В Магадане прошла дизайн-сессия регионального правительства и Сбера по применению технологий искусственного интеллекта. На мероприятии обсудили внедрение AI-сервисов в сферах здравоохранения, образования, транспорта, ЖКХ, культуры и спорта.
Вместе с руководителями и специалистами министерств региона работали управляющий Северо-Восточным отделением Сбербанка Андрей Полищук и председатель Дальневосточного банка ПАО Сбербанк Андрей Черкашин.
По словам Андрея Черкашина, искусственный интеллект способен обеспечить не только прирост экономики, но и ее качественное изменение.
«Прогнозирование потребностей жителей, персонализация сервиса – в решении этих задач уже сегодня помогут платформы, программы и сервисы на базе технологий, которые создает Сбер и компании-партнеры. Это станет важным шагом в дальнейшей AI-трансформации региона», – отметил он.
Андрей Полищук отмечает, что искусственный интеллект все активнее входит в повседневную жизнь людей.
«Сегодня нашей задачей было понять, как эти технологии могут помочь сделать жизнь в Магаданской области более комфортной. Следующий шаг – сделать так, чтобы разработанные сегодня проекты работали максимально эффективно на благо жителей», – уверен он.
Результатом совместной работы стали проекты цифровых сервисов, направленных на нужды жителей Магаданской области. Правительство региона определит наиболее важные из них, которые станут инструментом для достижения основных показателей региона.
«Искусственный интеллект – это наш резерв эффективности управления всеми процессами, особенно бюджетной сферы. Например, внедрение искусственного интеллекта в здравоохранении помогает ускорить процессы диагностирования, позволяет сократить дистанцию между врачом и пациентом. В строительстве – это проектирование и определение наиболее эффективных приемлемых материалов, составление смет. Фактически это облегчение или замена рутинного труда за счет цифровых технологий», – считает губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Доля транспортно-логистических услуг в структуре ВРП Дальнего Востока в настоящее время занимает более 10%, уступая позиции только добыче полезных ископаемых. При этом отрасль остается инвестиционно привлекательной. За последние годы в ДФО осуществлено около 200 проектов в сфере транспорта и логистики, часть из которых реализуется в рамках преференциальных режимов. В то же время резиденты указывают на возникающие избыточные требования со стороны госорганов и необходимость нормативного регулирования вопросов, тормозящих развитие.
На морские порты Дальнего Востока приходится 44% импорта в РФ и почти треть экспортных отправок, существенный объем трафика обеспечивают также сухопутные погранпереходы. По словам сенатора от Приморского края Александра Ролика, совершенствование системы пунктов пропуска – одно из приоритетных направлений развития транспортного комплекса. Так, в этом году начался капитальный ремонт ключевого участка автодороги, ведущей к пограничному переходу с КНР Полтавка – Дунин. «Это позволит существенно улучшить качество логистических маршрутов, увеличив пропускную способность дороги, которая играет важную роль в развитии международного грузооборота и приграничного пассажирского сообщения с Китаем», – говорит сенатор.
Свои мощности развивают стивидорные компании. При реализации всех заявленных инициатив прогнозируется рост грузооборота приморских портов к 2030 году до 316 млн т ежегодно, сообщил Александр Ролик.
Между тем на практике стивидорам не просто воспользоваться преференциальными мерами, отмечает председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов.
20 лет назад был учрежден закон об особых экономических зонах, спустя некоторое время нормативно закреплено понятие портовая ОЭЗ. «С тех пор это законодательство при развитии морских портов так и не заработало. Ни одной портовой особой экономической зоны создано не было», – констатировал эксперт.
В свою очередь в законе о Свободном порте Владивосток уже были заложены ограничения в правоприменительной практике, продолжает он. Положение о резиденте СПВ предполагает для компании новый вид деятельности, то есть для действующей портовой организации, решившей реализовать инвестпроект в данном статусе, соблюсти это условие затруднительно. «Никаких новых видов деятельности на территории портов быть не может. Все участники этого вида деятельности занимаются одним – это перевалка грузов», – обращает внимание Дмитрий Морозов.
Появление новых игроков в уже сформировавшихся портах, как правило, возможно способом деления существующих организаций, к примеру, за счет образования дочерних обществ. Конечно, благодаря преференциальным режимам появляются перегрузочные терминалы и на незастроенных территориях. Но, во-первых, низкая демография в регионе обостряет кадровую проблему, не способствуя появлению новых локаций, а во-вторых, государство, рассуждает Дмитрий Морозов, должно стимулировать действующие предприятия к модернизации, техническому перевооружению, повышению производительности труда, в том числе за счет внедрения прогрессивных технологий.
Поэтому главное предложение Ассоциации морских торговых портов для стимулирования инвестактивности – снять ограничение по новому виду деятельности, резюмирует представитель отраслевого сообщества.
Сейчас инструменты господдержки задействуются точечно и направлены на создание чего-то нового, обращает внимание директор департамента господдержки и технологического развития Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Сергей Литвяков.
«Если вы хотите проекты технологической модернизации в действующих портах, все равно это нужно будет упаковывать в форму чего-то нового. Только тогда у Минфина мы сможем, так сказать, пробить дополнительную льготу. Потому что сейчас каждый бюджетный и льготный рубль на счету», – комментирует чиновник.
Между тем действующие резиденты СПВ и ТОР говорят о недостаточности мер поддержки при реализации инвестпроектов в сфере транспорта и логистики.
Пока нет никаких преференций для участия в аукционах по продаже или взятия в аренду земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, приводит пример гендиректор ООО «Восточная стивидорная компания» Илья Долгий. «Если мы будем иметь такую возможность, то это позволит брать те участки земли, которые прилегают к основной территории и органично вписываются в наш проект», – подчеркнул он.
Земельный вопрос нередко связан с необходимостью пересмотров границ льготной зоны. Это актуально и для операторов сухих терминалов. Как рассказала представитель ГК «Евросиб» Елена Фролова, в целях увеличения перевозок через железнодорожный погранпереход Забайкальск – Маньчжурия компания запланировала создание транспортно-логистического центра. Согласно обязательствам с РЖД, инвестор должен модернизировать приемо-отправочный парк Мациевская, расположенный в 11 км от приграничной станции.
«Подали год назад заявку в КРДВ и пакет документов на расширение, и вот год у нас это ходит. Мы понимаем, есть претензии Минфина РФ, тем не менее успешно реализуются аналогичные проекты, которые относятся к территории опережающего развития как раз на станции Забайкальск. Учитывая обременение со стороны РЖД, крайне важно нам получить статус резидента ТОР», – отметила Елена Фролова.
Компания предлагает нормативно установить предельные сроки рассмотрения предложений об изменении границ ТОР, регламентировать критерии их расширения, в том числе по финансовых показателям, а также основания для отказа.
Достаточно много вопросов у инвесторов возникает относительно порядка технологического присоединения к инфраструктуре, в первую очередь, энергетиков. «Нужно приоритетное рассмотрение заявок на получение дополнительной мощности, не растягивать сроки рассмотрения технических условий. Сейчас это целый квест, который не просто проходить. И не все доходят до конца этого квеста», – сетует Илья Долгий.
Похожую мысль высказал директор направления по сопровождению бизнес-процессов объединенной компании «Wildberries и Russ» Александр Попков. Компания строит логистические центры в рамках ТОР в Чите, Благовещенск и Владивостоке. Причем в будущем они должны получить дальнейшее развитие.
«Сейчас на нашем складе в Коледино один из блоков полностью модернизирован. На нем доступна внутрискладская беспилотная перевозка и автосортеры нашей разработки. Аналогично планируется делать и на Дальнем Востоке. Вместе с тем понимаем, что есть большая сложность, которая мешает это реализовать, а именно наличие свободных мощностей. Например, для того чтобы модернизировать один из складов в Чите, нам нужно вдвое больше энергии, чем сейчас», – пояснил Александр Попков, предложив рассмотреть возможность увеличения предоставляемой мощности для ТОРов, определенных групп инвесторов в зависимости от размера вложений.
Вопросы адресуются и к РЖД. В конце 2022 года в Забайкальске введен в эксплуатацию специализированный терминал по экспорту сельскохозяйственных грузов в Китай, рассказала начальник департамента по взаимодействию с государственными органами ГК «Новый сухопутный зерновой коридор» Наталья Бондаренко (оператором комплекса выступает дочернее общество «Забайкальский зерновой терминал», являющееся резидентом ТОР «Забайкалье»). Общая мощность перевалки – 8 млн т ежегодно.
В КНР, говорит менеджер, имеется высокий спрос на российскую агропродукцию, но для наращивания экспорта существуют барьеры. Один из них – низкий приоритет очередности перевозок зерна в восточном направлении в условиях ограниченной пропускной способности железной дороги. Необходимо пересмотреть этот подход для резидентов преференциальных зон, отразив это в Правилах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
В качестве раскатки проектов важно предоставить возможность резидентам ТОР, которые вложили существенные инвестиции (например, от 5 млрд руб.) в развитие инфраструктуры под экспорт сельхозпродукции, нулевую вывозную таможенную пошлину. Это бы несколько удешевило логистику в условиях растущих тарифов на транспортировку РЖД. «Почему про пошлину предлагаем подумать, потому что получить скидку на перевозку по железной дороге достаточно сложно. РЖД тоже нужны инвестиции для системного расширения инфраструктуры. С точки зрения нулевой пошлины никакой упущенной выгоды [у государства] не возникает», – сказала Наталья Бондаренко.
На практике возникают разногласия между госструктурами и резидентами специальных зон, что угрожает потерей льгот для последних. Органы власти порой предъявляют к компаниям формальные требования, свидетельствует Алексей Аношкин, исполнительный директор ООО «Эко Шиппинг» (компания-резидент Арктической зоны РФ осуществляет перевозки по Севморпути, в том числе для реализации проекта Баимского ГОКа на Чукотке).
Так, один из пунктов Налогового кодекса запрещает участникам префрежима иметь обособленное подразделение в других частях России. Компания организовала небольшой офис по найму персонала за пределами льготной зоны, в итоге органы ФНС усомнились, что перевозчик ведет деятельность в Арктике, а это создает риск его исключения из реестра резидентов.
«У нас шиппинговая компания, персонал приходится набирать по всей России. Люди же будут работать в Арктике, а налоговая по формальным основаниям готова тебя исключить из [префрежима] Арктической зоны. Это неприятная ситуация и сильно демотивирует», – признался руководитель компании, добавив, что предприятию в сфере логистики сложно не иметь территориальных подразделений.
На сегодня не хватает ясности критериев нарушения, дифференциального подхода и, как следствие, гибкого реагирования на спорные случаи (при этом, соглашается Алексей Аношкин, справедливо, когда грубые нарушения, как нецелевое расходование средств, отказ или неисполнение инвестиционного плана, могут обернуться соответствующими последствиями). Целесообразно, предлагает он, создать механизм досудебной защиты резидента, например под эгидой КРДВ, учредить межведомственную комиссию, которая разрешала бы проблемные вопросы и давала методические разъяснения госструктурам.
В Минвостокразвития готовы рассмотреть такую идею. В общем-то Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и так является единым окном для резидента, отмечает Сергей Литвяков. Кроме того, площадкой для решения спорных вопросов относительно завышенных требований, избыточной отчетности и т.п. может служить полпредство в ДФО, уточнил он.
Министерство намерено предметно изучить замечания инвесторов, но опять же в отдельных случаях учитывая бюджетные реалии. «По расширению ТОР проблема, действительно, объективная. Изменение границ – это постановление правительства, оно согласовывается с ФОИВами, в том числе с Минфином, который смотрит под микроскопом и требует под каждое расширение конкретный инвестпроект, конкретные обязательства от инвестора, финансовую модель», – пояснил Сергей Литвяков.
В июле этого года планируется организовать выезд бизнес-миссии на Курилы. В ходе поездки будут представлены инвестиционные площадки на островах Итуруп и Кунашир. Наиболее привлекательными для инвестиций сахалинские власти видят три отрасли: туризм, аквакультура и IT-разработки, которые должны преобразить экономику Курил. С этой целью предполагается задействовать весь имеющейся арсенал преференций и мер административной поддержки. Но, как указывают отраслевые эксперты, одних льгот здесь будет недостаточно.
В настоящее время на Курильских островах реализуют свои инвестпроекты 44 компании, на сегодня вложившие порядка 16 млрд руб., сообщает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Здесь действуют два преференциальных режима. Первый – территория опережающего развития (ТОР «Курилы» охватывает южные острова Шикотан и Кунашир, а также северные Парамушир и Шумшу), второй – Курильские острова Российской Федерации (КОРФ), который распространяется на все 56 островов архипелага.
Оба режима предполагают льготы по налогам на прибыль и имущество, социальным взносам, право на упрощенное предоставление земли и т.п. Между тем у каждого есть свои особенности.
Например, КОРФ предусматривает налоговое послабление сразу на 20 лет вперед – надо лишь открыть юрлицо и вести деятельность на островах. Режим ТОР имеет меньший льготный период – 10 лет. При этом в первую половину срока полностью обнуляются ставки, во вторую применяются ставки пониженные.
По-прежнему резидентам обещают административную поддержку. «Например, КРДВ предоставляет на Курильских островах офисы для аренды и регистрации юридических лиц. Инвесторам возмещаются затраты на создание объектов инфраструктуры и строительство сетей. И на островах предусмотрен беспошлинный ввоз оборудования и строительных материалов», – рассказала на состоявшемся в Москве Дне курильского инвестора директор ООО «КРДВ Сахалин и Курилы» Мария Гришинкова.
По словам Марии Гришинковой, наиболее эффективной льготой, которую называют инвесторы, является применение пониженных тарифов страховых взносов на сотрудников: вместо стандартных 30% они уплачивают 7,6%. Особенно это актуально для представителей туриндустрии, поскольку туристический сервис требует привлечения большого количества работников, их обучения и т.п., объясняет она.
Туризм для островного региона – особенно перспективная отрасль. В 2024 году инвесторы вложили 1,6 млрд руб. в развитие туристических проектов и сферу гостеприимства в Сахалинской области. Объем инвестиций от предприятий гостиничного бизнеса и общественного питания увеличился на 40% по сравнению с прошлым годом, в то время как средний прирост частных вложений в других областях региональной экономики составил 9%.
В 2024 году Курилы посетили 56 тыс. туристов. Последние несколько лет прирост туристического потока составляет 8-9% ежегодно, сообщил зампред правительства Сахалинской области Антон Зайцев. К 2035 году число путешественников на острова может возрасти до 129,5 тыс., к 2040-му – до 177,7 тыс.
Приезжают на Курилы в немалой степени любители активного отдыха. «В числе предложений – треккинговые прогулки, восхождения. Здесь большое количество горячих источников, экотроп, природного разнообразия. Например, самое интересное на Кунашире – три действующих вулкана. Это завораживающие впечатления, и сегодня турист едет за этой аттракцией», – говорит Антон Зайцев.
За последние годы на Курилах реализовано более 10 проектов по строительству гостиничной инфраструктуры, глэмпингов. Но мест для проживания недостаточно, в частности, на Итурупе пока доступны небольшие гостевые дома и базовые средства размещения, не соответствующие растущему спросу, отмечают в сети отелей Green Flow.
Правительством Сахалинской области к настоящему времени сформировано семь инвестиционных предложений. В частности, на Кунашире предлагается построить гостинично-развлекательный комплекс с видом на море и скалу Чертов палец – визитную карточку острова, а вблизи аэропорта Менделеево – отель на территории, прилегающей к главной автомобильной магистрали, которая ведет к основным достопримечательностям.
«Инвестиции в турбизнес имеют хорошие профиты. Гостиничный комплекс на 120 номеров можно построить за 1,5-2 млрд руб. Даже при уровне загрузки в 50%, а сегодня он выше, и при средней цене [номера за сутки] в 12 тыс. руб. срок окупаемости – 10,5 лет, что неплохо», – проинформировал Антон Зайцев.
Между тем гостиницы и глэмпинги – не единственное, что необходимо для полноценного и насыщенного впечатлениями отдыха. Важно, к примеру, развивать морские сообщения между островами.
«Рост спроса на турпоездки на Курилы в этом году очевиден. В прошлые годы туристов привозили на доступные острова, где есть аэропорты и регулярная навигация судов. Сейчас ситуация кардинально меняется», – свидетельствуют в «Васта Экспедиции» (является членом Российского союза туриндустрии).
Компания видит значительный рост спроса к круизным путешествиям. Пока что круизы проходят на научно-исследовательских судах (их два), под растущие запросы нужен дополнительный флот.
«На некоторые острова попасть можно только на таких судах. Многие острова необитаемы, но природа настолько невероятная, что наши клиенты возвращаются на следующий год повторно, чтобы насладиться невероятными видами дикой природы Курил», – поделился мнением собеседник EastRussia.
Достаточно амбициозные планы сахалинские власти связывают с развитием марикультуры. Сегодня в области добывается 750 тыс. т водных биологических ресурсов. Конечно, основная доля морепродуктов приходится на рыбу, но ведется промысел и таких гидробионтов, как трепанг, гребешок, морской еж, продукция из которых востребована на рынках Китая, Южной Кореи, Японии.
«Спрос превышает предложение. При этом объемы квот, которые возможны под добычу гидробионтов, ограничен. Решением может стать воспроизводство, на которое ограничений нет», – резюмирует Антон Зайцев.
К концу 2024 года в Сахалинской области зарегистрировано 80 предприятий, занимающихся аквакультурой, правда, большое число занимается разведением тихоокеанских лососей. Сегодня во всем регионе под товарную аквакультуру предоставлено в пользование участков общей площадью около 17 тыс. га. В то же время только вокруг островов Итуруп, Кунашир, Шикотан есть возможности выращивания гидробионтов на площади до 50 тыс. га.
Среднегодовая экспортная выручка от этого бизнеса может доходить до $354 млн, подсчитали в администрации Сахалинской области.
Стоит сказать, на фоне увеличения выпуска молоди лососевых в области пастбищной марикультуры за четыре года выпуск молоди беспозвоночных снизился более чем вдвое, а выпуск макрофитов (водорослей) в 2024 году не осуществлялся.
Причиной снижения объемов в Росрыболовстве называли отсутствие в Сахалинской области условий производственных мощностей для выращивания посадочного материала для ежа, трепанга и других видов обитателей моря.
Тем не менее Курилы обеспечивают идеальную температуру и состав морской воды для выращивания ламинарии, гребешка, ежа и трепанга, подчеркивают в областном правительстве. К тому же процедура оформления участка под марикультуру максимально упрощена, заверяют там.
«Это делается просто. Можно заявиться через веб-ресурс Росрыболовства Аквавосток.РФ, самостоятельно сформировать водный участок. В течение месяца он может быть предоставлен. Через три года возможно получать товарную марикультуру», – резюмирует Антон Зайцев.
Наконец, еще один кит, на котором должна базироваться растущая экономика Курил – это IT-сфера. Хотя отрасль в целом по стране получает широкие меры господдержки, курильский префрежим наиболее выгоден, например в сравнении со Сколково, утверждают региональные власти.
Что касается технической стороны вопроса, то на островах созданы базовые условия. «На Сахалине есть свой центр обработки данных. Кунашир и Итуруп соединены оптоволоконными кабелями с максимальной мощностью 8 Тбит/сек. Этого достаточно практически для любого проекта, для разворачивания систем центров обработки данных непосредственно на Курильских островах», – убежден зампред областного правительства Вячеслав Аленьков.
По его словам, на Курилах среди прочего можно заниматься адаптацией IT-продуктов для азиатского рынка. Даже восьмичасовая разница между Сахалином и Москвой видится плюсом. «То есть на материке, как мы говорим, разработали какое-то программное обеспечение, легли спать, его протестировали в это время на Курильских островах. К утру Москвы можно получить какой-то результат, получается такой непрерывный цикл», – поясняет Вячеслав Аленьков.
Потенциал у этой идеи есть, но одних льгот будет мало, говорит генеральный директор «ВижнСервис» Вера Краевская (эксперт Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»). IТ-компаниям важно не только сэкономить, но и получить возможность работать: нанимать людей, взаимодействовать с заказчиками, быстро запускать необходимые процессы. Если все это будет, регион действительно может привлечь внимание разработчиков программных решений.
Идея создания отдельных IT-зон довольно популярна, констатирует Дмитрий Гачко, основатель корпорации ITG и технопарка «ИТ Парк Рус». «На первый взгляд может показаться, что достаточно просто посадить айтишников где угодно, и там сразу начнет происходить что-то интересное. Но на деле все не так просто. Для формирования успешного IT-комьюнити одних налоговых льгот недостаточно. В первую очередь нужны комфортные условия для жизни. Причем не только с точки зрения быта, но и с позиции социальной инфраструктуры: айтишники живут не в одиночестве, а со своими семьями, и для них необходимы школы, сады, медицина, досуг», – объясняет он.
Второй важный фактор – климат. Он должен быть максимально комфортным для круглогодичного проживания. Третий – наличие кадрового потенциала: поблизости должен быть сильный университет, который будет регулярно подпитывать сообщество новыми специалистами. Ну и ключевой момент – заказчики. «Желательно, чтобы рядом был хотя бы один крупный, а лучше – несколько. Именно они смогут стать первыми драйверами спроса, заказывать решения, создавать базу для роста, – рассказал EastRussia Дмитрий Гачко. – Мне кажется, что Курилы не в полной мере соответствует всем этим требованиям».
Если у IТ-кластера региона появится своя специализация, например, там будут разрабатываться решения для прибрежной зоны, решения в области экологии или логистики – это может стать его сильной стороной, полагает Вера Краевская: «На мой взгляд, главное не пойти путем копирования других IТ-парков, а найти свою нишу, которая будет выделять Курилы на фоне других зон развития IТ».
Сахалинские власти обещают учитывать сегодняшние тренды. Так, в плане кадрового потенциала строится кампус в Южно-Сахалинске, формируется система непрерывной подготовки, когда начиная со школьной скамьи идет обучение в области робототехники, технологий искусственного интеллекта и т.п.
«Сейчас до 50% выпускников-старшеклассников начинают выбирать поступление в Сахалинский государственный университет, а это потенциально как раз те ребята, которые смогут работать в IT-компаниях», – сказал Вячеслав Аленьков.
Эффективность высокотехнологичных производств, в том числе в свете распространения креативных отраслей, технологий больших данных и искусственного интеллекта, невозможна без наращивания научного и образовательного потенциала. Но кооперация между наукой и реальным сектором экономики на Дальнем Востоке развита пока слабо.
Впрочем, запрос на проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок растет, поскольку отечественной промышленности все больше приходится опираться на внутренние ресурсы.
Научно‑технологическое развитие Дальневосточного федерального округа сегодня находится на недостаточном уровне, обращает внимание член комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сахамин Афанасьев. По итогам 2023 года ни один из дальневосточных субъектов не вошел в число регионов-лидеров соответствующего национального рейтинга. Кроме того, в ДФО за последние 10 лет наблюдается сокращение сотрудников, занимающихся научными исследованиями. Если в 2015 году их насчитывалось 15,4 тыс. человек, то в 2023-м – 13,1 тыс.
Счетной палатой РФ, в том числе с точки зрения научного сопровождения, проводилась оценка реализуемых на Дальнем Востоке 32 федеральных госпрограмм, рассказала аудитор Наталья Трунова. Реализация 19 из них, в том числе «Развитие образования», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие энергетики», признана не в полной мере эффективной. Аудитор назвала и положительные примеры – по программам «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Научно-технологическое развитие РФ».
Кооперация науки и реального сектора экономики – задача нетривиальная. По словам Натальи Труновой, разработки научных организаций, университетов возможно применять в производствах, осуществляющих деятельность в режиме территорий опережающего развития, однако этой кооперации практически нет.
«Единичные случаи, например, в ТОР «Приморская» всем известная компания «Арника» – это биотехнологии. Наверное, такие крупицы по пальцам можно перечислить, массового характера это не носит. Это не значит, что нужно посыпать голову пеплом, сказать, что все не удалось. Этим процессом нужно заниматься», – настаивает аудитор Счетной палаты.
«К сожалению, ФОИВы нас, по сути, почти не видят. Хотя мы к ним приходим – берите наши разработки, мы готовы их внедрять и на их основе создавать самые современные средства, которые развивали бы экономику Дальнего Востока, экономику России», – сетует вице-президент Российской академии наук – председатель ДВО РАН Юрий Кульчин.
К примеру, специалисты разрабатывают уникальные сорбенты, в том числе для ликвидации розливов нефти. С просьбой тиражировать такие решения ученые обращались в Минпромторг, однако получили отзыв, что это не актуально, утверждает Юрий Кульчин. «Это было два года назад. Сейчас, когда у нас [экологическая] проблема на юге (в Черном море – прим. ред.), где можно было использовать эти сорбенты, их просто нет. Мы готовы закрыть эту проблему полностью», – заверил академик.
Бизнесу, делающему ставку на высокие технологии, не обойтись без научного сопровождения и опытных разработок. На государственном уровне для поддержки вузов принята программа «Приоритет-2030», в которой специально для Дальнего Востока выделен отдельный трек, отметил Сахамин Афанасьев. Университеты, получившие из бюджета дополнительную помощь, смогут не только выйти на новый образовательный уровень, но и стать заметными научно-технологическими центрами ДФО, считает сенатор.
В рамках этой программы уже формируются проекты с ключевыми индустриальными партнерами, рассказала заместитель проректора ДВФУ по научной работе Светлана Гончарова. В их числе – «Газпром» (объемов заказов на НИОКР в 2028-2030 годах оценивается в 500 млн руб.; темы научных работ затрагивают композиционные материалы, резинотехнические изделия, подводную робототехнику), «Газпромнефть» (450 млн руб.; арктические материалы и технологии), «Роснефть» (390 млн руб.; упрочнение льда, судостроение, катализаторы), «Ростех» (350 млн руб.; аддитивные технологии, спецпокрытия), «Сибур» (310 млн руб.; термопластические материалы, резинотехнические изделия), «Объединенная металлургическая компания» (270 млн руб.; коррозийностойкие биметаллы и трубы) и др.
«В части фокусировки научной политики мы до 2030 года определили три стратегических технологических проекта. А именно – научно-производственные технологии мирового океана, шельфа и Арктики; биоэкономика, здоровьесбережение; интеграционная платформа искусственного интеллекта. В рамках каждого проекта сформированы продуктовые консорциумы с участием академических и индустриальных партнеров из России и АТР», – уточнила Светлана Гончарова.
Флагманом наукоемких производств региона призван стать создаваемый на острове Русский одноименный инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ). Этот комплекс с особым преференциальным режимом объединит ученых, инженеров, предпринимателей для становления целого кластера, ориентированного на рынки АТР, заявил Сахамин Афанасьев.
Совокупная площадь ИНТЦ «Русский» превышает 113 тыс. кв. м. Более 70% помещений центра планируется отвести под инновационные производства компаний, которые будут арендовать площадки по льготной ставке.
В пилотном режиме центр планируется запустить осенью 2025 года. В настоящий момент, сообщила гендиректор Фонда развития ИНТЦ Елена Харисова, идет взаимодействие с его будущими резидентами, кто уже дал принципиальное согласие на участие в данном кластере, и теми, кто проявляет к этому интерес.
Среди главных направлений деятельности ИНТЦ «Русский» – освоение ресурсов мирового океана, развитие биофармацевтики, биотехнологий.
