В столице Хабаровского края состоялась торжественная церемония открытия полигона креативных компетенций. Он расположился в здании Хабаровского краевого института развития образования по адресу Советская, 24.
Кроме того, Полигон креативных компетенций поможет развитию кинематорграфа на Дальнем Востоке. В нем создана самая высокая на Дальнем Востоке циклорама для съемок. Это конструкция с плавным переходом между горизонтальными и вертикальными плоскостями, которая позволяет создать бесконечный однотонный фон.
Напомним, гостями форума креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» в Хабаровске стали более четырех тыс. человек. Мероприятие проходило с 1 по 3 августа. Деловая программа форума состояла из 78 мероприятий на четырех тематических площадках: «Стратегии», «Экономика», «Инфраструктура» и «Индустрии». В них приняли участие 225 региональных и федеральных спикеров.
— Эксперты «Востокгосплана» подсчитали, что в креативной экономике ДФО на данный момент 15,3 тысячи субъектов предпринимательства, если говорить языком отчётов. Примерно половина — это ИП, остальное — небольшие предприятия (до 10 сотрудников). То есть речь идет о нескольких десятках тысяч человек, занятых в секторе. Сегодня в России группировка видов креативной экономической деятельности (по ОКВЭД-2) включает 13 индустрий, практически все они представлены и на Дальнем Востоке.
В целом нынешний вклад креативщиков в экономику макрорегиона я оцениваю пока как скромный, но с огромным потенциалом. По нашим расчетам, около 50 млрд рублей выручки дали креативные индустрии ДФО в 2023 году. Это совсем не много. Можно сказать даже, что мало, но дело в том, что креативные направления помогают увеличивать добавленную стоимость в других секторах. Например, в туризме можно создать удобные системы навигации для прибывших в регион, наладить выпуск мерча, сувениров, - всего, что связано с брендом территории. Это порой способно удвоить ценник пребывания для туриста. Не то что мы прямо заставляем гостя больше тратить, нет, он просто получает возможность выбора.
Я сам активный турист, который любит покупать что-то произведенное на территории, и мне не всегда есть что привезти с Дальнего Востока.
По моим оценкам, благодаря креативным индустриям только в туризме мы можем дополнительно зарабатывать 150 миллиардов рублей в год — в масштабах всего Дальнего Востока. Это конкретные идеи по увеличению туристического потока, по созданию таргетированной сувенирной продукции, по созданию новых арт-объектов, которые станут точками притяжения.
— Что же мешает креативной индустрии Дальнего Востока расти «как на дрожжах»?
— Прежде всего — это низкая плотность населения, потому что креативность чаще развивается в других масштабах. Второе — недостаток инфраструктуры. Были случаи, когда уже проявившие себя ребята выпрашивали у властей помещение под арт-центр, а чиновники: «А что с этого будет? А как будет окупаться?».
Вся креативная история - сугубо рыночная, она не любит госконтроль. Конечно, надо выбирать правильные формы. Учитывать плотность творческого сообщества, определять места под арт-пространства, потому что зима длинная и суровая.
Кроме того, нужен, наверное, активный лоббист на рынке. Как раз государство и могло бы быть таким лоббистом, частично, не полностью.
И ещё очень важны навыки работы с внешним рынком: трансграничные возможности у большинства представителей креативной индустрии очень слабенькие, не получается у них торговать за рубежом, хотя это люди высокообразованные, знают английский язык, некоторые и китайский, японский.
А ведь под боком такой огромный китайский рынок! Востокгосплан проводил исследование, посвящённое арт-индустрии на Дальнем Востоке, мы беседовали с очень многими нашими мастерами и представителями арт-бизнеса. В том числе – с коллекционером, директором музея русского искусства в КНР Лю Минсю. Так вот, у него тысячи картин русских художников! Тысячи!
— Но где, скажем, креатив и где необходимость стать субъектом внешнеэкономической деятельности? Кто из творческих людей осилит все эти процедуры, чтобы стать экспортёром?
— Нужны посредники, конечно. Продюсирование. То есть, не они сами — творцы и художники — должны этим заниматься, должны быть квалифицированные посредники. Те, кто имеет все разрешения, сертификаты, связи и т.п.
— Это модное слово «кластер». На прошедшем недавно в Хабаровске креативном форуме много говорилось о необходимости создания «креативных кластеров». Что, никуда без кластера?
— Это хороший экономический термин, он означает выращивание разветвлённой индустрии. Это совершенно оправдавшая себя зарубежная практика, когда формируется система компаний, которые друг друга знают, поддерживают, обеспечивают специализированным оборудованием, сырьём, материалами и работают вместе, создавая таким образом большую стоимость.
Есть классические работы известного экономиста Майкла Портера, они мне очень нравятся — о конкуренции, в которых он рассказывает, как вырастала итальянская промышленность производства стройматериалов, плитки.
Там не было никаких предпосылок, ничего, кроме желания делать плитку, как у древних римлян. И семь семей, которые соперничали друг с другом, кто круче, кто богаче и у кого лучше продукт. Они заказывают оборудование, каждый раз все более продуктивное у других фирм, у других семей. Находят какую-то там белую глину, вообще в других местах, не в Италии даже, и завоевывают мировые рынки.
Вот вам, пожалуйста. То есть ноль предпосылок, а результат — покорение мира.
— Но это, получается, конкуренция? Где тут кластер?
— Там основа конкуренции — именно кластер: семь семей, производители уникального оборудования, цепочка создания стоимости и дистрибуции... Кластер в чистом виде.
— Бытует такая гипотеза, что уже сейчас, когда только складывается так называемый каркас креативной экономики Дальнего Востока, нужно внедрить эдакую специализацию регионов, диверсифицировать их креативные начинания. Что Вы по этому поводу думаете?
