На Сахалине в городе Корсаков против двух судей возбуждены уголовные дела ч. 4 ст. 33, п. "в" ч. 3 ст. 286 - подстрекательстве к преступлению и превышении должностных полномочий, а также по ч. 2 ст. 305 УК РФ - вынесение заведомо неправосудного приговора, повлекшего тяжкие последствия.
Как сообщает «Право.ру», все произошло прошлым летом, когда мировой судья судебного участка № 5 Корсаковского района привлекла к административной ответственности старшего специалиста Корсаковского городского суда за появление в общественном месте в состоянии опьянения. При этом в деле не было основания для рассмотрения - протокола об административном правонарушении. К тому же, по версии следствия, судья изложила в акте обстоятельства, которые не соответствовали действительности.
Вторая фигурантка попыталась узаконить данный акт, для чего уговорила начальника ОМВД по Корсаковскому городскому округу фиктивный протокол и отправить потерпевшую ИВС на трое суток. Позднее акт о привлечении к ответственности был отменен.
Накануне Высшая квалификационная коллегии судей РФ удовлетворила представления главы СКР Александра Бастрыкина о даче согласия на возбуждение уголовных дел.
На кадрах видеорегистратора, случайно снявшего момент взрыва, видно, как детонация выносит фрагменты стен, стёкла из квартиры дома по улице Боровой 6. Спустя несколько минут сюда прибыли спасатели. По предварительной информации, после ударной волны ничего не загорелось, но обрушились межэтажные перекрытия между пятым этажом и крышей, а также между четвёртым и пятым этажами. Из дома в общей сложности пришлось эвакуировать 117 человек.
Больше шести часов спасатели с угрозой собственным жизням разбирали завалы на пятом этаже первого подъезда и сумели спасти 12 человек, трое из которых - дети. Семилетний мальчик, получивший множественные травмы, находится в тяжёлом состоянии. Сила взрыва была такой, что окна выбило в соседних домах по Боровой, 4 и Боровой, 8.
Справка: Антипиха - посёлок на восточной окраине Читы, где раньше был военный городок, который относится к Ингодинскому району города. Здесь постоянно живут 3,2 тысячи человек, большая часть из которых - гражданское население.
Чтобы достать из завалов всех пострадавших, несколько раз объявлялись минуты тишины. Спасатели слушали, а потом шли на доносившиеся из-под обломков голоса разгребать бетон и обломки кирпичей, доставали людей, несли их по перекинутой с пятого этажа лестнице и отдавали врачам скорых.
Сразу после сообщения о взрыве на место выехали губернатор Забайкальского края Александр Осипов, министр ЖКХ края Алексей Головинкин, замгубернатора Александр Костенко и зампред краевого правительства Алексей Сергейкин. К тому моменту завалы разгребали с помощью автокрана, трёх самосвалов и другой техники, у дома в первый час после ЧП дежурили шесть автомобилей скорой помощи.
Первый час после трагедии
Вокруг дома по Боровой, 6, - десятки спасателей и врачей, развёрнут оперативный штаб, толпы замерших жителей, которые пересказывают друг другу всё, что известно от знакомых, случайно услышанных разговоров сотрудников оперативных служб. Кто-то стоит в оцепенении, всматриваясь в обломки бетонных стен: сколько сейчас там людей?
Наконец появляется информация про двух первых спасённых. Медики зафиксировали у них лёгкие травмы.
В 15:30 в пресс-службе следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю сообщили, что на место взрыва выехали следователи. Спустя чуть более часа после начала доследственной проверки сотрудники СКР возбудили уголовное дело по статьям «Оказание услуг ненадлежащего качества» и «Халатность». Расследование уголовного дела на контроль взял председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Второй час
К четырём часам дня минздрав региона сообщил о трёх пострадавших, в том числе семилетнем ребёнке, которых увезли в городскую больницу № 1 и краевую детскую клиническую больницу. Мальчика сумели вытащить из-под бетонных плит, зафиксировали на жёстких носилках и спустили вниз по автолестнице.
«Маму возьмите!» – слышно на видео сквозь рыдания женщины, стоящей около скорой в толпе людей.
