«Полиметалл» разъяснил свою позицию относительно блокирующих санкций, которые были введены Государственным департаментом США: компанию включили в список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц. Таким образом, физическим и юридическим лицам из США запрещено заключать сделки с АО «Полиметалл» и другими юридическими лицами, в которых «Полиметалл» имеет прямое или косвенное участие в размере от 50%.
При этом санкциями не установлен запрет на совершение сделок лицами из США с Polymetal International plc, ее неподсанкционными дочерними компаниями или аффилированными лицами за пределами РФ. Подчеркивается, что Polymetal International plc не принадлежит на 50% или более, лицам, в отношении которых введены санкции. Это означает, что компания и ее операционная деятельность за пределами России не подпадают под блокирующие санкции.
В Polymetal International plc решили создать специальный комитет Совета директоров, который будет заниматься вопросами влияния внешних факторов.
В тоже время компания планирует провести редомициляцию в МФЦА и в дальнейшем изучить возможности по восстановлению акционерной стоимости, включая разделение по юрисдикциям активов Группы, как только это станет практически возможным после редомициляции.
«С началом специальной военной операции звучали прогнозы, что экономика остановится, все встанет – нет, ничего этого не произошло. Напротив, например, оборот крупных и средних организаций города вырос и составляет 533,3 млрд рублей, или 110% к аналогичному периоду прошлого года. Можно сказать, что экономика адаптируется к тем вызовам, которые обозначило нашей стране западное мировое сообщество. Я хочу заверить жителей города – у Хабаровска надежный финансовый, экономический фундамент», – отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук.
Увеличение оборота хабаровских предприятий, по мнению специалистов, стало первым проявлением «разворота на Восток» - переориентации российского бизнеса и промышленников на азиатские рынки и рост товарооборота с соседями из Юго-Восточной Азии. Локальные показатели выросли за счет оптовой и розничной торговли, отраслей транспортировки и хранения, доля которых в общем объеме оборота составляет более 60%. Высокий темп роста оборота показали и обрабатывающие производства – 125,5%, в сельском хозяйстве, в рыболовстве – 126,5%.
Позитивный промежуточный итог 2022 года показывает промышленное производство – плюс 15% к показателям года минувшего. Здесь основными драйверами стало водоснабжение и водоотведение, обработка и утилизация отходов и вторичного сырья – 143%; производство напитков – 130%; нефтепереработка – 123%; производство продовольственных товаров – 120%, а также производств медицинских препаратов – 104%.
Важный индикатор благополучия экономики - объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям также показал рост - на 6,2% по сравнению с 2021 годом и в абсолютном выражении составил 80,2 млрд рублей.
На потребительском рынке в обороте общественного питания есть тенденция к росту, он составил четыре млрд рублей; оборот розничной торговли снизился незначительно и составил 60 млрд рублей.
В общем положительном тренде и муниципальные производственные организации - с января по сентябрь общий объем производства товаров, работ и услуг МУПов составил 7,8 млрд рублей, что на 5,4% больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Во всех отраслях объемы производства работ отличились ростом. Всего получено почти 200 млн рублей чистой прибыли. Исключение составило МУП ГЭТ – тут зафиксировано снижение на 17,6%. С убытками пока также МУП «Южное» и МУП УО МКД, однако в прошлом году убыточными были пять муниципальных предприятий.
За девять месяцев объем платных услуг, оказанных населению, превысил 309 млн рублей – почти на 5% выше аналогичного прошлогоднего периода года.
Малый и средний бизнес
В Хабаровске ежемесячно увеличивается количество самозанятых: в предпринимательском секторе экономики трудятся 21,7 тыс. человек, выбравших эту форму ведения бизнеса– по сравнению с показателями начала года рост составил почти 70%. Подавляющее большинство самозанятых – это физические лица, 20% – индивидуальные предприниматели. Всего на 1 сентября в городе зарегистрировано 31 961 субъект предпринимательства, что на 2,7% ниже, чем в начале года.
В строительной отрасли отмечено увеличение показателей в производстве неметаллической минеральной продукции на 42%. Лидерами по росту объемов стали три организации: в 1,3 раза увеличила выпуск автоклавного газобетона компания «Газобетон ДВ», более чем на треть нарастила выпуск отделочных материалов компания «Террако-Восток», а также компания «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» на 45% увеличила выпуск базальтовой теплоизоляции.
Оборот строительных организаций снизился на 13%, однако к концу кода ситуация по оценке экспертов может выровняться - в настоящее время стабилизируется ситуация с ценами на строительные материалы, в связи с этим декабрю 2022-го прогнозируется рост по объему работ и обороту организаций в строительстве.
За девять месяцев текущего года в Хабаровске ввели в эксплуатацию 18 многоквартирных жилых домов и 327 индивидуальных общей площадью 145 тыс. кв. метров.
Уровень безработицы в Хабаровске снижается и практически вернулся к уровню допандемийного периода, когда уровень безработицы составлял 0,3%. Сейчас этот показатель - 0,33% экономически активного населения. Количество нетрудоустроенных граждан в городе – 1 105 человек. Это на 238 человека меньше, чем с января по сентябрь прошлого года. Причем количество вакансий превышает 12 тыс., из них 4,5 тыс. предусмотрены для иностранных работников. По состоянию на 1 октября на одного безработного приходится 11 вакансий. За месяц количество предлагаемых рабочих мест увеличилось на 469. Потребность в рабочих специальностях закрыта на 35%.
За первое полугодие в Хабаровск приехало 10 574 человека, что на 480 человек меньше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Из российских регионов прибыло 60% или 6 299 человек, остальные 40% обеспечила международная миграция (большинство приехавших – жители стран СНГ).
За полгода уехало из города 12 799 человек – на 19% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В июне зафиксирован резкий скачок миграционного оттока – из города в другие регионы России уехало 1 638 человек, что сопоставимо с июнем прошлого года и связано со студенческой миграцией. Ситуация выровняется после регистрации студентов, которая завершится 1 ноября.
За полгода в Хабаровске родилось 2 775 младенцев. Рождаемость снизилась на 10%. Снизилось и количество умерших за отчетный период – на 184 (4 093 человека).
На 1 октября Хабаровск участвует в реализации пяти национальных проектов – «БКД», «Жилье и городская среда», «Демография», «Образование» и «Культура». Кроме этого, город принимает участие в десяти региональных проектах – «Дорожная сеть», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Формирование комфортной городской среды», «Жилье», «Спорт – норма жизни», «Содействие занятости», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Культурная среда» и «Творческие люди». В настоящее время общий объем финансирования запланирован в размере 1 млрд 637 млн рублей - при этом федеральное софинансирование составляет 1,5 млрд рублей.
