Резиденты ТОР и СПВ могут приостановить применение льготных тарифов по страховым взносам. Закон, повышающий эффективность применения льготы для участников префрежимов, подписал президент России Владимир Путин.
Как пояснили в КРДВ, бизнес сможет приостановить применение преференции на срок до трех лет – до начала этапа активного набора сотрудников. Речь идет о резидентах ТОР и СПВ, получивших этот статус до 1 января 2023 года. Льготные ставки по страховым взносам понижены с 30% до 7,6%. Льгота действует в течение десяти лет, ее применение наиболее выгодно на этапе ввода нового проекта в эксплуатацию, когда уже создано значительное количество рабочих мест.
«В первую очередь нововведение важно для проектов, которым пандемия коронавируса или санкционное давление западных стран не позволили запустить производства в срок и набрать основной штат сотрудников», – рассказал заместитель гендиректора КРДВ по сопровождению инвестиционных проектов Сергей Скалий.
На Дальнем Востоке и в Арктике резиденты ТОР и СПВ реализуют около 2800 проектов. Фактически в экономику страны бизнес вложил 3,7 трлн рублей.
Действующие в дальневосточном макрорегионе программы социальной поддержки, направленные на снижение оттока населения и рост занятости, подвергаются корректировкам, в том числе распространяются на новых участников, также предполагается упрощать прохождение бюрократических процедур. Регионы вводят дополнительные меры поддержки семей с детьми. Увеличиваются сроки газификации субъектов.
Занятость и зарплаты
Уровень безработицы в дальневосточных регионах (таблица 3) по-прежнему выше среднероссийского (2,9% против 2,6% в апреле-июне 2024 г.). Наиболее высоким он сохраняется в Бурятии (5,2%), Якутии (4,9%) и Забайкальском крае (4,6%). Выше, чем в среднем по стране безработица в Иркутской (3,2%) и Сахалинской областях (2,7%). Самый низкий уровень безработицы – в Хабаровском крае (1,4%), Чукотском АО (1,4%) и Амурской области (1,6%).
Таблица «Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, апрель-июнь 2024 г.»
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,6 |
75 986,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 143,3 |
Республика Бурятия |
5,2 |
437,9 |
Республика Саха (Якутия) |
4,9 |
523,9 |
Забайкальский край |
4,6 |
462,3 |
Сахалинская область |
2,7 |
267,9 |
Еврейская авт. область |
2,6 |
76,5 |
Магаданская область |
2,5 |
78,2 |
Камчатский край |
2,3 |
168,8 |
Приморский край |
2,1 |
977,0 |
Амурская область |
1,6 |
405,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,5 |
Хабаровский край |
1,4 |
715,2 |
При этом во всех регионах продолжается рост среднемесячной зарплаты работников организаций (таблица 2) – в семи регионах он превышает среднероссийский (+17,1% в мае) – в Забайкальском крае (+23,4%), Камчатском крае (+21,4%), Бурятии (+19,7%), Амурской области (+18,6%), Иркутской области (+18,7%), Еврейской АО (+18,4%), Приморском крае (+18%). Наименьший рост зарплат фиксируется в Хабаровском крае (+11,6%) и Магаданской области (+12,5%).
Таблица «Среднемесячная заработная плата работников организаций, май 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.»
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
117,8 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
116,6 |
|
Забайкальский край |
123,4 |
|
Камчатский край |
121,4 |
|
Республика Бурятия |
119,7 |
|
Амурская область |
118,6 |
|
Еврейская авт. область |
118,4 |
|
Приморский край |
118,0 |
|
Сахалинская область |
117,8 |
|
Чукотский авт. округ |
117,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,5 |
|
Магаданская область |
112,5 |
|
Хабаровский край |
111,6 |
|
Впрочем, во всех субъектах позитивная динамика зарплаты сопровождается также и ростом потребительских цен. Рост не является существенно превышающим характерные для страны в целом показатели (в июне 2024 г., таблица 1), но в Бурятии и Камчатском крае он выше среднего по РФ уровня.
Таблица «Потребительские цены на товары и услуги, июнь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.»
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,2 |
Камчатский край |
104,2 |
Республика Бурятия |
104,0 |
Республика Саха (Якутия) |
103,9 |
Магаданская область |
103,5 |
Еврейская авт. область |
103,2 |
Приморский край |
103,2 |
Забайкальский край |
102,8 |
Хабаровский край |
102,7 |
Амурская область |
102,6 |
Сахалинская область |
102,4 |
Чукотский авт. округ |
101,4 |
Текущие меры поддержки в рамках борьбы с оттоком населения требуют дополнительных изменений, в том числе направленных на упрощение процедур и повышение их эффективности. Действующая программа «Дальневосточный гектар» подверглась критике со стороны генпрокурора РФ И.Краснова, который заявлял, что ей присущи такие проблемы, как большая удаленность предоставляемых участков от существующей инфраструктуры, в том числе транспортной. На текущий момент программа корректируется на законодательном уровне, в том числе в части устранения правовых неопределенностей.
