Промышленно-строительный кластер Хабаровского края пополнили еще четыре строительных компании, они будут получать преференции. Такой механизм создан два года назад по поручению Президента РФ для того, чтобы обеспечить регион стройматериалами.
Резиденты кластера могут брать займы Фонда развития промышленности Хабаровского края по льготной ставке в 3 % годовых (вместо базовой 5 %). Также положены бонусы по доставке грузов в регион по железной дороге – процесс будет идти значительно быстрее.
Как сообщили в пресс-службе правительства Хабаровского края, число участников пополнили: производитель товарного бетона и железобетонных изделий «Стройальянс», производители битума – ПК «Руст» и «Биттехпром», а также – производитель гидроизоляционных материалов на основе битума компания «Битумат»,
Таким образом, на сегодняшний день в списке резидентов кластера числится 31 организация. За два последних года участники ввели в эксплуатацию было шесть новых производств.
В регионах Дальнего Востока за одиннадцать месяцев 2023 г. был зафиксирован рост объема строительных работ (на 1,6% по округу). Лидерами по динамике (Таблица 1) стали Чукотский АО (рост более чем в два с половиной раза), Магаданская область (рост на 70,8%), Хабаровский край (рост на 48,1%). При этом показатели в данных регионах были обусловлены в первую очередь промышленным и инфраструктурным строительством. В денежном эквиваленте лидирующие позиции по объемам строительных работ в ДФО (Таблица 2) занимают Амурская область, Иркутская область, Якутия, Хабаровский и Приморский края.
В сфере жилищного строительства (Таблица 3) наибольший рост в январе-ноябре минувшего года наблюдался в Бурятии (+32,6%), Чукотском АО (+29,7%), Хабаровском крае (+26,8%) и Амурской области (+26%). По количеству квадратных метров введенного жилья в январе-июле 2023 г. (Таблица 4) наибольшие объемы сданы в Иркутской области (420,1 тыс. кв. м), Приморском крае (261,8 тыс. кв. м), Якутии (189 тыс. кв. м), Хабаровском крае (148,3 тыс. кв. м), Сахалинской области (145 тыс. кв. м).
В сентябре вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил Минстрою и Минвостокразвития проработать дополнительные меры по стимулированию строительства на Дальнем Востоке, в связи с тем, что в настоящее время существенных временных затрат требует получение разрешения на строительство и оформление документации. Тем не менее в минувшем году уже отмечалось сокращение сроков получения разрешений на строительство. В среднем по ДФО срок сократился на 9 дней – до 74 дней (в среднем по РФ – до 78 дней). Быстрее всего получить разрешение можно в Магаданской области – 47 дней, дольше всего процесс занимает в Хабаровском крае (113 дней).
Также сократились сроки подключения объектов к электросетям. В среднем по Дальнему Востоку они сократились на четыре дня – до 57 дней (в среднем по России – до 64 дней). По данному показателю лидирует Сахалинская область, где процесс занимает 31 день, тогда как самое длительное подключение наблюдается в Еврейской АО – 118 дней. Общий срок получения в аренду земельного участка по Дальнему Востоку сократился на 25 дней – до 45 дней (в среднем по стране – тоже составляет 45 дней), срок постановки на кадастровый учет в ДФО уменьшился на пять дней – до 25 дней (в среднем РФ – также 25 дней). Меньше всего времени занимает процесс получения земельного участка в аренду и постановки на кадастровый учет в Амурской области – 25 дней на оформление аренды и 16 дней на постановку на кадастровый учет.
Напомним, что одной из мер поддержки строительства доступного жилья в ДФО стала программа «Дальневосточный квартал». Компания ООО «СЗ Дальневосточный» (совместное предприятие девелоперских компаний DARS ульяновского предпринимателя Д.Рябова[1] (51%) и UNIKEY (49%)) в декабре минувшего года стала победителем конкурса на выбор застройщика в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровске. Объект предполагается возвести в Железнодорожном районе города, на улице Аэродромная, на месте бывшего аэродрома ДОСААФ, который в 2022 г. было решено перенести. До 2033 г. предполагается поэтапно возвести более 250 тыс. кв. м жилья, из которых не менее 20% от общей площади квартир будет предоставлено к выкупу для социальных нужд. Ввод в эксплуатацию первой очереди строительства в объеме не менее 50 тыс. кв. м намечен на конец 2026 г.
Новый жилой квартал рассчитан на проживание около 10 тыс. человек, кроме того, проект предполагает обустройство 5 тыс. машиномест. Помимо того, запланировано строительство социальной инфраструктуры – трех детских садов на 800 мест и школы на 1,2 тыс. учеников. В строительство жилого комплекса планируется инвестировать около 30 млрд рублей.
Екатеринбургская компания «TEN Девелопмент» С.Трофимова в декабре 2023 г. приступила к строительству жилого комплекса «Экополис» в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровске (Индустриальный район, в южной части города). На территории в 11 га предполагается возвести 170 тыс. кв. м жилья. Проект жилого комплекса включает пять очередей со строительством жилых домов высотностью до 25 этажей. В рамках шестой очереди будет возведен детский сад.
Также КРДВ и ООО «СЗ «Проект-Страна-3» (входит в ГК «Самолет»[2]) подписали в сентябре минувшего года на ВЭФ соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству жилья в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Сахалинской области – в ТОР «Южная», в городе Корсаков. Объем инвестиций в проект составит 65 млрд 822 млн рублей. Сроки реализации проекта – 2023-46 гг. Общая площадь жилья должна достичь 460 тыс. кв. м. Также инвестор намерен построить шесть детских садов, две среднеобразовательные школы, новые объекты торговли и обслуживания, десять многоуровневых паркингов, детские и спортивные придомовые площадки, проложить сеть велодорожек и прогулочных пешеходных зон.
Предполагается развивать в ДФО строительство арендного жилья. В минувшем году программа «Доступное арендное жилье» заработала в двух регионах Дальневосточного ФО – в Приморском крае (Владивосток) и в Чукотском АО (Анадырь). Во Владивостоке первые арендные квартиры появились в жилом комплексе «Айвазовский» (микрорайон Патрокл). Застройщиком выступает краснодарская ГК «Девелопмент-Юг». В данном ЖК планируется заселить 42 арендные квартиры. В Анадыре готовы к заселению 40 арендных квартир в ЖК «Ягодный» (застройщик – анадырская компания «Темп»).
Арендное жилье на льготных условиях предполагается предоставлять молодым специалистам в возрасте до 35 лет, сотрудникам предприятий оборонно-промышленного комплекса, военнослужащим. Стоимость льготной аренды во Владивостоке должна составить 9 тыс. рублей в месяц (при рыночной ставке 45 тыс. рублей), в Анадыре – 15 тыс. рублей (при рыночной ставке 46 тыс. рублей). Строительство льготного арендного жилья в регионах финансирует ДОМ.РФ, на эти цели в 2023 г. было направлено 30 млрд рублей. Объем финансирования из федерального бюджета составляет 87 млрд рублей.