Позже выяснилось, что у пострадавшего ребёнка травмирован шейный отдел позвоночника, тяжелый ушиб головного мозга, закрытая травма живота и грудной клетки, ушиб лёгких и сердца, 30-40% ожогов и переохлаждение.
«При взрыве бытового газа в посёлке Антипиха пострадало 11 человек, из них четверо детей. Один ребёнок находится в тяжёлом состоянии, трое других - в удовлетворительном. Медицинская помощь оказывается семерым взрослым. Из них одна женщина на в тяжелом состоянии, двое - в средней степени тяжести, остальные удовлетворительные», - сообщил директор Забайкальского территориального центра медицины катастроф Руслан Долгов.
Ближе в вечеру запустили телефон доверия МЧС России, по номеру которого родственники могли узнать о судьбе своих близких, проживающих в этом доме, а также получить психологическую помощь.
Помощь пострадавшим
Для эвакуированных жителей в Ингодинском районе города развернули пункты временного размещения. По двум не пострадавшим подъездам вопрос поначалу не был решён окончательно, однако после в администрации Читы сообщили, что их тоже закроют, потому что дом обесточен.
По словам зампреда краевого правительства Алексея Сергейкина, в пункты временного размещения точно заберут жителей двух подъездов с обрушившимися перекрытиями, в остальных квартирах находиться безопасно. После того, как висящие обломки обрушат, начнутся широкомасштабные разборы завалов.
Начальник третьего пожарно-спасательного отряда МЧС России Юрий Малюков, рассказал, что от взрыва пострадали шесть квартир на 4-м и 5 этажах, площадь завалов составила 1800 кубических метров.
В 9 часов вечера из завалов вытащили всех людей, аварийно-спасательные работы были закончены.
Управляющие компании двух соседних пострадавших домов по Боровой, 4 и 8 начали экстренно вставлять новые окна вместо разбитых, а жители - самостоятельно затягивать плёнкой треснувшие стёкла.
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов вечером на заседании краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям сообщил, что ущерб от взрыва, скорее всего, превысит 12 миллионов рублей. Он заявил о введении режима ЧС и о том, что дом будут восстанавливать.
По словам исполняющего обязанности министра строительства региона Алдара Бальжирова, строительные компании «Сфера», РУС и «Энергожилстрой» оценят ущерб, насколько это возможно. После этого власти края примут решение о том, что делать с владельцами разрушенных квартир, а пока им выплатят компенсации.
С его слов, материальную помощь по 10 тысяч рублей получат 176 эвакуированных из квартир. Выплаты начнутся на следующей неделе после того, как 10, 11 и 12 марта власти составят списки тех, кто их получит. Минсоцзащиты края поможет людям восстановить утраченные документы.
Там же на заседании КЧС Александр Осипов попросил министра здравоохранения региона Оксану Немакину подключить лучших медиков страны, чтобы помочь раненому мальчику.
Министр ответила, что 10 марта специально для этого медики Забайкалья в режиме телемедицинской консультации будут работать с врачами Российской детской клинической больницы из Москвы.
По данным на 23:00 9 марта из дома, где взорвался газ, оставались госпитализированными двое взрослых, чьё состояние оценивалось как средней степени тяжести, семилетний мальчик в тяжёлом состоянии и ребёнок, чьё состояние оценивалось как удовлетворительное.
Первые версии о причинах взрыва
Их губернатор Александр Осипов озвучил после заседания краевой комиссии по ЧС уже вечером.
«В этот день проводились работы газовой организацией по этому дому. Что конкретно произошло и почему, будет устанавливаться, но, по-видимому, какие-то нарушения либо со стороны пользователей газа, либо со стороны этой газовой организации были допущены, потому что такие последствия - абсолютно нестандартная ситуация при проведении работ», – заявил глава региона.
В минувшую пятницу, 17 февраля, на юге Сахалина разбился вертолет Robinson R44, совершавший туристический рейс. В аварии погибли пилот и пассажирка геликоптера, приехавшая из Хабаровска вместе с семьей. Её чудом выживший супруг находится под наблюдением врачей. Спасатели МЧС уже несколько дней работают на месте происшествия вместе со следователями, EastRussia выяснило, что известно о крушении вертолета на текущий момент.