В начале августа Совет Федерации одобрил закон о порядке подачи заявлений на получение гектара. Речь идет о случаях, когда заявитель, подав заявление, запросил позднее другой участок. Заявление на гектар будет возвращено, если подавший его гражданин ранее уже подавал заявление о предоставлении другой территории и в отношении него не был дан отказ. Ранее отсутствие в законе четко регламентированных процедур для данных случаев замедляло работу с заявлениями и приносило дополнительные временные затраты.
Документ также устанавливает обязанность уполномоченного органа приостановить рассмотрение о предоставлении земельного участка, если в отношении него уже подано заявление другим лицом, и закрепляет порядок действий Росреестра в случае необходимости изменения сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность к иной категории земель. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
По состоянию на май текущего года возможностью получить земельный участок в безвозмездное пользование на Дальнем Востоке воспользовались около 140 тыс. граждан, в большинстве своем они используются участниками программы для сельскохозяйственных целей и индивидуального жилищного строительства. В Приморском крае, Якутии и Камчатском крае также востребованы гектары для организации отдыха и создания объектов рекреации. Следует отметить, что в последние годы количество выданных гектаров росло незначительными темпами, при этом увеличение было стабильным. Так, по итогам 2020 г. правом на получение гектара воспользовались 85 тыс. человек, в 2021 г. число пользователей составило 97 тыс. человек, в 2022 г. – 110 тыс. человек, а в 2023 г. – 122 тыс. человек.
Тем временем в июле принято решение правительства о выделении дополнительных лимитов для дальневосточных регионов в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО». В том числе 400 квартир дополнительно выделено Сахалинской области (всего в регионе, таким образом, будет построена 1 721 такая квартира), 262 квартиры выделено Забайкальскому краю (всего – 1 089). Лимиты распределены с учетом наличия в данных регионах проектов жилищного строительства, в рамках которых разрешения на строительство должны быть получены до 1 сентября 2024 г., для ускорения сроков заселения в готовые квартиры.
Напомним, что на Дальнем Востоке в рамках программы при участии ДОМ.РФ предполагается построить не менее 10 тыс. арендных квартир. На данные цели из федерального бюджета выделено 87 млрд рублей. Арендная плата будет обеспечиваться на доступном уровне (около одной четвертой от среднерыночной цены) за счет субсидирования ставок из федерального и регионального бюджетов. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир общей площадью около 350 тыс. кв. м (полностью освоены лимиты в Сахалинской области и Хабаровском крае). Первые арендные квартиры (с отделкой и мебелью) сданы в Приморском крае (42 квартиры в ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), Чукотском АО (40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре) и Якутии (24 квартиры в микрорайоне «Марха» в Якутске).
К концу июля объем выделенных кредитов по «Дальневосточной ипотеке» превысил 540 млрд рублей, всего выдано 111,7 тыс. кредитов. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край (30,1 тыс. кредитов), Якутия (24,5 тыс. кредитов), Хабаровский край (15,1 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 60% всех выданных в ДФО ипотечных займов. В мае текущего года на фоне пересмотра всех ипотечных программ в Минфине сообщали о возможном поэтапном повышении ставки по «Дальневосточной ипотеке» (текущая ставка не превышает 2%). В ведомстве предлагают повышать ставку на 1% каждый год, начиная с 2025 г. Против повышения ставки выступил вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев, заявивший, что рассчитывает на неизменность программы. Каких-либо конкретных решений по данному вопросу еще не было принято.
Стоит отметить, что регионом ДФО, в котором наиболее остро сохраняется проблема обманутых участников долевого строительства, является Хабаровский край. По состоянию на 2023 г. в данном регионе насчитывалось 14 проблемных объектов незавершенного долевого строительства (самый высокий показатель в ДФО и один из самых больших в РФ). Такие объекты также сохраняются в Бурятии (семь в 2023 г.), Приморском крае (пять объектов), Якутии (три объекта) и Амурской области (два объекта).
Газификация
Что касается газификации регионов, то уровень газификации Дальнего Востока на сегодняшний день существенно отстает от среднероссийского показателя (24% против 75% в РФ на конец 2023 г.). При этом если в нескольких дальневосточных регионах газификация превысила 50% или приближается к данному показателю, например в Хабаровском крае (63%), Сахалинской области (55%), Якутии (43%), то в ряде субъектов макрорегиона уровень остается критически низким – в Еврейской АО не превышает 2%, в Забайкальском крае находится на уровне 1%, на нулевом уровне – в Бурятии и Магаданской области. Уровень подключения потребителей к природному газу в Камчатском крае не превышает 33%, в Чукотском АО – 22%.
