Официальный праздник национального танца – осуохая – утвердили в Якутии. Он будет отмечаться в республике ежегодно 25 мая.
Соответствующий указ подписал глава Якутии Айсен Николаев. Ранее с такой инициативой выступило Якутское республиканское творческое общество «Осуохай».
По словам Николаева, учреждение праздника будет способствовать сохранению и популяризации традиционного якутского кругового танца.
«Уверен, что День осуохая поможет поддержать и сохранить уникальные традиции нашей культуры, которые объединяют весь многонациональный народ нашей республики. Мы сильны своими традициями, крепко стоим на ногах и устремлены в будущее», – добавил он.
Осуохай символизирует возрождение жизни, торжество светлых начал. В 2012 году был установлен мировой рекорд Гиннесса – в осуохае приняли участие более 15 тыс. якутян. В прошлом году осуохай включен в список шедевров нематериального культурного наследия народов России.
Село Чара. Самый север Забайкальского края, почти у границы с Якутией. В начале марте здесь еще довольно холодно, однако люди хоть и поеживаются, но продолжают пристально следить за мистическим камланием шамана вокруг вздымающегося в небеса большого костра. Начинается самая зрелищная часть Межрегионального дня оленевода в Каларском округе Забайкальского края...
В селе Чара впервые прошел Межрегиональный день оленевода, который приурочили к 65-летию со дня рождения эвенкийского общественного деятеля Республики Саха (Якутия) Арсентия Николаева.
На праздник приехали эвенки из пяти регионов: Забайкальского края, Республики Саха, Бурятии, Амурской и Иркутской областей. Организаторами выступили ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и Севера Забайкалья, Ассоциация эвенков Якутии, администрации Каларского округа и Тянского наслега Олекминского улуса Якутии.
Торжество, объединившее оленеводов сразу из нескольких регионов, стало возможным в том числе благодаря компании Nordgold, которая на постоянной основе поддерживает местные сообщества. Именно благодаря финансовой помощи компании Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) смогла сформировать призовой фонд, решить организационные вопросы и организовать трансфер участников.
«Тянский национальный наслег граничит с Забайкальским краем. И Межрегиональный день оленевода дал старт дальнейшему развитию отношений между нашими оленеводами. В состав большой делегации из Якутии вошли депутаты Ил Тумэн, представители министерства сельского хозяйства Якутии, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха, глава Олекминского района, жители села Тяня, республиканский ансамбль «Гиркилэн». Мы этот праздник ждали два года. В его проведении нам помогали наши спонсоры - промышленные компании. Среди них – компания Nordgold. Она откликнулась одной из первых и оказала помощь в формировании призового фонда, решении организационных вопросов, покрытии транспортных расходов участников из Якутии», - сказал глава Тянского национального наслега Якутии Алексей Николаев.
В первый день в Каларском историко-краеведческом музее состоялся круглый стол, где обсуждали развитие территорий природопользования, сохранение эвенкийского языка, восстановление поголовья северных оленей.
Участие в обсуждении приняли также представители компании Nordgold – исполнительный директор рудников Гросс и Таборный Рамазан Насрулаев, директор по обеспечению бизнеса Максим Огурцов и руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Александр Бурмистров.
Когда серьезные вопросы обсудили, пришло время для отдыха. В местном доме культуры состоялся яркий, самобытный праздничный концерт, там же можно было посмотреть богатую выставку декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Севера. Свои работы на ней представляли и эвенкийские мастера из якутского села Тяня. Однако самая зрелищная часть праздника ждала гостей и участников во второй день. Началась она с мистического и загадочного шаманского обряда очищения и кормления огня.
На стадионе озера Лябич организаторы устроили настоящий эвенкийский фестиваль. Главное его событие – невероятно зрелищные заезды на оленях, в которых приняли участие не только мужчины, но и женщины. Выносливые животные, умелые наездники, искрящийся снег, неподдельный азарт и нешуточная борьба. На кону – целых три снегохода «Буран», предоставленных кочевой родовой общиной «Тяня».
На озере прошли соревнования по метанию топора и аркана, перетягиванию палки, прыжки через нарты и конкурс «Урикит» по обустройству кочевого стойбища. Культура эвенков очень богата, в том числе и на развлечения, в которых всегда выделялись самые ловкие, сильные и быстрые.
«Мы очень рады, что первый Межрегиональный день оленевода состоялся, и мы очень гордимся тем, что внесли свой вклад в это важное для эвенкийского народа пяти регионов событие. Отрадно было видеть десятки радостных лиц участников, гостей праздника, собравшихся на Каларской земле. Очень важно сохранить традиции, культуру, язык эвенков, и компания Nordgold продолжит работать в этом направлении», - сказал руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Nordgold Александр Бурмистров.
