С начала года на проведение текущих ремонтов в хабаровских школах городской бюджет выделил более 200 млн рублей. В основном фокусе работ – ремонты кровель, систем отопления, благоустройство прилегающих территорий, а также приведение в соответствие санитарным нормам, нормам пожарной и антитеррористической безопасности.
Наиболее проблемные объекты, по которым были обращения от педсостава и родителей учащихся, постоянно находились в фокусе внимания городских властей
Так, в школе «Открытие» 1949 года постройки требовался ремонт кровли – из-за изношенности материалов она сильно протекала. За лето её полностью поменяли – из городского бюджета Хабаровска на эти работы выделено восемь млн рублей. Проверили новую кровлю не только эксперты – испытал её на прочность и прошедший накануне ливень: подтеков не обнаружено. В следующем году в этой школе планируют отремонтировать фасад – тоже за счет средств муниципального бюджета. В «Открытии» уже установлена система охраны: камеры видеонаблюдения по периметру и дверь с электронным замком.
В школе №1, которая была построена на улице Юности в 1965 году, также готова система безопасности, а все классы приведены в порядок. Также ведутся работы по ремонту дворовой дороги от ул. Королева к этой школе. Благоустройство тротуара, по которому дети идут в школу, уже завершено. По просьбе учителей школы №1 и расположенной неподалеку частной школы, которую они адресовали мэру Хабаровска, обустроена стоянка для автомобилей.
«Всегда готов идти навстречу педагогам. Но только теперь нужно облагородить эту парковку. Например, высадить вокруг живую изгородь из кустарников. Это украсит территорию», – сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук, добавив, что его заместитель Александр Прохорец займется этим вопросом.
Лицей «Ритм» был построен в 1967 году. Тут обучается больше тысячи школьников. В текущем году здесь установили современную систему комплексной безопасности. Внутри помещения появилась 31 видеокамера, снаружи – 18. Здание лицея оборудовано «тревожной кнопкой» для вызова групп быстрого реагирования. На безопасность учебного заведения было потрачено три млн рублей, из которых 1,2 млн выделили из муниципального бюджета. Также приведен в порядок подъездной путь к лицею.
В школе №47 Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных требований к помещению пищеблока. За 8,5 млн рублей городского бюджета был проведен капитальный ремонт помещений, где хранятся продукты и готовится еда. Также приобретено новое оборудование, на которое был потрачен один млн рублей по распоряжению мэра Хабаровска. В первом корпусе муниципального учреждения идет монтаж модульных спортивных залов.
Как отметил Сергей Кравчук, на сегодня все 70 школ Хабаровска получили паспорта готовности к началу учебного года.
«Мы побывали во всех образовательных учреждениях, на которые поступали жалобы в период, когда дети находились в пришкольных лагерях. В некоторых учебных заведениях завершаются ремонты. Мной поставлена задача, чтобы до начала нового учебного года их закончили», – сказал глава Хабаровска.
До начала учебного года завершится установка домофонов, видеонаблюдения и сигнализации на пяти объектах. Идут работы по капремонту системы отопления в школе № 1 поселка Березовка, полному ремонту кровель в трех учреждениях. В течении учебного года в случае необходимости ремонтные мероприятия в школах продолжатся с учетом соблюдения норм безопасности.
Продолжается в Хабаровске и работа по обеспечению образовательных учреждений лицензированной охраной. В 30 учреждениях безопасность обеспечивают частные охранные предприятия. До конца года обеспечены лицензированной охраной будут еще 19 образовательных учреждений.
Для безопасного передвижения детей к местам учебы около образовательных учреждений будут обновлены разметки пешеходных переходов, спилены ветки, закрывающие обзор знаков пешеходного перехода.
Во всех общеобразовательных учреждениях города организовано горячее питание. В 16 школах учеников кормят самостоятельно, в 54 школах прибегают к услугам предприятий общепита на аутсорсинге. Все меню обновлены с учетом возраста и физиологических потребностей школьников. Согласно указу главы государства, все учащиеся начальных классов получают питание бесплатно.
Внимание к новым педагогическим кадрам – отдельный аспект подготовки к учебному году. Городские власти прилагают максимум усилий, чтобы в сентябре в хабаровских школах приступили к работе молодые учителя. Ежегодно в образовательные учреждения приходят более 100 молодых специалистов, всего сегодня там работают около 300 начинающих педагогов. В Хабаровске существует практика – давать молодым учителям служебное жильё, которое после десяти лет работы в общеобразовательном учреждении квартира достаётся педагогу. Ежегодно администрация города передаёт ключи от служебных квартир 10 молодым учителям.
Торжественные линейки ко Дню знаний пройдут 1 сентября во всех школах города. В новом учебном году за парты сядут около восьми тысяч первоклассников. Все они получат в подарок азбуку «Хабаровск от А до Я» – в ее разработке принимали участие и сами школьники: вместе со взрослыми они делали иллюстрации, писали стихи и тексты.
