Самое дорогое съемное жилье на Дальнем Востоке оказалось в Хабаровске. Аренда квартир за год подорожала во всех крупных городах ДФО.
Как сообщает РБК-Приморье со ссылкой на данные портала «Мир Квартир», Хабаровск вошел в топ-3 России по ставке на съемное жилье. Здесь снять однокомнатную квартиру в среднем стоит 40 тыс. рублей в месяц, двухкомнатную – почти 47 тыс. рублей, трехкомнатную – 57,7 тыс. рублей в месяц.
Доступнее всего аренда «однушки» на Дальнем Востоке обходится во Владивостоке – 29,8 тыс. рублей в месяц, «двушки» и «трешки» арендуют за – 40,1 тыс. и 51,8 тыс. рублей в месяц соответственно. Меньше всего аренда однокомнатных квартир подорожала в Якутске — всего на 2%, до 37,5 тыс. рублей в месяц. Аналитики отмечают умеренный рост стоимости аренды в столице Бурятии. Однокомнатные квартиры подорожали на 24,5% до 32,1 тыс. рублей, двухкомнатные — на 9,9% до 37 тыс. рублей, а трехкомнатные — на 26,8% до 42,3 тыс. рублей.
В Чите аренда однокомнатных квартир выросла больше всего — на 63,6%, до 36,1 тыс. рублей. Стоимость аренды двухкомнатных и трехкомнатных квартир увеличилась на 28% и 32,2% соответственно.
По словам экспертов, что удорожание аренды в прошедшем году зависело от инфляции, роста цен на все товары, роста зарплат и отмены массовой льготной ипотеки.
О том, что может предложить сервис аренды автомобилей RexRent путешественникам Дальнего Востока, рассказал генеральный директор компании Евгений Мелехин в интервью EastRussia на III Всероссийском туристическом форуме, состоявшемся в Хабаровске.
— Ранее мы были подразделением компании Avis — прокатного холдинга мирового масштаба. Avis покинула российский рынок, а мы продолжили работу и произвели ребрендинг. Поэтому одна из основных целей сегодня — повышение узнаваемости бренда RexRent. Условия работы компании и сервис не изменились и имеют много преимуществ, судя по обратной связи, поступающей от наших клиентов.
Мы позиционируем себя как VIP-сервис, особенно в секторе работы с юридическими лицами. Широкий спектр услуг и действительно высокий уровень обслуживания не характерен большинству конкурентных компаний. Если говорить в целом про бренд RexRent, то мы одна из крупнейших федеральных сетей в России, имеющая представительства в 20 городах.
RexRent на 100% белая компания. Одно юридическое лицо, все прозрачно и открыто с правовой точки зрения. Кстати, на одной из сессий форума обсуждали, что в туристической отрасли преобладает наличный расчет, затрудняющий белую бухгалтерию и отчетность. Поэтому государство стремится к безналичной системе платежей в сфере туристических услуг. Мы, вероятно, одни из первых, кто ведет бизнес абсолютно прозрачно, показывая 100% официальных доходов. Для RexRent не составит труда перевести все сервисы на безналичную форму оплату, ведь мы и раньше работали честно в правовом поле и к нашим клиентам
Еще одним глобальным отличием нашей компании от игроков конкурентного рынка является качество и количество единиц автопарка. На текущий момент число автомобилей перешагнуло двухтысячный рубеж. Машины находятся в эксплуатации не более двух лет: 95% составляют автомобили не старше двух лет с пробегом менее 60 тыс. км. Есть небольшое количество автомобилей, произведенных более двух лет назад, но их пробег не превышает 20−30 тыс. км.
Мы предлагаем три базовых продукта: краткосрочная аренда, подписка сроком от одного до 24 месяцев и операционная аренда продолжительностью от двух до пяти лет. Есть еще два смежных продукта: аренда с услугами водителя и предоставление подменного автомобиля.
— Что-то изменилось в бизнес-процессах после ухода Avis?
— Безусловно, перемены были неизбежны. Avis забрал свою платформу, свою систему управления. Команда, которая осталась в России, адаптировалась к новым реалиям, перестроила все процессы. Пока всё не на 100% автоматизировано, но мы работаем над этим. И это будет только отечественный софт.
Мы готовим выход нового сайта в ближайшее время. Юридические лица и агенты-партнеры получат доступ к личным кабинетам на базе сайта. Параллельно идут работы по внедрению цифрового управления. Это очень важные изменения, которые существенно модернизируют внутреннюю автоматизацию.
— Вы сказали, что уже выступаете одним из крупнейших игроков на рынке. Что дальше? Планируете расширяться или удерживать существующую долю, оптимизируя все процессы?
— Да, мы уже в числе крупнейших федеральных игроков, но этого недостаточно для того, чтобы развиваться. Просто удерживать долю также недостаточно. По планам бюджетной бизнес-модели в ближайшие 2−3 года стремимся к значительному приросту. Это будет экспансия в регионы. В частности, на Дальний Восток. Планируем расширятся, увеличивая численность городов до десяти в год. Работать будем поэтапно, анализируя потребности рынка.
— В сетевых СМИ много говорят о том, что каршеринг убивает классические схемы аренды автомобилей. Что Вы на это скажете?
— На самом деле каршеринг нам помогает. Современные услуги каршеринга, проката электросамокатов, велосипедов показывают потребителю, что проще взять технику в аренду, чем покупать. Наши сограждане в большинстве случаев считали так: «Если я плачу, я должен что-то получить в итоге». Но аренда самоката не подразумевает того, что он станет собственностью клиента. Поэтому сейчас очень хорошо развивается финансовый лизинг. К примеру, в Европе уже давно развит операционный лизинг. И популярность аренды автомобилей продолжает расти.
Со временем и мы к этому придем. Поэтому и каршеринг, и операторы СИМов (средств индивидуальной мобильности) помогают прививать культуру аренды, временного пользования техникой в России. Это плюс и для нас — спрос на услуги аренды ежегодно растет.