Основными проектами для увеличения уровня газификации ДФО являются строительство регазификационного комплекса в Камчатском крае, строительство газопровода, соединяющего газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» к 2032 г., подведение газотранспортной инфраструктуры на территорию Бурятии и Забайкальского края до 2032 г. При этом сроки проекта по обеспечению СПГ Камчатского края сдвигаются на более позднее время.
В июле правительство РФ актуализировало дорожную карту газификации Камчатки с помощью СПГ с проекта «Сахалин-2», в соответствии с которой ключевые ее мероприятия перенесены на год. В частности, ввод в эксплуатацию объектов береговой инфраструктуры (причал, объекты приема регазифицированного природного газа и выдачи его в сеть газораспределения, объекты налива СПГ в цистерны, газопровод) отложен на конец 2025 г. вместо начала 2025 г., тогда как их передача «Газпрому» по концессионному соглашению с камчатским правительством должна состояться в начале 2026 г. (а не до конца 2025 г.). При этом для данных объектов еще предстоит определить застройщика и вести строительство, которое потребует дополнительных 4 млрд рублей ассигнований из федерального бюджета в 2025 г., в дополнение к ранее уже выделенным на данные цели 12 млрд рублей.
Одним из основных проблемных вопросов проекта является строительство плавучей регазификационной установки (ПРГУ) и танкеров-челноков, которое было осложнено санкциями. Так, строительство регазификационного терминала должно завершиться в третьем квартале 2025 г. Сроки строительства судов и их передача «Газпрому» перемещены на третий квартал 2026 г. (для первого судна) и на четвертый квартал 2026 г. (для второго танкера), тогда как ранее их планировалось сдать одновременно с терминалом. В апреле сообщалось, что газовозы уже заказаны, подробности не уточнялись. Вариант использования уже построенных газовозов осложнен санкциями, а также тем, что большинство подобных судов активно эксплуатируются.
Поддержка семьи
В сфере поддержки рождаемости на Дальнем Востоке региональные меры поддержки связаны главным образом с финансовыми выплатами многодетным семьям. В июне гордума Владивостока приняла решение об увеличении размера выплат, выдаваемых многодетным семьям города в качестве альтернативы предусмотренным для них земельным участкам. Размер выплаты увеличен с 382 тыс. рублей до 602 тыс. рублей. Данная выплата будет софинансироваться на 50% из краевого бюджета. Повышение компенсационных выплат в том числе связано с дефицитом свободной земли для распределения в материковой части города (нераспределенные участки остались только на островных территориях и в отдаленном поселке Береговое).
Продолжается принятие субъектами региональных законопроектов в соответствии с данным ранее поручением президента о выплате многодетным семьям средств на погашение ипотечного кредита. В июле депутаты Магаданской областной думы приняли законопроект о выплате до 1 млн рублей многодетным семьям на закрытие ипотеки. 450 тыс. рублей из данной выплаты будет обеспечивать федеральный бюджет, 550 тыс. рублей – региональный. Закон распространяется на семьи, у которых с января 2024 г. по 31 декабря 2030 г. родится третий и последующие дети. При этом ипотечный кредит для погашения должен быть взят на приобретение или возведение жилой недвижимости только в Магаданской области. Семьи смогут частично или полностью погасить задолженность только по одному ипотечному кредиту.
Депутаты Заксобрания Камчатского края в июле продлили программу выдачи краевого материнского капитала до конца 2030 г. Программа действует в регионе с 2011 г. Региональный маткапитал предоставляется проживающим в регионе не менее трех лет до момента обращения за выплатой. В 2024 г. его размер составляет до 439 тыс. рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Дальний Восток с каждым годом становится всё более интересным и для соотечественников, проживающих в «дальнем зарубежье». Интересным настолько, что они переезжают в Россию и получают её гражданство. Так поступил Дмитрий Берг — гражданин Германии, но русский по происхождению.
С 2007 года в России помогают соотечественникам, проживающим заграницей, но решившим укорениться на родной земле. Есть специальная федеральная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ таким людям. И регионы Дальнего Востока в этой программе являются территорией приоритетного заселения. Для тех, кто сюда едет предусмотрены особые меры поддержки: повышенные подъемные; выплата ежемесячного пособия при отсутствии работы; жилищная субсидия; ускоренное получение российского гражданства.
За 17 лет, что работает эта программа, переселились и по упрощенной системе получили гражданство более 700 тыс. человек. Только в 2023 — более 45 тыс. человек.
Четвертый месяц в статусе российского гражданина проживает Дмитрий Берг. Он вместе с семьей переехал из Германии в августе 2023 года, а паспорт получил в феврале 2024 года. Городом для жизни семья выбрала Артем в Приморском крае.
