Фильм якутского режиссера Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» получил приз «За лучший сценарий» на 41-м международном кинофестивале «Фаджр», который завершился в иранском Тегеране.
Напомним, фильм «Не хороните меня без Ивана» был снят государственной национальной кинокомпанией «Сахафильм» и московской киностудией ООО «Студия Автор». Картина основана на реальных событиях, которые происходили в 1910 году в Якутии. По сюжету якут Степан Бересеков периодически впадает в летаргический сон. И только сын священника и художника Иван Попов может отличить сон от настоящей смерти.
Ранее картина уже стала победителем фестиваля авторского кино «Зимний». Также фильм был отмечен дипломом жюри «За полеты во сне и наяву» на VI Арктическом международном кинофестивале «Золотой ворон» и специальным дипломом жюри «За раскрытие национальных традиций». В Индии фильм получил специальный приз на фестивале стран ШОС.
Трейлер фильма можно посмотреть по ссылке.
Фестиваль «Фаджр» был учрежден в 1982 году, а в 1995-м получил статус международного. С 2015 года показ работ был разделен на национальный конкурс (фильмы из азиатско-исламских стран) и международный фестиваль. Символом киносмотра стала мифическая птица Симург.
Про ассоциации говорил и глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Многие, кстати, отмечают, что именно с его приходом северная республика получила развитие в IT-сфере. Сам он, судя по всему, за некую точку отсчета успешного развития отрасли считает победу на Московском международном кинофестивале в 2018 году, а также, когда компьютерные игры, написанные якутскими «айтишниками», вышли на мировые рынки. После такого успеха в республике решили активно развивать креативную индустрию и написали концепцию ее развития.
Самый креативный регион
Четыре года спустя – новый успех: по итогам российской национальной премии в сфере креативных индустрий Russian Creative Awards проекты, представленные Якутией, были признаны лучшими в номинации «Креативный регион». Причем, дальневосточники обошли здесь такие именитые регионы, как Татарстан, Красноярский край, Нижегородскую и Тюменскую области.
Премию получал глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, причем, из рук мэра Москвы Сергея Собянина – в прошлом году победителем в данной номинации была именно столица. Согласитесь, символично забрать пальму первенства у столицы.
Айсен Николаев получает «переходящий кубок» от Сергея Собянина
Справка: Russian Creative Awards — единственная в мире премия, охватывающая все креативные отрасли. Это высшая награда для креативного сообщества страны, которая ежегодно вручается за вклад в развитие креативного сектора экономики. В премии 10 номинаций – это не только проекты и персоналии года, но также креативные пространства и образовательные проекты.
Всего в конкурсе участвовали больше двух тысяч заявок, но в финал прошли лишь 50, которые и поборолись за лидерство в 10 номинациях: «Человек года», «Меценат года», «Открытие года», «Событие года», «Креативное пространство года», «Цифровой проект», «Образовательный проект», «Культурный код», «Креативный социальный проект», «Креативный регион».
Члены жюри отметили, что самый большой регион страны стал лидером сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это наибольшее количество инициатив, которые получили федеральное распространение, при этом республике налажена лучшая в стране система поддержки тех самых креативных индустрий.
Церемония вручения премии Russian Creative Awards
Речь идет, конечно же, о первом созданном в нашей стране креативном кластере с режимом территории опережающего развития (это дает резидентам налоговые льготы), и где находится самый активный предпосевной венчурный фонд, а также крупнейший на Дальнем Востоке IT-Парк. Идея создания подобного парка настолько понравилась курирующему Дальний Восток вице-премьеру Юрию Трутневу, что он поручил масштабировать данную практику на весь ДФО.
IT-куб в Якутске
Еще одна интересная практика, которая имеет все шансы стать всероссийской: в Якутске открыли первый и единственный на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал труда». Согласно трендам, запустили его на месте заброшенного мясокомбината - пятиэтажное здание общей площадью 14,6 тыс. кв. метров. В нем разместятся более 150 резидентов, работающих в области IT, анимации, моды, дизайна, музыки, компьютерной графики, изобразительных искусств, фото и видеопродакшена.
Якутское кино
Разместятся в нем и «киношники». Якутское кино – отдельная тема для разговора. Это сегодня оно имеет определенную известность в мире (да-да, уже), но еще 15 лет назад это было сугубо локальным продуктом.
