Три четверти туристов готовы отправиться в отпуск ради посещения музыкального концерта. Спортивными соревнованиями на отдыхе интересуются 36% опрошенных, фестивалями кино и музыки — 33%.
Как сообщает РИА Новости, это результаты опроса «Яндекс.Путешествия». путешествие ради выставки выбирают 27%, а спектакли – 25% россиян. Местоположение имеет решающее значение для 58% опрошенных. Участие известных артистов и спортсменов является аргументом для 55% туристов. Стоимость билетов важна для 52% путешественников, доступность покупки — для 43%, популярность среди друзей — для 30%.
Около 37% туристов готовы потратить на путешествие, связанное с каким-либо событием, до 15 тыс. рублей. Еще 34% закладывают в бюджет поездки сумму до 30 тыс. рублей, а остальные располагают большими средствами.
Попадают в Дуннин через одноименный погранпереход. С российской стороны это пункт пропуска «Полтавка» на самом коротком пути из Владивостока в Суйфэньхэ. Отсюда до Мекки потребительского приграничного туризма 63 километра. До Дуннина всего 12. Но в него россияне чаще всего даже и не заезжают. Между тем он и ближе, и значительно больше, и ухоженнее. Его гостей ждут, процитирую Чехова, «благорастворение воздухов и изобилие плодов земных». А еще – сильные впечатления.
Среди пассажиров большого автобуса, по отработанному алгоритму подхватывающего туристов в нескольких точках Владивостока, на железнодорожном вокзале Уссурийска и у самой «колючки», курс на Дуннин держит обычно пара человек. Как правило, на китайской стороне местные гиды сразу же пересаживают их в легковушки и отвозят в гостиницу. Остальные туристы под командой «капитаны»-руководителя едут дальше в автобусе, в состав группы «дуннинцы» вольются на обратном пути.
Такое превращение в самостоятельных путешественников прекрасно по многим причинам. И в первую очередь это экономия времени. Тур в Дуннин трехдневный. И если при выезде из Владивостока в пять утра заселение в номер, к примеру, в Мишане, лишь начинается сильно после обеда, то в Дуннине в 11 часов туристы уже осматривают город. По дороге назад «родной» автобус забирает их из отеля около полудня. Таким образом экскурсантам принадлежат почти двое из двух с половиной суток поездки.
— Российских туристов селят тут в три гостиницы, две в центре, а одна у моста через Суйфун на пути к новым городским микрорайонам, — рассказала гид-переводчик Вэй Кан, которая выбрала себе русское имя Вика по созвучию с родными именем и фамилией, у нее, как и у многих китайцев в этом регионе, солидная доля корейских генов. – Но от нее на рынок, улицу с ресторанами и кафе, в брендовые магазины легко дойти пешком. Или проехать на автобусе, мимо отеля проходят несколько, и у всех есть остановка в центре.
«Дуннин» в переводе означает «восточное спокойствие». Это имя очень подходит небольшому по китайским меркам 200-тысячному городу. Дуннин очень ухоженный и зеленый. И даже, не побоюсь неожиданного для провинциального приграничья слова, экоориентированный. По всему городу, в местах, где много людей, у достопримечательностей оборудованы благоустроенные туалеты. Урны многосоставные – для раздельного сбора мусора. Рядом с ними отдельно стоят регулярно очищаемые пепельницы.
Кусты фигурно подстрижены, много газонов, есть и классического типа скульптуры животных, и современные фигурки – тигренок и малыш-леопард, похожие на наших Тига и Лео. И рядом рассказ, что звери под охраной. Улицы просторные и чистые, на тротуарах есть место для пешеходов.
Электротранспорта вообще много. У женщин особенно популярны мини-машинки мультяшного вида, у мужчин – мини-грузовички.
Автобусные остановки заметны, схемы в них понятные. На дорогах не гоняют и позволяют пешеходам переходить их без особого соблюдения ПДД. Никто никуда не торопится. Пенсионеры на улицах играют в карты и танцуют по вечерам. Одна особо продвинутая группа у модного спорткомплекса даже выдала проходочку под …лезгинку.
Все без исключения названия на дорожных указателях и вывесках магазинов продублированы на русском. Причем единообразно. Но русских практически нет.
Дуннин, несмотря на общую продвинутость, очень консервативен в сфере питания. К примеру, даже с подсказкой гида удалось найти только одну точку продажи кофе (за исключением KFC, но там этот напиток, как говорится, такой себе). Правда, рассчитаться за капучино помогли добрые люди – наличку в современной кофейне не берут, весь процесс от выбора напитка и топингов до оплаты идет через мессенджеры. А вот на рынке при виде купюр и монеток никто не морщится, хотя электронные платежи тоже в ходу.
— Дуннин богатый, потому что живет сельским хозяйством, — выдала парадоксальную для дальневосточников сентенцию Вика, пояснив, что все дело тут в почве. – Сельхозугодья здесь расположены вблизи лавового поля Удаляньчи и образовавшего его щитового вулкана Лаохэйшань, а сам город практически находится в кальдере. Здесь много рек, тепло, и все очень хорошо растет. На весь Китай Дуннин славится прекрасным вкусом своих черных грибов муэр, по ним здесь собираются конференции и проводятся выставки.
Муэр тут выращивают в теплицах, которые стоят на рисовых полях. Такое соседство и вулканическая почва и обеспечивают насыщенность вкуса. Да, рис здесь тоже растят в теплицах, и переносят на поля, сначала свернув грядки в рулоны, а потом развернув их, как при укладке покрытия на футбольном поле. И дуннинский сорт риса также очень известен. И местная черника - тоже тепличное растение. Каждый кустик живет в отдельном горшке, почва в котором покрыта мелким щебнем, чтобы ягоды были чистыми.
На улице кафе и ресторанов заведения группируются по блюдам. Друг рядом с другом работают малатанные, лапшичные, пельменные, хого-самоварные… Порции отличаются гигантизмом, а овощей в блюдах даже больше, чем обычно. Сказывается локальный сельхозуклон. Но за время короткого тура поесть в кафе получится разве что один раз. Местные едят с продуктового рынка, и их пример очень заразителен: товар там свежий, недорогой и абсолютно понятный россиянам по вкусу.
— Наши любимые продукты - лепешки с начинками, свинина, приготовленная на гриле-карусели, тогда мясо нежное, а шкурка хрустит. Еще печеные яйца, печеный батат, корейские салаты, и, конечно, ягоды, овощи и фрукты, — перечисляет Вика. — А еще у нас рынке продают хулу, тыкву-горлянку во всех видах, высушенную (солонки и прочие сосуды) или из бумаги (украшения для дома, особенно к празднику урожая), или серьги, подвески, брелоки, амулеты в виде горлянок. По фэнь-шую это символ здоровья и благополучия.
Солидные учреждения охраняют статуи львов (особенно их много на улице банков) и собачки Фу Дог. Удачу приносят слоны, такие стоят у входа в самую дорогую гостиницу города – «Хэпберн». Для ее жильцов бесплатно посещение бассейна и спа-центра, входящих в гостиничный комплекс.
Впрочем, туда можно прийти и с улицы, цены обычные. А вот позавтракать в ресторане получится только у гостей отеля, и число восторженных отзывов о поваре на сайте только растет. Постояльцев много, сюда едут со всего Китая.
Рядом с городом находится подземный форт Дуннин, один из центров 170-километровой системы укреплений, которую японские оккупанты построили в Китае для вторжения на территорию СССР. Ее называли «восточной линией Мажино». Строительство началось в 1934 году, и, по информации историков, после его окончания японские власти расстреляли более 100 тысяч китайских рабочих: из опасения, что те передадут чертежи крепости партизанам.
— Здесь размещались более 10 укрепленных блиндажей, которые предусматривали как проведение совместных крупномасштабных военных действий, так и единичных вылазок. Комплексное укрепление по площади охватывало более четырех квадратных километров, где располагалось 45 долговременных оборонительных укреплений, 400 артиллерийских и пехотных блоков, 84 бункера и 10 взлетно-посадочных полос, — пишет историк-исследователь Цзе Ли.
Общая площадь подземных помещений укрепрайона насчитывает около 236 тысяч квадратных метров. Внутри горы Шенхуншань (третий нижний ярус находился на глубине 80 метров) были расположены казармы, склады, госпитали, бани, псарня и даже железная дорога. В сентябре 1945 грандиозный подземный форт сопротивлялся еще две недели после того, как Япония объявила о безоговорочной капитуляции. Бой за Дуннинскую крепость считается последним сражением второй мировой войны.
В сражениях за форт Дуннин и освобождение города погибло более полутора тысяч советских солдат и офицеров. 18 октября 2005 года у крепости был открыт мемориальный комплекс с обелиском в честь советских воинов, музеем выставкой танков, боевых машин, авиатехники. Тогда строительство мемориала было объявлено важнейшей народной стройкой уезда и он был сооружен в рекордные сроки - всего за несколько месяцев. Его стоимость, по некоторым данным составляет 2,5 млн долларов США.
На входе в музейный комплекс — 30-метровый памятник советским воинам, со скульптурой воина с автоматом в поднятой руке. У основания надпись: «Вечная слава героям Советской армии, павшим в войне за освобождение Китая от японских милитаристов». Неподалеку — памятник Герою Советского Союза Александру Фирсову, который геройски погиб в боях за город Дуннин. А вот музейные экспозиции сейчас закрыты, к юбилею ведутся большие реставрационные работы.
Несмотря на это, на парковке у барельефа, рассказывающего о строительстве укрепрайона и сражении за него, почти нет свободных мест. Номера у машин из самых разных провинций – из Хэйлунцзяна и ближнего Ляонина, Шаньдуна, Аньхоя, есть и пара столичных. В будний день безо всякого экскурсовода тонкая цепочка людей тянется по ступеням в гору ко входу в крепость. Пожилая китаянке в смешной шляпке замирает, разглядывая барельеф, и смахивает слезинку. У наших соседей хорошая память.
В регионах Дальнего Востока за начавшийся летний сезон ожидается прирост туристического потока. Тем не менее пока отрасль только возвращается к допандемийным показателям. Планируется расширять предложение дальневосточных туров, в том числе в сфере круизного туризма. Также предполагается обновление и создание новой инфраструктуры в пределах особо охраняемых природных территорий. В связи с необходимостью создания дополнительных средств размещения, в том числе на охраняемых территориях, где запрещено капитальное строительство, запланировано увеличение количества проектов, предполагающих возведение модульных отелей.
Среди дальневосточных регионов лидерство по объему туристического потока сохраняет Приморский край, хотя в начале текущего года в регионе фиксировалось снижение показателей посещения. В крае рассчитывают на прирост турпотока в летний сезон. В январе-марте 2025 г. в Приморье было совершено 298,6 тыс. туристических поездок, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. и на 12,4% меньше, чем в январе-марте 2023 г. В целом в текущем году регион планирует принять более 4 млн туристов, что будет соответствовать уровню допандемийного 2019 г.
В то же время в Приморском крае региональное правительство отчиталось о росте количества посещений санаториев региона в начале текущего года. В январе-апреле количество посетителей приморских санаториев составило 11,5 тыс. человек, что стало наиболее высоким показателем в ДФО. Тем не менее в годовом сопоставлении количество отдыхающих в оздоровительных учреждениях Приморья все же снизилось на 10%.
В целом за первые четыре месяца текущего года санатории Дальневосточного ФО приняли 45,8 тыс. гостей, что на 13,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 г. Второе место после Приморского края по количеству отдыхающих в санаториях в ДФО с большим отставанием занял Забайкальский край (6,1 тыс. человек, резкое снижение на 32,6%). Санатории Бурятии и Сахалинской области приняли в январе-апреле по 5 тыс. человек (в Бурятии показатель снизился на 43%, а вот на Сахалине зафиксирован рост на 4,4%).
В регионах на этом сложном фоне продолжается разработка новых туристических программ и маршрутов. В частности, в Магаданской области летом был запущен обзорный маршрут на вертолетах Ми-38. Он включает пролет над Магаданом, полуостровом Старицкого, бухтами Нагаева, Светлая, Батарейная, Весёлая, Гертнера. В Камчатском крае с началом туристического сезона увеличилось количество предложений, предполагающих организацию рыбалки во время лососевой путины. В стоимость туров включены проживание в коттеджах, питание, а также лицензия на рыбалку с правом забрать рыбу.
В Чукотском АО на ноябрь 2025 г. намечен запуск нового туристического комплекса «Какомэй» на территории Анадырского лимана (в 20 км от Анадыря, у подножия горы Дионисия), включающего ресторан и спа-комплекс (компания ООО «Север 87»[1]).
Объем инвестиций в проект оценивается в 35,8 млн рублей. На территории комплекса планируется организация мастер-классов традиционных ремесел народов Крайнего Севера и проведение национальных праздников.
В Приморском крае к 2029 г. планируется создать новую особо охраняемую природную территорию регионального значения (ООПТ), которая объединит северо-восток полуострова Муравьёва-Амурского и остров Русский. В состав ООПТ также должны войти Владивостокская крепость и Ботанический сад ДВО РАН. Работы по созданию парка планируется начать в 2027 г., на территории предусмотрен ряд мероприятий по созданию туристической инфраструктуры, включая обустройство культурно-познавательной зоны, входных групп, создание смотровых площадок, мест отдыха, строительство павильонов для выставок, благоустройство природных зон, пешеходных троп и мест временных остановок. Кроме того, в парке предполагается предусмотреть территорию для спорта с беговыми дорожками, велосипедными маршрутами и площадками для активного отдыха, построить визит-центры, сервисы для туристов и пункты оказания первой медицинской помощи. Планируется также отреставрировать включенные в территорию парка участки Владивостокской крепости.