— Я родился в России — в Тюменской области, а до шести лет рос в Адыгее. В 90-е годы родители переехали в Германию, — рассказывает Дмитрий. — Мы жили в городе Кобленц. Там я окончил школу, получил высшее образование и работал в муниципалитете.
— Переехать в Россию окончательно решил после начала СВО. Таким образом хотел поддержать страну, — говорит Дмитрий. — Я работал чиновником и не понаслышке знаю всю неприглядную внутреннюю кухню немецкого чиновничества — коррумпированность, воровство, обман. Более того, я бы не хотел, чтобы моих детей в школе и садике настраивали против России.
Окончательно решив переехать, Дмитрий Берг вспомнил о федеральной программе, про которую когда-то рассказывал знакомый, переехавший в Германию из Чечни. Два сына получили российское гражданство, не выезжая из Германии, так как супруга Дмитрия, проживая в Германии, оставалась гражданской России.
— Мы и не думали переезжать на Дальний Восток. Я о России-то мало чего знаю, а тут вообще неизвестный мне регион, — продолжает Дмитрий. — Сначала думали обосноваться в Краснодарском крае — поближе к родственникам, также рассматривали Екатеринбург. Но и на Урале, и на юге страны моя профессия оказалась невостребованной. В посольстве нам посоветовали Дальний Восток. Начал искать информацию, задавал вопросы на различных форумах. На одной такой интернет-площадке познакомился с экспертом Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Василием Кравцовым. От него узнал много полезной и важной для себя информации. Он также посоветовал рассмотреть для переезда Приморский край, а также помогал нам на всех этапах переезда.
Берги хотели переехать в город с развитой инфраструктурой, доступным и качественным медицинским обеспечением, хорошими детскими садами и школами. После виртуального знакомства с приморскими городами остановили свой выбор на Артеме.
— Нам здесь очень понравилось. Помимо всего необходимого аэропорт рядом, да и до Владивостока недалеко, — продолжает Дмитрий. — Дети уже нашли друзей. Я успел поработать во владивостокской школе № 26 учителем немецкого и по совместительству завучем. Жена тоже быстро устроилась воспитателем в детский сад. Мы застали прекрасную приморскую осень и в первые месяцы после переезда побывали в Находке, в Ливадии. Познакомились с Владивостоком. Когда у нас появилась своя машина, стали ездить на остров Русский. Появились любимые места на Шаморе.
В сентябре у Дмитрия Берга начнется новый этап. Он будет преподавать английский в одной из артемовских школ. Говорит, что получил интересный опыт, работая завучем по воспитательной работе во Владивостоке. Однако считает, что это большая ответственность и выполнять такую работу необходимо только получив специальное образование. Сейчас Дмитрий как раз проходит профильную переподготовку, чтобы уже со знанием дела заниматься обучением детей.
И это не единственное достижение Бергов за неполный год, прожитый на Дальнем Востоке России. Сейчас семья занимается оформлением ипотеки для приобретения квартиры. Они стали участниками льготной программы «Дальневосточная ипотека» и приобретут жилье по выгодным условиям.
— За время жизни в России и на Дальнем Востоке мы нашли для себя только плюсы, — говорит Дмитрий Берг. — Несмотря на то, что уровень жизни отличается, здесь есть все то, что есть и в Европе. Но вот на Дальнем Востоке много азиатских товаров, которых нет на западе. Мы, например, не знали, что такое роллы, пока сюда не приехали. Здесь мы попробовали и морепродукты. В школе меня угощали салатами из растений, которые растут только на Дальнем Востоке. И люди здесь замечательные. Я всегда отмечаю с каким удовольствием они рассказывают о любимых местах в Приморье, когда советуют, куда нам съездить. Надеюсь, скоро и мы откроем для себя немало таких мест и уже будем рассказывать о них новым жителям Приморского края.
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.
Модератор сессии «Дальний Восток и Китай: международные территории опережающего развития – перспективы и возможности для сотрудничества» гендиректор КРДВ Николай Запрягаев отметил, что в текущих условиях создание МТОР является одним из ответов на вопросы, которые сейчас стоят у российского предпринимательства.
Законопроект по МТОР разработан, ему предстоит пройти через обсуждение и корректировки. По мнению авторов, в нем учтены все наиболее востребованные в рамках префрежимов меры поддержки. Так, практика применения особого налогового режима взята из режима, который действует на Курилах: обнулены на 20 лет налоги на прибыль, имущество, землю и транспорт, страховые взносы снижены до 7,6%, предусмотрен режим свободной таможенной зоны. Сведения о собственниках бизнеса разглашению не подлежат – будет вестись закрытый реестр резидентов. Статус единственного поставщика позволит резидентам МТОР участвовать в госзакупках в приоритетном порядке, на резидентов не будут распространяться нормативные требования о валютном регулировании и контроле.