— Я думаю, что всё естественным образом к этому и придёт. В качестве примера: в Хабаровске у нас уже есть основа мультипликационной сферы, создается школа, возникает движение вокруг, в Якутске отличный IT-сектор и киноиндустрия, в Приморье – мода и тоже IT-сектор неплохой и это здорово, вот у нас два таких центра.
А вот в Забайкалье говорят: «Мы хотим войти в приоритетные сектора, мы тоже хотим стать IT-центром!». А с чего стартовать? Там нужно вложить огромные средства и силы, чтобы что-то получилось в IT. Может и не надо? А надо, может, выбрать туризм и креативный сектор, связанный с туристической отраслью? Подключить народные промыслы, обращение к традициям и так далее? Забайкалье и соседняя Бурятия – регионы, где развита арт-сфера, они дали миру таких мастеров, как Даши Намдаков и Зорикто Доржиев.
— Какие ключевые рекомендации Вы бы дали в плане поддержки развития креативных индустрий на Дальнем Востоке?
— Первое - конечно, развитие и поддержка креативных пространств. Это не обязательно должен быть дорогой девелопмент. Во всем мире задействуют ревитализацию старых промышленных объектов, например.
Второе — это поддержка событийных историй. Сейчас их мало. Нужны выставки, фестивали, нужна поддержка галерейной деятельности.
Далее — обучение кадров. Не надо с нуля что-то создавать, надо креативные школы искать. Обучение стандартное и обучение креативных людей - разные вещи. Ты либо учишься изображать яблоко, либо учишься изображать идею яблока, вкус яблока. Это же совершенно разный подход к мироощущению, к созданию чего-то нового.
Нужно в части подготовки кадров не забывать про продюсерскую функцию. Чтобы был продюсер, который думает о рынке, о масштабировании. Может быть, аккуратный госзаказ. Сейчас развивается очень интересная дискуссия, нужен ли госзаказ в искусстве, потому что он может испортить художников, закормить грантами или что-то навязать, какую-то нетворческую точку зрения. Опыт Советского Союза в этом плане накоплен обширный и он очень противоречив. Есть такой риск, поэтому здесь надо очень осторожно подходить, и я бы рассматривал госзаказ, как временную необходимость.
И ещё важный механизм, которому необходимо уделить внимание — защита авторского права и обучение защите авторских прав, потому что в этой сфере всё очень непросто. Единицы знают, как запатентовать продукт своего творчества, образец, софт. В массе творцы совершенно не думают об этом.
И нужна поддержка продюсирования, масштабирования продуктов, какие-то специальные формы экспортной поддержки, консультирования.
В целом тут ещё много вопросов, мы находимся в процессе созидания, поэтому некоторые аспекты раскрываются, как говорится, по ходу дела.
В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.
Одним из ключевых событий форума «Создано на Дальнем Востоке» стал питчинг креативных проектов. Девять участников представили свои идеи, которые, как убеждены их авторы, в случае реализации улучшат жизнь на Дальнем Востоке. Оценивал презентации экспертный совет, возглавляемый гендиректором Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым. Вместе с ним судьбу проектов решали хабаровский девелопер, координатор дальневосточного подразделения «Деловой России» Денис Грось, театровед и театральный критик Нина Шульгина и другие эксперты. На выступление каждому участнику отводилось ровно пять минут. За это время необходимо было убедить потенциальных инвесторов в целесообразности и жизнеспособности своей идеи.
«Аллея медуз и лопухов»
Кирилл Ермоленко, приехавший из Южно-Сахалинска, представил проект, призванный повысить туристическую привлекательность островного региона. По его задумке добиться этого можно, вписав в городскую среду скульптурные формы характерных для Сахалина представителей морской фауны и растительности: морского котика, осьминога, ежа. А в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина предполагается построить две аллеи: медуз и лопухов.
Тела медуз автор проекта предлагает сделать из светопропускающего акрила, а щупальца из стекловолокнистого материала. В праздничные дни цвет свечения может меняться, создавая различные световые эффекты. Лопухи для аллеи также должны быть изготовлены из светопроницаемого материала с установленными внутри светодиодными модулями на 256 тысяч цветов свечения. В вечернее время активизируется световое шоу по сценарию.
– Мы считаем, что это нужно и жителям города, чтобы идентифицировать себя с теми природными особенностями, которые существуют на Сахалине, и для повышения узнаваемости самого бренда Сахалина для туристического потока, – говорит Кирилл Ермоленко.
По прогнозу, проект поможет увеличить туристический поток в ближайшие три года на 20 процентов. А окупится он через четыре года. На реализацию идеи необходимо от 15 млн рублей.
«Искусство Востока» – современная художественная керамика
Хабаровский бизнесмен Владимир Намаконов предлагает запустить производство керамики — от фарфора до обычных изделий из глины. На Дальнем Востоке такого рода производств практически не осталось.
– Завод в Хабаровске закрылся в 2005 году. Завод в Приморье закрыли в 2007 году. На сегодняшний день ближайшее предприятие, которое производит керамические изделия, находится в Иркутске, – отметил во время своей презентации Владимир Намаконов.
Для воплощения идеи предпринимателю необходимо финансирование на покупку оборудования, станков. Средства пойдут также на обучение мастеров. С кадрами в этой сфере тотальный дефицит. Меж тем, потребность в посуде в Хабаровске и за его пределами велика — одна только ресторанная индустрия могла бы обеспечить внушительную часть заказов.
На запуск производства необходимо 34 млн рублей. Примерно треть у автора проекта есть, и он готов рискнуть этой суммой.
ИИ и искусство
«Лаборатория нейросетевого искусства» – так называется проект, который придумал актер и режиссер из Хабаровска Виталий Федоров. Опыт в этой сфере у него уже есть — при помощи трех нейросетей он написал гимн для первых международных студенческих игр «Молодость Приморья».
Но творческому хабаровчанину хочется пойти дальше и повести за собой подрастающее поколение. В рамках лаборатории можно больше экспериментировать, «штурмить» командой и создавать продукты, сгенерированные роботом и человеком. Результат сотворчества, весь сгенерированный цифровой контент, можно будет увидеть на выставке-фестивале.