В целом промежуточные результаты социально-экономического развития Хабаровска показывают, что городские структуры однозначно выдержали проверку на прочность. Муниципальные и частные предприятия смогли при поддержке различных уровней власти выдержать целый ряд испытаний, ставших следствием геополитических процессов - начиная от повышения ключевой ставки до 20%, заканчивая «логистическим штормом», который обрушился на транспортную отрасль, вызвав задержки в доставке грузов и значительное удорожание многих операций. Потрясения не могли пройти совсем бесследно, но с учетом существующей динамики можно ожидать, что к концу года просевшие показатели выйдут из «красной зоны».
EastRussia рассказывает о том, какие сферы экономики находятся сегодня в центре внимания.
Золоторудная компания «Майское» ведет разработку на территории Чаунского района, где применяются открытый и подземный способы добычи руды с последующей переработкой на обогатительной фабрике: полученный концентрат в навигацию отправляется на Амурский ГМК для получения слитков доре методом автоклавного окисления и цианирования. В приоритетах компании – внедрение в производство «зеленых» технологий и снижение углеродного следа, а также производственная безопасность.
Золоторудная компания «Майское»
В феврале 2022 года начала работу цифровая система ежесменной оценки рисков (ЕОР) с использованием мобильных устройств. Также предприятие продолжает социальное сотрудничество с городским округом Певек. В рамках очередного соглашения о социально-экономическом партнерстве, подписанного с администрацией муниципального образования, в 2022 году на реализацию социальных проектов территории будет направлено 20 млн рублей. Помимо добычи руды на Чукотке активно реализуется проект по освоению месторождения меди «Песчанка», который предполагает комплексную разработку по освоению Баимской рудной зоны. Месторождение является одни из крупнейших в мире неосвоенных медных площадей с потенциалом создания крупномасштабного низкозатратного горно-обогатительного комплекса по производству меди на базе рудника открытого типа в Билибинском муниципальном районе. Общая мощность переработки руды – 70 млн тонн с получением 1,4 млн тонн концентратов металлов – медного, содержащего также золото и серебро, и молибденового. Инвестор – ООО «ГДК Баимская», получившее в апреле 2021 года статус резидента ТОР «Чукотка» (KAZ Minerals PLC, Казахстан), объем инвестиций – 620 млрд рублей.
Реализация новых проектов в сфере недропользования требует развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Так, в 2020 году была сдана в эксплуатацию первая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». А до конца 2031 года на мысе Наглейнын морского порта Певек появятся несколько плавучих атомных энергоблоков мощностью более 400 мВт. Основные цели данного проекта –это обеспечение растущих энергетических потребностей региона, снижение промышленного загрязнения региона и сохранение запасов углеводородного сырья. В результате объемы ежегодно используемого угля уменьшились на 70 тыс. тонн, что позволило снизить выбросы вредных веществ до 3 тыс. тонн в год.
Сегодня чукотские судостроители выходят на новый уровень производства: предприятие ООО «Алеут» (Анадырь) реализует уникальный проект по изготовлению маломерных судов. За четыре года специалисты компании сделали более 150 алюминиевых лодок для населения, морских охотников и рыбаков Крайнего Севера. Специалисты предприятия в текущем году построят и передадут в территориально-соседскую общину «Лорино» Чукотского муниципального района 7,5-метровую аппарельную лодку. Она сможет брать на борт до полутора тонн груза и ходить вдоль всего побережья района. На ней морские охотники планируют доставлять материал для нового завода по переработке морского зверя в селе Лорино, то есть забирать шкуры и жир морзверя из сел на побережье, чтобы использовать на производстве, а затем доставлять готовую продукцию.
Вместе с тем традиционные формы хозяйствования коренных народов Чукотки в регионе представлены тремя отраслями – оленеводством, морзверобойным промыслом и рыболовством, позволяющими коренному населению поддерживать традиционный образ жизни, а также быть включенными в современные экономические процессы. Так, в селе Амгуэма (Эгвекинот) было создано производство по глубокой переработке шкур и камусов домашнего северного оленя с применением исключительно отечественных технологий. На базе завода установлен модуль для создания пошивочной мастерской. Приобретено дополнительное оборудование по мездрению шкур и камуса, расходные материалы, необходимые для заготовки и глубокой переработки шкур.
Последние несколько лет Дальний Восток в приоритете развития в России. Здесь активно создаются ТОРы, работает режим Свободного порта Владивосток, растут промышленные и индустриальные парки. Но куда двигаться дальше и какие проблемы есть у регионов - обсудили сенаторы Совфеда на заседании по формированию инфраструктуры технологического развития ДФО.
Как отметил сенатор Константин Долгов, за последние восемь лет принято 62 федеральных закона, посвященных Дальнему Востоку и содействующих его экономическому развитию. Особенный фокус внимания нацелен сейчас на развитие промышленности и индустриальных парков, которые должны интегрировать бизнес, науку, технологии, наращивать интеллектуальный потенциал ДФО.
- Важно не просто создавать, а наполнять особые территории “живыми” резидентами, чтобы предприниматели пользовались всеми формами поддержки, - отметил Константин Долгов. - Конечно, перед нами стоит много и межотраслевых задач по взаимодействию. Но промпарки должны жить своей, насыщенной жизнью и создавать целые экосистемы.
Чтобы ускорить развитие экономики федерального округа в Совфеде предложили регионам и ведомствам высказаться о том, чего им не хватает и как они видят будущее развития промышленности у себя.
В Минпромторге для начала отметили, что для помощи инвесторам предлагается создать сводный план и перечень потребностей регионов. Чтобы они работали в первую очередь от спроса на какую-то продукцию. Помимо загруженности заказами для внутреннего рынка, это позволило бы диверсифицировать некоторые производства. Например, компании, работающие по гособоронзаказу, часто не могут самостоятельно перестроиться на работу с гражданской продукцией.
Поучаствовать в заседании не смогли представители всех регионов. Но в Хабаровском крае отметили интересную проблему - частный промышленный парк “Авангард” не может получить инфраструктурную поддержку, так как регион не входит в число территорий с низким социально-экономическим развитием. При этом льготами резидента ТОР он пользоваться может, сейчас его площади востребованы на 80%.
- В будущем планируем создать еще один технопарк на площадке Ракитного. Нам нужно наращивать число резидентов с инновационным производством, но не все они готовы размещаться в “чистом поле”, - отметил представитель правительства Хабаровского края. - Поэтому если частный инвестор построит здание, предоставит площади будущим компаниям, то нам это сможет помочь. Предварительно на новой площадке будем развивать креативные индустрии, дизайн, инжиниринг. Но удастся ли ему выйти на получение инфраструктурной поддержки?
