Цифровая экосистема МТС провела исследование, как жители Хабаровского края и других российских регионов проводят отпуск. По итогам опроса аналитики онлайн-кинотеатра KION и сервиса путешествий МТС Travel выяснили, что идеальный отпуск для большинства жителей региона длится более 14 дней, а просмотр фильмов — самый популярный вид досуга во время отдыха (70%).
Планируют уйти в отпуск до конца года 23% опрошенных хабаровчан, а 9% еще не отдыхали и не собираются этого делать. Остальные уже успели отдохнуть в этом году.
Идеальная продолжительность отпуска для жителей Хабаровска, чтобы отдохнуть и восстановиться после работы, составляет более 14 дней для 41% опрошенных. 36% считают идеальным отпуск от 7 до 14 дней, 16% — от трех до семи дней, а 6% достаточно коротких выходных до трех дней.
По данным аналитиков KION, самыми популярными фильмами и сериалами онлайн-платформв за первую половину лета стали российские картины:
– Курортная комедия «Убойный отпуск»
– «Жизнь по вызову»
– Комедийная драма о родителях «Первый класс»
– «Обоюдное согласие»
– Скринлайф-триллер «Я иду играть»
Жители Хабаровска поделились своими планами на отпуск. 28% хотят провести его на пляже, 22% планируют познавательные путешествия, 20% отправятся на дачу, 17% будут активны, 5% займутся своим здоровьем, а 7% выбрали другие виды отдыха.
Дальний Восток – регион с уникальной природой, культурой, историей. Уникальна и его туристическая отрасль. Местные турфирмы работают в условиях, когда гостей нужно привлекать в регион с суровым климатом, скромной туристической инфраструктурой, да и турист, который путешествует по Дальнему Востоку, как правило имеет особенные запросы. Тем не менее, регион становится все популярнее, туристический поток растет. О том, почему Дальний Восток все же «разглядели», как отрасль работает в современных реалиях и каким будет предстоящий летний сезон, East Russia рассказала руководитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
По данным исследования социологического агентства «Вебер», проведенного накануне летнего туристического сезона, активно путешествуют 63% россиян. При этом каждый третий опрошенный планирует посетить Дальний Восток. Об этом говорит и рост групповых поездок в регион, количество которых за прошедший год выросло на 40%.
– Регион стали более активно продвигать в разных направлениях – это и бизнес, и туризм, и промышленность, – говорит Ирина Кушнарева. – Дальний Восток в целом позиционируют и как перспективное направление для инвесторов. Поэтому его популярность растет, в том числе и в качестве туристического направления.
По словам Ирины Кушнаревой, одна из особенностей предстоящего сезона – 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Поток туристов в связи с этим событием должен увеличиться.
– Едут российские туристы, которые понимают значение БАМа для страны, понимают особенности еще одного важнейшего направления – Транссибирской магистрали, – продолжает она. – Это категория подготовленных туристов, которые разбираются в том, почему Хабаровск важен для обеих магистралей.
По данным министерства туризма Хабаровского края, только на майские праздники туристический поток в регион составил 26,5 тыс. человек. Это почти на 30% больше, чем в тот же период в прошлом году. Хабаровск интересен жителям глубинки, а также соседних регионов: Приморья, Еврейской автономной области, Амурской области и Сахалина.
При этом Хабаровск уступает Владивостоку по количеству иностранных туристов, а точнее гостей из Китая. В Приморье на майские праздники приехали около 11 тыс. гостей из зарубежья и большая часть из Поднебесной. Туристы прибывали в составе групп без виз в рамах действующего межправительственного соглашения.
– Если сравнивать Владивосток и Хабаровск как два направления для китайских туристов, то Владивосток, однозначно, более раскручен, – говорит Ирина Кушнарева. – В Китае разработаны льготные туры в Приморье, авиасообщение с Владивостоком более доступно. Например, билет из Харбина во Владивосток обходится вдвое дешевле, чем билет из Харбина в Хабаровск. Да и в целом полетные программы аэропортов Владивостока и Хабаровска не стоит сравнивать. В Приморье налажено сотрудничество с разными авиаперевозчиками, поэтому есть конкуренция, которая отражается и на ценовой политике. А в Хабаровске на популярных туристических направлениях – один перевозчик. Об этой ситуации представители турфирм неоднократно говорили и в правительстве края, и руководству хабаровского аэропорта. Мы надеемся, в следующем году ситуация изменится с заходом к нам нового перевозчика.
Но и с традиционным потоком из Китая в предстоящий летний сезон, по мнению, Ирины Кушнаревой не все однозначно. От китайских туристов, туристических компаний в адрес дальневосточных турфирм поступало много заявок.
– Но на этапе заявок многие и останавливаются, – отмечает она. – Надо, однако, понимать специфику туристов из КНР. Они могут долго думать и решать, сегодня они молчат, а уже завтра группа выезжает в Россию. Дальневосточные турфирмы готовы их встречать, главное, чтобы с наплывом справлялись отели и транспортные компании. Потому что нехватка транспорта для обслуживания туристов, у нас ощущается.
Вопрос дефицита туристического транспорта, к слову, актуален не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. На днях в ходе совещания с правительством президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о включении туристических автобусов в программу льготного лизинга, через которую в России закупается автотехника с поддержкой государства. Поручение было дано первому вице-премьеру Денису Мантурову.
Он отметил, что несколько российских производителей работают над развитием модельного ряда туристических автобусов. В их числе группы «Волгабас» и «ГАЗ», а также группа «Соллерс», которая в III квартале 2024 года должна запустить производство автобусов вместимостью 53-55 человек на бывшей площадке Mazda на Дальнем Востоке.
– Транспорта не хватает. Но и здесь все непросто, – продолжает Ирина Кушнарева. – У нас очень короткий летний туристический сезон. Транспортные компании попросту боятся приобретать технику в собственность. Транспорт необходимо содержать и обслуживать, оплачивать стоянку, страховку и многое другое. Для этого необходим постоянный наплыв туристов. Пока такой гарантии нет. До пандемии были частники, у которых было по 5 - 6 туристических автобусов. Сейчас таких единицы. Большинство оставили по одному, максимум два автобуса. При этом у них и сейчас нестабильная нагрузка.
В случае с инфраструктурой, а в частности с придорожной, также работает принцип – спрос рождает предложение. В качестве яркого примера, Ирина Кушнарева привела автодорогу в Хабаровском крае – Лидога – Ванино. О трассе, ее особенностях, уникальных видах знают по большей части местные жители. Дорогой пользуются в основном дальнобойщики и тех немного, а о каком-то туристическом потоке и говорить не приходится.
– Если трасса не раскручена, и не загружена, никто не будет там ничего строить, потому что это нерентабельно, – говорит эксперт. – Каждый предприниматель считает свои деньги. Внимание на такие объекты должно обращать все-таки государство.
Вопрос инфраструктуры первоочередной и в глобальных проектах, таких как развитие Большого Уссурийского острова, которым будут заниматься совместно Россия и Китай. Об этом стороны договорились во время официального визита президента РФ Владимира Путина в КНР. Предполагается создание нового пункта пропуска, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и рекреации.
– Нам не хватает погранперехода на Большом Уссурийском, чтобы сделать туристический поток с Китаем круглогодичным. Но для того, чтобы принять этот поток, нам нужна инфраструктура, – подчеркивает Ирина Кушнарева. – Вот и замкнутый круг.
Тренд на Дальний Восток набирает обороты. И дальневосточный туристический бизнес настроен на то, чтобы обороты не сбавлялись – находит новые ниши, разрабатывает новые предложения, старается угодить самому требовательному туристу, превращает недостатки региона в его уникальные особенности.
И главное чего сегодня не хватает туристическому бизнесу, по мнению руководителя Дальневосточной региональной ассоциации туризма, – это средства на обустройство объектов.
– Если у предпринимателей будут средства, то они смогут обустроить необходимую инфраструктуру и тем самым привлечь больше туристов. Для того, чтобы круг разомкнуть, необходимы большие деньги, - подчеркнула Ирина Кушнарева.
В дальневосточных регионах предполагается расширять возможности для экологического туризма на природных территориях. Новые туристические объекты планируется возводить в рамках мастер-планов городов. Тем не менее не для всех проектов определены инвесторы.
Прибайкальские регионы рассчитывают увеличивать объем инвестиций в экологический туризм, связанный с Байкальской природной территорией. В Бурятии планируется создать новый национальный парк «Фролихинский» - на территории Северо-Байкальского района (северная оконечность Баргузинского хребта). Целью создания парка является сохранение уникальных ландшафтов и природных комплексов северо-восточного побережья Байкала и развитие экологического туризма в республике. Национальный парк общей площадью 114 530 га предполагается создать на базе действующего государственного природного заказника федерального значения «Фролихинский» с включением бухт Фролиха и Аяя озера Байкал.
Среди проектов, которые планируется реализовать в Бурятии вблизи Байкала, – туристическая площадка «Солнечный берег Мамая» в селе Выдрино (Кабанский район) в рамках ТОР. Проект предполагает создание гостиничного и акватермального комплексов, апартаментов, визит-центра и спортивного комплекса, возведение таун-хаусов комфорт-класса и лесного коттеджного поселка. Компания АО «Славное море порт» намерена построить в Выдрино отель на 200 номеров. Экопарк «Южный Байкал» предполагается расширить за счет включения в него площадки «Мыс Капитанов» вблизи Выдрино.
Тем временем в Иркутской области предполагается инвестировать 9 млрд рублей в обеспечивающую инфраструктуру круглогодичного туристско-рекреационного кластера «Байкальская слобода» в рамках туристического кластера «Тальцы» на берегу Ангары (Иркутский район, в 40 км от Иркутска и в 14 км от озера Байкал)[1]. В целом ожидаемый объем инвестиций в создание курорта оценивается в более чем 40 млрд рублей. Его планируется разместить в центральной экологической зоне Байкала, в 14 км от озера вниз по течению Ангары. Известно, что правительство Иркутской области ведет переговоры с Росимуществом о передаче земельных участков из федеральной в региональную собственность для реализации проекта.
Проект, реализуемый в рамках соглашения с «Корпорацией Туризм.РФ», требует около 330 га земли. На территории предполагается разместить набережную с общественными пространствами, отели на 3,5 тыс. номеров, аквапарк, марину для стоянки 450 яхт, контактный зоопарк, а также проложить сеть туристических маршрутов и экологических троп, ведущих к побережью Байкала и истоку Ангары. Курорт предполагается сделать частью совместного с Бурятией проекта «Волшебный Байкал», вошедшего в федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал».
В настоящее время «Тальцы» представляют собой архитектурно-этнографический музей на Байкальском тракте, куда были свезены постройки Илимского острога, попавшие в зону затопления Усть-Илимским водохранилищем. На территории музея круглогодично проводятся культурные и развлекательные мероприятия.
Создание круглогодичного горнолыжного курорта запланировано в приморском Арсеньеве. Инвестором выступит ООО «СпортОтельИнвест»[2]. Проект предусматривает строительство 12 км горнолыжных трасс, двух кресельных канатных дорог протяженностью 1,5 км каждая, создание системы искусственного оснежения, зоны отдыха туристов и мест размещения на 225 человек. В целях реализации проекта в марте были расширены границы ТОР «Михайловский».
Проекты создания туристических объектов включены в мастер-планы (планы социально-экономического развития) дальневосточных городов. Так, в Петропавловске-Камчатском в рекреационную зону предполагается преобразовать территорию Рыбного порта в историческом центре города в рамках ТОР «Камчатка».
Инвестор, компания ООО «Морская гавань», рассчитывает вложить в проект более 1,6 млрд рублей. На территории предполагается разместить городской парк, ресторан, обустроить прогулочную зону с велосипедными дорожками вдоль береговой линии Авачинской гавани. Существующий шестиэтажный склад генеральных грузов и соли планируется реконструировать в апарт-отель на 266 номеров. Вдоль Аллеи Флота намечено возведение двухэтажных общественных зданий, в которых могут быть размещены рестораны, кафе и магазины сувенирной продукции. Общая площадь проектируемой территории рекреационной зоны должна превысить 2,7 тыс. га, включая более 22 тыс. кв. м под озеленение. Первые объекты планируется ввести в 2026 г., а полностью завершить проект – к концу 2030 г.
Мастер-план развития Хабаровской агломерации включает строительство нового здания Дальневосточного художественного музея, реконструкцию санатория «Уссури» и развитие всесезонного спортивно-туристического комплекса «Хехцир». Проекты в городе и на близлежащих территориях (Хабаровский район) предполагается реализовывать в рамках «Дальневосточной концессии». О намерении участвовать в финансировании данных объектов в марте сообщила госкорпорация ВЭБ.РФ.
Площадь нового здания Дальневосточного художественного музея (ДВХМ) должна составить не менее 22 тыс. кв. м, из них 5 тыс. кв. м планируется использовать для демонстрации экспонатов. Помимо расширения экспозиционных площадей, проект предусматривает строительство хранилища фондов, создание учебных классов, площадок для творчества, пространств для проведения конференций и форумов. Ввод здания в эксплуатацию намечен на конец 2026 г. Общий объем инвестиций оценивается в 9,6 млрд рублей.
Проект реконструкции возведенного в 1961 г. санатория «Уссури»[3] в поселке Бычиха (Хабаровский район) предполагает строительство новых и реконструкцию части существующих зданий, в которых будут размещены отделения санаторно-курортного, реабилитационного, лечебно-диагностического, водно-оздоровительного лечения. Общий объем инвестиций оценивается в 8,33 млрд рублей.
Проект горнолыжного курорта «Хехцир» предусматривает создание 10 км горнолыжных трасс, аквазоны с открытым бассейном, трех- и пятизвездочных отелей на 495 номеров, кафе и ресторанов. Реализовать проект планируется в две очереди к 2030 г. Общий объем инвестиций оценивается в 10-12 млрд рублей. Курорт, согласно планам, будет рассчитан на посещение более 300 тыс. туристов ежегодно. На «Хехцире» в настоящее время уже функционирует канатная дорога и две горнолыжные трассы.