На реализацию необходимо три миллиона рублей, половина суммы уже собрана.
Фильм о креативщиках для креативщиков
Документальный фильм-исследование «Как думают креативные лидеры Дальнего Востока» предложил создать Александр Фаткулин из Владивостока, руководитель видеопродакшена ФАЗА. Автор проекта уверен, что фильм станет своеобразным сборником историй успеха и инструкцией как развиваться на родной земле, пусть и значительно отдаленной от центра России.
– Участники посредством фильма смогут раскрыть и передать способ мышления и картину мира другим. Мы хотим, чтобы творческие люди не уезжали с Дальнего Востока, хотим создать позитивный настрой, – подчеркнул Александр Фаткулин.
Свои взгляды и практики для достижения успеха расскажут 15 героев. В полнометражный фильм войдут интервью, постановочные и репортажные съемки, дополненные графикой, элементами докудрамы, публичными обсуждениями.
Картину планируют распространять через соцсети, онлайн-кинотеатры и фестивали.
Граффити-фест во Владивостоке
Дальневосточный фестиваль уличного искусства Graffest предложил создать Максим Расторгуев из Владивостока. Цель – объединить опытных и начинающих художников уличного искусства и реабилитировать граффити. До сих пор многие ассоциируют эту разновидность стрит-арта с вандализмом. Подрастающее поколение будут учить рисовать не только шрифты, но и персонажей.
Фестиваль будет проходить сразу после ВЭФ. Участники «забьют» огромную стену и превратят ее в яркую достопримечательность.
— Почему именно осень? По всей стране в это время уже холодно рисовать, хуже условия. А у нас – классно! Бабье лето! – объяснил Максим Расторгуев.
Фестиваль поможет увеличить турпоток, считает автор. Участники будут приезжать со всей страны. Необходимое финансирование – 20 млн рублей. Эту сумму эксперты назвали завышенной и порекомендовали доработать проект.
«Бери ресурс»
Алла Джан-Ша на питчинге предложила сделать продолжение своего проекта «Бери ресурс». Он «выстрелил» в 2023 году и был придуман для того, чтобы помочь инициативным хабаровчанам в реализации их идей.
— «Бери ресурс» — это такой проект в проекте, рассказывает Алла Джан-Ша. — Он служит первым пристанищем для тех, у кого есть идея, но кто не знает куда с ней обратиться: в мэрию, к бизнесу, к каким-то общественникам. И вот остаётся человек один со своей прекрасной может быть идеей.
И мы говорим таким людям: «Приходите к нам!». У нас в сообществе есть самые разные специалисты и эксперты: бухгалтеры, юристы, режиссёры, предприниматели. Они могут научить или поделиться — не деньгами, но каким-то ресурсом: техникой, площадкой, информацией. Кому-то надо помочь написать грант, кому -то нужна аппаратура для профессиональной аудиозаписи, а ещё кому-то нужен цветной принтер или публикация в СМИ. Мы это и организуем.
«Музей Переселенцев»
Создать историко-культурный интерактивный проект «Музей Переселенцев» предложила хабаровчанка Елена Карпова. В свою презентацию она вложила личную историю: 97-летняя бабушка рассказывала ей, четырёхлетке, как плыла из Одессы во Владивосток на пароходе, как впервые увидела во время этого путешествия людей с чёрной кожей. В школе учителя не верили в истории Лены и называли их байками. Став взрослой, женщина провела целое расследование на основе архивов и нашла изображение того самого парохода.
— Оказалось, что действительно моя бабушка плыла на пароходе мимо Африки. Истории других переселенцев тоже сохранились, и они тоже важны для потомков, — говорит Елена Карпова.
По словам хабаровчанки, история Дальнего Востока очень тесно связана с историей наших близких людей. Поэтому экспонаты планируемого «Музея переселенцев» – это семейные рассказы, которые горожане, также как сама Елена превратили из «баек» в документально подтвержденные истории
Для реализации проекта необходимо порядка шести млн рублей. Это покупка оборудование с ПО, аренда помещения, зарплата сотрудников. Окупится проект по подсчетам за два с половиной года.
Проект Елены стал одним из трёх, получивших финансирование. Его особо выделил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
— Идею музея переселенцев Елена озвучивала на встрече около двух дет назад. Мне запомнился тот разговор, я неоднократно о нем вспоминал и переживал, что так и остался он разговором, как это часто бывает. И тут такая встреча! Не удержался, даже обнялись на радостях, – поделился Роман Карманов.
Хабаровский девелопер, руководитель деловых объединений Денис Грось, который находился в числе экспертов, отметил пару идей. Он попросил связаться с ним Александра Фаткулина и Аллу Джан-Шу и поговорить более предметно насчет необходимой суммы на проект. Кроме того проект «Бери ресурс» заметили в Корпорации развития Дальнего Востока и предложили масштабировать его на весь ДФО.
Те, кто не получил финансирование, все равно получили свой профит.
— Подобная защита проектов – это, с одной стороны, хорошая тренировка. Правда из-за того, что времени мало не всё успеваешь рассказать. Но для меня огромный плюс, что это творческое комьюнити. Ко мне потом множество людей подошли и сказали, что делают классные вещи. Мы обменялись контактами и может из этого родится что-то новое и крутое, — отметил автор проекта «Лаборатория нейросетевого искусства» Виталий Фёдоров.
Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.
Более 200 спикеров и тысячи гостей мероприятия объединила площадка кинотеатра «Океан», где обсуждалось будущее креативных индустрий на стыке творчества и технологий. Уже сегодня в городах Дальнего Востока арт-кластеры, культурные пространства становятся центрами развития кинопроизводства, архитектуры, моды, информационных технологий, гастрономии, народных ремёсел.
