История с медведем, который после ДТП на трассе Хабаровск – Ванино напал на наехавший на него Lexus, судя по всему, для косолапого закончилась трагично – он найден мертвым на обочине дороги.
Напомним, история случилась на 149 километре федеральной трассы в Нанайском районе Хабаровского края, где медведь переходил шоссе, в это время его сбил Lexus. Оправившись от удара, хищник принялся громить «обидчика»: прокусил стойку лобового стекла, погрыз бампер, порвал капот, вдавил лобовое стекло. Предположительно, из-за сработавших подушек безопасности, медведь не увидел людей в салоне и через несколько минут ушел в тайгу.
По всей видимости, травмы для медведя оказались смертельными, на следующий день он был обнаружен мертвым на обочине.
Корреспондент EastRussia поговорил с одним из самых опытных специалистов по белому медведю в России – старшим научным сотрудником Лаборатории экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера ДВО РАН, биологом Анатолием Кочневым и узнал, как сегодня хищник приспосабливается к изменениям климата, как адаптировал под новые условия свои пищевые привычки и как уживается рядом с человеком.
Всего в России обитают три популяции белого медведя: карско-баренцевоморская, лаптевская и чукотско-аляскинская. Последняя – самая многочисленная. Звери преимущественно размножаются на территории самого северного заповедника России – «Остров Врангеля». 70% медведей рожают на островах Врангеля и Геральда, поэтому их называют родильными домами хозяев Арктики.
Особенности учёта
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году. Мишек считали двумя способами – мечением и повторным отловом (с 2008 до 2016 годы) и авиаучётом. Первый метод оценки численности умок проводился в американской части ареала с экстраполяцией на всю площадь популяции. В тоже время в 2016 году был проведён российско-американский авиаучёт мишек. Национальные команды биологов считали в своих территориальных водах не только медведей, но и тюленей, которые являются основой рациона хищников. Специалисты обследовали акваторию площадью почти полмиллиона квадратных километров.
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году
фото: Анатолий Кочнев
Поэтому сегодняшние оценки численности чукотско-аляскинской популяции белого медведя сильно разнятся. По данным первого метода – это почти 3 тысячи особей, результаты же авиаучёта показали более высокую оценку численности хищников – в 4,4 тысячи.
«Нужны новые исследования, чтобы дать более точную оценку популяции. Сейчас мы ищем финансирование, чтобы в ближайшие три года провести новый учёт. Возможно, это будет оценка уже новым методом. На конференции «Вселенная белого медведя» коллеги рассказывали о своём опыте работы с беспилотными летательными аппаратами на острове Врангеля. БПЛА даёт картинку более высокого качества, можно увеличить снимок и детально рассмотреть зверей. Но могу сказать, что белый медведь живёт сорок лет, поколение сменяется раз в двадцать лет и нет необходимости проводить авиаучёты чаще, чем раз в десять лет. На протяжении одного-двух поколений в популяции не происходит каких-то заметных изменений», – рассказывает Анатолий Кочнев.Жив, здоров и хорошо питается
Анатолий Кочнев наблюдает за белыми медведями в условиях дикой природы уже сорок лет и отмечает, что сегодня арктический хищник, обитающий на Чукотке и Аляске чувствует себя довольно неплохо. Учёный мониторит регулярные осенние скопления медведей в разных районах Чукотки. В последнее время биолог чаще всего работает в восточной части Чукотского автономного округа на мысе Шмидта рядом с национальным селом Рыркайпий и на острове Врангеля.
«В прошлом году я полтора месяца наблюдал за поведением хищников на острове в бухте Сомнительной. Все звери выглядели достаточно здоровыми, нормальной степени упитанности, истощённых особей среди них не встречалось. Значит условия для охоты у умок нормальные. Пока никаких критических и тревожных событий в жизни медведей не происходит. Особи, которых мы видим, а это значительная часть популяции – на нехватку пищи точно не жалуются», – отмечает Анатолий Кочнев.
Жить захочешь, не так приспособишься
По словам учёного, представители чукотско-аляскинской популяции в постоянно меняющихся климатических условиях проявили высокую степень адаптации в отличие от мишек, обитающих в районе Канады в Гудзоновом заливе и заливе Джеймса. На последних сокращение площади ледового покрова влияет крайне негативно. Сейчас эти медведи долго живут без льда и вынуждены чаще выходить на берег, который довольно беден в плане пропитания. В итоге мишки часто голодают, а у взрослых особей сократился средний вес и снизился уровень рождаемости. Канадские учёные дают неутешительные прогнозы по этой популяции.