Предусмотрена возможность привлечения иностранных работников без квот и уплаты страховых взносов, они будут приравнены к высококвалифицированной рабочей силе. Однако тут нужно будет соблюсти баланс между иностранными рабочими, дальневосточными и приехавшими из других регионов РФ. Также будет возможность ускоренной амортизации продукции, приобретенной и резидентов.
«Проекты резидентов МТОР должны реализовываться в сфере высокотехнологичных производств с объемом инвестиций не менее 500 млн рублей. Расположение площадок – оптимально на приграничных территориях. Рассматриваемые варианты – площадка Ровное на ТОР “Амурская”, примостовая зона в ЕАО, а также несколько площадок в Забайкальском крае», – уточнил Николай Запрягаев.
Зампред правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что региональное правительство видит МТОР как создание совместных предприятий в приоритетных отраслях логистики, высокотехнологичного, пищевого и сборочного производств, туризма. Он рассказал, какие площадки для создания совместной работы будут наиболее подходящими в Амурской области.
«Мы видим практическую возможность создания МТОР сразу в нескольких перспективных локациях нашего региона. Во-первых, в рамках мастер-плана города Благовещенска примостовая зона ТОР “Амурская”, а также площадка Ровное. С коллегами из КРДВ уже проработана концепция размещения индустриально-логистического парка. Во-вторых, это проект «Сухой порт Благовещенск», который реализует крупный инвестор ГК «Регион». Речь идет о ближайшей к Транссибу станции, которая свяжет международный автомобильный мост с железнодорожной инфраструктурой. На территории площадью около 300 гектаров будет построен современный терминал и индустриальный парк с возможностью размещения совместных российско-китайских производств. И третий вариант для размещения МТОР – это развитие цепочек производств на базе газохимического кластера», – уточнил Павел Пузанов.
Он также предложил начать внедрение экспериментальных режимов по повышению эффективности на пунктах пропуска через российско-китайскую границу. Среди предложений: синхронизация времени оформления в пунктах, цифровизация процессов оформления граждан и транспортных средств и введение электронных виз для иностранных граждан, возможность организации совместного контроля в пунктах пропуска.
Мэр города Хэйхэ Чжао Жунго согласился с выдвинутыми идеями и предложениями относительно перспектив российско-китайского трансграничного сотрудничества. Он отметил уникальное географическое расположение Благовещенска и Хэйхэ, разделенных Амуром. Также упомянул многолетние и многопрофильные практические коммуникации между жителями двух городов, сказав, что сложилась глубокая дружба и гармония между жителями двух приграничных городов. Напомнил, что новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества были обозначены Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в рамках подписания совместного заявления «О плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года».
«Если грамотно и эффективно использовать все эти преимущества, Благовещенск и Хэйхэ станут экономическими окнами наших стран. Совместными усилиями мы сможем реализовать идеи и проекты и занять передовые позиции на всем пространстве Евразии. Наши регионы являются своего рода платформами для развертывания сотрудничества по всем сферам. Хэйхэ и Благовещенск – лучшая площадка для реализации консенсуса двух глав государств», – добавил Чжао Жунго, назвав основные отрасли, которые интересуют китайцев в плане совместного развития: сельское хозяйство, энергетика, туризм.
Представитель китайского бизнес-сообщества – президент Корпорации «Сюань Юань» Сюэ Синфа отметил заинтересованность в приграничных территориях с Китаем в Амурской области. Он обратил внимание на юридическую составляющую при создании МТОР – каждый инвестор должен быть уверен, что его бизнес надежно защищен. Также Сюэ Синфа предложил свои услуги в создании инфраструктуры новой префтерритории.
«Мы хотим предложить свое участие в строительстве между городами Хэйхэ и Благовещенск конвейерной системы, которая после ввода в эксплуатацию позволит беспрепятственно перевозить уголь, минералы, сельскохозяйственную продукцию и другие товары широкого потребления. Это разработка нашей компании, есть уже защищенные патенты. Своеобразный воздушный переход решил бы многие вопросы в транспортной сфере», – сообщил Сюэ Синфа.
Исполнительный директор Международного аэропорта Благовещенск Александр Карпов в свою очередь предложил использовать аэропорты Благовещенска и Хэйхэ для приема пассажиров внутренних российских рейсов и бесшовного транзита.
«Расстояние между двумя аэропортами составляет около 70 км, добраться из одной воздушной гавани в другую можно за час-полтора. Этот вариант будет способствовать привлечению большего потока туристов. Кроме того, увязка аэропортов двух городов на Амуре может стать эффективным дополнением МТОР. По сути, это проект “международного города Благовещенск-Хэйхэ”, который использует уникальное географическое положение городов», – считает Александр Карпов.