«Азбука Хабаровска» – букварь, в котором на каждую букву приходится по несколько узнаваемых образов родного города. Такой проект запустили специально в юбилейный для Хабаровска год (в 2023-м ему исполнилось 165 лет) по инициативе мэра города Сергея Кравчука. Авторами и исполнителями стали как взрослые художники, так и сами дети. Корреспондент EastRussia вместе с ними полистал букварь.
А – Амур, У – утес, Е – Ерофей. Интересно, а что на Ъ?
– На Ъ мы решили написать «Объединение», в этом слове есть Ъ, а над азбукой трудились разные объединения. Мы говорим о том, что объединение – важное событие в жизни людей, потому что оно делает нас всех дружными и сплоченными. В Хабаровске много детских объединений, которые помогают детям найти себя, – рассказывает начальник управления образования мэрии Хабаровска Татьяна Матвеенкова.
Служащие управления образования вместе с художниками почти год трудились над созданием «Азбуки Хабаровска»: вынашивали идею, наполняли образами. Осенью, когда началась активная работа над букварем, мэр Хабаровска Сергей Кравчук предложил к работе по созданию детской азбуки подключить самих детей.
Юные художники разного возраста и из разных школ стали предлагать свои рисунки, посвященные любимым и узнаваемым местам Хабаровска. Так на каждую букву появилось по несколько образов.
– На каждую букву есть определенное место, человек, природный уголок, о котором можно в азбуке рассказать. Это узнаваемые зрительные образы, значимые объекты, любимые хабаровчанами места, – рассказывает Татьяна Матвеенкова.
Таким образом картинок в азбуке стало больше, чем букв в алфавите. В числе тех самых узнаваемых образов утес, колесо обозрения, мост через Амур, набережная, парки, театры и просто счастливые люди.
Авторов набралось больше сотни. Недавно их всех собрали в музее Хабаровска, где с ними встретился мэр Сергей Кравчук.
«Эту потрясающую азбуку первого сентября мы вручим первоклассникам. Их в этом году в Хабаровске более восьми тысяч. Также издание будет передано в библиотеки города и в советы ветеранов. Спасибо нашим педагогам за то, что они со своими воспитанниками так живо включились в реализацию данного проекта. Уверен, азбука Хабаровска запомнится многим поколениям жителей краевой столицы. Те, кто ее получит, сохранят эту ценную книгу, и в дальнейшем будут показывать своим детям», - сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук.
– Это уникальный проект, который способствует сохранению памяти о родных местах. Причем, азбука рассчитана не только на первоклашек, она будет интересная старшим дошкольникам, детям младших классов. Любому, кто возьмет ее в руки, она будет интересна, – отметил член Союза художников России, заслуженный художник Хабаровского края и почетный гражданин Хабаровска Сергей Логинов, который пришел пообщаться с юными творцами.
Азбука получилась по принципу «дети – детям», причем, это не только картинки, но еще и стихи. Дети писали и рисовали, как они по-своему видят город.
– Честно говоря, мне, первокласснице 80-х, даже немного завидно: кроме одинакового для всех учеников страны букваря у нас ведь ничего похожего не было. И какими бы широкими возможностями ни обладал интернет, многие важные для Хабаровска слова и связанные с ними понятия нынешние хабаровские первоклассники смогут узнать именно из нашей азбуки, - рассказала в своем блоге на страницах «Тихоокеанской звезды» и. о. директора центра развития образования города Хабаровска Светлана Сумарокова.
Автором образа букв стала профессиональный художник, учительница ИЗО школы-лицея «Звездный» Ульяна Викина. Именно она придумывала, как будут выглядеть буквы азбуки. По словам художника, дети воспринимают картинку целиком, поэтому иногда возникали сложности.
– Во-первых, необходимо было, чтобы шрифт был «читабельный» для детей и в тоже время необычный, чтобы привлекал внимание, – рассказывает Ульяна Викина. – Были буквы, образы для которых рождались буквально за секунду, а были, над которыми приходилось размышлять неделями.
К примеру, заминка возникла с тем, как показать объездную дорогу «Обход Хабаровска», которая не так давно появилась? Она была «зашита» в букву Ъ.
- Я долго думала, как это можно показать, чтобы детям было понятно? А потом нарисовала дорогу, змейкой уходящей вдаль, в наши красивые сопки (Хехцир – прим. EastRussia), вокруг лес, – поделилась Ульяна Викина.
С буквой М тоже все было непросто. Здесь, конечно же, прорисовывался образ моста через Амур.
– Нарисовать только части моста? Тогда ребенок не поймет, что это такое. Поэтому изображение выходит за черты буквы, проходит максимально через весь объем и когда дети разукрашивают букву, она как бы из этого изображения выходит. Получилось что-то типа 3D, – рассказывает Ульяна Викина.
Кстати, когда Ульяна продумывала образы букв, то решила «потренироваться» на своих учениках в «Звездном» – выяснила, что они считают достопримечательностями Хабаровска. Как оказалось, нынешняя молодежь вместо традиционных мест-символов: утеса, привокзальной площади с памятником Хабарову и мостом через Амур все чаще называет такие новоделы, как «Платинум» или «Ерофей» арены, ТРЦ «Броско молл».