Креативную экономику составляют товары и услуги, которые являются результатом интеллектуальной деятельности. И перед органами государственной власти стоит задача нарастить их долю в российском ВВП до 6% и 15% занятых к 2030 году. Как это сделать, обсудили участники сессии «Креативный спринт: культурная политика». Лучшими практиками делились министры, ответственные за развитие креативных индустрий в регионах Дальнего Востока.
Как отметила Надежда Преподобная, после «Российской креативной недели-2022» в Красноярске было сделано немало. Одним из главных событий стало подписание президентом указа «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики», закрепляющего механизмы поддержки креативных индустрий в Российской Федерации. Регионы РФ могут привлекать средства по линии Минэка, президентские гранты, использовать инструмент дальневосточной концессии, чтобы создавать творческие кластеры, организовывать событийные мероприятия, строить музеи и театры.
«В рамках федерального проекта «Придумано и сделано в России» министерство культуры координирует создание и дальнейшее функционирование школ креативных индустрий, центров прототипирования и инклюзивных творческих лабораторий. Эта работа ведётся в регионах, и за прошедший год нам удалось добиться серьёзных подвижек», - сообщила Надежда Преподобная.
Одним из лидеров в области развития креативных индустрий является Якутия, известная сегодня не только как «алмазное сердце России», но и центр кинопроизводства на Дальнем Востоке. Якутское кино вышло на федеральный и международный уровень – весь мир смотрит фильмы о жизни кочевников якутской тундры, семейные драмы и фильмы ужасов с аутентичным якутским колоритом. Фильм «Ага» победил в номинации «Лучший фильм» международного кинофестиваля «Фаджир» в Тегеране. Кинолента «Пугало» завоевала главный приз на французском кинофестивале «Quand les Russes».
«Феномен» якутского кино министр культуры и духовного развития Якутии Юрий Куприянов назвал результатом долгой кропотливой работы.
«Поддержка кинопроизводства является важной частью креативного сектора в регионе. У нас есть свой якутский зритель. Внутри Республики мы привлекаем огромное количество денег, чтобы ребята из кино делали бизнес. Уложились в 5 млн субсидий, сняли фильм - прокат сделали 20 млн, дальше работают сами. Ежегодно в Якутии порядка 80 млн рублей направляются на поддержку будущих кинопроизводителей», - рассказал Юрий Куприянов.
Резиденты технопарка Якутии разработали кинопроектор «Extra cinema», который стоит порядка 600 тысяч рублей и позволяет показывать фильмы с минимальными затратами. Власти Якутии профинансировали проект и открыли 27 кинозалов, чтобы «важнейшее из искусств» было доступно в самых отдалённых населённых пунктах на больших экранах.
По словам Юрия Куприянова, во всех субъектах ДФО, которые получают более 10% дотаций от бюджета, существуют ограничения, не позволяющие напрямую финансировать кинопроизводство полного цикла. Однако сегодня есть поручение президента, которое может снять этот барьер.
Примечательно, что экосистема креативного сектора Якутии считается одной из самых эффективных и развитых на Дальнем Востоке. В процессе строительства находится «Арктический центр эпоса и искусств», который должен стать объектом культурного наследия мирового уровня. Проект полностью профинансирован министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В 2024 году стартует строительство «Высшей школы музыки».
На территории бывшего мясокомбината создан крупнейший в ДФО креативный кластер «Квартал труда». Сегодня это 70 резидентов и более 14 тысяч кв. метров для производства кино, анимации и цифрового контента. Инициативу по созданию кластера поддержал вице-премьер, полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев.
В помещениях бывшего мясокомбината теперь производят пищу духовную - здесь проводят выставки, конференции и концерты. «Квартал труда» стал первой площадкой территории опережающего развития для креативных индустрий, к 2025 году совокупная выручка его резидентов должна составить не менее 5 млрд рублей.
«Хэб Хаб» в Бурятии
Успешным опытом поделилась и министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева. В Республике функционирует арт-пространство «Хэб Хаб». Среди его резидентов – архитектурное бюро, фотостудия, мастерская по реставрации мебели, книгоиздательский проект «Буряад-Монгол Ном», смм-агентство, школа бурят-монгольской каллиграфии, швейные мастерские, ювелирная мастерская, различные медийные проекты, 10 мастерских художников, студия йоги. Проекты успешно монетизируются.
«Молодёжи на Дальнем Востоке нужна не столько карьера, сколько самореализация. Наша общая и моя личная задача - искать людей, которые готовы реализовать себя в нашем проекте. Мы также привлекаем предпринимателей, которые предоставляют площади для организации культурных событий, потому что классические музеи многим не подходят», - рассказала Соёлма Дагаева.
Центром развития искусств стала также арт-резиденция «Баргужин-Токум».
Привлекать таланты на территорию арт-пространства помогают различные конкурсы и фестивали.
В рамках проекта «Межрегиональный симпозиум деревянной скульптуры «Генезис»» начинающих авторов обучают современному искусству. Причём на территории этнографического музея Республики можно встретить удивительные произведения не только местных мастеров. Например, деревянный конь из обожжённых досок – «Старообрядческий конь встаёт на ноги» - дело рук автора из Архангельска, который увлёкся темой ссыльных старообрядцев в Бурятии.
Лучшие проекты получают стипендии правительства Республики.
На фестиваль унтов в Забайкалье
Одним из лидеров по развитию креативных индустрий можно назвать и «вотчину Чингисхана» Забайкалье. Здесь создана богатая база для развития событийного туризма. Тысячи гостей привлекают фестиваль этно-моды «Золотая нить наших предков», забайкальская биеннале изобразительного искусства и дизайна «Пространство и ракурсы». Продажи аутентичных меховых сапог в рамках «Фестиваля унтов» приносят порядка 1,5 млн рублей за день.
