С января по июль производство сжиженного природного газа в России сократилось на 4,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Его объем составил 18,7 млн тонн.
Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные Росстата. В июле выпуск сжиженного природного газа в сравнении с июнем этого года, сократился почти на 8% (2,2 млн тонн). В прошлом году в стране произведено 32,5 млн тонн сжиженного природного газа, в позапрошлом – 30,1 млн тонн.
В России СПГ производят заводы «Сахалинская энергия», а также «Ямал СПГ». Оператор проекта «Сахалин-2» ООО «Сахалинская энергия» начал хозяйственную деятельность в полном объеме с августа 2022 года. В рамках инфраструктуры проекта «Сахалин-2» поддерживается стабильная добыча нефти и газа. Имущество компании «Сахалин Энерджи» перешло в собственность РФ, соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.
Сегмент малотоннажного производства СПГ в России, который сегодня испытывает серьезную недозагрузку мощностей, может расширить рынок сбыта за счет потребностей коммунальных объектов энергетики. EastRussia разбиралась, насколько развитие автономной газификации населенных пунктов будет интересным как для властей, так и потенциальных инвесторов.
Мало-помалу
В 2022 году в России насчитывалось 16 малотоннажных комплексов по сжижению природного газа суммарной мощностью 29 т/час или около 260 тыс. т ежегодно. Кроме того, в стадии строительства – мини-заводы на 0,5 млн т, а с учетом планирующихся проектов – более чем на 2 млн т.
Как сообщил на состоявшемся 15-16 марта форуме «СПГ Конгресс Россия» первый заместитель генерального директора АО «Газпром промгаз» Николай Варламов, сегодня к созданию рассматривается более 40 подобных производств. Согласно целевой программе, к 2025 году общая производительность мини-заводов в России должна достигнуть 83,3 т/час или около 730 тыс. т ежегодно.
Как заверил Николай Варламов, санкционные ограничения не должны повлиять на ход реализации малых СПГ-проектов. В качестве примера, он привел ввод в 2018 году в районе села Дальнее на Сахалине малотоннажного завода (производительность – 1,5 т/час или 12,7 тыс. т/год с возможным расширением мощности). Проект был реализован на базе отечественных технических решений. Комплекс направлен на газификацию муниципальных котельных в Невельске, Макарове, Тымовске, а также на нужды газомоторного транспорта.
Однако, говоря о планах, стоит не забывать о том, что загрузка действующих производств на сегодня не велика. Если брать выпуск в целом – это примерно половина от действующих мощностей. В 2022 году малотоннажные комплексы произвели лишь 135 тыс. т СПГ, хотя и улучшили показатель предыдущего года на 4,5%.
Недостаточная загрузка предприятий отчасти связана со сложностями в расширении экспорта, в то же время постепенно растут потребности внутри страны. В прошлом году впервые объемы продукции малотоннажных СПГ-предприятий на внешний и внутренний рынок сравнялись, уточнил советник постпредства Якутии при президенте РФ Александр Климентьев. До этого отгрузка сжиженного газа превалировала в экспортном направлении.
В «Газпром промгазе» предлагают не сбрасывать со счетов потенциал экспорта, особенно для тех проектов, которые могут быть реализованы в приграничных регионах, например, в Амурской области, Хабаровском крае и Приморье.
Как заинтересовать инвестора
В настоящее время основная часть проектов в области малотоннажного СПГ ориентирована на потребности автомобильного и железнодорожного транспорта. Только небольшое число перспективных производств может быть увязано с автономной газификацией населенных пунктов.
Тем не менее в свете развития распределенной энергетики такое решение наиболее подходит к районам Дальнего Востока и Арктики, особенно там, где появляются объекты промышленности, новые точки экономического роста, отмечает директор по работе с ключевыми партнерами Института нефтегазовых технологических инициатив Алексей Фадеев.
В некоторых регионах видят в данном подходе и социальный эффект. В частности, в Якутии прорабатывается вариант использования СПГ в качестве альтернативы централизованному газоснабжению для отопления жилых домов и социальных объектов там, где вести трубу и строить газораспределительные сети не слишком экономично. Под такую возможность подпадают порядка 30 населенных пунктов республики.
Вместе с тем государству следует стимулировать инвестиционную активность в рамках автономной газификации населения, поскольку эта деятельность подпадает под тарифное регулирование, рассуждает Николай Варламов. К тому же встает вопрос загрузки предприятия в межотопительный сезон, который, впрочем, возможно решать за счет того же газомоторного транспорта.
Ключевой аспект – достижение экономически разумной цены для конечного потребителя, отмечает первый замглавы «Газпром промгаза», с учетом издержек поставщика топлива по всей цепочке, включая хранение, доставку, регазификацию СПГ. «Важный момент, если сравниваем автономную и сетевую газификацию – минимизация затрат должна идти с определенной мерой господдержки», – считает менеджер.
Обеспечить инвесторам условия для реализации проекта, приемлемые сроки окупаемости, действительно важно, соглашается Максим Губанов, руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Причем СПГ-проекты вполне могут внести свою лепту в модернизацию локальной генерации с привлечением современных технологий, добавил он.
СПГ как ВИЭ
Примеров преференциальной поддержки малотоннажных производств СПГ в целях автономной газификации на Дальнем Востоке пока нет, признал представитель КРДВ. По его мнению, в реализации таких проектов целесообразно задействовать льготные механизмы, которые уже привлекались при создании генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.
Это, например, строительство ветростанции в Анадыре. Проект реализован по концессионному соглашению, инвестор получил льготы ТОР «Чукотка» и содействие со стороны региональных властей. Возврат инвестиций осуществляется за счет достигнутой экономии прежнего вида топлива (угля).
Похожий принцип заложен в работе гибридной электростанции в якутском селе Улахан-Кюель (Табалах). Построенный в 2021 году объект сочетает генерацию с помощью солнечных модулей с промышленными аккумуляторами (мощностью 404 кВт) и современными дизельными генераторами (600 кВт). Проекту помог преференциальный режим арктической зоны РФ. Инвестор заключил с ПАО «РусГидро» (энергокомплекс эксплуатируется АО «Сахаэнерго») энергосервисный контракт: отдача вложений происходит за счет сохранения экономии расходов на топливо в тарифе в течение 10 лет, после чего энергокомплексы перейдут в собственность «Сахаэнерго».
Еще один проект в малой энергетике, хотя и не связан с ВИЭ, достоен особого внимания. В забайкальском поселке Первомайский идет строительство котельной мощностью 70 МВт. Она заменит угольную ТЭЦ, возведенную более 60 лет назад, главный корпус которой пришел в аварийное состояние. Проект реализуется с применением механизма дальневосточной концессии сроком на 20 лет. Одновременно предусмотрена помощь от Фонда содействия реформированию ЖКХ, как объекту теплоснабжения, уточнил Максим Губанов.
По его словам, в КРДВ хотят, чтобы меры поддержки по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ, включая льготное кредитование, распространялись на объекты локальной энергетики. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны, например, подготовлен план модернизации (фактически замены) неэффективных дизельных электростанций.
«Сам механизм поддержки таких инвесторов длительное время проходил обсуждение в экспертных кругах. В настоящее время он кристаллизуется. Даже есть поручение президента РФ на эту тему, что даст старт развитию инвестиционных проектов», - рассказал представитель КРДВ.
Говоря о газификации на основе сжиженного природного газа, Максим Губанов отметил, что она может составить конкуренцию другим технологиям локального энергоснабжения, в том числе ВИЭ. Собственно, государство должно отобрать такие проекты, которые покажут наилучшую эффективность на горизонте 15-20 лет с учетом особенностей топливно-энергетического баланса региона, другой местной специфики, и оказать им свою поддержку.
Стоит сказать, и власти на местах вряд ли захотят получить при переводе котельных и электростанций на новый вид топлива очередной дотационный объект. Традиционно на Дальнем Востоке высокие субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства, и одна из преследуемых целей развития распределенной энергетики – снижение таких дотаций. Отсюда прямая заинтересованность, если за счет применения прогрессивных технологий производства, оптимизации логистики и т.п. цена нового энергоносителя окажется более привлекательной по стоимости.
К 2030–2035 году мировое потребление сжиженного природного газа может возрасти до 700 млн т ежегодно, при этом Россия рассчитывает занять 15–20% этого рынка. Однако уход с рынка многих зарубежных партнеров остро ставит вопрос о необходимости обеспечить газовиков своим высокотехнологичным оборудованием. Насколько возможно заместить иностранные технологии для российских СПГ-проектов, обсуждали участники отраслевого сообщества на Петербургском международном экономическом форуме.
Назад в СССР
Если раньше предполагалось, что потребление сжиженного газа в мире к 2030 году достигнет 500–550 млн т (в последний период оно составляет порядка 300–350 млн т ежегодно), то сейчас прогнозы увеличены. «700 млн т к 2030–2035 году является той цифрой, на которую можно вполне ориентироваться. Это значит, что мы должны максимально задействовать наш ресурсный потенциал, чтобы занять максимальную долю рынка», - заявил первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
Наращивание производства данного продукта – общемировой тренд. За последние годы наибольший вклад в растущее потребление газа (сейчас доля этого вида топлива в энергопотреблении мира составляет примерно 23%) дала именно торговля СПГ.
Правда, в период низких цен на энергоносители и пандемию ход реализации новых СПГ-проектов по всему миру замедлился, однако ситуация стала меняться, и с текущим взлетом цен на углеводороды ожидается ускоренный ввод новых производств.
Россия претендует на 15–20% рынка, то есть к 2030–2035 годам может вчетверо увеличить выпуск сжиженного природного газа – до 120–140 млн т ежегодно. Для его производства имеется огромная ресурсная база. Как отметил председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон, запасы только в арктической зоне составляют порядка 32 трлн куб. м природного газа. Для примера, Катар, крупнейший в мире производитель СПГ, располагает уникальным месторождением Северное, оценка запасов которого варьируется от 24 до 28 трлн куб. м.
Справка:
К настоящему времени в Ямало-Ненецком автономном округе реализован проект «Ямал СПГ» (50,1% в нем имеет ПАО «Новатэк», 20% – TotalEnergies, 20% – CNPC, 9,9% – Фонд Шелкового Пути), сырьем для которого выступает газ Южно-Тамбейского месторождения. С 2017 по 2021 год на заводе введены в строй четыре технологические линии. В прошлом году предприятием произведено 19,64 млн т СПГ.
Еще один перспективный проект в ЯНАО - «Арктик СПГ 2». Ресурсной базой будущего производства является Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан, примерно в 70 км от проекта «Ямал СПГ» через Обскую губу. Проектом предусмотрено строительство трех технологических линий. Общая мощность составит 19,8 млн т СПГ и до 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год.
Со временем за счет Ямала и Гыдана в РФ предполагается довести ежегодное производство сжиженного газа до 80–90 млн т, прогнозируют в Минэнерго. Кроме того, увеличить выпуск этого энергоносителя возможно благодаря сахалинскому шельфу и запасам Якутии (как известно, в республике проект крупнотоннажного СПГ инициировал ЯТЭК, контролируемый «А-Проперти» Альберта Авдоляна).
Но сегодня, когда многие западные партнеры покидают российский рынок, стране, по сути, нужно создать новую отрасль промышленности, которая обеспечит технологическим оборудованием производителей сжиженного газа: насосами, теплообменниками, компрессорами, системой пожаротушения и пр.
«В конце 1970-х газопровод «Союз» прокладывался на импортных трубах и американских газоперекачивающих агрегатах. В 1981 году, когда уже приступали к строительству трубопровода Уренгой – Помары – Ужгород, США ввели санкции (администрация президента Рейгана тогда объявила эмбарго на поставки в СССР высокотехнологичного американского оборудования – Прим. ред.) Тогда была задача срочно самим начать производить все комплектующие, и первую нитку ввели частично с советскими трубами и агрегатами. Затем постепенно освоили эти позиции до полной локализации газопроводов. Как и в 1980-е нужно повторить рывок, несмотря на то, что СПГ-оборудование, конечно, несравнимо сложнее», - заявил Леонид Михельсон.
Наука для производителя
В Минэнерго считают, что реализация СПГ-проектов – редкая возможность, когда отрасль на 10–15 лет может быть обеспечена твердыми заказами. «Это шанс для промышленности получить некий драйвер и базового заказчика и дальше использовать базовый заказ, компетенции и денежный поток. Уже на базе этого можно развивать другие компетенции и производить другое оборудование», - подчеркнул Павел Сорокин.
В свою очередь бизнес рассчитывает на помощь государства, которой пока недостаточно. По словам господина Михельсона, еще на этапе создания проекта «Ямал СПГ» говорилось о важности запуска специальной программы для российских предприятий, локализующих СПГ-оборудование. Начиная с 2017 года, были соответствующие поручения, готовилась дорожная карта, но во многом эти документы не были подкреплены финансированием.
«Из первоначально заявленного объема в 23 млрд руб. <на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы> Минфином выделено 2,8 млрд руб. Из них 1,3 млрд руб. – Росатому, который с привлечением собственных средств построил уникальный стенд, позволяющий испытывать насосы и детандеры на СПГ. Оставшиеся 1,5 млрд руб. выделены на НИОКРы по семи позициям оборудования из необходимых, как минимум, 18-ти. И выделенная сумма компенсирует примерно 36% затрат производителей на эти НИОКРы», – рассказал глава «Новатэка».
Он сообщил, что на научные разработки, которые должны быть применены в промышленном производстве по сжижению газа, нужно около 24 млрд руб. При этом предлагается пересмотреть подход к выделению государственных средств на данные цели. Эффективность финансирования по линии Минпромторга прежде рассчитывалась в зависимости от того, какой объем выручки принесет разработка. К примеру, на 1 руб. полученной господдержки нужно было обеспечить 5 руб. выручки за счет реализации продукции, созданной в рамках инновационного проекта.
Но такой принцип не устраивает конечного пользователя оборудованием. В частности, «Атомэнергомаш» («дочка» Росатома) сделал качественный погружной криогенный насос, но предлагает его по цене почти в два раза выше, чем «Новатэк» до того покупал в Японии, посетовал Леонид Михельсон. «В мире такие задачи решаются венчурными инвестициями, в принципе выделение субсидий должно быть схоже с финансированием стартапов. Вместо объема выручки от продажи оборудования целевым показателем должен стать сам факт применения оборудования при реализации СПГ-проектов. Отчетность надо упростить», – подчеркнул топ-менеджер.
Государство рассмотрит возможность расширения господдержки научно-конструкторских разработок, в свою очередь заверил замминистра промышленности и торговли России Михаил Иванов. «У нас действует механизм налогового вычета на инвестиции в НИОКР с коэффициентом 1,5. Сегодня 1 руб. вложенных в НИОКР <средств> дает возможность с коэффициентом полтора вычесть эту сумму из налогооблагаемой базы. Давайте посмотрим на то, чтобы расширить перечень технологических направлений, по которым дается такая поддержка, и сделать отдельный раздел, посвященный технологиям СПГ», – заявил чиновник.
Тяга к высокому
Сейчас стоит важный вопрос, насколько Россия сможет ускорить разработку собственных технических и технологических решений для СПГ-отрасли, а также запустить их в серию. За рубежом соответствующая индустрия формировалась десятилетиями. «Если говорить про крупнотоннажные заводы СПГ, то основной является технология смешанного хладагента. Крупным лицензиаром здесь выступает немецкая Linde. Как инжиниринговая компания она шла к этому опыту 40 лет», – приводит пример Михаил Иванов.
Впрочем, российские производители достаточно амбициозны. Так, «Атомэнергомаш» освоил производство среднетоннажных спиральновитых теплообменников (является одной из центральных технологических систем СПГ-завода). В его планах – расширение номенклатуры оборудования для проектов крупнотоннажного производства. «Это огромная колонна, в которую уложено 500 км трубы <малого диаметра>, что даже сложно представить. Это тот высокотех, которым сегодня оснащаются современные заводы», – говорит замглавы Минпромторга.
На серьезное сотрудничество рассчитывают «Силовые машины». Первоначально предполагалось, что «Арктик СПГ-2» будет оснащен турбинами LM9000, разработанными General Electric совместно с Baker Hughes под нужды производства сжиженного газа. «Но в условиях ограничений поставки мы получили запрос от «Новатэка» на альтернативные варианты технических решений с использованием российского оборудования», - проинформировал гендиректор АО «Силовые машины» Александр Конюхов.
Компания предложила свои разработки. «Речь идет о том, что можно поставить для «Арктик СПГ 2» на три очереди от 9 до 12 турбин ГТЭ-170», - уточнил руководитель концерна. Головной образец такой турбины будет готов в этом году, а со следующего начнутся коммерческие поставки – но сначала для Нижнекамской ТЭЦ и «Интер РАО». Только к 2025 году, уточнил Александр Конюхов, оборудованием может быть обеспечен «Новатэк».
Для оптимизации затрат целесообразно более широко задействовать имеющиеся в стране площадки и компетенции, убежден замкоммерческого директора ООО «Газпромбанк Развитие активов» Арсений Наумов. «В портфолио «Новатэка» есть проекты гораздо меньше, но которые всем инжиниринговым компаниям-участникам дадут возможность, не рискуя деньгами, подтвердить работоспособность технологии», - обратил он внимание.
При этом немаловажно, что выигрывается время, которое критично в нынешней ситуации. В случае если процесс появления новых СПГ-мощностей в РФ начнет отставать от мирового тренда, рыночное окно возможностей для российского продукта будет уменьшаться, предупреждает председатель правления ПАО «Новатэк».
Заявление о необходимости создания в регионе станкостроительного завода озвучено в ходе Дней Хабаровского края, состоявшихся на прошлой неделе в Совете Федерации. По мысли инициаторов идеи, мощности предприятия будут востребованы вследствие серьезного износа основных фондов, который на сегодня по обрабатывающим производствам в ДФО составляет примерно 45%, в ряде субъектов – еще выше. East Russia выясняла, какие факторы могут как способствовать, так и осложнять развитие в крае станкостроения.
Экономика зовет к станку
По итогам 2022 года износ основных фондов в Хабаровском крае в разрезе обрабатывающих производств составил около 58%, тогда как среднем по РФ – 47,4%. Непосредственно по краевому машиностроительному комплексу эта доля приблизилась к 65% при среднероссийском показателе 56,3%.
Проблема с износом технологического оборудования становится вызовом для обеспечения дальнейшего роста промышленного производства в регионе, который в 2022 году составил 3,5%.
«Действующие предприятия фактически являются наследием советского периода, они обременены избыточными, неиспользуемыми мощностями и в значительной степени имеют устаревшую активную часть производственных фондов», – говорит председатель думы Хабаровского края Ирина Зикунова.
Конечно, положение отчасти спасают иностранные поставщики, но с 2022 года практически прекратился импорт оборудования западного производства. «Все лучшее в последние годы везли из Германии, Японии, а сейчас переключились на Китай и Турцию», – констатирует спикер парламента.
С учетом проблематики для создания станкоинструментального производства в Хабаровском крае, которое, как предполагается, будет закрывать потребности и других субъектов ДФО, создались достаточно хорошие предпосылки, считает Ирина Зикунова. Она напомнила, что некогда в Хабаровске существовал станкостроительный завод. Образованное в 1955 году предприятие, в частности, выпускало станки сверлильно-фрезерных, токарно-винторезных, токарно-револьверных моделей. Завод не смог выстоять в 1990-х и был признан банкротом.
Под прессом импорта
Постсоветский период оказался тяжелым для всей станкостроительной отрасли. В 1980 году в стране было произведено 161 тыс. металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования. Через 10 лет объем выпуска сократился до 100 тыс., и темпы падения ускорились. В 2022 году в РФ выпущено 17 тыс. станков.
В настоящее время типичные представители станкостроительной отрасли в России (производством станочного оборудования в стране занимаются 472 компании) –небольшие предприятия с выручкой до 50 млн руб. «Они располагаются в основном в центральных регионах России, и основными проблемами их работы можно считать низкую доступность оборотных средств, инвестиционных ресурсов, возможности проводить полноценные исследования для запуска новых видов продукции, слабое присутствие на рынке госзаказа, низкую капиталовооруженность и производительность труда», – рассказал замглавы Минпромторга РФ Михаил Иванов.
С одной стороны, в последние годы наметилось некоторое оживление отечественного станкостроения: увеличился выпуск металлорежущих станков, станков с ЧПУ, кузнечно-прессового оборудования, литейных машин. С другой, российский рынок станкоинструментальной продукции остается сильно зависим от импорта. За 8 месяцев 2023 года он достиг порядка 210 млрд руб., в том числе непосредственно по станкам – 142 млрд руб. При этом объем внутреннего производства составил только 55 млрд руб., в том числе по станкам – чуть более 30 млрд.
Без решения проблем, с которыми сталкиваются многие представители отрасли, не обойтись при реализации дальневосточного проекта. Один из наиболее серьезных аспектов связан с организацией производства ключевых комплектующих изделий, обращает внимание президент ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров. «К сожалению, много ведется разговоров на эту тему, но выработанного комплекса мер, который бы говорил о том, что этот вопрос будет решаться, на сегодня нет», – подчеркнул он.
Кадровый вопрос приобретает сегодня особую актуальность. «Цикл подготовки длительный. Если говорим об инженерах-технологах, они выйдут на предприятия через четыре года, а то и шесть, если предполагается магистратура. Поэтому здесь и сейчас получить решения по кадрам не получается», – пояснил ректор Московского государственного технологического университета «Станкин» Владимир Серебренный.
Еще одним препятствием к запуску новых производств в регионах представляется нехватка внутреннего рынка для окупаемости проекта, просчитать экономический эффект от которого в среднесрочной перспективе сложно, комментирует генеральный директор АО «ИПН “Станкостроение”» Вадим Сухарев. Возможное решение в этой связи – усиление госзаказа.
Рынок сбыта у отечественных производителей мал, потому что есть широкие возможности для сбыта импортных станков, подчеркивает руководитель ООО «СтанкоМашСтрой» Олег Кочетков. Переориентация на азиатских поставщиков произошла достаточно быстро. Согласно статистике, в 2021 году на КНР приходилось 21,6% поставок по номенклатуре металлообрабатывающего оборудования, то в 2022-м – 45,7%.
Между тем иностранные компании стали головной болью для российского станкостроения, и ограничительных мер для их допуска на рынок РФ нет, сетует Олег Кочетков. «У Китая, между прочим, 17-18-процентная [ввозная] пошлина», – уточнил менеджер. По его мнению, введение утилизационного сбора на иностранное оборудование, по аналогии с транспортом, позитивно бы повлияло на загрузку отечественных заводов.
Стоит сказать, инициаторы возрождения станкоинструментальной отрасли в Хабаровском крае рассчитывают на концентрацию предприятий машиностроительного комплекса, в первую очередь относящегося к ОПК. Например, благодаря гособоронзаказу Комсомольский-на-Амуре авиационный завод уже сейчас обеспечен полной загрузкой до 2028 года. Подобная картина ожидается по Амурскому судостроительному заводу за счет постройки корветов, малых ракетных кораблей.
Конкурент протянет руку
По станкостроительной промышленности Хабаровский край рассчитывает на предоставление федеральной поддержки, заявила Ирина Зикунова. С ноября 2022 года по поручению председателя правительства РФ идет разработка нового паспорта актуализированной госпрограммы «Развитие производства средств производства», где место отводится станкостроению.
Как сообщил Михаил Иванов, к настоящему времени сформирован пакет из 19 мер. Они касаются реконструкции действующих и строительства новых мощностей, НИОКР, стимулирования спроса, создания центров компетенций, стандартизации, кадровой политики и т.д.
Размер федеральной поддержки до 2030 года оценивается в 302,9 млрд руб. В том числе практически треть суммы предусмотрена на реконструкцию и создание новых производств.
Отдельно по линии ВЭБ.РФ для станкостроителей должна быть предусмотрена поддержка, предполагающая льготные гарантии. К настоящему времени в плане привлечения заемных ресурсов многие участники отрасли оказались в непростых условиях: с точки зрения банков 31% предприятий находятся в группе высокого кредитного риска, 17% – в группе повышенного.
Вместе с тем и сами регионы должны предпринимать усилия по развитию станкостроения, рассуждает замглавы Минпромторга. С целью мотивации инвесторов целесообразно тиражировать такие механизмы, как льготное предоставление земельных участков, инвестиционных налоговых вычетов, экспортного кэшбэка и т.п.
Сделать качественный скачок в развитии отечественного станкостроения поможет Азия, полагает Вадим Сухарев. «Чтобы нам быстро стартовать с точки [импортозамещения] комплектующих, по большому счету нужен акцент на трансфер технологий, – говорит гендиректор ИПН «Станкостроение». – У наших азиатских партнеров практически многие технологии уже разработаны, здесь видим возможности покупки готовых технологических решений, конструкторской документации, чтобы дальше реализовать на наших мощностях».
До конца этого года Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) намерен получить сертификат типа на легкий турбовинтовой самолет ЛМС-901 «Байкал». В серийное производство его обещают запустить в 2025-м, но в регионах воздушное судно ждут не ранее 2026-2027 годов. В отсутствие нового отечественного самолета малой авиации предлагается выжать оставшийся ресурс из старого доброго Ан-2.
Опыты с американским сердцем
Опытный образец «Байкала» впервые поднялся в небо в начале 2022 года, и к настоящему времени завершен первый этап предварительных испытаний, подтвердивший достижение основных летно-технических характеристик. «Так, мы подтвердили максимальную скорость – 300 км/ч, минимальную – в районе 70 км/ч, подтвердили высокие взлетно-посадочные характеристики, в том числе полеты с грунтов. По итогам первых испытаний выполнены доработки конструкции, позволяющие улучшить устойчивость и управляемость воздушного судна на малых скоростях, а также расширить возможности выполнения взлетов-посадок при боковом ветре», – сообщил начальник отдела продаж воздушных судов АО «УЗГА» Александр Иванов.
Предварительные испытания продлятся до середины III квартала 2023 года, затем разработчик самолета приступит к сертификационным. В 2024-м производитель лайнера намерен провести большой перечень работ по дополнительному комплектующему оборудованию. Самолет необходимо оснастить противообледенительной, парашютной спасательной системой, метеорологическим локатором, автопилотом, расширенным составом пилотажно-навигационного оборудования.
«По итогам этих работ воздушное судно будет допущено к полетам по приборам днем и ночью в сложных метеоусловиях, что значительно повысит безопасность коммерческих перевозок, особенно на территориях Дальнего Востока», – уточнил Александр Иванов.
Сертифицировать «Байкал» будут с иностранными комплектующими. На первом самолете (второй, как ожидается, будет готов в августе 2023 года) применен двигатель General Electric H80-100 и 4-лопастной воздушный винт Hartzell. В то же время продолжаются работы по созданию российской силовой установки ВК-800СМ, которая должна заменить американский аналог. К октябрю 2023 года, нужно подготовить три ее опытных образца, проинформировал Александр Иванов. Получить же дополнение в карту данных сертификата типа лайнера в части внесения в нее отечественного оборудования (двигатель ВК-800СМ и воздушный винт АВ-901) планируется до конца 2025 года.