Гора Красная — часть известного горнолыжного комплекса «Горный воздух» на территории Южно-Сахалинска. Эта вершина находится на удалении от основной инфраструктуры спортивного учреждения — туда ведут только канатные дороги, перевозящие посетителей, и технический проезд к трассам для персонала. Часть горного хребта, к которому относится Красная, отличается сложным рельефом: именно поэтому пролегающие там зоны для катания на лыжах и сноуборде относятся к повышенному уровню сложности. В то же время гора остается популярным местом для пеших туристов — для них зимой и летом работают прогулочные маршруты. И именно в этом районе, к северо-востоку от Красной, рухнул вертолет Robinson R44.
«Установлено, что 17 февраля 2023 года в 15 часов 05 минут по местному времени вертолет Robinson R44 с двумя пассажирами на борту осуществил вылет с посадочной площадки Оленья Горка, расположенной на территории городского округа Южно-Сахалинск, по направлению к горе пик Чехова. В 15 часов 16 минут воздушное судно осуществило посадку на горе пик Чехова, после чего пилот не подтвердил взлет органу воздушного движения и в 16 часов 02 минуты произошло срабатывание сигнала бедствия воздушного судна по международной спутниковой системе КОСПАС», — уточнили в Восточном межрегиональном СУТ СКР.
По данным диспетчерских служб, геликоптер пропал с радаров в пятницу, 17 февраля, около 16 часов. Вскоре у вертолета сработал аварийный маяк. По его данным специалисты определили приблизительное местонахождение воздушного судна, а затем отправили туда группу спасателей на снегоходах, самолет Ан-26 и еще один Robinson. Прибывшие на место подтвердили: вертолет разбился.
Место крушения вертолета Robinson R44
фото: ГУ МЧС РФ по Сахалинской области
Вскоре стало известно о том, что на борту Robinson R44 находились три человека — пилот и двое туристов. Андрей и Дарья Мартыненко из Хабаровска прибыли на Сахалин в отпуск, и полет над достопримечательностями островной столицы стал одним из пунктов их туристической программы. Вместе с супругами должен был лететь их четырехлетний сын, но именно в этот роковой день родители оставили малыша в отеле с няней. Это спасло ему жизнь.
Глава семьи чудом выжил. С места аварии его оперативно эвакуировали в Сахалинскую областную клиническую больницу. Предварительно врачи заявили о состоянии средней степени тяжести, черепно-мозговой травме и сопутствующей шоковой амнезии, но вскоре выяснилось, что мужчине нужна операция.
«При детальном обследовании выявили травму шеи. Подробности озвучить не могу, но осложнение связано с позвоночником. Подготовили пациента к операции, прооперировали быстро. Состояние после операции стабильно тяжелое», — рассказал заведующий травматологическим отделением СахОКБ Алексей Ким.
супруги Мартыненко
фото из личного архива: источник - соцсети
Отправив выжившего пассажира к медикам, спасатели приступили к разбору завалов. Вскоре они обнаружили тела погибших женщины и пилота. Однако деблокировать их сразу не удалось — сказывались погодные условия, плохая видимость из-за непогоды и нехватка специального оборудования. Работа растянулась на все выходные, к разбору обломков вертолета привлекли поисково-спасательный отряд имени Полякова.
«К поисковым мероприятиям были привлечены 11 человек и 6 единиц техники, в том числе от МЧС России 7 человек и 2 единицы техники (1 снегоход). В готовности к вылету находился вертолет Ми-8 Хабаровского АСЦ МЧС России. Его применение было невозможно по погодным условиям», — уточнили в ГУ МЧС по Сахалинской области.
Тем временем четырехлетний мальчик, оставшийся без мамы, ждет, когда родственники заберут его домой. С ребенком работают психологи. Из отеля малыша перевели в специальное учреждение. Ситуацию курирует уполномоченный по защите прав ребенка в Сахалинской области Любовь Устиновская.
«Учитывая, что малыш остался один, он до решения всех вопросов был помещен в социально-реабилитационный центр. В центре созданы хорошие условия, питание, много игрушек, внимательные воспитатели. Малыш уже со всеми познакомился, адаптировался, чувствует себя хорошо, играет с детьми», — рассказала она.
