Производство канатов и сетеснастных материалов развивает в Большом Камне резидент СПВ. Статус резидента свободного порта позволил предприятию «Приморское сетевязальное производство» увеличить фонд оплаты труда и нарастить штат работников.
Как сообщили в пресс-службе полпредства ДФО, компания производит рыболовные дели от ячеек размером восемь мм до двух метров. Выпускает канатную продукцию, швартовые канаты, крученые канаты. Новое оборудование позволило увеличить разрывную нагрузку канатов на 20%. Для создания канатов требуется соблюдать сложную технологию – от выплавки нити из полимерного сырья до последующего кручения, добавления утяжелителей и скрутки.
Компания снабжает как большие компании, так и частных лиц. Производственные мощности продолжают развивать – вскоре начнется модернизация лаборатории для разработки новых орудий лова.
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.
Фермер из Хабаровского края Михаил Утробин получил «дальневосточный гектар» одним из первых в регионе. Сейчас его продукция представлена в сетевых магазинах краевой столицы, а сам Михаил предлагает инициативы для улучшения сельхозсферы, которые могут повлиять и на экономику ДФО в целом. Одна из инициатив уже поддержана на федеральном уровне.
- Я как простой житель Дальнего Востока ощущаю поддержку, которую оказывает региону государство: есть специальные преференционные режимы, «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный гектар». Я сам являюсь получателем и «дальневосточного гектара», и «дальневосточной ипотеки». Это значит, что я уверен – эти инструменты реально хорошие, рабочие, помогающие выполнять задачи, которые стоят перед Дальним Востоком: сохранение численности населения, разворот на Восток, развитие экономических связей внутри регионов, а также развитие внешнеэкономических связей.
Программы «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар» – это классные инструменты. Сейчас, конечно, внимание к «гектару» ослабевает, потому что ложка дорога к обеду. Когда нужно было максимально всем рассказать о том, что есть такая программа, было больше внимания со стороны средств массовой информации. Сейчас его намного меньше, но есть и плюсы. Это отдельная программа, которая с 2016 года претерпела кучу изменений: десятки тысяч людей воспользовались правом безвозмездно получить землю, были определенные препоны, но их убирали с помощью внесения корректив в Федеральный закон.
Я фанат «Дальневосточного гектара», всегда искренне «топлю» за эту историю, потому что это реально выгодно. Я предлагал при освоении первого гектара давать второй, третий, десятый гектар. Мы готовы, земли свободные есть. При этом инструмент получения земли реально подразумевает полное отсутствие какой-либо коррупционной составляющей: все делается, сидя за компьютером, никто не сможет какие-то препоны создать. Одна из правок в федеральном законе была принята по моей просьбе – давать дополнительный гектар. Я сам воспользовался этой возможностью и дополнительно к пяти уже имеющимся гектарам, взятым на всю семью, оформил еще два в месте, которое мне очень-очень нравилось. Опять же, не ходя ни к кому на поклоны, ни с кем ничего не обсуждая, а просто в соответствии с законом, который у нас принят. Это здорово.
Конечно, хотелось бы дополнительной поддержки. Мне кажется, было бы неплохо запустить в одном или нескольких регионах ДФО пилотный проект раздачи дальневосточных гектаров не там, где ты выберешь участок, а там, где государственные органы найдут свободную землю, сделают дорожную, электросетевую инфраструктуру, подведут газ и создадут какой-то кластер или современную деревню XXI века со всеми коммуникациями: интернетом, сотовой связью, возможно, единой скважиной и очистными сооружениями. Мне кажется, что в наше время это очень просто: есть модульные решения, готовые, надежные, которые позволяют дать эти коммунальные блага не одному, а сразу многим.
Я построил дом сам, дорожную инфраструктуру, электричество тоже проводил сам, скважину бурил для себя, очистные сооружения делал для своего участка. Просто я понимаю, если бы было 10 рядом компактно расположенных хозяйств, то в пересчете на единицу домовладения это было бы дешевле минимум на 30-50%. Поэтому есть такая задумка о современной деревне, состоящей из «дальневосточных гектаров».
Есть и предложение о предпринимательской деятельности, касающееся разворота на Восток. По моему мнению, стоит распространить условия режимов ТОР и СПВ на всех предпринимателей ДФО. Можно опять же сделать пилотный проект в каком-то дальневосточном регионе, либо предоставить преференции этих режимов для предпринимателей, занятых в приоритетных сферах экономики. Например, можно дать предпринимателям из сельхозсферы такие же налоговые послабления, как для резидентов ТОР и СПВ. Мне кажется, что это предложение позволит проактивно развивать экономику и взвинтить темпы развития Дальнего Востока.
На примере тех же ТОР и СПВ мы видим, что эксперимент начавшийся более десятка лет назад, не сворачивают. Значит государству это выгодно: появляются новые рабочие места, люди закрепляются на территориях. И особенно внимание нужно уделить сельским территориям, потому что село кормит нашу страну. Надо сделать так, чтобы люди перестали бежать в города, потому что в селах сейчас нет должной инфраструктуры, нет «белых» зарплат, люди не могут получить ту же самую «сельскую» или «дальневосточную ипотеку», потому что не устроены. А чтобы закрепить людей, нужно дать им возможность получить возможность жить в новом современном доме.
Решить эту проблему, на мой взгляд, и помогут льготы ТОР и СПВ: работодатели в сельской местности смогут снизить отчисления в различные фонды, благодаря этому будут официально трудоустраивать сельских жителей, платить им «белую» зарплату. А те в свою очередь смогут закрепиться на своей территории.
