Ограничения на вылов лосося в путину-2023 намерены сохранить в Хабаровском крае. Запретительные меры на добычу горбуши и летней кеты в Амуре, сокращение сроков окончания вылова осенней кеты, а также введенные ограничения по районам ее промысла прошлого года помогли обеспечить запланированный объем вылова.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Хабаровского края, также эти меры способствовали закладке икры в нужных объемах – плотность заполнения нерестилищ превысила показатель 2021 года. В 2022 году объем добычи лосося по Хабаровскому краю увеличился на 7,4 тыс. тонн – до 34,6 тыс. тонн.
Для дальнейшего восстановления популяции лососевых предложено сохранить действующие ограничения. По-прежнему под запретом на этот сезон оказалась горбуша и летняя кета, установленные объемы вылова осенней кеты составляют семь тыс. тонн.
«Для промышленного рыболовства предлагается сократить габариты всех применяемых видов рыболовства – заездок, неводов. Они должны стать меньше на треть. И еще мы предлагаем существенно ограничить район промышленного рыболовства. Меры должны быть симметричными запасам рыбы, а они у нас не очень хорошие», – отметил руководитель Хабаровского филиала ВНИРО Денис Коцук.
Принятие законопроекта о реализации второго этапа программы распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли вызвало противоречия в отраслевом сообществе в связи с опасениями передела на рынке, закрытия небольших предприятий и монополизации. В то же время предполагается также реформировать механизм предоставления квот в сфере добычи лососевых.
На регионы Дальнего Востока приходится более 70% вылова рыбы в РФ – при этом в 2022 г. ДФО экспортировал рыбной продукции на 4,18 млрд долларов США, чтона 1,8% превысило результат 2021 г. Основными экспортными рынками для дальневосточной рыбы являются Южная Корея, Китай, Япония. Основой рыбного экспорта для Приморского и Камчатского краев, Сахалинской области стала мороженая рыба, а ракообразные – для Хабаровского края, Магаданской области и Чукотского АО. По данным Росрыболовства к 31 декабря 2022 г. общий объем добычи водных биоресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил 3,49 млн тонн. В том числе в 2022 г. на Дальнем Востоке было добыто свыше 1,92 млн тонн минтая (на 182 тыс. тонн больше, чем в 2021 г.) и 471 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 56,5 тыс. тонн по сравнению с 2021 г.).
Занимающий первое место по экспорту Приморский край в минувшем году экспортировал рыбной продукции на 1,746 млрд долларов, что на 1,7% превысило результат 2021 г. В том числе мороженой рыбы было экспортировано на 808,7 млн долларов. Камчатка отправила на экспорт рыбопродукции на 1,023 млрд долларов, увеличив результат на 11,8% (в том числе мороженой рыбы было экспортировано на 703,6 млн долларов). Идущий третьим Сахалин увеличил экспорт в стоимостном выражении на 16,9% (до 780,7 млн долларов). Экспорт рыбопродукции из Хабаровского края вырос в 2022 г. на 1,4% – до 476,2 млн долларов. Хотя стоимость экспорта рыбы из данного региона выросла на 32,8%, до 219 млн долларов, экспорт ракообразных снизился на 17,2%, до 224,9 млн долларов. Следует также отметить, что Сахалин и Приморье по итогам десяти месяцев 2022 г. отчитались об экспорте 39 тыс. тонн краба.
Два региона существенно сократили экспорт. Магаданская область экспортировала рыбопродукции всего на 74,2 млн долларов, это на 60,2% ниже, чем в 2021 г. Так, экспорт ракообразных из региона сократился на 78,5%, до 32,1 млн долларов. Чукотский АО отправил на экспорт продукции лишь на 2,3 млн долларов, что на 73,5% меньше, чем в 2021 г. (основа экспорта – ракообразные).
В декабре 2022 г. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил законопроект о реализации второго этапа распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством. Для инвестиционных квот на рыбу было выделено 44% объема исторических квот – 20% для первого этапа (Дальневосточный и Северный бассейны), 4% – дополнительно для первого этапа в Дальневосточном бассейне и 20% – для второго этапа в Дальневосточном бассейне. Кроме того, предполагается распределить 50% общего допустимого улова крабов на аукционах с инвестиционными обязательствами.
Закон наделяет правительство правом устанавливать предельный объем инвестиционных и исторических квот в отношении отдельных видов водных биоресурсов в отдельном рыбохозяйственном бассейне. Данный объем может быть распределен по результатам аукционов. Все же из закона была исключена норма, предусматривающая механизм инвестиционных квот в отношении моллюсков и прочих беспозвоночных. В то же время в законопроект включена норма о предельном размере доли квоты у одного пользователя в целях исключения монополизации добычи отдельных видов водных биоресурсов и крабов.
В договор на инвестиционные квоты в отношении рыбы предполагается включать особое условие – производить ежегодно в течение двух лет подряд на построенном заводе рыбную продукцию в объеме, эквивалентном 60% объема квот пользователей. Помимо того, вводится механизм сохранения «исторической квоты» в отношении рыбы и крабов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях защиты интересов малых и средних предприятий в рыбном промысле предлагается применять повышающий коэффициент к «исторической квоте» – 1,2. В документ была также внесена норма, в соответствии с которой инвестиционную квоту второго этапа может получить только пользователь, зарегистрированный в прибрежном субъекте РФ, тогда как прежде обязательной регистрация была только в отношении квот на крабов.
Руководители ряда рыбопромышленных объединений просили перенести на более поздний срок строительство промысловых судов в рамках второго этапа и проведение крабовых аукционов – на начало 2026 г. (вместо 1 января 2023 г.). Соответствующее открытое письмо к депутатам Госдумы подписали президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) А.Буглак, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера К.Древетняк, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) М.Козлов, председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М.Котов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Г.Мартынов, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко и президент Российского союза работодателей-рыбопромышленников С.Тимошенко. Они отметили, что большинство корректировок[1] к законопроекту во втором чтении касалось именно переноса сроков строительства судов и проведения аукционов по крабовым квотам. Данные поправки, тем не менее, не были учтены.
В комитете Госдумы по аграрным вопросам (председатель – В.Кашин, КПРФ) указывали на то, что правительство придерживается позиции отказа от переноса сроков законопроекта[2]. Представители отраслевых сообществ настаивали на том, что поправки не предлагают перенос вступления в силу закона в целом, а лишь отдельных его норм. Несмотря на это, поправки, относившиеся к срокам, все же не были одобрены.
В ВАРПЭ продолжают выражать обеспокоенность риском существенных задержек по строительству рыболовных судов в рамках программы инвестиционных квот. В ассоциации указывают на то, что строительство рыбопромысловых судов завершится в 2030-31 гг., а строительство краболовов – в 2026-27 гг. Готовность судов на текущий момент составляет 18-61%. При этом из 57 судов по 24 судам отсутствуют комплекты оборудования, по 17 судам строительство приостановлено, а по трем – не было начато.
По данным ВАРПЭ, проблемы возникли на предприятиях ОСК в Санкт-Петербурге – у «Адмиралтейских верфей» (заказ для РРПК на десять судов со сроком сдачи до конца 2025 г.) и «Северной верфи» (заказ для ГК «Норебо» на десять судов до 2025 г.). Проблема заключается в том, что поршневая группа, топливная аппаратура и коленчатые валы для судов изготавливаются в Германии, и их поставки после введения санкций находятся под вопросом. Верфи нашли единственного производителя дизелей большой мощности в КНР, однако контракт с ним еще не подписан. Глава ВАРПЭ Г.Зверев заявил о риске необходимости полного перепроектирования строящихся судов.
В то же время с оценками ВАРПЭ не соглашаются в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (включает «Русскую рыбопромышленную компанию» и связанные с ее акционерами предприятия[3], предприятия холдинга «Норебо»[4], т.е. политически самых влиятельных игроков на рынке). Президент ассоциации А.Осинцев отмечает, что крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов составляют 2025-28 гг., а сдачи краболовных судов – 2025 г. В этой ассоциации заявляют об уже учтенных задержках из-за сбоев в поставках оборудования и необходимости перепроектирования, что было выражено в увеличении нормативного срока на постройку рыбопромысловых судов с пяти до семи лет.
Тем временем на совместном собрании работодателей и профсоюзов рыбной отрасли[5] в декабре была принята резолюция, в которой отмечалось, что перераспределение квот на добычу рыбы и краба не позволит рыбопромышленникам исполнять взятые на себя обязательства по сохранению рабочих мест и повышению оплаты труда. В резолюции отмечается, что второй этап приведет к перераспределению 633 500 тонн водных ресурсов на Дальнем Востоке, квот лишится 116 предприятий. В связи с этим, по оценкам авторов резолюции, будут простаивать более 140 судов, свыше 7 тыс. человек лишатся работы.
Прежде Росрыболовство, Российский союз работодателей-рыбопромышленников (РСРР, президент – Г.Зверев) и профсоюз работников рыбной отрасли заключили трехстороннее соглашение, предусматривающее запрет на увольнение более 10 человек в течение 30 дней из отдельных подразделений компаний (из каждого подразделения можно уволить не более чем по 10 человек каждый месяц). Соглашение также декларировало обязательства по повышению сотрудникам зарплат. В настоящее время РСРР и профсоюз работников рыбной отрасли заявили о невозможности исполнения обязательств в полном объеме и настаивают на приостановке действия документа.