В каршеринге есть три крупных игрока, которые представлены в городах-миллионниках: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Казань… В менее населенных городах каршеринг развит слабо, если существует вообще. Это легко объяснить необходимостью колоссальных вложений. С точки зрения бизнеса каршеринг — дорогое удовольствие: срок окупаемости приближается к 10 годам. А первые представители этого бизнеса появились около 10 лет назад, поэтому только сейчас начинают чувствовать себя более-менее уверенно.
Скажу больше, что у нас есть совместный проект с одним из таких участников рынка: он является агрегатором, а мы — официальным партнером. Предоставляем машины в аренду на срок от одного дня до двух лет под его торговой маркой. Иными словами, это классическая краткосрочная аренда и подписка, но под брендом каршеринговой компании. Они все больше и больше уходят в агрегацию — это проще, меньше инвестиций. Вкладывают преимущественно в автоматизацию, а не в обслуживание, поэтому наша компания как раз может предоставить высокий уровень сервиса рынку, формирую синергию совместно с партнерами. Выигрывают все!
— Где на Дальнем Востоке вы представлены, куда собираетесь в ближайшее время зайти? Какова, по-вашему, специфика дальневосточного рынка?
— Дальний Восток сейчас имеет колоссальный потенциал роста и развития. Государство уделяет огромнейшее внимание этим регионам. Существующие маршруты наземного общественного транспорта не обеспечивают оптимальное сообщение между населёнными пунктами. Для нас это прекрасная почва для развития.
Если говорить о дальнейшей географии и внедрении в другие города… мы ожидаем, что вернемся в Хабаровск. Сейчас офис компании RexRent расположен только во Владивостоке, но мы планируем открыть представительства в Хабаровске, в Благовещенске. На этих территориях уже есть наши клиенты. В данный момент занимаемся анализом спроса и предложения тематического рынка. Анализируем целесообразность присутствия на Камчатке и на Сахалине. Но пока это только наблюдения, планирование и расчеты.
Надо просчитать экономическую сторону. Она состоит не только из стоимости автомобилей. Сюда необходимо включить расходы на доставку и обслуживание. Кроме прочего, необходимо организовать качественное ТО, шиномонтаж, мойки и так далее. Здесь много факторов – составляющих стратегического планирования. Поэтому в планах на ближайший год зайти только в три-четыре региона. Но RexRent однозначно будет подстраиваться под запросы туриндустрии.
Мы посетили приехали на III Всероссийский туристический форум в Хабаровске, чтобы познакомиться, чтобы о нас узнали. Сегодня выступили коллеги от маркетплейсов, компании из туриндустрии. Очевидно, что на маркетплейсах мы должны присутствовать. Человек ищет тур и сразу задает вопрос: как куда добраться? Сначала поездом, автобусом, самолетом. А дальше появляемся мы и даем возможность комфортного перемещения по Дальнему Востоку.
— Ваш парк примерно на 80% это китайские автомобили. Почему так и как они себя показывают?
— Всё очевидно. С 2021 года прекратились поставки многих европейских и японских брендов. Мы начали закупать китайские марки. Нам необходимо, чтобы автомобиль обязательно был новым. Напомню: наши машины не старше двух лет. Также важно обслуживание автомобиля у официального дилера, чтобы все было застраховано, действовали гарантии. Мы в прямом партнерстве с импортерами. Они слышат обратную связь от россиян, оперативно подстраиваются и через три-пять лет (по моим прогнозам) займут российский рынок. И займут так плотно, что места для других игроков практически не останется.
— Цены на машины взлетели и приземляться не собираются. Утильсбор тоже повышается. Как это отражается на ценообразовании? Не станет ли аренда автомобиля роскошью?
— Конечно же уровень цен оказывает влияние, ведь бесплатных денег не бывает. На покупку автомобилей оформляются кредитные линии по плавающей ставке. Хеджированные риски, как правило, дороже. Мы пока на плавающей ставке. Ожидаем, что в следующем году инфляция стабилизируется, ключевая ставка уменьшится, а мы сможем снизить цены.
Если говорить про стоимость рынка и прогнозируемые изменения, то мы пока в ожидании… Важно отслеживать динамику рыночной стоимости, чтобы максимально выгодно реализовать фонд. В целом понятно, что не будет какого-то ажиотажа, а мы будем подстраиваться по текущие реалии.
— Вы уже затронули вопросы сервиса. Опыт у вас богатый. Что сервис сможет предложить в следующей ситуации? На Дальнем Востоке у арендатора что-то произошло с автомобилем. Да еще и зимой. Например, машина утром не заводится в связи с экстремальными минусовыми температурами. Или возникла непредвиденная поломка на местности, где отсутствует мобильная связь… Таких участков на дорогах здесь все еще очень много.
— Если речь идет о «заморозке» или поломке в зоне действия мобильных сетей — один звонок, и наши сотрудники выдвинутся в указанную точку. В зависимости от ситуации, помогут запустить двигатель или предоставят подменную машину. Но таких инцидентов возникает крайне мало, ведь все автомобили новые и проходят обслуживание по регламенту. Новый автомобиль — однолетний, двухлетний не показывает проблем с аккумулятором, маслом. Нехарактерны ему и дефекты двигателя. Новая машина — залог безопасности и гарантии, что клиент доберется в пункт назначения.
Даже непредвиденная ситуация в отдалении от представительства RexRent не будет поводом для волнения — практически в каждом городе есть наши партнеры. Мы представлены на Дальнем Востоке с 2012 года, взаимодействуем с партнерскими сервисами, дилерами, которые постоянно на связи. Они могут предоставить эвакуатор, оказать необходимую помощь в тех случаях, когда рядом нет наших специалистов.
Даже если чрезвычайная ситуация случилась в совершенной глухомани, найдется выход. Все автомобили оборудованы системой помощи ГЛОНАСС, которая и в автоматическом режиме передаст сигнал бедствия. К примеру, если произошло серьезное ДТП, и водитель не сможет сообщить о случившемся.
