Состав подрядчиков по полимерным установкам сменился на Амурском ГХК. В частности, выбран новый EP-подрядчик по установке полиэтилена. Об этом сообщил генеральный директор Амурского ГХК Алексей Верещагин.
Сейчас по установке полиэтилена идет проектирование, поставка материалов и оборудования. Также выбран строительный подрядчик по суспензионному полиэтилену, подписано обновленное лицензионное соглашение по установке полипропилена, по данной установке идет работа по разработке основных технических решений.
На сегодня на возведении Амурского ГХК трудится свыше семи тысяч человек. Мощности комплекса составит 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тысяч тонн полипропилена. Это будет крупнейший в мире завод по производству базовых полимеров.
Заявление о необходимости создания в регионе станкостроительного завода озвучено в ходе Дней Хабаровского края, состоявшихся на прошлой неделе в Совете Федерации. По мысли инициаторов идеи, мощности предприятия будут востребованы вследствие серьезного износа основных фондов, который на сегодня по обрабатывающим производствам в ДФО составляет примерно 45%, в ряде субъектов – еще выше. East Russia выясняла, какие факторы могут как способствовать, так и осложнять развитие в крае станкостроения.
Экономика зовет к станку
По итогам 2022 года износ основных фондов в Хабаровском крае в разрезе обрабатывающих производств составил около 58%, тогда как среднем по РФ – 47,4%. Непосредственно по краевому машиностроительному комплексу эта доля приблизилась к 65% при среднероссийском показателе 56,3%.
Проблема с износом технологического оборудования становится вызовом для обеспечения дальнейшего роста промышленного производства в регионе, который в 2022 году составил 3,5%.
«Действующие предприятия фактически являются наследием советского периода, они обременены избыточными, неиспользуемыми мощностями и в значительной степени имеют устаревшую активную часть производственных фондов», – говорит председатель думы Хабаровского края Ирина Зикунова.
Конечно, положение отчасти спасают иностранные поставщики, но с 2022 года практически прекратился импорт оборудования западного производства. «Все лучшее в последние годы везли из Германии, Японии, а сейчас переключились на Китай и Турцию», – констатирует спикер парламента.
С учетом проблематики для создания станкоинструментального производства в Хабаровском крае, которое, как предполагается, будет закрывать потребности и других субъектов ДФО, создались достаточно хорошие предпосылки, считает Ирина Зикунова. Она напомнила, что некогда в Хабаровске существовал станкостроительный завод. Образованное в 1955 году предприятие, в частности, выпускало станки сверлильно-фрезерных, токарно-винторезных, токарно-револьверных моделей. Завод не смог выстоять в 1990-х и был признан банкротом.
Под прессом импорта
Постсоветский период оказался тяжелым для всей станкостроительной отрасли. В 1980 году в стране было произведено 161 тыс. металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования. Через 10 лет объем выпуска сократился до 100 тыс., и темпы падения ускорились. В 2022 году в РФ выпущено 17 тыс. станков.
В настоящее время типичные представители станкостроительной отрасли в России (производством станочного оборудования в стране занимаются 472 компании) –небольшие предприятия с выручкой до 50 млн руб. «Они располагаются в основном в центральных регионах России, и основными проблемами их работы можно считать низкую доступность оборотных средств, инвестиционных ресурсов, возможности проводить полноценные исследования для запуска новых видов продукции, слабое присутствие на рынке госзаказа, низкую капиталовооруженность и производительность труда», – рассказал замглавы Минпромторга РФ Михаил Иванов.
С одной стороны, в последние годы наметилось некоторое оживление отечественного станкостроения: увеличился выпуск металлорежущих станков, станков с ЧПУ, кузнечно-прессового оборудования, литейных машин. С другой, российский рынок станкоинструментальной продукции остается сильно зависим от импорта. За 8 месяцев 2023 года он достиг порядка 210 млрд руб., в том числе непосредственно по станкам – 142 млрд руб. При этом объем внутреннего производства составил только 55 млрд руб., в том числе по станкам – чуть более 30 млрд.
Без решения проблем, с которыми сталкиваются многие представители отрасли, не обойтись при реализации дальневосточного проекта. Один из наиболее серьезных аспектов связан с организацией производства ключевых комплектующих изделий, обращает внимание президент ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров. «К сожалению, много ведется разговоров на эту тему, но выработанного комплекса мер, который бы говорил о том, что этот вопрос будет решаться, на сегодня нет», – подчеркнул он.
Кадровый вопрос приобретает сегодня особую актуальность. «Цикл подготовки длительный. Если говорим об инженерах-технологах, они выйдут на предприятия через четыре года, а то и шесть, если предполагается магистратура. Поэтому здесь и сейчас получить решения по кадрам не получается», – пояснил ректор Московского государственного технологического университета «Станкин» Владимир Серебренный.
Еще одним препятствием к запуску новых производств в регионах представляется нехватка внутреннего рынка для окупаемости проекта, просчитать экономический эффект от которого в среднесрочной перспективе сложно, комментирует генеральный директор АО «ИПН “Станкостроение”» Вадим Сухарев. Возможное решение в этой связи – усиление госзаказа.
Рынок сбыта у отечественных производителей мал, потому что есть широкие возможности для сбыта импортных станков, подчеркивает руководитель ООО «СтанкоМашСтрой» Олег Кочетков. Переориентация на азиатских поставщиков произошла достаточно быстро. Согласно статистике, в 2021 году на КНР приходилось 21,6% поставок по номенклатуре металлообрабатывающего оборудования, то в 2022-м – 45,7%.
Между тем иностранные компании стали головной болью для российского станкостроения, и ограничительных мер для их допуска на рынок РФ нет, сетует Олег Кочетков. «У Китая, между прочим, 17-18-процентная [ввозная] пошлина», – уточнил менеджер. По его мнению, введение утилизационного сбора на иностранное оборудование, по аналогии с транспортом, позитивно бы повлияло на загрузку отечественных заводов.
Стоит сказать, инициаторы возрождения станкоинструментальной отрасли в Хабаровском крае рассчитывают на концентрацию предприятий машиностроительного комплекса, в первую очередь относящегося к ОПК. Например, благодаря гособоронзаказу Комсомольский-на-Амуре авиационный завод уже сейчас обеспечен полной загрузкой до 2028 года. Подобная картина ожидается по Амурскому судостроительному заводу за счет постройки корветов, малых ракетных кораблей.
Конкурент протянет руку
По станкостроительной промышленности Хабаровский край рассчитывает на предоставление федеральной поддержки, заявила Ирина Зикунова. С ноября 2022 года по поручению председателя правительства РФ идет разработка нового паспорта актуализированной госпрограммы «Развитие производства средств производства», где место отводится станкостроению.