Одним из самых ярких событий также стал «Международный баттл оружейников». В Забайкалье создаётся практическая среда для оружейников и ювелиров. При поддержке правительства Республики проект развивается усилиями его идейных вдохновителей. На базе мастерской скоро откроется школа бурятского искусства «великого оружейника» Жигжита Баясхаланова. Там будут обучать оружейному, лучному, ювелирному делу, бурятской живописи «Буряад зураг», монгольской письменности и грамоте бурятского языка.
В Чите стартовал проект креативной деревни «Тужи» - победитель первого конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив, один из будущих центров этнографического туризма. Здесь создаются четыре локации – производства бурятских юрт, изготовления унтов, создания авторских кукол и культурный цех.
В том числе благодаря яркой событийной повестке туризм в Забайкалье продолжает расти. С 2018 года количество туроператоров в регионе выросло с 88 до 132 компаний в 2022 году. Количество занятых в сфере туризма увеличилось с 5315 до 7185 человек.
«Якутское кино сложно превзойти, но не будем забывать, что Забайкалье - родина Александра Яковлева и братьев Соломиных. Мы поддерживаем кинопроизводство и выделили 25 млн рублей на поддержку фильма «Озеро детства», в котором сыграли Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, Евгения Короткевич», - рассказала министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович.
Каждый регион ДФО может сегодня поделиться успешными практиками развития креативных индустрий. В Приморском крае запустили проект по трансформации библиотек, планируется создание крупного арт-кластера.
В Хабаровском крае на средства президентского гранта реализован проект по развитию анимации в студии детского творчества, в этом году открывается школа креативных индустрий. А кроме того, регион одним из первых воспользовался инструментом дальневосточной концессии для реализации масштабных проектов в сфере культуры. На выделенные средства построят новое здание Дальневосточного художественного музея и современный детский центр в сельском поселении Бычиха.
Губернатор Камчатки на днях представил концепцию проекта арт-кластера, который объединит флагманские проекты креативных индустрий.
В Сахалинской области успешно функционирует арт-резиденция «Маяк», где работают представители творческих профессий и предприниматели в сферах искусства, музыки и ремёсел.
Школа креативных индустрий готовится к открытию в ЕАО.
Культура должна аккомпанировать экономике, отметила Надежда Преподобная, подводя итоги сессии.
«Мы находимся в самом начале пути развития креативных индустрий и вместе рисуем «карту», где каждый день возникают новые тепловые точки. Надеюсь, у нас будет больше возможностей для подобных обсуждений. А если говорить о развитии кино, то кто мешает регионам ДФО объединиться и сделать общий проект кинопроизводства? Конечно, здесь нужны средства, но примерно через месяц мы будем принимать заявки на предоставление финансирования», - обратилась Надежда Преподобная к участникам дискуссии.
На протяжении трёх дней лучшими практиками делились лидеры в области креативных индустрий, получившие признание на федеральном уровне.
Так, основатель и соорганизатор фестиваля дизайна, архитектуры и искусства Vladivostok design week Даниэла Пика рассказала о проекте школы предметного дизайна, где создают продукты с уникальным дизайн-кодом от посуды и столовых приборов до предметов декора и мебели. Проект стартовал в прошлом году, но уже привлёк большое количество участников. Выпускники школы получили престижные дизайнерские премии конкурса «Придумано и сделано в России».
Предметы из коллекции «Море-лёд», созданной на основе впечатлений от зимнего моря Владивостока, кухня-сундук в китайском стиле получили высокие оценки не только экспертов, но и потребителей.
«В условиях нехватки профильного образования по предметному дизайну во Владивостоке мы предлагаем мебельным мастерским выйти на принципиально новый уровень производства и научиться создавать качественные авторские предметы под кураторством лучших преподавателей самых известных российских вузов», - делится Даниэла Пика.
Огромное количество больших и маленьких проектов зарождается вокруг креативных лидеров и масштабируется с помощью государственной поддержки. Один из ярких примеров – проект художницы Марии Намоловой в Улан-Удэ «Комната». Это перфоманс-экспириенс, когда человек остаётся в комнате наедине с собой, кистями, красками и может свободно выражать эмоции, занимаясь «художественным вандализмом» с помощью красок на стенах.
«Я делаю то, что слишком легко для художника, но сложно для маляра», - говорит девушка.
«Комната» нашла своё применение в арт-терапии, к проекту присоединились профессиональные психологи, и сегодня он успешно монетизирован.
Культура на экспорт
В рамках форума было подписано соглашение о взаимодействии между министерством культуры России и Федерацией креативных индустрий.
Глава Федерации Игорь Намаконов напомнил о принципах развития креативной экономики. Основные составляющие здесь – региональные экосистемы взаимодействия деятелей креативных индустрий, человеческие ресурсы, взаимодействие с государством, популяризация, инфраструктура и анализ. Необходимо создавать информационную и статистическую базу для формирования повестки дальнейшего развития сектора. И одна из важнейших задач – экспорт товаров и услуг.
Эльвира Нургалиева напомнила, что креативная экономика – это прежде всего возможность создавать условия для самореализации отдельного человека, чтобы он комфортно, счастливо жил на территории и развивал свою малую родину. «Мы питаем надежду и видим огромный потенциал именно в креативных отраслях для развития потенциала на Дальнем Востоке», - подчеркнула она.
Напомним, что "Российская креативная неделя" проводится с 2020 года, это крупнейшее федеральное событие в сфере креативных индустрий. Форум объединяет представителей всех креативных направлений страны, является одним из ключевых двигателей институциональных изменений индустрии в России, в реализации экономического, научного и технологического потенциала страны.
Форум проводится АНО "Креативная экономика" совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Форум «Российская креативная неделя – Дальний Восток» начался с презентации потенциала Якутии. О достижениях региона рассказал его глава Айсен Николаев. Креативные индустрии за несколько лет стали значимой частью экономики республики. Вместе с тем растет и объем инвестиций в Якутию. О том, какие результаты достигнуты в этом направлении, в комментарии Ленскому клубу поделился эксперт Центра прикладных исследований и программ Арсений Беленький.
