Четыре магазина сети «Пятёрочка» приняли первых покупателей в Хабаровске. Всего в Хабаровском крае только в 2023-м X5 Group планирует открыть 90 своих торговых точек.
Хабаровский край стал 69-м в России и вторым дальневосточным регионом присутствия федеральной розничной сети «Пятёрочка». Хорошо знакомые жителям западных регионов страны магазины обещают снабжать и дальневосточников качественными продуктами по ценам, выгодно отличающимся от конкурентов.
– Мы надеемся, что цены будут пониже, – поделились с корреспондентом EastRussia своими ожиданиями первые покупательницы магазина «Пятёрочка» пенсионерки Нина Алексеевна и Тамара Васильевна – Мы пенсионеры постоянно смотрим, где подешевле. Вот те магазины, которые совсем дешевые продукты предлагают, там качество нам не очень, ассортимент небольшой, сроки годности большую роль играют. А ещё хорошо, что с такими ценами и около дома, не надо далеко тащиться с тележками этими…
До 13 часов во всех магазинам пенсионеры получат скидку 10%
фото: EastRussia
– Мы отличаемся в первую очередь близостью к покупателю, – рассказал Владислав Курбатов, генеральный директор сети «Пятёрочка». – Формат магазина «у дома» предполагает, что покупатель тратит примерно 30 минут от момента принятия решения пойти в магазин до момента, когда он уже вернулся. Второе – это, конечно, низкие и доступные цены, которые на полках каждый день, включая большое количество промо-акций. У нас каждую неделю стартует новая промо-акция.
Держать цены на низком уровне X5 Group помогает специально разработанная бизнес-модель, а также крупномасштабные федеральные контракты, доступные далеко не всем сетям меньшего калибра.
Пенсионерам, родителям или опекунам детей до 13 лет «Пятёрочка» обещает дополнительные скидки - но есть нюансы. Продукты с 10% скидкой пожилые люди смогут купить при предъявлении пенсионного удостоверения во всех магазинах сети с утра и до 13 часов дня. Предложение не распространяется на алкоголь, сигареты и товары, на которые уже установлена минимальная розничная цена.
Закупиться с такой же скидкой и с такими же ограничениями – минус спиртное, табачные изделия и товары с минимальной ценой – родители и опекуны смогут по средам с 9 до 17 часов. Для получения скидки необходимо предъявить документ или прийти в магазин с ребенком.
Ассортимент магазинов будет варьироваться в зависимости от площади, но всегда сможет закрыть все основные потребности покупателя. Первые четыре торговые точки имеют площадь от 400 до 750 кв. метров, предлагая потребителю от 3 до 5 тысяч наименований. Представители сети подчёркивают, что продукция местных производителей представлена во всех товарных группах, в отдельных категориях «фреш» – свежие, скоропортящиеся продукты, охлаждённое мясо – её доля достигает 60%.
В ассортименте свыше 100 позиций готовой продукции (food-to-go и ready-to-eat). Собственная пекарня, расположенная непосредственно в торговом зале, предлагает гостям более 30 разных видов свежих хлебобулочных изделий
фото: EastRussia
– Любой компании очень выгодно работать с местными производителями, если предлагаемые качество и цена соответствуют ожиданиям потребителя, – отметил Владислав Курбатов. – С одной стороны потому, что покупатель любит своё, местное, родное, а во-вторых потому, что логистика гораздо дешевле местная, чем доставка из западных регионов.
При этом на полках много товаров под пока незнакомыми хабаровчанам и дальневосточникам брендами, многие из которых являются собственными торговыми марками (СТМ) «Пятёрочки». Ритейлер определяет, какие именно товары нужны, находит производителей, контролирует процесс изготовления и выставляет товары на полках под собственным брендом. В «Пятёрочке» — более 20% от оборота приходится на такие товары: от свежего мяса и замороженной рыбы до средств для уборки.
В торжественной церемонии открытия первого магазина приняла участие Мария Авилова, первый заместитель председателя Правительства края. Она отметила, что с первых дней, когда X5 Group обозначила интерес к региону, краевые власти держат в поле своего внимания вопрос взаимодействия сети с местными производителями, так чтобы учитывались интересы всех сторон.
— Никаких дополнительных условий для компании правительство Хабаровского края не создавало, — подчеркнула Мария Авилова. — Наше общее условие — это создание единых возможностей как для местных ретейлеров, так и для тех, кто заходит.
Мы просто создаём комфортные условия для любого бизнеса на территории края. Сегодня у нас состоится совещание с участием губернатора, на котором мы будем обсуждать новые возможности развития сети: в общей сложности в ближайшие годы — в 2024-м, 2025-м — в регионе должны появится порядка 200 новых магазинов. Также планируется обсудить участие X5 в аграрных проектах, с учетом возможности упаковки продукции местных производителей в собственную торговую марку «Пятёрочки».
Владислав Курбатов, генеральный директор сети «Пятёрочка» и Мария Авилова, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края открывают первый магазин сети в Хабаровске
фото: управление по связям с общественностью Х5 Group
Отвечая на вопрос корреспондента EastRussia о площадях, на которых планируется размещать новые магазины, Владислав Курбатов отметил, что компания готова к разным вариантам.
— Наша модель — это скорее брать в аренду, а не строить самим, — сказал он. — В целом пока мы заходим через «органику» и инвестируем в целом в Дальний Восток, потому что мы понимаем потенциал этого места.
А площади есть, формат магазинов «у дома» на Дальнем Востоке не очень развит, мы видим возможности его развития, и я думаю, что в ближайшие два-три года мы точно будем спокойно находить площади для открытия.
Что же касается формата гипермаркетов, то ожидать их появления на Дальнем Востоке не стоит. Компания сосредоточена на развитии магазинов «у дома» - когда ассортимент, качество продуктов и их цены в таких торговых точках удовлетворяют покупателя, у него нет нужды в крупных еженедельных закупках, считают в X5 Group.
На кассах «Пятёрочки» в первый день было жарко
фото: EastRussia
Первые четыре магазина в Хабаровске открылись по адресам: ул. Карла Макса 108, ул. Стрельникова 4, ул. Орджоникидзе 23, ул. Брестская 24.
Кстати, если кто-то привёз из отпуска карту клиента, оформленную в западных регионах, она будет работать и на Дальнем Востоке.
