Пятые сутки без тепла и водоснабжения остаются жители поселка Новый Ургал в Верхнебуреинском районе Хабаровского края. Из-за аномальных морозов 27 января на местной котельной произошла авария, в результате чего часть домов в поселке осталась без коммунальных услуг.
Поломку на котельной оперативно устранили, однако до сих пор один многоквартирный дом остается без тепла и воды. Сейчас жителям воду подвозят по графику, а тепло в квартирах поддерживается за счет тепловых пушек. Полностью восстановить подачу тепла и водоснабжения обещают 3 февраля.
Между тем, следком по Хабаровскому краю по данному факту проводит проверку по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ - халатность.
В августе в ряде СМИ прошла новость о том, что компания из Якутска будет разрабатывать для Министерства обороны РФ костюм для снайпера, который не виден для тепловизора. Этой компанией оказалась известная в республике Саха «Хоту Тент». Корреспондент EastRussia из первых уст узнал, как компания смогла заинтересовать с МО РФ и чем еще он знаменита.
Сделать это оказалось не так-то просто. В первый «дозвон» основателя компании Афанасия Махатырова удалось застать в приемной главы Якутии Айсена Николаева – было не до разговоров. Во второй раз Афанасий колесил где-то по Алтаю, где связь «гуляла». Расспросить – что, да как – удалось его зама и соратника Дуолана Андреева. Он-то и рассказал…
…что началось все лет пять назад в Нерюнгри – хоть и самом южном городе Якутии, но далеко не тёплом: морозы под сорок здесь привычное дело. Вы когда-нибудь были в Якутии зимой? Если да, то наверняка замечали, что в сильные морозы машины там не глушат, ибо велик риск ее потом не завести. Но и «молотить» пару месяцев подряд тоже не вариант.
Тогда Афанасий Махатыров сшил себе укрывающий тент для авто. Соседи по парковке оценили инновацию и поспросили сшить им тоже. Потом друзья. А потом еще пол Нерюнгри. Так родилась «АвтоБерлога» - укрывающий тент для автомобиля, который позволяет удерживать тепло автомобиля. В качестве наполнителя используется инновационное теплоизоляционное волокно. Исследования, проведенные совместно с СО РАН и СВФУ, доказали, что материал позволяет держать тепло до 12 часов при морозе в 50 градусов.
Посыпались заказы, да так много, что Афанасий перебрался в Якутск, где и основал ООО «Хоту тент».
Справка: компания «Хоту тент» создана в 2017 году в республике Саха (Якутия). Компания специализируется на производстве утепленных изделий для ношения и использования при экстремально низких температурах. Целью компании является обеспечение населения Якутии и других холодных регионов мира эргономичными изделиями, сохраняющими тепло без дополнительного источника энергии, используя инновационные решения в области текстильного производства.
Сколько «АвтоБерлог» было сшито никто не подсчитывал, но Дуолан утверждает, что счет идет уже на десятки тысяч. Тенты расходятся по всей России, да еще и в Канаду поставляют.
Справка: Первым продуктом является утеплённый тент для автомобилей «АвтоБерлога», который по своим техническим качеством позволяет сохранять тепло двигателя максимально длительное время. Использование тента успешно прошла испытания в естественных условиях зимы Якутии при -50 градусов и получила народное признание. Укрывая «АвтоБерлогой» машину, владельцы существенно экономят на топливе, техническом содержании, при этом также сокращается выброс выхлопного газа в атмосферу».
Дальше – больше: к автомобильным тентам добавились утепленные палатки «Якутяночка», полевые ангары для большегрузной техники, которые позволяют производить ремонт техники в условиях суровой зимы, спальные мешки «Ил Дархан», пальто, которое превращается в спальник, чуни, утепленные носки с подогревом, одежда для водителей снегоходов «Сукуй», «Хопоо» и многое другое.
В таком костюме точно не замерзнешь
Примечательно, что утепленные палатки клиенты – рыбаки и охотники – стали активно пользовать и… летом! Оказалось, что летом в утепленной палатке очень комфортно - наружная ткань с напылением для защиты УФ-лучей хорошо защищает от зноя. А летом в Якутии, между прочим, цифры на градуснике такие же, как зимой, только со знаком плюс.
В «Хоту тент» все это прозвали «технологиями по борьбе с холодом». Когда у тебя за окном -50, но все равно тянет на рыбалку или охоту, хочется тепла даже на природе. Так появилась линейка продукции для рыбаков и охотников. Особым спросом пользуются утепленные палатки: выдерживают до -60°С, но при этом легкие – их можно тащить на себе. Причем, все продукцию в «Хоту тент» испытывают в естественных условиях.
«Если выжил, не замерз – значит, хорошая палатка», - шутит Дуолан Андреев.
Шутки – шутками, но, к примеру, компании – партнеры «Роскосмоса» - попросили поработать над утеплителем для жилого модуля космонавтов. Испытывать его будут в Оймяконе – полюс холода, между прочим.
Особого секрета в технологии «Хоту тент» нет - в ход идут войлок, синтепон, «сэндвич», бамбуковая вата и даже оленья шерсть. Шьется изделие, испытывается в естественных условиях и после этого ребята начинают «толкать рынок» - продвигать продукцию. «Дотолкались» до того, что их продукция стала пользоваться в Канаде в среде обладателей снегоходов. Так появились «верхонки» и рукавицы с подогревом - нажимаешь на кнопочку и сразу тепло.