Кроме того, на территории острова Русский запланировано создание новой 6-километровой велосипедной дорожки, который продолжит проложенную в 2024 г. туристическую велотропу. Новая велосипедная трасса продлится от поворота на мыс Ахлёстышева до конечной точки – Университетского проспекта. Работы предполагается завершить к 1 ноября 2025 г. На протяжении всего маршрута запланирована установка малых архитектурных форм и павильонов для отдыха, а также памятного знака «Нулевой километр велодорог России».
На зиму 2025-26 гг. запланировано открытие горнолыжного курорта «Арсеньев» рядом с одноименным приморским городом. Стоимость проекта ранее оценивалась в 9,6 млрд рублей. На курорте смонтирована одна канатная дорога протяженностью 1 тыс. 570 м, монтаж второй (1 тыс. 522 м) продолжается. Инвестором выступает ООО «Приморье Спортотельинвест»[2].
Между тем в Хабаровском крае в июне статус особо охраняемой природной территории получил природный комплекс «Скальные обнажения на реке Нилан» на 0,6 га (район им. Полины Осипенко). На территории произрастают редкие виды растений и обитают более 200 видов животных, 16 из которых включены в Красные книги РФ и Хабаровского края.
В целях реализации проекта «Тропы Дальнего Востока» в рамках единой президентской субсидии в текущем году предусмотрено выделение 1,7 млрд рублей на создание 18 туристических троп общей протяженностью 124 км. Проекты предполагают строительство визит-центров, обустройство зон отдыха, смотровых площадок, пунктов проката. В том числе четыре тропы предполагается создать в Камчатском крае, три – в Забайкальском крае, по две – в Бурятии, Приморском крае, Хабаровском крае, по одной – в Амурской и Магаданской областях, Чукотском АО.
Кроме того, на Дальнем Востоке предполагается создание единого оператора морских круизных судов и маршрутов – АО «Русская круизная компания». Соответствующее соглашение было подписано руководителем Росморречфлота А.Тарасенко (бывший врио губернатора Приморского края и бывший глава правительства Якутии), гендиректором ФГУП «Росморпорт» С.Пылиным и председателем совета директоров московского АО «КС - Стратегический альянс» К.Шубским в конце июня.
Предполагается, что учредителями компании-оператора станут ФГУП «Росморпорт» и «КС – Стратегический альянс», а Росморречфлот выступит координатором проекта. Компания-оператор должна заняться организацией морских круизов, приобретением круизных речных судов и управлением ими, формированием полного пакета туристических услуг. Согласно планам, новые дальневосточные круизные маршруты должны охватить Сахалин, Курильские острова, Камчатку.
Что касается строительства новых средств размещения в регионах, то губернатор Хабаровского края Д.Демешин в апреле подписал конкурсную заявку в Минэкономразвития РФ, подразумевающую реализацию 33 проектов по созданию глэмпингов в крае с общим объемом финансирования почти 3 млрд рублей. Он также поручил краевому правительству организовать в регионе производство модулей для создания 1,8 тыс. глэмпингов. Туристические глэмпинг-парки, в частности, планируется разместить на приграничном острове Большой Уссурийский. Утвержденные правительством РФ в апреле правила предоставления субсидий на создание модульных гостиниц предполагают финансирование из федерального бюджета в 2025-27 гг. в размере 15 млрд рублей (на все регионы).
В июне департамент развития туризма Минэкономразвития РФ одобрил предоставление Иркутской области субсидии из федерального бюджета на создание модульных некапитальных средств размещения в 2025-27 гг. Общий объем субсидии составляет 537,7 млн рублей, в том числе в 2025 г. регион получит 105,4 млн рублей, в 2026 г. - 325,7 млн рублей, в 2027 г. - 106,6 млн рублей. Субсидия представляется по итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов и предназначена для их софинансирования в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». В Иркутской области центром были поддержаны 12 инвестиционных проектов по строительству модульных отелей.
В свою очередь в Камчатском крае ООО «ГК Максутова»[3] рассчитывает к 2029 г. построить в Петропавловске-Камчатском гостиницу категории 4 звезды на 173 номера в рамках СПВ, инвестировав более 4,5 млрд рублей. На территории отеля также планируется разместить ресторан, конференц-зал и спа-центр.
Следует отметить, что Приморский край и Иркутская область были включены в число регионов, где с 1 сентября 2025 г. начнется реализация федерального эксперимента по легализации деятельности гостевых домов. Соответствующий законопроект в конце мая был принят парламентом и подписан президентом РФ В.Путиным. Владельцам гостевых домов предстоит зарегистрировать объект в реестре классифицированных средств размещения и получить идентификационный номер. Закон также вводит юридическое понятие гостевого дома (тип средства размещения, представляющий собой индивидуальный жилой дом или часть индивидуального жилого дома, комнаты в котором используются для предоставления услуг гостевого дома). Эксперимент продлится в регионах до 31 декабря 2027 г.
Действующее законодательство затрудняло деятельность гостевых домов, но не запрещало ее напрямую. Так, в 2019 г. вступил в силу закон, ограничивающий размещение хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов, а ранее, в 2018 г., были приняты поправки, запрещающие предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредители – А.Сидоровский, П.Ларцын.
[2] Москва, бенефициарами являются Н.Шленцов (бывший гендиректор ООО «Юниверсити Плаза» в Сочи), ООО «Дом.РФ Капитал».
[3] Петропавловск-Камчатский, принадлежит ООО «Стройинвест» (Москва), подконтрольному закрытому комбинированному ПИФ «Развитие и рост» (находится под управлением УК «Открытие»).
Аэропортовая инфраструктура Дальнего Востока преображается с каждым годом. Последние годы — это череда знаменательных открытий. В 2019 году открылся аэропорт Хабаровска, в 2023 — Южно-Сахалинска, в 2024 — сразу в двух городах, Улан-Удэ и Магадане. В 2025 году пришел черед Камчатского края: весной первые рейсы принял новый терминал аэропорта Елизово. Событие чрезвычайно примечательное, ведь он не только дал возможность людям получить долгожданные сервисы, но и сам по себе не похож ни на один другой аэропорт России и напоминает настоящий арт-объект. Корреспондент EastRussia побывал на Камчатке и готов поделиться впечатлениями от самого необычного аэропорта страны.