Тем временем в Приморье в рамках плана комплексного социально-экономического развития Владивостокской агломерации планируется построить первый в регионе аквапарк. ООО «Истерн Аква Парадайз»[4] в марте после одобрения государственной экспертизы приступило к возведению рекреационно-спортивного комплекса с аквапарком на острове Русский во Владивостоке. В состав комплекса, возводимого в рамках режима СПВ, войдут гостиница на 303 номера, торгово-развлекательный центр, спортивно-оздоровительный комплекс с термальной зоной и прогулочно-парковая зона. Общая площадь аквапарка превысит 17 тыс. кв. м., планируемая пропускная способность составляет 1,8 тыс. человек в сутки. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в 10,2 млрд рублей. При этом сроки строительства комплекса не уточняются.
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта «Приморье» в Приморском крае, то в феврале структура О.Дерипаски (ООО «Дальневосточный актив»[5]) отказалась от приобретения доли G1 Entertainment, компании-оператора казино Tigre de Cristal. Долю намеревалась продать гонконгская компания Oriental Regent Limited. Соглашение о купле-продаже доли было заключено 15 января текущего года. Сумма сделки оценивалась в 116 млн долларов. Известно, что Oriental Regent рассчитывала на возврат своих инвестиций в размере 28 млн долларов США. При этом ранее (весной прошлого года) эта компания отложила на неопределенный срок реализацию второй очереди проекта казино.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В конце 2022 года был проведен конкурс на создание мастер-плана «Тальцев» за 95 млн рублей. Победителем стала московская компания «Б1-Консалт», входящая в АО «Группа Б1», которое до 2022 г являлось российским подразделением международной аудиторской сети Ernst & Young.
[2] Бенефициаром является Н.Шленцов, бывший гендиректор ООО «Юниверсити Плаза» в Сочи.
[3] В настоящее время санаторий не действует (с 2018 г.). С 2019 г. контрольный пакет акций АО «Санаторий Уссури» принадлежит правительству Хабаровского края (краевой Минздрав).
[4] 50,3% - у гендиректора компании В.Боярова, 24,37% - у Д.Боярко (совладелец владивостокского ООО «Парклэнд»), 25% - у АО «Корпорация Туризм.РФ».
[5] Учредителями в равных долях выступают ООО «Восток финанс» (гендиректор – Г.Афиногенов, который также руководит Ассоциацией игорных зон России) и ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура» О.Дерипаски.
Хабаровчанин Евгений Носов в начале марта с супругой отправился на Камчатку. До этого полуостров он посещал в далеком уже 2007 году. Первое, что бросилось в глаза в этот раз – туристическая инфраструктура.
«На Халактырский пляж можно проехать спокойно, там есть визит-центр, настилы. На Мишенную сопку можно подняться без проблем. Вообще очень много видовых площадок появилось. Раньше ничего этого не было», — делится впечатлениями Евгений.
Порадовала и база отдыха «Лагуна» в поселке Паратунка, где они остановились. В 2021 году ее выкупили москвичи и полностью переоборудовали. Новые владельцы интересно решили вечную проблему персонала: сюда для работы вахтовым методом привозят молодежь из Москвы. Приятно порадовали скидки: при проживании более четырех суток — 25%, для дальневосточников — 25%.
Супруги Носовы на Камчатку поехали самостоятельно, экскурсии и туры брали уже на месте, отдавая предпочтение неофициальным туроператорам — так дешевле минимум в два раза.
«В соцсетях, в Интернете полно объявлений, можно присоединиться к любой группе», — рассказывает Евгений.
За последние пару лет Евгений побывал на плато Путорана, прошел Чарские пески и посетил Алтай — ему есть, с чем сравнивать Камчатку. Говорит, что на полуострове, как и на Алтае, два главных преимущества: основные достопримечательности доступны практически круглый год и наличие неофициальных (читай — более дешевых) гидов.
«Смущает только цена перелета. Да, в низкий сезон из Хабаровска и обратно можно слетать за 15-16 тыс. рублей, а вот в высокий — уже 40 тыс. При этом москвичи летят в августе за 25 тыс., хотя расстояние несоизмеримо», — отметил Евгений.
Транспортная составляющая — главная проблема при организации туров. Судя по ответам, которые редакции удалось получить из региональных министерств по туризму, пока не запланировано ни одного чартерного рейса с туристами на Дальний Восток. По словам специалистов, туроператоры по-прежнему предпочитают летать за рубеж.
«Сейчас нет возможности заказывать по разумным ценам самолеты дальневосточным туроператорам, они не настолько финансово мобильны, чтобы вкладывать такие деньги. Это по карману только крупным туроператорам, у которых есть свои авиакомпании, но они стараются летать за рубеж, куда больше спрос», — рассказала EastRussia представитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентина Асеева.
Впрочем, дело не только в самолетах — уверена директор туристической компании «Дальгео Турс» Татьяна Яковенко.
«У нас на Дальнем Востоке чартеры не будут работать до тех пор, пока у нас не будет нормального номерного фонда во всех городах, потому что, когда принимается чартер, люди должны жить в стандартных одинаковых номерах: сразу 200-400 человек. У нас ни один город не обладает таким номерным фондом, это все разбросанные гостиницы разного уровня и класса», — рассказала Татьяна Яковенко.
Хотя, по ее словам, интерес от туркомпаний к Дальнем Востоку есть. Особенно это стало заметно на выставке «Россия», которая проходит на ВДНХ.
Причем, туристы хотят ехать цивилизованно, через турпакеты.
«Европейские регионы России повернулись в сторону Сибири и Дальнего Востока, и турпоток потихоньку растет. Но местные туркомпании после трехлетнего затишья оказались не готовы к большим объемам», — отмечает Татьяна Яковенко.
В Минтуризма Бурятии, куда EastRussia обратилось с запросом, также ответили, что в этом году чартерные рейсы в республику не предусмотрены. Но в регионе летом ждут туристов, которые прибудут регулярными рейсам и маршрутами. Для них готовят соответствующую инфраструктуру: так, в прошлом году Бурятия получила грант в размере 337,5 млн рублей, которые потратили на оборудование семи пляжей, строительство 17 модульных отелей, создание 14 туристических маршрутов.
Увеличатся ли цены, пока не знают даже сами участники рынка: в Бурятии еще идет зимний сезон, летний правильно будет обсуждать в конце апреля — начале мая.
Хабаровский туроператор «Дальгео Турс» сейчас активно продвигает туры «выходного дня». Это относительно новое направление для дальневосточников, когда можно за сравнительно небольшие деньги на пару-тройку дней отправиться в соседний регион.
К примеру, желающих покататься на горных лыжах на ГЛК «Холдоми» спецпоезд «Лыжная стрела» доставит в Комсомольска-на-Амуре. Летом программа более насыщенная: экскурсия по городу с посещением авиазавода, где собирают самолеты «Сухой Суперджет-100», во второй день — поездка на высокогорное озеро «Амут» с заездом в геологический музей и заповедник.
Еще одно направление — космодром Восточный в Приамурье, но там есть определенные ограничения: списки необходимо подавать за месяц, существует ограничения по количеству людей.
Также популярны туры во Владивосток с посещением Приморской сцены Мариинского театра, аквафермы и обзорной экскурсией по городу.
«Людей привлекает, что это недалеко, недорого и вкусно», — резюмирует Татьяна Яковенко.
Туры выходного дня во Владивосток, кстати, предлагают исключительно зимой-весной, летом на юг Дальнего Востока и без того наблюдается настоящее паломничество: при этом треть туристического трафика дают жители Хабаровского края, билеты на самолеты и поезда в приморском направлении раскупаются загодя.
Кстати, РЖД в этом году огорчили, повысив стоимость билетов. К примеру, если в конце прошлого года пакет на «Холдоми» из Хабаровска стоил за 12,5 тыс., то сейчас эта же поездка только из-за подорожавших железнодорожных билетов обойдется уже в 14,8 тыс. рублей.
«У нас много говорили о скидках для туристов из западных регионов, которые хотят приехать на Дальний Восток. А мы говорим, что необходимо субсидировать авиабилеты для дальневосточников внутри макрорегиона, чтобы жители могли побывать в соседних территориях», — говорит Валентина Асеева.
А посмотреть есть что: на ,помимо традиционных достопримечательностей, которые никуда не делись (Долина гейзеров, вулканы и т.п.) практически каждый регион постарался привнести что-то новое. На Сахалине, к примеру, решили отремонтировать одну из достопримечательностей юга острова — маяк Анива. В остальном, как рассказала EastRussia президент «Ассоциации туриндустрии Сахалинской области» Ирина Ли, предложения остались без изменений: экологические маршруты, гастротуризм и рыбалка.
Хотя и появились новые направления. Одно из них – медицинский туризм. Это направление активно развивает областной Минздрав. Суть его следующая: туристы, приезжающие на Сахалин, могут заранее подать заявку и записаться на «чек-ап» (обследование основных параметров здоровья), чтобы пройти его между, к примеру, между катанием на «Горном воздухе» и рыбалкой. На «чек-апе» можно будет проверить все основные параметры и получить назначение на дальнейшее лечение. Причем это можно будет сделать круглогодично.
Также туристам предложат посетить бивуаки с минеральной водой, которые есть во многих гостиницах. Это вода из района Синегорских минеральных вод, которая уникальна по своим показателям и ничем не уступает знаменитым «Ессентукам», а по некоторым критериям и превосходит ее. В профессиональной среде такое направление прозвали «курсовка», когда туристу назначают лечебные процедуры, грязелечение.
«На Кунашире у нас открылся прекрасный "Кунашир Resote & Spa", ориентированный на люксовый сегмент и определенных туристов, которые хотят отдохнуть на лоне природы, но в комфортных условиях, наслаждаться термальными источниками. Это будет настоящее открытие сезона, ведь раньше из-за отсутствия такого люксового размещения на Кунашир не ехал массово такой турист», — рассказала Ирина Ли.
Также она отметила, что на Итурупе, который считается самым обустроенным из Курильских островов, открываются небольшие новые отели. Среди них гостиница «Янкито», которая находится рядом с одноименным гостевым домом, ориентированная на «випов».
«В июне должна открыться, но уже все места забронированы», — отметила Ирина Ли.
Большую популярность на Сахалине набирает рыбалка на тунца. Тунец — крупная рыба, поэтому такая рыбалка считается трофейной, и в этом сезоне может составить конкуренцию рыбалке на палтуса.
На рыбу (вернее, млекопитающих) делают ставку и в Хабаровском крае — там активно продвигают туры на «к китам» на Шантарские острова. Причем последние могут стать доступнее для жителей края: накануне было анонсировано, что с 1 апреля в продажу поступят льготные путевки — по 99 тыс. рублей за восьмидневный отдых, включая дорогу. Правда, пока не определены компании, которые будут выступать в роли туроператоров.
Владивосток, помимо традиционного «отдыха у моря» и событийного туризма, в этом году предлагает поездки в КНДР. Причем группа, состоящая из туристов из абсолютно разных российских регионов, собирается именно во Владивостоке и уже оттуда отправляется в Пхеньян. Собственно, затем в Приморье и возвращается. В этой связи власти Владивостока надеются «перехватить» часть туристического трафика.
Обширный пакет обновлений подготовили на Камчатке. Этим летом компания SALMONICA TRAVEL готова предложить совместить вертолетный тур на Курильское озеро с направлением промышленного туризма — посещением старейшего рыбопромышленного предприятия Камчатки, где туристы смогут наблюдать за заходом рыбы в устье реки Озерная, узнают секреты переработки выловленного лосося, продегустируют готовую продукцию и смогут порыбачить.
Также популярностью пользуются туры от «Мотопарка. Камчатка» на мотоциклах, квадроциклах, классических и пятиместных багги по различным направлениям: мыс Маячный, Налычевская долина, горный массив Вачкажец, Банные источники, туры к домашним вулканам.
Новый тур представил «ВИТЯЗЬ-ТРЕВЕЛ», который включил в себя три основные точки: облет на вертолете Авачинской бухты и Авачинского вулкана с посадкой на Тимоновских источниках. Стоимость данной экскурсии составит 44 тыс. рублей на одного человека.
Кроме того, в крае начинает практиковаться HELISURF — путешествие на вертолете к нетронутым местам Камчатки, где есть условия поймать волну, вместе с командой Snowave Kamchatka.
На полуострове появился первый национальный туристский маршрут «Камчатка – здесь начинается Россия», который объединяет самые популярные туристические локации края. Шестидневное путешествие организовано таким образом, чтобы турист успел одновременно познакомиться с камчатской природой, историей, культурой и гастрономией, посетив основные точки притяжения полуострова.
Для туристов, путешествующих в рамках нацтурмаршрута, будут действовать специальные цены в некоторых музеях и при посещении особо охраняемых территорий.
На данный момент Камчатский край — второй регион в ДФО, обладающий маршрутом в статусе «национальный». В его программе посещение исторического центра Петропавловска-Камчатского, Никольской сопки, смотровых площадок города, острова Старичков, Авачинского перевала, музеев «Вулканариум» и «Океанрыбфлот», термальных источников. Стоимость тура в низкий сезон составляет 80 тыс. рублей на человека, в высокий сезон — 99 тыс. рублей.
Цены, кстати, подросли. Если раньше посещение Долины гейзеров в высокий сезон обходилось в 56 тыс. рублей, то теперь — 70 тыс. Чуть меньше, но тоже выросла стоимость экскурсии и пакетных туров на Сахалин и Курилы — на 10-15%.
В Приморье все большую популярность набирает гастротуризм, причем как среди российских, так и среди иностранных туристов. С учетом этого в крае решили предложить несколько событий.
Одной из новинок стал фестиваль минтая «О!Мега Вкус»: его впервые провели в прошлом году в ресторанах и на улицах, и сразу получили внушительную цифру – мероприятия фестиваля посетили 83 тыс. человек. Всероссийский фестиваль дальневосточных гребешков «На гребне!» пройдет уже в седьмой раз.