Всего в азбуку войдут 126 рисунков и 32 стихотворения. Сейчас идет активная работа в типографии: выверка, предпечатная подготовка. Первый тираж – девять тысяч экземпляров. Уже планируется и второе издание, которое хотят дополнить, к примеру, вставками с наклейками для интерактива.
165 идей представили жители Хабаровского края на всероссийский конкурс «Сильные идеи для нового времени» в этом году. Эксперты отобрали шесть лучших – они попадут в общероссийскую копилку инициатив. Из 1000 перспективных идей со всей страны в шорт-лист пройдут 100 – их представят на итоговом мероприятии форума в Москве 28 – 29 июня. В рамках пленарного заседания авторы презентуют десять проектов и пять брендов инициатив президенту Владимиру Путину.
От экскурсий по закулисью аэропорта до образовательных программ в колледжах и университетах – таков охват идеи, которую представил заместитель исполнительного директора по коммерции, качеству и сервису АО «Хабаровский аэропорт» Юрий Кондратчик, внук первого в мире летчика-космонавта Юрия Гагарина.
Производственные экскурсии по аэропорту должны разбудить в подростках и детворе тягу к небу. Во время такого визита можно будет проделать весь путь от зала регистрации до момента посадки в самолет, узнать как проходит предполетная подготовка, познакомиться с техникой и специалистами, работающими в аэропорту, увидеть, как организован досмотр пассажиров и даже побывать в кабине пилота.
«Именно Хабаровск является историческим центром авиации на Дальнем Востоке. Благодаря стратегии России разворота на восток возникают новые перспективы и новые вызовы, реализуются масштабные проекты развития аэропортовой инфраструктуры, осваивается выпуск новых воздушных судов, идет освоение беспилотников – все это требует кадрового обеспечения. Наш проект и призван частично решить эту проблему. Последние пару лет занимаемся активным взаимодействием с учебными учреждениями, с прошлого года организованы экскурсии в рамках профориентационных программ, привлекаем учащихся к разным мероприятиям на территории аэропорта, и уже видим результаты работы – ребята принимают решение о трудоустройстве», – сообщил Юрий Кондратчик.
Автор идеи – проректор КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» Андрей Ковалевский.
Полигон креативных компетенций – это образовательно-производственный кластер, который объединит местные креативные площадки, заинтересованную молодежь, существующие сообщества и создаст необходимую коммуникацию с внешними партнерами и бизнесом. Полигон призван стать творческой базой по направлениям - полнометражная анимация, кинопроизводство, создание медиаконтента.
«Проект способен в сжатые сроки подготовить специалистов и профессиональные команды для креативной экономики края. В рамках совместной работы с образовательными учреждениями Хабаровского края будут проходить производственные практики, стажировки, соревнования профессионального мастерства. Обучающиеся полигона научатся создавать продукты российского и международного уровня. После открытие полигона планируется создание колледжа креативных индустрий – таким образом, получится полноценная система подготовки специалистов для экономики региона», – рассказал Андрей Ковалевский.
Автор идеи – начальник отдела согласований технических условий, заключений и НИОКР ФБУ «Администрация Амурводпуть» Альвина Кейпан.
Настольная игра-викторина о судоходстве по Амуру. Рассчитана на возраст участников от шести лет, сделана на основе реального участка реки, с реальными условиями плавания. Помимо знакомства с навигационными знаками и основами судовождения, участники игры попутно узнают интересные факты о регионе.
«Игра помогает на раннем этапе профориентирования детей, а также привить любовь к родному краю. Планируем серию подобных игр, посвященных рекам Дальнего Востока – например, Зее и Лене», – уточнила автор идеи.
Автор идеи – предприниматель, член общины КМНС «Хотон Меу» Екатерина Кай.
Хагдун андахасал переводится как «дом друзей». Цель проекта – создать единое пространство для знакомства с традициями, культурой, особенностями быта, родными языками коренных малочисленных народов Севера. В деревне будут построены восемь дворов в стиле различных коренных и малочисленных народностей, проживающих в Хабаровском крае. В каждом дворе вместе с традиционными постройками предусмотрены помещения для мастер-классов, спортплощадки. Здесь можно будет попробовать национальные блюда, пострелять из лука, покататься на оленьих и собачьих упряжках. Все дворы соединят одним туристическим маршрутом.
«На Дальнем Востоке нет подобных объектов, где бы на одной площадке были собраны все народы, проживающие в одном регионе. Это популяризация быта и культуры КМНС для нас и потомков. Хотим в будущем нарастить количество дворов до 40 дворов – это все КМНС Дальнего Востока», – рассказала Екатерина Кай.
Автор идеи – руководитель отдела продаж ООО «Авантелеком» Ольга Олешко.
Голосовой ассистент на базе ИИ должен стать единым первым рубежом обработки обратной связи от граждан по вопросам работы органов власти на федеральном и региональном уровне. Обратившийся на линию может рассказать о проблеме в свободной форме, а голосовой ассистент передаст запрос в соответствующую инстанцию. Эффект от внедрения – минимизация потерь обращений, снижение нагрузки на специалистов колл-центра, получение оперативной обратной связи от населения, для граждан – это уменьшение времени ожидания, получение информации более удобным способом, повышение лояльности.
«По статистике Росстата за прошлый год, лишь 56% людей старше 50 лет могут активно использовать интернет-сервисы, в том числе государственные. Наш голосовой помощник поможет записаться на прием к врачу или вызвать врача на дом, получить консультацию или пожаловаться на некачественную услугу. Не нужно личное присутствие, не нужен интернет для подачи обращения для включения в эту систему – надо один раз позвонить. Это удобно и населению, и властям», – уверена автор идеи.
Автор идеи – директор АНО «Агенство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края Андрей Дымченко. Соавтор идеи – замдиректора по развитию инноваций АНО Агентство привлечения инвестиций и развитию инновация Хабаровского края Дмитрий Симон.
Проект «Цифровой кампус» – это интеграция науки и бизнеса, это единая информационная среда вузов, кампусов, школ и учреждений дополнительного образования. Всё, что необходимо студенту, ученику для получения знаний и организации досуга, можно будет сделать в одном приложении.
«Создание единого студенческого пропуска для бронирования площадок, лабораторий, спортзалов, библиотек дает возможность пользоваться благами более сильных институтов для всех, кто в системе. Это еще и механизм монетизации – сдача в аренду пустующих площадей. На выходе вузы сокращают расходы на содержание инфраструктуры. Объединение системы создает конкуренцию не только между студентами, но и для бизнеса – можно закидывать на платформу небольшие заказы для студентов. На выходе студенты знают, что такое бизнес. В пилотном проекте уже дал согласие участвовать Тихоокеанский государственный университет и Дальневосточный государственный университет путей сообщеия, – объяснил Дмитрий Симон.
Команда, разрабатывающая идею цифрового кампуса, в прошлом году тоже участвовала в конкурсе «Сильные идеи для нового времени» с проектом «Госпартнер». По итогам конкурса эта идея вошла в топ-100 по России. И пусть в первую десятку проект не выбился, он реально работает и развивается, принося пользу. На данный момент проект запущен на стадии пилотирования.
Проект «Госпартнер» – это альтернативный механизм по получению в аренду государственной недвижимости для ведения бизнеса за счет применения инновационных технологий. Идея проекта предполагает начисление арендной платы за использование имущества в режиме «онлайн», что позволит сократить сроки проведения процедур по получению имущества в аренду.
«Проект “Госпартнер” – это когда люди платят не фиксированную ставку, а процент с выручки. Запустили пилот: в рамках одного из госучреждений помогли сдать площадь в аренду, поставили вендинговый аппарат и с бизнесом договорились, что он полностью передает нам данные, сколько у него выручка на этой территории. Теперь мы сможем определить, сколько бы он платил за аренду, если б он платил процент от выручки. Сейчас законодательство запрещает использовать такой механизм, поэтому пока мы теоретизируем, но мы на финальной стадии подачи заявки в Минэк РФ для получения статуса экспериментально-правового режима. Главное – не останавливаться и продолжать развивать проект, главное, чтобы инициаторы горели своей идеей», – добавляет Симон.
Арендное жильё
Наиболее высоким уровнем безработицы в ДФО традиционно отличаются Бурятия и Забайкальский край (Таблица 1). В апреле президентом РФ было поручено принять решение о финансировании до 2030 г. реализации программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессионального обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки по наиболее востребованным профессиям в данных двух субъектах – не менее чем для 10 500 человек в Забайкалье и не менее чем для 15 800 человек в Бурятии.
Следует отметить, что в мае правительство распорядилось выделить в текущем году 87 млрд рублей на реализацию программы льготной аренды жилья в дальневосточных регионах. Данный проект также предназначен для создания дополнительных привлекательных условий на дальневосточном рынке труда. На выделенные средства должны быть приобретены акции корпорации «ДОМ.РФ», которая сможет выкупать у застройщиков квартиры с готовой отделкой и мебелью, а затем передавать их в аренду региональным операторам программы.
Аренда квартир будет субсидироваться из федерального и регионального бюджетов. В рамках программы планируется построить не менее 10 тыс. арендных квартир. Арендное жилье на льготных условиях будет предоставляться молодым специалистам, представителям востребованных в ДФО профессий, а также студентам. Такое жилье предполагается строить во всех дальневосточных регионах.
Нерешенным до конца пока остается вопрос газификации дальневосточных регионов. В марте во рабочего время визита вице-премьера, полпреда президента в ДФО Ю.Трутнева в Бурятию обсуждались перспективы газификации республики, а также соседнего Забайкальского края. Председатель правления ПАО «Газпром» А.Миллер заявил о готовности компании провести магистральный газ в данные регионы в 2029-30 гг., но при условии принятия в текущем году инвестиционного решения о строительстве газопровода «Сила Сибири - 2».