Как сообщил Михаил Иванов, к настоящему времени сформирован пакет из 19 мер. Они касаются реконструкции действующих и строительства новых мощностей, НИОКР, стимулирования спроса, создания центров компетенций, стандартизации, кадровой политики и т.д.
Размер федеральной поддержки до 2030 года оценивается в 302,9 млрд руб. В том числе практически треть суммы предусмотрена на реконструкцию и создание новых производств.
Отдельно по линии ВЭБ.РФ для станкостроителей должна быть предусмотрена поддержка, предполагающая льготные гарантии. К настоящему времени в плане привлечения заемных ресурсов многие участники отрасли оказались в непростых условиях: с точки зрения банков 31% предприятий находятся в группе высокого кредитного риска, 17% – в группе повышенного.
Вместе с тем и сами регионы должны предпринимать усилия по развитию станкостроения, рассуждает замглавы Минпромторга. С целью мотивации инвесторов целесообразно тиражировать такие механизмы, как льготное предоставление земельных участков, инвестиционных налоговых вычетов, экспортного кэшбэка и т.п.
Сделать качественный скачок в развитии отечественного станкостроения поможет Азия, полагает Вадим Сухарев. «Чтобы нам быстро стартовать с точки [импортозамещения] комплектующих, по большому счету нужен акцент на трансфер технологий, – говорит гендиректор ИПН «Станкостроение». – У наших азиатских партнеров практически многие технологии уже разработаны, здесь видим возможности покупки готовых технологических решений, конструкторской документации, чтобы дальше реализовать на наших мощностях».
До конца этого года Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) намерен получить сертификат типа на легкий турбовинтовой самолет ЛМС-901 «Байкал». В серийное производство его обещают запустить в 2025-м, но в регионах воздушное судно ждут не ранее 2026-2027 годов. В отсутствие нового отечественного самолета малой авиации предлагается выжать оставшийся ресурс из старого доброго Ан-2.
Опыты с американским сердцем
Опытный образец «Байкала» впервые поднялся в небо в начале 2022 года, и к настоящему времени завершен первый этап предварительных испытаний, подтвердивший достижение основных летно-технических характеристик. «Так, мы подтвердили максимальную скорость – 300 км/ч, минимальную – в районе 70 км/ч, подтвердили высокие взлетно-посадочные характеристики, в том числе полеты с грунтов. По итогам первых испытаний выполнены доработки конструкции, позволяющие улучшить устойчивость и управляемость воздушного судна на малых скоростях, а также расширить возможности выполнения взлетов-посадок при боковом ветре», – сообщил начальник отдела продаж воздушных судов АО «УЗГА» Александр Иванов.
Предварительные испытания продлятся до середины III квартала 2023 года, затем разработчик самолета приступит к сертификационным. В 2024-м производитель лайнера намерен провести большой перечень работ по дополнительному комплектующему оборудованию. Самолет необходимо оснастить противообледенительной, парашютной спасательной системой, метеорологическим локатором, автопилотом, расширенным составом пилотажно-навигационного оборудования.
«По итогам этих работ воздушное судно будет допущено к полетам по приборам днем и ночью в сложных метеоусловиях, что значительно повысит безопасность коммерческих перевозок, особенно на территориях Дальнего Востока», – уточнил Александр Иванов.
Сертифицировать «Байкал» будут с иностранными комплектующими. На первом самолете (второй, как ожидается, будет готов в августе 2023 года) применен двигатель General Electric H80-100 и 4-лопастной воздушный винт Hartzell. В то же время продолжаются работы по созданию российской силовой установки ВК-800СМ, которая должна заменить американский аналог. К октябрю 2023 года, нужно подготовить три ее опытных образца, проинформировал Александр Иванов. Получить же дополнение в карту данных сертификата типа лайнера в части внесения в нее отечественного оборудования (двигатель ВК-800СМ и воздушный винт АВ-901) планируется до конца 2025 года.
Эксплуатанты встали в очередь
Одновременно ведется подготовка к серийному производству «Байкала», которое, помимо Екатеринбурга, может быть организовано в Комсомольске-на-Амуре. Напомним, первоначально вывести новый самолет в серию предполагалось в 2023-м (в частности, получить первые машины в этом году рассчитывала «Аврора»), теперь этот срок перенесен на 2025-й. Имеющееся оборудование позволит на начальном этапе выпускать до 15-18 самолетов ежегодно с дальнейшим увеличением производства до 25.
До 2031 года планируется построить 140 «Байкалов». На сегодняшний день подписаны контракты на поставку 62 единиц ЛМС-901. В числе будущих эксплуатантов – работающие в ДФО компании «Аэросервис» (договор на 7 воздушных судов), «Витязь-Аэро» (3), «Аврора» (10). Кстати, последняя, согласно презентации УЗГА, предполагает расширить парк «Байкалов» для регионов Дальнего Востока. Обсуждаются возможности поставок воздушного судна с авиакомпанией «СиЛА», выполняющей полеты в Иркутской области, Бурятии, Магаданской области и на Чукотке.
Насколько активно отреагирует рынок на появление нового самолета, будет зависеть, в том числе, от ценового предложения. Один «Байкал» в базовом исполнении в ценах 2020 года оценивался в 120 млн руб. Как указывали в Минпромторге, такая стоимость сегодня не отражает ситуацию с общим удорожанием работ и материалов и внесением в конструкцию судна дополнительных комплектующих. Недавно появилась информация о том, что цена самолета со всеми необходимыми опциями для «Авроры» превышает 280 млн руб.
«По стоимости все индивидуально, зависит от пула, который вы заказываете, в какой год [должна произойти поставка] и в какой комплектации», – пояснил начальник отдела продаж воздушных судов УЗГА. Если заказчик захочет самолет в несколько ином исполнении, в зависимости от количества систем, расширяющих возможности машины в части выполнения полетов, цена будет отличаться от предложения «Авроре».
Дорогая альтернатива
Как известно, «Байкал», который сможет брать на борт 9 пассажиров или до 2 т груза, должен заменить самый массовый в истории страны самолет малой авиации Ан-2. Несмотря на то, что УЗГА обещает организовать первые поставки воздушных судов заказчикам в конце 2025 года, в регионах считают, что реально они приступят к выполнению пассажирских рейсов не ранее 2026-2027 годов, говорит депутат Якутии Елена Голомарева.
На данный период времени нужно искать выход из ситуации, поскольку большинство авиатехники, осуществляющей местные перевозки, близко к списанию. В настоящее время в авиационных реестрах России находится около 800 единиц Ан-2, из которых эксплуатируется 360, сообщил исполнительный директор НП «Росавиацентр», председатель Ассоциации полярников Владимир Скоропупов. К примеру, в Якутии в 2000 году их было около 100, а на сегодня осталось примерно 15 бипланов данного типа.