Но, как говорится «не хлебом единым» — фестиваль «Грани Миллионки» погружает в атмосферу исторического района Владивостока: тут вам и умелые мастера каллиграфии, и предсказания, и лекция о значении китайских узлов.
Также большую популярность у туристов приобрели вертолетные экскурсии над Владивостоком и акваторией залива Петра Великого.
В Якутии ставку сделали на уже полюбившиеся экскурсии. Одна из них – посещение Ленских столбов. В прошлом году к ним приехали больше 31 тыс. туристов. В республике для этого приобрели новое речное судно – теплоход «Ломоносов», он выйдет на линию летом.
В Приамурье рассчитывают на серьезное увеличение турпотока в связи с открытием пассажирского сообщения по автомобильному мосту между китайским городом Хэйхэ и Благовещенском. По нему смогут проезжать по 800 автомобилей в день, в том числе личный транспорт. Кстати, два раза мост уже задействовали для провозки пассажиров: первый раз, когда во время ледостава на границе застряли почти 500 российских и китайских туристов, второй – когда пришлось в срочном порядке эвакуировать в Благовещенск россиянина, который получил серьезную травму при разгрузке в порту Хэйхэ. Открыть регулярное пассажирское движением по мосту планируют этим летом. Для удобства туристов у моста уже появился свой Telegram-канал.
Одним словом, направлений и предложений хватает. Осталось только выбрать подходящее.
Во время профильной сессии IX Восточного экономического форума «Туристический Дальний Восток: инвестиции от впечатлений» эксперты обсудили новые подходы к решению туристической привлекательности Дальнего Востока. Участники дискуссии отметили рост потока туристов в ДФО, однако доля путешествий в целом по России даже не достигает 5%.
В 2023 году турпоток на Дальний Восток вырос почти на треть по сравнению с 2022 годом и составил 6,3 млн туристов. В Минвостокразвития РФ рассчитывают, что к 2030 году показатель увеличится в полтора раза. Оживлению турсферы макрорегиона помогает приток иностранных гостей — этому способствует открытие прямого авиасообщения с КНР и введение единых электронных виз. Действующее широкое меню поддержки для инвесторов (СПВ, ТОР, АЗРФ, особая экономическая зона) также значительно повышают лояльность иностранцев. На этом сделал акцент модератор сессии Павел Волков, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
На Дальнем Востоке государство поддерживает почти 300 инвестиционных проектов в сфере туризма — это горнолыжные курорты, отели, СПА-центры, баз отдыха и глэмпинги на общую сумму более 180 млрд рублей. В Приморском крае, на Камчатке и на Байкале создаются новые крупные курорты. На федеральном уровне внедряются новые инициативы — «Тропы Дальнего Востока». На прошлогоднем ВЭФ президент России Владимир Путин поручил при разработке и реализации программы развития туристских троп обратить особое внимание на создание их на территории ДФО.
Регионы РФ представили 60 проектов на общую сумму 3,9 млрд рублей и общей протяженностью троп почти 420 км. К реализации были отобраны 18 проектов, для которых потребуется 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. На Дальнем Востоке будет создано и обустроено 118,2 км таких маршрутов. Так, на Камчатке к 2030 году появятся тропы «Тайна голубых озер», «Авачинский перевал», «Водопад Вилючинский», «Халактырский пляж». Четыре тропы будут созданы в Забайкалье — «Сухотино», «Тужи», «Ундугун» и «Эко-курорт Кука».
Скульптуры Даши Намдакова, который занимается развитием ленд-арт-парка «Тужи» в Забайкалье, украсят новый туристический маршрут, победивший в конкурсе на строительство экотроп и получивший грантовую поддержку в размере 240 млн рублей. Намдаков предложил создать ассоциацию по созданию художественных точек притяжения для Дальнего Востока и призвал к соблюдению принципа — развивать территорию, не нарушая экологию.
Александр Тертычный, генеральный директор компании «Антерра», развивающей сеть хилинг-отелей и термальных комплексов, считает, что на Дальнем Востоке много красивых мест, которые и не нужно продавать. Он убеждён, что одна из главных потребностей современного человека — растворяться в природе. Сейчас «Антерра» занимается развитием проекта «Байкальская гавань» в Бурятии.
Посыл поддержал известный российский путешественник Алексей Карахан.
«Увеличение количества туристов – не очень хорошо для Дальнего Востока и не этим нужно мерить привлекательность региона. Вот на Алтае слишком много туристов – они все там вытаптывают. И еще — зачем создавать новые точки притяжения, когда есть уже существующие. Нужно больше помогать малым проектам туризма. Вместо этого там строят мегапроекты. Надо строить там, где отдыхают сами местные. И давать в первую очередь возможность им хорошо отдыхать, а мы, приезжающие в ДФО, — подстроимся. Местные все тропы уже проложили до нас — там только таблички и туалеты поставить», — считает он.
Необходимость развития большой и малой логистики, транспортной доступности, привлечение персонала и квалифицированных гидов сплетается на Дальнем Востоке с нехваткой средств размещения. Однако бизнесу можно не бояться вкладывать деньги в туризм на Дальнем Востоке, считает замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
«Деньги на льготное кредитование заложены. Сегодня 21 гостиница строится в ДФО по льготной ставке. Номерной фонд увеличится на 4,5 тыс. Всего в регионе сейчас работает 60 тыс. номеров. Президент Владимир Путин поручил осенью провести новый отбор по модульным гостиницам сразу на три года. Поэтому настраиваю регионы на то, чтобы готовили проекты на 2025, 2026, 2027 годы. На всю страну 15 млрд рублей предусмотрено, будет федеральный конкурс. Единая региональная субсидия тоже работает. Часть эффекта от повышения импортных пошлин направим на развитие туризма. Оптимистично смотрим в будущее туротрасли, особенно в ДФО», — отметил он.
Вахруков добавил, что в прошлом году туристов, размещенных в гостиницах макрорегина стало больше на 17%, в этом году за первое полугодие — еще плюс 12%.
В ходе сессии бизнес высказал предложение, которое поможет еще больше «не бояться инвестировать в туризм на Дальнем Востоке»: Александр Тертычный высказался за создание единого окна корпорации Туризм.РФ и банков, чтоб меньше было бюрократических проволочек для инвесторов в плане получения кредитов на развитие турбизнеса. В Минвостокразвития пообещали обсудить это предложение для ускорения запуска проектов.
Директор проектного офиса по туризму Ассоциации «Центральный федеральный округ» Станислав Аристов предложил организовать презентацию гостиниц, образовательных кампусов и площадок для трудоустройства иностранной молодежи через кооперацию с транспортными хабами — Владивосток, Хабаровск, Москва. Он полагает, что если детям иностранцев на уровне школы показать красоты и возможности обучения в России и на Дальнем Востоке в частности, — они впечатлятся, и, возможно, приедут учиться и работать здесь, а потом останутся жить.