Напомним, что в целом в ДФО предполагается построить 10 тыс. новых арендных квартир. При этом в Минвостокразвития сообщают о рассмотрении возможности выкупа арендного жилья по прошествии десяти лет (после завершения программы).
Новые жилые комплексы в регионах возводятся с привлечением кредитного финансирования, новые соглашения были подписаны осенью минувшего года. Банк ДОМ.РФ откроет для группы компаний «РИА» (принадлежит правительству Якутии) кредитную линию с лимитом 37,8 млрд рублей для строительства микрорайона «Спортивный» в Якутске. Общая площадь микрорайона должна составить 497 тыс. кв. м. Ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на четвертый квартал 2025 г., а полностью реализовать проект предполагается к 2035 г. Застройщик приступил к возведению первого 12-этажного дома в августе 2023 г. Соглашение с банком предусматривает финансирование строительства 46 многоквартирных домов, в том числе для расселения из ветхого жилья. В настоящее время на застраиваемой территории расположен 161 многоквартирный дом, дома подлежат расселению и сносу (155 домов признаны аварийными). На проектируемой территории также запланировано возведение детского сада, двух школ, многофункционального спортивного комплекса, отеля и теплого гаражного комплекса.
Еще один жилой комплекс в Якутске предполагается возвести в рамках ТОР на территории Якутского речного порта. Застройщиком выступит ООО «Специализированный застройщик «Речной порт «Якутск», подписавшее соглашение с КРДВ. Общий объем инвестиций должен составить 53 млрд рублей. Общая жилая площадь в новом микрорайоне составит 363 тыс. кв. м.
ВТБ также профинансирует ряд проектов в ДФО. Соглашения с застройщиками были подписаны в сентябре 2023 г. на ВЭФ. Банк представит ООО «Специализированный застройщик «Олимп-Камчатка»[3] (резидент ТОР «Камчатка») финансирование объемом 5,7 млрд рублей для строительства жилого комплекса в Петропавловске-Камчатском. Девелопер рассчитывает возвести с привлечением кредитных средств более 100 тыс. кв. м жилья. Одним из первых проектов должен стать ЖК «Олимп» на территории в 8 га. Он предполагает возведение девяти 16-этажных домов на 1,5 тыс. квартир общей площадью 104 тыс. кв. м с подземным паркингом. Сдача комплекса в эксплуатацию намечена на первый квартал 2028 г.
Кредитная линия ВТБ с лимитом 3,8 млрд рублей будет открыта специализированному застройщику «УНР 2020» (группа компаний «Патрокл», один из крупных застройщиков Приморского края, связанный с экс-губернатором региона С.Дарькиным) для строительства жилого комплекса во Владивостоке. На берегу Амурского залива предполагается возведение комплекса из двух 25-этажных домов. Жилой комплекс общей площадью 35 тыс. кв. м рассчитан на 620 квартир. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на второй квартал 2027 г.
Финансирование ВТБ получит проект девелоперской компании Unikey (ГК «Руал», Казань[4]) по строительству жилищного комплекса бизнес-класса в Хабаровском крае. Жилой квартал площадью 20 тыс. кв. м в историческом центре Хабаровска планируется сдать в эксплуатацию в третьем квартале 2026 г. Застройщик уже запустил в Хабаровске три проекта – ЖК «Начало», квартал Stories, квартал Green. Кроме того, Unikey планирует в 2024 г. запустить проекты во Владивостоке и Биробиджане (соглашения были подписаны на ПМЭФ в 2023 г.).
Также ВТБ финансирует строительство второй очереди жилого комплекса «Горизонт» в Южно-Сахалинске (в юго-восточной части города, между планировочным районом Хомутово вблизи аэропорта Южно-Сахалинска и селом Лиственничное). Финансирование в размере 4,2 млрд рублей предоставлено АО «Сахалинское ипотечное агентство» (принадлежит правительству Сахалинской области). Общий бюджет строительства составляет 6,1 млрд рублей. Первая очередь жилого комплекса была сдана в ноябре 2023 г., вторая очередь планируется к сдаче в 2025 г. Первая очередь включала строительство 20 четырехэтажных домов площадью 63 тыс. кв. м, двух детских садов на 240 мест каждый, школы на 550 мест. В рамках второй очереди будет построено 15 жилых домов общей площадью 58,4 тыс. кв. м. Предполагается, что после реализации двух очередей в жилом комплексе будут проживать более 1,6 тыс. семей.
Компании, реализующие новые девелоперские проекты, становятся резидентами преференциальных режимов. В частности, в сентябре правительство РФ расширило границы ТОР «Якутия». Режим ТОР был распространен на проект поэтапной комплексной застройки квартала «Воинская часть» (на территории бывшей военной части[5]) в микрорайоне «Звездный» (Якутск). В данный проект предполагается инвестировать 14,63 млрд рублей и завершить его в 2028 г. Застройщиком выступит уже упомянутая выше компания «РИА», заключившая на ВЭФ соглашение о сотрудничестве с КРДВ. В микрорайоне «Звездный» на территории 68,5 га планируется построить 30 многоквартирных домов высотностью от 2 до 8 этажей и общей площадью 263 тыс. кв. м. В данном микрорайоне намечено строительство двух детских садов на 630 воспитанников, двух школ на 1 980 учащихся, поликлиники на 600 посетителей, крытого катка с многофункциональным спортивным залом. Также в рамках ТОР в Якутске планируется построить и запустить в 2027 г. проектно-производственный домостроительный комбинат. Объем инвестиций оценивается в более чем 1,2 млрд рублей.
Кроме того, в сентябре 2023 г. статус резидента СПВ получила строительная компания «Горшкова 24», входящая в состав ГК ФСК «Регион» В.Воронина. Компания выступает специализированным застройщиком ЖК «Флагман» во Владивостоке (микрорайон Снеговая Падь). Объем инвестиций в проект превышает 4 млрд рублей. Строительство семи высотных жилых корпусов планируется реализовать в три очереди в 2023-29 гг. В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы в рамках первой очереди.
Программа «Дальневосточная ипотека» также направлена на увеличение объемов строительства жилья. В программу предполагается внести изменения. По итогам прошедшего в сентябре Восточного экономического форума президент РФ В.Путин поручил увеличить размер максимального кредита в рамках «Дальневосточной ипотеки» с 6 млн до 9 млн рублей. Кроме того, поручено расширить ее на всех работников оборонно-промышленного комплекса (независимо от возраста и семейного положения).
Напомним, что изначально программа была доступна молодым семьям (где оба супруга не старше 35 лет), а также гражданам не старше 35 лет с детьми в возрасте до 18 лет (включительно). В июне 2022 г. правительство распространило действие программы на медиков и учителей, проработавших на Дальнем Востоке не менее пяти лет (вне зависимости от возраста и семейного положения). Кроме того, в ноябре 2023 г. действие «Дальневосточной ипотеки» было также распространено на Арктическую зону РФ (программа стала называться «Дальневосточная и арктическая ипотека»).
Новые производства строительных материалов в регионах тоже пользуются федеральными и региональными мерами поддержки. Так, резидент СПВ ООО «Дальневосточный завод инновационных энергоэффективных материалов»[6] (ДВЗИЭМ, Владивосток) планирует инвестировать свыше 350 млн рублей в организацию производства строительных плит из силиката кальция, стекломагнезитового листа и фиброцементной плиты на территории приморского промышленного парка «Большой Камень». Соответствующее соглашение инвестор заключил с управляющей компанией промпарка на ВЭФ осенью минувшего года. Объем производства должен составить до 800 тыс. кв. м готовых изделий в год.
ООО «Домостроительная компания» в декабре получило статус резидента СПВ с проектом по производству домокомплектов из бетонных панелей для индивидуального жилищного строительства в городе Спасске-Дальнем Приморского края. Проект предполагается запустить в 2024 г. В год инвестор намерен выпускать 110 домокомплектов. Объем инвестиций составит 113 млн рублей. Еще один резидент СПВ в Приморье (г. Артём), компания ООО «ОК Сити ДВ» рассчитывает запустить производство оконных и дверных конструкций из ПВХ и алюминия мощностью до 27 тыс. стеклопакетов ежемесячно.
Наконец, в конце декабря наблюдательный совет Фонда развития промышленности Иркутской области одобрил льготный заем в размере 15,3 млн рублей[7] (на пять лет) производственно-коммерческому предприятию «Горная компания» (г. Слюдянка) на приобретение оборудования для измельчения мрамора и выпуска микрокальцита мелкой фракции. Предприятие занимается выпуском микрокальцита - порошка из мрамора, который используется для производства сухих строительных смесей. Микрокальцит самых мелких фракций применяется для производства красок и пластика.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,8 |
Сибирский федеральный округ |
101,6 |
Иркутская область |
95,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,6 |
Чукотский авт. округ |
259,4 |
Магаданская область |
170,8 |
Хабаровский край |
148,1 |
Еврейская авт. область |
130,3 |
Амурская область |
126,9 |
Республика Саха (Якутия) |
121,1 |
Забайкальский край |
116,4 |
Приморский край |
111,4 |
Сахалинская область |
100,9 |
Республика Бурятия |
94,0 |
Камчатский край |
76,6 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2023 года, млн рублей.
Регион |
Сумма |
Российская Федерация |
12 638 958,4 |
Сибирский федеральный округ |
1 371 339,7 |
Иркутская область |
268 797,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 156 466,8 |
Амурская область |
288 644,7 |
Республика Саха (Якутия) |
231 634,3 |
Хабаровский край |
158 843 |
Приморский край |
146 360,2 |
Сахалинская область |
93 839,6 |
Забайкальский край |
64 607,9 |
Республика Бурятия |
56 256,7 |
Магаданская область |
41 744,1 |
Камчатский край |
30 699,5 |
Чукотский авт. округ |
24 418,2 |
Еврейская авт. область |
19 418,6 |
Таблица 3. Строительство жилых домов (с учетом домов на участках для ведения садоводства), январь-ноябрь 2023 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,0 |
Сибирский федеральный округ |
110,6 |
Иркутская область |
111,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
118,8 |
Республика Бурятия |
132,6 |
Чукотский авт. округ |
129,7 |
Хабаровский край |
126,8 |
Амурская область |
126,0 |
Магаданская область |
121,4 |
Приморский край |
118,6 |
Забайкальский край |
115,1 |
Камчатский край |
112,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Сахалинская область |
110,6 |
Еврейская авт. область |
90,7 |
Таблица 4. Строительство жилых домов (с учетом домов на участках для ведения садоводства), январь-июль 2023 г., тыс. кв. м общей площади жилых помещений.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация, млн. кв. м |
36,3 |
Сибирский федеральный округ |
3 019,4 |
Иркутская область |
420,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
998,7 |
Приморский край |
261,8 |
Республика Саха (Якутия) |
189,0 |
Хабаровский край |
148,3 |
Сахалинская область |
145,0 |
Республика Бурятия |
103,0 |
Забайкальский край |
81,7 |
Амурская область |
39,5 |
Еврейская авт. область |
17,0 |
Камчатский край |
11,3 |
Магаданская область |
2,1 |
Чукотский авт. округ |
- |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Являлся генеральным директором Корпорации развития Ульяновской области (с 2009 г.), считается одним из наиболее состоятельных предпринимателей данного региона. Прежде работал в ульяновском правительстве – был министром инвестиций и внешних связей, заместителем председателя областного правительства (при экс-губернаторе С.Морозове).
[2] Акционеры – экс-миноритарий «Русской аквакультуры» М.Кенин, П.Голубков, совладельцем одной из компаний группы («Самолет две столицы») является М.Воробьев – брат губернатора Московской области А.Воробьева. По этой причине холдинг принято связывать с именем подмосковного губернатора и его окружения.
[3] Учредитель – камчатский предприниматель И.Редькин.
[4] Принадлежит татарстанскому предпринимателю, депутату совета Мамадышского муниципального округа республики Р.Баязитову и депутату Госсовета Татарстана А.Хабибуллину.
[5] После расформирования воинской части земельный участок площадью 68,5 га был передан в республиканскую собственность.
[6] Владелец – З.Головина.
[7] Ставка составит 1% на первые три года и 3% - на оставшиеся два года.
В Хабаровском крае продолжается строительный бум – к 2026 в регионе должны довести количество ежегодно сдаваемых квадратных метров жилья до миллиона. В этом году ожидают сдачу 450 тысяч м². Краю также нужны ФАПы, школы, больницы, детские сады и другие социальные объекты. Казалось бы – на этом фоне перспективы у Хабаровского домостроительного завода самые радужные. Но пока производство загружено примерно на 10%.
