Держатели карт национальной платежной системы «Мир» от Сбера теперь могут свободно присоединиться к проекту «Карта жителя Хабаровского края «Муравьев-Амурский», для этого достаточно переоформить ее в карту жителя региона на сайте правительства региона или в мобильном приложении «КЖХК».
Для регистрации в программе лояльности пользователю карты «Мир» от Сбера, необходимо заполнить заявление, указать номер подключаемой карты и личные данные, получить уведомление о подключении к проекту, после чего карта станет активной, у пользователя появляется личный кабинет, где можно ознакомиться с правилами и партнерами проекта.
«Карта жителя Хабаровского края «Муравьев-Амурский» предлагает большой список нефинансовых сервисов, среди которых скидки от партнеров, их список можно посмотреть официальном сайте программы. Помимо скидок, на карту распространяются все преимущества программы лояльности «СберСпасибо».
По словам управляющего Хабаровским отделением Дальневосточного Сбербанка Натальи Красулиной, «Карта жителя Хабаровского края» –универсальный инструмент для повседневного использования. При этом совсем не важно, относится ли человек к льготной категории или нет. Карта жителя объединяет в себе банковское приложение и экосистему государственных услуг и сервисов. Также она обеспечивает доступ к получению скидок и программ лояльности более чем у 80 партнеров проекта региона.
Количество «электричек» – электромобилей – на Дальнем Востоке растет темпами, намного опережающими появление необходимой для них заправочной инфраструктуры. EastRussia уже рассказывала об опыте владения «электричкой» в условиях Дальнего Востока, теперь мы попытались составить карту электрических АЗС ДФО на основе данных из открытых источников и ответов регионов на запрос редакции.
Заправки для «электричек» бывают разные: сетевые, одиночные. Выделить можно несколько крупных сетей: РусГидро, РОСТОК, EV-Time. В городах их концентрация, конечно же, больше, на трассах – единицы. В каждом регионе есть свои группы владельцев «электричек», где можно узнать о наличии и дислокации ЭАЗС.
Самая крупная сеть ЭАЗС в России на сегодня – у «РусГидро». «Электрические» заправки у них есть в 33 регионах страны, всего 224 станции (по состоянию на конец сентября).
На Сахалине, который претендует на звание самого «зеленого» субъекта ДФО, широко раскинулась питерская сеть EV-Time. И, как оказалось после подведения итогов, в этом субъекте ДФО в целом больше всего заправок для электрокаров, при том, что размерами Сахалинская область уступает только Еврейской автономии (87 тыс. км2 и 36 тыс. км2 соответственно). Мы насчитали 12 заправок сети «РусГидро», 30 – EV-Time. Также на острове есть заправки «Электрокар Сахалин», RVS Group. Расположены они в Южно-Сахалинске (30), Холмске (2), Долинске (2), Невельске (1), Корсакове (4), Аниве (2) и Бамбучках (1). Таким образом, заправки для владельцев «электричек» доступны лишь в южной части острова.
Далее следует Приморье, где только от «РусГидро» насчитывается 35 заправок.
Заправки находятся на основных трассах, в том числе, федеральной «Уссури» Хабаровск – Владивосток (4), и в населенных пунктах: Владивостоке (15) и его пригороде (2), Лучегорске (1), Дальнереченске (1), Уссурийске (1), Артеме (5), Партизанске (1), трассе Артем – Находка (2) и самой Находке (1), а также в курортной Славянке (1) и Барабаше (1).
Также на юге Дальнего Востока получила развитие сеть Soh100.
В Хабаровском крае также наибольшее распространение получили заправки «РусГидро». В самом Хабаровске насчитывается пять таких ЭАЗС. Еще по одной – в Комсомольске-на-Амуре, Вяземском, Бикине и поселке Хор.
Также в Хабаровске есть EV-Car 27 – пять заправок, Oasis – семь заправок, «Капелла», «Я заряжаю».
В Еврейской автономной области по одной заправке «РусГидро» есть в Биробиджане и населенных пунктах, расположенных на федеральной трассе «Амур»: Будукане, Теплоозерске и Партизанском.
В Амурской области «РусГидро» также расставило свои заправки вдоль «федералки» - 10 штук. Еще восемь электрических колонок есть в Свободном, Белогорске, Новобурейском и Благовещенске.