«Таким образом через инструменты развития туризма и загрузки коллективных средств размещения мы предлагаем решить задачу по увеличению числа иностранных студентов. В майском указе президента России говорится о необходимости увеличить количество иностранных студентов в вузах РФ до 500 тыс. человек. Для этого нужен 1 млн абитуриентов, соответственно 2 млн иностранных выпускников должны знать о том, что можно учиться в России. Значит, более четырех млн школьников должны иметь возможность познакомиться с нашей страной», — говорит Аристов.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили огромный туристический потенциал Дальнего Востока как для внутреннего рынка, так и в части привлечения гостей из АТР. Однако реализации этого потенциала пока мешает дефицит инфраструктуры, неразвитость транспортной сети, недостаточный номерной фонд и нехватка персонала, чтобы привлечь который необходимо повышать лояльность дальневосточников к работе в отрасли туризма.
Сплав на пару часов вдоль береговой линии Хабаровска или поход на весь день в «амурских джунглях» — корреспондент EastRussia изучил маршруты, расстояния и цены на SUP-туры как в непосредственной близости от Хабаровска, так и на удалении от краевой столицы.
SUP расшифровывается как Stand up paddle — стоя с веслом
Любители активного отдыха
— Привет! Погнали завтра на Кию маршрут разведывать?
Это звонит мой приятель, хабаровский фотограф, блогер и путешественник Александр Колбин. В последние годы он летом проводит групповые и индивидуальные сплавы по рекам вблизи Хабаровска.
Кия, начинаясь где-то в отрогах Сихотэ-Алиня как горный поток, бежит к Уссури, постепенно становясь равнинной рекой со спокойным течением и многочисленными плесами. Соответственно, каждый может выбрать себе участок по степени подготовки: поспокойнее или с перекатами и небольшими заломами.
Но главная «фишка» Кии — растения, которые видны на дне. В среднем своем течении — от Марусино до Гродеково — они под влиянием спокойного течения как бы развиваются на ветру. Смотрится завораживающе. А еще здесь полным-полно кувшинок и уток.
Когда Кия разливается, то можно идти по подтопленному лесу (вернее, среди кустарника) — через эдакие амурские джунгли. На плесах, которые все чаще будут встречаться ближе к Переяславке, можно «чилить»: просто лечь на сап и созерцать небо, пока течение будет потихоньку нести тебя вниз.
Сплав по Кие привлекателен ещё тем, что добраться до реки достаточно просто: можно по недостроенной трассе Хабаровск-Находка, к которой приклеилось название «бамовская», доехать до пересечения с дорогой, которая ведет от Переяславки в Кутузовку, оставить машину под мостом и спуститься до Марусино или Соколовки. Вернуться за машиной (если вы на одной) можно на попутках или рейсовом автобусе.
Сплав по Кие можно также совместить с посещением Киинских писаниц, которые расположены на правом берегу реки недалеко от Екатеринославки. Этот маршрут интересен тем, что вы проплывете под федеральной трассой Хабаровск — Владивосток и Транссибом (всего попадается три железнодорожных моста, пара автомобильных, два пешеходных и один понтонный, под которым придется проплывать лежа), а по самой Переяславке идешь, как в Венеции — прямо посреди поселка. После железнодорожных мостов, если идти по левому рукаву, то попадаешь в приличное течение в дубраве, где приходится уворачиваться от «расчесок» и нависающих деревьев.
Спрос vs. предложения
На сайте объявлений можно найти как минимум пять предложений о сплавах на сапах в Хабаровске. В том числе и от компании «Туризм 27» — зарегистрированного оператора внутренного туризма. Маркетолог компании Светлана Ростова рассказала, что клиентам готовы предложить несколько вариантов сплавов на сапах, самые популярные маршруты проходят вдоль береговой линии Хабаровска.
— Мы предлагаем сплавиться от села Бычиха (недалеко от границы с Китаем — здесь и далее прим. EastRussia) до «Амуркабеля» (район в южной части Хабаровска), от «Дельфина» (вышеупомянутая лодочная станция недалеко от арены «Ерофей») до Речного вокзала, от Речвокзала до музея Амурского моста и от Речного вокзала до Воронежа (пригородное село Воронежское севернее Хабаровска), — рассказала Светлана.
Все «городские» сплавы делятся на дневные и «закатные». Стоимость 1,5 – 2 тыс. рублей. Возраст участников может быть самый разный. Все сплавы синхронизируют с движением судов, чтобы пути саперов не пересекались с «речными трамвайчиками».
— В МЧС или других подобных структурах регистрация подобного водного маршрута не требуется, но мы со своей стороны предпринимаем меры безопасности: в обязательном порядке все участники сплава надевают спасжилеты, группу сопровождает моторная лодка, — отметила Светлана.
Это две равнинные реки идеально подходят для новичков: течение спокойное, но достаточное для того, чтобы нести вас вниз. Берега низкие, есть песчаные косы. Да и добираться достаточно просто: в Князе-Волконском поворачиваем в сторону Благодатного и не доезжая до него спускаемся на воду под автомобильным мостом. Финиш в Князе-Волконском. Маршрут проходится за пару часов.
Если вы достаточно уверенно стоите на сапе, то можно опробовать Амур. Есть интересный маршрут от села Елабуга до Сарапульского. Несколько удаленно от города (80 километров по комсомольской трассе), но зато с «фишкой» — правый берег Амура представляет собой большой каменный утес и во время сплава создаётся впечатление, что ты идешь по гранд-каньону.
По Амуру в черте Хабаровска гостям и жителям города предлагается сразу несколько популярных маршрутов.
Один из них пролегает от лодочной станции «Дельфин» до Речного вокзала, он занимает примерно 1,5 часа. За это время вы пройдете вдоль дамбы, которая протянулась от арены «Ерофей» до «Броско Молла». При этом есть два варианта маршрута: от места старта перейти к острову Красный и дальше идти уже посередине Амура, либо идти вдоль правого берега, но тогда все время придется бороться с прижимным течением, которое постоянно норовит прибить вас обратно к берегу (Амур в этом месте делает крутой поворот и течение ударяет в берег).
Другой не менее популярный маршрут начинается от «Дальдизеля» и завершается за амурским мостом. Его еще называют «закатным сплавом», так как часто проводят по вечерам.
Можно выбрать маршрут по Амуру для неспешной прогулки на весь день — стартовать там же на «Дальдизеле», но финишировать в пригородных селах Воронежское или Мичуринское. Этот маршрут проходит вдоль северной части города, под амурским мостом, а также вдоль красивых каменных утесов, внутри которых военные Краснознаменной Амурской флотилии в свое время оборудовали береговые укрепления и склады.
При сплаве по Амуру стоит учитывать, что река судоходная: могут попасться как пассажирские, так и грузовые суда. Да и маломерный флот весьма популярен, а волна от «моторок» получается немаленькая.
По словам Александра Колбина, сплавы в черте города часто выбирают те, кто не хочет «заморачиваться» на поездку куда-либо, а готов выделить 2-3 часа после работы, во-первых, нежарко, во-вторых, можно отдохнуть в будний день.