Константин Долгов отметил, что этот вопрос необходимо проработать в рабочем порядке. Посмотреть с другими ведомствами, какие еще субсидии или другие меры помощи могут быть доступны создателям индустриальных парков.
На Камчатке также определили приоритеты стратегического развития. Ставку здесь делают на судостроение.
- Судостроение, можно сказать, вся отрасль, в 90-х годах просто разрушилась. Сейчас на наших верфях ремонтируется не более 10% всех судов региона, а большая часть уходит к соседям в АТР. Это при том, что Камчатская рыбная промышленность занимает ведущее место по Дальнему Востоку и в России, - отметила зампред правительства Камчатки Юлия Морозова. - Поэтому мы хотим сначала реализовать якорный проект группы компаний “Норебо”. Инвестор планирует строительство двух крупных доков на первом этапе. Так, надеемся, мы сможет переориентировать наших судовладельцев ремонтировать суда в регионе.
Однако у этого проекта есть проблема - кадры. Сейчас на Камчатке только один вуз сохранил подходящую программу подготовки специалистов. В связи с этим власти региона рассчитывают запросить поддержку в Минобразования, чтобы увеличить бюджетные места в учебных заведениях, открыть программы подготовки специалистов среднего звена и закупить современное оборудование для обучения. Как отметил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков, в этом направлении лучше работать в рамках целевого набора. Чтобы предприятия знали, что у них будут специалисты, а молодежь была уверена в том, что получит хорошую работу. А для дальневосточного судостроения в скором времени могут запустить пилотный проект - обнулить НДС для таких предприятий.
Развитие транспорта в ДФО - также болезненный вопрос. Сергей Дунаев, заместитель директора департамента развития инфраструктуры в Минтрансе России, поделился планами по развитию транспорта на Дальнем Востоке. Сейчас расширяются портовые мощности и пропускная способность Восточного полигона. И если после создания единой дальневосточной авиакомпании появились более 20 новых социально значимых маршрутов, то парка самолетов еще не хватает.
- Уже принято решение о сборке самолетов “Байкал” в Комсомольске-на-Амуре. Но вертолетного парка не хватает, - отметил Сергей Дунаев. - Поэтому будем прорабатывать вопрос по строительству вертолетов для нужд перевозчика. По предварительным договоренностям в план пополнения парка авиакомпании введут 21 вертолет до 2025 года.
В Приморском крае среди основных проблем оказалась как раз диверсификация производства у работающих по гособоронзаказу предприятий. Но в этом Совфед уже обещал помочь. Также здесь делают ставку на развитие Научно-технического центра на острове Русский, в будущем также хотят создать в регионе несколько промпарков и новых кластеров. Например, в Арсеньеве может появиться проект по сборке беспилотников, а в Лесозаводске - кластер по производству мебели. В планах также развитие Севморпути. Для этого в Приморье прорабатывают возможность по созданию железнодорожной ветки от Чугуевки до Дальнегорска.
Правда в Минпромторге отметили, что не все промпарки Дальнего Востока сейчас могут получить поддержку. Сначала необходимо, чтобы проекты и созданные площадки внесли в специальный реестр. Пока в нем только хабаровский промпарк “Авангард” и камчатский “Нагорный”.
Дальний Восток среди всех округов занимает последнее место по индустриальным паркам - на него приходится всего 3% индустриальных парков страны. То же самое и по промышленным технопаркам - их доля в общероссийской статистике 2%, - рассказали в Минпромторге. - При этом федеральные меры поддержки доступны дальневосточным резидентам на более простых условиях: меньше рабочих мест требуется создать, например. Поэтому до 31 декабря всем регионам необходимо подтвердить соответствие своих технопарков нормативам и внести в реестр. Также не все регионы создали свои территориальные фонды поддержки промышленности: из 11 субъектов такие структуры работают в семи.
По итогам 2021 года, отмечает Росстат, лишь некоторые регионы Дальнего Востока смогли нарастить промышленное производство выше среднероссийских показателей. Наибольших успехов добились Приморье, Якутия и Камчатский край: прирост к предыдущму году составил 21%, 16,1% и 10% соответственно. Лидирующими отраслями стали обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых. Хорошие результаты показали также Хабаровский край и Магаданская область. А вот подтянуть промышленные отрасли необходимо на Чукотке, Сахалине и в Еврейской автономной области. Вот кому точно понадобится поддержка со всех сторон.
Неделю назад EastRussia выпустило материал «6 вопросов о метаноле», который стал очень популярен среди читателей нашего портала. Как выяснилось, не на все вопросы удалось найти ответы. Чего больше в производстве метанола – «плюсов» или рисков, что даст высокотехнологичное производство Дальнему Востоку и Арктике – жителям и экономике? С учетом новых вопросов редакция снова обратилась к экспертам.
Производство метанола – химическая реакция, и как говорят специалисты, это так называемая «голубая химия», то есть наиболее безопасный вид химического производства. Предприятия по производству метанола относятся к 1 классу опасности по санитарной классификации, это означает, что к ним применимы самые строгие экологические нормы: широкая санитарная зона, постоянный контроль качества воздуха и почвы. В эту же классификацию попадает большое количество промышленных предприятий. От городских очистных сооружений до сельскохозяйственных производств.
Поэтому при строительстве завода по производству метанола «с нуля», когда в проекте используются наилучшие доступные технологии, такое производство будет не более опасно, чем обычные и привычные нам очистные сооружения.
Соответственно, размещать метанольное производство в городе можно, соблюдая при этом те требования, которые накладываются природоохранным законодательством (а оно у нас в стране одно из самых суровых в мире). Другое дело, что такие предприятия очень требовательны к логистике, соответственно, каждый раз для нового предприятия выбирается площадка, которая имеет удобную логистику (для отгрузки готовой продукции морем или железной дорогой); магистральное газоснабжение; социальную инфраструктуру для будущих работников. Как правило, такие площадки находятся в пригородах населенных пунктов.
Трагедия в Бейруте 4 августа 2020 года – это взрыв 2,7 тыс. тонн аммиачной селитры, которая складировалась в порту без обеспечения должных мер безопасности и сдетонировала после пожара на соседнем складе пиротехники. Сразу отвечаем на вопрос: с метанолом такого не может произойти.
Метанол — это спирт, а спирт, как знает любой школьник, горит. Это свойство используется в производстве «сухого горючего», а также когда метанол используется в качестве топлива. Будучи в жидком состоянии, взорваться метанол не может. Но взрывоопасной может быть смесь паров метанола с воздухом в определенных пропорциях в замкнутом помещении.
