Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Планы по расширению Восточного полигона нуждаются в уточнении

Планы по расширению Восточного полигона нуждаются в уточнении
Фото: EastRussia

Ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК И.Сечин направил в адрес президента В. Путина письмо с просьбой обеспечить исполнение решений правительственной комиссии от 2018 г. о расширении Восточного полигона, говорится в бюллетене EastRussia.

В 2018 г. на совещании в Кемерово президент поручил ответственным ведомствам обеспечить к 2025 г. возможность перевозки по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям 195 млн тонн угля на экспорт – из них не менее 100 млн тонн в направлении портов Приморского края и не менее 85 млн тонн в направлении Ванино-Совгаванского узла. Тем не менее, закрепленный на данный момент показатель составляет 180 млн тонн всех грузов на Восточном полигоне к 2024 г., хотя в начале марта президент поручил обеспечить вывоз дополнительных объемов угля из Кузбасса и Якутии. И.Сечин отмечает, что пока профильные ведомства и инфраструктурные компании не представили четкие планы развития Восточного полигона для выполнения решений по увеличению вывоза угля в восточном направлении. Также глава «Роснефти» сообщил о готовности угольных компаний заключать долгосрочные (на 3-5 лет) контракты на перевозку угля на восток в режиме «take-or-pay» (в практике «РЖД» в настоящее время существует только подписание долгосрочных контрактов на перевозку нефтяных грузов). Внедрение механизма подобных контрактов может быть начато на Кузбассе, учитывая, что к 2024 г. предполагается увеличить вывоз кузбасского угля на восток на 30%.

В 2020 г. российские угольщики обеспечили отгрузку 115 млн тонн угля (92% от запланированного объема перевозок). И.Сечин заявил, что намерение отправить уголь из Западной Сибири на экспорт через терминал порта Тамань (группа компаний ОТЭКО М.Литвака) является экономически нецелесообразным, поскольку ставки на перевалку данного терминала превышают тарифы в Ванино . При этом высказываются опасения, что перенаправление поставок приведет к утрате доли РФ на угольных рынках КНР. Напомним, что ранее премьер-министр М.Мишустин поручил правительству совместно с ОАО «РЖД» проработать план по увеличению пропускной способности Восточного полигона с указанием источников финансирования.

Следует отметить, что интересы в угольной отрасли имеет бывший глава «Роснефти» Э.Худайнатов. Ему принадлежит работающая в Хакасии компания «Коулстар», кроме того, ранее сообщалось о планах Э.Худайнатова реализовать проект по строительству терминала в Приморском крае (в бухте Безымянная), рассчитанного на перевалку 25 млн тонн угля и 10 млн тонн нефти. Его стоимость оценивалась в 57,8 млрд. рублей. В то же время в «Роснефти» могут негативно оценивать увеличение поставок угля в южном направлении в связи с тем, что он может конкурировать с нефтяными грузами (в цистернах). По итогам прошлого года поставки угля в южном направлении по железной дороге выросли на 12,3% относительно аналогичного периода 2019 г. (при этом поставки кузбасского угля увеличились на 26,5%).

Что касается дальнейшего перенаправления экспортных потоков, то летом минувшего года в целях диверсификации экспорта при высокой загрузке Восточного полигона Минэнерго предлагало субсидировать разницу в тарифе с Мурманском и Усть-Лугой, выделив на эти цели 10 млрд. рублей. Тем не менее, данная инициатива не получила дальнейшего развития.

При заключении долгосрочных договоров «take-or-pay» приоритет при вывозе в восточном направлении предполагается отдать коксующемуся углю из дальневосточных регионов – Бурятии, Якутии, Забайкальского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской АО. При этом наиболее крупные на Дальнем Востоке проекты по добыче коксующегося угля сосредоточены в Якутии и Приамурье. Тем не менее, данные намерения пока не получили подтверждения, учитывая, что представители отрасли оценивают их негативно, отмечая необходимость уточнения объема прописанных в договорах поставок, введения гарантии постоянства тарифов и учета интересов небольших и нерегулярных грузоотправителей.

Подробную аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia
12 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика