В корпорации развития Дальнего Востока и Арктики обновили «Навигатор востребованных профессий», который призван помочь молодым специалистам найти себе работу на Дальнем Востоке. Также он содержит перечень мер поддержки, которые оказываются начинающим специалистам.
Как рассказали EastRussia в КРДВ, обновленный навигатор анализирует состояние рынка труда ДФО, фиксирует основные тренды его развития, приводит перечень наиболее востребованных профессий и компетенций в регионе.
Так, с учетом реализуемых и запланированных инвестпроектов к 2026 году на Дальнем Востоке понадобится больше 102 тысяч работников в области транспортных и строительных услуг, в добывающей отрасли, сельском хозяйстве, лесной промышленности, нефтегазовом производстве, машиностроении и на рыбоперерабатывающих заводах.
Максимальный прирост занятости ожидается в металлургии - 29%, на 19% - в рыболовстве и аквакультуре, добыче угля, металлических руд и алмазов - 18%, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности- 13%, машиностроении - 11%.
Лидерами же макрорегиона к 2026 году станут транспорт и логистика, строительство и производство строительных материалов, а также добыча угля.
Роуд-шоу для инвесторов-потенциальных резидентов ТОР провели в Хабаровском крае. Предпринимателям представили (скорее, напомнили о существовании) возможные площадки для размещения бизнеса на территориях опережающего развития, особый акцент сделав на презентации зданий, предоставляемых в льготную аренду. Причем потенциальный инвестор еще до окончания строительства может озвучить свои пожелания к техническим характеристикам помещения, которые будут удобны именно ему.
С 2024 года на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» резиденты смогут разместить свои производства в новом полностью оснащенном здании. Стоимость аренды составит 50% от рыночной стоимости аренды в городе. В эту сумму входит и содержание здания, и уборка территории, и охрана. Коммунальные платежи оплачивает арендатор. Электроэнергия обойдётся в 2,8 рубля за кВт/час. На территории возведут отдельную котельную на природном газе.
Строить производственно-административное здание площадью 4 200 кв. метров начали в этом году. Сдать его планируют в декабре 2024 года. Помещение оснастят всеми необходимыми инженерными мощностями – подведут водоснабжение и канализацию, тепло- и электроснабжение. Это позволит резидентам оперативно стартовать с реализацией своего проекта. В одном здании может поместиться несколько промышленных предприятий, там будет достаточно цехов и административных площадей. Но «заселять» здание будут с учетом того, что производство пищевой сельскохозяйственной продукции и промышленное должны быть разделены.
инфографика: КРДВ
И.о. директора КРДВ Хабаровск Алексей Разин отмечает, что корпорация учла свои ошибки, которые были ранее, при строительстве первых зданий в Комсомольске-на-Амуре на площадке «Парус» – тогда не было понимания, под какой вид деятельности они будут использоваться, и здания были построены максимально универсальными. Потому и пришлось вносить изменения в уже готовые строения, подстраиваясь под резидентов и неся дополнительные затраты.
«Вот теперь и пытаемся выяснить у будущих резидентов заранее, что бы они хотели видеть в этих зданиях. Индивидуализировать полностью проект мы, конечно, не сможем, но обобщим сведения и получим усредненные ориентиры, которые и учтем в проекте зданий. Сегодня объекты на площадке “Ракитное” разлетаются как горячие пирожки – если сейчас не успеть стать резидентом ТОР, то завтра придется ожидать более длительный период – пока мы запроектируем и построим следующие здания. Это роуд- шоу как раз и нацелено на то, чтобы инвестор уже сейчас задумался о перспективах своего бизнеса на ближайшие два-три года», – добавляет он.
инфографика: КРДВ
Проектом здания на площадке «Ракитное» предусмотрены два крана-балки грузоподъемностью по пять тонн, железобетонные полы с упрочненными и антипылевыми верхними слоями с допустимой нагрузкой до шести тонн на кв. метр. В числе преимуществ площадки – удобная логистика: в десяти минутах находится дорога «Обход Хабаровска», железнодорожная станция «Хабаровск-2», ведется строительство автодороги протяженностью 19 км.
По данным КРДВ, на площадке «Ракитное» реализуют проекты 29 резидентов ТОР «Хабаровск». Фактически вложено 5,5 млрд рублей частных инвестиций, трудоустроено более 500 человек, в будущем появятся рабочие места для 1,4 тыс. человек.