фото: EastRussia
Об отношении уже давно действующих крупных игроков на рынке продуктовой розницы в ДФО см. материал EastRussia «РасПятие дальневосточного ретейла».
На Дальний Восток зашёл федеральный ретейлер X5 Group с оборотом в десятки раз больше, чем у самых крупных местных сетей. Что думают об этом дальневосточные ретейлеры, и как изменится рынок с появлением нового мощного конкурента, выясняло EastRussia.
X5 Group открыл первые магазины во Владивостоке 23 марта. А 24 марта «красную ленточку» перережут в Хабаровске. Это только начало экспансии ретейл-гиганта в Дальневосточном регионе – событие, которого ждали много лет – покупатели с нетерпением, местные ретейлеры как раз напротив.
«Сегодня мы открыли первые магазины «Пятёрочка» на Дальнем Востоке. Это долгожданное, историческое событие для нас. Мы тщательно готовились к нему, выстраивали логистику, чтобы обеспечить бесперебойные поставки и дать жителям выгодные цены на широкий ассортимент товаров. Мы первые из федерального продуктового ретейла на этой земле», - цитирует пресс-служба X5 Group генерального директора торговой сети «Пятёрочка» Владислава Курбатова.
Всего в 2023 году X5 планирует открыть около 150 магазинов в регионе.
До сих пор в продуктовой рознице ДФО основная борьба разворачивалась между сетями «Реми» и «Самбери». Как уточнило агентство, на данный момент приморская сеть «Реми» насчитывает 65 магазинов в регионах ДФО, её хабаровский конкурент «Самбери» - 61 магазин.
Особенно активную экспансию с 2018 года вёл приморский ретейлер, открывший новые точки в Сахалинской области и Хабаровском крае. В 2021 году он начал развивать формат «Реми Сити». Новая концепция отличалась широким ассортиментом, в том числе товаров собственного производства, и присутствием на торговых площадях якорных арендаторов – кафе и магазинов.
В эконом-формате «Реми» известен сетью дискаунтеров «Экономыч». А «Самбери» представляет хард-дискаунтеры «Близкий», помимо этого развивая и свою сеть минимаркетов «у дома» под брендом «Раз Два».
Постепенно более слабые игроки сдавались под натиском конкурентов. «Самбери» поглотил приморскую сеть «Фреш 25». Гипермаркеты «Реми» открылись на месте бывших магазинов сети «Парус».
И вот появляется новый игрок федерального масштаба, который, по многочисленным прогнозам, может перекроить рынок дальневосточного ретейла. Х5 Group управляет магазинами «у дома» «Пятёрочка» (около 17 тысяч магазинов в стране), супермаркетами «Перекресток», гипермаркетами «Карусель» и дискаунтерами под брендом «Чижик». По итогам 2022 года выручка группы увеличилась на 18,2%, до 2,6 трлн рублей. Чистая прибыль выросла на 7,7%, до 52,2 млрд рублей.
«Годовой оборот «Пятёрочки» в 75 раз больше оборота нашей сети. Конечно, это мощный конкурент», - комментирует владелец «Реми» Дмитрий Сулеев.
По его словам, закупочная сила – основное преимущество «федералов». Чем крупнее ретейлер, тем лучшие условия дают ему поставщики. Соответственно, крупная федеральная сеть обладает большим пространством для манёвров и демпинга – например, может демпинговать, опуская цены на бананы до 50 рублей и продавать их «в минус», а зарабатывать на подсолнечном масле и других товарах.
«Распространённая стратегия, когда, осуществляя экспансию, ретейлер рассчитывает на плановые убытки в течение трёх лет, чтобы «убить» местную розницу или значительно пошатнуть её позиции для того, чтобы потом приобрести дешевле. Затем, как правило, он поднимает цены. Эту ситуацию мы можем наблюдать на примере других регионов. И так сделал бы каждый», - поясняет Дмитрий Сулеев.
Основатель сети «Самбери» Юрий Егоров отметил, что приход Х5 Group на Дальний Восток, конечно, заставит поволноваться местных игроков, но «рынка хватит на всех».
«Понятно, что дальневосточным ретейлерам придётся пересмотреть свои расходы и какие-то бизнес-процессы, но рынка хватит на всех, надо только думать, как лучше сделать предложение нашему любимому клиенту», - комментирует Егоров.
Конкурировать будут модели бизнеса
Х5 Group «раскачает» дальневосточный ретейл, уверен член наблюдательного совета Х5 Group, совладелец сети ДНС, сооснователь сети магазинов у дома «Квартет вкусов» Дмитрий Алексеев.
«Думаю, что «Пятёрочка» привнесет на Дальний Восток добавочный элемент конкуренции, потому то те практики построения розничных сетей и в целом стандарты розничной отрасли, с которыми умеют работать федеральные ретейлеры, прежде были недоступны у нас в регионе. Для кого это будет лучше, а для кого хуже, - покажет время. Но в любом случае, выиграет потребитель, потому что именно за потребителя идёт борьба», - комментирует Алексеев.
Розничная торговля – большой спектр бизнес-процессов, в которых можно совершенствоваться, подчёркивает собеседник. Это и стандарты организации магазинов, и самой розничной торговли, а также взаимоотношения с поставщиками, оптимальное представление товаров, чтобы, с одной стороны, на полках их было много, а с другой, не образовывалось излишков просроченной продукции. И здесь местным ретейлерам есть, чему поучиться у «Пятёрочки». По словам Алексеева, демпинг – далеко не единственный способ конкуренции, и не факт, что самый оптимальный. Конкурировать будут модели бизнеса.
«Обратите внимание, что в магазинах формата «Пятёрочки», а это все-таки придомовые супермаркеты, в отличии от местных крупных сетей нет прилавочной торговли. Это сильно меняет бизнес-процессы. Как сделать так, чтобы, с одной стороны, прилавков не было, потому что это довольно дорогая с точки зрения эксплуатации и продвижения часть розничного бизнеса, а с другой, позаботиться о том, чтобы покупатели не чувствовали дискомфорта из-за их отсутствия? Именно из таких нюансов состоит бизнес», - говорит глава ДНС.