Старое здание аэропорта было построено еще в 60-е годы прошлого века, и, несмотря на свою долгую надежную службу, его моральное и техническое устаревание было неизбежным. Те, кто в последние годы прилетал и улетал из старого терминала, должны помнить и длинные очереди на регистрацию, которые начинаются еще на парковке, и неудобный досмотр, и низкие давящие потолки, и автобусы в любую погоду, и, конечно же, получение багажа в отдельной пристройке, прозванной в народе «теплицей». Поэтому перевод рейсов в новый авиационный терминал стал для полуострова действительно долгожданным событием.
Новый терминал надежнее, комфортнее и намного просторнее. Для изготовления основного каркаса здания использовано девять тыс. тонн металла и почти 30 тыс. кубометров бетона высоких марок, его несущие колонны рассчитаны на 10-балльную сейсмическую активность. Площадь зон для обслуживания пассажиров выросла в пять раз, а пропускная способность сектора внутренних перелетов выросла с 360 до 687 пассажиров в час. Но это не предел. В терминале предусмотрена зона для обслуживания международных рейсов, когда она будет введена – вместе с ней обновленный аэропорт Елизово сможет обслуживать до 1 145 пассажиров в час.
Невозможно не упомянуть и телетрапы. Впервые на Камчатке аэропорт оснащен «рукавами», которые позволяют пассажирам переходить из здания терминала в самолет и обратно без выхода на улицу. Таким сервисом смогут пользоваться пассажиры среднемагистральных и дальнемагистральных рейсов: всего для их комфорта сегодня установлены пять телетрапов, а в дальнейшем их число может быть увеличено до восьми.
Но это — цифры. Этот аэропорт надо видеть, потому что он один из самых красивых в России. Уникальный дизайн отражается во внешнем облике и в каждой детали.
Планировка аэропорта отличается от традиционных и привычных многим — современный терминал Елизово теперь относится к аэропортам кругового типа.
Одно из самых неожиданных архитектурных решений, которое очень привлекает внимание и вызывает много обсуждений буквально всех посетителей, — это центр, сердце аэропорта. В рукотворной кальдере вулкана (именно этот образ заложен в форме аэропорта) расположился белый купол конгресс-холла. Он напоминает и обычное яйцо, и символ возрождения, и шапочку льда, возникающую из озера на вершине вулкана Горелый. В будущем купол станет центром притяжения камчатцев — здесь будут проходить выставки и мероприятия. Кстати, функциональным будет и пространство вокруг холла — здесь расположится пруд, который зимой будет превращаться в каток под открытым небом. Такого варианта использования территории аэропорта, пожалуй, нет больше нигде в мире.
Форма купола повторяется и в других частях терминала.
Пребывание внутри ощущается как посещение современного музея или выставочной галереи, а панорама домашних вулканов вокруг – Корякского, Авачинского и Козельского — как полотно самого талантливого мастера в мире: камчатской природы.
Предыдущий терминал как будто защищался от непогоды, поэтому мест для того, чтобы любоваться вулканами, там особо не было. В новом же терминале огромные панорамные окна расположены по всему периметру аэропорта, поэтому фантастические виды гарантированы везде, и не только на вулканы, но и на летное поле. Теперь в зоне регистрации встречающие могут наблюдать, как торжественно воздушные судна плывут к зданию терминала.
Фото: EastRussia
Цветовая гамма — еще один очень смелый ход, который отличает Камчатку от любого другого аэропорта страны. Терминал, который внешне напоминает космическую станцию на далекой планете из ретро-комиксов или старых фильмов, изнутри максимально уютный за счет теплых земляных оттенков: лавы, терракоты, глины. В противовес прохладным цветам авиационного алюминия аэропорт Елизово изнутри выглядит как кусочек марсианских, но при этом очень домашних пейзажей. Решение очень необычное, но находиться в таких интерьерах действительно комфортно.
Отличается аэропорт не только дизайном, но и сервисами. Уже сейчас по пути до зоны регистрации пассажиров можно закупиться местными камчатскими сувенирами или прикупить что-то в дорогу.
Зона регистрации — одно из самых заметных обновлений для всех, кто часто летал по Камчатке и в соседние регионы. В старом терминале, несмотря на обновления, очереди в час-пик на регистрацию могли заканчиваться снаружи здания, почти у парковок. Сегодня такой проблемы нет: новый терминал Елизово оснащен 15 стойками регистрации внутренних рейсов и 15 стойками для международных перелетов. Это большой задел на будущее.
Отдельно стоит отметить самостоятельную сдачу багажа — когда пассажиры после онлайн-регистрации могут сами сдать свой багаж, не обращаясь к сотрудникам аэропорта. Для этого необходимы отдельные системы, и сегодня они постепенно внедряются по всему миру. В основном пока что это удел крупнейших авиационных хабов, но теперь она есть и на Камчатке. Аэропорт Елизово — в одном ряду с московскими Шереметьево, Домодедово и екатеринбургским Кольцово.
На Камчатке была внедрена разработка «Аэропортов Регионов» (оператора аэропорта Елизово) под названием BAGS ID. Выглядит она следующим образом: пассажир сканирует штрих-код посадочного талона и размещает свой багаж в специальный белый куб, оснащенный весами и камерами.
Система сама взвешивает багаж, с помощью машинного зрения определяет его размеры и сверяет с выбранным тарифом перевозки. Если все сходится, если все параметры находятся в рамках установленных авиакомпанией и тарифом билета норм, то киоск выдает три электронных бирки и специальную метку. Пассажир размещает их на багаже, относит на стойку сдачи багажа — и все, дальше можно идти любоваться вулканами с высоты третьего этажа.
Аэропорт еще не проработал и пары месяцев, поэтому готовы еще не все его зоны, но можно не сомневаться: его ждет большое будущее. В дальнейшем на первом этаже также откроется гастромаркет, появятся новые рестораны и кафе. А туристический сегмент всей Камчатки с нетерпением ждет запуска нового 5-звездочного отеля OKOTAN со SPA-центром, который займет большую часть второго этажа аэропорта Елизово.
Сегодня при запросе «автотуры в Китай» почти все ссылки в интернете посвящены желающим купить китайский автомобиль. Однако путешественников сильно интересует другой вопрос – можно ли уже совершить самостоятельную поездку из России в Китай на своей машине. Корреспондент издания EAST RUSSIA исследовал вопрос.
Хорошие новости – это возможно, плохие – пока это возможно только в теории. Тому есть две причины: отсутствует соответствующее межправительственное соглашение и 90% российских автомобильных пунктов пропуска не готовы принимать легковые автомобили для пересечения границы с Китаем.
С Китайской Народной Республикой граничат пять субъектов Российской Федерации: Приморский край, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская область и ЕАО. Однако, по информации Дальневосточного таможенного управления легковые автомобили могут наземным путем пересекать границу с Китаем лишь через пункты пропуска в Читинской и Амурской областях.