Хабаровский домостроительный завод – это огромные производственные цеха, которые раскинулись на площади больше 20 гектаров. На предприятии действует полный цикл создания стеновых панелей по финской технологии – начиная от сушки и пропитки пиломатериалов, заканчивая сборкой готовых корпусов. За почти 40 лет работы – завод построили в середине 80-х – здесь выполнили сотни заказов: для Амурской области и ЕАО, для Сахалина, Камчатки, Тынды, строили в 2000-х вахтовый посёлок в пустыне Каракум. Вот только из Хабаровского края заявок почти нет. В июне сдали корпуса для детских лагерей «Созвездие» и «Шарголь» и тишина…
– Мы выпускаем утеплённые панели и строим здания, которые могут выдерживать температуру от плюс 60 до минус 60, – говорит директор по общим вопросам хабаровского домостроительного завода Анатолий Трубчик. – Делаем на заводе домокомплекты, привозим на место и возводим дома, амбулатории и детские сады. Строим сами, потому что у нас гарантийные обязательства на сданные объекты – 5 лет. После наводнения 2013 года мы строили дома для подтопленцев в Амурской области, в посёлке Волково порядка 30 домов возвели. Президент Владимир Владимирович Путин приезжал туда, дома наши похвалил. Мы обустраивали Благовещенский, Зейский районы, всё вовремя сдавали. А что касается Хабаровского края, к нам тогда, в 2013-м, пришли из краевого министерства строительства, сказали – надо сделать домокомплекты для Амурского района. Наши проектировщики всё просчитали, квадратный метр вышел тогда 42 тысячи рублей. Сейчас, к слову, он тоже один из самых низких – 60 тысяч. Ну, мы тогда домокомплекты в расчёте на 5 домов произвели, но за ними тогда так никто и не приехал…Но они тоже пошли в дело. К нам обратился тогда ещё губернатор Амурской области Олег Кожемяко. И предложил проект в Архаринском районе. Мы справились несмотря на то, что дома для подтопленцев там требовались разные по квадратуре, что от нас до места тоже было полтысячи километров. Отправили специалистов, они посмотрели грунты, определились с типом фундамента. И мы, не смотря на все эти сложности, не вышли за рамки 42 тысяч рублей за квадратный метр.
Детские сады, поликлиники, амбулатории, бытовки для вахтовиков, малоэтажные – до 3-х этажей – жилые дома собирают из производимых на заводе стеновых панелей. В цехе деревообработки пиломатериалы сушат и обрабатывают био- и огнезащитным составом. После этого дереву не страшны ни высокие температуры, ни жучки. Еще одна негорючая составляющая стеновых панелей – каменная вата, которую сюда поставляет хабаровский филиал компании «Технониколь». Ремонтно-механический цех занят сваркой металлоконструкций. Там местные Кулибины разрабатывают нестандартные изделия из железа. Например, сейчас там варят и собирают пандусы и ограждения к ним для ФАПов, которые строят для Амурской области. В месяц на предприятии могут создать 10 тысяч квадратных метров жилья – или пять трёхэтажек по 24 квартиры в каждой. Дома собираются из блоков, их количество может доходить до 200. В 90-е заводу приходилось несладко, но основной костяк специалистов смогли сохранить. Не было заказов на дома – делали хлебные киоски для хабаровского предприятия «Колос-пром», разрабатывали и производили заправочные станции, цветочные павильоны. Тогда же в 90-х после приватизации домостроительный стал акционерным обществом открытого типа. Все сотрудники завода – его акционеры. Ежегодно вся полученная прибыль по общему решению вкладывают в модернизацию предприятия.
В этом году перед Хабаровским краем стоит задача построить и сдать 400 тысяч квадратных метров жилья. В профильном министерстве допускают, что эта цифра будет больше. За полгода 2023 уже построено 227 тысяч м², это в 1,5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сейчас краевой минстрой вновь проявляет интерес к хабаровскому домостроительному. На заводе недавно побывал исполняющий обязанности министра строительства Алексей Дубов. Он отметил, что предприятие вошло в промышленно-строительный кластер Хабаровского края, а значит, у завода хорошие перспективы, как минимум, на налаживание кооперационных связей между участниками кластера.
– Предприятие знаем давно, его возможности впечатляют – 120 тысяч м² стеновых панелей здесь можно собирать в год, – отметил и. о. министра. – Мы сейчас прорабатываем меры поддержки для резидентов строительного кластера.
В первую очередь это компенсация логистики, то есть поставка сырья на наши предприятия должна компенсироваться, по нашей оценке, за счет средств бюджетной системы. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции, которая будет здесь производиться. Ну и второе направление, оно тоже очень важное – это компенсация энергозатрат, ведь не секрет, что они на Дальнем Востоке выше среднего по стране. Получается такая не совсем честная конкуренция, ведь весомую роль в любом производстве играют именно энергозатраты. Мы просим федеральные власти сделать для резидентов нашего кластера компенсацию энергоресурсов до 50%. Сейчас в промышленно-строительный кластер, который поручил создать президент РФ Владимир Путин в ходе ВЭФ в 2021 году, входит уже 23 предприятия. Они выпускают продукцию, которая по многим пунктам может заместить иностранную. Мы видим, что у домостроительного завода огромный потенциал. В Хабаровском крае необходимо построить порядка 40 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). Рассматриваем возможность часть заказов на их изготовление передать этому предприятию.
Как раз сейчас на домостроительном заводе заканчивают сборку трёх ФАПов для Амурской области. Рабочие завершают отделку: красят специальной краской стены, укладывают плитку. Каждый пункт состоит из 8 модульных блоков, их соберут уже на месте. Общая площадь одного ФАПа – чуть больше 100 квадратных метров. Всё бы хорошо, но это на сегодняшний последний заказ в портфеле завода. Ещё пару недель, модульные домокомплекты отправятся заказчику и всё, простой?
– Пока завод загружен примерно на 10%, я имею в виду именно производство, – продолжает Анатолий Трубчик. – Сами видите – цеха пустые. Мы, конечно, не отчаиваемся, работаем сегодня активно по портфелю заказов, перспектива есть, и она неплохая перспектива, но, к сожалению, новых подписанных контрактов на сегодняшний день пока нет.
Хотелось бы, чтобы более активно велась работа именно со стороны бюджета. Что я имею в виду. Это строительство на селе: школ, детских садов, ФАПов, жилья для работников, для учителей, для медицинских работников. Чтобы народ не уезжал из деревень. Здесь нужна политическая воля, воля губернатора. Михаил Дегтярёв приезжал к нам на завод в 2020, будучи врио. Ждём перемен. В июне вступили в промышленно-строительный кластер, планируем наладить кооперационные цепочки с другим хабаровским предприятием «Мастер Плит», они тоже выпускают негорючие стеновые панели. Кроме того, мы разработали несколько вариантов быстровозводимых конструкций для флагманского проекта «Дом дальневосточника». Стоимость квадратного метра в таком доме невысока относительно других предложений рынка, а построить его можно практически за пару недель.