Главное в сельском хозяйстве, по моему мнению – качество продукта. Последние два года мы идем по пути кооперации с другими фермерами, которые готовы давать высококачественный продукт, чтобы мы поставляли его на прилавки Хабаровска. В 2023 году у нас был рост производства в полтора-два раза относительно предыдущего года. В этом году мы тоже хотим примерно настолько же вырасти, для этого я реконструировал производственные мощности по переработке молока, отладил многие логистические процессы, поменял персонал. Мы готовы к росту, но я против роста в 3-5-10 раз, я так не могу и не хочу. Я за качественный продукт, а не за объемы. Мне приятно, когда я иду по городу, со мной здороваются, говорят, что у нас лучшее молоко в Хабаровске. И пусть у меня будет рост небольшой, зато с сохранением качества, к которому привыкли покупатели. Для меня это принципиально важно. Примерно 95% покупателей нашей продукции – это постоянные клиенты. Я горд этим, а также своей продукцией, и планирую, что дальше будет так же.
На дальневосточных предприятиях отрасли планируется проведение работ по модернизации и расширению мощностей для выпуска самолетов гражданской авиации – МС-21 и SJ-100. Серийный выпуск самолетов с российскими комплектующими ранее был отложен на более поздний срок, но в компаниях заявляют об успешном прохождении летных испытаний, позволяющих начать поставки в установленные на текущий момент сроки. Тем не менее проблемным проектом остается легкий самолет «Байкал», который планируется широко использовать в малой авиации. Разработчики воздушного судна сообщают о продолжающихся работах в рамках проекта на фоне информации о его возможном закрытии.
Авиастроительная отрасль в России в настоящее время испытывает ряд трудностей. Финансирование производства самолетов и вертолетов из федерального бюджета на 2025 г. планируется существенно сократить. Так, федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов» получит на 22,4 млрд рублей меньше, чем планировалось в действующем федеральном бюджете (101,2 млрд рублей). Комитет по промышленности Госдумы выдал положительное заключение на законопроект о соответствующих поправках к федеральному бюджету на 2025 г. В свою очередь, в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» федеральный проект в случае принятия законопроекта получит только 12,8 млрд рублей из ранее предусмотренных 54,7 млрд рублей. Сокращение финансирования госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» составит 9,6 млрд рублей (из предусмотренных 46,5 млрд рублей). Главным образом, предполагается сократить субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку воздушных судов, а также субсидии авиакомпаниям на компенсацию части затрат, связанных с обслуживанием воздушных судов. Сумма такого сокращения может составить 8,5 млрд рублей.
Сокращение субсидий связано с переносом сроков и сокращением объемов Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли, разработанной Минтрансом при участии Минпромторга (утверждена правительством в июне 2022 г.). Объем капитальных затрат в ее рамках оценивался в 1 трлн рублей, включая 284 млрд рублей средств ФНБ, 381 млрд рублей банковских кредитов, 123 млрд рублей средств участников инвестпроекта, 215 млрд рублей бюджетных средств. Изначально поставки самолетов в рамках программы планировалось начать с 2023 г., но в мае 2024 г. Минпромторг перенес сроки начала поставок на 2025 г. Первый вице-премьер Д.Мантуров заявлял о возможности корректировки программы.
В заключении комитета Госдумы сокращение бюджета отрасли в 2025 г. связывают с высокой ключевой ставкой ЦБ, отмечая, что она негативно влияет на проекты с долгим сроком реализации и продолжительным циклом производства продукции. Проблемами отрасли также являются нестабильность поставок комплектующих, незавершенность опытно-конструкторских работ. В госкорпорации «Ростех», тем не менее, заявляют о сохранении неизменными своих планов по поставкам самолетов. В 2026 г. планируется начать поставки пассажирских самолетов SJ-100 и МС-21.
Минпромторг намерен выделить 14,2 млрд рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на самолеты МС-21. В частности, планируется усовершенствовать силовую установку для более эффективного расхода топлива, снижения веса и уменьшения шума двигателя. Также средства должны быть направлены на повышение ремонтной технологичности самого двигателя и деталей к нему. Согласно текущим планам, в 2025 г. авиакомпаниям должны быть переданы девять МС-21-310 (базовая версия самолета), в 2026 г. – 31 самолет, в 2029 г. ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21 в год. В феврале «Объединённая двигателестроительная корпорация» передала Иркутскому авиационному заводу (филиал ПАО «Яковлев») партию новых двигателей ПД-14 с российскими комплектующими для сборки лайнеров МС-21.
В марте «Яковлев» получил новый, расширенный сертификат одобрения производственной организации №ФАВТ-И-11, что предполагает одобрение серийного производства МС-21. При этом Комсомольскому-на-Амуре авиационному заводу в Хабаровском крае был передан объем изготовления 16 обшивок отсека фюзеляжа лайнера МС-21. Ранее эту часть комплектующих для самолета производили на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Глава Минпромторга А.Алиханов в марте сообщал, что первые сертификационные полеты МС-21 с российскими комплектующими планируется начать в июне-июле 2025 г.
Следует отметить, что на Иркутском авиационном заводе к 2030 г. планируется реализовать проект технической модернизации для обеспечения серийного выпуска МС-21 в количестве 36 самолетов в год. В том числе запланированы капитальное строительство новых и реконструкция имеющихся производственных помещений, участков, корпусов, организация дополнительных складских площадей и техническое переоснащение завода.