В Росрыболовстве не согласны с этой резолюцией. В ведомстве настаивают на том, что второй этап распределения инвестквот, напротив, будет способствовать сохранению рабочих мест и увеличению их количества за счет создания нового флота. Также в Росрыболовстве указывают на то, что доходы бюджета от проведения аукционов составят 200 млрд рублей. С выводами резолюции не согласились и в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, где полагают, что резолюция дезинформирует работников отрасли.
При этом с инвесторов, строивших рыбные заводы в рамках программы инвестиционных квот, Росрыболовство намерено взыскать штрафы за нарушение договора, заключающееся в переработке менее 70% от полученной квоты. Так, претензия на сумму 1,97 млрд рублей была направлена камчатскому ООО «Витязь-Авто», подконтрольному собственникам «Океанрыбфлота» и семье Редькиных. Инвестиционная квота «Витязь-Авто» на 2020 г. составляла 14,26 тыс. тонн минтая и сельди, а на 2021 г. – 14,47 тыс. тонн. Таким образом, компания в 2020-21 гг. должна была выпустить 9,98 тыс. тонн и 10,13 тыс. тонн продукции соответственно. Тем не менее фактически было произведено 8,11 тыс. тонн в 2020 г. и 5,99 тыс. тонн в 2021 г. В случае неуплаты штрафа Росрыболовство намерено обратиться в суд.
По мнению Г.Зверева, заводы, выпускающие продукцию более глубокой степени переработки, не могут выполнить требование производства на уровне 70% от объема квоты, поскольку из 1 тыс. тонн улова получается 220-230 тонн филе. По этой причине другие участники программы инвестиционных квот могут столкнуться со штрафами. К настоящему времени в рамках программы построен 21 завод.
В ВАРПЭ сумму предполагаемых штрафов оценивают в 6-6,5 млрд рублей, что сравнимо с объемом инвестиций в предприятия. В качестве решения проблемы Г.Зверев предлагает разрешить использование в нормативе переработки квоты компаний, входящих в один холдинг с инвестором. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота А.Осинцев в свою очередь сообщил, что замечания учтены для второго этапа инвестквот. По его словам, правительство определит расчет нового показателя исполнения обязательства по производству в 60% от квоты с учетом норм выхода готовой продукции.
Между тем Росрыболовство намерено разработать новый механизм предоставления прав на рыболовные участки для добычи анадромных видов рыб. Предполагается ввести новый порядок организации промысла таких рыб, который подразумевает распределение квот по принципу инвестиционного нормирования. Инвестиционное нормирование при распределении лососевых участков предполагает сохранение объема квот по историческому принципу за компаниями, инвестировавшими в развитие прибрежной переработки и строительство рыбопромысловых судов.
Пока промышленная добыча лососевых ведется на специальных рыболовных участках, при этом с 2008 г. договоры для их использования заключаются на конкурсной основе на срок от 10 до 25 лет (по усмотрению комиссии региона). В целом на Дальнем Востоке сформировано 1,6 тыс. морских участков для добычи анадромных видов рыб. Из них под промысел исключительно лососевых отведено 1,5 тыс. участков (добыча горбуши, кеты, нерки, кижуча, чавычи, гольца). Сроки договоров с действующими пользователями для большинства лососевых участков истекают в 2027-28 гг.
Разработанные два года назад поправки в закон «О рыболовстве» предусматривают, что участки, по которым ранее были заключены договоры пользования, не будут выставляться на аукционы. Поправки были приняты Госдумой в первом чтении в начале 2021 г., однако в дальнейшем при доработке была убрана четкая формулировка, из-за чего участники отрасли стали опасаться применения аукционов ко всем участкам, в том числе и к тем, где уже были вложены инвестиции в создание инфраструктуры. Таким образом, «исторические» пользователи участков могли потерять преимущество.
Весной 2021 г. поправки были приняты во втором чтении, тогда же при подготовке к третьему чтению принятие законопроекта было заморожено на фоне имеющихся противоречий. Летом 2022 г. сенатор от Магаданской области А.Широков призвал Минсельхоз обеспечить возможность добросовестным пользователям участков продлевать договоры без проведения торгов. Для решения вопроса об условиях распределения участков при Росрыболовстве была создана межведомственная рабочая группа, первое заседание которой прошло в конце декабря минувшего года.
Росрыболовство планирует предусмотреть возможность для пользователей участков, исполнивших свои инвестиционные обязательства, заключать договоры на новый срок (25 лет) без проведения торгов. При этом четкие критерии для определения добросовестности рыбодобытчиков все еще не определены. В Росрыболовстве полагают, что для этого следует собрать предложения регионов.
Росрыболовство предлагает определять инвестиционный норматив с помощью умножения среднего вылова за пять лет на стоимость рыбы. Исходя из него может утверждаться инвестиционный коэффициент. На глав регионов будет возложена ответственность за осуществление контроля над выполнением инвестиционных обязательств компании. В ВАРПЭ допускают, что инвестиционными объектами для добытчиков лососевых могут быть не только промысловые суда, дополнительные холодильные мощности и рыбоперерабатывающие заводы[6], но и социальная и транспортная инфраструктура, частные заводы по воспроизводству лососевых (учитывая сокращение естественных запасов). ВАРПЭ поддерживает необходимость изменений, но указывает на опасения рыбопромышленников по поводу возможного передела в лососевом сегменте отрасли и призывает учитывать региональные особенности. Также существуют опасения создания дополнительной нагрузки для отрасли в условиях повышения ставок сбора за пользование водными биоресурсами в 2023 г.[7]
Наиболее сложная ситуация складывается на Сахалине, где, в отличие от Камчатки, договоры на пользование участками зачастую не включали инвестиционные обязательства. Большинство договоров там было заключено в 1990-е гг., не предусматривало каких-либо дополнительных требований, а в 2009 г. данные договоры были переоформлены. Кроме того, сахалинские участки, как правило, не имели четко закрепленных с помощью географических координат границ.
По итогам 2022 г., выручка лососевого сегмента рынка в целом составила 59,8 млрд рублей. Основным районом промысла тихоокеанских лососей является Камчатский край (50% всего вылова). На Сахалин приходится свыше 30% объемов добычи.
В конце прошлого года Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) выдвинула инициативу о начале субсидирования перевозки рыбы с Дальнего Востока автотранспортом в другие регионы. Соответствующее письмо было направлено вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу. В Ассоциации также попросили отменить для рыбохозяйственных предприятий оплату в рамках системы «Платон», так как в условиях загруженности железной дороги автомобильный транспорт остается наиболее доступным для доставки рыбы и рыбной продукции.
В настоящее время стоимость перевозки автотранспортом менее конкурентоспособна, поскольку в 1,5 раза выше железнодорожной из-за высоких затрат на топливо и на оплату в рамках системы «Платон». Льгота на перевозку распространяется только на потрошеного минтая железнодорожным транспортом (субсидируется из расчета 6 рублей на килограмм продукции). Данная мера была введена летом 2021 г. на фоне дефицита холодильных мощностей на Дальнем Востоке и введенных ограничений на поставку продукции в КНР.
Следует отметить, что в сфере добычи красной рыбы появляются новые инвесторы. В частности, в начале текущего года структура ПАО АФК «Система» (ООО «УК Камчатка Проект») приобрела камчатскую рыбодобывающую компанию «Лойд-Фиш» у прежних владельцев Ю.Логиша и Р.Шайхова. Предприятие, специализирующееся на добыче и переработке красной рыбы, расположено на западном побережье Камчатского полуострова. Активы компании включают девять рыболовных участков, 16 судов, два рыбоперерабатывающих завода мощностью 440 тонн в сутки. В 2021 г. выручка компании составила 1,66 млрд рублей, чистая прибыль – 877 млн рублей.
«Лойд-Фиш», наряду с приобретенными ранее «Системой» компаниями ООО «Кристалл Фиш», ООО «Хангар» и ООО «Заря», была включена в интегрированный рыбопромышленный холдинг «Восход». Собственная добыча и переработка холдинга достигает 30-45 тыс. тонн тихоокеанского лосося в год. Холдинг формируется «Системой» с 2021 г. – напомним, что тогда корпорация вошла в капитал «Зари», получив 49% компании (позднее доля была увеличена до 90%). В 2022 г. АФК «Система» приобрела 75% в «Кристалл Фиш» и 90% в «Хангар». Приобретение «Лойд Фиш» расширяет зону вылова холдинга.
ООО «Кристалл Фиш» было создано в декабре 2012 г. Его активы включают четыре рыболовных участка и четыре рыболовецких судна. Выручка компании в 2021 г. составила 591,79 млн рублей, чистая прибыль – 341,28 млн рублей. ООО «Хангар» было зарегистрировано весной 2013 г., компании принадлежат четыре рыболовных участка, пять промысловых судов и новый рыбоперерабатывающий завод в поселке Крутогоровский (Соболевский район) мощностью 180 тонн продукции в сутки. Выручка предприятия за 2021 г. составила 348,45 млн рублей, а чистая прибыль – 60,05 млн рублей.