«Рынок креативных индустрий гигантский. К сожалению, до последнего времени на нем преобладали компании с иностранным участием. В Якутии, на мой взгляд, создана уникальная «экономика творчества», которая рождает продукт, крайне востребованный для населения всей страны. Возьмем в пример якутское кино. Я вижу, как каждый год фильмы местных режиссеров становятся кассовыми, собирают значительно больше, чем в них было вложено. Они стали не только окупаемыми, но и прибыльными. Не зря Минвостокразвития заявило о намерении использовать дальневосточную концессию для развития киноиндустрии республики. Это показательное отношение. Все это стало возможным благодаря вниманию со стороны региональных властей. В прошлом году они первыми в стране открыли креативный кластер [«Квартал труда»], распространив на него льготный режим Территории опережающего развития (ТОР). То есть преференции действуют не только у промышленных компаний.
Если говорить в целом о привлечении финансовых ресурсов, то за пять лет республика добилась выдающихся успехов. Когда Айсен Николаев возглавил регион, Якутия находилась на 52-м месте в рейтинге АСИ по инвестиционному климату. По итогам прошлого года она уверенно закрепилась на 13-й строчке. Стоит отметить, что республика по регуляторным правилам и законам в принципе на равных с субъектами Дальнего Востока. Поэтому ее движение вверх в этом рейтинге определяется в первую очередь грамотными оперативными действиями команды Айсена Николаева. Важно, что она умело используют те программы, которые предлагает федеральное правительство. И в сумме это дало такой результат.
Только с начала этого года в ТОР «Якутия» пришли пять новых резидентов. Это связано с эффективно работой руководства региона, отсутствием лишней бюрократии. Видно, что республика заинтересован в инвестициях, в том, чтобы они приходили без различных препон и волокиты – компании буквально за полгода могут оформить все документы, чтобы попасть во все стимулирующие программы. Это кажется легко, но, как мы видим, в большинстве регионов не так просто реализуемо.
Отдельно отметил бы обнародование в прошлом году инвестиционной декларации, где руководство республики обозначили все гарантии и обязательства перед бизнесом. Инвесторы бывают разные, многие приходят из совсем отдаленных территорий, в том числе столицы. Для них важно иметь достоверную, оперативную информацию об условиях, возможностях инвестирования. Крайне трудно в ручном режиме общаться с каждым инвестором, поэтому чем больше открытость, тем шире входные ворота.
Если смотреть на итоги 2022-го года, то был привлечен рекордный объем инвестиций – 616 млрд рублей. Почти на 30% больше, чем годом ранее, хотя это совпало с беспрецедентным санкционным давлением на экономику нашей страны. В большинстве своем, это накопленный эффект предыдущих лет работы главы республики и правительства региона. То есть превалирующая часть этих инвестиций не связана с введением санкций. Это проекты, которые долго разрабатывались. Масштабные и важные не только для республики, Дальнего Востока, но и всей страны. А вот уже в этом году, мы ожидаем, что пойдет еще больше инвестиций: они будут нарастать в связи с санкциями: бизнес, который ранее занимался вложением в иностранные активы, сейчас будет инвестировать внутри страны.
Все это подтолкнет рост рабочих мест. Только сейчас из запланированных 13 000 вакансий создано 9 300 – существенное количество, поскольку во многих регионах этот процесс идет намного медленнее. На мой взгляд, их открытие – краеугольный камень развития территорий. Квалификация этих специалистов выше, зарплата этих специалистов больше, чем в среднем по экономике. Это позволяет вкладываться в семью, своих детей, быт.
В стратегическом плане важна тенденция к переориентации многих экономических процессов на Восток. И тут Якутия является одним из ключевых регионов. Самые большие сегодня инвестиции, закономерно, я считаю, будут от КНР. У этой страны есть феноменальная по объему программа «Один пояс – один путь». В ее рамках предполагаются существенные инвестиции за пределы Китая. И тут Якутия потенциально выгодный партнер. Поэтому стоит ожидать существенных вливаний, прежде всего, в инфраструктуру, рост прямых иностранных инвестиций в республику. Может быть, даже в геометрической прогрессии».
Про ассоциации говорил и глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Многие, кстати, отмечают, что именно с его приходом северная республика получила развитие в IT-сфере. Сам он, судя по всему, за некую точку отсчета успешного развития отрасли считает победу на Московском международном кинофестивале в 2018 году, а также, когда компьютерные игры, написанные якутскими «айтишниками», вышли на мировые рынки. После такого успеха в республике решили активно развивать креативную индустрию и написали концепцию ее развития.
Самый креативный регион
Четыре года спустя – новый успех: по итогам российской национальной премии в сфере креативных индустрий Russian Creative Awards проекты, представленные Якутией, были признаны лучшими в номинации «Креативный регион». Причем, дальневосточники обошли здесь такие именитые регионы, как Татарстан, Красноярский край, Нижегородскую и Тюменскую области.
Премию получал глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, причем, из рук мэра Москвы Сергея Собянина – в прошлом году победителем в данной номинации была именно столица. Согласитесь, символично забрать пальму первенства у столицы.
Айсен Николаев получает «переходящий кубок» от Сергея Собянина
Справка: Russian Creative Awards — единственная в мире премия, охватывающая все креативные отрасли. Это высшая награда для креативного сообщества страны, которая ежегодно вручается за вклад в развитие креативного сектора экономики. В премии 10 номинаций – это не только проекты и персоналии года, но также креативные пространства и образовательные проекты.
Всего в конкурсе участвовали больше двух тысяч заявок, но в финал прошли лишь 50, которые и поборолись за лидерство в 10 номинациях: «Человек года», «Меценат года», «Открытие года», «Событие года», «Креативное пространство года», «Цифровой проект», «Образовательный проект», «Культурный код», «Креативный социальный проект», «Креативный регион».
