В расписании полетов международного аэропорта «Байкал» в Улан-Удэ появились новые рейсы в три китайских города. Грузовые рейсы теперь отправляются в Циндао, Тяньцзинь и Чженчьжоу.
Об этом в своем Telegram-канале сообщил директор аэропорта «Байкал» Дмитрий Гармаев.
«Пока это грузовые рейсы, но мы уверены, что это только начало. Дойдет дело и до пассажирских перевозок. Уже сейчас наш партнер авиакомпания Хунну Эйр летает в Харбин через Улан-Батор», – написал он.
Митрофан Кузьмич (или как в те времена говорили Козьмич) Курбатов – легенда Верхнеудинска (так до 1934 года называлась нынешняя столица Бурятии Улан-Удэ): почетный гражданин, купец I гильдии, городской голова (по-нынешнему мэр) в 1816-1819 годах.
Отец Митрофана владел стеклоделательной фабрикой под Верхнеудинском, так что будущий выдающийся купец, можно сказать, с детства вкусил «азы капитализма» в конце XVIII века был купцом III гильдии, в 1810 году повысил свой статус, перейдя во вторую гильдию. Еще через 22 года достиг высшей торговой иерархии и до середины столетия считался «Кяхтинским купцом первой гильдии с капиталом в 15 тысяч рублей серебром».
Купцы I гильдии (их еще называли «первостатейные») имели самые широкие права в торговле, в том числе внешней (в случае с Бурятией это была торговля с Китаем через Кяхту), для этого они могли иметь иностранный флот. Также они могли заводить фабрики и заводы (кроме винокуренных и соляных – на это была государственная монополия), заниматься золотопромышленностью и хлебопашеством. Примечательно, что из «первостатейных» можно было «вылететь» в случае, если уменьшился капитал.
Зарабатывал на жизнь и на бутерброд с маслом винным откупом, выделкой и продажей кож, торговлей с Китаем. Причем, торговал масштабно - в 1826 году отправил по Московскому тракту аж целых 100 возов с китайскими товарами.
Заработав солидный капитал (но не переставая зарабатывать!), Митрофан Курбатов, как и полагалось купцам того времени, «ударился» в политику и меценатство. В 1816 году его избирают городским головой Верхнеудинска. Первым делом он начал строить плотину (их до сих пор строят и перестраивают в Улан-Удэ), так как город, расположенный между реками Уда и Селенга, часто топило. Ее остатки до сих пор можно увидеть на городском пляже.
Пробыл городским головой Курбатов по нынешним меркам недолго, всего лишь три года. Под занавес своего градоначальства он соорудил плавучий мост через Уду, который стоял на лодках и карбасах (это такой вид небольшого парусно-гребного судна), просуществовало чудо инженерной мысли около двадцати лет, за что благодарные горожане в 1822 году наградили его золотой медалью на Аннинской ленте с лаконичной надписью «За полезное», а в 1834 году присвоили звание «Почетный гражданин города».
Вообще, за ним прослыла молва, что он «генератор идей и главный исполнитель общественно-полезных дел». Примечательно, что Митрофан не имел систематического образования, он - самоучка, но это не мешало быть ему «человеком интеллигентным»: увлекался минералогией, имел уникальную коллекцию образцов камней Забайкалья, выполнял поручения департамента мануфактур и внутренней торговли (готовил торговую статистику по Забайкалью), также был постоянным корреспондентом Географического общества, а затем и одним из первых членов Сибирского его отделения.
Дела семейные
Жил Митрофан, как и подобает человеку его статуса, на широкую ногу. Самый красивый и богатый дом в Верхнеудинске был у Курбатовых, построен по «образцовому проекту», двухэтажный. Сегодня это памятник архитектуры, правда, его значительно перестроили. Находится по адресу ул. Ленина, 27.
Дoм Kypбaтoвa, нaши дни. Russianstock.ru, Зopиктo Дaгбaeв
Супругой Курбатова стала дочь тульского купца Авдотья, в браке у них родились сыновья Апполон и Арефий. Про младшего мало что известно, судя по всему, он рано умер. А вот Апполон, конечно же, тоже стал купцом, а заодно и почетным жителем Верхнеудинска.
Долгие годы дом Курбатовых, расположенный на Арбате, был центром культурной жизни Верхнеудинска. Здесь останавливался декабрист Александр Николаевич Муравьев, который в дороге узнал, что ему изменили место ссылки с Якутска на Верхнеудинск. В дальнейшем Курбатовы приняли живое участие в судьбе Муравьева во время его пребывания в Бурятии. Гостили у них и другие «декабристы»: Бестужевы, Оболенский, Пущин, Горбачевский, Кюхельбекеры. Вообще, Курбатов прослыл гостеприимным хозяином. Вот, что говорил о нём Дмитрий Давыдов, поэт, автор песни «Славное море, священный Байкал».
«В нашем маленьком городе можно иногда столкнуться с человеком, приметным во всех отношениях. Скромность не позволяет мне назвать всеми любимою купца, отличавшегося светлым умом и добрым, благородным сердцем. Зашедши к нему в дом, забываешь, что живешь в Забайкалье. Тут и радушие, и откровенность, и журналы и газеты».
Верхнеудинская ярмарка
С 80-х годов XVII века в Верхнеудинске стали проводить ярмарки. Одну – зимой, когда замерзал Байкал, так как по льду товары доставлять было удобнее и быстрее, другую по осени. Учитывая, что город находился на пересечении торговых путей из Китая, то очень быстро верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей за Байкалом. Она настолько была значимой, что даже нашла свое отражение на гербе города: «на золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия в знак того, что в городе происходит знатный торг и условия о торге». С этой же ярмарки доставлялись товары на Амур, хлеб в Читинскую область и Нерчинский край.
В 20-х годах XIX века для складирования товаров Курбатов решил построить Гостиный двор. Строил не один, ему принадлежала лишь четверть акций, но было ясно – предприятие выгодное. Очень быстро вокруг Гостиного двора образовалась Базарная площадь (теперь это самый центр города). Торговые ряды Курбатова сохранились до сих пор, только поменяли профиль – теперь это поликлиника и травмпункт (ул. Куйбышева, 18, имеют статус памятника архитектуры).
Гостиные ряды Верхнеудинска
Вообще, в те годы вести бизнес вскладчину, на паях было делом привычным. Так, Митрофан Курбатов в партнерстве с московским купцом Гуляевым, баргузинским купцом Иваном Черных и суздальским купцом Невзоровым построил мыловаренный и стекольный заводы.
Курбатов XXI века
Кстати, Курбатова можно встретить и сегодня, если отправитесь в гастрономический тур по столице Бурятии: местные гиды предлагают туристам посетить те самые «Гостиные ряды», где гостей под аккомпанемент баяна встречает сам Митрофан Курбатов. Далее все, как любил самый известный купец Верхнеудинска – богатый стол и щедрые угощенья.
Вообще, возвращение к истокам и – обязательно – «местного розлива», это новый тренд регионального туризма: в Хабаровске вам предложат прогуляться там, где японцы обстреливали в 1920 году центральную часть города, во Владивостоке проведут по «миллионке», в Благовещенске расскажут, как китайцы переплывали Амур, когда их выдворяли из России.
Теперь мы с вами знаем и про Курбатова в Верхнеудинске.
Обсуждению туристической области было уделено особое внимание в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), где, в частности, при участии президента В.Путина состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам туризма.
Рост интереса к туристическим дальневосточным направлениям предполагается увеличивать с помощью дополнительной финансовой поддержки. С 1 октября на Дальнем Востоке начинает действовать повышенный размер кэшбэка (20%, возврат до 40 тыс. рублей). Осенний этап продаж таких туров продлится до 25 декабря. При этом рассматриваются возможности для дальнейшего расширения данного механизма. Губернатор Приморского края О.Кожемяко, курирующий сферу туризма в рамках Госсовета, предложил вводить повышенный кэшбэк для поддержки отдельных направлений туризма (круизный, экологический, детский). В частности, покупателям турпутевок предлагается возвращать 50% стоимости летнего отдыха в детском лагере. Отмечается рост количества туристических проектов в рамках преференциальных экономических режимов. За последние пять лет их число достигло 210 (рост в пять раз). Совокупный объем инвестиций в данные проекты составляет 90 млрд рублей (из них 20 млрд рублей уже вложено).
В ряде дальневосточных регионов рассчитывают на рост туристического потока в текущем году. Рост турпотока по итогам восьми месяцев текущего года отмечается в Иркутской области – на 10% относительно аналогичного периода 2021 г., до 1,1 млн человек. Основной поток приходится на Иркутск и прилегающие к Байкалу территории – Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы.
На данных территориях предполагается и далее развивать инфраструктуру для туристов. Губернатор региона И.Кобзев предложил генеральному директору ОАО «РЖД» О.Белозерову организовать новый туристический маршрут с включением Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). В «РЖД» выразили готовность поддержать идею.
Также планируется развивать туристическо-рекреационный кластер в поселке Большое Голоустное на берегу Байкала[1], где в настоящее время, тем не менее, отмечается дефицит инфраструктуры. В текущем году была подготовлена дорожная карта проекта (до 2026 г.). Пока в поселке действует 35 средств размещения (включая сезонные). Дорожная карта предусматривает асфальтирование всех дорог общего пользования местного значения, завершение капитального ремонта автодороги в Иркутск, строительство парковки на въезде в поселок и парковочных зон в пади Семеновка, благоустройство зон общего пользования в центре Большого Голоустного, реновацию фасадов на улицах Байкальской и Кирова, увеличение зоны покрытия мобильной связи. Также в проработке находятся вопросы строительства взлетно-посадочной полосы малой авиации и создание музея.
В Слюдянском районе между тем запланированы строительство пешеходного моста через впадающую в Байкал реку Снежная (пользуется популярностью для организации водных маршрутов) и капитальный ремонт подъезда к рекреационной зоне в поселке Новоснежная. В Байкальске резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» ООО «Талисман Соболиная» рассчитывает построить гостиничный комплекс на 93 номера. Строительство должно начаться в 2023 г., объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Также в городе предполагается построить глэмпинг-отель на берегу Байкала (инвестор – ООО «Под небом Байкала»), вложив 118 млн рублей.
В Бурятии основная часть туристических проектов также связана с Байкалом. В июне были расширены границы ТОР для развития туристического кластера в Выдринском районе – в рамках него планируется построить отель на 200 номеров, ресторан, бассейн, яхтенный порт, маяк со смотровой площадкой и благоустроенный пляж. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Кроме того, регион выиграл грант в размере 337 млн рублей от Ростуризма, которые должны быть направлены на обустройство пляжных зон на Байкале, развитие национальных туристических маршрутов, оборудование кемпингов и автокемпингов.
Следует отметить, что на полях ВЭФ было подписано соглашение по реализации комплексного туристического проекта компании «ТОР Мыс Капитанов» в рамках межрегионального культурно-экологического парка «Озера на Снежной» на границе Бурятии и Иркутской области (соглашение заключено между компанией, КРДВ и правительством Бурятии). Инвестор имеет в собственности земельные участки в рамках ТОР «Бурятия». В проект планируется вложить порядка 400 млн собственных средств.
В Якутии в текущем году власти ожидают восстановления допандемийного уровня туристического потока – до 200 тыс. человек. За первый квартал года туристические маршруты в республике посетили 40,4 тыс. человек (за аналогичный период прошлого года – 28,2 тыс. человек). В Хабаровском крае также рассчитывают на рост турпотока на 9% к концу года по сравнению с 2021 г.
В целом, по данным Росстата, коллективные средства размещения в ДФО за первое полугодие 2022 г. приняли 1,25 млн человек, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2021 г. Так, в Камчатском крае число постояльцев в отелях выросло в три раза – до 177,7 тыс. человек, в Бурятии рост составил 76% - до 176 тыс. человек, в Хабаровском крае количество посетителей в отелях выросло на 8,5%, до 204,6 тыс. человек. В то же время на популярных направлениях отмечался и рост стоимости размещения в отелях – на Камчатке рост в июле составил 15-30%, рост также наблюдался на Сахалине. Ситуация в том числе связана с ограниченным предложением комфортабельных средств размещения в данных регионах (общая вместимость гостиниц Сахалина – 5 тыс. мест, Камчатки – 7 тыс. мест, треть из них приходится на комфортабельный сегмент).
Новые проекты в регионах предполагают в связи с этим создание новых мест размещения. В рамках проекта по созданию рекреационного кластера на Курильских островах компанией «Архипелаг Онекотан»[2] (резидент ТОР «Курилы») предполагается в первую очередь построить туристическую деревню в бухте Шелехова (остров Парамушир) с домами, пунктами проката инвентаря и оборудования, кафе, пешими маршрутами и смотровыми площадками.В целом в создание туристических объектов на островах Парамушир, Онекотан, Шумшу, Шикотан, Атласова, Харимкотан, Расшуа и Ушишир инвестор намерен инвестировать 900 млн рублей. Так, на острове Онекотан развитие туристической инфраструктуры должно начаться с обустройства береговой линии для причаливания катеров, также предполагается проложить до 30 км экскурсионных маршрутов и экологических троп. На островах планируется создание глэмпингов и ферм с открытыми вольерами. Объекты предстоит обеспечить собственной инженерной инфраструктурой. С помощью реализации проекта власти региона рассчитывают увеличить турпоток на 40 тыс. ежегодно (в 2021 г. он составил 211,5 тыс. человек).
Кроме того, на Итурупе планируется построить отель на 120 номеров площадью более 1 200 кв. м компании «Антерра» (проекты под брендом «Грин Флоу»). Также гостинично-термальный комплекс на 154 номера инвестор намерен построить в Камчатском крае. Соответствующие соглашения были подписаны на полях ВЭФ. В реализацию каждого проекта предполагается вложить 2 млрд рублей.
Между тем в рамках сахалинской ТОР «Горный воздух» в октябре запланировано начало строительства отеля «Большевик» площадью 14,2 тыс. кв. м на 230 посетителей с ресторанами, кафе, конференц-залами, сауной и бассейном (объем инвестиций - 1,5 млрд рублей) и гольф-клуба (объем инвестиций - 17 млрд рублей). Строительство гольф-клуба (крытый гольф-клуб, бассейн, площадка для тенниса) должно завершиться к 2026 г.
Новый отель «Легенда Аэро Сахалин» на 175 номеров предполагается построить на территории аэропорта Южно-Сахалинска (в рамках ТОР «Горный воздух»). Инвестором выступит ООО «Парк-отель Бурдугуз» (входит в группу En+). Для реализации проекта была создана компания «Отели Сахалина». Аналогичный проект инвестор намерен реализовать в аэропорту Владивостока («Легенда Аэро Владивосток»). Проекты планируется завершить к 2026 г.
В Якутии планируется развивать туристическо-рекреационный кластер «Ленские столбы» - на полях ВЭФ было подписано соглашение между правительством республики, КРДВ и компанией «Аарыма Турс». В 2021 г. в рамках первого этапа проекта была проведена реконструкция основного гостевого дома с видами на Ленские столбы и реку Лена. Туристическая база стала первым крупным современным объектом туристической инфраструктуры в данной местности. Было начато возведение глэмпингов. В рамках второго этапа также запланировано создание банного комплекса и проведение благоустройства территории.
В Минвостокразвития допускают возможность создания на Дальнем Востоке единого туристического вертолетного оператора. Тем не менее для этого требуется восстановление малых посадочных площадок. Между тем в мае, столкнувшись с проблемой поставки самолетов, прекратила деятельность «Авиакомпания «Камчатка» (подконтрольна С.Бачину[3]), которая намеревалась работать в сфере туристических перевозок. Решение было принято в связи с отказом от поставок самолетов Cessna Grand Caravan EX модели 208B[4] их производителем – американской компанией Cessna Aircraft Company[5]. Летом 2021 г. «Камчатка» получила сертификат эксплуатанта, дающий право выполнять коммерческие перевозки.
Следует отметить, что с ростом популярности природных туров количество происшествий с туристами, преимущественно на маршрутах, предполагающих экстремальный туризм, также увеличивается, что становится проблемой. В частности, в сентябре при восхождении на вулкан Ключевская сопка, организованном новосибирской компанией[6], погибли туристы. Шестеро туристов из группы погибли, сорвавшись с высоты более 4 тыс. м, после чего был подан сигнал о помощи (3 сентября). До прибытия спасателей погибли еще двое туристов из группы[7]. Спасательному вертолету Ми-8 МЧС удалось совершить посадку на склон вулкана только 5 сентября с четвертой попытки (из-за погодных условий – сильного ветра и облачности) и эвакуировать четверых выживших (двух туристов и двух гидов). По направлению к туристической группе также была направлена группа спасателей со скалолазным снаряжением, но в горах Камчатки исход поисково-спасательных операций в значительной степени зависит от погодных условий, наличия пепловых облаков на склонах, таяния ледников, схода селевых потоков и камнепадов.
Причины и обстоятельства гибели туристов, сорвавшихся при восхождении на вулкан, предполагается устанавливать в рамках расследования уголовных дел о причинении смерти по неосторожности и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью. В августе в регионе также погибли один турист при спуске с Мутновского вулкана и гид, сопровождавший группу туристов в пешем и водном маршруте в Усть-Большерецком районе.
Представители туристической отрасли в Камчатском крае уже высказывали опасения по поводу появления на рынке большого количества компаний (в том числе из других регионов), не знакомых с местной спецификой и не обладающих необходимыми навыками. Кроме того, возникают вопросы относительно подготовленности туристов к отдельным сложным маршрутам. После происшествия на Ключевской сопке вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев предложил запретить туристическим группам выходить на сложные маршруты без разрешения квалификационной комиссии. Он заявил о намерении обсудить данный вопрос с МЧС и Ростуризмом. В настоящая время квалификацию для работы на маршрутах должны проходить только гиды (работающие в компаниях официально). Также предполагается в два раза увеличить финансирование из федерального бюджета санитарной авиации в Камчатском крае.
Другой проблемой является возможная угроза флоре и фауне природных территорий в связи с планами по увеличению количества туров. Ранее в пользу введения жестких правил поведения туристов на особо охраняемых природных территориях высказывался спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Иванов. Вице-премьер В.Абрамченко в июле поручила Ростуризму совместно с регионами разработать дорожную карту по системному развитию экологического туризма на Байкале с учетом прогнозируемого роста турпотока и минимизации антропогенной нагрузки. В настоящее время на побережье озера отмечается дефицит инфраструктуры для комфортного размещения, часть проектов только находится в разработке.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2007 г. поселок планировалось сделать центром ОЭЗ «Ворота Байкала».
[2] Учредитель – ООО «Евроспортфинанс».
[3] Партнер В.Потанина, является генеральным директором компании «Васта Дискавери», руководителем девелоперских проектов компании «Интеррос».
[4] Легкий одномоторный самолет на девять пассажирских мест.
[5] Договоры на поставку самолетов в лизинг на срок в 12 лет были заключены в конце 2021 г., лизингодателем выступило подконтрольное Минтрансу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Стороны также намеревались оформить опцион еще на девять таких самолетов с поставкой в 2023-27 гг. Парк авиакомпании насчитывал один самолет Grand Caravan EX 208.
[6] Директор компании «Экстрим Тайм» А.Степанов был задержан в Новосибирске. Он не признает вину.
[7] Группа в составе десяти туристов и двух гидов начала восхождение на вулкан 30 августа. В составе тургруппы были жители Алтайского, Приморского, Камчатского краев, Москвы, Новосибирской и Владимирской областей.
Китайский рынок огромен и открыт для других стран. Сейчас все больше представителей российского малого и среднего предпринимательства (МСП) экспортируют товары, услуги или комплектующие в Китай. Однако покорять такой большой рынок сложно. О нюансах работы малого и среднего предпринимательства РФ на рынке КНР размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
- У МСП России и Дальнего Востока, в частности, есть шансы на выход рынка Китая, но есть свои нюансы. Чего в основном не хватает нашему бизнесу? Прежде всего – личного знания, как это делать, например, как выходить на рынок КНР, какие ниши занимать. Даже чтобы вынести свой товар на электронную платформу, нужны деньги на продвижение, а в одиночку это сделать очень сложно. Помогают в этом как раз ассоциации, которые входят, например, в «Опору России» или Российский экспортный центр. Они во многом берут на себя часть этой нагрузки.
Еще один ключевой момент – нам кажется, что китайский рынок очень большой и может купить все, что угодно. Но это не так. Вкусы китайских потребителей резко меняются, особенно в последние годы. В этом смысле аналитика рынка является очень важной. Но опять-таки, в одиночку малое предприятие вряд ли будет проводить углубленную аналитику, ведь это дорого и долго. А через ассоциации это делать легче и правильнее.
Сейчас наши МСП могут занять нишу производства продукции агропромышленной области, причем в самых широких масштабах – от сырой продукции в виде зерна, до готовых изделий, например, сладостей. Также довольно интересная, на мой взгляд, перспектива – совместная разработка софта и взаимодействие в области конкретных услуг, например, медицинских – разработка и внедрение искусственных суставов, решения, связанные с оптикой линз.
Но самое главное – не надо ожидать, что товар можно быстро продать на китайском рынке. Окупать все придется долго, надо рассчитывать на два-три года, пока рынок продавится. И в этом вопросе тоже в одиночку не справиться. Лучше работать через крупные ассоциации или, по крайней мере, в комьюнити. Нужно понимать, что в Китае вы находитесь в огромном конкурентном поле и без знания, как оно работает, вы ничего не сделаете. Поэтому нужно готовить своих людей, свою команду. Опыт, который имеет наше МСП при работе с западными странами, практически неприменим для Китая. Здесь надо все начинать заново. Для работы в Китае нужно обрасти связями, знакомствами, тогда вас будут воспринимать как своего человека. Чтобы пройти через все этапы установления гармоничных отношений, нужен как минимум год, а малый бизнес столько ждать не может – у него нет подушки безопасности.
РЖД предлагают китайским коллегам вдвое увеличить размеры движения поездов по трансграничному мосту, в том числе за счет дальнейшего расширения номенклатуры экспортируемых в КНР грузов. Одновременно разворачиваются работы по созданию в районе железнодорожного пункта пропуска таможенно-логистического терминала, что должно повысить объём импортируемых товаров.
Справка:
Первый грузовой поезд проследовал железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Нижнеленинское в ноябре 2022 года. Его главный объект – мост, который связывает одноименное российское село и остров Хаюйдао городского уезда Тунцзян города Цзямусы, расположенные на противоположных берегах Амура. Общая длина сооружения составляет 2 209 метров, в том числе российской части – 309 метров. Однопутный мост имеет совмещенную колею 1 520 и 1 435 мм для пропуска российского и китайского подвижного состава. Пропускная способность перехода – 20 млн тонн в год или девять пар поездов в сутки.
Не останавливаться на достигнутом
Перевозки через мостовой переход Нижнеленинское – Тунцзян набирают темп. С начала 2024 года грузооборот ЖДПП составил почти два млн тонн с ростом к прошлогоднему уровню более чем в 2,5 раза. В апреле по мосту в среднем передавалось и принималось четыре пары поездов в сутки, тогда как годом ранее – две пары.
«Ежесуточно сотрудниками Нижнеленинского таможенного поста оформляется до восьми поездов (в обоих направлениях – прим. ред.), что составляет лишь половину от пропускной способности пункта пропуска», – проинформировали в Хабаровской таможне.
На прошлой неделе глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров, встречаясь с руководством China Railway, предложил не останавливаться на достигнутом и увеличить через мостовой переход количество составов до восьми пар или 16 поездов. Согласно прежним договоренностям с китайской стороной, размер движения через мост согласован на уровне пяти пар в сутки.