Теперь в «Хоту тент» подумывают над тем, чтобы выделить экспорт в отдельное направление работы компании и сконцентрироваться на производстве одежды и аксессуаров для снегоходчиков. «На ура», кстати, в Канаду идут и «Автоберлоги».
Весьма неожиданным для «Хоту тент» стало предложение поработать на… Минобороны РФ. Оказывается, военные специально колесят по регионам, выискивая всевозможных «кулибиных». В Якутии им приглянулись разработки «Хоту тент» и ребятам сделали предложение, от которого сложно было отказаться. Причем, военные подошли рационально – сделали «Хоту тент» резидентами военного инновационного технополиса «Эра». Первая разработка – костюм для снайпера, который делает его невидимым для тепловизора при ведении боевых действий в ночное время, на удаленных расстояниях или же в условиях низких температур, где контрастность достаточно высокая по отношению к окружающему фону и работающую технику, которая имеет инфракрасное излучение, очень хорошо видно.
МО РФ проявило неподдельный интерес к продукции "Хоту тент"
Теперь у военных новый запрос – утеплитель для беспилотников. Дело в том, что уже при минус 15 градусах у беспилотных летательных аппаратов сильно «садится» батарейка, что сильно снижает их возможности.
Практически одновременно с военными появились и другие крупные заказчики. «Уралмашвагонзаводом» или Курганский машиностроительный завод, например. Им для «северов» понадобились портативные «АвтоБерлоги» для крупной техники, в частности, вездеходов.
Такими «гаражами», кстати, давно и активно пользуются якутские подразделения крупные якутские компании – «Алроса», Якутскэнерго, местное подразделение Газпрома. А как иначе в полевых условиях провести ремонт техники? Да когда за -50 даже простой болт закрутить/выкрутить – целый квест!
В портативном гараже можно хоть вездеход, хоть танк ремонтировать
Все производство «Хоту тент» локализовано в Якутске. Причем, это наполовину ручной труд – материал готовят люди, а вот сэндвичи уже соединяют вертикальные машины. Но когда пошли крупные федеральные заказы, в «Хоту тент» всерьез задумались о том, чтобы перебраться поближе к заказчику. Все-таки, каждый раз летать из республики в Москву накладно, да и времени жалко. Один из вариантов – Подмосковье.
Сейчас руководство думает над тем, как перебазировать производство? С машинками все понятно - взял. Да перевез. А как быть с людьми, занятыми в производственном процессе? Да и испытывать продукцию – где, не в Подмосковье же?
Настоящие холода они ведь только в Якутии.
Модель «альтернативной котельной» внедряют на Дальнем Востоке. Речь идет о новой системе тарифообразования, когда населенные пункты заключают договор с единой теплоснабжающей организацией и входят в ценовую зону теплоснабжения. В этой зоне тарифы могут расти выше уровня инфляции исходя из формулы «индекс потребительских цен плюс проценты». Как сообщают в минэнерго, деньги пойдут на восстановление жилищно-коммунальной системы, которая пришла в кризисное состояние за последние 60 лет. Несмотря на то, что на западе России реформа реализуется с 2018 года и уже принесла положительный эффект, у нее нашлось немало как сторонников, так и антагонистов. Доводы «за» и «против» рассмотрела редакция EastRussia.
В ценовой зоне
Ранее «Русгидро» сообщило, что определены пилотные населенные пункты в ДФО, где будет действовать новый метод расчёта тарифов на тепло. Это Благовещенск, поселок Прогресс и село Чигири в Амурской области. Ведется соответствующая работа в Биробиджане, на очереди – Якутск. Рассматривается целесообразность применения модуля «альтернативная котельная» во Владивостоке. На VI Восточном экономическом форуме правительства республики Саха (Якутия), Приморского края и ПАО «Русгидро» заключили соглашения о сотрудничестве по модернизации систем теплоснабжения в регионах.
Реформа тарифообразования регламентируется законом от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».
Как поясняют в Минэнерго, кризисное состояние жилищно-коммунальной системы в России требует экстренных мер. Более 60 лет назад СССР выстроил развитую инфраструктуру централизованного теплоснабжения в городах. За последние 30 лет советское наследие устарело - показатели надежности, качества и энергоэффективности теплоснабжения значительно снизились.
Новая модель в корне меняет структуру рынка. Центральной фигурой на нем становится единая теплоснабжающая организация (ЕТО), которая заправляет в единой ценовой зоне, где устанавливается «предельный уровень цены на тепловую энергию». ЕТО выполняет функцию единого окна для потребителей, обеспечивает загрузку наиболее эффективных мощностей, отвечает перед властью за работу всей системы и принимает на себя инвестиционные обязательства. В новый тариф закладываются капитальные затраты на модернизацию теплоисточников, то есть строительство «альтернативных котельных» оплачивают потребители. По данным Минэнерго, предельный рост цены для потребителей тепловой энергии на Дальнем Востоке укладывается в формулу «не выше чем индекс потребительских цен + 2 %». Эксперты называют диапазон роста 2-6% в год сверх инфляции. Тариф формируется на 5-10 лет и более.