фото: Анатолий Кочнев
Но белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья. В первую очередь в это связано с особенностью природных условий в месте обитания популяции. Район Берингова пролива и прилегающих к нему частей Арктики обладает высокой биологической продуктивностью. Здесь обитает самая многочисленная популяция моржей и находятся все крупные лежбища этих животных. Например, мыс Сердце-Камень, на побережье которого собирается порядка 80% мировой популяции саблезубых. И если изменение климата плохо влияет на моржей, вынужденных из-за сокращения ледового панциря выходить на берег раньше времени и чаще погибать в давке с сородичами, то для медведей такие места превращаются в столовую.
Всё дальше на северо-запад начали проходить киты, куда раньше их не пускали льды – в Чукотское и Восточно-Сибирское моря. Животных нередко выбрасывает волнами на берег и теперь они также стали доступными для медведей. В период, когда на берегу нет моржей и из-за отсутствия льда нельзя добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц и даже ест красную рыбу. Так, несколько лет назад в реки острова Врангеля впервые зашла горбуша. И если белые медведи никогда не ловили рыбу, то столкнувшись с таким деликатесом, начали постепенно учиться рыбачить, как их бурые собратья на Камчатке. Всё это говорит о том, что пищевые привычки у умок начали серьёзно меняться и они перестают быть классическими хищниками.
Когда на берегу нет моржей и не получается добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц
фото: Анатолий Кочнев
«Наши медведи очень умные, они быстро начали приспосабливаться к новым условиям. И если нет льда, то животные идут искать трупы моржей и китов на берегу. Раньше падали было гораздо меньше, а возможностей добыть свежего тюленя на льдах – больше. Поэтому потребление падали наблюдалось реже, чем сегодня», - отмечает Анатолий Кочнев.
Однако учёный предупреждает, что ситуация с белыми медведями можно быстро измениться. Более-менее благоприятная ледовая обстановка всё ещё очень важна для полярных хищников. К примеру, два последних года в месте обитания мишек стояли довольно низкие температуры, что позволило умкам хорошо поохотиться и набрать достаточно жира. А когда несколько лет назад льды уходили от побережья на расстояние более, чем тысяча километров, на побережье встречалось много худых и голодных зверей. И если нормальной ледовой обстановки не будет несколько лет подряд, популяции грозят большие проблемы.
Тогда мы идём к вам
Основная задача биолога – изучение повадок зверей и составление рекомендаций по избеганию конфликтов с хозяином Арктики для жителей прибрежных посёлков. Количество населённых пунктов Чукотки, в которых летом и осенью появляются медведи, растёт. Хищники стали всё чаще появляться в Чукотском районе – Инчоуне, Энурмино, Нешкане. Если раньше медведь выходил к людям примерно раз в три-пять лет, то сейчас «навещает» их каждый год. При этом, многие из хищников наведываются в посёлки далеко не в первый раз.
«На мысе Шмидта я встречаю медведей, которые намеренно остаются здесь после распада льдов. В своё время они нашли тут пищу и теперь начали постоянно сюда приходить. Звери начали понимать, что на льду им будет даже сложнее кормиться, чем на суше. И часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу», - рассказывает Кочнев.
Часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу
фото: Анатолий Кочнев
В некоторых сёлах востока Чукотки работают «Медвежьи патрули», которые помогают местным жителям избежать конфликта с умками. Например, в Рыркайпии и Ванкареме патрульные за много лет уже выработали эффективную стратегию защиты жилого пространства. Активисты патруля ежедневно обходят пространство вокруг села и если находят свежие медвежьи следы, то начинают осматривать в бинокль окрестности. В Рыркайпии, где в отличие от Ванкарема есть мобильная связь, о незваных гостях активистам часто сообщают жители села. Патрульные выезжают на квадроциклах к медведю и отгоняют его за пределы населенного пункта помощью сигнальных патронов и транспорта. Если активисты нашли на побережье труп тюленя, моржа или кита, которого волнами может выбросить непосредственно около села, то люди тракторами оттаскивают туши на безопасное расстояние от домов.
«Конечно, жители очень волнуются, когда много медведей собираются вокруг посёлка и долго сидят. А когда хищники начинают с аппетитом грызть тушу моржа, то рёв стоит на всю округу. Разумеется, люди часто паникуют. Но с точки зрения биологии ситуация не такая страшная, как может показаться. Если у медведей есть морж, то им не надо бегать за собаками или людьми. Обилие медведей наоборот безопасно для человека. Гораздо опаснее, когда морж не выходит на берег и хищнику нечего есть. Медведи не собираются, а прячутся и становятся незаметными», - отмечает биолог.
Белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья
фото: Анатолий Кочнев
С помощью квадрокоптера Анатолий Кочнев в разные годы насчитывал за один полет на мысе Кожевникова от 20 до 30 умок. Звери искусно прятались от людей, из-за чего они расслаблялись и теряли бдительность – в селе в вечернее время ходили выпившие жители, а за детьми, гуляющими на берегу, никто не присматривал. И в любое время к людям мог выйти очень голодный и опасный зверь. Поэтому человек всегда должен учитывать факт соседства со зверем и сохранять бдительность, чтобы избежать потенциальных опасных ситуаций.