Эксплуатанты встали в очередь
Одновременно ведется подготовка к серийному производству «Байкала», которое, помимо Екатеринбурга, может быть организовано в Комсомольске-на-Амуре. Напомним, первоначально вывести новый самолет в серию предполагалось в 2023-м (в частности, получить первые машины в этом году рассчитывала «Аврора»), теперь этот срок перенесен на 2025-й. Имеющееся оборудование позволит на начальном этапе выпускать до 15-18 самолетов ежегодно с дальнейшим увеличением производства до 25.
До 2031 года планируется построить 140 «Байкалов». На сегодняшний день подписаны контракты на поставку 62 единиц ЛМС-901. В числе будущих эксплуатантов – работающие в ДФО компании «Аэросервис» (договор на 7 воздушных судов), «Витязь-Аэро» (3), «Аврора» (10). Кстати, последняя, согласно презентации УЗГА, предполагает расширить парк «Байкалов» для регионов Дальнего Востока. Обсуждаются возможности поставок воздушного судна с авиакомпанией «СиЛА», выполняющей полеты в Иркутской области, Бурятии, Магаданской области и на Чукотке.
Насколько активно отреагирует рынок на появление нового самолета, будет зависеть, в том числе, от ценового предложения. Один «Байкал» в базовом исполнении в ценах 2020 года оценивался в 120 млн руб. Как указывали в Минпромторге, такая стоимость сегодня не отражает ситуацию с общим удорожанием работ и материалов и внесением в конструкцию судна дополнительных комплектующих. Недавно появилась информация о том, что цена самолета со всеми необходимыми опциями для «Авроры» превышает 280 млн руб.
«По стоимости все индивидуально, зависит от пула, который вы заказываете, в какой год [должна произойти поставка] и в какой комплектации», – пояснил начальник отдела продаж воздушных судов УЗГА. Если заказчик захочет самолет в несколько ином исполнении, в зависимости от количества систем, расширяющих возможности машины в части выполнения полетов, цена будет отличаться от предложения «Авроре».
Дорогая альтернатива
Как известно, «Байкал», который сможет брать на борт 9 пассажиров или до 2 т груза, должен заменить самый массовый в истории страны самолет малой авиации Ан-2. Несмотря на то, что УЗГА обещает организовать первые поставки воздушных судов заказчикам в конце 2025 года, в регионах считают, что реально они приступят к выполнению пассажирских рейсов не ранее 2026-2027 годов, говорит депутат Якутии Елена Голомарева.
На данный период времени нужно искать выход из ситуации, поскольку большинство авиатехники, осуществляющей местные перевозки, близко к списанию. В настоящее время в авиационных реестрах России находится около 800 единиц Ан-2, из которых эксплуатируется 360, сообщил исполнительный директор НП «Росавиацентр», председатель Ассоциации полярников Владимир Скоропупов. К примеру, в Якутии в 2000 году их было около 100, а на сегодня осталось примерно 15 бипланов данного типа.
Местные авиаперевозки в республике выполняются воздушными судами Pilatus PS-6, Ан-2/3, Л-410, Ми-8. При этом в 2022 году большая часть социально значимых маршрутов обслуживалась вертолетами, что затратно для бюджета. Стоимость полета Ми-8 составляет порядка 450 тыс. руб. в час.
«Такая ситуация обусловлена как ограниченным числом посадочных площадок для приема самолетов, так и структурой флота республиканских авиакомпаний. В составе флота авиакомпании «Полярные авиалинии» имеется 13 воздушных судов Ан-2/3, из которых исправно шесть, и 25 вертолетов Ми-8, из которых исправно 20. Поддержание летной годности воздушных судов Ан-2/3 затруднено техническим обслуживанием их двигателей, которые в настоящее время в России не выпускаются. Также для эксплуатации самолета Ан-2 необходим дорогостоящий авиабензин, логистика которого в условиях республики затруднена», – рассказала замминистра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольга Рафаилова.
Ситуация с авиапарком отражается на транспортной доступности отделенных районов. «Если раньше Ан-2 осуществлял регулярные рейсы 4 раза в неделю, то сегодня Ми-8 летает раз в 10 дней, и то при полной загрузке и хорошей погоде. Людям иногда приходится ждать рейса месяцами», – свидетельствует глава Среднеколымского района Якутии Иван Лаптев.
Старое доброе – теперь и новое
Сейчас заинтересованные участники отрасли ищут возможности продления ресурса биплану, разработанному в далеком 1946 году. Для восстановления этих судов имеются возможности на заводах ДОСААФ и частных предприятиях, говорит Владимир Скоропупов. К примеру, на базе авиаремонтных мощностей в Омске выполняется ремонт Ан-2 арктической модификации. Кроме того, продолжает председатель Ассоциации полярников, остается возможность сотрудничества с КНР, где для самолета этой серии (биплан выпускался не только в СССР, но и в Китае) изготавливаются комплектующие и неплохо отлажено моторное производство.
В свою очередь «Русавиапром» из Новосибирска продолжает работать над глубоко модернизированной версией Ан-2 – самолетом ТВС-2МС, проект которого свое время разработало ФГУП «Сибирский НИА им. С.А.Чаплыгина». Сначала, в течение примерно трех месяцев, биплану производится капитальный ремонт на одном из трех авиазаводов в стране. После этого силами «Русавиапрома» выполняется апгрейд судна: в машине устанавливают новые двигатели, обновляют салон и т.п. Эти работы занимают два месяца.
Базовая стоимость ТВС-2МС пассажировместимостью 12 человек (в грузовом варианте биплан может перевозить 1,5 т) составляет 145 млн руб., при этом судно можно взять в лизинг. Себестоимость летного часа, включающего отчисления на поддержание летной годности, лизинговый платеж, амортизационные расходы, зарплату экипажа, сегодня обходится порядка 50 тыс. руб., уточнил гендиректор ООО «Русавиапром» Алексей Крюков.
На текущий момент в коммерческой эксплуатации находятся 6 самолетов ТВС-2МС. Его эксплуатантами являются компании «Аэросервис», «СиЛА», «Авиация Колымы», еще несколько судов переданы в аренду, в том числе, для выполнения санзадания.
Потенциал продаж в настоящее время оценивается в 6 машин в год, хотя возможно производить до 12 единиц. Интерес к ТВС-2МС сейчас проявляют регионы, в частности, благодаря данному воздушному судну власти Томской области намерены восстановить сеть местных авиасообщений, сообщил Алексей Крюков.
Для расширения производства компания рассматривает вопрос создания дополнительных производственных площадок – одной в центральной части России, другой – на Дальнем Востоке. «Надеемся, пока коллеги строят новую технику, наша модификация старого доброго Ан-2 будет справляться с задачами. Пока она нужна и востребована», – говорит генеральный директор «Русавиапрома».