В Олекминском районе на юго-западе республики Nordgold работает с 2007 года. На протяжении этого времени компания играет важнейшую роль в жизни региона, инвестируя не только в создание рабочих мест и сохранение экобаланса, но также в развитие инфраструктуры и поддержку социально значимых проектов в сфере здравоохранения, науки и культуры. Сегодня у Nordgold уже три актива в регионе: действующие рудники Таборный и Гросс, а также проект Токко, старт добычи на котором запланирован на 2024 год.
Кластер Гросс, администрации Олекминского района и Тянского национального наслега, а также коренная родовая община Тяня на протяжении более 10 лет регулярно заключают соглашения о социально-экономическом партнерстве и сотрудничестве, в рамках которых компания оказывает целевую финансовую помощь. С 2009 по 2022 годы Nordgold выделила по этим программам 75 миллионов рублей. Администрации района и наслега за счет этих средств финансировали строительство и ремонт социальных объектов и жилого фонда, благоустройство площадей и дорог, проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, приобретение техники и транспорта для нужд поселений. Сельскохозяйственный кооператив Тяня на выделяемые деньги приобретает продукты питания и горюче-смазочные материалы для оленеводов, а с доставкой их на стойбища вездеходами и вертолетами помогает Гросс.
Поддержка, которую Nordgold оказывает жителям региона, гораздо шире, чем предусмотрено ежегодными соглашениями. Только за 2022 год предприятия кластера дополнительно направили на благотворительность более 27 млн рублей.
Nordgold старается непрерывно создавать экономические и социальные возможности в регионах присутствия и местных сообществах, системно реализуя проекты, которые приносят пользу и расширяют экономические возможности местных сообществ в Якутии. И эта работа будет продолжаться.
все фото в тексте - пресс-служба Nordgold
Сейчас свадьба и сватовство у аборигенов Дальнего Востока стали довольно простым, обыденным делом. Пожили, расписались – вот и семья. Но раньтше у ительменов – коренных жителей Камчатки – этот обряд мог затянуться на годы. И добиваться и угождать невесте и ее семье приходилось жениху.
Известный исследователь Камчатки немец Георг Стеллер в 18 веке подробно описал, обряды коренных народов. Долгих разговоров и уговоров будущие молодожены не вели. Без лишних слов жених приходил в дом к будущему тестю и начинал служить ему, делая вид, что давно знаком с семьей. Он брался за самую тяжелую работу, чтобы как можно больше понравиться родителям девушки. Сами же родители и девушка сохраняют безразличное к нему отношение.
Свои намерения при этом он тоже никак не обозначал, но все понимали, зачем он пришел сюда. Такое служение могло продолжаться хоть три года – пока отец не сообщал ему, что они довольны и он может “захватить” невесту. Обряд этот в прямом смысле означал захват: жених должен был овладеть девушкой. Но родня в этот период могла отбивать ее любыми способами. Сама она тоже не давалась жениху легко: надевала на себя рыболовные сети, шкуры.
Побои от родственников при этом могли быть довольно жестокими. Но женихи такого не боялись и продолжали попытки, начиная служение чуть ли не заново. Невеста при этом свободно могла иметь отношения с другими парнями, но служащий жених даже видом не должен показывать, что знает об этом. В принципе хранить честь до брака у ительменов было не принято, а женихи ценили опытность невест в супружеском долге. Премудростям любви молодые девушки даже специально обучались, чтобы муж не гневался на ее бестолковое воспитание.
Но если захватить невесту удалось, она должна объявить о сдаче – тогда считается, что свадьба состоялась.
Если родителям не понравилось служение жениха, то он просто отправлялся домой - и неважно, сколько он был у них. Невеста, если парень оказывался ей не мил, тоже могла прямо сказать об этом, и несостоявшийся муж уходил домой ни с чем. Дальше он могу искать себе новую избранницу – и служить ее родителям заново.
В случае если молодожены итак друг другу нравятся, то все становится проще. И невеста становится более благосклонна, и родители.
После захвата невесты никаких торжеств и пиршеств, а уже муж оставался в отчем доме своей жены.
Стеллер отмечает, что такой способ заключения брака показывает, насколько доминирующим у камчатцев было положение женщин. Мужчинам до брака постоянно приходилось угождать невестам, нравиться им или лежать у их ног.
Бытовало у ительменов и многоженство. Только в служение муж шел к новой невесте с первой женой. Она могла подружиться с возлюбленной мужа, помочь ему овладеть ею. И тогда уже вся семья с двумя женами оставалась в новом остроге. А вот если у жен были ссоры, то мужу приходилось делать для них две разные юрты.
Вдовцам, если тесть был благосклонен, могли отдать вторую дочь. Служение при этом уже не требовалось, но захватить девушку все же нужно было суметь. Если не было дочерей, то тесть и теща сами искали подходящую даму среди родственников. Но в этом случае парню снова приходилось служить ее родителям.
Жена же после смерти мужа должна была первым делом «смыть» грех. Считалось, что второй муж у такой женщины тоже обязательно умрет. Поэтому были отдельные люди, которые могли завести с ней интрижку, для «очищения». Как пишет Стеллер, казаки и пришлые русские очень для этого подходили и часто пользовались этой традицией. За «чистую» вдову снова мог прийти и служить новый жених.