В конце апреля в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет третий опытный образец SJ-100 (SSJ-100 с российскими комплектующими) с двигателями ПД-8. Сертификационные испытания лайнера планируется завершить в 2025 г., начать поставки – с 2026 г. Первый полет SJ-100 с ПД-8 был совершен 17 марта, самолет провел в воздухе 40 минут на скорости 500 км/ч и высоте 3000 м. Всего до 2030 г. предполагается выпустить 142 самолета. Ранее начать осуществлять поставки SJ-100 предполагалось в 2023 г.
В Комсомольске-на-Амуре ПАО «Яковлев» планирует построить логистический центр со сборочным участком двигателей для SJ-100, а также центр специализации по сборке дверей и люков гражданских авиалайнеров МС-21, SJ-100, Ил-114, Ту-214.
Неопределенной остается ситуация вокруг проекта легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» (ЛМС-91). 14 мая вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев заявил, что проект не развивается, в связи с чем самолет не будет выпущен. Он сообщил, что Минпромторг вместо реализации проекта «Байкала» предлагает ремоторизировать самолеты Ан-2. Его слова опровергли в Минпромторге и «Уральском заводе гражданской авиации» (УЗГА). В апреле 2025 г. с «Уральским заводом гражданской авиации» был подписан контракт на доработку самолета на общую сумму 10,1 млрд рублей.
Технический директор УЗГА В.Шорохов отметил, что программа по созданию самолета «Байкал» выполняется в соответствии с графиком, установленным госконтрактом, а также сообщил, что уже создано два летных образца. По его словам, в настоящий момент ведется производство третьего летного образца с двигателем ВК-800 с выходом на испытания в конце текущего года. Сертифицировать самолет планируется в 2026 г. В начале текущего года на территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» в Комсомольске-на-Амуре началось строительство завода по производству «Байкала», рассчитанного на 20 самолетов в год. До 2030 г., согласно обновленным весной 2024 г. планам Минпромторга, объем поставок «Байкалов» должен составит 139 самолетов.
В конце марта в УЗГА сообщали, что основная работа в рамках проекта сосредоточена на работах по замене импортной силовой установки[2] ЛМС-901 «Байкал» на российский двигатель ВК-800 и воздушный винт АВ-901 и получении сертификата типа (сертификат, подтверждающий соответствие воздушного судна действующим требованиям летной годности, установленным национальным воздушным законодательством).
Следует отметить, что связи с текущими задачами произошли изменения и в руководстве УЗГА. В начале текущего года совет директоров УЗГА возглавил М.Погосян – в прошлом ректор МАИ (2016-25 гг.), президент ОАК (2011-15 гг.), гендиректор ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (2003-07 гг.), генеральный конструктор РСК МиГ (2009-11 гг.). В УЗГА М.Погосян стал курировать гражданские проекты и вопросы финансирования. Прежде совет директоров УЗГА возглавлял В.Бадеха, с ноября прошлого года он руководит ОАК и ПАО «Яковлев». Уход М.Погосяна из ОАК сопровождался критикой проекта Sukhoi Superjet со стороны правительства в связи с высокой стоимостью, низким уровнем локализации и проблемами с эксплуатацией. В то же время в пользу его управленческого опыта в сфере гражданского самолетостроения свидетельствует выход SSJ-100 на рынок и его применение в российской авиации.
В судостроительной отрасли Дальнего Востока сохраняются проблемы, связанные с закредитованностью предприятий, дефицитом кадров, преобладанием крупноузловой сборки и проблемами с поставками оборудования. С учетом значительности приписанного к дальневосточным портам рыбопромыслового флота наблюдается потребность в развитии судоремонтных мощностей в макрорегионе, в том числе на базе уже существующих предприятий.
В 2024 г. в российской судостроительной отрасли наблюдалось снижение производства. По итогам года совокупная стоимость сданных в РФ судов сократилась на 8,7% относительно 2023 г., до 301,4 млрд рублей. Тем не менее показатель все еще превосходит объемы, наблюдавшиеся в отрасли до 2023 г. (в 2012-22 гг. ежегодная совокупная стоимость сданных судов не превышала 261,6 млрд рублей). Количество сданных в 2024 г. судов и кораблей тоннажем более 50 тонн составило 125 единиц (на 5 единиц больше, чем годом ранее).
Среди отдельных российских судостроительных предприятий по итогам 2024 г. лидером по объему портфеля заказов оказался дальневосточный ССК «Звезда» (Приморский край, город Большой Камень, консорциум АО «Роснефтегаз», НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»). Портфель составляет 975 млрд рублей и 5 млн тонн (60 судов). Ранее ожидалась смена собственника этого крупного отраслевого предприятия, но она так и не свершилась.
В марте «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК, находится в управлении ВТБ) отказалась от планов приобретения «Звезды». Глава ВТБ А.Костин сообщил об отсутствии у корпорации необходимых для покупки судоверфи средств. В ВТБ заявили, что у предприятия уже имеется эффективный собственник. Продажа «Звезды» планировалась в целях консолидации дальневосточных судостроительных активов и повышения эффективности отрасли. С продажей верфи эксперты отрасли связывали возможность решения существующих проблем предприятия, таких как низкий уровень локализации судов и дефицит кадров.
ОСК, в свою очередь, может все же сосредоточиться на строительстве собственной верфи во Владивостоке (бухта Промежуточная). В сентябре 2024 г. А.Костин сообщал, что новая верфь будет рассчитана на строительство судов для торгового флота, и предварительно оценивал объем инвестиций в сумму около 5 млрд долларов США.