В общем-то это те направления, где дальневосточные ученые сохраняют сильные позиции. В частности, в области фармацевтики на основе активных соединений, встречающихся у водных биоресурсов, разработаны такие действенные препараты, как гистохром, коллагеназа и т.п.
«Гистохром делается из морского ежа. Если у человека обширный инфаркт миокарда, и в течение двух часов дать ему препарат, рубца на сердце не остается. Есть интересное направление, связанное с глазными препаратами на его основе», – говорит Юрий Кульчин.
Кроме того, проведены исследования, которые показали, что из актиний и морской губки можно получать новые типы антибиотиков.
Чтобы поставить дело на поток, необходима производственная база. «Нужно создание биотехнологического центра. Цена вопроса минимальна. Порядка 200 млн руб. надо вложить с тем, чтобы мы могли такие препараты делать, и нужна еще фармфабрика. Гидробионты – самое лучшее, что может быть в мире, потому что у нас уникальная вода, условия», – убежден академик.
Прорывных решений возможно достичь и по технике подводных исследований. Дальневосточники разработали более 20 типов подводных аппаратов, которые обладают искусственным интеллектом, проинформировал руководитель ДВО РАН. Если дальше развивать это направление, открывается мировой рынок, оцениваемый в $4 млрд ежегодно.
На Сахалине во главе угла ставят наукоемкие проекты, связанные с отраслями, которые традиционно играют ведущую роль в экономике регионе. Это, прежде всего, энергетика, говорит замминистра цифрового и технологического развития Сахалинской области Сергей Коцуконь. Здесь большие ожидания связаны с идеей водородного кластера.
Для получения водорода будет создана электролизная станция с системой подготовки деионизированной воды. В числе проектов, имеющих широкое практическое значение – энергообеспечение изолированных вышек сотовой связи, распределенная генерация энергии в труднодоступных поселениях, наземный транспорт и даже научно-исследовательское судно на базе водородных топливных элементов.
Кроме того, на Сахалине заработала авиакомпания «Аврора – беспилотные авиационные системы» (дочка «Авроры»). В конце марта впервые на Дальнем Востоке беспилотник совершил межрегиональный перелет. Он вылетел из аэропорта Оха, преодолел Татарский пролив и приземлился в Николаевске-на-Амуре. Полет прошел по расписанию в воздушном пространстве, используемом другими воздушными судами, с выполнением всех авиационных правил.
«Уже выполняем системно сценарий применения БПЛА в регионе. Это системная работа, которая у нас строится уже достаточно плотно», – сказал Сергей Коцуконь.
Как сообщили в авиакомпании «Аврора», на днях «Аврора – БАС» получила сертификат эксплуатанта. Это ведет к дальнейшим инновациям в части применения беспилотников в народном хозяйстве.
«Признание регулятором авиационной отрасли готовности «Авроры – БАС» для работы в воздушном пространстве, используемом и гражданскими воздушными судами, открывает для нас возможность коммерческого использования беспилотных воздушных судов и развития перспективных проектов в ДФО», – прокомментировал генеральный директор «Аврора – БАС» Дмитрий Третьяков.
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ включает в себя задачу увеличить к 2030 году среднедушевое потребление рыбной продукции до 28 кг ежегодно (сейчас – 23,4 кг). Без развитой системы рыбопереработки будет сложно достичь этой цели, утверждают эксперты, однако сейчас меры государственной поддержки распространяются больше на рыбодобывающий сектор и аквакультуру. Кроме того, важно в целом стимулировать инвестиционную активность отрасли, которая сегодня сталкивается с различного рода вызовами.
С одной стороны, рыбопереработка не осталась без внимания в ходе реализации I и II этапа программы инвестиционных квот. Так, на всех промысловых судах, заказываемыми рыбаками, предусмотрена установка рыбоперерабатывающего оборудования, например, филетировочного, рыбомучного, уточнил замруководителя Федерального агентства по рыболовству Дмитрий Суслов. Кроме того, в Дальневосточном и Северном бассейнах в рамках инвестквот введено 27 береговых заводов.
«Есть не совсем красивая тенденция по общему объему вылова (в 2024 году добыча водных биоресурсов российскими рыбаками составила около 4,9 млн тонн против 5,3 млн тонн в 2023-м – прим. ред.), но если говорим по поводу передела, переработки, то показатель подтверждает, что мы идем, наверное, правильным путем. Так, производство рыбного филе в сравнении с 2018 годом, как базовым, выросло с 150 тыс. до 230 тыс. тонн. Рост рыбного фарша – с 26 тыс. до 103 тыс. тонн», – сообщил замглавы Росрыболовства, признав вместе с тем, что за этот период почти не изменились объемы выпуска пресервов и консервов.
Между тем помощь рыбоперерабатывающей отрасли от государства не должна исчерпываться программой инвестквот, считают эксперты. В текущих непростых условиях рыбопереработка все еще не входит в круг приоритетных отраслей в части прямых мер финансовой поддержки, констатирует председатель Рыбного союза Александр Панин. С этим согласна представитель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгения Уваркина.
«Мы получили 40 судов и 27 береговых заводов. Но это все-таки не поддержка для рыбопереработчиков, – полагает она. – У нас так и нет льготного кредитования и компенсации CAPEX`ов, а есть только инвестквоты».
Возможно, следует включить рыбопереработку в перечень системообразующих отраслей экономики, не исключил сенатор, особенно если это касается прибрежных территорий.
О сложной ситуации в РПК свидетельствует Юлия Морозова, врио председателя правительства Камчатского края, где ежегодно выпускается более 1 млн тонн пищевой продукции из рыбы и других морепродуктов. Одним из главных вызовов, по ее словам, остаются санкции, в результате которых оказалась затруднена поставка как судового, так и перерабатывающего оборудования, выросли логистические затраты вследствие закрытия ряда старых и поиска новых рынков сбыта за границей.
«Единственным каналом экспорта стал Китай, который в этой ситуации, прямо скажем, оказался хозяином положения и начал диктовать низкие цены на продукцию дальневосточных рыбаков. Конечно, в этих условиях наши компании стали переориентироваться на внутренний рынок, но вместе с тем такой вот серьезный удар привел к резкому росту затрат рыбопромышленных предприятий, резкому сокращению выручки», – пояснила Юлия Морозова.
С февраля 2022 года число участников РПК Камчатки с отрицательной рентабельностью выросло вдвое – из 73 крупных и средних предприятий таких на данный момент 43. В настоящее время не приходится говорить об инвестиционной активности, это остается на втором плане, поскольку для бизнеса встает вопрос элементарного выживания, обеспокоена врио председателя краевого правительства.
Еще одним испытанием на прочность для всего рыбопромышленного комплекса может оказаться кампания по досрочному перезаключению действующих договоров на использование рыболовных участков. Как уже сообщало EastRussia, в течение 2025 года их пользователи должны уплатить взнос за заключение нового договора и взять на себя дополнительные обязательства по социально-экономическому развитию региона присутствия. В противном случае, если договор не будет переоформлен, он будет действовать до окончания своего срока, затем участок выставят на торги.