Вот так расцветала жизнь ительменских семей, которые продолжали род, а то и сразу два или три. Хотя больше трех жен ительмены брали себе редко – хватало счастья итак.
Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.
Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.«В Урлук надо попасть обязательно», – актёр Александр Михайлов ранним утром в аэропорту Читы смотрит на расписание неблизкого перелёта из Читы в село Красный Чикой и в тот же день – обратно.
Красный Чикой – это юго-запад Забайкальского края. Михайлов, с супругой Оксаной и дочерью Мирославой хотят за несколько часов объехать три села, встретиться с жителями. Урлук – небольшое село в Красночикойском районе, где родилась мать артиста, Степанида Наумовна.
«Восемь лет там не был, дочку на этот раз взял, чтобы побывала на родине бабушки», – объясняет артист организаторам, которые уже перекраивают маршрут, чтобы сделать круг длиной в полтора часа по чикойской тайге, лишь бы добраться до маленького села, ради которого Александр Яковлевич летел шесть часов от Москвы до Читы.
Дочери Михайлова Мирославе 21 год, она не застала бабушку, которая в молодости так лихо играла на балалайке после работы, что каждый раз, вспоминая про это, актёр утирает слёзы или задумчиво щурится. Мама… Съездить к ней на родину сегодня важнее важного, и крохотный самолёт с нарисованной на борту веткой розового багульника на борту взмывает в небо, в котором почти ни облачка.
Самолёт поворачивает над древней рекой Чикой, чьи синие рукава здесь, на юго-востоке края, стали пристанищем для старообрядцев-раскольников, переселенных из Речи Посполитой в Восточную Сибирь и Забайкалье в 30-х годах 18 века. Веками старообрядческие семьи вели замкнутый образ жизни, не подпуская к своим традициям никого из посторонних и тем самым сохранив и уникальный фольклор, и рецепты, и историю своих семей, передававшуюся из уст в уста.
Предки Александра Михайлова – как раз из них. Прадед и прабабка актёра, Тимофей Ксенофонтович и Александра Александровна, в девичестве носившая фамилию Овчинникова, из-за старообрядческой веры не стали венчаться в урлукской церкви, сделав это в 1870 году в нижне-нарымской единоверческой. Сохранились сведения о том, что у них было пятеро детей: четыре дочери и сын Наум.
В начале 20 века Урлук был огромной, образовавшейся из нескольких слобод, деревней, где жили почти 60 семей Михайловых. Часть из них придерживалась православия, а часть – старообрядческой веры.
Наум Михайлов женился, когда ему было 23 года, в 1901 году. Его избранницей стала 21-летняя Феодосья, дочь крестьянина-старообрядца Иллариона Верхушина. Венчали молодых 9 ноября в урлукской Пророко-Ильинской церкви. Прожил Наум Михайлов недолго. Он скончался 17 марта 1921 года, оставив жену дочерьми Нинилой, Натальей и Стефанидой. Ниниле в 1923 году было 18 лет, Наталье 11, маленькой Стеше - 9. Именно о ней и будет с нежностью вспоминать Александр Яковлевич, рассказывая, как мать Стефанида Наумовна звала его Шуркой.
Красный Чикой и Архангельское
Самолёт приземляется на огромное, усыпанное одуванчиками поле. У взлётной полосы актёра и его семью уже ждут женщины в старинный семейских нарядах: ярких, цветастых платьях, на которых богатствами лежит по несколько крупных нитей бус, в расшитых кичках - головных уборах.
«Вы мои-то», - ускоряет к ним шаг Александр Михайлов.
«Приехал наш родной!» - на шаг вперед из толпы выходит звонкоголосая бабушка, которая обнимает актера. Михайлова в забайкальских, а особенно в красночикойских и могойтуйских краях не просто любят - считают за своего, каким, собственно, всю жизнь и остается актер, постоянно приезжающий на малую родину.
«Вставай в хоровод!» - звенит прямо над полем сквозь песню, которую ансамбль приготовил для гостей.
Через 10 минут, улыбчивые, разгоряченные только что остановившимся кружением, гости садятся в машину, чтобы через полчаса оказаться в избе-музее семейского крестьянина в селе Архангельском.
Здесь, за деревянными старыми, но ладными воротами как будто попадаешь на 100 лет назад: на кольях у огорода сушатся глиняные горшки, перед крыльцом стелется зеленью лужайка, у калитки - зацветает черёмуха, а из приоткрытой двери сарайчиков видны то огромные бочки под капусту, то лохань для ее засолки, то деревянные грабли или седло.
В старой русской печи только что напекли пышных чикойских блинов.
«Ох, какие!» - заходит в избу Михайлов.
«Хотите, сами блин испечь можете, немного теста ещё осталось, а сковорода горячая», - речитативом выдает хозяйка усадьбы.
Конечно, он хочет.