С учетом этого все технологическое оборудование (насосное, емкостное, трубопроводы), где находится метанол, в современном производстве располагают на открытой площадке то есть вне замкнутого пространства. Инженеры ещё на стадии проектирования минимизируют риски для возникновения опасных ситуаций. Эти меры позволяют свести к нулю вероятность взрыва при производстве.
«Если произойдет воспламенение метанола, то произойдет его возгорание, либо пожар или взрыв. Развитие ситуации после возгорания зависит от температуры окружающей среды, энергии источника воспламенения, состояния метанола, степени его взаимодействия с воздухом. Если температура окружающей среды выше температуры вспышки, и если большое количество парового пространства в контейнере, резервуаре, помещении, здании, или корпусе, то вероятность детонации высока. Если окружающая среда температура ниже точки воспламенения, если потенциальный источник воспламенения имеет низкий энергетический потенциал, и если пар может легко рассеиваться в атмосферу, тогда взрыв менее вероятен», – говорится в «Руководстве по безопасному обращению с метанолом».#1
Китай и производит. КНР - крупнейший производитель метанола в мире. В доле рынка это больше 50%. А вот газ для его производства Китай покупает в основном у России. И такая ситуация не может быть для России выгодной. Зачем отдавать добавленную стоимость соседям, если мы можем произвести ее самостоятельно?
Производить метанол в России выгодно в первую очередь для самой России. Главное преимущество том, что природный газ, из которого его получают, у нас один из самых дешёвых в мире. Аналитическое агентство Vygon Consulting просчитало стоимость сырья для производства одной тонны метанола и оказалось, что выгоды России очевидны (данные на 2019 г.). Даже тем странам-производителям, в которых метанол востребован, будет выгодно покупать его у России.
Стоимость сырья для производства одной тонны метанола:
США — 113 $
Иран — 97 $
Тринидад-и-Тобаго — 93 $
Россия — 65 $.
Согласно исследованию Research Dive[2], размер мирового рынка метанола в 2020 году составил 24 мрлд долларов США, и, по прогнозам, он будет расти со среднегодовым темпом роста 6,4%, а к 2028 году вплотную приблизится к 40 млрд долларов США.
С отсылкой к этому исследованию в агентстве Bloomberg считают, что причиной роста станет повышение спроса на автомобили на метанольных топливных элементах[3]. Потребителей по всему миру пересаживаются на авто, использующие экологичные двигатели с низким уровнем выбросов, и это глобальный тренд.
Есть еще одна важная особенность: благодаря производству метанола, снизится зависимость российской экономики от нефти. Для развития экономики страны – это важный шаг вперёд. Метанол — продукт переработки. Это уже не сырье, которое отправляем за границу, а стабильное производство, а значит налоги, рабочие места и уход от нефтяной зависимости. Курс на метанол позволит уже сегодня «смягчить удар» нефтяных кризисов для экономики и постепенно уйти от экспорта сырья.
Из метанола так же делают сырьё для деревообработки и производства мебели – карбамидоформальдегидный концентрат. Он необходим для производства Фанеры и ДСП.
Чтобы бетон и цемент зимой замерзали медленней, также нужен метанол, с его помощью производят специальную присадку – формиат натрия. Незамерзающие свойства используют также в противогололедных реагентах и в средствах против коррозии.
Уксусную кислоту также синтезируют из метанола. А с её помощью производят краски, клей и растворитель. Она также незаменима при производстве лекарств и в пищевой промышленности.
Без метанола не синтезировать протеин (белково-витаминный концентрат), и формалин, который используют как антисептик и как консервант.
Создатели дезодорантов, лаков для волос и другой косметики используют в производстве диметиловый эфир, а его не получить без метанола.
Производство уротропина так же основано на метаноле. Это знакомые всем таблетки для розжига - сухое горючее. Используется метанол и для производства минеральных удобрений. Так что сельское хозяйство тоже вряд ли сможет обойтись без него.
Так что «обойтись без метанола» – значит обойтись без производства всей этой продукции в нашей стране. Ответ на вопрос, согласитесь, скорее отрицательный.
Метанол имеет немного меньшую плотность энергии, чем бензин или дизельное топливо. Из-за этого он менее опасен, чем бензин. Для сравнения: в гонке Indianapolis 500 гоночные автомобили традиционно ездили на бензине, и при заправке нередко происходили взрывы. И они были довольно разрушительными. После того, как перешли на метанол, частота взрывов сократилась, и он уже не имели такой силы, как при использовании бензина.
Инженер Роланд Гумперт[4], автор разработки спорткара Nathaliе, который получает энергию за счёт метанольного топливного элемента, рассказывает: «В Америке подсчитали, что в то время как в 100 гоночных авариях с разорванным бензобаком погибнет 97 водителей, а в авариях с поврежденным метанольным баком погибнет три-четыре водителя. Таким образом, метанол значительно менее опасен, чем бензин».
Не менее важный фактор – экологическая безопасность. Метанол очень быстро разлагается, не нанося вреда почве. В атмосферу попадают только воздух и углекислый газ.
Одними из первых оценили превосходство метанола судовладельцы. Паром Stena Germanica, двигатель которого работает на метаноле, соединяет немецкий город Киль и шведский Гетеборг. У компании Waterfront Shipping Company Ltd, мирового лидера по использованию метанола в качестве морского топлива, ещё в 2016 появилось семь судов, работающих на нём. К 2023 году компания планирует 60 % флота заменить судами с двухтопливными двигателями.
Во время VI Восточного экономического форума прошедшего в 2021 году, Минвостокразвития России, ВТБ, корпорация ВЭБ.РФ и группа компаний ЕСН подписали Соглашение о намерениях по созданию судов, работающих на метаноле, на верфях России.
Президент программы «Арктический диалог» Московской школы управления «Сколково» Никита Доброславский[5] на форуме «Председательство России в Арктическом совете – экологическая повестка для России и мира», организованном ТАСС в Москве отметил, что не только перспективные требования, но и уже действующие регламенты по качеству топлива вынуждают судовладельцев к переходу на альтернативные виды топлива, среди которых одним из перспективных является метанол, который будет преобладать на рынке вместе с СПГ и водородом. Разные компании делают разнящиеся в деталях прогнозы (предполагаемая доля метанола на рынке колеблется от 6% до 20%), однако все они сходятся в преобладании альтернативных видов, которые вытеснят традиционные мазут и другие.
«Несмотря на то, что переход на новые виды топлива сопряжен с финансовыми затратами, судовладельцы вынуждены идти на это, иначе в 2030 году мы рискуем остаться без флота», - считает эксперт.