Например, в отличии от «Пятёрочки» местные сети не практикуют доверительную приёмку товаров. А между тем это важная часть оптимизации цепочек поставок Х5 Group. Когда товары от надёжных поставщиков принимаются без пересчёта и контроля по качеству (физической обработки) и фиксируются в программе складского учета. Таких моментов большое количество.
При этом Дмитрий Алексеев считает, что магазины «Пятёрочки» в Приморье будут отличаться от магазинов на Западе и в центральной части России. Скажутся удалённость региона, дефицит подходящих торговых площадей и меньший выбор поставщиков. Региональная специфика отразится на модели бизнеса Х5 Group, и это, по словам Алексеева, «будет интересно».
Исполнительный директор ООО «Шамса-Маркет» Андрей Солониченко допускает, что присутствие мощного конкурента может повлиять на ценовую политику ретейлеров.
«Конечно, в наценке отразятся логистические расходы, поэтому цены в «Пятёрочке» на Дальнем Востоке будут отличаться. Но в целом, если говорить о ценовой политике местных сетей, то во многом её определяло отсутствие конкуренции. И лично я вижу пространство для снижения цен», - комментирует Андрей Солониченко.
Пока не известно о планах «Пятёрочки» в Камчатском крае, где работает «Шамса-Маркет». Но собеседник полагает, что «ещё год-два», и Х5 Group откроет первый магазин в Петропавловске-Камчатском, ведь федеральная сеть уже охватила практически все регионы России, недоосвоенным остался только Дальний Восток.
Ходят слухи
В этой связи возможны самые неожиданные слияния и поглощения, считают эксперты. Ранее появились слухи о том, что Х5 Group намерена купить торговую сеть «Самбери». Такая же информация проходила в отношении сети «Реми». Но ни Дмитрий Сулеев, ни Юрий Егоров на данный момент её не подтвердили.
В то же время экспансия X5 Retail Group на Дальний Восток началась ещё до открытия магазинов «Пятёрочки». В августе 2022 года стало известно, что группа покупает доли 70% в торговых сетях «Красный Яр» и «Слата» в Восточной Сибири.
Годом ранее сибирские ретейлеры объединились в «Восточный союз» (управляющая компания «Восточные розничные сети»). Членами союза стали лидеры рынка – «Самбери», ГК «Красный Яр» и ГК «Слата», получив равные доли в компании 33,3%. Выходит, что на данный момент две из трёх компаний альянса, по сути, интегрированы в X5.
Заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов напоминает, что торговая сеть не может занимать более 25% рынка в границах субъекта, муниципального района и городского округа. Информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году, ежегодно размещается Росстатом на официальном сайте. Эти данные используются для расчета доли ретейлера в общем объеме продаж. При превышении установленного максимума компания не вправе покупать или арендовать новые торговые площади. Однако не всегда антимонопольное законодательство работает эффективно.
«Во многом ситуация будет зависеть от органов власти, потому что власть выше собственности, и она должна следить за соблюдением антимонопольного законодательства», - подчёркивает эксперт.
Дмитрий Сулеев отмечает, что рынок – «вещь неточная и труднопрогнозируемая», поэтому воздерживается от прогнозов.
По словам Дмитрия Алексеева, розничная торговля в ДФО далека от совершенства с точки зрения игроков, форматов и других аспектов. Рынок требует развития и будет развиваться.
«А кто на нём останется, и какая будет конфигурация - на самом деле, решит покупатель, который проголосует своим рублем», - заключает Алексеев.
Отметим, что в 2022 году Х5 открыла 2 тысячи 202 новых магазина, что было обусловлено расширением формата магазинов «у дома» и «жестких» дискаунтеров, а также благодаря «стратегическому партнёрству» с группами компаний «Красный Яр» и «Слата».
В Якутии, куда ни глянь – то Борисовы, то Николаевы, то Никифоровы: русские фамилии у народа саха обычное дело. Вот и наш герой – по имени – Гавриил, по фамилии – Никифоров, хотя сам из древнего знатного якутского рода Атсыыкай. Впрочем, под фамилией Никифоров он также знатно вошел в историю.
Гавриил Васильевич Никифоров родился в 1871 году. Его отец и дед были знатными и богатыми купцами, которые занимались пушниной, кредитованием, владели магазинами в Москве и Якутске, а еще кормили старателей на приисках. Так что дальнейшая судьба Гаврилы была, по сути, предрешена.
В школу Гаврюша не ходил, получил прекрасное образование дома. Уже в юношестве отец поручил ему заниматься торговлей пушниной и поставкам мясомолочных продуктов на золотые прииски. Молодой человек быстро освоил все азы предпринимательской деятельности в условиях Крайнего Севера и в 27 лет стал купцом второй гильдии.
В 1900 году – на рубеже веков – Гавриил Васильевич открыл свой первый торговый дом, назвав его непритязательно «Г.В. Никифоров и М.Г. Васильев». Дальше, как говорится, пошло-поехало: Никифоров занимается сразу несколькими направлениям – тут и скупка пушнины и мамонтовой кости, дальнейшая их продажа оптом и в розницу на внутреннем и внешнем рынках, розничная торговля продуктами в Якутске.
Совесть – лучший контролер!
Примечательно, что делами Никифоров занимался лично, а, значит, добросовестно. Это быстро дало свой результат: к его операциям был высший уровень доверия. Он вообще сильно выделялся на фоне других предпринимателей тех лет: плутоватых и пытающихся обмануть при любом удобном случае. Партнеров Гавриил Васильевич также старался подбирать под стать себе – надежных, порядочных, но предприимчивых.
Впрочем, по-другому было нельзя: торговые дома Никифорова и их филиалы находились в разных местах – Москве, Якутске, поселках Абый, Булун, Верхоянск, Казачье, Колымское, Кюсюр. Находиться одновременно во всех местах было невозможно, поэтому доверенное дело должно было быть надежным и верным. К тому же, Гавриил Васильевич часто лично выезжал за закупками в Москву, Одессу, Иркутск, Ирбит, Нижний Новгород (и когда он только все успевал, учитывая логистику тех лет?!). Закупленные товары он отправлял судами Добровольческого флота в бухту Тикси, то есть по Северному морскому пути, а оттуда уже распределял по своим оптовым пунктам продаж. В сфере интересов Никифорова была также Чукотка, куда он поставлял продукты.
«Мягкое золото»
Но все же основной доход давало «мягкое золото». Он скупал пушнину у местных охотников, а затем через комиссионера продавал ее в Москве. При этом он старался всячески поддерживать зверобоев, давая им ссуды под 8-10% годовых.
Внутренний российский рынок был сильно ограничен, поэтому основные поставки пушнины шли в Европу, как правило, в Германию. За каких-то пять-семь лет объемы торговли выросли кратно – с 150 тысяч рублей (по нынешним ценам это около 375 млн) в 1908 году, до 1,3 млн рублей в 1915 году.
Первая мировая война заставила Гавриила Васильевича, как сказали бы сейчас, «сделать разворот на Восток». Новые рынки сбыта были найдены в США. Причем, здесь опять Никифоров задействовал Севморпуть – пушнина доставлялась по реке Колыма в село Колымское, а оттуда судами уходила в Северную Америку. Объемы поставок, конечно же, сократились, откатившись к показателям 1908 года, но в последующие годы увеличивались.
Впрочем, тут выручила «диверсификация бизнеса». Плохо продается пушнина? Не беда! Неплохую выручку дают поставки продовольствия в отдаленные районы Якутии и на Чукотку. Да и розничные магазины в Якутске приносят стабильный доход.
Кстати, одно из зданий магазинов Никифорова в Якутске на пересечении улиц Большая и Гостинодворская простоял до 1972 года. Затем его снесли и построили на этом месте Дом Правительства №1.
Социально ответственный бизнес
Примечательно, что невзирая на «волатильность» бизнеса, Никифоров все время занимался благотворительностью. Он всячески поддерживал свой родной Первый Тыллыминский наслег – построил там школу, а затем платил жалованье учителям. Также на его средства были построены гимназия и пансион в самом Якутске. При этом благотворительностью он занимался, как и подобает предпринимателю – вложил деньги в казначейство, а меценатством занимался на проценты от вклада.
Как это зачастую бывало в те времена, меценат и знатный человек принимал активное участие в управлении городом. Вот и Гавриил Никифоров шесть лет избирался гласным городской Думы Якутска, участвовал в совещаниях при губернаторе Якутской области Иване Крафте.
Крах империи
Все закончилось в одночасье, после Октябрьской революции. Все активы Гавриила Васильевича были национализированы, объекты недвижимости перешли в введение советских торговых организаций, а все товары, которые хранились на складах, конфискованы. Примерно понимая, что будет дальше, Никифоров с сыном Анатолием в 1919 году эмигрировал в Японию, а уже оттуда в Китай.
Конечно же, он затаил обиду на советскую власть и когда встал вопрос о походе Сибирской добровольческой дружины под предводительством генерала Пепеляева в Якутию с тем, чтобы установить там свою власть, Никифоров выступил одним из спонсоров это кампании.
Справка EastRussia: Про Гражданскую войну в Якутии в издательстве «5 Рим» в 2018 году вышла книга, в которой собраны воспоминанию представителей двух противоборствующих сторон – «белого» генерала Евгения Вишневского, который непосредственно руководил походом, и командира отряда «красных» Ивана Строда.
Обложка книги «Гражданская война в Якутии»
Зимняя война в Якутии результата не принесла. Чтобы купировать дальнейшие возможные попытки белоэмигрантов и их сподвижников из-за границы повлиять на установление советской власти, в первую очередь, на Дальнем Востоке, где так сложно шла советизация (вспомним, хотя бы, создание буферной Дальневосточной республики), Никифорову предложили амнистию и работу в Наркомфине в Москве. Опять же, проявив дальнозоркость, Гавриил Васильевич от этого предложения отказался, оставшись, по некоторым данным в Мукдене.
Доподлинно известно, что в 1938 году он был жив-здоров – об этом говорит фотография, где он запечатлен с супругой. Умер Гавриил Васильевич Никифоров, предположительно в 1940 году.
Гавриил Никифоров с супругой
На Дальний Восток зашёл федеральный ретейлер X5 Group с оборотом в десятки раз больше, чем у самых крупных местных сетей. Что думают об этом дальневосточные ретейлеры, и как изменится рынок с появлением нового мощного конкурента, выясняло EastRussia.
X5 Group открыл первые магазины во Владивостоке 23 марта. А 24 марта «красную ленточку» перережут в Хабаровске. Это только начало экспансии ретейл-гиганта в Дальневосточном регионе – событие, которого ждали много лет – покупатели с нетерпением, местные ретейлеры как раз напротив.
«Сегодня мы открыли первые магазины «Пятёрочка» на Дальнем Востоке. Это долгожданное, историческое событие для нас. Мы тщательно готовились к нему, выстраивали логистику, чтобы обеспечить бесперебойные поставки и дать жителям выгодные цены на широкий ассортимент товаров. Мы первые из федерального продуктового ретейла на этой земле», - цитирует пресс-служба X5 Group генерального директора торговой сети «Пятёрочка» Владислава Курбатова.
Всего в 2023 году X5 планирует открыть около 150 магазинов в регионе.
До сих пор в продуктовой рознице ДФО основная борьба разворачивалась между сетями «Реми» и «Самбери». Как уточнило агентство, на данный момент приморская сеть «Реми» насчитывает 65 магазинов в регионах ДФО, её хабаровский конкурент «Самбери» - 61 магазин.
Особенно активную экспансию с 2018 года вёл приморский ретейлер, открывший новые точки в Сахалинской области и Хабаровском крае. В 2021 году он начал развивать формат «Реми Сити». Новая концепция отличалась широким ассортиментом, в том числе товаров собственного производства, и присутствием на торговых площадях якорных арендаторов – кафе и магазинов.
В эконом-формате «Реми» известен сетью дискаунтеров «Экономыч». А «Самбери» представляет хард-дискаунтеры «Близкий», помимо этого развивая и свою сеть минимаркетов «у дома» под брендом «Раз Два».
Постепенно более слабые игроки сдавались под натиском конкурентов. «Самбери» поглотил приморскую сеть «Фреш 25». Гипермаркеты «Реми» открылись на месте бывших магазинов сети «Парус».
И вот появляется новый игрок федерального масштаба, который, по многочисленным прогнозам, может перекроить рынок дальневосточного ретейла. Х5 Group управляет магазинами «у дома» «Пятёрочка» (около 17 тысяч магазинов в стране), супермаркетами «Перекресток», гипермаркетами «Карусель» и дискаунтерами под брендом «Чижик». По итогам 2022 года выручка группы увеличилась на 18,2%, до 2,6 трлн рублей. Чистая прибыль выросла на 7,7%, до 52,2 млрд рублей.