Напомним, что газопровод «Сила Сибири - 2» предполагает поставки газа в КНР через территорию Монголии в объеме до 50 млрд куб. м в год. В качестве ресурсной базы могут выступить месторождения Ямала, Ковыктинское месторождение в Иркутской области и месторождения Красноярского края. Однако проект все еще находится под вопросом, в том числе он не был согласован в ходе визита в КНР главы правительства М.Мишустина в мае. В настоящее время отсутствуют заключенные контракты, не определены сроки предполагаемого строительства. В «Газпроме» ранее сообщали только о продолжающейся разработке сметной документации по проекту. В то же время неоднократно подчеркивалось, что для китайской стороны предпочтительными были поставки по «Силе Сибири - 3» – газопроводу с Сахалина, не требующему инвестиций в трубопроводную инфраструктуру. В мае стало известно, что правительство КНР в качестве альтернативы «Силы Сибири - 2» рассматривает проект газопровода через Центральную Азию из Туркменистана «Линия D».
Потребность Бурятии и Забайкалья в газе оценивается в 3,5 млрд куб. м в год. Газовую трубу предполагается проложить от поселка Наушки на границе с Монголией (Кяхтинский район Бурятии) на 250 км в северо-восточном направлении до Улан-Удэ, и далее еще на 450 км до Читы.
Минэнерго и «Газпром» тем временем намерены скорректировать Восточную газовую программу[1] в целях ускорения газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 2021 г. уровень газификации Дальнего Востока был оценен в правительстве в 18% при общероссийском показателе – свыше 70%.
Кроме того, согласно поручениям президента РФ В.Путина, данным по итогам совещания о развитии дальневосточных городов, прошедшего 14 марта, правительство должно в рамках программы «Чистый воздух» завершить в 2025 г. перевод частных домовладений в Чите (к 2026 г. – в Читинском районе) с печного (угольного) на газовое отопление, субсидировать в 2024-28 гг. затраты граждан в Улан-Удэ на перевод домов на газовое отопление, а сетевым организациям – субсидировать затраты на модернизацию электросетевого хозяйства. При этом при участии «Газпрома» и властей регионов должны быть разработаны дорожные карты газификации Бурятии и Забайкальского края до 2032 г., города Северобайкальска до 2030 г. (в Бурятии) и города Тынды в Амурской области (до 2027 г.).
В Камчатском крае в рамках реализации мероприятий по социальной газификации частных домовладений планируется подвести газ к границам 2,3 тыс. домовладений на территории Елизовского городского поселения, Николаевского сельского поселения, села Сосновка (Елизовский район). В текущем году предполагается газифицировать 221 домовладение. «Газпром» проводит мероприятия в рамках программы развития газоснабжения и газификации края на 2021-25 гг. Так, для газификации поселка Раздольный (Елизовский район) строится газопровод-отвод с газораспределительной станцией (ГРС), ведется подготовка к газификации котельных в Вилючинском городском округе – планируется строительство межпоселкового газопровода для газификации муниципальных и ведомственных котельных. «Газпром» разрабатывает проектную документацию на газопровод.
Напомним также, что полуостров предполагается газифицировать за счет СПГ. В бухте Бечевинская предполагается создать перегрузочный комплекс СПГ компании «НОВАТЭК», который должен стать частью цепочки поставок СПГ из Арктики на экспорт. На текущий момент по данному проекту разрабатывается проектная документация. Также завершается строительство инфраструктуры – плавучего хранилища газа, подходного канала протяженностью 6 км и причала.
Продолжается работа над повышением эффективности «северного завоза» для отдаленных территорий с помощью разработки законодательной основы данных мероприятий. Госдума в конце марта в первом чтении приняла разработанный Минвостокразвития законопроект «О северном завозе». Он предполагает распределение полномочий по выполнению «северного завоза» между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, закрепление приоритета за грузами жизнеобеспечения, введение трехлетнего цикла планирования завоза грузов и перевод работы в данной сфере на цифровую основу. Планируется, что закон вступит в силу 1 сентября 2023 г.
На законодательном уровне проект предлагает закрепить понятия «территории северного завоза» и «территории с ограниченными сроками завоза грузов». Перечень таких территорий предстоит утвердить правительству на основании предложений глав регионов. Под «северным завозом» подразумевается комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов. География северного завоза охватывает 25 регионов, доставка грузов в которые осложняют слабо развитая транспортная инфраструктура и климатические условия. Ежегодно в данные регионы доставляется более 3,4 млн тонн жизненно важной продукции для 3 млн жителей. На Дальнем Востоке к территориям Крайнего Севера, где осуществляется северный завоз, относятся Якутия, Чукотский АО, Магаданская область, Камчатский край, город Оха, Охинский, Ногликский, Курильский, Северо-Курильский, Южно-Курильский городские округа Сахалинской области, Аяно-Майский и Охотский районы Хабаровского края. Входит в эту группу также Катангский район Иркутской области.
Законопроект предусматривает создание единого морского оператора северного завоза, призванного обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами и перевозку речным транспортом. По согласованию с федеральным координатором, в качестве которого выступит Минвостокразвития, оператор будет утверждать маршрут и график движения судов.
Документ также разделяет грузы северного завоза на три категории, в зависимости от их важности для нормальной жизнедеятельности в регионах. К первой категории предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики регионов. К ним относятся социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать правительство РФ. Ко второй категории относятся грузы для государственных и муниципальных нужд. Третью категорию будут составлять все иные грузы, не включенные в первую и вторую категории.