К сведению, в апреле через железнодорожные пункты пропуска с КНР в ДФО, включая ЖДПП Наушки, который во многом обеспечивает транзит между Китаем и РФ, следующий по территории Монголии, среднесуточно передавался 41 поезд, что на два поезда больше, чем годом ранее. Кроме Нижнеленинского, увеличил объём ЖДПП Махалино (Камышовая). В то же время сократил передачу поездов в Китай ЖДПП Гродеково, на уровне прошлого года остался трафик через ЖДПП Забайкальск и Наушки.
Основу перевозок через погранпереход Нижнеленинское – Тунцзян на сегодняшний день составляют железная руда и уголь, вывозимые из России. Тем не менее номенклатура перевозимых грузов постепенно расширяется. Это касается как экспорта, так и импорта.
«В Россию из приграничного Тунцзяна импортируются новые легковые автомобили, автомобильные запчасти, ввозится широкая номенклатура товаров народного потребления (обувь, посуда, мебель, бытовая и компьютерная техника и т.п.). На экспорт следуют преимущественно уголь, руда, алюминий, полиэтилен», – рассказала пресс-секретарь Хабаровской таможни Елена Попова.
Прошлой осенью через мостовой переход в небольших объёмах начала экспортироваться сельхозпродукция. К отправке в Китай предъявлялось зерно, соевый шрот, свекловичный жом. С начала 2024 года сотрудниками Россельхознадзора проконтролирован экспорт 9,1 тыс. тонн жома, другой подобного рода продукции через данный пункт пропуска не поступало.
Как сообщил Олег Белозеров, мостовой переход предложено включить в перечень аккредитованных пунктов пропуска на ввоз мясной продукции в Китай.
Руководитель Приморского межрегионального управления Россельхознадзора Дмитрий Зданович уточнил, что в настоящий момент, согласно правительственному постановлению, ЖДПП Нижнеленинское не предназначен для ввоза продукции животного происхождения (в 2024 году экспорт мяса из России в Китай осуществляется через три пункта пропуска). В случае принятия инициативы РЖД управление Россельхознадзора готово к обеспечению ветеринарного контроля таких поставок.
«Пропускная способность ЖДПП Нижнеленинское определена паспортом пункта пропуска. Наличие персонала, специализированных помещений и оборудования позволяют управлению осуществлять возложенные полномочия по контролю экспортной продукции», – сообщил EastRussia Дмитрий Зданович.
На прошлой неделе при участии Российского экспортного центра был отправлен первый поезд, гружённый рефрижераторными контейнерами с говядиной в направлении погранперехода Гродеково – Суйфэньхэ. Далее рефконтейнеры будут перегружены на вагоны китайских железных дорог и проследуют до Шанхая.
С учётом выхода моста на расчётные параметры перевозок район вблизи пункта пропуска обладает широким потенциалом для развития логистической деятельности и трансграничной торговли, отмечают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. В прошлом году постановлением российского правительства действие ТОР «Амуро-Хинганская» расширено на примостовую территорию общей площадью около двух тыс. га. Образована инвестиционная площадка «Нижнеленинское».
В настоящее время на её земельных участках реализуется первый проект – по созданию транспортно-логистического центра. В дальнейшем здесь могут появиться различные производства, объединённые в индустриальный парк.
Гарант будущих объёмов
Строительство и начало функционирования таможенно-логистического терминала позволит кратно повысить объёмы импортируемых товаров широкой номенклатуры, говорят в Хабаровской таможне. В настоящее время на этой территории реализуется проект ООО «Гарант», являющегося резидентом ТОР «Амуро-Хинганская», с объёмом инвестиций 7,3 млрд рублей.
ТЛТ сможет работать с контейнерами и сельхозпродукцией, в частности, с зерновыми культурами. Предполагаемый грузооборот терминала – 340 тыс. TEU или 3,91 млн тонн грузов в год. Комплекс будет оснащён железнодорожными путями общей протяженностью 4,4 км и тремя складами площадью по 20 тыс. кв. метров каждый.
Сроки ввода в эксплуатацию ТЛТ переносились, что в своё время вызывало критику от вице-премьера РФ – дальневосточного полпреда Юрия Трутнева, бывавшего на месте строительства моста и предмостовой инфраструктуры.
В настоящий момент на месте будущего комплекса ведутся земляные работы, укладка железнодорожных путей, сообщили в инвестиционном агентстве ЕАО. По данным КРДВ, завершение проекта намечено на 2026 год.
В своё время о планах по созданию контейнерного терминала у станции Ленинск-2 информировали в транспортной группе FESCO. В прошлом году она договорилась о сотрудничестве по проекту с Margin Group, располагающей офисами в Китае и России. На сегодня эти намерения не перешли в активную фазу, уточнили в ЕАО.
Известно, что FESCO с другим китайским партнером GeoTour Logistics Hunchun готова заняться развитием контейнерных перевозок через ЖДПП Махалино (Камышовая) – Хуньчунь. Согласно недавно подписанному меморандуму, стороны организуют доставку контейнеров из провинции Цзилинь транзитом через Приморье в такие китайские порты, как Шанхай, Нинбо, Гуанчжоу, Шэньчжэнь. Предполагается загрузка в обратном направлении.
Опасные грузы приблизятся к границе
Тем временем в стадии заключения с КРДВ находится соглашение с ООО «Объёдиненная нефтегазохимическая компания» (ОНГК) по строительству у станции Ленинск-1 комплекса по перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефтехимического сырья для последующих переделов. Объём инвестиций оценивается в 8,1 млрд рублей.
Мощность перегрузочного комплекса, получившего название «Союз», составит 1,2 млн тонн ежегодно, в том числе: по СУГ – 450 тыс. тонн, пентан-гексановой фракции (предназначена в качестве сырья нефтехимических производств) – 200 тыс. тонн, газовому конденсату и сырой нефти – 50 тыс. тонн, прямогонному мазуту (используется, в частности, как компонент при производстве товарных мазутов) – 500 тыс. тонн.
«Объектов на этом комплексе будет немало, и компания уже запросила земельный участок, дополнительно к тому, который они ранее взяли в аренду», – пояснили в инвестиционном агентстве области.