В два шага подходит от порога к сковороде, спокойно наливает блин.
«А теперь вот туда пододвигаем, он сейчас быстренько», - помогает гостю хлопотливая хозяюшка.
Блин растет от сильного печного жара и правда быстренько. Вот зарумянился, вот поднялся, а гости еще только усаживаются за большой, богатый стол, на котором дымит картошечка со шкварками от сала, спокойно, чинно стоит наливка на ягоде, горкой отдыхают оладьи с угощением к ним из мельченых кедровых орехов и вздыхают блины, которые обязательно надо поженить со сладковатой тертой черемухой. Вкусно - не отойти!
«За окноооом черёмуха колышется», - запевает кто-то после первой приветственной, и на глазах у Александра Яковлевича, который недавно рассказывал, как его закалила жизнь и сколько он всего повидал, выступают слезы. Песня из детства, из родной деревни, когда ты дома и когда мама - жива.
О том, что Михайлов заторопился, можно понять по тому, как часто он поглядывает на жену Оксану. Она внимательно, с легкой улыбкой слушает поющих бабушек, но видно: взгляды мужа замечает. До самолета осталось несколько часов, впереди встреча в районном доме культуры в Красном Чикое и неблизкая дорога в Урлук, куда обязательно нужно успеть.
Прощаются, фотографируются и обнимаются.
Несмотря на спешку и скорость, по дороге в Чикой Александр Яковлевич просит остановиться. Выходит, садится у воды и омывает лицо из реки, дававшей жизнь многим поколениям его предков. Несколько секунд сидит в тишине.
«Пора!» - решительно поднимается все такой же высокий, сильный, как в молодости.
На встрече с чикоянами потом пошутит: «Я дал себе обещание до 88 лет дожить без маразма, а там как Бог даст. То есть ещё десять лет есть».
Из дома культуры в Красном Чикое, кстати, после теплого, душевного разговора с людьми и песен пришлось едва ли не убегать в две-три торопливых затяжки на крыльце, иначе народ бы не отпустил, так хотели поговорить еще.
«И поговорил бы! Но - Урлук», - Михайлов вздыхает и прыгает в машину.
Родное село встречает его пасмурным небом без дождя. Перво-наперво вся семья заходит в местную церковь, и только потом, спустя 20-30 минут, едет на ту самую улочку, где родилась бабушка Мирославы, дочки Александра Михайлова, и жили ее прадед с прабабушкой.
«Основания тут не было, дома давно нет», - рассказывают местные жители Александру Яковлевичу, показывая на постройки у домов, возведенных, кажется, уже после Великой Отечественной.
Единственное, что осталось здесь от его семьи - посаженная дедом или прадедом Михайлова лиственница, которая сейчас находится за заборчиком в палисаднике.
«Она», - дрогнувшим голосом говорит народный артист России.
Заходит через старую калитку, гладит дерево: «Ну, здравствуй».
Потом оборачивается: «Я же восемь лет назад, когда тут был, сухую веточку у нее сломил, в Москву привез. Мы ее в воду поставили, и ветка зазеленела».
«Возьмем родной земли», - говорит Александр Михайлов, а потом обнимает дочь, встает родной листвяночке, да так и стоит.
Перед отъездом сопровождавшие его отошли к машинам. Высокий, статный Александр Михайлов стоял у огромного дерева один, склонив голову, и казался совсем маленьким. Он гладил лиственницу по шероховатой коре и, кажется, обещал ей вернуться.
Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.
Более 200 спикеров и тысячи гостей мероприятия объединила площадка кинотеатра «Океан», где обсуждалось будущее креативных индустрий на стыке творчества и технологий. Уже сегодня в городах Дальнего Востока арт-кластеры, культурные пространства становятся центрами развития кинопроизводства, архитектуры, моды, информационных технологий, гастрономии, народных ремёсел.
Креативную экономику составляют товары и услуги, которые являются результатом интеллектуальной деятельности. И перед органами государственной власти стоит задача нарастить их долю в российском ВВП до 6% и 15% занятых к 2030 году. Как это сделать, обсудили участники сессии «Креативный спринт: культурная политика». Лучшими практиками делились министры, ответственные за развитие креативных индустрий в регионах Дальнего Востока.
Как отметила Надежда Преподобная, после «Российской креативной недели-2022» в Красноярске было сделано немало. Одним из главных событий стало подписание президентом указа «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики», закрепляющего механизмы поддержки креативных индустрий в Российской Федерации. Регионы РФ могут привлекать средства по линии Минэка, президентские гранты, использовать инструмент дальневосточной концессии, чтобы создавать творческие кластеры, организовывать событийные мероприятия, строить музеи и театры.
«В рамках федерального проекта «Придумано и сделано в России» министерство культуры координирует создание и дальнейшее функционирование школ креативных индустрий, центров прототипирования и инклюзивных творческих лабораторий. Эта работа ведётся в регионах, и за прошедший год нам удалось добиться серьёзных подвижек», - сообщила Надежда Преподобная.