Между тем резидент ТОР «Камчатка», ООО «Вывенское»[8], осенью прошлого года завершило второй этап реконструкции и технического переоснащения береговых рыбоперерабатывающих мощностей в камчатском селе Вывенка (Олюторский район). Общий объем инвестиций в проект составил около 420 млн рублей. Первый этап проекта включал техническое переоснащение завода, второй – модернизацию производственных и бытовых помещений. Предприятие получило международные сертификаты соответствия стандартам MCS и EC. Переработка сырца на заводе достигла 320 тонн в сутки, в сезон выпускается порядка 6,5 тыс. тонн продукции (нерка, кета, кижуч, чавыча, горбуша блочной и штучной заморозки, лососевая икра, молоки красной рыбы).
Рыбопромышленники также обеспокоены ростом штрафов в отрасли. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, объединяет структуры «Русской рыбопромышленной компании»[9], «Русского краба» и ГК «Норебо») предложила смягчить правила учета упакованной в море рыбы в связи с тем, что в настоящее время рыбопромышленники могут получить штраф в том числе и при небольших расхождениях с заявленными данными. В правилах рыболовства на Дальнем Востоке планируется прописать возможность 5%-го отклонения при сверках пограничной службой ФСБ веса упакованной рыбной продукции с показателями, переданными капитаном во время добычи и производства.
В настоящее время правила все же допускают минимальные расхождения в отношении рыбы и рыбопродукции, однако в минувшем году ФСБ начала штрафовать участников рынка при обнаружении таких отклонений. Так, компания «Т Краб» была оштрафована на 56 тыс. рублей за неучтенные 23 кг конечностей краба-стригуна, а компания «Акрос» получила штраф в 53 тыс. рублей за 493 кг филе минтая. В АСРФ настаивают на том, что норма об отклонении должна распространяться как на переработанный, так и на упакованный товар.
[1] Поправки подготовили Законодательная дума Хабаровского края, Сахалинская областная дума, Законодательное собрание Камчатского края, фракция ЛДПР, группа депутатов, представляющих Приморский край, Якутию, Магаданскую область, Чукотский АО, Хабаровский край и Мурманскую область, группа сенаторов, представляющих рыбодобывающие регионы.
[2] В профильный комитет Госдумы поступил соответствующий ответ заместителя председателя правительства Д.Григоренко.
[3] В том числе ЗАО «Интрарос», ООО «Востокрыбпром», ООО «Примкраб», ООО «Русский Минтай», ООО «РМД ЮВА 1».
[4] В том числе АО «Карат-1», АО «Акрос», АО «Карельские морепродукты»», АО «Рыбпроминвест», АО «Таурус», АО «Эридиан», АО «Мурманский траловый флот».
[5] Организовано Российским союзом работодателей-рыбопромышленников (РСРР) и Центральным комитетом Российского профсоюза работников рыбной отрасли на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
[6] Строительство инфраструктуры на самом участке часто затруднено необходимостью получать большой объем разрешительной документации, тем не менее, владельцы крупных рыбоперерабатывающих заводов получали право на расположенные рядом участки.
[7] В частности, ставка сбора за 1 тонну горбуши повышается до 7,9 тыс. рублей с 3,5 тыс. рублей.
[8] Владельцы – А.Куликов, И.Куликова.
[9] В декабре прошлого года Г.Франк продал долю в 29,9% в РРПК и вышел из состава участников организации. 99,9% долей уставного капитала компании принадлежат группе «Ост инвест холдинг». Г.Франк был включен в санкционный список Минфина США, в 2022 г. он также продал 70,09% в РРПК и 70,1% в ГК «Русский краб».
Помимо несогласия с законопроектом о втором этапе программы инвестквот, у части предприятий отрасли не нашло поддержки предложение по ограничению экспорта лососевых. В одном из регионов введен эксперимент по ограничению вывоза красной икры в целях борьбы с браконьерским промыслом.
Второй этап программы заключается в выделении 50% квот на добычу определенных видов крабов в определенных районах промысла, 100% квот на добычу моллюсков и прочих водных беспозвоночных, 24% квот на рыбные объекты промысла на Дальнем Востоке. Совет Магаданской областной думы в октябре утвердил отрицательное заключение на законопроект о втором этапе распределения инвестквот. Заключение было направлено в Госдуму. Председатель областной думы С.Абрамов («Единая Россия») отметил, что депутаты считают предложенный механизм развития отрасли неэффективным. Они продолжают настаивать на необходимости оценки результатов проведения первого этапа распределения инвестиционных квот и полагают, что до завершения данного этапа реализацию второго следует отложить.
По мнению депутатов, реализация второго этапа снизит сырьевую обеспеченность рыбопромышленных компаний Колымы, поскольку многие предприятия не смогут участвовать в инвестиционных проектах, при этом ресурсы получат наиболее крупные предприятия. Такая ситуация создает риск банкротства для небольших компаний.
В качестве альтернативы магаданские депутаты предлагают повысить ставки сбора за пользование водными биоресурсами для увеличения доходов бюджета. Кроме того, поддержку находит идея Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент Г.Зверев) об обязательном заключении контрактов на строительство краболовных судов на российских верфях (для рыбодобывающих предприятий, которые за 5 лет выловили 1 тыс. тонн краба и более). Предполагается, что на каждую выловленную тысячу тонн краба следует строить одно краболовное судно.
ВАРПЭ и губернатор Магаданской области С.Носов ранее направляли председателю Госдумы В.Володину письма с просьбой отложить принятие законопроекта и провести широкую отраслевую дискуссию. В том числе С.Носов оценивал финансовые потери магаданских предприятий в случае реализации второго этапа в 7 млрд рублей, прогнозировал падение на 40% поступлений в региональный бюджет от рыбохозяйственных предприятий региона. В ВАРПЭ указывают на то, что предприятия имеют значительные долги перед банками, и оценивают реальный вклад инвестквот в экономику рыбной отрасли и судостроение в менее чем 1%.
Такой же позиции придерживаются и на Сахалине. Депутаты Сахалинской областной думы предложили Госдуме вернуть законопроект на доработку. Председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области, депутат областного парламента М.Козлов отметил потенциальное негативное влияние второго этапа на социально-экономическое состояние региона – потерю рабочих мест и рост безработицы, повышение социальной напряженности. Сахалинские депутаты также указывают, что моллюски (гребешок, трепанг, трубачи, морские ежи), квоты на которые подлежат изъятию на 100%, на Курильских островах являются основой промысла.
Законопроект не был поддержан и Заксобранием Камчатского края, давшем на него отрицательное заключение. На Камчатке депутаты заявили о возможной потере до трети всех уловов рыбохозяйственного комплекса в крае, банкротстве малых и средних предприятий, снижении налоговых бюджетных поступлений. Председатель камчатского парламента И.Унтилова отметила необходимость созвать общероссийский съезд рыбаков для дальнейшего обсуждения вопроса. Камчатские парламентарии полагают, что реализация второго этапа приведет к потере свыше 2,5 тыс. рабочих мест в регионе.
Наконец, отрицательное заключение на законопроект дала Счетная палата РФ. В СП полагают, что законопроект несет негативные последствия для рыбохозяйственного комплекса, соответствующее заключение аудитора А.Мамедова было направлено в правительство и комитет Госдумы по сельскому хозяйству. В ходе оценки реализации первого этапа программы в СП заключили, что цели регулирования не были достигнуты, также под сомнение поставлена эффективность реализации.
Так, аудиторы отметили, что в рамках первого этапа было реализовано только 23,5% (31 из 132) запланированных инвестиционных проектов - построено три краболовных судна, семь судов фактически имеют нулевую готовность, а строительство еще шести судов не начато. Кроме того, в связи с санкционными ограничениями часть заказчиков и судоверфей могут прекратить строительство и расторгнуть контракты, что не позволит завершить проекты в срок.
В СП оценивают аукционный принцип распределения квот как неэффективный для достижения цели по привлечению в рыбодобывающую отрасль новых игроков, указывая на то, что в 2019 г. победителями на крабовых аукционах стали компании, за которыми уже были закреплены квоты. В связи с этим ожидается, что участниками второго этапа также станут действующие игроки - наиболее крупные и финансово обеспеченные из них. А.Мамедов счел, что ситуация несет риск монополизации отрасли несколькими крупными компаниями и вытеснения малых и средних предприятий с рынка.
Для участия во втором этапе программы рыбопромышленникам потребуется привлечь дополнительные средства в размере 450-500 млрд рублей. В СП полагают, что дополнительные финансовые вложения будут способствовать росту закредитованности предприятий, что в свою очередь может спровоцировать рост цен на рыбу и рыбную продукцию на потребительском рынке, учитывая, что затраты инвесторов влияют на себестоимость производства.
В Росрыболовстве не согласны с выводами СП. В ведомстве считают законопроект эффективным способом непрерывной модернизации рыбной отрасли в ближайшие семь-восемь лет. Схожей позиции придерживаются в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, президент – А.Осинцев)[1]. В Ассоциации подчеркивают, что в первом этапе программы принимала участие 21 компания, что не является предпосылкой для монополизации. При этом в АСРФ оценивают, что около 60% малых предприятий в ДФО уже входит в крупные рыбодобывающие холдинги, а остальные не обладают необходимой производственной базой.