Председатель Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» Андрей Черкашин высказал предложение относительно поощрения резидентов МТОР. Помимо возможности пользоваться предоставляемыми преференциями территории, предпринимателю можно ввести «поощрение за результат».
«Например, если резидент создал больше рабочих мест, чем предполагалось или если объем налоговых поступлений вырос значительнее запланированного, если внедряются новые технологии, сокращается негативное влияние на окружающую среду… Можно продумать механизм поощрения», – предложил Андрей Черкашин.
Задачу разработать на Дальнем Востоке специальный режим, предусматривающий создание наиболее благоприятных условий для реализации совместного с дружественными странами проектов по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных проектов поставил президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Обсуждение предложений, поступивших на этой сессии, продолжится на Восточном экономическом форуме, который состоится 10-13 сентября 2023 года во Владивостоке.
Попасть на полки крупных продуктовых ретейлеров для фермеров не просто. Сетям требуются объёмы, качество, соблюдение сроков поставки, строго прописанная упаковка, тар и тому подобное. Мелкий сельхозпроизводитель просто не может выполнить все условия – у него, порой, нет времени и сил даже на заполнение документов по полученным грантам. В тоже время супермаркеты — это гарантированный сбыт. В России стали появляться агроагрегаторы — по сути, «прокладки» между аграриями и сетями. Сейчас федеральная компания «Х5Груп» сотрудничает с 5 такими агроагрегаторами, один из которых недавно появился и в Хабаровском крае.
Оформление сельхозкооператива «Хабаровский агропродукт» вступило в заключительную фазу. Его создание — результат почти годовой работы сельскохозяйственного фонда Хабаровского края, компании «Х5Груп» и фермера Евгения Киселева, который и будет работать напрямую с сельхозпроизводителями. Фонд помогает в создании специального программного обеспечения для электронного документооборота, разработки товарной номенклатуры и других вопросах, которые могут возникнуть у членов кооператива.
— Мы по пути создания агроагрегатора прошли, наверно, чуть больше половины, — говорит Константин Могильный, руководитель центра инжиниринга краевого сельскохозяйственного фонда. — С «Пятёрочкой» стали работать потому, что это, в общем-то, от них исходила инициатива. Получается, эта федеральная сеть больше заинтересована в поставках от местных фермеров, чем та же «Невада» («Эником Невада групп» – крупный дальневосточный дистрибьютор продуктов питания, развернувший сеть супермаркетов «Самбери» и магазинов «Раз, два» в формате «у дома» — прим. авт.), например. Нет, с «Самберями» у нас, конечно, колхозники работают, напрямую или через посредников, но от них, например, предложения создать агроагрегатора не поступало.
Задача агроагрегатора — собрать выращенную продукцию по сельхозпредприятиям края, привести ее в соответствие с требованиями, которые выдвигают торговые сети, и передать им товар в оговоренные сроки. У кооператива должны быть свои склады, свои овощехранилища. За качество и количество продукции, будь то овощи, или молоко, агрегатор отвечает перед торговыми сетями, с которыми заключает договор. И, получается, все связанные с этим риски несет тоже он.
— Вот смотрите, — продолжает Константин Могильный. — Например, в сеть нужно поставить 1000 тонн раннего картофеля. Кооператив «Хабаровский агропродукт» включает пока трех фермеров, и закрыть этот объем собственными силами не может. Он заключает договоры с другими сельхоз товаропроизводителями, но в случае, если у кого-то из них случился неурожай — сейчас, к примеру, в Черняево часть картошки утонула из-за дождей, а значит, фермер соберет меньше, чем рассчитывал, — так вот, агроагрегатор должен где-то в другом месте срочно докупить эту картошку, и закрыть обязательство перед торговыми сетями. То есть риски не у фермера за недопоставленный объем, а у кооператива. Понятно, что за бесплатно такую ответственность никто на себя брать не будет. И кооператив будет иметь процент за свою работу. Какой именно – это еще решается. Но представьте, что на нем будут и транспортные расходы, и фасовка в сетки того же картофеля, в общем, работы будет много.
В идеале, рассуждают в сельхозфонде, агроагрегатор должен быть в помощь мелким аграриям. Чтобы они могли сосредоточиться на выращивании овощей и коров, а кооператив будет консолидировать мелкотоварные партии и реализовывать их, в том числе в торговые сети.