— Люди хотят быстро сплавиться, но при этом «почилить» и обязательно пройти под амурским мостом. Это ведь сакральный акт по привлечению денег — пройти под мостом, который пока еще изображен на пятитысячной купюре, — рассказал Александр Колбин.
Он добавил, что такие туры очень любят гости города. Причем, это не обязательно гости из западных регионов стран, часто бывают так называемые «радиальные местные» - жители соседних регионов и городов: Биробиджана, Советской Гавани, Владивостока.
Тунгуска – левый приток, который впадает в Амур сразу за мостом. Как правило, сплав по ней – завершающая часть маршрута. Местом старта могут стать озера в поселке им. Тельмана (это уже Еврейская автономная область) или любые другие водоемы — все они так или иначе связаны (как правило, протоками) с Тунгуской.
По большой воде до Тунгуски можно добираться по заливным лугам, где глубина порой чуть выше щиколотки, но в том-то и прелесть сапа, что на нем можно кататься даже в луже.
В Амур Тунгуска впадает напротив села Воронежское и преодолевать первую часть пути придется с усилием. Лучше это сделать за два раза, с остановкой на острове посреди Амура. Правда, для этого придется потрудиться веслом, борясь с течением, чтобы оно не снесло вас ниже острова.
— Для тех, кто не уверен в своих силах, мы на этом участке страхуем моторной лодкой, которая берет саперов на буксир, — рассказал Александр Колбин.
В «Туризм 27» сплав по Тунгуске обычно предлагают тем, кто уже уверено стоит на сапе, есть три варианта сплава:
— Архангеловка – Турбаза протяженностью 15 километров;
— Турбаза – Николаевка протяженностью 25 километров;
— Новокаменка (с заездом в село и посещением каменных водопадов) – Воронежское-2 (с пересечением Амура) протяженностью 38 километров.
— Тунгуску любят за многочисленные песчаные косы, на которых можно остановиться, отдохнуть, позагорать, — рассказала Светлана из «Туризм 27».
Для опытных саперов также предлагаются сплавы по рекам Бира (ЕАО), Манома, Анюй, Хор, но это нерегулярные предложения, они появляются по мере формирования групп.
Анюй — красивейшая горная река, до которой еще необходимо добраться — около 250 километров от Хабаровска. Но зато какие виды! Сплав по Анюю можно совместить с посещением скал Надгэ. Хор тоже горная река, но более спокойная и расположена ближе к Хабаровску.
Озера, как правило, выбирают те, кто только начинает осваивать сап: здесь нет течения, волн, и чтобы вернуться к точке старта не надо грести против течения.
Для новичков в «Туризм 27» предлагают пройти «сапликбез», его проводят на озере Хака, где объясняют азы управления сап-доской, учат падать в воду, забираться на сап и стоять на нем в полный рост. Это озеро, расположенное вблизи поселка Хор (примерно 60 километров от Хабаровска), одно из самых популярных мест отдыха саперов. Здесь есть необходимая инфраструктура, база отдыха.
Если хочется поближе к городу, то на въезде в Некрасовку (село в пригороде Хабаровска) есть два полноценных озера. В списке мест отдыха для саперов также озера Благодатное, Петропавловское, Тельмана, озера и заливы на острове Большой Уссурийский.
— В прошлом году был максимальный рост спроса на сап-сплавы. В этом году поменьше, но и лето дождливое», — отметила Светлана Ростова.
В специализированных спортивных магазинах Хабаровска также подтверждают, что прошлым летом было зафиксировано рекордное количество продаж сап-бордов: многие, кто попробовал организованные сплавы, решил приобрести собственную сап-доску и теперь осваивает дальневосточные водоемы уже самостоятельно.
В целом, отмечает Александр Колбин, за последние пару-тройку лет в Хабаровске вырос спрос на нетривиальные туристические маршруты, среди которых не только сплавы на сапах и каяках, но и городские экскурсии по нетуристическим местам, ночные походы и прогулки по Хехциру.
Нашумевший истерн «Золото Умальты», который, казалось бы, должен был заставить тысячи туристов отправиться в верховья Буреи, на выбор маршрута никоим образом не повлиял: никто из участников сплава фильм так и не посмотрел. Пройти Бурею планировали еще летом 2022-го, но тогда не рискнули идти одним экипажем. Нынче добавилась еще одна лодка, да и народ достаточно опытный – за плечами сплав по Колыме и Северно-Ледовитому океану, переход на «Выдре» (надувная ПВХ-лодка) на Шантары, путешествия в «низовке» (от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре) и по Байкалу.
Бурея — левый приток Амура. Название происходит от эвенкийского бирая, что в переводе означает «большая река». Во время казачьих походов на Амур в XVII веке, была известна под названием реки Быстрой.. Протекает по территории Амурской области и Хабаровского края. Длина реки — 623 км, средний расход воды — 890 м³/с, во время паводков может вырасти до 18 000 кубометров в секунду.
Немного о логистике
До Чегдомына мы добрались без проблем: место в купе в поезде Хабаровск - Чегдомын стоит пять тысяч рублей (кстати, Чегдомын - единственный райцентр Хабаровского края, куда ходит «персональный» поезд). Несколько сложнее было с доставкой лодок, моторов и остального снаряжения: судя по всему, доставкой грузов в Чегдомын занимается лишь одна транспортная компания, и везет она всё этим же пассажирским поездом, в прицепленных почтово-багажных вагонах. Вся соль в том, чтобы очутиться в одном поезде с вашим грузом, ибо никто его в Чегдомыне, кроме вас, встречать и выгружать не будет.
Выгрузка, кстати, отдельная «песня»: поезд приходит в Чегдомын в районе 9 утра, но свой груз, заботливо упакованный в два огромных деревянных ящика, мы смогли получить в 14:00 и только после форсирования событий – наши ящики задвинули в дальний угол вагона и завалили ширпотребом: подгузниками, соками, пивом и прочим. Так что если всерьез размышлять о развитии туризма в Верхнебуреинском районе, то для начала необходимо решить транспортно-логистические вопросы: не думаю, что массовый турист будет заморачиваться тем, чтобы организовывать доставку «себя любимого» и груза в одном «флаконе».
Чтобы добраться до Буреи мы наняли два Mitsubishi: микроавтобус Delica и «воровайку» (грузовик с крановой установкой) Canter – по 10 тысяч за каждую машину. В Чегдомыне запаслись бензином для лодочных моторов – 210 литров. До Буреи чуть больше 70-ти километров, так что к пяти вечера были на переправе, где быстро собрали лодки и двинули вверх по течению – до Умальты буквально пять километров.
Что касается обратной дороги, то за несколько дней до похода мы пригнали в Талакан «Крузак» с прицепом, который оставили на стоянке, а в Хабаровск вернулись поездом. Соответственно, на финише взяли машину со стоянки, загрузили вещи и лодки в прицеп и на следующий день были дома.