Поскольку в конструкции ТВС-2МС использован двигатель американской Honeywell, компания проработала вопрос с поставкой зарубежных комплектующих в рамках параллельного импорта. На самолет допущены два типа силовой установки, уточнил Алексей Крюков. Новые американцы производить для россиян не готовы, но есть в свободном доступе на рынке двигатели другой модификации. «На сегодняшний момент примерно 14 двигателей через три колена мы можем спокойно поставить в РФ», – рассказал менеджер.
По его словам, компания обращалась в правительство о необходимости реверсивного инжиниринга (процесс разработки конструкторской документации на основе исходных данных, полученных в виде готового образца изделия) силовой установки, но пока решения не принято.
Говоря же о перспективах ТВС-2МС после запуска в серийное производство ЛМС-901, Алексей Крюков отметил, что конкуренция – всегда хорошая история. «У коллег – новый самолет, понятные сроки развития. У нас самолет, серийно выпускавшийся, уже имеет определенный опыт эксплуатации, причем в суровых условиях. Пусть эксплуатант сам делает выбор, принимая во внимание как характеристики воздушного судна, так и экономические показатели», – отметил руководитель «Русавиапрома», добавив, что модернизированная версия Ан-2 может прослужить еще 20 лет.
Однако решение вопроса с флотом для малой авиации еще не снимает всех проблем. Одна из наиболее острых связана с состоянием инфраструктуры. Из-за отсутствия посадочных площадок, пригодных для приема самолетов семейства Ан-2, многие социальные рейсы приходится выполнять Ми-8. К тому же за последнее время изменилось законодательство: авиаплощадкам сегодня требуется, как минимум, аэронавигационный паспорт, отдельный вида допуска. «Кто будет заниматься этим вопросом? Нужно принятие комплексной программы по восстановлению авиационных площадок для обеспечения транспортной доступности», – подчеркивает заместитель гендиректора АО «Полярные авиалинии» по производству Дмитрий Николаев.
В первом квартале 2023 г. семь дальневосточных регионов и Иркутская область продемонстрировали рост производства в сельскохозяйственной отрасли (Таблица 1). Наибольший рост отмечался в Приморском крае (+17,1%), Чукотском АО (+11,8%) и Бурятии (+9,3%). Следует отметить, что в Приморье в текущем году также растет экспорт сельхозпродукции – к середине июня общая сумма экспортированной продукции агропромышленного комплекса из региона составила 696 млн долларов, увеличившись в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
Производство также заметно увеличилось в Амурской, Иркутской и Магаданской областях (рост на 5,7%, на 4,4% и на 3,1% соответственно). А вот в Сахалинской области и Камчатском крае рост был незначителен – только на 1% и 0,2% соответственно. Отрицательная динамика за отчетный период зафиксирована в Якутии, Забайкалье, Еврейской АО и Хабаровском крае. Особенно резкий спад отмечался в Хабаровском крае.
На федеральном уровне рассматривается введение дополнительных мер поддержки дальневосточных аграриев, направленных на поощрение увеличения инвестиций в отрасль и создание новых производств. В первую очередь это касается сферы овощеводства. Минвостокразвития полагает необходимым увеличение размера компенсаций затрат инвесторов при строительстве и модернизации тепличных комплексов для выращивания овощей на Дальнем Востоке на 20%. При этом такую меру предполагается вводить исключительно в Дальневосточном ФО из-за низкой самообеспеченности макрорегиона овощной продукцией и необходимости повышения интереса инвесторов к реализации тепличных проектов.
Министерство предлагает изменить нормативы, по которым рассчитывается размер компенсаций. В частности, в Бурятии максимальные затраты рассчитывающих на господдержку инвесторов должны составить 433 319 рублей на один гектар (в настоящее время они составляют 364 133 рублей), а в Магаданской области – 437 087 рублей (в настоящее время – 367 300 рублей). Минвостокразвития готово компенсировать 20% от суммы вложений, но инвестиции, превышающие эти показатели, учитываться при расчете субсидий не будут.
По данным Росстата, в целом в РФ в 2022 г. было собрано 1,58 млн тонн овощей закрытого грунта, тогда как на Дальнем Востоке – только 31 тыс. тонн от данного объема. В ассоциации «Теплицы России» оценили уровень самообеспеченности овощами закрытого грунта в ДФО (не в сезон) не более чем в 20%, при этом большинство овощной продукции завозится из КНР, и ее стоимость превышает среднюю по стране. Так, стоимость огурцов в ДФО в марте текущего года в оптовой торговле составляла почти 192 рубля за 1 кг (в среднем по России – 122,7 рубля), помидоры стоили почти 240 рублей за 1 кг (в среднем по стране – около 190 рублей).
Из действующих на Дальнем Востоке крупных тепличных хозяйств о росте производства в текущем году отчитался тепличный комплекс компании «Джей Джи Си Эвергрин» в Хабаровском крае (ТОР «Хабаровск», индустриальный парк «Авангард»). В настоящее время в рамках проекта введены в эксплуатацию две очереди теплиц общей площадью 5 га. Рост производства овощей и зелени в первом квартале текущего года составил 39% (по отношению к аналогичному периоду 2022 г.).
Тем временем на Сахалине резидент ТОР «Южная» – «Совхоз «Тепличный» (принадлежит сахалинскому Минимущества) в мае текущего года ввел в эксплуатацию тепличный комплекс площадью 3 га и мощностью производства до 10 тыс. тонн овощей в год. В проект было инвестировано 850 млн рублей.
Новые тепличные объекты должны появиться и в северных регионах. В июне правительство Чукотского АО и ООО «ТК «Чукотский»[1] заключили соглашение о сотрудничестве в целях реализации проекта строительства круглогодичного тепличного комплекса в регионе. Проект предполагается реализовать на территории промышленного парка «Анадырь». Ожидается, что в год тепличный комплекс сможет производить 140 тонн огурцов, 240 тонн томатов, 250 тонн салата и 50 тонн клубники. Плодовоовощную продукцию планируется поставлять в Анадырь, Угольные Копи, Беринговский и Эгвекинот. Выпуск первой продукции должен состояться в 2025 г. Объем инвестиций оценивается в 1,2 млрд рублей.
В рамках отдельных сельскохозяйственных проектов в ДФО предусмотрено создание жилой инфраструктуры для привлечения кадров. В Уссурийске резидент ТОР «Михайловский» компания «Скиф Плюс»[2] рассчитывает построить многофункциональный сельскохозяйственный и элеваторный комплекс. Проект также предусматривает возведение четырех малоэтажных домов для сотрудников предприятия (общее количество квартир – 110). Инвестиции в проект оцениваются в более чем 2 млрд рублей. Ожидается, что комплекс будет ежегодно выращивать 22 тыс. тонн сои и кукурузы. Также предполагается строительство линейного элеватора емкостью 105 тыс. тонн с комплексом хранения и переработки зерновых культур.