«Годовой оборот «Пятёрочки» в 75 раз больше оборота нашей сети. Конечно, это мощный конкурент», - комментирует владелец «Реми» Дмитрий Сулеев.
По его словам, закупочная сила – основное преимущество «федералов». Чем крупнее ретейлер, тем лучшие условия дают ему поставщики. Соответственно, крупная федеральная сеть обладает большим пространством для манёвров и демпинга – например, может демпинговать, опуская цены на бананы до 50 рублей и продавать их «в минус», а зарабатывать на подсолнечном масле и других товарах.
«Распространённая стратегия, когда, осуществляя экспансию, ретейлер рассчитывает на плановые убытки в течение трёх лет, чтобы «убить» местную розницу или значительно пошатнуть её позиции для того, чтобы потом приобрести дешевле. Затем, как правило, он поднимает цены. Эту ситуацию мы можем наблюдать на примере других регионов. И так сделал бы каждый», - поясняет Дмитрий Сулеев.
Основатель сети «Самбери» Юрий Егоров отметил, что приход Х5 Group на Дальний Восток, конечно, заставит поволноваться местных игроков, но «рынка хватит на всех».
«Понятно, что дальневосточным ретейлерам придётся пересмотреть свои расходы и какие-то бизнес-процессы, но рынка хватит на всех, надо только думать, как лучше сделать предложение нашему любимому клиенту», - комментирует Егоров.
Конкурировать будут модели бизнеса
Х5 Group «раскачает» дальневосточный ретейл, уверен член наблюдательного совета Х5 Group, совладелец сети ДНС, сооснователь сети магазинов у дома «Квартет вкусов» Дмитрий Алексеев.
«Думаю, что «Пятёрочка» привнесет на Дальний Восток добавочный элемент конкуренции, потому то те практики построения розничных сетей и в целом стандарты розничной отрасли, с которыми умеют работать федеральные ретейлеры, прежде были недоступны у нас в регионе. Для кого это будет лучше, а для кого хуже, - покажет время. Но в любом случае, выиграет потребитель, потому что именно за потребителя идёт борьба», - комментирует Алексеев.
Розничная торговля – большой спектр бизнес-процессов, в которых можно совершенствоваться, подчёркивает собеседник. Это и стандарты организации магазинов, и самой розничной торговли, а также взаимоотношения с поставщиками, оптимальное представление товаров, чтобы, с одной стороны, на полках их было много, а с другой, не образовывалось излишков просроченной продукции. И здесь местным ретейлерам есть, чему поучиться у «Пятёрочки». По словам Алексеева, демпинг – далеко не единственный способ конкуренции, и не факт, что самый оптимальный. Конкурировать будут модели бизнеса.
«Обратите внимание, что в магазинах формата «Пятёрочки», а это все-таки придомовые супермаркеты, в отличии от местных крупных сетей нет прилавочной торговли. Это сильно меняет бизнес-процессы. Как сделать так, чтобы, с одной стороны, прилавков не было, потому что это довольно дорогая с точки зрения эксплуатации и продвижения часть розничного бизнеса, а с другой, позаботиться о том, чтобы покупатели не чувствовали дискомфорта из-за их отсутствия? Именно из таких нюансов состоит бизнес», - говорит глава ДНС.
Например, в отличии от «Пятёрочки» местные сети не практикуют доверительную приёмку товаров. А между тем это важная часть оптимизации цепочек поставок Х5 Group. Когда товары от надёжных поставщиков принимаются без пересчёта и контроля по качеству (физической обработки) и фиксируются в программе складского учета. Таких моментов большое количество.
При этом Дмитрий Алексеев считает, что магазины «Пятёрочки» в Приморье будут отличаться от магазинов на Западе и в центральной части России. Скажутся удалённость региона, дефицит подходящих торговых площадей и меньший выбор поставщиков. Региональная специфика отразится на модели бизнеса Х5 Group, и это, по словам Алексеева, «будет интересно».
Исполнительный директор ООО «Шамса-Маркет» Андрей Солониченко допускает, что присутствие мощного конкурента может повлиять на ценовую политику ретейлеров.
«Конечно, в наценке отразятся логистические расходы, поэтому цены в «Пятёрочке» на Дальнем Востоке будут отличаться. Но в целом, если говорить о ценовой политике местных сетей, то во многом её определяло отсутствие конкуренции. И лично я вижу пространство для снижения цен», - комментирует Андрей Солониченко.
Пока не известно о планах «Пятёрочки» в Камчатском крае, где работает «Шамса-Маркет». Но собеседник полагает, что «ещё год-два», и Х5 Group откроет первый магазин в Петропавловске-Камчатском, ведь федеральная сеть уже охватила практически все регионы России, недоосвоенным остался только Дальний Восток.
Ходят слухи
В этой связи возможны самые неожиданные слияния и поглощения, считают эксперты. Ранее появились слухи о том, что Х5 Group намерена купить торговую сеть «Самбери». Такая же информация проходила в отношении сети «Реми». Но ни Дмитрий Сулеев, ни Юрий Егоров на данный момент её не подтвердили.
В то же время экспансия X5 Retail Group на Дальний Восток началась ещё до открытия магазинов «Пятёрочки». В августе 2022 года стало известно, что группа покупает доли 70% в торговых сетях «Красный Яр» и «Слата» в Восточной Сибири.
Годом ранее сибирские ретейлеры объединились в «Восточный союз» (управляющая компания «Восточные розничные сети»). Членами союза стали лидеры рынка – «Самбери», ГК «Красный Яр» и ГК «Слата», получив равные доли в компании 33,3%. Выходит, что на данный момент две из трёх компаний альянса, по сути, интегрированы в X5.
Заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов напоминает, что торговая сеть не может занимать более 25% рынка в границах субъекта, муниципального района и городского округа. Информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году, ежегодно размещается Росстатом на официальном сайте. Эти данные используются для расчета доли ретейлера в общем объеме продаж. При превышении установленного максимума компания не вправе покупать или арендовать новые торговые площади. Однако не всегда антимонопольное законодательство работает эффективно.
