Во Владивостоке в тестовом режиме заработал пятизвездочный апарт-отель RODINA Residences Vladivostok. Он расположился на четырех этажах многофункционального комплекса «Бурный».
В распоряжении гостей будет вся деловая экосистема, которая позволит совмещать отдых с работой, а также решать деловые вопросы, не выходя из здания – к примеру, назначить брифинг в конференц-зале или провести встречу в комнате переговоров.
RODINA Residences – клубный отель, аналогов ему нет на Дальнем Востоке. Он включает в себя 104 апартамента и студии, из которых открывается панорамный вид на Амурский залив и исторический центр города. На первом этаже открылась итальянская остерия Vento, где есть большой выбор выпечки, натуральный кофе и популярные итальянские блюда. На 14 этаже будут расположены еще три ресторана: премиальный клубный ресторан Uliss Asia, AMBA, где предложат корейское барбекю с живым огнем и SheKong – первый испано-латинский гастрономический бар.
Открытие нового отеля дало 250 новых рабочих мест, а во Владивостоке появилась новая набережная с благоустроенной территорией и собственной вертолетной площадкой.
Развитие въездного туризма – одно из стратегических направлений государственной политики РФ. К 2030 году на Дальнем Востоке планируют принимать вдвое больше иностранных туристов – до восьми млн человек. В макрорегионе, утратившем около 80% турпотока во время пандемии, делается большая ставка на привлечение иностранных туристов. В фокусе – близлежащие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников считает, что коронавирус, хоть и создал много проблем, но развернул взгляд на сферу туризма внутри страны, заставив переосмыслить собственные возможности и начать их актуализировать. Строятся новые средства размещения разного формата, создаются уникальные точки притяжения для туристов, включая сложные горнолыжные и пляжные курорты.
«Все это должно быть поддержано соответствующей транспортной инфраструктурой. Наша цель – сделать страну комфортной, в первую очередь, для граждан России, но мы всегда рады гостям. Побывав один раз в России, иностранные туристы должны приезжать вновь. Надо устранять проблемы с безналичными платежами – международные платежные системы Visa, Master-card у нас не работают, но можно пользоваться Union pay, китайскими системами, можно открыть счет в российском банке – будет эмитирована виртуальная карта, которой можно пользоваться по приезду как в физическом, так и виртуальном формате», – рассказал Решетников.
Одна из давних проблем в части привлечения иностранных гостей – за границей мало знают о наших достопримечательностях и туристических возможностях. Недостаток продвижения страны на внешних рынках тормозит массовый поток туристов из-за рубежа. В Минэке эту проблему осознали и поставили себе в повестку на 2024 год.
Есть и проблемы со въездом, но они решаются. С 1 августа заработала электронная виза – за август въехало уже 30 тыс. иностранцев (большинство из Китая). Заработали соглашения групповых безвизовых поездок с Ираном и КНР, идет работа по таким же соглашениям с Индией.
«Полную отмену виз уже предложили Кувейту, Бахрейну, Оману, Саудовской Аравии, Малайзии – там, где возможен, в том числе, прирост туристов премиум-класса», – добавил глава Минэкономразвития.
По данным Российского союза туриндустрии, в среднем доход от одного иностранного туриста в России составлял в доковидном 2019 году 318 долларов, что сильно отстает от среднемировых значений (1 270 долларов). В 2019 году наша страна получила от экспорта туруслуг 11 млрд долларов, однако в целом отрасль демонстрирует отрицательный платежный баланс. Россияне потратили на свои поездки в другие страны 264 млрд долларов.
По словам президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, россияне по тратам в магазинах беспошлинной торговли занимают третье место в мире после США и Китая – и это объясняет, почему наши туристы востребованы во всех странах мира.
«Мы сталкиваемся со значительным отрицательным торговым сальдо по статье “путешествия”. Отрицательное сальдо в туризме является результатом проигранной конкуренции – причем как за иностранного, так и за внутреннего туриста. Мы должны понимать, что мы конкурируем со всем миром. Нам очень нужен платежеспособный турист и для этого надо создавать конкурентноспособный на международном рынке турпродукт. И если он станет привлекательным для международного рынка – мы сразу выиграем конкуренцию и на внутреннем, и удержим значительную часть денег внутри страны и сократим объем импорта», – рассказал Уманский.
Эксперт предупредил, что с волной развития внутреннего туризма есть риск получить ограничение платежеспособного спроса – в будущем российских путешественников получится привлекать только бюджетным предложением, которое не обеспечит конкуренции на выезде и не удержит желающих отправиться за рубеж.
В настоящее врем я активно работает программа модульного отелестроения, а дорогих высококонкурентных отелей в стране всего 500. Количество номерного фонда в РФ сейчас находится на уровне – мы в пятерке ведущих стран. Но о качестве приходится сожалеть, отмечает Уманский.
По словам эксперта, невозможно обеспечить высококлассный отдых и развлечения для россиян в России, если опираться только на внутренний спрос, который очень мал.
«Мы должны ориентироваться на внешний рынок, а это запустит паровозом и внутренний», – резюмирует Илья Уманский.
Крупной дальневосточной дестинацией является Приморский край. По итогам 2022 года регион посетило более трех млн туристов, в этом году ожидается более 3,5 млн гостей. Количество иностранных туристов составило в этом году уже больше 50 тыс. – это китайские граждане.
Пассажирские и грузовые рейсы в Россию выполняются из 31 государства, Россия летает в 24. В начале сентября восстановлено отсутствовавшее 30 лет авиасообщение с Мьянмой, которая стала 38-й страной, с которой Россия возобновила прямые авиарейсы. В октябре будут возобновлены из Новосибирска и Владивостока в Лаос. Идет работа над возобновлением прямого сообщения с Индонезией. В январе 2024 года планируется открыть прямой рейс из Владивостока в Сибу (Филиппины).
Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский поделился готовым кейсом для привлечения зарубежных туристов на примере работы с Республикой Корея.
Сначала в регионе определили самую мобильную и платежеспособную аудиторию в Корее – это молодые люди в возрасте 19-25 лет.
«Мы решили идти через лидеров общественного мнения для данной аудитории – прежде всего, мы начали съемки музыкальных видеоклипов, привлекая в популярные места Приморья популярных в Корее исполнителей – все эти локации стали сразу же мелькать в соцсетях корейских туристов. Второе – корейские телешоу очень популярны, и ТИЦ Приморья привозил съемочные группы, беря на себя часть транспортных расходов, таким образом, представители региона оказывались на экране многомиллионной аудитории – поток туристов шел по следам. Также мы для блогеров устраивали фан-туры – их подписчики шли за ними. Когда аудитория там нас узнала, мы перешли к работе напрямую с авиакомпаниями – привезли туркомпании, показали все наши туристические ресурсы и в 2019 году в пик летнего сезона количество рейсов во Владивосток из аэропортов Кореи доходил до десятка в сутки. Также мы использовали круизный туризм как средство продвижения на зарубежных рынках», – рассказал Арсений Крепский.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».
Лазовский район Приморья живет морем и тайгой. И никого не удивляет, что в фермерских хозяйствах там наряду с картошкой и овощами выращивают и саженцы дальневосточных деревьев, и кустарников, и лекарственные травы. Однако прибыль от этих культур не так велика, как хотелось бы местным аграриям. Все чаще они прибегают к проверенному способу – расширению спектра деятельности.
Диверсификация экзотики
В 2018 году семья с говорящей фамилией Флоря зарегистрировала неподалеку от поселка Лазо лесопитомник «Земледар». На семи семейных гектарах растут в основном эндемики, по большей части декоративные. Это хвойные и лиственные кусты и деревья - кедр корейский, разные виды пихт, боярышники, яблони, груши. А еще есть травы и женьшень. Оранжереи с ним занимают примерно 1,5 га, и каждый год их площади увеличивают. А под пологом леса тоже размещены около 1,5 га женьшеня.
– Теплицы мы используем как маточники, под пологом леса условия, приближенные к природным, – рассказывает растениевод и ландшафтный дизайнер Анна Флоря. – Хотя корню жизни лучше в лесу, но там его могут объедать дикие животные, повреждать насекомые. В оранжереях мы стараемся все обезопасить. Женьшень и выращиваем из семян, и высаживаем корни, им теперь от 10 до 15 лет. Раньше семенной фонд покупали – сейчас свой. Вот уже третий год мы изготавливаем продукцию на своем корне.
На первом месте – мед с женьшенем. Затем – сухая настойка для самостоятельного приготовления, это высушенный корень в бутылке, который можно залить водой либо спиртом по приложенной инструкции. Еще одно направление – травяные сборы, фиточаи на основе различных собранных и выращенных трав. Основной делают на базе иван-чая, с ягодами шиповника и боярки, часто используют лист элеутерококка, на всей продукции написаны рецепты. И, разумеется, в продажу идут саженцы.
Женьшень дает предприятию примерно половину прибыли. Увеличить доходность от него хотят тремя путями - расширением площадей, поставками на фармпредприятия (в нынешнем году планируют выйти на одно такое во Владивостоке) и привлечением туристов. С этого июля питомник проводит экскурсии для тех, кто хочет увидеть, как растет целебный эндемик и пройти по женьшеневой тропе. Есть шанс, что самым заинтересованным позволят самим выкопать для себя корень. Это еще обсуждается –женьшень из земли извлекают долго.
Пока турпоток тормозит стихия – один за другим Приморский край накрывают тайфуны. В соседней с «Земледаром» мараловодческой «Заповедной долине» к этому относятся спокойно: август в Лазовском районе всегда не сезон, в это время дальневосточники стараются поехать на море. Туристов – пеших – здесь ждут в сентябре–октябре. Отёл на ферме прошел, панты срезаны. В этом году их общий вес составил около 250 килограммов. Но в плюс «Заповедная долина» не вышла.
– У нас еще не вполне рентабельная структура стада, – говорит гендиректор питомника Александр Арнаут. – Деньги приносят панты, это основное направление хозяйства. А это самцы. На сегодняшний день у нас в хозяйстве самцов, которые шли под срезку в 2023 году, 56 голов из общего количества в 300. На следующий год прибавление – 19 голов: если не выбракуем кого-то, не будет падежа. Думаю, еще года три, и у нас структура стада поменяется, и можно будет говорить о рентабельности.
Из пантов в питомнике делают настойки на меду. Реализуют в основном в Приморском крае, сотрудничают с музеем трепанга во Владивостоке, есть точка продаж в Находке, недавно такую и открыли в Санкт-Петербурге. Но главный сбыт – на ферме. Еще деньги приносят экскурсии и сдача домиков туристам. База отдыха появилась тут в прошлом году. Ее доля в бюджете «Долины» – 50 процентов. Столько же дают панты и мясо (изредка, при выбраковке). Пока совокупный доход окупает примерно 70 процентов затрат.
В 2022-ом ферма уже была близка к самоокупаемости, но сентябрьский тайфун размыл дороги и туристический сезон не состоялся. И «Заповедная долина» разработала новый проект – пантовые ванны. Причем не сезонные, а круглогодичные. Подала заявку в Минсельхоз РФ на грант по агротуризму. Краевой этап она прошла, рассмотрение в Москве назначено на сентябрь. Если проект одобрят, финансирование придет в феврале. В мае оттает земля, в июне все будет отстроено, и в июле можно будет запускаться.
Шаг за шагом
«Земледару» тоже оказало помощь государство – Министерство туризма РФ. Оно выделило растениеводам субсидию, на которую и была создана женьшеневая тропа и разработан новый турмаршрут. Система поддержки в сфере вообще развита широко: туристический мастер-план макрорегиона «Дальний Восток» включает в себя развитие инфраструктуры в каждом субъекте федерации. Та же «Заповедная долина» в 2021-ом получила десятимиллионный грант, выиграв конкурс регионального департамента туризма.
– Нам очень сильно помогают администрация Приморского края и Лазовского района. Руководство с большим пониманием относится, - рассказывает Александр Арнаут. – В 2021-ом мы направили средства на гостевые домики. А в 2022 году тоже по линии туризма получили субсидию на возмещение затрат. У нас было благоустройство территории, входной зоны. Мы сделали там столики для посетителей, это еще не кафе, но место, где гостям можно посидеть и съесть то, что привезли с собой.
Непосредственную отдачу от туризма получает район – в первую очередь как новые рабочие места. В «Заповедной долине», к примеру, семь постоянных работников (те, кто ухаживает за животными, администратор на базе отдыха) и 15-20 – выполняющих временные работы. Это экскурсоводы, как правило, молодежь, в летнее время школьники, в остальное - студенты, выпускники школ и вузов. Школьники работают и на заготовке веников. Если стартует проект пантовых ванн, почасовую работу получит и врач-терапевт.
– Поселок наш таежный, живем вдалеке от больших городов. Все в основном занимаются огородами, растениеводством, саженцами теми же. И мы решили все это как-то использовать для создания новых рабочих мест и привлечения молодежи. В будущем планируем сотрудничать с различными сельхозинститутами, чтобы студентов на практику присылали, - рассуждает Анна Флоря. – Развивать район мы хотим. Чтобы не отток людей шел из нашего поселка, а наоборот, чтобы ехали к нам и отдыхать, и работать.
Министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц:
– Сельский туризм в Приморье – достаточно новое направление. Так, к настоящему моменту в министерство сельского хозяйства Приморского края за поддержкой обращались семь крестьянско-фермерских хозяйств.
Министерство разработало порядок предоставления грантов «Агротуризм» в форме субсидий на развитие сельского туризма в Приморском крае, и в марте 2023 года правительство региона его утвердило. Этот грант предоставляется однократно. Он может быть направлен на приобретение или строительство средств размещений туристов, развлекательной инфраструктуры сельского туризма, подключения к электрическим, водо-, газо- и теплосетям, приобретение и монтаж оборудования.
Отбор претендентов и утверждение размера гранта осуществляет Минсельхоз России. В 2023 году грант «Агротуризм» получили два сельхозтоваропроизводителя: ИП ГКФХ Пахомова Е.В. «Сыр от альпийских козочек» (сумма гранта – около 9,6 миллиона рублей) и КФХ Юрченко А.Б. «Клевое местечко» (1,4 миллиона рублей).
Современный горнолыжный комплекс мирового уровня под Хабаровском готовится принять гостей уже в ноябре-декабре 2023 года. «ентральным объектом будущего круглогодичного спортивно-туристического комплекса общей площадью 360 гектаров станут горнолыжные спуски.
Горнолыжный комплекс сможет принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. По оценкам специалистов, общий поток гостей с 2025 года составит 200 тыс. человек в год.
ГЛК «Хехцир» получил своё название по одноименному горному хребту на юге Хабаровского края. Возводится горнолыжка хотя и с чистого листа, но отнюдь не на пустом места: примерно в границах бывшей горнолыжной базы «Спартак», которая не работает с 2017 года. Однако от старой базы осталось только направление трассы для спуска.
Из Австрии, Германии, Италии, Китая и регионов России доставлено новейшее оборудование от мировых лидеров обеспечения горнолыжных систем. Строительные работы якорный инвестор проекта – АО «Центр инновационных технологий города Хабаровска» – начал в 2021 году за счет собственных средств и привлеченных кредитов. В создание первой канатной дороги уже вложено больше 1 млрд рублей, общая сумма вложений оценивается в 17,2 млрд рублей.
На склонах горы запланировано обустройство 11 трасс разной сложности, общей протяженностью более десяти километров. К активной фазе строительства «Хехцира» приступили в 2022 году. Сегодня уже вырисовывается четкая объемная картинка объекта.
К началу горнолыжного сезона 2023-2024 будут работать две трассы, протяженностью 1300 и 1200 метров, шириной 50 метров. Один склон уже готов на 100 %, второй – на 80%. По всей протяженности трасс установлены опоры освещения отечественного производства.
Подняться на трассы можно по кресельной канатной дороге. Опоры подъемников уже смонтированы. На высоте 500 метров над уровнем моря установлена приводная станция, которая будет запускать всю канатную дорогу, внизу – второй движущий механизм, а также площадки для посадки в кабины и гараж для кресел. Непрерывно курсировать будут 55 четырехместных кресельных подъемника с подогревом. Весовая нагрузка одного подъемника составляет 340 кг – все кресла испытания прошли успешно. Люди будут в них садиться с интервалом восемь секунд, скорость подъема – пять метров в секунду. За час добраться наверх по канатной дороге смогут 1400 человек.
Перепад высот между нижней и верхней станциями составляет около 300 метров. Канатная дорога имеет 14 металлических опор, установленных на бетонных фундаментах. В состав конструкции входят траверсы с балансирами, которые укомплектованы датчиками для обеспечения безопасности при эксплуатации.
Как отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук, эта канатная дорога может обеспечить пять спусков.
«Уже смонтированы опоры подъемника, практически трасса готова, заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Практически горнолыжный спортивный комплекс “Хехцир” к началу зимнего сезона готов. Эту работу мы проводим совместно с правительством Хабаровского края – здесь идет комплексное развитие. Круглогодичный спортивный курортный центр, который расположится на 360 гектарах, которые необходимо будет осваивать и строить новые трассы – это именно то, что будет привлекать не только жителей Хабаровского края, но и гостей из других регионов. Хабаровск вскоре сможет претендовать на звание столицы горнолыжного спорта на Дальнем Востоке».
Гостей здесь ждут не только из соседних регионов. От хабаровского международного аэропорта до новой туристической локации всего 40 километров, и примерно 30 до еще не построенного, но запланированного погранперехода на острове Большой Уссурийский.
В настоящее время заканчиваются работы по укладке труб оснежения на склонах. Уже пройдено 950 метров из 1200. Проложено более двух км труб системы искусственного оснежения, доставлены пять современных снегогенераторов Titan с высокой производительностью снега – до 110 м3/ч.
По словам директора департамента муниципальной собственности администрации Хабаровска Евгения Соловьева, система оснежения поможет основной сезон начинать раньше, а заканчивать позже.
«С учетом непростых грунтов и необходимости считаться с близостью заповедной зоны, эта работа ведется очень бережно и аккуратно. Усилия стоять того: система позволит помимо увеличения продолжительности сезона катания до 4,5 – 5 месяцев обеспечить соответствие горнолыжных трасс мировым требованиям».
Чтобы продлить сезон пришлось обустроить пруда-накопитель объёмом 13 тыс. кубометров. В него из специально пробуренных скважин будет поступать вода, которая по трубам через систему фильтров поднимется вверх через сеть колодцев глубиной 13 метров, превратится в искусственный снег. Насос обеспечивает подачу воды до самой верхней точки системы оснежения – 500 метров над уровнем моря. Наполнение пруда происходит за счет вод поверхностных вод, а также за счет двух подземных скважин.
Для обеспечения нужд горнолыжного курорта смонтированы две электроподстанции. На площадке обустроят парковку на 300 машин.
В будущем, с развитием масштабного спортивно-туристического комплекса, потребуется решить задачу его транспортной доступности.
Евгений Соловьев уточнил, что уже сейчас продумываются варианты разработки маршрутов общественного транспорта таким образом, чтобы он позволил быстро и удобно доехать до комплекса.
«Возможно, будет организована работа шаттлов – автобусов, которые будут курсировать между Хабаровском и «Хехциром». Несмотря на то, что горнолыжный комплекс – удовольствие не из дешевых, в администрации города убеждены, что это тот случай, когда экономия средств становится приоритетом. Мэр Сергей Кравчук не раз подчеркивал, что мы, прежде всего, создаем комплекс для людей. Возможно, его окупаемость будет более долгой, но это – второй вопрос. А на первом месте – социальная задача большой значимости».