Мировые корпорации работают над созданием двигателей и генераторов, которые смогут работать на метаноле, ведь стоимость этого топлива конкурентоспособна, а производить его можно с минимальным воздействием на окружающую среду.
Метанол выигрывает у традиционного топлива сразу по нескольким направлениям:
– в выхлопе двигателя, работающего на метаноле нет серы и практически отсутствуют токсичные вещества;
– метанол сгорает, не оставляя в атмосфере вредных выхлопов;
– метанол быстро теряет токсичность и полностью смешивается с водой, рассеивается в воздухе и не оставляет опасных пленок;
– двигатель, работающий на метаноле, служит в несколько раз дольше того, что работает на обычном топливе, а мощность повышается на 20%
В сентябре 2020 года компания Element 1 Corp, ведущий разработчик технологии производства водорода, в сотрудничестве с Co-Win Hydrogen Power объявила о проведении дорожных испытаний первого в мире топливного элемента средней мощности. Запатентованный генератор водорода серии M на основе метанола компании e1 был встроен в грузовик средней грузоподъемности на топливных элементах, произведенный одной из крупнейших в мире компаний-производителей грузовиков.
«Внедряемая технология производства водорода уникальна и меняет правила игры для экологически чистого транспорта, – говорит Дэйв Эдлунд[6], – генеральный директор e1. Во всем мире выбросы твердых частиц от двигателей внутреннего сгорания, работающих на ископаемом топливе, ежегодно вызывают миллионы преждевременных смертей. Эти опасные выбросы не производятся транспортными средствами, работающими на топливных элементах, поскольку единственным выбросом является водяной пар. Серия M не производит твердых частиц при производстве водорода, а при использовании метанола, полученного из потоков отработанных газов, таких как свалочный газ или биогаз, решение e1 для производства водорода является углеродно-нейтральным».
https://www.methanol.org/wp-content/uploads/2020/03/Safe-Handling-Manual_5th-Edition_Final.pdf - «Руководство по безопасному обращению с метанолом, 5-е издание», издатель – «Институт метанола» (MI) – международная торговая ассоциация производителей метанола, представляющая ведущих мировых производителей метанола, дистрибьюторов и технологических компаний.
Research Dive — исследовательская и консальтингова фирма, базирующаяся в Пуне, Индия, предоставляющая аналитические услуги, которые основаны исключительно на ее эксклюзивной модели данных, выстроенной на методологии исследования которая гарантирует всесторонний и точный анализ.
https://www.bloomberg.com/press-releases/2021-10-14/global-methanol-market-anticipated-to-garner-a-revenue-of-39-283-4-million-at-a-cagr-of-6-4-during-the-forecast-period-2021
https://www.auto-motor-und-sport.de/tech-zukunft/alternative-antriebe/nathalie-erfinder-roland-gumpert-interview-2020/
https://www.youtube.com/watch?v=gXoFuF5l_aU
https://energyindustryreview.com/analysis/fighting-against-air-pollution-methanol-fuel-cells-to-provide-higher-efficiency/
В интервью EastRussia на полях Восточного экономического форума глава Республики Айсен Николаев рассказал о текущей ситуации в Республике и приоритетах деятельности.
- Айсен Сергеевич, какие уроки заставила сделать ситуация с лесными пожарами в Республике? Что необходимо предпринять в первую очередь?
Меры и решения должны быть комплексными. В первую очередь, требуется усиление противопожарной группировки в республике. Сейчас сил недостаточно. Для понимания - в Якутии 254 млн га лесов – это почти столько же, сколько во всей Канаде. Нам нужен свой лесопожарный центр и уже есть соответствующее поручение президента страны Владимира Путина и премьера Михаила Мишустина.
Для тушения в удаленных и труднодоступных местностях необходимо серьезное укрепление технической базы. Первые шаги уже сделаны. По поручению полпреда Юрия Петровича Трутнева выделено 149 млн. руб. для закупки тяжелой и водовозной техники. Прорабатывается вопрос приобретения установки «Циклон», вызывающей искусственные дожди для установки на воздушное судно. Такой модернизированный самолет Ан-26 хорошо зарекомендовал себя этим летом.
В-третьих, необходима постройка защитных сооружений вокруг населенных пунктов: минерализованных полос и рвов по новым нормативам. Правительство Якутии по моему поручению разрабатывает новую программу защиты от пожаров, которая начнет применяться со следующего года.
Это лето показало нам, что вместе мы можем выдержать любые испытания. Для борьбы с пожарами объединилась вся республика, на помощь якутянам прибыли специалисты со всей страны. Большой вклад в общую победу внес добровольческий штаб – представители крупного бизнеса, индивидуальные предприниматели, общественники, диаспоры, неравнодушные люди. Неоценим вклад органов местного самоуправления и жителей населенных пунктов – именно их силами проводились работы на земле, обустраивался быт для всех, кто работал на тушении. Знание местности, безоговорочная помощь техникой и продовольствием стали огромным подспорьем в условиях ЧС. В тушении и профилактике пожаров приняли участие более 1,2 тыс. добровольцев, порядка 200 организаций оказали содействие своими силами и средствами. Местные жители, добровольцы и профессиональные пожарные – настоящие герои. Люди в огне и дыму подвергали опасности свое здоровье и жизнь. В качестве примера могу привести Владимира Ядреева, который спас жизнь двух человек, захваченных огнем в конебазе. Пять долгих часов в огне и дыму, он искал и доставил обоих пострадавших в лагерь добровольцев.
- Пожары на какое-то время несколько отодвинули на второй план все другие проблемы, проекты и начинания. Однако жизнь продолжается, и какой вызов Вы считаете сейчас основным для Республики?
- Если говорить о проблемах, то одним из актуальных является вопрос с COVID-19. Однако Якутия одной из первых начала массовую вакцинацию. За прошедшее время мы убедились, что решение было верным: по этому показателю наш регион входит в десятку лидеров в стране.
Здоровье - это качество жизни. В ближайшие десять лет мы планируем качественно изменить здравоохранение в Якутии. Начинаем с развития инфраструктуры. В первую очередь, занимаемся первичным звеном, так как это, как правило, самые посещаемые и востребованные медицинские учреждения. В 2021 г. уже введено 6 объектов здравоохранения, по плану до конца года запустим еще три, это кардиоцентр, врачебная амбулатория в Кобяйском районе и ФАП в Намском районе.
- Одним из ключевых событий сентября стал Восточный экономический форум. Какие из сессий и встреч, проведенных на нынешнем форуме, Вы считаете ключевыми для Республики? Почему? У Вас была в том числе насыщенная международная повестка – насколько, по-Вашему, был полезен ВЭФ для иностранных участников?