Доля транспортно-логистических услуг в структуре ВРП Дальнего Востока в настоящее время занимает более 10%, уступая позиции только добыче полезных ископаемых. При этом отрасль остается инвестиционно привлекательной. За последние годы в ДФО осуществлено около 200 проектов в сфере транспорта и логистики, часть из которых реализуется в рамках преференциальных режимов. В то же время резиденты указывают на возникающие избыточные требования со стороны госорганов и необходимость нормативного регулирования вопросов, тормозящих развитие.
На морские порты Дальнего Востока приходится 44% импорта в РФ и почти треть экспортных отправок, существенный объем трафика обеспечивают также сухопутные погранпереходы. По словам сенатора от Приморского края Александра Ролика, совершенствование системы пунктов пропуска – одно из приоритетных направлений развития транспортного комплекса. Так, в этом году начался капитальный ремонт ключевого участка автодороги, ведущей к пограничному переходу с КНР Полтавка – Дунин. «Это позволит существенно улучшить качество логистических маршрутов, увеличив пропускную способность дороги, которая играет важную роль в развитии международного грузооборота и приграничного пассажирского сообщения с Китаем», – говорит сенатор.
Свои мощности развивают стивидорные компании. При реализации всех заявленных инициатив прогнозируется рост грузооборота приморских портов к 2030 году до 316 млн т ежегодно, сообщил Александр Ролик.
Между тем на практике стивидорам не просто воспользоваться преференциальными мерами, отмечает председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов.
20 лет назад был учрежден закон об особых экономических зонах, спустя некоторое время нормативно закреплено понятие портовая ОЭЗ. «С тех пор это законодательство при развитии морских портов так и не заработало. Ни одной портовой особой экономической зоны создано не было», – констатировал эксперт.
В свою очередь в законе о Свободном порте Владивосток уже были заложены ограничения в правоприменительной практике, продолжает он. Положение о резиденте СПВ предполагает для компании новый вид деятельности, то есть для действующей портовой организации, решившей реализовать инвестпроект в данном статусе, соблюсти это условие затруднительно. «Никаких новых видов деятельности на территории портов быть не может. Все участники этого вида деятельности занимаются одним – это перевалка грузов», – обращает внимание Дмитрий Морозов.
Появление новых игроков в уже сформировавшихся портах, как правило, возможно способом деления существующих организаций, к примеру, за счет образования дочерних обществ. Конечно, благодаря преференциальным режимам появляются перегрузочные терминалы и на незастроенных территориях. Но, во-первых, низкая демография в регионе обостряет кадровую проблему, не способствуя появлению новых локаций, а во-вторых, государство, рассуждает Дмитрий Морозов, должно стимулировать действующие предприятия к модернизации, техническому перевооружению, повышению производительности труда, в том числе за счет внедрения прогрессивных технологий.
Поэтому главное предложение Ассоциации морских торговых портов для стимулирования инвестактивности – снять ограничение по новому виду деятельности, резюмирует представитель отраслевого сообщества.
Сейчас инструменты господдержки задействуются точечно и направлены на создание чего-то нового, обращает внимание директор департамента господдержки и технологического развития Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Сергей Литвяков.
«Если вы хотите проекты технологической модернизации в действующих портах, все равно это нужно будет упаковывать в форму чего-то нового. Только тогда у Минфина мы сможем, так сказать, пробить дополнительную льготу. Потому что сейчас каждый бюджетный и льготный рубль на счету», – комментирует чиновник.
Между тем действующие резиденты СПВ и ТОР говорят о недостаточности мер поддержки при реализации инвестпроектов в сфере транспорта и логистики.
Пока нет никаких преференций для участия в аукционах по продаже или взятия в аренду земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, приводит пример гендиректор ООО «Восточная стивидорная компания» Илья Долгий. «Если мы будем иметь такую возможность, то это позволит брать те участки земли, которые прилегают к основной территории и органично вписываются в наш проект», – подчеркнул он.
Земельный вопрос нередко связан с необходимостью пересмотров границ льготной зоны. Это актуально и для операторов сухих терминалов. Как рассказала представитель ГК «Евросиб» Елена Фролова, в целях увеличения перевозок через железнодорожный погранпереход Забайкальск – Маньчжурия компания запланировала создание транспортно-логистического центра. Согласно обязательствам с РЖД, инвестор должен модернизировать приемо-отправочный парк Мациевская, расположенный в 11 км от приграничной станции.
«Подали год назад заявку в КРДВ и пакет документов на расширение, и вот год у нас это ходит. Мы понимаем, есть претензии Минфина РФ, тем не менее успешно реализуются аналогичные проекты, которые относятся к территории опережающего развития как раз на станции Забайкальск. Учитывая обременение со стороны РЖД, крайне важно нам получить статус резидента ТОР», – отметила Елена Фролова.
Компания предлагает нормативно установить предельные сроки рассмотрения предложений об изменении границ ТОР, регламентировать критерии их расширения, в том числе по финансовых показателям, а также основания для отказа.
Достаточно много вопросов у инвесторов возникает относительно порядка технологического присоединения к инфраструктуре, в первую очередь, энергетиков. «Нужно приоритетное рассмотрение заявок на получение дополнительной мощности, не растягивать сроки рассмотрения технических условий. Сейчас это целый квест, который не просто проходить. И не все доходят до конца этого квеста», – сетует Илья Долгий.
Похожую мысль высказал директор направления по сопровождению бизнес-процессов объединенной компании «Wildberries и Russ» Александр Попков. Компания строит логистические центры в рамках ТОР в Чите, Благовещенск и Владивостоке. Причем в будущем они должны получить дальнейшее развитие.
«Сейчас на нашем складе в Коледино один из блоков полностью модернизирован. На нем доступна внутрискладская беспилотная перевозка и автосортеры нашей разработки. Аналогично планируется делать и на Дальнем Востоке. Вместе с тем понимаем, что есть большая сложность, которая мешает это реализовать, а именно наличие свободных мощностей. Например, для того чтобы модернизировать один из складов в Чите, нам нужно вдвое больше энергии, чем сейчас», – пояснил Александр Попков, предложив рассмотреть возможность увеличения предоставляемой мощности для ТОРов, определенных групп инвесторов в зависимости от размера вложений.
Вопросы адресуются и к РЖД. В конце 2022 года в Забайкальске введен в эксплуатацию специализированный терминал по экспорту сельскохозяйственных грузов в Китай, рассказала начальник департамента по взаимодействию с государственными органами ГК «Новый сухопутный зерновой коридор» Наталья Бондаренко (оператором комплекса выступает дочернее общество «Забайкальский зерновой терминал», являющееся резидентом ТОР «Забайкалье»). Общая мощность перевалки – 8 млн т ежегодно.