— Продолжим тему дальних поездок… На вашем сайте я не нашел ни одного предложения кемпера, дома на колесах. А ведь это глобальный тренд, не только дальневосточный. Как так?
— Что ж, смотрите: дело в том, что политика компании была всегда совершенно четкой: мы работаем только с новыми машинами до достижения определенного пробега или двухлетнего возраста. Только представленные в России марки и так далее… Но в случае, если нынешняя экономическая обстановка потребует других решений, мы проявим гибкость и сможем изменить концепцию.
Если аренда автодомов и прицепов будет востребована, RexRent однозначно займет эту нишу. У нас есть партнер, который помогает в этом направлении. Сможем предложить эти услуги в коллаборации с ним.
У нас были партнеры, которые брали в долгосрочную аренду автомобили с жилыми модулями. Если не ошибаюсь, в Мурманске. Мы предоставляли оборудованные прицепы для проживания работников, обслуживающих дальние объекты. Это была разовая кампания, никак не связанная с туризмом. Но опыт работы с «домами на колесах» мы приобрели.
К сожалению, новых автодомов, кемперов, прицепов на нашем рынке не так много. И это серьезная проблема. Производство есть, но оно скорее штучное. Самые активные производители выпускают около 100 моделей в год. И массового завоза в Россию из того же Китая пока нет, что обусловлено проблемами сертификации и т.п. Да и сам рынок все же маленький, но мы следим за ним и будем подстраиваться под эту историю и подхватывать её.
Как бы то ни было, мы уверены, что RexRent, будет расширять географию посредством освоения дальневосточных территорий.
В следующем году вступают в силу новации по расчету и взиманию платы за перезакрепление мест промысла на новый срок без торгов. В центре внимания вопрос, быть ли рассрочке по внесению платежа, а также, как должен распределиться сбор между уровнями бюджетной системы. Власти Камчатки уже заявили об угрозе массового банкротства дальневосточных предприятий при переоформлении рыболовных участков, если плата будет взиматься единовременно. В федеральных министерствах не возражают против рассрочки, но готовы ее предоставить не на столь длительный срок, как того хотели бы рыбаки.
У лососей свои нюансы
В июле 2023 года были приняты изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которые, в том числе, касались новых правил подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком без торгов на долгосрочный период. Однако механизм взимания платы за закрепление места промысла, предложенный Минсельхозом РФ, получил широкий резонанс. Инициатива ведомства о единовременной 100-процентной оплате за перезаключение договора на 20 лет вызвала немало вопросов в отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется высокой закредитованностью.
Рыбаки заявили, что введение одномоментного платежа будет крайне обременительным, причем наиболее сильно это может отразиться на тех, кто занимается промышленным ловом лососевых.
«Краткосрочность лососевой путины в дополнении с очень высокой долей рутинного ручного труда на ставных неводах всегда означает наличие избыточного запаса рабочей силы, чего нет на других видах промысла. С учетом дефицита трудовых ресурсов это очень высокий уровень условно-постоянных издержек, которые невозможно уменьшить в условиях небольшого промысла…Это означает, что в себестоимости есть величина, которую невозможно уменьшить», – пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
При этом структура лососевого промысла серьезно отличается от минтаевого, трескового или крабового, где порядка 80-85% вылова приходится на 20 крупных компаний. Тогда как в добыче красной рыбы такие игроки занимают не более 40%. Основными участниками лососевой путины выступают небольшие предприятия, для которых цена и доступность кредитных ресурсов совершенно иная, обратил внимание Герман Зверев.
Кроме того, этот сегмент отрасли более высокорискованный из-за существенных колебаний объема добычи лососей. Во время лососевой путины 2020 года было добыто 299,7 тыс. т, 2021-го – 538,7 тыс. т, 2022-го – 272,1 тыс. т, 2023-го – 608,3 тыс. т. К примеру, коэффициент изменчивости вылова горбуши в пять раз выше аналогичного показателя для минтая.
Вместе с тем само введение платежей отраслевым сообществом даже не обсуждается, заверил президент ВАРПЭ: «Плата за пользование рыболовными участками, как фискальный платеж, необходима. Здесь нет никаких разногласий с Росрыболовством, Минсельхозом, Минфином».
Стоит сказать, бюджетный эффект от нововведения в 2025-2045 годах оценивается в 341,7 млрд руб., подсчитал Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского института (НИФИ) Минфина.
Размер имеет значение
Согласно подготовленной методике, суммарный платеж при заключении договоров пользования рыболовными участками для добычи лососей может составить 92 млрд руб. При этом ориентировочный размер сбора по 97 базовым предприятиям на Камчатке (на долю этого региона приходятся основной объем вылова красной рыбы) – 66,2 млрд руб. или в среднем 683 млн руб. на одно юрлицо.
Расчеты показывают, что единовременный платеж приведет к совокупному убытку только для рыбаков Камчатского края в размере 70,6 млрд руб. Создаются серьезные риски банкротства для 59 предприятий в период с 2025 по 2027 год. «Эти законодательные изменения, в таком виде, в каком есть сейчас, полностью разрушат рыбную отрасль в Камчатском крае», – подчеркнула зампред регионального правительства Юлия Морозова.
По ее словам, при 100-процентном внесении платы две трети предприятий закрываются сразу в течение трех лет.
Соответственно, выходом видится возможность разбивки сбора на две части: первая вносится сразу, вторая – в течение определенного периода. Рассматривается несколько подходов: плата частями (25% в 2025 году, остальные 75% пропорционально объему вылова на протяжении 20 лет), равными платежами на протяжении 20 лет и плата пропорционально выловленному объему рыбы.
Немаловажный вопрос – как должен распределиться сбор между региональным и федеральным бюджетами. В частности, власти Камчатки предлагают направлять 25% платежа, который будет вноситься разово, в казну РФ. 75% платы должно пойти региону, и эту сумму можно будет внести с рассрочкой на все 20 лет действия договора.
С таким подходом согласны в Минвостокразвития, сообщил директор департамента инвестиционного развития и международного сотрудничества ведомства Олег Вахтин. «Камчатский край – это большинство вылова, большинство переработки, поэтому с учетом опыта региона и тех предприятий, которые есть на его территории, наверное, за флагманскую позицию надо брать эту позицию», – считает он.
Согласно анализу, если единовременно выплачивать 25% платежа, а остальные с определенным временным лагом, размер убытка рыбаков сокращается с 70,6 млрд руб. до 20,9 млрд руб., проинформировал Герман Зверев. При этом все предприятия из зоны риска банкротства выходят.
Платеж на двоих
В Министерстве сельского хозяйства РФ не возражают против рассрочки по взиманию платы. На данный счет проводились консультации с Минфином, показавшие, что это возможно, уточнил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац. Такая инициатива должна быть законодательно закреплена, как и по вопросу распределения поступлений платы между регионами и федеральным бюджетом, добавил он.
Парламентарии подготовили концепции соответствующих законопроектов. Правда, потребуется еще их оформление и обоснование.
Что касается пропорции деления платы между федеральным и региональным бюджетами, то по инициативе распределения большей части сбора на уровень региона вряд ли будет достигнуто согласие, выразил сомнение первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Порядка 70 млрд руб. выпадение из федерального бюджета, кто нам согласует это? Напряжение бюджета достаточно серьезное, думаю, это вызовет сложности», – сказал сенатор.
Он предложил разбивку платежа: 70% – в федеральный бюджет, 30% – в региональный. «Это цифра как-то обоснована, потому что существует комплексная программа развития сельских территорий, по которой, как доложило Министерство сельского хозяйства, определенные деньги на муниципальные районы, приближенные к океанам и морям, даются. Более того они не всегда осваиваются», – обратил внимание Сергей Митин.
Относительно периода рассрочки предлагается ограничиться тремя годами. «Будь моя воля, я бы сказал 20 лет. Но как это сделать, не представляю, как чиновник. Потому что есть бюджетный цикл, бюджетный процесс… просто нашим коллегам из других министерств будет хороший повод нам отказать», – пояснил парламентарий.
В свою очередь сенатор от Камчатского края Борис Невзоров утверждает, что рассрочка на три года по большому счету не даст рыбакам ничего. Поэтому дальнейшая проработка вопроса с регионами и федеральными органами исполнительной власти, по всей видимости, будет продолжена.
Строительная отрасль – одна из немногих, где результаты видны обывателю невооруженным глазом: строительные краны либо есть, либо нет, дома или строятся или нет. Даже, если судить по этим признакам, то строительство в Хабаровском крае на подъеме – по крайней мере, в городах.
О том, чего удалось добиться и с какими проблемами приходится сталкиваться, на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края рассказал исполняющий обязанности министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов.
Строительная отрасль дает Хабаровскому краю 6% валового регионального продукта, объем подрядных работ вырос в этом году в 1,7 раза и составил 123 млрд рублей, только налоговых отчислений получилось на 10 млрд рублей. В крае работает около 70 застройщиков, в том числе федеральных. «Зашли» девелоперы из соседних регионов – Якутии и Сахалина.
«По темпам строительства Хабаровский край входит в тройку лидеров среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Для расширения отрасли на территории края создан строительно-промышленный кластер, Минпромторгом он был включен в федеральный реестр, его участниками на сегодня являются 26 предприятий», – доложил Алексей Дубов народным избранникам Хабаровского края.
При том, что Хабаровский край второй по количеству жителей субъект ДФО (по данным Росстата на 1 января 2023 его население составило 1 284 090 человек), регион уступает по вводу жилья Якутии, в которой проживает 997 565 человек – там к 1 ноября построили 483 тыс. кв. метров и Приморью – там за этот же срок возвели 945 тыс. кв. метров (население Приморского края 1 820 076 человек). Хабаровский край едва-едва – на 6 тыс. кв. метров обогнал Бурятию, в которой живет 974628 человек.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» объем жилищного строительства должен к 2030 году увеличиться и составлять не менее чем 120 млн кв. м в год. Это означает, что на каждого россиянина в год должно вводиться по 0,82 кв. метра жилья. В Хабаровском крае пока что получается лишь по 0,41. В этом году планируется ввести 500 тыс. квадратных метров, на первое ноября фактически было построено 389,3 тыс. кв. метров. Причём бОльшая часть – это квадратные метры, появившиеся в рамках индивидуального жилищного строительства. Лишь 176,8 тыс. кв. метров приходятся на многоквартирные дома.
«Рост объемов жилищного строительства обусловлен работой как местных, так и привлеченных в край федеральных застройщиков, а также использование новых федеральных инструментов развития жилищного строительства. В работе сейчас около миллиона квадратных метров жилья строится только по многоквартирным домам, это на 15,5 % больше, чем годом ранее», – рассказал Алексей Дубов.
Ежегодного ввода миллиона «квадратов» можно добиться путем комплексной застройки микрорайонов. Сейчас их в Хабаровске несколько: Ореховая сопка, 6 и 7 микрорайоны, ДОСААФ, село Мирное – вкупе здесь построят четыре млн кв. м жилья. А еще дорогу, подстанцию, детские сады.
Совместно с Минвостокразвития в крае выбрали площадки под «дальневосточный гектар» – 128 гектаров, где хотят построить 700 тыс. кв. метров жилья. Строить будут в два этапа: сначала застроят 45 гектаров, введя 250 тыс. кв. м жилья, при этом первые 50 т. кв. м – уже к концу 2026 года.
На втором этапе в Хабаровске хотят «подвинуть» из городской черты ДОСААФ с его аэродромом, а на освобожденных 83-х гектарах построить еще 450 тыс. кв. метров жилья.
Аварийное и ветхое
Почти каждый, кто был в Хабаровске или проезжал сквозь него, обращал внимание на «бараки» на проспекте 60-летия Октября. Стоят они здесь давно и казалось, переживут еще многих. Но в последние годы дело сдвинулось: пусть с помпой и не все сразу, но их стали сносить.