Реализовать этот проект ОНГК планирует с китайским партнером. В прошлом году на ВЭФ она подписала соглашение о совместном финансировании трансграничного перевалочного комплекса с Xuan Yuan Industrial Development. Ориентировочный срок ввода объекта, по данным КРДВ – 2027 год.
На запрос относительно своих планов в ЕАО в Объединённой нефтегазохимической компании не ответили. Стоит сказать, ОНГК вошла в проект ООО «Гарант», выкупив бизнес у прежних владельцев, рассказал информированный источник. При этом ТЛТ должен быть запущен раньше нефтегазового терминала. Что касается последнего, то говорить о сроках его запуска сегодня затруднительно, отмечает собеседник EastRussia, учитывая нынешние сложности с поставками импортного технологического оборудования.
Примечательно, проект комплекса «Союз» в партнерстве с Xuan Yuan Industrial Development отмечен в презентации сопредседателя Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития, бизнес-омбудсмена Бориса Титова, представленной 17 мая в ходе IV Российско-Китайского форума межрегионального развития в Харбине, как один из показательных примеров нынешнего участия китайского бизнеса в совместных с РФ производствах.
В этом году исполняется 75 лет с момента образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между СССР и КНР. За прошедшее время КНР стала заметным игроком на мировой арене и вывела свою экономику в топ. Однако, китайский менталитет по-прежнему загадка для европейца, а китайские идеи строительства глобального экономического пространства вызывают массу вопросов и даже отторжение. (см также вторую часть интервью «Куда ведет шелковый путь? Китай, Россия и другие»)
Вместе в Арктику и в космос?
— Виктор Лаврентьевич, сейчас экономика Китая оценивается как вторая, а по некоторым данным, первая в мире. Китай выдвинул ряд глобальных идей и пытается вовлечь в реализацию своих проектов другие страны, расширить свои рынки. Какова роль России в этом процессе? Мы — ситуационный партнер, поставщик ресурсов или у нашей страны иная роль?
— Я думаю, у Китая несколько иной подход. На данный момент с экономической точки зрения для Китая мы, конечно, прежде всего поставщик ресурсов. Как говорится, чем богаты. Но это далеко не все. Смотрите, что происходит: мы превращаемся в одного из главных потребителей продукции китайского автопрома. Мы пережили уход с рынка японских и европейских производителей, и сейчас достаточно быстро их нишу занимают китайские.
Более того, Китай стал лидером в производстве электромобилей. Мировым лидером. То есть замещение будет происходить на новом уровне, более современными моделями.
Конечно, есть вопросы, в том числе и о качестве таких авто, но часть экспертов о них хорошего мнения. Это тема интересная, но достаточно специфическая.
У нас есть и другие общие интересы. Мы для Китая – важное пространство для выхода на мировые рынки. Пока оно еще используется не слишком эффективно, очень медленно мы запрягаем. Но есть Северный морской путь. Китай заинтересован в этом направлении по целому ряду стратегических соображений, например, конкуренции или возможного перекрытия Малаккского пролива в одночасье. Китай нуждается в выходе к морю из северных и северо-восточных районов страны – провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренней Монголии.
Важен не только выход на мировые рынки, но и использование того же порта Владивосток для экономического взаимодействия северных территорий Китая с южными: в конце прошлого года в КНР приняли решение, что Владивосток может быть использован как транзитный порт для перевозки китайских грузов с севера на юг Китая. Это быстрее и дешевле, чем везти их по железной дороге через Китай с его перегруженными железными дорогами.
Дальше. Китай заинтересован в сельскохозяйственной продукции России. Недавно прошла информация, что возобновляется экспорт свинины в КНР. Туда активно идет российская зерновая продукция.
Китай заинтересован также в использовании наших сельскохозяйственных угодий для выращивания ряда культур, тех же соевых бобов.
Кроме того, у нас есть возможность научно-технологического сотрудничества с Китаем.
Это будет непросто, но у нас есть очень хорошие перспективы сотрудничества в космосе – создание космических станций, проведение космических экспедиций. Будущее за совместными проектами, такими как освоение Луны и им подобными.
Мне кажется, есть хорошие перспективы сотрудничества в области изучения Мирового океана. В целом, в экономике очень много сфер для нашей совместной работы.
А еще есть проблемы и вопросы стратегического партнерства. Возьмем позицию, которую занимает Китай по поводу СВО. Фактически это молчаливая, но поддержка России. Китай по целому ряду причин не будет нас поддерживать открыто, но он стоит на наших позициях. Почему? Тоже понятно. У нас один противник и соперник. Сегодня очевидно, что мир находится в фазе очередного противостояния Запада и Востоком, точнее, Запада с Глобальным югом. И Россия с Китаем – два главных игрока этого Глобального юга. Наши интересы здесь совпадают, мы во многом одинаково видим будущее мироустройство, нас одинаково не устраивает нынешняя система глобального управления. Так что у России и Китая много платформ для взаимодействия.
— Очевидно, одна из них –— упомянутый Вами Северный морской путь. Как может выглядеть это сотрудничество? Ведь если я правильно понимаю, китайцы настаивают на создании международной администрации для его управления.
— Как они могут настаивать? Они могут высказывать такие мысли. Но Северный морской путь наш, он проходит по исключительной экономической зоне России, а где-то и по территориальным водам. У Китая есть позиция, что Арктика — это общее достояние человечества, и что Россия и другие арктические государства не могут полностью его контролировать. И это не только китайский подход, об этом говорят и другие страны, не имеющие отношения к Северному морскому пути. Китайцы всегда отстаивают свои интересы: дружба дружбой, а денежки врозь. Поэтому к разговорам о российско-китайской дружбе я всегда отношусь очень осторожно. Она должна быть основана на соблюдении и общности национальных интересов. Если они разойдутся, то все разговоры о дружбе ничего не стоят. Поэтому Северный морской путь, наверно, один из камней преткновения в наших отношениях, но не принципиальный. И китайцы тоже прекрасно понимают, где проходят, как сейчас говорят, «красные линии». А Северный морской путь — это зона жизненных интересов России. И мы явно ими не поступимся.