Строительство новой верфи на Дальнем Востоке предусмотрено стратегией развития «Объединённой судостроительной корпорации» до 2036 г. Первый вице-премьер Д.Мантуров в марте текущего года сообщил, что в настоящее время осуществляется проектирование новой верфи, но технико-экономические показатели пока не утверждены. Также он отметил, что продолжается процесс оформления земельного участка для строительства предприятия.
Между тем на «Звезде» весной наблюдалось затягивание сроков ходовых и швартовых испытаний СПГ-танкера усиленного ледового класса Arc7 «Алексей Косыгин» для проекта «Арктик СПГ-2» (60% у «НОВАТЭКа», по 10% - у французской Total, китайских CNPC и CNOOC, еще 10% - у японских Mitsui и JOGMEC). «Алексей Косыгин» является головным судном в серии танкеров проекта Yamalmax Samsung 172. Всего «Звезда» должна построить для «Арктик СПГ-2» 15 танкеров, первые пять должны были быть переданы в 2023 г., но сроки сдачи несколько раз переносились. Пока на воду спущены три танкера – «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте»[1]. На сроки сдачи негативно влияют проблемы с оборудованием, которое поставляла французская компания GTT (поставщик морских резервуаров для СПГ).
На Дальнем Востоке существует потребность в строительстве новых доков для ремонта крупнотоннажного промыслового флота, поскольку большинство рыболовных судов приписано к портам Дальневосточного бассейна. В настоящее время в России на пять основных портов приписки рыболовного флота (Архангельск, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Невельск и Холмск) приходится 675 судов и 113 судоремонтных предприятий, но есть только 15 доков. При этом более трети судоремонтных мощностей сконцентрировано в Архангельске (42 завода и восемь доков) при лишь восьми приписанных к порту Архангельск судам.
В Петропавловске-Камчатском на 292 приписанных судна приходится 33 завода и всего один док, а в сахалинском порту Невельск приписано 172 судна, но доки полностью отсутствуют. Исходя из того, что один док может обслужить около 20 малых рыболовных судов в год, Дальнему Востоку требуется как минимум шесть доков камерой 126 на 30 м, а также два дока камерой свыше 200 м для обслуживания судов-процессоров, рыбоконсервных судов и рефрижераторов-снабженцев. Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) отмечают, что из-за дефицита ремонтных мощностей в настоящее время значительная часть рыболовного флота обслуживается за рубежом (в КНР, Республике Корея), при этом стоимость импортных услуг постоянно увеличивается, сказываются также санкционные ограничения и сложности с поставками комплектующих. По мнению ВАРПЭ, направлению судоремонта требуются дополнительные меры государственной поддержки.
Тем временем в Якутии наблюдается развитие проблемного проекта в судоремонтной сфере. На строящейся с 2019 г. новой Жатайской судоверфи в апреле текущего года была начата опытная эксплуатация цеха корпусных производств. На предприятии планируется выпускать до 10 судов речного класса в год. Полностью ввести верфь в эксплуатацию предполагается в четвертом квартале 2025 г. Первым судном, которое будет заложено на верфи, должна стать несамоходная трюмная баржа класса «река-море» для ПАО «Ленское объединённое речное пароходство». В текущем году планируется приступить к строительству первого парома и разборного моста.
На сегодняшний день техническая готовность верфи составляет 86,25%. Завершены общестроительные работы, в том числе возведены фундаменты, каркас, стены и междуэтажные перекрытия, смонтированы основные системы инженерного обеспечения, завершаются работы по монтажу систем вентиляции и промпроводок, поставлено и смонтировано технологическое оборудование для строительства судов, проводятся пуско-наладочные работы. Объем инвестиций в проект оценивается в 6,3 млрд рублей.
Напомним, что Жатайский судоремонтно-судостроительный завод в поселке Жатай (входит в городскую черту Якутска) функционировал с 1940-х гг. Модернизированное производство создается на базе ранее существовавшего предприятия. Сдать объект планировалось в 2021 г., но сроки неоднократно переносились (на 2023 г., на 2024 г. и на 2025 г.), в проект вносились изменения, увеличивалась стоимость строительства. Также возникали такие проблемы, как несвоевременное привлечение кредитных средств и дефицит работников.
Некоторые предприятия отрасли в ДФО испытывают финансовые проблемы, которые собственники решают за счет мер по финансовому оздоровлению, привлечения кредитных средств и продажи своих долей. В марте 2025 г. Росимущество выставило на торги оставшиеся 2% акций завода по производству оборудования для морского и железнодорожного транспорта «Варяг» во Владивостоке. Завод должен полностью перейти частному владельцу.
«Варяг» специализируется на производстве комплексных систем управления движением и защиты пароэнергетики, он является единственным в РФ предприятием по производству, ремонту и обслуживанию электрогидравлических агрегатов, систем управления морских кораблей, судов, глубоководных аппаратов, станций и тренажеров корабельных систем управления, судового оборудования и составных частей судов.
К продаже предлагается почти 2,2 млн акций предприятия (выпущены в 1992 г.) – это 2,0393% от уставного капитала предприятия и все 100% акций завода «Варяг», имеющиеся в собственности РФ. Начальная цена лота составила 10,573 млн рублей. Из остальных акций предприятия 98% принадлежат небольшой группе лиц, часть из них входит в совет директоров. В частности, наиболее крупные пакеты (36,3%; 19,6% и 14,8%, всего 70%) принадлежат А.Леонову, Н.Леоновой и Г.Леоновой (сын и дочери Е.Леонова, который возглавлял предприятие с советских времен в 1987-2018 гг.). Еще пять человек владеют пакетами от 1,4% до 2,5% акций завода.