Только предприятиям Камчатки придется одномоментно заплатить 200 млрд рублей. В условиях роста издержек, высокой ключевой ставки значительная часть компаний будет вынуждена отказаться от перезаключения договоров, утверждают региональные власти. Естественным образом это отразится не только на промысле, но и на переработке рыбы.
Дальневосточные регионы уже предлагали отодвинуть выплату данного сбора или разбить ее на несколько лет, но решения в их пользу пока не принято. Сейчас предпринимается очередная попытка.
По словам председателя комитета по продовольственной политике и природопользованию законодательного собрания Приморья Андрея Андрейченко, для заключения новых договоров потребуются большие денежные средства, которых у многих предприятий, особенно относящихся к категории малого и среднего бизнеса, в данный момент нет. К тому же дополнительные финансовые трудности принесла неудачная лососевая путина прошлого года.
«Плюс ключевая ставка Центробанка просто огромная. Соответственно кредиты, которые рыбакам придется брать на выплаты, будут очень дорогими. Поэтому мы предлагаем внести в законопроект ряд изменений. Ключевое – перенос срока заключения соглашений на использование рыболовных участков с конца 2025-го на конец 2026 года», – сказал парламентарий.
Соответствующее обращение готовят и депутаты Хабаровского края.
В целом же для развития рыбопереработки важны как финансовые, так и иного свойства инструменты, подчеркивает Александр Панин. Увеличение потребления рыбной продукции напрямую зависит от объема и разнообразия ассортимента, в том числе за счет новой продукции. Но качественно новый продукт и широкий ассортимент невозможно предложить без строительства высокотехнологичных предприятий. Для их создания требуются инвестиции, а последние нужно стимулировать.
Действенными механизмами в этом плане, продолжает председатель Рыбного союза, могут стать компенсация капитальных затрат при постройке перерабатывающих мощностей, расходов на приобретение (лизинг) технологического оборудования и комплектующих, льготные условия подключения к инженерным коммуникациям, поддержка низкорентабельных, но социально значимых видов товарной продукции и др.
Представители отрасли выступают за расширение действующих в ДФО налоговых льгот.
«Есть замечательный режим Свободного порта Владивосток. Его нормы работают в течение пяти лет. Мы видим, что идет задержка по нашим инвестиционным проектам в области рыболовства, переработки: рыбоперерабатывающие заводы строить непросто – минимум три года, потом еще год наладка, одним словом, этих пяти лет [чтобы выйти на стабильный уровень производства] недостаточно», – рассказал вице-президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
В правительство РФ направлено обращение с просьбой продлить действие преференций (по налогу на прибыль и на имущество, социальным и страховым взносам) до десяти лет. Впрочем, не ясно, насколько эта инициатива реализуема.
«Минфин против, мотивируя тем, что в течение пяти лет, которые установлены, надо успевать, быстрее работать. Но ситуация объективная: санкции, другие ограничения. За пять лет уложиться невозможно, инвестпроекты достаточно капиталоемкие», – приводит доводы Алексей Осинцев.
В свою очередь определенный набор средств поддержки для РПК обещает Минпромторг. В частности, рыбопереработчики могут рассчитывать на скидку в 12%, компенсируемую из бюджета, при приобретении отечественного оборудования. В этом году на данные цели отводится 12 млрд рублей против 2 млрд рублей в прошлом, проинформировал замначальника управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Илья Орсик.
«Эти средства рассчитаны не только для рыбопереработки, тем не менее это хороший инструмент, который позволяет сэкономить», – сказал чиновник.
Импортное оборудование на рынке превалирует, но в плане импортозамещения предполагается решать задачи целенаправленно. По словам Ильи Орсика, ведомство намерено плотно сотрудничать с АНО «Агентство по продвижению рыбной продукции» (создано в 2024 году при Росрыболовстве), анализ которого позволит понять, какие виды товаров в приоритете. Исходя из этого, Минпромторг сориентирует машиностроителей, которым также адресованы льготы, на разработку оборудования, необходимого в производстве того или иного продукта из рыбы.
Помимо исследования потребительских предпочтений, Агентство по продвижению рыбной продукции намерено решать задачи по ее популяризации. Между тем в деле насыщения внутреннего рынка морепродуктами важно совершенствовать логистику с Дальнего Востока в западные регионы страны. Большая часть рыбопродукции по-прежнему следует по железной дороге, и транспортировка некоторых видов рыб (минтай, горбуша, сардина иваси) осуществляется по льготным тарифам.
Тем не менее этот список целесообразно расширить, убеждена Юлия Морозова.
«Сегодня в перечень таких товаров не входит очень востребованная продукция из сельди, камбалы, трески. Эта продукция, которая занимает и в наших уловах большую долю, любима населением Российской Федерации и полезна. Если бы такие товары попали – это плюс и для переработчиков и, прежде всего, для россиян, которые могли бы эту продукцию по более доступным ценам потреблять», – отметила представитель Камчатки.
Эту позицию разделяют не все. Как отметил Александр Панин, в условиях ограниченных бюджетных субсидий актуальны точечные меры. Вероятно, как в случае с минтаем, более важно дотировать перевозку сельди, являющейся социально-значимым товаром, чем премиальные продукты из трески или камбалы. С учетом не очень значительной доли железнодорожного тарифа в конечной стоимости продукции дотация для последних видов рыбы не будет иметь заметного значения, полагает председатель Рыбного союза.
«Субсидировать камбалу, которая на Дальнем Востоке продается по 200 рублей за 1 кг, и тем более треску, которая стоит 460 рублей, бессмысленно. Напомню, что субсидия составляет порядка 6 рублей на кг. Что такое 6 рублей на 460 руб.? Эта цифра просто размоется в пути, и потребитель ее точно не увидит», – объясняет он.
Вопрос с дотированием железнодорожных перевозок морепродуктов, решается не просто, признает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац.
«Нужен источник [бюджетного финансирования], каждый раз эти меры идут сложно. Как пример, минтай, когда до поручения главы государства Минфин не соглашался на такие решения», – заявил он.
Все же последнее время наращиваются объемы сельди на внутренний рынок, поэтому следует сфокусировать внимание на данном продукте, соглашается представитель Минсельхоза.
Хороший результат по транспортировке морепродуктов в свое время дал Северный морской путь, констатирует Юлия Морозова. Причем субсидированные перевозки тогда позволили заключить соглашения с крупными торговыми сетями. В итоге камчатский лосось попадал на прилавок в центральной части РФ по меньшей цене, чем раньше.
«Но для того, чтобы этот механизм работал на постоянной основе, нужно, как минимум, регулярное расписание движения по Севморпути и понятные, прозрачные тарифы. К сожалению, пока эта работа до конца не доведена», – констатирует чиновник.
Например, в мае начинается активный промысел на Камчатке, за которым следует переработка. По-хорошему в марте надо готовиться к рыбалке и заключать договор на транспортировку, говорит Юлия Морозова, однако обновленных тарифов и расписания пока нет.