На запрос EastRussia в правительстве Амурской области сообщили, что в следующем году планируется установить в регионе еще 10 станций.
В Якутии, видимо, из-за морозов, не сильно верят в электромобили, поэтому официальных ЭАЗС мы нашли лишь три – «Саханефтегазсбыт».
изображение: EastRussia
Одна электрозаправка есть в Магадане, это «РусГидро».
На Чукотке и вовсе официальных ЭАЗС не обнаружено.
На Камчатке действует четыре зарядные станции для заправки электромобилей: две в Петропавловске-Камчатском и по одной в Елизове и поселке Николаевка (это где базы с термальными горячими источниками). В региональном правительстве рассказали EastRussia, что в следующем году край намерен принять участие в федеральном проекте «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», в рамках которого запланировано строительство пяти «быстрых» зарядных станций на территории полуострова.
изображение: EastRussia
В Забайкалье все электрозаправки расположены в Чите: четыре – «РусГидро» и три станции от «Россети Сибирь».
В Бурятии работает восемь сетевых электрозаправочных станций, шесть из которых расположены в Улан-Удэ. Еще две станции находятся на федеральной дороге Р-258 «Байкал» в Бабушкине и Тресково. Причем, здесь популярны зарядные станции под брендами Eco-Energy и «Мед». Также в Улан-Удэ насчитывается 10 частных заправок, они расположены в жилых микрорайонах.
В республиканском министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства EastRussia рассказали, что до 2030 года в Бурятии планируется строительство еще семь электрозаправочных станций вдоль «федералки» региональных автодорог, ведущих к популярным туристическим местам. Кстати, в Бурятии, как и в Приморье, владельцев «электричек» освободили от уплаты транспортного налога. А для тех, кто захочет открыть электрозарядные станции, предусмотрена поддержка из федерального бюджета с софинансированием из бюджета республиканского: Бурятия вошла в федеральный пилотный проект госпрограммы «Развитие энергетики».
Благодаря этому, за последние два года количество электрокаров в республике увеличилось в три раза: на начало года в республике было зарегистрировано 290 электромобилей и 6298 «гибридов».
В целом, каждый шестой электрокар из зарегистрированных в России, катается по дорогам Дальнего Востока. Этим летом официальная цифра «электричек» в нашей стране составила 26 тысяч, в ДФО – 4,2 тыс. электрокаров, что является существенным показателем с учетом того, что во всем макрорегионе людей в два раза меньше, чем в одной только Москве, при этом в столице зарегистрировано 5,2 тыс. «электричек».
Самые популярные на Дальнем Востоке марки электрокаров – Nissan Leaf и e-NV200, Mitsubishi Minicab MiEV и i-MiEV. В последнее время к ним активно добавляются китайские электрокары.
Что за зверь такой ТК, и какой стороной его прикладывать к валидатору (спойлер ― любой, лишь бы удалось считать ваши денежки), жители краевого центра знают уже пять лет, однако новые карты расширят горожанам географию поездок.
Расширяем ареал
Впервые автоматизированную систему оплаты проезда в хабаровском общественном транспорте ввели В 2017-м
― Были разработаны специальные карты, которыми можно рассчитываться в транспорте, ― говорит Дмитрий Ламаш, директор МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр». ― Два вида: обычная и семейная. Отличие в том, что семейной можно рассчитаться максимум за десять пассажиров за время поездки. В обычных стоит ограничение ― только один билет. Это является преимуществом транспортной карты над банковской ― никто не сможет случайно или умышленно снять с неё денег больше, чем за одного пассажира. И огромный плюс, что транспортная не попадает в Стоп-лист ― на это очень часто жалуются горожане, которые оплачивают поездки банковскими пластиками. Всего с 2017 года в городе продано свыше 30 тысяч транспортных карт, а пользуется ими около 10 тысяч пассажиров.
Минус хабаровских ТК до последнего времени был только в том, что за пределами города в общественном транспорте они не действовали. Теперь на смену пришло новое поколение карт ― ими можно рассчитываться в нашем крае, соседней Амурской области и, что самое приятное, в пригородных маршрутах. Это наверняка оценят те, кто ездит по работе в Хабаровск из ближайших поселений или любит кататься на дачу.
Новые ТК «ХМНИЦ» разработал совместно с ООО «ГПС» ― этот оператор давно трудится в Амурской области. Проделана интеграция систем, чтобы на одном оборудовании можно было рассчитываться разными типами карт. Но, обратите внимание, что старые ТК в эту концепцию не вписываются ― они по-прежнему обслуживаются только на территории города.
Характерные усы
Тираж первой партии «междугородних» носителей превысил пять тысяч экземпляров. Здесь не только карты, но и брелоки, и браслеты. Стоимость осталась прежней ― 100 руб. за ТК и брелок, 350 руб. ― браслет. Последние, в основном, приобретают для детей. Удобно: надел на руку и уже точно не потеряешь, и не будешь шлепать со школы пешком.
Родителям на заметку ― с транспортными картами вы сможете контролировать поездки своего чада. Их видно в специальном приложении: когда, на чем и куда ехал. Нужно только вовремя пополнять баланс.
Вместо привычных уже уточки-мандаринки и тигра на рубашке карты полюбившееся всей стране, но в другой ипостаси – на пятитысячной купюре – усатое лицо первого губернатора. Стильно и отсылает к истории ― Муравьев-Амурский в свое время тоже по краю поколесил прилично. Кстати, за пять лет, по статистике «ХМНИЦ», уточка укрепилась на лидерских позициях ― именно с ней карты покупали чаще всего. Посмотрим, сможет ли ее подвинуть Николай Николаевич.
Мелочь, а приятно
― По данным оператора ООО «ГПС», валидаторами для безналичного расчета оснащены все пригородные маршруты, и 100 процентов автобусов в Советской Гавани, Ванино, Чегдомыне и Николаевске-на-Амуре, городах Амурской области, ― продолжает Дмитрий Ламаш. ― Помимо обычных ТК в этой партии также представлены и семейные, по которым можно провести до десяти оплат за один рейс. Баланс пополняется в специальном мобильном приложении «Транспортная карта» и «Квартплата+». Купить их можно у нас по адресу: улица Ким Ю Чена, 42 либо в агентстве компании «Пять звезд» на Пушкина, 25.
Баланс прежних транспортных карт невозможно перекинуть на новые
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Если хотите сменить старую карту, учтите ― надо прокатать остаток средств, перекинуть баланс на новую не получится. Причем прокатать быстро ― сейчас по «мур-амурским» картам действует акция до конца года. С каждой поездки будешь экономить один рубль. Сорок раз проехал ― накопил деньги на одну «бонусную».
Напомним, в этом году МБУ «ХМНИЦ» презентовал специальный вид карт для учеников ― «Единую карту школьника». Их выпустили по заказу лицея «Звездного». Эти носители многофункциональные ― по ним проходят в учебное заведение, приобретают обеды в столовой и платят за проезд в общественном транспорте.
Пенсионные продукты НПФ предназначены именно для того, чтобы формировать накопления в течение длительного срока. На пенсии-то мы рассчитываем жить долго, соответственно откладывать на этот период нужно не один или два года, а 10-15 лет. Сегодня накопления на пенсию надежно защищены – застрахованы Агентством по страхованию вкладов по аналогии с банковскими вкладами, но на более крупную сумму - 2,8 млн рублей.
Исторический опыт показывает, что доходность, которую получают НПФ, инвестируя накопления в надежные ценные бумаги, на длинном горизонте обгоняет инфляцию. То есть, накопления не обесцениваются и даже, напротив, прирастают, хоть и не большими темпами. Отсюда можно сделать вывод, что копить в негосударственном фонде выгодно.
С другой стороны, популярность НПФ среди населения остается пока невысокой, в том числе из-за практики незаконных переводов между разными фондами в прошлом. Совсем недавно еще одна жительница Магадана подала иск о признании недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от 2018 года.
Подобные истории о незаконных переводах пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ или из одного частного фонда в другой были характерны для 2016-2018 годов. Недобросовестные пенсионные агенты пользовались пробелами в законодательстве, чтобы зарабатывать комиссионное вознаграждение за каждого нового клиента – ведь НПФ, принимающий клиента, не был осведомлен об отсутствии его согласия на перевод.
Проблема незаконных переводов была решена на государственном уровне еще 5 лет назад, что позволило сделать рынок более прозрачным:
– с начала 2019 года НПФ стали получать информацию о клиентах, решивших сменить фонд. Это позволило выяснять у клиента действительность его намерений;
– НПФ, привлекающий клиента, стал обязан информировать его о возможных потерях инвестдохода при досрочном переходе (речь идет о том, что менять страховщика без потери инвестдохода можно не чаще, чем раз в 5 лет);
– заявление о намерении перейти из НПФ в НПФ или СФР застрахованный должен подавать до 1 декабря текущего года в территориальный орган СФР лично либо в электронной форме через портал «Госуслуги»;
– привлечение агентов для перевода средств пенсионных накоплений теперь запрещено на законодательном уровне;
– с 11 декабря 2023 года обращения в связи с незаконными переводами пенсионных накоплений можно урегулировать в досудебном порядке – с помощью финансового уполномоченного. Его решения обязательны для исполнения фондами.
В результате принятых государством мер на пенсионном рынке остались только проверенные и надежные участники. Они нацелены на то, чтобы добиться доверия граждан. Например, один из крупнейших в России частных пенсионных фондов «Будущее» ещё до радикальных законодательных изменений изменил бизнес-стратегию, фокусируясь на оздоровлении инвестиционного портфеля, повышение его доходности, а также полностью отказался от работы с посредниками.
«В 2014-2018 годы незаконные переводы были проблемой. Пострадали не только граждане, но и пенсионные фонды, репутации которых был нанесен ущерб. С тех пор в России изменились законодательные требования к деятельности НПФ, рынок претерпел серьезные изменения, и фактически на нём сегодня работают только надежные участники. Очень важно донести это до граждан – формировать свои сбережения в негосударственных пенсионных фондах можно выгодно и безопасно», – рассказали в НПФ «Будущее», который входит в ТОП-10 крупнейших НПФ России. Сегодня клиентами фонда являются более 4 млн граждан, из них 20 тысяч человек уже получают дополнительную негосударственную пенсию.
По данным ЦБ, более 36 млн человек доверяют НПФ свои пенсионные накопления в рамках ОПС (обязательное пенсионное страхование) и 6 млн человек являются клиентами по НПО (негосударственное пенсионное обеспечение, т.е. делают самостоятельные отчисления на специальный пенсионный счет или принимают участие в корпоративных пенсионных программах работодателей).
У пенсионных продуктов НПФ есть свои преимущества, о которых мы упоминали выше: они нацелены именно на долгосрочные накопления к какому-то событию в жизни, в том числе к выходу на пенсию, и застрахованы государством. По информации Банк России, доходность вложений пенсионных накоплений в НПФ за девять месяцев 2023 года составила 10,9% годовых. Она третий квартал подряд в этом году опережает показатели инвестирования пенсионных накоплений СФР. Это связано с наличием в портфелях НПФ акций, которые оказались более прибыльными в этот период. Доходность размещения пенсионных резервов НПФ — 10,1% годовых. Инфляция в этот период была на уровне 6,2% годовых.
В добровольных накоплениях более гибкие и условия для клиентов: формировать сбережения можно, начиная с любого возраста старше 18 лет, сумма и частота регулярных взносов определяется клиентом самостоятельно, как и срок выплат накопленных средств.
С 2024 года НПФ будут реализовывать программу долгосрочных сбережений (ПДС). В новом сберегательном продукте помимо вышеперечисленных преимуществ заложены еще и уникальные для финансового рынка преференции – например, софинансирование государством взносов участника программы.
Словом, инструментов для того, чтобы создать для себя финансовый запас на будущее, хватает, главное, не принимать скоропалительных решений, изучить продукты, почитать отзывы и сделать правильный выбор.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.
По общему количеству медалей, добытых в профильных олимпиадах за последние годы, подрастающие робототехники Приморья обходят своих сверстников из Москвы, из Санкт-Петербурга и Новосибирска. Чтобы выяснить, как так получается, корреспондент EastRussia посетил региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады во Владивостоке.
Цветы жизни на микросхемах
Гомон детских голосов в одном из корпусов кампуса ДВФУ – верный признак того, что здесь проходит битва юных интеллектов и их детищ: роботов. На кону – попадание в финал Всероссийской робототехнической олимпиады, который в этом году состоится в Челябинске. Отправятся туда девять лучших команд: по три из каждой возрастной категории – младшей, средней и старшей. Конкуренция высока – на старт вышли 82 команды, а это на минуточку – примерно 180 человек и родители в это число не входят.