«До пандемии действовало межправительственное соглашение, которое позволяло осуществлять трансграничные поездки физическим лицам. Группа туристов подавала список, на границе оформлялся въезд в Китай в рамках безвизового режима и временный ввоз автомобиля через международные пункты автомобильного пропуска (МАПП) Соловьевск и Забайкальск. Но сегодня туристы могут достаточно просто ездить на своем автомобиле только в Монгольскую республику», – сообщили EastRussia в пресс-службе управления Читинской таможни.
Подобные межправительственные договоренности между Россией и Китаем пока не достигнуты. Как стало известно ранее изданию Федерал Пресс, МИД России направил китайской стороне проект дополнительного соглашения, которое разрешит физическим лицам проезжать через пункты пропуска в Приморье на личных легковых автомобилях вместимостью до 8 человек. Документ на рассмотрении.
А пока все на уровне взаимных автопробегов, в ходе которых профильные ведомства приграничных территорий стараются заново изучить все нюансы организации самостоятельных автопутешествий.
1 мая 2024 года впервые в послепандемийное время был совершен автопробег китайских машин через Суйфэньхэ (МАПП Пограничный) из таких провинций, как Шаньдун, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Автопробег длился 5 дней и дал свои плоды: уже сегодня во Владивостоке можно очень часто встретить китайских граждан за рулем своих автомобилей, вероятно не в рамках автопробегов. Тем временем китайская туристическая фирма «Кайсян» (г. Суйфэньхэ) планирует организовать еще 9 автопробегов в ближайшее время.
30 апреля 2025 года встречный международный автопробег совершила российская делегация в составе 10 автомобилей. За четыре дня российские автотуристы на собственных автомобилях посетили Суйфэньхэ и Муданьцзян и оценили качество дорог провинции Хэйлунцзян, сообщается в ТГ-канале Visit China. С российской стороны организатором выступила турфирма «Приморавтотранс-тур».
«На данный момент автомобильные поездки возможны только в формате организованного автопробега в составе согласованной делегации. Необходимо собрать большой пакет документов, получить согласование с китайской и российской стороны, согласовать маршрут. Других вариантов путешествовать в Китай на своем автомобиле нет», – рассказал представитель компании «Приморавтотранс-тур».
При этом практикуется еще один любопытный способ, о котором говорят разные источники. Если вкратце, то пока организованная туристическая группа пересекает границу на автобусе, путешествуя в рамках безвизового режима, параллельно границу переходит автовоз, на котором границу пересекают те самые легковые автомобили туристов, на законном основании – таможенной декларации о временном ввозе. Турист приезжает в Китай, при поддержке турфирмы получает временные водительские права китайского образца и временную регистрацию автомобиля, получает номерной знак и может сесть за руль. Говорят, такой способ работает в разных регионах ДФО, но официально его рекомендовать не можем.
Итак, если мы хотим путешествовать по Китаю, то на правительственном уровне необходимо решение двух основных вопросов: межправительственное соглашение по регулированию трансграничных путешествий между Россией и Китаем, а также готовность автомобильных пунктов пропуска принимать автомобильных туристов. Известно, что в Приморье по крайней мере по последнему пункту работа ведется: к концу 2025 года должна завершиться реконструкция МАПП «Пограничный», МАПП «Краскино», МАПП «Турий рог».
А пока обычному русскому туристу можно попробовать взять автомобиль в Китае в аренду. Но для этого предстоит решить очередную задачу: оформить китайское водительское удостоверение в местном ГАИ.
В Китае ни российское водительское удостоверение (ВУ), ни даже международное (МВУ) не имеют юридической силы. Несмотря на то, что Китай подписал Венскую конвенцию, согласно которой страны унифицируют свои ПДД, в Поднебесной не так просто соблюдать дорожные правила: требуется пройти специальный инструктаж или даже экзамен для получения временного водительского удостоверения.
В апреле этого года стало известно, что Минтранс и МВД России обсуждают с китайскими властями взаимное признание водительских прав для индивидуальных поездок граждан на легковых автомобилях, но пока все иностранцы оформляют временные водительские удостоверения.
По отзывам многих русских экспатов в Китае, иностранцы делают это в Китае повсеместно. В Пекине оформить временное ВУ можно в международном аэропорту Дасин. Время оформления займет 30 минут. Такой документ даст право управления только арендованным авто. Иностранцы, в том числе русские, достаточно просто получают водительские документы в Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжене.
Для путешественников в приграничные территории мы оставили ссылки на адреса местных ГАИ в городах Суйфэньхэ (найти на карте) и Хэйхэ (найти на карте). Для того, чтобы найти такое место в другом китайском городе, можно показать водителю такси 车辆管理所. Как правило, оформление занимает пару часов.
Временное водительское удостоверение оформляется либо на 3, либо на 12 месяцев, потому коридор действия визы должен быть соответствующим. Однако сами туристы говорят, что в приграничных территориях китайские турфирмы оформляют временные водительские удостоверения на 7 дней за 15 юаней — для туристов, которые приехали в рамках безвизового режима.
При подаче заявления в китайское ГАИ при себе нужно иметь российское водительское удостоверение категории «В» и загранпаспорт, а также копии этих документов в двух экземплярах. Фотографии так же, как и медицинский досмотр делают в ГАИ. В некоторых местах медосмотр требуется только людям старше 70 лет.
Также в ГАИ необходимо будет предоставить перевод этих документов, нотариально заверенный в Китае или перевод с апостилем (последний можно сделать в России, он действует за границей, стоимость его выше, чем обычного нотариально заверенного перевода). Если вы заверяете перевод в Китае, нужно найти нотариальные бюро公证处, которые есть в любом китайском городе. В среднем заявление рассматривается от 3 до 6 дней. Потребуется также оплатить пошлину.
В городах Суйфэньхэ и Хэйхэ есть например частное бюро EGONGZHENG, где заявление можно подать онлайн через сайт. Физически они находятся по адресу в г. Хэйхэ 黑河市爱辉区魁星路391号 и в г. Суйфэньхэ 黑龙江省绥芬河市行政服务中心二楼大厅 (рабочее время с понедельника по пятницу с 8:30 до 11:30 и с 13:30 до 17:00).
Также в г. Суйфэньхэ по адресу 绥芬河市北山新区中福街38号(行政服务中心406室) находится нотариальное бюро, подведомственное государству.
Арендовать машину в Китае за наличные средства можно. Однако для удобства пребывания в Поднебесной лучше оформить банковскую карту. Так как российские карты в Китае не действуют, можно оформить международную карту банков стран СНГ (сегодня эту услугу может оказать, например, Газпромбанк или частные посредники). Эмпирическим путем доказано, что есть возможность оформить карту в китайском банке. В некоторых случаях могут потребовать основание для открытия счет, например, рабочую/учебную визу или адрес временной регистрации, но зачастую этого не происходит. Чаще весомым аргументом может стать желание привязать карту к приложениям WeChat и AliPay – сегодня именно так оплачивает все товары и услуги весь Китай.