Для строительства жилья под переселенцев из аварийного и ветхого жилья в крае определено 39 площадок комплексной застройки, всего 700 гектаров.
«Дом дальневосточника»
«Дом дальневосточника» – еще один «уникальный» проект, который пытаются реализовать и в макрорегионе, и в регионе. Смысл его, если вкратце, таков: берем «дешевый» кредит, выбираем один из предлагаемых готовых проектов, покупаем домокомплект у аккредитованного застройщика и через короткое время въезжаем в собственный дом. Вопрос, конечно, пока больше, чем ответов, к тому же опрос показал, что дальневосточники в деревянном «доме дальневосточника» жить не очень-то и хотят.
Но тут, конечно, подкупают условия: льготный кредит по сниженной ставке до 12 млн рублей и заявка через электронный сервис.
Арендные квартиры
Еще один федеральный проект, реализуемый в макрорегионе, арендные квартиры, которые будут предоставлять на период работы нужным в каждом конкретном регионе специалистам, в том числе учителям, врачам. При этом специалист будет платить около 30% от арендной платы, остальное в равных долях добавят федеральный центр и регион.
Всего таких квартир решено построить в ДФО около 10 тысяч. Хабаровскому краю отвели квоту в 1640 квартир, их уже распределили: 89 – в Комсомольске-на-Амуре, остальное – в Хабаровске. 965 уже начали строить, чтобы в 2025 году построят.
Что делать с другими городами и поселками, где не меньше (а, может быть, даже и больше) нужны врачи и учителя – не понятно. Еще сложнее – с северными территориями, где нет ни застройщиков, ни производственных мощностей, а транспортная составляющая может убить любой проект на корню.
Социалка
Темпы и объемы строительства социальных объектов, если верить г-ну Дубову, в Хабаровском крае тоже растут: если в 2022 году было введено 12 таких объектов, то в этом году – 10, и еще 10, как говорится, «на подходе», то есть в высокой степени готовности.
Сложнее всего с Комсомольском-на-Амуре. Здесь до сих пор не могут построить ни дамбу, ни набережную, ни больницу, ни онкологический диспансер. Чтобы разрубить этот «Гордиев узел», было принято решение завести на объекты Военно-строительную компанию, которая и с объемами должна справиться, и не обманет.
Мастер-планы
У Хабаровского края их три: по самому Хабаровску, Комсомольску-на-Амуре и Советской Гавани. Первые два уже утверждены, «приморская столица» края пока еще в разработке.
Планы по Хабаровску глобальные: построить новое здание для Дальневосточного художественно музея – тут уже заключено инвестиционное соглашение, идет уточнение параметров на проектирование.
Другой глобальный проект – межвузовский кампус. По нему готова концепция застройки, разработана проектно-сметная документация первой очереди, которая скоро уйдет на государственную экспертизу.
По набережной в Хабаровске, разговоры про которую идет уже больше 10 лет, разработана документация на планировку территории, она включает в себя участок от Уссурийского бульвара до улицы Запарина (то есть лишь часть от всей набережной).
Набережную и кампус обещают начать строить уже в следующем году.
Немного о проблемах
Они есть: коммерсанты не хотят идти в северные районы, где маленькие объемы строительства, хотя потребности – в пересчете на душу населения – еще больше, чем в городе.
Еще мало своих материалов. К примеру, отделочные материалы, стекло, плитку проще закупать в Китае, чем пытаться наладить свое производство. По этой же причине федеральные застройщики, пришедшие в регион, до сих пор раздумывают над локализацией производства стройматериалов: ну, перетащим в Хабаровский край пару заводов, а когда закончится объем строительства, что с ними делать?
Самая острая проблема отрасли – кадровая. Стройкам региона не хватает как минимум трех тысяч человек.
Недавно федеральный девелопер Unikey перенес запуск четырех проектов в Хабаровске и во Владивостоке на 2026 год. Пойти таким же путем готовы и другие компании – таких решений требует нынешнее положение на строительном рынке в ДФО. Чего ждать от застройщиков и как это скажется на стоимости квадратных метров, рассказала EastRussia управляющий партнер компании Unikey Айгуль Юсупова.
– Строительный рынок Дальнего Востока в 2025 году будет балансировать между вызовами и возможностями. Высокая ключевая ставка и инфляция продолжают давить на себестоимость строительства: дорожают материалы, рабочая сила, кредиты. Однако это не повод ожидать снижения цен. Напротив, девелоперы пересматривают планы: новые проекты запускаются только при острой необходимости — например, в рамках комплексного развития территории или при наличии уже освоенного финансирования. Это означает, что к 2026 году объем предложения на рынке снизится, а спрос, напротив, вырастет — как только ЦБ уменьшит ставку, и вклады в банках перестанут быть столь привлекательными.
Спрос на жилье в ДФО сохраняется. Льготная ипотека под 2% все еще работает, но логистика бьет по карману: доставка материалов из центра добавляет к себестоимости 15-20%. При этом цены в Якутии или на Сахалине уже входят в топ-10 по стране, а во Владивостоке средняя стоимость «квадрата» составляет 200 тыс. рублей. Однако важно учитывать, что стоимость квадратного метра значительно варьируется в зависимости от сегмента.
Получить льготную ипотеку в 2025 году стало сложнее. Если в 2023 году минимальный первоначальный взнос по дальневосточной ипотеке составлял 10%, а затем 20%, и кредиты одобряли практически каждому заемщику, то к концу 2024 года условия ужесточились. Сейчас, например, федеральные банки существенно ограничили доступ к программе: с первоначальным взносом 20% ипотеку выдает только ВТБ, а Сбербанк и Дом.рф требуют минимум 50%. Вместе с этим сокращается доля одобряемых заявок. Кроме того, застройщикам приходится самостоятельно субсидировать ставку по ипотеке, что увеличивает их затраты. Эти расходы девелоперы вынуждены закладывать в цену жилья. Все это в свою очередь сказывается на спросе на недвижимость в регионе.