В ВЭФ участвовали представители свыше 50 стран, все ведущие экономики Азии. Страны АТР остаются движущей силой глобальной экономики. Итогом 5 лет участия Якутии в ВЭФ стало подписание 121 соглашения общей суммой 643,26 миллиардов рублей инвестиций – эти соглашения прямо влияют на рост экономики в республике.
В рамках ВЭФ прошли встречи якутской делегации с представителями Японии, Индии, Южной Кореи и Китая. Японская компания «Мицуи энд Ко» будет помогать в создании ветроэнергетических установок (такая уже действует в Тикси), реализации проекта «Умный город» (японские технологии намерены использовать при установке модульных дата-центров и камер видеонаблюдения в проекте «Умный город» в Якутии) и поставке антикоррозионных приборов. Партнеры из Индии приняли предложения о сотрудничестве в ювелирно-гранильной и угольной отраслях, в лесопромышленном комплексе, в сфере ИТ, образования, медицины и туризма. Индия высоко ценит сотрудничество с Якутией, о чем отдельно сказал премьер-министр Нарендра Моди. А Южная Корея заинтересовалась исследованиями вопросов изменения климата, строительством ледоколов и производством сжиженного природного газа.
– Подписано соглашение с «Росатомом» о развитии безуглеродной генерации в Арктике. О чем идет речь?
Более 40 % территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Обеспечение жителей удаленных, труднодоступных населенных пунктов надежными и экологичными источниками энергии, которые позволят снизить зависимость от «северного завоза», одна из приоритетных задач. С «Росатомом» мы подписали соглашение о строительстве уникального объекта - атомной станции малой мощности на базе реакторной установки РИТМ-200Н, которая будет снабжать поселок Усть-Куйга и золотодобывающее предприятие, что даст импульс к развитию всего Усть-Янского района. Если проект окажется успешным, то он может быть распространен в другие регионы и станет одним из эталонов «новой энергетики» в Арктике.
Подход к развитию энергетики в республике носит комплексный характер: в зависимости от территории, мы используем разные источники. В то же время делаем ставку на переход к более экологичным видам энергии, соответствуя общемировым трендам.
Например, в Верхоянском районе в рамках ВЭФ мы с «Русгидро» торжественно запустили первую гибридную (дизель и солнце) электростанцию - АГЭК «Табалах». Японская компания «Мицуи», установившая в посёлке Тикси ветряную электростанцию, намерена строить аналогичные объекты на всей территории арктической зоны в Якутии.
До конца 2022 года будут построены и введены в эксплуатацию энергокомплексы в 5 населенных пунктах Якутии – селах Хонуу, Кулун-Елбют, Сасыр, Тебюлях Момского района и в городе Верхоянске. Оптимизация локальной энергетики продолжится в 2023-м, когда будут модернизированы объекты дизельной генерации в 41 населенном пункте, и в 2024 году, когда гибридными станут энергоисточники в 25 отдаленных селах.
Это станет крупнейшим проектом по развитию солнечной энергетики в изолированных районах России.
- И ещё один вопрос в тему Арктики. Вы недавно говорили о том, что в рамках реализации проекта "Чистая Арктика" за 5 лет предстоит вывезти около 100 тысяч тонн лома из арктических районов республики. Во сколько примерно обойдётся эта операция? Не будет ли лом «золотым»?
- Очистные работы начались в конце августа в заливе «Булункан» в Булунском районе республики. Все собранные отходы - а волонтеры, местные жители, сотрудники порта «Тикси» собрали за полтора месяца свыше 600 тонн металлолома, - отправлены на барже по реке Лена до станции Нижний Бестях, оттуда поездом на металлургический завод в Комсомольск-на-Амуре для переплавки. Эта экспедиция - начало масштабной очистки посёлка Тикси и других арктических районов Якутии, к 2024 году стоит задача завершить работы по очистке поселка Тикси.
Важно, что работы будут проведены за счет привлечения внебюджетных средств: средств фонда «Чистая Арктика» и коммерческих компаний, с которыми будут заключены специальные соглашения. Это пример социальной ответственности бизнеса.
В последнее время, в связи с председательством России в Арктическом совете, мы видим возрастающий интерес к Заполярью не только со стороны государства, но и от бизнеса, общественности и, конечно, научного сообщества. В следующем году в Якутии состоится первая Климатическая экспедиция Российского экологического общества. Я считаю, что проведение исследований в Якутии, самом большом арктическом регионе России, позволит ученым совершить прорыв в изучении глобальных изменений в арктическом регионе.
- Индекс промышленного производства в Якутии составил 112,2% в первом квартале 2021 года. Такой показатель достигнут, главным образом, благодаря добывающим отраслям. Наполнение бюджета Республики, экспорт – успешность всех эти сфер тоже напрямую связан с добычей ресурсов – драгоценных камней, углеродных ископаемых, а что делается для диверсификации – какие отрасли в перспективе могут сбалансировать ситуацию?
Безусловно, добывающий сектор еще долго будет основным для Якутии. Однако мы, конечно же, занимаемся и развитием других отраслей – и статистика подтверждает их рост.
Сейчас в креативных индустриях Якутии работает 42 тыс. чел (8,2 %), занятых в 6,5 тысяч организаций (11%) – это если считать по методике АСИ. В республике принята Концепция развития цифровой экономики, предусматривается рост числа занятых в креативных индустриях до 95 тыс. чел. Это такие отрасли, как IT, цифровой контент, игры, кино, фэшн- и ювелирный дизайн.
В Якутии уже достигнуты допандеймийные экономические показатели, вновь стало расти число представителей малого бизнеса. Оборот субъектов МСП оценочно составит 336 млрд рублей, что соответствует обороту 2020 года. Растет и число самозанятых - их уже свыше 11 тыс. чел. В республике работают ТОР «Якутия» и ТОР «Южная Якутия», которые предлагают предпринимателям одни из самых привлекательных налоговых режимов в стране. В ТОР запускаются самые разные производства (от украшений до переработки пластиковой тары).
В 2022 г. планируется запустить кластер «Квартал Труда» — креативный кластер общей площадью 13,3 тыс. кв. м, который объединит производителей цифрового контента - анимационных проектов, компьютерной графики, блогов, музыки и др.
- Якутия вместе с Нижегородской областью стали первыми регионами, которые получили одобрение Президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ на получение инфраструктурного кредита? Что это означает для Республики, будет ли это предметом зависти соседей по округу?