В 2007 году я впервые столкнулся с якутским кино, когда в Якутске пошел в кинотеатр «Центральный» на премьеру какого-то художественного фильма местного режиссера. Сюжет был незатейливым: парень из улуса приезжает в Якутск учиться, борется с бытовыми трудностями и хулиганами, находит первую любовь… Все это тогда мне чем-то напомнило индийский Болливуд, и сильно удивило, что фильм был на якутском языке с титрами на русском. Кстати, русских в полном зале было лишь трое.
Сегодня якутское кино один из брендов республики. Этим летом, к примеру, фильм «Дьулуур. Мас-рестлинг» был лидером проката в стране (хотя, безусловно, здесь свою роль сыграло и то, что в российских кинотеатрах не увидишь теперь мировые премьеры).
постер фильма «Дьулуур. Мас-рестлинг»
Справка: «Дьулуур. Мас-рестлинг» - спортивная драма якутского режиссера Валентина Макарова, в которой помимо сюжетной линии, где молодой парень пытается заработать, чтобы вытащить из детского дома свою младшую страну, популяризируются такие якутские национальные явления и события, как праздник лета Ысыах и мас-рестлинг – борьба, где спортсмены, сидя друг к другу лицом, перетягивают палку.
Осенью прошло первое заседание единой Дальневосточной кинокомиссии, она также была создана по инициативе Якутии. Всерьез идет речь о программе дальневосточных кинорибейтов, по которой на производство кино на Дальнем Востоке государство будет субсидировать половину затрат.
Показательно и то, что на фоне общего спада на рынке IT-специалистов (число предложений в IT-сфере на Дальнем Востоке по данным hh.ru снизилось на 20%, а в целом по стране на 30%) в Якутии на 22%, отмечается рост предложений IT-вакансий. При этом растет не только количество, но и качество этих самых предложений, так что не исключено, что мир еще не раз услышит не про холодную, а про цифровую Якутию. У региональных властей на этот счет – «планов громадье». И кто знает, может быть, вслед за «самой ожидаемой видеоигрой в мире» (такую характеристику якутяне дают игре The Day Before, в разработке которой принимают участие IT-разработчики из Якутии) на мировом рынке появится и другая цифровая продукция с маркировкой Made in Yakutia.
Он уехал из «города у моря», будучи шестилетним мальчиком, но его все равно называют «самым известным выходцем из Владивостока», потому что он вернулся, уже покинув этот свет – приз его имени вручается победителям кинофестиваля «Меридианы Тихого», который проходит во Владивостоке.
«Кино – в массы! Каждому районному центру кинотеатр!», – вспомнил советские плакаты руководитель Якутской республиканской киносети Петр Чиряев и за три года создал отечественный аналог кинопроектора для кинозалов, который работает с защищённым видеофайлом. Импортозамещенная разработка стоит в разы дешевле иностранной техники, которая оценивается в четыре-пять млн рублей. Проект будет сначала запущен в Якутии и затем тиражирован в другие регионы России. В настоящее время кинопроектор проходит пилотную апробацию в десяти населенных пунктах республики. На приобретение оборудования муниципальным учреждениям выделяют средства из бюджета Якутии. Проект, разработанный на базе технопарка «Якутия», официально запустят 27 августа ко Дню российского кино. Как шла разработка, как именно работает новая система в интервью EastRussia рассказал его автор Петр Чиряев.
Пётр Чиряев, директор Якутской республиканской киносети, автор проекта Extra Cinema
– Что из себя представляет ваш проект – аналог кинопроектора для кинозалов?
– Благодаря проекту «Extra Cinema» смотреть кино на большом экране смогут жители даже самого маленького и отдаленного села. Причем затраты на организацию кинопроката существенно снижаются. Проектор планируем выпускать в двух версиях. Первая модель идет в WUXGA разрешении (плотность пикселей такая же, как и в 2К), он имеет яркость в 6000 ANSI Lm, 100000:1 контрастности, и дает изображение до десяти метров в ширину. Этого достаточно чтобы, закрыть потребность практически любого дома культуры. Вторую модель мы выпустим в ближайшее время в формате 4К – она будет ориентирована на небольшие премиальные залы с экранами до шести метров и там, где сиденья стоят ближе, чем в стандартных домах культуры. Дело в том, что, когда вы смотрите изображение на экране кинозала с расстояния десять метров, вы не отличите 2К от 4К, а как правило в большинстве кинотеатров стоят проекторы 2К. Другое дело, когда вы смотрите на экран с близкого расстояния. Уникальность кинопроектора в его сервере. Он работает в связке с цифровой платформой, которая автоматически отслеживает стоимость авторских прав и отправляет отчисления, обеспечивает безопасность от несанкционированного доступа к контенту. Также платформа имеет свою билетную систему с функциями бронирования и реализации билетов, и ведения отчетности перед правообладателями и органами власти.