Что делать застройщикам? Концентрироваться на точечных проектах, оптимизировать издержки, предлагать рассрочки и гибкие условия для покупателей. А покупателям не стоит надеяться на снижение цен: себестоимость строительства не позволяет этому случиться, а в 2026 году дефицит предложения на рынке лишь усилит рост цен.
2025 год станет периодом естественного отбора для рынка: слабые игроки уйдут, а сильные укрепят свои позиции. Однако Дальний Восток остается территорией роста: господдержка, преференции ТОР и СПВ, а также масштабные инфраструктурные проекты создают основу для развития. Да, застройщикам придется адаптироваться к новым условиям, но именно те, кто сумеет это сделать, будут определять будущее региона на ближайшие десятилетия.
На Дальнем Востоке фиксируется рост объемов строительства жилых домов. Этому способствуют меры государственной поддержки, в том числе продление льготной дальневосточной ипотеки, строительство арендного жилья, программа «Дальневосточный квартал». В макрорегионе расширяют присутствие крупные федеральные девелоперы. Тем не менее сроки некоторых масштабных проектов переносятся. Кроме того, по-прежнему необходимой задачей является увеличение производства строительных материалов в регионах ДФО в связи с логистическими проблемами и стоимостью поставок из других субъектов.
В строительной отрасли Дальнего Востока развитие наблюдается прежде всего в жилищном строительстве. Согласно данным Росстата, на Дальнем Востоке по динамике объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-ноябре 2024 г. (Таблица 1) наблюдался спад (индекс - 95,7%). При этом положительную динамику демонстрировали четыре региона – Хабаровский край (+29,8%), Приморский край (+12,6%), Сахалинская область (+2,1%) и Еврейская АО (+0,6%). Более всего объемы строительных работ сократились в Чукотском АО (72,5%) и Амурской области (74,5%).
Тем не менее по объемам жилищного строительства в январе-ноябре (с учетом ИЖС) большинство субъектов ДФО и Иркутская область продемонстрировали рост (Таблица 2). Лидерами по данному показателю являлись Еврейская АО (+74,3%), Бурятия (+36,9%), Забайкальский край (+32,9%) и Чукотский АО (+32,9%). Отрицательная динамика по вводу жилья за отчетный период была зафиксирована только в Сахалинской (сокращение индекса до 79,5%) и Магаданской (78,3%) областях.
По данным Минвостокразвития на октябрь 2024 г., на Дальнем Востоке возводится 7 млн кв. м жилья, что на 35% больше, чем в октябре 2023 г. и в три раза больше по сравнению с 2019 г., когда была запущена программа «Дальневосточная ипотека», которую в министерстве рассматривают в качестве основного драйвера развития жилищного строительства в макрорегионе. По объемам строительства жилья в ДФО и Байкальском регионе лидируют[1] Приморский край (3,04 млн кв. м жилья), Хабаровский край (1,3 млн кв. м), Иркутская область (824 тыс. кв. м), Бурятия (715 тыс. кв. м) и Якутия (653 тыс. кв, м).
Большую часть многоквартирных жилых домов в дальневосточных регионах на сегодняшний день возводят федеральные девелоперы. В частности, лидерами являются Группа «ПИК»[2] (387 тыс. кв. м), «Талан»[3] (302 тыс. кв. м), «Самолёт»[4] (183 тыс. кв. м). При этом в первую пятерку крупнейших застройщиков входят также две региональные дальневосточные компании – «Эскадра»[5] (Приморский край) и «СмитИнвест»[6] (Бурятия).
При этом отмечается увеличение объемов индивидуального жилищного строительства в сельской местности. В январе-сентябре 2024 г. в сельской местности на Дальнем Востоке было возведено 258 тыс. кв. м жилья (36% всего построенного за данный период жилого фонда в регионе). По сравнению с соответствующим периодом 2023 г. объем ввода домов в сельской местности Дальнего Востока вырос на 27%, ДФО занимает первое место среди федеральных округов по темпам роста сельской застройки. Основная доля построенных сельских домов приходится на Приморский край (23% общей площади), Бурятию (18%), Якутию (17%), Забайкальский край (13%) и Амурскую область (12%). Напомним, что наиболее востребованным видом использования земель в рамках программы «Дальневосточный гектар» является именно возведение собственного жилья (51% от всех видов использования земли по программе). Строительство в сельской местности граждане осуществляют преимущественно самостоятельно, только 11% общего объема введенных площадей в сельской местности приходится на долю компаний.
За 2024 г. на Дальнем Востоке по предварительным данным было введено 4,7 млн кв. м жилья, что на 2% больше, чем в 2023 г. Лидерами по завершенному строительству являются Приморский край, Якутия, Амурская область, Бурятия. Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев заявил, что значительный вклад в увеличение жилищного строительства на Дальнем Востоке внесло продление программы дальневосточной ипотеки (до конца 2030 г.). При этом сохранение льготной ипотеки для ДФО (по ставке 2% годовых) увеличило экономическую нагрузку на банки, в связи с чем в правительстве обсуждается возможность выделения дополнительных средств для поддержки кредитных организаций. В частности, Ю.Трутнев отметил, что для данных целей российским банкам необходимо около 2 млрд рублей в год, тем не менее, точная сумма финансирования еще не определена.
По итогам 2024 г. объемы выдачи кредитов по программе дальневосточной ипотеки выросли относительно 2023 г. на 21%, достигнув 232,6 млрд рублей, что стало рекордным показателем за время действия программы. Лидером по выдаче дальневосточных ипотек среди банков стал Сбербанк (156 млрд рублей). Наибольший объем кредитов по программе выдан в Приморском крае (53 млрд рублей), Якутии (36 млрд рублей) и Хабаровском крае (31 млрд рублей).