- Якутия применяет все доступные финансовые инструменты, чтобы ускорить строительство важных для якутян объектов. В последний год произошел прорыв — мы видим появление большого количества инструментов, так называемого «инфраструктурного меню». Это и кредиты, и облигации, дальневосточная концессия, механизмы государственно-частного партнерства. Якутия получила инфраструктурный кредит одной из первых в России; одной из первых смогла заключить соглашение на финансирование за счет инфраструктурных облигаций.
Инфраструктурный кредит в размере 4,16 млрд рублей позволит нам построить коммунальную инфраструктуру в 2 жилых кварталах в Якутске и Нерюнгри. Также на ВЭФ было подписано соглашение с АО «ДОМ.РФ» о финансировании строительства социальных объектов в этих районах за счет другого инструмента – инфраструктурных облигаций в размере 3 млрд руб. Благодаря такой поддержке, планируется снизить цены на жилье и построить районы нового уровня комфорта.
Так, при планировке территории «микрорайон Звездный» в Якутске применен принцип «двор без машин», парковки будут расположены за дворовой территорией. Инженерные коммуникации в новостройках будут проложены под землей, что для Якутска, крупнейшего города на вечной мерзлоте, уникально. Еще одно новшество – за счет геопластики вход будет обеспечен «с земли», хотя в Якутске дома и стоят на сваях.
В области ГЧП Якутия уже является одним из лидеров ДФО - что подтвердило Минэкономразвития России, опубликовав рейтинг по развитию ГЧП в регионах.
По схеме ГЧП строятся самые разные объекты – это и школы, и детские сады, и объекты ЖКХ, и электростанции. Уже введены в эксплуатацию 23 объекта в сфере образования и культуры, создано свыше 3 тысяч мест в детских садах и более 1,5 тысяч мест в школах.
До конца 2022 года мы построим еще 2 школы на 670 мест, 4 детских сада на 820 мест и детский центр отдыха и оздоровления «Полярная звезда», который обеспечит отдых свыше 5 тысяч детей в год. На его строительство впервые в России был привлечен федеральный капитальный грант через «Единую субсидию» Минвостокразвития России, что увеличивает привлекательность проекта для инвестора.
- Одной из тем на ВЭФ стала перспектива создания на Дальнем Востоке кинокластера. Феномен якутского кино уже не первый год заставляет специалистов ломать голову. Как по-Вашему, в чем секрет якутского кино и где должен быть локализован кинокластер?
В 2013 году на форуме в Сочи я рассказывал о феномене якутского кино – и зрители в зале удивлялись, даже смеялись. Теперь же Якутия является первым регионом России по объемам кинопроизводства, после Москвы и Санкт-Петербурга: выпущено уже около 100 полнометражных фильмов за 10 лет.
Самобытность и особый взгляд на мир покоряют российского зрителя. Показ якутского кино на «Кинотавре» стал хорошей традицией: в прошлом году был показан фильм «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова, в этом году будут показывать фильм «Нуучча» («Русский») режиссера Владимира Мункуева, который не так давно получил Гран-при кинофестиваля в городе Карловы Вары.
В Якутии снимут первый полностью углеродно-нейтральный фильм «Белый пароход» — дебют режиссера Инги Шепелевой. Проект получил высокую экспертную оценку Союза кинематографистов России, и решение о его поддержке было принято практически единогласно. Представленный сценарий затрагивает общечеловеческие проблемы, но уделяет особое внимание ментальности нашего народа. Хотелось, чтобы результат дебютанта смог соответствовать высоким ожиданиям экспертов. Создатели ленты снимут ее по международным стандартам и сделать картину полностью углеродно-нейтральной. И таким образом запустят процесс экологичного производства кино в России (будут посажены деревья для компенсации выбросов СО2, допущенных при производстве фильма).
Чтобы дальше развивать кино как коммерческую индустрию, мы создаем Фонд кино и анимации, который будет заниматься привлечением внебюджетных средств, что позволит увеличит вложения и поднять планку кинопроизводства. К примеру, фильм «Царь-птица», который в 2018 году стал победителем 40-го Московского международного кинофестиваля, стоил лишь 3 млн руб. Но чтобы побеждать на мировых кинофестивалях и выходить в мировой прокат, нужно усиливаться.
- Большое спасибо за интервью.
Улица Дальнего Востока делает невозможное возможным – она сокращает расстояния. Быстрым шагом весь ДФО можно пересечь за считанные минуты, но погружение в атмосферу каждого из дальневосточных регионов спешки не любит. Корреспондент EastRussia убедился в этом на собственном опыте.
Восторженные «Ух ты!» слышны уже на подходе к улице Дальнего Востока – каждый регион стремится поразить гостей и участников форума внешним видом своего павильона. Мини-филиал Амурской области транслирует всем приближающимся метафору нестандартного подхода к решению задач, свойственного региону.
Фото: Алексей Збарский, EastRussia
Дух Бурятии проникает в гостя улицы Дальнего Востока еще до попадания внутрь павильона республики – перед входом посетителя встречают молитвенные барабаны «хурдэ». Внутри цилиндров находится список с мантрами, и если трижды запустить вращение каждого из них послания мантр отправятся в невидимый человеку мир, а сам он увеличит свою мудрость. Насколько мощным может стать дух демонстрируют показательные выступления мастеров hэер шаалган – традиционной бурятской игры, внешняя цель которой – разломать на весу хребтовую кость животного.
Фото: Александра Смирнова, EastRussia
Вообще же hэер шаалган — это один из элементов воспитания характера будущих мужчин, умения концентрироваться, кроме того, по верованиям бурят, именно в хребтовой кости живет душа животного. Когда кость разломана - душа находит свое следующее перерождение, а тот, кто это сделал, считается совершившим благодеяние.
Фото: Николай Гернет фонд Росконгресс
Всего в двух шагах от «корней» Бурятии – ее устремленность в будущее - легкий вертолёт VRT500 с грузопассажирской кабиной на шесть мест. А сам павильон знакомит гостя с широчайшим туристическим потенциалом республики, инвестиционными проектами и предложениями.
Павильон Еврейской автономии встречает радугой – геральдическим символом, который изображен на флаге области и традиционными еврейскими мелодиями. Радуга означает стремление вверх, рост и развитие – в этом году ее своеобразной метафорой стал железнодорожный мост между Россией и Китаем Нижнеленинское — Тунцзян, на котором в середине августа завершена укладка рельсов. Здесь может появиться мощный транспортно-логистический и производственный комплекс.
Фото: Александра Смирнова, EastRussia
Кроме знакомства с инвестиционными проектами и действующими производствами, гости представительства ЕАО на улице Дальнего Востока могут отправиться в гастротур, в меню которого атентичные хумус, гефилте фиш и цимес. Подробный рецепт цимеса смотрите в нашем небольшом видеоотчете.
