Поделиться
Nordgold планирует добывать германий на месторождении в Якутии
Поделиться

Компания Nordgold, принадлежащая предпринимателю Алексею Мордашову, планирует начать добычу германия на Сарданинском месторождении в Усть-Майском районе Якутии. Об этом сообщил генеральный директор Георгий Смирнов в ходе ПМЭФ-2025.

Сейчас в рамках базовой модели проект предполагает продажу германия в составе цинкового концентрата, пишут «Ведомости». Более точные параметры освоения будут определены по итогам текущих геологоразведочных работ, завершение которых намечено на 2025 год. При этом подтвержденные Nordgold запасы, ранее заявленные предыдущими владельцами, оказались недостаточными для подготовки технико-экономического обоснования. Обновленные данные по запасам компания рассчитывает получить в первом–втором квартале 2026 года.

Согласно информации от представителя Nordgold, в 2025–2026 годах на Сардане продолжится экологический мониторинг и геологоразведка. После завершения этих этапов компания сможет поставить запасы на государственный баланс и оценить экономику проекта, включая потенциальные рынки сбыта. До этого говорить о географии продаж преждевременно, подчеркнул он.

Месторождение Сардана занимает 6,1 кв. км. Его балансовые запасы по категории С2 оцениваются в 1,9 млн тонн цинка и 592,2 тыс. тонн свинца. Прогнозные ресурсы категорий Р1 и Р2 составляют свыше 2,2 млн тонн цинка и 783,3 тыс. тонн свинца. Кроме того, по прогнозу, в недрах содержатся 1430 тонн германия, 9592 тонны кадмия и 679 тонн серебра.

Nordgold вышла на этот актив в июле 2024 года, приобретя компанию «Якутский газоперерабатывающий комплекс», владевшую лицензиями на разведку и добычу полиметаллов в пределах Сарданинского рудного узла. Условия и сумма сделки не раскрывались.

Согласно плану развития горнорудной провинции в северо-восточной Якутии на 2024–2035 годы, компания намерена инвестировать в проект 31,3 млрд рублей. Реализация запланирована на 2026–2030 годы. В рамках проекта Nordgold планирует построить обогатительный завод по выпуску цинкового концентрата. Новый актив должен расширить линейку добываемых металлов, отмечал Смирнов ранее.

При этом он указывал на сложную логистику – месторождение удалено от ключевой транспортной и энергетической инфраструктуры, что делает участие государства в создании промышленного кластера необходимым. В сентябре 2024 года компания заключила соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики о совместном развитии Сарданинского узла.

Германий относится к редким металлам и применяется в производстве оптоволокна, инфракрасной оптики, солнечных панелей и микроэлектроники. По словам промышленного аналитика Леонида Хазанова, в России ежегодно производится 10–15 тонн германия, и весь объем потребляется внутри страны.

При этом более 60% мировой добычи германия контролирует Китай, сообщает Европейская ассоциация Critical Raw Materials Alliance. Согласно данным Shanghai Metals Market, цены на германий достигли многолетнего пика: по состоянию на 23 июня 2025 года стоимость составила $2073 за килограмм — это в 1,5 раза выше, чем годом ранее. Причиной резкого роста стали ограничения на экспорт редких металлов из КНР в США, объясняет аналитик Максим Худалов.

Если Nordgold решит наладить отдельное извлечение германия, стоимость соответствующей производственной линии на Сардане может составить от $20 до $30 млн, а объем добычи – 5–7 тонн в год, оценивает эксперт.

По мнению аналитика УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, интерес к германию может стать шагом к диверсификации бизнеса Nordgold, а также повысит рентабельность разработки месторождения за счет более полного использования минеральных ресурсов.

Россия по-прежнему импортирует германий. За первые пять месяцев 2025 года, по данным китайской таможни, в страну было поставлено почти 1 тонна металла — более чем в два раза меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — лето 2025

На Дальнем Востоке наблюдается рост добычи каменного угля в регионах, где также развиваются логистические проекты, направленные на вывоз угля в экспортном направлении. При этом в сфере добычи углеводородного сырья, в отсутствие видимого роста показателей добычи, планируется расширение сырьевой базы в Якутии. Кроме того, в макрорегионе планируется реализовать ряд проектов в сфере производства СПГ, в том числе при участии китайского капитала.