Местные авиаперевозки в республике выполняются воздушными судами Pilatus PS-6, Ан-2/3, Л-410, Ми-8. При этом в 2022 году большая часть социально значимых маршрутов обслуживалась вертолетами, что затратно для бюджета. Стоимость полета Ми-8 составляет порядка 450 тыс. руб. в час.
«Такая ситуация обусловлена как ограниченным числом посадочных площадок для приема самолетов, так и структурой флота республиканских авиакомпаний. В составе флота авиакомпании «Полярные авиалинии» имеется 13 воздушных судов Ан-2/3, из которых исправно шесть, и 25 вертолетов Ми-8, из которых исправно 20. Поддержание летной годности воздушных судов Ан-2/3 затруднено техническим обслуживанием их двигателей, которые в настоящее время в России не выпускаются. Также для эксплуатации самолета Ан-2 необходим дорогостоящий авиабензин, логистика которого в условиях республики затруднена», – рассказала замминистра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольга Рафаилова.
Ситуация с авиапарком отражается на транспортной доступности отделенных районов. «Если раньше Ан-2 осуществлял регулярные рейсы 4 раза в неделю, то сегодня Ми-8 летает раз в 10 дней, и то при полной загрузке и хорошей погоде. Людям иногда приходится ждать рейса месяцами», – свидетельствует глава Среднеколымского района Якутии Иван Лаптев.
Старое доброе – теперь и новое
Сейчас заинтересованные участники отрасли ищут возможности продления ресурса биплану, разработанному в далеком 1946 году. Для восстановления этих судов имеются возможности на заводах ДОСААФ и частных предприятиях, говорит Владимир Скоропупов. К примеру, на базе авиаремонтных мощностей в Омске выполняется ремонт Ан-2 арктической модификации. Кроме того, продолжает председатель Ассоциации полярников, остается возможность сотрудничества с КНР, где для самолета этой серии (биплан выпускался не только в СССР, но и в Китае) изготавливаются комплектующие и неплохо отлажено моторное производство.
В свою очередь «Русавиапром» из Новосибирска продолжает работать над глубоко модернизированной версией Ан-2 – самолетом ТВС-2МС, проект которого свое время разработало ФГУП «Сибирский НИА им. С.А.Чаплыгина». Сначала, в течение примерно трех месяцев, биплану производится капитальный ремонт на одном из трех авиазаводов в стране. После этого силами «Русавиапрома» выполняется апгрейд судна: в машине устанавливают новые двигатели, обновляют салон и т.п. Эти работы занимают два месяца.
Базовая стоимость ТВС-2МС пассажировместимостью 12 человек (в грузовом варианте биплан может перевозить 1,5 т) составляет 145 млн руб., при этом судно можно взять в лизинг. Себестоимость летного часа, включающего отчисления на поддержание летной годности, лизинговый платеж, амортизационные расходы, зарплату экипажа, сегодня обходится порядка 50 тыс. руб., уточнил гендиректор ООО «Русавиапром» Алексей Крюков.
На текущий момент в коммерческой эксплуатации находятся 6 самолетов ТВС-2МС. Его эксплуатантами являются компании «Аэросервис», «СиЛА», «Авиация Колымы», еще несколько судов переданы в аренду, в том числе, для выполнения санзадания.
Потенциал продаж в настоящее время оценивается в 6 машин в год, хотя возможно производить до 12 единиц. Интерес к ТВС-2МС сейчас проявляют регионы, в частности, благодаря данному воздушному судну власти Томской области намерены восстановить сеть местных авиасообщений, сообщил Алексей Крюков.
Для расширения производства компания рассматривает вопрос создания дополнительных производственных площадок – одной в центральной части России, другой – на Дальнем Востоке. «Надеемся, пока коллеги строят новую технику, наша модификация старого доброго Ан-2 будет справляться с задачами. Пока она нужна и востребована», – говорит генеральный директор «Русавиапрома».
Поскольку в конструкции ТВС-2МС использован двигатель американской Honeywell, компания проработала вопрос с поставкой зарубежных комплектующих в рамках параллельного импорта. На самолет допущены два типа силовой установки, уточнил Алексей Крюков. Новые американцы производить для россиян не готовы, но есть в свободном доступе на рынке двигатели другой модификации. «На сегодняшний момент примерно 14 двигателей через три колена мы можем спокойно поставить в РФ», – рассказал менеджер.
По его словам, компания обращалась в правительство о необходимости реверсивного инжиниринга (процесс разработки конструкторской документации на основе исходных данных, полученных в виде готового образца изделия) силовой установки, но пока решения не принято.
Говоря же о перспективах ТВС-2МС после запуска в серийное производство ЛМС-901, Алексей Крюков отметил, что конкуренция – всегда хорошая история. «У коллег – новый самолет, понятные сроки развития. У нас самолет, серийно выпускавшийся, уже имеет определенный опыт эксплуатации, причем в суровых условиях. Пусть эксплуатант сам делает выбор, принимая во внимание как характеристики воздушного судна, так и экономические показатели», – отметил руководитель «Русавиапрома», добавив, что модернизированная версия Ан-2 может прослужить еще 20 лет.
Однако решение вопроса с флотом для малой авиации еще не снимает всех проблем. Одна из наиболее острых связана с состоянием инфраструктуры. Из-за отсутствия посадочных площадок, пригодных для приема самолетов семейства Ан-2, многие социальные рейсы приходится выполнять Ми-8. К тому же за последнее время изменилось законодательство: авиаплощадкам сегодня требуется, как минимум, аэронавигационный паспорт, отдельный вида допуска. «Кто будет заниматься этим вопросом? Нужно принятие комплексной программы по восстановлению авиационных площадок для обеспечения транспортной доступности», – подчеркивает заместитель гендиректора АО «Полярные авиалинии» по производству Дмитрий Николаев.
В первом квартале 2023 г. семь дальневосточных регионов и Иркутская область продемонстрировали рост производства в сельскохозяйственной отрасли (Таблица 1). Наибольший рост отмечался в Приморском крае (+17,1%), Чукотском АО (+11,8%) и Бурятии (+9,3%). Следует отметить, что в Приморье в текущем году также растет экспорт сельхозпродукции – к середине июня общая сумма экспортированной продукции агропромышленного комплекса из региона составила 696 млн долларов, увеличившись в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
Производство также заметно увеличилось в Амурской, Иркутской и Магаданской областях (рост на 5,7%, на 4,4% и на 3,1% соответственно). А вот в Сахалинской области и Камчатском крае рост был незначителен – только на 1% и 0,2% соответственно. Отрицательная динамика за отчетный период зафиксирована в Якутии, Забайкалье, Еврейской АО и Хабаровском крае. Особенно резкий спад отмечался в Хабаровском крае.