«Размер цены на тепловую энергию рассчитывается для конкретного города (вернее, зоны теплоснабжения) исходя из стоимости строительства альтернативного источника теплоснабжения. Например, если в городе N решили построить свою котельную на несколько кварталов. Тогда для расчёта предельного уровня цен берут: стоимость строительства + затраты на покупку и подвоз топлива + затраты на доставку тепла до потребителя + зарплаты сотрудникам + другие затраты, необходимые для работы котельной. Всё это делят на количество гигакалорий, которое могла бы произвести эта котельная, и получается стоимость 1 Гкал. Эту цену можно узнать с помощью специального калькулятора на сайте Минэнерго», - сообщает ПАО «Т Плюс» - одна из первых ЕТО в России.
Предельный тариф
Предельный уровень цены на тепловую энергию по закону устанавливает орган тарифного регулирования региона. Однако это не означает, что потребитель обязательно будет платить максимум. Сделать тариф меньше предельной цены – можно. Больше – нельзя.
Кроме того, поясняют в «Т-плюс», закон предполагает понижающий коэффициент, который уменьшает предельный уровень цены на тепловую энергию. Этот коэффициент устанавливается по договоренности ЕТО и власти муниципалитета и прописывается в соглашении между ними в тех случаях, когда предельный уровень цен на тепло, рассчитанный в рамках новой модели рынка тепла, выше действующего тарифа.
Размер понижающего коэффициента закрепляется в соглашении. И ЕТО не может продавать дороже цены, рассчитанной с учетом этого коэффициента.
До того момента, пока цена не дойдет до предельного уровня, тариф будет расти в соответсвии с графиком, утвержденным губернатором региона (это может быть инфляция плюс несколько процентов). После того, как цена достигнет предельного уровня, она будет ежегодно изменяться только на уровень инфляции – не больше.
В случае, если утверждённый предельный уровень «альткотельной» выше текущего уровня тарифов, цена на тепло будет заморожена и сохранится на этом уровне на несколько лет.
Эксперимент по внедрению новой модели начинался в 2018 году с города Рубцовска в Алтайском крае. Правительство региона и Сибирская генерирующая компания (СГК) подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. Окончательно новый метод тарифорегулирования закрепили распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева.
На примере Рубцовска хорошо видно, что ожидает регионы, пожелавшие присоединиться к реформе (по закону участие в проекте добровольное). СГК занял место структурного подразделения Рубцовские тепловые сети Барнаульской тепломагистральной компании, которое до того управляло тепловым хозяйством. СГК создает АО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс» — РубТЭК. Формируется новая команда управленцев во главе с руководителем Максимом Нововым.
Инвестор принимает на себя обязательства вложить до 1,7 млрд в тепловой комплекс муниципалитета и увеличивает объем финансирования ремонтной программы на объектах генерации и тепловых сетях Рубцовска в 1,5 раза. Последние отопительные сезоны в городе, который считался самым проблемным в части коммунальной инфраструктуры, прошли без нареканий, отмечают в компании.
В 2018-2020 гг к реформе присоединились Барнаул, Красноярск, Канск заключившие соглашения с СГК, Линево (Сибирская тепло-энергетическая компания (ООО «СибТЭК»), Прокопьевск (ООО «Теплоэнергоремонт»), а также Оренбург, Самара, Владимир, Ульяновск, Новокуйбышевск, Медногорск (ПАО «Т Плюс»). В минэнерго ожидают, что в ближайшие 5-15 лет суммарный объем инвестиций в тепловое хозяйство этих населенных пунктов составит около 92 млрд рублей.
Пионеры реформы на Дальнем Востоке
Что касается Дальнего Востока, как отмечают в Минэнерго, крупнейшим производителем тепловой энергии в регионе является ПАО «Русгидро». Оно и возьмет на себя функции ЕТО.
«Для систем теплоснабжения на Дальнем Востоке характерны такие проблемы, как высокий износ тепловых сетей, ежегодный рост повреждений на тепловых сетях, отсутствие источников инвестиций, отсутствие возможности подключения новых потребителей. В настоящее время прорабатывается возможность применения модели «Альтернативной котельной» в пилотных регионах ДФО», - сообщает пресс-служба ведомства.
В ряды пилотов вошли город Нерюнгри и поселок Чульман в Республике Саха (Якутии). Ожидается, что новые тарифы позволят привлечь в эти населенные пункты 3,77 млрд рублей инвестиций.
Город Благовещенск и поселок Прогресс в Амурской области могут привлечь до 4,60 млрд рублей. Также к реформе присоединится Биробиджан, где пока рассчитывается объем инвестирования.
Конечно, дальневосточников интересует, как изменятся тарифы с введением новой модели. Об этом говорит опыт регионов-пионеров реформы.