Строить жилье для аграриев также предполагается в Амурской области. В селе Ивановка (административный центр Ивановского района) планируется возвести микрорайон на 56 коттеджей. О намерении строить дома заявили работающие на территории сельскохозяйственные предприятия «Луч», «Анновское» и ООО «Имени Негруна». Жилой квартал будет строиться в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»[3]. Ожидается, что к концу декабря текущего года должны быть построены асфальтированная дорога, тротуары, проведено уличное освещение.
В частности, «Луч» к концу июля намерен ввести в Ивановском районе первую очередь молочной фермы, рассчитанную на 1 500 коров. Общая вместимость комплекса в перспективе должна составить 2 400 голов. Стоимость проекта оценивается в 3,8 млрд рублей (стоимость первой очереди – около 2 млрд рублей). Полностью завершить реализацию проекта планируется к концу года. Объем производства молока предприятием должен составить 25,5 тыс. тонн (в 2022 г. общий объем производства молока в Приамурье составил 147,1 тыс. тонн).
На Дальнем Востоке предполагается создание новых производств в сфере переработки зерна и зернобобовых культур. В Амурской области запланировано возведение производственно-логистического комплекса мощностью переработки 2 тыс. тонн соевых бобов в сутки. Инвестором выступит ООО «Дальневосточный агротерминал» (входит в калининградскую ГК «Содружество» А.Луценко). Проект должен быть реализован к 2026 г. Соевые бобы планируется закупать у приамурских производителей, а также у производителей Еврейской АО и Приморского края. Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 16 млрд рублей. В середине мая для реализации данного проекта было предпринято расширение приамурской ТОР.
Между тем в ТОР «Амурская» (площадка «Ровное», Благовещенский район) планируется строительство еще одного, менее масштабного, по сравнению с проектом «Содружества», завода по переработке сои. Его мощность должна составить около 85 тыс. тонн продукции в год. Реализовать проект намерена компания с китайским капиталом «Восход». Объем инвестиций должен составить 208 млн рублей. Завод предполагается разместить вблизи мостового перехода «Благовещенск – Хэйхэ», в целях обеспечения удобной экспортной логистики. Запуск завода намечен на 2026 г.
Тем временем в Иркутской области ООО «Рассвет» рассчитывает в текущем году построить в Тулуне маслозавод по переработке рапса мощностью 100 тыс. тонн в год. Тем не менее инвестор пока не сообщал о предполагаемом объеме инвестиций в строительство.
Что касается логистических проектов по обеспечению экспорта зерновой продукции, то компания «Забайкальский зерновой терминал» (ГК «Новый сухопутный зерновой коридор») в июне приступила к регулярным отгрузкам зерна в КНР через зерновой железнодорожный терминальный комплекс вблизи пограничного перехода «Забайкальск – Маньчжурия» в Забайкальском крае.
Первая партия соевых бобов была отправлена в рамках контракта между производственно-экспортной компанией «ЭПТ» и корпорацией China Chengtong. В рамках комплекса были сооружены 16 емкостей для хранения зерновых культур (объемом 5 тыс. тонн зерна каждый), сформирован парк локомотивов и спецтехники. Грузооборот составляет до 1,2 тыс. тонн в час, мощность предприятия рассчитана на перевалку до 8 млн тонн (134 тыс. вагонов) зерновых, зернобобовых и масличных культур в год и единовременное хранение до 80 тыс. тонн. В рамках проекта также были построены железнодорожные пути широкой и узкой колеи (1520 мм и 1435 мм) на подъездах к терминалу в целях обеспечения сквозного пропуска поездов.
Также продолжается строительство складских комплексов для хранения сельхозпродукции. Так, компания ООО «Монолит-Строй Амур» рассчитывает построить в рамках приамурской ТОР складские комплексы общей площадью порядка 50 тыс. кв. м для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции производителей из региона. Объем планируемых инвестиций составляет 1,2 млрд рублей. Запуск комплекса запланирован на 2025 г.
В Южно-Сахалинске агропарк строит московское ООО «Региональная строительная компания»[4] (РСК). Парк должен разместиться в северной части города на двух земельных участках площадью 13 га и 43 га. Стоимость первой очереди оценивается в почти 5,2 млрд рублей. Первая очередь проекта включает в себя строительство оптово-распределительного центра на 15 тыс. тонн продукции, производственно-складского корпуса на 5 тыс. тонн и овощехранилища на 1 тыс. тонн. Ввод ее в эксплуатацию намечен на конец текущего года. Вторая очередь агропарка предполагает создание торгово-выставочного комплекса с зоной торговли, фудкортом, площадкой для гастрономических фестивалей, выставок и ярмарок
На Чукотке возникла проблема с обеспеченностью продукцией птицеводства. В мае-июне жители города Билибино сообщили о проблемах с поставками куриных яиц, отмечая, что сложная ситуация складывается с февраля текущего года, а также о повышении их стоимости. Стоимость достигала 600 рублей за десять штук, поступали жалобы, что в некоторых торговых точках продажа осуществлялась только по паспорту. Кроме того, жители указывали на высокую стоимость другой сельхозпродукции – в частности, стоимость килограмма огурцов достигала 800 рублей.
Врио главы региона В.Кузнецов в ответ на жалобы поручил правительству округа решить проблему дефицита продуктов в городе. При этом в Билибино строится птицефабрика, но для ее скорейшего запуска требуется субсидировать закупку комбикорма. Еще в 2021 г. сообщалось, что СПК «Орбат» при участии администрации Билибинского района создаст в Билибино птицефабрику на 5 тыс. голов с годовым объемом производства до 1,7 млн яиц. Пока производство так и не было запущено.
В настоящее время в Чукотском АО производством пищевого яйца занимаются «Птицефабрика «Северная» в Анадыре и ее филиал в селе Лаврентия (Чукотский район), ИП Корепов в Певеке, КФХ Федорченко в Эгвекиноте и КФХ Ковригина в селе Марково (Анадырский район).
Тем временем модернизацию птицефабрики планируется завершить до конца июня в Чите (ООО «Читинская птицефабрика»[5]) – увеличить производственную мощность с 5 млн до 18 млн яиц в год. На предприятии будет содержаться 60 тыс. кур (прежде – 17 тыс.). До модернизации предприятие обеспечивало только небольшую часть (лишь 2%) от потребности региона.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первый квартал 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,9 |
Сибирский федеральный округ |
99,6 |
Иркутская область |
104,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,4 |
Приморский край |
117,1 |
Чукотский авт. округ |
111,8 |
Республика Бурятия |
109,3 |
Амурская область |
105,7 |
Магаданская область |
103,1 |
Сахалинская область |
101,0 |
Камчатский край |
100,2 |
Республика Саха (Якутия) |
96,2 |
Забайкальский край |
94,0 |
Еврейская авт. область |
90,8 |
Хабаровский край |
76,0 |
[1] Анадырь, учредитель – К.Росляков.
[2] Учредитель – А.Делех.