В КНР, говорит менеджер, имеется высокий спрос на российскую агропродукцию, но для наращивания экспорта существуют барьеры. Один из них – низкий приоритет очередности перевозок зерна в восточном направлении в условиях ограниченной пропускной способности железной дороги. Необходимо пересмотреть этот подход для резидентов преференциальных зон, отразив это в Правилах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
В качестве раскатки проектов важно предоставить возможность резидентам ТОР, которые вложили существенные инвестиции (например, от 5 млрд руб.) в развитие инфраструктуры под экспорт сельхозпродукции, нулевую вывозную таможенную пошлину. Это бы несколько удешевило логистику в условиях растущих тарифов на транспортировку РЖД. «Почему про пошлину предлагаем подумать, потому что получить скидку на перевозку по железной дороге достаточно сложно. РЖД тоже нужны инвестиции для системного расширения инфраструктуры. С точки зрения нулевой пошлины никакой упущенной выгоды [у государства] не возникает», – сказала Наталья Бондаренко.
На практике возникают разногласия между госструктурами и резидентами специальных зон, что угрожает потерей льгот для последних. Органы власти порой предъявляют к компаниям формальные требования, свидетельствует Алексей Аношкин, исполнительный директор ООО «Эко Шиппинг» (компания-резидент Арктической зоны РФ осуществляет перевозки по Севморпути, в том числе для реализации проекта Баимского ГОКа на Чукотке).
Так, один из пунктов Налогового кодекса запрещает участникам префрежима иметь обособленное подразделение в других частях России. Компания организовала небольшой офис по найму персонала за пределами льготной зоны, в итоге органы ФНС усомнились, что перевозчик ведет деятельность в Арктике, а это создает риск его исключения из реестра резидентов.
«У нас шиппинговая компания, персонал приходится набирать по всей России. Люди же будут работать в Арктике, а налоговая по формальным основаниям готова тебя исключить из [префрежима] Арктической зоны. Это неприятная ситуация и сильно демотивирует», – признался руководитель компании, добавив, что предприятию в сфере логистики сложно не иметь территориальных подразделений.
На сегодня не хватает ясности критериев нарушения, дифференциального подхода и, как следствие, гибкого реагирования на спорные случаи (при этом, соглашается Алексей Аношкин, справедливо, когда грубые нарушения, как нецелевое расходование средств, отказ или неисполнение инвестиционного плана, могут обернуться соответствующими последствиями). Целесообразно, предлагает он, создать механизм досудебной защиты резидента, например под эгидой КРДВ, учредить межведомственную комиссию, которая разрешала бы проблемные вопросы и давала методические разъяснения госструктурам.
В Минвостокразвития готовы рассмотреть такую идею. В общем-то Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и так является единым окном для резидента, отмечает Сергей Литвяков. Кроме того, площадкой для решения спорных вопросов относительно завышенных требований, избыточной отчетности и т.п. может служить полпредство в ДФО, уточнил он.
Министерство намерено предметно изучить замечания инвесторов, но опять же в отдельных случаях учитывая бюджетные реалии. «По расширению ТОР проблема, действительно, объективная. Изменение границ – это постановление правительства, оно согласовывается с ФОИВами, в том числе с Минфином, который смотрит под микроскопом и требует под каждое расширение конкретный инвестпроект, конкретные обязательства от инвестора, финансовую модель», – пояснил Сергей Литвяков.
В июле этого года планируется организовать выезд бизнес-миссии на Курилы. В ходе поездки будут представлены инвестиционные площадки на островах Итуруп и Кунашир. Наиболее привлекательными для инвестиций сахалинские власти видят три отрасли: туризм, аквакультура и IT-разработки, которые должны преобразить экономику Курил. С этой целью предполагается задействовать весь имеющейся арсенал преференций и мер административной поддержки. Но, как указывают отраслевые эксперты, одних льгот здесь будет недостаточно.
В настоящее время на Курильских островах реализуют свои инвестпроекты 44 компании, на сегодня вложившие порядка 16 млрд руб., сообщает Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Здесь действуют два преференциальных режима. Первый – территория опережающего развития (ТОР «Курилы» охватывает южные острова Шикотан и Кунашир, а также северные Парамушир и Шумшу), второй – Курильские острова Российской Федерации (КОРФ), который распространяется на все 56 островов архипелага.
Оба режима предполагают льготы по налогам на прибыль и имущество, социальным взносам, право на упрощенное предоставление земли и т.п. Между тем у каждого есть свои особенности.
Например, КОРФ предусматривает налоговое послабление сразу на 20 лет вперед – надо лишь открыть юрлицо и вести деятельность на островах. Режим ТОР имеет меньший льготный период – 10 лет. При этом в первую половину срока полностью обнуляются ставки, во вторую применяются ставки пониженные.
По-прежнему резидентам обещают административную поддержку. «Например, КРДВ предоставляет на Курильских островах офисы для аренды и регистрации юридических лиц. Инвесторам возмещаются затраты на создание объектов инфраструктуры и строительство сетей. И на островах предусмотрен беспошлинный ввоз оборудования и строительных материалов», – рассказала на состоявшемся в Москве Дне курильского инвестора директор ООО «КРДВ Сахалин и Курилы» Мария Гришинкова.
По словам Марии Гришинковой, наиболее эффективной льготой, которую называют инвесторы, является применение пониженных тарифов страховых взносов на сотрудников: вместо стандартных 30% они уплачивают 7,6%. Особенно это актуально для представителей туриндустрии, поскольку туристический сервис требует привлечения большого количества работников, их обучения и т.п., объясняет она.
Туризм для островного региона – особенно перспективная отрасль. В 2024 году инвесторы вложили 1,6 млрд руб. в развитие туристических проектов и сферу гостеприимства в Сахалинской области. Объем инвестиций от предприятий гостиничного бизнеса и общественного питания увеличился на 40% по сравнению с прошлым годом, в то время как средний прирост частных вложений в других областях региональной экономики составил 9%.
В 2024 году Курилы посетили 56 тыс. туристов. Последние несколько лет прирост туристического потока составляет 8-9% ежегодно, сообщил зампред правительства Сахалинской области Антон Зайцев. К 2035 году число путешественников на острова может возрасти до 129,5 тыс., к 2040-му – до 177,7 тыс.
Приезжают на Курилы в немалой степени любители активного отдыха. «В числе предложений – треккинговые прогулки, восхождения. Здесь большое количество горячих источников, экотроп, природного разнообразия. Например, самое интересное на Кунашире – три действующих вулкана. Это завораживающие впечатления, и сегодня турист едет за этой аттракцией», – говорит Антон Зайцев.
За последние годы на Курилах реализовано более 10 проектов по строительству гостиничной инфраструктуры, глэмпингов. Но мест для проживания недостаточно, в частности, на Итурупе пока доступны небольшие гостевые дома и базовые средства размещения, не соответствующие растущему спросу, отмечают в сети отелей Green Flow.