Например, вот как меняются цены на тепловую энергию в ценовой зоне Барнаула (данные АО «Барнаульская генерация»)
период |
январь 2019 |
июль 2019 |
январь 2020 |
июль 2020 |
январь 2021 |
июль 2021 |
октябрь 2021 |
январь 2022 |
июль 2022 |
январь 2023 |
максимально разрешенная цена 1 Гкал в рублях |
1897,98 |
2007,76 |
2007,76 |
2129,09 |
2129,09 |
2129,09 |
2256,11 |
2256,11 |
||
реальная цена 1 Гкал в рублях |
1827,32 |
1897,98 |
1897,98 |
1991,52 |
1991,52 |
1882,46 |
2105,44 |
2105,44 |
2228,88 |
2228,88 |
В июле 2021 года тариф даже опускался, однако потом был пересмотрен в сторону повышения. Директор Алтайского филиала СГК Игорь Лузанов объяснил, что «власти оперативно внесли изменения в правила расчета стоимости тепловой энергии для ценовых зон», так как прежний метод оказался неэффективным и не окупал затраты поставщиков. Итого на 1 октября 2021 года тариф в Барнауле составил 2105,44 руб./Гкал. По словам Лузанова, с июля 2020 года он вырос на 5,7%.
В Рубцовске на 1 января 2021 года реальная стоимость гигакалории составила 2187,40 рублей, а на 1 октября 2021 года – 2266,42 рублей. Это ниже предельной цены, на 1 октября установленной в размере 2 425, 76 руб./Гкал.
Спасти тепловое хозяйство
И здесь надо сказать, что состояние теплового хозяйства во многих населенных пунктах ДФО действительно находится в критическом состоянии. Износ тепловой инфраструктуры превышает среднероссийские показатели на 15-20%, многие тепловые станции построены еще в 30-50 гг.
«По нашей информации, во Владивостоке износ теплоцентралей достигает 90% по отдельным районам. Особенно остро стоит проблема в Первомайском районе», - рассказал глава МУПВ ВПЭС Олег Титов.
Со слов экспертов, проблема достигла таких масштабов, что за счет государственного сектора и частных компаний в условиях стандартного тарифообразования ее не решить. Например, у альткотельной много общего с концессиями, но концессии работают фрагментарно с отдельными элементами теплового комплекса - банки неохотно кредитуют это направление, а инвесторы обычно выбирают другие, более перспективные ниши.
«Концессии - неплохой механизм, но основной инструмент концессионера – денежные средства. Если они дорогие, могут возникнуть сложности. С учетом процентных ставок, которые предлагают банки, компания получит миллиард в кредит, а отдаст два с лишним миллиарда, и лишняя нагрузка ляжет на потребителя. Но потребитель не должен переплачивать в два раза. Приемлемой суммой я считаю 3% в тариф», - говорит руководитель КГУП «Примтеплоэнерго» Владимир Малюшицкий. При этом он добавляет, что в Приморье есть и положительные примеры, когда расходы инвестора минимизируются за счет технологий – например, в Фокино переход с мазута на газ позволил сократить издержки концессионера ООО «Интеллектуальные коммунальные системы Фокино».
Сегодня концессия и механизм альткотельной дополняют друг друга. Компании могут выбирать тарифообразование по новой модели, которая подразумевает, что тариф устанавливается надолго, и все производители тепла будут снабжать потребителей по единой цене. Соответственно, организации ЕТО для банков – более желанные клиенты и могут рассчитывать на лучшие условия кредитования, чем обычные концессионеры.
Тепловой удар - доводы против
В то же время у реформы нашлось немало противников среди органов власти, участников рынка и научной общественности. Антагонисты усмотрели в новой модели монополизацию и устранение конкуренции с далеко идущими негативными последствиями. Например, член Объединенного ученого совета СО РАН Валерий Стенников считает, что «необоснованный рост тарифов и создаваемая монопольная структура управления теплоснабжением не стимулируют предпринимательскую инициативу и конкуренцию за потребителя, которые способствовали бы снижению издержек и повышению эффективности производства».
«Введение монопольной структуры ЕТО в таком виде устраняет органы государственной власти и органы местного самоуправления от управления теплоснабжением, очень важной и социально напряженной сферы, во многом определяющей энергетическую безопасность России. Основная социальная функция государства полностью перекладывается на частные компании», - считает эксперт.
По его словам, частная компания в статусе ЕТО принципиально не может быть публичной, открытой и прозрачной. При этом она будет диктовать свои условия по обслуживанию на вверенной ей территории. «По сути, ЕТО наделяется безграничными правами без каких-либо обязанностей: определяет цены производителей; устанавливает предельные цены», - отмечает Валерий Стенников.
Среди возможных последствий он называет уход потребителей из систем централизованного теплоснабжения с возрастанием нагрузки на оставшихся абонентов и даже перенос предприятиями производственных мощностей за рубеж из-за высоких энерготарифов.
«Перераспределение затрат в сторону тепловой энергии временно улучшит ситуацию ТЭЦ на электрическом рынке, однако по сути не изменит ее. Рассогласованность этих рынков будет возрастать, снижая эффективность участия ТЭЦ в производстве электрической энергии и вытеснения их с этого рынка, превращая в котельные. Монополия ЕТО не позволит развиваться независимым производителям тепловой энергии и приведет к свертыванию их деятельности», - перечисляет эксперт.