Одновременно со спасателями к работе приступили криминалисты — в рамках возбужденного уголовного дела. Следователи Восточного межрегионального СУТ СК России организовали ряд проверок. Кроме того, они озвучили две основные версии трагического происшествия.
«Органом предварительного следствия рассматриваются две основные версии происшествия: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования», — сообщили в территориальном следственном управлении на транспорте СК РФ.
По предварительным данным, основанием для уголовного дела стала часть 1 статьи 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах сообщает о возможной ошибке пилотирования. «Вертолет задел скалу, а потом начал аварийно снижаться», - сказал собеседник агентства.
Туристические полеты на этом геликоптере были регулярными, а услуга показа природных красот Сахалина — довольно востребованной. Широко известен и маршрут, который стал роковым для вертолета в ту пятницу: он популярен не только у авиатуристов, но и у тех, кто предпочитает передвигаться на автотранспорте.
Вертолет Robinson R44, который выполнял злополучный рейс с туристами на борту, хорошо знаком жителям Южно-Сахалинска — ярко-красный геликоптер не раз летал над жилыми домами и торговыми центрами, вероятно, демонстрируя гостям региона красоты города с высоты. А логотип, которым украшена опора винта, знаком всему острову — пятиконечный цветок крупнейшего на островах торгово-развлекательного центра «Сити Молл». Именно этому учреждению принадлежал геликоптер.
Туристические полеты на вертолете рекламировала компания «Сахтрэвел». На сайте организации и сейчас можно увидеть фото воздушного судна, которое разбилось 17 февраля. Перечислены и преимущества прогулок на геликоптере.
скриншот сайта компании «Сахтрэвел»
«Во время летной прогулки над территорией города Южно-Сахалинск можно оценить величие горнолыжного комплекса «Горный воздух». Восхитительный вид на быстрые горные спуски, которые со всех сторон обрамлены деревьями, подарит непередаваемые эмоции. Если вы хотите удивить любимого человека, то прогулка на вертолете по самым ярким природным объектам Южно-Сахалинска и других поселений острова станет оптимальным вариантом. Поверьте, сердце любимой оттает, когда она увидит бирюзу Карьерных озер, находящихся под строгой охраной скальных исполинов. Путешествие по Южно-Сахалинску <…> позволяет разнообразить досуг, забыть обо всех проблемах и невзгодах. Только в воздухе человек может чувствовать себя свободным», — говорится на сайте туристической фирмы.
Этот же вертолет активно использовали для коммерческой фото- и видеосъемки, продвигая услугу в социальной сети Instagram* (запрещена на территории РФ по решению суда) и на рекламных мониторах. Медиаролики, аккаунты в сети и сайт, рекламирующий полеты на геликоптере к красотам Сахалина, до сих пор доступны — ни в одном источнике не появилось ни официальных заявлений о факте аварии, ни соболезнований близким погибших, ни сообщений о временной приостановке предоставления услуг частных полетов. Продолжает ли сервис работать неизвестно: в парке компании есть еще два «Робинсона», кроме разбившегося.
В ответ на запрос EastRussia об обстоятельствах происшествия, состояния вертолёта и опыта пилота пилота в «Сахтрэвел» ответили, что не обладают необходимой информацией.
Агентство стратегических инициатив (АСИ), совместно с Минпромторгом России и РАНХиГС запустили II всероссийский акселератор по промышленному туризму «Открытая промышленность». С помощью экскурсионных туров на предприятия страны планируют убить сразу несколько зайцев: посещение фабрик и заводов будет способствовать популяризации кадрового и технологического потенциала местных производителей, такие экскурсии привлекут внимание к бренду и повысят интерес у молодёжи к работе в сфере промышленности. В Хабаровском крае в развитие промышленного туризма включилось уже 10 предприятий. Одно из них – хабаровский судостроительный завод (ХСЗ).