Члены жюри отметили, что самый большой регион страны стал лидером сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это наибольшее количество инициатив, которые получили федеральное распространение, при этом республике налажена лучшая в стране система поддержки тех самых креативных индустрий.
Церемония вручения премии Russian Creative Awards
Речь идет, конечно же, о первом созданном в нашей стране креативном кластере с режимом территории опережающего развития (это дает резидентам налоговые льготы), и где находится самый активный предпосевной венчурный фонд, а также крупнейший на Дальнем Востоке IT-Парк. Идея создания подобного парка настолько понравилась курирующему Дальний Восток вице-премьеру Юрию Трутневу, что он поручил масштабировать данную практику на весь ДФО.
IT-куб в Якутске
Еще одна интересная практика, которая имеет все шансы стать всероссийской: в Якутске открыли первый и единственный на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал труда». Согласно трендам, запустили его на месте заброшенного мясокомбината - пятиэтажное здание общей площадью 14,6 тыс. кв. метров. В нем разместятся более 150 резидентов, работающих в области IT, анимации, моды, дизайна, музыки, компьютерной графики, изобразительных искусств, фото и видеопродакшена.
Якутское кино
Разместятся в нем и «киношники». Якутское кино – отдельная тема для разговора. Это сегодня оно имеет определенную известность в мире (да-да, уже), но еще 15 лет назад это было сугубо локальным продуктом.
В 2007 году я впервые столкнулся с якутским кино, когда в Якутске пошел в кинотеатр «Центральный» на премьеру какого-то художественного фильма местного режиссера. Сюжет был незатейливым: парень из улуса приезжает в Якутск учиться, борется с бытовыми трудностями и хулиганами, находит первую любовь… Все это тогда мне чем-то напомнило индийский Болливуд, и сильно удивило, что фильм был на якутском языке с титрами на русском. Кстати, русских в полном зале было лишь трое.
Сегодня якутское кино один из брендов республики. Этим летом, к примеру, фильм «Дьулуур. Мас-рестлинг» был лидером проката в стране (хотя, безусловно, здесь свою роль сыграло и то, что в российских кинотеатрах не увидишь теперь мировые премьеры).
постер фильма «Дьулуур. Мас-рестлинг»
Справка: «Дьулуур. Мас-рестлинг» - спортивная драма якутского режиссера Валентина Макарова, в которой помимо сюжетной линии, где молодой парень пытается заработать, чтобы вытащить из детского дома свою младшую страну, популяризируются такие якутские национальные явления и события, как праздник лета Ысыах и мас-рестлинг – борьба, где спортсмены, сидя друг к другу лицом, перетягивают палку.
Осенью прошло первое заседание единой Дальневосточной кинокомиссии, она также была создана по инициативе Якутии. Всерьез идет речь о программе дальневосточных кинорибейтов, по которой на производство кино на Дальнем Востоке государство будет субсидировать половину затрат.
Показательно и то, что на фоне общего спада на рынке IT-специалистов (число предложений в IT-сфере на Дальнем Востоке по данным hh.ru снизилось на 20%, а в целом по стране на 30%) в Якутии на 22%, отмечается рост предложений IT-вакансий. При этом растет не только количество, но и качество этих самых предложений, так что не исключено, что мир еще не раз услышит не про холодную, а про цифровую Якутию. У региональных властей на этот счет – «планов громадье». И кто знает, может быть, вслед за «самой ожидаемой видеоигрой в мире» (такую характеристику якутяне дают игре The Day Before, в разработке которой принимают участие IT-разработчики из Якутии) на мировом рынке появится и другая цифровая продукция с маркировкой Made in Yakutia.
Развитие Дальнего Востока является одним из приоритетов экономической политики России. Неосвоенные территории, свободные ниши на рынке и отсутствие инфраструктуры следует рассматривать не в качестве недостатка региона, а с позиции перспективных стартовых условий для запуска бизнеса. Сейчас реализуется широкий спектр мер поддержки коммерческих и социально-значимых проектов, которые стимулируют активность в дальневосточной части страны и определяют главные тренды изменений в регионе. Необходимо лишь грамотно подойти к вопросу и решиться осваивать Дальний Восток. В арт-кластере «Таврида» в рамках образовательного заезда «В эфире» прошла арт-школа, посвященная развитию регионов ДФО, которая объединила инфлюенсеров, блогеров-путешественников, предпринимателей, маркетологов, PR-специалистов, представителей арт-сообществ, дизайнеров и представителей туристического сектора. Вместе с экспертами они обсудили возможности для предпринимателей в дальневосточном регионе.
Основные направления экономической политики отражены в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Ее целью стало ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока и повышение качества жизни людей. Среди конкурентных преимуществ Дальнего Востока выделяют экономико-географическое положение в непосредственной близости к самому большому в мире и быстро растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие крупнейших запасов природных ресурсов и научно-образовательного потенциала.
Особое внимание потенциальным предпринимателям следует обращать на меры поддержки и льготы, предусмотренные на Дальнем Востоке. К примеру, в территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Резидент имеет право на ряд налоговых льгот, возможность быстрого оформления земельного участка для реализации своего проекта и на подключение к объектам инфраструктуры. На Дальнем Востоке такими являются ТОР Бурятия, ТОР Курилы, ТОР Забайкалье и другие. Существует и свободный порт Владивосток (СПВ) – территория, которая пользуется особыми режимами таможенного налогового и административного регулирования. С 2016 года действует программа «Дальневосточный гектар», позволяющая получать земельные участки под собственные нужды, осваивать их, а также развивать новые формы сельского хозяйства и открывать собственный бизнес.