Кроме того, предполагается создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз») для обеспечения обработки и анализа информации о северном завозе, мониторинга движения грузов и своевременного выявления рисков возникновения сбоев в поставках. На ФГИС предполагается выделить 819,5 млн рублей (176,3 млн рублей в 2024 г., 314,1 млн рублей в 2025 г., 329,1 млн рублей в 2026 г.). После ввода в эксплуатацию обслуживание ФГИС оценивается в 24,7 млн рублей в год.
Законопроект предусматривает субсидии из федерального бюджета на ФГИС «Северный завоз», на возмещение компаниям доходов, недополученных из-за льготных тарифов на перевозки грузов, на содержание инфраструктуры. Так, «РЖД» на возмещение издержек от льготных тарифов на перевозку моторного топлива из федерального бюджета будет выделяться 1,7 млрд рублей в год. Юридические лица за предоставление скидок на перевозку грузов северного завоза между Санкт-Петербургом и Мурманском во Владивосток или порт Восточный и на расходы на судозаход будут получать 560 млн рублей в год. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях оценивается в 2,2 млрд рублей в год.
Правительство также должно определить перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Их финансирование планируется осуществлять с 2026 г. в полном объеме. Расходы федерального бюджета на содержание (ремонт и капитальный ремонт) данных объектов в 2026 г. оцениваются предварительно в 7,4 млрд рублей (на год). В дальнейшем ожидается, что подготовка объектов инфраструктуры будет обходиться примерно в 8 млрд рублей в год. Такие объекты включают внутренние водные пути, автомобильные дороги, аэродромы, находящиеся в федеральной собственности.
В апреле магаданский парламент выдвинул поправки к проекту федерального закона о северном завозе. Так, текущая версия законопроекта содержит критерий определения территорий с ограниченными сроками завоза грузов – отсутствие автодорог. Но в Магаданской области к таким территориям относятся только Северо-Эвенский муниципальный округ и часть Ольского муниципального округа (села Ямск и Тахтоямск). Спикер магаданской областной думы С.Абрамов («Единая Россия») указал на то, что под действие законопроекта должны попадать не отдельные районы, а целые субъекты – в которых отсутствует железнодорожное сообщение. К таким регионам, помимо Магаданской области, относятся Чукотский АО и Камчатский край.
Также в магаданской областной думе предлагают ввести в законопроект норму, предусматривающую финансовую поддержку северного завоза в некоторые регионы Дальнего Востока – компенсацию затрат на перевозку грузов первой категории, к которым относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики[2].
Дополнительная федеральная поддержка направляется для реализации образовательных проектов, в том числе создания крупных университетских кампусов на Дальнем Востоке. В апреле Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту строительства студенческого кампуса «СахалинTech» Сахалинского государственного университета в Южно-Сахалинске, который планируется возвести в рамках национального проекта «Наука и университеты». Проектно-сметная документация предусматривает возведение кампуса на территории квартала между улицами Антона Буюклы, Комсомольской и Музейной, Коммунистическим проспектом.
Кампус будет состоять из учебного и учебно-лабораторного корпусов, в его составе предусмотрены библиотека, актовый зал, спортивные и конференц-залы, музей естественно-научного профиля и оранжерея. Застройщиком выступит Корпорация развития Сахалинской области (принадлежит областному Минимущества). Кампус предполагается построить на месте бывшего Дома офицеров, а студенческий городок (общежития) – на проспекте Победы. Строительство объектов должно начаться в текущем году, завершить работы планируется в 2025 г.
В Бурятии в 2024-27 гг., согласно поручению президента, должно быть обеспечено строительство университетского кампуса за счет средств федерального бюджета. В начале текущего года также сообщалось о планах создания университетского кампуса Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) в Чите. Спикер краевого Заксобрания Ю.Кон сообщал о наличии предварительных договоренностей с федеральным центром о финансировании в размере порядка 17 млрд рублей. Новый кампус может быть построен в 2028-29 гг. Пока не определена территория для его размещения.
Во Владивостоке в конце мая было окончено строительство образовательного комплекса на острове Русский, его общая площадь составила 90 тыс. кв. м. Комплекс включает девять зданий – филиалы Московской государственной академии хореографии и Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, общеобразовательную школу с бассейнами, два интерната для учеников, общежитие для студентов филиала Российского государственного института сценических искусств, три многоквартирных дома для преподавателей и артистов. До сентября будет реализовываться этап подготовки учреждений к новому учебному году. Следует напомнить, что образовательный комплекс является частью культурного кластера во Владивостоке[3]. Культурный кластер состоит из образовательного комплекса на острове Русском и музейно-театрального блока на сопке Орлиное Гнездо, где планируется разместить филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока, школу креативных индустрий и сцену Мариинского театра. Кроме того, территория на острове Русский была недавно включена в ТОР для реализации на ней проекта создания международного детского спортивного центра ЮРАН (ООО «Международный детский спортивный центр – ЮРАН»).
Также в текущем году 15 дальневосточных вузов получат 2,5 млрд рублей в рамках программы «Приоритет-2030». В зависимости от рейтинга, вузы были распределены на группы (от этого также зависит размер гранта). Наиболее крупный грант в 316 246 тыс. рублей (для каждого) предназначен Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова (Улан-Удэ), Морскому государственному университету имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток) и Тихоокеанскому государственному медицинскому университету (Владивосток).