Заявление на открытие счета заполняется в банке на месте. Вам понадобится загранпаспорт с визой, наличные деньги, чтобы внести первый депозит на счет (в некоторых банках требуется минимальный депозит), китайский номер телефона.
В Китае три основных мобильных оператора: China Mobile (中国移动), China Unicom (中国联通), China Telecom (中国电信). Офисы продаж обычно легко найти по крупным вывескам. На месте вам предложат выбрать подходящий тариф в зависимости от того, что вам важнее: звонки или интернет. Китайский телефонный номер позволит вам всегда иметь доступ в Интернет (для использования многих привычных приложений вам понадобиться заранее скачать на телефон VPN), а также на него оформляется банковская карта в китайском банке.
Безусловно, нужно ответственно отнестись к вопросу вождения в Китае и изучить правила дорожного движения. В Китае сильно развита система видеонаблюдения, потому за рулем вы будете нести полную ответственность как водитель. Для проверки своих знаний можно скачать приложение Driving in China или пройти тестирование на сайте (такие вопросы могут встретиться на китайском экзамене по вождению).
С временными китайскими водительскими правами беспрепятственно можно арендовать машину в любом городе. Для аренды нужно иметь при себе загранпаспорт с визой и в качестве депозита оставить данные своей банковской (кредитной) карты. Депозит часто начинается с 500 юаней. При аренде автомобиля рекомендуется на месте приобрести полную страховку ответственности, включая страхование ответственности третьих лиц.
К слову, для водителей в Китае действует приложение, где вы сможете пользоваться услугами дорожной полиции. Приложение «交管12123» подходит, чтобы просматривать штрафы и, что важно оплачивать их онлайн, а также арендовать автомобиль, оформить заявку на замену водительского удостоверения, получить бонусные баллы и так далее. Но оно только на китайском языке, потому здесь предстоит заручиться поддержкой переводчика.
Любое путешествие – это всегда маленькое исследование, потому отправляясь в путешествие, будь то приграничные территории или крупные города, можно заодно взять с собой водительское удостоверение и поставить перед собой цель исследовать этот вопрос самостоятельно. Тем более, если для туризма вы выбрали такую дружелюбную для российского туриста страну, как Китай.
Конкурс любительских видеороликов о путешествиях «Дальний Восток - Земля приключений» проводится по всей стране второй год подряд. А в Хабаровске есть его мини-версия, которой уже 18 лет – фестиваль фильмов и фотографий «Грань». В 2024 году эти вселенные пересеклись, и Михаил Непогодин бессменный организатор конкурса роликов в Хабаровске, педагог, мастер спорта по туризму и руководитель хабаровского центра «Грань» победил в «Земле приключений». Его фильм «Воспитание туризмом» о суровом лыжном походе подростков на вершину Баджал получил первое место в номинации «Зимнее путешествие» и приз в миллион рублей. Но эта история — не только о победе, а о методике, которая меняет жизни: в условиях 35-градусного мороза подростки учатся ответственности, взаимопомощи и преодолению себя. Уже 25 лет Михаил Непогодин занимается с трудными подростками, в том числе из детских домов, доказывая, что туризм — мощный инструмент воспитания.
— Михаил, поздравляем вас с победой! Вы ожидали, что заберете главный приз?
— Спасибо! Да, я понимал, что шансы у нас достаточно высокие, потому что походы наши не простые, а где-то даже суровые. Это не просто однодневный поход на гору или сплав на речке. В фильме «Воспитание туризмом» детская группа на лыжах на протяжении недели преодолевает препятствия на пути к горной вершине Баджал Верхнебуреинского района – это север Хабаровского края. Температура была 30-35 градусов мороза. Они несли все свои вещи сами (вес рюкзака от 14 до 24 килограммов). Днем мы шли по маршруту все вместе, а ночью дети жили автономно – им был установлен запрет подходить ко взрослому лагерю ближе, чем на 200 метров. Вот тут и начинается воспитание туризмом, закаляется характер и сила воли. Ребята самостоятельно ставили лагерь, варили себе еду, пилили дрова двуручной пилой по три часа, чтобы не замерзнуть ночью.
Также ночью нужно дежурить по очереди. Привычная жизнь остаётся где-то далеко. В гаджетах не позалипаешь – телефоны сели на морозе. Чтобы зритель смог прожить вместе с нами эти эмоции, прочувствовать трудности, мне нужно было сделать мощную съёмку. То есть, доставать камеру даже в самые трудные моменты, когда холод и ветер, поднимать квадрокоптер, когда его заворачивало порывами ветра, и он мог в любой момент удариться об гору.
– Наверное, вам помогла ваша насмотренность? Ведь фестиваль фильмов и фотографий «Грань: путешествия, приключения, экстрим», который вы проводите уже 18 лет очень похож на конкурс «Дальний Восток - Земля приключений».
– Конечно, за 18 лет просмотров пришло понимание, что в фильме необходимо сконцентрировать самые яркие моменты. Я знал, что следует чередовать кадры: дальний, крупный, средний. Обязательно должны быть «лайфы», эмоции детей. Ну и помимо этого, конечно, важно поймать какие-то экстремальные моменты.
– Миллион рублей солидная сумма! Расскажите, как вы ее потратите?
– Ну как вы думаете? Вот представьте, мы некоммерческая организация, нам всегда есть куда потратить деньги. Если более точно, то у нас автопарк «больной». Без машины – никак. Она нужна для того, чтобы на ней доставлять детей в точку старта пешего или водного путешествия. Наш автобус «Форд Транзит» мы в шутку называем – «недвижимость». Чтобы починить его требуется больше денег, чем мы выиграли – замена двигателя и других запчастей.
– Можете рассказать, как родился фестиваль фильмов «Грань»?
– Все случилось как-то само собой. У многих походников есть видео с путешествий и была потребность ими делиться, показывать, рассказывать. Однажды мы устроили просмотр любительских роликов. Собрались в театре юного зрителя, посмотрели около 20 фильмов и здесь же авторы рассказали о них. И вы знаете, настолько это зашло людям – они встретились в одном месте, не где-то в лесу, а в культурном учреждении. Я тогда понял – всё, это начало чего-то глобального. В этом году фестиваль стал 18 по счету. В нем поучаствовало 50 городов России. Это, можно сказать, наша визитная карточка. У нас часто спрашивают советы туристы из разных регионов как такое организовать у себя.
– С фестивалем понятно. А как вы стали детским тренером по туризму? Как стали с помощью походов воспитывать детей?