Стоит заметить, что и перевозчик должен знать, какие объемы со стороны рыбаков могут быть предъявлены к отправке в новом сезоне. Из этого складывается понимание, какой интенсивностью организовывать доставку, как экономически увязывать с реалиями перевозочный процесс.
По итогам Национального рейтинга 2024 года восемь из 11 дальневосточных регионов вошли в топ-15 субъектов РФ с наилучшими результатами инвестклимата. ДФО в целом смог улучшить свои позиции, поднявшись на третью строчку, при том, что в 2022 и 2023 был пятым. Что нужно сделать, чтобы сохранить поступательное движение, обсудили на прошедшей в Хабаровске стратегической сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) представители различных уровней власти и бизнес-сообщество.
Предваряя стратсессию, Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО отметила положительную динамику территорий региона — все субъекты выросли в динамике индекса нацрейтинга: Амурская область прибавила 13,7 баллов, Сахалинская область — 3,85, Приморье — 9,31, Хабаровский край — 12,74, Забайкалье — 6,33, Камчатка — 13,61, Республика Бурятия — 17,47, Магаданская область — 9,71, Еврейская АО — 15,57, Республика Саха (Якутия) — 9,75 и Чукотский АО — 13,59.
«У нас ни один регион не упал. Все выросли в интегральном индексе, но только два не изменили позиции — Забайкалье и Сахалинская область. При этом Сахалинская область у нас уже на протяжении определенного периода времени входит в топ-5 по России, и это очень тяжело удерживать такую позиции, поэтому понятно, почему место осталось без изменения», — отметила Светлана Курилова.
Более 150 участников из всех 11 регионов ДФО, включая заместителей глав правительств, министров экономического развития, уполномоченных по защите прав предпринимателей, руководителей инвестиционных агентств, а также представители бизнес-сообщества разбились на группы, чтобы за час обменяться мнениями о текущих узких местах и способах их преодоления. Обсуждения шли по направлениям «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги», «Регистрация бизнеса и налогообложение», «Финансовые услуги», «Международная торговля», «Трудовые нормы». Результаты мозгового штурма, каждая из импровизированных команд представила на суд Светлане Чупшевой, руководителю АСИ в финале сессии.
В треке «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги» ключевым моментом единогласно признана необходимость оцифровки инженерных сетей, без которой бизнес тратит драгоценное время как на получение информации, так и на получение техусловий присоединения к той или иной инфраструктуре. Причем цифровизация необходима как в отношении магистральных сетей, так и внутриплощадочных, отметил спикер профильной группы, заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.
Следующим шагом должна стать интеграция всех основных региональных систем с Национальной системой пространственных данных (НСПД), в которой был бы представлен весь перечень слоев, связанных с энергетической и прочей инфраструктурой, с земельными участками, в увязке с генеральными планами, проектными планировками по территории. Необходимо подключить к этой системе ресурсоснабжающие организации. Это дало бы возможность всем заинтересованным сторонам беспрепятственно и оперативно получать необходимые услуги, связанные с технологическими подключениями.
Отдельно Антон Зайцев отметил необходимость сокращения разрешительных процедур, требующихся для проведения земляных работ.
«Мы предлагаем перевести в единое цифровое пространство и получение разрешения на проведение земельных работ, чтобы исключить это безумное — не побоюсь этого слова — количество процедур, а их 30, которые сейчас предпринимателям нужно пройти при получении разрешения на проведение земельных работ.
У нас [в Сахалинской области], кстати, есть положительный опыт — мы смогли это сделать, и в этом году практически все муниципальные образования завершили эту работу. Бизнес это сразу ощутил. Если раньше им приходилось в 30 "окон" самостоятельно ходить и получать на бумажном листочке согласования, то сейчас, когда заявка в едином информационном пространстве, все стороны проставляют галочки и уже в течение 10-тидневного срока предприниматель получает разрешение. Есть случаи, когда получает отказ, но это всегда обоснованно, и он может подать вторую заявку и сэкономить не один, не два, даже не три месяца своего времени», — рассказал спикер.
В условиях высокой ключевой ставки особенно востребованными бизнесом становятся любые меры поддержки со стороны региональных финансовых и микрофинансовых организаций, гарантийных Фондов. Однако их финансовые возможности ограничены, и чтобы их расширить, институтам развития необходима докапитализация. Эту точку зрения группы, занимавшейся направлением «Финансовые услуги», представила председатель правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Необходимы также следующие шаги:
— расширение возможностей Корпорации МСП в плане прямых гарантий;
— снижение критериев для микро- и малых предприятий (упрощение требований по объему входных инвестиций, увеличение сумм и сроков возврата заемного финансирования);
— возвращение Программы №1818 — субсидирование процентных ставок резидентам ТОСЭР и свободного порта Владивосток;
— возобновление «промышленной ипотеки и других льготных программ.
«В целом было бы целесообразно провести масштабную ревизию требований, предъявляемых к малому и микробизнесу, который запрашивает поддержку, — подчеркнула Юлия Морозова. — Быть может какие-то требования окажутся излишними, или их можно было бы убрать в этот сложный финансовый период».
Кроме того, бизнес жалуется на организационные сложности в части получения финансовой поддержки, в частности на долгое оформление. Это отчасти происходит из-за того, что региональным институтам развития приходится посылать много запросов в различные инстанции, чтобы убедиться в благонадежности получателя.
«Сегодня наши институты и микрофинансовые организации, региональные фонды не являются полноценными участниками Региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) и не могут ей воспользоваться. Если бы они стали субъектами этой системы, срок прохождения проверочных мероприятий сократился бы», — указала Юлия Морозова. Кроме того, хорошим подспорьем стало бы формирование единого ресурса с реестром мер поддержки всех субъектов РФ.
В числе необходимых мер для улучшения инвестклимата на Дальнем Востоке участники трека «Регистрация бизнеса и налоги» назвали дистанционное оформление электронной цифровой подписи в электронном формате. Это особенно актуально в условиях удаленности многих населенных пунктов в таких регионах, как республика Саха, Хабаровский край, Бурятия. Отсутствие подобного сервиса блокирует возможность оперативного открытия юридического лица, что снижает привлекательность территории для бизнеса.
В части уплаты налогов поступило предложение ввести для вновь перешедших с упрощенной системы налогообложения УСН на работу с НДС месячный мораторий на блокировку счетов и введение штрафных санкций. Так как с 1 января 2025 года компании на УСН тоже стали плательщиками НДС, многие из них столкнутся со сложностями по сдаче отчетности, и, как следствие, с высоким риском блокировки счетов и остановки деятельности. В такую ситуацию может попасть большое количество предпринимателей по всей стране, и было бы разумно дать им больше времени для осознания новых реалий и адаптации к изменившимся условиям.
В проблемном списке направления «Международная торговля» оказались сразу несколько узких мест, начиная с дефицита необходимой инфраструктуры и сложностями с прохождением таможенных процедур, их закрытостью для бизнеса, заканчивая сбоями в организации международных автомобильных перевозок и трудностями в международных расчетах.