В мае межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом приняла от ПАО «Славянский судоремонтный завод»[2] имущество на общую сумму 38,5 млн рублей в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате задолженности судоремонтного предприятия. Долг по налогам и сборам завода в конце прошлого года достиг 100 млн рублей. В 2023 г. задолженность была в 2,4 раза меньше – 41 млн рублей.
На конец 2024 г. общая кредиторская задолженность организации оценивается в 1,2 млрд рублей. В прошлом году чистая прибыль Славянского СРЗ составила 14 млн рублей, что на 2% ниже, чем в 2023 г. В 2024 г. предприятие отремонтировало 12 судов, доля государственных заказов в общем объеме судоремонта превысила 63%. Следует отметит, что «Варяг» и Славянский СРЗ ранее заявляли о намерении войти в формируемый в Приморском крае судостроительный кластер (ключевыми предприятиями которого должны стать ССК «Звезда» и компания ООО «Кораблестроение и композиты»[3])
Тем временем Амурский судостроительный завод (ОСК, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) по итогам 2024 г. сократил чистый убыток в 9,7 раза, до 149 млн рублей. В 2023 г. чистый убыток предприятия составлял 1,4 млрд рублей. Выручка верфи выросла за прошлый год на 4,5% и достигла 25,13 млрд рублей. При этом увеличилась и кредиторская задолженность - на 5,65 млрд рублей по долгосрочным обязательствам (до 79,33 млрд рублей), на 1,26 млрд рублей - по краткосрочным обязательствам (до 11,6 млрд рублей).
На предприятии действует программа финансового оздоровления, которая предусматривает плановое увеличение чистых активов при расширении портфеля заказов. В прошлом году судоверфь получила средства из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с погашением основного долга и уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банке ВТБ. Кредитные средства были направлены на достройку заказов гражданского судостроения. Помимо выполнения гособоронзаказа АСЗ строит грузопассажирский паром, который должен будет выйти на линию «Ванино – Холмск», и достраивает многофункциональное аварийно-спасательное судно «Керченский пролив», также ведется строительство транспортно-спускового дока для перевода строящихся заказов на сдаточную базу и док-понтона для обеспечения вывода заводских заказов из цеха и перевод их к достроечному пирсу.
Наконец, на еще одном дальневосточном активе ОСК, Хабаровском судостроительном заводе, сохраняется проблема дефицита загрузки мощностей. В апреле губернатор Хабаровского края Д.Демешин заявил о планах передачи предприятия в краевое управление. Он отметил, что вопрос прорабатывается с ОСК, а завод может быть перепрофилирован в центр судоремонта.
[1] «НОВАТЭК» выступает владельцем и коммерческим менеджером двух первых танкеров Arc7 с 1 марта 2025 г., танкера «Сергей Витте» - с 31 октября 2024 г.
[2] Владелец – депутат Заксобрания Приморского края Д.Текиев.
[3] Учредитель – В.Зуев. Компания специализируется на строительстве судов и плавучих конструкций – морских яхт, катамаранов и маломерных судов.
На Дальнем Востоке в большинстве регионов в минувшем году наблюдалось сокращение производства сельскохозяйственной продукции, на что повлияли неблагоприятные погодные условия, а также заболевания сельскохозяйственных животных. В текущем году дальневосточные аграрии рассчитывают улучшить показатели, но проблемой является ужесточение кредитных условий. Развитие в макрорегионе получают новые крупные проекты в сфере производства тепличных овощей.
По итогам 2024 г. Дальневосточный ФО продемонстрировал спад сельскохозяйственного производства (индекс - 96,7%), что соответствует ситуации в отрасли в стране в целом (96,8%). Регионами с положительной динамикой сельхозпроизводства в 2024 г. (Таблица 1) стали только Хабаровский край (+1,3%) и Амурская область (+0,6%), но рост в них был незначительным. Наиболее существенное падение в отрасли за минувший год продемонстрировали Магаданская область (снижение индекса до 85,8%) и Сахалинская область (87,5%).
В Хабаровском крае в прошлом году фиксировался рост производства тепличных овощей – на 20% относительно показателей аналогичного периода 2023 г., до 3,2 тыс. тонн. В крае действует пять крупных тепличных комплексов. Новый тепличный комплекс рассчитывают построить холдинг «Эко-культура»[1] и группа компаний «Династия»[2] - мощностью 13 тыс. тонн овощей в год (на 25 га) к 2027 г. Объем вложений оценивается в 19 млрд рублей. Кроме того, тепличный комплекс площадью 30 га намерена построить в регионе ГК «Рост»[3] (ООО «Овощи Дальнего Востока»). Начало строительства намечено на третий квартал 2025 г.
При этом один из дальневосточных регионов, Приморский край, по итогам десяти месяцев прошлого года занял первое место в России по объемам экспорта продукции агропромышленного комплекса в Китай (на 753,8 млн долларов) и Республику Корея (362,8 млн долларов). В целом экспорт приморской сельхозпродукции за данный период составил 1,45 млрд долларов.
Стоит отметить, что в начале текущего года правительством РФ были установлены региональные тарифные квоты[4] на вывоз из России кукурузы за пределы Евразийского экономического союза (будут действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 г. включительно). Они касаются производителей из Приморского края и Амурской области. В частности, сельхозпроизводители из Приморского края получили право на экспорт 337 тыс. тонн кукурузы, а приамурские аграрии смогут экспортировать 200 тыс. тонн кукурузы. Решение принято для предоставления возможности реализации излишков продукции на экспорт.