Директор департамента сопровождения реализации проектов КРДВ Виталий Пономарев сообщил, что на «Ракитном» планируется построить еще три административно-производственных здания. В настоящее время там остался свободным всего 21 гектар. Однако это не единственная перспективная площадка в Хабаровском крае.
инфографика: КРДВ
«Также есть перспективная площадка “Парус” на ТОР Комсомольск, которая находится в центральной части города между авиазаводом им. Гагарина и судостроительным заводом, в 15 минутах до железнодорожной станции. Инфраструктура вся подведена, аренда тоже по льготной ставке. Тут свободно 33 гектара, построены два административно-производственных здания. Специализация ТОР Комсомольск – добыча полезных ископаемых, авиа- и судостроение, промышленное и пищевое производство», – уточнил он.
инфографика: КРДВ
Первый заместитель министра экономического развития Хабаровского края Максим Тарасов на встрече с инвесторами подтвердил, что площадка «Ракитное» укомплектована более чем на 70%, на площадке «Комсомольск» свободных мест больше, а площадка «Аванград» уже заполнена. Но в планах – открытие новых площадок с префрежимом.
«На трех площадках Хабаровского края зарегистрировано 89 инвесторов, только в этом году дополнительно пришло 25. Хороший результат для развития территорий. В целом площадки региональных ТОР являются наиболее укомплектованными по инфраструктуре – построено 44 объекта на сумму около семи млрд рублей, на 2023 – 2024 годы планируем с КРДВ включиться в строительство зданий на 1,4 млрд рублей для передачи в аренду резидентам», – рассказал он.
Привлекательные для инвесторов условия префрежимов территорий опережающего развития могут спровоцировать ситуацию, когда на один и тот же участок или здание будут претендовать несколько резидентов. На этот случай у КРДВ есть методика проведения отбора кандидатов. Будет учитываться объем создания рабочих мест и объем планируемых инвестиций. После окончания десятилетнего префрежима инвестор не перестает быть резидентом ТОР, арендная льготная ставка для него сохраняется, однако налоговые льготы прекращают действовать.
Напомним, для резидентов ТОР установлен особый режим ведения деятельности, который наделяет налогоплательщиков правом на определенные льготы и преференции, в том числе по налогам.
1. Налог на прибыль:
– ставка 0% в течение первых пяти лет;
– пониженная ставка 10% в течение следующих пяти лет.
2. Налог на имущество организаций: 0% в течение первых пяти лет.
3. Земельный налог: 0% в течение первых 3 лет (подробнее о льготах по земельному налогу в конкретном муниципальном районе можно узнать на сайте ФНС России, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»)
4. НДПИ: резиденты ТОР при расчете НДПИ могут применять специальный понижающий коэффициент (от 0 до 1), который характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
Экономика Дальнего Востока не может развиваться без расширения сети логистических связей: удаленность от федерального центра требует особого внимания к транспортному вопросу. Перевозки грузов в ДФО — затратное мероприятие даже для крупных компаний. Поэтому на фоне роста инвестиционных вложений и создания новых производств бизнес в дальневосточных регионах особенно нуждается в местных транспортных предприятиях. Одним из таких выступает «Дальневосточная транспортно-экспедиторская компания».
ООО «ДВТГ-ТЭО» — один из резидентов ТОР «Хабаровск». Компания, созданная в 2010 году, предоставляет услуги по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом с предоставлением собственного подвижного состава. О намерении работать на территории опережающего развития компания заявила 9 ноября 2018 года, подписав соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока действием на 67 лет — до 25 июня 2085 года. Предприятие начало функционировать на площадке «Ракитное» в ТОР «Хабаровск», заявив в качестве основных направлений деятельности грузовые перевозки железнодорожным транспортом.
«Дальний Восток непрерывно развивается: ежегодно здесь появляются новые предприятия, открываются рабочие места. Крупный российский и международный бизнес заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в новые производства, развитие кадрового потенциала, расширение экспорта продукции и услуг на Дальнем Востоке, — отмечает Александр Владович, генеральный директор ДВТГ-ТЭО. — Логистика — одно из ключевых направлений современной экономики, но для полноценного развития дальневосточных регионов, в силу их удаленности от федеральных центров, необходимо наращивать и транспортно-экспедиторские мощности. ООО «ДВГТ-ТЭО» видит долгосрочные перспективы в работе на рынке комплексных логистических услуг. На наш взгляд, интермодальные перевозки — это услуга, на которую уже сформирован спрос современного бизнеса. Транспортировка грузов по Дальнему Востоку и за его пределами должна быть оперативной, многопрофильной и, что самое главное, удобной в оформлении для клиента. ООО «ДВГТ-ТЭО» развивает сеть перевозки грузов несколькими способами, в том числе по сложным многоэтапным маршрутам. И мы берем на себя полное сопровождение ценностей, которые доверяют нам наши партнеры».
Александр Владович генеральный директор ДВТГ-ТЭО
фото: ДВТГ
Компания представила на рынке Дальнего Востока комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Это организация перевозки груза «под ключ» — она включает в себя не только прием, отправку и транспортировку из точки «А» в точку «Б», но и полное документальное сопровождение на каждом этапе. Задача специалистов ООО «ДВТГ-ТЭО» — аккумулировать все услуги по перевозке в одной компании. При этом, если груз доставляется сложным маршрутом и несколькими видами транспорта, получателю услуги не нужно самостоятельно оформлять каждый этап перевозки — все промежуточные решения выполнят сотрудники одной компании и в рамках одного контракта.
В течение трех лет логистическая компания поступательно вкладывалась в строительство инфраструктуры для транспортных услуг, инвестировав свыше 150 млн рублей в создание полноценной сети перевозок. Сегодня ООО «ДВТГ-ТЭО» — это полный комплекс доставки грузов по Дальнему Востоку в формате так называемых интермодальных перевозок. Компания доставляет груз в точку назначения несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или на универсальной платформе. Клиенты предприятия оформляют документы на сопровождение только один раз, а отслеживать передвижение своей собственности могут от начала до конца маршрута. Таким образом, транспортный сервис сочетает высокую скорость доставки и удобство для клиента.
«ООО “ДВТГ-ТЭО” в полном объеме исполняет обязательства по реализации инвестиционного проекта «Расширение парка подвижного состава, изготовление европоддонов для размещения и крепления грузов в вагонах» в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенного в ноябре 2018 года с АО “Корпорация развития Дальнего Востока”. Капитальные вложения в проект превысили 150 млн рублей, за время реализации проекта компанией создано более 40 рабочих мест, что говорит о стабильном исполнении резидентом своих обязательств и заинтересованности в дальнейшей работе в рамках ТОР», — уточнили в министерстве экономического развития Хабаровского края.
По данным на июнь 2022 года предприятие опережает собственный инвестиционный план в рамках ТОР «Хабаровск» более чем на 30%. Созданы новые рабочие места, и вскоре компания откроет новые вакансии для местных специалистов. С кадровой и рекламной политикой компании помогает КРДВ.
«В ноябре 2018 года компания «ДВТГ ТЭО», заключив инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), получила статус резидента ТОР "Хабаровск" с проектом по расширению парка подвижного состава и изготовления европоддонов для размещения и крепления грузов в полувагонах. На сегодняшний день резидент вложил в экономику региона 157,3 млн рублей и создал 40 рабочих мест. Планируется увеличение количества рабочих мест до 42. Основной целью проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности грузоперевозок на Дальнем Востоке, а также расширение номенклатуры перевозимых грузов за счет приобретения новых и бывших в эксплуатации вагонов, расширения парка железнодорожного подвижного состава в оперативном управлении с 269 до 637 единиц. Статус резидента ТОР "Хабаровск" позволяет предприятию применять налоговые льготы по налогу на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, что приводит к аккумулированию свободных средств и возможности развития проекта. Резиденту также доступен широкий спектр сервисов КРДВ – мы помогаем в подборе сотрудников, оказываем информационную и маркетинговую поддержку, содействуем в привлечении финансирования в проект и развитии кооперационных связей между бизнесом», — сообщила EastRussia Ирина Серова, директор УК ТОР «Хабаровск» (дочернее общество КРДВ — Прим. ред.).
Транспортная компания не собирается останавливаться на достигнутом: в планах — дальнейшее развитие комплекса логистических услуг. ООО «ДВТГ-ТЭО» будет наращивать объем инвестиций и разрабатывать новые решения по перевозке грузов. В частности, предприятие готово расширить перечень видов деятельности в рамках ТОР «Хабаровск» — переговоры с Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики, и согласование нового пакета документации уже идут. Это необходимо для полноценной работы в формате интермодальных грузоперевозок. Логистическому бизнесу нужно создавать стационарные площадки для промежуточного перегруза на сложных маршрутов, обеспечить возможность фрахтовать суда для морских перевозок, наладить полноценное взаимодействие с авиационными предприятиями для максимально оперативной доставки грузов при запросе клиента.
«Полноценное развитие логистического рынка возможно только при равноправном участии заинтересованного бизнеса и корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики, — подчеркивает Александр Владович. — Как власти приглашают инвесторов развивать регионы Дальнего Востока и предлагают для этого особые преференции, так и инвесторы приглашают власти поддержать перспективные проекты, которые востребованы в текущей экономической ситуации в ДФО, в первую очередь у таких же представителей бизнеса. ООО «ДВГТ-ТЭО» заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве с управляющей компанией ТОР «Хабаровск» и надеется, что КРДВ, учитывая добросовестное исполнение нашей компанией своих обязательств по инвестиционному проекту, поддержит и расширение перечня услуг, которые мы хотим оказывать бизнесу в Хабаровском крае и на всем Дальнем Востоке. Вместе мы выведем рынок интермодальных грузоперевозок на беспрецедентно высокий качественный уровень не только в федеральном округе, но и на уровне всей России».
В случае согласования дальнейших планов ближайшие несколько лет инвестиционный проект ООО «ДВТГ-ТЭО» на площадке «Ракитное» превратится в полноценный логистический хаб, связывающий между собой все регионы ДФО. Транспортная компания готова и дальше инвестировать в развитие интермодальных перевозок, оптимизируя маршруты доставки груза для удобства клиентов.
Всего на конкурс, цель которого — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация Камчатки как региона, комфортного для жизни и работы, зарегистрировались 102 человека из 19 городов страны.
Участники конкурса — студенты, обучающиеся в вузах по специальностям «Гостиничное дело», «Ресторанный бизнес» и «Туризм» высших и средних учебных заведений России Первым них стало профильное тестирование — 15 вопросов на знание профессии. Прошедшие этот фильтр решали задания от специалистов туристической отрасли
«Те 36 студентов, кто набрал проходной балл, получили по две индивидуальные кейс-задачи. Например, первая, стандартная для их направления задача: пришел пьяный турист в автобус — что делать? Сработала система пожарной безопасности в отеле — что делать? Слетели брони — что делать? Вторая кейс-задача — уже с региональным флером: участники должны были ответить на вопросы – началось цунами, землетрясение, турист отбился от группы — что делать? Были и практические задания: приготовить блюдо из предоставленных продуктов», — рассказала Анастасия Король, директор проектов по туризму коммуникационного агентства PressPass, секретарь экспертной комиссии конкурса.
И только каждый десятый из стартовавших получил возможность блеснуть своими знаниями и эрудицией перед жюри на стенде Камчатского края в рамках Международной выставки-форума «Россия» 24 января. В «судейскую коллегию» вошли представители АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Ассоциации рестораторов и отельеров «Федерация Рестораторов и Отельеров», ведущих туристических операторов России, а также доктора и кандидаты наук, доценты, преподаватели высших учебных заведений страны. Долго ждать стажировки счастливчикам не придётся — она начнётся уже 11 февраля. Бонусом к практике в красивейшем регионе Дальнего Востока для них станет участие в Форуме устойчивого развития туризма в Петропавловске-Камчатском.
«Я никогда не летал на самолете, так уж получилось, — рассказывает Борис Волколовский, студент РГУТИС. — Это будет мой первый полет. Конкурс дал мне возможность не только повысить свой уровень профессионализма, но и исполнить мечту детства. Мой дедушка служил на Камчатке и очень много рассказывал про ее красоту и невероятную природу. Совсем скоро я увижу вулканы и океан, а самое главное смогу понаблюдать за сивучами»
«Камчатка – такая далекая, совсем скоро станет для меня близкой. Еще немного и я смогу изучить ее гастрономические специалитеты и возможно создать рецепт своего собственного камчатского блюда», — делится ожиданиями от грядущей стажировки Роман Ефимов, Колледж кулинарного искусства из Санкт-Петербурга.
Сидеть сложа руки победители вряд ли будут — по предварительным оценкам поток туристов в Камчатский край по итогам 2023 года вырос примерно на четверть по сравнению с прошлым 2022-м и составил ориентировочно 350 000 человек. В целом по Дальнему Востоку рост ещё выше: министр экономического развития РФ Максим Решетников на совещании Президента России с членами правительства рассказал, что турпоток на Дальний Восток и Арктику по итогам прошлого года вырос на 40%. За 11 месяцев 2023 года в гостиницах остановились на 1,8 млн человек больше, чем в предыдущий год. Максим Орешкин уточнил также, что доля туристических поездок в эти регионы в общем числе путешествий по России составила 8,6% (в 2022 году — 7,4%).
В ДФО повсеместно идет реализация новых проектов и развитие инфраструктуры, в том числе гостиничной, а также расширение предложения туристических маршрутов. По оценкам Росстата, туристический поток за 2022 год на Дальнем Востоке достиг 4,83 млн человек, что на 25% больше, чем в 2021 году. Лидерами по объему турпотока стали Приморский край, Бурятия, Камчатка и Хабаровский край.
Туризм на Дальнем Востоке развивается активно, но кадров в индустрии пока не хватает. Такие конкурсы, подразумевающие профориентацию на ранних стадиях обучения, вносят весомый вклад в уничтожение кадрового голода в сфере туризма.
Об этом говорит и руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анна Степанина: «Такие конкурсы — это прекрасный шанс для тех специалистов, которые выбрали делом своей жизни туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, получить хороший старт. Студенты, которые только начинают получать первые практические знания, имеют возможность благодаря конкурсу побывать на Камчатке и узнать нечто новое о своей родине, и реализовать себя».
Дополнительный стимул переехать на Камчатку — меры федеральной и региональной поддержки, среди которых северная надбавка и районный коэффициент, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготные программы «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», программа повышения трудовой мобильности, в рамках которой предоставляется жилье, оплачивается переезд, обустройство на новом месте и многое другое.
Анна Степанина также рассказала о пока не очень развитом, но потенциально интересном направлении на Камчатке — промышленном туризме, который с 2021 года АСИ активно продвигает совместно с Минпромтогром РФ. В настоящее время по России в этой программе участвуют более 70 регионов, а в начале проекта их было около 30.
«Сейчас на Камчатке пять предприятий запускают туристов на свое производство. Бывают такие ситуации, когда такой тур необходим — например, если погода помешала вылететь на какой-то туробъект — что бывает часто — тогда мы предлагаем альтернативные виды туристических нестандартных программ. Например, есть стеклодувная мастерская, где сотрудник может выдуть любую форму из стекла, показывает, как это сделать, и дает попробовать самому. Есть завод по производству минеральной воды ЗАО “Малкинское”, где покажут весь технологический процесс — от добывания воды до упаковки в бутылку. «Мильковский» мармелад ЮНЕТ демонстрирует производственный процесс, как и сыроварня “Аристель”… В планах — подключить к этой программе Русгидро и рыбоперерабатывающую промышленность Камчатки», — рассказала руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО АСИ Анна Степанина.
Десять финалистов из городов Москва, Санкт-Петербург, Новочеркасск, Красноярск и Иркутск:
1. Анна Карпова – SPA-отель «Лагуна»
2. Роман Ефимов – SPA-отель «Лагуна»
3. Артем Докин – SPA-отель «Лагуна»
4. Надежда Курочкина SPA-отель «Лагуна»
5. Полина Логинова – SPA-отель «Лагуна»
6. Виктория Гордеева – гостиница «Авача»
7. Артем Смирнов – гостиница «Авача»
8. Алевтина Яковлева – гостиница «Авача»
9. Борис Волколовский – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
10. Анастасия Харизоминова – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
Чтобы помочь регионам с невысокой плотностью населения справиться с кадровым голодом Правительство страны реализует программу повышения мобильности трудовых ресурсов. Работает она в 14 субъектах РФ, 11 из которых – дальневосточные. Суть программы – материальная поддержка специалистов, решившихся на переезд к месту новой работы.
Когда Павел Чудный, уроженец подмосковного Раменского, заканчивал в 2021 году Ульяновский институт гражданской авиации по специальности «пилот», он понимал – с работой будет сложно. Пассажирские перевозки в пандемию резко сократились, выход из ситуации только-только намечался. Без работы сидели пилоты с сотнями часов налёта, шансы едва «оперившегося» лётчика сесть за штурвал самолёта были нулевыми. В надежде на лучшее Павел решил продолжить учёбу и попал на курс компании S7, которая организовала подготовку молодых специалистов для работы на Airbus-320.
Проходит полгода интенсивной теоретической подготовки, когда авиакомпания решает остановить образовательный процесс: недружественные страны ввели санкции в отношении России, первыми под удар попали авиаперевозки, и новые летные экипажи в новой реальности оказались не нужны.
– И тут я нахожу информацию о том, что есть вакансия пилота в «Хабаровских авиалиниях»! Пилота! С возможностью переподготовки и обучения на Ан-24 и Ан-26, с оплатой переезда и единовременной материальной поддержкой! – рассказывает Павел. – Это был просто идеальный вариант!
И вот у Павла 500 лётных часов, из которых 250 он набрал за всё время обучения в вузе и ещё 250 за несколько месяцев работы в «ХабАвиа». Летает вторым пилотом во Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Нелькан.
Как рассказали EastRussia в Комитете труда и занятости правительства Хабаровского края, участником программы мобильности может стать любое предприятие и даже ИП. Единственное исключение – государственные бюджетные учреждения. Алгоритм действий простой – надо подать заявку в Комитет по труду с указанием количества необходимых специалистов и требований к их профессиональным навыкам.
Информация о «ХабАвиа»:
- авиапарк – 12 воздушных судов (Ан-24, Ан-26, L-410);
- в состав краевого авиапредприятия, помимо авиакомпании, входят два аэропорта (в Николаевске-на-Амуре и Советской Гавани), четыре посадочных площадки (в Чегдомыне, Нелькане, Тугуре, Удском);
- на предприятии работает свыше 500 специалистов.– Для предприятий устанавливается квота исходя из объемов финансирования, выделяемого Минтрудом России, – поясняет начальник отдела трудовой миграции комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края Надежда Слюсарева. – Например в прошлом году нашему региону выдали квоту 89 человек, в этом – 240. Мы распределяем эту квоту по заявкам предприятий, которые к нам обратились. При этом смотрим на то, чтобы привлекались работники дефицитных специальностей. Понятное дело, что грузчиков, разнорабочих мы не согласуем.
На поддержку каждого привлекаемого сотрудника организация получает до миллиона рублей плюс 75 тыс. добавляет из своего бюджета. В какой форме эти деньги достанутся приезжему специалисту, зависит уже от предприятия, но существует четкий перечень возможных вариантов: от компенсации переезда, затрат на предоставление жилья и повышение квалификации до единовременной выплаты.
Привлекать сотрудников можно не только издалека. Так, на работу в «ХабАвиа» по «программе мобильности» приехали авиатехники из Приморского края и Амурской области. По пилотам потребность закрыта, а вот квалифицированных специалистов инженерно-авиационной службы не хватает. Всего в этом подразделении авиаперевозчика трудится сейчас 115 человек, а нужно ещё как минимум 35.
– На Дальнем Востоке есть образовательные учреждения, которые готовят авиастроителей, взять тот же Комсомольский-на-Амуре государственный университет, – говорит заместитель генерального директора по инженерно-авиационному обеспечению «Хабаровских авиалиний» Александр Широков. – Но почти все выпускники авиационного профиля уже зарезервированы местным авиазаводом: учатся по целевым договорам и идут сразу туда работать. Кроме того, у нас несколько другая специфика – эксплуатация воздушных судов, а не авиастроение. Мы, конечно, всегда рады специалистам с опытом, но берём на работу и молодых ребят с базовым образованием и даём им возможность учиться дальше. Мы их сами готовим по типам воздушных судов – на Ан-24, Ан-26, L-410. Вот в ближайшее время двоих направляем на дополнительное образование по неразрушающему контролю в Москву.
Внушительные подъёмные и гарантированное дополнительное образование стали стимулом для переезда в Хабаровск из Приморья троих выпускников арсеньевского филиала Дальневосточного федерального университета по специальности «производство летательных аппаратов».
– Мы втроём учились и втроём устроились в «ХабАвиа», рассказывает Андрей Еременко, авиатехник по планеру и двигателям. – Нас привлекли как раз плюсы программы повышения мобильности. Мы получим одноразовую выплату, которую сможем потратить хоть на первый взнос на ипотеку, хоть на что. Мы заключили контракт, должны отработать определённое время, и получаем такую поддержку. Я собираюсь потратить выплату на жильё. Кстати, когда с друзьями смотрели варианты работы, никто кроме «ХабАвиа» такого не предлагал.
Сейчас Андрей с друзьями каждый рабочий день готовит технику к вылетам. В основном рейсы выполняются утром, а к вечеру самолёты возвращаются. В промежутке – продолжается учёба. Недавно освоили Ан-24, в ноябре начнётся изучение L-410.