Одним из способов решения проблемы с нехваткой современных пунктов пропуска и некачественных подъездных путей к ним, участники мозгового штурма посчитали возможность выделения дополнительного финансирования на эти цели за счет таможенных платежей. 5-10% от собираемых государством таможенных сборов было бы достаточно на модернизацию пунктов пропуска и приведение в порядок автомобильных дорог, однако такая мера требует законодательной проработки на федеральном уровне.
Повысить качество и скорость оформления трансграничных перевозок могла бы и целевая модель работы органов, контролирующих внешнеэкономическую деятельность. Она могла бы базироваться на примере нацрейтинга — с картированием всех процессов и назначением целевых показателей. Кроме того, нужно смелее внедрять экспериментальные режимы перемещения и торговли, такие как бондовые зоны на территории ДФО, совместный досмотр грузов на одной стороне.
Завершая стратсессию Светлана Чупшева отметила высокую продуктивность всех ее участников.
«Хорошие предложения были сделаны, очень полезные особенно в свете того, что в этом году мы запускаем новый цикл работы, связанной с инвестиционным климатом. Президентом поставлена задача создать конкурентноспособную российскую юрисдикцию, привлекательную для инвесторов, для бизнеса с учетом лучших мировых, российских и региональных практик, — отметила она. — Поэтому сегодня обсуждали вопросы, связанные с международной торговлей, трудовыми спорами, регистрацией предприятий, налоговым администрированием, все, что касается доступа к инфраструктуре, подключения к инженерным сетям. Решали, как сегодня выстраивать процессы на уровне регионов, чтобы сокращать временные и финансовые затраты для бизнеса, как выстроить бесшовный пользовательский путь для инвестора, для предпринимателя, чтобы он смог быстрее реализовать свой инвестиционный проект, а регион смог бы быстрее получать налоги от этих проектов. Поэтому я считаю, что очень полезно прошли все мероприятия, и очень многое реализовано в Хабаровском крае.
Есть очень много практик и решений, которые интересны не только регионам ДФО, но и в целом на федеральном уровне. Поэтому мы многое взяли на карандаш».
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин, также подчеркнул важность высказанных на стратегической сессии предложений, ценность самого мероприятия, которое впервые прошло на территории региона.
«Залог успеха в инвестициях — это все-таки командная работа. Командная работа органов власти, Агентства стратегических инициатив, экспертных групп, бизнеса. И здесь очень важно умение АСИ в объединении этих усилий. Эта сессия способствовала тому, чтобы мы узнали лучшие практики других регионов, методологию реализации этих практик, использования геоинформационных систем для того, чтобы они были полезны для каждого инвестора, который хочет что-то развить на территории Хабаровского края».
Своим мнением по поводу проникновения искусственного интеллекта в бизнес-процессы и повседневную жизнь людей поделился профессор Сергей Митрофанов
Прежде всего, хотелось бы договориться о терминах. Сегодня большинство экспертов называют искусственным интеллектом (ИИ) технологии, позволяющие имитировать рациональное поведение человека и усиливать познавательную деятельность посредством компьютерных систем. Например, автономное принятие решений считается одним из важных признаков ИИ.
К сожалению, самообучающиеся и адаптивные алгоритмы вряд ли следует признавать интеллектом, поскольку интеллект не сосредоточен полностью в мозгу человека, более того, невозможно провести границу между физическим носителем интеллекта вместе с его исполнительными органами и внешним миром. В бессмертном фантастическом романе Александра Романовича Беляева голова профессора Доуэля, отделенная от тела, просматривает медицинские журналы и продолжает порождать новые знания в медицине. Однако, наивысшая степень квалификации была достигнута в период интенсивного использования всех органов чувств, начиная от осязания на кончиках пальцев и заканчивая обонянием. Современная телемедицина предлагает заполнять обширные таблицы с галочками в тех клетках, где следует указать наличие того или иного симптома, но опытный врач расскажет вам про абсолютно разные диагнозы у пациентов с похожим набором симптомов. Скорее всего, формальных показателей абсолютно недостаточно, ведь на решение доктора может повлиять оттенок запаха пота или слабость наполнения пульса пациента. К тому же, больной выглядел бледноватым с синеватыми кругами вокруг глаз…
Таким образом, интеллект всегда представлял из себя не только мозговую, но и телесную системы, «гениальность» пальцев хирурга не менее важна, нежели система его медицинских знаний. С другой стороны, многие врачи смогут объяснить вам все на свете, но к операционному столу их лучше не допускать, поскольку малейшее отклонение строения внутренних органов пациента от учебника по анатомии потребует включения такого свойства интеллекта, как интуиция, а есть ли она у искусственного интеллекта? А что это? А как это запрограммировать?
Сегодня любая творческая деятельность требует серьезного инструментального обеспечения от компьютеров до сложнейших манипуляторов, поэтому граница интеллекта становится шире границ человеческого тела, и мы не можем рассуждать про обособленный ИИ, это всегда человеко-машинная система. На этом концептуальная часть колонки завершается, и мы переходим непосредственно к теме об изменениях на рынке труда под влиянием ИИ.
Нередко приходится слышать мнение о скорой перспективе исчезновения ряда профессий по мере развития технологий ИИ, способных заменить человека за рулём автомобиля, за прилавком магазина и даже за штурвалом самолета. По этому поводу я советую вспомнить публикации 1970-х годов с уверенными предсказаниями о скором исчезновении профессии переводчика, поскольку машинный перевод развивается «семимильными шагами». Жизнь оказалась сложнее, не далее, как сегодня утром я общался с человеком, недавно окончившим филологический факультет университета и получившим квалификацию переводчика. Хорошие переводчики востребованы и сегодня, а вот ИИ все еще не в силах соревноваться с человеком на ниве перевода. Попробуйте поручить компьютеру перевести текст шекспировского «Гамлета» со староанглийского на русский. Получим ли мы на выходе результат, способный сравниться по силе с великими переводами Самуила Яковлевича Маршака или Бориса Леонидовича Пастернака?
Разумеется, технический прогресс предполагает постепенную замену архаических профессий на новомодные специальности, но это происходит вне зависимости от темпов внедрения технологий ИИ в промышленности. Водители авто в свое время вытеснили с рынка труда извозчиков, а переход на тепловозную тягу оставил не удел кочегаров с паровозов. Проблема не в том, что на рынке труда исчезают тысячи и тысячи рабочих мест, это еще полбеды. Главный казус лежит в иной плоскости. Мы никогда не увидим освободившихся людей у станков, они найдут себе применение в других областях. Судите сами, сегодня объём рынка готовой продукции в России составляет порядка 1,5 триллионов рублей, а вот оборот оккультного рынка приближается к 2 триллионам, колдунов и магов становится все больше.
Возвращаясь к проблеме вытеснения творческих людей с рынка труда при внедрении ИИ во все сферы нашей жизни, можно с определенной долей уверенности предсказать распространение человеко-машинных систем, когда на рынке труда будут все выше котироваться специалисты, умеющие уверенно управляться с нейросетями и эффективно использовать всю мощь ИИ на разных этапах творческого процесса. Посмотрим, что будет…