Между тем в Минвостокразвития предлагают перенаправить средства от экспортной пошлины за поставки сои в региональные бюджеты (на сегодняшний день они поступают в федеральный бюджет). В ДФО основными производителями сои являются Амурская область, которой принадлежит лидерство в стране по сбору сои, Хабаровский и Приморский края.
В 2024 г. в Амурской области было собрано около 1,4 млн тонн соевых бобов (19,9% от общего урожая РФ). Данный результат Приамурья был на 2,1% ниже уровня 2023 г. В Приморском крае в 2024 г. собрано 207 тыс. тонн сои, что ниже показателя 2023 г. на 25%. Причиной сокращения урожаев стали неблагоприятные погодные условия. В Хабаровском крае, по предварительным данным, урожай сои в 2024 г. составил около 50,5 тыс. тонн (в 2023 г. – 49,9 тыс. тонн).
Также в Приморском крае в 2025 г. планируется запустить новый проект по выращиванию кукурузы и сои – компании ООО «Спасскпродукт-А» (ТОР «Михайловский», входит в группу «Мерси Трейд»). Предприятие намерено снабжать продукцией свинокомплексы «Мерси Трейд» и птицефабрики «АгроПтица». К 2027 г. инвестор намерен увеличить посевные площади до 14 тыс. га (в 2025 г. – 6,9 тыс. га) с помощью введения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Объем инвестиций в проект оценивается в 132 млн рублей. Через два года предполагается достичь плановой мощности по выращиванию 57,5 тыс. тонн зерновых.
В Приморье растет поголовье свиней после вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в 2023 г. На начало февраля текущего года в регионе насчитывалось около 353 тыс. голов свиней в хозяйствах всех категорий (рост в 1,4 раза относительно аналогичного периода 2024 г.). Общий ущерб от заболевания был оценен в 252 тыс. голов, которые были забиты (убытки – более 4 млрд рублей). На рынке региона доля свинокомплексов холдинга «Русагро» (где и вспыхнуло заболевание[5]) составляет около 20%. Свиная продукция также производится ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Небольшие объемы (порядка 15% в целом) обеспечивают предприятия «Агрофонд» (Партизанский муниципальный округ), «Грин Стар III» (Надеждинский район) и крестьянско-фермерское хозяйство в Уссурийском городском округе.
Тем временем в Забайкальском крае в текущем году площадь посевов сельхозкультур предполагается довести до 181 тыс. га, что на 12,4% больше, чем в 2024 г. В первую очередь должны вырасти посевы масличных культур. По итогам прошлого года в Забайкалье был увеличен валовой сбор рапса до 17,3 тыс. тонн, что в пять раз превысило показатели 2023 г. Площадь посевов рапса в 2024 г. была в два раза больше, чем в 2023 г., составив 13,5 тыс. га. Также сельхозтоваропроизводители региона в текущем году намерены ввести в оборот 32,1 тыс. га залежных земель – в Приаргунском, Улётовском, Краснокаменском муниципальных округах, Нерчинском, Шилкинском, Чернышевском районах. В 2024 г. в регионе было введено в оборот 10,5 тыс. га невостребованных сельхозугодий.
В Приморском крае в текущем году планируется увеличить площадь посевов на 3% относительно 2024 г. – до 506 тыс. га, в основном за счет кукурузы. Также предполагается засеять не менее 15 тыс. га овса, пшеницы и ячменя. При этом сельхозпроизводители обеспокоены проблемой сокращения рентабельности продукции, связанной с ростом цен на ГСМ, удобрения, электроэнергию и семена, падением цен на продукцию. В частности, три года назад килограмм сои стоил на рынке региона 45 рублей, но на сегодняшний день цена не превышает 35 рублей за килограмм. При этом из-за роста ставки рефинансирования увеличилась стоимость кредитов – с 5% до 7,5%.
На некоторых предприятиях продолжают возникать проблемы, связанные в том числе с заболеваниями и сокращением поголовья. В марте в Магаданской области прокуратурой Ольского муниципального округа были выявлены неприемлемые условия содержания крупного рогатого скота в самом крупном в регионе крестьянско-фермерском хозяйстве – КФХ «Комарова»[6] (поголовье – более 3 тыс. голов скота). По данным правоохранительных органов, на ферме в селе Клепка Ольского муниципального округа в антисанитарных условиях погибло более 40 животных. У части поголовья выявлены симптомы истощения и обезвоживания, а помещения, в которых они содержались, не соответствовали ветеринарным требованиям.
В результате проверки возбуждено уголовное дело о жестоком обращении с животными, а министру сельского хозяйства Магаданской области Н.Кошеленко вынесено предостережение. При этом КФХ «Комарова» является основным поставщиком молочной продукции в социальные учреждения Магаданской области.