Настаивая или пытаясь решить вопрос военным путем, можно потерять газ, нефть и другие ресурсы, российские рынки сбыта. В КНР сделали очень мудрый вывод из событий 1969 г. на острове Даманский. Они посчитали, во сколько им обошлось укрепление границы, а они, как и мы, потратили огромные деньги, и пришли к выводу что с Россией лучше не ссориться. Исключительно прагматичный подход. 4000 км границы от Монголии до Кореи — весомый аргумент, чтобы, как минимум, быть нейтральными.
Есть ещё устойчивый миф: китайцы хотят получить наши Сибирь и Дальний Восток. Зачем? Ресурсы они купят, лишняя территория им не нужна: у них идет отток населения с северо-востока на юг, в более экономически развитые и густонаселенные провинции.
Китай ставит во главу угла экономическое развитие, рост благосостояния народа. И он всегда был на это заточен. На этом строилась китайская цивилизация. История показывает, что Китай никогда не был экспансионистским государством, а экспансия происходила тогда, когда страной управляли не китайцы, взять хотя бы завоевания Синьцзяна или Тибета. Это особенности менталитета: у нас все есть, и чужого не надо. Конечно, сейчас трудно сказать, что у Китая есть все. Но тем не менее, это заложено, если хотите, в генах.
Возвращаясь к Северному морскому пути. Поучаствовать в его освоении китайцы будут готовы, там много сложных задач. Мало построить ледоколы и суда ледового класса. Есть вопросы, которые касаются организации навигации, служб спасения, строительства городов и портов, изучения климатических изменений.
Китай во всем этом заинтересован, потому что импортирует сжиженный морской газ из порта Сабетта. И на тех территориях еще очень много неосвоенных ресурсов, необходимых Поднебесной.
Так что, может быть всякое, но, повторюсь, на данном этапе наши интересы совпадают.
Новые вызовы
— Некоторое время назад в обиход вошло словосочетание «китайское экономическое чудо». Сейчас все чаще приходится слышать, что экономика Китая — это пузырь, который вот-вот лопнет.
— Называть экономику Китая пузырем нельзя по одной причине — она базируется на промышленном, сельскохозяйственном, технологическим производстве. Китай завалил своими товарами весь мир, серьёзные проблемы могут разве что в том случае, если мир станет не способен их покупать.
Определенные проблемы у Китая есть на фондовом рынке, со строительной отраслью. Есть и действительно серьезная — замедление темпов экономического развития. Китай развивался по тому же алгоритму, что и другие «азиатские тигры» — Япония, Южная Корея, но продолжительность роста экономики КНР была дольше, чем у них. В мире прогнозировали снижение темпов ее развития, но, вопреки ожидания, они продержалась до начала 2010-х годов.
Но это закономерный процесс, как и то, что сейчас из Китая часть производств уходит туда, где есть дешевая рабочая сила — в Юго-Восточную Азию, а скоро пойдет в Африку. Экономика меняется, и китайцы это понимают, просчитывают, ищут пути.
На состоявшейся недавно сессии Всекитайского собрания народных депутатов обсуждался, в том числе, и эти вопросы. Китайская экономика находится на распутье: какую модель развития выбрать. И совершенно четко была сказано, что таких темпов развития, как было на пике — до 10% процентов ВВП, больше не будет. Они ставят планы 5-6%, но это тоже очень значительный рост. Как это у них получится? Одно из главных направлений — развитие высоких технологий, научно-технический прогресс. Еще в 2015 году была принята программа «Сделано в Китае», главная цель которой — достичь мирового лидерства в целом ряде высокотехнологичных отраслей. Почему США стали вводить санкции против Китая, кстати, особенно в 2017-2018 гг. против высокотехнологичных китайских компаний? Потому что почувствовали, что их могут здесь обойти. Ведь в КНР целенаправленно развивали эти отрасли, покупая, развивая у себя, и продолжают это делать.
У них действительно очень большой прогресс в сфере исследований космоса, глубин океана, высоких технологий. Да, темпы роста Китая замедлились, но при этом они решили целый ряд проблем, скажем, проблему бедности. Бедности как массового явления в Китае больше нет. А ведь это была проблема страны на протяжении тысячелетий!
Сейчас перед ними стоит задача упорядочить миграционные процессы внутри страны, решить проблему дисбаланса между богатыми и бедными регионами. Это решается в том числе и с помощью программ, по которым богатые провинции устанавливают шефство над бедными. Одна из самых развитых провинций Китая Чжэцзян курирует Цзилинь. Богатый Гуандун взял шефство над Хэйлунцзяном. Это проявляется в разных моментах, той же самой научной деятельности. В Китае структура научных учреждений более сложная, чем в России, есть провинциальные институты. И институты юго-востока устанавливает контакты, разными способами поддерживают институты северо-востока.
О китаецентричности, разнице в между американским и китайским подходом к другим странам и китайском менталитете читайте во второй части интервью «Куда ведет шелковый путь? Китай, Россия и другие».
В этом году исполняется 75 лет с момента образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между СССР и КНР. За прошедшее время КНР стала заметным игроком на мировой арене и вывела свою экономику в топ. Однако, китайский менталитет по-прежнему загадка для европейца, а китайские идеи строительства глобального экономического пространства вызывают массу вопросов и даже отторжение. (см также первую часть интервью «Куда ведет шелковый путь? Россия и Китай»)
— До XlX века китайцы считали мир китаецентричным. Ученые-политологи говорят о том, что Китай, выдвигая свои идеи подразумевает, что мир по-прежнему китаецентричен. Вы согласны?
— Сложно сказать. А что, американцы не видят мир американоцентричным? Видят.