«Во многом ситуация будет зависеть от органов власти, потому что власть выше собственности, и она должна следить за соблюдением антимонопольного законодательства», - подчёркивает эксперт.
Дмитрий Сулеев отмечает, что рынок – «вещь неточная и труднопрогнозируемая», поэтому воздерживается от прогнозов.
По словам Дмитрия Алексеева, розничная торговля в ДФО далека от совершенства с точки зрения игроков, форматов и других аспектов. Рынок требует развития и будет развиваться.
«А кто на нём останется, и какая будет конфигурация - на самом деле, решит покупатель, который проголосует своим рублем», - заключает Алексеев.
Отметим, что в 2022 году Х5 открыла 2 тысячи 202 новых магазина, что было обусловлено расширением формата магазинов «у дома» и «жестких» дискаунтеров, а также благодаря «стратегическому партнёрству» с группами компаний «Красный Яр» и «Слата».
«Только за последний год производство сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке выросло на 60 миллиардов и составило 321 миллиард, в том числе растениеводство 192 миллиарда рублей, животноводство - 129 миллиардов», - заявил Харитонов. – В общей сложности в состав территорий опережающего развития и в программу “Свободный порт Владивосток” сейчас входят 98 объектов сельского хозяйства с общим планируемым объёмом инвестиций почти 137 миллиардов рублей и созданием более 12 тысяч рабочих мест».
Противовесом росту и увеличению стало погружение в детали, а именно в ситуацию в Забайкалье: несмотря на мощный потенциал похвастать такими же успехами край не может. Хотя площадь сельхозугодий здесь равна почти 8 млн гектаров – это 18,5% площади региона. Здесь же находитсят крупнейший в России зерновой железнодорожный терминал экспорта зерна в Китай, головой объём перевалки которого - 8 миллионов тонн. В проект инвестировано почти 10 миллиардов рублей.
«Несмотря на значительные усилия, в сельском хозяйстве Забайкальского края наблюдается и негативный момент: в сравнении с предыдущим годом, площадь сельхозземель, к сожалению, уменьшилась почти на 3 тысячи гектар. Поголовье скота на конец декабря насчитывало 187 тысяч коров, 45 тысяч свиней, 373 тысячи овец и коз. Птицы - 370 тысяч. По свиньям, овцам и козам мы видим ощутимое уменьшение более чем на 10%», - заявил председатель комитета Госдумы, тут же обратившись к данным 1990 года:
«Численность крупного рогатого скота на территории составляла 801 тысячу голов. Коров 255 тысяч. Сократились посевные площади, соответственно, сократился и валовый сбор продукции растениеводства. Сократилось и сельское население, к сожалению, - обратился Николай Харитонов к присутствующим, сделав небольшую паузу, - за последние 10 лет почти на 90 тысяч».
Так происходит в большинстве регионов ДФО, однако, по словам Харитонова, в большом агропромышленном потенциале Забайкалья и всей территории округа сомневаться не приходится: есть огромный запас для развития, важно его грамотно использовать так, чтобы рост не растягивался во времени.
«Если говорить в целом, то, к стыду, надо сказать прямо – Дальний Восток сегодня пока сам себя не кормит. Проблемы состоят в низкой инвестиционной привлекательности отрасли, высокой энергоёмкости производства, в неразвитости кормовой базы, в рыночности транспортно-логистической инфраструктуры. Это всё должно учитываться в создании сильного агропромышленного комплекса».
Решать проблемы, убеждён депутат Госдумы, нужно через сохранение местного население и привлечение приезжих специалистов, а для этого «необходима добрая политическая воля в росте адекватной социально-экономической, финансово-кредитной политики государства и строгого контроля».
Речь идёт о продовольственной безопасности самого восточного региона страны, подчеркнул Харитонов и предложил присутствующим сосредоточиться на решении этого вопроса.
Треть населения Забайкалья – около 350 тыс. человек проживает в сельской местности. Для региона с таким распределением жителей особую значимость приобретает реализация госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», считает исполняющий обязанности председателя правительства Забайкальского края Андрей Кефер.
«Хотели попросить, чтобы в перспективе для таких территорий, как Забайкальский край, был реализован повышенный коэффициент при распределении ресурсов по одной простой причине: это практически единственная программа, которая позволяет нам наладить и социальную сферу, и провести ремонты, и так далее», - сказал Кефер.
В ответ на просьбу Забайкалью попеняли на низкие показатели вовлечения земель в сельхозоборот.
«Регион в этом не очень активно участвует. Думаю, что можно здесь добавить, - начал своё выступление замминистра сельского хозяйства России Максим Увайдов. – Мне кажется, полноценно уже в регионе должен быть заместитель губернатора по сельскому хозяйству. Мне кажется, регион этого уже достоин.
Без оформления земли, без полноценного пула земли никакой инвестор не придёт. Не надо фантазировать, не надо ожидать, что кто-то придёт, начнёт сам оформлять, ходить, собирать землю. Такие времена прошли. Уже сегодня мы должны все свои силы: и федеральные, и региональные, - приложить для того, чтобы дать инвестору оформленный пул земельных участков».
Отдельно Увайдов остановился на проблемах логистики, которые тоже должны стать стимулом к самообеспечению ДФО продуктами.
«Мы сейчас все видим, что происходит с перевозками, насколько сложно становится обеспечить необходимый объём перевозок с учётом субсидирования или без него. Поэтому мы все настроены, чтобы увеличивать уровень самообеспеченности регионов той продукцией, которая может выращиваться и производиться на территории регионов Дальневосточного федерального округа».
От перечисления фронта задач спикеры постепенно перешли к возможным путям их решения. Аудитор Счётной палаты РФ Наталья Трунова рассказала, что в 2022 году сельхозпроизводители на Дальнем Востоке могли получить помощь государства по трём программам. По госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозсырья и продовольствия дальневосточники получили помощь на 5,4 млрд рублей, 4,7 млрд из которых пришли из федерального бюджета.
Больше всего средств было перечислено на стимулирование приоритетных отраслей и малых хозяйств и на масличные культуры.