Тонули в реках, убегая от косолапого. Утолить жажду получалось только, когда переправлялись. Все это время мечтали о доме и еде. И верили, что за ними приедут.
Фото: 41regiontv
Этот снимок, сделанный в лесу на месте спасения молодой пары, облетел, пожалуй, уже все социальные сети на Камчатке. Известие о том, что поисковая операция завершилась успешно, и ребята едут домой, разлетелось, как только появилась связь.
«Возвращаемся домой. Все завершилось благополучно. Пацаны поставили «Паджерик» на ход», - короткое видеосообщение одного из участников поисковой операции принесло облегчение десяткам, а то и сотням людей, волновавшихся за пропавших.
О том, что возможности человеческого организма безграничны, молодая пара с Камчатки познала, увы, на горьком опыте. При этом к суровым испытаниям Антон и Нина были не готовы. Они хотели только отдохнуть немного на свежем воздухе и вернуться обратно в город. Но буквально все в обернулось против них.
Обычная поездка на Банные горячие источники стала для «джиперов»-туристов экзаменом на выживание.
Справка:
Банные источники — это одно из самых крупных скоплений горячих минеральных источников на Камчатке и популярное место отдыха туристов и местных жителей. Оно находится в долине реки Банной в 60 км от Петропавловска-Камчатского. Термальная вода поступает из недр сопки Горячей — потухшего вулкана. Подземные потоки распределяются по территории площадью 1,5 кв. км и выходят более чем в 550 источниках, среди которых есть спокойно изливающиеся, бурлящие пеной, гейзерные и даже кипящие грязевые котлы. Стенки некоторых воронок покрыты камнем гейзеритом и термофильными водорослями.
Для туристов в долине выстроены гостевые дома, душевая, баня. На месте выходов воды благоустроены купальни: маленький закрытый бассейн и большой открытый — с видом на горы. Купаться в них комфортно в любое время года. Зимой можно чередовать прыжки в горячий бассейн со снежными ваннами.
В воскресенье 4 июля Антон и Нина запланировали небольшую «вылазку» - добраться на большом внедорожнике «Митсубиси Паджеро», переоборудованном для путешествий по бездорожью (на не подготовленных машинах туда не подобраться) до горячих источников, там переночевать и вернуться домой. Но... на одном из участков «дороги» машина всеми своими колесами ушла под грязную воду стоявшую в колее. Своими силами выбраться из западни не получилось. А до самих Банных оставалось порядка 18 километров.
Фото: 41regiontv
«Мы решили переночевать в машине, поскольку у нас не было никаких других вариантов. А на следующий день, если ни одной машины не будет проезжать мимо нас, пойдем за помощью на источники самостоятельно», - рассказывает Нина. «Ничего не ели утром, да и вечером тоже. Включили GPS, карты включили, навигацию и пошли напрямик в сторону Банных».
Оставив пальцем на капоте джипа сообщение: «Пошли на базу, 2 чел.», выдвинулись в путь.
Фото: 41regiontv
Первые шесть с небольшим километров преодолели примерно за два с половиной часа, делая короткие привалы. Впереди оставалось две трети пути, и до спасительной цивилизации оставалось около шести часов хода, но незваный попутчик спутал и планы, и направление движения
«Прошли 6 километров 180 метров (такую точность определил GPS) и нас встретил «мишак» (бурый медведь-прим. Ред). Он шел позади нас, и мы его не сразу-то и увидели. Брел совершенно бесшумно. Первый увидел его муж. Мы сначала его шуганули, он ринулся назад, но потом побежал на нас. Мы рванули вниз по склону, примерно 200 метров, и добрались до речки. Там залезли на дерево. Мужа он чуть не задрал. Я кинула в медведя бутылкой с водой, чтобы отвлечь его, и Антон успел залезть на дерево. На ветках мы просидели часа два. Когда он попытался взобраться к нам, мы в него запустили рюкзак с едой, которая была. В итоге он всю еду сожрал и охранял нас двое суток. А когда мы поняли, что сил больше нет сидеть на дереве без воды и еды и что зверь нас не оставит в покое, начали всячески его отпугивать. Кричали и бросали в него ветки», - вспоминает Нина.
Просидев на дереве первые двое суток, ребята приняли решение вернуться обратно к машине, до которой было 6 километров – до Банных источников в два раза больше. Когда медведь немного отошел, ребята воспользовались моментом, спустились на землю и прыгнули в реку. Хищник бросился за ними.