В Бурятии против реформы выступили республиканская служба по тарифам (РСТ) и отдельные депутаты. «Значительная часть городов и населенных пунктов России, в том числе Забайкальский край, не планируют переход в ценовую зону теплоснабжения и на регулирование по методу альтернативной котельной. Согласно представленным расчетам, тариф на тепловую энергию на 2022 год составит 2475 руб/Гкал с НДС, это на 18,5% выше действующего тарифа в Улан-Удэ», - сообщали в РСТ. Война затихла после визита полпреда Юрия Трутнева, который в рамках рабочей поездки поддержал переход Улан-Уде в ценовую зону теплоснабжения.
Неизбежно добровольно
Между тем уже известны планы «Русгидро» с учетом «альтернативной котельной» на Дальнем Востоке. Среди них – увеличить мощности Нерюнгринской ГРЭС за счет строительства новых энергоблоков на 450 МВт. Также планируется построить вторую очередь Якутской ГРЭС-2 мощностью 160 МВт/200 Гкал/ч.
«В модернизацию трех энергоблоков Нерюнгринской ГРЭС будет вложено более 5 млрд рублей в течение четырех лет», - сообщает пресс-служба «Русгидро».
До 2035 года «Русгидро» планирует инвестировать 14 млрд рублей в ремонт изношенных теплосетей и котельных Дальнего Востока.
По данным Минэнерго, на территориях, где модель «альтернативная котельная» действует с 2018-202- года, уже есть эффект от дополнительно привлеченных инвестиций. В 2020 году суммарный объем инвестиций СГК в различные проекты модернизации составил 12 миллиардов рублей.
«За 10 лет планируется вложить в систему теплоснабжения Красноярска, который переходит с 2021 года на метод алькотельной, — около 15 миллиардов рублей», - сообщает СГК.
Что касается пионера коммунальной реформы Рубцовска, «за несколько лет СГК сумела провести модернизацию всей системы теплоснабжения города, который еще недавно находился на грани коммунальной катастрофы», - комментируют в компании.
Отметим, что уже 26 муниципалитетов в 15 регионах страны перешли на модель «альтернативной котельной». По данным минэнерго, планируется, что к 2024 году в ценовую зону теплоснабжения войдут 35 регионов, к 2035 году – 65. За счет притока инвестиций количество аварий на теплоисточниках и тепловых сетях должно сократиться до 5%. Доля выработки ТЭЦ в комбинированном цикле вырастет на 33% к 2024 году.
Эти три судна жители Сахалинской области теперь называют «тремя китами» - теплоходы, стали гарантией транспортной доступности Курильских островов. Они обеспечили стабильность пассажирским перевозкам между Сахалином, Шикотаном, Кунаширом и Итурупом. В воскресенье, 3 октября третье судно — «Павел Леонов» — вернулось из первого рейса из порта Корсаков в Курильск и обратно. Что значит выход на линию этого теплохода для Сахалинской области, — в материале EastRussia.
Родной брат уже нашумевшего этим летом «Адмирала Невельского», «Павел Леонов» сошел со стапелей верфи Невского судостроительно-судоремонтного завода. Грузопассажирское судно строили специально по заказу правительства Сахалинской области — теплоходу уже определили важный маршрут. Из Шлиссельбурга новенький корабль сначала попал в Санкт-Петербург, а затем отправился по Северному морскому пути на Сахалин.
Фото: Невский судостроительный завод
Для прохода «Леонова» по Неве разводили Ладожский мост и открывали морские ворота Мурманска, сахалинцы отслеживали его движение по навигационным сервисам и прогнозировали прибытие в островной регион. И, наконец, свершилось: 16 сентября «Павел Леонов» встретили в порту Корсакова.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Еще не успев выйти на службу, теплоход поставил первый рекорд: домой он прибыл на неделю раньше срока. «Леонов» в Корсаков вела команда из 18 человек — капитан и его помощники, машинисты, пассажирская служба и команда поваров – у всей бригады уже был опыт путешествия между Сахалином и Курильскими островами. Капитан Роман Ковляков помогал вести в область судно «Адмирал Невельской» двумя месяцами ранее, а профессиональные кулинары успели поработать на ветеране морских грузопассажирских перевозок — теплоходе «Игорь Фархутдинов».
После прибытия «Леонов» отправился на техническое обслуживание. А уже 1 октября судно приняло на борт первую партию груза и пассажиров. Свой дебютный рейс теплоход выполнил в усеченной форме, по маршруту Корсаков — Курильск — Корсаков. В этом плавании «Павла Леонова» встретили только жители Итурупа, но на очереди знакомство с Кунаширом и Шикотаном: 146 пассажирских мест не останутся пустыми, учитывая потребность курильчан в регулярном транспортном сообщении с Сахалином.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
«Повышение транспортной доступности Сахалина и Курил остается одной из главных задач региональных властей — это, прежде всего, решение социальных задач. Для Сахалинской области — единственного субъекта страны, расположенного на островах, морское сообщение является основным. В нашем случае без участия морского транспорта нельзя полноценно организовать межмуниципальные перевозки. В сфере морского транспорта существенное влияние на транспортную доступность оказала реализация в текущем году мероприятий по строительству грузопассажирских судов. «Павел Леонов» — второе из двух, построенных специально для островного региона, в рамках программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016 - 2025 годы». С выходом новых грузопассажирских судов мы в разы увеличиваем возможности грузовых и пассажирских перевозок. Жители Курильских островов смогут добраться домой, на службу, в отпуск во время наиболее им подходящее, а также появились дополнительные возможности по перевозке грузов, контейнеров, в связи с чем полагаем сложности по доставке товаров на Курильские острова будут полностью сняты», — рассказал EastRussia губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Поездка на «Павле Леонове», как и на его собратьях-теплоходах, — самый доступный способ для островитян добраться с Курил на Сахалин и обратно. Стоимость путешествия в один конец — 3 255 рублей за место в каюте третьей категории, 4 880 рублей за II класс и 8 127 рублей за каюту класса люкс. Грузопассажирское судно, идущее со скоростью 19 узлов в час, добирается из Корсакова в Курильск за 20 часов, а на Кунашир и Шикотан (в Южно-Курильский район) — еще быстрее. При этом пассажиры путешествуют с комфортом, а повара обеспечивают их свежей и вкусной едой: запас продуктов на «Леонова» закупают с расчетом на две недели при полной загрузке кают.