Одним из лидеров в области развития креативных индустрий является Якутия, известная сегодня не только как «алмазное сердце России», но и центр кинопроизводства на Дальнем Востоке. Якутское кино вышло на федеральный и международный уровень – весь мир смотрит фильмы о жизни кочевников якутской тундры, семейные драмы и фильмы ужасов с аутентичным якутским колоритом. Фильм «Ага» победил в номинации «Лучший фильм» международного кинофестиваля «Фаджир» в Тегеране. Кинолента «Пугало» завоевала главный приз на французском кинофестивале «Quand les Russes».
«Феномен» якутского кино министр культуры и духовного развития Якутии Юрий Куприянов назвал результатом долгой кропотливой работы.
«Поддержка кинопроизводства является важной частью креативного сектора в регионе. У нас есть свой якутский зритель. Внутри Республики мы привлекаем огромное количество денег, чтобы ребята из кино делали бизнес. Уложились в 5 млн субсидий, сняли фильм - прокат сделали 20 млн, дальше работают сами. Ежегодно в Якутии порядка 80 млн рублей направляются на поддержку будущих кинопроизводителей», - рассказал Юрий Куприянов.
Резиденты технопарка Якутии разработали кинопроектор «Extra cinema», который стоит порядка 600 тысяч рублей и позволяет показывать фильмы с минимальными затратами. Власти Якутии профинансировали проект и открыли 27 кинозалов, чтобы «важнейшее из искусств» было доступно в самых отдалённых населённых пунктах на больших экранах.
По словам Юрия Куприянова, во всех субъектах ДФО, которые получают более 10% дотаций от бюджета, существуют ограничения, не позволяющие напрямую финансировать кинопроизводство полного цикла. Однако сегодня есть поручение президента, которое может снять этот барьер.
Примечательно, что экосистема креативного сектора Якутии считается одной из самых эффективных и развитых на Дальнем Востоке. В процессе строительства находится «Арктический центр эпоса и искусств», который должен стать объектом культурного наследия мирового уровня. Проект полностью профинансирован министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В 2024 году стартует строительство «Высшей школы музыки».
На территории бывшего мясокомбината создан крупнейший в ДФО креативный кластер «Квартал труда». Сегодня это 70 резидентов и более 14 тысяч кв. метров для производства кино, анимации и цифрового контента. Инициативу по созданию кластера поддержал вице-премьер, полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев.
В помещениях бывшего мясокомбината теперь производят пищу духовную - здесь проводят выставки, конференции и концерты. «Квартал труда» стал первой площадкой территории опережающего развития для креативных индустрий, к 2025 году совокупная выручка его резидентов должна составить не менее 5 млрд рублей.
«Хэб Хаб» в Бурятии
Успешным опытом поделилась и министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева. В Республике функционирует арт-пространство «Хэб Хаб». Среди его резидентов – архитектурное бюро, фотостудия, мастерская по реставрации мебели, книгоиздательский проект «Буряад-Монгол Ном», смм-агентство, школа бурят-монгольской каллиграфии, швейные мастерские, ювелирная мастерская, различные медийные проекты, 10 мастерских художников, студия йоги. Проекты успешно монетизируются.
«Молодёжи на Дальнем Востоке нужна не столько карьера, сколько самореализация. Наша общая и моя личная задача - искать людей, которые готовы реализовать себя в нашем проекте. Мы также привлекаем предпринимателей, которые предоставляют площади для организации культурных событий, потому что классические музеи многим не подходят», - рассказала Соёлма Дагаева.
Центром развития искусств стала также арт-резиденция «Баргужин-Токум».
Привлекать таланты на территорию арт-пространства помогают различные конкурсы и фестивали.
В рамках проекта «Межрегиональный симпозиум деревянной скульптуры «Генезис»» начинающих авторов обучают современному искусству. Причём на территории этнографического музея Республики можно встретить удивительные произведения не только местных мастеров. Например, деревянный конь из обожжённых досок – «Старообрядческий конь встаёт на ноги» - дело рук автора из Архангельска, который увлёкся темой ссыльных старообрядцев в Бурятии.
Лучшие проекты получают стипендии правительства Республики.
На фестиваль унтов в Забайкалье
Одним из лидеров по развитию креативных индустрий можно назвать и «вотчину Чингисхана» Забайкалье. Здесь создана богатая база для развития событийного туризма. Тысячи гостей привлекают фестиваль этно-моды «Золотая нить наших предков», забайкальская биеннале изобразительного искусства и дизайна «Пространство и ракурсы». Продажи аутентичных меховых сапог в рамках «Фестиваля унтов» приносят порядка 1,5 млн рублей за день.
Одним из самых ярких событий также стал «Международный баттл оружейников». В Забайкалье создаётся практическая среда для оружейников и ювелиров. При поддержке правительства Республики проект развивается усилиями его идейных вдохновителей. На базе мастерской скоро откроется школа бурятского искусства «великого оружейника» Жигжита Баясхаланова. Там будут обучать оружейному, лучному, ювелирному делу, бурятской живописи «Буряад зураг», монгольской письменности и грамоте бурятского языка.