– Центр социальной адаптации молодежи «Грань» появился в 2000 году. Тогда я работал начальником службы безопасности, получал достойную зарплату, но с каждым днем все сильнее понимал, что это не мое. Меня тянуло в сферу туризма, я чувствовал, что проживаю не свою жизнь. И вот мне было уже около 30 лет, я оставил нелюбимую работу, основал центр «Грань» и стал заниматься с детьми, водить их в походы, объяснять технику безопасности в лесу, учить разводить костёр и ставить палатку. Контакт с детьми как-то сразу получалось наладить. Во многом помогло педагогическое образование – по диплому я учитель физической культуры. Сейчас я также мастер спорта по спортивному туризму, руководитель походов шестой категории сложности.
– Почему вы решили сконцентрироваться именно на ребятах из детских домов?
– Когда я только начинал свой путь в центре «Грань», то столкнулся лично с проблемой сиротства. Ребята ходили на занятия и потом признались, что они из детского дома, что у них нет семьи, родителей. Захотелось как-то им помочь. И это помощь продолжается уже более 25 лет. Походы учат преодолевать трудности, выживать в трудных условиях, закаляют дух! Трудности, как известно, сближают. Поэтому часто ребята после походов продолжают общаться, дружить. Со многими ребятами и мы поддерживаем связь до сих пор: у кого-то я стал крестным детей, кто-то из моих ребят сейчас на СВО.
– Ваш фильм оказался не только вдохновляющим, но и еще довольно личным, можно сказать семейным, ведь в нем можно увидеть табличку с именем вашего отца. Можете рассказать, когда и почему она была установлена на Баджале?
– Отец всегда говорил всем своим друзьям туристам: «Когда придет время, наберу хорошего чая в рюкзак и пойду на одну красивую гору. Буду сидеть, пить чай и любоваться окрестностями… Пока не кончится чай и жизнь». Когда отца не стало (2005 год, инфаркт. Михаилу Васильевичу было 60 лет), его друзья - команда «Дальневосточного клуба путешественников» во главе с Анатолием Базановым решила посвятить вершину Баджала высотой 2260 м моему отцу. При изучении крупномасштабных географических карт выяснилось, что на этой вершине нет геодезического знака. И действительно, когда они поднялись на гору, там не нашли тура и вообще каких-либо следов пребывания человека. По праву первовосходителей они назвали вершину Михаил Непогодин. Я смог подняться на нее в 2017 году и поставить там памятный знак, а мой сын Александр увидел этот знак в лыжном походе 2024 года. Его эмоции запечатлены в ролике.
– Можно сказать что у вас туристическая династия?
– Конечно! Мама – альпинист, папа – первопроходец всевозможных рек Хабаровского края. Это душа туризма края, вокруг него объединялись все люди. У меня жизнь просто не могла сложиться по-другому. В 9 месяцев меня родители взяли на первые туристические соревнования. Я лежал в кустах и меня ели комары, меня нянчили все туристы Хабаровского края. У моего отца был настоящий дар – «заражать» туризмом и, мне кажется, я его унаследовал.
Такая же судьба у моего сына Александра. Он также родился в семье туристов, поэтому путешествовал уже в самом маленьком возрасте по горным рекам нашего региона. Сейчас мы ведем секцию вместе с ним. Учим детей ходить в походы: на велосипедах, каяках, катамаранах, спускаться в пещеры и ходить пешком в горы. Я уже четырежды дедушка – три внучки и совсем недавно родился внук! Можете сами догадаться какое их ждет будущее. (Смеется)
– Михаил, в завершении расскажите о ваших планах?
– Сейчас мы плотно занимаемся нашим социальным проектом, который называется также как и ролик-победитель «Воспитание туризмом». В его рамках Центр «Грань» приезжает в гости к детским домам Дальнего Востока. Цель – сводить детишек в походы, показать, что это такое, а еще поделиться своим опытом с педагогами, чтобы, когда мы уедем, они могли покорять разные маршруты. Мы уже съездили в рамках этого проекта на Сахалин, впереди еще Чукотка, Камчатка. Чтобы все получилось, я когда был на ВЭФ-2024 поймал двух губернаторов за руки – Бурятии и Чукотки и сказал: «Мы едем к вам в гости!» Они, конечно, были только за. Этот проект мы делаем своими силами, грант не получилось взять, так как себестоимость поездок довольно высокая.
– Желаем вам удачи!
Бросить привычную жизнь, собрать катамаран, взять с собой жену, собаку и 60 литров воды — и уйти в открытое море. Победитель конкурса «Дальний Восток — земля приключений» в номинации «Водное путешествие» Виктор Кицан прошёл 300 километров по заливу Петра Великого, доказав, что для настоящего путешествия нужны не яхты и миллионы, а внутренняя свобода. История настоящей экспедиции — с рисками, открытиями и точкой невозврата.
— Виктор, расскажите о себе пожалуйста.
— Я сам родом из Волгограда, работаю пилотом. В этом году мне исполнилось 30 лет. На Дальний Восток я приехал в 2018 году, и с тех пор живу здесь.
— Как туризм появился вашей жизни? Это сразу были путешествия на воде?
— Водная стихия в моей жизни появилась не сразу. Как у многих, в детстве у нас в семье приучали к походам, кострам, палаткам — советский такой туризм. Но к воде пришёл позже. Всё началось с того, что моя будущая супруга Алена познакомила меня с сапами. Сначала я скептически отнёсся — показалось, что это что-то «пенсионерское», а я тогда занимался парашютным спортом, мотоцикл был. Но всё-таки попробовал — и как-то понемногу затянуло: сначала сапы, потом бассейн, фридайвинг.
Постепенно пришло осознание, что если меня тянет к воде, то надо научиться по ней перемещаться. Сначала отучился на моторное судно, потом стал интересоваться парусными яхтами. Алена подарила мне сертификат на обучение вождению маломерных судов, я прошел его и понял, что хочу большего.
На парусное судно я учился уже сам. Оказалось, что закон позволяет сдавать экзамен экстерном. Я просто изучил правила, освежил знания, немного дополнил по яхтам, прокатился один раз с другом на маленькой яхточке, посмотрел, как управлять парусом. Потом сдал экзамен — и получил удостоверение. Правда, на катамаран вообще не нужно никаких документов — он считается спортивным снарядом. Но я всё это делал не для галочки — для себя и для того, чтобы супруга чувствовала себя спокойнее.
— Какой урок вы из своего путешествия для себя вынесли? Что-то, о чем вы не догадывались пока готовились, что-то, что пришло уже после похода?
— Основной урок, который я из этого всего извлек, что мир абсолютно открыт всем нам в плане взаимодействия с ним. Не нужно бояться делать. Нужно иметь внутреннюю свободу, чтобы просто взаимодействовать с миром, и тогда он будет откликаться. Мир открыт каждому! Все ограничения — в голове. Мы не были профессиональными яхтсменами, не ходили в экспедиции. Просто поставили цель, и за два с лишним месяца всё подготовили и вышли в плавание.