Фото: Татьяна Еркалиева, ИА «Сахалин и Курилы»
«На судне предусмотрены комфортабельные каюты, в которых есть душевая, телевизор, холодильник. А также предусмотрена двухместная каюта матери и ребенка и каюта для людей с ограниченными возможностями здоровья. Для пассажиров организовано питание на борту судна в судовом кафе», — уточнил Эдуард Ри.
Ожидается, что «Павел Леонов» и «Адмирал Невельской» снимут тот ажиотажный спрос на билеты, который у курильчан до сих пор был связан с выездом на Сахалин. Единственный до этого года теплоход «Игорь Фархутдинов» курсировал между островами доставляя не только пассажиров – на нем перевозили продукты, почту, топливо, стройматериалы, автомобили, а также массу других товаров, необходимых для жизни курильчан. А авиаперевозчик с началом летнего туристического сезона вынужден был вводить дополнительные рейсы: путешественники хлынули на Курилы нескончаемым потоком, порой оставляя без билетов жителей островов. Сейчас же, считает глава Курильского района Вадим Рокотов, ситуация успокоится.
«Когда к нам в порт пришел «Адмирал Невельской», мы очень радовались: встречали его с оркестром, пели и плясали. Затем пришел «Павел Леонов» — и это уже воспринимается как норма, хотя мы очень довольны. Он стал, с одной стороны, чем-то обыденным. Но и радостным, конечно, тоже. За лето мы натерпелись: туристы повалили на Итуруп, существующие пароходы были забиты битком, а ведь к нам так возят еще и грузы. Так что появление третьего судна в любом случае на жизни Итурупа скажется положительно. Безусловно, мы рады. Я как глава муниципалитета хочу отметить, что сейчас наступило полное успокоение, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Можно смело планировать будущее, не боясь перебоев с транспортным сообщением и задержки грузовых поставок. Мощностей морского транспорта нам теперь достаточно, и это главное», — поделился с EastRussia глава администрации Курильского городского округа Вадим Рокотов.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
В первый рейс «Павел Леонов» отправился со свободными каютами: пассажиров, которым нужно было попасть на Итуруп, было немного. Но сахалинцы и курильчане, которым удалось разделить дебют с новым теплоходом, остались очень довольны. Островитянам понравилось все: и еда, и работа команды, и уютные места отдыха.
«Я никогда в своей жизни не выходила в море, не плавала на пароме. И, когда у меня появилась такая возможность — и финансовая, и жизненная, — я подумала: «А почему бы нет?» Тем более, очень хотелось увидеть новый паром изнутри. В целом впечатления положительные. Судно новое, на нем все в идеальном состоянии. Комфортные четырехместные каюты, абсолютная чистота, все удобства, которые нужны человеку в пути. Все располагает к тому, чтобы в пути ты ни о чем не переживал. Питание не самое дешевое, но все очень вкусно: я ощущала себя как в настоящем ресторане, только на воде. Персонал — отдельная история: профессионалы своего дела, крайне компетентные и доброжелательные. Все подскажут, везде проводят, успокоят. Я впервые была в морском путешествии и очень боялась. Старший бортпроводник со мной разговаривал, успокаивал, уговаривал не переживать. Такое доброе отношение просто подкупает и дает понять, что твое путешествие будет прекрасным», — рассказала EastRussia сахалинка Татьяна Еркалиева.
Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Сейчас «Павел Леонов» вышел на ежедневный график работы, и уже попал в сетку расписания теплоходов до конца 2021 года. Маршрутный лист судна утвердил сахалинский минтранс. По стечению обстоятельств, «Леонов» встретит в пути и Новый год: он выйдет в рейс Курильск — Корсаков в 14:00 31 декабря. Только в полдень 1 января судно вернется на Сахалин. Таким образом, у пассажиров нового теплохода будет возможность поднять бокал с шампанским посреди Охотского моря.
EastRussia продолжает выяснять, как живут и развиваются дальневосточные компании в условиях санкционного давления. Речь сегодня идет о стратегически важном объекте Хабаровска – МУП «Водоканал».