Младшим из создателей интеллектуальных машин 8 лет, самым старшим – 19. Каждый этап олимпиады имеет свою «легенду» - так в позапрошлом году объединяющей темой стали «Энергоботы» и соответствующие задания из категорий «Энергия дома», «Парковка и зарядка», «Энергетический баланс». В 2022-м: «Роботы помощники» - от робота-спасателя до садовода. Нынешний этап проходит под глобальным девизом «Объединяя мир», а задания так или иначе связаны с морской стихией.
– Ребята должны придумать роботизированные решения, которые будут помогать людям, – рассказывает Юрий Орлов, главный судья этапа олимпиады, директор методического отдела ООО «Центр развития робототехники» (постоянного организатора робототехнических соревнований в Приморье – прим. ред.). – Это задания на экологию, на работу в порту. У младших более «сказочное»: они должны собрать пробы воды, а затем найти «золотой ключик» на дне океана, который поможет кораблю выпустить мальков рыбы ценных пород. У них – в силу возраста и того, того, что они делают первые шаги телеуправляемые роботы – с планшета. Роботы, подготовленные ребятами из старших групп должны выполнять задания автономно.
Задание для робота старшей группы – погрузо-разгрузочные работы в порту. Следуя заданным маршрутом, робот должен найти груз – блоки разного цвета – и погрузить на «большой корабль», затем переместить весь корабль на «рейд», затем проделать похожие манипуляции с «маленьким кораблём».
К выполнению задания подростки готовятся не день и не два – вместе с тренером они строят робота, оснащают его необходимыми механизмами и датчиками, пишут программный код. Казалось бы – в чём соревноваться, если все пришли готовыми? Однако на поведение робота влияет множество факторов – от освещения, до материала «поля» – стенда, по которому движется умная машина. Из-за разного коэффициента сцепления (тренировались на одном материале, а соревноваться приходится на другом) робот может недовернуть, или наоборот – провернуться на месте слишком сильно и манипуляторы уже не смогут захватить «груз» так как надо. К тому же организаторы дают дополнительные – неизвестные заранее вводные – по совершению манипуляций с грузом, перекоммутации проводки итп.
– Основное творчество на олимпиаде остаётся за кулисами, – продолжает Юрий Орлов, – в момент создания робота и написания программы. Здесь проверяется уже то, насколько глубоко ребята вникли в тему, насколько быстро и успешно они могут адаптировать своего робота. Тот, кто сможет лучше перекалибровать своего «питомца», чтобы тот справился с изменившейся обстановкой, и станет победителем. Плюс конечно – уже здесь они должны написать программу для дополнительного задания.
– Совокупность покрытия освещения порождает то, что иногда робот не считывает то, что считывал на нашем поле, и иногда он делает лишний проезд, докручивает колесо, из-за этого разбивается вся программа, - рассказывает Александр Яворский.
– И как оцениваешь шанс на успех?
– Первое место, думаю, не получится занять, потому что есть другой очень сильный участник, но вероятность пройти на Россию, я думаю, у нас есть.
Региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады (ВРО) проходит во Владивостоке уже восьмой раз. С самого начала идейным вдохновителем и организатором этого действа – как впрочем, практически всего «роботодвижения» в Приморье – был и остается Сергей Мун: выпускник ДВФУ, директор «Центра развития робототехники» (ЦРР) и сооснователь «Центра робототехники». «Центр развития робототехники» занимается обучением детей и считается самой крупной на Дальнем Востоке организацией дополнительного технического образования – с 15 филиалами по Приморью, Приамурью и ЕАО. Вторая компания разрабатывает образовательные наборы по подводной робототехнике. Занятия в ЦРР начались в 2014 году и примерно с той поры Приморью нет равных в юношеском роботостроении.
Большая часть команд – как раз воспитанники ЦРР. Индивидуалы – то есть участники, не занимающиеся в каком-либо центре – на таких соревнованиях редкость и не только потому, что робототехника дорогостоящее занятие: набор необходимых комплектующих с датчиками стоит порядка 80 тыс. рублей. Куда важнее наличие тренера – вряд ли кто-то из родителей может похвастаться продвинутыми познаниями в строительстве и программировании роботов.