Одним из экспертов арт-школы, посвящённой развитию Дальнего Востока, стал заместитель директора Технопарка «Русский» (Владивосток), предприниматель, инвестор и финансист Виктор Пахмутов. Еще в студенческие годы он обнаружил в себе предпринимательскую жилку и погрузился в тему стартапов: в 2014 году запустил бизнес-проект по дисконтной системе для заведений во Владивостоке. Первым успешным проектом, который до сих пор приносит прибыль, стал медиацентр – его команда сформировалась в студенческом объединении Дальневосточного федерального университета, а затем вышла на реальный рынок по созданию контента. Сейчас Виктор оказывает финансовые услуги, запустил проект, связанный с грузоперевозками, и сам помогает молодым предпринимателям в Технопарке «Русский» – некоммерческой организации, которая занимается развитием и поддержкой стартапов на Дальнем Востоке.
Виктор Пахмутов
фото: Таврида.АРТ
«Дальний Восток очень активно развивается благодаря нашему правительству и корпорации развития Дальнего Востока. Уже появился конкурентный бизнес и соответствующие зарплаты. Я написал более 150 бизнес-планов, с помощью которых компании-резиденты ТОР и СПВ привлекли от 5 миллионов до 30 миллиардов рублей в качестве инвестиций в свои проекты. Мне кажется, чтобы развивать бизнес на Дальнем Востоке, нужно изучить рынок: понять, например, что есть в Москве, и чего нет в нас. Важно правильно адаптировать и соблюсти региональный аспект. Начать можно с небольшого проекта, найти первых клиентов, потом уже масштабироваться, увеличивать команду и делать Дальний Восток лучше», – рассказывает Виктор.
фото: Таврида.АРТ
Кстати, искать поддержку своих идей можно как раз в Технопарке «Русский», где реализуется программа «Дальневосточный старт». Она помогает студентам прокачать свои предпринимательские навыки и выходить с проектами на этап первых продаж. За 2021 год в программе «Дальневосточный старт» приняли участие более 1040 студентов. Среди успешных кейсов сервис по подбору онлайн-курсов для людей с нарушением слуха EduSurd, платформа онлайн-курсов для детей Kidia и телеграм-бот по финансовой грамотности FinUp.
Помимо «Дальневосточного старта» поддержку можно получить в региональном операторе фонда «Сколково» и в Фонде содействия инновациям. Если же молодые предприниматели нуждаются в консультационных услугах при открытии собственного дела, нетворкинге и наставничестве – поможет национальный проект «Мой бизнес». Главное не бояться заявлять о себе и проектах.
Эксперт «Тавриды» Стася Еременко – специалист по созданию и продвижению бизнеса в сфере моды и креатива – основала бренд одежды STASIA. Национальный колорит девушка транслирует через одежду: обращается к культурному наследию и переосмысляет его в крое, материалах и тканях. Например, ее последняя коллекция основана на истории русского авангарда: девушка объединяет прошлое, настоящее и будущее, помогает связать поколения и выстроить коммуникацию между ними. Близость Дальнего Востока к Азии тоже отражается в творчестве Стаси. Дизайнер уверена, что многие ответы на вопросы становятся очевидными при исследовании культуры и истории.
Стася Еременко
фото: Таврида.АРТ
«Есть определенная тенденция на рынке как по России в целом, так и на Дальнем Востоке – исследование своего культурного наследия. Дальний Восток очень богат культурой малочисленных народов. После пандемии и закрытых границ, мы еще больше смотрим вглубь своей страны. Нужно окунуться в их историю, изучить архивы и преобразовывать все это в свои уникальные продукты», – поделилась Стася Еременко.
Получается, культурный код может стать драйвером развития бренда и придать ему уникальность, что повлияет на конкурентоспособность бизнеса. Ещё один яркий пример – дизайнер Валерия Журавлева, которая создала собственное швейное производство во Владивостоке и основала бренды одежды «Туманы» и «Волна». Бренд «Туманы» впервые был представлен на Восточном экономическом форуме в 2022 году. Девушке важно создать не простой сувенир, а наполнить вещи локальной идентичностью, чтобы их захотели носить местные жители и гости города.
Валерия Журавлёва
фото: Таврида.АРТ
«Молодым людям я бы посоветовала в первую очередь не гнаться за деньгами, а сделать ставку на свой профессионализм. Ищите организацию, где можно получить практический опыт под руководством профессионалов. Креативные индустрии действительно очень интересные, но нельзя забывать, что везде есть техническая основа, без которой будет сложно. Не стесняйтесь просить помощи и идти к своим целям. Думаю, что делать ставку на интеллект и работоспособность в наше время безопаснее и важнее, чем на другие ресурсы», – рассказывает Валерия.
Кстати, молодых дизайнеров Приморского края поддерживают в рамках проекта «КиберАтелье» – он нацелен на создание инфраструктуры, способной поддерживать изменения и развитие легкой промышленности. К 2025 году запланировано создание креативного кластера модной индустрии во Владивостоке, а к 2030 году появится Евро-Азиатский модный технологический ХАБ, который станет центром притяжения талантов, экспертов, творческой молодежи. В рамках программы «КиберАтелье» уже снижены налоги по УСН до 1% и разработан кредит по ставке 3% на сумму 5 миллионов рублей. Валерия Журавлева с помощью проекта получила грант в размере 700 000 рублей, который позволил приобрести новое оборудование и сырье, а также покрыть аренду помещения. Привлеченные средства позволили продолжить стабильную работу производства и нарастить обороты, поэтому сейчас девушка планирует открывать розничные точки продаж.
Арт-школа, посвященная развитию Дальнего Востока
фото: Таврида.АРТ
Получается, возможности для бизнеса на Дальнем Востоке определенно есть: льготные условия, национальные проекты, программы по развитию стартапов и грантовые конкурсы. Остается действовать и прикладывать реальные усилия для своего бизнеса в дальневосточном регионе – этим как раз и займутся участники арт-школы, посвященной развитию Дальнего Востока после «Тавриды». Они уже получили практические советы от экспертов и вдохновились на создание и запуск собственных стартапов.