Золото Умальты
Начальной точкой мы выбрали впадение реки Умальты в Бурею. Во-первых, находится она недалеко от переправы на Софийск (самый северный и самый труднодоступный поселок Верхнебуреинского района), до которой мы добрались из Чегдомына на машине. Во-вторых, выше с нашими лодками мы попросту бы не забрались: все-таки Бурея в верхнем своем течении - классическая горная река со множеством перекатов и, соответственно, маленькой глубиной. Последний километр нам и вовсе пришлось тащить лодки за веревки – эдакие бурлаки на Бурее.
Уже вечером был праздничный салют в ознаменование начала экспедиции, заодно медведей попугали. Утром выяснилось, что это не особо помогло: отправившийся на рыбалку Роман встретился с медвежьей семьей, которая форсировала речку. Забегая вперед, скажу, что медведи были практически каждую ночь – приходили на табор, несмотря на дым от костра, громкую музыку и людей. В качестве защиты от косолапых приобрели два газовых баллона, а также набрали автомобильных фальшфейеров (в японских машинах они идут по умолчанию) и шумовых пиропатронов.
На второй день решили дойти до заброшенного поселка Усть-Умальта. Судя по GPS, он находился в пяти километрах от табора. Как таковое поселение мы не нашли, либо от него попросту ничего не осталось: лишь по «проплешинам» в лесу угадывались участки, где раньше стояли дома, да вырисовывалась небольшая улица. Судя по следам от колес, до Усть-Умальты можно доехать и на машине.
Кстати, чтобы попасть на правый берег Буреи, необходимо воспользоваться переправой, о которой отдельно несколько слов: это несамоходная баржа (вернее, даже понтоны, соединенные между собой), которая движется за счет эдаких плавников – в них ударяет течение и несет паром к правому или левому берегу. Правда, на всю ширину реки инерции не хватает и под берегом паромщику приходится толкать сооружение шестами. Таким образом переправа занимает около 40 минут, низким легковым машинам она недоступна, потому что вплотную к берегу паром подойти не может и автомобилям приходится ехать по воде.
Содержит переправу старательская артель «Ниман», работает она с начала мая по конце октября, все эти полгода здесь трудится один паромщик. На плечах старателей и вся «социалка» в Софийске: коммунальное хозяйство, содержание дороги Шахтинский – Софийск.
Вниз! По перекатам!
После двух ночевок начинаем движение вниз. Весла при этом практически не выпускаем из рук: то и дело приходится отгребать от мели. Нередко пороги идут не прямо по курсу, а от берега к берегу, когда река скатывается, к примеру, от левого к правому. Смотрится весьма необычно. Примерно раз в час приходится выходить в воду (а она холодная!) и тащить лодки через перекаты волоком.
Тут, наверное, стоит рассказать про наши плавсредства: «Выдра» 550 см с 30-сильным мотором и «Гольфстрим» 390 см с 15-сильным мотором. Обе с ходовым тентом, дно «Гольфстрима» укатано в броню, что, как оказалось, крайне важно в условиях каменистой Буреи – уже дома при осмотре выяснилось, что был нехилый удар носом, если бы не броня – клеить нам и клеить… Еще не помешают запасные весла: экипаж на «Выдре» одно сломал.
Также у нас было четыре рации, АКБ на 50 А\ч и небольшой генератор, который мы запускали каждый вечер, благодаря чему у нас на таборе был свет и возможность подзарядить гаджеты.
Из-за частых перекатов в день удается проходить по 30-40 километров, даже когда в Бурею впадает немаленькая река Ниман, глубже не становится. Тут еще надо заранее угадывать, в какой рукав лучше уходить – их бывало по 3-4. Местные жители и рыбаки используют водометы, что позволяет им проходить большинство «засадных» мест практически без остановок.
Для ночевок выбирали галечные берега (песка на Бурее практически нет), подальше от леса, но и это не спасало от любопытных медведей.
Полноценно под мотором можно идти от Усть-Ургала, это примерно 115 километров от переправы, где мы стартовали. Тут вообще цивилизация: сотовая связь, которой не было от самого Чегдомына, автомобильный и железнодорожный мосты через Бурею, вдоль берега идет БАМ и его автодублер. Здесь мы делаем небольшую передышку на местной лодочной станции, где нам любезно предоставили баню – в ней помылись/попарились, там же заночевали.
Пока есть интернет – проверяем прогноз погоды и выясняем, что на Дальний Восток надвигается какой-то мощный циклон и грядут затяжные дожди, к тому же с ветром. А ветер на Бурейском водохранилище – это, прежде всего, волна. Понимаем, что можем «зависнуть» на несколько дней и принимаем решение: оставшиеся 240 километров по «зеркалу» водохранилища до Талакана проходим за день.
Амурское море
То и дело попадаются плавуны, а иногда – торчащие верхушки лиственниц, то есть под нами глубина метров 30 (максимальная глубина Бурейского водохранилища – 120 метров). Ближе к Талакану GPS показал, что… под нами поселок, таких – расселенных и затопленных – здесь несколько. Кстати, могло быть и больше – после того, как в конце 2018 года гигантский оползень перекрыл Бурею, возникла реальная угроза затопления села Чекунда в Хабаровском крае, расположенного выше по течению.
Оползень – еще одна «точка притяжения» на нашем маршруте. Все, что до этого видел на фото и видео не идет ни в какое сравнение с тем, что видишь своими глазами: все-таки один из самых масштабных сходов горных пород в России! Просто представьте, что огромную скалу срезало и она перекрыла большую реку. Произошло это в декабре 2018-го в 73 км от поселка Чекунда: сошедший оползень перекрыл русло реки. Высота обвала составляла около 80 м, длина — примерно 700 м, объем сошедшего грунта превысил 34 млн куб. м. Затор на реке при весеннем половодье грозил подтоплением трех населенных пунктов, железнодорожных и автомобильных коммуникаций, а также инженерных сооружений БАМа. Водохранилище Бурейской ГЭС лишилось почти трети полезного объема. Чтобы расчистить русло сапёры Восточного военного округа провели серию взрывов, использовав более 100 тонн тротила.
Высадились. Гуляем по камням (это сложно назвать берегом), фотографируемся. В разговоре приходим к выводу, что это – прямое следствие вмешательства человека в природу.
Финальный спурт
От места схода селя до Талакана 130 километров. Идем полным ходом, иногда подбираясь ближе к интересным скалистым выступам, чем-то похожим на фьорды.
Километров за 15 до посёлка попадаются встречные лодки и катера: на Бурейское водохранилище приезжают за трофейной щукой не только из Благовещенска, но и из Хабаровска и Приморья, на следующий день на 80-километровом отрезке от поселка до «федералки» мы насчитали не меньше десятка машин с лодочными прицепами, которые ехали нам навстречу.
Трижды пережить
Каждое путешествие человек проживает трижды: когда готовится к нему, непосредственно само путешествие и когда вспоминает, как это было. Мы сейчас где-то между вторым и третьим этапами, но «зафиналить» хотим участием в конкурсе «Дальний Восток – Земля приключений»: вот закончится лето (а с ним походы, рыбалки, велосипеды, сапы и т.п.) и можно будет садиться за монтаж фильма. Название бы еще придумать…
Бурейское водохранилище