Помимо программы дальневосточной ипотеки стимулировать жилищное строительство в ДФО призвана госпрограмма «Доступное арендное жилье в ДФО». В Якутии, в городе Мирный, в возведении арендного жилья по программе примет алмазодобывающая компания «АЛРОСА». Первый арендный жилой дом на 158 квартир планируется построить до конца 2026 г. На строительство предполагается направить 1,1 млрд рублей из федерального бюджета. В Нерюнгри по программе запланировано строительство жилого комплекса «Покровские ворота» (застройщик – ГК «Профи»). Банк ДОМ.РФ открыл для данного проекта кредитную линию на 1,3 млрд рублей. Проект предполагает возведение трех четырехэтажных домов на 210 квартир. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на конец 2025 г.
В Забайкальском крае ДОМ.РФ предоставит специализированному застройщику «Голдгеопром»[7] 1,5 млрд рублей для строительства арендного жилого дома на 204 квартиры в Чите, завершить который планируется в 2026 г. В октябре первый арендный дом по программе «Доступное арендное жилье в ДФО» был сдан в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края компанией ООО «СЗ «Трестжилстрой»[8]. Сдача квартир в аренду должна начаться во втором квартале текущего года.
В рамках строительства «Дальневосточных кварталов» государство намерено оказывать поддержку при возведении инфраструктуры. Минвостокразвития РФ предоставляет целевые субсидии на строительство объектов инфраструктуры в размере 15% от стоимости проекта. В частности, на создание инфраструктуры «дальневосточного квартала» в Хабаровске (Железнодорожный район) Минвостокразвития выделит 5,5 млрд рублей. Застройщиком квартала выступает компания СЗ «Дальневосточный» (совместное предприятие девелоперских компаний DARS и Unikey).
Тем не менее в связи с ухудшающейся экономической конъюнктурой, некоторые девелоперы предпочитают пересматривать сроки реализации проектов. Группа компаний Unikey[9] (ООО Специализированный застройщик «Юникей»)[10] приняла решение о переносе сроков реализации четырех проектов на Дальнем Востоке – в Хабаровске и во Владивостоке. Их строительство предполагалось запустить в 2025 г. Причиной в компании назвали высокую ключевую ставку, из-за которой прибыль от реализации проектов может оказаться существенно меньше запланированной. В итоге начало строительства отложено на 2026 г. Во Владивостоке Unikey намеревается построить 20 тыс. кв. м жилой недвижимости с общим объемом инвестиций 3,5 млрд рублей. Площадка под ЖК расположена на улице Давыдова и входит в состав свободного порта Владивосток (СПВ).
Стоит отметить, что в Хабаровске ООО «Специализированный застройщик Юникей» завершило строительство арендного жилого дома на 240 квартир. Начало сдачи квартир в аренду запланировано на второй квартал 2025 г.
Тем временем в январе 2025 г. во Владивостоке началась разработка документации по планировке территории в районе Снеговая Падь – застройку предполагается вести по договору комплексного развития территорий (КРТ)[11]. Девелопером проекта выступает ООО СЗ «Восточный луч»[12]. КРТ в Снеговой Пади предполагает, помимо строительства жилья, возведение школы на 1,55 тыс. мест, детского сада на 420 мест, благоустройство парка и строительство культурно-просветительского центра. В целом власти Приморского края планируют реализовать проекты комплексной застройки на общей площади в 77 га – на территориях, занятых в настоящее время ветхим и аварийным жилым фондом, заброшенными участками, бывшими промзонами. Помимо Снеговой Пади (территория между улицей Полковника Фесюна и объездной трассой), к таковым территориям отнесены улицы Всеволода Сибирцева и Тунгусская, территория бывшего Спортивного рынка.
Увеличение производства строительных материалов на Дальнем Востоке рассматривается федеральным центром в качестве одной из приоритетных задач. В частности, президент РФ В.Путин по итогам визита в Якутию летом прошлого года в сентябре поручил предусмотреть дополнительные меры государственной поддержки для производства в ДФО стройматериалов. Необходимость обусловлена возрастающими логистическими затратами из-за высокой загруженности железной дороги и растущим спросом. Для создания новых производств задействуются инструменты преференциальных экономических режимов.
Так, в рамках ТОР «Хабаровск» предполагается реализовать инвестиционный проект по строительству очередного завода корпорации «Технониколь»[13] С.Колесникова и И.Рыбакова по производству строительной тепло- и звукоизоляции из каменной ваты[14]. Мощность завода составит 400 тыс. куб. м готовой продукции в год. Предприятие станет третьим производством каменной ваты данного инвестора в Хабаровском крае. Объем инвестиций в проект оценивается в более чем 3 млрд рублей. В июне 2025 г. компания рассчитывает представить результаты инженерных изысканий и проектную документацию. Завершение работ и запуск нового производства намечены на конец 2026 г. – начало 2027 г.
Также в Хабаровском крае выпуск каменной ваты ведут «Завод Техно» (бывший завод «Базальт-ДВ», вошел в состав «Технониколь» в 2007 г., окончание его реконструкции должно произойти в 2027 г.) и «Технониколь Дальний Восток» (открыт в 2016 г., резидент ТОР). Оба предприятия расположены в Хабаровске. Проектная мощность последнего предприятия с 2017 г. составляет 750 тыс. куб. м теплоизоляции в год. «Завод Техно» после модернизации должен выпускать техническую изоляцию, субстраты из каменной ваты для тепличных хозяйств (кубики и маты для выращивания растений гидропонным способом). Также на предприятии предполагается полностью автоматизировать линию судостроительной изоляции. На сегодняшний день производственная мощность завода составляет 300 тыс. куб. м в год.
В регионе предприятия «Технониколь» производят утеплитель для промышленного, гражданского и малоэтажного строительства, а также техническую изоляцию, материалы для огнезащиты и судостроения. В 2024 г. выпущено почти 900 тыс. куб. м готовой продукции, которая поставляется в 17 регионов России, в том числе во все субъекты ДФО, в Иркутскую и Новосибирскую области, также в Ставропольский край, Самарскую и Волгоградскую области.