– Как он работает?
Технически это проектор со встроенным видеосервером, сервер работает со своим файлом, он зашифрован и его не сможет прочесть никакое другое устройство. Это обеспечивает защиту от пиратства. Доступ к файлу с фильмом имеет организация, владеющая проектором. Файл попадает на платформу непосредственно от правообладателя. Все эти действа юридически закрепляются договорами так же на платформе. Раньше файлы или DVD-диски отправляли в районные дома культуры для показа кино, но случались инциденты, когда сотрудники домов культуры копировали киноновинки и выкладывали в сеть. Теперь такое прекратилось.
– Создавая что-то новое, всегда работаешь на лучший результат, закладываешь более высокие показатели, чтобы усовершенствовать проект. В чем преимущества вашего аналога кинопроектора?
– Расписание сеансов можно составлять по собственному желанию, можно отслеживать каждую продажу, каждый показ как со стороны демонстратора, так и от правообладателя – все отчеты попадают в ЕАИС. Сейчас кинопрокат организован очень сложным образом. Есть целые цепочки прав: автор, производитель, прокатчик, дистрибьютор, логисты, киносети, демонстраторы, билетные системы, интернет-ресурсы, продающие билеты, банки, получающие эквайринг и в конце где-то за всю цепочку заплативший и купивший право просмотра зритель. Мы упростили всю эту цепочку посредников. Ведь фильм — это идея, история, рассказанная режиссером, и любой режиссер мечтает, чтобы его творение попало на большие экраны. Но наличие на рынке огромного количества посредников лишает возможности (особенно мелких и региональных студий) довести фильм до зрителя, и лишает возможности заработка. С нашей системой любой производитель сможет напрямую закинуть свой фильм в библиотеку, и, если местное население заинтересовано в этом фильме – оно его получит. Это гибрид онлайн и офлайн просмотра.
– Почему решили развивать именно это направление, как возникла идея создания?
– Мои друзья снимали кино, показы шли только в Якутске, а их расходы едва окупали доходы. Так как я всегда занимался мультимедиа-техникой, они попросили придумать что-то для показа кино на всей территории республики. Решили делать сеть. Деятельностью в кинопрокате я занимаюсь почти десять лет. Когда открывал первый свой кинотеатр я понял, что для сельской местности – это не бизнес. И создал первую в стране киносеть в форме НКО – так проще работать с муниципалитетами. При поддержке Фонда кино мы кинофицировали почти все райцентры. Остались Арктические территории с крайне низкой плотностью населения, в которых существующий DCP формат не приживется никак. Параллельно с открытием кинозалов в DCP формате в райцентрах, мы начали показывать якутское кино и в селах, отправляли шифрованные файлы с фильмами которые можно было открыть лишь на одном компьютере дома культуры. Однако программной защиты от пиратства недостаточно, защита должна быть так же и на уровне «железа». И тогда я обратился к своим японским коллегам с просьбой произвести доступный по стоимости проектор со встроенным сервером. В 2020 году они создали прототип, однако пандемия заморозила проект, а потом сильно просел рынок электроники, и японцы отказались работать дальше. А введение санкций подтолкнуло меня начать производство и сборку проекторов у нас в технопарке «Якутия».
Что нам мешает там показывать наше кино в поселковых домах культуры? Там есть все условия. Во времена пленки люди всей деревней пару раз в месяц могли собраться в ДК. Мы в век цифровых технологий в эти деревни можем в один клик доставить кино. Существующая модель кинопоказа основана на западных технологиях – есть DCI лицензия, которая стоит очень дорого доступна далеко не всем. Существуют очень жесткие условия проката, невыполнимые в селах. Например, каждый фильм нужно показывать в 4-5 сеансов в течении 3-4 недель. А для села с маленьким населением это не имеет смысла. Жители нашей республики очень любят кино. Раньше наши производили фильмов брали под мышки обычный мультимедиа-проектор и ездили по деревенским домам культуры, показывали свои фильмы. Теперь это невозможно в связи с ужесточением законодательства по контрольно-кассовой технике, бланков строгой отчетности и с введением законов по ЕАИС.