– За всю историю этих ВРО по количеству медалей высокого достоинства мы находимся на 1 месте в стране, - очень спокойно, буднично рассказывает Сергей. – Приморский край опережает всю Москву, Питер, Новосибирск, Челябинск.
Это связано отчасти с тем, что мы крупные. У нас много филиалов, много детей занимается – порядка трёх тысяч, а чаще всего можно встретить «кружковую» модель, где по 100-200 человек занимается, максимум может быть 300 или 500. Но что ещё важнее – у нас много тренеров, и это сильные тренеры, потому что они тоже много соревнуются между собой. Дети – они все хорошие, но основное наше преимущество в тренерах.
Ещё одно отличие «приморской школы» в том, что ЦРР делает ставку на постоянную длительную работу с детьми – от этапа с простейшими заданиями, вплоть до начальной специализации – погружению в программирование, схемотехнику, участие в совместных больших проектах.
– И даже не в медалях цель, хотя так исторически сложилось, что мы любим разные соревнования и активно в них участвуем, – продолжает Сергей. – У детей должна быть возможность развиваться в том направлении, которое природой заложено или в котором им просто интересно.
У нас в стране система дополнительного технического образования как была в 90-х разрушена, так и не была толком восстановлена. Был сильный провал, из-за которого подготовка инженерных кадров сильно пострадала. Сейчас появились и другие модели технического образования – Кванториумы, IT-кубы. У них немного другая система – они стараются пропустить через себя как можно больше детей, чтобы как можно больше подростков попробовали, потрогали – что такое робототехника и смежные сферы.
Я не говорю, что у нашего Центра государственные какие-то задачи, прежде всего это ориентация на детей, на людей, которые хотят реализоваться, как будущие инженеры или просто даже хотят получить всестороннее развитие.
Советско-японская война, пожалуй, самая предсказуемая – с точки зрения ее начала и фронта боевых действий – и при этом самая малоизвестная кампания Второй мировой войны, в которой, кстати, поставила точку. Она как бы скрыта тенью Великой Отечественной, а еще очень скоротечная – длилась всего-то три недели, но в эти «всего-то» уместилось многое: кровь, гибель, подвиг. Причем, последние были часто повторением подвигов, совершенных ранее на западном фронте. Один из них - подвиг Николая Голубкова, который закрыл собой амбразуру японского дзота, тем самым повторив подвиг Александра Матросова, широко растиражированного советской пропагандой, литературой и кинематографом.
КАФ
Стояла в Хабаровске в свое время Краснознаменная Амурская флотилия, базировалась она на Амуре, в Осиповском затоне, что на северной окраине города. Прилегающий район, соответственно, прозвали База КАФ, хотя сегодня уже никакой базы нет, но в народе по-прежнему проскальзывает шуточное название «База Кайф». Изначально База КАФ была отдельным пригородным поселком и присоединили его к Хабаровску лишь в 1945 году. И вплоть до конца ХХ века - район оставался вотчиной военных моряков: с патрулями, Домом офицеров и парком.
Корабли Краснознаменной Амурской флотилии - гроза браконьеров и нарушителей на всем протяжении российско-китайской границы по рекам Амур и Уссури. Ее бойцы принимали участие не только в пограничных конфликтах, но и в боевых операциях советско-японской войны 1945 года. Именно тогда свой подвиг и совершил Николай Николаевич Голубков.
Из Башкирии на Дальний Восток
Родился будущий Герой Советского Союза 25 апреля 1920 года в башкирской деревне Дмитриевка (сегодня ее не существует). Его отец умер от тифа, когда мальчику было всего два года. Матери с детьми пришлось переехать в соседнюю деревню к своему отцу, где она вновь вышла замуж. Отчим оказался человеком грубым, да к тому же пьяницей – отношения с ним не сложились. Когда Коле исполнилось 15 лет, он сбежал в соседнюю деревню, где начал работать в конторе «Заготзерно».
Когда юноше исполнилось 20 лет, его призвали в армию и отправили на флот. После обучения на дальномерщика, в 1940 году Голубков по распределению попадает на Дальний Восток, в Амурскую флотилию, где становится командиром отделения радистов 67-го отдельного артиллерийского дивизиона, а затем командиром отделения комендоров-зенитчиков (комендор – матрос-артиллерист – прим. автора) плавучей зенитной батареи «ПВО-1232». «Морская» служба пришлась по душе «сухопутному» юноше, к тому же в Хабаровске он женился.