Кроме того, в марте обвинение в халатности было предъявлено бывшему генеральному директору птицефабрики «Островная» в Сахалинской области (принадлежит региону, основной поставщик куриных яиц в области) И.Юрьеву (был уволен в конце 2023 г.). Следствие полагает, что отсутствие мер по соблюдению на предприятии требований санитарии и гигиены, ветеринарных требований содержания птицы привели к вспышкам гриппа птиц и их массовому падежу в 2022 г. и в начале 2024 г.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, январь-декабрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
96,8 |
Сибирский федеральный округ |
104,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
96,7 |
Хабаровский край |
101,3 |
Амурская область |
100,6 |
Республика Саха (Якутия) |
98,6 |
Республика Бурятия |
97,7 |
Еврейская авт. область |
97,7 |
Приморский край |
94,2 |
Чукотский авт. округ |
93,2 |
Забайкальский край |
92,7 |
Камчатский край |
92,4 |
Сахалинская область |
87,5 |
Магаданская область |
85,8 |
[1] Основной владелец (51%) – влиятельный российский агробизнесмен А.Рудаков, еще 49% - у И.Ашиновой. Головная компания холдинга, ООО «Эко-культура», была зарегистрирована в 2015 г. в Кировском районе Ставропольского края и в настоящее время расположена в станице Марьинская. Под управлением «Эко-культуры» находятся 13 тепличных комплексов площадью 500 га в восьми регионах страны (Ставропольский край, Московская, Тульская, Курская, Воронежская, Липецкая, Ленинградская области, Кабардино-Балкария). А.Рудаков в 1995-2004 гг. возглавлял компанию «Липецк спирт», в 2005-10 гг. – Сармаковский спиртодрожжевой комбинат.
[2] Ставрополь, принадлежит И.Крыханову (бывший топ-менеджер «Эко-культуры»).
[3] Основной владелец – С.Рукин.
[4] Механизм квотирования экспорта зерновых был введен в 2021 г.
[5] После обнаружения заболевания на свинокомплексе «Ленинский-2» потребовалось уничтожить 12% поголовья (55 тыс. животных). Позднее АЧС была выявлена в комплексе «Ленинский-1», а также в племенном комплексе в селе Григорьевка, комплексах «Дубки-1» и «Дубки-2».
В минувшем году на снижение производственных показателей агропромышленного комплекса Дальнего Востока влияли неблагоприятные погодные условия (дожди, тайфуны, паводки, переувлажнение почвы), а также вспышки вирусных заболеваний сельскохозяйственных животных на крупных предприятиях и в фермерских хозяйствах. При этом регионы намерены в ближайшие годы все же добиться существенного повышения уровня самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. Основные ожидания связаны с реализацией проектов строительства крупных животноводческих и тепличных комплексов.
По предварительным данным, сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке в 2024 г. сократилось на 3,3% относительно 2023 г., что в целом соответствует общероссийскому негативному тренду (-3,2%). Небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции был зафиксирован только в двух регионах – в Амурской области (+0,6%) и Хабаровском крае (+1,3%). Больше всего сократилось производство сельхозпродукции в прошлом году в Магаданской области – на 14,2%.
В Приморском крае, который является дальневосточным лидером по объемам производства скота и птицы (на убой), по данным категориям в 2024 г. было зафиксировано наиболее значительное в округе сокращение – на 24,7%, до 81,5 тыс. тонн. На формирование отрицательной динамики повлияли вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в регионе – в 2023 г. на крупном свиноводческом комплексе «Русагро – Приморье» (около 20% приморского производства свинины), а в минувшем году – в небольших фермерских хозяйствах. Напомним, что свинину в крае также производят ООО «Мерси трейд» и ООО «Приморский бекон» (холдинг ООО «Мерси Агро Приморье»). Хотя краевой Минсельхоз ставит цель добиться достижения самообеспеченности региона мясом собственного производства на 100% к 2028 г., пока данный показатель составляет только 48,5%. Также в крае в прошлом году снизилось производство молока – на 2,7% относительно 2023 г., до 132,8 тыс. тонн.
Увеличению производства собственной мясной продукции в Приморье должны способствовать новые проекты. В 2024 г. вьетнамская TH Group приступила к основной фазе строительства животноводческого комплекса с общим поголовьем 10 тыс. коров в Яковлевском муниципальном округе. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2027 г. Инвестиции в создание комплекса и молокозавода мощностью переработки 60 тыс. тонн молока в год составят более 20 млрд рублей.
В Приморском крае в минувшем году фиксировалось заметное снижение сбора зерна – на 13,8%, до 425,6 тыс. тонн, а также картофеля – на 10,4%, до 146,3 тыс. тонн. Напротив, производство овощей увеличилось за год на 28,7%, достигнув 91,2 тыс. тонн. Сои в крае (основная экспортная культура региона) за минувший год было собрано 207 тыс. тонн, что на 43,5% меньше, чем годом ранее (урожай собран с 152,5 тыс. га, тогда как в 2023 г. – с 269 тыс. га). Причиной сокращения стало уменьшение посевных площадей из-за дождей и переувлажнения почвы (план по посеву был выполнен только на 51%).
Следует отметить, что в целом на Дальнем Востоке в прошлом году в 3,5 раза выросло производство семян подсолнечника, составив 7,9 тыс. тонн (в весе после доработки). Выращивание данной культуры сосредоточено в Приморском и Забайкальском краях, но цифры именно по данным регионам отдельно не уточняются. Тем не менее на Дальний Восток приходится лишь небольшая часть общего урожая подсолнечника в стране. В целом сбор данной культуры в РФ в прошлом году превысил 16,5 млн. тонн, снизившись на 4% относительно 2023 г.
Кроме того, в Приморском крае планируется организовать производство сельскохозяйственной техники – резидент СПВ ООО «Европа-Азия Дальний Восток»[1] намеревается выпускать на предприятии в поселке Пограничный до 70 единиц техники в месяц, инвестировав в завод 147,5 млн рублей. На земельном участке площадью 194 тыс. кв. м планируется построить производственный цех, площадки для хранения открытого и закрытого типа, а также административно-бытовой комплекс, служебное жилье для сотрудников. При этом марка выпускаемой техники пока не уточняется.