Прийти на режимный ХСЗ на экскурсию может любой желающий, но не в одиночку. Желательно организованной группой, но не больше 25 человек. А уж студент ты, пенсионер или турист из… да хоть откуда – роли не играет. А вот спонтанность - с этим проблематичнее. Для посещения предприятия нужно заранее связаться с экскурсоводом – Ларисой Геннадьевной Воробьёвой (8-962-222-01-41).
Лариса Воробьева - инженер по подготовке кадров и по совместительству экскурсовод - знает о заводе всё! На предприятии она уже 38 лет.
фото: Инга Трошина
Тур на хабаровский судостроительный длится 2 часа. Перед экскурсией – инструктаж по технике безопасности. Его суть – «руками в станки не лезем, под грузом не стоим, держимся за экскурсоводом». После раздачи касок и знакомство с историей завода на примере макетов самых знаковых для предприятия судов. Всего за 70 лет работы их выпустили больше 350. Первую баржу на ХСЗ спустили на воду 29 июня 1953 года. С этого момента и начинается летопись хабаровского завода.
— Первую пятилетку, с 1953 по 1958 завод занимался выпуском гражданских и вспомогательных судов, — рассказывает Лариса Геннадьевна. — Это были баржи, драги, разборные понтоны, плавучие краны. И только в 58-ом мы заложили первый военный корабль. Потом с 63 года до развала Советского Союза мы производили только военные корабли. В 90-х, после конверсии, завод, в отличие от других предприятий, не прекратил работу. Мы вновь стали делать корабли вспомогательного флота. Самые значимые для завода модели судов можно увидеть в музее ХСЗ. Вот, например, большой десантный корабль «Мурена». Помните сказку о Кощее Бессмертном? Его смерть была в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и так далее. А про нашу «Мурену» можно сказать так: смерть врага – в наших десантниках, десантники находятся в БТРах, БТРы – в «Мурене», а «Мурена» на большом десантном корабле.
модель десантного катера на воздушной подушке «Мурена»
фото: Инга Прошина
Десантный катер на воздушной подушке «Мурена» выпускали на заводе с 1985 по 2007. Судно могло причалить на мелководье, выскочить на торосы и любой другой необорудованный для причаливания берег. Вместе с 3 единицами, которые произвели специально для Южной Кореи, всего на заводе выпустили 11 «Мурен». На базе КАФ, рассказывает экскурсовод, на Заячьем острове была целая флотилия таких десантных катеров на воздушной подушке. Из них после развала СССР и лихих 90-х уцелело только 2 таких корабля. Спасенные «Мурены» стоят в отстое на базе предприятия, их используют для демонстрации возможностей завода потенциальным заказчикам, а также обучают экипажи.
десантный катер «Мурена»
фото: Хабаровский судостроительный завод
— Граница проходит и по земле, и по воде, — продолжает Лариса Воробьёва. — У нас Амур граничит с Китаем, и катера нашего производства несут там боевое дежурство. Скорость у пограничных кораблей, правда, не очень большая – «Горностай», например, это скоростной патрульный катер – его скорость порядка 96 км/ч. Патрульные катера, как правило, хорошо вооружены. «Меркурий» мы создали по заказу таможенников в 90-е, это небольшой корабль, больше катер, служит для борьбы с браконьерами. Нам заказали 3 таких катера, их скорость – 90 км/ч, насколько я знаю, они до сих пор несут вахту на острове Сахалин.
Дальше по плану – знакомство с цехами. Экскурсанты узнают, что производят в энерго-монтажном и инструментально-механическом, видят за работой сварщиков, токарей, и фрезеровщиков.
фото: Хабаровский судостроительный завод
Прогулка по цехам как путешествие по времени – вроде и 21-ый век на дворе, и социализм давно приказал долго жить, а посетителей окружают лозунги времен СССР и краска на стенах тех же годов. Впрочем, в помещениях механического цеха тепло, и это уже плюс. Везде чисто, инструменты аккуратно разложены – видно, что на заводе внедрили систему бережливого производства.