– Какова стоимость создания кинопроектора и в какую сумму он обойдется потребителю?
– Насчет стоимости создания: это заняло три года моей жизни, огромного количества переговоров, выпуска нескольких опытных образцов в нескольких странах, сотен если не тысяч часов работы команды программистов. Финансированием разработок пока что занимаемся мы сами. Стоимость проекторов: первая партия у нас вышла по цене 650 тыс. рублей за проектор, его надо оснастить билетно-кассовой системой, необходимой коммутацией, если нет в зале экрана и звука, соответственно и ими, это все индивидуально.
– В Якутии планируют запуска кинозалы с новыми проекторами в конце сентября. Уже появились интересанты из других регионов РФ?
– Интересующихся из других регионов много, все ждут старта пилота в Якутии. Как и все ИТ-продукты мы должны потратить какое-то время на опытную апробацию и при необходимости внести какие-то правки – это совершенно нормальный путь любого стартапа. В целом закономерно, что такие проекты рождаются в Якутии, мы по праву считаемся кинорегионом и только у нас есть свое кино, которое так любит и с нетерпением ждет наш зритель.
По данным Box Office Mojo — веб-сайта, постоянно отслеживающего кассовые сборы от кинопроката, в ТОП-5 по сборам в мире в 2021 году – три китайские ленты. В рейтинге крупнейшего российского киносервиса три фильма из КНР занимают «пьедестал», а всего в первой десятке – пять картин из Поднебесной.
Лидером мирового кинопроката в неожиданно короткий срок стала китайская военная кинодрама «Битва при Чосинском водохранилище», вышедшая в прокат в конце сентября текущего года. К удивлению многих и вопреки всяческим ожиданиям картина заняла верхние строчки хитобзоров. При бюджете в $200 млн. военно-исторический эпик заработал в мировом прокате более $860 млн. и продолжает лидировать в национальных и зарубежных списках кинохитов. Разумеется, львиную долю от этой суммы фильм собрал на внутрикитайском прокатном рынке, Который является самым большим в мире с его пятидесятью тысячами кинозалов и более миллиарда кинозрителей. Так, к середине октября, совокупный объем сборов в Китае превысил 5,04 млрд юаней (около $786,65 млн). Потрясающий успех идеологически насыщенной киноленты заставил зарубежных прокатчиков обратить самое пристальное внимание на современное китайское кино.
Постер к фильму битва у Чонсинского водохранилища источник фото - официальный микроблог фильма
Составляющие коммерческого успеха этой кинодрамы многочисленны и многообразны. Создатели картины пошли нестандартным путем: у киноленты – три режиссера, и каждый из них – с мировым именем. Первый из них – китайский киноклассик Чэнь Кайгэ, мастер авторского кино, режиссер знаменитых исторических эпических костюмированных лент «Прощай, моя наложница», «Император и убийца», остросоциальной драмы о китайских крестьянах «Желтая земля», трагической киноленты «В сетях паутины» о растущей зависимости людей от интернета и социальных сетей. Второй – Данте Лэм, непревзойденный гонконгский мастер многочисленных криминальных и полицейских кинобоевиков, сюжеты которых нередко заимствовали голливудские производители фильмов в жанре экшн. Третий – Цуй Харк, еще один знаменитый кинопостановщик, снимавший кинофэнтези и фильмы о китайских боевых искусствах.
Еще одним важным компонентом успеха упомянутой в начале военной кинодрамы стал выбор темы об участии китайских добровольцев в Корейской войне. По иронии судьбы выход фильма совпал с нарастанием военно-политического давления на Китай со стороны США и стран НАТО.
Среди персонажей этой киноистории мы увидим «Великого кормчего» китайского народа – Мао Цзэдуна и его единственного сына Мао Аньнина, который служил в советской армии, участвовал в Великой Отечественной войне, закончил ее в Берлине и получил от И.В. Сталина наградной пистолет. Потом Сын Мао Цзэдуна ушел добровольцем воевать с американцами в Корее, где и погиб. Еще мы увидим соратников Мао Цзэдуна, например, знаменитого маршала Пэн Дэхуая, а также его противника, американского генерала Дугласа Макартура.
Фильм рассказывает о событиях, о которых в период сближения между Китаем и США китайцы не любили вспоминать. Речь идет, как уже упоминалось, об участии китайских добровольцев в Корейской войне 1950-1953 гг. Лента повествует о начальном периоде китайско-американской схватки на Корейском полуострове. В фильме много символических пробросов и откровенных намеков, связывающих события 70-летней давности с современностью. Эти реминисценции вызывают высокие чувства и горделивые эмоции у китайских кинозрителей, и количество зрителей продолжает расти.