На строительную площадку уже доставили уличный терминал для приема оплаты и выдачи ски-пассов. Платежный терминал позволит приобрести электронный пропуск на улице, если будут большие очереди. Оплата через терминал предусмотрена банковской картой. Примерное количество обслуживающего персонала для работы горнолыжного комплекса – 25 человек.
Курорт мирового уровня «Спортивно-туристический комплекс «Хехцир» является опорным проектом единой стратегии развития Хабаровского края. Губернатор региона Михаил Дегтярев обозначил его как флагманский проект. На территории также будет расположен биатлонный стадион с общей длиной лыжных трасс 9,5 км – там можно проводить региональные, федеральные соревнования и – в перспективе – международные. Планируется создание зоны рекреации: гостиничный комплекс, домики для семейного отдыха, детские комплексы развлечений. Чтобы минимизировать убытки вследствие сезонности, летом в зоне экстрима предусмотрена возможность кататься на велосипедах, роликах, квадроциклах, в рекреационной зоне будут построены бани, организована рыбалка, летом будет возможность по экотропам совершать пешие прогулки профессионалам и начинающим, предусмотрены и площадки для воздухоплавателей.
В планах также – интеграция с проектом Большой Уссурийский остров. Гости из КНР смогут на автобусах приезжать на «Хехцир» из Фуюаня – самого восточного города Поднесбесной – пусть даже на один день. По оценке экспертов, по окончании всего строительства и при полной загрузке ежегодная выручка круглогодичного комплекса приблизится к двум млрд рублей.
В Санкт-Петербурге состоялся финал масштабного арктического технологического конкурса АРКТЕК ДАТА – это составная часть проводившегося впервые конкурса ИТ-разработок для АЗРФ – АРКТЕК. Еще две его части – АРКТЕК Инжиниринг и АРКТЕК Научный питч – находятся на стадии полуфинала.
Команды трудились над сервисами по урбанизации Арктики: арсенал развития климатически сложной территории площадью около пяти млн кв. километров пополнился инструментами по улучшению экологии, туристической привлекательности, медицинского обеспечения – всего, что включает понятие комфорт проживания.
АРКТЕК – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития Арктики и обеспечения успешной работы компаний в регионе.
Как отметил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, важной составляющей конкурса для разработчиков стала возможность заявить о себе крупнейшим компаниям.
«Сегодня наши индустриальные партнеры знакомятся с командами, обсуждают их решения. Ребята смогли за месяц с небольшим создать полноценные минипродукты, с которыми можно дальше работать и развивать. Главный приз для них – это будущие заказы. Изобретение – это то, что реально меняет жизнь людей и компаний к лучшему, и сегодня мы видим, что ученые, предприниматели и новаторы зажглись Арктикой. Арктика – это кладовая и, чтоб ее бережно приоткрыть, нужно многое сделать».
14 июня команда экспертов опубликовала список из 110 коллективов, допущенных к участию в конкурсе. До финала дошли 20 команд. Всего над проектами цифровых решений для развития Арктики работали молодые специалисты из 51 региона РФ.
В структуре конкурса АРКТЕК ДАТА три направления: «Арктическая урбанизация», «Арктический туризм» и «Экология Арктики». Каждой команде-победителю вручили оригинальную статуэтку в виде прозрачной арктической льдинки и денежный приз. За первое место – 500 тыс., за второе – 350 тыс., за третье – 150 тыс. рублей.
«Арктическая урбанизация»
В направлении «Арктическая урбанизация» победила команда «Департамент» с разработкой геосервиса «Арктида», разработанный для региональных властей. На основе рейтинга из 18 критериев разработка позволяет выявлять населенные пункты с ограниченной доступностью здравоохранения и получать рекомендации по улучшению ситуации. Таким образом, в Арктике можно снизить показатели первичной заболеваемости, что, в свою очередь, уменьшит потери ВРП от 270 млн до 28 млрд рублей ежегодно.