фото: Инга Прошина
Из тепла – в холод, экскурсовод выводит группу на улицу, и мы отправляемся в цех, где собирают корабли. Здесь огромные помещения, которые невозможно обогреть, персонал одет по-зимнему, и туристам стоит это учитывать – летом такая экскурсия, возможно, будет гораздо приятней. Лариса Воробьёва рассказывает, какие заказы сейчас в работе, а что отложено до лучших времен. В 2020 году завод получил заказ на 2 краболова. Опыт строительства таких кораблей на предприятии был, но очень давно. Сейчас краболовы «Омолон» и «Кедон» уже спущены на воду и находятся на базе, в Приморье, где пройдут окончательные ходовые испытания и ревизию.
корпус земснаряда «Амурский 203»
фото: Инга Прошина
А в сборочном цехе завода, на стапелях сейчас стоит первый из 4-х несамоходных землесосов. Земснаряд «Амурский 203» будет занят на дноуглубительных работах в реках Тунгуска и Уссури. Его осадка – меньше метра, и он пройдет там, где сядут на мель другие корабли.
коллаж из фотографий Хабаровского судостроительного завода: сверху недостроенное судно проекта А45-2, нижнее фото - действующий экземпляр
— А это 2 незавершенных корпуса печально известного катера «70 лет Победы», – с заметной грустинкой рассказывает Лариса Геннадьевна. – Когда был саммит во Владивостоке, президент Владимир Путин посетил этот пассажирский корабль. Он скоростной, развивает скорость 60-70 километров в час, салон комфортабельный, кресла как в самолётах, помещается 70 человек. Сначала планировали использовать такие корабли на Амуре, чтобы ходили между Николаевском-на-Амуре, Комсомольском и Хабаровском. Но этот катер сходил 2 навигации в Китай, в Фуюань, и всё, больше не использовался, потому что не нашлось эксплуатанта. Теперь он стоит у нас на хранении.
Посетителям могут рассказать очень многое – но производственные секреты не выдают. «Фишка» экскурсии на судостроительном - возможность сделать фотографии в цехах. При необходимости можно посетить заводские туалеты, а вот перекуса не предусмотрено. Сувенирки на память тоже нет.
Пробежавшись по цехам и посмотрев корабли на верфи вновь заходим в помещение – под занавес посетителям показывают музей завода. Здесь тоже интересно – можно посмотреть на модели парусников и узнать, что кроме кораблей ХСЗ когда-то производил и так называемые товары народного потребления.
фото: Инга Прошина
— Мы делали тот самый диван-кровать «Наташа», а также алюминиевые гарнитуры, — говорит Лариса Воробьёва. — На ХСЗ выпускали лодки «Крым», но не каждый хабаровчанин мог себе ее позволить – стоила плоскодонка почти 800 рублей, при средней зарплате в 120.
фото: Инга Прошина
Экскурсии на предприятия – это не только интересно, но и очень полезно, причем как тем, кто посещает предприятие, так и тем, кто показывает свое закулисье, считают в министерстве туризма края. Акселератор «Открытая промышленность» помогает внедрить на производстве промышленный туризм. Агентство стратегических инициатив (АСИ) организует для заводов обучающие лекции, которые учат, как преподнести свои достоинства в наиболее выгодном свете, не выдав при этом ни одного производственного секрета.
— Ценность поддержки АСИ еще и в том, что они берут лучшие практики, которые уже наработаны в части экскурсий на крупные предприятия России, и внедряют их на наших местных заводах, — говорит Олег Лучин, первый заместитель министра туризма Хабаровского края. — Но внедряют не просто так, огульно, а адаптируют к нашим реалиям. Если есть, допустим, предприятие оборонной промышленности, или предприятия, которые занимаются опасными производствами, то они говорят о том, что нам очень сложно, что сделать с допусками, что делать с безопасностью - мы не понимаем, как всё устроить. И вот главным образом агентство помогает, как сделать экскурсию на наше предприятие безопасной, легкой и интересной. Обратите внимание - мы находимся на производственном предприятии, которое производит военную продукцию. Однако ничего секретного нам не рассказывают, коммерческих тайн не раскрывают, но показывают интересное, показывают само производство. Главная выгода от таких посещений – приток новых рабочих кадров, профориентация школьников и студентов, а также работа на повышение узнаваемости предприятия.