Контуры павильона Забайкалья отсылают к вершинам горного хребта Кодара, а его цветные грани символизируют богатства здешних недр. Одно прикосновение к сенсорной панели и посетитель экспозиции получает подробную информацию о месторождениях полезных ископаемых, работе местных ГОКов, а утолить не информационную, а вполне обычную жажду помогут целебные воды региона. Работы забайкальского скульптора Даши Намдакова гармонизируют общее впечатление от забайкальской экспозиции.
Фото: Александра Смирнова, EastRussia
Камчатку на Дальнем Востоке сначала слышно, и только потом уже видно – магический ритм бубнов перекрывают крики «чаек» - девушек, исполняющих традиционный танец. Сам павильон выполнен в виде стилизованного вулкана – как отражение мощи региона.
Фото: Сергей Отрошко, фонд Росконгресс
Он разыгрывает главный козырь полуострова – уникальность местной природы, которая как магнитом притягивает и любителей космических ландшафтов, и ценителей наблюдения за дикими животными и экстремалов – лыжников и сноубордистов. «Камчатка – это вулканы, это лосось, это медведи, это гейзеры. И уникальнось в том, что все собрано в одном месте, - рассказывает Александр Журавлев, директор АНО «Камчатский выставочно-туристический центр», - если вы поедете в Исландию – вы увидите только гейзеры и вулканы, если поедете на Аляску – увидите лосося и медведей, и только на Камчатке – вы, повторюсь, увидите сразу все!».
На павильон Магаданской области в солнечную погоду сложно смотреть невооруженным – без солнечных очков – глазом. Он выполнен в виде конструкции из золотых слитков и своим блеском завлекает всех, кто оказывается в зоне его притяжения.
Фото: Александра Смирнова, EastRussia
Основной символ – золотой треугольник, это не только намек на материальное богатство Колымы. Золотой треугольник символизирует единение тела, души и духа. Эту фигуру взяли за основу как национальный орнамент, который используется в вышивке эвенов, коряков, чукчей и других народов, проживающих на здешних землях. Помимо обогащения информационного и культурного в магаданском павильоне можно было узнать свой старательский фарт, приняв участие в мастер-классе по промывке золота.
Фото: Александра Смирнова, EastRussia
«Зеленый бизнес — зеленые острова!» - девиз сахалинского павильона. Выполненный в виде горнолыжного трамплина, он разделен на шесть тематических зон и рассказывает про социально-экономическое развитие региона и национальные проекты, про "Умный город" и цифровизацию, про инвестиционные возможности, про пилотный проект углеродной нейтральности и проекты альтернативной энергетики и водородный кластер. Пятая зона посвящена нефтегазовой отрасли. Шестая — развитию Курильских островов.
Фото: Сергей Отрошко, фонд Росконгресс
Облик павильона Приморского края – хлебосольных хозяев Восточного экономического форума – не претерпел внешних изменений и все так же отсылает к морской раковине, но внутреннее наполнение и концепция изменились. Главный акцент – на логистику. Экспозиция называется «Международный терминал», указывая на то, что Приморье является главным логистическим узлом Дальнего Востока и перспективным туристическим регионом. Весь павильон разбит на отдельные терминалы – в «Terminal Primorye» все о транспортных маршрутах региона, будущее аэропорта Владивостока, Транссиба, Северного морского пути, Восточного порта и других транспортно-логистических проектов.
Фото: Виктория Ламзина, фонд Росконгресс
Масштабные строительные проекты во Владивостоке представлены в «Development Terminal». В «Innovations Terminal» - высокотехнологичные производства на территории, в «Arseniev Terminal» создано интерактивное пространство удэгейской народности, тут же можно увидеть мультимедийную презентацию и фильмы о знаменитом путешественнике Владимире Арсеньеве к 150-летию со дня его рождения. В отдельном шоуруме «Made in Primorye» гостей ждут сувениры, мед, конфеты и дизайнерская одежда местных производителей под брендом «Сделано в Приморье».
павильон Хабаровского края
Фото: Виктор Березкин, фонд Росконгресс
Хабаровский край в своем павильоне визуализировал единство природы и передовых, наукоемких технологий. «Хабаровский край обладает очень богатым природным потенциалом, но в тоже время у нас реализуются серьезные промышленные производства как гражданские, так и военные, - рассказывает Илья Сычев, заместитель директора «Центра экспорта Хабаровского края», - кроме того Хабаровский край славится своими информационными и телекоммуникационными технологиями. И весь павильон символизирует такой компьютер, которые соединяет воедино природу и технологии».
Фото: Александра Смирнова EastRussia
Получив пищу для воображения и зарядку для ума, гость может сыграть в хоккей с мячом – но не с клюшкой и на льду, а на специальном стенде, вооружившись планшетом со специальной программой.
Сердцем павильона Республики Саха (Якутия) стал арт-объект в виде стилизованного Аал Луук Мас - «Великого гигантского дерева» — символа триединства мира.
Фото: Дмитрий Андреев, фонд Росконгресс
В семи стеклянных кубах размещены артефакты и бренды республики: золото, уголь, алмазы; изделия из бивня мамонта; хомус; национальная утварь; снеговые очки; якутский нож; национальное женское нагрудное украшение илин кэбиһэр.
Фото: Дмитрий Андреев, фонд Росконгресс
Чукотский павильон отсылает к арктической тематике. Сооружение из металла, стекла и дерева напоминает и ледокол, и айсберг. Но при этом разделен на две части: льды Арктики и зелёная флора Чукотки. Рядом с павильоном копия маяка на мысе Дежнева. По соседству на сцене выступают артисты ансамбля «Эргырон», здесь же расположена сувенирная зона, где посетители могут купить изделия Уэленской косторезной мастерской или работы провиденского костореза Александра Киласова, которые он продает сам. Также можно приобрести традиционные поделки чукотских мастериц из кожи и меха.
Фото: Дмитрий Андреев, фонд Росконгресс
Чукотский, Камчатский павильон и ряд других демонтировать после ВЭФ не будут. Их оставят работать после ВЭФ для «оживления» набережной ДВФУ. Они перейдут в управление Дирекции общественных пространств, чтобы задействовать для досуга и комфортного времяпровождения горожан. В павильонах расположатся кафе, прокаты, развлекательные зоны – сейчас рассматриваются возможные варианты для досуга, чтобы у гуляющих по набережной был выбор, как здесь отдохнуть.
Мало фотографий, хочется видео? Добро пожаловать на небольшую прогулку по улице Дальнего Востока!