В Чите стартовал проект креативной деревни «Тужи» - победитель первого конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив, один из будущих центров этнографического туризма. Здесь создаются четыре локации – производства бурятских юрт, изготовления унтов, создания авторских кукол и культурный цех.
В том числе благодаря яркой событийной повестке туризм в Забайкалье продолжает расти. С 2018 года количество туроператоров в регионе выросло с 88 до 132 компаний в 2022 году. Количество занятых в сфере туризма увеличилось с 5315 до 7185 человек.
«Якутское кино сложно превзойти, но не будем забывать, что Забайкалье - родина Александра Яковлева и братьев Соломиных. Мы поддерживаем кинопроизводство и выделили 25 млн рублей на поддержку фильма «Озеро детства», в котором сыграли Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, Евгения Короткевич», - рассказала министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович.
Каждый регион ДФО может сегодня поделиться успешными практиками развития креативных индустрий. В Приморском крае запустили проект по трансформации библиотек, планируется создание крупного арт-кластера.
В Хабаровском крае на средства президентского гранта реализован проект по развитию анимации в студии детского творчества, в этом году открывается школа креативных индустрий. А кроме того, регион одним из первых воспользовался инструментом дальневосточной концессии для реализации масштабных проектов в сфере культуры. На выделенные средства построят новое здание Дальневосточного художественного музея и современный детский центр в сельском поселении Бычиха.
Губернатор Камчатки на днях представил концепцию проекта арт-кластера, который объединит флагманские проекты креативных индустрий.
В Сахалинской области успешно функционирует арт-резиденция «Маяк», где работают представители творческих профессий и предприниматели в сферах искусства, музыки и ремёсел.
Школа креативных индустрий готовится к открытию в ЕАО.
Культура должна аккомпанировать экономике, отметила Надежда Преподобная, подводя итоги сессии.
«Мы находимся в самом начале пути развития креативных индустрий и вместе рисуем «карту», где каждый день возникают новые тепловые точки. Надеюсь, у нас будет больше возможностей для подобных обсуждений. А если говорить о развитии кино, то кто мешает регионам ДФО объединиться и сделать общий проект кинопроизводства? Конечно, здесь нужны средства, но примерно через месяц мы будем принимать заявки на предоставление финансирования», - обратилась Надежда Преподобная к участникам дискуссии.
На протяжении трёх дней лучшими практиками делились лидеры в области креативных индустрий, получившие признание на федеральном уровне.
Так, основатель и соорганизатор фестиваля дизайна, архитектуры и искусства Vladivostok design week Даниэла Пика рассказала о проекте школы предметного дизайна, где создают продукты с уникальным дизайн-кодом от посуды и столовых приборов до предметов декора и мебели. Проект стартовал в прошлом году, но уже привлёк большое количество участников. Выпускники школы получили престижные дизайнерские премии конкурса «Придумано и сделано в России».
Предметы из коллекции «Море-лёд», созданной на основе впечатлений от зимнего моря Владивостока, кухня-сундук в китайском стиле получили высокие оценки не только экспертов, но и потребителей.
«В условиях нехватки профильного образования по предметному дизайну во Владивостоке мы предлагаем мебельным мастерским выйти на принципиально новый уровень производства и научиться создавать качественные авторские предметы под кураторством лучших преподавателей самых известных российских вузов», - делится Даниэла Пика.
Огромное количество больших и маленьких проектов зарождается вокруг креативных лидеров и масштабируется с помощью государственной поддержки. Один из ярких примеров – проект художницы Марии Намоловой в Улан-Удэ «Комната». Это перфоманс-экспириенс, когда человек остаётся в комнате наедине с собой, кистями, красками и может свободно выражать эмоции, занимаясь «художественным вандализмом» с помощью красок на стенах.
«Я делаю то, что слишком легко для художника, но сложно для маляра», - говорит девушка.
«Комната» нашла своё применение в арт-терапии, к проекту присоединились профессиональные психологи, и сегодня он успешно монетизирован.
Культура на экспорт
В рамках форума было подписано соглашение о взаимодействии между министерством культуры России и Федерацией креативных индустрий.
Глава Федерации Игорь Намаконов напомнил о принципах развития креативной экономики. Основные составляющие здесь – региональные экосистемы взаимодействия деятелей креативных индустрий, человеческие ресурсы, взаимодействие с государством, популяризация, инфраструктура и анализ. Необходимо создавать информационную и статистическую базу для формирования повестки дальнейшего развития сектора. И одна из важнейших задач – экспорт товаров и услуг.
Эльвира Нургалиева напомнила, что креативная экономика – это прежде всего возможность создавать условия для самореализации отдельного человека, чтобы он комфортно, счастливо жил на территории и развивал свою малую родину. «Мы питаем надежду и видим огромный потенциал именно в креативных отраслях для развития потенциала на Дальнем Востоке», - подчеркнула она.