Между тем возник вопрос о перспективе ограничения экспорта красной рыбы. Заявление главы Росрыболовства И.Шестакова о возможном ограничении экспорта красной рыбы для стабилизации цен внутри страны на фоне низкого объема добычи в 2022 г. и поддержка инициативы Минсельхозом повлияли на рост внутренних цен. По данным ВАРПЭ, с 1 по 20 сентября оптовые цены на горбушу выросли на 28% - до 320 тыс. рублей за тонну, на кету – на 22%, до 440 тыс. рублей за тонну.
В ВАРПЭ полагают, что объем лососевых, поставляемых на экспорт, является небольшим, и соответственно не может оказывать существенного влияния на внутренние цены. Объем, поставляемый на экспорт, оценивается в не более чем 10% от общего объема вылова лососевых. При этом до озвученных планов по ограничению экспорта средние годовые цены на горбушу на внутреннем рынке держались на уровне 250 тыс. рублей, на кету – 360 тыс. рублей (что на 24% ниже, чем в 2021 г.).
Возможный запрет на экспорт не поддержали также в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (президент – М.Козлов), заявив, что введение запрета на экспорт становится неактуальным после завершения путины, поскольку продукция уже находится у трейдеров, и запрет может привести к остановке поставок уже проданной рыбы. М.Козлов утверждает, что в условиях ограничения экспорта продавцы будут приостанавливать поставки в ожидании пикового спроса и более высокой стоимости продукции, таким образом не будет достигнута цель по снижению цен. Срок хранения замороженной рыбы составляет до одного года
Такую позицию разделяют в Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (президент – С.Рябченко). Там отметили, что в ожидании предполагаемого запрета иностранные покупатели сами приостанавливают экспортные сделки, из опасения срыва поставок. Такая ситуация негативно влияет на деятельность добытчиков. В качестве альтернативы в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области предложили рассмотреть введение плавающей заградительной пошлины на некоторые виды продукции, пользующиеся спросом на внутреннем рынке, вместо ограничения для всего сегмента лососевых.
Следует отметить, что в Дальневосточном хозяйственном бассейне объем добычи тихоокеанских лососей в текущем году составил 270,5 тыс. тонн. В целом было освоено (по состоянию на начло ноября) 4,1 млн тонн рыбы и морепродуктов. В том числе объем вылова минтая в Дальневосточном бассейне составил 1,7 млн тонн, трески – 115,4 тыс. тонн, сельди – 353,8 тыс. тонн, сардины иваси – 186,7 тыс. тонн, скумбрии – 30 тыс. тонн.
На Камчатке, тем временем, вступили в силу ограничения на вывоз из региона красной икры. С 1 ноября физическим лицам запрещено вывозить более 10 кг икры непромышленного изготовления (на одного человека) в багаже или в ручной клади аваипассажиров. Эксперимент должен продлиться до 25 августа 2025 г. Мера направлена на борьбу с вывозом с полуострова икры, добываемой браконьерами.
Реализовать эксперимент на своей территории также намерены власти Чукотского АО. Они готовят соответствующее обращение в Минсельхоз РФ и Росрыболовство. Инициатором присоединения Чукотки к камчатскому эксперименту выступила Ассоциация рыбопромышленников и переработчиков Чукотского АО. Предложение было поддержано Чукотским рыбохозяйственным советом. В текущем году из региона было вывезено авиатранспортом не менее 12,4 тонн икры неизвестного происхождения, в 2021 г. – 19,7 тонн (по данным ФКП «Аэропорты Чукотки» и ФГИС «Меркурий»).
В рамках преференциальных экономических режимов продолжается развитие небольших рыбоперерабатывающих производств. В Чукотском АО компания ООО «Чукотсах» планирует строительство рыбоперерабатывающего завода на территории промышленного парка «Анадырь» в рамках ТОР «Чукотка» с объемом инвестиций в 20 млн рублей. Начало строительно-монтажных работ намечено на декабрь текущего года, а запуск производства - на осень 2023 г. Производство должно стать сезонным – во время лососевой путины в регионе (с июля по сентябрь). На заводе предполагается производить охлажденную и замороженную кету, горбушу, икру.
В Приморье в рамках СПВ компания ООО «Родниковая вода»[2] запустила цех по изготовлению рыбной продукции в Артёме. Предприятие производит соленую, вяленую и копченую красную и белую рыбу (лосось, сельдь, палтус, корюшку). Проектная мощность цеха составляет 1 000 кг продукции в сутки. Инвестор вложил в проект 10 млн рублей. Продукция реализуется через собственную торговую сеть инвестора («Корбан»), также созданную с использованием режима СПВ.
На Сахалине предполагается развитие рыбозаводных предприятий. Резидент СПВ, компания «Салмо плюс»[3] в октябре ввела в эксплуатацию рыбозаводный комплекс, ориентированный на воспроизводство кеты, в бассейне реки Комиссаровка (Корсаковский район). Молодь из питомника должна быть выпущена в акваторию весной 2023 г., а первый взрослый лосось должен вернуться в реку в 2025 г. Общий планируемый объем возврата составит от 1 до 1,5 тыс. тонн. Инвестор также рассчитывает построить дополнительные инкубаторы и сопутствующую инфраструктуру для достижения проектной инкубационной мощности в 60 млн икринок в год, благодаря чему возврат кеты может составить порядка 3 тыс. тонн. Объем инвестиций в проект составляет 339,5 млн рублей.
На курильском острове Итуруп компанией ООО «Континент»[4] в октябре был открыт новый лососевый рыбоводный завод «Светлана» мощностью 60 млн мальков ежегодно - вблизи озера Большое Куйбышевское, на реке Светлана (Курильский район). В проект было инвестировано более 150 млн рублей. Следует отметить, что «Светлана» стала пятым рыбоводным заводом «Континента» на Итурупе. В 2006 г. был запущен первый ЛРЗ – «Куйбышевский» (в верховье реки Куйбышевка), в 2007 г. был открыт ЛРЗ «Озеро», а в 2014 г. – ЛРЗ «Саратовский». Озеро Благодатное в 2017-19 гг. пополнилось рыбоводной продукцией в объеме около 7 млн штук молоди кеты и 2,5 млн штук молоди горбуши.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Объединяет 27 компаний в сфере морского рыболовства, в первую очередь «Русскую рыбопромышленную компанию» (РРПК) Г.Франка (основной бенефициар второго этапа программы инвестквот), а также подконтрольные ей ООО «Русский Минтай», ООО «Примкраб», ЗАО «Интрарос», ООО «Востокрыбпром», ООО «РМД ЮВА 1».
[2] Учредители – И.Корбан, С.Финкельштейн, ООО «Артем Прод Холод».
[3] г. Корсаков, учредитель – А.Зокин.
[4] Учредитель – Ю.Оксенюк.
В рыбопромышленной отрасли не прекращаются дискуссии вокруг реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Второй этап предполагает изъятие в 2023 г. у действующих рыбопромышленных предприятий и дальнейшее перераспределение через аукцион оставшихся 50% квот на добычу краба, 24% квот на рыбу (минтай, палтус, сельдь), 100% квот на добычу морских гребешков, трубачей, морских ежей, трепангов и последующую реализацию данных квот через аукционы. Старые квоты были закреплены за предприятиями до 2033 г. Они предоставляют право на добычу более чем 62 тыс. тонн водных биоресурсов ежегодно.
В целях компенсации потерь инвесторам первого этапа инвестиционных квот предполагается дополнительно наделить их 4% общих допустимых уловов (ОДУ) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
Законопроект, вызывающий разногласия в отрасли, был подготовлен Минсельхозом и Росрыболовством в соответствии с поручениями вице-премьеров Ю.Трутнева и В.Абрамченко и внесен в Госдуму правительством в конце июля текущего года. В случае принятия он должен вступить в силу с 1 января 2023 г.
В июле Сахалинская областная дума направила обращение председателю Совета Федерации В.Матвиенко с просьбой поддержать предложение о доработке законопроекта по реализации второго этапа программы инвестиционных квот. Депутаты указали на опасения представителей рыбопромышленной отрасли Сахалинской области в том, что реализация второго этапа программы приведет к сокращению количества рыбоперерабатывающих предприятий в регионе (в том числе градообразующих), сокращению количества рабочих мест и налоговых поступлений в областной бюджет.
В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО, руководитель – М.Козлов) наибольшую проблему видят в изъятии 100% квот на добычу гребешка и трубача, которые составляют основу промысла на Курильских островах. В АРСО настаивают на доработке законопроекта.
Координационный совет общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока ранее также обратился в администрацию президента РФ с предложением учесть позицию дальневосточных рыбопромышленных предприятий при рассмотрении законопроекта. В Совете предложили отложить проведение крабовых аукционов до 2035 г., исключить из инвестквот добычу моллюсков. Также отраслевые организации ДФО настаивали на рассмотрении законопроекта только после проведения Счетной палатой РФ анализа результатов реализации первого этапа программы.
В июле с открытым письмом к президенту В.Путину обращалась Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП), прося не принимать законопроект о реализации второго этапа программы инвестквот без проведения оценки результатов первого этапа. В АРПП отмечали, что решение должно быть основано на долгосрочном научном прогнозировании состояния запасов водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Также в ассоциации настаивают на безусловном исполнении государством обязательств по ранее заключенным на пятнадцатилетний период договорам о закреплении за пользователями долей квот.