Качество воды – качество жизни. Бесперебойная подача качественной воды и отвод стоков – необходимые условия для функционирования муниципалитета и сохранения здоровья его жителей. Протяженность водопроводных и канализационных сетей Хабаровска составляет сотни километров. И все эти артерии необходимо обслуживать, модернизировать, устранять аварийные ситуации. В настоящее время привычные схемы для обеспечения качественной работы российских водоканалов приходится менять из-за влияния антироссийских санкций: бывшие партнеры вынуждают искать новые решения. Курс на импортозамещение был взят еще в 2014 году, в первую волну санкций из-за крымского вопроса. Импортозамещение в России наполнилось более глубоким смыслом после начала Россией специальной военной операции
Мэрия Хабаровска работает в тесной связке с городским водоканалом. Муниципалитет является собственником объектов водоснабжения и водоотведения, водоканал занимается эксплуатацией этих объектов. По словам главы администрации Хабаровска Сергея Кравчука, муниципальное предприятие «Водоканал» успешно реализуют программу импортозамещения, по многим параметрам водоканал перешел на отечественное оборудование.
«С началом специальной военной операции звучали прогнозы, что экономика остановится, все встанет – нет, ничего этого не произошло. Можно сказать, что экономика адаптируется к тем вызовам, которые обозначило нашей стране западное мировое сообщество. С Россией воевать не надо. Ни на поле боя, ни на экономическом и финансовом рынках, Россия все равно окажется победителем», – отметил Сергей Кравчук.
фото: пресс-служба МУП «Водоканал» Хабаровск
По словам директора предприятия Андрея Трость, санкции недружественных западных стран лишь косвенно затронули производственный процесс водоканала, водоснабжение Хабаровска защищено от прямого влияния санкций. Запасные части и трубы есть в наличии в достаточном количестве, проверенные поставщики продолжают сотрудничать, в большей степени сохранены отработанные логистические схемы, налаживаются новые. Трубы ВЧШГ (высокопрочный чугун с шаровидным графитом) для капитального ремонта коммунальных сетей будут поступать из КНР. Эти трубы востребованы в российской промышленности – они высокоустойчивы к коррозии и являются наилучшей заменой трубам из стали. Высококачественные полиэтиленовые трубы МУП «Водоканал» Хабаровска приобретает в России.
«Предприятие продолжает успешно реализовывать политику импортозамещения и противодействия санкционному давлению. Руководство предприятия проработало риски от введения запретов на ввоз в Россию импортного оборудования и запасных частей. Поставленную задачу – быстро адаптироваться к санкционному давлению и перестроить необходимые процессы – стараемся выполнять. Задвижки, гидранты и прочее необходимое для производственного процесса оборудование находится на складах в достаточном количестве», – пояснил Андрей Трость.
фото: пресс-служба МУП «Водоканал» Хабаровск
Глава предприятия добавил, что в октябре в полном объеме отгружены железобетонные изделия и стальные трубы, запорная арматура и инертные материалы (такие как сланец и щебень), а также пожарное оборудование и средства оказания первой помощи.
Оборудованию, необходимому для стратегически важных объектов, найдена достойная замена. К примеру, ранее предприятие планировало модернизировать электролизную станцию головных очистных сооружений водопровода за счет приобретения комплекса итальянского производства. Сейчас уже найдены качественные аналоги у китайских производителей.
Заместитель директора по охране труда и инвестиционной деятельности Виктор Гончаров сообщил, что на объектах предприятия продолжают использовать импортное оборудование и спецтехнику, которую планируют постепенно замещать продукцией отечественного производства или продукцией из тех стран, которые не ввели ограничения на поставку.
«Предприятие приобретает оборудование у посреднических организаций через конкурсные закупки, в результате чего, налаживанием логистики занимаются непосредственно дистрибьютеры. Производитель определяется в процессе конкурсных процедур, согласно заданным техническим характеристикам. Предприятием оперативно принимаются необходимые меры и решения при возникновении проблем, связанных с обеспечением населения холодным водоснабжением и канализацией», – добавил он.
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
При этом в августе 2022 года участники XIV ежегодной Всероссийской конференции Водоканалов приехавшие в Хабаровск со всей страны признали систему очистных сооружений города лучшими на всей территории Сибири и Дальнего Востока.
«Вода перед сбросом в Амур очищается на 95%, – рассказал Андрей Додусов, ведущий инженер-технолог очистных сооружений и канализации МУП «Водоканал». – У нас большая, разработанная совместно с администрацией Хабаровска программа модернизации оборудования: в 2020 году заменены автоматические ступенчатые решётки с прозором 5 мм, установлен современный комплекс по сбору и обезвреживанию отбросов с решёток. На вторичных отстойниках в 2021 году был заменён илосос. Стоимость этих работ составила 35 млн рублей, зато такого оборудования нет почти нигде в России, да и за рубежом встречается не часто».
фото: пресс-служба администрации Хабаровска
Также не так давно построен и оборудован цех ультрафиолетового обеззараживания сточной воды и насыщения кислородом. Мониторинг очистки сточных вод ежедневно проводит лаборатория, в штате которой 15 человек. Ежедневно контролируются порядка 14 показателей: ионы аммония, нитраты, нитриты, взвешенные вещества, железо. Контроль и поступающей воды, и воды на выходе проводится в нескольких точках
«По некоторым показателям стоки, которые сбрасываются в Амур после того, как пройдут через очистные сооружения, чище, чем вода, которая из Амура поступает в систему водоснабжения», - рассказала Ольга Костюк, начальник испытательной химической лаборатории сточной воды МУП «Водоканал».