— А у России — А Россия?другой взгляд. Она никогда не чувствовала себя центром мира, больше была сосредоточена на себе. У нас очень большие пространства, которые мы сами осваиваем. Нам в принципе по большому счёту окружающего мира ничего не надо — у нас действительно всё есть: ресурсы, вода, энергия, мозги — мощнейший интеллектуальный потенциал, поэтому Россия всегда была самодостаточным государством.До XlX века Китай тоже был самодостаточным государством. Почему Китай считал себя центром мира? Потому что уровень развития китайской империи всегда был выше, чем у других окружающих территорий. Можно вспомнить морские экспедиции Чжэн Хэ в начале XV в. в Юго-Восточную Азию и Индийский океан. Они достигли африканского континента, вернулись, рассказали об увиденном, и правители Китая сделали вывод, что ничего интересного за пределами Поднебесной на существует. Как сказали бы сегодня: мы более развиты, нам с ними не интересно. И после этого Китай замкнулся, что, в общем-то, его и погубило. Самоизоляция никогда не приводит к прогрессу. Китай затормозился в своем развитии, в то время как Европа резко шагнула вперёд. Поэтому можно говорить о том, что китайцы до сих пор представляют мир китаецентричным, но понимаете, в чем дело, любое государство, любая нация пытается отстроить мир под себя. Это нормально. Нормальное государство не будет делать что-то ради кого-то.
Так что то, что Китай сегодня делает — все его планы и стратегии, направлены на собственное развитие, на его интересы. Не надо обольщаться и думать, что это делается на благо мира и человечества, это вообще полная утопия. Конечно, человечество может получить определённые выгоды, но тут многое зависит от того, как оно будет это воспринимать. Нельзя облагодетельствовать весь мир, когда он сам этого не хочет.
— Недавно в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН ученые обсуждали влияния идей Китая — сообщества единой судьбы человечества, инициативы глобального развития, глобальной безопасности, глобальной цивилизации и другие и то, как эти самые инициативы воспринимаются в разных странах мира. Так как их воспринимают?
— По-разному. Ко-то, те же самые США, отвергают. Их не устраивает, как и в целом то, что пропагандирует Китай. Главное различие между китайским и американским подходом: китайцы подают пример, американцы учат, как жить. Поэтому сегодня китайские идеи более конкурентоспособны. Весь глобальный юг — Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия смотрят на эти два примера. На то, как развивается экономика Китая, как растет там уровень жизни населения. И, с другой стороны, — на то, что происходит сегодня в Европе и США. Конечно, в этом сравнении китайцы выигрывают.
Есть и другой момент. Например, в китайской трактовке понятия «сообщество единой судьбы» нет слово «единой». Это кого-то вводит заблуждение или даже пугает. Наиболее точный перевод «сообщество судьбы человечества» или «сообщество человечества». Это трудности перевода, и причём на европейский язык так перевел кто-то из китайцев. Это вопрос понятий и понимания китайцев, некоторые вещи перевести адекватно практически невозможно – в них заложена мудрость тысячелетий, менталитет китайской цивилизации. Поэтому китайцы понимают, о чем идет речь, а мы - не всегда.
Почему Китай думает по-другому
— Можете в нескольких словах охарактеризовать китайский менталитет?
— Нет. Могу рассказать о некоторых чертах, так, как я их вижу.
Во-первых, китайцы меряют историю не годами, а как минимум десятилетиями, а то и столетиями. Это им позволяют 5000 лет письменной истории.
Когда меня спрашивают про китайский менталитет, я вспоминаю хорошо известную китайскую притчу - про Юй Гуна, который передвигал горы. Жил старик, у которого было небольшое поле, а перед его домиком возвышалась гора, мешавшая ему любоваться восходом солнца. Он начал разбирать и переносить эту гору. Ему говорили: ты же не сможешь сделать этого за свою жизнь. Он отвечал: да, но это, возможно, смогут сделать мои дети и внуки.
Во-вторых, это, наверно, уверенность в правильности того, что они делают. Они, конечно, сомневаются в моменте, но обращение к истории, к великому прошлому страны —мощнейший аргумент для веры в себя.
Надо обратить внимание и на то, что китаец всегда остается китайцам, неважно, где он живёт. У нас много говорят о том, что китайские реформы зиждятся на американских деньгах. Но спурт китайской экономики 80-90-е годы основан, в первую очередь, на деньгах зарубежных китайцев.
Ещё одна черта китайцев — прагматизм. Известное выражение Дэн Сяопина «неважно какого цвета кошка главное, чтобы она ловила мышей», объясняет очень многое.
Ещё один показатель китайского прагматизма — конкретность мышления. Как начинается китайская сказка? В деревне такой-то жил человек по имени… То есть чётко и конкретно указано, что, где, когда происходит.
Плюс восприятие мира. Мы видим детали, а китайцы — картину. Формированию этого мышления способствует иероглифическое письмо.
И ещё одна принципиальное отличие Китая от запада. Существует две человеческие политические ценности — деньги и власть. На западе первичны деньги, а на востоке - власть. На первом месте в сословной иерархии традиционного Китая находились шэньши — люди, сдавшие экзамен на учёную степень, из них формировался чиновничий аппарат. Далее шли земледелец, ремесленник, торговец. А воинского сословия в этом списке вообще не было. Хотя военные чиновники были, но гражданские стояли выше. В процессе формирования китайской империи китайцы воевали друг с другом, и их завоевывали, но китайская культура всегда оказывалась сильнее, завоеватели попадали под ее влияние.
Сейчас очень много политологов занимается Китаем, но далеко не все они понимают менталитет этой нации, и делают выводы на основе сложившихся политологических шаблонов, выведенных на европейском и американском опыте, которые на востоке не работают. Тут все по Киплингу: Запад есть Запад, Восток есть Восток, они не сомкнутся нигде.
— Из всего сказанного, можно ли сделать вывод, что у нас в скором времени появится новый гегемон?
— Уверен, что нет. Во-первых, «старый гегемон» еще силен и будет всеми силами бороться за свои привилегии. Во-вторых, «гегемон» — это все же из западного лексикона. В конфуцианском мире главное — это моральный авторитет. И обрести его очень непросто. На это требуются десятилетия и даже века. В-третьих, китайское руководство трезво оценивает как свои возможности, так и потенциал и интересы других мировых держав, и поэтому твердо выступает за строительство многополюсной мировой архитектуры. Этот подход, кстати, и является одной из основ тех самых «лучших в истории» отношений между нашими странами, о которых постоянно напоминают их лидеры. Возможно ли это на практике — это как раз и покажет не такое далекое будущее.