Резка металла для судна
фото: Хабаровский судостроительный завод
В России экскурсии на производство были популярны еще в советское время. Но прогулка по заводу – это еще не промышленный туризм. По мнению специалистов Агентства стратегических инициатив посещение индустриальных объектов должно включать и некоторые развлекательные мероприятия. Например, в Хабаровске на фабрике по производству мягкого мороженого «Зайца» посетители могут не только попробовать сладкое лакомство, но и попытаться выпечь вафельный рожок. Промышленный туризм – это также возможность погрузиться в профессию и жизнь самых разных специалистов – от директора до разнорабочего, сборщика судов, сварщика, фермера, винодела. И в этом смысле ХСЗ есть куда стремится.
После посещения хабаровского судостроительного остаётся странное послевкусие: с одной стороны отличный гид – Лариса Геннадьевна, кстати, 38 лет уже работает на заводе – и интересная история одного из старейших предприятий Хабаровска, и в то же время дикий холод на улице и в сборочном цехе – не подготовленному человеку в кроссовках зимой будет тяжело сосредоточиться на информации, когда ноги превращаются в сосульки. А летом если не взять с собой воду придется 2 часа ходить по жаре – автоматов по продаже снеков и напитков мы не заметили, а чаем на предприятии, увы, не угощают.
Жатайскую судоверфь в Якутии планируют ввести в конце текущего года. Сейчас готовность объекта составляет 65%. Внутренний водный транспорт для Якутии – важнейший элемент социальной инфраструктуры. В условиях республики и реки Лены, держа в голове удаленность территорий и другие особенности региона, разумнее иметь собственную верфь. В Якутии почти 90% населения проживает в зоне северного завоза. Очень правильный подход, когда в параллель с запуском цифрового двойника, совершенствуется и традиционная часть инфраструктуры завоза. Гидрографическая сеть и водоснабжение не только по Лене, но и ее притокам, все еще играют важную роль. В период навигации в республике эксплуатируется более 700 судов. За счет увеличения парка судов жатайским предприятием циркуляция грузов по речной сети будут ускорены. Это сильный аргумент.
Еще один тезис, который говорит в пользу развития собственной речной инфраструктуры – это особенности Ленского бассейна. Если мы возьмем Волгу, то под нее можно строить суда, предназначенные для другого бассейна. А для Лены очень важен процесс смычки судов, то есть взаимодействие тех, кто строит суда, и тех, кто на них ходит.
Сейчас республиканскими властями совместно с Росимуществом ведется работа по передаче федерального пакета акций Жатайской судоверфи в собственность Якутии. Это позволит республике самостоятельно управлять всеми процессами в части контрактов и соблюдения сроков. Правительство Якутии играет роль экономического мотора. Те активы, которые обслуживают интересы республики, обычно находятся в региональной собственности под протекторатом местных властей. Отдавать критические объекты в частные руки, например, судостроение – это большой риск. Такой подход якутского руководства поддерживает устойчивость социального развития.
В ближайшем будущем Жатайская судоверфь будет обслуживать интересы сугубо республики. С помощью предприятия правительство Якутии намерено до 2036 года построить около 130 речных судов. Но у проекта есть и внешний потенциал. Возможно, что в якутских речных судах заинтересуются и другие регионы - например, Чукотка или Магаданский край.
Результаты независимой экспертизы по «делу об очистке» в Кроноцком заповеднике на Камчатке представили ученые на заседании Общественной палаты РФ. Их заключение предъявят суду на рассмотрении апелляции по делу осужденных сотрудников Кроноцкого заповедника 26 декабря.
Экспертизу провели ученые географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством доктора географических наук Сергея Чалова по распоряжению главы Минприроды РФ Александра Козлова. В группу вошли гидроэкологи, геоморфологи, геофизики, картографы. Были взяты геохимические пробы вод и грунта, дешифрированы космические снимки, проведены георадиолокационные исследования грунтов, съемки с беспилотников, геоморфологическое исследование территории.
Эксперты не обнаружили массового захоронения отходов, наличие которого наряду с хищением средств вменили в вину осужденным сотрудникам Кроноцкого заповедника.