— Самая главная проблема у нас — это сбыт, — говорит Евгений Киселев. — Я вот сейчас копаю раннюю картошку. С поля ухожу в 11-12 ночи, в 3 утра уже встаю, чтобы поехать на овощную базу и сдать продукт. И там мне еще надо поторговаться — за 30 или за 40 рублей возьмут мои овощи перекупы. Как в таких условиях фермеру еще заниматься бухгалтерией, отчитываться по грантам, если он их взял? Бухгалтера у мелких производителей, как правило, своего нет, это дополнительные расходы. При создании агроагрегатора эта работа ложится на его плечи. В этом году мы в тестовом режиме заходим в «Пятёрочку», нам дают 3 месяца, чтобы понять — сможем ли обеспечивать бесперебойную поставку, успеем ли собрать, подготовить, довезти. Многие, конечно, опасаются, что забирать продукцию будем по минимальной цене. И это так. Потому что должно быть четкое понимание, что такое оптовая торговля и что такое продажа собственной продукции конечному потребителю. То есть если я, как фермер, произведу, условно говоря, килограмм картошки, пойду на ярмарку выходного дня, на рынок, к соседям — я им продам эту картошку по 70 рублей за килограмм, меня это устроит. Но если мы говорим про агроагрегатора, то это уже бизнес, здесь включаются другие участники, и оптовая цена будет ниже, скорее всего, в 2 раза. Зато ты ее точно продашь, а не останешься с гнилой картошкой на руках и убытками.
В Совете Федерации закон, регулирующий сбыт фермерской продукции, назвали серьезной поддержкой малого агробизнеса. Он получил одобрение на пленарном заседании Совета 2 августа. Законом впервые устанавливается термин «фермерская продукция» — это товары, произведенные сельскохозяйственными производителями, относящимися к малым предпринимателям. Те, кто создают агроагрегаторов, могут получить поддержку на государственном уровне. Нормы вступят в силу 1марта 2025 года.
Торговая сеть «Пятёрочка» сегодня работает с пятью агроагрегаторами, сообщила руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании «Х5груп» Екатерина Гаврилова. На днях компания объявила о начале работы с агрологистическим кооперативом «Агропродукт», который станет первым агрегатором для реализации фермерской продукции в республике Марий Эл. Сейчас этот кооператив сотрудничает с 18 фермерами. Предприятие располагает складом для предпродажной подготовки картофеля площадью 1150 м², а также складом для капусты площадью в 700 квадратных метров. В смену оператор обрабатывает порядка 100 тонн продукции, площадка для отгрузки может вместить около 150 тонн. В этом году «Агропродукт» уже отгрузил в торговую сеть «Пятёрочка» 220 тонн белокочанной капусты. Также работают кооперативы в Тульской и Липецкой областях.
Хабаровский агроагрегатор планирует зайти в сеть в сентябре-октябре. Евгений Киселев поставит в «Пятёрочку» картофель, тыкву, белокочанную капусту, укроп и петрушку. В этом году, говорит фермер, будет действовать предварительный договор без фиксированной стоимости, то есть действовать будут исходя из цены, которая формируется на момент поставки товара в торговые сети. А дальше — будет видно.
— Конечно, у них жёсткие условия, работают по евростандартам: поддоны, паллеты, упаковка картофеля сетками до 25 килограмм, тыквы — 10 килограмм, столько же морковки, — говорит фермер. — Небольшие сетки мы уже нашли, наша задача — везти продукцию к ним в логистический центр, а там уже будут распределять по магазинам. Понятно, что все 105 магазинов «Пятерочки» мы не обеспечим нашими овощами, будет как-то выборочно, наверное, поставляться. Все это еще прорабатывается. Главное, чтобы уверенность была в завтрашнем дне. Возвращаемся к элементам плановой экономики советской. То есть все должно быть стабильно, а не так, что сегодня много, завтра нет ничего. Вот укроп, например, когда его нет в продаже — цена взлетает до 500 рублей за килограмм, а когда его много — падает до 200. Производители должны правильно рассчитывать свои силы, понимать, что садить, в каких объемах. И тогда будет меньше нервов и больше качественного продукта для наших потребителей.
Торговая сеть «Пятёрочка» заинтересована в местных производителях. С кем-то уже работают по прямым договорам: например, в магазинах представлена продукция молокоперерабатывающих предприятий «Молочный край», «Переяславского молочного завода», МЖК «Хабаровский». Для крупных сельхозпредприятий есть проект «Агроконтракт» — без участия агроагрегатора, говорит руководитель направления по взаимодействию с органами власти компании «Х5груп» Екатерина Гаврилова.
— Работа с локальным поставщиком — это в первую очередь возможность дифференцировать наш ассортимент. И к тому же люди любят и выбирают местную продукцию. Мы ее помечаем на полках стопперами «Выбирай Хабаровское». Встраивать местного производителя будем постепенно: пока поработаем в обычном договоре поставки — фермеры вырастили, подтверждают нам выращенную продукцию, объём, мы подтверждаем, что готовы забрать. Сейчас ведём переговоры не только с Евгением Киселевым — в регионе может быть несколько агрегаторов, по разным видам продукции. Нам интересно, когда предприятие выпускает для нас продукт по СТМ — с нашей собственной торговой маркой. У нас это бренд «Красная цена». Вообще фермеры не очень охотно идут на сотрудничество, но кто хотел, тот уже заключил с нами договор. Например, компания «Хангрупп» из Хабаровска за год работы с нами в 10 раз увеличила свой оборот.