На федеральном уровне рассматривается введение дополнительных мер поддержки дальневосточных аграриев, направленных на поощрение увеличения инвестиций в отрасль и создание новых производств. В первую очередь это касается сферы овощеводства. Минвостокразвития полагает необходимым увеличение размера компенсаций затрат инвесторов при строительстве и модернизации тепличных комплексов для выращивания овощей на Дальнем Востоке на 20%. При этом такую меру предполагается вводить исключительно в Дальневосточном ФО из-за низкой самообеспеченности макрорегиона овощной продукцией и необходимости повышения интереса инвесторов к реализации тепличных проектов.
Министерство предлагает изменить нормативы, по которым рассчитывается размер компенсаций. В частности, в Бурятии максимальные затраты рассчитывающих на господдержку инвесторов должны составить 433 319 рублей на один гектар (в настоящее время они составляют 364 133 рублей), а в Магаданской области – 437 087 рублей (в настоящее время – 367 300 рублей). Минвостокразвития готово компенсировать 20% от суммы вложений, но инвестиции, превышающие эти показатели, учитываться при расчете субсидий не будут.
По данным Росстата, в целом в РФ в 2022 г. было собрано 1,58 млн тонн овощей закрытого грунта, тогда как на Дальнем Востоке – только 31 тыс. тонн от данного объема. В ассоциации «Теплицы России» оценили уровень самообеспеченности овощами закрытого грунта в ДФО (не в сезон) не более чем в 20%, при этом большинство овощной продукции завозится из КНР, и ее стоимость превышает среднюю по стране. Так, стоимость огурцов в ДФО в марте текущего года в оптовой торговле составляла почти 192 рубля за 1 кг (в среднем по России – 122,7 рубля), помидоры стоили почти 240 рублей за 1 кг (в среднем по стране – около 190 рублей).
Из действующих на Дальнем Востоке крупных тепличных хозяйств о росте производства в текущем году отчитался тепличный комплекс компании «Джей Джи Си Эвергрин» в Хабаровском крае (ТОР «Хабаровск», индустриальный парк «Авангард»). В настоящее время в рамках проекта введены в эксплуатацию две очереди теплиц общей площадью 5 га. Рост производства овощей и зелени в первом квартале текущего года составил 39% (по отношению к аналогичному периоду 2022 г.).
Тем временем на Сахалине резидент ТОР «Южная» – «Совхоз «Тепличный» (принадлежит сахалинскому Минимущества) в мае текущего года ввел в эксплуатацию тепличный комплекс площадью 3 га и мощностью производства до 10 тыс. тонн овощей в год. В проект было инвестировано 850 млн рублей.
Новые тепличные объекты должны появиться и в северных регионах. В июне правительство Чукотского АО и ООО «ТК «Чукотский»[1] заключили соглашение о сотрудничестве в целях реализации проекта строительства круглогодичного тепличного комплекса в регионе. Проект предполагается реализовать на территории промышленного парка «Анадырь». Ожидается, что в год тепличный комплекс сможет производить 140 тонн огурцов, 240 тонн томатов, 250 тонн салата и 50 тонн клубники. Плодовоовощную продукцию планируется поставлять в Анадырь, Угольные Копи, Беринговский и Эгвекинот. Выпуск первой продукции должен состояться в 2025 г. Объем инвестиций оценивается в 1,2 млрд рублей.
В рамках отдельных сельскохозяйственных проектов в ДФО предусмотрено создание жилой инфраструктуры для привлечения кадров. В Уссурийске резидент ТОР «Михайловский» компания «Скиф Плюс»[2] рассчитывает построить многофункциональный сельскохозяйственный и элеваторный комплекс. Проект также предусматривает возведение четырех малоэтажных домов для сотрудников предприятия (общее количество квартир – 110). Инвестиции в проект оцениваются в более чем 2 млрд рублей. Ожидается, что комплекс будет ежегодно выращивать 22 тыс. тонн сои и кукурузы. Также предполагается строительство линейного элеватора емкостью 105 тыс. тонн с комплексом хранения и переработки зерновых культур.
Строить жилье для аграриев также предполагается в Амурской области. В селе Ивановка (административный центр Ивановского района) планируется возвести микрорайон на 56 коттеджей. О намерении строить дома заявили работающие на территории сельскохозяйственные предприятия «Луч», «Анновское» и ООО «Имени Негруна». Жилой квартал будет строиться в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»[3]. Ожидается, что к концу декабря текущего года должны быть построены асфальтированная дорога, тротуары, проведено уличное освещение.
В частности, «Луч» к концу июля намерен ввести в Ивановском районе первую очередь молочной фермы, рассчитанную на 1 500 коров. Общая вместимость комплекса в перспективе должна составить 2 400 голов. Стоимость проекта оценивается в 3,8 млрд рублей (стоимость первой очереди – около 2 млрд рублей). Полностью завершить реализацию проекта планируется к концу года. Объем производства молока предприятием должен составить 25,5 тыс. тонн (в 2022 г. общий объем производства молока в Приамурье составил 147,1 тыс. тонн).
На Дальнем Востоке предполагается создание новых производств в сфере переработки зерна и зернобобовых культур. В Амурской области запланировано возведение производственно-логистического комплекса мощностью переработки 2 тыс. тонн соевых бобов в сутки. Инвестором выступит ООО «Дальневосточный агротерминал» (входит в калининградскую ГК «Содружество» А.Луценко). Проект должен быть реализован к 2026 г. Соевые бобы планируется закупать у приамурских производителей, а также у производителей Еврейской АО и Приморского края. Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 16 млрд рублей. В середине мая для реализации данного проекта было предпринято расширение приамурской ТОР.
Между тем в ТОР «Амурская» (площадка «Ровное», Благовещенский район) планируется строительство еще одного, менее масштабного, по сравнению с проектом «Содружества», завода по переработке сои. Его мощность должна составить около 85 тыс. тонн продукции в год. Реализовать проект намерена компания с китайским капиталом «Восход». Объем инвестиций должен составить 208 млн рублей. Завод предполагается разместить вблизи мостового перехода «Благовещенск – Хэйхэ», в целях обеспечения удобной экспортной логистики. Запуск завода намечен на 2026 г.
Тем временем в Иркутской области ООО «Рассвет» рассчитывает в текущем году построить в Тулуне маслозавод по переработке рапса мощностью 100 тыс. тонн в год. Тем не менее инвестор пока не сообщал о предполагаемом объеме инвестиций в строительство.