На Фуюань!
В советско-японской войне, которая началась 9 августа 1945 года, старшина Николай Голубков участвовал меньше суток: на рассвете четверга отряд кораблей Кразнознаменной Амурской флотилии, снявшись с якорей, двинулся вверх по Амуру к китайскому городку Фуюань. Приказ «фуюаньскому десанту» был предельно краткий: захватить город.
Сопротивление японцев советские воины встретили еще на подступах к Фуюаню. Особенно досаждал огонь из дзотов. Тем не менее, под шквальным огнем матросы высадили десант, поддерживая пехоту артиллерийским огнем из корабельных орудий. В определенный момент с борта флагманского корабля подали сигнал «Усильте десант». Пришлось отобрать из числа моряков 15 человек. В их числе был и старшина 1-й статьи Николай Голубков, он возглавил одну из двух сформированных групп.
Моряки-амурцы выдвинулись в центр Фуюаня, по пути зачищая чердаки и подвалы. На одной из окраин продвижение задерживал японский дзот, который Голубков решил окружить и закидать гранатами, но план не сработал – моряки гибли и получали ранения. В ногу был ранен и командир подразделения Николай Голубков. Несмотря на это, он пошел на штурм дзота, во время которого получил смертельное ранение, но и сопротивление японцев было сломлено.
Сами воины вспоминают, что жители Фуюаня толпами шли на берег Амура, где стояли советские корабли, и благодарили советских солдат и матросов за освобождение от японских милитаристов.
Вид на современный Фуюань. thethecooper.livejournal.com
За свой подвиг Николай Голубков 14 сентября 1945 года получил звание Героя Советского Союза, орден Ленина и орден Отечественной войны I степени. Его также навсегда зачислили в списки экипажа корабля, которого, правда, физически уже давно не существует. Кстати, за освобождение Фуюаня звание Героя СССР, помимо Голубкова, получили еще старший лейтенант Игорь Сорнев и командир стрелкового взвода лейтенант Семен Шахматов.
Голубкова, а также Тюрина и Патрушева, погибших во время наступательной операции, похоронили в Хабаровске, возле памятника морякам-амурцам, отдавшим свою жизнь в Гражданскую войну. Он находится на главной улице Базы КАФ – Руднева - и лишь недавно был отремонтирован после долгих лет забвения.
Позже именем Голубкова в Хабаровске назвали небольшую улицу, которая ведет к амурскому берегу, а также соседний переулок и проезд. Это частный сектор в классическом его понимании: с гравийной дорогой, немного хаотичной застройкой и отсутствием каких-либо благ цивилизации в виде пешеходных дорожек, урн или скамеек.
В Фуюане, за освобождение которого отдал свою жизнь 25-летний моряк, на месте боя китайцами установлен памятник, на котором написано «Навеки останутся в сердцах китайского народа советские воины — освободители».
Памятник морякам-амурцам в Фуюане. Wikipedia
Сейчас это парк Наньшань, который известен многим хабаровчанам 110-метровой телевизионной вышкой – это один из самых узнаваемых символов приграничного городка, который в ясную погоду видно с российской территории (как китайцам виден Спасо-Преображенский кафедральный собор, высящийся в самом центре Хабаровска). Недавно вышку демонтировали. Дело в том, что во времена COVID-19 и всеобщей изоляции в Фуюань хлынул поток внутренних туристов, в основном, из южных провинций КНР и местные власти оперативно решили, что башня не вписывается в концепцию развития внутреннего туризма, да и сам парк Наньшань нуждается в реконструкции. Остается надеяться, что в погоне за «длинным юанем» памятник морякам-амурцам останется на своем месте.
Сахалинская операция
Фуюаньский десант – лишь одна из операций советско-японской войны. В эти три недели освобождали Маньчжурию (северо-восток Китая), север Корейского полуострова, а также Курильские острова и южный Сахалин.
Смирныховский район, Сахалинская область. Фото Алексей Елаша
Кстати, на Сахалине, пожалуй, самое трепетное отношение к этому периоду второй мировой – здесь провели большую исследовательскую работу, описали места боев и составили карту, с помощью которой можно пройти по «боевым» местам. А еще каждый год в районе 50-й параллели проводят реконструкцию боев.