Перечисляя потраченные на разные программы деньги, Наталья Трунова подчеркнула, что, говоря о межбюджетных трансфертах, нельзя не остановится на проблемных моментах, в частности на предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
«У нас практически все субъекты, кроме Сахалина, являются дотационными. Самый высокодотационный - Камчатский край. Сейчас предоставление дотаций не позволяет ликвидировать разрыв между наиболее и наименее обеспеченными регионами. Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности от 10 наименее и 10 наиболее обеспеченных регионов после предоставление дотаций в 2021 году составило 2,7 раза. Увеличение уровня бюджетной обеспеченности влечёт уменьшение объёма финансовой помощи из федерального бюджета и, как мы всегда подчёркиваем, не стимулирует регионы на уход от дотационности», - отметила Наталья Трунова. Она подчеркнула, что как только регион начинает расти в доходах, у него увеличивается доля по софинансированию государственных программ, и нагрузка на его бюджет становится больше.
Зампредседателя правительства Забайкальского края, министр экономического развития Александр Бардалеев заострил внимание на проблемном для всех дальневосточных регионов вопросом: на софинансировании проектов в сельском хозяйстве. В Забайкальском крае из-за большого транспортного плеча и цен срок окупаемости сельхозпроектов часто превышает 15 лет, поэтому такие проекты мало интересны инвесторам. Чтобы изменить эту тенденцию, по мнению Александра Бардалеева, долю софинансирования в таких проектах нужно увеличить до 50%.
Кроме того он указал на сложные климатические условия Забайкалья – так на уборку урожая из-за климатических условий есть всего около месяца. Из-за сжатых сроков повышаются требования к технике, отказы могут стать фатальными.
«Период уборки урожая - 25 дней в Забайкальском крае, Алтайский край - 50, Ростовская область - 60-70 дней. При этом потребность в комбайнах, которые нам сейчас необходимы - 3 комбайна на 1 тысячу гектар. Потребность гораздо выше, чем в южных или центральных районах», - начал сравнивать Бардалеев дальневосточные регионы, Забайкалье с другими регионами страны.
«Важнейший элемент в развитии растениеводства - это закуп техники. Мы, с одной стороны, в течение трёх лет мы его увеличиваем, но нам этого недостаточно. Конечно, предложение обеспечить субсидирование приобретения техники в размере 30%, а также для дальнейшего освоения залежных земель необходимо вводить меры поддержки из федерального бюджета и обеспечить компенсацию на приобретение техники в размере 50%. Это очень важно», - обратился Бардалеев к представителями Минсельхоза России.
В ответ Минсельхоз поручил территориям ДФО активно использовать инструменты льготного лизинга и льготного кредитования для приобретения современных высокопроизводительных сельхозмашин и оборудования. А для повышения уровня самообеспеченности картофелем и овощами регионам рекомендовано активно использовать возможности нового Федерального проекта для поддержки соответствующих направлений растениеводства.
5 и 6 апреля в Якутии проходит Съезд сельскохозяйственных товаропроизводителей республики. Несмотря на трудности, отрасли в регионе уделяется особенное внимание. За последние 5 лет финансирование увеличилось с 10,5 до рекордных 14,2 млрд рублей.
Сейчас Якутия входит в топ-10 регионов по объемам государственной поддержки сельского хозяйства. Наряду с Татарстаном и Брянской областью республика выделяет на развитие отрасли более 10 млрд рублей.
Еще в 2018 году министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев отмечал, что на долю Якутии приходится более 15% всей продукции АПК Дальнего Востока. Это очень хороший показатель, учитывая географию и климатические особенности региона. При этом, преодолев вызовы пандемии 2020 года, которая парализовала работу ряда отраслей, и пройдя через сложнейший с точки зрения погодных условий 2021 год, принесший в регион засуху, аномальную жару и даже нашествие саранчи, республика сохранила достойные показатели. Согласно данным Росстата, в 2021 году в Якутии было произведено 11% продукции сельского хозяйства ДФО. Сейчас ситуация восстанавливается, валовый сбор овощей в прошлом году составил 29 тысяч тонн, что на 17% больше, чем в 2021 году. Например, план по сбору картофеля был перевыполнен на 99% (собрано более 69 тонн).
По оценкам экспертов, к 2025 году рост сельскохозяйственного производства в Якутии составит более 6%. Это приемлемый показатель, если существующие тенденции в развитии отрасли сохранятся. Потенциал для наращивания объемов производства есть. Для этого необходимо решить ряд базовых проблем отрасли. Среди основных я бы выделила износ материально-технической базы и отток из сельской местности трудовых ресурсов. На решение этих проблем и направляются выделяемые регионом средства.
Если обращаться к мировым тенденциям, то по прогнозам Комитета по проблемам сырьевых товаров, потребление сельскохозяйственной продукции в мире за десятилетие вырастет на 15 %. Существенных изменений структуры потребления в ближайшее время не ожидается. Развитие аграрного сектора – это вопрос обеспечения продовольственной безопасности. Поэтому держать руку на пульсе необходимо.
В Хабаровском каре работает около 300 производителей пищевой и перерабатывающей промышленности. Несмотря на сложности последнего года с закупкой сырья и логистикой, компании наращивают объёмы производства и выпускают на рынок новые виды продукции. По информации краевого минсельхоза, за 2022 местный ассортимент пополнили почти сотней новинок. Но есть и проблемы: среди них сложность с получением льготных кредитов, которые нужны для модернизации предприятий.
Компания «Лесные продукты» на дальневосточном рынке более 20 лет, в ассортименте – более 50 видов продукции: сиропы и десерты на основе натуральных ягод, солёный папоротник, мёд с добавками. В прошлом году компания разработала рецептуру и выпустила в продажу новые виды сиропов. Насыщенные витаминами концентраты шиповника, черной смородины и облепихи, по задумке технологов, должны помочь хабаровчанам быстрее справиться с осенне-зимними вирусными заболеваниями.