Обращение в администрацию президента также направляла «Опора России» - с просьбой провести детальный анализ влияния запланированного второго этапа программы на малые и средние предприятия. Глава организации А.Калинин указывал на то, что действующие пользователи квот лишатся права на ежегодный вылов 25,8 тыс. тонн моллюсков и 58,8 тыс. тонн крабов, а в целом ресурса могут лишиться 116 предприятий, из которых 74 относятся к малому и среднему бизнесу (в том числе 17 – к градообразующим предприятиям).
Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) общие затраты бизнеса в рамках второго этапа программы оценили в 471 млрд рублей. В ВАРПЭ продолжали высказываться о необходимости отложить второй этап в текущих условиях, отмечая, что законопроект был разработан без учета влияния на отрасль санкций. Несоответствие законопроекта текущим экономическим реалиям также отмечали в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
В августе ВАРПЭ и губернатор Магаданской области С.Носов направили председателю Госдумы В.Володину письма с просьбами отложить принятие законопроекта и провести по нему широкую отраслевую дискуссию с участием представителей всех прибрежных регионов Дальнего Востока.
С.Носов подчеркнул, что магаданские власти неоднократно направляли в федеральное правительство отрицательные отзывы на законопроект. Он отметил, что очередное перераспределение части водных биоресурсов приведет к снижению сырьевой обеспеченности большинства хозяйствующих субъектов Колымы, в то время как для участия в новых аукционах и инвестпроектах у магаданских компаний зачастую отсутствуют свободные финансовые ресурсы из-за значительной закредитованности.
Власти Магаданской области заявляли о фактическом ограничении конкуренции из-за нового этапа программы, поскольку сырьевые ресурсы будут перераспределены в пользу крупных игроков. По расчетам областного правительства, на втором этапе программы уменьшение исторической части квот минтая, сельди, крабов и трубачей, закрепленных за магаданскими предприятиями, составит свыше 26% от действующих в настоящее время, в пересчете на рыночную стоимость продукции потери оцениваются в более чем 7 млрд рублей. Также из-за недозагруженности производственных мощностей на 300 единиц сократится количество рабочих мест.
Кроме того, высказывались опасения по поводу затруднений при реализации магаданскими предприятиями инвестиционных проектов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот. К В.Володину с просьбой об организации отраслевой дискуссии по законопроекту также обратились губернатор Хабаровского края М.Дегтярев, губернатор Камчатского края В.Солодов и губернатор Сахалинской области В.Лимаренко.
В то же время с таким мнением солидарны не все участники рынка. За скорейшую реализацию второго этапа программы выступают в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев). В ассоциации полагают, что отказ от реализации программы лишит отрасль стимула к развитию перерабатывающих мощностей и обновлению флота, а тем самым будет дано преимущество основному конкуренту РФ в промысле минтая – США (в США перерабатывается порядка 85% собственного улова в продукцию с высокой добавленной стоимостью). Законопроект также поддерживают в Росрыболовстве, где оценивают в 300 млрд рублей объем инвестиций в строительство порядка 30 рыбопромысловых судов, 35 краболовов и 10 перерабатывающих заводов.
В связи с запретом в 2022 г. на промысел камчатского краба в США (Аляска) квоты на его добычу распределяются только в РФ (27,5 тыс. тонн, или 94% мирового объема) и Норвегии (1,8 тыс. тонн). В условиях ограниченности ресурса компании готовы платить более высокую цену за квоты, учитывая также перспективу увеличения ресурса за счет миграции или роста популяции. Так, в августе ООО «Восход» Н.Кожемяко приобрело на аукционе квоту на ежегодный (до 2037 г.) вылов в Западно-Сахалинской подзоне 150 тонн краба за 1,65 млрд рублей (стартовая цена – 78,22 млн рублей, конечная цена лота превысила начальную в 21 раз).
В ВАРПЭ в целях повышения налоговой отдачи добычи краба предложили повысить ставки сборов за пользование водными биоресурсами в отношении крабов. В случае внесения таких изменений в Налоговый кодекс, суммарная годовая ставка сборов на крабов составит 13,5 млрд рублей в год. Таким образом, всего за оставшийся срок действия квотных договоров (до 2033 г.) в консолидированный бюджет РФ будет перечислено не менее 202 млрд рублей[1]. Кроме того, в ВАРПЭ предлагают возможность введения «инвестиционного налога» - законодательно закрепленного обязательства компаний, добывающих более 1 тыс. тонн краба, за период до 2033 г. построить новые суда на российских верфях (из расчета одно судно на каждую тысячу тонн краба).
Тем временем добытчики краба видят новые риски для экспорта живого камчатского краба. Сезон активной добычи данного ресурса начался в сентябре, основной экспорт осуществляется в КНР, через таможенный пункт «Краскино» в Приморском крае. При этом пропускная способность данного пункта ограничена – действуют четыре линии контроля, но инфраструктура изношена, и в связи с постоянными ремонтами стабильно работает только одна линия. В связи с этим в июле текущего года очередь на пункте пропуска достигала 110 автомобилей (примерно пять дней ожидания), с началом активного экспорта она может увеличиться до 150 грузовых автомобилей.
Дополнительную нагрузку создадут отгрузки через данный пункт продукции краболовов из Северного бассейна, столкнувшихся с проблемой сбыта после запрета поставок морепродуктов в США и страны ЕС в рамках санкций. В ФТС заявляют, что в настоящее время через пункт пропуска «Краскино» в среднем оформляется свыше 80 грузовых транспортных средств в оба направления.
Живой краб главным образом пользуется спросом в КНР. «Краскино» является для данной продукции приоритетным пунктом пропуска, поскольку он расположен вблизи приморских портов, после поставки через которые на китайской стороне продукция может в максимально короткие сроки быть доставлена в приемные пункты со свежей морской водой.
Каждый день простоя влечет снижение товарной ценности продукта, оно может достигать 50% (в зависимости от вида крабов и температурных условий). В 2021 г. через «Краскино» было перевезено 13,6 тыс. тонн живого краба (общий экспорт живых и мороженых крабов из РФ за год оценивался в 75 тыс. тонн). После закрытия рынков США и ЕС сопоставимыми по объемам потребления и платежеспособности покупателями краба остаются Китай, Япония и Республика Корея. На рынке к тому же может возникнуть конкуренция из-за планов по поставке крабов из Северного бассейна.
При этом экспорт живого краба морским путем стал почти невозможным после введения Китаем ограничений, связанных с COVID-19. Кроме того, для осуществления таких поставок необходимо отвлекать суда от промысла на срок до 10-12 дней. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (президент – Г.Мартынов) полагают, что складывающаяся ситуация ведет к снижению прибыли участников рынка.
Президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков предполагает, что решению проблемы может способствовать строительство нового пограничного перехода, рассчитанного на потенциальный рост грузопотока. Ранее крупные краболовные компании выражали готовность взять на себя строительство дополнительной инфраструктуры в рамках перехода и построить отдельную полосу для скоропортящейся продукции с применением механизма государственно-частного партнерства. Однако идея не встретила поддержки правительства.
Неудачная путина
В Камчатском крае 20 сентября завершилась лососевая путина. В текущем году было выловлено порядка 133 тыс. тонн лососей, что составляет только 67% от первоначального прогноза. Путина в регионе оказалась самой неудачной за последние десять лет. Высокие показатели вылова были зафиксированы только на восточном побережье полуострова - в Камчатском заливе и реке Камчатке, где подходы нерки превысили ожидаемые в два раза. Общий вылов лососей на этих участках превысил 61 тыс. тонн. На западе Камчатки улов составил 67,5 тыс. тонн, что на 86 тыс. тонн ниже показателей предыдущего (четного) года. При этом по объемам вылова тихоокеанских лососей Камчатка традиционно является лидером среди регионов.
Следует отметить, что в июле президентом был подписан законопроект об ограничении вывоза авиатранспортом немаркированной лососевой икры из Камчатского края, что предпринято с целью сокращения незаконного оборота водных биоресурсов и браконьерской деятельности на реках полуострова. Норма начнет действовать с 1 ноября текущего года и предусматривает запрет на перемещение гражданами с территории края более 10 кг икры непромышленного изготовления (без заводской упаковки, содержащей маркировку и данные об изготовителе, импортере) в личном багаже и в ручной клади. До конца текущего года также может быть введена цифровая маркировка[2] лососевой икры и осетровых рыб.
Более удачными оказались результаты путины на Сахалине. В регионе уловы лосося выросли на 70% по отношению к 2020 г. Было выловлено около 73 тыс. тонн красной рыбы. По состоянию на 13 сентября текущего года вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 247 тыс. тонн. Положительная динамика добычи зафиксирована в Магаданской области, где добыто 4,42 тыс. тонн (рост на 90% к уровню аналогичного периода 2020 г.). Рост на 8% зафиксирован в Хабаровском крае – до 32 тыс. тонн, и в Чукотском АО (на 80%, до 3,4 тыс. тонн). 703 тонны лососевых добыто в Приморском крае.