Первыми перешли китайско-корейскую границу и вступили в схватку с американцами бойцы 9-го добровольческого корпуса. Напутствуя плохо одетых солдат в канун наступления лютой зимы 1950 года, маршал Пэн Дэхуай сказал: «Перед нами общий враг – американцы! У них лучшее в мире снаряжение и снабжение. Но мы должны им показать, что такое крепко сжатый кулак настоящего китайца!»
Этот «кулак» действительно разбил сотни тысяч американских носов, и не пропустил к китайской границе армию Макартура, пообещавшего закончить корейскую кампанию за неделю. Несмотря на ковровые бомбометания американской авиации и плохое снабжение китайских солдат, американцы были остановлены у Чосинского водохранилища и не решились идти дальше на север, где уже разворачивалась армия китайских добровольцев – «кулак» стал весьма и весьма увесистым.
Лента на протяжении двух часов демонстрирует почти непрерывное сражение, наполненное боевыми спецэффектами, подвигами и жертвенностью простых китайских крестьян, решивших стать солдатами-добровольцами.
Показательно, что выход фильма по времени совпал с развертыванием в Китае кампании патриотического воспитания молодежи и борьбы с гедонизмом и аполитичностью в молодежной среде. В ходе кампании власти потребовали убрать с экранов женоподобных телеведущих мужского пола. Молодые китайские эпикурейцы нередко утверждают, что «лучше грустно ехать в BMW, чем, весело смеясь, – на велосипеде».
Героическое военное кино призвано напомнить молодым о патриотизме и великих деяниях их дедов и прадедов.
За последние два-три года китайские кинематографисты выпустили более трех десятков военных фильмов, к производству которых приложили руку самые известные китайские режиссеры. Так, в начале октября 2021 года московские кинозрители смогли посмотреть киноленту мэтра китайского кинематографа Чжан Имоу «Идущий по краю», в которой рассказывается история китайской разведывательно-диверсионной группы, прошедшей обучение в СССР и заброшенной зимой 1945 года в тыл японских оккупантов.
Сегодняшнее китайское военное кино отличается жанровым многообразием и оригинальными сюжетами. Например, лента «Основание армии» – исторический эпос о создании Народно-освободительной армии Китая и «Война боевых волков» – о героических деяниях китайского спецназа в Китае и на севере Африки. Стоит обратить внимание на еще одного лидера кассовых сборов – кинокартину «Операция в Красном море», которая в 2018 году заработала почти $ 100 млн., и в которой китайская армия показана способной вести высокотехнологичные боевые действия и применять современную стратегию ведения сетецентрической войны.
Изображение: кадр из фильма «Операция в Красном море»
Но вернемся к фильму «Битва при Чосинском водохранилище». Один из героев картины спрашивает командира: «Зачем мы воюем?» Командир отвечает: «Чтобы не воевали наши дети». Солдат удовлетворенно кивнул.
Возникает вопрос: устраивает ли такой ответ молодых китайских гедонистов, которые привыкли черпать знания из социальных сетей, а материальные блага получать от родителей и из интернет-магазинов?
Полсотни фильмов-конкурсантов со всего Дальнего Востока попали в лонг-лист «Точки возврата-2019», пять лет подряд люди разных возрастов и профессий, но с тягой к кино снимали фильмы в цейтнот-режиме «Кинолагерей». И вот проект у точки невозврата. «Скрипач не нужен?»
Каждый текст, который начинается словами "многие спрашивают" тут же вызывает подозрения, что никто и не спрашивает, просто автору очень хочется рассказать, но очевидного повода нет.
Однако действительно спрашивают. На последний фестиваль «Точка возврата» в 2019 году нам прислали больше пятидесяти фильмов, есть кому интересоваться.
Будет ли в этом году (или еще когда-нибудь) наш Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино или мы закрыли проект?
Тем более, что много раз мы, организаторы, говорили, что вот пятую «Точку» проведем, а потом серьёзно подумаем. Мы подумали и решили не закрывать. Но и продолжать пока не можем.
Четыре года из пяти мы делали фестиваль как победители конкурса президентских грантов. И все четыре года понимали, что это когда-нибудь закончится. Фонд не может финансировать проект бесконечно. Он или нужен своей территории или нет. Уж за пять лет, казалось бы, можно найти источник финансирования на месте, деньги невеликие. Однако у нас не получилось, хотя все это время (с 2015 года, сколько живёт фестиваль) мы пытались решить эту задачу.