Что касается логистических проектов по обеспечению экспорта зерновой продукции, то компания «Забайкальский зерновой терминал» (ГК «Новый сухопутный зерновой коридор») в июне приступила к регулярным отгрузкам зерна в КНР через зерновой железнодорожный терминальный комплекс вблизи пограничного перехода «Забайкальск – Маньчжурия» в Забайкальском крае.
Первая партия соевых бобов была отправлена в рамках контракта между производственно-экспортной компанией «ЭПТ» и корпорацией China Chengtong. В рамках комплекса были сооружены 16 емкостей для хранения зерновых культур (объемом 5 тыс. тонн зерна каждый), сформирован парк локомотивов и спецтехники. Грузооборот составляет до 1,2 тыс. тонн в час, мощность предприятия рассчитана на перевалку до 8 млн тонн (134 тыс. вагонов) зерновых, зернобобовых и масличных культур в год и единовременное хранение до 80 тыс. тонн. В рамках проекта также были построены железнодорожные пути широкой и узкой колеи (1520 мм и 1435 мм) на подъездах к терминалу в целях обеспечения сквозного пропуска поездов.
Также продолжается строительство складских комплексов для хранения сельхозпродукции. Так, компания ООО «Монолит-Строй Амур» рассчитывает построить в рамках приамурской ТОР складские комплексы общей площадью порядка 50 тыс. кв. м для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции производителей из региона. Объем планируемых инвестиций составляет 1,2 млрд рублей. Запуск комплекса запланирован на 2025 г.
В Южно-Сахалинске агропарк строит московское ООО «Региональная строительная компания»[4] (РСК). Парк должен разместиться в северной части города на двух земельных участках площадью 13 га и 43 га. Стоимость первой очереди оценивается в почти 5,2 млрд рублей. Первая очередь проекта включает в себя строительство оптово-распределительного центра на 15 тыс. тонн продукции, производственно-складского корпуса на 5 тыс. тонн и овощехранилища на 1 тыс. тонн. Ввод ее в эксплуатацию намечен на конец текущего года. Вторая очередь агропарка предполагает создание торгово-выставочного комплекса с зоной торговли, фудкортом, площадкой для гастрономических фестивалей, выставок и ярмарок
На Чукотке возникла проблема с обеспеченностью продукцией птицеводства. В мае-июне жители города Билибино сообщили о проблемах с поставками куриных яиц, отмечая, что сложная ситуация складывается с февраля текущего года, а также о повышении их стоимости. Стоимость достигала 600 рублей за десять штук, поступали жалобы, что в некоторых торговых точках продажа осуществлялась только по паспорту. Кроме того, жители указывали на высокую стоимость другой сельхозпродукции – в частности, стоимость килограмма огурцов достигала 800 рублей.
Врио главы региона В.Кузнецов в ответ на жалобы поручил правительству округа решить проблему дефицита продуктов в городе. При этом в Билибино строится птицефабрика, но для ее скорейшего запуска требуется субсидировать закупку комбикорма. Еще в 2021 г. сообщалось, что СПК «Орбат» при участии администрации Билибинского района создаст в Билибино птицефабрику на 5 тыс. голов с годовым объемом производства до 1,7 млн яиц. Пока производство так и не было запущено.
В настоящее время в Чукотском АО производством пищевого яйца занимаются «Птицефабрика «Северная» в Анадыре и ее филиал в селе Лаврентия (Чукотский район), ИП Корепов в Певеке, КФХ Федорченко в Эгвекиноте и КФХ Ковригина в селе Марково (Анадырский район).
Тем временем модернизацию птицефабрики планируется завершить до конца июня в Чите (ООО «Читинская птицефабрика»[5]) – увеличить производственную мощность с 5 млн до 18 млн яиц в год. На предприятии будет содержаться 60 тыс. кур (прежде – 17 тыс.). До модернизации предприятие обеспечивало только небольшую часть (лишь 2%) от потребности региона.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первый квартал 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,9 |
Сибирский федеральный округ |
99,6 |
Иркутская область |
104,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,4 |
Приморский край |
117,1 |
Чукотский авт. округ |
111,8 |
Республика Бурятия |
109,3 |
Амурская область |
105,7 |
Магаданская область |
103,1 |
Сахалинская область |
101,0 |
Камчатский край |
100,2 |
Республика Саха (Якутия) |
96,2 |
Забайкальский край |
94,0 |
Еврейская авт. область |
90,8 |
Хабаровский край |
76,0 |
[1] Анадырь, учредитель – К.Росляков.
[2] Учредитель – А.Делех.
[3] Объем финансирования программы в 2020-25 гг. – 2,3 трлн рублей, в том числе за счет федеральных средств – 1 трлн рублей.
[4] Компания также ведет строительство взлетно-посадочной полосы и реконструкцию пассажирского перрона в аэропорту Южно-Сахалинска.
[5] Учредитель – В.Устинов.
На какие еще предприятия можно попасть в Хабаровском крае и легко ли это сделать? Корреспондент EastRussia вышел на маршрут из нескольких экскурсий на промышленные и не очень объекты региона.
– Когда откроется шлюз, встаньте в центр круга и дождитесь открытия второй двери, – при этих словах перед внутренним взором встают кадры сериала детства «Гостья из будущего» – футуристичные архитектурные формы, технологии будущего... но адресованы они нам – группе туристов, стоящих у входа в здание Центрального банка в Хабаровске.
Следом всплывают картинки из мультсериала «Утиные истории»: Скрудж МакДак прыгает в собственное деньгохранилище и купается в золотых монетах.
Увы и ах – после тщательного контроля на входе со сверкой паспортов нас ждет банальный ведомственный музей. Да, он хорош. Да, здесь есть макеты зданий, в которых в разные годы в Хабаровске размещался Госбанк и инсталляция «Рубль», сделанная из разрезанных ветхих банкнот, на создание которой ушло 500 млн рублей. Всё это есть, но восторженного «Ах!» от лицезрения штабелей из купюр и монет не прозвучало. В святая-святых путь заказан.
Вместо сокровищ монетных, туристов в изобилии осыпают сокровищами информационными. Экскурсовод показывает предмет охоты многих нумизматов – так называемые «пиколаевки»: деньги, выпущенные в Японии купцом по фамилии Симада, который торговал в Николаевске-на-Амуре. Японце не узрел разницы в заглавных буквах «П» и «Н» и свое отчество пропечатал как «Пиколаевич».
Вообще, денег в музее Центробанка много, в том числе, и многочисленные купюры, ходившие в обиходе на Дальнем Востоке во время революции и гражданской войны: это и «керенки», и «буферки», и те самые «пиколаевки» – эмиссия была огромной, также как и разнообразие.