На Дальнем Востоке за 2024 г. было произведено 1,2 млрд яиц, что на 0,9% выше показателя 2023 г. Лидером по темпам роста производства на птицефабриках в 2024 г. стал Хабаровский край – как в ДФО, так и по стране в целом. В крае было выпущено 337,7 млн штук яиц, что на 44,5% больше, чем в 2023 г[2]. В регионе действуют три птицефабрики – АО «ППЗ «Хабаровский», АО «Птицефабрика «Комсомольская» и занимающееся выращиванием и реализацией перепелиной продукции ООО «Промоптторг». При этом на птицефабрике «Комсомольская» в 2022 г. из-за вспышки гриппа птиц было уничтожено все поголовье птиц, так что в минувшем году удалось достигнуть уровня производства 2021 г., что и создало общий эффект восстановительного роста в регионе.
Рост в сфере производства куриных яиц в 2024 г. относительно 2023 г. был также зафиксирован в Магаданской области (на 21%), Забайкальском крае (на 6,7%) и Чукотском АО (на 4,5%). В Иркутской области рост производства данного вида продукции составил 2,8%. Снижение выпуска яиц было отмечено в Приморском крае (на 3,4%), Камчатском крае (на 19,7%), Еврейской АО (на 8,6%) и Сахалинской области (на 67,3%).
Тем временем птицефабрика «Уссурийская»[3] в Приморском крае намерена в текущем году увеличить производственные мощности до 280 млн штук яиц в год (в настоящее время – 141 млн яиц в год). При этом в прошлом году на птицефабрике произошла частичная гибель поголовья (55,86 тыс. голов) из-за аварийного отключения электроэнергии и водоснабжения в августе. «Уссурийская» обеспечивает 70% производства куриных яиц в крае, благодаря увеличению производства предполагается довести уровень самообеспеченности региона по куриному яйцу до 70% (на сегодняшний день – 53%).
Напомним, что на предприятиях Камчатки и Сахалина в прошлом году происходили вспышки высокопатогенного гриппа птиц, что привело к гибели поголовья и необходимости его восстановления. На Камчатке в результате вспышки заболевания в октябре было уничтожено около 239 тыс. кур на птицефабрике АО «Пионерское» (принадлежит региону). Новое поголовье было доставлено на фабрику в январе 2025 г. из Екатеринбурга. Первую продукцию предполагается выпустить в продажу в конце весны, а выход на полную мощность намечен на ноябрь 2025 г. Работу по восстановлению поголовья осуществляет также и наиболее крупная на Сахалине птицефабрика «Островная» (принадлежит региону), пострадавшая от гриппа птиц в феврале прошлого года. К концу декабря 2024 г. поголовье кур превысило 160 тыс. голов, объем производства превысил 120 тыс. яиц в сутки (до вспышки заболевания предприятие производило 250 тыс. яиц в сутки).
На Дальнем Востоке планы по увеличению уровня самообеспеченности овощной продукцией связаны с проектами создания тепличных комплексов. В феврале в Камчатском крае был официально открыт тепличный комплекс «Камчатский» (ГК «Теплицы регионов»[4], ТОР «Камчатка», агропромышленный парк «Зеленовские озерки») площадью 3,6 га по выращиванию огурцов (два сорта) и помидоров (три сорта). Первый урожай комплекса составил 500 кг огурцов. В проект было инвестировано 2,98 млрд рублей. Его мощность должна достигнуть 2,8 тыс. тонн овощей ежегодно.
На некоторых дальневосточных предприятиях отрасли в начале текущего года происходили ЧП, которые повлияют на производственные результаты в ближайшей перспективе. В Приморском крае в январе произошел пожар в одном из цехов на предприятии по производству куриного мяса «Агроптица»[5] (наиболее крупный производитель мяса птицы в крае), в результате чего было утрачено 3% поголовья – уничтожено пожаром 22 тыс. голов, еще около 12 тыс. голов вынужденно забито. В 2024 г. «Агроптица» выпустила 19 тыс. тонн продукции (97% от всего объема производства в регионе). Поголовье птицы единовременного содержания на предприятии составляет около 1,2 млн голов.
В Белогорске Амурской области в конце января в производственном помещении маслоэкстракционного завода «Амурский» произошел взрыв, в результате которого погиб работник предприятия. СУ СК РФ по Амурской области возбудило уголовное дело о нарушении правил безопасности при ведении работ. В компании при этом настаивают на соблюдении условий промышленной безопасности на заводе. Ход и результаты прокурорской проверки были поставлены на контроль прокурором Амурской области Р.Пантелеевым.
Мощность МЭЗ «Амурский» составляет 240 тыс. тонн сои в год. После взрыва на заводе был введен режим ЧС локального характера, а руководство предприятия сообщило о приостановке производства соевого изолята как минимум на четыре месяца. На заводе продолжится выпуск кормового шрота, соевого масла, комбикормов и соевого лецитина. При этом намеченную на лето 2025 г. реконструкцию цеха изолята решено перенести на более ранний срок, в связи с чем обновленные производственные мощности планируется запустить в июле текущего года.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Владивосток, учредитель – китайский предприниматель Яо Я.
[2] Большие темпы роста были зафиксированы в Архангельской области (+33,9%) и Республике Марий Эл (+28,1%).
[3] Учредитель – Е.Разник.
[4] Принадлежит инвестиционному фонду «РЕАМ Менеджмент» М.Сиволдаева.
[5] Компания в 2019 г. запустила птицеферму на базе обанкротившейся птицефабрики «Михайловский бройлер» в поселке Заводской. Владельцы – В.Хе (97%) и ООО «Сбербанк инвестиции» (3%).