На втором месте оказалась команда ГЕОВШЭ с разработкой автоматизированной системы обработки медицинской статистики и геоданных. Это позволит руководителям регионов принимать решения о развитии системы медицинской помощи – в режиме реального времени оценивать количество врачей или пунктов первичной медпомощи на количество населения, выбирать наиболее нуждающихся в посещении врача.
Гран-при третьей степени получила команда «Ворота Севера». Их разработка – рекомендательный сервис размещения объектов городской инфраструктуры для улучшения жизни населения на территории Арктики.
«Экология Арктики»
Победителем природосберегающего трека стала команда «ЭСЭР Дата» за систему «Арктик-ДАТА», которая выявляет и проводит мониторинг экологических проблем и рисков при помощи снимков дистанционного зондирования Земли. Решение позволит рассчитать риск пожара на основе анализа информации о количестве осадков по годам, визуализировать нефтяные пятна и разливы, а также отслеживать процесс загрязнения водных территорий. Модификация системы добавит расчёт размер штрафа для компании-виновника загрязнения и ее репутационные риски.
Второе место получила команда «ДАТА-Ритмикс» с разработкой сервиса, который с помощью спутниковых снимков проводит мониторинг мест добычи и транспортировки углеводородов, аккумулирует точечные данные о месторождениях нефти, газа и газового конденсата. Снимки помогут понять, как реально выглядят месторождения, оценить риски разлива нефти в водоемы.
На третьем месте – команда «Бореал Байтс» с сервисом для расчета уязвимости морских акваторий, позволяющим делать анализ биохимических показателей морской воды, определять положение судов в акватории. На его основе можно создать карту экологической уязвимости, выделить объекты повышенной экологической опасности и зоны обитания краснокнижных видов. Сервис будет полезен добывающим, логистическим, геологоразведывательным компаниям, научно-исследовательским организациям, экологическим общественным организациям и ООПТ.
«Арктический туризм»
Первое место туристического направления Арктека завоевала команда «Ладно». Ее участники создали цифровой сервис для оценки туристического спроса в Архангельской области. Платформа поможет туристу найти интересный маршрут, а предпринимателям – разместить рекламу, а также получить рекомендации о возможности открыть бизнес в том или ином районе.
Гран-при второй степени получила команда «Арктический технический колхоз» за разработку мобильного приложение для взаимодействия с туристами «Гоу туда!». Можно настроить фильтры на карте и получать подробную информацию о любом объекте. В экосистему входит также продукт «Арк-инфа» – административный веб-сервис для застройщиков, которые получат статистику о турпотоке и рекомендации по застройке в заданном радиусе.
На третьем месте оказалась команда «Дайр-лаб». Коллектив разработал информационную платформу для анализа текущего состояния туристических объектов по отзывам посетителей. Платформа называется «Тревел коннект».
Замглавы министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков отметил, что укрепление технологического суверенитета – одна из острейших задач развития России.
«Арктика – территория самых сложных и нетривиальных вызовов, но одновременно и территория огромных возможностей. На этом пути уже есть успехи таких крупнейших компаний как НОВАТЭК и Росатом. Добывающие компании также планируют применять новые технологии при освоении Арктики. Конкурс привлек большое количество разработчиков – 348 команд из 51 региона нашей страны. Мы получаем цифровые продукты и высокотехнологичные инженерные решения, которые будут востребованы компаниями, и которые помогут нам бережно развивать такой суровый регион как Арктика».
Общий призовой фонд конкурса АРКТЕК составляет 18 млн рублей. Для команд, которые представили проекты в рамках конкурса «АРКТЕК Научный питч» (научные исследования) и «АРКТЕК Инжиниринг» (технологии для реального сектора), борьба за призовые места развернется этой осенью.
АРКТЕК проводится в Десятилетие науки и технологий в РФ при участии «Востокгосплана», Минвостокразвития, Фонда «Росконгресс», МИД РФ.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.