Грант в 210 830 тыс. рублей (для каждого) получат Благовещенский государственный педагогический университет (Благовещенск) и Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский).
Наконец, грант в 158 123 тыс. рублей для каждого университета будет направлен Арктическому государственному институту культуры и искусств (Якутск), Дальневосточному государственному аграрному университету (Биробиджан), Дальневосточной государственной академии физической культуры (Хабаровск), Дальневосточному государственному университету путей сообщения (Хабаровск), Забайкальскому государственному университету (Чита), Приамурскому государственному университету имени Шолом-Алейхема (Биробиджан) и Сахалинскому государственному университету (Южно-Сахалинск).
Правительство выделяет дополнительные средства для поддержки наиболее социально уязвимых групп населения – многодетных семей, пожилых людей, инвалидов. В марте глава правительства М.Мишустин подписал постановление об утверждении правил предоставления межбюджетного трансферта Приморскому краю на финансовую помощь многодетным семьям, выплачивающим ипотеку. Семьи, в которых после 1 января текущего года родится третий ребенок или последующие дети, могут получить на погашение кредита 1 млн рублей. Напомним, что решение об увеличении утвержденной на федеральном уровне выплаты для погашения ипотеки приморским многодетным семьям с 450 тыс. до 1 млн рублей в период до 31 декабря 2025 г. было принято в рамках реализации стратегических инициатив правительства по преодолению негативных тенденций и обеспечению роста численности населения Дальнего Востока. Приморский край был выбран в качестве пилотного региона для введения таких выплат.
Также в текущем году ряд дальневосточных регионов получит средства на строительство домов-интернатов для инвалидов и пожилых людей. Распоряжение правительства было подписано в середине апреля. Наибольший объем средств будет направлен Магаданской области (около 713 млн рублей) и Якутии (более 469 млн рублей). Бурятия получит на данные цели свыше 186 млн рублей, Иркутская область – более 123,8 млн рублей, а Еврейская АО – свыше 109 млн рублей. В целях решения проблем с организацией помощи мобилизованным гражданам в городах-региональных центрах по инициативе федерального центра с 1 июня были открыты отделения фонда помощи ветеранам боевых действий «Защитники отечества». Их работа направлена на оказание помощи по таким направлениям как юридическое сопровождение, получение мер социальной поддержки, социальная адаптация, трудоустройство, обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями и средствами реабилитации, содействие в получении услуг по медицинской реабилитации, психологическая помощь.
Таблица 1. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,4 |
75 517,4 |
Сибирский федеральный округ |
3,6 |
8 189,1 |
Иркутская область |
3,9 |
1 133,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,9 |
4 112,1 |
Республика Бурятия |
6,9 |
407,3 |
Забайкальский край |
6,8 |
484,6 |
Республика Саха (Якутия) |
5,8 |
512,4 |
Еврейская авт. область |
3,9 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,0 |
Сахалинская область |
3,0 |
272,4 |
Амурская область |
3,0 |
407,9 |
Приморский край |
2,6 |
967,9 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,7 |
Камчатский край |
2,2 |
165,1 |
Хабаровский край |
2,0 |
710,5 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, утверждена в 2007 г., работу по реализации курирует «Газпром».
[2] Социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Их перечень будет утверждать правительство.
[3] Генеральным подрядчиком строительства выступает компания «Стройтрансгаз», подконтрольная Г.Тимченко.
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.
По общему количеству медалей, добытых в профильных олимпиадах за последние годы, подрастающие робототехники Приморья обходят своих сверстников из Москвы, из Санкт-Петербурга и Новосибирска. Чтобы выяснить, как так получается, корреспондент EastRussia посетил региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады во Владивостоке.
Цветы жизни на микросхемах
Гомон детских голосов в одном из корпусов кампуса ДВФУ – верный признак того, что здесь проходит битва юных интеллектов и их детищ: роботов. На кону – попадание в финал Всероссийской робототехнической олимпиады, который в этом году состоится в Челябинске. Отправятся туда девять лучших команд: по три из каждой возрастной категории – младшей, средней и старшей. Конкуренция высока – на старт вышли 82 команды, а это на минуточку – примерно 180 человек и родители в это число не входят.
Младшим из создателей интеллектуальных машин 8 лет, самым старшим – 19. Каждый этап олимпиады имеет свою «легенду» - так в позапрошлом году объединяющей темой стали «Энергоботы» и соответствующие задания из категорий «Энергия дома», «Парковка и зарядка», «Энергетический баланс». В 2022-м: «Роботы помощники» - от робота-спасателя до садовода. Нынешний этап проходит под глобальным девизом «Объединяя мир», а задания так или иначе связаны с морской стихией.