Напомним, что "Российская креативная неделя" проводится с 2020 года, это крупнейшее федеральное событие в сфере креативных индустрий. Форум объединяет представителей всех креативных направлений страны, является одним из ключевых двигателей институциональных изменений индустрии в России, в реализации экономического, научного и технологического потенциала страны.
Форум проводится АНО "Креативная экономика" совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Перед Приморьем стоит амбициозная задача увеличить площадь посевов кукурузы с нынешних 70 тысяч га до 100 тысяч га и более. Министр сельского хозяйства края Андрей Бронц считает, что на это потребуется 3-5 лет. В текущих реалиях, когда меняется структура экспорта, и животноводческая отрасль показывает большие успехи, кукуруза теснит сою на аграрном рынке, а отечественный АПК получает новый стимул к развитию. Станет ли Приморье «кукурузной житницей» в макрорегионе, выясняло EastRussia.
Толчок к развитию селекции
Попытка массового внедрения кукурузы в сельском хозяйстве СССР, предпринятая Никитой Хрущёвым в 1950-х — 1960-х годах, была признана провальной. Тогда, по словам экспертов, не было ни сортов, ни технологий, которые позволили бы добиваться высокой урожайности с минимальными сельскохозяйственными рисками. Сегодня они появились.
Кукуруза становится всё более популярной культурой в России и на Дальнем Востоке, где по объёмам производства лидирует Приморский край. В 2022 году аграрии региона собрали 526 тысяч тонн кукурузы с 70 тысяч гектаров. Это на 22% больше уровня 2021 года. Средняя урожайность повысилась на 16 центнеров – до 75 центнеров с гектара.
Как рассказал агентству министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц, в течение пяти лет посевные площади под кукурузой в крае растут на 10-14% ежегодно. В текущем году ожидается прирост ещё порядка 15%. Перед Приморьем стоит амбициозная задача увеличить площадь посевов с нынешних 70 тысяч га до 100 тысяч га и более. Это даст толчок развитию селекции и семеноводства в регионе.
фото: piqsels.com
«В 2023 году посевные площади под кукурузой с учётом посева на силос и на зерно составят 75-76 тысяч га. Если мы будем наращивать площади прежними темпами от 10 до 14% в год, то примерно через 3-5 лет подойдём к 100 тысячам гектаров посева. Тогда уже проснётся интерес к Приморью селекционных центров и семеноводческих компаний. Они будут экономически заинтересованы в том, чтобы зайти в наш регион с проектами по созданию здесь селекционно-семеноводческих центров», - комментирует Андрей Бронц.
Золотой початок
Пока приморские аграрии закупают семенной материал из Краснодарского, Ставропольского края и других регионов, где объёмы производства кукурузы исчисляются миллионами тонн в год. Однако эксперты уверены, что Приморье может и должно стать «кукурузной житницей» на Дальнем Востоке со своей научной базой. Этому способствуют и климатические условия, самые благоприятные в макрорегионе для выращивания этой культуры, и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, заинтересованным в импорте экологически чистой российской продукции.
«Объёмы экспорта приморской кукурузы составляют порядка 400-450 тысяч тонн в год. Для наглядности поясняю, что это почти 100 кораблей с сельхозпродукцией. Основным потребителем на внешнем рынке остаётся Китай, который в прошлом году конкурировал с Южной Кореей по объёмам экспорта кукурузы из Приморья. Экспорт по этим направлениям в 2022 году вырос в 1,5 и 2 раза. В этом году поставляем кукурузу так же в Грузию и через третьи страны – в США», - рассказывает Андрей Бронц.
В начале 2022 года фьючерсы на зерновые взлетели до рекордного уровня, а на кукурузу поднялись до самой высокой отметки за десятилетие на фоне ограничений поставок в связи с геополитическими событиями. Затем цены снизились и стабилизировались, на доходы российских экспортёров влиял курс доллара, упавший до рекордных минимумов.
В текущем году так же наблюдается тенденция к снижению цен. Но по оценкам аналитиков отраслевого портала Поле.рф, в пользу отечественного АПК сыграет ситуация на мировом рынке. «Минсельхоз США снижает оценки производства в Соединенных Штатах, говорит о заметном сокращении урожая в Аргентине и Бразилии. Мировая торговля «недополучит» более 1 млн тонн, мировые запасы кукурузы снижены на 2 млн тонн — до 296 млн тонн», - следует из обзора, подготовленного отраслевыми экспертами.
На рост мировых цен так же может влиять сохранение засушливых условий в Аргентине, что приведёт к дальнейшему сокращению потенциала урожая кукурузы.
Внутри российского рынка цены стимулирует интенсивное развитие животноводства, учитывая, что в России производят преимущественно кормовую кукурузу, которая легко выращивается и имеет высокую устойчивость к местоположению. А резко укрепившийся курс доллара увеличит доходы по новым экспортным контрактам (порядка 70% урожая приморской кукурузы отправляется на экспорт).