«В реку прыгнули, он за нами. Отогнали его и снова вброд. Я там чуть, правда, не утонула, Антон вытащил. Медведь за нами. Его немного снесло течением. Добравшись до берега, мы снова залезли на дерево и там еще двое суток просидели. Это все я рассказываю вкратце. Все рассказывать просто нет сил», - говорит Нина.
Преследование длилось несколько дней. Не просто преследование – охота. В постоянном страхе за свои жизни Антон и Нина передвигались от дерева к дереву, преодолевая по 500 метров в день. Переплывали речки, озираясь каждую секунду. В итоге на преодоление шести километров, на которые в первый день они потратили два с половиной часа, ушло девять дней. Абсолютно без еды.
«Первые двое суток мы не ели, не пили вообще. Мы на третьи сутки, когда уже через речку на другой берег перебрались, только тогда смогли чуть-чуть воды попить. Ничего с собой не было. Медведь все сожрал. К машине мы вернулись 14 июля. Утром проснулись на дереве. Всю ночь, как и предыдущие, охраняли друг друга и придерживали, чтобы никто не упал. От этого места нам оставалась примерно два километра до машины. На пути была одна река и поле. Выбора, как идти до транспорта не было никакого. Целую ночь медведя не было. Утром его тоже не обнаружили. Слезли с дерева, и пошли на свой страх и риск. Преодолели речку по пояс. Боялись, что снесет, но обошлось. Вышли к машине. Как только начали раздеваться услышали рев машин. Увидев машины, начала немного истерить и плакать на радостях», - рассказали супруги.
На помощь подоспела команда «джиперов». Они самостоятельно организовали поисковую операцию, когда стало понятно, что ребят нужно спасать. На нескольких машинах они взяли курс на Банные по следам Антона и Нины.
«Вчера (14 июля) проснулся и заглянул в WhatsApp и снова наткнулся на объявление о пропаже ребят. Я его видел в социальной сети несколькими днями ранее, а когда обнаружил вновь, понял, что ребят уже около восьми дней нет и нужно собираться в дорогу. Машина была готова. Взяли еще удлинители для троса, квадрокоптеры и «полетели» на Начики (населенный пункт на Камчатке), где мобильный пост рыбоохраны стоит (от него уходит дорога на Банные источники). Оттуда свернули на бездорожье и покатили. Дорогу знали. Много раз по ней ездили. Приблизительно даже знали, где они могут находиться. Ехали все время по следам их автомобиля. Их было иногда отчетливо видно на грязи. Подъехали к речке. Следы уходили в реку и выходили из нее. Продолжили путь. И недалеко от речки их и обнаружили. Они находились внутри машины. Только пришли. Ходили 9-11 дней по лесу. От того, что они рассказали, уши в трубочку свернулись», - рассказал Артур, участник спасательной операции.
Фото: 41regiontv
Вытащив машину из болота и поставив внедорожник на ход, взяли курс домой. Обязательную остановку ребята сделали на посту на Начиках. Они его проезжали 4 июля, когда двигались на Банные. В тот день они разговаривали с правоохранителями и даже просили поднять тревогу, если через сутки они не выберутся из леса. Но ничего не произошло.
«Мы подъехали 4 июля на пост, где рыбники стоят на Начиках. Мы подошли и попросили ребят вызвать МЧС, если мы через сутки не вернемся. Там были «гаишники» и рыбники. А когда нас вытащили, и мы возвращались домой, подъехали к ним и сказали: «большое спасибо». Там рыбник был тот же, который провожал нас и незнакомые молодые ребята», - рассказала Нина.
Фото: 41regiontv
История могла закончиться раньше и стоила бы Антону и Нине меньших нервов и сил, если просьбы молодых людей были услышаны и те, кто был на посту, сообщили спасателям. Признают правда супруги и свой недосмотр - рисковать жизнями также не пришлось, если бы позаботились о связи.
«Первая ошибка то, что поехали самостоятельно на одной машине. В такие поездки нужно ехать компаниями, чтобы в случае чего, было кому помочь. Еще у них не было никаких средств связи. Спутниковый телефон можно взять в прокат. Стоит это до 1000 рублей. Не говоря уже о том, что у них не было оружия, на случай встречи с медведями. Еще одна большая ошибка была, что отец Антона поздно поднял тревогу. Это все надо было делать раньше и звонить спасателям, когда ребята не вернулись домойв в обозначенный час. Там еще на повороте, где они сворачивали, стоит мобильный пост полицейских. Их надо было предупредить», - джипер Артур, участник спасательной операции.
Впрочем последняя рекомендация, кстати, не сработала…
Камчатка считается медвежьим краем. На полуострове обитает около 24 тыс. косолапых. Каждый год в регионе фиксируются десятки выходов хищников к людям. Как правило, они идут на запах от следов жизнедеятельности, помоек, часто в поисках пропитания забираются в частные подворья. Если медведь проявляет агрессию – его убивают.