– Ребята должны придумать роботизированные решения, которые будут помогать людям, – рассказывает Юрий Орлов, главный судья этапа олимпиады, директор методического отдела ООО «Центр развития робототехники» (постоянного организатора робототехнических соревнований в Приморье – прим. ред.). – Это задания на экологию, на работу в порту. У младших более «сказочное»: они должны собрать пробы воды, а затем найти «золотой ключик» на дне океана, который поможет кораблю выпустить мальков рыбы ценных пород. У них – в силу возраста и того, того, что они делают первые шаги телеуправляемые роботы – с планшета. Роботы, подготовленные ребятами из старших групп должны выполнять задания автономно.
Задание для робота старшей группы – погрузо-разгрузочные работы в порту. Следуя заданным маршрутом, робот должен найти груз – блоки разного цвета – и погрузить на «большой корабль», затем переместить весь корабль на «рейд», затем проделать похожие манипуляции с «маленьким кораблём».
К выполнению задания подростки готовятся не день и не два – вместе с тренером они строят робота, оснащают его необходимыми механизмами и датчиками, пишут программный код. Казалось бы – в чём соревноваться, если все пришли готовыми? Однако на поведение робота влияет множество факторов – от освещения, до материала «поля» – стенда, по которому движется умная машина. Из-за разного коэффициента сцепления (тренировались на одном материале, а соревноваться приходится на другом) робот может недовернуть, или наоборот – провернуться на месте слишком сильно и манипуляторы уже не смогут захватить «груз» так как надо. К тому же организаторы дают дополнительные – неизвестные заранее вводные – по совершению манипуляций с грузом, перекоммутации проводки итп.
– Основное творчество на олимпиаде остаётся за кулисами, – продолжает Юрий Орлов, – в момент создания робота и написания программы. Здесь проверяется уже то, насколько глубоко ребята вникли в тему, насколько быстро и успешно они могут адаптировать своего робота. Тот, кто сможет лучше перекалибровать своего «питомца», чтобы тот справился с изменившейся обстановкой, и станет победителем. Плюс конечно – уже здесь они должны написать программу для дополнительного задания.
– Совокупность покрытия освещения порождает то, что иногда робот не считывает то, что считывал на нашем поле, и иногда он делает лишний проезд, докручивает колесо, из-за этого разбивается вся программа, - рассказывает Александр Яворский.
– И как оцениваешь шанс на успех?
– Первое место, думаю, не получится занять, потому что есть другой очень сильный участник, но вероятность пройти на Россию, я думаю, у нас есть.
Региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады (ВРО) проходит во Владивостоке уже восьмой раз. С самого начала идейным вдохновителем и организатором этого действа – как впрочем, практически всего «роботодвижения» в Приморье – был и остается Сергей Мун: выпускник ДВФУ, директор «Центра развития робототехники» (ЦРР) и сооснователь «Центра робототехники». «Центр развития робототехники» занимается обучением детей и считается самой крупной на Дальнем Востоке организацией дополнительного технического образования – с 15 филиалами по Приморью, Приамурью и ЕАО. Вторая компания разрабатывает образовательные наборы по подводной робототехнике. Занятия в ЦРР начались в 2014 году и примерно с той поры Приморью нет равных в юношеском роботостроении.
Большая часть команд – как раз воспитанники ЦРР. Индивидуалы – то есть участники, не занимающиеся в каком-либо центре – на таких соревнованиях редкость и не только потому, что робототехника дорогостоящее занятие: набор необходимых комплектующих с датчиками стоит порядка 80 тыс. рублей. Куда важнее наличие тренера – вряд ли кто-то из родителей может похвастаться продвинутыми познаниями в строительстве и программировании роботов.
– За всю историю этих ВРО по количеству медалей высокого достоинства мы находимся на 1 месте в стране, - очень спокойно, буднично рассказывает Сергей. – Приморский край опережает всю Москву, Питер, Новосибирск, Челябинск.
Это связано отчасти с тем, что мы крупные. У нас много филиалов, много детей занимается – порядка трёх тысяч, а чаще всего можно встретить «кружковую» модель, где по 100-200 человек занимается, максимум может быть 300 или 500. Но что ещё важнее – у нас много тренеров, и это сильные тренеры, потому что они тоже много соревнуются между собой. Дети – они все хорошие, но основное наше преимущество в тренерах.
Ещё одно отличие «приморской школы» в том, что ЦРР делает ставку на постоянную длительную работу с детьми – от этапа с простейшими заданиями, вплоть до начальной специализации – погружению в программирование, схемотехнику, участие в совместных больших проектах.
– И даже не в медалях цель, хотя так исторически сложилось, что мы любим разные соревнования и активно в них участвуем, – продолжает Сергей. – У детей должна быть возможность развиваться в том направлении, которое природой заложено или в котором им просто интересно.
У нас в стране система дополнительного технического образования как была в 90-х разрушена, так и не была толком восстановлена. Был сильный провал, из-за которого подготовка инженерных кадров сильно пострадала. Сейчас появились и другие модели технического образования – Кванториумы, IT-кубы. У них немного другая система – они стараются пропустить через себя как можно больше детей, чтобы как можно больше подростков попробовали, потрогали – что такое робототехника и смежные сферы.
Я не говорю, что у нашего Центра государственные какие-то задачи, прежде всего это ориентация на детей, на людей, которые хотят реализоваться, как будущие инженеры или просто даже хотят получить всестороннее развитие.