«Снимки показали, что территория убрана. Никаких признаков нарушения или угнетения природных комплексов не выявлено, объектов ранее накопленного вреда не обнаружено, по состоянию растительности определимы места ликвидации ущерба, растительность находится в стадии восстановления, в ходе обследования склона обнаружен оползень. Наличие массивных захоронений в грунте и на территории заповедника не подтвердилось», – сказал доцент кафедры гидрологии географического факультета МГУ им. Ломоносова Сергей Чалов.
изображение - фрагмент заключения специалистов. Полный текст - по ссылке
Адвокаты представят результаты экспертизы на апелляции, чтобы добиться пересмотра приговора.
Участники заседания отметили, что большую роль в негативном исходе проекта по очистке Кроноцкого заповедника сыграли пробелы в существующей нормативно-правовой базе. Как отметил советник главы Росприроднадзора Амирхан Амирханов, сотрудников Кроноцкого обвиняют в том, что они не провели госэкспертизу перед ликвидацией экологического ущерба, однако законодательство в годы проведения работ (2015-2016 г.г.) этого не предусматривало.
«Я в числе тех, кто поддерживает осужденных сотрудников Кроноцкого заповедника. Экологическая экспертиза на тот момент по законодательству еще не требовалась. Каких-то планов или регламентов проведения таких работ тогда тоже не существовало. Считаю, что нужно вернуться к этому делу и пересмотреть его. Сегодня мы понимаем, как действовать, чтобы не нарушить действующие нормы закона по обеспечению режима охраны ООПТ, и чтобы справиться с президентской задачей по расчистке природных территорий от мусора и отходов, накопленных за предыдущие десятилетия, а то и столетия», — добавил он.
На заседании было отмечено, что нельзя забывать о том, что любые работы на особо охраняемых природных территориях, которые зачастую находятся в труднодоступной местности, нужно проводить очень аккуратно, чтобы не нанести вред хрупкой экосистеме. Для того, чтобы собрать и вывезти металлолом, старые конструкции и прочий тяжелый хлам необходима большегрузная техника, наличие которой нежелательно в заповедной зоне.
Участники заседания привели в пример успешный проект ликвидации экологического ущерба в ФГБУ «Заповедники Таймыра» – там удалось провести мероприятия с привлечением МЧС. Старые бочки с ГСМ вывезли вертолетом. Однако сотрудники министерства согласились помочь только потому, что находились в том районе – исключительно по доброй воле и бесплатно.
Руководитель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина отметила, что в настоящее время в очистке нуждаются национальный парк «Русская Арктика», заповедник «Остров Врангеля», Прибайкальский нацпарк, Ненецкий заповедник, ФГБУ «Заповедное Приамурье», заповедник «Курильский» и другие территории.
«Боюсь, что люди, работающие в ООПТ, могут начать отказываться от проведения мероприятий по ликвидации нанесенного вреда экологии, опасаясь за свою свободу на примере сотрудников Кроноцкого заповедника – там люди стали заложниками ситуации. Специалисты, работающие на местах, будут с осторожностью относиться к подобным рискам», – добавила она.
Участники дискуссии также отметили, что до случая с Кроноцким заповедником тоже случались прецеденты, когда проекты по очистке территорий заканчивались уголовными делами и увольнениями директоров – например, нацпарк в Приморском крае «Земля леопарда» и нацпарк «Русская Арктика» в Архангельской области.
Напомним, в июле суд признал виновными в хищении выделенных из госбюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба денежных средств в размере 454,6 млн рублей путем растраты в составе организованной преступной группы в период 2015 — 2016 годов.
Решением суда приговорены:
– начальник научного отдела заповедника Дарья Паничева к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4,5 года;
– заместитель директора по науке и познавательному туризму Роман Корчигин к наказанию в виде лишения свободы сроком на пять лет;
– заместитель директора по финансовому и правовому обеспечению Оксана Терехова к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5,5 лет;
– бывший сотрудник заповедника Николай Поздняков к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года.
Суд также включил в приговор для всех осужденных возмещение в полном объеме солидарно суммы ущерба по иску (454,6 млн рублей) и выплату крупных штрафов (16,8 млн рублей.
Никто из сотрудников заповедника свою вину не признал.
Подробности «дела об очистке» – в материале EastRussia «Казус Кроноцкого».