Между тем предполагается создание новых рыбоперерабатывающих производств и модернизация предприятий. Летом текущего года АФК «Система» приобрела 75% долей в капитале ООО «Кристалл Фиш» и 10% долей в ООО «Хангар», специализирующихся на добыче и переработке красной рыбы (покупателем выступила структура АФК «Система» - ООО УК «Камчатка проект»[3]). В компании намерены сформировать в Камчатском крае крупный рыбопромышленный холдинг.
Обе компании расположены на западном побережье Камчатки, вблизи активов ООО «Заря», приобретенного «Системой» в 2021 г. Рыбопромышленной холдинг «Восход» с собственной добычей, переработкой, хранением и трейдингом должен быть создан на базе трех данных предприятий. Общий объем вылова оценивается в 27-35 тыс. тонн в год. В настоящее время в пользовании у компании «Кристалл Фиш» находятся четыре рыболовных участка, а также ей принадлежат четыре промысловых судна. Компании «Хангар» принадлежат четыре рыболовных участка, пять судов, новый перерабатывающий завод мощностью 180 тонн в сутки (запуск намечен на текущий год). Следует отметить, что «Система» рассчитывает нарастить долю в «Хангаре» выше контрольной.
В компании «Заря» «Системе» принадлежит 90% (были приобретены за 6,2 млрд рублей). «Заря» специализируется на вылове красной рыбы – объем вылова составляет свыше 20 тыс. тонн в год. При этом на рынке лососевых «Заря» занимает порядка 10% на Камчатке и 5% - в РФ. В 2021 г. выручка компании составила 4,43 млрд рублей, а чистая прибыль – 1,92 млрд рублей. В ООО «Хангар» в прошлом году выручка составила 348,45 млн рублей, чистая прибыль – 60,05 млн рублей. Наконец, компания «Кристалл Фиш» получила выручку за 2021 г. в 591,79 млн рублей, чистая прибыль составила 341,28 млн рублей.
Новый рыбоперерабатывающий завод «Командор» был открыт в поселке Октябрьский Камчатского края. Объем инвестиций в создание производства составил 1,9 млрд рублей. Завод является дочерним предприятием «Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина» и был построен в рамках программы инвестиционных квот. Мощность нового предприятия составляет 223 тонны продукции из минтая, 40 тонн рыбной муки и 30 тонн рыбьего жира.
Кроме того, компания «Корякморепродукт» в рамках ТОР «Камчатка» намерена модернизировать существующий рыбоперерабатывающий завод вблизи устья реки Хайлюля в районе села Ивашки (Карагинский район). Объем инвестиций в проект составляет порядка 190 млн рублей. Мощности предприятия должны быть увеличены на 120 тонн в сутки, благодаря новому оборудованию будет производиться глубокая переработка нерки, кеты и горбуши. Проект планируется реализовать к 1 июля 2023 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По действующим ставкам сборы составляют только 458,6 млн рублей в год или 6,9 млрд рублей за 15 лет.
[2] Национальная система цифровой маркировки была введена в РФ с 2019 г. Она распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты.
[3] Сумма сделки не раскрывается (доли были приобретены у физических лиц).
Почему калуга не уживается с другими рыбами, какого цвета сахалинский осетр и кто такая «амурская блондинка»? За ответами на эти вопросы команда «Колесим по краю», в которую входит несколько семей из Хабаровска, отправилась в Нанайский район на Анюйский рыбоводный завод.
Анюийский рыбоводный завод
Посмотреть на то, как выращивают рыбу, мы хотели давно. Будь ты хоть сто раз дальневосточник, но если отец не приучил детей к рыбалке, то видят они рыбу только на прилавке, а то и вовсе уже в готовом виде у себя на тарелке.
На Анюйском рыбоводном заводе, что находится в Нанайском районе Хабаровского края, на берегу реки Анюй (правый приток Амура) любой желающий может увидеть всё своими глазами. Тут проводят экскурсии для групп до 16 человек, стоимость 400 рублей с одного. Правда делается все очень заранее и на высшем официозном уровне: заключение договора с «Главрыбводом» на оказание экскурсионных услуг, выставление и оплата счета… Купив путевки в Хабаровске, мы отправились на завод.
Экскурсанты охотно фотографировали и фотографировались
Встретивший нас на проходной работник сразу огорчил: кеты нет. Оказывается, ее выпустили еще в мае, так что добрая половина завода пустует: высохшие чаны под крышей, где разводят мальков, и такие же сухие «коридоры» на улице, по которым малька выпускают в Анюй. Замечаем пугало, установленное рядом. Оно, оказывается, отпугивает птиц. Дело в том, что когда малек идет от чанов к реке по «коридору», цапли, утки и бакланы здесь буквально «пасутся» и наедаются так, что не могут взлететь – съедают до ведра малька (!). Работники завода спокойно подходят к «пузатым пернатым» и фотографируются с ними, но все же, чтобы избежать потерь малька, пришлось поставить пугало. Жаль, что мы этого не видим.
А еще на завод заходит медведь, видимо, чует рыбу. Этим летом тоже «пасется».
Переходим во вторую часть завода, где разводят осетров, калугу и форель. Их здесь великое множество: разного возраста, размера и даже цвета. К примеру, сахалинский осетр – зеленоватый, а амурский – черный с белыми зубчиками, за что девушки сразу прозвали их «амурскими блондинками».
"Амурская блондинка"
Рыбовод осетровых Александра живет в соседнем национальном селе Найхин. Рассказывает, что сахалинский осетр появился на берегах Амура потому, что на острове не смогли создать подходящие условия для его разведения: рыбоводный завод стоит на горной реке, вода не та. Благородную рыбу решили переместить в Хабаровский край, а эксперимент по разведению осетра на Сахалине прекратить.
Экскурсовод Александра
Кстати, калуга, пойманная в естественной среде, тоже может не прижиться – на заводе ведь ей приходится привыкать к искусственному корму, а не каждой царь-рыбе это по душе. Некоторые самые привередливые не едят то, что им дают. Совсем. И могут не есть целый год (!). Поэтому рыбоводы подкармливают их нарезанной рыбкой – хищник как-никак. Кстати, по этой же причине к ней в бассейн не подселяют осетра или форель: сожрет. Если и через год калуга не переходит на «меню» завода, то ее выпускают обратно в реку.
Здесь готовят живой корм
Много чанов с мальком, тут детям показал фокус под названием «повелитель рыб»: если водить над чаном рукой, то рыбы начнут следовать за её движениями. Приговариваю при этом: «Я – ваш повелитель, следуйте за мной!». Рыбы действительно начинают плавать за моей рукой, дети, что помладше, смотрят в недоумении. Секрет прост: мальки думают, что их сейчас будут кормить. У них одна задача – есть и набирать необходимый вес, чтобы потом скатиться по Анюю в Амур и, если повезёт, выжить, чтобы потом вернуться к тому месту, где родились. Нам, кстати, разрешили покормить мальков – вот, где начинается хаос, когда бросаешь корм в чан! Выпускают мелочь осетра и калуги в конце июля – начале августа. Если бы знали заранее, то, конечно же, приехали бы в эти даты.
Мальки в чане
Не менее интересно у бассейнов, где живут уже взрослые особи. Некоторые из них достигают трех метров в длину, за что мы их сразу окрестили «бревнами»: плавают, не спеша, и при этом, несмотря на свои размеры, каким-то чудным образом не мешают друг другу. Это – собственное стадо рыбзавода, производители. Эти осетры уже никогда не попадут в реку, но зато дадут бесчисленное потомство. Самкам два раза в год назначают УЗИ, затем делают прокол, берут несколько икринок на анализ и если показатели по микроэлементам в норме, то через надрез выдавливают икру, оплодотворяют ее и затем выращивают мальков в соседнем чане. Этот процесс мы также не увидели, хотя, не думаю, что он бы понравился детям.
Кстати, чтобы рыба с детства привыкала к реке, в чанах фильтрованную воду в определенных порциях смешивают с анюйской водой, отчего она темно-зеленоватого цвета. Есть пара бассейнов с прозрачной водой из скважины. Здесь живут рыбы, которые не будут в этом году задействованы в процессе, и чтобы они не набрали жир, им создают более «тепличные» условия, своего рода «передержка».
Бассейн с прозрачной водой
А вот форель никуда не выпускают. Ее выращивают на продажу. Также как и осетра с калугой, на чанах которых написано «внебюджетная». Нам объяснили: это предприятиям, которые своим производством наносят прямой или возможный ущерб природе. По закону такие компании должны заниматься рыбовоспроизводством. Навредил природе? Будь добр, выпусти миллион мальков в речку. Понятное дело, что какому-нибудь, к примеру, ГОКу не с руки возиться с рыбой и они попросту размещают заказ на рыбоводном заводе. По идее, и частное лицо может завести себе три-четыре хвоста кеты в заводском чане, чтобы потом приготовить шарабан из экологически чистой рыбы.
Зеленоватая вода Анюя
Что касается экскурсии, то пока это выглядит примерно так: три часа ехали и увидели рыб в ванной. Над турпродуктом, конечно, еще работать и работать, но уже хорошо, когда есть над чем работать. Явно не хватает тактильных ощущений: покормить, погладить, да и лавку сувенирную можно поставить – я бы прикупил, к примеру, брелок с калугой.