«Кукуруза - царица полей – это не просто высказывание Никиты Сергеевича Хрущёва. Это априори так, - подчёркивает президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края Алексей Раченков. – Более того, в сегодняшних рыночных условиях кукуруза более востребована, чем соя, и выращивать её целесообразнее – урожайность кукурузы с единицы площади больше, чем сои, затраты на выращивание примерно одинаковые. Таким образом, за счёт большей урожайности и маржинальность кукурузы выше», - поясняет эксперт.
Такой урожайности нет даже у риса, отмечает глава Ассоциации «Примагроэкспорт» Сергей Дудник.
«Кукуруза - самый продуктивный зерновой продукт – из одного семени мы получаем два початка по 500 зерен. Поэтому Никита Хрущёв, когда побывал в Америке, и загорелся идеей накормить кукурузой всю страну. Не хватило ему хороших сортов и хороших технологий, тем более, выращивание этой культуры подразумевает районирование – для каждого района нужны свои особые условия. Сегодня аграрии достигли значительных успехов, есть хорошие российские сорта кукурузы, и в том же Приморском крае производители спокойно собирают с гектара от 60 до 100 центнеров зерна кукурузы, а в западных областях получают и 80-100 центнеров», - комментирует Сергей Дудник.
Когда-то урожайность кукурузы не превышала 20-30 центнеров с единицы площади. Эксперт приводит в пример местный сорт «Славянка». Зарегистрирован он ещё в 2002 году, но не способен обеспечить урожая, какой дают отечественные сорта, появившиеся в России относительно недавно – они дешевле импортных, а по качеству ничуть не хуже и адаптированы к российскому климату.
Кроме того, отмечает Сергей Дудник, кукуруза поможет севообороту.
«Пока в общих пахотных площадях Приморского края, а это порядка 470 тысяч га, больше половины занимает соя. Для оптимального севооборота надо, чтобы сои было меньше. Расширив посевные площади под кукурузу, мы и улучшим севооборот, и получим больше кормового продукта, который действительно сегодня пользуется спросом на внешнем рынке. И для собственного животноводства обеспечим лучшую кормовую базу, потому что наличие этой культуры позволяет увеличить поголовье крупного рогатого скота и свинопоголовье», - говорит Сергей Дудник.
Алексей Раченков так же акцентирует, что кукуруза - лучший корм для сельскохозяйственных животных, потому что соя требует больше затрат на переработку, а кукурузу достаточно раздробить.
Сдерживающий фактор
Так почему же до сих пор в Приморье больше пахотных земель занято соей? Андрей Бронц называет главный сдерживающий фактор производства кукурузы в том числе фермерскими хозяйствами – дефицит мощностей для доработки урожая и хранения зерна.
фото: piqsels.com
«Небольшие предприятия не могут выращивать кукурузу в значительных объёмах, потому что в условиях приморского климата она требует обязательной сушки. Сегодня уборка урожая ведётся при низких температурах, и очень сложно приходится хозяйствам, у которых нет сушильного комплекса для качественной обработки зерна», - поясняет Андрей Бронц.
Производители рассказывают, что запустить самый бюджетный сушильный комплекс с нуля стоит по меньшей мере 3,5 млн рублей. При этом есть лизинговые схемы, и правительство края предоставляет субсидии на данные цели, однако получить субсидию можно только по факту, когда «сушилка» уже запущена и сельхозпроизводитель произвёл оплату по договору поставки.
Алексей Раченков говорит о необходимости централизованного предоставления услуг фермерам, когда аграрии могут хранить и сушить урожай на территории элеваторных комплексов. Но для этого их необходимо построить.
Отметим, что в июне 2022 года стало известно о планах белорусской компании «Амкодор», которая намерена запустить на территории региона зерносушильный комплекс и элеватор. Как ранее сообщало EastRussia, инвестиционный проект подразумевает комплектацию и инжиниринговую проработку строительства зерносушильного комплекса с элеватором хранения вблизи Уссурийска. Проект стоимостью более 200 миллионов рублей будут совместно реализовывать холдингом «Амкодор» и приморская компания «Скиф».
Между тем в Амурской области, где объёмы выращивания кукурузы в разы меньше, чем в Приморском крае, уже запустили первую очередь элеватора под сушку и хранение кукурузы, рассчитанного на 50 тысяч тонн кукурузы. Посевные площади под «царицу полей» расширяют не только в Приморье. Это общая тенденция в условиях перестройки рынка, когда меняется в том числе структура экспорта, и зерновые выходят на первый план.
Добавим, в 2023 году экспорт продукции АПК из Приморского края прогнозируется на уровне свыше 1,9 миллиарда долларов в стоимостном эквиваленте. Если ещё три года назад 90% экспорта составляли рыба и рыбная продукция, сейчас их доля сократилась до 75%, остальные объёмы приходятся на сою, зерно и продукцию пищевой промышленности от приморских производителей.