Само путешествие — это результат серьёзного внутреннего сдвига. Я понял, что упёрся в потолок, мне стало тесно в привычной жизни, и захотелось всё кардинально поменять. Но просто уйти с работы не так-то просто — нужно подготовить почву. Мы решились: два месяца подготовки — и вот мы уже на воде.
Из затрат — вышло более полумиллиона рублей, из них около 300 тысяч — свои, 200 — заняли у родителей. Это был не туристический тур, а самостоятельная экспедиция. Всё закупали сами: катамаран, электростанцию, рации, прочее оборудование. Первые пробные выходы сделали в августе, когда катамаран только пришёл. Я сам собрал его, сначала вышел на два километра — просто почувствовать.
— С каким чувством отходили от берега?
— Когда отходили от берега, чувства были смешанные: с одной стороны — эйфория, что мы сделали это, а с другой — груз ответственности. Я вёз жену, собаку, технику. Переживал за возможный оверкиль. Нужно сделать, отдельное отступление, касаемо именно катамаранов. У них есть одна очень такая интересная особенность, в отличие от килевых яхт. Она называется оверкиль. Он может перевернуться. И если обычная яхта килевая, она просто ложится под ветер и все, катамаран не обладает способностью крениться. И когда ветер пересиливает силу тяжести катамарана, он просто становится на один баллон и дальше либо он переворачивается, либо если хватает сноровки, ты успеешь ослабить парус. И вот этот момент я переживал очень сильно: когда катамаран переворачивается, мачта у него полая, она начинает наполняться водой. И перевернуть его обратно уже нереально. В нашем случае оверкиль грозил полным провалом всей экспедиции.
Вот все вот эти вещи, они у меня постоянно были в голове. Плюс, когда мы оставались на стоянке, не везде можно было вытащить его на берег. То есть, вообще, когда идешь двумя мужиками, то вытащить катамаран на берег проблем на составляет. Зашвартовал его и никакая непогода ему не страшна.
Но со мной была хрупкая Алена и наша такса, и в одиночку у меня не всегда получалось вытащить катамаран на сушу полностью. Пару раз было, что я его либо оставлял на мелководье, либо он был вытащен только наполовину. И ночью спишь, слышишь, поднимаются волны. Его начинает бить о берег. И сна нету. Ты переживаешь, как бы его об этот берег не разбило, не повредило. Все это достаточно нервно было.
— «Дальний Восток — земля приключений» конкурс многогранный, но одна из его главных целей — показать регион тем, кто думает, что это что-то дикое и недоступное. Хотя да, места тут дикие, но в этом и прелесть. Вот ваш фильм посмотрят, скажем, москвичи, скажут: «О, легко! Сядем на катамаран и поплывём». Что бы вы им сказали?
— В первую очередь, обратиться к нам за консультацией (улыбается). А если серьёзно, главное — это вода. Пресная вода. Можно сколько угодно говорить про фальшфейеры, солнечные станции и связь, но человек на 75% состоит из воды. И не дай бог оказаться на острове без неё. У нас был случай — вроде простая ситуация, но неприятная. Мы с Аленой на сапах добрались до острова Скрыплёва, хотели задержаться на 10 минут. Обычно я всегда беру с собой нож и огонь — зажигалку или спички. Всегда. А в этот раз решил, что «да ну, ненадолго же». И, как назло, поднялась плохая погода, не шторм, но на сапах точно не вернуться. И вот сидим мы на острове, воды литр, огня нет, ножа нет, и я ощущаю себя максимально уязвимым. С тех пор я чётко знаю: нож — лучше два, огонь, и вода. Без этого — никуда.
Поэтому, отправляясь в эту экспедицию, мы всё просчитывали. На троих, включая собаку, нужно 20 литров воды в сутки. Это и питьё, и еда, и гигиена. Мы взяли с собой 60 литров воды — этого хватало на трое суток. Потом пополняли запасы в заранее продуманных точках. Изучили, где родники, ключи, где можно набрать воду — и всё это отмечали заранее. Вода — это жизнь, и к ней относиться надо соответственно.
— Что скажете о беспечных туристах, которые приедут, возьмут в аренду катамаран и пойдут в море?
— Теоретически, можно. Но, по-хорошему, нужно хотя бы минимальное понимание. Хотел было сказать: «Надо выучить правила судовождения», но по факту — их почти никто не соблюдает. Мы как парусное судно по закону имеем преимущество на воде. Даже перед огромными катерами с мощными моторами. Потому что мы под парусом, зависим от ветра. Но на деле — всем плевать. И здесь важно не столько знание правил, сколько здравый смысл.
Если бы я, к примеру, сдавал катамаран в аренду, я бы обязательно разговаривал с людьми. Узнал бы, зачем им это: они хотят покататься ради спорта или просто устроить пьянку в заливе? Полностью подготовить человека невозможно, но хотя бы проверить мотивацию — это важно. Даже на сапах, казалось бы, безопасная штука — люди умудряются попадать в передряги. А в море — всё серьёзнее.
— Почему фильм о вашем путешествии называется «Дом»?
— Потому что мы хотели сломать стереотип. Дом — это не точка на карте, не квартира, не дача. Дом — это место, где ты чувствуешь любовь. Где ты заботишься о пространстве, как о чём-то своём. Мы, например, вывозили мусор из всех стоянок. Взяли с собой строительные мешки и набили четыре по 200 литров. Это тоже про дом. Если ты считаешь это место своим, ты за ним следишь, стараешься сделать лучше. Вот о чём фильм.
— Вы упомянули, что хотели изменить свою жизнь. Можно ли сказать, что участие в конкурсе вас в этом направлении «развернуло»?
— Думаю, да. Сам факт участия — уже толчок. Даже без победы — сам подход, сама подготовка, сам опыт. Мы с Аленой спорили во время подготовки, мол, зачем всё это. А я ей говорил: «Даже если не выиграем — снимем фильм. Он найдёт отклик, его увидят, это не пропадёт зря». И, как видите, не пропало.
— То есть конкурс стал для вас настоящей поворотной точкой?
— Однозначно. Мы победили в номинации, и пошёл мощный отклик. Телевидение, интервью — всего этого я не ожидал. Это стал мой первый кейс, как сейчас модно говорить. Первая точка опоры. Сейчас развиваю телеграм-канал, YouTube, монтирую новый ролик. И когда ко мне кто-то заходит на канал и спрашивает: «А ты кто вообще такой?» — вот мой ответ. У меня есть опыт, есть проект, есть продукт. Это уже портфолио.
— То есть вы действительно планируете менять профессию?
— Да, сейчас всё движется именно в эту сторону. Работаю над созданием блога, информационного продукта. Потому что без блога сейчас — никуда. Это и визитка, и портфолио, и точка входа для любой коллаборации.
Нам уже предложили стать амбассадорами местной компании — они делают туристическую одежду. Мы попробуем себя и в других проектах, с другими брендами. И это только начало.