– Я и так ценный кадр, а с каждым обучением становлюсь ещё ценнее! – смеётся Андрей. – Мы сдаём экзамены, получаем допуски. Думаю дальше и высшее образование получить.
В 2023 году «Хабаровские авиалинии» получили сертификат программы повышения мобильности трудовых ресурсов на четверых человек и их уже трудоустроили. С учётом имеющейся потребности подали дополнительную заявку еще на двоих авиатехников, и Комитет по труду обещает её удовлетворить – программа мобильности проходит корректировку, и такая возможность появится. В следующем году Минтруд выделил Хабаровскому краю квоту на привлечение 145 специалистов. Предприятиям, которые ищут профессионалов своего дела, не стоит медлить с подачей заявки.
Согласно июньскому исследованию Авито Работы, 82% россиян, искавших работу за последний год, в первую очередь обращают внимание на размер зарплаты. Директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков отмечает, что повышение оплаты труда является одним из основных методов для привлечения кандидатов: «Мы видим, что работодатели постоянно увеличивают свои зарплатные предложения. Так, за последние полгода средние заработки в вакансиях, опубликованных в регионах Дальнего Востока, подросли на 20%. Зарплаты выше среднего обещают на производстве, в автобизнесе, строительстве, сфере транспорта и логистики».
В большинстве вакансий с шестизначными заработками указано, что стаж соискателя по специальности должен измеряться не одним годом. Так, опыт более пяти лет требуется кандидату на пост руководителя охотничьего хозяйства на Сахалине с зарплатой до 250 000 рублей. Жильё, питание, автомобиль и снегоход ему предоставит работодатель. А помимо знаний в сфере охотничьего надзора и деятельности охотхозяйства, специалисту понадобятся организаторские умения и руководящий опыт.
В Приморском крае на место сварщика судостроительного завода ждут профессионала 3-6 разряда со стажем не менее трёх лет и навыками владения различными видами полуавтоматической сварки. Ему предлагают сдельную зарплату от 150 000 до 200 000 рублей. Иногороднему сотруднику компания предоставит комнату в общежитии и оплатит проезд.
110 000-215 000 рублей — такие заработки обещают в Хабаровске гидравлисту автосервиса. Кандидат должен иметь опыт от трёх лет по ремонту, монтажу и регулировке гидравлического оборудования автомобилей. Мастер будет работать в тёплых оборудованных боксах, оснащённых необходимыми современными инструментами, и сможет рассчитывать на обучение и карьерный рост.
В Петропавловске-Камчатском на оплату до 140 000 рублей в месяц может претендовать врач-неонатолог. Он будет трудиться в отделении патологии новорождённых и недоношенных детей. Как отмечено в вакансии, кроме диплома о высшем образовании соискатель должен предоставить документ о профессиональной переподготовке по профилю «Неонатология» и действующее свидетельство об аккредитации.
Оператору пульта управления технологической линией на золотодобывающем руднике в Магаданской области предлагают от 170 000 рублей плюс питание и проживание, так как сотруднику придётся работать вахтовым методом. Особых требований к стажу предприятие не выдвигает, так что на это место могут принять и начинающего специалиста, который готов строго соблюдать дисциплину и проявлять ответственность.
А позиция машиниста бульдозера на одном из месторождений алмазов в Якутии предусматривает обычный, не вахтовый, график 5/2 с продолжительностью рабочего времени 36 часов в неделю. Специалист 5-го разряда с опытом не менее года должен быть готов к работе в подземных условиях и иметь соответствующий допуск и тракторные права категории В, С. Ему обещают платить 160 000 рублей в месяц.
Опыт работы в продажах позволит зарабатывать от 140 000 рублей торговому представителю компании-дистрибьютора товаров повседневного спроса во Владивостоке. Итоговая сумма будет формироваться из фиксированного оклада и премий за выполнение KPI. В качестве бонусов торгпред может рассчитывать на надбавки за стаж в компании, годовые премии, мотивационные программы, дополнительные дни отпуска и т.д.
Работодатели Дальнего Востока чаще всего размещают вакансии в продажах, производственно-сырьевой отрасли и транспортно-логистической сфере. О вакансиях и условиях, которые предлагают соискателям, EastRussia рассказали эксперты платформы Авито Работа.