В декабре 2024 г. в состав промышленного парка «Большой Камень» в Приморском крае вошли новые резиденты-производители стройматериалов – «Приморский завод строительных материалов» (ООО «ПЗСМ»[15]), «Южная компания» (ООО «ЮК»[16]) и ООО «ДОНВАНГ»[17]. ООО «ПЗСМ» и ООО «ЮК» рассчитывают создать заводы по производству автоклавных газобетонных блоков (которые в настоящее время не производятся в Приморье). Проект ООО «ДОНВАНГ» предполагает запустить производство каменной ваты и сэндвич-панелей.
Производство строительных материалов в рамках ТОР «Приморье» намерена запустить «Международная инвестиционно-промышленная группа компаний «Русский восточный дракон» (еще одна компания с китайским капиталом)[18]. Инвестор рассчитывает выпускать 20 тыс. т пластиковых труб, 50 тыс. алюминиевых дверей, 80 тыс. кв. м окон и 100 тыс. кв. м стеклянных навесных фасадов в год. Запуск намечен на конец 2026 г. Объем инвестиций оценивается в 547,5 млн рублей.
Производители получают поддержку от региональных властей. В Иркутской области ООО «Новый бетон» (входит в ГК «Новый город») в октябре ввело в эксплуатацию новое оборудование, приобретенное на средства займа Фонда развития промышленности региона. Запущены оборудование для подогрева инертных материалов в зимнее время и парогазовый котел отопления мощностью 2 МВт. В целом бюджет модернизации завода составил 30,9 млн рублей, сумма займа - 15,4 млн рублей.
Стоит отметить, что дальневосточные строительные предприятия также заинтересованы в упрощении поставок сырья для производства из других регионов (в том числе доломита и доломитовой муки для стекольной продукции, технического гипса, химических смол, специального щебня, негашеной извести). В частности, Ассоциация промышленно-строительного кластера Хабаровского края, объединяющая региональных производителей строительных материалов (27 предприятий), зарегистрировалась в качестве единого грузополучателя в системе ОАО «РЖД». Формирование вагонов для единого грузополучателя предполагает увеличение состава до 200 вагонов, что положительно влияет на очередность грузов[19].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,0 |
Сибирский федеральный округ |
103,6 |
Иркутская область |
88,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
95,7 |
Хабаровский край |
129,8 |
Приморский край |
112,6 |
Сахалинская область |
102,1 |
Еврейская авт. область |
100,6 |
Забайкальский край |
98,3 |
Республика Саха (Якутия) |
96,6 |
Камчатский край |
89,8 |
Республика Бурятия |
78,8 |
Магаданская область |
77,5 |
Амурская область |
74,5 |
Чукотский авт. округ |
72,5 |
Таблица 2. Строительство жилых домов, январь-ноябрь 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,7 |
Сибирский федеральный округ |
102,4 |
Иркутская область |
116,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
111,9 |
Еврейская авт. область |
174,3 |
Республика Бурятия |
136,9 |
Забайкальский край |
132,9 |
Чукотский авт. округ |
132,9 |
Республика Саха (Якутия) |
128,8 |
Амурская область |
107,3 |
Приморский край |
106,1 |
Камчатский край |
101,1 |
Хабаровский край |
100,2 |
Сахалинская область |
79,5 |
Магаданская область |
78,3 |
[1] По состоянию на конец января 2025 г. По данным ДОМ.РФ.
[2] В октябре 2023 г. С.Гордеев, владевший контрольным пакетом в 52,59%, снизил свою долю до 32,49%.
[3] Владелец – К.Макаров.
[4] Владельцы – М.Кенин и П.Голубков.
[5] Учредитель – В.Поздняков.
[6] Учредитель – депутат Народного Хурала Бурятии («ЕР») Г.Доржиев.
[7] Чита, учредитель М.Тютюнник.
[8] Хабаровск, учредители – Д.Ветошева, Е.Савина.
[9] Девелопер подконтролен ГК «Руал» (Казань, владелец – депутат Госсовета Татарстана А.Хабибуллин).
[10] г. Хабаровск, учредитель – А.Овчаренко.
[11] В декабре 2024 г. во Владивостоке был подписан первый договор КРТ, инициированный правообладателем земельного участка.
[12] Владивосток, учредители – И.Дульнев, В.Дарьинский, И.Козлов.
[13] В целом предприятия «Технониколь» в России выпускают более 15 млн куб. м продукции ежегодно.
[14] Широко используется в жилом и коммерческом строительстве, объем потребления стабильно растет, по предварительным данным, в 2024 г. он составил 3% относительно 2023 г.
[15] Учредитель – С.Варнаков.
[16] Учредители – А.Курбанов, Цинь Юйвэй.
[17] Учредитель – Ван Дунлай.
[18] Подконтрольна китайской «Фанюань Конструкшн Групп».
[19] Тогда как доставка 10-20 вагонов для одного грузополучателя в Хабаровском крае, как правило, попадала в конец очереди.
Молодая семейная пара во время прямой линии с Владимиром Путиным пожаловалась на сложности при получении семейной ипотеки, указав на то, что банки отвечают отказом, ссылаясь на «закончившиеся лимиты»
«Это безобразие, — отреагировал президент. — Во-первых, потому что не должно быть никаких лимитов. И мы с правительством уже эту тему обсуждали. Мне было обещано, и я это обещание проверю, насколько оно исполняется, что никаких лимитов не будет. Потому что в конечном итоге все это связано с субсидиями со стороны государства».
Владимир Путин отметил, что разницу между банковской ставкой и льготными ставками возмещает государство. И если банки отказывают, то это значит, что правительство вовремя не направляет субсидию в банк.
«Семейная [ипотека] точно остается, сельская точно остается, и я прошу правительство обеспечить объем необходимых субсидий. Мы здесь наведем порядок», — сказал президент, добавив, что то же самое касается льготных ипотечных программ на Дальнем Востоке, в Арктике и новых регионах.