остальное, показывают, что на момент запуска локализованных изделий их цена будет дороже, чем то, что мы покупали за рубежом, не важно где, на востоке или на западе. Пока мы не приведем условия работы с пилотными партиями в понятное русло, результат будет половинчатым», – подчеркнул менеджер.
Действительно, крайне важно поддержать производителей на первых этапах освоения новой техники, потому что когда продукция войдет в серию, она станет дешевле. По словам Виктора Евтухова, только в серийных выпусках продукции отечественные судостроители начинают зарабатывать. «А когда мы идем от головного к головному судну, то никакой экономики не будет – ни у верфей, ни у поставщиков судового комплектующего оборудования», – уточнил замминистра.
В то же время без инвестиций в судостроительные компании, у которых устаревшее оборудование и технологии, не обойтись. Например, вложения в Северную верфь (Санкт-Петербург) для выпуска крупнотоннажного флота оцениваются почти в 25 млрд руб. А чтобы привести в порядок все гражданские мощности ОСК, нужно примерно 250 млрд руб., уточнил Алексей Рахманов. Половина из этих средств может быть обеспечена через Фонд развития промышлености. К настоящему моменту организацией поддержано 15 проектов в области судостроения на 5 млрд руб.
Субсидии не нарасхват
В Минпромторге считают, что действие постановления правительства РФ, которое определяет правила предоставления субсидий на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство СКО (с 2022 по 2024 годы на эти цели запланировано порядка 18,3 млрд руб.), необходимо продлить на 2025-2026 годы.
В ведомстве рассчитывают на определенную отдачу и настаивают на еще большей локализации выпуска оборудования, например, в рамках II этапа программы рыбных квот под киль.
«Это на самом деле понятно. Достаточно большое количество оборудования было зарубежное, и локализация была недостаточная. Мы не могли никого заставить, рыбохозяйственный комплекс выбирал самое лучшее, что имелось на данный момент. Мы неоднократно проводили встречи рыбаков с производителями российского оборудования, на тот момент такого удовлетворяющего качества не было», – уточнил Илья Шестаков.
Сегодня в стране развиваются и научные разработки и инжиниринг, однако отсутствует понимание по выпуску программного обеспечения, подчеркивает директор департамента рыбохозяйственного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Дмитрий Клюнеев. «К сожалению, все суда, которые реализуются в рамках I этапа программы инвестиционных квот, имеют иностранное ПО. Если, не дай бог, прекратится обслуживание или будут обрезаны какие-то функции, эти корабли просто никуда не пойдут», – резюмировал представитель КРДВ.
Между тем порядок получения субсидий при создании СКО – сложный, желающих их получить не так много, отмечает гендиректор ООО «Морские комплексные системы» Павел Зубков. «И я сомневался, когда брал», – признался он.
«Нужно сказать, мы должны сначала тратить деньги, потом отчитаться, и только потом нам компенсируют. Представьте, какая нагрузка на предприятие промышленности», – говорит Павел Зубков.
В качестве еще одного недостатка он отметил отсутствие субсидий при капитальном строительстве производственных участков, когда осваиваются новые виды работ. Ведь в этом случае у поставщика комплектующих встает необходимость дополнительного кредитования или целевого займа от Фонда развития промышленности.
Свое СКО по-хорошему нужно не только для судостроения, но и судоремонта. В настоящее время в РФ зарегистрировано свыше 1,4 тыс. рыбопромысловых судов, большая часть из них имеет на борту оборудование иностранного производства, отметил Дмитрий Клюнеев. С одной стороны, нужно развивать собственную независимую систему судоремонта, с другой, пока конкурировать со странами АТР в производстве необходимых судовых узлов и компонентов, вряд ли возможно.