Узнают туристы также, что до ХХ века банковские служащие должны были носить аккуратную бородку – мода была такая, а девушек, если и брали на работу, то только незамужних. Кстати, здесь же кабинет финансиста, за столом которого разрешается посидеть.
Через час экскурсия заканчивается, а посетили так и не поняли – особенно дети – разницы между Центробанком и другими банками, и не «поныряли», как дядюшка Скрудж. Хотя, понятное дело, «большие деньги любят тишину».
В стремлении показать себя во всей красе Хабаровский край делает ставку не только на очевидные природные красоты, но и на завораживающий мир машин и производства. Маршруты по предприятиям ещё в процессе отладки, а неделя промышленного туризма один из способов приковать внимание широкой публики к индустриальным богатствам региона. Кстати во время недели посетить несколько предприятий города дети могли абсолютно бесплатно. Правда, предлагаемый к посещению список не включал гигантов промышленности, а из производств в нём фигурируют разве что фабрика мороженного, цех по производству соков и макаронная фабрика.
В автоцентре «Тойота» можно было познакомиться с профессией автомеханика, на телекомпании «Губерния» посмотреть, как производят телепродукт, потрогать настоящего ведущего новостей и задать ему вопросы. На трикотажной фабрике – даешь интерактивность! – даже давали нанести через трафарет рисунок на футболку.
С 2022 года Хабаровский край позиционирует себя как «родина китов и самолетов». Хотя пока до китов, что обитают возле Шантарских островов, далековато, а до самолетов, что в Комсомольске-на-Амуре – сложновато: попасть на авиационное предприятие им. Ю.А. Гагарина, где собирают надежду российской авиационной отрасли «Сухой Суперджет», не так-то просто, для посещения доступен лишь экспоцентр предприятия – да, большой и хороший, но узнать, как собирают самолеты, посетители смогут лишь из демонстрационного фильма, но не вживую. На время СВО посторонним закрыт вход в цеха, но когда всё нормализуется увидеть рождение самолёта можно будет своими глазами – такая возможность раньше была.
Несколько проще с судостроительными заводами (их в Хабаровском крае два – в самом Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре), но опять же – в Комсомольске-на-Амуре доступен лишь музей предприятия, попасть в цеха можно на ХСЗ, но достаточно длительный период согласования – с заявкой, паспортными данными и выбором даты, то есть нельзя просто прийти и купить билет в кассе (подробнее об экскурсии на Хабаровский судостроительный – в материале EastRussia «Покажем, но секретов не выдадим»).
В свое время мне довелось побывать на этих предприятиях и увидеть рабочий процесс – вот уж действительно есть, на что посмотреть!
Хотя, не спорю, и на небольших предприятиях можно узнать много нового. К примеру, хотите посмотреть, как разводят рыб и затем выпускают в реки? Добро пожаловать на Анюйский рыборазводный завод!
В туристических компаниях подтверждают растущий интерес к промышленному туризму. Директор «Дальгео Турс» Татьяна Яковенко рассказывает, что гости, приезжающие в регион, активно интересуются, прежде всего, экскурсиями на авиазавод в Комсомольске-на-Амуре.
«Все хотят посмотреть, как строят самолеты. К тому же, комсомольский авиазавод у всех на слуху. Еще интересен судостроительный завод, но про него мало кто знает, надо рассказывать», – поделилась Татьяна Яковенко.
У взрослых большой популярностью пользуются экскурсии на завод «Балтика», где варят пиво и выпускают безалкогольные напитки: все покажут, расскажут и дегустацию проведут.
Активность на ниве промышленного туризма в Хабаровском крае выросла, но это только начало. В планах увеличить посещаемость промышленных предприятий региона почти в два раза – до 30 тыс. человек в 2025 году. В минувшем 2022-м общий турпоток в Хабаровском крае превысил 554 тыс. человек, количество посетителей промышленных предприятий края составило 16,2 тыс. человек.
Чтобы процесс пошел быстрее, ответственных за развитие данного направления на том или ином предприятии, подключили к федеральной программе обучения – так называемому, акселератору, в рамках которой обучат как работать с туристами, что предлагать и как продвигать.
«Сдвиг заметен, раньше работать с предприятиями было сложнее, не «достучаться». Конечно, и сейчас есть, куда расти, но уже ощутимо лучше», – рассказывает Татьяна Яковенко.
Обучение будет длиться до конца года, а в следующем сезоне должны появиться его «плоды». Согласно стратегии развития промышленного туризма в регионе запустят брендовый маршрут «Хабаровский край: следуй за китом». Тур в зависимости от сезона будет включать в себя знакомство с предприятиями Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, а также посещение знаковых туристических мест – горнолыжного курорта «Холдоми» зимой и национального парка Шантарские острова летом, где можно увидеть гренландских и других китов. Готовиться к приключениям можно уже сейчас!
Когда у туриста на Камчатке экскурсия выпадает на его день рождения, в подарочном пакете от одной из турфирм он обязательно получает пластиковый брелок в форме полуострова. Его сделали в «Плавильне». Может быть, сотрудники, может быть, детсадовцы или школьники, а может, эковолонтеры или такие же путешественники, как сам турист. Брелки – первая продукция мастерской по переработке пластика. Сейчас ассортимент расширяется, но сырье для изделий остаётся прежним – пластмассовые крышечки от бутылок из-под напитков и бытовой химии.
Идею «Плавильни» Рита Матвеева привезла из Питера. Переехав к мужу Камчатку, она не нашла в Петропавловске привычной для себя инфраструктуры по сортировке отходов. Но не стала рассуждать об отсталости отдаленной территории, требовать от мэрии навести порядок или устраивать забастовки, как Грета Тунберг. Просто придумала собственный экоориентированный бизнес.
Рита в Санкт-Петербурге часто ходила на тематические выставки-ярмарки, и на одной из них познакомилась с ребятами из петербуржской компании «99 Recycle», которые занимаются переработкой пластика и созданием для этого машин. Девушка была впечатлена – оказывается, из вторсырья можно действительно делать что-то красивое и полезное, и не где-то там, на заводах, в огромных масштабах, а самому.
– На заводах обычно, когда продукция из «вторички», то новые изделия не на 100 процентов сделаны из вторсырья, его чаще всего 20-30 процентов, а остальное – первичная фракция. А тут именно 100% переработка. Мне показалось это очень здорово, и утилитарно, и можно прямо здесь и сейчас брать и что-то новое создавать, – рассказывает Рита Матвеева.
Когда Рита озвучивала идею своему мужу, ей казалось, что это нереально осуществить, что все очень сложно. Но супруг проявил стратегическое мышление. Ребята сели, разложили все по полочкам, и Алексей сказал: «Вообще-то, Рит, все возможно. Давай подумаем вместе, какие шаги для этого нам нужно сделать». И все начало выстраиваться.