В нашумевшей истории со случившемся ровно год назад провалом на одной из основных транспортных артерий Хабаровска – улице Павла Морозова – наметился счастливый конец. Напомним, в августе 2021-го поднявшиеся из-за вышедшего из берегов Амура грунтовые воды подмыли старый коллектор. Он располагался аккурат под проезжей частью. Перекрытую наполовину дорогу чинили всю осень, зиму. Худо-бедно движение по трассе открыли ближе к лету. На этой неделе стартовал финишный этап ликвидации прошлогодней аварии. Ростовская компания «СоюзДонСтрой» начала прокладку микротоннеля под новый коллектор методом горизонтального бурения.
На премьеру – а прокладка микротоннеля такого масштаба в Хабаровске осуществляется впервые - городской водоканал пригласил практически все местные СМИ. Эксперимент призван избавить город от необходимости рытья огромных траншей, без которых не обходится ни одна подготовка к отопительному сезону.
Ожидавшие динамичного и зрелищного действа журналисты были несколько обескуражены - проходка микротоннеля оказалась делом небыстрым в прямом и переносном смыслах. Одетые по всем правилам безопасности в яркие жилеты и каски журналисты после отмашки прораба наблюдали, как гигантский пресс на дне огромного стартового котлована буквально по миллиметрам вдавливает в грунт очередную бетонную трубу. За неделю одиннадцатую по счёту.
- Сейчас скорость 100 миллиметров в минуту, - объясняет оператор проходческого щита, который словно капитан в рубке наблюдает за процессом под землей на мониторах с множеством датчиков.
Вообще-то, изначально было объявлено, что первый хабаровский микротоннель должен быть построен к концу апреля 2022 года. Так было указано в паспорте объекта. Уже в мае заказчик обозначил новый час Ч – 15 августа. Летом появилась новая формулировка: срок окончания работ 2022 год.
- Мы люди суеверные. Остерегаемся называть какие-то конкретные даты. Мало ли как себя поведут грунты, может какая-то поломка случиться. Пока всё по мелочи. Быстро устраняем, работа идёт успешно, - сказал начальник участка компании-подрядчика «СоюзДонСтрой» Тихон Сердюков. – Вообще-то у нас большой опыт прокладки микротоннелей в Севастополе, Нижнекамске, Омске, Минске, Владивостоке. География очень большая. Под рекой Леной в Якутии две ветки по полтора километра каждая для газопровода «Сила Сибири».
Задержку объясняют совпавшей с началом активных работ СВО – специальной военной операцией по освобождению Донбасса. Особые трубы для первого хабаровского микротоннеля заказали в Санкт-Петербурге. Хоть конструкция и обозначена словом «микро» - не такие уж они и маленькие – примерно два метра в диаметре. В полувагоне помещается не больше двух – трёх. А железная дорога в это время оказалась перегружена другими более важными грузами. Вот и пришлось со стройкой микротоннеля подождать, пока доставят все 193 трубы.
- Это были не проволочки, задержки объясняются объективными причинами. Связаны они с проведением специальной военной операции. У нас есть официальное заключение Торговой палаты, что действительно нашему подрядчику не представлялось возможным предоставить достаточное количество подвижного состава для перевозки труб в Хабаровск, - объяснил заместитель директора МУП г. Хабаровска «Водоканал» Николай Лысенко. – Сейчас все трубы будущего микротоннеля в Хабаровске. Это позволило начать его проходку. Процесс этот прерывать нельзя, поэтому пока не был доставлен весь комплект, его и не начинали.
Полностью работы на аварийном участке должны быть завершены в мае следующего года. Это значит, что к тому времени с поверхности земли в готовый микротоннель уберут временный трубопровод, по которому сейчас текут стоки с самого густонаселённого Индустриального района Хабаровска.
Каким бы долгим не казалось возведение первого в краевой столице микротоннеля, но опыт этот местные коммунальщики планируют использовать как можно шире.
- Согласитесь, работы ведутся под землёй. Это не создаёт той массы проблем для жителей города, как если бы мы строили новый коллектор привычным траншейным способом. Здесь всё бы пришлось разрыть на 8-метровую глубину. Движение по Павла Морозова пришлось бы перекрывать. Плюс этому нужно было бы переносить все коммуникации на пути стройки, восстанавливать их и благоустройство, когда траншею зароют, - привёл аргументы в пользу подземной проходки начальник отдела капитального строительства МУП г. Хабаровска «Водоканал» Евгений Шилко.
- По окончательной стоимости начавшегося микротоннелирования еще уточняются некоторые моменты. Но оно обойдётся в сумму примерно до одного миллиарда рублей. При традиционном способе с рытьём траншеи, переносом и восстановлением коммуникаций, благоустройства заплатить пришлось бы почти в два раза больше, - добавил он.
Полученный опыт микротоннелирования коммунальные службы Хабаровска уже высоко оценили. Его они намерены применять при строительстве аналогичных коллекторов к будущим микрорайонам новостроек, а также при расширении пропускной способности уже действующих коммуникаций.