Деньги нужны на рекламу, печатную продукцию, призы и подарки победителям, зарплату команде, иногда на поездки по региону в поисках новых участников, ну и немало бюджета «съедает» Кинолагерь, как неотъемлемая часть проекта. Это учебно-тренировочная база для съемки короткометражных фильмов. Вывезти пятьдесят человек за город на два дня, там поселить и кормить, пока они занимаются творчеством — удовольствие недешевое.
Кроме того, на мастер-классы и разборы работ нам нужны эксперты и преподаватели «из центра», ведь не секрет, что на Дальнем Востоке профессионалов в области киноиндустрии почти нет.
Снижать уровень фестиваля мы не хотим.
Искать спонсоров? Не наша история. Никто просто так денег не дает, а ломать проект под чьи-то рекламные интересы мы не готовы. К тому же по опыту знаю: работа со спонсорами — это еще один проект в проекте, а у нас и на сам фестиваль не всегда хватает ресурсов.
В крае есть министерства культуры, внутренней политики, образования в конце концов. У нас (команды создателей и организаторов "Точки") есть культурно-образовательный проект, работающий на имидж региона несколько лет. Проект-победитель Дальневосточной премии в области коммуникаций "Серебряный Лучник" в номинации "Продвижение имиджа территории", кстати.
Мы себе уже все доказали. Властям не смогли. В краевом министерстве культуры я была дважды, еще до известных изменений в политической жизни края. В первый раз там восхищались проектом и обещали всестороннюю поддержку, но просили зайти позже. Во второй раз на встрече я долго слушала, как мало денег у культуры и как много в крае сельских библиотек с протекающими потолками.
Мы несколько месяцев планировали встречу с экс-губернатором, писали письма, готовили обоснования, у нас за это время родилось много классных предложений, как и куда развивать проект, но подготовка к переговорам затянулась (не по нашей вине), и все закончилось сами знаете по какой причине.
Мы обращались в полпредство, и даже провели несколько встреч, обсуждая перспективы совместной работы. Увы, безрезультатно.
А сколько заявок мы написали на различные конкурсы грантов только за последний год, сложно посчитать. Впрочем... семь. Не вошли в число достойных ни разу. В том числе и правительство Хабаровского края не признало проект победителем своего конкурса (это в прошлом году, в этом ещё ждём результатов). Ну и гранты ведь точно не выход, они сегодня есть, завтра нет. При такой паллиативной помощи закончится история все равно плачевно, так и что тянуть, думаем мы, и продолжаем писать заявки. Потому что кажется, что выход вот-вот найдется, надо только дождаться этого решения.
Ведь, оглядываясь назад, мы все больше понимаем, что проект не проходной, и перспективы у него огромные. Жаль хоронить. И, пока тему можно реанимировать, пытаемся найти выход.
В первые годы мы ставили перед собой цель сформировать местное киносообщество. Мы этого добились. Уровень фильмов-финалистов последнего сезона был таким, что стало очевидно — это кино надо показывать массовому зрителю. В эту сторону и нужно развивать фестиваль.
Еще год, и точка невозврата будет пройдена. Жаль, если так случится. Тем более, что идея проведения кинофестиваля полностью отвечает задачам, поставленным Президентом России в «Национальных проектах России». В частности, фестиваль создает условия для реализации творческого потенциала нации (проект «Творческие люди»), способствует цифровизации услуг и формированию информационного пространства в сфере культуры (проект «Цифровая культура»), а также направлен на укрепление гражданской идентичности жителей Дальнего Востока на основе духовно-нравственных и культурных ценностей. Наверное, это повод (вернее, целых три повода), чтобы хотя бы поискать решение проблемы вместе с руководством региона. Ждём предложений и готовы к диалогу!
О ПРОЕКТЕ:
С 2015 года в Хабаровском крае проводится Фестиваль игрового любительского кино «Точка Возврата». В 2017 году фестиваль получил статус Дальневосточного.
Ежегодно в рамках фестиваля проходят режиссёрские и сценарные мастерские, открытые актёрские кастинги, учебно-тренировочные экспедиции, профессиональные разборы присланных работ, многочисленные кинопоказы (как правило, в нескольких городах Дальневосточного региона), а также церемонии награждения финалистов и победителей.