Читать полностью
Поделиться
Дорога за льготами

Доля транспортно-логистических услуг в структуре ВРП Дальнего Востока в настоящее время занимает более 10%, уступая позиции только добыче полезных ископаемых. При этом отрасль остается инвестиционно привлекательной. За последние годы в ДФО осуществлено около 200 проектов в сфере транспорта и логистики, часть из которых реализуется в рамках преференциальных режимов. В то же время резиденты указывают на возникающие избыточные требования со стороны госорганов и необходимость нормативного регулирования вопросов, тормозящих развитие.

Читать полностью
Поделиться
Где люди? Как роботы становятся новой рабочей силой

Нехватка рабочих рук стала нормальной ситуацией для дальневосточных предприятий. Сотрудники переезжают жить в западные регионы, подписывают контракт с Министерством обороны или отправляются на заработки вахтовым методом. В то же время промышленное производство ключевых субъектов ДФО только растет. Логичный вопрос – как это работает? Ответ – все держится на тех, кто остается. Ненормированный график, увеличенная нагрузка и работа по выходным стали уже обыденной практикой на дальневосточных предприятиях. Одним из реальных решений проблемы нехватки рабочих рук является роботизация производственных процессов. О том, как роботы уже заменяют персонал дальневосточных заводов, рассказал руководитель компании «Сертприм Роботикс» и эксперт EastRussia Андрей Безносенко.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор сельхоз-проектов ДФО — лето 2025

В начале года сельхозпроизводство на Дальнем Востоке в целом пошло на спад, но ключевые регионы — Приморье и Приамурье — показали рост. При этом в Приморье усиливается давление со стороны импорта, а один из главных семеноводческих центров оказался под угрозой закрытия. На фоне этих вызовов власти делают ставку на развитие тепличных проектов. Подробности - в Бюллетене EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«Мы входим в стадию замедления»: что происходит с рынком жилья на Дальнем Востоке

Почему снижается распроданность жилья на стадии строительства, и стоит ли ждать всплеска строительства арендного жилья в регионах с крупными инвестпроектами? Будет ли жилье дешеветь? Почему рынок Дальнего Востока уже не такой «дорогой и уникальный», как принято считать, и как трансформируются подходы застройщиков? Об этом — в интервью агентству EastRussia рассказала директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам ФАНУ «Востокгосплан» Елена Агешина.

Читать полностью
Поделиться
Асбестовые истории: камни, которые прядут, как шерсть

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор строительной отрасли ДФО — лето 2025

Строительная отрасль на Дальнем Востоке демонстрирует лучшие результаты по сравнению с большинством макрорегионов страны. На сохранение темпов роста влияют дополнительные меры поддержки, в первую очередь в жилищном строительстве, а также работы по возведению промышленных и инфраструктурных объектов. Тем не менее в отрасли существуют проблемы – развитие новых проектов в сфере жилищного строительства замедляется в связи с высокой ставкой ЦБ, при этом продолжается рост стоимости строительных материалов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор авиастроения ДФО — весна 2025

На дальневосточных предприятиях отрасли планируется проведение работ по модернизации и расширению мощностей для выпуска самолетов гражданской авиации – МС-21 и SJ-100. Серийный выпуск самолетов с российскими комплектующими ранее был отложен на более поздний срок, но в компаниях заявляют об успешном прохождении летных испытаний, позволяющих начать поставки в установленные на текущий момент сроки. Тем не менее проблемным проектом остается легкий самолет «Байкал», который планируется широко использовать в малой авиации. Разработчики воздушного судна сообщают о продолжающихся работах в рамках проекта на фоне информации о его возможном закрытии.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор судостроения ДФО — весна 2025

В судостроительной отрасли Дальнего Востока сохраняются проблемы, связанные с закредитованностью предприятий, дефицитом кадров, преобладанием крупноузловой сборки и проблемами с поставками оборудования. С учетом значительности приписанного к дальневосточным портам рыбопромыслового флота наблюдается потребность в развитии судоремонтных мощностей в макрорегионе, в том числе на базе уже существующих предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор леспрома ДФО — весна 2025

В минувшем году выросли доходы федерального бюджета от использования лесов. При этом часть дальневосточных регионов продемонстрировала высокие значения данного показателя, заняв лидирующие позиции в стране. Кроме того, ряд субъектов ДФО демонстрирует улучшение ситуации в сфере лесовосстановления. При этом возникают проблемы, связанные с эффективным ведением лесного хозяйства. В частности, в настоящее время наблюдается необходимость пересмотра распределения полномочий по лесоустройству.

Читать полностью
Больше материалов