Сначала Матвеевы запустили проект по сбору средств на отечественной краудфандинговой платформе «Планета» – в коротком ролике Рита рассказывала, что ей недостаточно инфраструктуры для сортировки отходов и хотелось больше просвещения в этой области. Клип «завирусился» в социальных сетях Камчатки, и это помогло им заявить о своей идее. Запросили 600 тысяч рублей, собрали половину.
– Если ты первый раз подаешься на краудфандинг, то 600 тысяч - слишком объемная сумма, – объясняет Рита. – Но того, что мы собрали, хватило стартануть. А еще краудфандинг для нас был хорошей пиар-компанией и позволил прощупать свою целевую аудиторию, понять, что люди на нашу идею откликаются, хотят сдавать пластик, разделять мусор, но они просто не знают, как начать.
Потом Алексей и Рита с подачи камчатских друзей открыли для себя «Мой бизнес», национальный онлайн-портал для предпринимателей. В Петропавловске работает его региональный центр. Как молодые и начинающие они могли взять субсидию на сумму миллион рублей – на закупку оборудования. Когда получили деньги, закупили станки у «99 Recycle». | Камчатский региональный Центр «Мой бизнес» оказывает поддержку для достижения целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». |
– Пока оборудование шло из Питера, мы стали думать, где брать вторсырье. Начали копать в этом направлении и поняли, что необходимо создать какую-то систему говорит Рита Матвеева. - Мы заказали в Москве десять баков для сбора крышек, прозрачных коробок где-то метр высотой, емкостью 6,5 кг каждый. Почему в Москве? Потому что на Камчатке это все стоит очень дорого.
Восемь баков Леша и Рита установили в Петропавловске-Камчатском, один отвезли в Вилючинск, еще один недавно передали в Кроноцкий заповедник. За счет этих баков «Плавильня» получила постоянный приток сырья. Первые месяцы эти баки набирались очень-очень вяло. Первый полный вообще собрали только спустя месяца четыре после того, как его установили. Сейчас на это уходит месяц или два
– Раньше я ходила как сектантка, предлагала: «Мы молодой начинающий проект по переработке пластика «Плавильня», давайте мы установим у вас такой короб». И все говорили: «Ну, ребята, присылайте ваши предложения на почту, мы подумаем». Сейчас, спустя год, когда горожане постоянно сдают крышечки, многие предприниматели уже сами к нам приходят и просят: «Дайте нам бак, мы тоже хотим вместе с вами собирать», – улыбается Рита.
К проекту присоединились многие петропавловские школы и детские сады. Они сами устанавливают у себя емкости – обычные коробки – для сбора крышек и передают их в мастерскую на переработку. Поддержали «Плавильню» и различные городские магазины, где продается сувенирная продукция, такие, как «Хэлло, Камчатка», который, к слову, делает просветительские раскраски для детей на камчатскую тематику.
Собранные крышечки поступают на сортировку. На нее Матвеевы привлекают волонтеров. Сырье разделяется по цвету и по маркировке, по типу пластика: на крышки идет либо «2», либо «5» (в 1988 году Обществом Пластмассовой Промышленности была разработана система маркировки для всех видов пластика и идентификационные коды. Маркировка пластика состоит из трёх стрелок в форме треугольника, внутри которых находится число, обозначающая тип пластика – прим. ред). Плюс сырье проходит дополнительную обработку, где-то нужно убрать подложку, где-то удалить наклейку с QR-кодом. Потом крышки моют – просто в стиральной машинке. Банки от бытовой химии (их принимают у горожан в «Плавильне») – в посудомоечной.
– Здорово наблюдать, как и у людей начинают меняться привычки, - продолжает Рита Матвеева. – Каждый раз, как они нам приносят вторсырье, оно становится все более качественным. То есть если по первости нам несли вообще все подряд, сейчас люди, которые постоянно нам приносят банки, например, от бытовой химии, все наклеечки отдирают, моют, прямо образцово-показательное вторсырье.
В «Плавильне» начинали с сувенирной продукции – тот самый брелок в форме полуострова Камчатка, а сейчас активно разрабатывают графическое направление: планшеты для листов А4, блокноты, картхолдеры, кошельки, обложки для паспортов, различную плитку, настенные часы.
– Мы хотим показать на самом деле таким образом, что пластик сам по себе не так плох, вся проблема в том, как мы его используем, – обозначают свою позицию Матвеевы. – Пользуясь пластиковой бутылкой один раз, потом отправляем ее на свалку, и она будет там несколько сотен лет разлагаться. Или мы, например, перерабатываем ее и делаем какие-то новые вещи – тогда пластик уже становится очень даже полезным материалом.
Об этом Рита и Леша неутомимо рассказывают всем, кто хочет послушать. Помимо производства продукции они занимаемся также эколого-просветительской деятельностью в области раздельного сбора и переработки. К ним приходят как семьями, так и школьными группами, старшими группами детского сада, некоторые туркомпании даже организуют в «Плавильню» экскурсии для экотуристов.
– Мастер-классы по переработке пластика состоят из теории и практики. Каждый сам себе создает изделие и забирает его домой. То есть таким образом дети, приходя к нам, видят – вот я принес две пластиковых крышечки, которые мог бы выкинуть, а из них тут сделал довольно простым путем что-то полезное и ценное для себя. И мы надеемся, что, некоторым образом, это тоже формирует экологическую культуру, – рассказывает Рита.
Мастерская также принимала пластик у населения за деньги. Небольшие – 50 рублей за килограмм. Это тоже работает именно на детей. Взрослым это не суперинтересно – насобирал за несколько месяцев пакет пластика, получил за него 100 рублей – я на дорогу, возможно, больше потратил. А детей это очень здорово стимулирует. Ребенок видит, что то, что он принес, стоит денег, а значит, это действительно уже не мусор, а вторсырье.
Пока прием временно приостановлен, но будет возобновлен позже в формате ежемесячных акций. (За новостями можно следить в социальных сетях «Плавильни»). А пока ребята привлекли небольшой региональный грант и закупили на него еще 20 баков для сбора крышечек, чтобы установить их в различных школах. В «Плавильне» стараются поощрять горожан, которые сдают пластик. Кому-то заплатить, кому-то подарить что-то из новинок переработки. К тому же с некоторых пор мастерская вошла в региональную систему социальной лояльности «Камбалл» - начисляет баллы за волонтерство и посещение мастер-классов. Так этот кейс тоже работает. |
«Камбалл» В рамках камчатской программы социальных сервисов жители получает баллы за активность, а накопленные тратит на скидки и услуги от партнеров: проход на гору, скидку в спортивном магазине или на образовательных курсах и много другое. |
Дословно
Мастерская «Плавильня»
– Мы зашли в эту историю как социальные предприниматели. Стартовый капитал – миллион на станки – полтора года назад, тогда цены были ниже, сейчас примерно в полтора раза дороже. Есть идеи работать по схеме В2В (би ту би) с экоориентированными компаниями. Хотим расширять инфраструктуру, чтобы больше пластика было у нас. И больше возможности у людей его сдавать.