На сегодняшний день в фестивале приняли участие кинолюбители из четырнадцати городов Дальнего Востока: Хабаровска, Владивостока, Якутска, Благовещенска, Петропавловска-Камчатского, Комсомольска-на-Амуре, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Магадана, Южно-Сахалинска, Улан-Удэ, Паланы, Читы и Анадыря. На суд зрителей и жюри представлено свыше 150 работ начинающих кинематографистов.
Сегодня «Точка возврата» – единственная площадка на Дальнем Востоке, предлагающая обучающую программу для новичков кинопроизводства, и позволяющая им демонстрировать свои достижения в расчёте на профессиональную оценку и дальнейший рост.
В феврале в Москве с большим успехом прошел «Фестиваль якутского кино», в середине зимы в ограниченный российский прокат вышла лента Степана Бурнашева «Черный снег», затем – «Пугало» Дмитрия Давыдова, фильм-триумфатор «Кинотавра-2020», в марте стартовал международный прокат триллера «Иччи» Костаса Марсана. Якутские ленты - в шорт-листе премии «Ника», на стриминговых сервисах, о них восторженно отзываются критики, с удивлением - зрители....
- Как на вечной мерзлоте «расцвел» такой цветок, как появился этот уникальный культурный феномен?
- Без причин ничего не случается. Якутское кино не сегодня появилось, просто раньше об этом знали только в Якутии, а сейчас оно вышло за границы республики.
Первые якутские ленты появились благодаря ребятам, которые учились в ВГИКе, в конце 80-х – начале 90-х годов. Алексей Романов, выпускник ВГИКа 1987 года, снял первую короткометражку на якутском языке, это была его дипломная работа. Конечно, были и советские корни у нашего кино и актеры, которые играли в отечественных кинофильмах, например, Спартак Федотов, вы его знаете по фильму «Снайпер саха». Были фильмы советского периода, которые снимались на территории нашей республики - картины приключенческого жанра: истории про выживание человека в суровых условиях, про поиски золота, приключения в тайге и так далее.
съемки фильма "Пугало" Д. Давыдова
С моей точки зрения, рождение якутского кино произошло тогда, когда появился зритель. Феномен якутского кино в том, что оно говорит со зрителями на якутском языке. И оказалось, что кинофильмы, которые наши якутские ребята создавали, вдруг стали успешными в плане бизнеса. Вложили 1,5 млн рублей, получили 3 млн рублей. Это же нормальные бизнес-показатели! Фильмы стали снимать быстро, в большом количестве, и они начали себя окупать. Появились разные авторы, направления, жанры, первые успехи в прокате. Степан Порядин снял фильм «Агент Мамбо», который до сих пор держит самую большую планку по сборам – 16 млн рублей. Появился у нас Дмитрий Давыдов, который работал учителем Амгинской средней школы. В 2016 он за 14 дней снял «Костер на ветру» - и эта работа получила множество призов на международных кинофестивалях. А последний фильм Дмитрия Давыдова - «Пугало» стал победителем российского Кинотавра 2020 года.
В 2018 годя я работал в Москве, в Постпредстве Якутии, и однажды был приглашен группой наших ребят с участием режиссера Эдуарда Новикова и Дмитрия Шадрина, руководителя «Сахафильма»: «Вечером пойдемте, будет важное мероприятие, у вас сегодня будем возможность поздороваться с Никитой Михалковым».
- Вы тоже не ожидали?
- Я не знал! И так сложилось, что вынужден был еще до вручения наград уйти на другое мероприятие… И вдруг около полуночи в 12 вечера, когда уже шел домой, мне сообщили, что главный приз фестиваля завоевал фильм Эдуарда Новикова «Царь-птица». Это был феномен! На следующий день мы организовали встречу звездной бригады с главой нашей республики, все рассматривали приз, делали фото – надо же сохранить для истории первого нашего Георгия! Надеюсь, первого, но не последнего.
Ветер дует в паруса истории, говорят. Вот ветер подул в паруса истории развития якутского кино. Любовь Борисова со своим фильмом «Надо мною солнце не садится» на следующий год вернулась с ММКФ с призом зрительских симпатий. А ведь это очень важно и ответственно – продолжить. Ведь можно засветиться, и все: звезда зажглась и ушла. Этого не случилось. И тогда мы уже стали относиться к нашему кино как к историческому явлению, которое выскочило за рамки Республики Саха.