Впрочем, в качестве мини-тура выходного дня вполне себе пойдет: дети увидели и, надеюсь, хоть что-то запомнили, а развлечения у них были на обратном пути – пикник на берегу и купание с катанием на сапах в озере Гасси.
Справка EastRussia:
Анюйский рыбоводный завод находится в селе Найхин Нанайского района Хабаровского края на берегу реки Анюй (правый приток Амура). Это один из шести рыбоводных заводов, которые находятся в ведении Амурского филиала ФГБУ «Главрыбвод». Мощность завода – более 30 млн штук рыбной молоди кеты и осетровых.
В рыбной отрасли сохраняются разногласия по поводу необходимости реализации второго этапа программы инвестиционных квот в текущих экономических условиях. Существуют опасения, что его реализация нанесет существенный урон небольшим участникам рынка. Рыбопромышленники предлагают снимать административные барьеры на фоне сокращения экспорта. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, в ряде регионов пока наблюдаются высокие уловы в рамках стартовавшей в июне путины.
В рыбопромышленной отрасли выражают недовольство существующими административными ограничениями, которые могут нанести урон деятельности предприятий. В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья (АРПП, глава – А.Мартынов) в мае выразили обеспокоенность требованиями к рыбопромышленникам по экологической экспертизе, начавшими действовать с прошлого года для специализирующихся на добыче лосося предприятий. АРПП видит в них наличие рисков срыва промысла лосося. Требования экологической экспертизы предполагают, что рыбаки должны предъявлять документы, подтверждающие, что вылов и производственная деятельность не оказывают негативного воздействия на акваторию добычи. Главным показателем является объем добычи. При этом для лососевых рыб законодательно объем добычи ограничен только в рекомендательном (и он часто корректируется), а не в обязательном порядке.
А.Мартынов указывает на то, что для добытчиков лосося проведение требуемой экспертизы технически невозможно. В частности, в силу корректируемого рекомендательного объема вылова реально выловленный объем может быть отличным от зафиксированного в документах, что сделает заключение недействительным. Для рыболовства также отсутствует перечень документов для проведения экспертизы.
В АРПП заявили о намерении просить Генпрокуратуру отказаться от штрафов для рыбопромышленных предприятий до внесения изменений в законодательство. Минприроды и Минсельхоз уже подготовили поправки, исключающие определенные сегменты рыболовства из экологической госэкспертизы. В Минприроды готовы исключить из требования госэкспертизы документы для вылова рыбы разных видов, по которым не установлен общий допустимый объем. Опасения участников отрасли связаны и с тем, что регуляторные ограничения, в том числе по экологической госэкспертизе, могут привести к концентрации добычи лосося в распоряжении крупных компаний, уходу с рынка небольших предприятий.
Помимо того, беспокойство рыбопромышленников вызывает ожидание в текущем году низкой путины. В сезоне 2022 г. планируется добыть 322 тыс. тонн лососевых (в 2021 г. – 539 тыс. тонн, в 2020 г. – 299,2 тыс. тонн). Хотя на внутреннем рынке присутствует переработанная и замороженная рыба, добытая в путину 2021 г., цена на продукцию в текущем году может вырасти в связи с увеличением производственных и логистических затрат, снижением предложения.
Глава Росрыболовства И.Шестаков не исключил возможность введения экспортных ограничений в отношении красной икры для обеспечения внутреннего рынка. В 2021 г. в стране было произведено 22,6 тыс. тонн красной икры (в два раза больше, чем в 2020 г.). При этом в целях борьбы с незаконным оборотом икры в июле Госдумой был принят в третьем чтении законопроект, в порядке эксперимента ограничивающий вывоз из Камчатского края красной икры непромышленного изготовления в авиабагаже и ручной клади – не более десяти килограммов на человека.
Следует отметить, что снижение объемов добычи лососевых ожидается не во всех регионах. Так в Сахалинской области прогнозируется подход 121 тыс. тонн лососей всех видов (в 2021 г. было добыто свыше 57 тыс. тонн лососевых). Напротив, на Камчатке ожидают небольшие подходы лосося – 150 тыс. тонн (наиболее низкий уровень за последние пять лет), что, впрочем, рассматривается как норма для четного года (в 2021 г. было добыто 440 тыс. тонн, что стало рекордным результатом за историю наблюдений). В Хабаровском крае ожидается добыча 40 тыс. тонн лососевых, в Магаданской области – 4,46 тыс. тонн, в Чукотском АО – 3,6 тыс. тонн, в Приморском крае – 2,1 тыс. тонн.
Тем не менее, в Росрыболовстве отмечают успешный старт лососевой путины в текущем году – к 21 июня вылов превысил 8,26 тыс. тонн, что в три раза больше выловленного за данный период объема в прошлом году. В частности, повышение объема по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет было зафиксировано в регионах с небольшими показателями: в Хабаровском крае – 7,5 тонн (в 2021 г. – 2,67 тонн, в 2020 г. – 1,17 тонн), в Чукотском АО – 3,6 тонн (в 2021 г. – нулевой показатель, в 2020 г. – 0,5 тонн).
К 1 июля темпы вылова лосося на Дальнем Востоке более чем в два раза опережают результат за аналогичный период 2020 г. (до 11,7 тыс. тонн). При этом в основном регионе вылова - на Камчатке с начала путины 1 июня к началу июля было добыто 10,4 тыс. тонн (в 2,6 раз выше уровня аналогичного периода 2020 г.).
В ВАРПЭ также считают избыточными требования по экологической экспертизе в отношении марикультуры. Ассоциация полагает необходимой отмену требования для рыбодобывающих предприятий проводить государственную экологическую экспертизу документации, обосновывающей хозяйственную деятельность в сфере пастбищной аквакультуры. Для марикультурных предприятий высокозатратным является проведение экологической экспертизы для каждого рыбоводного участка. В зависимости от количества привлеченных экспертов к подготовке заключения экологической экспертизы стоимость услуги составляет 250-450 тыс. рублей за один рыбоводный участок. С учетом затрат на подготовку необходимой документации стоимость возрастает до 1,5-2 млн рублей на один участок. В частности, в Приморском крае в настоящее время на 300 рыбоводных участков работает порядка 100 предприятий марикультуры.
Тем временем в июне в Госдуме во втором и третьем чтениях поддержали законопроект, предусматривающий введение электронных промысловых журналов и электронных разрешений на промысел водных биоресурсов, что, как предполагается, должно способствовать снятию административных барьеров в отрасли. Электронный промысловый журнал является механизмом, с помощью которого рыбодобывающие предприятия могут в электронной форме предоставлять данные о добыче, приемке, перегрузке, транспортировке и хранении уловов, производстве рыбной продукции.
Закон должен вступить в силу в марте 2023 г. При этом законопроектом вводится переходный период до 1 декабря 2023 г., в течение которого допускается выдача разрешений и ведение промыслового журнала в бумажном виде. В настоящее время выдачу разрешений на промысел осуществляют пять территориальных управлений Росрыболовства, располагающиеся на расстоянии до 3 тыс. морских миль от районов промысла (для их доставки приходится прибегать к дорогостоящим услугам по перевозке), в то время как наличие на борту судна оригиналов данных документов в бумажном виде является обязательным условием для ведения промысла.
Крупные рыбопромышленники рассчитывают получить дополнительную господдержку для строительства рыбопромысловых судов. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) в мае обратилась в Минсельхоз с просьбой распространить льготное кредитование для аграриев на инвесторов в строительство рыбопромысловых судов. Такая мера потребует 66 млрд рублей из федерального бюджета (на возмещение кредитным организациям недополученных доходов в размере 100% ключевой ставки ЦБ). Льготный кредит предлагается предоставлять не более чем на десять лет.
АСРФ предлагает Минпромторгу проработать возможности перераспределения предусмотренных средств для реализации механизма льготного кредитования. В АСРФ такую необходимость объясняют тем, что санкции и запреты на поставку импортного оборудования ведут к существенным задержкам в постройке судов. При этом в ассоциации подчеркивают, что рыболовные суда и оборудование для них уже были обозначены правительством в числе приоритетных направлений, для которых предусмотрены льготы по кредитованию.
В данных целях будет необходимо внести изменения в постановление правительства №1528 от 2016 г., предусматривающее субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей, и вписать в него инвестиционные кредиты под приобретение или строительство судов рыбопромыслового флота (включая покупку оборудования, оплату работ и услуг). В настоящее время при строительстве промыслового флота доля заемных средств составляет 85% (средний уровень ставки – порядка 5% годовых), общая потребность в кредитах для завершения строительства оценивается в 150 млрд рублей. На льготное кредитование сельхозпроизводителей в текущем году уже было дополнительно направлено 25 млрд рублей.
В то же время инициативу АСРФ не поддерживают во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), где считают, что таким образом с инвесторов будут сняты все риски. В аграрной отрасли механизм льготного кредитования является способом компенсации части затрат, но в рыбопромышленной отрасли в качестве льготы рассматриваются предоставляемые инвестиционные квоты.
Между тем в ВАРПЭ обеспокоены ситуацией в сфере добычи крабов. Ассоциация в очередной раз заявляет о необходимости перенести сроки реализации второго этапа программы инвестиционных квот, в рамках которого предполагается распределить еще 50% от общего объема добычи краба, на фоне сужения экспортных рынков для водных биоресурсов в текущей ситуации. В ВАРПЭ оценивают потери рыбной отрасли в 4,3 млрд долларов в год.