Мы открыты. Принимаем волонтеров – накормим, напоим, работой загрузим, здорово проведем время. И мы открыты для поиска сотрудников тоже. Тех, кому это интересно, кто тоже горит, хочет просвещать, например, говорить об этом или что-то делать руками. У нас много разных вакансий, начиная от мастера заканчивая дизайнером и педагогом. Приходите на мастер-классы. Пишите на сайт или в соцсетях.
Дарья Шпиленок, руководитель проекта «Школа защитников природы» ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» – Несколько лет назад Рита Матвеева переехала на Камчатку с идеей, а теперь любой желающий может прийти в «Плавильню» на мастер-класс и сделать себе сувенир из того, что могло бы оказаться на свалке. Здорово? Очень! «Плавильня» – это очень классный пример, который является для меня очень вдохновляющим, и я уверена, что для многих тоже. Может быть, когда-нибудь кого-то это вдохновит на создание своих проектов, похожих или других.
Цифровизацию процессов и развитие онлайн-площадок сотрудничества обсудили во Владивостоке в ходе круглого стола «Проект "Развитие": Кооперация малого и среднего бизнеса Приморья с крупными промышленными предприятиями края», организованного центром «Мой бизнес».
Проект «Развитие» позволяет предприятиям МСП воспользоваться производственными площадками и оборудованием крупных предприятий для организации или расширения собственного производства. Он пилотно запущен в Новосибирской области в феврале 2021 года. Изначально он предполагал загрузку предприятия оборонно-промышленного комплекса, сейчас идет масштабирование на другие отрасли. Подключились к проекту Приморский край и Челябинская область.
«Ошибочно думать, что невозможно наладить сотрудничество с крупными промышленными предприятиями, если у Вас небольшой бизнес. Проект помогает выстроить простые схемы взаимодействия, на взаимовыгодных и гибких условиях. Оборудование оборонно-промышленных предприятий сложное и дорогостоящее, оно позволяет создавать конкурентоспособную продукцию в условиях импортозамещения, и при профиците избыточных мощностей предлагать свои услуги малому и среднему бизнесу», – отмечает основатель и руководитель проекта «Развитие» Евгения Чавкина.
Высокотехнологичные производства Приморского края привлекательны для инвестирования. Такие предприятия региона, как машиностроительный завод «Аскольд», Судостроительный комплекс «Звезда», Находкинский судоремонтный завод, фабрика «Приморский кондитер», «Восточная верфь», «ДНС – Лес» известны не только за пределами Дальнего Востока и России.
Специалисты отмечают индустриальный характер региональной экономики. В Приморье развиты добыча и переработка полиметаллических и оловянных руд, угля, машиностроение и металлообработка, авиационная, радиоэлектронная, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, сельское хозяйство, вылов и переработка рыбы и морепродуктов.
Проект «Развитие» даст МСП возможность перейти на качественно иной уровень производства и позволит увеличить загрузку мощностей крупным предприятиям. Всё это благоприятно скажется на экономике региона в целом.
Сейчас в рамках проекта представители малого и среднего бизнеса посещают предприятия Приморья и знакомятся с их возможностями, договариваются о сотрудничестве. Выход в онлайн значительно упросит процесс кооперации. Онлайн-площадки ускоряют практически все процессы взаимодействия контрагентов, «стирая» географические расстояния.
Директор ООО «Интеллект-сервис» Виктор Пахмутов рассказал более подробно, как будет работать площадка для кооперации крупных производственников и небольших предприятий. Каждый может зарегистрироваться, создать личный кабинет и размещать там информацию компании и товарах. Информация модерируется, контроль осуществляет Минпромторг.
«Платформа информационная и коммуникационная. Главная страница похожа на каталог предприятий и их продукции. У нас представлены контактные данные предприятия, есть отдельный блок по товарам, прайс-листы. Можно отправить сообщения на платформу, есть связь между производителями и потребителями. Зарегистрированным пользователям внутри платформы доступны заказы и предложения. Крупные организации могут размещать заказы для мелких и соответственно мелкие организации – для больших. На заказ может ответить несколько подрядчиков, они будут видеть друг друга, а заказчик сможет работать с ними параллельно. Пока это демо-версия, остается отработать механизмы и придать смысл».
Платформа предусматривает работу по всей России, но у каждого региона будет своя страница. В пилотном регионе предприятиям оборонно-промышленного комплекса удалось повысить загрузку своих станков на 35% в 2021 году, а в 2022 году уже свыше 70%. Немаловажно, что онлайн-площадка проекта «Развитие» будет бесплатной.
Помочь внедрить новую площадку для взаимодействия бизнеса поможет и развивающаяся с 2021 года платформа «КиберЦифровоеАтелье» — виртуальная фабрика. Сейчас ее тестируют и параллельно готовят новую версию. Платформа объединяет мощности и компетенции владельцев швейных производств и дизайнеров одежды, а покупатели получают возможность заказывать одежду по собственным запросам из любой точки страны. Выигрывают все три стороны.
«Цифровые платформы, выводят на новый уровень взаимодействие между всеми участниками процесса. Цель платформы «КиберЦифровоеАтелье» – связать между собой потребителей модной одежды, дизайнеров и производителей. С помощью похожей механики можно связать и представителей МСП с крупными промышленными предприятиями», – отметил директор OOO «Виртуальнопромышленная корпорация» Олег Пономарев (его команда занимается созданием платформу «КиберЦифровоеАтелье»).
Олег Пономарев отмечает, что сервис позволяет максимально быстро и эффективно организовывать взаимодействие между всеми участниками производственных операций. Интернет-экономика, развитие технологии виртуальной и дополненной реальности выводит мировое производство на новый технологический уровень, что позволяет создать цифровую производственную платформу. Организационные моменты по взаимодействию у собственников бизнеса отнимают много времени сил, а система позволяет быстро оформить и разместить заказ, заключить договор.
«В рамках платформы у нас имеется собственный платежный слой, банковские лицензии, которые позволяют нам работать в этой среде. Система заключает контракт в течение двух минут вместо нескольких месяцев. Это позволяет привлекать совершенно новый класс потребителей со всего мира, которых невозможно встретить оффлайн. Это позволит масштабировать бизнес и привлекать клиентов и потребителей из разных стран», подчеркнул Олег Пономарёв.