Правительством Сахалинской области к настоящему времени сформировано семь инвестиционных предложений. В частности, на Кунашире предлагается построить гостинично-развлекательный комплекс с видом на море и скалу Чертов палец – визитную карточку острова, а вблизи аэропорта Менделеево – отель на территории, прилегающей к главной автомобильной магистрали, которая ведет к основным достопримечательностям.
«Инвестиции в турбизнес имеют хорошие профиты. Гостиничный комплекс на 120 номеров можно построить за 1,5-2 млрд руб. Даже при уровне загрузки в 50%, а сегодня он выше, и при средней цене [номера за сутки] в 12 тыс. руб. срок окупаемости – 10,5 лет, что неплохо», – проинформировал Антон Зайцев.
Между тем гостиницы и глэмпинги – не единственное, что необходимо для полноценного и насыщенного впечатлениями отдыха. Важно, к примеру, развивать морские сообщения между островами.
«Рост спроса на турпоездки на Курилы в этом году очевиден. В прошлые годы туристов привозили на доступные острова, где есть аэропорты и регулярная навигация судов. Сейчас ситуация кардинально меняется», – свидетельствуют в «Васта Экспедиции» (является членом Российского союза туриндустрии).
Компания видит значительный рост спроса к круизным путешествиям. Пока что круизы проходят на научно-исследовательских судах (их два), под растущие запросы нужен дополнительный флот.
«На некоторые острова попасть можно только на таких судах. Многие острова необитаемы, но природа настолько невероятная, что наши клиенты возвращаются на следующий год повторно, чтобы насладиться невероятными видами дикой природы Курил», – поделился мнением собеседник EastRussia.
Достаточно амбициозные планы сахалинские власти связывают с развитием марикультуры. Сегодня в области добывается 750 тыс. т водных биологических ресурсов. Конечно, основная доля морепродуктов приходится на рыбу, но ведется промысел и таких гидробионтов, как трепанг, гребешок, морской еж, продукция из которых востребована на рынках Китая, Южной Кореи, Японии.
«Спрос превышает предложение. При этом объемы квот, которые возможны под добычу гидробионтов, ограничен. Решением может стать воспроизводство, на которое ограничений нет», – резюмирует Антон Зайцев.
К концу 2024 года в Сахалинской области зарегистрировано 80 предприятий, занимающихся аквакультурой, правда, большое число занимается разведением тихоокеанских лососей. Сегодня во всем регионе под товарную аквакультуру предоставлено в пользование участков общей площадью около 17 тыс. га. В то же время только вокруг островов Итуруп, Кунашир, Шикотан есть возможности выращивания гидробионтов на площади до 50 тыс. га.
Среднегодовая экспортная выручка от этого бизнеса может доходить до $354 млн, подсчитали в администрации Сахалинской области.
Стоит сказать, на фоне увеличения выпуска молоди лососевых в области пастбищной марикультуры за четыре года выпуск молоди беспозвоночных снизился более чем вдвое, а выпуск макрофитов (водорослей) в 2024 году не осуществлялся.
Причиной снижения объемов в Росрыболовстве называли отсутствие в Сахалинской области условий производственных мощностей для выращивания посадочного материала для ежа, трепанга и других видов обитателей моря.
Тем не менее Курилы обеспечивают идеальную температуру и состав морской воды для выращивания ламинарии, гребешка, ежа и трепанга, подчеркивают в областном правительстве. К тому же процедура оформления участка под марикультуру максимально упрощена, заверяют там.
«Это делается просто. Можно заявиться через веб-ресурс Росрыболовства Аквавосток.РФ, самостоятельно сформировать водный участок. В течение месяца он может быть предоставлен. Через три года возможно получать товарную марикультуру», – резюмирует Антон Зайцев.
Наконец, еще один кит, на котором должна базироваться растущая экономика Курил – это IT-сфера. Хотя отрасль в целом по стране получает широкие меры господдержки, курильский префрежим наиболее выгоден, например в сравнении со Сколково, утверждают региональные власти.
Что касается технической стороны вопроса, то на островах созданы базовые условия. «На Сахалине есть свой центр обработки данных. Кунашир и Итуруп соединены оптоволоконными кабелями с максимальной мощностью 8 Тбит/сек. Этого достаточно практически для любого проекта, для разворачивания систем центров обработки данных непосредственно на Курильских островах», – убежден зампред областного правительства Вячеслав Аленьков.
По его словам, на Курилах среди прочего можно заниматься адаптацией IT-продуктов для азиатского рынка. Даже восьмичасовая разница между Сахалином и Москвой видится плюсом. «То есть на материке, как мы говорим, разработали какое-то программное обеспечение, легли спать, его протестировали в это время на Курильских островах. К утру Москвы можно получить какой-то результат, получается такой непрерывный цикл», – поясняет Вячеслав Аленьков.
Потенциал у этой идеи есть, но одних льгот будет мало, говорит генеральный директор «ВижнСервис» Вера Краевская (эксперт Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»). IТ-компаниям важно не только сэкономить, но и получить возможность работать: нанимать людей, взаимодействовать с заказчиками, быстро запускать необходимые процессы. Если все это будет, регион действительно может привлечь внимание разработчиков программных решений.
Идея создания отдельных IT-зон довольно популярна, констатирует Дмитрий Гачко, основатель корпорации ITG и технопарка «ИТ Парк Рус». «На первый взгляд может показаться, что достаточно просто посадить айтишников где угодно, и там сразу начнет происходить что-то интересное. Но на деле все не так просто. Для формирования успешного IT-комьюнити одних налоговых льгот недостаточно. В первую очередь нужны комфортные условия для жизни. Причем не только с точки зрения быта, но и с позиции социальной инфраструктуры: айтишники живут не в одиночестве, а со своими семьями, и для них необходимы школы, сады, медицина, досуг», – объясняет он.
Второй важный фактор – климат. Он должен быть максимально комфортным для круглогодичного проживания. Третий – наличие кадрового потенциала: поблизости должен быть сильный университет, который будет регулярно подпитывать сообщество новыми специалистами. Ну и ключевой момент – заказчики. «Желательно, чтобы рядом был хотя бы один крупный, а лучше – несколько. Именно они смогут стать первыми драйверами спроса, заказывать решения, создавать базу для роста, – рассказал EastRussia Дмитрий Гачко. – Мне кажется, что Курилы не в полной мере соответствует всем этим требованиям».
Если у IТ-кластера региона появится своя специализация, например, там будут разрабатываться решения для прибрежной зоны, решения в области экологии или логистики – это может стать его сильной стороной, полагает Вера Краевская: «На мой взгляд, главное не пойти путем копирования других IТ-парков, а найти свою нишу, которая будет выделять Курилы на фоне других зон развития IТ».