съемки фильма "Пугало" Д. Давыдова
Появилось множество людей, которые занимаются киноиндустрией. У нас пока нет своего Голливуда, конечно. Но сегодня глава республики, вся его команда, мы все работаем над тем, чтобы кино развивалось дальше. Ежегодно по поручению главы республики, министерство финансов выделяет до 80 млн рублей на поддержку якутского кино.
- 80 миллионов – это на 2021 год?
- Это поручение главы республики. Вообще, поддержка отрасли идет в ежегодном порядке. В конце 2020 года мы смогли провести питчинг на 20 млн. рублей, несмотря на ограниченность ресурсов в условиях борьбы с пандемией. Решения принимает комиссия, в нее входят и представители министерства, и реальные участники киноиндустрии, прокатчики. Выделили несколько приоритетных направлений: анимационное кино, дебютное, документальные фильмы, экранизация произведений якутской литературы. У нас 7 победителей в этих группах, в их числе - режиссеры, чьи имена уже известны широкой публике, и те, кто делает первые шаги. В этом году планируем также провести питчинг, ребята ждут.
В прошлом году часть денег использовали для проведения нашего VI Якутского международного кинофестиваля. Из-за пандемии он прошел онлайн, к сожалению…Но я уверен, что он будет развиваться, есть энтузиасты – Андрей Борисов, Ирина Энгелис – люди, которые вписали уже свои фамилии золотыми буквами в историю становления якутского кино и якутского фестиваля.
Сегодня мы думаем с коллегами над форматом проведения предстоящих фестивалей.
- В этом году будет якутский фестиваль? И когда?
Да, пройдет этой осенью. Надеюсь, к этому периоду эпидемиологическая ситуация нормализуется. У нас пока действуют ограничения по заполняемости залов в кинотеатрах.
- Сейчас в республике разрабатывается стратегия развития киноиндустрии. На чем в ней будут сделаны основные акценты?
Если вкратце, то следующий этап – это развитие проката. И российского, и международного. Будем поддерживать совместное кинопроизводство с российскими и зарубежными кинокомпаниями, продвижение фильмов на российские и международные кинофестивали, кинорынки.
Еще хотим соорудить и как следует оснастить наш якутский павильон, чтобы в павильон Сахафильма люди приходили на экскурсию, как на другие студии, как в Голливуд, почему нет?
- Вы слышали шутку про то, что в Америке есть Голливуд, в Индии – Болливуд, а в Якутии – Сахавуд?
- Я за то, чтобы двигаться к звездам, мечтать о большем. И то, что якутское кино сегодня состоялось, дает возможность мечтать! Мне довелось посетить огромное ангарное сооружение China Film. Когда я там был, там как раз снимался боевик с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером, незабываемые впечатления!
В советское время часто повторяли фразу про то, что важнейшим из всех искусств для нас является кино… А ведь кино, действительно, воспитывает и формирует и нас, и наше мировоззрение. Есть фильмы, которые мы любим, которые трогают, которые мы смотрим, если у нас плохое настроение или готовимся к важной встрече…
- Под понятием «якутский кинобум» сегодня имеют в виду игровое авторское кино. Но есть ведь и еще одна отрасль, которая бурно развивается во всем мире – анимация. Не секрет, что в Якутии вообще с большим вниманием относятся к развитию креативных индустрий, в частности, к развитию IT-отрасли. Будет ли республика предпринимать какие-то шаги в этом направлении или сосредоточится исключительно на том, что уже хорошо получается?
- Есть уже ребята, которые работают над этим. И первые 2 анимационных фильма мы уже профинансировали за счет нашего питчинга. В конце 2021 года два анимационных фильма будет готово. Есть новое поколение подрастающее, ко мне наши режиссеры и операторы - Миша Лукачевский, Семен Аманатов - приходили вот с такой кипой предложений. Новое анимационное кино способно на многое! Это уже другой мир, другое восприятие, другая реальность, оно способно подарить нам возможность смотреть воочию не на актера, который похож на Высоцкого, а на самого Высоцкого, например, который «оживет» на основе старых кинокартин или документальных.
Я уверен, что у нашего кино еще все впереди. Пандемия, конечно, нанесла удар по посещаемости, у нас обычно билеты на пятницу или в субботу всегда надо было покупать заранее. Но сейчас ситуация нормализуется. Думаю, что постепенно все вернется, и кинопоходы с семьей, друзьями, с людьми, с которыми хочется обсуждать какие-то мысли, они у нас впереди.