[3] Объем финансирования программы в 2020-25 гг. – 2,3 трлн рублей, в том числе за счет федеральных средств – 1 трлн рублей.
[4] Компания также ведет строительство взлетно-посадочной полосы и реконструкцию пассажирского перрона в аэропорту Южно-Сахалинска.
[5] Учредитель – В.Устинов.
На какие еще предприятия можно попасть в Хабаровском крае и легко ли это сделать? Корреспондент EastRussia вышел на маршрут из нескольких экскурсий на промышленные и не очень объекты региона.
– Когда откроется шлюз, встаньте в центр круга и дождитесь открытия второй двери, – при этих словах перед внутренним взором встают кадры сериала детства «Гостья из будущего» – футуристичные архитектурные формы, технологии будущего... но адресованы они нам – группе туристов, стоящих у входа в здание Центрального банка в Хабаровске.
Следом всплывают картинки из мультсериала «Утиные истории»: Скрудж МакДак прыгает в собственное деньгохранилище и купается в золотых монетах.
Увы и ах – после тщательного контроля на входе со сверкой паспортов нас ждет банальный ведомственный музей. Да, он хорош. Да, здесь есть макеты зданий, в которых в разные годы в Хабаровске размещался Госбанк и инсталляция «Рубль», сделанная из разрезанных ветхих банкнот, на создание которой ушло 500 млн рублей. Всё это есть, но восторженного «Ах!» от лицезрения штабелей из купюр и монет не прозвучало. В святая-святых путь заказан.
Вместо сокровищ монетных, туристов в изобилии осыпают сокровищами информационными. Экскурсовод показывает предмет охоты многих нумизматов – так называемые «пиколаевки»: деньги, выпущенные в Японии купцом по фамилии Симада, который торговал в Николаевске-на-Амуре. Японце не узрел разницы в заглавных буквах «П» и «Н» и свое отчество пропечатал как «Пиколаевич».
Вообще, денег в музее Центробанка много, в том числе, и многочисленные купюры, ходившие в обиходе на Дальнем Востоке во время революции и гражданской войны: это и «керенки», и «буферки», и те самые «пиколаевки» – эмиссия была огромной, также как и разнообразие.
Узнают туристы также, что до ХХ века банковские служащие должны были носить аккуратную бородку – мода была такая, а девушек, если и брали на работу, то только незамужних. Кстати, здесь же кабинет финансиста, за столом которого разрешается посидеть.
Через час экскурсия заканчивается, а посетили так и не поняли – особенно дети – разницы между Центробанком и другими банками, и не «поныряли», как дядюшка Скрудж. Хотя, понятное дело, «большие деньги любят тишину».
В стремлении показать себя во всей красе Хабаровский край делает ставку не только на очевидные природные красоты, но и на завораживающий мир машин и производства. Маршруты по предприятиям ещё в процессе отладки, а неделя промышленного туризма один из способов приковать внимание широкой публики к индустриальным богатствам региона. Кстати во время недели посетить несколько предприятий города дети могли абсолютно бесплатно. Правда, предлагаемый к посещению список не включал гигантов промышленности, а из производств в нём фигурируют разве что фабрика мороженного, цех по производству соков и макаронная фабрика.
В автоцентре «Тойота» можно было познакомиться с профессией автомеханика, на телекомпании «Губерния» посмотреть, как производят телепродукт, потрогать настоящего ведущего новостей и задать ему вопросы. На трикотажной фабрике – даешь интерактивность! – даже давали нанести через трафарет рисунок на футболку.
С 2022 года Хабаровский край позиционирует себя как «родина китов и самолетов». Хотя пока до китов, что обитают возле Шантарских островов, далековато, а до самолетов, что в Комсомольске-на-Амуре – сложновато: попасть на авиационное предприятие им. Ю.А. Гагарина, где собирают надежду российской авиационной отрасли «Сухой Суперджет», не так-то просто, для посещения доступен лишь экспоцентр предприятия – да, большой и хороший, но узнать, как собирают самолеты, посетители смогут лишь из демонстрационного фильма, но не вживую. На время СВО посторонним закрыт вход в цеха, но когда всё нормализуется увидеть рождение самолёта можно будет своими глазами – такая возможность раньше была.
Несколько проще с судостроительными заводами (их в Хабаровском крае два – в самом Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре), но опять же – в Комсомольске-на-Амуре доступен лишь музей предприятия, попасть в цеха можно на ХСЗ, но достаточно длительный период согласования – с заявкой, паспортными данными и выбором даты, то есть нельзя просто прийти и купить билет в кассе (подробнее об экскурсии на Хабаровский судостроительный – в материале EastRussia «Покажем, но секретов не выдадим»).
В свое время мне довелось побывать на этих предприятиях и увидеть рабочий процесс – вот уж действительно есть, на что посмотреть!
Хотя, не спорю, и на небольших предприятиях можно узнать много нового. К примеру, хотите посмотреть, как разводят рыб и затем выпускают в реки? Добро пожаловать на Анюйский рыборазводный завод!
В туристических компаниях подтверждают растущий интерес к промышленному туризму. Директор «Дальгео Турс» Татьяна Яковенко рассказывает, что гости, приезжающие в регион, активно интересуются, прежде всего, экскурсиями на авиазавод в Комсомольске-на-Амуре.
«Все хотят посмотреть, как строят самолеты. К тому же, комсомольский авиазавод у всех на слуху. Еще интересен судостроительный завод, но про него мало кто знает, надо рассказывать», – поделилась Татьяна Яковенко.
У взрослых большой популярностью пользуются экскурсии на завод «Балтика», где варят пиво и выпускают безалкогольные напитки: все покажут, расскажут и дегустацию проведут.
Активность на ниве промышленного туризма в Хабаровском крае выросла, но это только начало. В планах увеличить посещаемость промышленных предприятий региона почти в два раза – до 30 тыс. человек в 2025 году. В минувшем 2022-м общий турпоток в Хабаровском крае превысил 554 тыс. человек, количество посетителей промышленных предприятий края составило 16,2 тыс. человек.
Чтобы процесс пошел быстрее, ответственных за развитие данного направления на том или ином предприятии, подключили к федеральной программе обучения – так называемому, акселератору, в рамках которой обучат как работать с туристами, что предлагать и как продвигать.
«Сдвиг заметен, раньше работать с предприятиями было сложнее, не «достучаться». Конечно, и сейчас есть, куда расти, но уже ощутимо лучше», – рассказывает Татьяна Яковенко.
Обучение будет длиться до конца года, а в следующем сезоне должны появиться его «плоды». Согласно стратегии развития промышленного туризма в регионе запустят брендовый маршрут «Хабаровский край: следуй за китом». Тур в зависимости от сезона будет включать в себя знакомство с предприятиями Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, а также посещение знаковых туристических мест – горнолыжного курорта «Холдоми» зимой и национального парка Шантарские острова летом, где можно увидеть гренландских и других китов. Готовиться к приключениям можно уже сейчас!