Сахалинские власти обещают учитывать сегодняшние тренды. Так, в плане кадрового потенциала строится кампус в Южно-Сахалинске, формируется система непрерывной подготовки, когда начиная со школьной скамьи идет обучение в области робототехники, технологий искусственного интеллекта и т.п.
«Сейчас до 50% выпускников-старшеклассников начинают выбирать поступление в Сахалинский государственный университет, а это потенциально как раз те ребята, которые смогут работать в IT-компаниях», – сказал Вячеслав Аленьков.
Законопроект о международных территориях опережающего развития проходит второе чтение в Государственной думе. Инициатива предусматривает новые виды льгот для иностранного бизнеса, но, в то же время, обязует предпринимателей производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Обозреватель East Russia разбирался в особенностях и перспективах нового преференциального режима.
Законодательная инициатива о международных территориях опережающего развития (МТОР) поступила в Государственную Думу в конце 2023 года и сегодня находится во втором чтении. Новый преференциальный режим будет введён путём внесения поправок в законы «О территориях опережающего развития в РФ», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Налоговый кодекс. Президент Владимир Путин заявил о необходимости ускорения создания международных территорий опережающего развития. Он дал поручение кабмину и Госдуме ускорить работу над законопроектом по созданию МТОР.
Согласно законопроекту, МТОР – это территория опережающего развития (ТОР), создаваемая для реализации инвестиционных проектов совместно с иностранными партнёрами в пределах в Дальневосточного федерального округа (ДФО). Площадь МТОР составит не более 20 кв. км., что, согласно пояснительной записке к законопроекту, достаточно для размещения 10–20-ти промышленных комплексов.
Цели МТОР – создание благоприятных условий для международного сотрудничества и реализации совместных
с иностранными партнёрами инвестиционных проектов, а также стимулирование деятельности в сфере промышленности. Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, комментируя задачи введения нового преференциального режима, заявила, что «необходимо на уровне федерального закона создать условия, при которых МТОР создадут в лице Российской Федерации и наших дальневосточных регионов те субъекты, которые станут интересны иностранным инвесторам».
Законопроект предусматривает, что резиденты МТОР должны инвестировать в свои проекты не менее 500 млн рублей. При этом создаваемые предприятия должны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако уже сейчас слышны заявления о том, что действие МТОР необходимо распространить и на транспортно-логистические проекты. Резиденты нового преференциального режима получат расширенные по сравнению с обычными ТОР льготы. Предполагается, что предприниматели будут на 10 лет освобождены от зачисляемой в федеральный бюджет части налога на прибыль, а также от транспортного налога.
Важным инструментом для инвестора является возможность «засекретить» сведения о своей деятельности будучи резидентом МТОР. «Думаю, что данная опция разработана из-за геополитической обстановки, – рассуждает исполнительный директор Союза резидентов преференциальных режимов Александр Головко, – и в первую очередь для того, чтобы крупные иностранные компании имели возможность вести бизнес в России, не опасаясь вторичных санкций».
В настоящее время законопроект находится на доработке в Государственной Думе, в связи с чем перечень льгот для резидентов МТОР может быть расширен. Недаром срок завершения приёма предложений по проекту переносился сначала с 15 февраля на 15 марта, а затем – и на 30 августа. Со слов главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, длительная работа над нормативным актом вызвана желанием властей сделать режим МТОР максимально привлекательными для иностранных инвесторов.
Согласно сообщениям «Востокгосплана» и заявлениям официальных лиц, в настоящее время рассматриваются 4 пилотные площадки МТОР: «Западная» в Приморском крае, «Ровная» в Амурской области, «Нижнеленинское» в ЕАО, «Остров Большой Уссурийский» в Хабаровском крае.
По словам Александра Головко, приоритетными площадками являются две из четырёх пилотных МТОР. «В данный момент идёт разговор о первоочередном запуске площадок в Приморье и Амурской области, – рассказывает Александр, – хотя мне, как жителю Хабаровского края, хотелось бы, чтобы первый режим МТОР появился в нашем регионе, как вариант, на острове Большой Уссурийский».
Александр Королёв, кандидат политических наук и заместитель директора Центра комплексных и европейских исследований Высшей школы экономики, считает идею создания МТОР разумной и перспективной. «В странах Азии есть масса примеров, когда запуск особых экономических зон значительно повышал конкурентоспособность региона и становился реально работающим механизмом», – рассуждает эксперт. Однако учёный предостерегает, что режим МТОР может препятствовать достижению технологического суверенитета. «Приход иностранных инвесторов в МТОР поможет увеличить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако данный факт может избавить отечественные компании от необходимости вести самостоятельные разработки технологий, что ещё больше отдалит нашу страну от достижения технологической независимости», — считает эксперт.
Артём Лукин, кандидат политических наук и профессор ДВФУ отмечает, что законопроект является далеко не первой попыткой привлечения зарубежного бизнеса в ДФО. «В 2014 году на Дальнем Востоке уже создавался режим ТОР, который, если кто-то забыл, был заявлен как инструмент привлечения иностранных инвесторов, – вспоминает эксперт. «Однако иностранные капиталовложения в дальневосточные ТОРы в существенных объёмах так и не пришли. Сейчас в лице МТОР разрабатывается новый преференциальный режим для инвесторов из-за рубежа. Однако почему он должен оказаться более успешным?» – задаётся вопросом учёный. «Проблема в том, что почти все секторы и участки экономики ДФО, да и России в целом, где можно получать хорошие гарантированные прибыли, уже поделены. Там действуют российские компании, преимущественно связанные с государством. Китайцев и других иностранцев туда просто так никто не пустит», – рассуждает эксперт. «Полагаю, что в каждом конкретном случае все будет решать оценка инвестором соотношения потенциальных прибылей и разнообразных рисков – рыночных, инфраструктурных, регуляторных, политических. Если мы сумеем минимизировать риски для инвесторов, то МТОР будут иметь гораздо больше шансов на успех. Однако решение этой задачи уже выходит далеко за рамки МТОР», – подытожил учёный.
Александр Головко считает, что МТОР, в первую очередь, будут интересны китайским компаниям, которые уже имеют какое-то отношение к российскому рынку или рассматривают возможность на него зайти. «Считаю, что новым преференциальным режимом воспользуется часть компаний из КНР, которые уже поставляют свою продукцию в Россию, – прогнозирует эксперт. «Более того, есть китайские инвесторы, которые ранее проявляли интерес к обычным ТОР, однако заходить в Россию боялись из-за угрозы попадания в санкционные списки», – поделился опытом Александр.
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.