Агрегатор — это трехсторонний проект, в нем есть участие правительства. Правительство, заметив инвестиционные перспективы, может помочь агроагрегатору с капитальным ремонтом овощехранилища, может субсидировать, многие из которых построены ещё в советские времена и уже не отвечают современным требованиям по температурным режимам, например.
Мы можем заказывать фермеру вырастить определенный сорт картошки или моркови, и нам это интересно, заказывать по сортам. У нас есть свой семенной фонд, и мы сотрудничаем с федеральным семенным фондом, и если фермеру нужно — мы запрашиваем там семена и фермеру их бесплатно предоставляем — это в рамках агроагрегатора. В рамках стратегического партнерства, которое рассчитано на взаимодействие с агроагрегатором на срок от трех лет – мы рассматриваем возможность инвестиций в строительство овощехранилища. «Пятёрочка» строит свой распределительный центр в Хабаровске, закончить планируем в конце 2025 года. Туда агрегатор сможет привозить свою продукцию, но у него должно быть хранилище, которое должно пройти наш аудит.
Самое главное, говорит Екатерина Гаврилова, настроить фермеров работать «в долгую» с торговой сетью, существовать в плановой экономике, ведь только так регион сможет выйти на самообеспеченность, например, овощами. Если торговая сеть выступит гарантом сбыта и полки производителю, в регионе могут появиться масштабные инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, которые будут работать на крупные объемы.
— Это принципиально важный шаг, изменить парадигму отношений, — продолжает Гаврилова. — Будут появляться молодые фермеры, которым будет интересно работать, у которых есть и силы, и желание, которые будут видеть крупного партнера, который работает в прозрачных схемах, где всё можно отследить, всё фиксировано — это тоже очень важно. Конечно — быстрые деньги это хорошо, но если мы хотим прийти к рынку, к действительно полноценному рынку с местной продукцией, то нам надо работать в правовом законном прозрачном поле.
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
- Дальний Восток готов встречать туристов и ресторанов здесь хватает, но только для тех, кто готов платить. Цены здесь высокие, ведь часть продуктов откуда-то везется. Хотя здесь есть очень много продуктов, на которые стоит обратить внимание, которые нужно заготавливать. При этом есть и противоречия: например, на Дальнем Востоке добывают краба, но отправляют его в Китай, а в регионах его не найти, либо цены выше московских. Нет прибрежного лова. А ведь сюда заходит и лакедр, и тунец, здесь есть, на что посмотреть и что попробовать.
Еще один вопрос – цена. Люди готовы тратить деньги на Дальнем Востоке, но проехав по всему миру, они просят, чтобы уровень затрат соответствовал услугам, которые предоставляют отели и рестораны. А это проблема. Стоимость перелета, переезда, переплытия, перехода, трансфера и так далее очень дорогая. А ведь человеку еще нужно спать, но кому-то и в палатке будет комфортно, а кому-то нужно, чтобы все было в золоте. Поэтому когда спрашивают, почему люди останавливаются в гостевом доме, значит, просто их не удовлетворяет стоимость тех услуг, которые ему дают в гостинице со звездами, которые, по сути, нарисованы.
Но более глобальная проблема — это сезонность: гигантский наплыв в летний период и отсутствие туристов в период дождей и морозов. Людям нужно четко обозначить десять причин приехать именно сюда. Обычно говорят про красивую природу и хороших людей, но они есть везде. Нужна изюминка, нужно работать и креативить.
Для туристов из западной части России Дальний Восток — это что-то восточное, азиатское, поэтому нужно развивать это направление, делать зарисовки на тему юго-восточной Азии, но не с точки зрения интерьера, а именно еды. Но если мы говорим о туристах из Азии, то для них Дальний Восток — это запад, это Европа. Поэтому нужно делать симбиоз кухонь, обращать внимание на то, что важно для людей.
Важно и взаимоотношение между регионами, чтобы приехав, например, во Владивосток, можно было спокойно улететь на Сахалин или на Камчатку. Много вопросов, но смогут ли их решить туроператоры? Я думаю, нет. Поэтому нужна какая-то политическая воля, поддержка.
Перспективы у Дальнего Востока гигантские: есть что посмотреть, есть замечательные люди, есть продукты, из которых можно делать хорошую кухню, есть от чего получать удовольствие. Вопрос только в том, как это все запустить на полную катушку.