Так, компания «Маг-Си Интернешнл» М.Котова (ведет добычу в Дальневосточном бассейне) сообщила о проблемах со сбытом замороженного краба в США, допустив временное прекращение промысла в августе. В Ассоциации добытчиков краба (президент – А.Дупляков) заявили об отсутствии - на фоне необходимости осваивать квоты - определенности по вопросу сбыта продукции. Поставки в США и страны ЕС (до 48% всего крабового экспорта) осложнились в марте (срок вступления в силу ограничений на поставку данной продукции наступил 23 июня), в том числе и по ранее заключенным контрактам, на что повлияло разрушение существующих логистических цепочек. С января по конец мая текущего года в РФ было добыто 31,5 тыс. тонн краба (результат за весь 2021 г. – 96 тыс. тонн).
Для крабодобытчиков Дальнего Востока сохраняется возможность поставлять живого краба на азиатские рынки (для Северного бассейна такой вариант не рассматривается из-за удаленности рынков сбыта). Тем не менее, в «Маг-Си Интернешнл» отмечают, что суда дальневосточных компаний предназначены для выпуска замороженной продукции в рассоле, и их потребуется переоснащать для переработки крабов, востребованных на азиатских рынках, для чего потребуется импортное оборудование, а его ввоз в текущих условиях затруднителен.
Перенаправление объема, предназначенного для США и ЕС, на внутренний рынок также проблематично, из-за существующих в российском законодательстве ограничений на содержание природного мышьяка в продукции, тогда как законодательство ЕС и США отделяет природный мышьяк от химического (у ракообразных мышьяк является частью жизнедеятельности). Кроме того, внутренний рынок для данного вида продукции не столь емкий. В настоящее время добытчики отправляют значительную часть улова на склады, мощности которых ограничены, учитывая, что дополнительные холодильные мощности из-за проблем с логистикой требуются также для минтая и для лососевых.
Против проведения второго этапа программы инвестиционных квот для крабов, моллюсков и прочих беспозвоночных также выступили в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), его президент А.Шохин направил соответствующее обращение в администрацию президента. Он отметил, что проведение второго этапа может лишить производственного ресурса 115 предприятий Дальнего Востока, из которых 99 являются субъектами малого и среднего предпринимательства. На текущий момент право добычи закреплено за предприятиями до 2033 г., что дает им возможность добывать свыше 62 тыс. тонн ежегодно. В свою очередь, в Росрыболовстве продолжают настаивать на необходимости скорейшего принятия законопроекта о втором этапе программы, глава ведомства И.Шестаков заявляет, что мера позволит обеспечить обновление флота до 80% по мощности, если отбор заявок удастся произвести уже в 2023 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
На момент подготовки материала приказ минсельхоза РФ, который регламентирует предстоящую большую рыбалку, еще не был подписан, но общие его постулаты уже известны, их еще в конце апреля на так называемом «парламентском часе» в краевой Законодательной думе озвучил председатель регионального комитета рыбного хозяйства региона Никита Король.
Главный посыл – в Амуре необходимо срочно восстанавливать естественную популяцию лососевых видов рыб, а для этого необходимо максимально снижать промысловую нагрузку. Если еще пять лет назад в Амуре ловили по 30 тыс. тонн кеты и горбуши, то прогноз на предстоящую путину – 5-6 тыс. тонн.
На всех такого объема не хватит. И тут начинается «дележка». В нынешнем году регуляторы предложили следующую схему:
- полностью запретить летнюю путину. Впрочем, этот запрет сохраняется уже несколько лет, тут ничего нового;
- полностью запретить промышленный лов в лимане Амура (лиман – это отрезок от впадения Амура в Охотское море до условной линии между мысами Пронге и Табах);
- сократить сезон рыбалки, в этом году можно будет вести лов на неделю меньше;
- от Николаевска-на-Амуре вверх по течению можно ловить плавными сетями до села Тыр (впадение реки Амгунь в Амур).
Изначально позиция руководства Хабаровского края была более радикальной – полностью запретить промышленный лов на Амуре, но «наука» не дала. Да и вообще, решения в этом вопросе принимаются коллегиально, нет чьего-то одного мнения. Эту мысль в разговоре с корреспондентом EastRussia неоднократно подчеркнул вице-спикер Законодательной думы Хабаровского края Сергей Зюбр.
- В части полного запрета мы отталкиваемся от «науки» - она проводит мониторинг, даёт экспертное заключение, но наука не рекомендовала полного запрета промысла. Мы же понимаем, что, во-первых, промысел рыбы в Амуре – это «социалка», трудоустройство людей. Ограничить – значит, остановить всех, разрушить. Нельзя идти путем разрушения, необходимо идти путем правильного регулирования, - рассказал Сергей Зюбр.
Заездок в лимане Амура
Фото: Алексей Елаш
По словам Сергея Зюбра, прежде чем принимать решение по промыслу на Амуре, депутаты «погрузились в вопрос»: летали в Николаевск-на-Амуре, смотрели «заездки» (стационарные орудия лова, которые фактически перегораживают путь рыбе - ER), посещали заводы, разговаривали с людьми. Вывод один: необходимо сокращать промысловую нагрузку.
- Правительство Хабаровского края вышло с инициативой ограничения промысла. Он касается ограничения района вылова, ограничения использования орудия лова, в частности, применения плавных сетей, уменьшения длины ставных неводов типа «заездок» с полутора до тысячи метров. И ограничение установки данных основных неводов типа «заездок» ниже Николаевска-на-Амуре, то есть оставить «заездки» только в устьевой широкой части лимана, где они располагаются, - рассказал Сергей Зюбр.
Кстати, за пять лет количество «заездков» сократилось с 70 до 20.
С ограничениями оказались согласны далеко не все. Особенно те, кого они коснулись. К примеру, рыбаки Ульчского района, которым разрешили рыбачить только до села Тыр, просили передвинуть эту линию на 48 километров вверх по течению, чтобы жители села Сусанино тоже могли официально трудиться на путине. Пока такого решения нет, но «все всё понимают».
- Участок там очень «ловчий». Да, не разрешили в этом году ловить. Но мы же понимаем, что там все будут ловить. Получается, никуда промысловая нагрузка не денется, - поделился своим мнением председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края Максим Бергеля.
По словам Бергели, сокращать, запрещать, сохранять – все это, безусловно, необходимо. Но не за счет одних в угоду другим.
- Кто в лимане рыбачит – у них совсем все грустно, полный запрет. От Николаевска-на-Амуре до Тыра – с ограничениями. А вот у тех, кто рыбачит на отрезке от устья до Николаевска-на-Амуре – именно к ним придет вся рыба, которая должна была быть поймана в лимане. По мерам регулирования у них ничего не изменилось в сравнении с предыдущим годом, даже наоборот – меньше стало проходных дней, - посетовал Максим Бергеля.
«Проходные дни», когда рыбу никто не ловит, давая ей пройти к нерестилищам, по мнению специалистов – самый действенный способ сохранения популяции: чем больше ей дадут подняться вверх по течению и отнереститься, тем больше рыбы вернется в эти места через четыре года. Но вместо этого, по мнению рыбаков, идет подмена понятий: «ищут не где потеряли, а где светло», говорят рыбаки.
- Наука сказала: можно поймать шесть тысяч тонн. И этот объем будет пойман. Но это могли бы сделать, например, 10 предприятий, а поймает лишь пять. Остальные будут сидеть и смотреть, - рассказал Максим Бергеля.
Браконьерство – главный бич любой рыбалки и неизбежное последствие какого-либо запрета. Не работаешь официально на путине – идешь нелегально ловить. И если раньше рыболовецкие предприятия готовы были тратить миллионы на охрану своих участков, то теперь – нет. Прокуратура сказала, что это не их компетенция, да и денег стало кратно меньше. Государство же по определению не в силах контролировать весь Амур – слишком большой бассейн и слишком мало сил.
- Однозначно, необходимо ограничивать промысловую нагрузку на Амур, защищать нерестовые реки, бороться с браконьерами и тогда нагрузка на реку будет регулируемая, понятная для органов исполнительной и законодательной власти, и - самое главное - для людей, - говорит Сергей Зюбр.
Однако, на практике получается, что в борьбе за снижением промысловой нагрузки сам нагрузка никуда не девается: рыбе-то без разницы, где она будет поймана - в «заездке», в браконьерских или промышленных сетях.
По мнению и властей, и рыбопромышленников выход в развитии береговой переработки, причем, глубокой переработки. Это касается и лосося, и белорыбицы.
- Объем производства продукции высокой степени переработки увеличился на 12,6 тыс. тонн и составил 52,1 тыс. тонн, - рассказал Никита Король.
Кстати, предполагаемые запреты могут напрямую отразиться на проекте «Доступная рыба». В прошлом году рыбаки предложили жителям Хабаровского края почти 600 тонн рыбы по сниженной цене. В этом году таких показателей могут не достичь.
Впрочем, окончательная точка в правилах «большой рыбалки» на Амуре еще не поставлена. Да и опыт прошлогодней путины показывает, что все может поменяться по мере того, как пойдет рыба. Или не пойдет.