Производственная линия по выпуску сиропов «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
– ОРВИ не дремлет, и мы хотим помочь большим и маленьким жителям края, – говорит Элла Пекина, главный технолог компании «Лесные продукты». — Посоветовались с Роспотребнадзором, получили «добро». При составлении рецепта уточнили рекомендации ВОЗ, ведь переизбыток витаминов, может быть даже опаснее, чем их недостаток. Решили внести в состав не больше 30% от суточной нормы. Мы пока выпустили 2 вида сиропов: шиповник с облепихой и витаминами группы В и витамином С, и шиповник с черной смородиной и витамином С. Витамины водорастворимые, не накапливаются в организме. Премикс витаминов группы В, в который входят никотинамид (В3), пиридоксин (В6), тиамин (В1) и пантотеновая кислота (В5) мы получаем из Москвы, его производит компания «Бифилайф». Аскорбинку доставляют из Нижнего Новгорода. Процесс разработки и оформления новых сиропов занял полгода, недавно мы прошли сертификацию в Барнауле, сейчас имеем право сами декларировать свой товар. Он идет в магазины как обычная пищевая продукция.
Директор предприятия говорит, что при составлении рецептуры ориентировались на школьников и дошкольников. Чтобы продукция поступала в образовательные учреждения и детские сады, советовались с министерством образования края. Пока новинки отгружают небольшими партиями в торговые сети. Через месяц планируют витаминизировать и плодово-ягодные десерты.
– Хотелось бы охватить более широкий спектр социальных учреждений края, — говорит Евгений Хрустов. – Объединить бы усилия наших органов управления, наших социальных объектов, ну и нас собственно. С детскими садами мы работаем по прямым контрактам уже порядка 5 лет. Из наших сиропов там делают морсы для малышей. В прошлом году ситуация была тяжёлая – на закупку сахара брали займ 3 миллиона в Фонде развития промышленности на пополнение оборотных средств. Сахар тогда в марте подскочил до 85 рублей, с 53, как было зимой 2022 года. Это, конечно, был определённый шок, ведь мы в России сахар сами производим, и тут такие цены. Из-за импортозамещения пришлось кое-где скорректировать рецепты. Например, мы раньше при производстве десертов работали на каррагинане корейском, это желирующее вещество, выработано на основе морепродуктов. В связи с тем, что поставки из Кореи стали затруднены, мы перешли на российский желатин. Вкус продукта практически не изменился. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, сахар по 70 рублей оптом покупаем. Но обстановка на рынке остаётся напряжённой, потому что инфляция только сейчас, наверное, докатилась до нас. Кроме того, некоторые позиции привязаны у нас всё равно к курсу евро и доллару, например, упаковка часто измеряется в таких валютах. Поэтому цены приходятся повышать.
Евгений Хрустов, директор компании «Лесные продукты»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Кроме сиропов «Лесные продукты» выпускают натуральный мёд, в том числе с разными добавками. Сырьё закупают у пчеловодов, очищают и слегка нагревают. На фасовочной линии разливают мёд в упаковку. За смену здесь могут произвести больше 4 тысяч банок. Но предприятие работает всего лишь на 25% от полной производственной мощности. Директор говорит, что вместо 4-х бригад посменно трудится одна, которая переходит из цеха в цех. Если бы торговые сети больше уделяли внимание продукции местного производителя, можно было бы работать на склад и принять на работу ещё людей.
– Вот, например, наш папоротник солёный не хотят брать в некоторые торговые сети, — продолжает директор предприятия. — Говорят, что очень дорого, и требуют снизить цену, или в отказ. При этом торговую надбавку сбавлять не собираются. Но это натуральный продукт, и мы считаем, что в конечном итоге решать должен потребитель – нужен ему такой товар или нет – иметь право выбора и голосовать рублём.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
О сложностях, которые мешают развиваться, рассказывают и другие производители Хабаровска. Компания «Дальневосточная продукция» сегодня единственная на Дальнем Востоке производит макаронные изделия. Запустились в 2020 году, начинали с 4 тонн в месяц, сейчас выпускают порядка 120 тонн 12-ти наименований. Но это предельная мощность, говорит директор Татьяна Ивачева. Чтобы производить больше, нужно ставить ещё одну технологическую линию.
– У нас есть запрос на поставки в торговые сети региона, — говорит Татьяна Ивачева. — Мы уже сотрудничаем с ритейлерами «Спар», «Амбар». Планируем заходить в «Пятёрочку». Наши макароны по прямым договорам компании поставляют в школы и детские сады. В прошлом году мы отгрузили 500 килограммов в помощь мобилизованным в зону СВО. Хотели больше, но линия сломалась, весь декабрь практически простояли, и в январе еще неделю. Так что новое оборудование нужно и для того, чтобы подстраховаться, и объёмы, которые от нас хотят получать, закрыть. Но есть сложности с банками.
Фасовочный участок компании «Дальневосточная продукция»
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Предприятие «Дальневосточная продукция» имеет право получить льготный займ как сельхозтоваропроизводитель по линии минсельхоза. Но на деле банки не спешат выдавать 12 миллионов рублей под 4-5% годовых.
– Обращались и в банки, и в ФРП – получаем отказы, – продолжает Ивачева. — В прошлом году направляли запросы, и в этом продолжаем надеяться. Банки рассматривают отчетность прошлых периодов, когда мы начинали, объемы были не такие большие, как сейчас, а то, что у нас сейчас - не учитывают, нужно за несколько лет подать документы с высокими цифрами по продажам. Не доверяют, получается. Хотят в залог деньги, но мы ведь и не просили бы их, если бы они у нас были. Но работать продолжаем, сейчас опять подали заявку в «Россельхозбанк», предоставили документы. С фондом развития промышленности не получилось, потому что они дают от 20 миллионов рублей под 1%, допустим, в лизинг, а нам надо меньше, мы до таких сумм ещё не доросли. Да и документы у них проверяют по полгода. Но мы решаем вопрос. Мука сильно поднялась в цене – с 25 до 28 рублей за килограмм, закупаем оптом. Чтобы пополнить оборотные средства, закупить сырьё и упаковку мы в 2022 году обратились за финансовой помощью в фонд поддержки малого предпринимательства. И благодаря этому мы взяли ещё 2 транспортёра. Загрузочный - который будет у нас в упаковщик ссыпать, и второй - разгрузочный, для выгрузки уже готовых пакетов, на стол, чтобы упаковщик мог наклеивать этикетки.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Сейчас компания «Дальневосточная продукция» подала заявку в центр «Мой бизнес». Там обещали помочь с продвижением – оплатят рекламу на телевидении. В скором времени для предприятия изготовят видеоролик. Кроме того, Татьяна Ивачева обратилась в администрацию города, там в рамках конкурса можно субсидировать часть затрат на основные средства и на оплату электроэнергии.