На рынке массовых профессий ДФО в тройку лидеров по числу вакансий входят следующие сферы деятельности: «Продажи», «Производство, сырьё, сельское хозяйство» и «Транспорт, логистика». На эти группы профессий приходятся самые большие доли вакансий, размещённых на платформе Авито Работа в Дальневосточном округе. Эти сферы также показали за год заметный прирост объявлений о найме: на производстве их стало в 1,9 раза больше, в логистике — в 1,8 раза, в продажах — в 1,5 раза.
«На увеличение числа вакансий помимо роста востребованности персонала влияет и растущая популярность джоб-платформ: площадками для подбора сотрудников и поиска работы пользуются всё больше компаний и кандидатов. Для привлечения специалистов работодатели расширяют льготные корпоративные программы, повышают зарплаты, предлагают разные форматы занятости, привлекают соискателей без опыта и на месте обучают их необходимым навыкам», — рассказывает директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков,
Среди наиболее востребованных работников в сфере производства и добычи сырья — инженеры и сварщики. Опытным специалистам обещают зарплаты от 100 000 рублей, при необходимости обеспечивают жильём, приглашают как на постоянное, так и временное трудоустройство. В частности, электрогазосварщик 5-6 разряда может отработать один сезон в Амурской области. Ему предоставят проживание, питание и спецодежду, а от соискателя потребуются стаж не менее пяти лет и разрешение медкомиссии о работе в районах Крайнего Севера.
Инженер-технолог, которого подыскивает добывающее предприятие в Бурятии, кроме зарплаты до 100 000 рублей может рассчитывать на бесплатные обеды, санаторно-курортное лечение, путёвки на отдых для детей, компенсацию проезда в отпуск. Инженеру ПТО по буровзрывным работам предлагают оплату от 120 000 рублей и жильё, если специалист с профильным образованием и опытом готов переехать в Хабаровск из другого города. Он будет работать в офисе и иногда выезжать в командировки.
Сфере продаж чаще всего нужны продавцы-консультанты и менеджеры по продажам, а в вакансиях для этих сотрудников нередко указано, что опыт кандидата не имеет значения. Так, продавцом-консультантом сетевого магазина цифровой и бытовой техники может стать начинающий специалист, позитивный и влюблённый в Digital. Его заработок будет состоять из фиксированного оклада, премий с продаж и бонусов, а дополнением станут скидки на товары компании и возможность выбрать рабочее место ближе к дому.
От выполнения планов по реализации продукции зависит и оплата труда менеджеров по продажам. В предложении одной из компаний в Благовещенске отмечено, что менеджеру пригодится опыт активных продаж в сегменте В2В и после прохождения испытательного срока он сможет претендовать на заработки до 120 000 рублей.
Транспортно-логистическим компаниям особенно нужны водители и складские работники. При этом от первых работодатели чаще требуют определённый опыт, главным образом, водительский стаж не менее 3-5 лет, а на позиции работников складов принимают и новичков. К примеру, во Владивостоке на складе транспортного предприятия кандидат без опыта может начать с должности комплектовщика и со временем освоить профессию кладовщика.
Водители, которые сейчас возглавляют список наиболее востребованного персонала, могут выбирать варианты трудоустройства не только в транспортных компаниях, но и в других организациях с собственным автопарком. Так, водитель служебной «ГАЗели» в хабаровской фирме по оптовым продажам будет колесить по городу вместе с торговым представителем, развозя товары по магазинам. Ему обещают от 80 000 рублей в месяц. Более высокую оплату предлагают дальнобойщикам: в вакансии водителя категории СЕ. который будет перевозить грузы из Читы в Якутск, Иркутск или Хабаровск, указана зарплата до 150 000 рублей.
Об Авито Работе
Авито Работа — сервис для подбора сотрудников массовых профессий для более половины (59%) работодателей в России (по данным исследования агентства B2B Research в мае 2022). Платформа предоставляет возможности для поиска работы и сотрудников в сегменте «синих» и «серых» воротничков. Ежемесячно более 20,5 млн человек ищут работу на Авито, и это люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей. Инструменты Авито облегчают работу с большим количеством вакансий и откликов кандидатов.
● За апрель 2023 года свои объявления, вакансии и резюме, разместили свыше 2,5 млн человек и компаний
● На сайте зарегистрировались свыше 1,8 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса
● В раздел «Работа» заходит 34,4 % посетителей сайта Авито, или примерно 21,4 млн человек в месяц по всей стране.
В разделе Авито Работа около 5,3 млн объявлений — свыше 1,8 млн резюме и почти 3,5 млн вакансий.